Вблизи села Териберка Мурманской области, на скалах, омываемых Баренцевым морем, появился мурал площадью 350 кв. метров. Его прямо на скале нарисовал художник из Владивостока Анатолий Мулдашев.
Для рисунка на камне были использованы краски лишь двух цветов: черная и белая, причем, основанные на естественных материалах. Черный – на основе угля, белая - на меловой основе, это связано с вопросами экологии. При этом организаторы арт-проекта говорят, что со временем картина смоется дождем и штормами.
Сам мурал можно оценить лишь с воздуха, такой формат показывает гармонию уклада коренных народов с природой, их философию ответственного потребления и умение жить в условиях Арктики, не нанося вред природе.
На мурале изображен северный олень, выходящий из моря на скалистый берег. Это животное – символ Арктики, основа жизни для многих коренных народов, проживающих в высоких широтах, символ чистой природы и экологии.
Это совместный проект команды культурно-просветительского портала «Дети Арктики» и арт-сообщество «33+1», он реализован в преддверии фестиваля «Териберка», который пройдет на побережье губы Завалишина.
12-13 декабря в Санкт-Петербурге пройдёт арктическое общественное событие – XIV Международный форум Арктика: настоящее и будущее имени А.Н. Чилингарова. В мероприятии примут участие представители региональных и федеральных органов власти, деловых кругов, научных, образовательных и некоммерческих организаций, а также зарубежные эксперты.
О том, что ожидает участников события, рассказал EastRussia вице-президент МОО «Ассоциация полярников» Андрей Грачёв.
— В текущем году к названию Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» добавилось имя известного полярника Артура Чилингарова. Это дань памяти?
— Форум всегда был Чилингаровским. Артур Николаевич – основатель форума, на протяжении 14 лет являлся председателем его оргкомитета и идейным вдохновителем.
Благодаря его работе форум увеличил масштабы, расширил круг обсуждаемых тем и вышел на значимые результаты. Выдвигаемые на форуме общественные предложения ложились в основу базовых документов, определяющих стратегическое развитие Арктической зоны.
Закрепление имени выдающегося полярника и государственного деятеля по инициативе арктической общественности в названии форума позволит объединить и продолжить дело Артура Николаевича. В условиях современных вызовов развитие Арктики становится национальным приоритетом на весь 21 век, наша задача – преумножить работу в этом направлении.
— Главной темой форума в этом году станет «Человекоцентричная Арктика как приоритет», с чем это связано?
— Как известно, Арктика – одна из последних нетронутых кладовых мира. Долгое время макрорегиона рассматривали в первую очередь как сырьевую базу, где население занято на добыче полезных ископаемых в смежных сферах деятельности.
На нашем форуме мы не раз подчёркивали, что развитие Арктике тесно связано с тем, насколько его жителям комфортно жить, работать, отдыхать, создавать семьи и так далее. В основе темы форума лежит идея о том, что арктическое законодательство и проекты должны развиваться с учётом потребностей людей, которые живут и работают на Крайнем Севере.
Для раскрытия темы определены четыре тематических направления: «Экономика и транспорта как сервис», «Технологии и наука как механизм», «Среда для жизни как ценность» и «Народосбережение как основа».
— Ключевые вопросы форума — это достижение национальных целей развития в АЗРФ. Почему выбраны такие акценты?
— В текущем году президент Владимир Путин определил национальные цели развития России до 2030 года. Главой государства поставлена задача повысить благосостояние и качество жизни. Как макрорегион с уникальными экономическими, социальными, нормативными, климатическими и логистическими особенностями, Арктика требует особых подходов к её решению. Поэтому программа форума ориентирована на содействие реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года в АЗРФ. Ключевые вопросы форума, на которые предстоит дать ответы в ходе сессий – это пути достижения целей, поставленных в мае текущего года президентом страны, в условиях Крайнего Севера. Практически завершено формирование нацпроектов, обсудим их реализацию в Арктике на форуме.
— Какие ключевые тренды в развитии Арктической зоны РФ наблюдаются сегодня и как они отражены в программе?
— Сейчас на первое место вышел вопрос необходимости актуализировать стратегические документы, определяющие развитие российской Арктики. Стратегия развития Арктической зоны РФ, другие фундаментальные документы разрабатывались и утверждались в другой международной реальности и сегодня требуют уточнения. Поэтому в каждой сессии форума будут проанализированы разделы Стратегии и выдвинуты предложения по их актуализации. Одним из результатов работы форума станет проект Резолюции с инициативами участников. Итоговая Резолюции, после дополнения в субъектах РФ, будет направлена в федеральные органы власти.
