С введением прогрессивной шкалы налогообложения изменения почувствуют только 3% россиян с высокими доходами, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства. Первая планка для применения прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц установлена на уровне 200 тыс. рублей.
Мишустин пояснил, что законопроект о прогрессивной шкале налогообложения соответствует общественным запросам на справедливое распределение налоговой нагрузки в зависимости от уровня доходов. Анализ данных Федеральной налоговой службы показал, что 97% работающих граждан изменения не затронут. Повышение налогов для людей с высокими доходами позволит снизить налоги для семей с детьми через механизм вычетов и семейных налоговых выплат.
Для семей с двумя и более детьми со среднедушевым доходом менее полуторакратного размера минимального прожиточного минимума в месяц будет компенсироваться часть уплаченного НДФЛ, чтобы эффективная ставка налога составляла 6%. Из 13% ставки будет возвращено более половины. Такое решение не повлияет на региональные бюджеты, так как необходимые ресурсы будут найдены за счет расходной части федерального бюджета.
Также увеличиваются стандартные вычеты по налогу на доходы физических лиц на второго и третьего ребенка – с 1400 до 2800 рублей и с 3000 до 6000 рублей соответственно, с одновременным увеличением до 450 тыс. рублей совокупного дохода, до достижения которого эти вычеты будут применяться.
Предусматривается налоговый вычет в размере 6000 рублей в год для тех, кто занимается спортом, сдает ГТО и проходит ежегодную диспансеризацию.
Ставки НДФЛ сохраняются на уровне 13% для работников с годовым доходом ниже 2,4 млн рублей. Для граждан с высокими доходами, которых в России около 3%, вводится прогрессивная шкала: доходы от 2,4 млн до 5 млн рублей в год облагаются по ставке 15%, от 5 млн до 20 млн рублей – 18%, от 20 млн до 50 млн рублей – 20%, свыше 50 млн – 22%. Эти изменения не затронут денежные выплаты участников специальной военной операции.
Налог на доходы от реализации имущества остается на уровне 13% до 2,4 млн рублей годового дохода, а свыше этого порога – 15%. Ставка 15% сохраняется для доходов в виде дивидендов, процентов по депозитам и операций с ценными бумагами, если они находятся в портфеле менее пяти лет.
Для людей с доходами свыше 50 млн рублей предлагается ограничить льготы по налогу на доходы физических лиц при реализации ценных бумаг, которыми владеют более пяти лет. Предельная ставка НДФЛ в этом случае составит 15%.
Регионы и муниципалитеты смогут устанавливать более высокие ставки имущественных налогов на дорогостоящее имущество стоимостью свыше 300 млн рублей. Максимальная ставка может быть увеличена с 2 до 2,5%, а для дорогих земельных участков – с 0,3 до 1,5%.
Михаил Мишустин подчеркнул: «Все нынешние изменения направлены на выстраивание более справедливой и более сбалансированной налоговой системы. Она должна обеспечить поступление необходимых ресурсов на выполнение всех социальных программ, на общенациональные системные задачи, национальные проекты, государственные программы – на благо наших граждан и нашей экономики».
Процедуру инкорпорации в специальные административные районы о. Русский и Октябрьский предлагают распространить на непубличные компании. Сегодня в САР о. Русский количество участников достигло 111 активов с общим объемом активов более 5,5 трлн рублей. Но все они вернулись в родную гавань через механизм редомициляции (смены юрисдикции). Эксперты полагают, что упрощение условий регистрации позволит привлечь дополнительные инвестиции и повысит доверие бизнеса к российским «офшорам».
С 2018 года в ДФО функционирует Специальный административный район на о. Русский Приморского края (САР), предназначенный для регистрации иностранных и российских холдинговых компаний.
«Сегодня на о. Русский зарегистрировано в порядке редомициляции 111 компаний с общим объемом активов более 5,5 трлн рублей. КРДВ ведет переговоры еще порядка с 30 компаниями, которые могут переехать на о. Русский в текущем году. Это компании, работающие в различных сферах бизнеса начиная от финансов, заканчивая добычей полезных ископаемых, ведущие деятельность как на Дальнем Востоке, так и в других частях нашей страны», — рассказал агентству директор департамента сопровождения САР Павел Шейка.
До 2023 года стать участником САР можно было только через процедуру редомициляции, когда компания «переезжает» из одной юрисдикции в другую. Летом 2023 года Госдума приняла закон о новом способе переводов активов в специальные административные районы с помощью механизма инкорпорации. При этом фактически создается новая компания, не являющаяся правопреемником и не получающая прав и обязанностей учредителей. Однако до сих пор через процедуру инкорпорации не прошел ни один участник САР о. Русский.
«Это связано с определенными санкционными и контрсанкционными ограничениями, а также тем фактом, что инкорпорация сейчас доступна только публичным компаниям. Считаем, что в рамках поручения президента об упрощении переезда иностранных компаний в России возможно рассмотреть распространение инкорпорации и на непубличные компании», — пояснил Павел Шейка.
Публичная компания — акционерное общество, акции которого обращаются на фондовом рынке свободно, без ограничений. Купить их может любой желающий, ценные бумаги свободно торгуются на бирже. Тогда как непубличные компании распределяют акции между учредителями заранее, не размещают их на бирже и не продают без разрешения остальных акционеров.
Сегодня одно из главных требований к потенциальным резидентам — ценные бумаги учредителя должны иметь листинг на российской или зарубежной бирже согласно требованиям российского законодательства о ценных бумагах.
Эксперты уверены, что расширение процедуры на непубличные компании может значительно увеличить количество участников специальных административных районов и привлечет в регион новые инвестиции.
Директор по стратегии инвестиционной компании «Финам» Ярослав Кабаков отмечает, что расширение возможностей регистрации в САР во многом переломили скептицизм и бизнеса, и экспертного сообщества.
«В сочетании с дополнительными налоговыми стимулами и поддержкой со стороны правительства это повысило конкурентоспособность специальных административных районов. Сегодня уже не подлежит сомнению, что САР – действительно эффективный инструмент», — комментирует он.
