Из Забайкалья в КНР пришла первая партия соевых бобов, доставленная по «Новому сухопутному зерновому коридору Россия - Китай». Сейчас груз находится в китайском городе Маньчжурия.
Как рассказали EastRussia в правительстве Забайкальского края, продукция поставлена в рамках контракта, заключенного между «Производственно-экспортная компания «ЭПТ» и китайской госкорпорацией China Chengtong. Первая партия - зерновая продукция, выращенная на Алтае.
Напомним, «Китайско-российский новый сухопутный зерновой коридор» - ключевой проект, реализуемым в рамках совместной инициативы Президента РФ Владимира Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина. Предполагается, что отгрузка российского зерна через порт Маньчжурии будет достигать восьми млн тонн в год.
Санкционное давление не помешает развитию сотрудничества Китая и Дальнего Востока России. К такому выводу пришли участники пленарного заседания Российско-Китайского Делового совета «Перспективы укрепления всестороннего российско-китайского сотрудничества». Глобальные игроки китайского рынка и представители российского бизнеса собрались во Владивостоке, чтобы обсудить совместные планы.
Исторический рекорд
С 27 июля по 5 августа в Приморском крае проходит деловой визит китайской делегации. Представители 15 крупных компаний из КНР посетили регион для участия в диалоге с местным бизнес-сообществом и органами власти. Среди них такие гиганты, как «КитайСтрой», China Railway Construction Company, «Хуасюнь Групп Ру», НЗС, «Джили Моторс», «Гэчжоуба Русс» и другие.
Бизнес-миссия организована на основе договоренностей председателя «Российско-Китайского Делового Совета» Геннадия Тимченко и губернатора Приморского края Олегом Кожемяко при поддержке Чрезвычайного и Полномочного Посла Китайской Народной Республики в Российской Федерации Чжан Ханьхуэя, администрации президента РФ, Торгово-промышленной палаты РФ и Фонда Росконгресс.
В Приморье делегация встретилась с региональным руководством, представителями институтов развития, посетила ведущие предприятия края и провела переговоры с потенциальными партнёрами.
Самым масштабным мероприятием в рамках визита стало пленарное заседание «Перспективы укрепления всестороннего российско-китайского сотрудничества», объединившее сотни российских и китайских предпринимателей, в том числе по видеоконференцсвязи. Российско-Китайский Деловой Совет представлял исполнительный директор РКДС Евгений Маркин. Модератором диалога выступил директор Агентства международного сотрудничества Приморья Алексей Старичков.
Как отметила в своём приветственном слове генеральный консул Китая во Владивостоке Пяо Янфань, российско-китайские отношения «наращивают обороты», качество делового сотрудничества улучшается по всем направлениям. За прошлый год товарооборот двух стран преодолел отметку 140 млрд долларов, побив исторический рекорд. В первом полугодии текущего года объёмы двусторонней торговли достигли 80 млрд 675 млн долларов, прирост составил 27,2%.
Товарооборот Дальневосточного федерального округа и Китая в прошлом году вышел на уровень 13 млрд 891 млн долларов, увеличившись на 28%. При этом 40% объёма денежных потоков приходится на Приморский край.
Небывалый энтузиазм
Г-жа Пяо Янфань подчеркнула, что китайская экономика «выделяется своей стойкостью, потенциалом и большим полем маневрирования». В 2021 году ВВП Китая превысил 114 трн юаней, что приблизительно составляет 18 триллионов долларов. Несмотря на вспышки коронавируса и непростую международную обстановку, вызвавшие рост инфляции, в текущем году Китай увеличил ВВП на 2,5%.
«В условиях сложной международной ситуации значимость Дальнего Востока для всей России усиливается, - отметила Пяо Янфань. – Планируется совершенствование пограничной инфраструктуры, рассматриваются возможности создания трансграничной территории опережающего развития, формируется более благоприятная бизнес-среда. Все это вливает новую струю жизненных сил в китайско-российское сотрудничество. Отрадно, что обе стороны проявляют небывалый энтузиазм и усиливают взаимодействие на центральном и региональном уровне, как между ведомствами, так и отдельными предприятиями. Стороны полны решимости, выявляя взаимодополняющие преимущества и устраняя узкие места, наращивать сотрудничество в областях торговли, инвестиций, производства, логистики, инфраструктуры, инноваций, туризма и других отраслях».
Генконсул также сообщила о возможности возобновить авиасообщение между Владивостоком и Китаем в скором будущем. Приморские власти подали ходатайство об открытии рейса Владивосток-Пекин. «Мы уже видим свет в конце туннеля», - отметила г-жа Пяо Янфань, добавив, что на сегодняшний день выполняются 8 коммерческих рейсов из Москвы в китайские города.
Первый вице-губернатор Приморского края Вера Щербина обозначила стратегическую важность российско-китайского партнёрства в условиях санкций. Доля Китая во внешней торговле Приморского края ежегодно составляет около 50%. В прошлом году торговый оборот Приморья и КНР превысил 5 млрд долларов. Китайский капитал участвует в 43 проектах, реализуемых на территории края, с объемом инвестиций 7 млрд рублей или 46% от всех иностранных инвестиций. Более 20 лет региональное руководство ведет совместную работу с китайскими коллегами в области развития торговли, инвестиций, туризма, сельского хозяйства, рыбной отрасли, образования, научно-исследовательской деятельности.
