Через сухопутный зерновой терминал, построенный недалеко от Забайкальска, на днях прошли в КНР первые составы с зерном.
Аналогов этому терминалу в мире нет: производительность объекта до восьми миллионов тонн зерна в год. Чтобы удерживать эту планку, предприятие осваивает новые методы контейнерных перевозок. Об этом сообщил ГТРК Чита генеральный директор Забайкальского зернового терминала Андрей Орлов.
Кроме того, расширяется инфраструктура. Это нужно чтобы «ворота в Китай» стали ещё удобнее. Так, в планах – строительство семи линейных элеваторов. Прорабатывается инвестиционный проект на станции Солнцево в Шилкинском районе.
Через станцию Забайкальск проходит сдача экспортных грузов в среднесуточном объеме пятнадцати товарных поездов. За день с китайской узкой колеи на российскую - широкую перегружается порядка трехсот контейнеров. Сейчас Забайкальский зерновой терминал входит в группу компаний НСЗК.
Среди дальневосточных регионов рост производства в сельскохозяйственной отрасли (за январь-сентябрь 2023 г., Таблица 1) наблюдался в шести субъектах. Наиболее существенные темпы роста были зафиксированы в северных Магаданской области (рост на 6,6%) и Чукотском АО (рост на 4,6%). Кроме того, в Бурятии, Якутии и Приморском крае показатели роста (+2,7%, 2,4% и 2,4% соответственно) превысили средние по стране (+1,3%).
Стоит отметить, что в северных регионах ДФО предполагается развивать тепличные производства для обеспечения собственной овощной продукцией. Так, на сегодняшний день обеспеченность собственными овощами в Чукотском АО составляет только около 3%. Власти региона заявляют о планах увеличить производство овощной продукции в 3,5 раза. Основными производителями тепличных овощей в регионе являются МП «Овощная фабрика «Росинка», КФХ «Тынтин», ТПК «Живая зелень».
Вопрос поддержки тепличного направления был, в частности, поднят чукотскими властями в ходе недавнего визита в округ президента РФ В.Путина (который посетил одно из местных хозяйств), поскольку в регионе пока отсутствуют более масштабные тепличные проекты (в то время как в Магаданской области ведется строительство тепличного комплекса «Талая» мощностью 1 680 тонн овощной продукции в год, при этом в регионе уже действует тепличный комплекс мощностью более 230 тонн продукции в год). Власти округа рассчитывают получить дополнительную федеральную поддержку для расширения собственных овощных производств.
Наиболее значительное сокращение производства в сельскохозяйственной отрасли за отчетный период зафиксировано в Амурской области (индекс снизился до 86,3%) и Хабаровском крае (89,6%). Следует отметить, что в южных регионах на итоги урожая повлияли неблагоприятные погодные условия, в частности тайфуны и паводки. Так, в Приморье в 2023 г. производство сои снизилось на 26,8% относительно 2022 г., составив 366 тыс. тонн. В Хабаровском крае в минувшем году урон птицеводству нанесла вспышка птичьего гриппа на Комсомольской птицефабрике (43% валового производства яйца в крае). Предприятие временно прекращало работу после гибели порядка 519 тыс. голов осенью 2022 г. Карантин на предприятии был снят в марте 2023 г., производство яиц возобновилось в июле прошлого года. В текущем году фабрика рассчитывает выйти на производство 135 млн яиц в год.
Тем не менее Приморский край стал лидером в ДФО по производству молока – в 2023 г. в крае было произведено 140 тыс. тонн, что на 1,3% больше, чем за 2022 г. Также в регионе в минувшем году увеличилось производство куриного мяса – рост за январь-ноябрь составил 9,1% по отношению к 2022 г., до более чем 16,6 тыс. тонн. Основным производителем является птицефабрика «АгроПтица».
