FESCO добавила новую точку на маршруте Baltorient Line по пути из КНР в Санкт-Петербург. Это порт Мундра, расположенный на западе Индии на берегу залива Кач Аравийского моря.
Первый заход судна FESCO в Мундру состоялся 21 мая – теплоход, вышедший из Китая в направлении Санкт-Петрербурга, зашел в индийский порт. На его борту товары народного потребления, продукция предприятий лесопромышленного и химического комплексов, а также металлургической промышленности.
Предполагается, что суда FESCO будут курсировать по данному направлению раз в месяц. В дальнейшем ожидается увеличение регулярности в два раза. Транзитное время на маршруте составляет 25 дней.
Пандемия коронавируса и контейнерный дефицит, вызванный отложенным спросом и торговым дисбалансом между Китаем и США, серьезно повлияли на рынок грузоперевозок во всем мире. Для сохранения своих позиций многие компании начали перестраивать свою работу. В 2021 году Транспортная группа FESCO превратилась из собственника подвижного состава в гибкого логистического провайдера, способного обеспечить для своих клиентов цепочку поставок любой сложности и полностью удовлетворить потребности грузоотправителей в постоянно меняющейся конъюнктуре рынка. Портфель сервисов по отправке грузов FESCO — яркий тому пример.
Сборные грузы
Как отмечают специалисты FESCO, в условиях пандемии COVID-19 рынок начинает перестраиваться, и грузоотправители ищут любую возможность, чтобы снизить издержки. Среди клиентов транспортных компаний все большей популярностью начинают пользоваться сервисы сборных грузов.
Еще год-полтора назад компаниям-отправителям было выгодно брать двадцатифутовый контейнер и отправлять его по назначению полупустым. Это позволяло сократить время доставки и почти не влияло на цену. Сейчас ситуация изменилась. Контейнерный дефицит поднял стоимость отправки 20-футового грузового контейнера в 10–12 раз (до 7 тыс. долларов). Одновременно с этим сроки ожидания порожнего контейнера выросли до 10–20 дней.
В этих условиях именно у небольших компаний сборные сервисы начали пользоваться большим спросом. И это не удивительно, ведь каждый стремится сэкономить. Во-первых, отправка груза в сборке обходится клиенту дешевле, чем аренда отдельного контейнера. При этом точка безубыточности для клиента при отправке сборным сервисом сейчас составляет 19 кубометров. Во-вторых, даже в условиях жесткого контейнерного дефицита движение сборных грузов осуществляется по регулярному расписанию, в то время как ожидание на отправку в индивидуальном порядке может занимать от 2 недель. Клиенты часто пользуются сборными сервисами для отправки более 20 кубометров грузов, так как в этом случае они получают минимальный срок ожидания порожних контейнеров, а сам груз отправляется точно в срок.
Контейнерные поезда
Крупные сети и объединения поставщиков могут позволить себе отправку груза большими партиями, арендуя контейнеры и даже целые контейнерные поезда. Впервые контейнерный поезд из Владивостока в Москву FESCO отправила еще 2009 году. Сервис получил название FЕSCO Moscow Shuttle (FMS). За 12 лет его работы было отправлено 5 тыс. контейнерных поездов и доставлено 700 тыс. груженых контейнеров.
В 2019 году FESCO отправила первый полносоставный контейнерный поезд с грузами из Южной Кореи в Европу. Тогда 62 сорокафутовых контейнера были доставлены во Владивосток из Пусана регулярной морской линией FESCO. По прибытии во Владивостокский морской торговый порт контейнеры были перегружены на железнодорожные платформы, из которых сформировали поезд, проследовавший в Санкт-Петербург. Оттуда контейнеры отправились морскими сервисами FESCO в порты Нидерландов, Бельгии и Германии.
Также FESCO совсем недавно запустила железнодорожные сервисы по Транссибирской магистрали. Одним из главных достоинств этого маршрута является экономия времени. Срок доставки груза из Азии в Европу по железной дороге составляет примерно 30 дней, что на 2 недели быстрее альтернативного маршрута через Суэцкий канал (40–45 дней).
К преимуществам железнодорожных перевозок можно также отнести частоту отправок и минимальные сроки обработки грузов на терминалах. Транспортная группа FESCO отправляет более 70 контейнерных поездов еженедельно из Владивостока, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Красноярска, Хабаровска, Узбекистана и Китая.
Колоссальный опыт
Но FESCO это не только контейнерные перевозки. В портфолио компании колоссальный опыт в проектной логистике. На счету специалистов FESCO доставка таких крупногабаритных и тяжеловесных грузов, как крекерные колонны для газового завода в Ямало-Ненецком автономном округе, морские портовые буксиры, подводные лодки и даже плавучий космодром.
В 2020 году FESCO организовала доставку для АЭС «Руппур» в Бангладеш. Для реализации проекта специалисты FESCO разработали индивидуальную схему транспортировки корпуса реактора весом 347 тонн, парогенератора весом 334 тонны, компенсатора давления весом 191 тонну и полярного крана весом 80 тонн. Оборудование было погружено в порту Новороссийска на крановое судно и проследовало до порта Монгла, откуда было перегружено на речные баржи для дальнейшей транспортировки по внутренним водным путям республики Бангладеш. До строительной площадки оно было доставлено на модульных автопоездах. Корпус реактора был выгружен с баржи единственным в стране краном грузоподъемностью 600 тонн, который FESCO специально перевезла для этой операции.
В 2021 году специалистами компании была обеспечена транспортировка крупногабаритного тяжеловесного оборудования для Ереванской ТЭЦ: газовой турбины весом 205 тонн, трансформатора весом 182 тонны, генератора газовой турбины весом 169 тонн, генератора паровой турбины весом 148 тонн и конденсатора весом 85 тонн.
Уникальность операции заключалась в том, что она проводилась в условиях военных действий и ограничений, связанных с пандемией коронавируса.
Интермодальные перевозки
Пандемия и кризис на контейнерном рынке оказали влияние не только на транспортные компании. Импортеры товаров вынуждены отказываться от «раздувания» складских остатков и стоков, «замораживающих» деньги в товаре до момента продажи. Запчасти, комплектующие, электроника, подарки и т.п. все чаще ввозятся в количестве необходимом для рынка, чтобы не «пылиться» на складах до следующего сезона. Компании перестраивают свою логистику, переходят к эффективным закупкам и более детальному анализу потребителя продукта. В зависимости от типа груза, сроков и ценовых предпочтений грузоотправители выбирают наиболее подходящие способы доставки.
На рынке представлены самые разные варианты: мультимодальный сборный сервис «море и железная дорога», занимающий 35–45 суток, сборный сервис прямого железнодорожного отправления из Китая, с транзитным сроком 20–25 дней, сборный сервис «море и авиа», со сроком доставки 8–10 дней, а также прямая авиасборка за 5 дней. FESCO не только организовывает транспортировку грузов, но и предоставляет услуги хранения на складе и доставки «от двери до двери». Любой грузоотправитель найдет для себя оптимальный вариант.