«Ситуация, которая сложилась в текущем году, в очередной раз демонстрирует конструктивный и устойчивый характер российско-китайских отношений. Из-за санкционного давления западных стран на Россию наблюдается перестроение транспортно-логистических цепочек на Восток. Приморский край активно участвует в формировании транзитных грузопотоков, в том числе по актуальному сейчас направлению перевозок из Китая в западную часть России и Республику Беларусь», - сообщила Вера Щербина.
Новое направление грузоперевозок представляет транспортная группа FESCO. В июне текущего года компания запустила регулярный контейнерный поезд FESCO Minsk Shuttle по маршруту Владивосток – Минск. Основу грузопотока сервиса составляют товары народного потребления, химические грузы, продукты питания и другое. В обратном направлении грузы будут отправляться как в Россию, так и в страны Азии. Также в июле FESCO отправила первый публичный контейнерный поезд из Шанхая в Москву.
Что касается экспорта, Щербина отметила огромный потенциал в части расширения торгово-экономического сотрудничества с Китаем: «Мы можем предложить нашим китайским партнерам на экспорт экологически чистую продукцию сельского хозяйства, свинину, сою, мед, морепродукты, а также продукцию лесопереработки, включая шпон и щепу. Готовы поставлять в Китай грузовые и пассажирские вертолеты Ка-62 от завода «Прогресс»».
Кроме того, власти Приморья предлагают китайской стороне рассмотреть возможность реализации инвестпроектов в рамках особых налоговых режимов – ТОРов и свободного порта Владивосток. Это могут быть новые предприятия по производству спецтехники, комплектующих, электроники и бытовой техники, современных автомобилей.
«Отношения между Россией и Китаем вступили в самый лучший период в нашей истории», - заключила Вера Щербина.
Глобальные проекты
Следующая часть пленарного заседания была посвящена презентациям китайских компаний. Так, участники смогли ближе познакомиться с возможностями ООО «КитайСтрой» - российской дочки CSCEC, одного из глобальных игроков в области коммерческого и промышленного строительства Китая с оборотами в триллионы юаней. На российском рынке «КитайСтрой» занимается строительством зданий и сооружений, ремонтно-отделочными работами, реконструкцией исторических памятников.
В Приморье компания рассматривает проекты инфраструктурного строительства (скоростные развязки, объездные дороги, мосты), а также коммерческой и жилой недвижимости. В ходе бизнес-миссии «Китайстрой» провел переговоры о возможном участии в строительстве рекреационной зоны на Мысе Черепахи в бухте Муравьиная Приморского края. Кроме того, ожидается, что дочка CSCEC примет участие в реализации проекта ООО «СЗ «Зелёный бульвар» по строительству микрорайона «Зелёный угол» во Владивостоке.
Новые перспективы сотрудничества открываются и в области автопрома. Эксклюзивный дистрибьютор бренда Geely в России ООО «Джили Моторс» расширяет дилерскую сеть и приглашает к сотрудничеству партнеров. «Джили Моторс» - дочка Geely International Corporation, которая представляет на международном рынке одного из десяти крупнейших автопроизводителей Китая Geely Holding Group. В структуру холдинга входят Geely Auto, Volvo Car Corporation, Drivetrain Systems International (DSI) - один из крупнейших мировых производителей трансмиссий. На Дальнем Востоке компания планирует открыть дилерские центры в Благовещенске и Южно-Сахалинске.
Сегодня российский рынок практически свободен от конкуренции для китайского автопроизводителя. Европейское направление закрыто в связи с санкциями. Власти США запретили экспорт автомобилей и мотоциклов в Россию. Япония ввела эмбарго на экспорт дорогих стоимостью от 6 млн иен, и спрос на китайский автопром растет рекордными темпами. По некоторой информации, рассматривается возможность открытия дилерских центров Geely во Владивостоке и Хабаровске.
После пленарного заседания состоялись встречи делегации с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко и главой Владивостока Владимиром Шестаковым. Обсуждались перспективы расширения сотрудничества и необходимость увеличения грузопотока. «Мы рассчитываем на помощь и содействие Российско-Китайского Делового Совета во взаимодействии с китайскими коллегами, направленном на увеличение товарооборота и развитие приграничных связей. Надеюсь, что данный визит послужил площадкой для установления крепких партнёрских связей», – заявил глава Приморья.
Следующая масштабная встреча российской и китайской сторон состоится на Седьмом Восточном экономическом форуме, который пройдёт во Владивостоке с 5 по 8 сентября.
Как и все в Поднебесной, история местного винокурения и культура пития насчитывают много тысячелетий. Главным принципом культуры употребления спиртного в Китае является не отказ от крепкого алкоголя, а умение пить, сохраняя контроль над языком и конечностями, не падая лицом в салат или в лужу с грязью. Человека из грязи вытащить можно, но нельзя вытащить грязь из человека — говорят жители Поднебесной.
