Хабаровский край попал в топ-5 регионов по уровню развития государственно-частного партнерства по версии Минэкономразвития России. Регион оказался на втором месте по России. В первую пятерку вошли также Нижегородская, Омская области, Республика Татарстан и Пермский край. Причем по сравнению с рейтингом прошлого года первая пятерка регионов полностью обновилась.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе Минэкономразвития РФ, оценивались результаты реализации проектов ГЧП в 2022 году и в предшествующие годы, а также работа органов власти, их открытости для инвесторов и готовности оказывать поддержку проектам.
«Надеемся, что результаты рейтинга ГЧП будут стимулировать представителей органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления активнее проводить работу по привлечению инвестиций в проекты ГЧП для создания благоприятной среды для жизни граждан и ведения бизнеса. Этому также способствует работа по внедрению регионального инвестиционного стандарта», – отметил первый заместитель министра экономического развития России Илья Торосов.
Лидирующие позиции Хабаровского края обусловлены запуском крупных инфраструктурных проектов в 2022 году – завершена инвестиционная стадия и введена в эксплуатацию созданная по концессии автодорога «Обход Хабаровска» с общим объемом инвестиций на 37 млрд рублей. К 2023 году общее количество проектов ГЧП в Хабаровском крае составило 58 с общим объемом частных инвестиций 41,4 млрд рублей. Из них в 2022 году были заключены концессионные соглашения по 18 проектам на сумму почти 21 млрд рублей частных инвестиций. Портфель проектов охватывает сферы коммунального комплекса, дорожного хозяйства, образования, спорта, культуры и здравоохранения.
Как стало известно EastRussia, в конце декабря текущего года свой пост покидает глава Агентства по привлечению инвестиций Республики Саха (Якутия) Александр Кондрашин. В интервью он рассказал нашему изданию о том, что удалось сделать за время работы руководителем регионального института развития.
– Александр, обычно принято подводить итоги года, но в нашей нынешней беседе вопрос, скорее, об итогах периода – ведь вы работали руководителем Агентства по привлечению инвестиций с 2018 года. С какими результатами вы завершаете работу в Агентстве?
– Это была большая глава в моей жизни. Мне было оказано большое доверие, и я чувствую, что его оправдал. Передо мной были поставлены очень масштабные задачи по диверсификации экономики, запуску несырьевых отраслей в традиционно сырьевом регионе с экстремальным климатом и сложной логистической схемой. В этом году основной ключевой показатель эффективности Агентства – объем привлеченных инвестиций – моя команда перевыполнила более чем в 10 раз.
– А сколько это в абсолютных цифрах?
– 21,8 миллиарда рублей.
– Лесопромышленный комплекс, среднетоннажный завод по производству СПГ, туристические проекты – эти акценты Вы расставляли в нашей прошлой беседе, которая состоялась в феврале. Что удалось сделать по проектам, на какой они сегодня стадии и как они будут двигаться дальше?
– В июне было подписано соглашение о создании лесопромышленного комплекса на базе ЛПК «Алмас», мы привлекли в этот проект стратегического инвестора ГК «Старвей». В сентябре на Восточном экономическом форуме Глава Якутии Айсен Николаев совместно с руководителем Ростуризма Зариной Догузовой анонсировали начало реализации гостиничного комплекса 4* на 180 номеров ГК «Космос» совместно с Республиканской инвестиционной компанией Якутии. В этих ключевых проектах было достигнуто коммерческое закрытие, они перешли в фазу реализации.
Пару недель назад в декабре была запущена процедура расширения ТОР «Якутия» в целях включения в нее территории реализации инвестпроекта – среднетоннажного завода СПГ. Мы уверены в том, что проект вступит в фазу реализации в следующем году с учетом того, что Якутия приняла программу потребления СПГ, и первые субсидии на перевод техники на газ предусмотрены в нашем бюджете на 2022 год.
– Вы неоднократно отмечали в своих заявлениях, что для Дальнего Востока в целом и для Якутии в частности чрезвычайно недооценена тема ГЧП и концессий. Вам удалось в этой сфере найти некое ноу-хау?
– В этом году тема ГЧП на Дальнем Востоке стала ключевой, с опорой на наши совместные наработки Минвостокразвития России анонсировало новые механизмы поддержки. Ранее мы привлекли капитальный грант в одну из концессий в Якутии, сделали первый концессионный проект резидентом ТОР, первыми сделали энергосервисный проект резидентом АЗРФ. Благодаря накопленному опыту, заключенным соглашениям, Якутия удостоилась 2-го места в национальном рейтинге уровня развития ГЧП.
Что касается ноу-хау, тут, думаю, три ключевых фактора. Во-первых, мы максимально задействовали все федеральные меры поддержки: включение в пилотные федеральные программы, использование льготных режимов, капитальных грантов, льготного финансирования, – все это с целью удешевления проекта для своего региона. У нас сложились плотные рабочие отношения с Минвостокразвития России и Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, ВЭБом, его блоком «Агент Правительства РФ», дочерними структурами ВЭБ, такими как Национальный центр ГЧП и ИнфраВЭБ.
Во-вторых, мы выстроили близкие отношения более чем с десятком банков, работающих на рынке ГЧП, обеспечили привлечение банков во все проекты с самого начала их обсуждения. Такой подход неслучаен, ведь, на наш взгляд, ГЧП – это рынок банков, в соглашениях ГЧП у банка во многих вопросах даже более сильная позиция, чем у частных партнеров.
