Пассажирское сообщение по автомобильному мосту Благовещенск-Хэйхэ могут открыть до конца текущего года. На первом этапе будет действовать временная схема движения, по отдельным полосам.
Об этом EastRussia сообщила первый заместитель министра экономического развития и внешних связей Амурской области Екатерина Киреева.
«Сейчас прорабатывается, сейчас еще достраивается для того, чтобы вести уже эксплуатацию постоянный автомобильный пассажирский пункт пропуска. Прорабатывается вариант некой временной схемы, чтобы чуть раньше по отдельным полосам уже начать движение пассажирского транспорта, автобусов. Вообще был план до конца года. Конкретные даты будут зависеть от сроков, которые предоставит Росгранстрой», – сказала Киреева.
В настоящее время власти Приамурья ждут, когда специалисты Росгранстроя завершат подготовку инфраструктуры пункта пропуска.
Открыть пассажирское сообщение по мосту между Благовещенском и китайским городом Хэйхэ собирались в 2024 году. Об этом неоднократно сообщали в региональном правительстве.
По информации оператора международных пассажирских перевозок порта «Амурассо», к перевозкам пассажиров через Амур между Благовещенском и Хэйхэ в этом сезоне вновь готовят суда на воздушной подушке – пумы. Период движения пум продлится до ввода в эксплуатацию понтонного моста.
В настоящее время по мосту Благовещенск-Хэйхэ осуществляется только грузовое сообщение. Летом 2022 года в Благовещенске состоялась торжественная церемония открытия автомобильного моста через Амур, который связал российский город с китайским Хэйхэ. Напомним, первый международный автомобильный мост через Амур начали строить в 2016 году, его длина 1080 метров, а общая протяженность с подъездными дорогами 20 километров.
По подсчетам экспертов, ввод Ленского моста в эксплуатацию не только решит сезонные проблемы с транспортным сообщением Якутии, но и принесет экономике республики дополнительно свыше четверти триллиона рублей в течение 20 лет. О том, какие уникальные технологии будут применены при строительстве моста, социальном и экономическом эффекте Ленского моста — в материале East Russia.
В октябре в Якутии начался основной этап строительства уникального моста, которого жители республики ждали с 1980-х годов. Переход позволит снять сезонную транспортную ограниченность Якутска. Сейчас 70% населения республики в период ледостава-ледохода не могут на автомобиле добраться до «большой земли»: сухопутное сообщение может отсутствовать от пяти до шести месяцев в году.
К примеру, за последние пять лет «зимник» через Лену работал с января по апрель. Для большегрузных автомобилей ситуация еще сложнее, так как срок действия переправы меньше на 1,5-2 месяца: паромы работают с конца мая по октябрь. А в межсезонье для перевозок задействуются суда на воздушной подушке.
Работы, начатые в октябре, будут вестись до самых сильных морозов, сообщили East Russia в министерстве транспорта и дорожного хозяйства региона. В настоящее время работы ведутся одновременно на обоих берегах реки. Строители занимаются устройством технологических площадок с подъездными путями, где разместятся производственные базы, оборудование, административно-бытовой комплекс и общежития для строителей.
На технологической площадке №1 завершена сборка специального зимнего комплекта бетонного завода. Это позволит обеспечить работу по выпуску бетонных смесей во время сурового холодного сезона. Точно такой же устанавливается на правом берегу. Началось бурение и бетонирование буронабивных свай (БНС). На этот год запланировано устройство до 50 БНС под эстакаду левобережной части моста.
«В пиковом значении в 2025-2026 годах будут привлечено около 1500 рабочих по различным специальностям», — рассказали в министерстве.
Фактически работы по строительству моста начались еще в 2021 году. Подготовлена территория строительства, переустроены инженерные сети (электроэнергия, газ, связь) под основной ход строительства мостового перехода.
По данным ведомства, предварительная общая стоимость Ленского моста составляет 129,5 млрд рублей с НДС в ценах третьего квартала 2022 года. При этом федеральное финансирование составит 59% - 65 млрд рублей. Остаток суммы планируется выделить из регионального бюджета и внебюджетных средств. Проект структурирован на основе частной концессионной инициативы. Финансовым партнёром концессии выступает Сбер.
После устройства опор в русловой части будет выполнена надвижка пролётных строений моста, собираться которые будут заранее на берегу. Технология надвижки — это один из современных методов возведения мостов, при котором монтаж пролётных строений осуществляется с берега, постепенно надвигая их на опоры с помощью специальных гидравлических домкратов.
Мост через Лену — это уникальный транспортный объект, не имеющий полного аналога в мировой практике мостостроения. Близкие по конструкции сооружения возведены во Владивостоке — через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог. Однако в условиях, подобных якутским, вантовые мосты ещё не строились. При разработке проекта учитывались специфические особенности региона: экстремально низкие зимние температуры, мощный ледоход, сильные паводки, а также сложная логистика доставки материалов на северные территории. В процессе проектирования был тщательно изучен опыт стран Азии, Европы и Америки.
Ленский мост – трёхпилонный вантовый мост, эта конструкция выбрана проектировщиками как наиболее оптимальная для климатических условий и гидрологического режима реки. Здесь будут использованы лучшие практики и технологические решения в мостостроении, некоторые из них – впервые в России. Общая протяжённость моста с автомобильными подходами составит 14,5 км, по нему смогут проезжать 5300 автомобилей в сутки.
В рамках проекта впервые в нашей стране будут применены наплавные коффердамы, рассказали в пресс-службе группы «ВИС». Использование такого типа коффердамов обусловлено сложными климатическими и гидрологическими условиями территории строительства. (Коффердам представляет собой временное сооружение, предназначенное для создания герметичного рабочего пространства. Его устанавливают прямо в воде, непосредственно в месте возведения опор моста. Это позволяет создать сухую зону, обеспечивая возможность проведения необходимых работ на дне практически любого водоема. — прим. автора).
«Летний строительный сезон в Якутске длится всего около четырех месяцев, после чего наступает суровый осенний ледоход. В отличие от классических шпунтовых ограждений, наплавные коффердамы можно подготовить на берегу заранее, минимизируя работы в акватории, что критически важно в условиях ограниченного времени. Кроме того, коффердамы спроектированы таким образом, что смогут выдерживать нагрузки от ледохода, снижая риски повреждения конструкций. Производственные работы по изготовлению конструкций уже запущены», — пояснили в пресс-службе группы компаний.
В рамках создания проектной документации по Ленскому мосту проведена масштабная работа, учитывающая климатические особенности региона. Генеральным проектировщиком выступил Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург, занимавшийся разработкой крупнейших транспортных инфраструктурных объектов в России – Крымского моста, моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке и многих других.
Участие в проектировании приняли и другие ведущие институты, каждый из которых был сфокусирован на определённой области исследований. Так, Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН изучал геокриологическую ситуацию, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды занималась физическим моделированием русловых процессов, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова выполнил математическое моделирование русловых процессов, Крыловский государственный научный центр исследовал аэродинамические характеристики конструкции.
Проведённая работа позволила разработать оптимальные, а по ряду параметров – единственно возможные проектные решения, спрогнозировать изменения мерзлотных условий в период строительства и эксплуатации объекта.
Основная сложность – это климатические условия региона. Вечномерзлые грунты, сезонные перепады температур до 95 градусов, сейсмическая активность, гидрологический режим реки – это те факторы, которые были предусмотрены при проектировании. Принятая конструкция моста способна выдерживать все перечисленные условия и полностью отвечает эксплуатационным требованиям.
Ленский мост — станет одним из ключевых объектов транспортной системы всего Дальнего Востока. Этот проект позволяет логистически связать Транссиб и БАМ с богатыми минерально-сырьевыми центрами Мирнинского и Ленского районов республики, создать дополнительный выход на территории Восточной Сибири.
«По оценкам Минэкономразвития России экономический эффект от реализации проекта превысит затрачиваемые средств в 1,6 раз. Считаю, что в долгосрочной перспективе, с учетом мультипликативного эффекта от развития промышленности, логистики в якутском узле эффект будет значительно выше. Якутск станет важнейшим транспортно-логистическом хабом, где будут соединяться железная дорога, речной и авиационный транспорт», - считает гендиректор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин.
Эксперт считает, что строительство моста даст дополнительный импульс для развития судоходства по Лене в целях увязки с Северным морским путем и увеличит интенсивность доставки грузов в направлении Магадана. «В конечном итоге выходу получит и население за счет снижения цены на доставку товаров, создания новых рабочих мест и повышения их транспортной мобильности», - отметил Максим Данькин.