Например, знаменитые «Семь мудрецов из бамбуковой рощи», ученые-эстеты, жившие в III веке н.э., пили помногу, но это не мешало им вести беседы и музицировать, сочинять стихи и призывать к уходу от мирской суеты. В период Троецарствия в царстве Вэй, где и жили мудрецы, за власть боролись два могущественных клана; по сути, это была гражданская война. Идеи мудрецов противоречили взглядам, господствовавшим тогда в обществе. Приходилось демонстрировать свою аполитичность, изображать из себя чудаков и пьяниц, чтобы избежать жесткого контроля со стороны властей, философствовать, создавать произведения искусства, не имеющие отношения ни к политике, ни к творящемуся хаосу вокруг. Это тот случай, когда пьянство спасало жизнь. На то они и мудрецы.
Как и у многих других народов, с вином и водкой у китайцев связано много обычаев, поверий, забавных случаев, анекдотов. Но не стоит полагать, что китайская культура поощряла пьянство. На официальном уровне оно строго осуждалось. А на государственных приемах, торжествах и даже во время простых застолий действовали строгая субординация и правила поведения.Бурный рост объемов грузоперевозок в портах Дальнего Востока, очевидно, опережает развитие транспортной инфраструктуры и ресурсов компаний, связанных с обеспечением логистики. В рамках профильной сессии на Восточном экономическом форуме представители отрасли отметили, что разворот на восток произошел очень быстро и очень неожиданно. Эксперты оценили перспективы развития традиционных и новых маршрутов, а также уделили много времени вопросам цифровизации и внедрения искусственного интеллекта.
Участники дискуссии выделили два ключевых направления развития транспортной системы в России – увеличение мощностей для перемещения и хранения грузов, а также внедрение цифровых технологий, способных максимально упростить и удешевить стоимость и время обработки отправлений. Так, Андрей Северилов, председатель совета директоров FESCO, отметил, что в 2023 году компания увеличила емкость своих контейнерных линий на Дальнем Востоке практически вдвое: «По итогам года мы отчитаемся об увеличении контейнерного парка до 160 тыс. теусов (TEU – twenty-foot equivalent – прим. ред.) нашего собственного парка; количество судов контейнеровозов в нашем флоте достигнет 36. Тем самым транспортная группа FESCO попадет в топ-30 крупнейших транспортных компаний мира».
Увеличение транспортных мощностей отметил и Дмитрий Паньков, генеральный директор УК «Дело». Контейнерный парк компании за два года увеличился в два с половиной раза – до 234 тыс. двадцатифутовых контейнеров. Кроме того, УК «Дело» ускорила развитие терминальной сети в крупных индустриальных центрах – завершена реконструкция терминала на станции Забайкальск. «Это крупнейший сухопутный терминал, обеспечивающий сообщение России и Китая. На него приходится 30% всего сухопутного контейнеропотока. После реконструкции мощность терминала составляет 555 тысяч TEU в год», – отметил Дмитрий Паньков.
Объективным ограничением развития грузоперевозок на Дальнем Востоке традиционно воспринимается пропускная способность железных дорог. В то же время Олег Белозёров, генеральный директор, председатель правления ОАО «РЖД», отметил, что компания ускоренными темпами выполняет инвестиционную программу – в этом году объем вложений составил почти 1,2 триллиона рублей, из которых более 250 млрд относится непосредственно к увеличению провозных возможностей на Дальнем Востоке. По словам Олега Белозёрова, результат не заставил себя ждать – объемы грузов бьют рекорды: «Исторический рекорд перевозки в целом по восточному полигону – 275 млн тонн грузов в разные стороны мы перевезли. При этом в первый раз за всю историю больший груз поехал на восток, нежели чем на запад».
Не меньшее значение участники сессии уделили и технологиям обработки грузов. Андрей Северилов, отметил, что сегодня цифровизация занимает ключевое место в стратегии развития FESCO. «За три года мы очень сильно продвинулись в создании IT-проектов. У нас есть совместные проекты создания бесшовной логистики и с железными дорогами, и с таможенными органами. Для повышения производительности компании мы создали программу – цифрового двойника порта. Суть ее заключается в том, что еще до момента подхода судна к порту, операторы в порту уже знают, когда судно подойдет, где будет размещен тот или иной контейнер. Более того, там используется технология искусственного интеллекта, для того чтобы определить наиболее корректное место в порту», – рассказал Андрей Северилов.
Руслан Давыдов, врио руководителя Федеральной таможенной службы России поделился планами о внедрении упрощенного документооборота для грузоотправителей в режиме одного окна. По словам Руслана Давыдова, уже сегодня практически все грузы отслеживаются таможней в электронном виде, поэтому уже в перспективе ближайших лет бумажное сопровождение уйдет в историю.
Говорили участники сессии и о морских перевозках. Серьезным шагом в развитии станет внедрение цифровой платформы, которую разрабатывает ГК «Росатом». Екатерина Ляхова, директор по развитию бизнеса, отметила: «Развитие инфраструктуры невозможно без объединения всех сервисов на единой цифровой платформе. Это инструмент, который позволит перевозчикам своевременно получать информацию о ледовой обстановке, осуществлять экологический мониторинг, получать все необходимые данные для обеспечения безопасного прохождения». Революционным решением в области морских перевозок по Северному морскому пути станет создание трансарктического оператора связи. Как отметила Екатерина Ляхова, без устойчивой коммуникационной инфраструктуры все попытки реализовать цифровые сервисы на СМП и в Арктике в целом невозможны. Концепция создания такого оператора должна быть согласована в конце ноября и реализована в перспективе ближайших двух лет. В рабочую группу вошли и представители бизнес-сообщества и представители государственных регуляторов и органов.