Сам себе импортер
В условиях конкуренции некоторые компании еще радикальнее перестраивают свою работу. Если раньше они закупали товары в Москве у крупных игроков и отправляли их на Сахалин, Камчатку, Курилы, в Магадан, то теперь они готовы сами стать импортерами, ведь сделать это стало намного проще. FESCO может доставить груз из любой точки мира, а специалисты компании помогут с его оформлением на таможне.
Узнайте больше о нюансах и возможностях доставки по телефону
8 (800) 511-84-96 (бесплатно по России).
Оформите заявку на отправку сборных и контейнерных грузов по телефону или на сайте FESCO
Кажется сложным писать об очередной годовщине нечто новое, чтобы не повториться. Однако если мы говорим об Индии, то задача упрощается. Страна с растущим политическим влиянием в глобальном масштабе, молодым и активным населением, технологической модернизацией, пятой экономикой мира, современной армией привлекает к себе внимание как соседей, так и развитых государств вдалеке от Республики Индия. И в описаниях государства субконтинента Индостан всё в большей степени используется термин «самая большая демократия в мире». Поэтому уместно заметить, что День Республики Индия это и своеобразный день демократии.
Не следует забывать, что об Индии как о демократическом государстве заговорили, только после коллапса Советского Союза, когда Нью-Дели необходимо было искать новых союзников и партнёров. Стоит указать и на то, что государство сохраняло корректные отношения с Западным миром и в период более тесных отношений с Советской Россией, но тогда она почему-то не считалась полноценной демократией в глазах Вашингтона, Лондона и иных представителей Запада.
Вопрос об истоках демократии в Индии остаётся предметом дискуссии. Стоит отметить, что и в части общественного сознания и научного сообщества бытует мнение о том, что якобы английские «просветители» вместе с колонизацией привнесли начало демократии «отсталым» народам Индостана. Возможно поэтому стоит вспомнить некоторые исторические вехи древнейшей из ныне существующих цивилизаций.
Начало истории народов Индостана отсчитывают с периода возникновения Хараппской (Первой) индийской цивилизации, начало которой датируется 3800-3600 лет до н. э. и даже более ранними сроками. Археологические раскопки в городах Махенжо-Даро, Ракхигархи, Хараппа и иных поселениях дали основания полагать в качестве гипотезы, что это была нетипичная социальная система. В древнем индийском обществе были понятия о социальной справедливости, а правление осуществлялось, говоря современным языком, органами власти, а не единоличным правлением некоего царя или диктатора.
Угасание Первой индийской цивилизации совпало с переселением на территорию Индостана арийских племён и с этих времён народам, населяющим территорию современной Индии, когда-то осознанно, а чаще стихийно пришлось формировать терпимое отношение к иным мнениям и верованиям. Это Период вед (священных писаний, не сотворённых человеком), который датируется 1500-500 гг. до н. э. Ведическая история даёт представление о мировоззрении древних индийцев в текстах от «Ригведы» до более поздних упанишад, подчёркивая единство человеческих отношений, общества, божественной сути и Вселенной.
Так Индия подошла к периоду ранней древности, который ознаменовался широким распространением духовных и интеллектуальных исканий, а также плюралистичностью мнений в широких слоях индийского общества. Собственно тогда и появились буддизм и джайнизм, а сам индуизм получил новый импульс для дальнейшего развития. Всё это дало толчок для развития культуры и искусств в периоды классической (200 г. до н. э. – 300 г. н. э.) и поздней (300 – 500 гг.) древности, равно как и в период индийского средневековья (500-1200 гг.) началу науки. В это же время Юг Индии достиг небывалого расцвета как в области культуры, так и в разнообразии социальных практик. Об этом в XX веке говорил тамильский политический деятель, участник национально-освободительного движения, Перияр, утверждая, что в тот период в Индии появились общественные отношения, сопоставимое с современными демократическими моделями.
В начале X века Индия столкнулась с исламом. Завоевание части Индостана и возникновение позднее Делийского султаната (1206 – 1526 гг.) также стало поводом для дальнейшей трансформации индийской цивилизации. Как пришедшие мусульмане, которые восприняли и стали отмечать такие индуистские праздники как Холи и Дивали, так и индийцы приняли новую структуру государственного устройства.
Приход к власти других представителей исламского мира, Великих Моголов (1526 – 1707 гг.) также привнес глобальные изменения в жизнь народов Индостана, радикально меняя как чужеземцев, так и коренные народы. Несмотря на критическое отношение к этому периоду в современной Индии среди некоторых представителей научного сообщества, которое более продиктован текущей политической конъюнктурой, нежели чем историческими реалиями, этот период дал многое для цивилизационного развития. Считается, что Великие Моголы (потомки Чингисхана) исповедовали суфизм, который можно назвать наиболее терпимым направлением ислама по отношению к иным верованиям. В определённой степени он резонирует с понятием «бхакти» (личным служением и обращением к господу, не ограниченное религиозной доктриной), которое стало значимым явлением на Юге Индии, а затем и по всему Индостану. Более того, многие не без основания полагают, что и сикхизм возник под влиянием суфизма, а его основатель, гуру Нанак, был знаком с жизнью этого направления в исламе.
Таким образом, можно сказать, что Индия подошла к периоду английской колонизации зрелой и сформировавшейся цивилизацией. Понимание свободы и необходимости, волеизъявления и долга, возможности свободно высказываться и отвечать за свои слова и действия не были чем-то новым в индийском обществе. Естественно, что речь идёт о достаточно идеальной картинке, не упоминающей войны, борьбу за власть, в которой, тем не менее, можно проследить определённую базовую ценность индийской цивилизации – свободу высказывания мнений.
Во время британской колонизации Индия смогла уберечь положительные аспекты культурных и общественных отношений. Именно с позиций сложившихся в Индии отношений можно сказать, да, индийское общество восприняло часть английской правовой культуры, «переварив» её также, как до этого она трансформировала культурные и социальные практики пришельцев более ранних времён. Более того, в первой половине XIX столетия на территории Индостана стало формироваться понимание того, что индийские народы представляют собой, несмотря на все различия, удивительное единство, несмотря на множество различий.
После обретения независимости в 1947 г. и признание Индии республикой в 1950 г. страна упорно и целенаправленно развивает «единство в разнообразии», которое год за годом реализуется из клубка противоречий. В свободном от колониального гнёта государстве прекрасно понимали, что равенство, право на политическое волеизъявление, при сохранении традиции, пожалуй, единственный путь формирования и сохранения индийской нации. Как отметила выдающийся российский индолог Татьяна Шаумян: «Широкий плюрализм мнений и политических взглядов не препятствует, а наоборот способствует успешному движению страны по пути демократии». Фактически всё перечисленное, словно «львиные» колонны царя Ашоки из династии Маурьев укрепляют и государственность, и индийскую демократию.
