Связанная с ГК «Антей» компания «Европейский рыбный центр» (ЕРЦ) намеревается построить недалеко от Русского моста во Владивостоке рыбный портовый комплекс. Это позволит ГК «Антей» участвовать во втором этапе инвестквот на вылов краба.
Как сообщают «Ведомости», это следует из протокола торгов по продаже имущества ФГУП «Дирекция по строительству в Дальневосточном федеральном округе» Управления делами президента РФ, которые провел Российским аукционный дом. Всего в торгах участвовало шесть компаний. ЕРЦ отдала за лот 3,46 млрд рублей (цена на старте – 1,26 млрд рублей). В лот входит причал, три железнодорожных ветки, а также 35 объектов движимого имущества.
По условиям торгов, ЕРЦ обязан построить холодильный склад мощностью не менее 10 тыс. тонн. После окончания всех работ грузооборот комплекса должен составить не менее 360 тыс. тонн в год, из которых половина – по программе северного завоза. Представитель ЕРЦ говорит, что компания готова инвестировать в этот проект 9 млрд руб., завершить его планируется к 2026 г.
ЕРЦ принадлежит бизнесмену Аркадию Пинчевскому. Его называют партнером основного владельца ГК «Антей» Игоря Михнова. По данным участников рынка, решение о приобретении данного актива связано с подготовкой «Антея» к участию в новом этапе инвестиционных квот. Торги, на которых распределят 50% от годового объема добычи краба, должны пройти до конца года.
Как считает управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов, приобретение площадки во Владивостоке позволит группе участвовать в торгах, так как в рамках этого проекта предполагается строительство логистической инфраструктуры, промышленных холодильников и контейнеров-терминалов. Однако покупка может быть связана также и со сложностями с реализацией краба, добытого в Северном бассейне – основной потребитель варено-мороженого краба – США – ввели запрет на поставки российской продукции.
По словам представителя ЕРЦ, приобретенная площадка уже сейчас может быть использована для поставок мороженой крабовой продукции из Северного бассейна на азиатские рынки. Также планируется создание инфраструктуры для хранения живой продукции.
На Дальнем Востоке продолжается вылов в рамках нереста красной рыбы. В Росрыболовстве отмечают, что лососевая путина текущего года, начавшаяся 1 июня, превышает показатели за последние три года. К середине июля (к 18 июля) объем выловленного на Дальнем Востоке в ходе путины лосося достиг 120 тыс. тонн, что на 65% больше, чем за аналогичный период нечетного 2021 г. Порядка 80% от общего объема улова традиционно обеспечивает Камчатка, где к середине июля было добыто 107,5 тыс. тонн (рост на 61% по сравнению с 2021 г.).
Увеличение вылова лососевых наблюдается и в остальных регионах. В Магаданской области объем добычи достиг 5,6 тыс. тонн (рост в 2,9 раз), на Сахалине – 3,2 тыс. тонн (рост на 19%), в Хабаровском крае – 1,6 тыс. тонн (рост в 4,9 раза), в Приморском крае – 1,1 тыс. тонн (рост в 13 раз). При этом в Приморье комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб во второй раз за год увеличила квоты на вылов горбуши, разрешив добыть еще 600 тонн (в целом разрешенный вылов горбуши вырос на 1,2 тыс. тонн). В Чукотском АО было добыто 270 тонн.
Первая с начала лососевой путины экспортная партия была оформлена на Камчатке 7 июля – 416 тонн красной рыбы направлено в Республику Корея. Всего с начала года экспорт камчатской рыбной продукции вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. При этом наибольший объем был направлен в Южную Корею – 25 тыс. 409 тонн. В Китай было направлено за данный период 21 тыс. 262 тонны, в Германию – 2 тыс. 468 тонн. Небольшие экспортные партии были также направлены в Испанию, Данию, Индонезию, Португалию.
Логистика и переработка
Тем временем рост экспортных поставок рыбной продукции отмечается в Приморье и на Сахалине. Приморское межрегиональное управление Россельхознадзора оформило к середине июля на экспорт 11 450 партий рыбы и морепродуктов, что на 34% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наиболее крупным импортером выступил Китай, куда было поставлено с начала года 514 189 тонн, что в 2,7 раз превысило объем прошлогоднего экспорта за соответствующий период.
Также крупными импортерами рыбы и морепродуктов из Приморья и с Сахалина являются Южная Корея (331 812 тонн), Япония (10 050 тонн), Нигерия (7 575 тонн) и Таиланд (6 293 тонн). В число наиболее востребованной у импортеров продукции входят минтай, треска и живой краб.
Что касается организации поставок, то текущим летом правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока одобрила льготное финансирование за счет корпорации ВЭБ.РФ двух инвестиционных проектов по хранению, перевалке и транспортировке рыбной продукции из ДФО.
В частности, ООО «Евразийский рыбный центр» рассчитывает построить на полуострове Назимова во Владивостоке специализированный рыбный порт с причальной инфраструктурой, железнодорожными и автомобильными подходами. Проект предполагает увеличение мощностей перевалки рыбной продукции до 230 тыс. тонн в год. Проект включает создание холодильного склада мощностью 25 тыс. тонн единовременного хранения, бассейн для передержки краба на 200 тонн, склад рефрижераторных контейнеров и теплый склад для генеральных грузов.
Компания «Рефсервис-Восток» тем временем планирует создать нового железнодорожного оператора для организации перевозок рефрижераторных грузов с использованием рефконтейнеров и изотермических вагонов. Предполагается, что оператор организует перевозку рыбной продукции из дальневосточных регионов в центр страны, а также обратную доставку продовольственных грузов на Дальний Восток. При этом в настоящее время на Дальнем Востоке не наблюдается дефицита и перегрузки существующих мощностей хранения. Загрузка холодильных мощностей в Приморье составляет на сегодняшний день 21,8%.
Следует отметить, что в июне на полях ПМЭФ камчатские власти заключили соглашение о сотрудничестве с Минвостокразвития, «Рыбным союзом»[1] и крупными российскими торговыми сетями («Лента», «Вкусвилл», «Гиперглобус») для продажи камчатской рыбы (минтая, горбуши, сельди) в центральных регионах страны. В рамках эксперимента запланированы прямые поставки продукции, выпуск продукции под собственными торговыми марками сетей и контроль цен со стороны участников проекта в целях ограничения наценки.