И в-третьих, мы начали работать на опережение в размещении новых проектов. Мы теперь предусматриваем реализацию проектов ГЧП в долгосрочных мастер-планах, в предварительных концепциях новых жилых кварталов, комплектуем проектами новые зоны комплексной застройки. Благодаря этой практике, у нас есть много «заготовок», которые придут к своей планомерной реализации в следующем году и позже, им не придется искать землю и технические условия для присоединения к инженерной инфраструктуре.
В целом, наши проекты ГЧП являются инструментами пространственного развития, их размещение в отдаленных муниципалитетах создает новые центры экономической активности. Например, под реализацией проекта «Суперкампус» мы подразумеваем комплексное развитие территории поселка Кангалассы в целом. А размещение Центра активного долголетия на западной окраине г. Якутска создаст мощный инфраструктурный узел, на который в дальнейшем смогут опираться другие перспективные социальные проекты.
– Существенный пласт работы институтов развития, как федеральных, так и региональных – это продвижение территории, разъяснение преимуществ, “правил игры”. По Вашим оценкам, по прошествии нескольких лет действительно упорной работы и центра, и субъектов, изменилось ли что-то в восприятии бизнесом территории? С какими главными рисками и опасениями приходилось работать в последнее время?
– Якутия сегодня воспринимается бизнесом как один из лидеров развития национальной экономики России, один из наиболее инвестиционно привлекательных регионов страны.
По свидетельству многих наших инвесторов, Якутия – регион с комфортным взаимодействием с госорганами, неукоснительным соблюдением обязательств перед инвесторами и, что немаловажно, на мой взгляд, у нас есть сильная презентационная составляющая. Якутии сегодня есть и чем встречать, и чем провожать.
А что касается рисков – в последнее время основным риском является пандемия. В этом у нас все как у всех.
– Что, собственно, сподвигло Вас завершить работу в Агентстве по привлечению инвестиций. Или это не Ваше решение?
– Во-первых, моему сыну недавно исполнилось три с половиной года, и мне нужно быть в Москве, чтобы быть рядом с ним. Во-вторых, я получил несколько очень интересных предложений по новой работе и принял одно из них, буду директором крупного производственного предприятия.
Дальний Восток в моей жизни уже 7 лет, начиная с кадрового отбора Юрия Трутнева «Дальневосточный вызов», который прошел в 2014 году. Я был одним из 40 победителей из более чем 1200 участников. С середины 2018 года до конца 2021 я был на работе своей мечты, к которой шел до этого почти 10 лет с момента, когда переводил переговоры губернатора Калужской области Анатолия Артамонова с иностранными инвесторами и впервые узнал, что вообще есть такая работа – привлекать инвестиции.
Якутия – навсегда в моем сердце, буду обязательно приезжать, например, на открытие новых проектов, в реализации которых принимало участие Агентство.
Может быть, Дальний Восток позовет вновь!
— Александр Александрович, для чего в принципе регионам необходимо развивать ESG-проекты?
— ESG — это прямой запрос населения. Посмотрите по экологической ответственности: люди точно не хотят свалок, люди хотят чистый воздух. Вторая тема — социальная история. Это, по сути, вторая часть S, которая отвечает за социальное направление. Идем дальше. Про бизнес. Бизнесу интересно развиваться в регионах, где созданы правильные ESG-условия. Посмотрим на национальные проекты. Их 14, и десять из них тоже про ESG. Еще важно понимать, что ESG – это про деньги. С 2018 года в зеленые социальные проекты было привлечено порядка 525 млрд руб. Из них 115 млрд руб. были направлены на зеленые города, на инфраструктуру, на ЖКХ и т.д. В «Сбере» мы тоже активно этим занимаемся. За прошлый год мы сделали 75 проектов на сумму 65 млрд руб. Это такие востребованные направления, как ЖКХ, образование, инвестиции в инфраструктуру. Еще одна большая тема — это внутренний туризм. Как показывает практика, туристы едут в те регионы, которые хорошо развивают ESG, потому что там всегда приятно провести время. Хотите развивать внутренний туризм — тоже добро пожаловать в ESG.
— Как сейчас обстоят дела с ESG в регионах?
— Сейчас регионы разделились на три блока: первый — это те, которые активно продвигают ESG-повестку. И у них есть четкая корреляция с их успешностью. К ним хотят ехать люди, к ним двигается бизнес, у них уровень доверия власти достаточно высокий. Другая часть — другая крайность, у них соответствующие достаточно низкие показатели. И есть самая большая группа сомневающихся. И мы искренне надеемся, что эта группа сомневающихся перейдет в группу прогрессивных регионов, которые будут развивать свой регион на основании принципов ESG.
— Как «Сбер» может помочь регионам в этой связи?
— Мы сделали ESG-рейтинг всех регионов в России и понимаем, чего не хватает каждому конкретному региону, чтобы продвинуться вперед. Это конкретные действия и конкретные задачи, которые надо решать и которые напрямую коррелируют с теми задачами, которые ставит администрация президента, правительство, которые описаны в национальных стратегиях. Регион, когда реализует то, что мы предлагаем, продвигается и в тех рейтингах, на которые обращает внимание внешняя среда.
Напомним, по итогам 2022 года на Дальнем Востоке портфель кредитов Сбера, имеющих в своей структуре ESG-условие, составил более 1,5 млрд рублей. Сбер выступает драйвером ESG-повестки и одним из пионеров направления ответственного финансирования ДФО.
В национальном рейтинге инвестиционной привлекательности Хабаровский край занимает 40-ю строчку, среди дальневосточных территорий регион 8-й из 11-ти. При этом набрал почти семь баллов – лучший результат по динамике среди соседей по ДФО. Противоречивую ситуацию с инвестиционной привлекательностью в Хабаровском крае обсудили на заседании проектного офиса. Корреспондент EastRussia выяснил, за счет чего случился рост, чем недовольны бизнесмены региона, где местные власти не дорабатывают и что грозит чиновникам, которые провалят работу по улучшению инвестиционного климата.