В какой-то мере уместно упомянуть понятие «дхармы» (пожалуй, второе наиболее часто упоминаемое на санскрите слово после кармы). Слово, которое переводится как «закон», но имеет более широкое трактование. Речь идёт не о некоем законодательном акте, пусть и божественном, но о множестве смыслов: «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия». Впрочем, всё перечисленное можно описать как соблюдение долженствования гармоничного мироустройства и обязанности каждого формировать его.
Такой посыл вполне можно назвать утопией, но Индия год за годом движется к некоему идеалу в общественных отношениях, экономическом развитии, внешней политике и иных сферах. И, что самое главное, свою идеальную модель, страна, несмотря на давление внутренних проблем и внешних факторов, определяет самостоятельно. Это позволило государству Индостана пережить кровавый передел на две страны после обретения независимости, тяжёлые войны, годы политической нестабильности и вопиющую бедность, и показать миру образец выстраивания общества далёкого от европоцентричных шаблонов. Интересно, что американский исследователь Роберт Каплан так написал об Индии: «...Её демократия уже доказательно явила достаточную гибкую прочность и способна выдержать грядущие мятежи и местное безвластие».
Пока страны Запада вольно или невольно делают выбор между погружением в неоархаику или построением корпоративного фашистского общества, Индия выстраивает социальные структуры нового столетия, ориентируясь более на свой цивилизационный код. Духовность, соборность индийского общества это не некие экзальтированные практики. Это – способ выживания, противоположенный таким инструментам как «разделяй и властвуй» и «выживает сильнейший».
И, рассматривая Индию, которая пусть и с огромными трудностями, но выстраивает новое общество, стоит задаться вопросом: «Являются ли навязываемые Западом демократические модели единственными верными?» Очевидно, что в сравнении с Индией сегодняшний Запад с культурой отмены, унижением слабого, разрушением личности в угоду индивидуальности, неравновесной экономикой и иными социальными «перекосами» скорее напоминает напоминает Рим во времена его упадка, нежели общество нацеленное в будущее.
Всю сказанное, не попытка объявить Республику Индию равно как индийскую цивилизацию единственным путём решения мировых проблем или личного просветления. Однако стоит заметить, что взвешенность внутриполитического курса и устойчивость к внутренним проблемам это следствие длительной истории, в ходе которой, индийская нация век за веком выстраивала свой дом. Всё это делалось с верой в свои базовые ценности, поиском и духовных основ, и основ демократии в своих достижениях и неудачах. Возможно, именно такой подход и делает Индию, вне зависимости от партийной принадлежности руководства страны, надёжным союзником для друзей и партнёров.
С Днём Республики, Индия!
Восточный экономический форум (ВЭФ) с 2015 г. стал знаковым событием не только для региона, но и для Российской Федерации, а также многих государств-частников. По словам Премьер-министра Индии Нарендры Моди: «Форум стал ведущей мировой площадкой в сфере развития Дальнего Востока России». Каждый раз встречи во Владивостоке на уровне капитанов бизнеса, представителей государственной власти и руководителей стран представляет из себя нечто новое. Причём, в текущем, 2022 году, специфика проведения самого мероприятия диктовалась не только и не столько замыслом организаторов, сколько ложившейся международной обстановкой и экономической конъюнктурой.
Присутствие Индии на полях ВЭФ-2022 в какой-то степени выглядит рутиной: Нью-Дели достаточно активный участник международных встреч во Владивостоке с года проведения первого мероприятия. Конечно, в этом году на о. Русский не было столь представительной индийской делегации, как это было во время визита премьер-министра Индии Нарендры Моди в 2019 году. Да и в рамках российско-индийских отношений «Диалог Россия-Индия» можно считать рутиной, но рутиной со знаком «плюс». Почему же?
Прежде всего, потому, что речь идёт об обыденной, поступательной работе, как в политической плоскости, так и в сфере экономического сотрудничества. И, соответственно, отсутствие неких «блистательных» событий и «звёздных» участников становится поводом для адекватной оценки и достижений, и недоработок. Хотя, например, участие чрезвычайного и полномочного Посла Индии в России, авторитетного дипломата Павана Капура и замминистра торговли и промышленности Анурага Джейна говорит о достаточно высоком уровне интереса к Форуму. Выступление же отца-основателя компании «Фармсинтез», Викрама Пуния, начинавшего в Иркутске и создавшего фармоператора национального уровня в России, сопоставимо с присутствием селебритиз. Всё-таки индийский бизнесмен стал определённой легендой в деловых кругах.
И даже возвращаясь к обыденности уместно вспомнить, что товарооборот двух стран в прошлом году составил 13,5 млрд долларов США, а за истекшие семь месяцев 2022 г. он уже приблизился к показателям 2021 г., о чём неоднократно вспоминали участники встречи. Конечно, это хорошая новость. Однако и указанная цифра, и иные результаты – это достижения большой политики, которая традиционно доминирует в российско-индийских отношениях. Зам. министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков как раз и указал на то, что в Восточной России из 2700 инвестиционных проектов Индия участвует только в трёх. Как выразился председатель общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик: «Политика рулит большими контрактами».
Анатолий Бобраков, зам. министра по развитию Дальнего Востока и Арктики
фото: Сергей Михайличенко Росконгресс
К большой политике стоит отнести и «большую нефть». Средний показатель ежедневной доставки российской нефти в Индию за I полугодие 2022 г. составил 583 тыс. баррелей, что превышает аналогичную позицию по прошлому году в 15 (пятнадцать!) раз. И насколько большим бизнесом является участие индийских компаний в проектах по добыче углеводородов на Дальнем Востоке России, настолько же здесь можно увидеть и политическую подоплёку и даже персональные отношения Президента РФ Владимира Путина и Премьер-министра Индии Нарендры Моди. Естественно, что подобное утверждение касается и военно-технического сотрудничества. Но достаточно ли этого для достижения товарооборота в 30 млрд долларов США?
Ответ очевиден: подобные условия необходимы, но недостаточны. С учётом разрыва многих направлений экономического сотрудничества после распада СССР в 1990-х гг., сфера двусторонней торговли восстанавливалась крайне медленно. И фактически речь идёт о том, что экспортные и импортные операции, а также инвестиционные потоки между Россией и Индией находятся на полпути к цели. Поэтому замминистра Анураг Джейн подчёркивал важность объединения дальнейших усилий в развитии экономического сотрудничества и его продолжении. Его тезис поддержал и глава индийской дипломатии в РФ, П. Капур: «Хотя пока мы и не достигаем поставленных задач, но мы продолжаем напряжённый труд в этом направлении».