— Каким актуальным темам уделено внимание в программе форума?
— По-прежнему остро стоит вопрос достижения технологического суверенитета в Арктике и привлечения кадров. Поэтому в рамках форума пройдёт целый ряд сессий, посвящённых развитию систем связи, судостроения, уточнению потребностей промышленности и направлений работы науки. Запланирована отдельная кадровая конференция.
Отдельно отмечу острый вопрос миграционной политики на Севере, который будет обсуждаться в разрезе решения проблемы дефицита кадров.
Важна тема оказания качественной медицинской помощи на Севере – разрабатывается стандарт «Арктической медицины».
В центре внимания ответственного бизнеса задачи по сохранению культы и образа жизни коренных народов.
Впервые на форуме в формате сразу нескольких мероприятий будет рассмотрен вопрос креативных индустрий, пройдёт сессия по теме развития киноиндустрии и театральной отрасли как бизнеса и досуга.
— Как сейчас развивается концепция опорных населенных пунктов Арктической зоны РФ?
— Владимир Путин поручил выделить порядка 100 миллиардов рублей на реализацию проектов мастер-планов дальневосточных и арктических городов России. Форум станет мероприятием, где можно будет обсудить мастер-планы перед окончательным утверждением, которое ожидается в начале следующего года. Поэтому сразу несколько сессий посвящены реализации данного инструмента городского развития и созданию комфортной среды в населённых пунктах.
— Севморпуть развивается как глобальный транспортный коридор – какое место в программе форума отведено теме главной арктической магистрали?
— В рамках Форума традиционно пройдёт отдельная конференция по вопросам развития Севморпути. Значение магистрали ежегодно возрастает не только для жителей Севера, но и для всей страны и мирового судоходства в целом. Поэтому заглавная тема конференции: «Северный морской путь. Больше, чем Арктика». Конференция будет состоять их трёх частей, посвящённых развитию экономики и инфраструктуры, безопасности и прогнозируемости судоходства, модернизации арктического флота.
— Молодёжная площадка форума – проект «Встреча поколений», каковы его задачи?
— Действительно, просветительский, профориентационный проект «Встреча поколений», реализуемый Международным гуманитарно-просветительским центром «Полюса Земли» Ассоциация полярников и поддержанный президентом РФ Владимиром Путиным продолжит работу в качестве молодежной площадки форума.
В рамках мероприятия пройдёт один из этапов проекта, в нём примут участие 800 школьников из Санкт-Петербурга и ближайших регионов. Будет организовано взаимодействие школьников с ветеранами-полярниками, членами действующих полярных экспедиций и представителями специальностей, востребованных в Арктической зоне, с целью передачи ценного опыта и в качестве профориентационной работы с молодыми людьми, стоящим перед выбором профессии.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- Сейчас наступает определенный этап возможностей для учреждений культуры, особенно для музеев на территории Дальнего Востока и Арктики. Почему? Потому что в минувшем году Минвостокразвития предприняло несколько действий, показывающих, что развитие музейных институций для него на сегодняшний момент находится в зоне особого внимания. Это и проведение Стратегической сессии в Хабаровске по развитию музеев Дальнего Востока, это и запуск первого грантового конкурса проектных инициатив для музеев ДФО, это и начало строительства новых музейных комплексов в Петропавловске-Камчатском, в Улан-Удэ и в Хабаровске.
Столько прицельных, абсолютно ясных действий со стороны федерального органа исполнительной власти, пожалуй, прежде видеть не приходилось. И тут речь явно идет не о каких-то рандомных действиях, а об определенной стратегии. Потому что для министерства совершенно точно понятно, что музейные институции – это не только учреждения, формирующие поток гостей на территорию города или региона, а уникальный институт работы с идентичностью, что для Дальнего Востока чрезвычайно важно. Также, как и для арктической зоны, где ощущение причастности себя к огромной стране, понимание своей особой роли в этой большой семье народов, населяющих Российскую Федерацию, ценно для живущих там людей.