В Ассоциации налоговых консультантов напоминают, что процедура инкорпорации была разработана для компаний, испытывающих большие сложности при смене юрисдикции из-за санкционных ограничений. Этот механизм позволяет создавать новые организации, которые могут заменять иностранные холдинговые компании в корпоративных структурах, фактически выделить российский бизнес в новое юрлицо и вывести активы в родную гавань. Что особенно важно, в отличие от редомициляции инкорпорация допускает непропорциональное распределение акций правопреемника между акционерами правопредшественника.
«Санкции мешают многим компаниям использовать данные возможности, так как акции находятся в зарубежных депозитариях или заморожены. Тем не менее, в САР Калининградской области уже есть пример инкорпорации. А непубличным компаниям в этом отношении будет проще», — отметил представитель ассоциации.
Интересно, что первой и на данный момент единственной, прошедшей процедуру инкорпорации в САР Калининградской области, стала компания «Яндекс». Она завершила регистрацию в декабре 2023 года. Процесс не был бескровным и сопровождался судебными тяжбами. Часть акционеров подала иски, увидев дискриминацию своих прав.
Например, по мнению одного из заявителей, «он полностью лишился участия в российском бизнесе и остался владельцем компании, которой принадлежат исключительно зарубежные активы, составляющие 5% всех активов Yandex N.V. до выделения российского сегмента». Однако в январе 2025 года суд постановил, что законные интересы истца не были нарушены.
«Акции Yandex N.V. истец приобрел на внебиржевом рынке, причем после принятия нидерландской компанией решения о разделении бизнеса, после создания МКПАО «Яндекс» в порядке инкорпорации и, соответственно, после опубликования сведений о продаже российских активов. Как следствие, истец принял на себя риски, сопряженные с приобретением соответствующих ценных бумаг», — следует из решения суда.
Говоря про САР как инструмент развития территорий, в КРДВ отметили, что уже 52 компании выполнили свои обязательства в части инвестирования на территории России на общую сумму более 5,8 млрд рублей. За время существования САР на о. Русский холдинговые компании, переехавшие из-за рубежа, уплатили более 30 млрд рублей налогов в бюджеты различных уровней.
Также две компании-участника САР выполняют требования к «присутствию» в регионе и осуществили дополнительные инвестиции в размере 300 млн рублей каждая в объекты транспортной, инженерной, социальной и энергетической инфраструктуры Приморского края.
— Денис Алексеевич, вы известный человек в дальневосточном бизнесе, да и за пределами макрорегиона, но как бы вы представили себя человеку или людям, ничего не знающим о вас? Как обозначили бы свой калибр, например, знакомясь на экономическом форуме?
— Мне вообще не близок подход навешивание ярлыка на себя или на других, и поэтому я в жизни стараюсь идти от концепции баланса ролей, которых на самом деле много: около десятка, и они сбалансировано сочетаются в моей жизни. Поэтому, если говорить кто я — это, конечно, зависит от условий, в которых я буду представляться, но совершенно точно не буду говорить про свой калибр.
Если говорить про бизнес, я вижу себя предпринимателям и девелопером. Девелопер в общих чертах — это человек, который развивает что-то, я — девелопер в области недвижимости. Я участник бизнес-объединений: «Деловая Россия» и Союз резидентов преференциальных режимов. Если говорить шире — я часть моей большой семьи, моего рода. Я вечный студент — мне нравится учиться, и я регулярно это делаю.
— Хорошо, вам не нравятся ярлыки, но существует все же система координат, в которой успех, калибр человека оценивается по его состоянию, накоплениям, капиталу. Спрошу в лоб — вы миллионер? Или может уже миллиардер? Чтобы определить систему координат скажу — один из российских банков в августе 2023 года проводил опрос, и согласное его итогу, 25% опрошенных считают, что миллионером может считаться человек, обладающий капиталом не менее 30 млн рублей.
— Я не скажу вам сколько зарабатываю, но если это уж так принципиально, то, думаю, с натяжечкой тяну на то определение миллионера, которого, как вы утверждаете, придерживается 25% россиян. Но гораздо более говорящим фактом будет скорее то, что портфель наших проектов составляет порядка 15 млрд рублей. При этом у нас нет цели накопить побольше, мы постоянно реинвестируем.
Мы — это я и Андрей Безверхов, мой партнер по бизнесу, мы ведем его 50 на 50 — пытались разобраться, откуда эта вот потребность постоянно все вкладывать, по минимуму оставляя на потребление. И пришел такой ответ, что это, наверное, из советского детства пионерского, когда считалось, что богатым быть плохо. Сказки вспомним — кто такие богачи? Это подлые, лицемерные, злые люди, а бедняки — молодцы-красавцы. «Капиталисты проклятые», — как говорила моя мама. Сейчас уже не говорит, правда. Это как-то всплыло в разговоре, что она раньше так говорила, в моем детстве, а сейчас так больше не говорит. Посмеялись, но это все отложилось на бессознательном уровне — про то, что быть богатым плохо.
— Сейчас мама так не говорит, потому что сын капиталист?
— (смеется)
— Резюмируем: теперь всякий прочитавший эти строки понимает, что Денис Грось имеет полное право рассуждать о том, как строить бизнес и советовать, как разбогатеть на Дальнем Востоке.
Вот такой вопрос, разбогатеют ли живущие на Дальнем Востоке люди труда благодаря глобальному «Повороту на Восток» или это выгодно только бизнесу? Уже который год мы слышим про миллиарды инвестиций, но глядя на уровень и качество жизни обычных людей не складывается впечатление, что население преуспевает.
