Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию авиапроисшествия с вертолетом Ми-8Т RA-24467 в Магаданской области. Вертолет перевозил вахтовый персонал и представителей подрядных организаций «Омолонской золоторудной компании», входящей в структуру АО «Полиметалл».
По данным пресс-службы ведомства, на борту находились три члена экипажа и 17 пассажиров. в районе Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области
«Воздушное судно имеет повреждения. Информация о пострадавших уточняется», – отметили в ведомстве.
Ранее сообщалось, что в результате жесткой как минимум один человек погиб, еще несколько пассажиров получили травмы различной степени тяжести. Крушение произошло в три часа ночи по московскому времени в 75 км от поселка Эвенск. По предварительной информации, во время полета возникла неисправность двигателя, в результате чего пришлось совершить жесткую посадку.
В минувшую пятницу, 17 февраля, на юге Сахалина разбился вертолет Robinson R44, совершавший туристический рейс. В аварии погибли пилот и пассажирка геликоптера, приехавшая из Хабаровска вместе с семьей. Её чудом выживший супруг находится под наблюдением врачей. Спасатели МЧС уже несколько дней работают на месте происшествия вместе со следователями, EastRussia выяснило, что известно о крушении вертолета на текущий момент.
Гора Красная — часть известного горнолыжного комплекса «Горный воздух» на территории Южно-Сахалинска. Эта вершина находится на удалении от основной инфраструктуры спортивного учреждения — туда ведут только канатные дороги, перевозящие посетителей, и технический проезд к трассам для персонала. Часть горного хребта, к которому относится Красная, отличается сложным рельефом: именно поэтому пролегающие там зоны для катания на лыжах и сноуборде относятся к повышенному уровню сложности. В то же время гора остается популярным местом для пеших туристов — для них зимой и летом работают прогулочные маршруты. И именно в этом районе, к северо-востоку от Красной, рухнул вертолет Robinson R44.
«Установлено, что 17 февраля 2023 года в 15 часов 05 минут по местному времени вертолет Robinson R44 с двумя пассажирами на борту осуществил вылет с посадочной площадки Оленья Горка, расположенной на территории городского округа Южно-Сахалинск, по направлению к горе пик Чехова. В 15 часов 16 минут воздушное судно осуществило посадку на горе пик Чехова, после чего пилот не подтвердил взлет органу воздушного движения и в 16 часов 02 минуты произошло срабатывание сигнала бедствия воздушного судна по международной спутниковой системе КОСПАС», — уточнили в Восточном межрегиональном СУТ СКР.
По данным диспетчерских служб, геликоптер пропал с радаров в пятницу, 17 февраля, около 16 часов. Вскоре у вертолета сработал аварийный маяк. По его данным специалисты определили приблизительное местонахождение воздушного судна, а затем отправили туда группу спасателей на снегоходах, самолет Ан-26 и еще один Robinson. Прибывшие на место подтвердили: вертолет разбился.
Место крушения вертолета Robinson R44
фото: ГУ МЧС РФ по Сахалинской области
Вскоре стало известно о том, что на борту Robinson R44 находились три человека — пилот и двое туристов. Андрей и Дарья Мартыненко из Хабаровска прибыли на Сахалин в отпуск, и полет над достопримечательностями островной столицы стал одним из пунктов их туристической программы. Вместе с супругами должен был лететь их четырехлетний сын, но именно в этот роковой день родители оставили малыша в отеле с няней. Это спасло ему жизнь.
Глава семьи чудом выжил. С места аварии его оперативно эвакуировали в Сахалинскую областную клиническую больницу. Предварительно врачи заявили о состоянии средней степени тяжести, черепно-мозговой травме и сопутствующей шоковой амнезии, но вскоре выяснилось, что мужчине нужна операция.
«При детальном обследовании выявили травму шеи. Подробности озвучить не могу, но осложнение связано с позвоночником. Подготовили пациента к операции, прооперировали быстро. Состояние после операции стабильно тяжелое», — рассказал заведующий травматологическим отделением СахОКБ Алексей Ким.
супруги Мартыненко
фото из личного архива: источник - соцсети
Отправив выжившего пассажира к медикам, спасатели приступили к разбору завалов. Вскоре они обнаружили тела погибших женщины и пилота. Однако деблокировать их сразу не удалось — сказывались погодные условия, плохая видимость из-за непогоды и нехватка специального оборудования. Работа растянулась на все выходные, к разбору обломков вертолета привлекли поисково-спасательный отряд имени Полякова.
