Начальный этап развития острова Большой Уссурийский потребует порядка 30 млрд рублей частных капиталовложений и 7,6 млрд рублей бюджетных инвестиций. Первоочередные задачи – строительство грузопассажирского пункта пропуска и подъездной дороги к нему.
В Хабаровске под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева состоялось первое совещание, посвящённое выполнению поручения Президента России о создании на Большом Уссурийском острове автомобильного пункта пропуска. В совещании приняли участие представители как региональных, так и федеральных органов власти, включая МИД, Минтранс, ФТС, Минфин и Министерство по развитию Дальнего Востока.
Согласно предварительным планам, изложенным в презентации (есть в распоряжении EastRussia), затраты на строительство грузопассажирского пункта пропуска составят 4 млрд рублей, на подъездную дорогу – 3,6 млрд. Кроме того в списке предлагаемых к строительству объектов – туристическо-развлекательный комплекс с канатной дорогой, которая соединит Хабаровск и остров Большой Уссурийский, а также Парк Россия – его планируется создать на территории бывшего укрепрайона.
– Все выступившие сказали, что погранпереход надо строить, – рассказал Юрий Трутнев журналистам после совещания. – Сейчас я, исполняя поручение Президента Российской Федерации, внесу ему на рассмотрение доклад, связанный с тем, что существует консолидированная позиция федеральных органов исполнительной власти – поддерживать строительство погранперехода.
Мы там ещё обсуждали ряд вопросов, связанных с его профильностью. Понятно, что профиль должен быть максимально широким, его не надо чем-то ограничивать. Обсуждали источники финансирования… Я очень надеюсь, что Владимир Владимирович поддержит эти предложения Правительства. Если он их поддержит, то, скажу честно, у нас есть некоторая «домашняя заготовка» с Алексеем Олеговичем (прим. – Чекунковым), чтобы собрать финансирование этого проекта. Я думаю, что мы с этим справимся, чтобы в течение предстоящего 2024 года полным ходом шло, а лучше было осуществлено проектирование, и с 2025 года начинать строительство.
По предварительной оценке, в первый год функционирования пассажиропоток через погранпереход на Большом Уссурийском составит порядка 700 тыс. человек в год, грузооборот – приблизительно 700 тыс. тонн. К 2030 году объёмы планируется удвоить – пассажиропоток до 1 450 тыс. человек, оценка по грузам – 1 300 тыс. тонн.
– Мы не сидели сложа руки, – отметил губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев. – Мы за свой счёт краевой запроектировали подъездную дорогу. Она уже вышла из Госэкспертизы. И мы весной за свои краевые средства начинаем отсыпку, подъём, а далее – строительство. Всё у нас идёт по плану. Мы свою зону ответственности понимаем. Это подъездная дорога. Надеемся на положительное решение Президента в вопросе строительства грузопассажирского пункта пропуска.
Предполагается, что существенный вклад в грузооборот пункта пропуска и развитие острова Большой Уссурийский внесут резиденты ТОР «Международная», запуск которой ожидается после прохождения соответствующего законопроекта всех необходимых этапов обсуждений и поправок. Как рассказал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, документ должен уже в ближайшее время внесён в Государственную Думу.
– Мы как раз работаем в части острова Большой Уссурийский с китайской стороной и в том числе в результате этой работы достигнута согласованная позиция и российская, и китайская – это вообще такая серьёзная веха в работе над концепцией о том, что это должен быть остров экономического взаимодействия. Мы будем готовить соответствующие предложения, выносить их на уровень правкомиссии, которой Юрий Петрович Трутнев и его китайский визави соответственно руководят, выходить на межправсоглашение. Очевидно, это будет одна из первых международных ТОР, поскольку здесь наибольший потенциал для взаимодействия между Россией и Китаем рядом с таким нашим серьёзным центром как Хабаровск, – сообщил Алексей Чекунков