Эксперт «Ленского клуба», председатель Общественного совета при Министерстве транспорта России, первый заместитель генерального директора Центра стратегических разработок Татьяна Горовая отметила, что строительство моста через Лену позволит в первую очередь решить проблему социальной связанности территории Республики Саха для населения. По её словам, в расчете на одного пассажира экономия времени в пути за год составит в среднем 130 минут. Внушительным будет и экономический эффект: прирост валовой добавленной стоимости за 20 лет эксплуатации моста достигнет порядка 250 миллиардов рублей, что станет стимулом для развития республики.
На автодорогах России насчитывается порядка 6 тыс. мостов в аварийном состоянии. Не менее 1/6 из этого количества относится к дорожной сети в Дальневосточном федеральном округе. EastRussia разбиралась, насколько регионы могут побороть эту проблему.
Справка:
Согласно данным Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами, ДФО лидирует среди остальных федеральных округов по количеству находящихся в аварийном и предаварийном состоянии капитальных мостов, путепроводов, эстакад на дорогах регионального значения. Таких на начало 2024 года насчитывалось 1520 сооружений. При этом 595 объектов находились в предаварийном, 925 – в аварийном состоянии.
Национальный проект «Безопасные качественные дороги», завершающийся в 2024 году, не снял остроту проблемы состояния искусственных сооружений. Особенно это актуально для дорожной сети регионального подчинения. «В настоящее время к нам поступили материалы о состоянии мостов и путепроводов в 17 субъектах РФ. Эта информация позволяет сказать, что проблемных объектов большое количество», – констатировал на недавнем заседании рабочей группы по мониторингу реализации нацпроекта БКД заместитель председателя комитета по экономической политике Совета Федерации Александр Трембицкий.
В числе таких регионов – Приморье, где происходили происшествия с обрушением автодорожных сооружений. В крае только региональных мостов насчитывается 1620 единиц, основная масса которых построена в 1950-1970-х. Из них 459 – в аварийном и 636 – в неудовлетворительном состоянии.
На 44 объекта моста разработана документация, которая прошла экспертизу. Стоимость работ оценивается порядка 35 млрд руб., сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Приморского края Алексей Игнатенко. При этом по искам прокуратуры надлежит реконструировать 260 сооружений, на сумму больше 100 млрд руб.
«Эти решения вступили в силу. Приморским краем выполняется, естественно в рамках бюджета, как реконструкция мостовых сооружений, так и ремонт. В текущем году у нас в реконструкции семь мостов и два путепровода, которые идут через Транссиб. Путепроводы дорогие: один стоит 1,2 млрд руб., второй – порядка 500 млн», – сообщил А. Игнатенко.
Проблему усугубляют частые циклоны. Почти каждый год край накрывают мощные тайфуны, смывающие мосты, разрушающие дорожное полотно. На это приходится изыскивать средства дополнительно. Дорожный краевой фонд в текущем году составляет порядка 25 млрд руб., и регион достигнет целевого показателя программы БКД – доведение доли автомобильных трасс регионального значения, отвечающих нормативным требованиям, выше 50%.
Между тем если темпы реконструкции мостов в Приморье останутся такими, как есть, вопрос с приведением всех объектов к нормативу растянется на многие десятки лет. «По всем программам, везде мы работаем, но привести всё в нормативное состояние без поддержки федерального центра не получится», – резюмирует приморский министр.
Регионы при получении средств по нацпроекту БКД вправе их тратить на автодороги или мосты. На практике выбор не прост. «Кто-то из субъектов говорит, давайте не будем эти деньги окрашивать, потому что у нас с мостами всё хорошо», – рассказывает начальник управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Радик Фаразутдинов.
Возникает ситуация, когда в регионе с мостовыми сооружениями обстоит тяжело, но и с автодорог финансы не перекинешь. Как отметил вице-премьер правительства Забайкальского края Алексей Гончаров, это правильно, когда субъект сам определяет, что ему именно ремонтировать и строить, однако денежные средства все равно ограничены. «Если мы деньги направляем на строительство моста, мы тогда не выполняем показатель по БКД. То есть наш нормативный показатель остается на том же уровне, а учитывая, что мосты есть достаточно протяженные и капиталоемкие, это требует достаточно огромного количества средств», – поясняет чиновник.
Кроме того, большой блок вопросов касается реконструкции аварийных сооружений, которые находятся на балансе муниципалитетов. Как правило, у них нет достаточных денег и специалистов даже для подготовки проектно-сметной документации.
В целом по стране на дорогах разного значения количество искусственных сооружений в аварийном состоянии оценивается порядка 6 тыс., информирует замдиректора департамента строительства правительства РФ Григорий Волков. В связи с этим одной из ключевых задач нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», стартующего в 2025 году, станет их замена и ремонт.
Представители регионов указывают на необходимость создания в рамках этого нацпроекта отдельной программы по приведению мостов и путепроводов в нормативное эксплуатационное состояние. С этим согласны в Росавтодоре. Как отмечают в ведомстве, по состоянию на 2023 год на сети автомобильных дорог регионального значения насчитывалось 35 тыс. мостов общей протяженностью 11,8 млн погонных метров. По данным диагностики, которые собраны в субъектах РФ, аварийных и предаварийных – почти 4,4 тыс. сооружений или примерно 13%. Требуемая сумма – порядка 400 млрд руб.
«Это тот блок задач, который мы видим первоочередным и когда обсуждаем с субъектами наличие отдельной программы. Здорово бы такую программу иметь», – пожелал Радик Фаразутдинов.
Пока что обеспечены финансированием 1,2 тыс. сооружений на 2025-2027 годы. Как известно, одним из приоритетов в дорожной политике станет развитие опорной сети дорог, к которой относятся региональные и межмуниципальные трассы. Сегодня в работоспособном состоянии находится чуть более 3 тыс. сооружений, относящихся к ней, или 55,4%. В предаварийном – 370 (6,8%), аварийном – 258 (4,7%). Но что вызывает отдельную тревогу, так это серьезное число неудовлетворительных сооружений – их насчитывается 1,8 тыс. (33,1%). «Это говорит о том, что ещё немножко и, если мер не принимать, достаточно большая доля мостов будет в критическом состоянии», – не исключает гендиректор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР) Игорь Старыгин.
В 2024 году в рамках реализации нацпроекта БКД в нормативное состояние будут приведены 677 мостов и путепроводов. Если смотреть по цифрам, то проблема с аварийными и предаварийными объектами на опорной сети в ближайший период вполне решаема. «Но какой процент из этих мостов, которые сейчас в работе, в каком они состоянии находятся и где те приоритеты. Относятся ли они к аварийным и предаварийным или иным – к сожалению, не сегодня информации нет», – сетует И. Старыгин.
В этой связи РАДОР внёс свои предложения. Первое — при разработке и согласовании программ развития дорожной инфраструктуры в обязательном порядке нужно определять объекты, которые находятся в аварийном/предаварийном состоянии и уделять им первостепенное значение. Во-вторых, средства на приведение сооружений к нормативу должны выделяться в более ранние сроки (по опорной сети – к 2028 году) и в достаточном объёме.
При решении проблемы разумно применять дифференцированный поход, то есть упор делать на те территории, где обстановка с мостами наиболее сложная, как в ДФО, указывает эксперт. «Когда некоторые регионы говорят, что нет необходимости целевого финансирования по приведению мостов в нормативное состояние, у них, видимо, всё хорошо. Но точно так же в других регионах ситуация более критическая. С такими подходами выделять всем одинаково пропорционально не совсем верно», – рассуждает генеральный директор РАДОР.
С учетом масштаба проблемы решать её следует активнее. В этой связи Григорий Волков призвал профессиональное сообщество обратить внимание на упрощение требований к строительству мостовых сооружений: «При наличии типовых проектов застройщики готовы возводить такие объекты».
Стареющих объектов в стране столь много, что возможно стоит взять на вооружение китайский опыт в части перехода на новые конструкции мостов, оптимизируя строки модернизации или строительства, предлагает представитель Совфеда от Иркутской области Сергей Брилка.
«Может быть, увеличить пролетное строение этих мостов…Мы зачастую работаем максимум 24-метровыми пролетными строениями и начинаем в воде возводить опорные столбы и т.п. Может есть смысл подключить нашу науку? Сегодня есть примеры такого строительства, когда возводятся большие пролеты: опору с одной стороны возвели и с другой, затем надвинули [пролетные конструкции]. И всё значительно дешевле, быстрее, красивее. Нам китайцы это демонстрируют просто с термоядерной скоростью», – отметил он.
Ещё одна актуальная тема для Дальнего Востока в области дорожной политики – строительство транспортных развязок при пересечении железных дорог. Растущий объем перевозок по Восточному полигону приводит к длительному закрытию железнодорожных переездов, что негативно отражается на автомобильном движении.