На Дальнем Востоке и в Арктике постоянное население пока не прибавляется. Работа идет над тем, чтобы хотя бы стабилизировать население, а потом уже его наращивать различными способами. И если мы говорим о тех, кто сегодня размышляет на тему уехать из ДФО или нет, думает о степени привязанности к родной земле, то музей, который является институтом памяти и средоточием опыта предыдущих поколений, позволяет людям отвечать на очень сложные вопросы, в том числе – уехать или остаться.
Если мы говорим о людях, вновь прибывших на Дальний Восток, то важно, как они будут понимать ценность земли, на которую приехали? Почему они должны будут связывать свою жизнь с этой землей? Почему они должны будут относиться к ней не как к территории временного рубля? Кто будет вести с ними этот важный диалог? Эти сложные разговоры с собой человек может вести с подачи, в том числе, музейных институций и, безусловно, при участии всех культурных учреждений в регионе. Потому что они как раз и работают с этой идентичностью и набором жизненных ценностей и правил, которые важны не только для нашей страны, а вообще для человечества, и которые сегодня, к сожалению, очень сильно страдают под влиянием довольно агрессивных международных процессов.
Эксперты предлагают возобновить элементы существовавшей в советские годы государственной программы «Техника Севера» для обеспечения безопасности и повышения качества жителей Арктики. Такое мнением поделился с East Russia кандидат экономических наук, ответственный секретарь Высшего инженерного совета Республики Саха (Якутия), общественный советник директора технопарка «Якутия», председатель комиссии Торгово-Промышленной палаты Якутии по содействию проектной деятельности в научно-технологической сфере Александр Мярин.
Сильно забытое старое
«В 1960-е годы в СССР была принята программа «Техника Севера», которая была практически свернута с приходом рыночных отношений. Мы предлагаем возродить эту госпрограмму в части техники на экстремально холодных территориях. Сегодня более 26% площади страны, в том числе около половины Арктической зоны РФ (АЗРФ), находится на территориях экстремально-холодного климата. Это в основном в Якутии, Красноярском крае, Магаданская области и Чукотке. А также в прилегающих к Якутии районах Иркутской и Амурской областей, Хабаровского и Забайкальского краев и (неприлегающей к Якутии) Бурятии», — рассказал Александр Мярин.
Эксперт уточнил, что впервые такой системный подход по этой проблеме был представлен на VII съезде Российского союза научных и инженерных общественных объединений (РосСНИО) в ноябре 2022 года, а затем в мае 2023 года на первом Национальном Форуме промышленной кооперации и системного инжиниринга в рамках международной выставки «Металлообработка-2023». По итогам обсуждений на этих площадках была принята рекомендация Минвостокразвитию РФ о поддержке создания комплексной федеральной программы по технике и технологиям на территориях с экстремально холодным климатом (с рабочими температурами до минус 60°С и предельными (кратковременно до 12 часов) до минус 70°С по ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. …).
Создание такой программы, по мнению эксперта, является задачей геостратегического уровня в рамках реализации майских указов Президента РФ. «Программа нацелена на обеспечение безопасности арктических границ, технологического суверенитета и стабильной работы не только горнодобывающих отраслей, но и на инновационное развитие традиционных и новых производств и промыслов коренных и малочисленных народов. И как следствие, последующего эффективного формирования целей для высокотехнологичного развития социальных, транспортных, энергетических и других жизнеобеспечивающих предприятий», - объясняет эксперт.
Техника вне закона
По словам эксперта, практически вся новая техника, даже успешно работающая в «обычном» холодном климате, например на Ямале, в условиях Якутии требует значительной доработки, которая де-юре запрещена действующей технической «регуляторикой» в отличие от условий «обычного» холода. «В наших условиях вне закона оказываются привычные для Севера двойные стекла и дополнительные баки к грузовым автомобилям, которые везут грузы в отдаленные села на Севере», - говорит он.
«По современному законодательству ниже минус 40°С вы не имеете права эксплуатировать практически ничего. У импортной техники даже российской сборки рекомендованная температура – минус 30°С. От такого технико-правового нигилизма страдают местные инженеры и механики. А производители не несут ответственности, потому что вы нарушили одно из основных условий эксплуатации — эксплуатировали технику при таких низких температурах», — объясняет Мярин.
При этом современные технические решения науки и инноваций также не могут быть применены из-за проблем с нормативным регулированием. «Отдельные ГОСТы принимаются за счет заказчиков-недропользователей. Это очень дорого. Во всех программах поддержки предпринимательства, инноваций, науки и промышленности подразумевается не только соблюдение действующей нормативно-технической базе, но и требованиям рыночного тиражирования, а рынок у нас наиболее ограниченный, меньше процента населения. Кому продавать, кроме как только себе? Только в Антарктиде и Гренландии холоднее, в Канаде и Аляске теплее», — полагает эксперт.
