Во Владивостоке со стапелей АО «Восточная верфь» спустили на воду краболовное судно «Пума». Судно должно войти в строй летом.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе Росрыболовства, компания «Восход» заказала это судно в рамках программы инвестиционных крабовых квот. Его можно использовать для добычи и перевозки живого краба, как краболов-процессор, ярусолов и креветколов. Судно может находиться в автономном плавании 45 суток. Экипаж – 21 человек. По сходным проектам на верфи построены четыре краболовных судна. Район плавания судна не ограничен, ледовый класс позволяет эксплуатировать его в мелкобитом льду толщиной до полуметра.
Как отметили в правительстве Приморского края, в регионе в рамках программы подписано соглашение на строительство десяти крупнотоннажных судов с современным технологическим оборудованием на общую сумму 90 млрд рублей. Кроме того, в рамках инвест квот на добычу краба восемь приморских компаний разместили заказы на строительство 19 среднетоннажных судов-краболовов. Заявленный объем инвестиций в строительство превышает 41 млрд рублей. В регионе этим строительством занимаются АО «Восточная верфь» и АО «Находкинский судоремонтный завод».
Госкорпорация «ВЭБ.РФ» намерена выделить средства на создание судоремонтного завода ООО «Рем-Нова ДВ» (ГК «Норебо» В.Орлова) в Петропавловске-Камчатском. Проект был признан приоритетным для финансирования за счет средств госкорпорации. Объем финансирования должен превысить 600 млн рублей. Судоремонтный комплекс планируется оснастить оборудованием для докового, надводного и навигационного ремонтов и технического обслуживания всех видов рыбопромысловых судов. Ожидается, что завод будет осуществлять более 150 ремонтов ежегодно.
В 2022 г. судоремонтная компания «Рем-Нова ДВ» получила статус резидента ТОР «Камчатка». Реализацию первого этапа проекта предполагается завершить к концу 2024 г., второго – к 2027 г. Планируемый объем инвестиций в проект составляет порядка 4,5 млрд рублей. В Петропавловске-Камчатском рыбопромышленному холдингу «Норебо» уже принадлежит ООО «Терминал Сероглазка». Данный проект предполагает развитие рефрижераторного морского терминала (расположен в одноименной бухте в Авачинской губе, входит в состав морского порта Петропавловск-Камчатский) для рыбопромышленных компаний с обслуживанием рыбопромышленных судов и предоставлением услуг по доставке рыбной продукции.
Минпромторг в октябре передал АО «Восточная верфь» (Владивосток) «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Единоличным владельцем предприятия стал входящий в ОСК Амурский судостроительный завод (АСЗ), расположенный в Хабаровском крае. «Восточная верфь» оказалась первым активом, перешедшим в управление ОСК после передачи корпорации под управление ВТБ в августе текущего года. Прежде основным акционером «Восточной верфи», созданной на базе Владивостокского судостроительного завода, являлся бывший депутат приморского парламента Г.Лазарев. В октябре прошлого года предприятие направило в арбитражный суд заявление о признании банкротом. «Восточная верфь» строит суда для ВМФ, пограничных сил и рыбопромыслового флота, военная техника также направлялась на экспорт.
Тем временем новую судоверфь для производства пассажирских, прогулочных и туристических судов из композитных материалов планируется создать в Южно-Сахалинске, в рамках ТОР «Южная» (для реализации проекта границы ТОР расширены в октябре текущего года). Инвестором выступит компания «Верфь Юматекс – Восток» (АО «Юматекс», входит в ГК «Росатом»). Объем инвестиций оценивается в 1,7 млрд рублей. Окончание строительства намечено на 2026 г. Верфь должна стать первым предприятием «Юматекс» на Дальнем Востоке. Судостроением из композитных материалов в РФ занимаются Средне-Невский судостроительный завод, «Северная верфь» (ОСК).
Следует отметить, что Минпромторг в сентябре направил в Минфин предложение о возмещении с 2024 г. дальневосточным судостроителям 20% затрат на постройку кораблей для гражданского флота валовой вместимостью до 8 тыс. регистровых тонн (к таковым относится большинство рыбопромысловых судов). Предполагается, что дальневосточные судостроительные заводы смогут возместить 20% от контрактной цены без НДС на одно судно, но не более предельного размера, который для судостроителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составляет 2 млрд рублей, на других территориях ДФО – не более 1 млрд рублей. Решения по данному вопросу пока не было принято.
Тем временем беспокойство рыбопромышленников вызывает отставание по срокам строительства нового рыбопромыслового флота. Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) и Сбербанк в связи с этим предложили Минсельхозу увеличить срок действия инвестиционных квот на вылов водных биоресурсов. В ВАРПЭ указывают на то, что более 80% запланированных к строительству судов, законтрактованных на первом этапе инвестиционной программы, еще остаются на стадии реализации и могут не завершиться в пределах максимально отведенного 8-летнего срока. Риски отставания от сроков обусловлены необходимостью пересмотра стоимости контрактов, перепроектированием и заменой судового комплектующего оборудования, а также дефицитом финансовых средств для достройки.
На этом фоне Минпромторг в ноябре доработал проект изменений Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, включив в него продукцию судостроения. В обновленный классификатор вошли более 360 наименований продукции, в том числе энергетические установки, судовые системы, широкий спектр оборудования для обработки рыбной продукции. Изменения позволяют доработать постановление №719 (о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ), установившее баллы локализации для различного оборудования, в части установки комплектующих российского производства в состав нового судна или объекта морской техники. Баллы локализации необходимы для участия в госзакупках или получения субсидий.
Прежде соответствие уровню локализации распространялось только на суда-краболовы. Инвесторы при этом сталкиваются с трудностями при прохождении процедуры подтверждения российского происхождения построенного судна и оборудования. Новые коды ОКПД позволяют учитывать больше позиций, операций и сырья для расчета уровня локализации. Кроме того, доработка постановления №719 предполагает отсрочку повышения минимального требуемого уровня локализации строительства судов рыбопромыслового флота. В действующей версии требовалось набрать не менее 2300 баллов локализации в срок до 30 июня 2023 г., с 1 июля 2023 г. – не менее 2900 баллов, а с 1 июля 2025 г. – не менее 3400 баллов. Изменения в постановление предполагают возможность сдвинуть вышеназванные пороги на два года. Такое же смещение сроков предусмотрено для рефрижераторных судов – требования к достижению 3200 баллов и 3750 баллов предлагается сдвинуть на два года – с 1 июля 2023 г. и 1 июля 2025 г. соответственно, сохранив действующий норматив в 2500 баллов.
Что касается построенных судов в последнее время, то в ноябре-декабре Находкинский судоремонтный завод в Приморье спустил на воду краболовные судна «Залив Шелихова» и «Мыс Наварин» для группы компаний «Антей» И.Михнова. Краболовы рассчитаны на хранение до 120 тонн живого краба. В целом заказ включает восемь судов (общий объем инвестиций – 16 млрд рублей), первые три были спущены на воду в 2022 г.
С отставанием от графика продвигается строительство Жатайской судоверфи в Якутии. Летом в Совете Федерации заявили о готовности помочь республике во взаимодействии с федеральными органами в вопросе привлечения дополнительных средств на строительство предприятия, первую очередь которого изначально предполагалось ввести в текущем году. Об этом сообщил председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.Шевченко (представляет Оренбургскую область) в ходе посещения строящейся верфи в августе. Отставание по срокам в правительстве региона объясняют удорожанием строительно-монтажных работ и строительных материалов в 2020-21 гг. (контракты были заключены с учетом цен на строительные материалы 2018 г.). В целом на завершение строительства необходим 1 млрд рублей.
Строительная готовность объекта по состоянию на август составляла 70,1% (без учета оборудования). Осуществляется строительство блока корпусных производств. Министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии В.Сивцев сообщал о планах поставить вопрос перед федеральным правительством для выделения дополнительных средств в соответствии с пересмотренной проектно-сметной документацией. При этом поставка оборудования также является проблемным вопросом. Экс-директор «Жатайской судоверфи» П.Накул отмечал, что переговоры ведутся с китайскими поставщиками (не конкретизируя, с какими именно).