«У нас в Забайкальском крае 173 населенных пункта перерезаны БАМом и Транссибом. К чему это приводит на сегодняшний день? Стопорится работа экстренных служб, происходят различные аварии. Тем более после реконструкции БАМа и Транссиба у нас количество пар поездов вырастет более чем в два раза. И эта ситуация усугубляется», – рассказал Алексей Гончаров.
К настоящему времени «Российскими железными дорогами» совместно с регионами, МВД и Минтрансом РФ определены переезды с высокоинтенсивным движением поездов и автотранспортных средств. Первоочередную необходимость в создании в стране развязок в разных уровнях монополия оценивает в 278 сооружений.
Что касается железных дорог Восточного полигона, то предлагается возвести 42 автомобильных путепровода. Это даст возможность закрыть 39 переездов, сообщил заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Сергей Антонов. В том числе 6 сооружений предполагается к вводу в Забайкалье, 9 – в Бурятии, 6 – в Амурской области, 10 – в Приморье, 9 – в Иркутской области, 2 – в Красноярском крае.
Все объекты капиталоемкие, и сакраментальный вопрос – из каких источников взять финансирование. Регионы, особенно с несбалансированным бюджетом, потянуть такие стройки самостоятельно не смогут, подчеркивает вице-премьер Забайкальского края. Потребность Забайкалья он оценивает в 12 путепроводов, на что нужно 9,5 млрд руб. «Понятно, что из средств краевого бюджета мы эту сумму не найдем. Мы уже в рамках специального казначейского кредита в этом году приступаем к строительству двух путепроводов в городской агломерации», – сказал Алексей Гончаров. Логичным шагом он видит разработку отдельной целевой программы с участием федерального бюджета.
В качестве одного вариантов финансирования одно время рассматривалась инвестпрограмма РЖД, даже звучали предложения отразить в проекте развития Восточного полигона затраты на путепроводы. Однако в монополии высказываются за иное решение: на финансирование строительства автодорожных путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей и автодорог целесообразно направлять бюджетные доходы от акцизов, уплаченных РЖД при закупке дизтоплива. В компании информируют, что прогнозный размер акцизов в цене закупаемого перевозчиком топлива в 2024-2025 годах превысит 50 млрд руб.
Между тем замена железнодорожных переездов (большинство из них обслуживает РЖД) на путепроводы может в будущем обернуться дополнительной нагрузкой для территорий. Часть действующих автомобильных путепроводов находится на балансе «Российских железных дорог», и компания в последнее время ведет кампанию по их передаче местным властям. Как правило, крупные субъекты не возражают против этого. Подписывается соответствующий договор, а если нужно привести объект в нормативное состояние, холдинг изыскивает на это средства, уточнил Сергей Антонов. Но немало сооружений расположено в небольших муниципальных образованиях. Муниципалы, ссылаясь на нехватку средств на содержание подобных объектов, принимать их отказываются.
Передача путепроводов муниципалитетам – вопрос спорный, считает Александр Трембицкий. «Понятно, что для РЖД – это непрофильный актив. С другой стороны, есть такие муниципальные образования, что “Российским железным дорогам” контролировать и содержать такой объект, отдельно взятый, гораздо проще в бюджетном плане, чем какому-то муниципалитету», – заключил сенатор.
Несмотря на непростые условия и последствия демографической ямы 90-х годов, Дальний Восток имеет все шансы обратить отток населения в приток. Этому способствуют вложения в экономику макрорегиона, создание новых рабочих мест, а также меры поддержки семей, включающие прямую финансовую помощь и льготные ипотечные программы.
— Давайте начнём с общей картины — как по вашим данным выглядит актуальная демографическая ситуация на Дальнем Востоке — сколько жителей по регионам ДФО? Возрастной и гендерный состав? Становится их больше или меньше?
— Мы регулярно делаем подробный демографический анализ, потому что одна из двух ключевых стратегических задач — это превратить отток населения в приток. Эта задача не теряет актуальности, но сейчас обретает особую весомость, потому что 10% всех российских инвестиций приходится на Дальний Восток. И инвестпортфель будет только расти, но как его реализовывать без людей?
Нужны люди. По данным на 1 января 2024 года численность населения ДФО — 7 851 300 человек. Из чего и как складывается эта цифра? Тут наслаиваются несколько процессов. Во-первых, сейчас мы находимся в большой демографической яме, и это, увы, общероссийский тренд, мы никак особо не отличаемся, разве что на Дальнем Востоке население помоложе и, соответственно, коэффициент рождаемости у нас повыше, чем в среднем России. То есть это некоторый запас прочности для Дальнего Востока.
Таблица 1. Численность постоянного населения, тыс. человек
За первое полугодие 2024 численность населения сократилась на 0,2% — и в России, и в ДФО вектор примерно один и тот же. Но у нас есть два счастливых региона, где мы видим прирост населения: традиционно это Республика Саха (Якутия) на 0,3% и Чукотский автономный округ на 0,1%.
В Якутии это результат долгосрочной, качественной, продуманной политики руководства региона по поддержке рождаемости. Имеет значение и высокий уровень рождаемости в сельских территориях: в условиях демографического перехода в городе люди заводят детей не так активно. Сельские семьи — традиционный источник прироста населения.
Нужно отметить, что в целом у нас женщин больше — их доля в населении округа 52,8%, и она немного увеличилась, что удивительно: вроде как регион для суровых мужчин, работающих в горнодобыче, тайге, вахтой и так далее, но вот в структуре постоянного населения у нас такое соотношение.
По возрастам в ДФО более сбалансированная группа, чем в России: доля населения моложе трудоспособного у нас выше на 1,8%, старше трудоспособного ниже на 3,4%, что вполне объяснимо — люди отработали здесь и уехали в Краснодарский край на пенсию. Нам помогает специфика региона в этом смысле, то есть Дальний Восток условно — это регион молодых, он всегда был таким, и этот шлейф ещё остаётся.
Доля лиц младшего и старшего трудоспособного населения, имеют близкие значения — на начало 2024 года количество лиц, которые вступили в трудоспособный возраст, на 12,6% превысило число вышедших на пенсию. Это значит, что у нас будет прибывать рабочая сила. Это нам очень выгодно, потому что потребность во всех категориях трудовых ресурсов растёт.
На одной из сессий недавно прошедшего Восточного экономического форума мы обсуждали складывающуюся ситуацию — экономика за 10 лет может вырасти в полтора раза в нынешних ценах, и при этом, например, обрабатывающая промышленность вырастет в два раза. И только её потребность в рабочих руках увеличится на 70 тысяч человек. Умножаем на коэффициент семейственности, получаем 150−200 тысяч человек плюсом к населению. Это тот самый источник притока, когда есть работа, когда есть спрос на неё, и люди будут приезжать. Просто так люди на Дальний Восток для жизни не поедут, они поедут под интересную, хорошо оплачиваемую работу.
Кроме того, сейчас повышение пенсионного возраста работает на то, что у нас количество трудоспособного населения выросло и будет в ближайшее время еще расти. Однако через 15 лет у нас количество вступивших в пенсионный возраст может стать в полтора раза больше, чем вступивших в трудоспособный возраст.
— Каков коэффициент рождаемости по регионам и в среднем по ДФО? Насколько он отличается от среднероссийского показателя?
— К большому сожалению, общий тренд на снижение. По коэффициенту рождаемости на тысячу человек снижение на 11%. Национальные республики всегда с более высоким коэффициентом. В Сахалинской области тоже хорошие показатели, очень хорошо работает мера поддержки при рождении третьего ребенка, а они раньше всех начали ее применять. Плюс у них много программ поддержки молодых семей.
В среднем по ДФО коэффициент рождаемости 9,7 на тысячу человек, а было 12,1. Мы провели анализ, и выяснили: людям нужна уверенность в будущем, перспектива по работе, рост реального дохода. Если человек видит, что завтра будет лучше, чем вчера, он более склонен к тому, чтобы обзаводиться детьми. Но сейчас мы видим дефицит жилья, есть некоторая неопределенность с ипотекой из-за роста цен на квартиры.
Из общедемографических факторов хотелось бы отметить ещё то, что — у нас наблюдается уменьшение числа женщин репродуктивного возраста. Это последствия кризиса 90-х. Из всех факторов на 70% текущую ситуацию определяет именно этот — малое количество рождений в 90-х. Плюс за последние 20 лет женщины стали позже рожать в среднем, и в моменте это приводит к таким статистическим перекосам.
К тому же молодые люди теперь предпочитают сначала зарабатывать первоначальный капитал, а потом планировать детей. Это приводит к тому, что молодые пары рождают первого ребенка ближе к 30 годам.
— Что показывают последние доступные данные по миграции — сколько человек, какого гражданства, из каких регионов РФ приезжают на ДВ? Сколько человек уехало – их возраст-пол? Каков баланс между приезжающими-уезжающими?