Паван Капур, чрезвычайный и полномочный Посол Индии в России
фото: Сергей Бобылев, фотохост-агентство ТАСС
И когда руководитель Федерации торгово-промышленных палат Индии, Санджив Мехта, говорил о «качественной революции» в российско-индийской торговле, с одной стороны это можно отнести скорее к благим пожеланиям, а с другой – видением ближайшего будущего, для достижения которого, опять же, необходимы совместные усилия. Поэтому слова индийского предпринимателя можно считать обозначением нового вектора отношений Москвы и Нью-Дели.
В «революционном» контексте и следует воспринимать выступления большинства участников «Диалога Россия-Индия». Это и предложения чиновников (Анатолий Бобраков) о развитии транспортной артерии Северного морского пути (СМП). С ним же перекликается оптимистичный доклад Андрея Великородного, совладельца Crystal Alliance Shipping о восстановлении постоянных сообщений между портами Индии и Тихоокеанской России. Фактически речь идёт о потенциале, который предстоит развивать в течение нескольких лет. С индийской стороны Посол Индии в России Паван Капур также подчеркнул важность создания судоходных линий, которые соединяют индийские порты с российским Дальним Востоком и портами СМП, предложив включить в эту схему и порт Мумбая.
Другая сторона – это существующие направления, обладающие потенциалом развития гораздо большим, нежели текущие возможности. Об этом говорил Викрам Пуния («Фармсинтез»), обозначив готовность повысить производство лекарственных средств в России за счёт увеличения объёма фармсубстанции (базовых веществ в фармацевтической промышленности). Вообще «фарма», несмотря на успешные примеры сотрудничества, – одна из недооцененных высокотехнологичные сфер в российско-индийском сотрудничестве, причём и в производстве дженериков, и оригинальных препаратов и разработке новых молекул.
О схожей ситуации, как ни странно, можно говорить и в области добычи и переработки ископаемых углеводородов. По словам заместителя председателя Правительства Сахалинской области, Антона Зайцева локализация нефтесервиса – сфера, имеющая значительный потенциал развития на российском Дальнем Востоке. Особенно это стало актуальным при введении режима санкций в отношении нашей страны.
В свою очередь большинство участников упомянутой встречи, как с индийской, так и с российской стороны отмечали и главную проблему для дальнейшего расширения торговых связей и инвестиционной составляющей. Несогласованность трансграничных расчётов, проблема конвертации рубля и рупии во внешнеэкономической деятельности становится тем «бутылочным горлышком», которое определяет текущее положение дел. Именно в этом направлении наблюдается «определённый консерватизм», как дипломатично заметил Посол Индии в России Паван Капур.
Так или иначе «Диалог Россия-Индия» постоянно возвращался к теме увеличения торгового оборота до 30 млрд долларов США к 2025 г. По этому поводу в различном оформлении звучала очевидная мысль: наполнить целеполагание большой политики реальным и земным содержанием. «Мы не должны думать только о крупных предприятиях при развитии торговли России и Индии. Есть огромное количество средних и малых предприятий, которые могут развивать сотрудничество», – вполне ясно и конкретно об этом сказал уважаемый Паван Капур.
Следует отметить, что индийские диаспоры во многих странах мира дают значимую прибавку к ВВП государства проживания. Как правило, индийцы за рубежом – это наиболее образованная, инициативная и трудолюбивая часть экспатов. Именно они развивают местный средний и малый бизнес как на уровне заурядного фастфуда, так и на уровне высокотехнологичных производств. Достаточно вспомнить того же Викрама Пуния, который из умирающего предприятия в Иркутске смог создать бизнес федерального масштаба. Как раз о возможности индийцев работать в Тихоокеанской России говорил на пленарной сессии Премьер-министр Индии Нарендра Моди: «Талант и профессионализм индийцев могут привести к стремительному развитию Дальнего Востока РФ».
Онлайн выступление премьер-министра Индии Нарендры Моди на пленарной сессии VII Восточного экономического форума
фото: Станислав Красильников фотохост-агентство ТАСС
И здесь необходимо вспомнить о большой политике и геостратегических ориентирах. По завершении Восточного экономического форума-2022 г. Президент России Владимир Путин достаточно подробно и внятно говорил о глобальных переменах, о трансформации вектора развития, который сегодня имеет очевидную азиатскую направленность. Причём речь идёт о глобальном цивилизационном повороте, когда так называемый Коллективный Запад год за годом утрачивает превосходство не только в экономической сфере, но и в технологиях и науке, идеологии и культурном доминировании.
И, одновременно, мир обретает очертания нового порядка, который может быть более справедливым, в том числе и к тем, кого ещё недавно называли «странами третьего мира». Поэтому, в обращении Нарендры Моди прозвучала фраза: «Весь мир – одна большая семья». В свою очередь для индийской стороны российский Дальний Восток – часть этого мира, где вполне можно работать, а Тихоокеанская Россия и Арктика фундамент, на котором строится привилегированное стратегическое партнёрство в ближайшем будущем.
Про годовщину независимости Индии в 2022 году, как и во все предыдущие годы, уместно сказать, что этот праздник отмечается в непростое для страны время. И действительно, вряд ли у государства, которое добилось свободы от колониального гнёта 15 августа 1947 г., недавно по историческим меркам, был хотя бы один «простой» год. Менялись текущие задачи, менялись оперативные приоритеты, менялись стратегии, но год за годом, десятилетие за десятилетием Республика Индия выстраивала новую государственность на фундаменте древнейшей цивилизации. Текущий, 2022 г. даёт свой специфический фон как внутри страны, так и в международных отношениях Индии.
Практически монопольное положение «шафрановой партии» естественным образом формирует определённый социально-экономический ландшафт. Однако сводить его только к росту национализма, замешанного на радикальном индуизме (хиндутве), не стоит. Нарендре Моди и его соратникам по партии удалось сделать то, что получается далеко не у каждого правительства, как в Индии, так и в иных государствах. Под знаменем БДП получилось мобилизовать нацию на значительные прорывы в области развития социальной инфраструктуры, отдельно можно отметить здравоохранение, локализацию производства вооружения и военной техники, оптимизации транспортной системы, природоохранных мероприятий, образования и высоких технологий, а также в иных сферах. Поэтому лозунг «Неделимая Индия» (Akhand Bharat), несмотря на всю противоречивость воплощения, всё-таки реализуется как проект модернизации государства.