— Знаете, по поводу перспектив Дальнего Востока и возможностей, которые здесь есть — я еще, наверное, с института считал, что наш край и наш регион очень недооценены с точки зрения возможностей. И если большинство моих сверстников были прямо настроены на то, чтобы свалить — причем не куда-то в конкретное место, а, что самое печальное, «откуда», то я себя всегда успокаивал тем, что перспектива в регионе точно есть. Еще даже до того, как появилась Федеральная программа развития ДФО в 2013 году. А сейчас тренды и мировые, и внутрироссийские говорят о том, что здесь начинается очень серьезное развитие.
При этом в любых практически направлениях применения своих усилий на Дальнем Востоке гораздо больше возможностей, чем в западной части нашей страны. Почему? Потому что среда очень разряжена, то есть конкуренция практически в любых направлениях очень небольшая. Надо оговориться — была. Сейчас эта ситуация меняется. Но и с приростом количества игроков, растет опять же, и количество возможностей. Хотя уже, наверное, не для любого бизнеса. Какие-то ниши просто закрываются, порог входа становится слишком высоким. Но появляются другие — быть кооператором у «крупняка», поставляя товары или услуги какие-то.
С точки зрения человека, который работает в найме, сейчас просто вагон возможностей. Возможно, что уровень оплаты труда, в каких-то компаниях по каким-то причинам остановился, но то, что вижу я у нас в компании, то, что вижу я у коллег по «Деловой России» — а в нашем отделении больше 100 предпринимателей — есть региональный и общий тренд на рост заработных плат, фонда оплаты труда в целом. Я знаю не из одного и не из двух источников, что трудодефицит так называемый, будет только нарастать.
— Если посмотреть вакансии на специализированных порталах, то я бы не сказал, что там много видов деятельности, которые бы высоко оплачивались. Да, есть водители-дальнобойщики, экскаваторщики, которым предлагают по 150-200 тыс. рублей, есть IT-шники, но сегодня был на предприятии, которое производит рыбную продукцию – переработчик рыбы получает 35 тыс. при графике два через два, знакомый учительствует на две ставки в школе – 42 тыс., водитель троллейбуса в Хабаровске (это вакансия) – 60 тыс. К чему я это говорю, а все к тому же — как заработать, как разбогатеть на Дальнем Востоке.
— Слушайте, ну еще раз: конечно, мы можем найти кучу примеров, когда люди живут не в самых лучших условиях, но тут все зависит от инициативности самого человека. Если тебя не устраивает то, что есть сегодня, оторви «пятую» точку от кресла в твоем нынешнем рабочем месте, и поищи то, что более выгодно. К примеру мигранты, которые приезжают сюда без копейки, просто таксуя, зарабатывают больше 100 тыс. в месяц. Ну, о чем говорить? При том что — не хочу никого обижать — это работа, которая не требует особого ума какого-то, хотя и не очень комфортная, конечно. Есть много других возможностей, причем и низкоквалифицированных, и высококвалифицированных, и со средним профессиональным образованием, и с высшим. Есть программа «Профессионалитет», которая предлагает за девять месяцев обучиться новой специальности, получая при этом стипендию. Допустим, сварщика — условно говоря. Да тебя с руками ногами оторвут. Понятно, что не сразу там 300 тыс., но с постепенным ростом. В общем, можно найти возможности.
Хочешь заниматься предпринимательством? Это просто нужно делать.
— И как у нас с предпринимательством? Приходилось видеть различные цифры. В одном из исследований говорилось, что всего 5% от всего населения ДФО занимается бизнесом. Другие говорят про то, что как раз среди дальневосточников больше всего предприимчивых людей…
— Насколько я знаю, если брать удельный вес: количество субъектов МСП к количеству экономически активных людей, живущих на территории региона, субъекта федерации, то Хабаровский край, и в целом Дальний Восток не в просадке совершенно точно. Хабаровский край, кстати говоря, в 2020 входил в первую пятерку регионов страны по количеству людей, занятых в МСП. Это вместе с сотрудниками, которые работают в этих компаниях, но тем не менее: людей, занятых в этой сфере много.
— И вот мы подобрались к главному. Как все-таки разбогатеть человеку, который сейчас получает там 50-60 тыс. рублей? Среднего возраста такой человек... Вариантов, конечно же, множество, но не будем сейчас говорить про возможность открыть парикмахерскую или еще что-то. Вы девелопер, давайте про что-то близкое к вашей сфере.
— Я отвечу, быть может неожиданно, а может и «ожиданно». Как я стал застройщиком, девелопером. Работая в найме, я думал о том, чем бы мне хотелось заниматься, что меня «драйвит». Пришло понимание, что мне хочется заниматься созиданием, то есть строительством чего-то с нуля. Окей, может быть не строительством, но созданием чего-то с нуля, причем делать это так, чтобы это был проект полного цикла, чтобы я мог ко всему руку приложить. Так и вырисовалось это направление деятельности — девелопмент.
— Но при этом вы в найме работали практически в этой же отрасли, ну или крайне близкой к девелопменту.
— Да, я работал в разных организациях, но последнее место работы до бизнеса было профильное. И когда мы с нашим проектом строительства торгового центра в Хабаровске заходили в кабинет к инвесторам, они нас уже знали. Но ключевое в рекомендации «Как разбогатеть» — это, наверное, понять, чем хочется заниматься вообще, к чему лежит душа и начать нарабатывать в эту сторону компетенции, если их еще нет. Часто, если душа к чему-то лежит, то у человека уже есть в этом хоть какой-то опыт, а дальше нужно задуматься над тем, как это можно коммерциализировать, как это можно превратить в деньги. Даже, казалось бы, самые простые вещи очень здорово превращаются в успешное собственное дело. Я имею ввиду, например, кустарное производство каких-то поделок, которое со временем может разрастись в интересный большой проект.
— Что посоветуете в плане открытия бизнеса и как разбогатеть по вашему профилю: строительство, стройматериалы? Ведь у нас далеко не весь ассортимент производится. Может стекольный заводик?
— Стекольный заводик не посоветую. Это очень дорогостоящее производство. У меня был разговор с владельцем завода из Уфы. Их экономика строится на том, что в радиусе действия их эффективной логистики — это 1 тыс. или 1,5 тыс. км — должно проживать не менее 10 млн человек. У нас с этим напряг, правда, есть потенциал экспорта, который нужно тоже учитывать.