— По миграции у нас был позитив в 2022-м году — количество прибывших было больше, чем уехавших, сейчас вектор поменялся: количество выбывших превышает количество прибывших. Миграционная убыль составила 14,2 тысяч человек. При этом мы видим замедление оттока и ожидаем через несколько лет нулевой отток, и затем разворот в сторону притока за счет как раз новых инвестпроектов.
— Через сколько лет? Три, пять, семь?
— Сложно сказать. Если мы стабилизируемся и с 2030-го года начнем расти, я считаю, это будет хороший результат.
Самая большая наша боль — всплеск миграционной активности в группе 18−23 года: это образовательная миграция, когда молодые люди выбирают вузы в центре страны, стремясь получить престижное образование, и ни в коем случае нельзя их за это винить. Вот у главы Якутии Айсена Сергеевича Николаева политика такая, например —пусть уедет, отучится и приедет обратно, человечный такой подход. Но студенты уезжают и часто потом не возвращаются, и так у нас вымывает 50−60% молодёжи.
Но нельзя сказать, что у нас только отток в группе 18-23, нет. И на Дальний Восток приезжают студенты, но хотелось бы, чтобы их приток был больше.
Если в целом по структуре посмотреть, в 2023-м в ДФО прибыло 61,6 тысяч человек, причём половина — из Сибирского и Центрального федеральных округов: 26% и 22% соответственно, чуть меньше из Уральского.
Из других стран мира за прошедший год в ДФО прибыло 48,9 тысяч человек (на 33% больше, чем в 2018 г.), из них 38% – из Киргизии, 17% – из Таджикистана, 13% – из Китая, 11% – из Узбекистана, 9% – из Армении. В этом же году выбыло из ДФО за рубеж 49,4 тыс. чел. (в 1,5 раза больше, чем в 2018 г.), в том числе 40% – в Киргизию, по 14% – в Таджикистан и Узбекистан, 10% – в Армению, 7% – в Китай. Перечисленные пять стран дают 88% международного миграционного притока в ДФО и 85% миграционного оттока. Активизация международной миграции может объясняться снятием запретов и открытием границ после окончания пандемии COVID-19, повышением миграционной привлекательности Дальнего Востока для трудоустройства жителей ближнего зарубежья, а также уникальными внешнеполитическими факторами. В большинстве своём это временная рабочая сила.
— И мы приходим к вопросу, сколько нам не хватает рабочих рук...
— Да, дефицит трудовых ресурсов есть, и он будет нарастать. Безработица в 2% на самом деле это уже ненормальная безработица. У экономистов есть понятие фрикционной безработицы: то есть уволились, не устроились… Это такой уровень безработицы — до 3%, когда экономика может нанять людей, они просто меняют работу.
Если этот уровень ниже, это значит, что уже перегрев серьёзный в экономике присутствует: заняты все рабочие руки, возникает дефицит, и мы растем ниже потенциала.
— Если в цифрах, сколько нам не хватает?
—У нас сейчас количество вакансий относительно размещённых резюме выше 3 раза, в среднем по России в 2 раза. У нас дефицит где-то 199 тысяч рабочих мест, и это почти 20% от общего дефицита по стране.
Максимальная необеспеченность у нас по техническим кадрам. Ожидается сильный рост в обрабатывающей промышленности и там дефицит в более чем 70 тысяч человек до тридцатого года прогнозируется, очень серьезная необеспеченность в строительстве: разница в 38 раз. Потребность огромная: сейчас начнётся масштабная реализация мастер-планов, и это уже будет уже перегретый спрос, я бы сказал. Организации друг у друга переманивают людей, инфляция зарплат происходит постоянно. Кроме того, нужны люди в электроэнергетике, леспроме, деревообрабатывающей отрасли — здесь самые большие перекосы между потребностью и наличием резюме.
— Если посмотреть с такого ракурса: рожают и ухаживают за детьми женщины, но многие из них вынуждены работать, и это влияет на количество рождений. Почему бы государству — раз уж мы хотим поднять рождаемость — не признать труд женщины, связанный с рождением, воспитанием ребенка до совершеннолетия общественно полезным трудом, оплачиваемым, засчитываемым в стаж, обеспечиваемым пенсией?
— Смотрите в двадцатом веке в принципе рост мировой экономики во многом объяснялся выходом женщин на работу. Началось это в первую мировую войну, когда мужчины ушли воевать, а женщины заместили их.
Они начали трудиться у станка, заняли другие посты, и потом это стало привычной данностью, переход произошёл, то есть рост экономики был как раз основан на вовлечении женщины в продуктивный труд, помимо воспитания семьи.
За это приходится платить снижением рождаемости, потому что нельзя же быть и передовиком на работе, и дома у тебя шестеро. Конечно, есть и такие примеры, но это исключения, я удивляюсь и восхищаюсь такими женщинами. Но сложно себе представить, что все работающие женщины займутся исключительно семейными делами, если будет введена оплата «репродуктивного труда» — по рождению, воспитанию детей до совершеннолетия. Кстати, если это вдруг случилось бы, то усилится и без того острый дефицит рабочих рук.
Не будем забывать и о желании женщин самореализоваться профессионально, вне семьи. К тому же вряд ли «репродуктивный труд» будет оплачиваться так же, как труд в учреждении, на производстве, в коммерческой организации. Поэтому я сомневаюсь, в реальности такой ситуации, когда за поддержание семейного очага будет выплачиваться зарплата.
Но стоило бы подумать насчёт того, чтобы учитывать эту работу, этот труд на благо семьи в пенсионном стаже, или связать пенсию женщины с количеством детей, привязать к отчислениям в пенсионный фонд, создать отложенную преференцию. Но это необходимо всё тщательно просчитать, смоделировать, учесть все факторы.
— Раз уж на Дальнем Востоке ситуация особенно проблематичная, может, стоит кратно умножить финансовую поддержку семей, проживающих здесь? Какие бы другие шаги, более решительные, чем существующие меры, нужно предпринять по Вашему мнению?
— Действительно, демографическая ситуация на Дальнем Востоке требует активной государственной политики, т.к. условия жизни и трудовой деятельности населения характеризуются более суровыми условиями, чем в целом по стране. Реализуемые меры, включенные в состав дальневосточного пакета, уже показали свою эффективность. При этом их главная задача не столько обеспечить рост, сколько минимизировать ожидаемые демографические провалы из-за последствий кризиса 1990-х годов.
Повторюсь — уровень рождаемости на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по стране. Проблема снижения рождаемости носит не региональный, а общенациональный и мировой характер. Например, в Республике Корея суммарный коэффициент рождаемости достиг – 0,8 (самый низкий в мире). При этом государство предпринимает беспрецедентные меры по повышению рождаемости.
Кратное увеличение поддержки, как и любые масштабные вливания денег, чревато разгоном инфляции. Одним из направлений, которые уже реализованы в других странах, и могут быть применены в России, на Дальнем Востоке — это существенные налоговые льготы для семей, в которых рождаются дети. Я считаю, над этим стоит поработать.
При этом надо постоянно помнить, что преодоление тенденций, получивших название в научной литературе «демографический переход», невозможно за короткое время. Это длительный процесс, который может занять от 10 до 15 лет. Поэтому и решения должны быть тщательно продуманы, это не «латание дыр», это долговременное планирование.
Резюмируя, хотелось бы отметить, что ситуация с демографией на Дальнем Востоке реалистично оптимистичная: миграционный отток замедляется, от эффекта «ямы» 90-х, мы никуда не денемся, но контрциклические меры применяются: например, миллион рублей за третьего ребёнка — эта мера поддержки распространена на весь Дальний Восток, она действительно работает, как мы видим, есть меры по поддержке молодых семей, есть ипотека под 2%, о продлении которой до 2030 года заявил Президент, выступая на пленарном заседании ВЭФа, всё это работает, есть эффект. Надо просто спокойно ждать и в ближайшие годы, я уверен, что мы увидим самое главное —изменение тренда.
После отмены льготной ипотеки с господдержкой продажи в новостройках Владивостока падают, а вторичный рынок, по словам риелторов, «закончился», так как ставка выше 19 процентов годовых покупателям не по карману. Что будет с ценами на недвижимость, и можно ли сегодня сэкономить при покупке квартиры — в материале EastRussia.
Ажиотаж сменился затишьем
В июле количество сделок по ипотеке резко снизилось, сообщают риелторы. При этом июнь отметился ажиотажем – покупатели спешили успеть в последний вагон льготной ипотеки с господдержкой под 8% годовых, которая прекратила своё действие 1 июля. Удалось это не всем. Многие банки свернули программу раньше, и даже те кредиты, которые предварительно получили одобрение, так и не были оформлены.