«К поисковым мероприятиям были привлечены 11 человек и 6 единиц техники, в том числе от МЧС России 7 человек и 2 единицы техники (1 снегоход). В готовности к вылету находился вертолет Ми-8 Хабаровского АСЦ МЧС России. Его применение было невозможно по погодным условиям», — уточнили в ГУ МЧС по Сахалинской области.
Тем временем четырехлетний мальчик, оставшийся без мамы, ждет, когда родственники заберут его домой. С ребенком работают психологи. Из отеля малыша перевели в специальное учреждение. Ситуацию курирует уполномоченный по защите прав ребенка в Сахалинской области Любовь Устиновская.
«Учитывая, что малыш остался один, он до решения всех вопросов был помещен в социально-реабилитационный центр. В центре созданы хорошие условия, питание, много игрушек, внимательные воспитатели. Малыш уже со всеми познакомился, адаптировался, чувствует себя хорошо, играет с детьми», — рассказала она.
Одновременно со спасателями к работе приступили криминалисты — в рамках возбужденного уголовного дела. Следователи Восточного межрегионального СУТ СК России организовали ряд проверок. Кроме того, они озвучили две основные версии трагического происшествия.
«Органом предварительного следствия рассматриваются две основные версии происшествия: техническая неисправность воздушного судна и нарушение правил пилотирования», — сообщили в территориальном следственном управлении на транспорте СК РФ.
По предварительным данным, основанием для уголовного дела стала часть 1 статьи 263 УК РФ — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». ТАСС со ссылкой на источник в экстренных службах сообщает о возможной ошибке пилотирования. «Вертолет задел скалу, а потом начал аварийно снижаться», - сказал собеседник агентства.
Туристические полеты на этом геликоптере были регулярными, а услуга показа природных красот Сахалина — довольно востребованной. Широко известен и маршрут, который стал роковым для вертолета в ту пятницу: он популярен не только у авиатуристов, но и у тех, кто предпочитает передвигаться на автотранспорте.
Вертолет Robinson R44, который выполнял злополучный рейс с туристами на борту, хорошо знаком жителям Южно-Сахалинска — ярко-красный геликоптер не раз летал над жилыми домами и торговыми центрами, вероятно, демонстрируя гостям региона красоты города с высоты. А логотип, которым украшена опора винта, знаком всему острову — пятиконечный цветок крупнейшего на островах торгово-развлекательного центра «Сити Молл». Именно этому учреждению принадлежал геликоптер.
Туристические полеты на вертолете рекламировала компания «Сахтрэвел». На сайте организации и сейчас можно увидеть фото воздушного судна, которое разбилось 17 февраля. Перечислены и преимущества прогулок на геликоптере.
скриншот сайта компании «Сахтрэвел»
«Во время летной прогулки над территорией города Южно-Сахалинск можно оценить величие горнолыжного комплекса «Горный воздух». Восхитительный вид на быстрые горные спуски, которые со всех сторон обрамлены деревьями, подарит непередаваемые эмоции. Если вы хотите удивить любимого человека, то прогулка на вертолете по самым ярким природным объектам Южно-Сахалинска и других поселений острова станет оптимальным вариантом. Поверьте, сердце любимой оттает, когда она увидит бирюзу Карьерных озер, находящихся под строгой охраной скальных исполинов. Путешествие по Южно-Сахалинску <…> позволяет разнообразить досуг, забыть обо всех проблемах и невзгодах. Только в воздухе человек может чувствовать себя свободным», — говорится на сайте туристической фирмы.
Этот же вертолет активно использовали для коммерческой фото- и видеосъемки, продвигая услугу в социальной сети Instagram* (запрещена на территории РФ по решению суда) и на рекламных мониторах. Медиаролики, аккаунты в сети и сайт, рекламирующий полеты на геликоптере к красотам Сахалина, до сих пор доступны — ни в одном источнике не появилось ни официальных заявлений о факте аварии, ни соболезнований близким погибших, ни сообщений о временной приостановке предоставления услуг частных полетов. Продолжает ли сервис работать неизвестно: в парке компании есть еще два «Робинсона», кроме разбившегося.
В ответ на запрос EastRussia об обстоятельствах происшествия, состояния вертолёта и опыта пилота пилота в «Сахтрэвел» ответили, что не обладают необходимой информацией.
