Резидентам особых экономических зон кабмин упростил порядок подключения к электросетям. Резидентам теперь не нужно оформлять документы об осуществлении технологического присоединения к электросетям.
Согласно постановлению, эту работу вместо резидентов будут проводить управляющие компании ОЭЗ. Решение поможет снизить административную нагрузку на бизнес.
По словам главы кабмина Михаила Мишустина, за последние три года появилось 20 ОЭЗ, льготные условия помогли им привлечь рекордный объем инвестиций. Самой большой особой экономической зоной в мире в 2020 году стала АЗРФ. Ее площадь составляет более пяти млн кв. метров.
В 2017 году приморский Артём стал чайной столицей Дальнего Востока — здесь открылась первая и до сих по единственная в ДФО чаеразвесочная фабрика компании «Джей Ти». За это время здесь произвели более 5 млрд чайных пакетиков, скоро будет выпущен шестимиллиардный. Уникальность производства ещё и в том, что сырьё сюда приходит морем напрямую из Индии. Это чай, выращенный главным образом на высокогорных плантациях штата Ассам. Он славится особо крепким настоем и ярко выраженным ароматом и давно нашел почитателей в лице дальневосточников и сибиряков.
В каждом уголке фабрики «Джей Ти», а это здание площадью 5 тыс. кв метров, пахнет чаем, но на складе запах такой сильный, будто оказался внутри только-только открытой пачки чая и вдыхаешь аромат листа, помнящего солнце Индии. По-другому здесь пахнуть и не может — в год через это помещение проходит 2 тыс. тонн сырья. Большая его часть фасуется в пакетики, 15 % отправляется к покупателям в рассыпном виде. На складе особый режим вентиляции: чай очень гигроскопичен, моментально поглощает влагу из воздуха, а это ведёт к утрате вкусовых качеств. Кроме того чайный лист легко впитывает посторонние запахи, поэтому его максимально защищают от внешнего влияния.
В «чайном» портфеле «Джей Ти» и крупнолистовой, и листовой, и гранулированный, пакетированный черный и зеленый чаи, а также чаи с добавками. Бренды «Золотая Виктория», «Индус», «Голд Бонд», «Король Джунглей» знакомы, пожалуй, каждому дальневосточнику. Сырье 100% индийское, основной объем с плантаций штата Ассам. Для нескольких видов гранулированного чая используется сырье из южной Индии, местности Нилгири – чай там отличается особой терпкостью и дает насыщенный, темно-красный настой. Отгрузка производится пароходами из чайной столицы Индии — города Калькутта. Большая часть выпускаемой продукции относится к среднему ценовому сегменту.
— Наши клиенты, это главным образом дальневосточники и немного сибиряки, — рассказывает генеральный директор ООО «Джей Ти» Танмай Чакрабарти. — Мы единственный завод от Петропавловска-Камчатского до Иркутска. По-моему, даже до Новосибирска. Наша задача российский рынок поставить качественный индийский чай по доступной цене, и компания этим занимается с 2002 года. Сначала возили уже фасованный продукт, в 2017-м стали резидентом СПВ, в этом же году в сентябре заработала фабрика.
Преференциальный режим радикально упростил и удешевил организацию производства. Компания получила налоговые каникулы на пять лет — в этом периоде не взимался налог на прибыль, и до сих пор имеет существенные льготы по социальным выплатам в бюджет — в четыре раза ниже по сравнению с базовыми ставками.
Меры поддержки помогли и быстро «встать на ноги», и отладить все бизнес-процессы. Это оказалось очень кстати, когда из-за геополитической ситуации, компания оказалась перед необходимостью перестройки логистических цепочек. До последнего времени фабрика получала фильтр-бумагу для пакетиков из США и Европы, а нить из Израиля. Сейчас пришлось переориентироваться на китайских поставщиков.
Несмотря на сложности и в целом достаточно консервативный рынок в «Джей Ти» придумали как разнообразить чайное меню россиян.