Тем временем в сфере создания рыбоперерабатывающих предприятий, в Сахалинской области, на острове Итуруп, продолжается строительство рыбоперерабатывающего комплекса «Ясный» ЗАО «Курильский рыбак» (холдинг «Гидрострой»[2]). Работы начались в 2021 г. В создание комплекса уже вложено свыше 1,06 млрд рублей. Завод включает транспортную схему по приемке рыбы-сырца с плавучих средств по трубопроводу к приемным бункерам в цех переработки, автоматизированные линии по переработке рыбы, линии по выпуску филе, фарша-сурими и морозильный комплекс. В настоящий момент комплекс работает в тестовом режиме. Завод рассчитан на переработку 430 тонн лосося и 600 тонн минтая, производство 350 тонн готовой продукции в сутки. Икорные мощности составляют 15 тонн икры зернистой соленой и 35 тонн икры мороженой в сутки. Единовременно на заводе может храниться до 3 тыс. тонн готовой продукции.
Следует напомнить, что «Гидрострой» уже располагает на Курилах (остров Шикотан) крупным рыбоперерабатывающим заводом мощностью 1 тыс. тонн готовой продукции в сутки (мороженые минтай и сайра, филе различных видов рыб, минтаевая икра мороженая и соленая), с холодильными площадями, рассчитанными на 5 тыс. тонн единовременного хранения. На Итурупе расположен еще один уже действующий комплекс «Гидростроя» – «Рейдово», рассчитанный на выпуск 400 тонн готовой продукции в сутки.
Крабовые квоты
Тем временем в ФАС обеспокоены возможной монополизацией добычи краба и некоторых видов рыбы в результате второго этапа распределения квот. ФАС направила соответствующее обращение в Минсельхоз. Оценка была дана в рамках подготовки к заседанию правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса, намеченному на 25 июля. Напомним, что в рамках второго этапа программы инвестиционных квот предполагается перераспределить еще 50% всех прав на добычу краба и 24% - прав на добычу минтая, сельди и ряда других видов рыбы на Дальнем Востоке.
В Счетной палате указывают, что монополизация грозит серьезным уроном для отрасли в случае введения санкций в отношении крупных держателей квот, что остановит экспортные поставки и доступ к валюте. В настоящее время крупнейшими владельцами квот являются «Русская рыбопромышленная компания», ГК «Норебо», «Гидрострой» и «Океанрыбфлот».
В конце прошлого года Госдума приняла разработанный Росрыболовством и Минсельхозом закон, предусматривающий реализацию второго этапа перераспределения квот на добычу водных биоресурсов с 1 января 2023 г. (аукционы должны пройти в августе-сентябре). В данном документе предусмотрено изъятие в текущем году у пользователей всех квот на вылов крабов, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, закрепленных за ними по историческому принципу до 2033 г.
Следует также отметить, что в июле крабодобывающее владивостокское ЗАО «Тефида», ведущее промысел на Дальнем Востоке, лишилось квот на добычу 580 тонн камчатского краба, краба синего и краба-стригуна по решению Росрыболовства. Поводом для лишения квот стало наличие у компании иностранного бенефициара или инвестора (США).
Основным владельцем данной компании является А.Козлов (г. Владивосток). В 2005 г. он обвинялся в нелегальном промысле биоресурсов в исключительной экономической зоне РФ и продаже добытых крабов в США. В 2018-22 гг. А.Козлов занимал руководящие должности в американских компаниях Marine Fishing International (Inc) и Marine Fishing International (LLC). Суд счел их иностранными инвесторами, контролировавшими «Тефиду».
Тем не менее в компании заявили о намерении обжаловать решение Росрыболовства. За приобретение четырех лотов на добычу краба компания ранее заплатила более 1 млрд рублей. Суды двух инстанций отказали «Тефиде» в удовлетворении апелляционного заявления. Компания намерена обжаловать решение в кассации, рассмотрение дела назначено на сентябрь.
Между тем рыбодобывающим бизнесом на Сахалине заинтересовался известный столичный предприниматель С.Бачин[3]. Подконтрольное ему ООО «Фусса» в июле стало владельцем сахалинской рыбопромышленной компании «Алаид». Квоты «Алаида» позволяют добыть в текущем году 2,5 тыс. тонн минтая, 3,38 тыс. тонн трески, 2,28 тыс. тонн морского гребешка. Выручка компании в 2022 г. составила 1,263 млрд рублей, чистая прибыль – 255 млн рублей. При этом гребешок («Алаиду» принадлежит 22% в общем объеме квот на него) и треска не вошли во второй этап программы инвестиционных квот, что повышает актуальную устойчивость работы компании.
«Алаид» также ведет добычу лососевых и управляет перерабатывающим комплексом на Сахалине мощностью до 90 тонн продукции в сутки. В 2020 г. компания запустила еще один завод в Северо-Курильске (остров Парамушир), рассчитанный на переработку 150 тонн сырья в сутки (трески, камбалы, палтуса, наваги). Стоимость приобретения С.Бачиным компании не называется, по предварительной информации она могла составить 50-65 млн долларов США (4,53-5,89 млрд рублей по курсу ЦБ на 19 июля). Напомним, что компания С.Бачина «Васта Дискавери» занимается туристическими проектами в ДФО (туристический комплекс «Три вулкана» на Камчатке).
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Некоммерческая организация, объединение производственных предприятий рыбной промышленности. Объединяет компании Defa Group, «Балтийский берег», «Гуд Фиш», «Европром», «За Родину», «МаксиФиш», «Меридиан», «Русское море», «РОК-1», «Проморе».
[2] Бенефициар – бывший сенатор от Сахалина А.Верховский.
[3] Глава совета директоров курорта «Роза Хутор», председатель совета директоров компании «Агранта», основатель сельскохозяйственного холдинга «АгриВолга», генеральный директор «Васта Дискавери».
Принятие законопроекта о реализации второго этапа программы распределения инвестиционных квот в рыбной отрасли вызвало противоречия в отраслевом сообществе в связи с опасениями передела на рынке, закрытия небольших предприятий и монополизации. В то же время предполагается также реформировать механизм предоставления квот в сфере добычи лососевых.
На регионы Дальнего Востока приходится более 70% вылова рыбы в РФ – при этом в 2022 г. ДФО экспортировал рыбной продукции на 4,18 млрд долларов США, чтона 1,8% превысило результат 2021 г. Основными экспортными рынками для дальневосточной рыбы являются Южная Корея, Китай, Япония. Основой рыбного экспорта для Приморского и Камчатского краев, Сахалинской области стала мороженая рыба, а ракообразные – для Хабаровского края, Магаданской области и Чукотского АО. По данным Росрыболовства к 31 декабря 2022 г. общий объем добычи водных биоресурсов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне составил 3,49 млн тонн. В том числе в 2022 г. на Дальнем Востоке было добыто свыше 1,92 млн тонн минтая (на 182 тыс. тонн больше, чем в 2021 г.) и 471 тыс. тонн тихоокеанской сельди (рост на 56,5 тыс. тонн по сравнению с 2021 г.).