Кроме того, в сентябре власти Якутии попросили президента РФ передать в собственность региона 100% акций верфи. Глава республики А.Николаев отметил, что соответствующее обращение о включении предприятия в план приватизации направлялось в правительство, но не было одобрено. В случае передачи 100% акций в собственность региона власти республики готовы взять на себя обязательство привлечь недостающее финансирование и достроить верфь. После обращения В.Путин поручил правительству РФ и органам исполнительной власти Якутии рассмотреть возможность передачи акций и принять соответствующие меры до 31 декабря 2024 г. Также по поручению президента в 2024 г. должно быть обеспечено завершение первого этапа проекта по созданию верфи.
Напомним, что на Жатайской судоверфи планируется ежегодно строить 10 речных судов, модернизировать 6 судов, утилизировать по два списанных судна, выполнять 432 тыс. нормо-часов ремонта и межнавигационного обслуживания.
В Приморском крае планируется модернизировать инфраструктуру бухты Находка для проведения в том числе судоремонтных работ. Соглашение было подписано на полях ВЭФ между КРДВ и резидентом СПВ АО «Приморский завод». В реализацию проекта предполагается инвестировать около 6,3 млрд рублей. Обновить производственную базу предприятия предполагается до 2028 г.
Приморский судоремонтный завод («Приморремрыбфлот») действовал с 1957 г. В 80-х гг. прошлого века на предприятии осуществлялось до 100 ремонтов в год, а численность персонала достигала 6,5 тыс. человек. В 1992 г. ППСО «Приморремрыбфлот» был преобразован в открытое акционерное общество, а в 1994 г. началась его реорганизация, которая завершилась в 1998 г. В 2001 г. были проведены переговоры о строительстве на территории «Приморского завода» нефтебункеровочной базы и достигнута договоренность о создании предприятия ЗАО «Трансбункер-Находка» с участием «Группы компаний «Трансбункер» и ОАО «Приморский завод». Судоремонт на предприятии осуществлялся в незначительных объемах, производственные мощности сдавались в аренду.
Между тем в бюджете на 2024-26 гг. сокращены средства на строительство атомных ледоколов (проект 10510) – почти на 10 млрд рублей за три года (в соответствии с принятым проектом бюджета на 2024-26 гг.). Ледоколы должны быть построены на мощностях ССК «Звезда» в Приморском крае (Большой Камень).
Так, средства, выделенные на строительство головного сверхмощного ледокола «Лидер» (120 МВт), уменьшатся на 5,24 млрд рублей, на строящиеся третий и четвертый серийные ледоколы типа «Арктика» (60 МВт) – на 0,56 млрд рублей, на пятый ЛК-60 – на 2,36 млрд рублей, на шестой – на 1,36 млрд рублей. Финансирование строительства судна атомно-технологического обслуживания (используется для перегрузки топлива) предлагается снизить на 0,91 млрд рублей.
В соответствии с планом развития Северного морского пути до 2035 г. (опубликован в августе 2022 г.) объем бюджетного финансирования «Лидера» на 2022-27 гг. составляет 99 млрд рублей, третьего и четвертого ледоколов на 2022-26 гг. – 16,5 млрд рублей (суммарно), атомно-технологического судна – 24,8 млрд рублей, пятого ледокола – 56,6 млрд рублей, а шестого – 61,3 млрд рублей. В Минпромторге при этом ранее отмечали существенное удорожание строительства ледоколов (без уточнения цифр). По предварительным данным, пятый и шестой ледоколы могут подорожать минимум в два раза от цены госконтракта. Общая стоимость госконтракта на строительство «Лидера» может вырасти на 70 млрд рублей – до 199,6 млрд рублей, а сроки сдачи судна на судоверфи «Звезда» в Большом Камне (Приморский край) могут сдвинуться на два года. Контракт на строительство «Лидера» был заключен в апреле 2020 г., дата окончания работ намечена на декабрь 2027 г. По состоянию на декабрь 2023 г. готовность ледокола составляла 11,14%.
В том числе рассматривается возможность привлечения средств для строительства ледокольного флота из внебюджетных источников. Окупаемость проекта и возврат привлеченных средств планируется обеспечить за счет увеличения спроса и роста эффективности услуг по ледокольной проводке (обеспечение коммерческой скорости и предсказуемости сроков). При этом эксперты отрасли не исключают, что при реализации этой модели стоимость сервиса по ледокольному обеспечению придется существенно увеличить, что противоречит намерению привлекать на Севморпуть судовладельцев, в том числе иностранных.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Отраслевое сообщество готовится к заседанию согласительной комиссии по проекту федерального закона о втором этапе реализации инвестиционных квот на добычу водных биологических ресурсов. Нашумевший законопроект должен пройти второе чтение 14 декабря. Участники рынка считают, что его принятие может нарушить планы дальневосточных инвесторов, скажется на платежеспособности предприятий и поставит под угрозу закрытия перерабатывающие производства. В то время как сторонники инициативы уверены, что доходы рыбаков позволяют изменить правила игры, а ресурсные игроки смогут принять на себя новые инвестиционные обязательства. «По сути, борьба идёт за интересы местного бизнеса», - отмечают источники в отрасли.
Второй раунд
Государственная Дума 14 декабря рассмотрит во втором чтении законопроект о совершенствовании механизма распределения инвестиционных квот на добычу водных биологических ресурсов. С 6 по 9 декабря (точная дата пока неизвестна) должно состояться заседание согласительной комиссии под председательством зампреда Государственной Думы Алексея Гордеева. Отраслевое сообщество, представители субъектов РФ, ГосДумы, Совета Федерации и правительства РФ обсудят возможные корректировки в проект закона, который рыбаки сегодня называют своей главной проблемой.
Напомним, что документ, разработанный Росрыболовством и Минсельхозом, предусматривает изъятие в 2023 году у пользователей всей квоты вылова крабов, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, закрепленной за ними по историческому принципу до 2033 года. Затем состоится второй этап распределения инвестиционных квот в обмен на развитие добычи, переработки и строительство флота. Предполагается дополнительно выставить на аукционы 20% общих допустимых уловов (ОДУ) рыб в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, 50% ОДУ определенных видов крабов (то есть 100% краба), а также 100% ОДУ таких водных биоресурсов, как морской гребешок, трубач, морские ежи серые, морские ежи черные, трепанги.
Ранее законопроект вызвал вал критики со стороны отраслевиков. Против изменений выступили прибрежные субъекты РФ. Также документ получил резко негативные оценки Счётной палаты, усмотревшей в нём отказ от «исторического» принципа распределения квот на добычу крабов и моллюсков. Аудиторы заявили о рисках монополизации рынка, учитывая, что победители аукционов в 2019 году с высокой долей вероятности могут получить и новые инвестквоты.
Поправки в законопроект должны быть разработаны до 25 ноября. Среди предложений - исключение из документа положений о квотах добычи в инвестиционных целях моллюсков и прочих водных беспозвоночных. Кроме того, предлагается вывести из-под перераспределения квот субъекты малого и среднего бизнеса.
Член согласительной комиссии, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов считает, что принятие закона может повлечь за собой самые печальные последствия для отрасли вплоть до закрытия предприятий.
«Мы не поддерживаем такой подход. Причём все прибрежные субъекты РФ на Дальнем Востоке против того, чтобы на аукцион выставляли моллюсков и беспозвоночных, так как в основном это объекты промысла прибрежных рыбодобывающих предприятий. Рыбаки поддерживают валютно-финансовую составляющую своей деятельности, добывая и перерабатывая продукцию прибрежного промысла. Соответственно, такие производства, как рыбозавод "Каменский" в Дальнегорском городском округе Приморского края могут закрыться. Сегодня там работают порядка 300 человек», - пояснил Георгий Мартынов.