«В нашем регионе на льготную ипотеку с господдержкой приходилось 15-20 процентов от общего количества сделок. По понятным причинам, в июне спрос вырос. Сейчас мы наблюдаем обратную ситуацию, и я думаю, что в ближайшие два месяца сделок станет ещё меньше», — комментирует директор АН «Городской риэлторский центр» Сергей Косиков.
Покупатель, желающий оформить ипотечный кредит, столкнулся с новыми неприятными реалиями. Рынок новостроек предлагает варианты на любой вкус — по данным ДОМ.рф, на продажу в Приморье выставлены 2,3 млн кв. метров жилья. Вот только денег населению не хватает.
Льготная ипотека, которая давала возможность практически любому гражданину РФ получить кредит под 8 процентов годовых, больше не работает. Условия по семейной ипотеке ужесточились: теперь оформить её могут только семьи с ребёнком до 6 лет или ребёнком-инвалидом до 18 лет. Дальневосточная ипотека имеет возрастные ограничения до 36 лет. А рыночные ставки по жилищным кредитам превышают 19-20 процентов. Например, чтобы приобрести в ипотеку скромную однушку за 5 млн со ставкой 21,1 процента и первоначальным взносом 30 процентов, нужно получать доход не меньше 80 тысяч рублей. При сумме кредита 3,5 млн рублей и сроке выплат 20 лет ежемесячный платёж составит порядка 62 тысяч рублей. Такие цифры показывает ипотечный калькулятор. А если квартира стоит, например, 7 млн рублей, то ежемесячный платёж превысит 100 тысяч рублей.
«По этой причине ипотека на вторичное жильё практически закончилась. При ставках 17 процентов годовых сделки ещё заключались, но 20 процентов – это уже психологический порог, который очень сложно перешагнуть», - комментирует Сергей Косиков.
Сейчас многие покупатели займут выжидательную позицию и будут следить за ключевой ставкой Центробанка, считают эксперты. По оптимистичным прогнозам, через год-два, в крайнем случае, три она может вернуться к прежним значениям 10-12 процентов годовых. Соответственно, ипотечные ставки тоже снизятся.
Можно ли сэкономить
И здесь возникает вопрос о том, как снизить финансовую нагрузку при покупке квартиры уже сегодня. Риелторы отмечают, что варианты есть.
«Застройщики стали активнее использовать инструменты для мотивации покупателя. Это и рассрочки, в том числе на первоначальный взнос, кто-то даже предлагает сделки без первоначального взноса. Плюс различные акции при покупке квартиры. Кстати, всё это говорит о том, что в ближайшее время цены на квартиры расти не будут», — комментирует Сергей Косиков.
Многие застройщики предлагают траншевую ипотеку. В таких объектах, как ЖК «Беринг», «Исторический», «Маклей», «Стрижи» доступна оплата кредита траншами. Первый транш может быть крупным – вплоть до 30 процентов от стоимости квартиры, или символическим – всего 1 рубль. Однако такие послабления действуют только на срок реализации проекта, потом заёмщик начинает вносить основные платежи в обычном порядке. Траншевая ипотека – это отличная возможность выиграть время и деньги до ввода объекта в эксплуатацию. Но суммы сделки она не снижает.
Некоторые компании так же предлагают покупку квартиры в рассрочку под умеренный процент. В этом случае стоимость жилья разбивают на несколько частей. Подразумевается низкая переплата, но и срок выплат короткий, поэтому такой вариант бюджетным не назовёшь. Застройщики Владивостока готовы предоставлять рассрочку на 2-5 лет. И пока таких предложений на рынке не много, отмечает директор ООО «Эскадра менеджмент» Евгений Павликов.
«Есть очень ограниченный пул застройщиков, которые предлагают рассрочку — как правило, на срок, не превышающий временной цикл реализации проекта. Что касается объектов нашей компании, по некоторым из них можно оформить рассрочку на 5 лет, начиная с даты заключения договора. Рассрочка не беспроцентная и предполагает примерно 5 процентов годовых», — рассказал Евгений Павликов.
В агентстве недвижимости «Башни» посоветовали следить за скидками. «Квадратный метр растёт в цене практически каждый месяц, и можно запросить у застройщика хорошую скидку. Особенно если квартира недешёвая и с ремонтом, в некоторых компаниях готовы скинуть цену, к примеру, на каждый четвёртый квадратный метр или вообще предоставить его в подарок. Нужно анализировать рынок, потому что конкуренция сейчас большая, и компании стараются быть лояльными», — сообщил представитель агентства.
По его словам, сегодня застройщики также готовы согласовывать более длительные брони. Сроки бронирования могут достигать месяца и даже трёх, пока клиент не получит одобрение по ипотеке.
Генеральный директор компании «СЗ "ДаВинчи Групп"» Алексей Исаков напоминает, что ипотека — достаточно гибкий инструмент. Уже оформившие кредит граждане могут рефинансировать его после снижения ключевой ставки Центробанка, изменить условия платежей и при желании перейти в другой банк.
«Рефинансирование — это реальная возможность уменьшить как ежемесячный платёж, так и общий объём выплат по ипотеке. И ею стоит воспользоваться после снижения ключевой ставки, которое, я думаю, произойдёт через год-два», - комментирует Алексей Исаков.
Однако в сухом остатке получается, что возможности для реальной экономии очень незначительные. Траншевая ипотека — это временная отсрочка платежей. Рассрочка обязывает выплатить стоимость квартиры за короткий срок. Скидки на действительно ликвидное жильё — явление редкое. Да и в некоторых случаях, казалось бы, проявляя лояльность, застройщики ведут себя недобросовестно. С одной стороны, они могут предлагать выгодные условия сделки, с другой, вводить покупателя в заблуждение относительно стоимости недвижимости и переплат. Для этого явления даже подобрали специальный термин – мисселинг или недобросовестная практика продаж.
Ипотечный разворот
И здесь возникает вопрос, что же будут делать застройщики сегодня, когда объём непроданной площади в новостройках Приморья достиг рекордных 59 процентов - больше 1,6 млн кв. метров жилья.
«Через год-два будут другие ставки, и мы спокойно продолжим жить дальше, просто цены на квартиры вырастут», — считает Сергей Косиков.
По словам Евгения Павликова, ожидания самые оптимистичные.
«Понятно, что есть определенный спад продаж. Те, кто планировали купить квартиру по льготной ипотеке с господдержкой или были очень близки к этому, мобилизовали все ресурсы и вышли на сделку в июне. Соответственно, июнь показал достаточно серьёзный всплеск регистраций и сделок по объектам. Сейчас только первый месяц после отмены программы льготной ипотеки, и рынок адаптируется. Но в любом случае, мы находимся на Дальнем Востоке, где максимальное количество сделок заключается по дальневосточной ипотеке. Плюс семейная ипотека действует до 2030 года, так что поддержка у застройщиков есть», — комментирует он.
При этом заморозки проектов ожидать не стоит, так как застройщик должен проделать глобальную работу, чтобы вывести объект на рынок, уверен собеседник.
«Цикл вывода нового проекта к реализации очень длительный и может занимать 3-3,5 года, учитывая нововведения. Например, застройщики должны согласовывать облик здания — раньше этого не было. Есть проекты, которые начинались 2-3 года назад. Конечно, сейчас их будут активно выводить на рынок. Если же говорить о приобретении новых участков или увеличении земельного банка, возможно, кто-то поставит эти вопросы на паузу», — прогнозирует Евгений Павликов.
Глава «ИСК Система» Алишер Аббасов отметил, что недвижимости бизнес-класса изменения коснутся меньше всего, так как льготная ипотека была ограничена максимальной суммой кредита 6 млн рублей. В то же время сумму дальневосточной ипотеки увеличили до 9 млн рублей за жильё больше 60 кв. метров, а список адресатов программы пополнили врачи, военные и другие категории граждан. Так что у девелоперов остались точки опоры.
Не больше пяти процентов
Интересно, что никто из риелторов и застройщиков не ожидает серьёзного снижения цен. «Максимум 5 процентов, и то локально».
«Во-первых, бизнес-модель проекта согласована с банком. Банк предоставил деньги на строительство и не даст серьёзно снизить цены. Во-вторых, есть ещё и рыночная составляющая — к сожалению, себестоимость строительства растёт. Сюда входит и оплата труда, учитывая, что приток иностранной рабочей силы ограничен, и стройматериалы. По разным оценкам, себестоимость стройматериалов за последние два года выросла на 60-70 процентов. Так что на рынке возможна небольшая стагнация, но думаю, что снижения цен больше, чем на пять процентов, мы не увидим», — считает Алексей Исаков.
Также акцент в продажах сместится на более маленькие квартиры, полагает он.
Сергей Косиков напоминает, что девелоперам не впервой сталкиваться со сложностями.
«Мы прошли четыре кризиса. Ставку 20-25 процентов я видел два раза как минимум. Рынок переживал потрясения в 2022 году, в январе 2015 года и в 2008-м. Так что всё, что будет завтра, примерно понятно», — комментирует эксперт.