С объявлением нового поворота на восток, реляции об экономических успехах в ДФО стали в СМИ регулярной повесткой. За пределами всеобщего внимания при этом осталась социальная жизнь небольших поселений, не до конца пришедших в себя после лихих 90-х. Особенно тяжело пришлось северным окраинам – после свёртывания коммунистической доктрины развития страны многие посёлки оставили на произвол судьбы. Но люди там продолжают жить своей обычной жизнью, преодолевают климатические сложности, бытовые трудности и до слёз радуются возрождению авиаперелетов в областной центр.
Отрицательный рост
Один из самых северных регионов Дальнего Востока — Магаданская область — продолжает терять население. По данным местных властей каждый год регион покидает примерно 2500 человек, среди них порядка одной тысячи — люди в возрасте от 14 до 30 лет. Больше всего уезжают из отдалённых посёлков.
Один из таких – Синегорье. Это посёлок городского типа в Ягоднинском районе Магаданской области. История Синегорья началась 12 февраля 1971 года, в 1972-м он получил статус посёлка городского типа.
Посёлок был рассчитан на 10 тысяч жителей и имел благоустроенные (по северным меркам) жилые дома, спортивный комплекс с бассейном, игровым тренажёрным залом, больницу, поликлинику, профилакторий, детский сад, школу и даже аэропорт. Градообразующие предприятия поселка – ПАО «Колымаэнерго» и Восточные электрические сети ПАО «Магаданэнерго», ещё в конце восьмидесятых здесь проживали 11 тысяч человек, но с каждым годом синегорцев становилось всё меньше.
8 июня 2000 года закрылся аэропорт «Синегорье». Сейчас из-за убыли населения, в посёлке заброшено около 2/3 зданий. В 2021 году в Синегорье проживало чуть менее двух тысяч жителей.
Две трети зданий в Синегорье заброшены
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
«Мой друг уехал в Магадан»
Недавно посёлок стал одним из главных героев документального фильма ростовского режиссёра Анны Барсуковой. Сама Анна из Украины, но в России живёт более двадцати лет, снимает документалки, нередко посвящённые социальным проблемам – например, про отношение общества к ВИЧ-инфицированным людям или детям-сиротам.
Режиссёр давно искала повод снять кино на севере: на Камчатке долгое время служил её брат, а фотографии бескрайних территорий, засыпанных толстыми слоями снега, будоражили воображение кинематографиста. Закон жанра: для того, чтобы попасть на территорию, нужно обязательно найти к ней ключ, а в случае Анны – главного героя для будущего фильма о севере. И герой нашёлся.
Руслан Крысенко, житель Синегорья
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
На видеохостинге режиссёр увидела блог одного из северян – «Русик Бука». Его вёл коренной житель Синегорья Руслан Крысенко. Связавшись с ним Анна подробно расспросила о посёлке и жизни Руслана, через него нашла других героев будущей картины – многие из них работали в доме-интернате.
«Изначально у нас были планы показать в фильме дом инвалидов – одно из предприятий, которое функционирует в Синегорье. Если снимать одну разруху, стоящую в посёлке, то из этого не получилось бы полноценного фильма, да и не было задачи делать чернуху про север. Планировалась следующая история – мама Руслана находилась в доме инвалидов и весь сюжет был завязан на том, что сын навещает там мать, ухаживает за ней. Но перед моим приездом Ларисы Павловны не стало, сюжет картины скорректировался. Но Руслан всё равно оказал нам большую помощь при съёмках – провёл по всем местам, благодаря чему мы отсняли много материала вне интерната», - вспоминает Анна.
Спаси и сохрани
Первые кадры фильма запечатлевают общую картину для многих северных поселений Дальнего Востока страны. Кардинальное отличие только одно – на въезде людей встречает огромный православный крест, на котором написано: «Господи, спаси и сохрани Россию». Сразу за ним виднеется дорога в посёлок и множество пустых домов. Для неподготовленного зрителя такая картина выглядит пугающе. Сам режиссёр признается, что изначально не было понятно, жилое ли это место или люди давно покинули его. Однако на следующих кадрах зритель видит храм Пресвятой Богородицы, центр посёлка, дом-интернат, чуть поодаль видны строения градообразующих энергетических предприятий. Жизнь здесь, несмотря на трудности и суровый климат, определённо продолжается – люди идут на работу, водят детей в детский сад и школу. Но густой туман, горные пейзажи и пустые дома, занесённые снегом, всё равно придают пространству мистическую окраску, что в фильме особо драматически усиливается закадровой музыкой композитора Гюли Камбаровой. По словам Анны, ей, как человеку, живущему на юге, никогда не доводилось видеть такого большого белого безмолвия, окружающего когда-то очень зажиточный посёлок.