— Мы хотим расширить ассортимент, — говорит Танмай Чакрабарти. — На чайном рынке придумать что-то новое сложно, но у нас есть идеи на этот счёт: мы обратили внимание, что в России очень много пьют чай, и не только в чистом виде. У нас есть уже чай с добавками, а будет ещё чай быстрого приготовления. То есть в пакетиках будут ремиксы: порошок на основе натурального чайного листа с ароматическими добавками. Работает это как кофе «три в одном»: добавляешь кипяток и получаешь чай латте, чай с молоком, чай с разными вкусовыми оттенками.
В планах также оптимизировать хранение и перемещение сырья на складе, чтобы иметь возможность увеличить запасы и быть готовыми оперативно нарастить производство. Сейчас мощности предприятия загружены на 75-80%, потенциал для расширения есть.
— Чаеразвесочная фабрика — один из первых резидентов свободного порта Владивосток, — отметил Виталий Пономарёв, директор департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов КРДВ. — За прошедший период, а это более семи лет они показали, чего может добиться резидент, инвестор с помощью тех мер поддержки, которые существуют на Дальнем Востоке. Вложено более 260 млн рублей, создано 60 рабочих мест, и мы увидели, как из небольшого предприятия резидент организовал настоящую фабрику, которая снабжает своей продукцией весь Дальний Восток вплоть до Байкала.
В целом же, режим свободного порта Владивосток действует в 22 регионах, в 22 муниципалитетах Дальнего Востока. Более 2 000 резидентов запланировали реализацию своих инвестиционных проектов на общую сумму инвестиций более 1 трлн 700 млрд рублей, планируется создание больше 100 000 рабочих мест. В настоящее время уже 480 млрд вложено и создано около 60 000 рабочих мест. Хочу обратить внимание, что более 500 уже проектов реализовано, из них 30 в области пищевого производства и связанных с ним отраслей. Эти проекты обеспечивают в первую очередь продовольственную безопасность, комфортные условия жизни людей, обеспечение качественной продукцией питания и сопутствующими товарами.
Модератор сессии «Дальний Восток и Китай: международные территории опережающего развития – перспективы и возможности для сотрудничества» гендиректор КРДВ Николай Запрягаев отметил, что в текущих условиях создание МТОР является одним из ответов на вопросы, которые сейчас стоят у российского предпринимательства.
Законопроект по МТОР разработан, ему предстоит пройти через обсуждение и корректировки. По мнению авторов, в нем учтены все наиболее востребованные в рамках префрежимов меры поддержки. Так, практика применения особого налогового режима взята из режима, который действует на Курилах: обнулены на 20 лет налоги на прибыль, имущество, землю и транспорт, страховые взносы снижены до 7,6%, предусмотрен режим свободной таможенной зоны. Сведения о собственниках бизнеса разглашению не подлежат – будет вестись закрытый реестр резидентов. Статус единственного поставщика позволит резидентам МТОР участвовать в госзакупках в приоритетном порядке, на резидентов не будут распространяться нормативные требования о валютном регулировании и контроле.
Предусмотрена возможность привлечения иностранных работников без квот и уплаты страховых взносов, они будут приравнены к высококвалифицированной рабочей силе. Однако тут нужно будет соблюсти баланс между иностранными рабочими, дальневосточными и приехавшими из других регионов РФ. Также будет возможность ускоренной амортизации продукции, приобретенной и резидентов.
«Проекты резидентов МТОР должны реализовываться в сфере высокотехнологичных производств с объемом инвестиций не менее 500 млн рублей. Расположение площадок – оптимально на приграничных территориях. Рассматриваемые варианты – площадка Ровное на ТОР “Амурская”, примостовая зона в ЕАО, а также несколько площадок в Забайкальском крае», – уточнил Николай Запрягаев.
Зампред правительства Амурской области Павел Пузанов отметил, что региональное правительство видит МТОР как создание совместных предприятий в приоритетных отраслях логистики, высокотехнологичного, пищевого и сборочного производств, туризма. Он рассказал, какие площадки для создания совместной работы будут наиболее подходящими в Амурской области.