Если говорить про новые производственные проекты, то это как раз то, чем мы сейчас в логике строительного кластера занимаемся. И не то, что мы их открываем пачками, а пытаемся понять, что препятствует их появлению. Вот пример со стекольным заводиком красноречив, но есть много других производств: есть отделочные материалы, производство оборудования самого различного: сюда везут все, что связано с вентиляцией, кондиционированием, отоплением, электроснабжением. На самом же деле эти производства можно локализовывать. Оно будет и эффективнее, и региону хорошо.
И здесь у бизнеса ответ пока один: «Мы четко не понимаем рынок. Вы нам покажите, что действительно будет сбыт на протяжении срока окупаемости инвестиций, а это от пяти до 10 лет». Для производства крупного: возьмем кирпичный или цементный завод — это уже там история на больше, чем на 10 лет. А второй момент — фактор неопределенности: черные лебеди (черные лебеди в экономике — неожиданные и глобальные негативные события — прим. ред.), которые над нами теперь уже стаями кружатся и регулярно прилетают раз в год стабильно. И как в этих условиях деятельность вести?
При этом я вижу, что новые производства появляются, что установка меняется. Если мы вспомним ТОРы — первые резиденты со скрипом там поначалу появлялись, многие не верили, говорили: «Знаем мы все эти азартные игры с государством» и так далее. Но сейчас мы видим, что эффект есть, там реально количество новых проектов в ТОРах растет кратно быстрее, чем это было на старте, и тоже самое, думаю, произойдет и с производством стройматериалов. Очевидно же, что стройка огромная намечается, и она нуждается во всем.
— Хорошо. Давайте представим, что собралась компания единомышленников, пусть их будет трое. Молодые, своих денег накопили, заработали, по родственникам назанимали 500 тыс. рублей. Какой бизнес они могут открыть?
— Это вот самое интересное! Да любое дело они могут открыть на самом деле. Мы же тоже начинали примерно так: в проект, стоимостью 250 млн, мы зашли с 300 тыс. рублей своих. А из примеров для этих условных парней — идея, правда, уже занята, она уже в работе, но чтобы не с потолка брать — производство отделочных материалов: панели, которыми зашиваются внутренние помещения, с разными фактурами, они крепятся на подсистему. Быстро монтируются, не имеют сезонных ограничений. Порог входа в такой бизнес — если на арендованном помещении — в районе 30 млн рублей.
— Это с оборудованием?
— Да.
— А где помещение взять? Недостающие деньги?
— Существует множество мер поддержки от различных институтов развития. Есть Корпорация развития Дальнего Востока, которая строит производственные здания и сдает потом в аренду по ставке с дисконтом к рынку. Эти парни идут туда и говорят: «У нас есть такая идея, мы будем производить вот такой вот материал, вот наш бизнес-план, вот такой рынок сбыта, экономика примерно вот такая. Дайте нам в аренду помещения в ТОРе, мы хотим получить статус резидента и хотим работать в целом по Дальнему Востоку». Кстати, чем хорош ТОР, помимо преференций налоговых и административной поддержки — возможностью продвижения информации о себе среди других резидентов. Это происходит целенаправленно, когда КРДВ самостоятельно тиражирует информацию о резидентах, приглашая, в том числе СМИ сделать репортаж о новом производстве.
А дальше уже нужно собрать мозаику: что у меня есть, что мне не хватает, что я могу получить. Важный момент — у кого-то в команде должен быть производственный опыт. С нуля залезать в подобную историю… очень много будет шишек набито. Ну и очевидно, что этому условному проекту не хватает денег. Где их взять? Это могут быть государственные стартап-фонды. С точки зрения покупки оборудования — это может быть Фонд развития промышленности и федеральный, и региональный. Они требуют своего софинансирования: минимально, насколько помню, 20% собственного участия. В нашем примере это шесть млн.
— То есть 500 тыс. явно не хватит?
— Я думаю, шесть млн вполне реально собрать: квартиру продать, машину…
— А вероятность одобрения какова?
— Вероятность отказа высокая, но каждое повторное обращение эту вероятность размывает. И здесь ключевой совет — пробовать еще и еще, и еще.
— А на что жить в это время?
— Хороший вопрос. Работать параллельно, зарабатывать. На самом деле, если речь идет о первоначальном структурировании проекта, то оно времени много не занимает. Даже когда оборудование уже заказано, оно все равно все еще не занимает много времени. Много времени, оно начнет занимать тогда, когда все это придет и нужно будет это все это наладить. И когда деньги будут какие-то авансированы, прежде чем заходить в какой-то бизнес-проект, нужно заручиться хотя бы предварительно готовностью компаний-партнеров покупать ту продукцию, которую собираетесь производить.
— А потом придет какой-нибудь мега-производитель из центральной России и раскатает тебя до толщины твоих панелей…
— Вполне возможно. Бизнес — это риск.
— Или кто-то привезет пароход этих панелей из Китая. Не секрет ведь, что проще так поступить, чем тут что-то открывать. Может поэтому не стартуют массово производства стройматериалов в регионе?
— В каких-то историях да, но с учетом текущей стоимости рубля и того, что это процесс поэтапный, производство здесь становится все более и более привлекательным. Соотношение цена-качество у нас растет постоянно.
А если говорить, что сегодня в дефиците большом, так это подрядные компании. Именно те компании, которые осуществляют стройку. Но там есть нюансы — такой компании необходимы компетенции и свидетельство о допуске к строительной деятельности. Для этого нужно иметь в штате квалифицированный персонал. Оптимально, чтобы сам владелец компании владел нужными компетенциями, поработал на стройке несколько лет, имел нужный опыт, прошел обучение или переобучение.
— Последний вопрос: можно ли выстроить средний или даже крупный бизнес в России, не имея связей во власти?