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
«Больше всего меня поразило, как человек, родившийся и выросший в Синегорье, рассказывал про советское время. При СССР в посёлке выращивали в теплицах тюльпаны, помидоры и огурцы, разводили коров и свиней, поселок процветал. Потом в одночасье всё рухнуло. Руслан – очень эмоциональный рассказчик и было безумно жаль, что он жил в совсем другом посёлке, а теперь вынужден наблюдать его разрушенное состояние. Во время общения, я видела в глазах моего героя скорбь, горечь, сожаление. Приезжие впечатляются только тем, что видят вокруг себя, рожденному здесь человеку приходится гораздо сложнее. Через какой время Руслан произнес фразу, которая выбила у меня почву из-под ног – «Я думаю, что мое будущее связано не с этим регионом и, наверное, я когда-нибудь уеду», - рассказывает автор фильма.
Другие люди
Несмотря на общее впечатление запущенности посёлка, душевность оставшегося населения с лихвой искупает зияющие инфраструктурные пустоты. Основной локацией для съёмок выступил дом-интернат. Решение об открытии в Синегорье филиала Магаданского областного дома-интерната общего типа для престарелых и инвалидов было принято властями Магадана в 2012 году. Он находится на первом этаже городской больницы. Медицинский персонал и социальные работники ухаживают за колымчанами в преклонном возрасте. После открытия, кроме жителей Синегорья, нуждающихся в постоянном уходе сюда переселили пожилых жителей Ягоднинского, Сусуманского и Среднеканского районов.
«Работники дома-интерната – люди с большой буквы. Я не знаю, откуда они берут свои силы и душевную глубину для ежедневной поддержки своих подопечных, почему этим занимаются. Я бы не смогла стать соцработником, для меня это психологически сложно. Но люди делают свою работу искренне и деньги для них не самый главный фактор. Кстати, сразу после нашего отъезда в доме-интернате сделали хороший ремонт», - рассказывает Анна.
По ее словам, отзывчивость жителей Синегорья стала для неё самым главным откровением. Во время съёмок Анна случайно свернула с протоптанной дороги и ушла в сугроб по грудь. Ситуация усугублялась тем, что в руках у режиссёра была камера и тяжёлый рюкзак. На улице вечерело, температура воздуха опустилась до минус 35 градусов. На помощь Анне пришли прохожие, подсказавшие, как правильно выбраться обратно на дорогу – лечь на снег пластом и ползти.
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
Безотказность, бескорыстие, доброта, невероятное искреннее безвозмездное желание помочь – поразили Анну до глубины души. Она считает, что на Севере люди отзывчивее и сплочённее, чем на юге страны и всегда готовы подать руку помощи каждому нуждающемуся. Режиссёр старалась снимать работу дома-интерната максимально бережно, чтобы не навредить его обитателям, поскольку жизнь внутри из-за преклонного возраста его обитателей психологически непроста.
От отчаяния к надежде
Сюжетная линия фильма, показывающая искренних и бескорыстных работников дома-интерната, готовых помогать пожилым магаданцам достойно прожить оставшиеся годы, в фильме идеально зарифмовалась с мыслью о том, что брошенные населённые пункты необходимо по мере возможности возрождать.
«В картине много разных посылов, но основной заключается в том, что мы хозяева своей Родины. Если у нас есть сто комнат, то мы должны следить за всеми. Нельзя халатно относиться к тем или иным регионам. От малой Родины рождается Большая. Мне бы хотелось, чтобы зрители после финальных титров осознали – необходимо ухаживать за глубинкой. Север очень жаль, он пострадал больше всех. Нельзя больше такого допустить», - уверена Анна.