«Мы видим практическую возможность создания МТОР сразу в нескольких перспективных локациях нашего региона. Во-первых, в рамках мастер-плана города Благовещенска примостовая зона ТОР “Амурская”, а также площадка Ровное. С коллегами из КРДВ уже проработана концепция размещения индустриально-логистического парка. Во-вторых, это проект «Сухой порт Благовещенск», который реализует крупный инвестор ГК «Регион». Речь идет о ближайшей к Транссибу станции, которая свяжет международный автомобильный мост с железнодорожной инфраструктурой. На территории площадью около 300 гектаров будет построен современный терминал и индустриальный парк с возможностью размещения совместных российско-китайских производств. И третий вариант для размещения МТОР – это развитие цепочек производств на базе газохимического кластера», – уточнил Павел Пузанов.
Он также предложил начать внедрение экспериментальных режимов по повышению эффективности на пунктах пропуска через российско-китайскую границу. Среди предложений: синхронизация времени оформления в пунктах, цифровизация процессов оформления граждан и транспортных средств и введение электронных виз для иностранных граждан, возможность организации совместного контроля в пунктах пропуска.
Мэр города Хэйхэ Чжао Жунго согласился с выдвинутыми идеями и предложениями относительно перспектив российско-китайского трансграничного сотрудничества. Он отметил уникальное географическое расположение Благовещенска и Хэйхэ, разделенных Амуром. Также упомянул многолетние и многопрофильные практические коммуникации между жителями двух городов, сказав, что сложилась глубокая дружба и гармония между жителями двух приграничных городов. Напомнил, что новые возможности для развития взаимовыгодного сотрудничества были обозначены Владимиром Путиным и Си Цзиньпином в рамках подписания совместного заявления «О плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года».
«Если грамотно и эффективно использовать все эти преимущества, Благовещенск и Хэйхэ станут экономическими окнами наших стран. Совместными усилиями мы сможем реализовать идеи и проекты и занять передовые позиции на всем пространстве Евразии. Наши регионы являются своего рода платформами для развертывания сотрудничества по всем сферам. Хэйхэ и Благовещенск – лучшая площадка для реализации консенсуса двух глав государств», – добавил Чжао Жунго, назвав основные отрасли, которые интересуют китайцев в плане совместного развития: сельское хозяйство, энергетика, туризм.
Представитель китайского бизнес-сообщества – президент Корпорации «Сюань Юань» Сюэ Синфа отметил заинтересованность в приграничных территориях с Китаем в Амурской области. Он обратил внимание на юридическую составляющую при создании МТОР – каждый инвестор должен быть уверен, что его бизнес надежно защищен. Также Сюэ Синфа предложил свои услуги в создании инфраструктуры новой префтерритории.
«Мы хотим предложить свое участие в строительстве между городами Хэйхэ и Благовещенск конвейерной системы, которая после ввода в эксплуатацию позволит беспрепятственно перевозить уголь, минералы, сельскохозяйственную продукцию и другие товары широкого потребления. Это разработка нашей компании, есть уже защищенные патенты. Своеобразный воздушный переход решил бы многие вопросы в транспортной сфере», – сообщил Сюэ Синфа.
Исполнительный директор Международного аэропорта Благовещенск Александр Карпов в свою очередь предложил использовать аэропорты Благовещенска и Хэйхэ для приема пассажиров внутренних российских рейсов и бесшовного транзита.
«Расстояние между двумя аэропортами составляет около 70 км, добраться из одной воздушной гавани в другую можно за час-полтора. Этот вариант будет способствовать привлечению большего потока туристов. Кроме того, увязка аэропортов двух городов на Амуре может стать эффективным дополнением МТОР. По сути, это проект “международного города Благовещенск-Хэйхэ”, который использует уникальное географическое положение городов», – считает Александр Карпов.
Председатель Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк» Андрей Черкашин высказал предложение относительно поощрения резидентов МТОР. Помимо возможности пользоваться предоставляемыми преференциями территории, предпринимателю можно ввести «поощрение за результат».
«Например, если резидент создал больше рабочих мест, чем предполагалось или если объем налоговых поступлений вырос значительнее запланированного, если внедряются новые технологии, сокращается негативное влияние на окружающую среду… Можно продумать механизм поощрения», – предложил Андрей Черкашин.