— Можно. Никаких связей не надо. Это стереотип, выросший из девяностых. Я с уверенностью могу сказать, что по крайней мере на Дальнем Востоке вести бизнес без какой-либо «волосатой руки» можно. И это на сегодняшний день правило, а не исключение.
В дальневосточных регионах продолжают действовать механизмы поддержки жилищного строительства, в том числе в данных целях увеличен уровень возмещения банкам. Меры влияют на рост объемов льготного жилищного кредитования. Тем не менее стоимость жилья в макрорегионе является одной из наиболее высоких в стране, несмотря на отставание Дальнего Востока по ряду социальных показателей. Проблемными вопросами также являются растущие цены на электроэнергию и низкий уровень газификации. В ряде регионов откладываются сроки возведения крупных социальных объектов.
По итогам 2024 г. показатели Дальневосточного ФО по динамике доходов населения в целом отстают от общероссийских – 6% против 8,4%. Лидерами по росту реальных денежных доходов населения (Таблица 1) стали Амурская область (+9,8%), Еврейская АО (+8,9%) и Приморский край (+8,1%). При этом в Амурской области и Еврейской АО рост в значительной степени обусловлен эффектом низкой базы. Наиболее низкими темпами роста доходов населения отличаются Камчатский край (+0,1%, худший результат в России) и Чукотский АО (+1%, третий с конца результат в России).
Таблица 1. Динамика реальных денежных доходов населения, январь-декабрь 2024 г., в % к соответствующему периоду 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
108,4 |
Сибирский федеральный округ |
107,3 |
Иркутская область |
107,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
106,0 |
Амурская область |
109,8 |
Еврейская авт. область |
108,9 |
Приморский край |
108,1 |
Республика Саха (Якутия) |
107,2 |
Забайкальский край |
107,0 |
Республика Бурятия |
105,7 |
Сахалинская область |
105,3 |
Магаданская область |
105,3 |
Хабаровский край |
103,3 |
Чукотский авт. округ |
101,0 |
Камчатский край |
100,1 |
В декабре 2024 г. наибольший рост заработной платы на Дальнем Востоке (Таблица 2) продемонстрировали Забайкальский край (+28,1%), Магаданская область (+22,8%) и Хабаровский край (+21%). Аутсайдером по данному показателю вновь является Камчатский край (+10,8%).
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, декабрь 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
121,9 |
Сибирский федеральный округ |
117,9 |
Иркутская область |
117,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
117,5 |
Забайкальский край |
128,1 |
Магаданская область |
122,8 |
Хабаровский край |
121,0 |
Чукотский авт. округ |
119,9 |
Еврейская авт. область |
118,5 |
Сахалинская область |
118,4 |
Амурская область |
117,1 |
Республика Бурятия |
115,9 |
Республика Саха (Якутия) |
114,4 |
Приморский край |
114,2 |
Камчатский край |
110,8 |
Темпы роста потребительских цен в январе 2025 г. (Таблица 3) превысили общероссийские (+1,2%) в Амурской области (+1,6%), Хабаровском крае (+1,6%), Камчатском крае (+1,4%), Иркутской области (+1,4%) и Забайкальском крае (+1,3%).
Таблица 3. Потребительские цены на товары и услуги, январь 2025 г., в % к декабрю 2024 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
101,2 |
Сибирский федеральный округ |
101,5 |
Иркутская область |
101,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
101,2 |
Амурская область |
101,6 |
Хабаровский край |
101,6 |
Камчатский край |
101,4 |
Забайкальский край |
101,3 |
Сахалинская область |
101,2 |
Еврейская авт. область |
101,2 |
Приморский край |
101,1 |
Чукотский авт. округ |
101,1 |
Республика Бурятия |
101,1 |
Республика Саха (Якутия) |
100,9 |
Магаданская область |
100,9 |
Самый высокий уровень безработицы на Дальнем Востоке (Таблица 4) в ноябре 2024 г. – январе 2025 г. сохраняется в Якутии (5,3%), Забайкальском крае (4,9%) и Бурятии (4,1%). Также уровень безработицы превышает общероссийский (2,4%) в Иркутской области (3,1%). Наиболее низкий уровень безработицы фиксируется в Амурской области (1,1%).
Таблица 4. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, ноябрь 2024 г. - январь 2025 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,4 |
75 977,2 |
Сибирский федеральный округ |
2,8 |
8 290,5 |
Иркутская область |
3,1 |
1 170,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
2,9 |
4 166,4 |
Республика Саха (Якутия) |
5,3 |
529,9 |
Забайкальский край |
4,9 |
492,9 |
Республика Бурятия |
4,1 |
431,1 |
Приморский край |
2,3 |
964,7 |
Еврейская авт. область |
2,1 |
79,9 |
Камчатский край |
1,9 |
168,6 |
Сахалинская область |
1,8 |
270,7 |
Магаданская область |
1,7 |
77,9 |
Хабаровский край |
1,7 |
711,1 |
Чукотский авт. округ |
1,7 |
29,8 |
Амурская область |
1,1 |
409,8 |
Важным решением последнего времени в сфере социальных программ стало увеличение Минфином РФ уровня возмещения банкам по программе «Дальневосточная и арктическая ипотека» для поддержки выдачи льготных ипотечных кредитов в условиях текущей кредитно-денежной политики. Уровень возмещения для российских банков на весь срок действия льготных ипотечных кредитов был увеличен до 3 процентных пунктов по кредитам, выданным с 7 февраля по 6 августа 2025 г. на приобретение жилья в многоквартирных домах. По кредитам, выданным в этот же период на индивидуальное жилищное строительство, уровень возмещения увеличивается до 3,5 п.п. Прежде компенсация выпадающих расходов банков по дальневосточной ипотеке на ИЖС и многоквартирные дома рассчитывалась как ключевая ставка, увеличенная на 1,5 п.п.
Решение направлено на повышение маржинальности льготных ипотечных продуктов и заинтересованности банков в том, чтобы участвовать в льготных программах. Рентабельность льготных программ для банков стала снижаться на фоне роста ключевой ставки, тогда как предлагаемое субсидирование не компенсировало выросшие затраты.