Взяли в клешни
Президент Ассоциации добытчиков краба Александр Дупляков считает, что законодатели должны учитывать текущие экономические и геополитические реалии. В 2022 году краболовы оказались в непростой ситуации, учитывая, что с 21 июня рынок США был официально закрыт для российских морепродуктов.
«С июля поставки фактически прекратились, а Соединённые Штаты импортировали порядка 46% объёмов добычи российского краба. Большая часть поставок шла с Северного бассейна, с Мурманска, причём США закупали варёно–мороженую продукцию. Сейчас сбывать её некуда. Китай, Корея, Япония немного увеличили импорт, но маловероятно, что они смогут полностью заменить американский рынок. При этом Корея и Китай тяготеют больше к живому крабу, а если сейчас мы перейдём на живую продукцию, это может обрушить цены на неё», - комментирует Александр Дупляков.
В условиях неопределённости с рынками сбыта принятие закона может ещё сильнее дестабилизировать отрасль, считает собеседник. Тем более, что сегодня многие рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия приостанавливают инвестиционные проекты из-за внешнеторговых ограничений.
В рамках первого этапа распределения инвестиционных квот победители аукционов должны до 2026 года построить 106 судов, из них 41 краболовное судно. Пока построены 10 судов, причём 3-4 судна формально подведены под действие программы, так как их строительство началось раньше её принятия, рассказывают представители отрасли. Таким образом, план выполнен меньше, чем на 10%. И по некоторым оценкам, половина или больше судов могут так и не построить по этой программе из-за проблем с поставками.
«В настоящий момент сданы только три краболова. Ещё 5-6 планируется сдать в ближайшее время. Что с остальными – непонятно, так как нет ни главных двигателей, ни винто-рулевых комплексов, ни оборудования. Всё это покупалось за границей, аналогов отечественный рынок предложить не может», - говорит Александр Дупляков.
Он также акцентирует, что законопроект подразумевает изъятие квот, ранее заключенных по историческому принципу до 2033 года. Высвободившиеся ОДУ перераспределят под инвестиционные квоты. А это может нарушить планы предприятий, которые в том числе рассчитывали свою кредитную нагрузку, исходя из закреплённых за ними объёмов добычи.
Факт высокой закредитованности рыбодобывающих компаний подтверждают и авторы законопроекта. Как следует из пояснительной записки к документу, большая часть инвестиций в рамках инвестквот привлекается за счет заемных средств. Так, из 230 млрд рулей порядка 80% представлены кредитными организациями.
«Примерная стоимость крупнотоннажного рыбопромышленного судна составляет 100 млн долларов и выше. Естественно, вся общая задолженность предприятий ляжет на себестоимость продукции. Поэтому даже если мы успешно закончим первый и второй этап распределения инвестиционных квот, в чем есть определенные сомнения, учитывая темпы строительства флота, платить придётся потребителю. Мы можем получить филе минтая, фарша сурими по неподъемным ценам для внутреннего рынка. Такая ситуация сейчас с крабом. Варено-мороженый краб раньше поставлялся на рынок США. Сегодня он лежит на складах, потому что на внутреннем рынке проблематично реализовать его по цене, в которую заложена стоимость аукционных квот», - комментирует Георгий Мартынов.
В обозримом будущем не стоить ждать снижения цен на рыбопродукцию, подчёркивает собеседник. И дело не только в инвестквотах. Президент 21 ноября подписал федеральный закон № 444-ФЗ "О внесении изменений в главу 25-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", который увеличивает ставки налогового сбора за объекты водных биологических ресурсов. По ряду позиций налог увеличится в разы.
На заседании согласительной комиссии участники рассмотрят возможные корректировки проекта закона. Ранее отраслевое сообщество просило отложить принятие документа минимум на 10 лет, до 2033 года, когда истекут сроки договоров на освоение квот, распределённых по историческому принципу.
«Все-таки надо подождать и посмотреть, как будет реализован первый этап инвестиционных квот, и что будет с рынками в дальнейшем. В текущих условиях проводить аукционы, я считаю, нецелесообразно. Наше предложение – не предпринимать никаких действий до 2033 года, предприятиям нужно оставить горизонт планирования», - говорит Александр Дупляков.
Также рассматривалась альтернатива – не проводить аукционов, но поднять ставки налогового сбора за пользование водными биологическими ресурсами, чтобы собрать сопоставимые средства в течение 15 лет.
Сфера интересов
При этом сторонники законопроекта считают, что отрасль потянет нововведения. По оценкам Росрыболовства, только экспортные доходы от реализации морских гребешков, трубачей, морских ежей и трепангов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне составили 5,3 млрд рублей в 2021 году. При сохранении объемов добычи экспортная выручка за 15 лет достигнет 79,5 млрд рублей, прогнозирует ведомство. «Уровень рентабельности при промысле этих гидробионтов не уступает промыслу крабов. С учетом долгосрочного предоставления данных видов водных биоресурсов в пользование по "историческому принципу" предприятия уже окупили понесенные затраты на приобретение права и получали прибыль на протяжении многих лет», - следует из пояснительной записки к законопроекту.
Притом, что первый этап распределения инвестиционных квот уже принёс 63 млрд рублей инвестиций в отрасль в 2020 году. До появления нового механизма объём инвестиций был на уровне 10-12 млрд рублей в год.
Авторы законопроекта рассчитали, что реализация второго этапа позволит построить порядка 30 высокоэффективных рыбопромысловых судов, до 35 судов-краболовов, 8 современных рыбоперерабатывающих объектов на Дальнем Востоке, а также до 30 иных объектов для развития переработки и хранения гидробионтов. Объём инвестиций в обновление производственных фондов рыбохозяйственного комплекса прогнозируется на уровне 300 млрд рублей.
«Если местные игроки не готовы вкладывать в развитие флота и рыбопераработки, более крупные компании, исторически зарегистрированные в центре, имеют больше возможностей для инвестиций. По сути, борьба идёт за интересы местного бизнеса. Хорошо это или плохо, если квоты получат самые ресурсные участники рынка, - вопрос неоднозначный. Возможно, это поможет улучшить показатели оснащённости флота и принесёт больше поступлений в бюджет. С другой стороны, важно соблюсти баланс интересов, хотя это сделать в сегодняшней ситуации довольно сложно», - прокомментировал источник в отрасли.
Отметим, ещё в 2020 году ряд СМИ сообщили, что Русская Рыбопромышленная Компания (РРПК), с 2020 года зарегистрированная во Владивостоке, предложила премьеру Михаилу Мишустину расширить механизм инвестиционных квот и провести новые аукционы, чтобы на 100% обеспечить инвестквотами мощности строящегося флота. Главной проблемой в компании называли устаревшие суда, средний возраст которых около 30 лет. Как подсчитали в РРПК, первый этап распределения инвестквот позволит обновить флотские мощности не более, чем на 40%.
Получить комментарий в Русской Рыбопромышленной Компании пока не удалось.
В АО «Объединенная судостроительная корпорация» агентству сообщили, что ОСК поддерживает инициативу.
«Несмотря на проблемы на внешних рынках предприятия ОСК готовы построить часть судов в рамках второго этапа перераспределения инвестквот, включая краболовы», - уточнил представитель корпорации.
При этом корабелы заявляют, что с учётом внешних ограничений и логистических проблем новое строительство обойдётся дороже, чем на первом этапе реформы, а некоторые действующие контракты требуют докапитализации. Например, ПАО «Выборгский судостроительный завод» оценил дефицит в 7,5 млрд рублей, которые необходимы для выполнения заказов.
«Разные типы судов имеют разный уровень обеспеченности собственными комплектующими. У нас есть опытные корабелы, заводы, оснащённые необходимым технологическим оборудованием, чтобы собирать суда для рыболовного флота, но прежде, чем начинать строительство, нужно заручиться обязательствами поставщиков в странах, которые согласятся поставлять дефицитную автоматику, двигательные установки и другие комплектующие», - комментирует экономист Александр Латкин.
