Канатную дорогу Благовещенск-Хэйхэ запустят в тестовом режиме не раньше июля 2025 года. С 1 июня возобновилось активная реализация проекта.
Об этом сообщает biang.ru со ссылкой на инвестиционный портал Хэйхэ. Общий объем инвестиций в проект с китайской стороны составляет 790 млн юаней, инвестиции в первую фазу строительства проекта составляют 460 млн юаней. На китайской территории трансграничная канатная дорога строится на острове Большой Хэйхэ, площадь строящегося объекта составляет 84.000 квадратных метров. На территории острова Большой Хэйхэ будет построен терминал канатной дороги, одна из опор, здание для туристов и китайско-российский бизнес-центр.
На данный момент конечная станция канатной дороги достроена на 40%, установка опор канатной дороги завершена на 20%, установка подпорных стен и вспомогательной инфраструктуры завершена на 90%. По планам, за лето должна быть построена вся второстепенная инфраструктура, включая светопрозрачный фасад терминала канатной дороги.
Строительство канатной дороги Благовещенск-Хэйхэ стартовало в июле 2019 года. По планам властей, движение по ней откроется в 2023 году, а в 2024 пассажиропоток составит один млн человек. Соглашение о строительстве канатной дороги власти Амурской области и Хэйхэ подписали в 2015 году. Работы не начинали, пока в проект не вступил новый российский инвестор. В июле 2020 года в Благовещенске залили первый бетонный блок в основании международного терминала канатной дороги. Общий бюджет проекта оценивается в 9,8 млрд рублей, окупиться инвестиции должны через 15 лет.
Основные технические параметры состояния сети автодорог в ДФО отстают от среднероссийского уровня. В ближайшие три года федеральный бюджет намерен увеличить финансирование автодорожного хозяйства на Дальнем Востоке. С 2024 по 2026 год на эти цели регионам федерального округа планируется выделить более 111 млрд руб., в том числе 101,7 млрд руб. — при реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД). Таким образом среднегодовое ассигнование превысит прошлогодний объем финансирования почти в полтора раза. Удастся ли за данный период преодолеть разрыв к среднероссийскому уровню, пока не ясно. При этом отдельного решения требует вопрос с улучшением и содержанием дорог, ведущих к международным пунктам пропуска.
Справка:
Протяженность автодорожной сети общего пользования в ДФО составляет 128,6 тыс. км. В том числе 11,2 тыс. км — это трассы федерального значения, 46,5 тыс. км — регионального и 70,9 тыс. км — местного. Соответственно, на конец 2023 года в нормативном состоянии находилось 6 тыс., 20 тыс. и 33,5 тыс. км дорог.
По территории федерального округа проходят 93 автомобильные трассы регионального и межмуниципального значения, включенные в опорную сеть. Их общая протяженность составляет 8,8 тыс. км. Из них в нормативе – чуть более 41%.
В 2023 году субъектам ДФО на осуществление дорожной деятельности из федерального бюджета было направлено 25,3 млрд руб. В рамках этой поддержки в эксплуатацию введено 963 км различных участков дорог. В 2024-2026 годах федеральное финансирование, по данным Росавтодора, составит 111,6 млрд руб.
По основным параметрам состояние автодорог на Дальнем Востоке отстает от среднероссийского уровня. Так, доля трасс регионального значения, которые соответствуют норме, в ДФО составляет 43,3%, по России в целом — 50,6%. По местной сети этот показатель составляет 47,4% и 53,7%.
Процент региональных автодорог с усовершенствованным покрытием на Дальнем Востоке равен 36%, тогда как по РФ превышает 70%. Средняя плотность трасс с твердым покрытием в регионе в пять раз ниже, чем в среднем по стране.
В Дальневосточном федеральном округе более половины от всей протяженности дорог общего пользования приходится на местную сеть, причем до муниципалитетов средства зачастую доводятся по остаточному принципу, говорит замдиректора департамента развития Арктической зоны РФ и реализации инфраструктурных проектов Минвостокразвития Дмитрий Соломатин. Сложности возникают и с трассами регионального/межмуниципального значения, которые занимают 36% дорожной сети, поскольку финансовые возможности территорий здесь также ограничены.
«По итогам 2024 года не во всех субъектах ДФО будет достигнут среднероссийский уровень по доли региональных дорог в нормативном состоянии. Понимаем, что без дополнительной поддержки достигнуть среднероссийского показателя в каждом регионе Дальнего Востока не получится», — сказал Дмитрий Соломатин.
Помимо федеральных вливаний, решение видится в акцизном налогообложении. В свое время был принят закон, который предполагал постепенное увеличение доли доходов от акцизов на ГСМ, перечисляемой в региональный бюджет. С 1 января 2024 года предусматривалось закрепить норматив зачисления таких поступлений в казну субъектов РФ до 100%. Однако Минфин перенес реализацию данной меры. Возможно, сейчас не стоит откладывать этот вопрос в отношении территорий ДФО с тем, чтобы пополнялся размер региональных дорожных фондов, полагает представитель Минвостокразвития.
Нынешних поступлений от акцизов в бюджет региона не хватает, чтобы выполнять текущие целевые показатели по региональной, опорной сети дорог, свидетельствует и.о. зампред правительства Забайкальского края Алексей Гончаров.
«Поэтому отвлекаются, в том числе, большие объемы остального дорожного фонда на эти мероприятия. И у нас не остается для муниципалитетов каких-то средств, не остается, чтобы увеличить дорожные работы по приведению дорог в нормативное состояние либо их переводу из переходного типа покрытия в асфальтобетонное», — пояснил чиновник.
В поисках приоритета
Сенатор, бывший глава Бурятии Вячеслав Наговицын предлагает Минтрансу РФ предусматривать определенные средства непосредственно на поддержку дорожной инфраструктуры муниципального уровня. «Причем не всей сети. Мы надорвемся, если все сразу же возьмем. Хотя бы выстроить какие-то приоритеты», — говорит он.
Впрочем, в отраслевом ведомстве готовы концентрировать усилия в отдельных локациях. Одной из основных задач, по словам замруководителя Росавтодора Игоря Костюченко, является развитие автомобильных дорог в пределах агломераций. Так, в рамках корректировки госпрограммы «Развитие транспортной системы» в нее включены компактные территории с населением от 20 тыс. человек. Для них предусматривается соответствующая поддержка.
Федеральные вложения в региональную и местную сеть Дальнего Востока на 2024-2026 годы запланированы в объеме 100,7 млрд руб. В этот период также продолжатся крупные стройки, которые охватывают 18 объектов в восьми регионах ДФО. Их общая стоимость превышает 80 млрд руб., проинформировал Игорь Костюченко.
Речь, к примеру, идет о трассе Невельск — Томари — Шахтерск на Сахалине, реконструкции дороги Благовещенск — Свободный с возведением путепроводов в Белогорске и Возжаевке, федеральном транше в 42,8 млрд руб., необходимом для обеспечения концессионного соглашения по созданию мостового перехода через Лену в районе Якутска (весь проект оценивается порядка 130 млрд руб.)
Конечно, потребности регионов в расширении инфраструктуры выше. В частности, давно стала долгостроем региональная трасса Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Новый Уоян протяженностью свыше 700 км.
«19 лет строим, еще 50% не построено. Смысл этой дороги — соединить северные территории, богатые полезными ископаемыми, с югом республики. Республика разбита на две части, мы, кроме как самолетом, добираться не можем. Естественно, там экономика не развивается, потому что вывезти невозможно. Получается, с одной стороны, много федеральных денег потратили, а эффекта нет», — подчеркнул Вячеслав Наговицын.
Особые подходы к границе
В настоящее время продолжается переориентация грузопотоков с запада на восток. По словам Дмитрия Соломатина, грузооборот пунктов пропуска в ДФО за 2023 год вырос на 10%, до 210 млн т. При этом перевозки автотранспортом увеличились более чем вдвое, тогда как железнодорожным – на треть, морским – на 4%. В абсолютных показателях объем грузов у автомобилистов еще достаточно скромный — порядка 4 млн т. Но сложно переоценить роль автотранспорта в трансграничных отношениях, рассуждает чиновник.