Составитель Национального рейтинга инвестклимата в субъектах РФ - «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» действует с каждым годом всё дотошнее. Параметры, по которым оцениваются регионы, видоизменяются, дополняются, уточняются. В 2021-м учитывались 67 показателей, вместо привычных 44-х. Прибавило в объёме и весе направление «Регуляторная среда», куда вошли все показатели по разрешениям на строительство, вводу в эксплуатацию, подключение к сетям водо-, тепло-, электроснабжения и прочим сетям. Новые оценки появились и в других блоках – «Институты для бизнеса», «Доступность ресурсов и качество инфраструктуры» и «эффективность поддержки малого и среднего предпринимательства».
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
Улучшить свою позицию Хабаровский край смог главным образом за счет непосредственной работы с инвесторами, малым и средним бизнесом. Видоизменённый инвестпортал, центр «Мой бизнес», поддержка экспортёров, аренда земли без торгов – всё это предприниматели разного калибра оценили по достоинству. По 33 показателям из 67 регион находится в «топовых группах» - «А» и «B», по ещё 17-ти – в группе «С» и целых 26 показателей, т.е. 40% - находятся в «красной зоне» - группах «D» и «Е».
изображение - фрагмент презентации правительства Хабаровского края
— Это то, над чем нужно работать, - сказала Мария Авилова, первый заместитель председателя правительства Хабаровского края — это наш потенциал для дальнейшего наращивания позиций по инвестиционному климату.
Первую позицию по приложению сил в этом направлении предложила руководитель дальневосточного представительства АСИ Ольга Курилова. Она указала на непомерный объем проверок, проводимый ведомствами регионального уровня, при том, что в 2020-м и 2021-м годах проверки были запрещены.
Ольга Курилова, руководитель представительства АСИ в ДФО
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
- Мы видим, что больше всего проверяет региональный уровень надзора, - сказала она. – Надо посмотреть и проанализировать эти проверки. Может они были связаны с пандемией. Во многих регионах, однако, в эти ковидные годы было много проверок муниципальных, во время которых контролировались требования эпидемиологического характера. Но в Хабаровском крае муниципальных как раз меньше всех. Если говорить по ведомствам, традиционно большое для региона количество проверок проводит ФНС, и высокие показатели по проверкам МВД и прокуратуры. Здесь тоже нужно проанализировать все проверки, практически каждый предприниматель отмечал, что сталкивался с давлением со стороны правоохранительных органов. По Дальнему Востоку у нас два таких региона, и один из них – Хабаровский край.
Но если бы только проверки. Практически все опрошенные АСИ предприниматели сообщили о случаях коррупции, как со стороны органов власти разного уровня и ведомственного подчинения, так и со стороны естественных монополий.
фрагмент презентации АСИ
фото: EastRussia
Как приговор прозвучали данные из направления «Регуляторная среда». В этом году были добавлены показатели по водоотведению, водоснабжению, подключению к газу и теплу, то есть все те шаги, которые составляют «клиентский путь инвестора». Получение разрешение на строительство в Хабаровском крае приходится ждать 120 дней, следует из данных АСИ, при этом надой пройти 12 процедур. Подключение к электросетям – 104 дня, к газу – 162 дня, к сетям водоснабжения – 139 дней, водоотведения – 122 дня.
– Эффективность по водоснабжению, водоотведению, газопроводу, получению земельных участков, как с торгами, так и без них – показатели по этим критериям очень низкие, - отметила Ольга Курилова. – Хабаровский край по ним в самом конце списка регионов ДФО. Занимает предпоследнюю строчку.
При этом регион демонстрирует один из лучших результатов в стране по эффективности процедур ввода объектов в эксплуатацию, отметила Курилова. То есть по некоторым направлениям местным чиновникам удаётся выстроить работу.
В ответном слове губернатор края Михаил Дегтярёв отметил, что на дно инвестрейтинга тянут показатели, за которые отвечают крупные муниципалитеты, где дислоцируются ключевые стройки – Хабаровск, Хабаровский район, Комсомольск-на-Амуре. Руководителям этих образований он посулил организовать контроль за показателями эффективности.
Михаил Дегтярев, губернатор Хабаровского края
фото: Вячеслав Реутов, пресс-служба правительства Хабаровского края
- Установим KPI, коллеги. Когда будете идти на второй, третий, четвёртый срок, будем это дело учитывать при согласовании кандидатур глав городов и районов, - подвёл черту Михаил Дегтярёв. – По правоохранительному блоку тоже надо разобраться. Почему у нас выросли в таком объёме претензии к правоохранителям.
Какие оргвыводы последуют в отношении естественных монополий, глава региона не уточнил. Однако поставил задачу – вывести край в двадцатку регионов лидеров до 2026 года. Попутно заметив, что высокая позиция в национальном рейтинге – не самоцель, самое главное – создать максимально комфортные условия для инвесторов. Если учесть динамику движения региона по рейтингу за последние три года придется потрудиться.
Участие в Петербургском международном экономическом форуме принесло Сахалинской области выгодные соглашения о сотрудничестве, возможность запустить массу важных проектов и новые деловые связи. Представители островного региона заключили договоры с федеральными корпорациями, заручились поддержкой крупнейших бизнес-сообществ и готовы опережать всю материковую Россию по развитию экономики. О самых важных достижениях и ключевых планах Сахалина и Курил по итогам ПМЭФ губернатор Валерий Лимаренко рассказал EastRussia.