Занимающий первое место по экспорту Приморский край в минувшем году экспортировал рыбной продукции на 1,746 млрд долларов, что на 1,7% превысило результат 2021 г. В том числе мороженой рыбы было экспортировано на 808,7 млн долларов. Камчатка отправила на экспорт рыбопродукции на 1,023 млрд долларов, увеличив результат на 11,8% (в том числе мороженой рыбы было экспортировано на 703,6 млн долларов). Идущий третьим Сахалин увеличил экспорт в стоимостном выражении на 16,9% (до 780,7 млн долларов). Экспорт рыбопродукции из Хабаровского края вырос в 2022 г. на 1,4% – до 476,2 млн долларов. Хотя стоимость экспорта рыбы из данного региона выросла на 32,8%, до 219 млн долларов, экспорт ракообразных снизился на 17,2%, до 224,9 млн долларов. Следует также отметить, что Сахалин и Приморье по итогам десяти месяцев 2022 г. отчитались об экспорте 39 тыс. тонн краба.
Два региона существенно сократили экспорт. Магаданская область экспортировала рыбопродукции всего на 74,2 млн долларов, это на 60,2% ниже, чем в 2021 г. Так, экспорт ракообразных из региона сократился на 78,5%, до 32,1 млн долларов. Чукотский АО отправил на экспорт продукции лишь на 2,3 млн долларов, что на 73,5% меньше, чем в 2021 г. (основа экспорта – ракообразные).
В декабре 2022 г. Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил законопроект о реализации второго этапа распределения инвестиционных квот в рыбной отрасли, разработанный Минсельхозом и Росрыболовством. Для инвестиционных квот на рыбу было выделено 44% объема исторических квот – 20% для первого этапа (Дальневосточный и Северный бассейны), 4% – дополнительно для первого этапа в Дальневосточном бассейне и 20% – для второго этапа в Дальневосточном бассейне. Кроме того, предполагается распределить 50% общего допустимого улова крабов на аукционах с инвестиционными обязательствами.
Закон наделяет правительство правом устанавливать предельный объем инвестиционных и исторических квот в отношении отдельных видов водных биоресурсов в отдельном рыбохозяйственном бассейне. Данный объем может быть распределен по результатам аукционов. Все же из закона была исключена норма, предусматривающая механизм инвестиционных квот в отношении моллюсков и прочих беспозвоночных. В то же время в законопроект включена норма о предельном размере доли квоты у одного пользователя в целях исключения монополизации добычи отдельных видов водных биоресурсов и крабов.
В договор на инвестиционные квоты в отношении рыбы предполагается включать особое условие – производить ежегодно в течение двух лет подряд на построенном заводе рыбную продукцию в объеме, эквивалентном 60% объема квот пользователей. Помимо того, вводится механизм сохранения «исторической квоты» в отношении рыбы и крабов для субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях защиты интересов малых и средних предприятий в рыбном промысле предлагается применять повышающий коэффициент к «исторической квоте» – 1,2. В документ была также внесена норма, в соответствии с которой инвестиционную квоту второго этапа может получить только пользователь, зарегистрированный в прибрежном субъекте РФ, тогда как прежде обязательной регистрация была только в отношении квот на крабов.
Руководители ряда рыбопромышленных объединений просили перенести на более поздний срок строительство промысловых судов в рамках второго этапа и проведение крабовых аукционов – на начало 2026 г. (вместо 1 января 2023 г.). Соответствующее открытое письмо к депутатам Госдумы подписали президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Г.Зверев, президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) А.Буглак, председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки В.Галицын, генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера К.Древетняк, президент Ассоциации добытчиков краба А.Дупляков, президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО) М.Козлов, председатель Магаданской ассоциации рыбопромышленников М.Котов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Г.Мартынов, президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края С.Рябченко и президент Российского союза работодателей-рыбопромышленников С.Тимошенко. Они отметили, что большинство корректировок[1] к законопроекту во втором чтении касалось именно переноса сроков строительства судов и проведения аукционов по крабовым квотам. Данные поправки, тем не менее, не были учтены.
В комитете Госдумы по аграрным вопросам (председатель – В.Кашин, КПРФ) указывали на то, что правительство придерживается позиции отказа от переноса сроков законопроекта[2]. Представители отраслевых сообществ настаивали на том, что поправки не предлагают перенос вступления в силу закона в целом, а лишь отдельных его норм. Несмотря на это, поправки, относившиеся к срокам, все же не были одобрены.
В ВАРПЭ продолжают выражать обеспокоенность риском существенных задержек по строительству рыболовных судов в рамках программы инвестиционных квот. В ассоциации указывают на то, что строительство рыбопромысловых судов завершится в 2030-31 гг., а строительство краболовов – в 2026-27 гг. Готовность судов на текущий момент составляет 18-61%. При этом из 57 судов по 24 судам отсутствуют комплекты оборудования, по 17 судам строительство приостановлено, а по трем – не было начато.
По данным ВАРПЭ, проблемы возникли на предприятиях ОСК в Санкт-Петербурге – у «Адмиралтейских верфей» (заказ для РРПК на десять судов со сроком сдачи до конца 2025 г.) и «Северной верфи» (заказ для ГК «Норебо» на десять судов до 2025 г.). Проблема заключается в том, что поршневая группа, топливная аппаратура и коленчатые валы для судов изготавливаются в Германии, и их поставки после введения санкций находятся под вопросом. Верфи нашли единственного производителя дизелей большой мощности в КНР, однако контракт с ним еще не подписан. Глава ВАРПЭ Г.Зверев заявил о риске необходимости полного перепроектирования строящихся судов.
В то же время с оценками ВАРПЭ не соглашаются в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (включает «Русскую рыбопромышленную компанию» и связанные с ее акционерами предприятия[3], предприятия холдинга «Норебо»[4], т.е. политически самых влиятельных игроков на рынке). Президент ассоциации А.Осинцев отмечает, что крайние сроки сдачи рыбопромысловых судов составляют 2025-28 гг., а сдачи краболовных судов – 2025 г. В этой ассоциации заявляют об уже учтенных задержках из-за сбоев в поставках оборудования и необходимости перепроектирования, что было выражено в увеличении нормативного срока на постройку рыбопромысловых судов с пяти до семи лет.
Тем временем на совместном собрании работодателей и профсоюзов рыбной отрасли[5] в декабре была принята резолюция, в которой отмечалось, что перераспределение квот на добычу рыбы и краба не позволит рыбопромышленникам исполнять взятые на себя обязательства по сохранению рабочих мест и повышению оплаты труда. В резолюции отмечается, что второй этап приведет к перераспределению 633 500 тонн водных ресурсов на Дальнем Востоке, квот лишится 116 предприятий. В связи с этим, по оценкам авторов резолюции, будут простаивать более 140 судов, свыше 7 тыс. человек лишатся работы.