Задачу разработать на Дальнем Востоке специальный режим, предусматривающий создание наиболее благоприятных условий для реализации совместного с дружественными странами проектов по производству конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и высокотехнологичных проектов поставил президент РФ Владимир Путин в рамках ВЭФ-2022. Обсуждение предложений, поступивших на этой сессии, продолжится на Восточном экономическом форуме, который состоится 10-13 сентября 2023 года во Владивостоке.
– Виталий Леонидович, как бы Вы охарактеризовали минувший год в целом? Как шла работа, было ли всё по плану?
– Год был насыщенным и плодотворным. Практически все наши планы выполнены. Это и подготовка к сосредоточению в Системном операторе всех функций по перспективному развитию электроэнергетики, а также к принятию функций оперативно-диспетчерского управления в изолированных энергосистемах, и выполнение режимных мероприятий для реализации ремонтных программ субъектов электроэнергетики региона, и непрерывное оперативно-диспетчерское управление «большой» энергетикой Дальнего Востока.
– Какие события Вы отметили бы особо? Почему?
– Одним из ключевых событий минувшего года стало принятие Федерального закона № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот документ законодательно закрепляет изменения в системе перспективного планирования в отрасли, а также создает правовую основу для обеспечения централизованного оперативно-диспетчерского управления изолированными энергосистемами. Согласно ему, с 1 января 2024 года Системный оператор будет обеспечивать единоличное оперативно-диспетчерское управление не только в ЕЭС России, но и в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах – Чукотского автономного округа, Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Первые четыре из них расположены в Дальневосточном федеральном округе.
Мы уже начали подготовку к принятию и обеспечению дальнейшей непрерывности выполнения функций оперативно-диспетчерского управления в них. Между АО «СО ЕЭС» и ПАО «РусГидро», чьи дочерние общества сейчас управляют изолированными энергосистемами, подписано Соглашение о взаимодействии при расширении зоны диспетчерской ответственности АО «СО ЕЭС» на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем Дальневосточного округа. Этот документ, заключенный на переходный период до передачи Системному оператору функций по оперативно-диспетчерскому управлению ТИТЭС, определяет порядок взаимодействия с подконтрольными обществами ПАО «РусГидро» — ПАО «Камчатскэнерго», ПАО «Магаданэнерго», ПАО «Сахалинэнерго» и АО «Чукотэнерго». Кроме того, утверждена Концепция осуществления и развития оперативно-диспетчерского управления в этих энергосистемах.
– Почему перевод технологически изолированных энергосистем Дальнего Востока на единое оперативно-диспетчерское управление Системным оператором – это так важно? Что еще для этого нужно?
Энергосистемы Камчатки, Чукотки, Магадана и Сахалина в силу географических особенностей не связаны с Единой энергосистемой России – то есть технологически изолированы. Но это не значит, что них плохое управление, энергосистемы до сих пор нормально работали и будут работать. В чем же смысл преобразований? В том, что государство должно обеспечить единство экономического пространства Российской Федерации. А энергетика, как мы знаем, – основа экономики. Поэтому логичным выглядит решение, что теперь в масштабах всей энергетики должны применяться единые принципы планирования и управления работой энергосистем – вне зависимости от их географического положения. Наработанная и проверенная годами практика Системного оператора такова, что компания везде, где присутствует, работает по единым стандартам, по принятым государством обязательным требованиям, по унифицированным технологиям. В Москве и на Камчатке, в Сочи и на Сахалине должны применяться единые, принятые в ЕЭС России, стандарты работы энергокомплекса. Это позволит добиться равного уровня энергетической обеспеченности регионов, а значит, создаст новые возможности для социально-экономического развития, обеспечит повышение уровня жизни в этих регионах. Учитывая суровые климатические условия и удаленность от центра изолированных энергорайонов, это особенно важно. Кроме того, приход Системного оператора придаст импульс внедрению инновационных технологий, уже опробованных в Единой энергосистеме.