На Петербургском международном экономическом форуме чиновники и эксперты загадывали, какие направления экономики могут стать дополнительными драйверами в отношениях между странами, помимо сотрудничества в области энергоресурсов. В Минвостокразвития, прежде всего, предлагают акцентировать внимание на туризме и пищевой промышленности. Последняя действительно имеет неплохие шансы, но, как свидетельствуют российские экспортеры, для расширения рынка сбыта в КНР нужно преодолеть немало барьеров.
За пять месяцев товарообмен между РФ и Китаем вырос на 40,7% к аналогичному периоду 2022 года и составил $93,8 млрд, сообщил на ПМЭФ-2023 посол КНР в России Чжан Ханьхуэй. Весомая доля в общем объеме торговли по-прежнему приходится на топливно-энергетический сектор. Энергетика – важнейшая компонента в торговых отношениях соседей, говорит председатель совета директоров China National Chemical Engineering Дай Хэгэнь, она открывает долгосрочные перспективы и способствует развитию таких направлений промышленности, как например, химическая.
Между тем вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Падалко считает, что со временем нефть и газ уйдут на периферию товарооборота между странами. Поэтому уже сейчас необходимо работать над получением альтернативных источников энергии, как водород, а также осваивать высокие технологии в иных сферах экономики.
«Следующий этап, который будет явно наблюдаться – это формирование совместных производств, где не только организуется сборка, инжениринг, но и ведутся совместно разработки продуктов. При этом будем руководствоваться нашими национальными программами», – в свою очередь подчеркнул замглавы Минпромторга Алексей Груздев.
Традиционно тесная кооперация наблюдается в логистике. Как отметил председатель совета директоров группы FESCO Андрей Северилов, на фоне стагнации отношений с Южной Кореей и Японией расширяется сеть внешнеторговых маршрутов с КНР. В настоящее время морская линия China Express соединяет Владивосток уже с десятью китайскими портами: Яньтянь, Наньша, Сямынь, Вэньчжоу, Нинбо, Шанхай, Ричжао, Ксинганг, Ляньюньган и Далянь. Сервис обслуживают шесть судов общей контейнерной вместимостью 10 тыс. TEU.
Устойчивые транспортные сообщения должны выстраиваться и на сухопутных направлениях. Сейчас FESCO строит контейнерный терминал у мостового погранперехода Нижнеленинское – Тунцзян (пока через мост перевозится исключительно российский уголь и железная руда). «Мы будем рады гарантировать нашим китайским партнерам, российскому бизнесу, что начиная с 2024 года у нас будет полноценно сформированный контейнерный терминал и возможность перевалки достаточно большого объема контейнерных грузов по новому маршруту, о значимости которого говорили оба лидера соседних государств», – заявил Андрей Северилов.
Особенности питания
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков призывает сконцентрироваться на двух направлениях, которые представляют серьезный потенциал для сотрудничества. Это туристические, гуманитарные и научные связи, а также обмен продовольствием, включая сельхозпродукцию.
Несмотря на то, что власти КНР жестко регулируют импорт продуктов питания, за последние 5 лет их ввоз из России значительно вырос. В настоящее время свыше 3 тыс. компаний из РФ, экспортирующих товары пищевой промышленности, зарегистрированы в Главном таможенном управлении КНР.
«Мы все помним, как председатель Си уезжал из Владивостока с коробкой мороженого в подарок. Как минимум приграничные производители этого вкусного продукта на Дальнем Востоке ощутили импульс. Это маленький пример, но он является символом того огромного потенциала, который может быть», – сказал глава Минвостокразвития.
Ведущую роль в экспорте продовольствия в КНР играет рыба. После пандемии активизировались прямые поставки российской рыбной продукции. В I квартале 2023 года объем отправок морепродуктов в Китай составил $553 млн, что выше соответствующего уровня 2022 года на 78%. При этом основная доля поставок приходится на сырец: 74% объема экспорта в январе-марте занял мороженый минтай, еще 8% – сельдь.
Другая важная статья продуктового экспорта – мясо птицы (курицы, индейки). Ввоз этого продукта в КНР из России был разрешен в 2019 году. В 2021 году в Китай экспортировано 119,4 тыс. т мяса курицы, в 2022-м – 126,6 тыс. т.
«60% экспорта составляет весьма специфический продукт, который в принципе не пользуется популярностью на российском рынке, а именно куриные лапы. Это является деликатесом, фактически черной икрой для всех китайцев. С одной стороны, это очень здорово, поскольку в России этот продукт не стоит ничего, где продать его проблематично, в основном он идет на переработку в корма для животных», – рассказала директор по развитию внешнеэкономической деятельности ООО «ТД “Черкизово”» Наталья Бартновская.