Соответственно, растет нагрузка на автомобильные погранпереходы и подходы к ним. «На приграничные регионы ложится дополнительное бремя приоритизации мероприятий по приведению [инфраструктуры] в нормативное состояние. Да и по реконструкции отдельных участков дорог приходится крутиться как есть, чтобы целевые показатели учесть», — отмечает представитель Минвостокразвития.
«Большая часть подъездных дорог к пунктам пропуска находится в региональной собственности и финансируется за счет региональных дорожных фондов. При этом по оценкам экспертов стоимость модернизации всей необходимой приграничной дорожной инфраструктуры сопоставима с годовым объемом регионального дорожного фонда», — заявил зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.
К тому же до 2027 года в ДФО должны быть модернизированы 29 пунктов пропуска, а значит трафик станет еще выше. Согласно планам Росгранстроя, прежде всего, будут реконструированы автомобильные переходы Марково, Пограничный, Краскино, Турий Рог, Полтавка, Кани-Курган, Староцурухайтуйский, Забайкальск. В перечень приоритетных также вошли АПП Монды, Верхний Ульхун, Соловьевск, Олочи.
Поэтому важно оказать регионам дополнительную финансовую поддержку за счет средств федерального бюджета на мероприятия по развитию автодорог к пунктам пропуска, заключил Анатолий Широков.
Как вариант — передать подъездные пути в федеральное подчинение. В Забайкалье немало пунктов пропуска и дорог, которые подходят к границе, говорит Алексей Гончаров, но доходы в краевой бюджет низкие. Сейчас действует мораторий на передачу дорог из региональной в федеральную собственность, тем не менее для приграничных регионов целесообразно сделать исключение, предлагает зампреда правительства Забайкальского края.
По словам сенатора от Приморья Александра Ролика, из-за текущего состояния автотрасс к пунктам пропуска федеральный бюджет ежегодно теряет примерно 6 млрд руб. таможенных платежей. Если же привести подъездные дороги к нормативу плюс модернизировать погранпереходы, то поступления по линии таможни увеличатся на 420 млрд руб., заявил сенатор.
«Мы предлагаем осуществлять реконструкцию данных автодорожных объектов и их содержание за счет дополнительных таможенных платежей, получаемых от грузооборота пунктов пропуска через границу России и Китая. На наш взгляд это позволит быстрее решать проблему», — убежден Александр Ролик.
Свои предложения в правительство России подготовил Минтранс. Они относятся к Забайкалью, ЕАО и Приморью, уточнил замдиректора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Евгений Нефедов. Мероприятия по ремонту/реконструкции подходов к границе будут предусматривать финансирование со стороны региональных дорожных фондов, так и федеральную поддержку, добавил он.
Кроме того, сообщил чиновник, совместно с администрацией Хабаровского края Минтранс прорабатывает вопрос по созданию подъездной дороги через протоку Амурскую к будущему пункту пропуска на Большом Уссурийском острове. К этому процессу сегодня подключено Минприроды, поскольку на подтопляемой территории, где пройдет трасса, необходимы защитные сооружения (дамба).
В декабре 2023 года на проектную документацию было получено положительное заключение госэкспертизы. Расчетный срок строительства участка автодороги составляет 33 месяца. Размер федерального финансирования оценивается почти в 5 млрд руб., проинформировал министр транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Георгий Мазунин. Стройку предполагается завершить к 2027 году.
На Дальнем Востоке растет стоимость строительства новых мощностей генерации, что при сохранении надбавки на мощность для промышленных потребителей других регионов вызывает недовольство энергорынка. В минувшем году сократился экспорт электроэнергии с Дальнего Востока в КНР, на что повлияли дефицит в дальневосточной энергосистеме и изношенные мощности. При этом новые промышленные объекты макрорегиона требуют ввода энергетической инфраструктуры. Вопрос предполагается решать в том числе за счет атомной энергетики.
По темпам роста производства электроэнергии в январе-ноябре 2023 г. в Дальневосточном ФО лидировали Еврейская АО (рост на 36,8% относительно аналогичного периода 2022 г.) и Якутия (рост на 16,3%). Отрицательная динамика производства наблюдалась в Бурятии, Приморском крае и Амурской области. При этом по объемам производства электроэнергии на Дальнем Востоке первое место занимает Якутия – в январе-октябре 2023 г. в республике было произведено 9511,3 млн кВт*ч (на 18,2% больше, чем за аналогичный период 2022 г.).
Проблемой генерации на Дальнем Востоке остается рост стоимости потребляемого топлива. Дальневосточные электростанции ПАО «РусГидро» по итогам 2023 г. в очередной раз не смогли за счет тарифной выручки покрыть затраты на покупку дорожающего угля и другого топлива. Объем выпадающих доходов по итогам минувшего года, по предварительным оценкам, составил порядка 3,7 млрд рублей. Совет Федерации предложил правительству компенсировать выпадающие доходы из средств федерального бюджета, но решение не принято.
В «Сообществе потребителей энергии» (объединяет промышленных потребителей энергии) полагают, что следует ввести специальное ценообразование для внутренних поставок угля, поскольку в настоящее время уголь торгуется по свободным ценам, а объем расходов компании на покупку топлива ограничивается тарифным регулированием. Цена на энергетический уголь для дальневосточных ТЭС в 2023 г. достигала 3-3,4 тыс. рублей за тонну, в то время как средний уровень цен в РФ в 2023 г. составлял 2,4-2,6 тыс. рублей за тонну. В прошлом году одноставочная цена на электроэнергию (включает цену на мощность и цену на реально выработанные киловатт-часы) на Дальнем Востоке в среднем выросла на 50% по сравнению с 2022 г. Одноставочная цена (без экспорта) накопительным итогом с января по октябрь 2023 г. составила 2,68 рублей за 1 кВт*ч.
Также ПАО «РусГидро» в ноябре минувшего года актуализировало стоимостные параметры модернизации Владивостокской ТЭЦ-2 – итоговая стоимость проекта составила около 66,3 млрд рублей (без НДС). Проектом предусмотрена модернизация трех блоков на 360 МВт. Его стоимость увеличилась почти в три раза по сравнению с цифрой, указанной на этапе обоснования инвестиций (2019-20 гг.). Тогда проект оценивался в 22,04 млрд рублей. Актуальная цена на 28% превысила предельные типовые затраты на модернизацию.
Напомним, что энергоблоки Владивостокской ТЭЦ-2 (497 МВт) были запущены в 1970-84 гг. Модернизация трех энергоблоков началась в 2021 г., с условием возврата инвестиций за счет повышенных платежей на мощность. Базовый уровень доходности составит 12,5% при ставке ОФЗ 8,5%. К настоящему времени произведена замена турбоагрегата №1 и выполнены комплексные испытания котлоагрегата №1. Первый энергоблок должен быть запущен по завершении аттестационных испытаний. Еще два блока должны заработать в 2028 г.
Более всего – почти в семь раз, увеличилась стоимость работ по главному корпусу ТЭЦ-2, она достигает 3,85 млрд рублей. Также почти в три раза выросла стоимость замены котлов – до 11,34 млрд рублей. В 1,7 раз выросла цена замены трех турбоагрегатов и монтажа вспомогательного оборудования, составив 24,71 млрд рублей. При этом в общую стоимость котлов и турбин «РусГидро» включило расходы на демонтаж старого оборудования, затраты на поставку и монтаж вспомогательных схем.
Проблемой проекта стал и поиск рабочей силы на Дальнем Востоке. На сегодняшний день на площадке объекта задействованы 1,2 тыс. рабочих, в том числе 1,1 тыс. человек привлечены из других регионов, из-за чего «РусГидро» увеличило расходы на командировки на 1,77 млрд рублей. На рост стоимости проекта повлияла необходимость полной замены главного корпуса ТЭЦ и изношенных восьми котлоагрегатов – их заменяют на три новых котла большой мощности (поставщиком является группа компаний «ЗиО»).