Отметим, что в Приморье строится 2,3 млн квартир, больше половины из них — однокомнатные. По краю стоимость квадратного метра в новостройках составила 154 тысячи рублей, а во Владивостоке превышает 170 тысяч рублей.
Федеральные и региональные власти предпринимают меры, направленные на улучшение демографической ситуации на Дальнем Востоке, рост социально-экономических показателей и повышение уровня жизни. Создание новых рабочих мест, программы льготного жилищного кредитования помогли частично преодолеть негативные тенденции в демографии некоторых дальневосточных регионов, тем не менее эффект может носить временный характер. Кроме того, в большинстве регионов округа сохраняется отток населения. Региональные власти для улучшения транспортной доступности внутри ДФО предлагают увеличить субсидирование межрегиональных перелетов. Вводятся новые меры по организации и контролю над осуществлением северного завоза на отдаленные северные территории.
Социальные показатели регионов Дальнего Востока все еще уступают средним по стране, а в демографических показателях не преодолены негативные тенденции, присущие макрорегиону. Только в семи дальневосточных регионах в первом квартале 2024 г. выросли реальные денежные доходы населения (Таблица 1), при том, что динамика роста уступала среднероссийской (105,9%). Лучшие показатели в ДФО отмечались в Якутии (+4,7%), Чукотском АО (+4,4%) и Сахалинской области (+3%). Сокращение уровня доходов продемонстрировали Камчатский край (93,8%), Еврейская АО (95,7%), Иркутская область (96,8%), Магаданская область (97,6%) и Бурятия (97,7%).
При этом потребительские цены на товары и услуги (Таблица 2) продолжают расти. В апреле текущего года они более всего выросли относительно декабря 2023 г. в Камчатском крае (+3,2%), Бурятии (+2,9%) и Якутии (+2,6%). Рост в этих регионах несколько превысил средний по РФ (+2,5%). Рост менее чем на 1% отмечался лишь в Магаданской области (+0,7%).
Что касается среднемесячной заработной платы в ДФО, то в марте текущего года (Таблица 3, к марту 2023 г.) рост был зафиксирован во всех субъектах. При среднем показателе роста в стране в 21,6% более чем на 21% увеличилась заработная плата в Иркутской области (+23,5%), Чукотском АО (+21,7%) и Забайкальском крае (+21,3%). Наиболее низкими темпами роста в отчетном месяце отличались Магаданская область (+11,6%) и Камчатский край (+13,6%).
Самым высоким уровнем безработицы в ДФО (Таблица 4) по-прежнему отличаются Забайкальский край (5,7%), Якутия (5,2%) и Бурятия (4,9%). Еще в трех регионах уровень безработицы превышает средний по стране (2,7%) – в Еврейской АО (3,3%), Магаданской области (3,2%) и Сахалинской области (2,9%). Наиболее низкая безработица отмечается в Амурской области (1,3%) и Хабаровском крае (1,6%).
В первом квартале текущего года в ряде дальневосточных регионов было зафиксировано положительное сальдо миграции (Таблица 5) – в их числе Хабаровский край, Якутия, а также Магаданская область и Чукотский АО. Отрицательное сальдо сохранялось в Сахалинской области и Еврейской АО. Тем не менее сокращение численности населения остается серьезной проблемой дальневосточных территорий. По данным Росстата, численность населения Дальневосточного ФО в 2023 г. сократилась на 30 800 человек, до 7,8 млн человек. Миграционный отток населения за год составил 14 200 человек. Коэффициент естественной убыли населения оценен в 2,9%.
В том числе в Приморском крае население за минувший год уменьшилось на 12,5 тыс. человек – до 1,807 млн. В Забайкальском крае снижение составило 8 тыс. человек – до 984,3 тыс. человек. В Хабаровском крае жителей стало меньше на 4,8 тыс. человек – до 1,281 млн. Население Амурской области уменьшилось на 4,6 тыс. человек – до 751,5 тыс. человек, Бурятии – на 1,3 тыс. человек (до 971,8 тыс. человек), Сахалинской области – на 1,2 тыс. человек (до 458 тыс.), Еврейской АО – на 1,6 человек (до 146,6 тыс. чел.). На 996 человек стало меньше жителей Магаданской области (до 133,3 тыс.).
Демографический рост в 2023 г. был зафиксирован в трех дальневосточных регионах – Якутии, Камчатском крае и Чукотском АО. Население Якутии увеличилось за год на 6,4 тыс. человек – до 1,004 млн. На Камчатке прирост составил 421 человек (до 289,1 тыс.). Население Чукотки увеличилось на 176 человек – до 48,19 тыс. человек.
В Минвостокразвития все же отмечают, что за последние 11 лет отток населения в ДФО хотя бы сократился – по данным ведомства, в 2013-16 гг. миграционный отток из ДФО составлял 138 тыс. человек, в 2017-20 гг. – 92 тыс. человек, а в 2021-24 гг. – 45 тыс. человек.
При этом прогнозируется сохранение риска оттока населения из дальневосточных регионов. Согласно прогнозу ФАНУ «Востокгосплан», численность населения на Дальнем Востоке к 2030 г. может снизиться с 7,866 млн до 7,65 млн человек (на 216 тыс. человек). При этом в «Востокгосплане» подчеркивают, что предотвратить такое сокращение можно только с помощью миграции, поскольку снижение смертности и рост рождаемости смогут сократить отток из макрорегиона только на 84 тыс. человек.
Тем не менее из всех дальневосточных регионов только Магаданская область получит в текущем году дополнительное финансирование на реализацию мер поддержки рождаемости. Об этом сообщил министр труда и социальной защиты РФ А.Котяков. Наиболее низкий коэффициент рождаемости в ДФО в 2022 г. был зафиксирован в Магаданской области и Приморском крае – 1,43. При этом в Приморье рождаемость снижается пять лет подряд – с 2016 г. по 2023 г. она снизилась на 4 тыс. новорожденных (за пять лет). В 2023 г. в крае родилось 16 тыс. детей, что стало самым низким показателем с 1990 г.
Кроме того, в Минздраве РФ отмечают более низкий, чем в среднем по стране, показатель ожидаемой продолжительности жизни на Дальнем Востоке – 69,8 лет против 73,4 года. Из всех дальневосточных регионов более высоким показателем ожидаемой продолжительности жизни, чем в среднем в РФ, отличается только Якутия (73,55 лет). Наиболее низкая ожидаемая продолжительность жизни – в Чукотском АО (66,56 лет) и Забайкальском крае (67,17 лет).
Жилищная поддержка и поддержка рождаемости
На этом фоне региональные власти вводят дополнительные меры поддержки рождаемости. Программа «Миллион на третьего ребенка», инициированная Минвостокразвития и КРДВ, была расширена на восемь субъектов ДФО. Напомним, что пилотный проект стартовал с 1 января 2023 г. в Приморском крае. Он предполагает выплату 1 млн рублей многодетным семьям (три и более ребенка) на погашение ипотечного кредита на приобретенное в регионе жилье.
В соответствии с поручением президента РФ о предоставлении многодетным семьям прав на погашение ипотечного кредитования[1] с 1 июля текущего года такая мера поддержки начнет действовать в Чукотском АО, Амурской области, Камчатском и Хабаровском краях, Магаданской и Сахалинской областях, Еврейской АО.
Сумму целевой выплаты составляют средства регионального и федерального бюджетов - 550 тыс. рублей и 450 тыс. рублей соответственно. Выплату смогут получить семьи, в которых третий ребенок или последующие дети родились с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2026 г. Между тем в Якутии с 1 сентября текущего года многодетные семьи получат право на льготу при оплате жилья и коммунальных услуг в размере не ниже 30% от установленного размера оплаты.
Расширение программы дальневосточной ипотеки, не превышающей 2% годовых, рассчитанное на упрощение приобретения жилья в макрорегионе, также направлено на снижение оттока населения. Напомним, что в последнее время мера была расширена – на льготное кредитование могут претендовать работники оборонно-промышленных предприятий, военнослужащие-участники СВО, также максимальный размер кредита увеличен с 6 млн до 9 млн рублей. По данным Минвостокразвития на июнь 2024 г., с начала действия программы в декабре 2019 г. кредит получили 112 тыс. семей.