С другой стороны, из-за местных кулинарных предпочтений широкого ассортимента продукции российские экспортеры птицы в Китай не поставляют (практически остальная доля экспорта курицы – части крыла). «То есть мы достигли своего пика, а другие продукты Китай практически не импортирует», – уточнила менеджер.
Уроки логистики
Вместе с тем при расширении присутствия на китайском рынке российские поставщики сталкиваются со сложностями логистики и дистрибуции. Так, себестоимость продукции для местного ритейла возрастает в разы, в том числе за счет упаковки, дополнительных логистических операций и т.п. Несмотря на неоднократные оптимизации, доставка в торговые сети Китая оказывается втрое дороже по сравнению с отгрузками сырья, говорит Наталья Бартновская.
Канал ритейла, который считается более высокодоходным, чем сырьевые продажи, становится менее прибыльным. «В ритейле выходила цена космическая, поэтому никто не покупал наш шоколад в Гуаньчжоу. Шоколадка становилась по цене как швейцарский шоколад, но российский и швейцарский шоколад по-разному воспринимается потребителями», – рассказала генеральный директор ООО «Синорусс» Сурана Раднаева. Требует расширения география экспорта. Сегодня львиная доля продуктового импорта из РФ направляется морем в прибрежные провинции Китая, где расположены крупные порты. Там выстроена основная логистическая инфраструктура для приема импортных товаров. Кроме того, в приморских регионах КНР сосредоточены крупные экономические зоны, где на местных производствах может происходить дальнейшая переработка пищевого продукта.
Покупателей из других провинций не так много из-за сложных схем завоза продукции через сухопутную границу. «Мы заинтересованы, чтобы развивался экспорт железнодорожным транспортом. К сожалению, на китайской стороне санитарно-логистическая инфраструктура еще очень плохо развита, и клиенты не готовы принимать груз по сухопутным маршрутам», – сетует Наталья Бартновская.
Если бы решена была данная проблема, это стало большим подспорьем для российских экспортеров. «Это дешевле, быстрее, интересно как китайцам, так и россиянам», – заключила менеджер.
Приморье становится одним из самых стратегически важных регионов России, позволяющих держать объявленный президентом курс на Восток. Об этом заявил губернатор края Олег Кожемяко, выступая с отчётом по итогам 2022 года. На изменения экономического ландшафта указывают большое количество факторов, считают эксперты. Это и рекордный рост показателей по ряду отраслей в 2022 и начале 2023 года, и открытие в регионе офисов крупнейших логистических компаний, и другие события.
В 2022 году краевая экономика демонстрировала успехи по целому ряду отраслей от строительства до сельского хозяйства. Существенный рост показали транспорт и логистика (133 %), ввод жилья (117 %), туризм (111 %), инвестиции (146 %). Туристический поток разворачивается в восточном направлении – за 2022 год регион посетили почти 3 млн человек - на 638 тысяч человек больше, чем в 2021 году. Торговый оборот Приморья вырос на 122%, до 13 млрд долларов, количество стран-партнеров увеличилось до 122. Экспорт Приморского края вырос на 115% до $ 3,95 млрд, импорт - на 126% до $9,07 млрд.
В 2023 году Приморье продолжает наращивать внешнеэкономические показатели. Как сообщили в краевом министерстве экономического развития, в первом квартале 2023-го внешнеторговый оборот Приморского края со всеми странами мира увеличился на 23%. Экспорт в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос 22,6%, импорт - на 24,2.
Руководитель представительства Министерства иностранных дел России во Владивостоке, посол по особым поручениям Андрей Броварец подчёркивает ключевую роль Приморья в сближении с Азиатско-Тихоокеанским регионом и выходе страны на мировые рынки. Как показал переломный 2022 год, взрывной рост продемонстрировала торговля с Китаем, Индией, рядом стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Так, доля Китая в общем объёме торгового оборота края увеличилась на 46% по отношению к прошлому году и составила $7,49 млрд, следует из отчёта губернатора. Есть существенные заделы в торгово-экономических контактах с Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой.
Директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор Алексей Маслов:
Финансовые потоки развернулись с Запада на Восток, что естественно напитывает экономику региона. Различные логистические компании начинают переносить часть своих штаб-квартир в ДФО. Здесь же начала работать программа подготовки управленческих кадров «Муравьёв-Амурский 2030», нацеленная на создание местного менеджмента, то есть привлечение лучших специалистов из районов Центральной части России на Дальний Восток. Начинается развитие региональных логистических цепочек и более активное создание местных производств. Этому хорошо помогают различные поощрительные меры, включая те, что действуют в рамках режимов свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития. Очень хорошо сработал свободный порт Владивосток, который сегодня включён во внутренние перевозки Китая.
Однако надо понимать, что пока капитал азиатских стран не хлынул на Дальний Восток, и сейчас наша задача - донести до азиатских коллег, в первую очередь, Китая, а также Вьетнама, Индонезии и других информацию о тех поощрительных мерах, которые введены на территории ДФО. Соответственно, следующий шаг - это максимальное информационное давление в азиатских странах по привлечению бизнеса. И необходимо уделять особое внимание решению кадрового голода в регионе. На Дальний Восток нужно привлекать новых специалистов в области информационных технологий, логистики, внешней торговли, а это в любом случае займёт довольно продолжительное время.