— Валерий Игоревич, расскажите, пожалуйста, о феномене 8-го места Сахалинской области в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов АСИ: как удалось этого достичь и что пришлось для этого сделать?
— Сейчас в Сахалинской области работают больше 500 инвестиционных проектов, которые суммарно оцениваются на 800 млрд рублей. В прошлом году мы занимали только 30 место в рейтинге и занять 8-е – это действительно очень мощный рывок. Добиться такого показателя и попасть в топ-10 по России удалось благодаря усердной работе. Правительство региона работает со всеми бизнес-объединениями, на каждом этапе мы контролируем намеченный план, чтобы предотвратить возможные сбои. Кроме того, мы по крупицам собираем передовой опыт других регионов и осваиваем его, ориентируясь на особенности сахалинской экономики. Пандемия внесла свои корректировки: мы лишились 44 млрд рублей из нефтяных проектов. Но, с другой стороны, на Сахалин пришли представители несырьевого бизнеса и мы получили инвестиций на 22 млрд рублей — это хороший результат, который показывает, что мы идем в правильном направлении.
Я сам каждый день задаю себе вопрос: почему так происходит, что мы делаем для этого? И думаю, что главное, что нам удалось сделать, — создать атмосферу открытости и доверия. А это крайне важно, потому что это дает бизнесу заинтересованность, гарантию будущего и стабильность. Так инвестиции приходят к нам. У нас работают постоянные инвестсоветы, профильные рабочие группы — любой инвестор может обратиться с конкретными вопросами, которые не может решить сам, и мы оперативно помогаем. Буквально в режиме реального времени ликвидируем проблему на любой стадии. У нас работает система «единого окна» для инвесторов. На каждом этапе реализации проекта – от подачи заявки до фактических работ, мы сопровождаем бизнесмена. Если случается сбой, мы вмешиваемся и устраняем его. Также у нас создана так называемая «школа заказчика»: мы обучаем инвесторов проектному управлению и бережливой экономике, даем им информацию об инвестиционных рисках. У нас есть система менеджмента специально для этих данных: я ежедневно посвящаю час времени анализу этой информации, отслеживаю, предлагаю внести правки. Суммарно все, что я озвучил, формирует в Сахалинской области действительно привлекательные условия для инвесторов — и рейтинг АСИ показывает, что это действительно работает.
— Вслед за рейтингом инвестпривлекательности АСИ готовит рейтинг качества жизни в РФ. Какую планку вы себе ставите, в какой части рейтинга готовитесь увидеть Сахалин?
— Разумеется, среди первых. У нас амбициозные цели, мы не хотим от них отказываться и делаем все, чтобы Сахалинская область стала регионом с лучшим качеством жизни в России. У нас есть для этого все: специалисты, опыт, средства и, главное, понимание того, как работать и каким направлениям уделять особое внимание. У нас минимальная безработица. Мы заинтересованы в трудоустройстве наших выпускников, молодых специалистов, опытных профессионалов, предоставляем рабочие места гостям из других регионов страны.
Одним из важнейших критериев в оценке качества жизни для правительства Сахалинской области были и остаются расходы на социальные обязательства. Это финансирование образования, здравоохранения, спорта, строительства жилья, коммунальной инфраструктуры и, разумеется, культуры. Мы очень много денег из областного бюджета вкладываем в эти направления, участвуем в максимуме федеральных программ, заключаем договоры государственно-частного партнерства. Все, что мы делаем сегодня, улучшает качество жизни сахалинцев и курильчан завтра. И я уверен, что в новом рейтинге АСИ мы будем в лидерах. Не удивлюсь, если будем первыми — для этого мы очень много работаем.
— Расскажите, пожалуйста, о деталях Вашей встречи с Алексеем Миллером. Станет ли «Газпром» одним из первых концессионеров на Дальнем Востоке? О каких конкретно проектах идет речь?
— Мы с Алексеем Борисовичем уже не в первый раз встречаемся в рамках наших совместных с «Газпромом» рабочих проектов, и диалог на форуме не стал исключением. В этот раз переговоры касались газопровода «Восточный» — мы вводим в эксплуатацию вторую очередь этого объекта. Подача голубого топлива по газопроводу обеспечит экологически чистым, энергоемким и дешевым топливом жителей Южно-Сахалинска в южной части города, включая частный сектор. Параллельно мы будем завершать строительные и монтажные работы по газораспределительной сети в Корсакове. Все это — важные шаги в газификации всей Сахалинской области, которую мы планируем к 2025 году полностью завершить.
Я твердо убежден, что этот проект нужно завершить как можно быстрее. Сахалинцы и курильчане должны дышать чистым, свежим воздухом, а не копотью от мазута и угля, которую выбрасывают котельные. Наряду с экологией хочу обратить внимание на экономическую составляющую: газификация позволит потребителям заметно сократить расходы на энергопотребление. Возвращаясь к обсуждению нашей инвестиционной политики, хочу добавить: развитая газовая инфраструктура также позволит привлечь инвесторов на острова, что даст дополнительный стимул развитию экономики, созданию новых рабочих мест, а значит, и повышению благосостояния сахалинцев и курильчан. 2025 год — наша отметка на календаре, но будем стараться завершить газификацию островов быстрее.
— И продолжаем тему газификации. Одна из масштабных задач по достижению углеродной активности к 2025 году на Сахалине надо перевести на газ все котельные, которые сейчас на угле или на дизеле. Но вот скажите, пожалуйста: КАК вы их так быстро переведете?