За первый квартал текущего года количество участников программы дальневосточной ипотеки увеличилось на 7,3 тыс. человек (количество оформленных кредитов выросло на 24%, их сумма составила 37 млрд рублей) относительно аналогичного периода прошлого года. Общая сумма выданных кредитов с начала действия программы к концу первого квартала текущего года превысила 470 млрд рублей. Лидерами по количеству выданных ипотечных кредитов являются Приморский край, Якутия и Хабаровский край. По данным на начало апреля 2024 г., в Приморье было оформлено 27,4 тыс. кредитов на 127 млрд рублей. В Якутии за данный период было выдано 22,3 тыс. кредитов на 110 млрд рублей, а в Хабаровском крае – 13,7 тыс. кредитов на 62 млрд рублей. Для индивидуального жилищного строительства в рамках программы выдано 16 тыс. займов на общую сумму 85 млрд рублей. Лидером по количеству кредитов на ИЖС является Якутия (свыше 7 тыс. кредитов).
Стоит отметить, что весной в Минфине РФ обсуждали возможность повышения ставки дальневосточной ипотеки. Заместитель министра финансов И.Чебесков заявил, что 2% является очень низкой минимальной ставкой, и отметил, что основные задачи по стимулированию строительства жилья на Дальнем Востоке программа выполнила. Минфин предлагает поднимать ставку поэтапно – на 1% в год, начиная с 2025 г. (до 8% в 2030 г.). Тем не менее вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев исключил такую возможность, заявив о необходимости сохранения ставки в 2%. С 1 июля в РФ запланировано изменение условий ипотечных программ, но по дальневосточной ипотеке пока не принято конкретных решений.
Также на Дальнем Востоке началось строительство арендного жилья для предоставления в льготную долгосрочную аренду в рамках федеральной программы (стоимость аренды составит порядка четверти от среднерыночного уровня[2]). Арендная плата будет софинансироваться из федерального и регионального бюджетов. Доля средств федерального бюджета в субсидировании ставки аренды в первые пять лет составит 33%. Столько же составит доля средств из регионального бюджета. На строительство в регионах ДФО 6,5 тыс. арендных квартир из федерального бюджета направлено около 44 млрд рублей. В целом в рамках программы предполагается построить 10 тыс. арендных квартир (на 87 млрд рублей).
Такие квартиры строятся в Амурской, Магаданской и Сахалинской областях, Забайкальском, Камчатском, Хабаровском краях, Якутии, Бурятии и в Чукотском АО. Их общая площадь должна составить 277 тыс. кв. м. В частности, власти Хабаровского края заключили 11 соглашений с застройщиками на приобретение 1 648 квартир (в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре). Первое жилье должно быть предоставлено арендаторам во втором квартале 2025 г. Проект реализуется совместно с АО «ДОМ.РФ». В целом в девяти регионах «ДОМ.РФ» подписал договоры на строительство 5 884 квартир.
Стоит напомнить, что в Приморском крае, Якутии и Чукотском АО первые арендные квартиры переданы гражданам. В Приморском крае построены 42 квартиры в ЖК «Айвазовский»[3] во Владивостоке, в Чукотском АО – 40 квартир в ЖК «Ягодный»[4] в Анадыре, в Якутии – 24 квартиры в ЖК «Микрорайон Марха»[5] в Якутске.
При этом в части регионов увеличен лимит на строительство арендных квартир по программе. Так, в Сахалинской области он вырос на 169 квартир, и всего в рамках программы должна быть построена 1321 квартира. В Амурской области увеличение составило 168 арендных квартир – всего в рамках программы будет построено 2 240 квартир. В Бурятии лимит вырос на 168 квартир – до 468 квартир.
Напомним, что в Приморском крае с 2019 г. действует собственная региональная программа «Арендное жилье», в рамках которой снять квартиры по льготным ставкам смогли более 2 тыс. человек, возведено около 130 тыс. кв. м арендного жилья во Владивостоке, Находке, Большом Камне, Уссурийске, а также в селах Камень-Рыболов и Хороль. Краевая программа предусматривает возможность приобретения арендных квартир в ипотеку. При этом Ю.Трутнев в апреле также поручил Минвостокразвития и АО «ДОМ.РФ» проработать возможность выкупа льготного арендного жилья, воспользовавшись программой дальневосточной ипотеки.
Тем временем власти Хабаровского края совместно с «ДОМ.РФ» и ВТБ запустили в апреле региональную льготную ипотечную программу, направленную на индивидуальное жилищное строительство. Заемщики могут получить средства в сумме до 6 млн рублей с дисконтом 4 процентных пункта к ставке за счет субсидии из регионального бюджета. Итоговая ставка составит 1-4% годовых на весь срок кредита. В приоритетном порядке для участия в программе рассматриваются военнослужащие и сотрудники оборонных предприятий, молодые специалисты, работники краевых и муниципальных учреждений в сфере образования, социального обслуживания, здравоохранения, культуры и спорта. Мера поддержки доступна гражданам, постоянно зарегистрированным на территории Хабаровского края и ранее не оформлявшим льготный ипотечный кредит.
Что касается процесса расселения ветхого и аварийного жилья на Дальнем Востоке, то для Приморского и Хабаровского краев, Бурятии и Амурской области увеличен лимит финансирования на переселение граждан из аварийного жилья. В частности, в Амурской области лимит распоряжением правительства увеличен на 1,1 млрд рублей, в Бурятии – на 505,6 млн рублей, в Приморском крае – на 317,9 млн рублей, в Хабаровском крае – на 193,9 млн рублей. Средства должны быть израсходованы до конца текущего года.
Так, в Приамурье продолжится расселение из аварийного жилья в зоне БАМа (запланировано переселение 1 400 человек в текущем году). Новые дома для граждан, расселяемых из поселков в зоне БАМа, возводятся в Благовещенске, Свободном и Сковородино. В Бурятии должна продолжиться ликвидация ветхого и аварийного жилья в Улан-Удэ и в зоне БАМа. В Приморском крае в текущем году планируется завершить мероприятия по расселению аварийного фонда во Владивостокском и Уссурийском городских округах, а в Хабаровском крае предполагается расселить 907 человек – в Хабаровске, Бикине, селах Селихино и Пивань Комсомольского района и поселке Токи Ванинского района.
В сфере газификации регионов совместную с «Газпромом» программу газификации на Сахалине планируется продлить на два-три года, завершив ее в 2027-28 гг. На сегодняшний день уровень газификации региона составляет более 61% (газифицировано 37 населенных пунктов). Ранее завершение газификации было намечено на 2025 г. Общий объем инвестиций в программу превышает 100 млрд рублей. На текущий год запланирована газификация 25 населенных пунктов, порядка 3,2 тыс. домовладений и 18 котельных. Газификация региона осуществляется за счет магистрального газопровода «Сахалин-2». Для удаленных районов предусмотрена автономная газификация с помощью СПГ. На текущий год в регионе намечено строительство свыше 30 газовых котельных – в Корсаковском, Долинском, Анивском, Макаровском, Тымовском, Александровск-Сахалинском районах, Поронайском городском округе.
Тем временем в Минэнерго опасаются дефицита газа для газификации Хабаровского края после 2025 г. и призвали ПАО «Газпром» определить возможность поставки газа, учитывая ожидаемый рост потребления в регионе (с текущих 3 млрд куб. м до 8,2 млрд куб. м в 2029 г.). В частности, Минэнерго указывает на необходимость ускорить строительство газопровода, соединяющего магистральный газопровод «Сила Сибири» и газотранспортную систему «Сахалин – Хабаровск – Владивосток». «Газпром» приступил к соединению газопроводов в конце марта.
На сегодняшний день газ поставляется в Хабаровский край по газопроводу «Сахалин-1». Газ Киринского месторождения в рамках проекта «Сахалин-3» пока поставляется только потребителям в Приморском крае. Южно-Киринское месторождение пока не введено в эксплуатацию, начало разработки планируется в 2026 г., однако из-за санкционных ограничений на поставки оборудования сроки могут сдвинуться.
Власти дальневосточных регионов рассчитывают на дополнительную поддержку авиаперелетов между субъектами федерального округа. Так, власти Хабаровского края в апреле обратились к федеральному правительству с предложением дополнить перечень субсидируемых маршрутов для Дальнего Востока перелетами из Хабаровска в крупные города ДФО, включая Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Магадан. Цены для перелетов между дальневосточными городами для льготных категорий предлагается установить в пределах от 1 тыс. до 4 тыс. рублей в одну сторону. Из Хабаровска в Петропавловск-Камчатский предложено установить тариф в 2,5 тыс. рублей, в Магадан – 4 тыс. рублей, во Владивосток – 1,8 тыс. рублей, в Южно-Сахалинск – 1 тыс. рублей. С аналогичным предложением в июне выступил губернатор Камчатского края В.Солодов. Он предложил распространить механизм субсидируемых тарифов на авиарейсы, связывающие Петропавловск-Камчатский с Хабаровском и Владивостоком.
В рамках поддержки северных территорий с 1 апреля вступил в силу закон о северном завозе, определяющий механизмы завоза в отдаленные северные районы медикаментов, топлива, продуктов и товаров первой необходимости. Закон в том числе предполагает создание системы мониторинга ФГИС «Северный завоз», направленной на своевременное выявление рисков возникновения сбоев в поставках.