На пороге новой волны въездного туризма
Похожей оценкой делится и проректор по международным отношениям ДВФУ, директор ВИ-ШРМИ, кандидат политических наук Евгений Власов.
«Как самое интенсивное, безусловно, можно отметить российско-китайское сотрудничество, которое несмотря на устоявшиеся экономические, торговые и гуманитарные связи имеет большой потенциал развития. Очевиден огромный интерес со стороны китайского бизнеса к инвестированию в российский Дальний Восток, и наоборот, интерес наших предпринимателей к совместным проектам в Китае. С открытием границ организуется всё больше туристических групп, бизнес-миссий из соседних стран с визитами в ДФО и китайские провинции. И я уверен, что сейчас мы стоим на пороге новой волны потока китайского туризма на территорию России и Приморского края. Думаю, в ближайшие 1-2 года стоит ожидать всплеска в этом отношении», - комментирует Евгений Власов.
Примечательно, что в 2022 году турпоток в Приморье рос за счёт внутреннего туризма. Численность российских граждан, размещённых в коллективных средствах размещения края, составила 2,97 млн человек (+27% к 2021 году). Но, по мнению собеседника, у региона есть все возможности вернуть и закрепить позиции на международном туристическом рынке. Этому способствуют организованная логистика и развитие туристско-развлекательной инфраструктуры. В том числе продолжает расти туристский кластер «Приморье». В 2022 году получили поддержку проекты по благоустройству туристических зон - 1,1 млрд рублей федеральных средств направят на благоустройство пляжных территорий, создание некапитальных средств размещения, приобретение и установку туристического оборудования.
Евгений Власов также подчёркивает важность эффективной профессиональной команды, сформированной в правительстве края. По оценкам собеседника, она достаточно хорошо выстраивает взаимодействие с зарубежными партнёрами и поддерживает контакты с соседними китайскими провинциями. В настоящий момент прорабатывается возможность создания торговых представительств Приморского края в Китае и Вьетнаме. И китайский бизнес, в свою очередь, укрепляет позиции на приморском рынке.
Курс на Восток, заявленный Президентом– это реальность, продиктованная международной обстановкой и закрытием западных границ. И сегодня это направление требует масштабной работы в ключевом регионе Дальнего Востока. Губернатор держит на контроле ключевые вопросы экономики и логистики, включая необходимость модернизации погранпереходов на границе с Китаем.
300 миллионов тонн грузовой базы
Приморье занимает четвертую позицию в рейтинге российских регионов-экспортеров сельхозпродукции и продовольствия.
Учитывая темпы роста грузопотоков, главные барьеры и вызовы сегодня – логистические. Об этом говорит президент Союза «Торгово-промышленная палата Приморского края» Борис Ступницкий. Он предлагает оценивать успехи региональной экономики исходя из «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года».
«В стратегии первым высшим приоритетом экономического развития территории обозначено развитие транспортной инфраструктуры и возможностей морских портов. Что для этого сделано? В текущем году вводится порт Суходол грузооборотом до 20 млн тонн, в следующем году - сухой порт «Артём» на миллион контейнеров, продолжается строительство новых портов «Вера», «Аврора», «Коулстар», что в совокупности даст 300 млн тонн грузовой базы», - комментирует собеседник.
Второй высший приоритет в стратегии развития Приморья, объясняет он, имеют отрасли промышленности, сырьё для работы которых можно доставлять в край без использования железной дороги. Это газохимия и нефтехимия. Также ко второму высшему приоритету относится развитие промышленности, обслуживающей морскую деятельность, – это судостроение и судоремонт, оснащение рыбного промысла. Сюда же можно отнести развитие рыбохозяйственного комплекса в целом.
«Сегодня в крае реализуются крупные промышленные проекты – «Находкинский завод минеральных удобрений», «Приморский металлургический завод». На ССК «Звезда» в августе спущен четвертый танкер «Афрамакс». В портфеле заказов ССК - 66 судов.
Предприятия рыбной отрасли отгрузили на треть продукции больше в сравнении с прошлым годом. В рамках инвестиционных квот на «Находкинском СРЗ» и «Восточной верфи» размещены заказы на строительство 19 судов - на 41 млрд рублей. Высокие показатели экономики дают прирост поступлений в бюджет края», - перечисляет Борис Ступницкий.
Доходы краевой казны в прошлом году составили 228 млрд 665 млн рублей, акцентирует эксперт. И это показатели в условиях экономических санкций. Правительство региона эффективно распорядилось поступившими средствами. В 2022 году на программу развития здравоохранения направлено 50 млрд рублей. На развитие образовательной деятельности - 34 млрд рублей. Край поднялся с 72 на 25-е место в рейтинге регионов по качеству образования.
«В 2022 году введено более одного млн кв. метров жилья. Это самый высокий показатель за весь постсоветский период. Строится арендное жилое для бюджетников и узких специалистов, чего раньше не было. Решаются проблемы граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков. Рост производства на 20 процентов отмечается в сельском хозяйстве. Экономика края, несмотря на санкции, показала устойчивость к современным вызовам и продемонстрировала позитивную динамику. Это свидетельствует о профессионализме, конструктивном настрое губернатора края Олега Кожемяко и правительства Приморского края», - заключает Борис Ступницкий.