В финале фильма есть очень яркий эпизод – прибытие в посёлок первого за очень долгое время самолёта. После закрытия аэропорта у жителей посёлка была всего одна возможность попасть на большую землю – восемь часов на автобусе, при хороших погодных условиях ходившем всего два раза в неделю. Искренность эмоций в глазах северян подделать невозможно – на кадрах фильма они машут руками самолёту, смахивают слёзы из глаз и широко улыбаются. По словам Анны, синегорцы с нетерпением ждут лета, мечтая, что самолёт будет летать к ним чаще, а значит они будут ближе к своим родным.
кадр из фильма «Между отчаянием и надеждой»
Она добавляет, что многие синегорцы остаются на месте в силу привычки, но всё же не оставляют мысли о переезде из посёлка. Им очень нравятся здешняя природа, чистый воздух, тишина. И если когда-то синегорцам придётся оставить родной край, то они предпочтут небольшие населённые пункты, где нет много машин, а есть тишина и свобода.
«Я сняла всё, что хотела, но не против вернуться и сделать вторую серию с совершенно другими результатами. Я надеюсь, что положительные перемены в жизни посёлка должны наступить и уде практически сижу на чемоданах», – отмечает Анна.
Сейчас, по её словам, фильм будут предлагать региональному прокату – это показы в школах, вузах, различные киноуроки, на которых зрители знакомятся с большой Россией и малой Родиной. А уже после фестивального продвижения и показа на телевидении у фильма состоится релиз на цифровых площадках. И тогда любой желающий сможет увидеть и узнать, как живётся в одном из самых холодных, но душевно тёплых посёлков Магаданской области Дальнего Востока России.
В экономическом плане 2022-й год для Магаданской области стал в целом успешным, хотя добиться этого было сложно. Если в первом полугодии введенные против страны санкции еще не проявились для региона в полной мере, то во втором проблемы проявили себя весьма ощутимо: главным образом из-за ограничений на экспорт российского золота. Добыча драгметалла на Колыме – это бюджетообразующая отрасль, и от ее успехов зависит благополучие региона.
По итогам минувшего сезона Колыма золота недобрала. По информации министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области, в 2022 году в регионе добыто 51,43 т золота и 745,9 т серебра. По отношению к аналогичному периоду прошлого года золота извлечено на 680 кг меньше, а серебра больше – на 67,8 т. План добычи драгоценных металлов на 2022 год составляли: золото – 52 тонны, серебро – 740 тонн.
Это пришлось учесть при обсуждении областного бюджета на 2023 год. Его доходы утверждены в объеме около 44,2 млрд. руб., расходы – около 44,5 млрд. руб., дефицит - 328,8 млн. рублей.
- Бюджет сформирован объемом немного ниже начального плана на 1,3 млрд рублей, но мы надеемся, что он будет увеличиваться. Добыча золота растет, но есть сложности в части его реализации при том, что это основная часть доходов региона. Цифры оптимистичны, но нужна подстраховка. Основные статьи связаны с социальными обязательствами, особенно с тем, что касается поддержки воинов, участвующих в специальной военной операции и их семей, а это не только льготы, но и прямые выплаты. Все, что касается образования, медицины, развития спорта, остается, - пояснил по итогам принятия бюджета области на 2023 год депутат Игорь Донцов.
- Основные налогоплательщики в Магаданской области – это недропользователи, и от исполнения ими производственных планов зависит, в том числе, наполняемость бюджета, - дополнил председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов. - В бюджете региона основным налогом является налог на прибыль. Он определяет состояние промышленности в целом, но базовая сфера – это недропользование и энергетика.
План добычи золота на Колыме составляет на 2023 год более 56 тонн. Но не ясны цепочки, связанные с его реализацией. Товар есть, золото произведено, его надо продать по нормальной цене, чтобы затраты как минимум окупали производство.
Есть риск, что часть добывающих компаний не выйдет на новый сезон: у одних может не хватить оборотных средств из-за сложностей кредитования и невозможности продать золото, у других – проблемы с подготовкой или покупкой техники. В этих условиях выжить могут те, у кого есть запас денег, оборудования и топлива. Те, кто работал от сезона к сезону, скорее всего не справятся.
Напомним, Минфин США ввел 24 марта 2022 года санкции на сделки с золотом, имеющим отношение к Центробанку РФ, а затем и на добычу драгметалла. Ранее – 9 марта 2022-го – российские аффинажные заводы были лишены статуса «надежного поставщика» (Good Delivery), добывающие компании и банки, которые тоже оказались под санкциями, не смогли продавать золото на биржах в недружественных странах. Те, у кого есть генеральные экспортные лицензии, начали искать новых партнеров, но далеко не у всех это получилось.