После рассмотрения в первом чтении законопроект был на месяц отправлен в рассылку в регионы для отзывов и предложений, которые будут учтены при подготовке ко второму чтению. Контрактация второй волны инвестквот может начаться уже в 2023 году, строительство – в 2025 году.
В начале 2024 года ряд субъектов РФ отчитался об увеличении финансирования программ капитального ремонта. Так, в Санкт-Петербурге городские власти планируют отремонтировать 2202 дома, вложив около 37,1 млрд рублей. «КоммерсантЪ» со ссылкой на пресс-службу Смольного указывает на существенное увеличение вложений в реализацию программы за последние годы. Для сравнения, в 2021 году на программу капремонта было направлено 16,2 млрд рублей, в 2022 году — 18,4 млрд, а 2023-й год достиг показателя в 28 млрд рублей. По словам представителей администрации Санкт-Петербурга, достичь этого удалось за счет успешного пополнения фондов за счет взносов граждан. Не отстает от северной столицы и Урал — в Свердловской области в нынешнем году планируется отремонтировать на 11% больше домов, чем за прошлый аналогичный период. «При капитальном ремонте в домах полностью обновляют инженерные коммуникации, ремонтируют крышу — монтируют новое покрытие и утепляют чердак, проводят ремонт фасада и подвальных помещений, а также меняют лифтовое оборудование», — отметил в пресс-релизе гендиректор свердловского Фонда содействия капитальному ремонту Станислав Суханов.
Итак, работы по ремонту старого жилого фонда в России идут полным ходом. Между тем, увеличение финансирования программ капитального ремонта в современной реальности является не только позитивным следствием повышения наполняемости фондов, но и объективной необходимостью. С течением времени все больше жилья должно быть включено в программу, инфраструктура и коммунальные сети также требуют ухода. Отдельно необходимо поговорить и о рынке строительных материалов. За последние два года он пережил непростые времена, сформировавшие принципиально новую реальность. В ней дорогие синтетические строительные материалы, к примеру, используемые для кровельных работ, теплоизоляции или внешней отделке зданий либо пропали вовсе, либо существенно прибавили в стоимости. После прошлогодних «американских горок» на рынке строительных материалов, по данным Росстата, ситуация стабилизировалась, не проваливаясь в неудержимый рост цен. Тем не менее, девелоперы указывают на рост себестоимости строительства в 2023 году на 18-19% — капремонт также подорожал.
Впрочем, дороговизна капремонта – вопрос дискуссионный. Новая экономическая и производственная реальность требуют переориентации закупок на внутренний рынок и импортозамещение всей отрасли. Хорошим примером является хризотиловая промышленность. Она производит более 300 видов продукции на основе хризотилового волокна, в том числе шифер, напорные и безнапорные трубы, фасадные плиты, сайдинг и многое другое. При этом вся технологическая цепочка от добычи волокна до производства готовой продукции находится на территории России и полностью импортозамещена. Более того, наша страна является мировым лидером по экспорту готового волокна. Строительные материалы на основе хризотила не горят, не гниют, не плавятся и не проводят электричество. Их срок службы составляет около 30 лет, а при ответственном использовании может быть увеличен втрое. К примеру, в российских деревнях легко можно встретить избу 1950-х годов постройки с неизменной шиферной крышей — многоквартирные дома в этом смысле от частного дома не отличаются ничем.
Еще в 2012 году Высшая школа Экономики провела исследование, в рамках которого были проведены подсчеты о перспективах экономии при использовании хризотиловой продукции. «Проведенные расчеты свидетельствуют, что если долю асбестоцементных шифера и труб в имеющемся объеме производства аналогичной по назначению продукции довести хотя бы до 10%, только прямая экономия на закупках составит 3,7 млрд. руб. по шиферу и 2,7 млрд. руб. по трубам в год», — отметили исследователи. Отметим, что эти расчеты были проведены 12 лет назад — сегодня потенциальная выгода от применения хризотилцементных шифера и труб может быть кратно выше.
В современной реальности единственный способ увеличить эффективность реализации средств, направленных в строительство — это снижение себестоимости за счет широкого внедрения эффективных отечественных продуктов, зарекомендовавших себя за последние десятилетия. Так собираются делать на Кубани, где местные производители сообщили о готовности закрыть все потребности по капремонту за счет собственной продукции. Данный подход, масштабированный в рамках других регионов, позволит существенно сократить затраты на закупку стройматериалов и высвободить средства на дальнейшее расширение программы капитального ремонта.
С декабря 2023 года российский рынок ипотечного кредитования сильно изменился: увеличение первоначального взноса, ограничения программ с господдержкой, а теперь ещё и комиссии для застройщиков, которые должны будут софинансировать ипотеку под сниженный процент, стали серьёзным испытанием для отрасли. Всё это происходит на фоне рекордного строительства жилья на Дальнем Востоке. Может ли лопнуть «застроечный» пузырь, выясняло EastRussia.
Начало 2023 года в стройиндустрии ознаменовалось новыми мерами по ужесточению ипотечного кредитования.
В 2023 году Центробанк неоднократно поднимал ключевую ставку. Это ударило по рынку вторичной недвижимости и так или иначе отразилось на рынке новостроек. Сумма первоначального взноса за год выросла с 15 до 20%, а по льготной ипотеке — до 30%, то есть если раньше, приобретая в ипотеку квартиру стоимостью 7 млн рублей, нужно было выплатить взнос меньше 1,5 млн рублей, сегодня эта цифра превышает 2 млн рублей.
Кроме того, в декабре правительство приняло постановление №2166, согласно которому одна ипотека на льготных условиях выдаётся в одни руки.
Начало 2024 года преподнесло рынку новые сюрпризы. «Сбер», а за ним ВТБ и другие банки известили своих клиентов, что теперь купить жильё по льготным программам кредитования можно только в доме, который входит в программу субсидирования от застройщика.
Программа работает на следующих условиях — банк предоставляет застройщику льготную ставку по кредиту при условии, что тот снижает цену на жильё за свой счёт, то есть софинансирует сниженный процент по ипотеке. Происходит это в форме выплаты комиссионного вознаграждения — «КВ», как указано в сообщениях, разосланных банками своим партнёрам. Для программы ипотеки с господдержкой КВ составит 7,5%, для семейной ипотеки — 8,4%, для ИТ-ипотеки — 8,9. Выше всего комиссионное вознаграждение для дальневосточной и арктической ипотеки — 11,5%.
Иными словами, если застройщик хочет реализовывать квартиры на льготных условиях, часть издержек он должен взять на себя. В противном случае банки не будут с ним сотрудничать.
Со своей стороны, покупатель может оформить кредит под сниженный процент от определённых банков только в доме застройщика, который работает по программе субсидирования. Если на объект программа не распространяется, остаётся воспользоваться услугами другого банка (а ходят слухи, что в ближайшем будущем все кредитные организации введут комиссионное вознаграждение), либо взять ипотеку с базовой ставкой на очень непривлекательных условиях. Отметим, что 10 января «Сбер» повысил ставки ипотечных кредитов на 1,1 процентный пункт в связи с декабрьским повышением ключевой ставки Банком России до 16%. Теперь минимальная ставка на новостройки и вторичное жилье составит 16,7% (изменения не затрагивают программы с господдержкой).
Как считает генеральный директор компании «Центр развития инвестиций» Марина Макеева, эта политика может привести к росту цен на жильё. В зависимости от класса объекта доля ипотеки в новостройках Дальнего Востока варьируется от 50-60 процентов для класса бизнес, до 70-80 процентов и выше для класса эконом или стандарт. Так что будущее рынка напрямую зависит от его главного драйвера.
С такой оценкой согласен председатель ассоциации «Застройщики Владивостокской городской агломерации» Владимир Исаков.
«Эти нововведения увеличат цену недвижимости и сократят маржу застройщиков. Но предметно комментировать ситуацию можно будет после первого квартала, когда мы увидим их в действии», — комментирует он.