Координатором северного завоза на федеральном уровне выступит Минвостокразвития. При этом пилотным проектом для начала работы единого морского оператора, которым должен стать «Росатом», выбран Чукотский АО. Проект предполагается реализовать в регионе в 2025 г. Единый оператор будет осуществлять регулярные перевозки грузов северного завоза между морскими портами по льготным тарифам через Северный Ледовитый и Тихий океаны, возьмет на себя функции управления и координации транспортных потоков, разработку маршрутов и графиков движения судов в навигационный период с учетом различных типов грузов. Маршрут рейсов будет утверждаться Минвостокразвития на основании предложений оператора.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Динамика реальных денежных доходов, первый квартал 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
105,9 |
Сибирский федеральный округ |
106,1 |
Иркутская область |
96,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
101,3 |
Республика Саха (Якутия) |
104,7 |
Чукотский авт. округ |
104,4 |
Сахалинская область |
103,0 |
Приморский край |
102,6 |
Амурская область |
102,4 |
Забайкальский край |
101,8 |
Хабаровский край |
100,6 |
Республика Бурятия |
97,7 |
Магаданская область |
97,6 |
Еврейская авт. область |
95,7 |
Камчатский край |
93,8 |
Таблица 2. Потребительские цены на товары и услуги, апрель 2024 г., в % к декабрю 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
102,5 |
Сибирский федеральный округ |
102,4 |
Иркутская область |
102,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
102,1 |
Камчатский край |
103,2 |
Республика Бурятия |
102,9 |
Республика Саха (Якутия) |
102,6 |
Еврейская авт. область |
102,5 |
Приморский край |
102,1 |
Хабаровский край |
101,9 |
Забайкальский край |
101,8 |
Амурская область |
101,7 |
Сахалинская область |
101,6 |
Чукотский авт. округ |
101,5 |
Магаданская область |
100,7 |
Таблица 3. Среднемесячная заработная плата работников организаций, март 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
121,6 |
|
Сибирский федеральный округ |
120,7 |
|
Иркутская область |
123,5 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
117,4 |
|
Чукотский авт. округ |
121,7 |
|
Забайкальский край |
121,3 |
|
Приморский край |
120,5 |
|
Сахалинская область |
119,1 |
|
Республика Бурятия |
117,5 |
|
Амурская область |
117,4 |
|
Хабаровский край |
116,7 |
|
Еврейская авт. область |
115,7 |
|
Республика Саха (Якутия) |
114,6 |
|
Камчатский край |
113,6 |
|
Магаданская область |
111,6 |
|
Таблица 4. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, февраль-апрель 2024 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,7 |
75 573,5 |
Сибирский федеральный округ |
2,9 |
8 218,3 |
Иркутская область |
3,3 |
1 142,0 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,1 |
4 122,6 |
Забайкальский край |
5,7 |
463,6 |
Республика Саха (Якутия) |
5,2 |
515,6 |
Республика Бурятия |
4,9 |
430,0 |
Еврейская авт. область |
3,3 |
75,7 |
Магаданская область |
3,2 |
80,4 |
Сахалинская область |
2,9 |
268,4 |
Камчатский край |
2,2 |
165,5 |
Чукотский авт. округ |
1,9 |
29,8 |
Приморский край |
1,9 |
982,7 |
Хабаровский край |
1,6 |
704,4 |
Амурская область |
1,3 |
406,6 |
Таблица 5. Миграционный отток населения, январь-март 2024 г.
Регион |
Прибывшие |
Выбывшие |
Сальдо миграции |
Хабаровский край |
10 034 |
9 115 |
919 |
Магаданская область |
1 630 |
1 431 |
199 |
Чукотский АО |
1 082 |
1 029 |
53 |
Еврейская АО |
501 |
734 |
-233 |
Сахалинская область |
3 973 |
4 824 |
-222 |
Республика Саха (Якутия) |
12 727 |
11 207 |
1 520 |
[1] 12 июня текущего года был подписан федеральный закон, продлевающий программу помощи многодетным семьям в погашении ипотеки до 2030 г. Закон продлевает до 31 декабря 2030 г. предоставление многодетным семьям выплаты в размере 450 000 рублей на погашение ипотечных кредитов. Мера была подготовлена в целях реализации перечня поручений президента в послании Федеральному собранию в феврале 2024 г.
[2] Предполагается, что первые пять лет аренды арендаторы будут платить только треть от стоимости найма, с последующим постепенным увеличением суммы к десятому году проживания. На аренду по льготной ставке могут претендовать студенты, молодые специалисты, профессионалы востребованных специальностей и участники СВО.
[3] Застройщик – краснодарская ГК «Девелопмент-Юг» С.Иванова (ее дочернее ООО СЗ «Патрокл Один»).
[4] Застройщик – чукотское ООО ПКП «ТЕМП», учредитель – В.Корецкий.
[5] Застройщик – якутское ООО «Нордсервисстрой», учредитель – А.Саакян.
В Якутии проанализировали объемы демографических выплат за 5 лет. В период с 2019 года они увеличились в 7 раз, с 3,5 до 26,5 миллиардов рублей. Большую их часть обеспечил президентский национальный проект «Демография». Однако со следующего года указом главы Якутии Айсена Николаева в республике вводят новые меры, направленные на стимулирование демографического роста населения. В два раза увеличится размер республиканского материнского капитала «Семья» при рождении третьего и последующего ребенка. 50 тысяч рублей получат молодые семьи до 25 лет, вступающие в брак впервые. Кроме того, готовится учреждение гранта в 10 млн руб. для муниципалитета, добившегося лучших результатов в демографической и семейной политике. Ранее, встречаясь с руководителем региона, Президент страны Владимир Путин особо отметил показатели Якутии по росту постоянного населения и его естественному приросту и попросил не сокращать меры поддержки. Республика на первом месте в ДФО по положительной динамике демографических процессов, а в этом году в ней родился миллионный житель. Новые механизмы мотивации, а также текущее состояние рождаемости для Ленского клуба и EastRussia проанализировала доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических и энергетических проблем Севера «Коми научный центр УрО РАН» Лариса Попова.
«Стабильный естественный прирост населения Якутии обеспечивается как повышенным общим коэффициентом рождаемости, так и пониженным общим коэффициентом смертности. В основе этого – более молодой возраст населения республики, а также высокие темпы роста и уровень ожидаемой продолжительности жизни в регионе, превысивший среднероссийский. Последнее обстоятельство, а также незначительное отличие продолжительности жизни сельского населения от уровня городского показателя хочется отметить особо. Это результат социально-демографической политики, которая проводится в Якутии.
В России с 2007 года ведется демографическая политика, направленная на рост рождаемости. Тогда в стране был введен федеральный материнский капитал на второго ребенка, усиленный с 2011 г. ориентированным на третьи рождения региональным материнским капиталом и дополненный в дальнейшем мерами социальной поддержки нуждающихся семей с детьми и молодых семей с первенцами. Если оценивать результаты этой политики, то на текущую демографическую ситуацию она повлияла положительно. Особенно в регионах со значительным размером регионального материнского капитала, как в Якутии. А в национальных республиках, например Якутии и Коми, – по всей вероятности, способствовала также и усилению/возрождению этнических особенностей репродуктивного поведения коренных народов.
Однако в перспективе рождаемость в стране все-таки будет падать. Во-первых, по причине досрочного исчерпания итоговой плодовитости относительно многочисленных старших когорт, то есть поколений 1980-х годов рождения, ставших основными адресатами крупномасштабных мер демографической политики. Во-вторых, из-за низкой репродуктивной активности малочисленных молодых когорт: поколений 1990-х и 2000-х годов рождения, до которых стимулирующий эффект крупномасштабных мер демографической политики не дошел, или, в лучшем случае, пока не дошел.
По этой причине следует приветствовать любые меры, направленные на рост рождаемости. Начав проводить демографическую политику, ни в коем случае нельзя отменять ее мероприятия. В идеале надо сделать их постоянно действующими, то есть бессрочными. Решение главы Якутии об удвоении регионального маткапитала считаю своевременным, поскольку сейчас третьи рождения охватывает уже малочисленные когорты 1990-х годов рождения, а их репродуктивную активность следует поддержать.
Помощь молодым семьям также актуальна: без первых рождений нет вторых. Но еще больше следует приветствовать акцент в демографической политике на вторых рождениях. Например, к удвоенному региональному материнскому капиталу применить реализуемую в последние годы механику выплат федерального капитала: бóльшую часть суммы назначать при рождении второго ребенка, остальную – при рождении третьего. Возможно, применять такую механику выплат можно начать как раз за счет грантов лучшему району/поселку».