Помочь со сбытом могло бы правительство за счет внутренних закупок. В апреле вышло распоряжение Центробанка о заключении сделок с золотом по договорной цене, но банки стали применять значительный дисконт. Если в начале 2022 года грамм золота в среднем стоил 4450 рублей и выше, то осенью - 3100 рублей. Банки брали и по 2900, и по 2800 рублей за грамм.
Для многих, особенно россыпников, уже только поэтому прибыль перестала окупать добычу. Если добавить рост стоимости ГСМ, селитры, материалов и оборудования, геологоразведки, вероятность вхождения в новый сезон приближается к нулю. Соответственно, упадет уровень и добычи, и капитальных затрат, и объем геологоразведочных работ, а значит, упадет производство в будущем, а в настоящем уже грозит сокращение количества предприятий, рабочих мест и уровня налогов.
Магаданская областная Дума в июле 2022 года направила обращение в Правительство Российской Федерации о необходимости корректировки механизмов регулирования оборота золота, предложив сделать из него товар, который бы был в собственности недропользователей, чтобы они сами искали источник реализации.
В зоне особого риска – малые и средние компании с уровнем годовой добычи до 100 кг. В регионе 147 таких предприятий – почти половина. Для них получение генеральной лицензии на экспорт и заключение договоров с зарубежными покупателями стало практически невозможным. Некоторые мелкие артели в 2022 году уже недоработали сезон, поскольку оборотных средств от реализации металла не хватило.
– Во время заявочной кампании беседовали с представителями 356 предприятий. В конце сезона 72 предприятия не собирались начинать следующий. 151 предприятие не вело вскрышу и подготовку. Из крупных – 18 сомневались. Некоторые сократили добычу в 2022 году, - рассказал генеральный директор одного из крупнейших на Дальнем Востоке поставщиков техники и запасных частей – компании «Модерн Машинери Фар Ист» Даниил Шафеев.
Колымские недропользователи предложили Банку России покупать золото напрямую у золотодобытчиков по рыночной или мировой цене.
Свои рекомендации в текст обращения внесли первый заместитель Председателя областной Думы, председатель Ассоциации недропользователей Магаданской области Александр Басанский и депутат заксобрания, руководитель золоторудной компании «Видное» Игорь Розинов.
– Раньше мы продавали золото банкам, они – за рубеж и получали доллары, которые после конвертировались в рубли, и эта денежная масса шла на развитие отечественной экономики. Сейчас предлагаем, чтобы золото покупал Банк России. При этом цена должна быть экономически обоснованная, – пояснил Александр Басанский.
Магаданская областная Дума предлагает разрешить золотопромышленникам продавать физическим лицам слитки, произведенных на аффинажных заводах из добытого ими золота, без начисления налога на добавленную стоимость, по аналогии с положениями Налогового кодекса РФ, по которым с 1 марта 2022 года от НДС освобождены операции по реализации банками драгметаллов в слитках физлицам независимо от их помещения в хранилища банков.
Также колымчане предлагают разрешить недропользователям продавать слитки гражданам без регистрации договора купли-продажи в Гохране России или при условии регистрации договора в уведомительном порядке. Прозрачность сделок со слитками должна обеспечить Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
Депутаты инициировали возобновление закупки золота в Госфонд России по рыночной (мировой) цене Центробанка России с отменой дисконта.
На 2023 год банки практически не заключали договоры купли-продажи золота с недропользователями, а если и заключали, то на кабальных условиях — с дисконтом на 5-20%, пояснил Александр Басанский. Сейчас все ищут возможность реализовывать металл по оптимальным ценам, некоторые предприятия стараются получать лицензии и продавать на экспорт в дружественные страны, некоторые продают российским банкам, у которых есть лицензии. Но из-за низкой цены у части золотопромышленников появился дефицит оборотных средств. Поэтому многие считают, что золото должно стать обычным товаром без специальных условий регулирования его продажи.
– Ситуация с продажей золота сложная. Нужен стабильный сбыт. Если будет принято решение о создании золотых резервов, и государство будет покупать металл по рыночным ценам, будет хорошо, - поделился Александр Басанский. – Золото мы продаем коммерческим банкам. Но, когда становится трудно, они меняют процент. Золото можно продавать на зарубежных рынках, получать генеральные экспортные лицензии. Большим компаниям легче договариваться, чем маленьким.