Существующие программы господдержки для полярных условий позволяют создавать только опытные и «выставочные» образцы техники. «Практическая эксплуатация такой техники доступна только крупным недропользователям и экстренным службам, которые могут обеспечить не только высокую себестоимость эксплуатации техники, но и «экспериментально-правовой режим» относительно соблюдения действующих технических нормативов», — отмечает Александр Мярин.
Позитивный опыт
Примером вышеуказанных проблем является практика испытаний в Якутии вездехода «КамАЗ-Арктика 6х6» в 2020-2022 годах по проекту «Создание высокотехнологичного производства экологически безопасных вездеходов на шинах низкого давления для освоения Арктических зон Российской Федерации, Сибири и Дальнего Востока в интересах добывающих отраслей промышленности». На реализацию проекта в 2015-2019 годах Минобрнауки РФ на конкурсной основе на паритетных условиях с ПАО «КАМАЗ» инвестировали по 170 млн. рублей.
Испытания снегоболотоходов в Якутии за последние годы проводил и Брянский автозавод — специального колёсного шасси «БАЗ-69092», прототипа и предсерийного образца «Арктического автобуса УралАЗ» и других, так как по ГОСТ 34065-2017 «СНЕГОБОЛОТОХОДЫ. При этом технические требования и методы испытаний» ограничиваются предельными температурами только до минус 50°С.
В условиях Якутии в основной массе эксплуатируется техника не северного, тем более, «экстремально холодного» исполнения. «Северное исполнение вы можете внедрять по добровольной сертификации, пожалуйста, но оплачивать это вы будете за свой счёт. А доделывать всё это на коленках, что уже лотерея», — говорит Мярин.
Эксперт предлагает субсидировать приобретение техники и оборудования, для тех, кто эксплуатирует и «дорабатывает» транспорт в экстремальных северных условиях. Практика показывает, что стоимость адаптационных работ составляет как минимум 15−30% от цены самого транспортного средства.
При этом в Якутии, не дожидаясь «возрождения» такого элемента госпрограммы «Техника Севера» как система испытаний и сертификации техники для холодного климата, уже самостоятельно начали в январе-феврале 2024 года «возрождение» тестирования военной техники в условиях экстремально холода в Оймяконье совместно с 21-м Научно-исследовательским испытательным институтом военной автомобильной техники.
Северяне, живущие на землях уникальной природы и богатейших запасов ископаемых в силу различных условий и логистических факторов испытывают дисбаланс важнейших нутриентов в организме из-за недостатка солнца, фруктов и овощей. Организовать полноценное питание в этих районах непросто и часто очень дорого.
Свой вклад в поддержку здоровья и устранения общего дисбаланса в питании жителей северных и дальневосточных территорий вносит компания «Арктик фуд», созданная в 2021 году. Уже в 2023 году её продукт — «Арктик-Трофи» — получил золотую медаль на конкурсе производителей в рамках выставки «Петерфуд» в номинации «Инновационный проект».
Испытание арктическим питанием
«Кто как ест — тот, так и работает», — народная мудрость, отшлифованная вековым опытом, актуальна и сейчас, а уж в регионах с суровым климатом — особенно. Питание затрагивает каждого человека, без исключений. Это фундаментальная потребность. От его качества зависят здоровье и благополучие людей, живущих и работающих в условиях экстремальной среды. В Арктике здоровью человека противостоят сразу несколько факторов: это и суровый климат, и нарушение циркадных ритмов из-за полярного дня и полярной ночи, и недостаток кислорода — в Арктике разреженная атмосфера. К этому перечню надо ещё добавить повышенный уровень радиации и воздействие магнитных бурь и электромагнитных полей.
Коренные народности приспособились к таким условиям, в том числе с помощью питания, богатого белком. Но у так называемого пришлого населения, которое приехало в районы Крайнего Севера на работу, такое питание вызывает повышение уровня холестерина. К тому же мало кто отважится отведать ферментированное мясо моржа или тюленя — знаменитый копальхен, или другие северные деликатесы. Поэтому для участников полярных экспедиций и вахтовых работников разрабатывается особый сбалансированный рацион.