В «Сообществе потребителей энергии» по-прежнему негативно относятся к увеличению стоимости проектов «РусГидро» и оплате мощности новых энергоблоков за счет коммерческих потребителей других регионов. В Сообществе настаивают, что «РусГидро» должно софинансировать проекты за счет собственных средств или за счет бюджетных источников, используя механизмы господдержки. Стоит отметить, что модернизация Владивостокской ТЭЦ-2 входит в план развития Владивостокской городской агломерации (одобрен правительством в январе, в плане цена объекта указана в размере 69 млрд рублей).
В сентябре минувшего года ПАО «РусГидро» приступило к строительству в Приморье газовой Артемовской ТЭЦ-2 мощностью 440 МВт (тепловая мощность – 456 Гкал/ч). Газотурбинные установки для станции должны поставить «Силовые машины», паровые турбины – «Уральский турбинный завод», котлы – «ЗиО» («Росатом»). Пуск энергоблоков и завершение строительства станции намечены на 2026 г. Новая ТЭЦ должна заменить выводимые из эксплуатации мощности Артемовской ТЭЦ (построена в 1936 г.).
«РусГидро» также продолжает работы по строительству новой ТЭЦ-4 в Хабаровске. К октябрю 2023 г. на объекте были построены и введены в эксплуатацию станция насосной подпитки теплосети, три бака аккумулятора и компрессорная станция. Завершение строительства намечено на 2027 г. Станция строится для замены Хабаровской ТЭЦ-1 (запущена в 1954 г.).
Также выросла стоимость модернизации угольной Приморской ГРЭС (1,5 ГВт) «Сибирской генерирующей компании» (СГК, подконтрольна «СУЭК») – в 1,8 раза за три года, составив 50,377 млрд рублей. В январе правительство утвердило общий CAPEX модернизации девяти энергоблоков этой ГРЭС. Завершение работ намечено на лето 2026 г.
Проект модернизации данного объекта тоже будет окупаться за счет повышенных платежей за энергомощность. Период окупаемости составит 15 лет, базовая доходность – 12,5% при ставке ОФЗ в 8,5%. За весь период окупаемости платеж энергорынка может превысить 200 млрд рублей, по оценке «Совета рынка». По подсчетам центра экономического прогнозирования Газпромбанка, максимальный платеж для рынка после 2026 г. ожидается на уровне более 7 млрд рублей в год.
Приморская ГРЭС является наиболее крупной тепловой электростанцией на Дальнем Востоке. Она работает на угле Лучегорского угольного разреза. ГРЭС и разрез перешли «СУЭК» от «РусГидро» в 2020 г. в рамках сделки по обмену активами. В СГК рост стоимости проекта объясняют инфляцией, повышением стоимости российского оборудования, увеличением объема работ из-за необходимости соблюдения норм проектирования.
В декабре минувшего года было зафиксировано отставание работ на трех энергоблоках Приморской ГРЭС (пятом, восьмом и девятом) от графиков модернизации. Дата начала поставки мощности восьмого энергоблока Приморской ГРЭС была назначена на 1 сентября 2023 г., пятого – на 1 января 2024 г., девятого – на 1 февраля 2024 г. По состоянию на 15 января после модернизации и испытаний мощность поставляют первый и восьмой энергоблоки, пятый и девятый пока не введены. По информации «Системного оператора» к середине января на Приморской ГРЭС работали шесть блоков на 832 МВт. В 2022 г. коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) Приморской ГРЭС составлял 44%, а выработка – 5,69 млн кВт*ч. Предполагается, что после модернизации КИУМ станции вырастет до 74%, а выработка – до 9,5 млн кВт*ч. В настоящее время станция может работать максимально на 4,5 тыс. часов использования установленной мощности, а после модернизации показатель должен вырасти до 6,5 тыс. часов. При этом в «Сообществе потребителей энергии» подчеркивают, что не предусмотрено ответственности владельца объекта за достижение заявленных целей. В Минэнерго, в свою очередь, заявляли о планах разработки мер ответственности за срыв срока ввода блоков, но какие-либо штрафы введены не были.
Генерирующая компания ПАО «ТГК-14», согласно утвержденным инвестиционным программам на 2024-28 гг., намерена модернизировать энергетические мощности в Забайкальском крае и Бурятии.
Для Забайкалья инвестиционная программа составляет 4,8 млрд рублей. ТГК-14 рассчитывает модернизировать оборудование Читинской ТЭЦ-1 по программе модернизации оборудования тепловых электростанций (КОММод). Проект подразумевает реконструкцию турбин и котлов. Работы по модернизации оборудования станции должны начаться в текущем году. В ближайшие пять лет компания намерена модернизировать систему автоматического регулирования на всех 13 котлах Читинской ТЭЦ-1. Инвестиционной программой в регионе также предусмотрены реконструкция магистральных трубопроводов и строительство тепловых сетей для подключения к централизованному теплоснабжению новых жилых домов и социальных объектов.
Стоит отметить, что для реконструкции Читинской ТЭЦ-1 предполагается задействовать инфраструктурные облигации ДОМ.РФ (соглашение подписано в сентябре 2023 г.). Размер инфраструктурного займа составит 4,4 млрд рублей.
Объем инвестиций в рамках более скромной инвестиционной программы ТГК-14 в Бурятии составляет 1,9 млрд рублей. Программа включает реконструкцию участков тепловой сети на Улан-Удэнской ТЭЦ-1 и Улан-Удэнской ТЭЦ-2, на котельной «Юго-Западная», а также строительство около 3,5 км тепловых сетей.
Следует отметить, что согласно поручению президента РФ В.Путина правительству до 1 июля 2024 г. предстоит совместно с АО «Системный оператор Единой энергетической системы», «НП Совет рынка», «Советом производителей энергии», ГК «Росатом», ПАО «РусГидро», Российским союзом промышленников и предпринимателей, «ВЭБ.РФ» разработать и утвердить программу развития электроэнергетики на территории Дальневосточного ФО до 2050 г.
Сохраняются планы по введению дифференцированных энерготарифов для населения, увеличивающихся при росте объемов потребления электроэнергии. В конце прошлого года стало известно, что ФАС рассматривает возможность пересмотра новых тарифов на электроэнергию на 2024 г. в Иркутской области в связи с тем, что власти региона резко увеличили тарифы на передачу электроэнергии для бизнеса, но не ввели льготные лимиты объемов потребления для домохозяйств. Введение лимитов обусловлено тем, что промышленность субсидирует население, для которого сдерживается рост тарифов. В каждом регионе установлен предельный уровень субсидии.
Правительство намерено обязать регионы при резком увеличении нагрузки на юридических лиц переводить население на новые тарифы с учетом объемов потребления (так называемые дифференцированные тарифы). Соответствующие поправки к законодательству еще находятся в аппарате правительства, тем не менее, между регуляторами и регионами с высоким уровнем потребления достигнута договоренность ориентироваться на данные изменения.
В Минэнерго существуют планы повышения тарифов на передачу электроэнергии для крупных центров майнинга криптовалюты в регионах с локальным энергодефицитом. За счет роста тарифа предполагается побудить криптофермы по крайней мере на время покинуть энергодефицитную территорию. Повышение тарифов для таких центров будет означать отказ от недискриминационного подхода ко всем энергопотребителям.
В Бурятии прогнозируется ввод 356 МВт майнинг-центров (техусловия на подключение уже получили 100 МВт). В республике для юридических лиц на высоком напряжении 1 кВт*ч в среднем стоит 4,3 рубля. Майнинг-центры Бурятии подключаются к магистральным сетям («Россети»), имеют наиболее низкие тарифы и не оплачивают перекрестное субсидирование. В связи с этим в республиканском правительстве рассматривают возможность запретить дата-центрам присоединение к магистральным ЛЭП или повысить тариф для них. По Забайкальскому краю на сегодняшний день отсутствуют точные данные о майнинге. Стоимость 1 кВт*ч для юрлиц на высоком напряжении в крае составляет 4,1 рублей.