Есть риск, что бюджет области недополучит часть запланированных доходов, считает он. Казна формируется в зависимости от реализации золота: из налога на добычу полезных ископаемых, на прибыль и на имущество, а они прямо зависят от цены на золото. Цена на золото в начале года была 4900-5000 рублей за грамм, а в сезон у многих она отходила от 2900 до 3400 тысяч, в зависимости банка.
Часть крупных предприятий, у которых есть резервы, вообще решила не продавать золото, и ждать более выгодной цены.
Еще одна проблема – санкции на поставки техники. Сложности начались летом 2022 года, из Японии импорт был приостановлен с 21 сентября. Чтобы продолжить работу в условиях санкций, поставщикам пришлось переформатировать логистические цепочки, найти обходные пути оплаты экспортируемого товара. Ситуация выправляется, но выросла цена.
В Магадане действует сервисный центр «Реман» – единственный в ДФО центр по восстановлению компонентов техники Komatsu до состояния новых. На технику этого производителя в 2021 году пришлось 64% продаж. Ещё один крупный игрок на рынке не только Колымы, но и всего Дальнего Востока – «Модерн Машинери Фар Ист» на его долю приходятся поставки половины бульдозеров, четверти грейдеров, практически всех самосвалы.
Ключевые заказчики компании – колымские и сахалинские, в числе которых концерн «Арбат», «Сусуманзолото», ГДК «Берелех», «Полиметалл», «Полюс», «Павлик».
В 2021 году компания поставила 566 единиц техники, это был рекорд. На 2022 годы план составлял 643 единицы, в январе грамм золота доходил в цене до 7,5 тысяч рублей, ожидали всплеска продаж. Но в течение года снизилась платежеспособность заказчиков из-за падения цены золота.
Теперь расчеты компания ведет через Китай, там открыли предприятие, оттуда и работают. В регион стали завозить не только оригинальные запчасти, но и качественную альтернативу из Турции, Италии, Китая. «Модерн Машинери» дает гарантию на эту технику.
В Магадан в конце 2022 года приезжали представители китайского производителя двигателей Cummins Dong feng, для совместной работы нужно поставить цех для ремонта двигателей - их используют и «Газели», и КАМАЗы.
Главной задачей сейчас остается продление ресурса имеющейся техники, и обеспечение её ремонта, пока идет переход на российские или китайские аналоги. Активно идут переговоры между КАМАЗом и Yuchai, а также с российскими производителями тяжелой техники.
– Мы рассматриваем несколько вариантов: бывшая в употреблении техника, российская (компания ЧЕТРА, «ДСТ-Урал»), китайские аналоги, и некая «кривая» возможность возить американскую или японскую. Если говорить о б/у технике, то встаёт проблема высокого утилизационного сбора, в том числе за бульдозеры типа Komatsu D375A-5, аналогов которому в данной отрасли нет. Первые машины ЧЕТРА Т-40 будут собраны в январе, мы купили четыре машины, будем тестировать, – поясняет гендиректор «Модерн Машинери Фар Ист» Даниил Шафеев.
По мнению председателя облдумы Сергея Абрамова, нужно объединить усилия законодателей, недропользователей и поставщиков тяжелой техники, чтобы повлиять на ситуацию с утилизационным налогом, определить группу техники, чтобы исключения касались не только Магаданской области, но и других регионов и всех видов добычи полезных ископаемых. Тогда по видам техники, которую в стране не производят, можно будет поставить нулевую ставку утилизационного сбора.
Традиционно Россия занимает второе место в мире по объему золотодобычи. Эта отрасль развита в 25 регионах страны, в основном на Дальнем Востоке. Александр Басанский считает, что необходимо формировать золотой резерв России.
— Во времена Великой Отечественной войны Союз рассчитывался золотом за поставки по лендлизу. Иран, который живет под санкциями несколько десятков лет, рассчитывается золотом.
Лично мое мнение, что нужно создавать золотые запасы. Не золотовалютные, а золотые. Валюта дружественных стран — хорошо, но она очень зависима от многих факторов — сегодня может подняться, а завтра опуститься. А золото, если оно и опускается в цене, после все равно идет в определенный рост. Если посмотрим динамику цен на золото за последние 10–15 лет— это стабильный металл, который всегда имеет перспективу реализации и роста.