Нарендра Моди, премьер-министр Индии
фото: G20 Argentina
Конечно, говорить о недоработках, провалах и недостатках работы премьер-министра Индии и его кабинета несложно. Однако, не стоит забывать, что индийская государственность существует менее века. Что перед этим была тотальная нищета, которая усугублялась и поддерживалась английскими колонизаторами (Достаточно вспомнить Бенгальский голод 1943 г.). Практически три века британской колонизации породили жуткую безграмотность, необразованность и забитость населения, которая выливалась в стихийные, безуспешные восстания. Затем, после обретения независимости, всегда существовала необходимость постоянной военной готовности, которую диктовала постоянная напряжённость на северных границах страны. Причём обоюдная враждебность с некоторыми соседями, по сути, такое же следствие колониального прошлого, которое отзывается Индии словно радиоактивное заражение. Подобные причины во многом лежат и в основе террористических движений на территории Индостана, с которыми Нью-Дели борется и по сей день.
Отдельно следует выделить и события мировой политики на фоне которых отмечается День независимости Индии 2022 г. Очевидно, что российско-украинский конфликт задаёт тон мировой повестке на весь текущий год. В свою очередь для большинства стран, удалённых от театра военных действий в Восточной Европе, текущая ситуация воспринимается лишь как отдельное явление в более глобальных, тектонических процессах. Поэтому среди представителей индийской нации, выстраивающей себя после веков колониализма, среди ряда политиков и общественных деятелей, исследователей и военных, подобная ситуация сравнивается с Индо-пакистанской войной 1971 г., когда Соединённые Штаты открыто поддерживали Исламабад, направляя вооружения и военную технику.
В этом контексте и следует воспринимать усиление интереса Нью-Дели к сотрудничеству с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), в которой индийская сторона видит возможности укрепления своего потенциала как регионального игрока. Под таким же углом зрения следует рассматривать и активизацию работы в рамках БРИКС и позитивную оценку индийским руководством расширения этой международной структуры. Упомянутое объединение имеет все перспективы для того, чтобы из аморфного блока, сформированного на основе экономических оценок, превратиться в новую политическую силу, в которой Нью-Дели будет играть значимую роль.
Прощание с индийским миротворцем, Судан 2007
фото: United Nations Photo
Адекватная оценка меняющегося миропорядка выражается и в осторожном отношении Индии к любым инициативам применения военной силы. Поэтому глава кабинета министров страны с осторожностью относится и к членству в рамках Четырёхстороннего диалога по безопасности (Quad). Если Нью-Дели и участвует в упомянутом, то с конкретными оговорками, которые направлены в основном на достижение Индией свободы судоходства в Южно-Китайском море. И, естественно, государство Индостана точно не намерено участвовать в создании аналога НАТО в Индийском океане. В силу этого же Нью-Дели самостоятельно и аккуратно пытается выстраивать отношения с Пекином.
Поэтому же в условиях слома старого миропорядка, День независимости воспринимается в Индии и как очередная точка отсчёта для построения новых отношений и точек роста. В этом контексте следует воспринимать и российско-индийские отношения. В них присутствует не только прагматика в виде закупок нефти и участия в разработки месторождений углеводородов. Поле контактов Москвы и Нью-Дели скорее носит мировоззренческий характер. А уже на указанной основе идёт поиск обоюдовыгодных решений. Именно таким образом государственные стратегии «Делай в Индии» (Make in India) и «Действую на Востоке» (Act East) уже наполняются конкретными проектами, будь это совместное производство вооружений и военной техники, будь это участие индийских компаний в освоении Дальнего Востока России. Открытие новых транспортных коридоров, обоюдная конвертация рубль-рупия и многие другие события и решения в текущем 2022 г. только подтверждают это.
В целом же можно как угодно относиться к действующему руководству страны, но очевидно, что Нарендара Моди, равно как и его предшественники и оппоненты в прошлом, руководствуются видением Индии грядущего. Стоит заметить и то, что большая часть правящей элиты постоянно ориентируется на перспективу не столько из-за любви к неким инновационным решениям, сколько в силу понимания того, что индийское государство и нация могут существовать только в процессе постоянной модернизации и обновления при сохранении базовых морально-этических цивилизационных основ.
Возможно в силу изложенного, стоит обращать внимание не только и не столько на взаимоотношения с внешним миром, сколько на индийский взгляд на будущее. Например, концепция «радикальной социальной демократии», предложенная Адитьей Нигамом (Центр изучения развивающихся сообществ, Дели), становится попыткой в XXI веке реализовать идеи Бихара Рамджи Амбедакара и Махатмы Ганди в современном социальном пространстве. Или проект «Пасторальное будущее» Ханванта Сингха Ратора, предложенный для Раджастана. Сюда же можно отнести и построение социально справедливого общества Дорасами Раджа, которое несколько отличается от привычной «левой парадигмы». Подобных «незападных» идей, в том или ином виде описывающих или прогнозирующих развитие Индии достаточно много.
фото: Lucky Trips
Приведённые примеры, как и иные теоретические и практические наработки в широком смысле говорят об одном. Мягко, но последовательно Республика Индия выстраивает своё общество, руководствуясь как современной конъюнктурой, так и тысячелетними цивилизационными установками. Поэтому мировая трансформация в глазах многих индийцев видится как деконструкция современных остатков колониализма, более изощрённых, скрытых, но, одновременно, более всеобъемлющих. Очевидно, что Индия, как цивилизация не приемлет будущее, описываемое в терминах эксклюзивного капитализма, капитализма платформ, капитализма надзора и иных форм, навязываемых со стороны чуждых Индии центров силы.
И 15 августа 2022 г. можно смело говорить, что индийская нация состоялась, государственность на территории Индостана состоялось. Уже в третьем десятилетии 21 столетия формируется глобальная держава, имеющая свои интересы на всех континентах. Индия удаётся сочетать максимальный прагматизм с ценностями древней цивилизации, а технократическое развитие, осмелюсь заметить, с идеалистической верой в человека и человечество.
С Днём независимости, Индия!
Индия может стать крупнейшим потребителем российской продукции и вместе с КНР способна заместить большую часть выпадающего объема поставок сырьевых ресурсов из РФ в государства, присоединившиеся к санкциям. Однако развитие товарообмена между странами затруднено логистикой – Россия не имеет крупнотоннажного флота для масштабных перевозок навалочных и генеральных грузов. EastRussia разбиралась, на кого в этой ситуации может положиться страна.
Второй после Китая
Согласно прогнозу ООО «УК “РМ Рейл”», в Евросоюз в 2022 году может быть недопоставлено 25 млн т угольной продукции (с августа начнет действовать эмбарго на экспорт этого энергоносителя из РФ, предусмотренное пятым пакетом европейских санкций, но еще раньше страны ЕС стали сокращать его ввоз). От российских поставок также отказывается Япония, что еще приведет к потерям примерно 5 млн т. Тем не менее Индия в текущем году может значительно увеличить импорт угля из России – на 18 млн т.
Кроме того, появляется информация о возможности увеличения индийскими потребителями закупок российской нефти (потери экспорта нефти и нефтепродуктов из РФ на сегодня оцениваются в 16 млн т). Поскольку Индия является крупным производителем стали в мире, входит в топ-10 ее экспортеров (в 2021 году она поставила на внешние рынки более 20 млн т сталелитейной продукции), есть перспективы для наращивания в эту страну отправок и кокса и железной руды.