Прежде Росрыболовство, Российский союз работодателей-рыбопромышленников (РСРР, президент – Г.Зверев) и профсоюз работников рыбной отрасли заключили трехстороннее соглашение, предусматривающее запрет на увольнение более 10 человек в течение 30 дней из отдельных подразделений компаний (из каждого подразделения можно уволить не более чем по 10 человек каждый месяц). Соглашение также декларировало обязательства по повышению сотрудникам зарплат. В настоящее время РСРР и профсоюз работников рыбной отрасли заявили о невозможности исполнения обязательств в полном объеме и настаивают на приостановке действия документа.
В Росрыболовстве не согласны с этой резолюцией. В ведомстве настаивают на том, что второй этап распределения инвестквот, напротив, будет способствовать сохранению рабочих мест и увеличению их количества за счет создания нового флота. Также в Росрыболовстве указывают на то, что доходы бюджета от проведения аукционов составят 200 млрд рублей. С выводами резолюции не согласились и в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота, где полагают, что резолюция дезинформирует работников отрасли.
При этом с инвесторов, строивших рыбные заводы в рамках программы инвестиционных квот, Росрыболовство намерено взыскать штрафы за нарушение договора, заключающееся в переработке менее 70% от полученной квоты. Так, претензия на сумму 1,97 млрд рублей была направлена камчатскому ООО «Витязь-Авто», подконтрольному собственникам «Океанрыбфлота» и семье Редькиных. Инвестиционная квота «Витязь-Авто» на 2020 г. составляла 14,26 тыс. тонн минтая и сельди, а на 2021 г. – 14,47 тыс. тонн. Таким образом, компания в 2020-21 гг. должна была выпустить 9,98 тыс. тонн и 10,13 тыс. тонн продукции соответственно. Тем не менее фактически было произведено 8,11 тыс. тонн в 2020 г. и 5,99 тыс. тонн в 2021 г. В случае неуплаты штрафа Росрыболовство намерено обратиться в суд.
По мнению Г.Зверева, заводы, выпускающие продукцию более глубокой степени переработки, не могут выполнить требование производства на уровне 70% от объема квоты, поскольку из 1 тыс. тонн улова получается 220-230 тонн филе. По этой причине другие участники программы инвестиционных квот могут столкнуться со штрафами. К настоящему времени в рамках программы построен 21 завод.
В ВАРПЭ сумму предполагаемых штрафов оценивают в 6-6,5 млрд рублей, что сравнимо с объемом инвестиций в предприятия. В качестве решения проблемы Г.Зверев предлагает разрешить использование в нормативе переработки квоты компаний, входящих в один холдинг с инвестором. Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота А.Осинцев в свою очередь сообщил, что замечания учтены для второго этапа инвестквот. По его словам, правительство определит расчет нового показателя исполнения обязательства по производству в 60% от квоты с учетом норм выхода готовой продукции.
Между тем Росрыболовство намерено разработать новый механизм предоставления прав на рыболовные участки для добычи анадромных видов рыб. Предполагается ввести новый порядок организации промысла таких рыб, который подразумевает распределение квот по принципу инвестиционного нормирования. Инвестиционное нормирование при распределении лососевых участков предполагает сохранение объема квот по историческому принципу за компаниями, инвестировавшими в развитие прибрежной переработки и строительство рыбопромысловых судов.
Пока промышленная добыча лососевых ведется на специальных рыболовных участках, при этом с 2008 г. договоры для их использования заключаются на конкурсной основе на срок от 10 до 25 лет (по усмотрению комиссии региона). В целом на Дальнем Востоке сформировано 1,6 тыс. морских участков для добычи анадромных видов рыб. Из них под промысел исключительно лососевых отведено 1,5 тыс. участков (добыча горбуши, кеты, нерки, кижуча, чавычи, гольца). Сроки договоров с действующими пользователями для большинства лососевых участков истекают в 2027-28 гг.
Разработанные два года назад поправки в закон «О рыболовстве» предусматривают, что участки, по которым ранее были заключены договоры пользования, не будут выставляться на аукционы. Поправки были приняты Госдумой в первом чтении в начале 2021 г., однако в дальнейшем при доработке была убрана четкая формулировка, из-за чего участники отрасли стали опасаться применения аукционов ко всем участкам, в том числе и к тем, где уже были вложены инвестиции в создание инфраструктуры. Таким образом, «исторические» пользователи участков могли потерять преимущество.
Весной 2021 г. поправки были приняты во втором чтении, тогда же при подготовке к третьему чтению принятие законопроекта было заморожено на фоне имеющихся противоречий. Летом 2022 г. сенатор от Магаданской области А.Широков призвал Минсельхоз обеспечить возможность добросовестным пользователям участков продлевать договоры без проведения торгов. Для решения вопроса об условиях распределения участков при Росрыболовстве была создана межведомственная рабочая группа, первое заседание которой прошло в конце декабря минувшего года.
Росрыболовство планирует предусмотреть возможность для пользователей участков, исполнивших свои инвестиционные обязательства, заключать договоры на новый срок (25 лет) без проведения торгов. При этом четкие критерии для определения добросовестности рыбодобытчиков все еще не определены. В Росрыболовстве полагают, что для этого следует собрать предложения регионов.
Росрыболовство предлагает определять инвестиционный норматив с помощью умножения среднего вылова за пять лет на стоимость рыбы. Исходя из него может утверждаться инвестиционный коэффициент. На глав регионов будет возложена ответственность за осуществление контроля над выполнением инвестиционных обязательств компании. В ВАРПЭ допускают, что инвестиционными объектами для добытчиков лососевых могут быть не только промысловые суда, дополнительные холодильные мощности и рыбоперерабатывающие заводы[6], но и социальная и транспортная инфраструктура, частные заводы по воспроизводству лососевых (учитывая сокращение естественных запасов). ВАРПЭ поддерживает необходимость изменений, но указывает на опасения рыбопромышленников по поводу возможного передела в лососевом сегменте отрасли и призывает учитывать региональные особенности. Также существуют опасения создания дополнительной нагрузки для отрасли в условиях повышения ставок сбора за пользование водными биоресурсами в 2023 г.[7]
Наиболее сложная ситуация складывается на Сахалине, где, в отличие от Камчатки, договоры на пользование участками зачастую не включали инвестиционные обязательства. Большинство договоров там было заключено в 1990-е гг., не предусматривало каких-либо дополнительных требований, а в 2009 г. данные договоры были переоформлены. Кроме того, сахалинские участки, как правило, не имели четко закрепленных с помощью географических координат границ.