Нужна новая индустриализация
Как подчёркивает ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев, показатели уровня жизни на территории имеют прямое отношение к будущему «Тихоокеанской, Восточной России» и её роли на мировых рынках. По оценкам эксперта, новая индустриализация и увеличение численности населения в ДФО – стратегические задачи, на которых должны сосредоточиться все уровни власти.
«Совершенно очевидно, что нам нужна новая индустриализация, чтобы по максимуму использовать возможности, которые есть у Приморья. Это выход в океан и окружающий нас рынок более чем в 2 млрд человек. Приоритетны развитие портовой инфраструктуры, судостроение – соответственно, программы льготной поддержки должны быть направлены на эти отрасли. Необходимо заниматься вопросами индустриализации, начиная от добычи, обогащения, переработки, машиностроения, подтягивать производства в Приморский край. И нам нужны люди, которые будут строить новую экономику. В этом вопросе тоже требуется стратегический подход и новые меры поддержки», - комментирует Алексей Авдеев.
Экономика Приморья в новых условиях сохранила устойчивость и показала потенциал развития, соглашаются эксперты. Восток перестаёт быть для России дальним. Теперь нужно создавать инфраструктурную платформу для движения вперед.
Гонконг остается одним из ведущих финансовых центров в АТР, а в последние годы – и флагманом инновационных разработок. Как правило, здесь зарождаются и тестируются идеи, которые затем масштабируются не только на остальной территории Поднебесной, но и на таких рынках, как Индия, Сингапур, Таиланд. EastRussia разбиралось, чем сегодня этот специальный административный район КНР может быть полезен российскому бизнесу и чем он отличается от материкового Китая в деловой сфере.
С выходом из пандемии Гонконг активизировал международные контакты. С января здесь отменены карантинные ограничения, а чуть позже – и масочный режим. При этом, если при въезде в континентальную часть Китая от иностранца до сих пор могут потребовать результаты ПЦР-теста, то для этого административного района КНР данное условие не обязательно.
Как показатель оживления деловой активности – растущее количество авиарейсов из местного международного аэропорта. На сегодня их число выросло до 700 в день. В Гонконг летают около 120 авиакомпаний примерно в 220 направлениях. «Видим, аэропорт наращивает объемы, как и то, что он остается крупнейшим в мире по объемам карго перевозок», – рассказал руководитель представительства Совета по развитию торговли Гонконга (HKTDC) в ЕАЭС, Грузии, Азербайджане и Молдове Леонид Орлов.
Если рассматривать торговые связи с РФ, то Россия, с одной стороны, играет небольшую роль в товарообороте Гонконга. Согласно статистике за 2021 год, по экспорту (его объем составил около $5 млрд) РФ занимала 18 место, по импорту ($1,4 млрд) – 27-ое, сообщил председатель Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич.
В поставках из России превалируют продукты питания животного и растительного происхождения, минеральные продукты, продукция химической промышленности. Больше половины ввозимых из Гонконга в РФ товаров традиционно занимали транспортные средства, главным образом автомобили, и оборудование. С 2022 года растут поставки в рамках параллельного импорта. В первую очередь это относится к бытовой технике и коммуникационной аппаратуре.
Сегодня много российских компаний заинтересованы в сотрудничестве с Гонконгом, продолжает Виталий Манкевич. «Здесь можно разместить денежные средства, акции, облигации. Имеются большие перспективы для компаний, которые выводят свои средства из недружественных стран», – пояснил он.
В настоящее время в Гонконге ежемесячно регистрируется россиянами 10-15 компаний, сообщил советник председателя РАСПП Артем Сароян. Специальный административный район, где по сути действует режим порто-франко, снимает многие ограничения по внешнеторговым операциям, имеет благоприятный режим налогообложения. «Гонконг является мировым финансовым центром, а Гонконгская фондовая биржа – лидером по количеству сделок после Нью-Йоркской и Лондонской. Но преимуществом здесь является отсутствие валютных, таможенных ограничений, которое позволяет торговым компаниям регистрировать свои представительства для осуществления взаиморасчетов со своими контрагентами в регионе», – отметил Артем Сароян.
Фактически это единственный крупный финансовый центр в мире, не являющийся офшором, где отсутствует контроль за движением денежных потоков, подтверждает Леонид Орлов. При этом концентрация банковского капитала здесь вторая после Нью-Йорка.
Из главных минусов Гонконга можно отметить высокую стоимость недвижимости. В частности, стоимость жилья составляет $17-25 тыс. за 1 кв. м, аренда квартиры – от $2 тыс. в месяц.
Гонконг славится своими преференциями для IT-рынка, проектов в области FinTech, рассказывает директор по развитию бизнеса «Ситик Телеком СПС Рус» Румия Рахимова. Это может быть интересно представителям IT-сообщества из России. Примерно 35% отечественных разработчиков программного обеспечения продают свою продукцию в другие страны. Согласно «Стратегии развития российского экспорта услуг до 2025 года», объем зарубежных продаж IТ-услуг должен составить $12,15 млрд.