— Вы верно отметили: задача очень масштабная. Это огромные деньги и объем работы предполагается колоссальный. Но, поскольку у нас есть жесткий срок — к 2025 году полностью перевести все котельные Сахалинской области на голубое топливо, мы искали механизм, который позволил бы сбалансировать сроки строительства и траты из бюджета. Потому что начинать строить новые энергоузлы нужно уже сейчас, а планируем бюджет мы заранее. И мы нашли такой механизм: это концессионные соглашения.
Суть такого формата работы очень проста. Мы заключаем соглашение с подрядной организацией. Она выполняет все необходимые строительно-монтажные работы и сдает объекты в эксплуатацию по графику, в запланированные сроки. А мы, правительство Сахалинской области, в течение нескольких лет расплачиваемся за работу, которую приняли. Этот механизм давно и успешно используется в регионах России. Более того, мы уже взяли его на вооружение в других отраслях экономики. И так же мы планируем работать, решая задачу по переводу всех теплоцентралей на газовое топливо. В начале месяца этот проект мы представили на ярмарке концессий в Москве. Он вошел в большой перечень стратегических планов Сахалинской области по запуску проектов государственно-частного партнерства. Предварительные договоренности уже есть, сейчас обсуждаем детали. Я не вижу ни одной причины не успеть завершить перевод котельных на газ за 4 года: у нас есть для этого все инструменты.
— Из каких источников будут финансироваться мероприятия по переводу котельных и общественного транспорта на альтернативные виды топлива?
— Поскольку это очень дорогой проект — предварительно, по нашим подсчетам, только на стопроцентную газификацию котельных необходимо выделить 10 млрд рублей — мы привлекаем часть средств из федерального бюджета. Некоторую часть, разумеется, оплатит бюджет Сахалинской области. При этом большую часть нужной суммы — почти 7 млрд рублей — мы планируем привлечь в качестве инвестиций: наработки по этому направлению уже есть, есть и бизнес, который изъявил желание участвовать в этом.
Что касается экологической модернизации общественного транспорта, тут нам поможет государственная корпорация развития ВЭБ.РФ — мы уже подписали соглашение о сотрудничестве с заместителем председателя Олегом Говоруном. Компания поможет Сахалину перевести общественный транспорт на природный газ и частично на электричество. Кроме того, мы совместно сделаем новую инфраструктуру, оптимизируем маршрутную сеть и перестроим режим работы на одного оператора. Сегодня одна из ключевых задач правительства Сахалинской области — сделать населенные пункты комфортными, и модернизация общественного транспорта играет ключевую роль в этой работе. Нам важно, чтобы люди не теряли много времени на остановках, чтобы в воздухе стало меньше выхлопных газов. Для нас важен опыт успешной работы в этом направлении, накопленный ВЭБ.РФ — нам есть что перенять у них.
Еще одно соглашение по этому же направлению заключено с «Росатомом». Корпорация поможет Сахалинской области перевести муниципальный автопарк на использование экологически чистых двигателей, в том числе электрических. Зарядная инфраструктура, новые остановочные павильоны, центр безопасности дорожного движения, — все это станет важными составляющими развития транспортного направления на Сахалине.
— На какой стадии находится создание водородного кластера на Сахалине? Обсуждались ли детали его появления во время ПМЭФ? Каковы его сроки и стадии?
— Разумеется, об этом тоже шла речь. Более того, я от лица правительства Сахалинской области принял участие в подписании трехстороннего соглашения о сотрудничестве с министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики и корпорацией «Росатом». Это соглашение касается как раз создания и развития водородного кластера на островах — этот проект для нас имеет стратегическое значение. Производство водорода — это база для развития инновационных технологий, модернизации промышленности, транспорта и инфраструктуры Сахалинской области. Это повысит наш экспортный потенциал и заложит основу для развития экономического партнерства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В кластере будут созданы все условия для реализации прорывных проектов в разных секторах, а его резидентам будут оказаны всевозможные меры поддержки.
В рамках соглашения в ближайшие несколько лет мы будем сотрудничать по нескольким направлениям. В первую очередь это строительство водородно-производственного комплекса, поставка водорода на внешние рынки и местным потребителям, создание водородного парка с предприятиями, реализующими проекты в этой области. Также запланировано создание центра компетенций в сфере водородной и другой «зеленой» энергетики на базе Сахалинского государственного университета. Этот центр будет необходим для подготовки кадров, обмена опытом и трансфера технологий. Через три года мы хотим запустить на Сахалине первые поезда на водородных топливных элементах. В проекте заинтересованы участвовать РЖД и Трансмашхолдинг — сроки сжатые, работы предстоит очень много, поэтому наша задача — дать старт строительству водородного кластера как можно скорее. Важно, что нам не придется сдерживать рост экономики. Напротив, внедрение современных, безопасных для природы технологий, повышает привлекательность региона в глазах инвесторов, а также создает дополнительные возможности для масштабных проектов, появления новых рабочих мест, способствует развитию социальной сферы.
— Правительство Сахалинской области и ДОМ.РФ в рамках Петербургского международного экономического форума заключили меморандум о намерениях, который должен увеличить объем ввода арендного жилья на 50 тысяч квадратных метров в год? Каким именно образом это должно произойти? Будет ли это арендное жилье доступно всем, или только отдельным категориям жителей региона?
— Первое, на что я хочу обратить внимание: этот меморандум позволит нам дополнительно снизить цены на арендное жилье для сахалинцев и курильчан. Квартиры, построенные благодаря сотрудничеству правительства Сахалинской области и ДОМ.РФ — это удобные, просторные, комфортные жилплощади, арендная плата за которые будет заметно ниже коммерческой. И это, отмечу, реальный выход из жилищной проблемы для островитян, которые по каким-либо причинам пока не могут себе позволить ипотеку, но нуждаются в комфортном жилье.