Возникновение энергодефицита на юго-востоке Сибири ожидается в 2024 г., а к 2029 г. он, согласно прогнозам, может достигнуть 1,23 ГВт. Созданию энергодефицита также способствует ввод новых объектов Восточного полигона «РЖД» - 413 МВт в Иркутской области, 241 МВт в Бурятии и 212 МВт в Забайкальском крае, расширение Тайшетского алюминиевого завода «Русала» в Иркутской области (690 МВт), масштабное строительство нового жилья.
Для решения вопроса предлагается строить новую генерацию. В «Сообществе потребителей энергии» капитальные затраты на строительство новой генерации на 1,23 ГВт оценивают в 430 млрд рублей. Платеж потребителей оптового рынка на период окупаемости может превысить 1,1 трлн рублей. Но и в данном случае рассматривается повышение тарифов на время строительства новой генерации. Тем не менее для крупных майнинговых центров (с потреблением свыше 50 МВт) перенос (в том числе временный) в другие регионы связан с существенными потерями (до 90% от вложенных инвестиций).
При планах постепенного отказа от сниженных тарифов для промышленности на Дальнем Востоке (неценовая зона) на федеральном уровне принято решение временно сохранить льготные энерготарифы для части бизнеса на Дальнем Востоке. Осенью минувшего года был подписан закон, регулирующий ценообразование в электроэнергетике на Дальнем Востоке и в Арктике. Он вступил в силу с 1 января 2024 г.
Поправки отменяют требования по установлению предельных уровней цен (тарифов) с целью достижения договоренностей о цене на электроэнергию и сроках. Новый закон также обозначает особенности правового регулирования долгосрочных двусторонних договоров купли-продажи, заключаемых на розничных рынках электроэнергии по принципу «take or pay» (бери или плати). Это позволяет заключать двусторонние договоры купли-продажи электроэнергии, потребляемой введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г. объектами на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка.
Для горнодобывающих предприятий механизм действует в течение трех лет – сниженные (льготные) тарифы будут поэтапно повышаться до экономически обоснованного уровня. Механизм будет применяться до 2028 г. ко всем добывающим организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Арктической зоне. Также льготные тарифы сохранятся для предприятий из утвержденного правительством перечня проектов, в который, помимо горнорудных, входят угольные, транспортные, аграрные предприятия.
По расчетам ФАС, в 2024 г. оптовый энергорынок (европейская часть РФ, Урал, Сибирь) может заплатить за сохранение сниженных тарифов в ДФО 31,02 млрд рублей, что на 12,4% (примерно на 4,48 млрд рублей) ниже, чем в 2023 г. Базовый тариф для коммерческих потребителей Дальнего Востока на высоком и среднем уровнях напряжения установлен на уровне 6,83 рубля за 1 кВт*ч (рост на 8,9% по отношению к 2023 г.), а для потребителей на низком напряжении – 8,06 рублей (рост на 9,1% год к году).
Экспортные поставки электроэнергии с Дальнего Востока снижаются. По итогам января-ноября 2023 г. объем экспорта электроэнергии в Китай снизился на 26,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., составив 3,16 млрд кВт*ч. Существенное сокращение поставок фиксировалось с конца лета. В августе экспорт сократился на 49,8% к августу 2022 г., в сентябре снижение составило 47%, в октябре – 72%, в ноябре – 61%. В декабре, по предварительным данным, было поставлено порядка 82,6 млн кВт*ч, что примерно на 80% ниже уровня за декабрь 2022 г. В январе текущего года экспорт остается на уровне декабря 2023 г. В Минэнерго снижение поставок объясняли энергодефицитом в дальневосточной энергосистеме и высокой аварийностью дальневосточных ТЭС на фоне роста внутреннего спроса в периоды сильной жары и морозов, а также низкой водностью ГЭС. Стоит отметить, что за 2023 г. энергопотребление в ОЭС Дальнего Востока увеличилось на 3,3% по отношению к 2022 г., до 45,9 млрд кВт*ч.
При этом «Интер РАО» в октябре согласовал с китайской стороной увеличение цены экспортной поставки электроэнергии на размер экспортной пошлины (4-7% при курсе 80-95 рублей за доллар). Общая стоимость поставленной в КНР электроэнергии за январь-ноябрь 2023 г. составила 138,25 млн долларов (970,42 млн юаней). Экспорт электроэнергии в Китай рос с 2021 г., в 2022 г. он достиг рекордных 4,7 млрд кВт*ч. По предварительным данным, по итогам 2023 г. экспорт составил порядка 3,1 млрд кВт*ч, вернувшись к среднегодовым показателям 2012-20 гг. и сократившись на 34% по сравнению с 2022 г.
С начала текущего года средняя цена поставки электроэнергии из РФ в КНР составляла 43,8 долларов США за 1 МВт*ч. Цена формировалась исходя из стоимости производства электроэнергии в провинции Хэйлунцзян (северо-восточный энергоизолированный район Китая). При пошлине в 7% стоимость поставки составит 46,8 долларов за 1 МВт*ч.
При поставке электроэнергии с Дальнего Востока рентабельность «Интер РАО» ограничена 5%. Изначально холдинг предлагал правительству увеличить рентабельность на размер пошлины, но такой вариант привел бы к росту платежей дальневосточных потребителей, так как остальная маржа экспорта традиционно направляется на снижение платежей местных потребителей. С 2012 г. за счет ограничения рентабельности экспорта потребители Дальнего Востока получили свыше 25 млрд рублей. Таким образом, прекращение экспорта, в случае отказа КНР от включения в стоимость пошлины, также могло негативно отразиться на внутренних потребителях.
Продолжается реализация проектов, направленных на энергоснабжение крупных промышленных проектов. В декабре прошлого года группа «Россети» поставила под напряжение переключательный пункт 500 кВ «Нерген», ставший основным элементом схемы электроснабжения Малмыжского горно-обогатительного комбината ООО «Амур Минералс» (АО «Русская медная компания») в Хабаровском крае (Нанайский район). На объект заведены заходы от линии электропередачи, связывающей центры питания Хабаровского края – подстанции 500 кВ «Хабаровская» и «Комсомольская». Максимальная мощность присоединения составила 250 МВт. Объем инвестиций превысил 12 млрд рублей. Организованы новые транзиты 500 кВ «Хабаровская – Нерген» и «Комсомольская – Нерген» протяженностью 287,5 км и 76,6 км.
На Амурском газохимическом комплексе «СИБУРа» в Амурской области (г. Свободный) в декабре минувшего года завершились строительно-монтажные и пуско-наладочные работы подстанции 500 кВт для электроснабжения завода базовых полимеров. Было получено разрешение Ростехнадзора на подачу напряжения для проведения комплексных испытаний оборудования. Пуск напряжения позволил приступить к наладке основного технологического оборудования завода.
Между тем «Газпром» рассматривает возможность организовать совместно с ГК «Росатом» энергоснабжение Киринского и Южно-Киринского газоконденсатных месторождений в Сахалинской области (проект «Сахалин-3», Киринский участок) с помощью плавучих атомных энергоблоков (ПЭБ) мощностью до 116 МВт. Стоимость строительства одного блока оценивается предварительно в 45-50 млрд рублей. Проект включен в схему и программу развития электроэнергетики Сахалинской области на 2023-27 гг.
Потребность в мощности для месторождений оценивается в 45 МВт, остальную выработку предполагается распределить между сахалинскими потребителями. Стоит отметить, что пока разрабатывается только Киринское месторождение проектной мощностью 5,5 млрд куб. м газа. Южно-Киринское месторождение планировалось к разработке в 2025 г., время запуска несколько раз сдвигалось в связи с наложенными в 2015 г. санкциями США, ограничившими доступ к поставщикам оборудования для организации подводной добычи.
При стоимости строительства одного ПЭБ в 45-50 млрд рублей, себестоимость выработки может составить 85-88 долларов США за 1 МВт*ч. Выбор в пользу атомной энергетики, а не газовых ТЭС может быть обусловлен проблемами доступа к ключевому оборудованию – газовым турбинам. Киринское месторождение расположено в энергоизолированном районе, что требует создания схемы выдачи в областную электросеть.