Об интересе к индийскому рынку говорят представители бизнеса. Как ранее информировала глава компании «Колмар» Анна Цивилева, в то время как от российского угля отказывается Евросоюз, Япония и Южная Корея, больше угольной продукции обещает импортировать из России Индия. Эта страна - достаточно молодой и весьма перспективный рынок, пояснил заместитель гендиректора Восточной горнорудной компании (ВГК) Степан Карапетян: «Он сейчас по потреблению в мире второй после Китая». ВГК, которая разрабатывает крупнейшее на Сахалине угольное месторождение, подписала с индийской стороной несколько контрактов. Объем отгрузки через порт Шахтерск в эту страну, как ожидается, возрастет в 2022 году до 2–2,5 млн т.
Различная номенклатура товаров перевозится между Россией и Индией в контейнерах. В частности, основу экспортного грузопотока из РФ сейчас формируют удобрения, бумага, рулонная сталь, абразивный материал, в Россию импортируются электроприборы, техника, промышленное оборудование, неопасная химия, текстиль, пищевая продукция.
С привлечением иных стран
По словам замруководителя отдела логистики компании «Рускон» Алексея Афанасьева, несмотря на серьезные планы, сегодняшнее состояние контейнерного трафика с Индией оставляет желать лучшего: если импорт оттуда более заметный, то российского экспорта из-за отсутствия регулярных морских сообщений мало. Есть возможности задействовать мультимодальные сервисы через Азербайджан, Турцию и Иран, но, к примеру, иранская сторона не готова к тому, чтобы такие перевозки организовать на нормальном уровне. «Что касаемо Турции, то на текущей волне перевозчиков и контрагентов, которые очень хотят работать <c нами>, невероятное количество, но 80–90% из них – господа не очень ответственные», - предупреждает Алексей Афанасьев.
Тем не менее доставка контейнеров морем с перегрузом в портах третьих стран пока что наиболее распространена. Например, сегодня контейнерные перевозки возможны из Индии во Владивосток с трансшиппингом в Нинбо (КНР), сообщил заместитель директора по развитию бизнеса ООО «Феско интегрированный транспорт» Максим Буханов. Время доставки контейнера во Владивосток с учетом схемы перегруза в китайском порту может занять примерно 30 дней.
Параллельно делаются попытки связать Россию и Индию прямыми морскими линиями. В июле из Новороссийска маршрутом через Суэцкий канал отправлен контейнеровоз в индийский порт Нава-Шева (Мумбаи). Грузы планируется отправлять в Индию пока раз в месяц по согласованному графику, в дальнейшем количество судозаходов может быть увеличено до двух. Время следования по морю - около 14–15 суток. В рамках сервиса по запросу клиентов доступна транспортировка привлеченным фидерным судном из Нава-Шева в другой индийский порт Мундра, а также доставка контейнера до конечного получателя автотранспортом вглубь Индии.
Обкатывается логистика по МТК «Север – Юг» с использованием инфраструктуры Прикаспийских стран. В начале июля из Подмосковья отправился контейнерный поезд по восточной ветке этого транспортного коридора (Москва – Озинки – Семиглавый Мар – Болашак – Серхетяка – Инче Бурун), пролегающей через Россию, Казахстан, Туркменистан, Иран. По прибытию в иранский порт Бендер-Аббас контейнеры перегрузятся на судно, следующее в конечный пункт назначения – Нава-Шева. Ориентировочно транзитное время займет 35–37 дней при протяженности маршрута свыше 8 тыс. км.
Афганский транзит
Сегодня бизнесу приходится задействовать и сугубо сухопутные пути сообщений. Как рассказал советник президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Глеб Зазнов, есть несколько российских компаний, которые возят груз в Бирму и северную Индию автотранспортом через Китай. Правда, стоимость такой перевозки крайне высока. Более выгодным, считает эксперт, может стать интермодальный маршрут в Индию через Афганистан и Пакистан.
По его словам, экспортные поставки рационально организовать сначала по железной дороге до Мазари-Шарифа, расположенного на севере Афганистана, недалеко от границы с Узбекистаном. Далее путь предстоит автотранспортом по направлению Мазари-Шариф – Исламабад.
Нынешние власти Афганистана заинтересованы в транзите товаров, уточнил Глеб Зазнов, хотя должны быть предоставлены гарантии сохранности груза и организовано их сопровождение. Единственное, афганская сторона на сегодня не располагает перегрузочными мощностями и магистральным транспортом. Поэтому российским грузовладельцам целесообразно найти пакистанского партнера с автопарком, который сможет перегружать в Афганистане или непосредственно в Узбекистане контейнеры на автоприцепы, доставлять груз до железнодорожной станции в Пакистане с повторным перегрузом и адресацией индийскому получателю.
Географически для экспортеров южного Урала и Кузбасса это будет самое короткое транспортное плечо в Индию в сравнении с окружными маршрутами, отмечает эксперт. Впрочем, признает он, пропускные способности железнодорожного участка до Мазари-Шарифа сильно ограничены, на афганскую сторону возможно передавать пока не больше одного поезда в сутки.
Член научного совета Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Александр Тысячников однако не видит перспектив для российского экспорта на данном направлении вследствие геополитических рисков. На пакистано-индийской границе периодически возникают конфликты, указывает он, кроме того, Исламабад, где нынешней весной заступило новое, проамерикански настроенное, правительство, ввел запрет на прием грузов из России. «Сегодня те, кто торговал с Пакистаном, сначала завозят груз в ОАЭ, придавая ему ближневосточное происхождение. После этого он следует в Пакистан, напрямую <перевозка> из России запрещена», - проинформировал представитель ассоциации.
Как провожали пароходы
Но еще большей проблемой для обеспечения внешнеторговых связей выступает нехватка флота. «Много ли <морских> перевозчиков между Ираном и Индией? Я знаю только одну – Государственную иранскую судоходную компанию, – рассказывает Александр Тысячников. – У Индии и Ирана было совместное судоходное предприятие. Но когда в 2010 году ввели усиленные санкции против Тегерана, индийцы вышли из СП».
У Ирана регулярные морские связи с Индией (с портами Нава-Шева и Мундра) обеспечивают всего три судна номинальной вместимостью 2,2 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте). Свободной вместимости для российского груза нет, подчеркивает эксперт, поскольку эти линии завязаны прежде всего на поставках между соседними странами сельхозпродукции. Только одиночные контейнеры иранцы могут взять на борт, за очень хорошие деньги, рассуждает он. Между тем в 2021 году объем контейнерного трафика между РФ и Индией составил 195 тыс. TEU. Для таких объемов требуется более 40 судов. У самой Индии для развития линейного судоходства с РФ нет дополнительного флота. The Shipping Corporation of India имеет в распоряжении три контейнеровоза, но они заняты на сообщениях с Европой.