Мы рассчитываем, что старт строительству дадим в этом году. И на первом этапе свои жилищные условия смогут улучшить около 800 жителей Сахалинской области. На 50 тысяч квадратных метров мы можем поселить врачей, педагогов, молодых специалистов, которые востребованы прямо сейчас. Также увеличение объемов строительства поможет нам еще быстрее закончить программу расселения граждан из ветхого и аварийного фонда. Таким образом, партнерство с ДОМ.РФ дает нам ключ для решения сразу трех проблем. Мы ускоряем расселение аварийных домов, привлекаем молодых специалистов на готовое жилье с невысокой арендной платой и предлагаем квартиры молодым семьям.
— Сколько на Сахалине сейчас строится жилья? Каковы перспективы строительства нового жилья на Курилах?
— На данный момент у нас определено 370 площадок под жилищное строительство на Сахалине и Курилах. Наш регион — лидер в России по объемам строительства на душу населения. Мы возводим 0,8 квадратного метра на человека: это показатель, который правительство установило эталонным для регионов России к 2030 году, а мы его выполняем уже сейчас, опережая всех соседей на 20 лет. В текущем году мы строим 500 тысяч квадратных метров жилья — это уже 1 квадратный метр на человека.
Что касается Курильских островов, там строительство жилья ведется в первую очередь в рамках программы расселения из ветхого и аварийного фонда, средства мы получаем по федеральной целевой программе социально-экономического развития. До 2023 года мы планируем переселить всех собственников в новые, благоустроенные квартиры. В прошлом году ввели в эксплуатацию 11 многоквартирных домов, темпы сбавлять не собираемся. Параллельно с жильем мы активно застраиваем социальную структуру — школы, дороги, коммунальные и медицинские объекты. У нас работает инвестиционная программа, которая привлекла уже восемь крупных проектов с объемом финансирования более 10 млрд рублей, и строительство жилья на Курилах дает нам возможность, помимо прочего, привлекать специалистов на новые рабочие места, которые открываются в рамках нового бизнеса.
— На Сахалин приходят крупные (работающие в разных регионах страны) строительные компании. Каковы объемы планируемого строительства и будет ли развиваться на острове отрасль производства строительных материалов?
— Я уже назвал показатель, к которому мы стремимся в этом году: построить 500 тысяч квадратных метров жилья. Разумеется, мы планируем строительство не только многоквартирных домов, но и малоэтажных зданий, в том числе крупнопанельных. Совсем скоро на юге Сахалина начнет работать высокотехнологичный домостроительный комбинат. Он будет производить детали для крупнопанельной стройки, арматурные каркасы, готовые железобетонные изделия. Завод открывает группа компаний «Лиго-Дизайн», и уже летом мы надеемся увидеть первую продукцию на стройплощадке нового жилого комплекса в Южно-Сахалинске.
Еще один важный проект — это цементный завод в Смирныховском районе, который будет строиться с привлечением корейских инвестиций. Он будет выпускать до 700 тысяч тонн продукции ежегодно, даст нашей области 500 рабочих мест и позволит нам серьезно снизить зависимость от поставок с материка. Таким образом мы еще снизим стоимость квадратного метра жилья и будем строить больше квартир. Это производство для нашего региона, можно сказать, жизненно важное, и мы обязательно его поддержим.
— Каким образом будет трансформироваться «Единая карта сахалинца»? Что она «может» уже сейчас, что даст в будущем?
— Мы подписали соглашение о совместной работе с фондом «Стратегия будущего», чтобы развивать и совершенствовать наш проект «Единая карта сахалинца». Уже сейчас она объединяет в себе сразу три карты — банковскую, социальную и транспортную. Это доступ к государственным и муниципальным услугам, мерам социальной поддержки, она позволяет получать скидки в магазинах, аптеках. Оформить ее могут все жители региона — от школьников до пенсионеров. И сейчас мы готовы поделиться нашими разработками и помочь развивать подобные проекты в других регионах, а в этом нам поможет фонд «Стратегия будущего», который распространит наш опыт на весь Дальний Восток. Вместе мы займемся освоением новых технологий национальной программы «Цифровая экономика России». После трансформации проекта мы сможем оперативно получать обратную связь от населения, анализировать отзывы и улучшать механизм оказания социальных услуг, модернизируя «Единую карту сахалинца» под реальные запросы и нужды населения. Ну а что касается тиражирования проекта, это поможет каждому региону Дальнего Востока наладить качество помощи населению в электронном виде.
- Да какая рыбалка?! Холодрыга такая на улице! – говорили мне знакомые, заслышав о моих планах отправиться на выходные за ленком и хариусом.
В Хабаровске и правда морозы под 40, но желание «вырваться на оперативные просторы» пересилило – сидеть в городе надоело, да и на «зимней» я бывал лишь единожды: на севере Камчатки, в заливе Корфа. Было это лет 10 назад, ловили мы камбалу и корюшку в заранее подготовленных лунках, так что, можно сказать, это не в счет.
Изначальную идею ехать на «зимнюю горную» и жить в отапливаемой палатке, мы, внимательно изучив показания термометра и прогноз, все же отвергли. Решили остановиться на базе на берегу реки в поселке Сукпай, что примерно в 200 километрах от Хабаровска, в том числе, по «бамовской» трассе (она же «бетонка», она же дорога «Восток», она же федеральная трасса А375) Хабаровск – Находка, которая, на самом деле, никуда не ведет и теряется в тайге сразу после пересечения административной границы между Хабаровским краем и Приморьем.