На Восточном полигоне «РЖД» ПАО «Россети» модернизирует подстанцию 220 кВ «Февральская». Стоимость проекта составляет 211 млн рублей. На подстанции в ноябре началась замена выключателей, участвующих в работе силового оборудования, также предусмотрено оснащение центра питания цифровыми комплексами релейной защиты. Проект направлен на повышение надежности электроснабжения Дальневосточной железной дороги и потребителей Селемджинского района Амурской области. Ранее замена оборудования была проведена на подстанции 220 кВ «Березовая» в Хабаровском крае.
В сентябре «Россети» приступили к строительству переключательного пункта 500 кВ «Агорта», подстанции 500 кВ «Даурия» и связывающей их ЛЭП протяженностью более 280 км (объекты в рамках второго этапа проекта по расширению Восточного полигона). Кроме того, данный проект направлен на электроснабжение золоторудного месторождения Таборное (Nordgold) и угольного месторождения Сыллахское («АнтрацитИнвестПроект») в Якутии. Проект предполагает возведение в Амурской области переключательного пункта 500 кВ «Агорта» и заходов от двух действующих ЛЭП 500 кВ, обеспечивающих энергетическую связь между Зейской ГЭС и подстанцией 500 кВ «Амурская» (главный центр питания региона), подстанции 500 кВ «Даурия», и линии электропередачи 500 кВ, соединяющей ее с «Агортой». От «Даурии» планируется построить две линии электропередачи 220 кВ до действующей подстанции 220 кВ «Сковородино», которая участвует в электроснабжении газопровода «Сила Сибири».
Следует отметить, что в 2023 г. «Россети» увеличили финансирование ремонтной программы на Дальнем Востоке на 12% по отношению к 2022 г., до 4,8 млрд рублей. В макрорегионе в минувшем году проводился ремонт 2,3 тыс. км линий электропередач и 573 единиц силового и коммутационного оборудования, расчистка 16,9 тыс. га трасс ЛЭП.
В сфере альтернативной энергетики Еn+ Group, КРДВ и правительство Амурской области в сентябре минувшего года подписали соглашение о сотрудничестве при создании ветропарка мощностью 1,058 ГВт в Белогорском районе. Объем инвестиций должен составить 60-70 млрд рублей. Сроки реализации проекта не уточнялись, строительство может начаться в конце текущего года. При этом пока не завершено ТЭО проекта.
Еn+ Group для получения доступа к технологиям намерена привлечь в проект китайского инвестора – Power China (Power Construction Corporation of China Limited). Ожидается, что ветропарк будет генерировать ежегодно около 3,5 млрд кВт*ч для последующего экспорта в КНР. Электроэнергию предполагается поставлять по уже существующей ЛЭП «Амурская – Хэйхэ» в провинцию Хэйлунцзян (предполагается заключить долгосрочный контракт на экспорт). Кредитные средства для финансирования также планируется привлекать в китайских банках (до 70%). Стоимость электроэнергии для потребителей на высоком напряжении в Хэйлунцзяне составляет 740 юаней за 1 MВт*ч (101 доллар за MВт*ч). Но пока экспорт электроэнергии с Дальнего Востока в Китай снижается.
АО «ЮЭСК» (дочернее общество ПАО «Камчатскэнерго») к началу текущего года завершило строительство в Камчатском крае первой промышленной солнечной электростанции мощностью 107,2 кВт в селе Долиновка (Мильковский муниципальный округ). Станция была возведена в дополнение к существующей дизельной электростанции ЮЭСК, она включает 256 солнечных панелей (территория панельного поля составляет 1 га). После введения гелиостанции в промышленную эксплуатацию среднегодовой объем произведенной электроэнергии должен составить порядка 115 тыс. кВт*ч, а расход дизельного топлива – сократиться на 67 тонн в год.
Кроме того, ТОР «Камчатка» в ноябре минувшего года была расширена за счет земельных участков для реализации проекта «РусГидро» по созданию в Олюторском и Карагинском районах автоматизированного гибридного энергетического комплекса с дизельной электростанцией и интегрированной с ней электростанцией на возобновляемых источниках энергии. Объем инвестиций в данный проект оценивается в более чем 1,2 млрд рублей.
Компания «ЭкоЭнерджиГрупп» и КРДВ в сентябре 2023 г. на полях ВЭФ заключили соглашение о реализации проектов в сфере солнечной энергетики в Еврейской АО, Камчатском, Хабаровском и Приморском краях. В данных регионах предполагается построить солнечные электростанции суммарной мощностью 40 МВт. Общий объем инвестиций должен составить 40 млрд рублей. Автоматизированные солнечные электростанции будут построены на территориях опережающего развития «Амуро-Хинганская», «Хабаровск», «Камчатка», в Приморском крае площадка пока не определена (ТОР «Михайловский» или «Приморье»).
Тем временем в Приморском крае резидент СПВ ООО «Эко-технологии» (подконтрольно заместителю председателя краевого парламента, приморскому предпринимателю-единороссу Д.Текиеву) намерено построить в поселке Славянка (Д.Текиев представляет данную территорию в Заксобрании) завод по производству ветроэнергетических установок (ВЭУ). В месяц предприятие будет выпускать до 130 ветрогенераторов мощностью около 500 кВт (каждый), а также оказывать услуги по ремонту и обслуживанию энергоустановок. Выпуск первых ветрогенераторов намечен на 2026 г. Объем инвестиций в проект оценивается в 69 млн рублей. Предполагается, что в проекте будут использованы китайские компоненты и технологии, однако в компании не уточняли предполагаемых партнеров.
Что касается атомной энергетики, то «Росатом» рассматривает возможность поставки в город Певек Чукотского АО дополнительного модернизированного плавучего атомного энергоблока (ПЭБ). Технико-экономические параметры проекта пока не уточняются. На ВЭФ в сентябре прошлого года входящее в «Росатом» АО «Чукотатомэнерго» и власти Чукотского АО заключили меморандум по вопросу изучения целесообразности энергообеспечения инвестиционных проектов в округе с использованием ПЭБ. Строительство плавучей электростанции в основном осуществляется на верфи, что сокращает расходы на завоз необходимых для строительства материалов и оборудования в период навигации.
«Росатом» уже имеет твердый заказ на строительство четырех ПЭБ на 420 МВт в Чаун-Билибинском энергоузле (мыс Наглёйнгын) в целях энергоснабжения Баимского ГОКа. Кроме того, летом 2023 г. «Росатом» и власти Чукотского АО заключили соглашение о сотрудничестве по вопросу реализации в регионе проекта атомной станции малой мощности (АСММ) на базе реакторной установки «Шельф-М» в целях энергоснабжения принадлежащего «Росатому» золоторудного месторождения Совиное (Иультинский район), которое, как и Баимский ГОК, входит в Чаун-Билибинскую промышленную зону. Тепловая мощность реактора составляет 35 МВт. В 2024 г. предполагается завершить технические проекты реакторной установки и основного технологического оборудования. Ввод станции в эксплуатацию намечен на 2030 г.
Напомним, что с 2020 г. в Певеке действует плавучая АЭС «Академик Ломоносов» установленной мощностью 70 МВт, но станция пока не вышла на проектную мощность из-за выявленных дефектов трубной системы парогенераторов. На 2024 г. намечен ремонт трех парогенераторов на втором блоке. На мощность в 70 МВт станция должна выйти в 2025 г.
Необходимость новой генерации связана с тем, что в Чаун-Билибинском энергоузле за счет предприятий горнорудной отрасли ожидается ежегодный рост потребления в среднем на 13%, с достижением 715 млн кВт*ч к 2027 г. При этом в 2025 г. должна быть закрыта Билибинская АЭС (36 МВт). Кроме того, «РусГидро» планирует после 2027 г. закрыть устаревшую угольную Чаунскую ТЭЦ на 30 МВт (действует с 1944 г.). На замену ей рассматривается строительство новой Арктической ТЭС в Певеке мощностью 75 МВт (к 2029 г.).