По итогам 2022 г., выручка лососевого сегмента рынка в целом составила 59,8 млрд рублей. Основным районом промысла тихоокеанских лососей является Камчатский край (50% всего вылова). На Сахалин приходится свыше 30% объемов добычи.
В конце прошлого года Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) выдвинула инициативу о начале субсидирования перевозки рыбы с Дальнего Востока автотранспортом в другие регионы. Соответствующее письмо было направлено вице-премьеру, полпреду президента в ДФО Ю.Трутневу. В Ассоциации также попросили отменить для рыбохозяйственных предприятий оплату в рамках системы «Платон», так как в условиях загруженности железной дороги автомобильный транспорт остается наиболее доступным для доставки рыбы и рыбной продукции.
В настоящее время стоимость перевозки автотранспортом менее конкурентоспособна, поскольку в 1,5 раза выше железнодорожной из-за высоких затрат на топливо и на оплату в рамках системы «Платон». Льгота на перевозку распространяется только на потрошеного минтая железнодорожным транспортом (субсидируется из расчета 6 рублей на килограмм продукции). Данная мера была введена летом 2021 г. на фоне дефицита холодильных мощностей на Дальнем Востоке и введенных ограничений на поставку продукции в КНР.
Следует отметить, что в сфере добычи красной рыбы появляются новые инвесторы. В частности, в начале текущего года структура ПАО АФК «Система» (ООО «УК Камчатка Проект») приобрела камчатскую рыбодобывающую компанию «Лойд-Фиш» у прежних владельцев Ю.Логиша и Р.Шайхова. Предприятие, специализирующееся на добыче и переработке красной рыбы, расположено на западном побережье Камчатского полуострова. Активы компании включают девять рыболовных участков, 16 судов, два рыбоперерабатывающих завода мощностью 440 тонн в сутки. В 2021 г. выручка компании составила 1,66 млрд рублей, чистая прибыль – 877 млн рублей.
«Лойд-Фиш», наряду с приобретенными ранее «Системой» компаниями ООО «Кристалл Фиш», ООО «Хангар» и ООО «Заря», была включена в интегрированный рыбопромышленный холдинг «Восход». Собственная добыча и переработка холдинга достигает 30-45 тыс. тонн тихоокеанского лосося в год. Холдинг формируется «Системой» с 2021 г. – напомним, что тогда корпорация вошла в капитал «Зари», получив 49% компании (позднее доля была увеличена до 90%). В 2022 г. АФК «Система» приобрела 75% в «Кристалл Фиш» и 90% в «Хангар». Приобретение «Лойд Фиш» расширяет зону вылова холдинга.
ООО «Кристалл Фиш» было создано в декабре 2012 г. Его активы включают четыре рыболовных участка и четыре рыболовецких судна. Выручка компании в 2021 г. составила 591,79 млн рублей, чистая прибыль – 341,28 млн рублей. ООО «Хангар» было зарегистрировано весной 2013 г., компании принадлежат четыре рыболовных участка, пять промысловых судов и новый рыбоперерабатывающий завод в поселке Крутогоровский (Соболевский район) мощностью 180 тонн продукции в сутки. Выручка предприятия за 2021 г. составила 348,45 млн рублей, а чистая прибыль – 60,05 млн рублей.
Между тем резидент ТОР «Камчатка», ООО «Вывенское»[8], осенью прошлого года завершило второй этап реконструкции и технического переоснащения береговых рыбоперерабатывающих мощностей в камчатском селе Вывенка (Олюторский район). Общий объем инвестиций в проект составил около 420 млн рублей. Первый этап проекта включал техническое переоснащение завода, второй – модернизацию производственных и бытовых помещений. Предприятие получило международные сертификаты соответствия стандартам MCS и EC. Переработка сырца на заводе достигла 320 тонн в сутки, в сезон выпускается порядка 6,5 тыс. тонн продукции (нерка, кета, кижуч, чавыча, горбуша блочной и штучной заморозки, лососевая икра, молоки красной рыбы).
Рыбопромышленники также обеспокоены ростом штрафов в отрасли. Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ, объединяет структуры «Русской рыбопромышленной компании»[9], «Русского краба» и ГК «Норебо») предложила смягчить правила учета упакованной в море рыбы в связи с тем, что в настоящее время рыбопромышленники могут получить штраф в том числе и при небольших расхождениях с заявленными данными. В правилах рыболовства на Дальнем Востоке планируется прописать возможность 5%-го отклонения при сверках пограничной службой ФСБ веса упакованной рыбной продукции с показателями, переданными капитаном во время добычи и производства.
В настоящее время правила все же допускают минимальные расхождения в отношении рыбы и рыбопродукции, однако в минувшем году ФСБ начала штрафовать участников рынка при обнаружении таких отклонений. Так, компания «Т Краб» была оштрафована на 56 тыс. рублей за неучтенные 23 кг конечностей краба-стригуна, а компания «Акрос» получила штраф в 53 тыс. рублей за 493 кг филе минтая. В АСРФ настаивают на том, что норма об отклонении должна распространяться как на переработанный, так и на упакованный товар.
[1] Поправки подготовили Законодательная дума Хабаровского края, Сахалинская областная дума, Законодательное собрание Камчатского края, фракция ЛДПР, группа депутатов, представляющих Приморский край, Якутию, Магаданскую область, Чукотский АО, Хабаровский край и Мурманскую область, группа сенаторов, представляющих рыбодобывающие регионы.
[2] В профильный комитет Госдумы поступил соответствующий ответ заместителя председателя правительства Д.Григоренко.
[3] В том числе ЗАО «Интрарос», ООО «Востокрыбпром», ООО «Примкраб», ООО «Русский Минтай», ООО «РМД ЮВА 1».
[4] В том числе АО «Карат-1», АО «Акрос», АО «Карельские морепродукты»», АО «Рыбпроминвест», АО «Таурус», АО «Эридиан», АО «Мурманский траловый флот».
[5] Организовано Российским союзом работодателей-рыбопромышленников (РСРР) и Центральным комитетом Российского профсоюза работников рыбной отрасли на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
[6] Строительство инфраструктуры на самом участке часто затруднено необходимостью получать большой объем разрешительной документации, тем не менее, владельцы крупных рыбоперерабатывающих заводов получали право на расположенные рядом участки.
[7] В частности, ставка сбора за 1 тонну горбуши повышается до 7,9 тыс. рублей с 3,5 тыс. рублей.
[8] Владельцы – А.Куликов, И.Куликова.