По итогам 2024 г. объем выдачи кредитов по «Дальневосточной ипотеке» составил 232,6 млрд рублей, увеличившись на 21% относительно 2023 г. (на фоне сокращения выдач по ипотеке в рамках остальных льготных программ). Лидером по выдаче дальневосточных ипотек в 2024 г. среди банков[1] стал Сбер (больше половины годового объема) – 156 млрд рублей (рост на 6,5% относительно 2023 г.). Известно также, что в ВТБ количество сделок по дальневосточной ипотеке выросло на 60% относительно 2023 г. Среди регионов лидерами по объемам выдачи стали Приморский край (53 млрд рублей), Якутия (36 млрд рублей) и Хабаровский край (31 млрд рублей).
Всего в регионах Дальнего Востока в 2024 г. оформлено 92,1 тыс. договоров ипотеки на сумму 378,7 млрд рублей. Общая задолженность дальневосточных заемщиков на 1 января 2025 г. составила 1,4 трлн рублей (рост с начала 2024 г. – 11,8%). При этом по данным СберИндекса в ноябре 2024 г. четыре дальневосточных региона вошли в первую десятку российских регионов по стоимости жилья (квадратного метра) в новостройках – Сахалинская область (на четвертом месте[2], 189,9 тыс. рублей за кв. м), Якутия (шестое место, 185,3 тыс. рублей за кв. м), Амурская область (восьмое место, 181,5 тыс. рублей за кв. м) и Приморский край (десятое место, 167,6 тыс. рублей за кв. м). На тринадцатом месте находится Забайкальский край (162,4 тыс. рублей за кв. м), а на пятнадцатом месте – Хабаровский край (156,2 тыс. рублей за кв. м).
Строительство новых крупных объектов в сфере образования в регионах сталкивается с проблемами с финансированием и выбранными ранее концессионерами. В феврале в Хабаровском крае было расторгнуто концессионное соглашение на строительство университетского кампуса в Хабаровске. Концессионером выступает ООО «Кампус 2025» (входит в состав «Восточно-Арктической нефтегазовой корпорации» (ВАНК) [3]. Ранее с требованием расторгнуть заключенное в 2023 г. концессионное соглашение между ООО «Кампус 2025» и министерством образования и науки края обратилась в суд региональная прокуратура. После принятия иска к рассмотрению, суд наложил обеспечительные меры, запретив любые работы, а также денежные переводы по проекту. Надзорное ведомство полагает, что с момента заключения концессионного соглашения и во время его реализации у концессионера отсутствовали собственные и заемные денежные средства в требуемом объеме. Кроме того, краевое Минимущество в 2024 г. расторгло договор аренды земельного участка на улице Карла Маркса, где и предполагалось возвести кампус.
Предполагалось, что хабаровский кампус будет включать два девятиэтажных корпуса общежития общей площадью 54 тыс. кв. м на 2 500 человек (635 номеров), многоуровневый паркинг на 148 машино-мест. В корпусах, согласно проекту, также планируется разместить поликлинику на 200 посещений в смену, детский сад на 30 мест, столовую, кафетерий, торговые помещения, зоны отдыха.
Также структуры ВАНК должны были построить в Хабаровске три школы - концессии на их строительство отменены по решению суда. Власти края тем временем заявляют о поисках нового концессионера. Центральный районный суд Хабаровска рассмотрит уголовное дело о мошенничестве при строительстве объектов образования в Забайкальском, Приморском, Хабаровском краях (школ и детских садов в Чите, Хабаровске, Акше, Борзе, Владивостоке и Вольно-Надеждинском) и при газификации Читы, расследование которого завершилось в конце февраля. По версии надзорных органов, фигурантами дела, связанными с ВАНК, было присвоено около 900 млн рублей бюджетных средств в 2022 г. с помощью заключения ряда мнимых договоров поставок материалов и оборудования для строительства общеобразовательных школ и для газификации в рамках концессионных соглашений.
Помимо Хабаровского края университетские кампусы планируется построить в Забайкальском и Камчатском краях, Сахалинской области. Правительство Забайкальского края в феврале подписало с пятью крупными работающими на территории региона бизнес-структурами соглашения о сотрудничестве при строительстве межвузовского кампуса в Чите[4]. Объем финансирования в рамках соглашений составляет 3,2 млрд рублей (в 2026-28 гг.) В число компаний вошли «Дальцветмет» («Мангазея Майнинг» С.Янчукова), «Корпорация Мостстройтранс» (учредитель М.Чочуа[5]), «Норникель» («Интеррос» В.Потанина), «Удоканская медь» (USM Holdings А.Усманова), Highland Gold В.Свиблова. На территории кампуса в Чите планируется разместить здание учебно-лабораторного корпуса с технопарком, IT-парком, центром генных исследований, конгрессно-выставочный комплекс с интерактивным музеем и актовым залом, общежитие, гостиницу, спорткомплекс с бассейном и ледовой ареной, стадион.
В начале года одной из обсуждаемых проблем стал рост цен на электроэнергию в дальневосточных и байкальских регионах, связанный с введением трех диапазонов потребления электроэнергии для населения[6] (в зависимости от объемов потребления) с 1 января 2025 г. После расчета стоимости потребления электроэнергии последовал рост недовольства жителей регионов увеличившимися платежами (в первую очередь, для жителей домов с электроотоплением), выросло количество обращений в муниципальные и региональные органы власти с просьбой пересмотреть принцип расчета. Стоит отметить, что востребованность электроотопления в восточных регионах страны велика в связи с низким уровнем газификации.
В итоге в конце февраля новое постановление правительства расширило возможность применения сезонного коэффициента к максимальному значению потребления электроэнергии для граждан, проживающих в домах, оборудованных электроотопительными установками, в отсутствие альтернативных источников теплоснабжения. Повышающий коэффициент 1,8 для граждан, проживающих в жилых или садовых домах, оборудованных электроотопительными установками, по решению региональных властей может применяться в любом регионе в течение всего отопительного сезона (в каждом регионе разные сроки) вне зависимости от диапазона потребления. Новое постановление также предполагает пересчет стоимости электроэнергии с начала 2025 г. для граждан, проживающих в домах с электроотоплением.