Между тем в Минэнерго в ноябре 2023 г. подтвердили рассмотрение возможности построить атомную электростанцию в Приморском крае. Предварительно срок строительства станции оценивается в десять лет – оно может завершиться между 2035 г. и 2042 г. АО «Системный оператор единой энергосистемы», «Росатом» и Минэнерго создали совместную рабочую группу по проекту. Предполагается, что электростанция будет состоять из двух блоков мощностью по 600 МВт (общая мощность – 1,2 ГВт). Объем инвестиций в проект предварительно оценивается в 5-7 млрд долларов США, но механизм финансирования пока не определен. Выбрать площадку для размещения будущей АЭС предполагается в течение 2025 г.
Ограничения дальневосточной электросетевой инфраструктуры требуют использования энергоблоков средней мощности, но стандартные проекты «Росатома» предусматривают большие реакторы типа ВВЭР-1000 и ВВЭР-1200, а коммерческие образцы средних блоков пока отсутствуют.
Возможность строительства двухблочной Приморской АЭС на 600 МВт или 1 ГВт рассматривалась в 1990-х гг.. Целесообразность строительства данной АЭС для целей экспорта находится под вопросом, поскольку Китай располагает собственной программой по развитию атомной энергетики в стране.
Основные элементы экспозиции региона специально для Ленского клуба оценил научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Журавлев.
«Образ Якутии сегодня меняется. Этому способствует и сама выставка достижений «Россия». Она констатирует свершившийся факт нового облика самого большого региона страны. И экспозиция Якутии призвана познакомить жителей страны с последними нововведениями и развеять сложившиеся стереотипы.
Многие россияне до сих пор мало знают о далекой дальневосточной республике. Все могут вспомнить про набившие оскомину холод, алмазы и оленей. Благодаря экспозиции посетители поймут, что Якутия – это про новые технологии, современные подходы в улучшении качества жизни.
Акцент при демонстрации достижений на мобильные приложения и игры, кино и мультипликацию естественен. Высокие технологии востребованы. Якутия доказывает, что можно быть центром цифровых разработок, находясь на Крайнем Севере. Это та привилегия, которая республика, похоже, стремится забрать себе. И реальный успех в этой области можно достичь, забыв, что за стеной минус 40.
При этом даже в условиях экстремально низких температур это регион, который осваивает и вдыхает жизнь в, казалось бы, непригодные для жизни территории. Свидетельство тому – демонстрируемая реакторная установка для первой в мире атомной станции малой мощности, которую строят в арктическом районе республики. Руководство Якутии добивалось этой чести. Поскольку возможность эффективного развития здесь высока, то, следовательно, и потребность в энергетике тоже немалая. АСММ здесь также выступает в роли символа будущего, который обозначает собой новый виток развития.
Ну и, конечно же, венчает образ будущего Якутии Ленский мост, распоряжение о строительстве которого отдал Президент. Завершив этот архисложный проект, республика станет еще и логистическим центром, что еще недавно было бы странно себе представить. Мост имеет значение только если до и после него идет дорога. Через Якутию пойдет транспортный путь, она перестанет быть ледяной горой, куда можно только прилететь. Главное, что регион, отделенный от «большой земли», станет ее частью, то есть ближе ко всем жителям нашей страны.
Очевидно, это успешное позиционирование. Якутия на выставке предстает инновационной, современной, но не забывающей, на какой земле она находится. Регион демонстрирует свое лицо, прорисованное значительно детальнее. Это все та же республика, но понятная, с той новизной, которой нам не хватало. О ней пока знают действительно мало. Теперь благодаря выставке, я надеюсь, будут чуточку больше».
Трансформация жизнеобеспечивающих предприятий Хабаровска, как и всех остальных городов России, продиктована необходимостью соблюдения требований закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», принятого в 2019 году. Целью реорганизации МУПов является повышение экономической эффективности предприятий, что неизбежно выльется в повышение комфорта и безопасности жизни горожан.
Одна из целей реформы муниципального хозяйства – снижение расходов местных бюджетов на содержание убыточных предприятий. Вместо них появятся и частные предприятия, что будет развивать конкуренцию, от чего всегда выигрывает потребитель. Кроме того, передача муниципального унитарного предприятия в частную собственность может принести большую прибыль, так как имущественные комплексы, оборудование и земельные участки МУПов не всегда используются в полной мере.
В Хабаровске работают 12 унитарных предприятий. Всего же обеспечением жителей города необходимым ассортиментом услуг для комфортной жизни занимаются 19 муниципальных организаций разных форм собственности. Они отвечают за жилищно-коммунальные услуги (тепло- и водоснабжение, водоотведение), социальное жильё, транспортные услуги, благоустройство, занимаются реконструкцией и развитием дорожной сети. На этих предприятиях работают более четырех тыс. человек.
По словам главы Хабаровска Сергея Кравчука, за пять лет объем работ муниципальных предприятий составил 49 млрд рублей, в том числе в прошлом году – около 11 млрд рублей, рост – почти на 6%. За этот же период производительность труда выросла на 32%.
«Хабаровск является одним из городов, где удалось сохранить муниципальные предприятия после рыночных преобразований в стране в конце 90-х годов. Однако реорганизация муниципальных унитарных предприятий в муниципальные бюджетные учреждения показала свою эффективность. Контроль за финансовыми потоками учреждений Север и Восток, (реорганизованы в 2020 году и 2022 году соответственно), позволяет принимать оперативные решения и вносить корректировки по выполнению муниципального задания, связанного с благоустройством города. За время работы в новой организационно-правовой форме учреждения увеличили объемы работ на 12% –более 20 млн рублей», – рассказал Сергей Кравчук.
Начальник управления экономического развития администрации Хабаровска Олег Ожегов подтвердил эффективность муниципальных производственных организаций: «С 2018 по 2022 годы объем работ, направленных на удовлетворение основных потребностей населения в жизнеобеспечивающих услугах, составил практически 50 млрд рублей, за этот же период производительность труда выросла с 1 млн 797 тыс. рублей на человека в год до 2 млн 367 тыс. рублей или на 32%. Получено 639 млн рублей чистой прибыли».
Олег Ожегов добавил, что при смене предприятием организационно-правовой формы, виды деятельности остаются прежними, при этом 100% акций будут принадлежать городу, а администрация города через органы управления обществ (наблюдательный совет, совет директоров) напрямую будет влиять на процессы принятия решений, касающиеся крупных сделок, инвестиций, оплаты труда и прочее.
Согласно закону, унитарные предприятия должны быть реорганизованы или ликвидированы до 1 января 2025 года. Если это требование не будет выполнено вовремя, Федеральная антимонопольная служба по решению суда ликвидирует предприятия. Исключения для реорганизации составляют предприятия сферы городского пассажирского транспорта, а также отраслей, относящихся к естественным монополиям.
Таким образом, МУПами в Хабаровске останутся: «Водоканал», «Тепловые сети» и «Городской электрический транспорт». Остальные будут реорганизованы.
МУП – это коммерческая организация, которая вправе получать прибыль за счет имущества, переданного в управление. Управление такими предприятиями осуществляется посредством планирования финансово-хозяйственной деятельности и установки контрольных заданий по объемам, издержкам, производительности труда, в сочетании с принципами успешного хозяйствования – поиском дополнительных доходов, в ом числе от оказания услуг сторонним организациям; модернизацией основных фондов.
Муниципальное унитарное предприятие – это коммерческая организация, ее главная цель – получение прибыли, бюджетное учреждение (МБП) относится к некоммерческим и открывается для осуществления социальных функций. Деятельность муниципального бюджетного учреждения финансируется за счет субсидии на выполнение муниципального задания из бюджета города. Имущество как унитарного предприятия, так и бюджетного учреждения находится в муниципальной собственности и передается на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Сергей Кравчук отметил, что с момента принятия федерального закона в администрации внимательно рассмотрели все возможные перспективы каждого отдельного предприятия. Для обсуждения приглашались профильные специалисты, включая аппарат управления каждого предприятия. Рассмотрены все проблемные вопросы, решение которых позволяет сбалансировать интересы бюджета города с интересами трудовых коллективов.