Нам нужно сделать так, чтобы потребитель электрической энергии не почувствовал этот переход. И для того, чтобы завершить его, и завершить безболезненно для потребителей, мы подписали совместные приказы с дочерними обществами ПАО «РусГидро» – АО-энерго, которыми утвердили планы мероприятий по подготовке и поэтапной передаче Системному оператору функций оперативно-диспетчерского управления от этих компаний, а также соглашения, которые определяют порядок технологического и информационного взаимодействия филиалов Системного оператора (ОДУ Востока и Хабаровского РДУ) с АО-энерго в переходный период. Эти документы также будут действовать до момента передачи Системному оператору функций оперативно-диспетчерского управления на этих территориях. Системный оператор будет участвовать в деловых процессах АО-энерго по планированию и управлению электроэнергетическими режимами, разработке и реализации мероприятий по их перспективному развитию и технологическому присоединению к электрическим сетям, а также повышению надежности функционирования входящих в их состав энергообъектов. И, конечно, предусмотрено взаимодействие по вопросам подготовки, повышения и поддержания квалификации как персонала Хабаровского РДУ, так и персонала АО-энерго. Пока что все идет по плану, и я уверен, что установленные государством сроки передачи Системному оператору новых функций будут выдержаны.
– В августе на территории пяти субъектов ДФО отмечались максимальные уровни потребления мощности – чем это было вызвано и каков объём энергопотребления в регионах Дальнего Востока в целом? О чём говорят эти показатели?
– Летом 2022 года в ОЭС Востока зафиксированы длительные периоды повышенных относительно среднемноголетних значений температур, что сказалось на росте электропотребления. Кроме температурного фактора на рост потребления оказала влияние работа крупных промышленных предприятий: рост нагрузки объектов ВСТО, РЖД, предприятий угольной и золотодобывающей промышленности.
Объем электропотребления в регионах Дальнего Востока в целом (кроме Забайкальского края и Бурятии, относящих к операционной зоне ОДУ Сибири) за 11 месяцев вырос на 3,6 % (или на 1,7 млрд кВт·ч.) и составил 46,3 млрд. По энергосистемам, входящим в ОЭС Востока, величина прироста составила 1,5 млрд кВт·ч. (или 3,9 %). Величина прироста существенно выше среднероссийских показателей за этот период (1,6 %), что говорит об увеличении темпов развития региона.
– Во время VII Восточного экономического форума Председатель Правления АО «СО ЕЭС» Федор Опадчий анонсировал запуск аналога балансирующего рынка на Дальнем Востоке - пока без конкурентного ценообразования, но который должен стать одной из ступеней перехода к модели конкурентного энергорынка на Дальнем Востоке. Случился ли этот запуск, в чем суть и необходимость перехода?
– Да, внутрисуточный расчет диспетчерского графика был запущен 1 октября этого года. Проводятся ежесуточные расчеты уточненного диспетчерского графика, пока только два раза в сутки. С 1 апреля 2023 года будет осуществлен переход на круглосуточные расчеты с 4-часовыми интервалами (6 раз в сутки). Эта технология – полный аналог расчетов планов балансирующего рынка, применяющихся в ценовых зонах оптового рынка электроэнергии и мощности с 2005 года. Необходимость перехода связана как раз с подготовкой к запуску конкурентного энергорынка на Дальнем Востоке, так как балансирующий рынок является частью оптового рынка. Внутрисуточные расчеты позволяют осуществлять более точный оперативный учет изменений схемно-режимных условий работы ОЭС Востока, связанных как с отключениями сетевого или генерирующего оборудования, так и с отклонениями перетоков в КНР или потребления крупными потребителями.
– В ноябре состоялись натурные испытания по переносу точки деления электрической сети 220 кВ Транссибирской железнодорожной магистрали. Могли бы вы понятным нашим читателям языком объяснить, в чём необходимость, сложность этого мероприятия?
– Межсистемная электропередача 220 кВ Чита – Сковородино, питающая тяговые подстанции Забайкальской железной дороги, является единственной электрической связью между ОЭС Сибири и ОЭС Востока. Ее пропускная способность недостаточна для обеспечения длительной устойчивой параллельной синхронной работы двух энергосистем, поэтому она постоянно находится в разомкнутом состоянии с точкой деления сети на одной из подстанций. При этом для обеспечения нормальной работы электросетевой инфраструктуры Транссиба, проведения ремонтов энергообъектов, а также для перераспределения нагрузки при возникновении дефицита мощности в ОЭС Востока или ОЭС Сибири периодически осуществляется перенос точки деления с одной подстанции на другую. Раньше для этого мы отключали целый отрезок сети между этими подстанциями с соответствующим прекращением электроснабжения объектов РЖД и других потребителей на период до одного часа, что приводило, в том числе, к остановке движения электропоездов по Транссибу.