[9] В декабре прошлого года Г.Франк продал долю в 29,9% в РРПК и вышел из состава участников организации. 99,9% долей уставного капитала компании принадлежат группе «Ост инвест холдинг». Г.Франк был включен в санкционный список Минфина США, в 2022 г. он также продал 70,09% в РРПК и 70,1% в ГК «Русский краб».
Форум «Экспортный потенциал Приморья» представил лучших экспортеров региона. Мероприятие организовал Центр поддержки экспорта, который входит в краевой центр «Мой бизнес» при поддержке Министерства экономического развития Приморского края. Директор управления продаж малому бизнесу Дальневосточного Сбербанка Инна Войскович рассказала EastRussia о главных итогах участия в форуме.
«Более половины всех участников внешнеэкономической деятельности на Дальнем Востоке работают в Приморском крае. Географическая близость и логистическая доступность к странам АТР позволяет выходить на совокупный рынок с численностью населения более 3 млрд человек, и объемом ВВП, превышающим треть мирового», — отметила Инна Войскович.
Россия и Китай переживают активную фазу укрепления сотрудничества: растет объем двусторонней торговли, доля расчетов в национальных валютах достигла более 90%. В 2025 году на границе стран откроется первая «умная таможня» — начнет работу закрытый на реконструкцию 5 лет назад погранпереход Хулинь-Марково.
Помимо географических преимуществ, для предпринимателей Дальнего Востока сегодня действует целый ряд мер поддержки, которые влияют на рост объемов экспорта и импорта. По итогам 2023 года внешнеторговый оборот в Приморском крае превысил 13 млрд долларов.
Значительный рост объемов перевозки контейнеров на Дальневосточной железной дороге свидетельствует о позитивной динамике в сфере грузоперевозок и увеличении спроса на импортные товары.
Ключевым элементом системы поддержки в Приморье сегодня является Центр поддержки экспорта (подразделение краевого центра «Мой бизнес»). Структура в том числе предлагает помощь в размещении на международных электронных торговых площадках, прохождении процедуры стандартизации и сертификации, продвижении и защите интеллектуальной собственности за рубежом. Правительство Приморского края ежегодно выделяет на субсидирование затрат экспортеров, максимальная сумма субсидии на одну компанию составляет 1 миллион рублей.
Как отмечает Инна Войскович, Сбер помогает в поиске партнеров как за рубежом, так и внутри страны, облегчает процесс установления новых деловых связей и расширения бизнеса:
«Это особенно актуально в условиях глобальной экономики, где наличие надежных партнеров играет ключевую роль. Мы поддерживаем наших клиентов на трёх языках: русском, английском и китайском в режиме 24/7. Можем предоставить гибкий курс конверсии и возможность индивидуально подбирать варианты расчетов с партнерами, что может значительно уменьшить расходы на обмен валют и международные транзакции. Такая гибкость важна, поскольку каждая компания имеет свои особенности и потребности, связанные с финансовыми операциями».
Строить прогнозы относительно перспектив внешнеэкономической деятельности непросто. Тем не менее ситуация на рынке мотивирует многие страны расширять способы проведения платежей, снимать инфраструктурные ограничения.
В лесной промышленности сохраняются кризисные явления. Однако по некоторым видам продукции в минувшем году отмечена позитивная динамика относительно сложного для отрасли 2023 г. Для дальневосточных производителей близость основных рынков сбыта в Азии сокращает затраты на логистику. Тем не менее на основном экспортном рынке, в КНР, продолжают отдавать предпочтение сырью низкой степени переработки. Развитие перерабатывающих мощностей связано с перспективой роста спроса на внутреннем рынке.
В 2024 г. в лесопромышленной отрасли России наметился положительный тренд, несмотря на сохраняющуюся сложную ситуацию, формируемую санкционными ограничениями и ценовой конъюнктурой. Объемы лесозаготовки в стране за 10 месяцев минувшего года выросли на 3,5% относительно 2023 г., составив 148 млн куб. м. Положительная динамика также наблюдалась в лесопереработке, где сказался эффект низкой базы. Производство пиломатериалов в РФ в январе-октябре 2024 г. выросло на 0,2% относительно аналогичного периода 2023 г., до 23,9 млн куб. м. Рост в производстве фанеры за отчетный период составил 4,7%, до 2,84 млн куб. м, производство древесно-стружечных плит (ДСП) увеличилось почти на четверть, до 11,9 млн куб. м. Производство бумаги и картона в РФ в январе-октябре минувшего года составило 7,82 млн тонн, что на 6,1% больше, чем за аналогичный период годом ранее. При этом на 22,2% снизился выпуск пеллет, до 869 тыс. тонн: до санкционных ограничений топливные гранулы поставлялись преимущественно на западный рынок и для производителей являлись основным способом монетизации побочных продуктов переработки.
Для российских экспортеров в сфере лесной промышленности ключевым рынком сбыта остается Китай. За семь месяцев 2024 г. более половины всего российского экспорта пиломатериалов и круглого леса (7,4 млн куб. м) пришлось на КНР, что на 4% меньше, чем было поставлено за тот же период 2023 г. На втором месте по покупке в России слабо обработанного и необработанного леса в январе-июле 2024 г. оказался Узбекистан (1,1 млн куб. м), на третьем - Казахстан (481 400 куб. м). Поставки в Узбекистан и Казахстан остались на уровне 2023 г. Сокращение поставок в Китай связно в том числе и с ограничениями в банковской сфере – в начале 2024 г. главный для российских экспортеров китайский банк Zhejiang Chouzhou Commercial Bank остановил все расчеты с Россией.
При этом к концу года на рынке КНР отмечался рост стоимости пиломатериалов на фоне сокращения запасов[1]. Так, в крупном портовом хабе Тайцан в провинции Цзянсу еловые пиломатериалы (сорт SF, несортированные) в конце августа 2024 г. подорожали на 3-5% по отношению к июлю, до 1,9-2 тыс. юаней (270–291 долларов США) за куб. м. Пиломатериалы из северной ели поставлялись по 245 долларов за куб. м. Стоимость продукции из РФ в конце августа выросла на 3%, до 235–245 долларов за куб. м по сравнению с концом июля.
До конца лета 2024 г. Китай сокращал импорт хвойных пиломатериалов. В частности, в июле их ввоз снизился на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., до 1,4 млн куб. м. По итогам семи месяцев 2024 г. Китай в целом закупил 10,3 млн куб м хвойных пиломатериалов, что на 6% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. В том числе импорт из РФ за данный период упал на 3%, до 3,8 млн куб. м.