«В результате проведенной работы мы определили организационно-правовые формы реорганизации муниципальных предприятий. Дорремстрой станет акционерным обществом (АО), НПЦОДД, Горсвет, Южное станут муниципальными бюджетными учреждениями (МБУ), УО МКД, РКЦ, Банно-прачечное хозяйство, Стрела и Спецкомбинат приобретут форму общества с ограниченной ответственностью (ООО). Имущество, коллектив, производственная база и виды деятельности предприятий будут полностью сохранены», – рассказал мэр Хабаровска.
К моменту выхода этого материала стало известно, что в Госдуму внесли законопроект, предлагающий продлить реорганизацию или ликвидацию ФГУПов и МУПов до 1 января 2030 года. По мнению авторов законопроекта, норма о ликвидации ФГУП и МУП не учитывает негативные последствия ухода унитарных предприятий с социально значимых рынков, на которых практически отсутствуют частные предприятия. В администрации Хабаровска отметили, что в любом случает процесс реорганизации МУПов в городе завершится в 2024 году.
Несмотря на санкционное давление, которое терпит Россия, на федеральном уровне внимание к нему только усиливается. В прошлом году Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала идею Айсена Николаева о паритетном финансировании работ. Накануне глава Якутии обсудил завершение проектирования с зампредом Правительства Маратом Хуснуллиным. В комментарии Ленскому клубу экономист, директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов рассказал, чем значим Ленский мост и как он может повлиять на развитие Республики Саха и Дальнего Востока.
«Обсуждение этого проекта на таком высоком уровне говорит о том, что он нужен и важен. Есть доводы, чтобы запустить его как можно оперативнее. Во-первых, была подведена железная дорога до станции Нижний Бестях, которая расположена в непосредственной близости к Якутску. Это дает дополнительный импульс, чтобы связать два берега Лены в этом районе. Кроме того, в столице республики наблюдается прирост населения, что не характерно для дальневосточных городов и районов – там, наоборот, динамика отрицательная. Демографические вопросы также дают здесь дополнительные обоснования.
Ко всему прочему, в Якутской агломерации появились проекты, связанные с новой волной индустриализации, которые также добавляют аргументов к повышению экономической эффективности строительства моста: это развитие индустриального парка Кангалассы, расширение территории опережающего развития в разных районах, в том числе и на правобережье. Наконец вызовы новой реальности 2022 года с вектором развития страны на Восток. Это дает стимулы не только для модернизации восточного полигона Транссиба и БАМа, но и осуществления других масштабных проектов в Якутии. Без моста, связывающего два берега Лены, они будут реализовываться с меньшими эффектами, чем могли бы.
Конечно, этот проект невозможно осуществить самой Республикой Саха, привлечь какие-то бизнес-структуры, которые могли бы быть заинтересованы в самостоятельном строительстве моста, тоже не удастся. Он будет гораздо затратнее, чем, например, Высокогорский мост через Енисей, который короче и возведен в менее сложных условиях. Очевидно, что федеральное участие должно быть существенным. В этой связи Ленский мост правильно сравнивают с Русским во Владивостоке, как достаточно дорогостоящее сооружение. Поэтому верная финансовая оценка – необходимое условие для старта этих работ. Иначе они превратятся в долгострой, который будет вызывать головную боль у нескольких поколений.
В разные годы строительство мостов определяло завершенность освоения территорий. Например, завершение моста в Хабаровске в 1916 году замкнуло окончательно Транссиб. Строительство моста через Амур в Благовещенске или открытие моста через Енисей в Красноярске, – события, которые не могли быть не замеченными с точки зрения активизации экономической деятельности в тех районах, где возникала такая дополнительная связность пространств. Эффект от реализации проекта Ленского моста даже не просчитывается сейчас полностью. Не исключено, что с его возведением могут пойти автомобильные трассы в западную Якутию или неожиданно получить развитие правобережье Лены, так как туда проходит железная дорога. Смоделировать развитие можно, но все позитивные факторы учесть затруднительно».
На Дальнем Востоке продолжается рост жилищного строительства, но одновременно растет и цена жилья, причем более активными темпами, чем во многих других российских регионах. Один из серьезных факторов, который не позволяет хотя бы отчасти сдерживать рост себестоимости сдаваемого квадратного метра – дефицит и износ коммунальных сетей. EastRussia разбиралась, какие меры в этой связи могут помочь девелоперским проектам.
Больше квадрата на душу населения
За 2022 год в ДФО введено 3,6 млн кв. м жилья или на 15% больше, чем в 2021-м. Выросло строительство как многоквартирных домов (+5%), так и индивидуальной жилой застройки (+24%).
В числе передовиков-регионов – Приморье. Если в 2021 году в крае сдано 885 тыс. кв. м новой жилплощади, то в 2022-м – чуть более 1 млн. В этом году планируется ввести не менее 1,1 млн кв. м жилья. При этом градостроительный потенциал региона превышает 8 млн, уточнил зампред краевого правительства Михаил Петров, и к настоящему времени выдано разрешений на строительство 2,7 млн кв. м.
По оперативным данным, в I квартале в ДФО в целом сохранялась положительная динамика, хотя наметилось снижение по индивидуальному жилью. За три месяца построено 1 млн кв. м жилой недвижимости. По итогам 2023 года в субъектах ДФО могут ввести 3,8 млн кв. м, на 7% больше прошлогоднего результата, сообщил замдиректора департамента жилищной политики Минстроя РФ Антон Махов.
Несмотря увеличение темпов работ, не менее чем в половине регионов Дальневосточного федерального округа показатель ввода квадратных метров на человека остается ниже, чем в среднем по России, говорит представитель Совфеда от Амурской области Иван Абрамов. К тому же обеспеченность населения жильем крайне неравномерна по отдельным территориям.
В качестве господдержки застройщиков действует несколько программ. Это, в частности, программа «Стимул» (входит в федеральный проект «Жилье» нацпроекта «Жилье и городская среда»), которая должна помочь в сокращении финансовых и временных издержек строителей. В ней участвуют Забайкалье, Хабаровский край и Амурская область: для регионов в прошлом году было предусмотрено 503 млн руб., в этом – 147,7 млн руб. Фактический объем ввода жилплощади на 1 января 2023 года по данному титулу составил 178,6 тыс. кв. м. Программа призвана также стимулировать строительство социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в местах возведения жилья. К примеру, в числе ее объектов, предусмотренных к сдаче – детская поликлиника в Хабаровске.
В свою очередь Минстрой реализует программу субсидирования низкомаржинальных застройщиков, с рентабельностью менее 15%. По этой линии в ДФО дотировались два проекта в Сахалинской области по строительству 3,16 тыс. кв. м жилья.
Кроме того, отметил Антон Махов, эффективно показала себя программа по субсидированию ставки проектного финансирования. На Дальнем Востоке благодаря этому 149 проектов в сфере жилищного строительства получили поддержку по кредитам. Планируемый объем ввода по данным объектам – 1,3 млн кв. м.
Ипотека разогнала цены
Конечно, на строительную отрасль положительное влияние оказывает реализация льготных ипотечных программ. Часть из них – такие же кредитные предложения (льготная, семейная, сельская, IT-ипотека), как и в прочих российских регионах, хотя с некоторым набором дополнительных преференций. К примеру, на Дальнем Востоке ставка по семейной ипотеке составляет 5% годовых, тогда как в других федеральных округах – 6%. Помимо этого, дальневосточникам, проживающим в сельской местности, разрешено приобретать жилые помещения на вторичном рынке.
Наиболее выгодной среди остальных по рынку для заемщиков остается Дальневосточная ипотека. «На протяжении 2022 года был внесен ряд существенных изменений, расширивших категории граждан, которые могут воспользоваться этой ипотечной программой. В частности, это новые [социальные] группы: учителя, врачи, с требованием по стажу работы, переселенцы из ЛНР, ДНР и других субъектов», – рассказал начальник отдела организации компенсационных выплат и реализации мер государственной поддержки департамента финансовой политики Минфина РФ Иван Белых.