Если в 2020 году, согласно данным Дом.рф, средняя цена «квадрата» в ДФО составляла 83,9 тысячи рублей, то в начале 2024 года она составляет 135,2 тысячи рублей. Например, во Владивостоке, который получил постоянную прописку в рейтингах городов с самым дорогим жильём, реальную стоимость квадратного метра девелоперы оценивают на уровне 165-170 тысяч рублей. Однако это совсем не предел.
«Цены неизбежно вырастут. Допустим, ставка по ипотеке составляет 6%. На условиях партнёрской программы за квартиру стоимостью 7 млн рублей, которую клиент покупает в ипотеку на 30 лет с первоначальным взносом 2 млн и суммой кредита 5 млн рублей, застройщик должен будет выплатить из своего кармана 420 тысяч рублей комиссионного вознаграждения. Или больше, если хочет снизить процент. Много это или мало? Цифра не такая значительная, чтобы обрушить рынок, но думаю, она будет заложена в конечную стоимость жилья», — делится своей оценкой другой источник в строительной отрасли.
При этом собеседники акцентируют внимание, что застройщики и раньше работали по партнёрским программам с банками. Сама по себе мера не критичная, но в совокупности увеличение первоначального взноса и другие ограничения набирают синергетический эффект.
Глава агентства недвижимости ГРЦ Сергей Косиков обращает внимание, что 2024 год строительная отрасль встретила на волне обострившейся конкуренции.
Сегодня в ДФО укрепляют позиции такие мощные федеральные компании, как «Самолет» — новый лидер по объёмам строительства в России, ПИК, ФСК, «Девелопмент-Юг».
В тучные 2019-2020-е, когда заработала дальневосточная ипотека, на рынке ипотечного кредитования практически не существовало барьеров, а ставки были особенно привлекательными, как и условия по счетам эскроу, в отрасли появилось много случайных игроков. Компании из логистики, ритейла и других бизнесов пытались поймать золотую маржу. Сегодня многие из них вынуждены сворачивать свои планы.
По статистике Дом.рф, на Дальнем Востоке не продано 40 процентов строящегося жилья. Например, в Хабаровском крае 33% непроданных площадей, в Приморье – 46%. Конечно, эти показатели объясняются в том числе высокими объёмами строительства, так как оценивать их нужно на момент сдачи дома. Но тенденция не радует. По словам застройщиков, сейчас хорошей динамикой считается, когда в объектах, уже введённых в эксплуатацию, остаётся 30-40 процентов непроданных квартир. Именно поэтому с рынка ушла категория инвесторов, скупающих квартиры ещё на стадии котлована, чтобы выгодно перепродать их после сдачи дома. В условиях избыточного предложения и пониженного спроса спекулятивная схема работает плохо.
С 2020 года количество предложения в сегменте новостроек ДФО выросло колоссально. Больше всего – в Приморском крае. Если в декабре 2020-го в регионе строилось чуть больше 1 млн кв. метров жилья, то в декабре 2023 года – 2,4 млн кв. метров. На втором месте Хабаровский край – 444,9 тысяч кв. метров и 1 млн кв. метров. Количество непроданных площадей в ДФО, соответственно, увеличилось с 27% в 2020-м году до 40 % в 2023-м.
И если раньше застройщики буквально купались в марже, сегодня они вынуждены пересчитывать свои финмодели. По словам источников агентства, успешному проекту необходимо 20-30 процентов маржинальности. Уложиться в эти цифры могут не все.
«Поэтому если раньше многие девелоперы были нацелены на то, чтобы захватить как можно больше рынка и вели масштабную экспансию, сегодня они выбирают осторожную стратегию и стараются построить столько, сколько способен потребить рынок», — рассказали в компании «Эдельвейс».
Проезжая по Владивостоку и наблюдая огромное количество билбордов с рекламой новых объектов, жители и гости города задаются вопросом, кто всё это купит, и когда же лопнет тот самый пузырь. Однако в разговоре с журналистами эксперты далеки от пессимизма.
Так, председатель совета саморегулируемой организации Альянс строителей Приморья Сергей Федоренко не ожидает радикального изменения ситуации в 2024 году.
«Думаю, что ничего радикально не изменится, потому что, во-первых, правительство обещает дальневосточному региону сохранение каких-то льгот. Во-вторых, за эти годы строительная отрасль набрала серьёзные обороты в России, и «за один час» это никуда не денется. В-третьих, рентабельность застройщиков позволяет корректировать цены без особого труда. Но самое главное, фактически нет альтернатив для вложения денег, если речь идёт о суммах 1-3 млн рублей и больше. После ареста российских акций рынок ценных бумаг стал крайне рискованным полем для инвесторов, банковские депозиты съедает инфляция. Покупка недвижимости, по сути, остаётся единственным способом как-то сохранить и преумножить свой капитал», — комментирует Сергей Федоренко.
И другие участники рынка отмечают, что даже с учётом подорожания стройматериалов, рабочей силы и ужесточения политики кредитных организаций проекты сохраняют достаточный запас рентабельности, чтобы выдержать новые испытания.
Кроме того, существуют и позитивные тренды. На это обращает внимание руководитель «СЗ ИСК Система» Алишер Аббасов. В частности, правительство увеличило максимальный лимит кредита по дальневосточной ипотеке с 6 до 9 млн рублей. Соответственно, вырастет спрос на квартиры большей площади, поясняет он.
Отметим, что согласно данным Росреестра, в 2023 году объём регистраций договоров долевого участия в России достиг исторического рекорда. В III квартале в России зарегистрировано 302,7 тысяч ДДУ. Ранее эксперты Единого ресурса застройщиков прогнозировали, что в 2024 году динамика сохранится на уровне 2023 года.
В регионах Дальнего Востока за одиннадцать месяцев 2023 г. был зафиксирован рост объема строительных работ (на 1,6% по округу). Лидерами по динамике (Таблица 1) стали Чукотский АО (рост более чем в два с половиной раза), Магаданская область (рост на 70,8%), Хабаровский край (рост на 48,1%). При этом показатели в данных регионах были обусловлены в первую очередь промышленным и инфраструктурным строительством. В денежном эквиваленте лидирующие позиции по объемам строительных работ в ДФО (Таблица 2) занимают Амурская область, Иркутская область, Якутия, Хабаровский и Приморский края.
В сфере жилищного строительства (Таблица 3) наибольший рост в январе-ноябре минувшего года наблюдался в Бурятии (+32,6%), Чукотском АО (+29,7%), Хабаровском крае (+26,8%) и Амурской области (+26%). По количеству квадратных метров введенного жилья в январе-июле 2023 г. (Таблица 4) наибольшие объемы сданы в Иркутской области (420,1 тыс. кв. м), Приморском крае (261,8 тыс. кв. м), Якутии (189 тыс. кв. м), Хабаровском крае (148,3 тыс. кв. м), Сахалинской области (145 тыс. кв. м).
В сентябре вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев поручил Минстрою и Минвостокразвития проработать дополнительные меры по стимулированию строительства на Дальнем Востоке, в связи с тем, что в настоящее время существенных временных затрат требует получение разрешения на строительство и оформление документации. Тем не менее в минувшем году уже отмечалось сокращение сроков получения разрешений на строительство. В среднем по ДФО срок сократился на 9 дней – до 74 дней (в среднем по РФ – до 78 дней). Быстрее всего получить разрешение можно в Магаданской области – 47 дней, дольше всего процесс занимает в Хабаровском крае (113 дней).
Также сократились сроки подключения объектов к электросетям. В среднем по Дальнему Востоку они сократились на четыре дня – до 57 дней (в среднем по России – до 64 дней). По данному показателю лидирует Сахалинская область, где процесс занимает 31 день, тогда как самое длительное подключение наблюдается в Еврейской АО – 118 дней. Общий срок получения в аренду земельного участка по Дальнему Востоку сократился на 25 дней – до 45 дней (в среднем по стране – тоже составляет 45 дней), срок постановки на кадастровый учет в ДФО уменьшился на пять дней – до 25 дней (в среднем РФ – также 25 дней). Меньше всего времени занимает процесс получения земельного участка в аренду и постановки на кадастровый учет в Амурской области – 25 дней на оформление аренды и 16 дней на постановку на кадастровый учет.