Вопрос транспортного обеспечения торговли с Индией уходит в плоскость глобальной российской проблемы. «В середине 1990-х люди, тогда находившиеся у власти, говорили, а зачем нам морской транспорт. Все, что нам нужно, нам привезут. В результате мы по большому счету лишились наших пароходств…Есть условный «Совкомфлот», но это нефть и газ, а как быть с генеральными грузами», - говорит Александр Тысячников.
В итоге, отметил он, Россия оказалась в полной зависимости от иностранных судовладельцев (отечественным флотом перевозилось не более 2% объемов российской внешней торговли), многие из которых покидают наш рынок: из 15 крупнейших морских перевозчиков после 24 февраля приостановили работу с РФ 12 компаний.
В качестве примера для подражания представитель Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций привел Китай. Развивая экспортоориентированные производства, он активно строил торговый флот. Только в прошлом году в КНР появились две новые судоходные компании для перевозок собственного экспорта/импорта.
При этом рассчитывать на помощь китайских моряков России не стоит, считает эксперт. Сейчас судовладельцы из Поднебесной практически не принимают российский груз, предлагая для него сухопутные направления через железнодорожные погранпереходы. При этом цена на трансграничную перевозку по железной дороге за последний месяц выросла на 30%.
«Одна из причин (переориентации грузов на железнодорожный транспорт и роста ставок на вагонные отправки – прим. ред.) – заработавший после ковидных ограничений Шанхай. Тот отложенный экспорт, который был в регионах центрального Китая, пошел в Европу. Соответственно, мест на пароходах не хватает из-за резкого спроса. И КНР часть экспорта переориентировала с согласия европейских стран на сухопутное плечо, невзирая на то, что груз идет транзитом через РФ», - сообщил Александр Тысячников.
Как заключил эксперт, в любом случае для России наступает время инвестировать в постройку торгового флота. Вопрос, правда, насколько к этому готовы и заказчики и отечественные судостроители. «Советский Союз владел большим крупнотоннажным флотом. Мы с тех пор продавали, продавали его, продали быстро. А построить так быстро не успеем – нет ни верфей, ни денег», - говорит один из топ-менеджеров крупной компании-экспортера.
Он рассказал, что сейчас при участии Российского экспортного центра, Минпромторга, Минтранса РФ прорабатываются схемы субсидирования затрат в новый флот со стороны государства. Между тем возникает несколько важных моментов. «В условиях того, что любой признак российской финансовой поддержки будет практически закрывать для судна вход в целый ряд портов, совместить господдержку и свободное плавание будет очень трудно. Пока нет никакой юридической конструкции. Есть добрая воля построить, профинансировать, а решения, как это совместить с транспортной гибкостью, нет. Это означает, что промышленные компании должны на свой страх и риск инвестировать, привлекать деньги на любых приемлемых условиях», - заключил представитель компании.
Согласно прогнозам, озвученным индийским каналом WION, в 2022 году Индия станет наиболее быстрорастущей экономикой мира. В соответствии с ожиданиями правительства страны валовый внутренний продукт (ВВП) увеличится на восемь процентов. Одновременно, в геополитическом плане Индия всё больше осознаёт себя державой с глобальными интересами и далеко идущими политическими амбициями (подробнее в материале EastRussia – «Индия, Россия, Соединённые Штаты: у кого мяч?»).
В этом контексте российско-индийские отношения предполагают как радужные перспективы, так и подводные камни. Начало специальной военной операции на Украине лишь подытожило изменение глобального мирового порядка. Рост политической неопределённости и волатильности в экономике в 2022 году заставляет пересмотреть устоявшиеся модели во внешней политике и мировой экономике.
Для рассмотрения отношений Москвы и Нью-Дели следует вспомнить, что с момента образования Республики Индия Советская Россия последовательно сохраняла дружеский курс по отношению к государству Индостана. В какой-то степени поэтому связи на высоком политическом уровне, во-первых, опережают развитие двусторонней торговли, а, во-вторых, нередко дают основания воспринимать экономические связи как нечто второстепенное.
Неудивительно, что в 2014 г. родилась идея, озвученная на встрече Президента РФ Владимира Путина и Премьер-министра Индии Нарендры Моди о достижении оборота в 30 миллиардов долларов США к 2025 г. На сегодняшний день амбициозный замысел, может остаться благим пожеланием. Прежде всего, на озвученные планы негативно повлияли вполне «уважительные причины»: прокатившаяся по миру новая коронавирусная инфекция COVID-19, а затем начало жёсткого противостояния России и так называемого коллективного Запада не способствовала ускорению экномического сотрудничества.
Стоит отметить, что Москва и Нью-Дели без особого напряжения в состоянии поддерживать определённый уровень товарооборота. В 2019 г. он составил 11,20 млрд долларов США, в пандемийный, 2020 г. – 9,26 млрд долларов, а в 2021 г. составил около 13,60 млрд долларов. То есть порог в 10 млрд пройден. В свою очередь ранее сложившейся практики экономического сотрудничества явно недостаточно для достижения озвученных 30 млрд долларов согласно «Плана по укреплению российско-индийского партнёрства в течение следующего десятилетия».
Однако подобную ситуацию не стоит рассматривать как «перст судьбы». Российский и индийский бизнесы заинтересованы в постоянном сотрудничестве во многих сферах. Как правило, на сегодняшний день упоминаются индийский импорт вооружений и военной техники (В и ВТ), а также покупка российского ископаемого топлива.
С момента начала беспрецедентного санкционного давления на Россию индийские предприятия с государственным участием многократно увеличили импорт нефти из России. Как сообщает Телеграмм-канал «Индия сегодня», в апреле 2022 г. Россия стала четвёртым поставщиком нефти в Индию и в краткосрочной перспективе эти поставки будут только нарастать. А американская New-York Times «с ужасом» пишет о закупке до 700000 баррелей в день в апреле 2022 г. Трейдеры утверждают, что закупки российской нефти выросли от одного до шести процентов (для сравнения, закупки ближневосточных углеводородов выросли с февраля до апреля с 68 до 71%). Конечно, индийцы бы не были индийцами, если бы не смогли выторговать для себя максимальный дисконт. Также естественно, что в текущей ситуации Москва вполне готова предоставить скидки за столь внушительные объёмы.