Ранее применение коэффициента допускалось только в регионах, уровень газификации которых составляет менее 5% (к таковым, в частности, относятся Амурская область, Еврейская АО, Иркутская область, Забайкальский край, Бурятия, Магаданская область). При этом применение коэффициента было невозможным для Приморского края (уровень газификации 23,44%) и Хабаровского края (уровень газификации 63%)[7]. Стоит отметить, что для Дальневосточного ФО характерен наиболее низкий уровень газификации среди всех федеральных округов – 24%, что связано со слабо развитой трубопроводной магистральной и газораспределительной инфраструктурой, отсутствием газоперерабатывающей инфраструктуры.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В программе участвуют Сбер, ВТБ, Азиатско-Тихоокеанский Банк, Банк ДОМ.РФ, Дальневосточный банк, КБ УБРиР, Московский кредитный банк, Ланта Банк, Банк Долинск, СКБ Приморья «Примсоцбанк», Банк СГБ, АО ВБРР, Газпромбанк, Новикомбанк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, Алмазэргиэнбанк.
[2] После Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Алтай.
[3] Владелец – О.Кадиев.
[4] В нем должны проходить занятия студентов, аспирантов и ординаторов Забайкальского государственного университета, Читинской государственной медицинской академии, Забайкальского аграрного института, Забайкальского института железнодорожного транспорта и Читинского института Байкальского государственного университета.
[5] Генеральный директор ГУП «Мосавтотранс» в 2002-12 гг.
[6] Первый диапазон (льготный) включает от 0 до 3,9 тыс. киловатт-часов в месяц. Цена на электроэнергию для него устанавливается согласно предельным показателям для каждого региона и ежегодно индексируется. Второй диапазон (от 3,6 до 6 тыс. киловатт-часов в месяц) предполагает, что плата не может опуститься ниже экономически обоснованного тарифа. Третий диапазон (свыше 6 тыс. киловатт-часов в месяц) предполагает цены не ниже, чем при уровне напряжения 220–380 Вт (как для коммерческих потребителей). Изменения не касаются жителей многоквартирных домов.
[7] Самый высокий уровень газификации в ДФО наблюдается в Сахалинской области (55%), Якутии (43%) и Камчатском крае (22%).
На сегодня почти 40% из 35 тыс. км внутренних водных путей на Дальнем Востоке и в Арктике не имеют гарантированные габариты судовых ходов. Это приводит к существенному снижению провозной способности флота и ограничению скорости прохождения отдельных речных участков. На состоявшемся в начале апреля заседании совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде предложено разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей с акцентом в финансировании на ДФО. В то же время не менее важная задача сегодня связана с обновлением каботажного флота.
В русле системных решений
Для отдаленных территорий речной транспорт часто является единственным способом доставки массовых грузов, он же играет и важную роль в выстраивании новых логистических коридоров, говорит первый зампред комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совфеда Галина Карелова. «Инфраструктура водного транспорта нуждается в качественных изменениях. Полагаем, что нужно разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей», – подчеркнула она.
Как уточнили в Минтрансе РФ, сейчас формируется нацпроект «Транспорт», который включает в себя программы «Развитие инфраструктуры опорной сети морских портов» (им до 2030 года предусмотрено 12 мероприятий по ДФО) и «Развитие опорной сети внутренних водных путей». Ожидается, что федеральное финансирование по нацпроекту начнется со следующего года.
Тем не менее, обращает внимание сенатор, следует предусмотреть средства из бюджета РФ конкретно на расширение возможностей судоходства по рекам Дальнего Востока. «Сейчас же это, прежде всего, забота самих регионов», – считает Галина Карелова (стоит сказать, региональные администрации бассейнов водных путей, на которых возложено содержание инфраструктуры и обеспечение безопасности движения на судоходных участках – это федеральные бюджетные учреждения).
«Я считаю, мы в целом не дорабатываем по рекам, поскольку все понимают, что проблема большая, связана с необходимость работать с руслами, дном, привлекать специальные земснаряды, – подчеркнул глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. – Россия построена на реках, и без речной логистики, сколько не будем расшивать Восточный полигон, особенно на северах не достигнем успеха».
C проблемами судоходства почти ежегодно сталкивается Якутия. В прошлом году навигация проходила в сложных гидрологических условиях, связанных с продолжительным периодом маловодья на реке Яна. В связи с длительным отсутствием судоходных глубин как на баровом участке, так и на самой реке, наблюдалось длительное скопление судов. Низкие уровни воды также фиксировались на Вилюе.
В качестве факторов, которые осложняют работу флота, в Ленском речном пароходстве называют непроведение дноуглубительных работ, отсутствие аварийно-спасательных формирований в арктических районах, а также устаревание нормативных сроков арктической навигации, установленных еще почти полвека назад.
По аналогии с планом развития Северного морского пути необходимо утвердить план развития транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, говорит спикер Ил Тумэн Алексей Еремеев. Причем к 2029 году содержание опорных инфраструктурных объектов должно достигнуть 100% от норматива финансовых затрат.
Сложности с развитием судоходства есть и в других арктических регионах. В частности, в связи с разработкой нефтегазовых провинций Ямало-Ненецкого автономного округа у грузоотправителей повышается востребованность в услугах речного порта Лабытнанги, ближайшего к освоению месторождений. Но чтобы осваивать дальше грузопоток, необходимо расширять подходы. «Там есть целый ряд системных ограничений, которые накопились за последние десятилетия, с ними необходимо совместно разбираться. Это и вопросы дноуглубления, и вопросы содержания речного русла», – рассказал первый заместитель губернатора ЯНАО Александр Калинин.