Напомним, что одной из мер поддержки строительства доступного жилья в ДФО стала программа «Дальневосточный квартал». Компания ООО «СЗ Дальневосточный» (совместное предприятие девелоперских компаний DARS ульяновского предпринимателя Д.Рябова[1] (51%) и UNIKEY (49%)) в декабре минувшего года стала победителем конкурса на выбор застройщика в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Хабаровске. Объект предполагается возвести в Железнодорожном районе города, на улице Аэродромная, на месте бывшего аэродрома ДОСААФ, который в 2022 г. было решено перенести. До 2033 г. предполагается поэтапно возвести более 250 тыс. кв. м жилья, из которых не менее 20% от общей площади квартир будет предоставлено к выкупу для социальных нужд. Ввод в эксплуатацию первой очереди строительства в объеме не менее 50 тыс. кв. м намечен на конец 2026 г.
Новый жилой квартал рассчитан на проживание около 10 тыс. человек, кроме того, проект предполагает обустройство 5 тыс. машиномест. Помимо того, запланировано строительство социальной инфраструктуры – трех детских садов на 800 мест и школы на 1,2 тыс. учеников. В строительство жилого комплекса планируется инвестировать около 30 млрд рублей.
Екатеринбургская компания «TEN Девелопмент» С.Трофимова в декабре 2023 г. приступила к строительству жилого комплекса «Экополис» в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Хабаровске (Индустриальный район, в южной части города). На территории в 11 га предполагается возвести 170 тыс. кв. м жилья. Проект жилого комплекса включает пять очередей со строительством жилых домов высотностью до 25 этажей. В рамках шестой очереди будет возведен детский сад.
Также КРДВ и ООО «СЗ «Проект-Страна-3» (входит в ГК «Самолет»[2]) подписали в сентябре минувшего года на ВЭФ соглашение о реализации инвестиционного проекта по строительству жилья в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Сахалинской области – в ТОР «Южная», в городе Корсаков. Объем инвестиций в проект составит 65 млрд 822 млн рублей. Сроки реализации проекта – 2023-46 гг. Общая площадь жилья должна достичь 460 тыс. кв. м. Также инвестор намерен построить шесть детских садов, две среднеобразовательные школы, новые объекты торговли и обслуживания, десять многоуровневых паркингов, детские и спортивные придомовые площадки, проложить сеть велодорожек и прогулочных пешеходных зон.
Предполагается развивать в ДФО строительство арендного жилья. В минувшем году программа «Доступное арендное жилье» заработала в двух регионах Дальневосточного ФО – в Приморском крае (Владивосток) и в Чукотском АО (Анадырь). Во Владивостоке первые арендные квартиры появились в жилом комплексе «Айвазовский» (микрорайон Патрокл). Застройщиком выступает краснодарская ГК «Девелопмент-Юг». В данном ЖК планируется заселить 42 арендные квартиры. В Анадыре готовы к заселению 40 арендных квартир в ЖК «Ягодный» (застройщик – анадырская компания «Темп»).
Арендное жилье на льготных условиях предполагается предоставлять молодым специалистам в возрасте до 35 лет, сотрудникам предприятий оборонно-промышленного комплекса, военнослужащим. Стоимость льготной аренды во Владивостоке должна составить 9 тыс. рублей в месяц (при рыночной ставке 45 тыс. рублей), в Анадыре – 15 тыс. рублей (при рыночной ставке 46 тыс. рублей). Строительство льготного арендного жилья в регионах финансирует ДОМ.РФ, на эти цели в 2023 г. было направлено 30 млрд рублей. Объем финансирования из федерального бюджета составляет 87 млрд рублей.
Напомним, что в целом в ДФО предполагается построить 10 тыс. новых арендных квартир. При этом в Минвостокразвития сообщают о рассмотрении возможности выкупа арендного жилья по прошествии десяти лет (после завершения программы).
Новые жилые комплексы в регионах возводятся с привлечением кредитного финансирования, новые соглашения были подписаны осенью минувшего года. Банк ДОМ.РФ откроет для группы компаний «РИА» (принадлежит правительству Якутии) кредитную линию с лимитом 37,8 млрд рублей для строительства микрорайона «Спортивный» в Якутске. Общая площадь микрорайона должна составить 497 тыс. кв. м. Ввод в эксплуатацию первой очереди намечен на четвертый квартал 2025 г., а полностью реализовать проект предполагается к 2035 г. Застройщик приступил к возведению первого 12-этажного дома в августе 2023 г. Соглашение с банком предусматривает финансирование строительства 46 многоквартирных домов, в том числе для расселения из ветхого жилья. В настоящее время на застраиваемой территории расположен 161 многоквартирный дом, дома подлежат расселению и сносу (155 домов признаны аварийными). На проектируемой территории также запланировано возведение детского сада, двух школ, многофункционального спортивного комплекса, отеля и теплого гаражного комплекса.
Еще один жилой комплекс в Якутске предполагается возвести в рамках ТОР на территории Якутского речного порта. Застройщиком выступит ООО «Специализированный застройщик «Речной порт «Якутск», подписавшее соглашение с КРДВ. Общий объем инвестиций должен составить 53 млрд рублей. Общая жилая площадь в новом микрорайоне составит 363 тыс. кв. м.
ВТБ также профинансирует ряд проектов в ДФО. Соглашения с застройщиками были подписаны в сентябре 2023 г. на ВЭФ. Банк представит ООО «Специализированный застройщик «Олимп-Камчатка»[3] (резидент ТОР «Камчатка») финансирование объемом 5,7 млрд рублей для строительства жилого комплекса в Петропавловске-Камчатском. Девелопер рассчитывает возвести с привлечением кредитных средств более 100 тыс. кв. м жилья. Одним из первых проектов должен стать ЖК «Олимп» на территории в 8 га. Он предполагает возведение девяти 16-этажных домов на 1,5 тыс. квартир общей площадью 104 тыс. кв. м с подземным паркингом. Сдача комплекса в эксплуатацию намечена на первый квартал 2028 г.
Кредитная линия ВТБ с лимитом 3,8 млрд рублей будет открыта специализированному застройщику «УНР 2020» (группа компаний «Патрокл», один из крупных застройщиков Приморского края, связанный с экс-губернатором региона С.Дарькиным) для строительства жилого комплекса во Владивостоке. На берегу Амурского залива предполагается возведение комплекса из двух 25-этажных домов. Жилой комплекс общей площадью 35 тыс. кв. м рассчитан на 620 квартир. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на второй квартал 2027 г.
Финансирование ВТБ получит проект девелоперской компании Unikey (ГК «Руал», Казань[4]) по строительству жилищного комплекса бизнес-класса в Хабаровском крае. Жилой квартал площадью 20 тыс. кв. м в историческом центре Хабаровска планируется сдать в эксплуатацию в третьем квартале 2026 г. Застройщик уже запустил в Хабаровске три проекта – ЖК «Начало», квартал Stories, квартал Green. Кроме того, Unikey планирует в 2024 г. запустить проекты во Владивостоке и Биробиджане (соглашения были подписаны на ПМЭФ в 2023 г.).
Также ВТБ финансирует строительство второй очереди жилого комплекса «Горизонт» в Южно-Сахалинске (в юго-восточной части города, между планировочным районом Хомутово вблизи аэропорта Южно-Сахалинска и селом Лиственничное). Финансирование в размере 4,2 млрд рублей предоставлено АО «Сахалинское ипотечное агентство» (принадлежит правительству Сахалинской области). Общий бюджет строительства составляет 6,1 млрд рублей. Первая очередь жилого комплекса была сдана в ноябре 2023 г., вторая очередь планируется к сдаче в 2025 г. Первая очередь включала строительство 20 четырехэтажных домов площадью 63 тыс. кв. м, двух детских садов на 240 мест каждый, школы на 550 мест. В рамках второй очереди будет построено 15 жилых домов общей площадью 58,4 тыс. кв. м. Предполагается, что после реализации двух очередей в жилом комплексе будут проживать более 1,6 тыс. семей.