В то же время по итогам восьми месяцев 2024 г. увеличились поставки в КНР российской фанеры (в 2,7 раза), до 395,7 тыс. куб. м. В стоимостном выражении экспорт производителей фанеры вырос в 1,5 раза, до 126,1 млн долларов (ранее российская фанера поставлялась главным образом в Европу). Поставки шпона из России в Китай выросли в натуральном выражении на 22,7%, до 354,2 тыс. куб. м, в стоимостном выражении рост составил 23,9%, до 80,6 млн. долларов. Экспорт бумаги и картона увеличился в январе-августе на 15,2%, до 1,19 млн тонн, лесохимической продукции – на 66,2%, до 20,2 тыс. тонн, древесноволокнистых плит – в 4,2 раза, до 70,9 тыс. куб. м. Однако поставки круглого леса из РФ в КНР (его экспорт из России законодательно ограничен) в январе-сентябре 2024 г. снизились на четверть относительно аналогичного периода 2023 г., до 0,9 млн тонн. Кроме того, в связи с тем, что китайские потребители по-прежнему отдают предпочтение закупке необработанной древесины, российская доля на рынке Китая снижается (сокращение на 48% относительно 2019 г.).
Рост цен на лесную продукцию также фиксируется в Японии и Республике Корея. Так, в Японии рост цен в августе относительно июля составил 6%, а в первом полугодии 2024 г. Россия увеличила экспорт пиломатериалов в Японию на 12% относительно первого полугодия 2023 г., до 266 тыс. куб. м. Поставки из РФ в Южную Корею в первом полугодии прошлого года выросли на 76% относительно первого полугодия 2023 г., до 59 тыс. куб. м. Но следует отметить, что дальнейший рост стоимости лесоматериалов на мировом рынке маловероятен с учетом снижения темпов жилищного строительства из-за кризиса на рынке недвижимости КНР. При этом ожидается рост спроса на пиломатериалы на внутреннем рынке РФ благодаря мерам по стимулированию деревянного строительства.
Для производителей Дальнего Востока близость азиатских рынков сбыта является положительным фактором, сокращающим затраты на логистику (в отличие от северо-западной части страны). Тем не менее в макрорегионе наблюдается дефицит крупных мощностей по лесопереработке, что сдерживает возможности для наращивания экспорта. Дальневосточные производители при этом намерены выходить на новые рынки. В частности, в октябре первая партия лиственничного шпона из Хабаровского края объемом 1,48 тыс. куб. м была направлена в Индию (Ченнаи). Продукция выпущена холдингом RFP Group, владеющим «Амурской лесопромышленной компанией» (г. Амурск). Следует отметить, что в 2024 г. Индия в целом значительно увеличила импорт продукции ЛПК из России – в 3,3 раза за семь месяцев года, до 29 700 куб. м.
Стоит отметить, что в целом в производстве шпона в Хабаровском крае отмечается заметный рост. В январе-октябре 2024 г. объем производства вырос на 47,3% относительно аналогичного периода 2023 г., до 138,2 тыс. куб. м. Основным производителем шпона в крае является отмеченная выше «Амурская лесопромышленная компания».
Производственные мощности в лесопереработке предполагается развивать в Иркутской области, являющейся одним из российских лидеров по поставкам лесопродукции. В декабре 2024 г. Фонд развития промышленности РФ и Фонд развития промышленности Иркутской области предоставили компании ООО «Дубрава»[2] льготный заем в размере 23,6 млн рублей на модернизацию цеха глубокой переработки древесины в Нижнеилимском районе (21,2 млн рублей предоставил федеральный ФРП и 2,4 млн - ФРП Иркутской области).
С помощью льготного финансирования компания намерена дооснастить сушильный комплекс линией сортировки круглого леса для увеличения глубины лесопереработки и выпуска обрезного пиломатериала хвойных пород естественной влажности. Льготный заем предоставляется компании по программе «Проекты лесной промышленности», которая предусматривает льготное финансирование по ставке 3% годовых на срок до трех лет. Федеральный и региональные фонды предоставляют совместные займы в соотношении 90% (федеральные средства) на 10% (средства регионов).
Группа «Илим» к 2026 г. намерена реконструировать лиственный поток, что позволит увеличить объем производства беленой лиственной целлюлозы на 162 тыс. тонн в год. Инвестиции в проект составляют 12,4 млрд рублей. С января текущего года на предприятии должна начаться реализация инвестиционного проекта по модернизации картонного потока с плановым объемом инвестиций в 3,9 млрд рублей.
В целом в Иркутской области по итогам семи месяцев 2024 г. зафиксирован рост погрузки товаров лесной промышленности по железной дороге на 7,8% по сравнению с показателем за аналогичный период 2023 г. В регионе работает порядка 1,2 тыс. предприятий лесопромышленного комплекса, специализирующихся на производстве пиломатериалов, изделий из древесины, домокомплектов, плит, целлюлозы, картона, фанеры, а также переработке отходов лесопиления. По итогам первого полугодия 2024 г. предприятиями региона было произведено 2,3 млн куб. м пиломатериалов, 1 млн тонн целлюлозы, 400 тонн картона и 39,2 тыс. тонн древесного топлива (пеллет). Следует напомнить, что в 2023 г. Иркутская область была регионом-лидером по объемам поставок продукции лесопромышленного комплекса.
Тем временем в сентябре власти Приморского края предложили правительству Республики Беларусь создать совместное предприятие по лесопереработке для дальнейшей поставки полуфабрикатов в КНР. Тем не менее пока данные проекты находятся на стадии обсуждений.
Внимание уделяется и вопросам лесовосстановления. В ноябре минувшего года Минприроды РФ поддержало предложение губернатора Иркутской области И.Кобзева о выделении региону средств из федерального бюджета на увеличение производительности Мегетского лесного питомника (Ангарский городской округ) в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экологическое благополучие». В 2026 г. Иркутская область получит на данные цели 101,7 млн рублей, в 2027 г. – 11,3 млн рублей.
Мегетский лесопитомник является наиболее крупным в Приангарье[3]. В 2024 г. в его теплицах было выращено 2,6 млн штук сеянцев с закрытой корневой системой, в текущем году планируется увеличить производственную мощность до 3 млн штук. На выделяемые из федерального бюджета средства предполагается приобрести новое оборудование, увеличивающее производительность выращивания сеянцев хвойных пород с закрытой корневой системой до 5 млн в год.
Также о планах увеличить объемы искусственного лесовосстановления заявляют в Хабаровском крае. В регионе насчитывается 18 теплиц площадью более 10 тыс. кв. м для выращивания саженцев, к 2029 г. их число планируется увеличить до 74. В 2022-23 гг. в крае выращено 29,4 млн сеянцев, план к 2029 г. включает выращивание более 27 млн штук сеянцев лиственницы, ели, кедра корейского и сосны ежегодно.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Запасы пиломатериалов хвойных пород в китайском порту Тайцан в провинции Цзянсу на конец августа оценивались в 1,15 млн куб. м, что на 8% меньше, чем в предыдущем месяце.