Неделя до поездки прошла в бурных обсуждениях «сколько брать», «вся рыба наша» и «на что лучше ловится». В итоге решили, что короед (20 рублей за штучку) – наше все и вот уже два боевых экипажа на «Паджерике» и «Форике» (Субару Форестер – прим. ред.) быстро преодолевают «бетонку» сворачивают на «гравийку», ведущую до бывших леспромхозховских некогда богатых поселков. На развилке Мухен – Сукпай заправляемся по полной (раньше на этой АЗС принимали только «налик») и вот она – Сидима (обычно поем про нее на манер «розенбаумовской» «Ах, зима ты, моя, зима», вместо «зимы» вставляя «Сидима»): здесь есть кафе, борщ и можно уже не бояться постов ГИБДД впереди, так что «рыбалка официально открыта».
Филиал Кубы на Дальнем Востоке
Дорога в Сукпай идет по тайге: перевалы, елки, сосны, где среди них где-то бродит амба (Амба –великий, большой, огромный так коренные жители Дальнего Востока называли тигра – прим. ред). Примерно на полпути попадается поселок Золотой – нынче уже наполовину заброшенный. А ведь еще до конца 80-х это были места, куда ехали зарабатывать. Причем, со всего мира. Сукпай, к примеру, строили (а потом и жили здесь) кубинцы: братья с острова Свободы приезжали в глухую дальневосточную тайгу, чтобы строить целый город лесозаготовителей (проект был рассчитан на 50 тысяч жителей), а взамен для своей социалистической республики рубили лес и бесплатно отправляли его к себе на родину. Сукпай, кстати, и переводится, как «луч солнца», правда, в переводе с удэгейского.
Обложка книги Джанси Кимонко "Там, где бежит Сукпай"
Места эти живописно описывал удэгейский писатель Джанси Кимонко в повести «Там, где бежит Сукпай», но каждый раз, когда приезжаешь, открываешь что-то новое.
На въезде в «нижний» поселок
В Сукпай от Транссиба раньше вела Оборская железная дорога, протяженностью около 150 километров – по ней отсюда и соседних поселков - Мухена, Дурмина – вывозили лес (пассажирский поезд тоже был). Сейчас от ветки осталась лишь насыпь, да железобетонные мосты. Впрочем, и поселок нынче оставляет удручающее впечатление. Особенно, «верхний» (или «новый», как его еще называют) – как раз тот, который строили кубинцы. Панельные дома зияют выбитыми стеклами, некоторые из них так вообще разобрали.
«Верхний» поселок, построенный кубинцами
Жилищная афера
Лет 10 назад в Сукпае случился «бум» - в поселке стали скупать квартиры, особенно 3-х комнатные. В роли покупателей, как правило, выступали жители севера Сахалина. Как оказалось, это была схема по обналичиванию жилищных сертификатов для выезжающих из районов Крайнего Севера – благоустроенное жилье посреди тайги покупалось за копейки, а по сертификату за него давали кратно больше. Теперь это – те самые квартиры с выбитыми стеклами: понятное дело, что никто сюда переезжать и не думал.
Впрочем, финиш у нас не в Сукпае, а примерно в пяти километрах, недалеко от вожделенной речки, на базе, где нас встречает Игорь – мужчина лет 50-60-ти.
Таежная база
Работает здесь смотрителем/распорядителем. Сам родом из Амурской области, год назад уехал домой к дочерям, но началась «СВО» и владелец базы вместе с сыном попали под мобилизацию. Тогда супруга (она же мать) мобилизованных позвонила Игорю и сказала «приезжай, без тебя не справиться». Вот и живет теперь с лошадью, двумя собаками и кучей кошек.
Елка по-сукпайски, украшенная компакт-дисками
Кошки, кстати, опасные: куриную кость, нечаянно уроненную со стола, подхватят на лету, да перегрызут тут же – настоящие дальневосточные коты. А еще они сидят возле домика, где мы остановились, и мяукают, когда ты выходишь – мол, дай пожрать! А вот если заходить в дом, то молчат – понимают.
Те самые кошки
То, что мы сняли домик на базе – это правильно. Света в нем хоть и нет (LED-освещение от солнечных батарей не в счет), но «буржуйка» греет, а за окном – 40. Чтобы не бегать к машине, ставим брелоки в режим «прогрев каждые четыре часа» и понеслось: UNO, нарды, «разговоры разговариваем». Завтра – на рыбалку.
На лед!
До реки Сукпай, скованной льдом, не больше километра – загружаем в сани-волокуши все необходимое и отправляемся на рыбалку.
На льду Сукпая
Через минут 40, выйдя на лед, и подобрав место под «завалом» (в этом смысле горная рыбалка зимой мало чем отличается от осенне-летне-весенней – выбираем те места, где любит прятаться рыба), ставим палатку без дна – в ней можно укрыться от ветра и отгородить рыбу от солнечного света, который может пробиться через пробуренную лунку и вспугнуть рыбу, и бурим лунки.
Алексей за работой
Тут стоит сказать, что у нас с собой был мотобур. Без него было бы тяжело – лед на Сукпае хоть и метра не достиг, но вручную было бы сложно.
Владелец бура – Алексей, кстати, также впервые оказавшийся на зимней горной рыбалке, провел разъяснительную работу: ножи для бура на "горняшке" (горная рыбалка - прим. ред.) подходят любые, а вот для бурения на Амуре далеко не все - лед на главной дальневосточной реке и «горняшке» абсолютно разный.
В ожидании рыбы
Стоит ли говорить, что мы ничего не поймали? Не помог ни короед, ни крючки «нужной формы». Ничего. Хотя, справедливости ради, поклевка была, и не единожды. Впрочем, рыбалка – это же не всегда про улов.