Компании, реализующие новые девелоперские проекты, становятся резидентами преференциальных режимов. В частности, в сентябре правительство РФ расширило границы ТОР «Якутия». Режим ТОР был распространен на проект поэтапной комплексной застройки квартала «Воинская часть» (на территории бывшей военной части[5]) в микрорайоне «Звездный» (Якутск). В данный проект предполагается инвестировать 14,63 млрд рублей и завершить его в 2028 г. Застройщиком выступит уже упомянутая выше компания «РИА», заключившая на ВЭФ соглашение о сотрудничестве с КРДВ. В микрорайоне «Звездный» на территории 68,5 га планируется построить 30 многоквартирных домов высотностью от 2 до 8 этажей и общей площадью 263 тыс. кв. м. В данном микрорайоне намечено строительство двух детских садов на 630 воспитанников, двух школ на 1 980 учащихся, поликлиники на 600 посетителей, крытого катка с многофункциональным спортивным залом. Также в рамках ТОР в Якутске планируется построить и запустить в 2027 г. проектно-производственный домостроительный комбинат. Объем инвестиций оценивается в более чем 1,2 млрд рублей.
Кроме того, в сентябре 2023 г. статус резидента СПВ получила строительная компания «Горшкова 24», входящая в состав ГК ФСК «Регион» В.Воронина. Компания выступает специализированным застройщиком ЖК «Флагман» во Владивостоке (микрорайон Снеговая Падь). Объем инвестиций в проект превышает 4 млрд рублей. Строительство семи высотных жилых корпусов планируется реализовать в три очереди в 2023-29 гг. В настоящее время ведутся строительно-монтажные работы в рамках первой очереди.
Программа «Дальневосточная ипотека» также направлена на увеличение объемов строительства жилья. В программу предполагается внести изменения. По итогам прошедшего в сентябре Восточного экономического форума президент РФ В.Путин поручил увеличить размер максимального кредита в рамках «Дальневосточной ипотеки» с 6 млн до 9 млн рублей. Кроме того, поручено расширить ее на всех работников оборонно-промышленного комплекса (независимо от возраста и семейного положения).
Напомним, что изначально программа была доступна молодым семьям (где оба супруга не старше 35 лет), а также гражданам не старше 35 лет с детьми в возрасте до 18 лет (включительно). В июне 2022 г. правительство распространило действие программы на медиков и учителей, проработавших на Дальнем Востоке не менее пяти лет (вне зависимости от возраста и семейного положения). Кроме того, в ноябре 2023 г. действие «Дальневосточной ипотеки» было также распространено на Арктическую зону РФ (программа стала называться «Дальневосточная и арктическая ипотека»).
Новые производства строительных материалов в регионах тоже пользуются федеральными и региональными мерами поддержки. Так, резидент СПВ ООО «Дальневосточный завод инновационных энергоэффективных материалов»[6] (ДВЗИЭМ, Владивосток) планирует инвестировать свыше 350 млн рублей в организацию производства строительных плит из силиката кальция, стекломагнезитового листа и фиброцементной плиты на территории приморского промышленного парка «Большой Камень». Соответствующее соглашение инвестор заключил с управляющей компанией промпарка на ВЭФ осенью минувшего года. Объем производства должен составить до 800 тыс. кв. м готовых изделий в год.
ООО «Домостроительная компания» в декабре получило статус резидента СПВ с проектом по производству домокомплектов из бетонных панелей для индивидуального жилищного строительства в городе Спасске-Дальнем Приморского края. Проект предполагается запустить в 2024 г. В год инвестор намерен выпускать 110 домокомплектов. Объем инвестиций составит 113 млн рублей. Еще один резидент СПВ в Приморье (г. Артём), компания ООО «ОК Сити ДВ» рассчитывает запустить производство оконных и дверных конструкций из ПВХ и алюминия мощностью до 27 тыс. стеклопакетов ежемесячно.
Наконец, в конце декабря наблюдательный совет Фонда развития промышленности Иркутской области одобрил льготный заем в размере 15,3 млн рублей[7] (на пять лет) производственно-коммерческому предприятию «Горная компания» (г. Слюдянка) на приобретение оборудования для измельчения мрамора и выпуска микрокальцита мелкой фракции. Предприятие занимается выпуском микрокальцита - порошка из мрамора, который используется для производства сухих строительных смесей. Микрокальцит самых мелких фракций применяется для производства красок и пластика.
Таблица 1. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-ноябрь 2023 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
107,8 |
Сибирский федеральный округ |
101,6 |
Иркутская область |
95,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
121,6 |
Чукотский авт. округ |
259,4 |
Магаданская область |
170,8 |
Хабаровский край |
148,1 |
Еврейская авт. область |
130,3 |
Амурская область |
126,9 |
Республика Саха (Якутия) |
121,1 |
Забайкальский край |
116,4 |
Приморский край |
111,4 |
Сахалинская область |
100,9 |
Республика Бурятия |
94,0 |
Камчатский край |
76,6 |
Таблица 2. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-ноябрь 2023 года, млн рублей.
Регион |
Сумма |
Российская Федерация |
12 638 958,4 |
Сибирский федеральный округ |
1 371 339,7 |
Иркутская область |
268 797,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
1 156 466,8 |
Амурская область |
288 644,7 |
Республика Саха (Якутия) |
231 634,3 |
Хабаровский край |
158 843 |
Приморский край |
146 360,2 |
Сахалинская область |
93 839,6 |
Забайкальский край |
64 607,9 |
Республика Бурятия |
56 256,7 |
Магаданская область |
41 744,1 |
Камчатский край |
30 699,5 |
Чукотский авт. округ |
24 418,2 |
Еврейская авт. область |
19 418,6 |
Таблица 3. Строительство жилых домов (с учетом домов на участках для ведения садоводства), январь-ноябрь 2023 г., в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
100,0 |
Сибирский федеральный округ |
110,6 |
Иркутская область |
111,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
118,8 |
Республика Бурятия |
132,6 |
Чукотский авт. округ |
129,7 |
Хабаровский край |
126,8 |
Амурская область |
126,0 |
Магаданская область |
121,4 |
Приморский край |
118,6 |
Забайкальский край |
115,1 |
Камчатский край |
112,5 |
Республика Саха (Якутия) |
110,9 |
Сахалинская область |
110,6 |
Еврейская авт. область |
90,7 |
Таблица 4. Строительство жилых домов (с учетом домов на участках для ведения садоводства), январь-июль 2023 г., тыс. кв. м общей площади жилых помещений.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация, млн. кв. м |
36,3 |
Сибирский федеральный округ |
3 019,4 |
Иркутская область |
420,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
998,7 |
Приморский край |
261,8 |
Республика Саха (Якутия) |
189,0 |
Хабаровский край |
148,3 |
Сахалинская область |
145,0 |
Республика Бурятия |
103,0 |
Забайкальский край |
81,7 |
Амурская область |
39,5 |
Еврейская авт. область |
17,0 |
Камчатский край |
11,3 |
Магаданская область |
2,1 |
Чукотский авт. округ |
- |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Являлся генеральным директором Корпорации развития Ульяновской области (с 2009 г.), считается одним из наиболее состоятельных предпринимателей данного региона. Прежде работал в ульяновском правительстве – был министром инвестиций и внешних связей, заместителем председателя областного правительства (при экс-губернаторе С.Морозове).
[2] Акционеры – экс-миноритарий «Русской аквакультуры» М.Кенин, П.Голубков, совладельцем одной из компаний группы («Самолет две столицы») является М.Воробьев – брат губернатора Московской области А.Воробьева. По этой причине холдинг принято связывать с именем подмосковного губернатора и его окружения.