Ежегодно более миллиона россиян участвуют в освоении Арктики и Северного морского пути, преимущественно работая вахтовым методом. Врачи отмечают, что среди них часто встречаются заболевания органов зрения, вызванные воздействием ветра, осадков, продолжительного летнего дня и полярной ночи. Чтобы предотвратить эти проблемы, рекомендуется употребление продуктов, насыщенных витаминами А и В2. Растительный витамин А, известный как провитамин каротин, превращается в ретинол под воздействием ферментов в желудочно-кишечном тракте. Чтобы улучшить усвоение каротина из овощей, таких как морковь или томаты, их следует употреблять с добавлением сметаны, что способствует лучшей ассимиляции полезных веществ. Также термическая обработка увеличивает усвоение каротина из продуктов.
Витамин В2, который играет ключевую роль в поддержании зрения в условиях низкой освещенности и помогает глазам адаптироваться к изменениям света, содержится в пшене. Наряду с этим, плохое зрение часто сопровождается эмоциональным напряжением. Снизить его помогает антистрессовый витамин В1.
Все эти и другие полезные ингредиенты содержатся в овощах, продуктах животного происхождения, но их доставка в районы Арктики и Крайнего Севера — дело сложное и дорогое. Медики и диетологи десятки лет разрабатывают спецрационы, трудятся над тем, чтобы северяне могли полноценно питаться, максимально упростив получение ими всех необходимых микроэлементов и витаминов.
Просто добавь воды
Наблюдения ученых показали, что жители удалённых посёлков вынуждено едят в большом количестве консервы, концентраты. Тип питания у них становится углеводно-липидным: хлеб, макароны, полуфабрикаты, сладости. Продукт «Арктик-Трофи» был разработан специально для восполнения дефицита белка, витаминов и минералов у жителей территорий Арктической зоны РФ. Он адаптирован к российским и международным рекомендациям и имеет высокий профиль безопасности, разрешен к применению у детей с трех лет. При ежедневном употреблении продуктов, богатых клетчаткой и углеводами, а также с дефицитом белков, инновационная пищевая добавка помогает компенсировать потерю микронутриентов в горячих блюдах и обеспечивает естественный насыщенный вкус еды.
В декабре 2023 года в рамках реализации проекта НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» была проведена научно-исследовательская работа по теме «Разработка инновационных полифункциональных продуктов питания промышленного образца» по оценке эффективности использования специализированного диетического профилактического питания промышленного производства «Арктик-Трофи» для приготовления первых и вторых блюд в рационе вахтовых рабочих Крайнего Севера с целью поддержания их здоровья и высокой работоспособности на протяжении всей вахты.
Исследователи проанализировали домашнее питание 72 вахтовых работников, стандартное питание во время вахты, и питание с использованием инновационного подхода. В продуктовых наборах участников исследования было недостаточно мясных и рыбных продуктов, яиц, овощей, фруктов, нерафинированных растительных масел, сливочного масла и обогащенных сортов хлеба. Вместе с тем участники исследования употребляли слишком много колбасных изделий, майонеза и продуктов со скрытым сахаром. Анализ на выходе показал положительную динамику в обеспечении организма макро- и микроэлементами, такими как фосфор, цинк, железо, а также витаминами А, В1, В2, В3, В6, В9, С, Е, пантотеновой кислотой, у-линоленовой кислотой, аминокислотами (триптофан, треонин), глутатионом и коэнзимом Q10. Результаты исследований также выявили положительные сдвиги в показателях метаболизма, состоянии эндокринной, костно-суставной и сердечно-сосудистой систем.
Как рассказала коммерческий директор компании «Арктик фуд» Виктория Маенкова, если включить «Арктик-Трофи» в блюда меню организованного питания, это обеспечит удовлетворение физиологической потребности в витаминах (А, Е, С, витаминов группы В) и минералах (Zn, Fe, I). Это создаст необходимую защиту организма и поможет сохранить трудоспособность и увеличить активное трудовое долголетие в сложных климатических и производственных условиях Арктической зоны.