В этом контексте следует рассматривать и заявление Министра металлургии Индии, Рамчандра Прасада Сингха о планах по увеличению закупок в России высокотемпературных углей. Также следует отметить, что уголь по-прежнему значим и в электрогенерации, где его доля составляет 62%. Неудивительно, что уже в мае 2022 г. индийское правительство обнулило ввозные пошлины на это топливо. Ещё один вид ископаемого топлива – природный газ только ожидает своего часа. В текущем году «Газпром» согласно контракту с индийской GAIL увеличит газовые поставки до 2,5 млн тонн в сравнении с 1,8 в 2020 г. К 2023 году начинает действовать первая очередь завода по сжижению природного газа «Арктик СПГ-2», продукция которого будет направляться в Индию, что также предполагает увеличение общего объёма поставок. При умеренно оптимистичном сценарии к 2030 году экспорт российского СПГ в индийском направлении как минимум удвоится.
Другая составляющая – это военно-техническое сотрудничество (ВТС). В Нью-Дели прекрасно понимают, что массовое приобретение надёжных и приемлемых по цене В и ВТ в ближайшие пять, а то и десять лет возможно только в России. По различным данным в целом Индией закуплено от 60% до 70% российских вооружений. В свою очередь индийские закупки составляют до 25% всего экспорта российских вооружений. И даже значительный спад в российском военном экспорте в этом направлении до 53% при снижении общего объёма импорта В и ВТ Индией на 21% всё равно оставляет Нью-Дели одним из значимых клиентов.
В свою очередь, торговля оружием – это наиболее уязвимая составляющая в период геополитической нестабильности. В качестве примера можно привести сообщение индийских Defence News от 17 мая о том, что Нью-Дели приостановил переговоры о покупке 10 вертолётов Ка-31 (предприятие ОАО «Камов»). Причём бывший советник Министерства обороны Индии Амит Кошиш прямо указывает на политическое давление со стороны противников России в подобных вопросах.
Но, несмотря на вышесказанное в работе сейчас находятся более 200 оборонных проектов Москвы и Нью-Дели: от совместного производства автоматической винтовки АК-203 до поставок ракетных комплексов С-400 «Триумф». Емкость индийского рынка В и ВТ для России оценивается специалистами в 9-10 млрд долларов США в год.
Однако, указанные сферы – это самые очевидные, хотя и не единственные пути для развития и в 2022 г., и в последующие годы.
Прежде всего, в 2022 г. стоит взглянуть на сферу ВТС с точки зрения индийской стратегии. Не стоит забывать, что с приходом Нарендры Моди к власти в 2014 г. Нью-Дели был взят курс на увеличение доли индийского военно-промышленного комплекса (ВПК) для национальной обороны. Более того, Россия стала первой страной, подключившейся к программе Make in India («Делай в Индии») именно с учётом военной составляющей. Поэтому реализация совместных проектов в сфере производства В и ВТ становится актуальной как некогда ранее.
Схожая ситуация и в области атомной энергетики, где также возможна совместная кооперация российских и индийских атомщиков. Также на сегодняшний день существует нереализованный потенциал в авиакосмической сфере.
Перечисленные области российско-индийского экономического сотрудничества являются уделом большого бизнеса и государственных корпораций. Однако торговые связи двух стран не исчерпываются описанными направлениями. Более того, вполне очевидно, что «гигантомания» заслоняет номенклатуру, которую может расширять и увеличивать малый и средний бизнесы. Прежде всего, это продукция химической промышленности, которая составляет 28% импорта. В свою очередь к ней относится и фармацевтическая отрасль, занимающая почти половину всей «химии». На сегодняшний день в России работает около 300 индийских компаний. Большинство из них готово увеличить объём поставок, а также расширить перечень поставляемых лекарств. И когда Нью-Дели предлагает ввести более либеральные права доступа на российские рынки для индийских товаров, прежде всего, имеется в виду фармпродукция.
Другая составляющая – это продукты питания, которые как импортируются, так и экспортируются Россией. Например, Индия прочно занимает первое место по экспорту риса (37,7%) в РФ. В свою очередь российское растительное масло является одним из значимых продуктов пищевого экспорта в Индию. Кроме упомянутых аспектов экономического сотрудничества существуют возможности удвоения показателей в туристической отрасли, производстве алмазов, добыче полезных ископаемые освоению морских и лесных ресурсов и многое другое.
Следует отметить, что в российско-индийской торговле существует значительный диспаритет в пользу России и поэтому увеличение доли индийских товаров на российском рынке не изменит вектор торгового баланса. Он останется положительным. В свою очередь, Нью-Дели заинтересовано в сокращении отрицательного торгового баланса с Москвой и соответственно расширение товарной номенклатуры вполне может сопровождаться и снижением стоимости контрактов.
Другой проблемой внешнеэкономической деятельности становится транспортная составляющая. Существовавшие логистические цепочки уже в период распространения COVID-19 были частично нарушены, а частично перегружены. Если говорить об экспортно-импортных потоках Индии и России то следует констатировать, что путь через Суэцкий канал в порты Балтийского моря наиболее подвержен и геополитическим рискам, и чисто техническим проблемам. Транспортный коридор Север-Юг до Астрахани не в состоянии «переварить» перспективный объём грузов. Кроме этого в упомянутом направлении ещё недостаточно скоординированы все элементы логистической цепочки.
Расширять «бутылочное горлышко» транспортных коридоров возможно с помощью запуска нового и, одновременно, забытого старого направления Владивосток-Ченнай. Несмотря на то, что решение было принято на самом высоком уровне, на Саммите в Нью-Дели в декабре 2021 г. пока не существует отлаженной работы в этом направлении. При этом судоходное направление вполне может стать и следующим этапом в освоении Арктики, и использовании Северного морского пути. По мнению индийского финансового издания Mint, с учётом политики Н. Моди «Действуй на Востоке» и изменившейся геополитической ситуации проект может перевернуть условия перевозок (буквально: game changer) к 2024 г.
И наконец, последняя проблема-возможность – это переход на взаиморасчёты в паре рубль-рупия. Указанная возможность уже урегулирована двусторонним соглашением, созданы и опробированы технические условия взаимных расчётов. Остаётся только одно: подобную схему должен «подхватить» бизнес. Очевидно, что пока действует определённая инерция в пересмотре расчётов на уровне малого и среднего бизнеса, но также очевидно, что во второй половине 2022 года ситуация с взаиморасчётами рубль-рупия вполне может стать рутиной внешнеэкономических сделок.
Стоит отметить, что все вышеперечисленные возможности и проблемы существовали и существуют помимо текущих конфронтаций в рамках глобального противостояния Русской цивилизации и коллективного Запада. Но эта тема для геополитических стратегов. Если же говорить о влиянии на экономическое сотрудничество, то генерал-лейтенант ВС Индии в запасе, Пракаш Менон по-военному кратко отодвинул этот вопрос на второй план: «Отношения между Индией и Россией выдержали экономические санкции Запада». Соответственно, рост объёма российско-индийской торговли находится, прежде всего, в руках Москвы и Нью-Дели. И даже, если заветная цифра 30 млрд долларов товарооборота не будет достигнута к 2025 г., перевалить показатель в 20 млрд вполне реалистично.