В этом году мы опробовали и начали применять новый порядок переноса точки раздела – с кратковременной параллельной работой ОЭС Востока и ОЭС Сибири. Таким образом, ремонты ЛЭП и оборудования, предотвращение и ликвидация нарушений нормального режима работы энергосистемы, связанные с переносом точки раздела, выполняются теперь без погашения потребителей в операционных зонах ОДУ Востока и ОДУ Сибири.
Сложности на сегодняшний день нет. После замены ОАО «РЖД» части оборудования на ПС 220 кВ Ерофей Павлович/т мы провели в ноябре натурные испытания по переносу точки деления. С момента проведения испытаний мы уже четыре раза переносили точку деления сети без погашения потребителей.
– Помимо того, что это важно для бесперебойного энергоснабжения Транссиба, можно ли назвать это событие значимым шагом на пути к объединению энергосистем Сибири и Востока? Когда можно ждать этого объединения? Что оно принесёт, кто и в чём выиграет?
С точки зрения наработки технологий и опыта, да, безусловно. Однако для объединения энергосистем, запланированного в горизонте 2028 года, в дополнение к уже принятым решениям в рамках плана ускоренной модернизации БАМа и Транссиба нужно построить еще две ЛЭП 220 кВ, установить дополнительные устройства противоаварийной автоматики, перенастроить действующие устройства РЗА. После этого параллельная синхронная работа ОЭС Сибири и ОЭС Востока сможет осуществляться постоянно по семи ЛЭП 220 кВ. А для того, чтобы усилить электрические связи между ОЭС Сибири и ОЭС Востока и передавать между энергообъединениями больше электроэнергии и мощности, после 2028 года потребуется сооружение еще трех ЛЭП 500 кВ: ВЛ 500 кВ Таксимо – Чара, ВЛ 500 кВ Тында – Чара и ВЛ 500 кВ Даурия – Тында.
Положительные эффекты от объединения ОЭС Сибири и ОЭС Востока, при условии, что мы сможем обеспечить достаточную величину обмена мощностью, заключаются в том, что это позволит сократить в этой части ЕЭС России общую потребность в генерируемой мощности, в том числе за счет разницы часовых поясов. Более эффективное использование пропускной способности межсистемных связей также снизит потребности в резервной мощности электростанций. Кроме того, это позволит запустить на территории ОЭС Востока действующие в ценовых зонах рыночные механизмы. Немаловажный результат объединения энергосистем – повышение надежности и качества электроснабжения потребителей, прежде всего тяговых транзитов БАМа и Транссиба. В конечном итоге должны выиграть все: и потребители, и Системный оператор, и ПАО «Россети», и РЖД.
– Неизбежный для 2022 года вопрос – как сказались (если сказались) санкции недружественных стран в отношении России? Были ли трудности с приобретением оборудования, программного обеспечения? Пришлось ли корректировать планы, «сдвигать вправо» реализацию каких-то проектов?
Да, санкции сказались. Из-за ухода с рынка поставщиков телекоммуникационного оборудования и вычислительной техники практически все текущие проекты по созданию, модернизации или расширению систем диспетчерского и технологического управления были так или иначе затронуты – в основном сдвинуты на более поздние сроки. Энергокомпаниям приходится вносить корректировки в свои проекты, переходить на доступные на рынке решения, что повышает затраты. Отдельно стоит сказать об информационной безопасности. Сейчас – в постоянно меняющихся условиях – она ужесточается. Требования к программно-техническим средствам защиты постоянно меняются, что также несколько удорожает реализацию проектов.
– Чего вы ждёте от 2023 года?
– Несмотря на все сложности, я с уверенностью смотрю в будущее. Думаю, что следующий год будет еще интереснее в плане задач, поставленных перед нами, ведь энергетика развивается и не стоит на месте. А коллективу ОДУ Востока любые задачи по плечу.