«Специализированное питание было разработано в первую очередь для жителей арктических регионов, которые могут испытывать дефицит витаминов, белков и минералов, что приводит к нарушению баланса в организме. Оно также подходит спортсменам, любителям активного туризма, военным, морякам, сотрудникам МЧС, рыбакам и охотникам. Продукт можно давать детям старше трех лет, если у них нет аллергии на какие-либо компоненты. Чтобы приготовить питательный напиток, нужно растворить пару таблеток в кипятке. Вкус этого напитка приятный, напоминает мясной бульон. Удобная упаковка таблеток по усвояемости эквивалентна 200 граммам говядины. Если добавить в воду картофель, зелень и таблетку, получится вкусный суп. Этот продукт можно использовать для приготовления еды для большой группы людей», — рассказывает она.
Этот пищевой продукт соответствует требованиям для продуктов «северного завоза» и подходит для питания в отдаленных населенных пунктах и для вахтовых работников в Арктике и ДФО. Он восполняет дефицит витаминов и минералов, прост в использовании, позволяет быстро готовить первые и вторые блюда, имеет небольшой вес и объем, а также долгий срок хранения.
Наука даёт добро
«Арктик-Трофи» состоит из натуральных ингредиентов без стабилизаторов и консервантов. Он выпускается в компактной таблетированной форме в тубах (удобно для дозирования дома и в походе) и в виде порошка в зип-пакетах (для организаций общественного питания). По составу порошок и таблетки идентичны. В изготовлении продукта для стабильности витаминно-минерального состава и энергетической ценности питания используются жиры и белки. Его можно использоваться также при выпечке и приготовлении повседневных блюд. Ограничений по количеству приема в сутки нет.
«Выполненные научные исследования показали, что «Арктик Трофи» обладает стресс-протекторным эффектом, так как восполняет недостаток витаминов, минералов и белка в организме. Это помогает предотвратить стресс и восстановить баланс нутриентов. Если человек не получает достаточное количество зелени, фруктов и овощей, дисбаланс становится постоянным. «Арктик Трофи» можно употреблять и в обычных условиях жизни, но это скорее дополнительное удобство, чем необходимость. Продукт уникален, так как не имеет аналогов. В качестве альтернативы можно использовать лечебное питание, но это уже совсем другие цены и состав. Спортивное питание также имеет другой состав и направлено на набор мышечной массы, в то время как “Арктик Трофи” обеспечивает организм только необходимыми витаминами и минералами. Его заменой может послужить только полное замещение мясом и рыбой, овощами и фруктами», – отмечает Виктория Маенкова.
ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора подтвердил, что продукт «Арктик-Трофи» прошел все необходимые юридические и гигиенические проверки, и безопасен для применения.
В Санкт-Петербурге состоялся финал масштабного арктического технологического конкурса АРКТЕК ДАТА – это составная часть проводившегося впервые конкурса ИТ-разработок для АЗРФ – АРКТЕК. Еще две его части – АРКТЕК Инжиниринг и АРКТЕК Научный питч – находятся на стадии полуфинала.
Команды трудились над сервисами по урбанизации Арктики: арсенал развития климатически сложной территории площадью около пяти млн кв. километров пополнился инструментами по улучшению экологии, туристической привлекательности, медицинского обеспечения – всего, что включает понятие комфорт проживания.
АРКТЕК – платформа для проведения технологических конкурсов, объединяющая науку и бизнес для развития Арктики. Цель конкурса – трансформация научных и технологических разработок в цифровые и инженерные решения для развития Арктики и обеспечения успешной работы компаний в регионе.
Как отметил директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов, важной составляющей конкурса для разработчиков стала возможность заявить о себе крупнейшим компаниям.
«Сегодня наши индустриальные партнеры знакомятся с командами, обсуждают их решения. Ребята смогли за месяц с небольшим создать полноценные минипродукты, с которыми можно дальше работать и развивать. Главный приз для них – это будущие заказы. Изобретение – это то, что реально меняет жизнь людей и компаний к лучшему, и сегодня мы видим, что ученые, предприниматели и новаторы зажглись Арктикой. Арктика – это кладовая и, чтоб ее бережно приоткрыть, нужно многое сделать».
14 июня команда экспертов опубликовала список из 110 коллективов, допущенных к участию в конкурсе. До финала дошли 20 команд. Всего над проектами цифровых решений для развития Арктики работали молодые специалисты из 51 региона РФ.
В структуре конкурса АРКТЕК ДАТА три направления: «Арктическая урбанизация», «Арктический туризм» и «Экология Арктики». Каждой команде-победителю вручили оригинальную статуэтку в виде прозрачной арктической льдинки и денежный приз. За первое место – 500 тыс., за второе – 350 тыс., за третье – 150 тыс. рублей.
«Арктическая урбанизация»
В направлении «Арктическая урбанизация» победила команда «Департамент» с разработкой геосервиса «Арктида», разработанный для региональных властей. На основе рейтинга из 18 критериев разработка позволяет выявлять населенные пункты с ограниченной доступностью здравоохранения и получать рекомендации по улучшению ситуации. Таким образом, в Арктике можно снизить показатели первичной заболеваемости, что, в свою очередь, уменьшит потери ВРП от 270 млн до 28 млрд рублей ежегодно.
На втором месте оказалась команда ГЕОВШЭ с разработкой автоматизированной системы обработки медицинской статистики и геоданных. Это позволит руководителям регионов принимать решения о развитии системы медицинской помощи – в режиме реального времени оценивать количество врачей или пунктов первичной медпомощи на количество населения, выбирать наиболее нуждающихся в посещении врача.
Гран-при третьей степени получила команда «Ворота Севера». Их разработка – рекомендательный сервис размещения объектов городской инфраструктуры для улучшения жизни населения на территории Арктики.
«Экология Арктики»
Победителем природосберегающего трека стала команда «ЭСЭР Дата» за систему «Арктик-ДАТА», которая выявляет и проводит мониторинг экологических проблем и рисков при помощи снимков дистанционного зондирования Земли. Решение позволит рассчитать риск пожара на основе анализа информации о количестве осадков по годам, визуализировать нефтяные пятна и разливы, а также отслеживать процесс загрязнения водных территорий. Модификация системы добавит расчёт размер штрафа для компании-виновника загрязнения и ее репутационные риски.
Второе место получила команда «ДАТА-Ритмикс» с разработкой сервиса, который с помощью спутниковых снимков проводит мониторинг мест добычи и транспортировки углеводородов, аккумулирует точечные данные о месторождениях нефти, газа и газового конденсата. Снимки помогут понять, как реально выглядят месторождения, оценить риски разлива нефти в водоемы.
На третьем месте – команда «Бореал Байтс» с сервисом для расчета уязвимости морских акваторий, позволяющим делать анализ биохимических показателей морской воды, определять положение судов в акватории. На его основе можно создать карту экологической уязвимости, выделить объекты повышенной экологической опасности и зоны обитания краснокнижных видов. Сервис будет полезен добывающим, логистическим, геологоразведывательным компаниям, научно-исследовательским организациям, экологическим общественным организациям и ООПТ.
«Арктический туризм»
Первое место туристического направления Арктека завоевала команда «Ладно». Ее участники создали цифровой сервис для оценки туристического спроса в Архангельской области. Платформа поможет туристу найти интересный маршрут, а предпринимателям – разместить рекламу, а также получить рекомендации о возможности открыть бизнес в том или ином районе.
Гран-при второй степени получила команда «Арктический технический колхоз» за разработку мобильного приложение для взаимодействия с туристами «Гоу туда!». Можно настроить фильтры на карте и получать подробную информацию о любом объекте. В экосистему входит также продукт «Арк-инфа» – административный веб-сервис для застройщиков, которые получат статистику о турпотоке и рекомендации по застройке в заданном радиусе.
На третьем месте оказалась команда «Дайр-лаб». Коллектив разработал информационную платформу для анализа текущего состояния туристических объектов по отзывам посетителей. Платформа называется «Тревел коннект».
Замглавы министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков отметил, что укрепление технологического суверенитета – одна из острейших задач развития России.
«Арктика – территория самых сложных и нетривиальных вызовов, но одновременно и территория огромных возможностей. На этом пути уже есть успехи таких крупнейших компаний как НОВАТЭК и Росатом. Добывающие компании также планируют применять новые технологии при освоении Арктики. Конкурс привлек большое количество разработчиков – 348 команд из 51 региона нашей страны. Мы получаем цифровые продукты и высокотехнологичные инженерные решения, которые будут востребованы компаниями, и которые помогут нам бережно развивать такой суровый регион как Арктика».
Общий призовой фонд конкурса АРКТЕК составляет 18 млн рублей. Для команд, которые представили проекты в рамках конкурса «АРКТЕК Научный питч» (научные исследования) и «АРКТЕК Инжиниринг» (технологии для реального сектора), борьба за призовые места развернется этой осенью.
АРКТЕК проводится в Десятилетие науки и технологий в РФ при участии «Востокгосплана», Минвостокразвития, Фонда «Росконгресс», МИД РФ.