[2] Братск, учредитель – А.Сычков.
[3] Самым большим в РФ лесопитомником считается Красноярский край, где в 2023 г. было выращено 14 млн сеянцев.
Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» рассказал EastRussia о текущей ситуации с входящим грузооборотом в ДФО.
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) не только стратегически важный транзитный регион, но и крупный центр потребления. Это подтверждает динамика входящего – не транзитного – грузооборота: во втором полугодии 2024 года «Деловые Линии» зафиксировали рост грузооборота более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Мы связываем этот тренд с опережающим экономическим развитием макрорегиона. Например, за 2024 год здесь начали работу почти 120 новых промышленных предприятий. Строятся объекты культуры и здравоохранения, созданы зоны опережающего развития. Внутренний туризм стал одним из драйверов экономики Дальнего Востока, а это инвестиции, строительство новой и модернизация уже существующей инфраструктуры. В результате за 2023 год ВРП региона вырос на 3,5% к предыдущему году и достиг 2,3 трлн руб. Итоги же 2024 года еще только предстоит подвести.
Анализ структуры входящего грузопотока показал интересную тенденцию: в этом году лидерами среди всех категорий, доставляемых на Дальний Восток отправлений, стали комплектующие для промышленного оборудования и автозапчасти – их доля составила около 22% от общего объема. Это подтверждает, что здесь вводятся в строй новые предприятия, которым нужны оборудование и комплектующие. А в целом макрорегион является крупнейшим логистическим центром, через который проходят не только внутрироссийские маршруты, но и глобальные, например, Транссиб и Северный Морской путь.
Если оценивать распределение входящих грузов по различным населенным пунктам, то крупные города по-прежнему остаются основными точками их притяжения. В число лидеров по доле грузооборота региона входят Владивосток (31,7%), Хабаровск (23,9%) и Благовещенск (12,2%). При этом основными источниками входящего на Дальний Восток грузопотока являются Москва, Новосибирск и Екатеринбург – промышленные и логистические центры, через которые перераспределяются потоки грузов.
В декабре вся страна начинает готовиться к Новому году, что связано не только с приятными, но и с довольно затратными для бюджета покупками. После декабрьских праздников наступает короткий рабочий январь, и каждый год мы осознаем это лишь тогда, когда последние средства уже потрачены на праздничный стол и наряд для торжества. Эксперт НСПК Мария Точилова поделилась несколькими советами о том, как подготовиться к наступающему году заранее в декабре.
— На что обратить внимание, чтобы в декабре финансово подготовиться к следующему году?
— В преддверии Нового года многие торговые сети устраивают распродажи, а банки напоминают о различных бонусах по своим программам лояльности. В свою очередь Система быстрых платежей также предлагает своим пользователям выгодные и интересные предложения. Они доступны в программе лояльности на сайте vamprivet.ru. После регистрации пользователям открываются различные акции и предложения от платежной системы «Мир» и Системы быстрых платежей, а также от федеральных и региональных партеров программы лояльности «Привет!». На сегодняшний день число участников нашей программы лояльности составляет около 80 млн россиян, среди них и жители Хабаровского края. В среднем в день на сайте размещено порядка 200 различных выгодных предложений и для пользователей СБП, и для держателей карт «Мир».
— Какие интересные предложения сейчас действуют для хабаровчан?
— До середины декабря при оплате через СБП можно получить кешбэк рублями при оплате покупок в аптеках, а многие предложения будут работать даже весной следующего года. Так, пользователи смогут выгодно оплатить стильную одежду. Но, на мой взгляд, сейчас особенно стоит обратить внимание на акцию, связанную с оплатой проезда. Она завершится 31 декабря 2024 года. Воспользовавшись ей сейчас, в январе не придется думать об очередной статье расходов. Тут можно сказать – готовьте сани заранее, чтобы в январе передвигаться по городу разве что по взмаху карты. И сейчас я говорю про пополнение «Единой Транспортной Карты» через СБП.
— Какие преимущества предоставляет пополнение «Единой Транспортной Карты» через СБП для пассажиров Хабаровского края?
— При пополнении транспортной карты через СБП онлайн, пользователи получают кешбэк в размере 20%. Это позволяет пассажирам значительно снизить свои расходы на проезд. Ее можно пополнить выгодно в декабре для того, чтобы использовать при оплате весь январь. Так, выгода пассажиров общественного транспорта Хабаровского края с начала старта акции в сентябре превысила 1 млн рублей. Кроме того, пополнение транспортных карт онлайн экономит и время — увеличить баланс можно в несколько кликов по дороге, например, на работу. Это особенно актуально в декабре, когда у людей появляются предпраздничные хлопоты и хочется все успеть сделать как можно оперативнее. Напоминаю, акция продлится до конца года.
— Как проходит процесс пополнения «Единой Транспортной Карты» через СБП? Какие основные шаги нужно выполнить пользователю?
— Процесс пополнения проходит через мобильное приложение «Транспортная карта» или сайт t-karta.ru. Пассажиру нужно ввести данные своей транспортной карты и сумму пополнения, а затем выбрать СБП как способ оплаты. После завершения платежа 20% от потраченной суммы вернутся на банковский счет пользователя в течение минуты. При этом максимальная сумма, которую может вернуть пользователь, — это 1000 рублей в месяц. Так, если пополнить транспортную карту на 2000 рублей, то 400 рублей вернется обратно на счет. Обязательно перед пополнением проверьте регистрацию в программе лояльности на сайте vampivet.ru. Там же можно узнать все подробности акции.
— Какие выгоды, по вашему опыту, получают пассажиры, активно использующие технологичные способы оплаты?
Национальная система платежных карт активно развивает различные инновационные способы оплат на транспорте, что позитивно сказывается на росте безналичной оплаты. Для россиян это быстро и удобно – достаточно нажать на кнопку в смартфоне или приложить его к платежному инструменту. Сегодня к таким технологическим сервисам относится и Система быстрых платежей — сервис Банка России. Изначально с его помощью люди могли переводить деньги между счетами в разных банках по номеру телефона. Но теперь через сервис СБП можно оплачивать абсолютно любые услуги, товары в интернете и розничных магазинах. В этом году мы активно внедряли СБП как способ оплаты проезда, в частности и при пополнении баланса транспортных карт. А благодаря нашей программе лояльности еще несколько недель до самого конца года жители Хабаровского края могут получать кешбэк 20% рублями.
Реклама. АО «НСПК»
ИНН 7706812159
erid: LjN8K2SJx