Для стимулирования разного рода инноваций, например в Гонконге востребована деятельность в области биотехнологий, принята расширенная схема налоговых вычетов и различных субсидий. Например, предусмотрена возможность возместить расходы на НИОКР, компенсировать вложения в научно-технические проекты.
Возвращаясь к рынку информационно-коммуникационных технологий, стоит сказать, что в Гонконге он ежегодно растет в среднем почти на 7% за счет активного перехода пользователей на облачные сервисы, цифровой трансформации предприятий малого и среднего бизнеса, разработок в области Big Data и Интернета вещей, увеличения стартапов. По прогнозу Technavio, к 2026 году его емкость в денежном выражении возрастет на $6,72 млрд.
Благодаря принципу одна страна - две системы Гонконг относительно независим от остальной части КНР, но сохраняет с ней плотные экономические контакты, как и с другими азиатскими странами. Как правило, здесь тестируются идеи, чтобы затем масштабировать их на такие крупные рынки, как Индия, Сингапур, Япония, Таиланд. К сведению, суммарный объем IТ-услуг в АТР по итогам 2022 года оценивался в $1,04 трлн. В 2025 году он может достигнуть $1,21 трлн. Для сравнения, рынок информационно-коммуникационных технологий в России в 2022 году, по данным Высшей школы экономики, составлял около $68 млрд.
«Бизнес-климат в Гонконге по сравнению с материковым Китаем просто сказочный. Материковый Китай достаточно жестко регламентирует всевозможные внедрения на его рынке. Поэтому, если выбирается направление Азия, чтобы протестировать свой проект, то безусловно Гонконг, несмотря на свою дороговизну, какую-то другую сложность, является отличным вариантом стартапа», – убеждена Румия Рахимова.
По ее словам, IT-инфраструктура здесь полностью открыта, тогда как в районах континентального Китая популярные SaaS-ресурсы (Software as a Service – одна из моделей продажи и доставки приложений пользователям, когда поставщик услуги разрабатывает программное обеспечение, разворачивает его на своих вычислительных мощностях, обслуживает и предоставляет клиентам доступ к приложению как к готовому интернет-сервису – прим.ред.) и веб-ресурсы могут быть недоступны, социальные сети частично заблокированы.
Однако примеров запуска российских проектов в Гонконге, связанных с инновациями, немного. «Когда стоит выбор между Гонконгом, материковым Китаем и Сингапуром, выбирают почему-то Сингапур», – свидетельствует Румия Рахимова.
Отечественный бизнес должен понимать, какой эффект от юрисдикции в специальном административном районе КНР может быть достигнут в долгосрочной перспективе, говорит исполнительный директор Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития Юлия Капранова. К тому же преференциальные режимы есть в других частях Китая, например, в рамках особой экономической зоны Хайнань. Кроме того, китайская сторона стремится повысить привлекательность в приграничных районах с РФ. В частности, провинция Хэйлунцзян активно предлагает ввести бондовые зоны, режимы беспошлинной торговли и т.п., отмечает Юлия Капранова.
При этом говорить, что в Гонконге совсем отсутствуют проблемы с регуляторикой, не приходится. Хотя движение капитала не ограничено, действует строгое регулирование финансовых услуг, и за последние годы для нерезидентов усложнились такие процедуры, как открытие банковского счета. Распространенной практикой стало использование гонконгской компании, чтобы отрыть на нее счет в континентальном Китае. «Открытие в [банке] Гонконга возможно, но комплаенс процедуры довольно жесткие. Если у вас будет компания, которая работает только с Россией, [гонконгские] банки не так сильно это приветствуют», – предупреждает Артем Сароян.
В свою очередь председатель исполкома Союза пищевой промышленности Игорь Трунов не исключает сложностей в связи с соблюдением Гонконгом западных санкционных мер в отношении РФ из-за угрозы вторичных санкций. «Санкционное давление есть: самолеты с технологическими товарами в Россию из Гонконга не летают в отличие от [материкового] Китая. Что касается электроники, банки Гонконга не пропускают платежи», - утверждает представитель российской компании-производителя. В связи с этим импортер вынужден ориентироваться на вендоров из материкового Китая.
По его словам, раньше Гонконг использовался для поставок в Россию, поскольку не надо было платить пошлину и нести прочие дополнительные расходы. Теперь делать это проблематично. «Если мы покупаем какой-нибудь контроллер производства КНР, он улетает из [континентального] Китая. Понятно, что нужно заплатить вывозную пошлину, но деваться некуда, – говорит менеджер. – Если мы везем какой-то западный компонент, можно провезти его через Шанхайскую зону свободной торговли, не понеся больших затрат. Подобные зоны становятся для России намного более интересными, чем Гонконг».
Тем не менее сбрасывать со счетов возможности специального административного района Китая не стоит, здесь целесообразен дифференцированный подход.
«Если вы хотите инвестировать в то, что связано с [промышленным] производством – вам в Китай. Если хотите инвестировать в сервисы, IT-технологии, облака и прочие вещи, которые не нужно гонять через таможню, то Гонконг вполне себе работает», – заключил предприниматель.