Возвращались с твердым желанием вернуться по весне и «наказать всю рыбу». На базе устроили чемпионат по нардам. Я, кстати, выиграл.
Вид на реку Хор, в которую впадает Сукпай
Смотритель Игорь успокоил: мол, не вы первые, кто возвращается с «сухими канами» (кан – емкость для рыбы - прим.ред). Во-первых, близость к населенному пункту практически всегда означает, что рыбы здесь нет – ее попросту выловили местные. К тому же хариус с ленком – рыба достаточно привередливая: то солнце слишком ярко светит, то вода недостаточно мутная, то температура неподходящая. И если на осенней или летней рыбалке ты можешь спокойно поменять локацию, выбрав на реке более подходящую яму или залом, где в горных реках любит прятаться хариус, то на зимней для этого приходится бурить новые лунки.
Развитие импортозамещающих производств в усложнившихся экономических условиях приобрело стратегическое значение. ЕastRussia наблюдает за работой дальневосточных предприятий, стремящихся восполнить дефицит и наполнить рынок отечественной продукцией.
Предприятие «Союзкомпозит» за счет реализации нового инвестпроекта сможет увеличить производство ДКП до 1000 тонн ежегодно (рост производственных мощностей составит 250 тонн), будет создано пять новых рабочих мест (штат сотрудников увеличится до 30 человек). Налоговые отчисления в бюджет края составят 17,5 млн рублей за пять лет, выручка увеличится на 58 млн рублей в год.
Линия по производству террасной доски
фото: EastRussia
Древесно-полимерный композит торговой марки SEQUOIA по сравнению с натуральной древесиной имеет более высокую прочность и долговечность, водонепроницаемость, огнестойкость, устойчивость к плесени и насекомым. Новая продукция поможет сократить потребления сырья. При производстве главным образом используется натуральная древесная мука и высокоплотный полиэтилен. В производстве композитного материала на предприятии практически не используются импортные материалы. Новая линейка материалов будет более атмосферостойкая и иметь значительное сходство с натуральным деревом по тактильным и визуальным ощущениям.
Как рассказал главный инженер компании «Союзкомпозит» Александр Ковалев, продукцию в основном производят из опилков лиственницы, поставляемых из Комсомольска-на-Амуре, пластик получают также от предприятий края – уже очищенный. Добавку, защищающую производимый материал от вредного воздействия солнечных лучей, заказывают в Китае. Это – единственный импортный компонент.
«Ультрафиолетовая защита – это очень дорого, и некоторые недобросовестные производители экономят на этом. Раньше мы все ввозили из Китая, а теперь производим сами – под брендом “Секвойя”. Древесно-полимерный композит может прослужить 50 лет в теории, но так как его выпускаем относительно недавно, реально это еще не проверено. Гарантию даем 25 лет, потом материал можно направить на переработку и вторичное использование», – рассказывает он, добавляя, что на Дальнем Востоке конкурентов у компании нет, а продукция предприятия поставляется потребителям из соседних регионов, а также по всей России, где пользуется большим спросом.
фото: EastRussia
Из древесно-полимерного композита ООО «Союзкомпозит» производит террасную доску и лаги, перила, столбы и балясины для ограждений, доски для заборов, ступени для лестниц, фасадные системы. Чаще всего эту продукцию используют для благоустройства придомовой территории.
Увеличить количество поставок изделий из композитного материала компания сможет за счет расширения производства: в рамках софинансирования 50/50 будет получен льготный пятилетний заем 20 млн рублей на более современное оборудование для выпуска новой линейки продукции из древесно-полимерного композита.
Как отметила и.о. директора Фонда развития промышленности Хабаровского края Татьяна Веретенникова, «Союзкомплекту» не сложно получить поддержку – это действующее производство, зарекомендовавшее себя на рынке.
«Мы не финансируем стартапы и убыточные предприятия, текущее финансовое состояние предприятия должно быть стабильным – мы должны быть уверены, что предприятие вернет полученные средства. Деньги будут выделены из регионального бюджета – 20 млн рублей на покупку технологического оборудования, также 20 млн рублей предприятие вкладывает самостоятельно на развитие своего производства. Займ сроком до пяти лет под 5% годовых с возможностью досрочного погашения. Первые три года предприятие выплачивает только проценты, основное тело займа погашается в последние два года», – уточнила Веретенникова.
фото: EastRussia
Краевой Фонд развития промышленности уже пять лет оказывает поддержку предприятиям обрабатывающего производства. Компании получают льготные займы на развитие и модернизацию производства, покупку и реконструкцию технологического оборудования. Минимальная сумма – пять млн рублей, максимальная – пять млрд рублей (выдается федеральным Фондом развития промышленности при содействии регионального).
В 2022 году в региональный фонд было подано 16 заявок, деньги получили четыре компании, прошли согласование восемь – вскоре они получат средства. По словам Татьяны Веретенниковой, от подачи заявки до получения средств может пройти до полугода, региональные займы выдают быстрее – тут срок до двух месяцев.
«Сроки стараемся не затягивать. Мы продолжаем выдавать предприятиям льготные займы для реализации проектов по приоритетным направлениям российской промышленности. Предприятия могут рассчитывать на займы в сумме от пяти до 100 млн рублей с процентной ставкой 1-5%. И сейчас они как никогда более привлекательны для предприятий», – отметила Татьяна Веретенникова.
В 2022-2023 годах из краевого и федерального бюджетов выделено 268,5 млн рублей на финансирование деятельности регионального Фонда развития промышленности.