Справка:
Программа «Дальневосточная ипотека» стартовала в 2020 году. Ее участники могут рассчитывать на кредит по ставке до 2% годовых на срок до 20 лет. В качестве первоначального взноса необходимо внести не менее 15% стоимости жилья. За весь период реализации выдано более 60,5 тыс. кредитов на 255,6 млрд руб., в том числе с начала 2023 года - 6 тыс. кредитов на сумму 28,5 млрд руб.
«Среди ипотечных программ, которые администрирует ДОМ.РФ (как единый оператор льготных программ в жилищной сфере – прим. ред.), доля Дальневосточной ипотеки во всех выдачах в 2023 году составила порядка 70%», – проинформировал Иван Белых.
Вместе с тем Дальневосточная ипотека разогнала на рынке недвижимости стоимость жилплощади, подчеркнул Иван Абрамов. «За последние несколько лет мы наблюдаем значительный рост [цен в ДФО], которого нет в центральной части России», – свидетельствует сенатор.
При этом от дальневосточных регионов поступают предложения повысить в рамках данной программы предельную сумму ипотечного кредита (сейчас она не может превышать 6 млн руб.), но в Минстрое пока выступают против этого. «Для этого необходимо обеспечить рост строительства жилья. В случае если вносятся такие изменения, а льготная ипотечная программа не обеспечена ростом, это, к сожалению, может сказаться опять-таки на стоимости конечного продукта – квадратного метра», – пояснил Антон Махов.
Как считает Иван Белых, правительству РФ следует и дальше совершенствовать механизмы ипотечных льготных программ, сохраняя их адресность, приоритетную направленность, не допуская в то же время неконтролируемого роста цен на жилье.
Что нам стоит дом построить
Жилплощадь на Дальнем Востоке активно дорожает, что особенно видно по Владивостоку, где «квадрат» в новостройке в среднем стоит 200 тыс. руб., а на вторичке доходит до 150 тыс. «Мы понимаем, что ипотеки разогнали спрос на первичный рынок. Тем не менее единственная возможность как-то сдерживать стоимость – просто строить больше», – делает вывод Михаил Петров. По его словам, ситуация может кардинально поменяться, когда в пересчете на одного жителя Приморья будет сдаваться не 0,5 кв. м жилья в год, а 1-1,5 кв. м (к сведению, население Приморского края составляет 1,8 млн человек). Иначе говоря, когда предложение начнет превышать спрос.
С одной стороны, на удорожание квадратного метра объективно влияют растущие цены привозных стройматериалов, более сложная логистика, непростые климатические условия, в которых осуществляется стройка, и т.п. Плюс на стоимость недвижимости в крупных городах, как Владивосток, оказывает дополнительное давление приобретаемая в качестве инвестиционного вложения жилплощадь.
«Есть жесткий перегиб: у одного гражданина шесть квартир, а у другой категории – ни одной, – рассказал зампред правительства Приморья. – В итоге у нас большой процент квартир стоит пустой в новостройках, без ремонта, без жильцов. При этом стоимость неуклонно растет».
Другая большая проблема связана с вопросом доступности инфраструктуры сетевых организаций в коммунальном хозяйстве. «Многие регионы отмечают высокую стоимость технического присоединения к инженерным сетям. Она на 40% выше, чем в среднем по РФ», – комментирует заместитель директора департамента развития человеческого капитала и территориального развития Минвостокразвития Залина Бердиева.
Наиболее остро складывается ситуация с изношенностью сетей теплоснабжения, продолжает Михаил Петров. «Это вынуждает застройщиков в качестве источников отопления все чаще использовать электрическую энергию, в связи с чем в крае возникла нехватка энергомощностей. Например, их дефицит на юге Приморья составляет не менее 400 МВт», – сообщил чиновник, добавив, что инвестпрограммы сетевых компаний направлены не на перспективное развитие, а на текущее поддержание хозяйства в нормативном состоянии.
По словам зампреда краевого правительства, владельцы коммунальной инфраструктуры не могут задействовать такие механизмы получения долгих и дешевых средств на обновление своих фондов, как инфраструктурные облигации или через схемы концессии, ввиду существующих регламентов.
«Мы предлагаем пересмотреть подход к инвестиционным программам ресурсоснабжающих организаций, урегулировать их деятельность более конкретизируемым механизмом, который обеспечит планирование строительства новых сетей и модернизацию существующих с запасом мощностей в районах прогнозируемого развития городских застроек, – рассказал Михаил Петров. – Вместе с тем, учитывая изношенность сетей необходимо продлевать действие финансирования программы по модернизации систем жилищно-коммунальной инфраструктуры регионов за счет средств ФНБ».
Миллиарды на сети
Наряду с инфраструктурными облигациями, предоставлением средств ФНБ Фонду ЖКХ, кредитами ВЭБ.РФ на городскую инфраструктуру, определенные ожидания связаны с использованием инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК). Как сообщил Антон Махов, для получения ИБК субъекты Дальнего Востока представили предложения практически на 41 млрд руб. На сегодня до адресатов доведено 5,7 млрд руб., из которых освоено 2,7 млрд.
«В части средств ФНБ девять субъектов подали заявки. Общая стоимость проектов – свыше 9 млрд руб., в том числе потребность в заемном финансировании – чуть более 7 млрд», - проинформировал представитель Минстроя.
Не так давно запущен новый механизм по оказанию финансовой поддержки региональным бюджетам в рамках модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Финансирование будет открыто по линии публично-правовой компании «Фонд развития территорий» рассчитано на 2023-2027 годы.
«Всеми регионами Дальнего Востока представлены проекты региональных программ [по обновлению и расширению объектов ЖКХ]. В настоящее время Фондом принято решение о соответствии всех проектов требованиям, которые установлены соответствующими постановлениями правительства РФ», – сказал замдиректора департамента жилищной политики Министерства строительства.
Если говорить об инфраструктурных облигациях ДОМ.РФ, позволяющих финансировать непосредственно создание инженерных и социальных объектов, необходимых для комфортной среды, то их применение одобрено по 12 проектам из Амурской и Магаданской областях, Сахалина, Хабаровского края, Якутии. Сумма займа – более 37 млрд руб. Объем потенциального ввода жилья составит порядка 2,4 млн кв. м.
«Наш механизм позволяет привлекать внебюджетные деньги, потом за счет федеральной субсидии от Минфина снизить эффективную процентную ставку на заемщика на строительство объектов инфраструктуры. Механизм запущен в 2021 году, сейчас в активной стадии его реализация», – объяснил директор подразделения «Инфраструктурные облигации» ДОМ.РФ Александр Аксаков.
Всего на рассмотрении находятся 38 проектов из 10 субъектов ДФО. За счет их реализации может быть введено 16,6 млн кв. м жилья. С учетом планов по модернизации городов Дальнего Востока ДОМ.РФ готов обеспечить льготное финансирование инфраструктурных проектов в регионе до 100 млрд руб., добавил Александр Аксаков.
В качестве положительного примера он привел крупный девелоперский проект в Магадане по строительству микрорайона «Гороховое поле» на 100 тыс. кв. м. Среди прочего жилмассив будет обеспечен объектами централизованной системы водоснабжения и водоотведения.
Механизм, который практикует ДОМ.РФ, позволяет финансировать стройки через концессии. «Видим, что на Дальнем Востоке есть спрос на реализацию инфраструктурных проектов через концессионные сделки…Это схема по предоставлению государственной гарантии субъекту РФ по нашему займу. К сожалению, далеко не все регионы ДФО могут это сделать из-за бюджетных ограничений», – сказал представитель ДОМ.РФ.
Вместе с тем в Минстрое находится на рассмотрении ряд поправок в постановление №2459 «Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ», которые позволят расширить спектр возможного финансового обеспечения строек и помимо госгарантий предложат альтернативные, но также эффективные методы привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру.