Клиенты банков сами смогут ограничивать свои онлайн-операции – устанавливать запрет или ограничивать параметры – для защиты от мошенников. Такая возможность у них появится с 1 октября.
Накануне вышло соответствующее указание Банка России, которое зарегистрировал Минюст. Пользователи банковских услуг смогут, к примеру, установить лимит в виде максимальной суммы для одной транзакции или запретить оформлять онлайн-кредиты. Для активации сервиса необходимо написать заявление в банк, услуга бесплатная. Отменить запрет или изменить параметры можно будет в любой момент.
По мнению специалистов, это поможет защитить население от мошенников. Также с 1 октября банки обяжут проводить идентификацию всех устройств, с которых граждане совершают онлайн-операции, подтверждать их телефонные номера и адреса электронной почты.
– Цифровой рубль — это третья форма рубля. Мы привыкли, что у нас есть две формы: наличные – это те банкноты, монеты, которые мы храним у себя в кошельке, и есть безналичные деньги – это деньги на наших счетах в банках или на картах. В дополнение к ним сейчас появляется третья форма рубля – цифровая.
По своей сути операции с цифровыми рублями очень похожи на безналичные платежи, но при этом они имеют ряд существенных преимуществ. Сейчас у каждого банка установлены свои тарифы на переводы: в среднем это от 1 до 3% от суммы перевода. Кроме этого, многие банки устанавливают суточный лимит на перевод, то есть по факту человек не всегда может перевести сразу столько денег, сколько он хочет. Так вот при расчётах цифровыми рублями таких ограничений не будет. Банк России не будет устанавливать ограничения на сумму перевода и сделает их абсолютно бесплатными для граждан.
– То, о чём вы говорите в плане переводов, это ведь касается больших сумм денег. То есть, когда я оперирую небольшими суммами – тысяча рублей, 10 тысяч и т.п. мне нет смысла пользоваться цифровым рублём: дополнительно переводить безнал в цифру и так далее?
– Люди смогут самостоятельно выбирать ту форму денег, которую они будут использовать: наличную, безналичную, цифровую. Поэтому если человек не хочет пользоваться цифровым рублём, он может просто не открывать цифровой кошелёк. Со своего банковского счета на свой цифровой кошелек человек сможет переводить до 300 тыс. рублей в месяц. При этом можно будет получать переводы цифровых рублей от других людей сверх этой суммы. Тратить цифровые рубли или переводить их можно будет без ограничений.
«То, что у нас падает доля наличных, не могло не привести нас к мысли, что мы должны человеку и бизнесу дать аналог, но уже в новом качестве – это как раз и есть цифровой рубль. С одной стороны ― это замена нала в цифровом коде, с другой стороны ― это новое средство платежа, которое для людей и бизнеса будет работать как наличные».
Ольга Скоробогатова, первый заместитель председателя Банка России
Цифровой рубль будет выгоден и для граждан, и для бизнеса. Внедряя цифровой рубль, мы решаем проблему развития системы безналичных платежей. С одной стороны, развиваем платёжную инфраструктуру, а с другой стороны, мы расширяем возможности для граждан и для бизнеса. Таким образом мы способствуем расширению выбора.
Цифровой рубль в перспективе сможет упростить трансграничные расчёты и стать удобным и выгодным средством платежа внутри страны. Для граждан переводы и операции будут абсолютно бесплатными и не будут привязаны к тарифам конкретных банков. Доступ к своему цифровому кошельку человек сможет получать привычным ему способом, то есть через мобильное приложение банка, в котором у него открыт счёт.
– Пока вот я как обыватель, вижу, что это скорее интереснее, может быть бизнесу, нет? Да для юридических лиц будут тарифы, но они будут ниже, и перемещение больших объемов средств станет для них выгоднее. Так?
– У Банка России нет цели получить какой-то коммерческий доход от платежей в цифровых рублях, и поскольку операции с ними будут проходить на платформе Банка России, это действительно даст возможность бизнесу существенно сократить свои расходы на эквайринг. Мы знаем, что сейчас средняя комиссия за транзакцию составляет от 1,5 до 3%, и за прием платежей в цифровых рублях мы установили для бизнеса тариф существенно ниже: всего лишь 0,3% от суммы платежа, а для компаний, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги, и того меньше – 0,2%.
При этом комиссия за переводы между юридическими лицами будет составлять всего 15 ₽ за одну операцию. Важно отметить, что эти тарифы для бизнеса начнут действовать с 1 января 2025 года, а до этого момента установлен льготный период, когда все операции будут бесплатны. И ещё раз обращу внимание, что для населения все операции с цифровым рублём будут бесплатными.
– С момента появления информации о цифровом рубле то и дело в соцсетях, в СМИ появляются опасения, насчёт добровольности использования цифрового рубля. Мол сейчас всё на добровольной основе, но наступят какие-то тяжкие времена и государство обяжет всех использовать только цифровой рубль.
– Нет. Обязательного внедрения цифрового рубля для каждого россиянина не планируется. Граждане смогут самостоятельно выбрать ту форму денег, которая для них более предпочтительна, право выбора остаётся за конкретным человеком.
– Хорошо. А цифровой кошелёк – это опять же некая программа, которая должна работать на каком-то устройстве. Как я могу оформить этот цифровой кошелёк? Где это сделать?
– Цифровой кошелёк будет работать через мобильное приложение банка, установленное в устройстве пользователя, или онлайн-банк. Например, вы захотите перевести свои деньги, лежащие на счете, в цифровые рубли. Вам нужно будет зайти в мобильное приложение вашего банка и обменять безналичные рубли на цифровые.
Если же вы хотите перевести в цифру наличные, здесь процедура будет немножко дольше. Нужно будет сначала наличные деньги положить на свой безналичный счёт – через банкомат либо кассу банка, а потом уже через мобильное приложение вашего банка обменять их на цифровые деньги через свой кошелёк.
Чтобы перевести цифровые рубли другому физическому лицу, через мобильное приложение своего банка или онлайн-банк нужно будет зайти в свой цифровой кошелек, выбрать из списка своих контактов человека, которому вы хотите сделать перевод, либо ввести его номер телефона вручную, указать сумму платежа и подтвердить перевод.
– Встречал информацию о том, что цифровыми рублями можно будет расплачиваться, передавать их другим людям так же как и наличными, без подключения к интернету. Я правильно всё понял?
– В перспективе, да. Мы планируем, что именно так это и будет работать. То есть, воспользоваться своими цифровыми рублями можно будет и без интернета. Правда, технологию офлайна нам ещё предстоит разработать, потому что в мире пока готовых решений не существует, но мы уверены, что в ближайшем будущем Банк России сможет справиться с этой задачей.
– Можно ли сделать вклад или как-то иначе заработать с помощью цифрового рубля?
– Основная цель разработки цифрового рубля – использование его как средства проведения платежей и переводов, а не в качестве средства сбережения или кредитования, поэтому открыть вклад с начисляемыми процентами в цифровых рублях не получится. Заработать на какой-то курсовой разнице тоже не получится, потому что один цифровой рубль будет равен одному наличному либо 1 безналичному рублю. Если мы говорим про рубль и его курс относительно других валют, то он будет ровно таким же, как курсы привычных нам рублей.
Цифровой рубль – это только и исключительно средство платежа.
– Как будет обеспечиваться безопасность цифрового кошелька? Могут ли злоумышленники украсть цифровой рубль?
– Цифровые рубли будут храниться в цифровых кошельках граждан или компаний на платформе Банка России. Уровень защиты этой платформы от взлома, либо какого-то другого несанкционированного доступа на сегодняшний день беспрецедентно высокий. С появлением новых решений он, конечно, будет и дальше совершенствоваться. Таким образом, только вы сами сможете распоряжаться вашим цифровым кошельком и средствами на нём.
«Канал между банками и ЦБ зашифрован по самым высоким стандартам. Это касается и самих мобильных приложений – мы обязали банки встроить специальный программно-аппаратный комплекс в мобильное приложение каждого банка, кто с нами делает этот проект. Это наше жесткое требование, которое как раз повышает уровень безопасности даже по сравнению с теми обычными операциями, которые у нас происходят».
Ольга Скоробогатова, первый заместитель председателя Банка России
Тем не менее, обязательно необходимо соблюдать правила кибергигиены. Если говорить о защищённости банковских счетов, то на сегодняшний день в большинстве случаев преступники похищают с них деньги не в результате каких-то хакерских атак на банк, а с помощью методов социальной инженерии. То есть, им удаётся обманывать людей, и те по неведению сами переводят деньги мошенникам либо открывают доступ к своим счетам. Тут уже неважно, о чем идёт речь – о банковском счёте, либо о цифровом кошельке. Нужно помнить, что в любом случае нельзя другим людям раскрывать конфиденциальные данные: пароли, ПИН-коды, номера счетов и кошельков. Если люди будут соблюдать эти элементарные правила безопасности, то сохранность их цифрового рубля гарантирована.
– И что, я и все желающие могут уже сейчас пойти и оформить себе цифровой кошелёк?
– Пока нет. 15 августа стартовал пилотный проект, участие в котором примут 13 банков и ограниченный круг клиентов этих банков. Участники пилота на первоначальном этапе протестируют базовые операции: открытие, закрытие цифровых кошельков, проведение платежей между гражданами в цифровых рублях, оплату покупок и услуг по QR-кодам. К моменту полномасштабного внедрения цифрового рубля все технологии должны быть отработаны, его использование мы хотим сделать максимально удобным и понятным для граждан и для всех участников этого процесса.
Решение о масштабировании цифрового рубля будет приниматься уже с учётом результатов пилота. В перспективе мы ожидаем, что все клиенты банков смогут свободно пользоваться цифровыми рублями, а это в свою очередь значит, что и банки к этому моменту тоже будут полностью погружены во все процессы. Постепенно круг участников пилота будет расширяться.
– То есть сроки его завершения нигде не прописаны?
– Мы ожидаем, что полномасштабное внедрение цифрового рубля начнётся с учётом результатов пилота. Нам важно за это время отточить все операции, чтобы все работало безупречно, поэтому срок окончания пилота будет зависеть от его промежуточных результатов, чёткой границы этого срока нет.
– Всегда есть риск, что банк, в котором я держу свои сбережения, может обанкротиться. Да, у нас есть система защиты вкладов, а с цифровым рублём как?
– С ним ничего не случится. Напомню, цифровые рубли хранятся в цифровых кошельках, которые открываются на платформе Банка России. Поэтому бояться не стоит.
Мы понимаем, что всё новое вызывает опасения, стоит вспомнить периоды широкого внедрения безналичных денег, кредитных и дебетовых карт. Ведь сколько было настороженности, но сейчас уже далеко не у всех в кошельках есть наличные. Постепенно люди привыкнут, оценят удобство и пользу и будут использовать цифровой рубль наравне с остальными формами денег.
– Андрей Александрович, искусственный интеллект уже является неотъемлемой частью жизни. Сбер занимает лидирующие места в этой сфере в нашей стране. Как банк развивает ИИ, какие решения уже применяются в работе?
– Сначала хотелось бы немного очертить само понятие интеллекта, чтобы у нас была общая платформа для обсуждения. Мне нравится вот такая формулировка: «интеллект – это способность решать сложные задачи» из книги Макса Тегмарка «Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта». Такой посыл, как раз-таки хорошо связывается с искусственным интеллектом – это такая искусственная, а не природная, врожденная способность решать сложные задачи.
Есть, конечно, и другие определения, но это, на мой взгляд, самое универсальное и актуальное. Сейчас вся страна решает самые разнообразные сложные задачи, и одна из центральных – это ускоренное развитие Дальнего Востока, тот самый «разворот на Восток». Эта задача имеет много аспектов – социальный, логистический, инфраструктурный, экологический. И по всем этим направлениям идёт активная работа, в том числе с применением ИИ Сбера. Причём это не абстрактные какие-то вещи, а то, что жители Дальнего Востока уже могут ощутить на себе.
Медицинские алгоритмы, использующие технологии искусственного интеллекта внедрены в диагностику лечебных учреждений Дальнего Востока – это, например, система, определяющая степень и тяжесть поражения легких при пневмонии, вызванной COVID-19. Другая модель «КТ Инсульт» выявляет признаки острого нарушения мозгового кровообращения и объем повреждения головного мозга.
В прошлом году Сбер совместно с ДВФУ открыл Дальневосточный центр Искусственного интеллекта. Здесь идут исследования сразу по нескольким направлениям – это и поиск решения проблемы мониторинга и прогнозирования токсичных «красных приливов». Это природное явление вызвано активной фазой цветения микроводорослей, во время которой в морскую воду выделяются токсины, губительные для морских гидробионтов. Недавний пример – массовая гибель морских животных на Камчатке в 2020-м году.
Ещё одна команда специалистов занимается оптимизацией портовой логистики. Модель на базе ИИ прошла обучение на основе данных прошлых лет, и теперь разрабатывается система, которая повысит производительность порта за счёт новых алгоритмов.
Если же говорить про использование ИИ непосредственно в банковских технологиях Сбера, то самое активное применение искусственный интеллект находит в кредитном скоринге, то есть в оценке платежеспособности лица, желающего получить кредит. В этом случае ИИ в считанные секунды обрабатывает большой объем данных, анализирует тысячи параметров и принимает решение.
– То есть непосредственно в цепочке процессов по выдаче потребительского кредита сейчас люди принимают участие?
– Нет. Здесь уже точно нет. Люди задействованы только в доработке модели ИИ, которая принимает решение. Но надо подчеркнуть, что так работает система выдачи обычных потребительских кредитов.
Когда мы говорим о кредитах бизнесу, то там мнение экспертов пока играет весомую роль, хотя мы движемся к тому, чтобы и здесь максимально задействовать ИИ. У нас есть внутри такой продукт: «Кредит за 7 минут», когда он будет готов – все решения по корпоративному клиенту будут приниматься за эти семь минут. Конечно, если это не сложные проекты, когда речь о миллиардах.
Выдачей кредитов использование ИИ, конечно, не исчерпывается. Мы во многих своих бизнес-процессах применяем модели, созданные с помощью искусственного интеллекта: от поиска недвижимости и проведения сделок, до внедрения ИИ в работу чат-бота, который анализирует речь, классифицирует обращения к виртуальным ассистентам, верифицирует сканы документов. Такой подход повысил количество решаемых при первом обращении вопросов клиентов на 20% в год – если сравнивать с предыдущим годом.
Так, например, по итогам 2022 года суммарный экономический эффект от внедрения технологий ИИ в процесс обслуживания корпоративных клиентов в контактном центре составил 260 млн рублей.
– Денежные вопросы весьма чувствительны, откуда берётся уверенность в надёжности ИИ, когда речь идёт о личных или корпоративных финансах?
– Прежде чем система на базе искусственного интеллекта начинает работать, её верифицируют эксперты. Проводится серия тестов, которые моделируют различные ситуации. В изолированном режиме ИИ решает задачи из повседневной практики, все его шаги и принятые решения анализируются затем людьми. И только после многократного контроля ИИ «выходит в свет». Но и после этого внимание к подобным инструментам не ослабевает. Модели постоянно дорабатываются.
– Не реже чем истории про искусственный интеллект в соцсетях, блогах, новостных лентах появляются сообщения о мошенниках, которые лишают граждан их сбережений. Какую работу ведет Сбер в этом направлении?
– У нас есть служба кибербезопасности, которая работает в режиме «24 на 7». Она постоянно дополняет свой арсенал самыми разными способами защиты клиентов, банка, его отдельных технологий. Кроме этого мы проводим учения на тестовых системах с имитацией атак и поиском способов по их отражению.
В прошлом году – в 2022-м – банк успешно отразил 490 DDoS-атак и предотвратил потерю 173,1 миллиарда рублей нашими клиентами от разного вида мошенничества.
Есть и для клиентов инструменты, с помощью которых они могут потренировать свои знания на кибертренажерах, а также получить информацию о распространенных уловках мошенников. Это можно сделать с помощью виртуальных ассистентов «Салют»: например, подборка материалов по киберграмотности открывается фразой «Запусти кибербезопасность», симулятор «Мошенничество с оформлением кредита» – фразой «Запусти симулятор «Мошенничество с кредитом» и так далее. В результате 50 миллионов клиентов воспользовались сервисами кибербезопасности в «СберБанк Онлайн» в прошлом году.
– У Сбера много разработок, не только в сфере ИИ. Они предназначены только для собственных нужд или позволяете использовать их другим?
– Сбер является федеральным центром компетенций по внедрению искусственного интеллекта в стране в целом, поэтому мы делимся своим опытом, идеями, наработками и с властями, и с образовательными учреждениями, и с клиентами.
Есть широкий фронт кооперации, когда мы говорим в принципе про цифровизацию бизнеса. В нашем арсенале мощный инструментарий облачных решений.
Предлагаем мы нашим партнёрам и клиентам готовые софтверные решения, например, программу – HR-платформу «Пульс». Список решений для бизнеса обширен – это и продукты, с помощью которых можно организовать цифровое рабочее место, безопасные видеоконференции и сервисы в области продаж, общения с клиентами.
У нас есть подразделение, которое называется «Подразделение цифровой трансформации клиентов». Мы делаем ежегодно проекты для них. Так, в прошлом году только на Дальнем Востоке реализовали 26 проектов в сфере сельского хозяйства, в сфере рыбной отрасли и в других отраслях.
Мы располагаем решениями ИИ для медицины, которые уже успешно применяются в медицинских организациях – про некоторые я уже упомянул, но есть и такой продукт как «Цифровой ФАП». Это аппаратно-программный комплекс с интегрированными сервисами на основе искусственного интеллекта и позволяющий проводить первый этап диспансеризации в труднодоступных населенных пунктах, и ИИ-сервисы, которые помогают врачам ставить предварительный диагноз и могут обрабатывать результаты КТ, рентгена, ЭКГ. На Дальнем Востоке это крайне востребованная вещь.
Предлагаем также продукт Voice2Med, который способен избавить врача от бумажной волокиты. Система слушает разговор медицинского сотрудника с пациентом и сразу же делает записи в карточку: анамнез болезни, диагноз.
Мы делимся с клиентами своим собственным опытом, разработками и делаем это как сервис: предоставляем возможность партнёру выбрать необходимый ему функционал. Часто бывает так, что компания-партнёр лишь смутно представляет себе возможности цифровизации своего бизнеса. Мы помогаем и на самых начальных стадиях – проводится анализ бизнес-процессов, они раскладываются на отдельные этапы и шаги. Затем они автоматизируются – для этого либо используется какое-то готовое решение, либо создаётся новый продукт. Клиенты все разные – но мы находим общий язык и решения со всеми.
– К слову, про разных клиентов. Региональные власти ведь тоже клиенты? Как Сбер сотрудничает с ними?
– Безусловно, движение сейчас идёт по всем фронтам и через федеральные органы исполнительной власти, и через региональные с использованием компетенций, которые есть у нас. Рассказываем про возможности в решении определенных задач, где мы можем помочь, имеем нужный опыт.
У нас есть соглашения о сотрудничестве в сфере цифровизации как с субъектами ДФО, так и с отдельными муниципальными образованиями – например с администрацией Владивостока. Договор предусматривает реализацию на территории столицы ДФО инвестпроектов, цифровизацию систем управления городским хозяйством, инфраструктурное развитие города. Из конкретных примеров могу назвать внедрение системы безналичной оплаты услуг общественного транспорта на территории Владивостока.
С Сахалином сейчас работаем по направлению достижения «безуглеродного» статуса региона. С Приморьем работаем, в том числе по разработке модели рыбодобычи – чтобы и промысел был, и экология сохранялась.
Кроме того, планируем в этом году провести так называемые «дизайн-сессии» по применению искусственного интеллекта. С одной стороны, надо понять, что больше всего «болит», а с другой стороны, предложить готовые модели, в случае необходимости адаптировать их или даже создать с нуля. Масштаб работы огромен, но накопленный Сбером опыт даёт все основания полагать, что поставленные задачи будут решены.