[3] Учредитель – камчатский предприниматель И.Редькин.
[4] Принадлежит татарстанскому предпринимателю, депутату совета Мамадышского муниципального округа республики Р.Баязитову и депутату Госсовета Татарстана А.Хабибуллину.
[5] После расформирования воинской части земельный участок площадью 68,5 га был передан в республиканскую собственность.
[6] Владелец – З.Головина.
[7] Ставка составит 1% на первые три года и 3% - на оставшиеся два года.
Строительная отрасль – одна из немногих, где результаты видны обывателю невооруженным глазом: строительные краны либо есть, либо нет, дома или строятся или нет. Даже, если судить по этим признакам, то строительство в Хабаровском крае на подъеме – по крайней мере, в городах.
О том, чего удалось добиться и с какими проблемами приходится сталкиваться, на «правительственном часе» в Законодательной Думе Хабаровского края рассказал исполняющий обязанности министра строительства Хабаровского края Алексей Дубов.
Строительная отрасль дает Хабаровскому краю 6% валового регионального продукта, объем подрядных работ вырос в этом году в 1,7 раза и составил 123 млрд рублей, только налоговых отчислений получилось на 10 млрд рублей. В крае работает около 70 застройщиков, в том числе федеральных. «Зашли» девелоперы из соседних регионов – Якутии и Сахалина.
«По темпам строительства Хабаровский край входит в тройку лидеров среди субъектов Дальневосточного федерального округа. Для расширения отрасли на территории края создан строительно-промышленный кластер, Минпромторгом он был включен в федеральный реестр, его участниками на сегодня являются 26 предприятий», – доложил Алексей Дубов народным избранникам Хабаровского края.
При том, что Хабаровский край второй по количеству жителей субъект ДФО (по данным Росстата на 1 января 2023 его население составило 1 284 090 человек), регион уступает по вводу жилья Якутии, в которой проживает 997 565 человек – там к 1 ноября построили 483 тыс. кв. метров и Приморью – там за этот же срок возвели 945 тыс. кв. метров (население Приморского края 1 820 076 человек). Хабаровский край едва-едва – на 6 тыс. кв. метров обогнал Бурятию, в которой живет 974628 человек.
В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» объем жилищного строительства должен к 2030 году увеличиться и составлять не менее чем 120 млн кв. м в год. Это означает, что на каждого россиянина в год должно вводиться по 0,82 кв. метра жилья. В Хабаровском крае пока что получается лишь по 0,41. В этом году планируется ввести 500 тыс. квадратных метров, на первое ноября фактически было построено 389,3 тыс. кв. метров. Причём бОльшая часть – это квадратные метры, появившиеся в рамках индивидуального жилищного строительства. Лишь 176,8 тыс. кв. метров приходятся на многоквартирные дома.
«Рост объемов жилищного строительства обусловлен работой как местных, так и привлеченных в край федеральных застройщиков, а также использование новых федеральных инструментов развития жилищного строительства. В работе сейчас около миллиона квадратных метров жилья строится только по многоквартирным домам, это на 15,5 % больше, чем годом ранее», – рассказал Алексей Дубов.
Ежегодного ввода миллиона «квадратов» можно добиться путем комплексной застройки микрорайонов. Сейчас их в Хабаровске несколько: Ореховая сопка, 6 и 7 микрорайоны, ДОСААФ, село Мирное – вкупе здесь построят четыре млн кв. м жилья. А еще дорогу, подстанцию, детские сады.
Совместно с Минвостокразвития в крае выбрали площадки под «дальневосточный гектар» – 128 гектаров, где хотят построить 700 тыс. кв. метров жилья. Строить будут в два этапа: сначала застроят 45 гектаров, введя 250 тыс. кв. м жилья, при этом первые 50 т. кв. м – уже к концу 2026 года.
На втором этапе в Хабаровске хотят «подвинуть» из городской черты ДОСААФ с его аэродромом, а на освобожденных 83-х гектарах построить еще 450 тыс. кв. метров жилья.
Аварийное и ветхое
Почти каждый, кто был в Хабаровске или проезжал сквозь него, обращал внимание на «бараки» на проспекте 60-летия Октября. Стоят они здесь давно и казалось, переживут еще многих. Но в последние годы дело сдвинулось: пусть с помпой и не все сразу, но их стали сносить.
Для строительства жилья под переселенцев из аварийного и ветхого жилья в крае определено 39 площадок комплексной застройки, всего 700 гектаров.
«Дом дальневосточника»
«Дом дальневосточника» – еще один «уникальный» проект, который пытаются реализовать и в макрорегионе, и в регионе. Смысл его, если вкратце, таков: берем «дешевый» кредит, выбираем один из предлагаемых готовых проектов, покупаем домокомплект у аккредитованного застройщика и через короткое время въезжаем в собственный дом. Вопрос, конечно, пока больше, чем ответов, к тому же опрос показал, что дальневосточники в деревянном «доме дальневосточника» жить не очень-то и хотят.
Но тут, конечно, подкупают условия: льготный кредит по сниженной ставке до 12 млн рублей и заявка через электронный сервис.
Арендные квартиры
Еще один федеральный проект, реализуемый в макрорегионе, арендные квартиры, которые будут предоставлять на период работы нужным в каждом конкретном регионе специалистам, в том числе учителям, врачам. При этом специалист будет платить около 30% от арендной платы, остальное в равных долях добавят федеральный центр и регион.
Всего таких квартир решено построить в ДФО около 10 тысяч. Хабаровскому краю отвели квоту в 1640 квартир, их уже распределили: 89 – в Комсомольске-на-Амуре, остальное – в Хабаровске. 965 уже начали строить, чтобы в 2025 году построят.
Что делать с другими городами и поселками, где не меньше (а, может быть, даже и больше) нужны врачи и учителя – не понятно. Еще сложнее – с северными территориями, где нет ни застройщиков, ни производственных мощностей, а транспортная составляющая может убить любой проект на корню.
Социалка
Темпы и объемы строительства социальных объектов, если верить г-ну Дубову, в Хабаровском крае тоже растут: если в 2022 году было введено 12 таких объектов, то в этом году – 10, и еще 10, как говорится, «на подходе», то есть в высокой степени готовности.
Сложнее всего с Комсомольском-на-Амуре. Здесь до сих пор не могут построить ни дамбу, ни набережную, ни больницу, ни онкологический диспансер. Чтобы разрубить этот «Гордиев узел», было принято решение завести на объекты Военно-строительную компанию, которая и с объемами должна справиться, и не обманет.
Мастер-планы
У Хабаровского края их три: по самому Хабаровску, Комсомольску-на-Амуре и Советской Гавани. Первые два уже утверждены, «приморская столица» края пока еще в разработке.
Планы по Хабаровску глобальные: построить новое здание для Дальневосточного художественно музея – тут уже заключено инвестиционное соглашение, идет уточнение параметров на проектирование.
Другой глобальный проект – межвузовский кампус. По нему готова концепция застройки, разработана проектно-сметная документация первой очереди, которая скоро уйдет на государственную экспертизу.
По набережной в Хабаровске, разговоры про которую идет уже больше 10 лет, разработана документация на планировку территории, она включает в себя участок от Уссурийского бульвара до улицы Запарина (то есть лишь часть от всей набережной).
Набережную и кампус обещают начать строить уже в следующем году.
Немного о проблемах
Они есть: коммерсанты не хотят идти в северные районы, где маленькие объемы строительства, хотя потребности – в пересчете на душу населения – еще больше, чем в городе.
Еще мало своих материалов. К примеру, отделочные материалы, стекло, плитку проще закупать в Китае, чем пытаться наладить свое производство. По этой же причине федеральные застройщики, пришедшие в регион, до сих пор раздумывают над локализацией производства стройматериалов: ну, перетащим в Хабаровский край пару заводов, а когда закончится объем строительства, что с ними делать?
Самая острая проблема отрасли – кадровая. Стройкам региона не хватает как минимум трех тысяч человек.