В предыдущие годы в стране был сделан акцент на развитии Волго-Каспийского судоходного канала, продиктованном перспективами перевозок в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг». Здесь организовали беспрецедентные по масштабам дноуглубительные работы. Чтобы обеспечить на всем протяжении канала проходную осадку не менее 4,5 м, одновременно работало до 40 судов дноуглубительного, вспомогательного флота.
В то же время значительно увеличить программу по дноуглублению на водных путях в других регионах страны не позволяла нехватка техники. По словам сенатора Андрея Шевченко, долгие годы обновление технического флота происходило недостаточными темпами. Это привело к тому, что сейчас имеется дефицит таких судов. К тому же осложняет ситуацию износ специализированного транспорта, отсутствие запчастей.
Раньше часть дноуглубительных работ выполнялась зарубежными подрядчиками, но в связи с внешнеполитической повесткой с российского рынка ушли такие европейские компании, специализирующиеся на дноуглублении, как Van Oord, Boscalis, Jan de Nul, Deme. Иностранцы помогали закрывать потребность в таких судах. На 2022 год емкость трюмов дноуглубительного флота России составляла около 40 тыс. куб. м, тогда как у одной Deme – 240 тыс. куб. м.
Для реки и для моря
Отдельная проблематика связана с обновлением торгового флота, прежде всего, в речных бассейнах, имеющих выход к арктическим морям.
На Севморпути уже работают три новых атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт «Арктика», «Сибирь» и «Урал» (всего в период прошлогодней навигации в акватории СМП работали семь атомных и три дизельных ледокола). Кроме того, продолжается строительство атомоходов «Якутия» и «Чукотка» (срок завершения первого – конец 2024 года, второго – 2026-й). Заключены госконтракты на выпуск еще двух судов этого проекта, с окончанием строительства в 2028 и 2030 году. Одновременно на верфи «Звезда» ведутся работы по созданию крупнейшего в мире ледокола «Лидер» (проект 10510) мощностью 120 МВт. Планируемый срок его сдачи – 2027 год.
Как отметил заместитель гендиректора – руководитель дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслава Рукша, в условиях наращивания ледокольной группировки, большую значимость приобретают суда класса река-море. С точки зрения объемных показателей они обеспечивают меньшую перевозку, чем арктические танкеры для транспортировки углеводородов, но этот флот развозит практически все грузы по побережью ледового океана.
При этом важно снижать темпы старения транспорта. В частности, у Ленского объединенного речного пароходства средний возраст судна составляет 31 год. Чтобы довести этот показатель хотя бы до 20 лет, нужно серьезное обновление, указывает Вячеслав Рукша.
Отчасти проблему должно разрешить появление Жатайской судоверфи в Якутии. Ее создание ведется на базе действующего предприятия, построенного в 1940-х и специализирующегося на судоремонте. Работы должны были завершиться еще в 2020 году, но сроки не раз переносились. Основной причиной стало удорожание стоимости проекта.
В этом году власти Якутии планируют завершить создание судостроительного комплекса. Мощности верфи будут рассчитаны на строительство до 10 судов класса река-море ежегодно, немаловажно, что помимо заказов на постройку флоту, предприятие продолжит оказывать услуги по судоремонту, отметил замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных.
Верфи покажут ледовый класс
Внимание к водному транспорту, обеспечивающему каботажные перевозки, на данный момент повышено и в свете законодательных новелл. С 1 апреля вступил в силу федеральный закон о северном завозе, хотя до сих пор, посетовала Галина Карелова, не определен его единый оператор, располагающий флотом. «Надеемся на скорейшее решение правительством этого вопроса. Важно, чтобы система северного завоза могла полноценно заработать в ближайшем будущем. Конечно, этого ждут наши северные регионы», – сказала сенатор.
Подзаконный акт относительно создания единого оператора пока не принят, он находится на согласовании в правительстве РФ, сообщил Алексей Чекунков. «Детально высчитываем вместе с Росатомом и со всеми субъектами, которые участвуют в северном завозе (это 25 таких регионов), для того чтобы не навредить. Здесь у нас принцип как в клятве Гиппократа – нельзя нарушать то, что уже работает. Создавая новое, нужно решать задачи стратегического развития, но не нарушая те цепочки, которые работают сейчас», – пояснил министр.
Основной смысл появления единого оператора для северного завоза как раз в создании соответствующего флота. И такие суда, по словам Алексея Чекнукова, должны появиться «через определенный, разумный срок».
Какой-то транспорт, выпускаемый сегодня серийно, может быть адаптирован к Дальнему Востоку. К примеру, для более южных сообщений возможна поставка сухогрузов проекта RSD59 (эти суда должны стать основой современного грузового флота класса река-море в России). Сложнее дело с проектами ледового класса для каботажных перевозок.
Если говорить об Арктике, сегодня судостроительная отрасль в первую очередь занята производством крупнотоннажных судов, которые будут обслуживать экспортный поток. «Жаль, что вторую верфь, как «Звезда», нигде не построили. Сейчас она загружена газовозами и танкерами», – свидетельствует Вячеслав Рукша.
Глава Минвостокразвития согласен, что для каботажных сообщений это серьезный вызов. «Уже прекратил работу атомный лихтеровоз «Севморпуть» (находившийся в составе арктического флота с 1988 года он исчерпал свой ресурс – прим. ред.) – уникальное судно, которое ходило по субсидируемым рейсам. Таких судов больше не производится, они не экономичны, а флот ледового класса для внутренних перевозок пока отсутствует как сущность», – признал он.
Впрочем, уточнил Вячеслав Рукша, два последних рейса лихтеровоза «Севморпуть» почти не потребовали субсидий, при этом загрузка была под 80-90%. Долгосрочные планы по развитию внутренних перевозок с государственным участием будут способствовать притоку частных инвестиций в эту логистику. «Не сомневаюсь, что СМП в ближайшие десятилетия будет также играть большую роль в динамике развития связанности территорий востока и запада», – убежден представитель Росатома.