Среднестатистический россиянин уверен, что Арктика – это всегда серо и холодно, работать там толком негде, отдыхать – тем более и добраться туда практически нереально. Да, есть белые медведи и северное сияние… но в целом овчинка выделки не стоит. Впрочем, мифы и стереотипы о пятой части территории Российской Федерации постепенно отступают стараниями органов власти, туроператоров и энтузиастов региона. Медленно, но верно образ российской Арктики начинает обретать новые черты в сознании россиян. Приключение, дух первопроходцев-открывателей, преодоления себя и сурового пространства и экзотика – таков стремительно развивающийся бренд Арктики, которая становится доступнее по мере активного развития главного морского транспортного коридора Арктики – Северного морского пути.
Чукотка как яркий самобытный представитель российской Арктики может предложить туристу необыкновенное природное великолепие, но в части индустрии гостеприимства регион находится в процессе становления. Есть уже и гостиницы и глэмпинги, рестораны, строятся горнолыжные курорты, однако их пока недостаточно для массового туриста. Причем не стоит забывать, что гости, приезжающие на Чукотку – не новички-путешественники. Дальний Восток и Арктика получает туристов, которые побывали во многих странах мира и регионах России, и которым есть, с чем сравнивать. Провести свой первый отпуск на Крайнем Севере решаются не многие.
Врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов отмечает, что такой туризм сопряжен с логистическими и инфраструктурными сложностями, однако свою весомую лепту вносит и суровый климат, и непредсказуемая погода.
«Едущий сюда человек имеет определенную авантюрную жилку – иначе он поехал бы в более комфортную территорию. Сюда человек едет за приключениями. И природа ему их предоставляет. Люди едут и для того, чтобы прикоснуться к другому образу жизни, к другой ментальности. Нам важно, чтобы впечатления от великолепной природы не испортили инфраструктурные моменты. Чукотка отличается от других регионов и именно такие отличия люди хотят видеть, а наша задача – это показывать», – считает глава округа.
Владислав Кузнецов также предложил создать региональный бренд на основе переменчивой погоды – разработать альтернативные маршруты для туристов, которые из-за нелетной погоды или шторма не смогли попасть в те локации, которые планировали. Компенсировать неудобства от непогоды, предлагая не менее интересные направления.
В Якутии, например, туристов привлекают турами по наблюдению за северным сиянием, рыбалкой и охотой, активными экстрим-турами, программами по местам кочевья коренных народов, круизами на теплоходе до самого северного порта России – поселка Тикси и не только.
В Мурманской области туристы тоже могут понаблюдать за северным сиянием, за китами, заняться фридайвинг, или посетить различные событийные мероприятия, гастротуры с локальным колоритом и многое другое.
Замначальника комитета по туризму Мурманской области Марина Кошелева отметила, что из существующих 121 проекта, развивающегося в Арктике, 74 проекта приходятся на Мурманскую область, причем 90% – в сфере туризма.
«Арктика – сейчас это экзотика, она везде звучит. Люди хотят ехать, растут инвестиции. Каждый имеет право на отдых. И наша задача реализовать право граждан отдыхать на Севере!», – добавила она.
Все арктические территории по-своему уникальны, но, безусловно, имеют ряд различий. Объединяют их идентичные проблемы – главной точкой преткновения является инфраструктура, вернее сложности в ее возведении. Непростая логистика удорожает стройматериалы, к тому же и строительный сезон очень короткий – 2-3 месяца.
Замглавы Минвостокразвития Павел Волков напомнил, что вся территория АЗРФ является преференциальным режимом.
«Арктика требует особого подхода к регулированию, особенно это важно для эффективного привлечения инвесторов и компаний, которые смогли бы создать условия для продвижения туристической отрасли. В Арктике сегодня действуют преференции, которые позволяют реализовать свой проект с наименьшими рисками. Программа "Арктический гектар" также используется в целях туризма. Турист должен быть готов к форс-мажору, и принимающая сторона должна быть готова чем-то его занять. То, что мы видим, нужно пропагандировать и показывать. Вместе с этим необходимо работать над качеством предоставления туристических услуг», – добавил он.
Участники мероприятия пришли к выводу, что необходимо активнее обмениваться практиками регионов, отдельно отметив возможности круизного туризма и активного использования малой авиации. Общее мнение: у туризма в Арктике – большое будущее.