При этом в части регионов отмечен рост экспорта аграрной продукции. Экспортные поставки агропромышленной продукции из Амурской области в 2023 г. превысили плановые показатели (плановый показатель – 137,7 млн долларов) на 72%. В частности, экспорт сои в январе-ноябре вырос в 1,7 раза, превысив 480 тыс. тонн. Экспорт соевого масла вырос на 20% - до 38 тыс. тонн. Еврейская АО по итогам девяти месяцев 2023 г. в два раза увеличила экспорт сои в КНР – до 117,3 тыс. тонн.
Между тем в Забайкальском крае продолжаются работы в рамках развития запущенного в сентябре 2022 г. зернового терминала ГК «Новый сухопутный зерновой коридор» (НСЗК). Ведомство Россельхознадзора – ФГБУ «Центр оценки качества зерна» намерен открыть подразделение на базе Забайкальского зернового терминала (ООО «Забайкальский зерновой терминал»). Запуск центра намечен на 2024 г. Напомним, что мощности терминала рассчитаны на перевалку 8 млн тонн зерна в год. Регулярные поставки зерна в КНР начались в июне 2023 г. В ноябре прошлого года на зерновой терминал была поставлена первая партия контейнеров-зерновозов.
Региональные власти разрабатывают меры поддержки сельскохозяйственного комплекса. Власти Хабаровского края в январе ввели новую меру поддержки тепличных комплексов – субсидию на газ и электричество. На эти цели в региональном бюджете заложено более 30 млн рублей в 2024 г. Прием заявок на получение субсидии начнется в первом квартале текущего года. В крае на сегодняшний день действуют пять тепличных комплексов, за последние пять лет объем сбора овощей закрытого грунта вырос с 1,9 тыс. до 3 тыс. тонн в год.
В Якутии с 1 января текущего года увеличена ставка субсидии на производство молока с 60 до 65 рублей из расчета на 1 кг продукта. Жителям республики, ведущим личное подсобное хозяйство, субсидия на одну корову увеличена с 37 до 39 тыс. рублей в год, а в арктических районах - до 45 тыс. рублей в год. С текущего года также увеличен размер субвенций, предоставляемых из республиканского бюджета муниципалитетам: в зерноводстве - до 13 тыс. рублей на один гектар, в картофелеводстве - до 35 тыс. рублей на 1 га, в овощеводстве - до 45 тыс. рублей на 1 га.
При этом дополнительной мерой поддержки дальневосточных аграриев на федеральном уровне стало увеличение размера субсидируемой скидки на закупку сельскохозяйственной техники. Скидка увеличена с 15% до 20%. Кроме того, Минвостокразвития возместит часть прямых понесенных затрат на строительство двух сельскохозяйственных объектов в Хабаровском крае и в Сахалинской области. Так, 20% будет возмещено по проекту строительства тепличного комплекса, который реализует компания «Совхоз «Тепличный» в Южно-Сахалинске. Площадь комплекса составляет 2,9 га. Ежегодно в тепличном комплексе выращивается около 2 тыс. тонн огурцов, а также производится и другая продукция. В Хабаровском крае 50% прямых понесенных затрат будут компенсированы по проекту возведения селекционно-семеноводческого центра компании «Спорос»[1] (в Бикине). Его мощность составляет 30 тыс. тонн семян в год (более десяти сортов культур – сои и зерновых).
В регионах планируется запускать новые предприятия и расширять действующие мощности. В Якутии ООО «Сана Олох» рассчитывает в 2024 г. открыть роботизированный[2] животноводческий комплекс в селе Сыымах (Мегино-Кангаласский район). Ожидается, что комплекс будет запущен в августе текущего года. Объем производства должен составить не менее 1,2 тыс. тонн товарного молока в год. Комплекс будет включать ферму на 260 голов, мощности по переработке молока (10 тонн в сутки). Ферма и поля для выращивания кормовой базы расположатся на 724 га. Объем инвестиций в создание молочного комплекса оценивается в 600 млн рублей. Инвестор намерен стать резидентом ТОР «Якутия».
Между тем на Дальнем Востоке предполагается создать сеть производственно-распределительных центров (ПРЦ) специальной химии и минеральных удобрений. Объем инвестиций оценивается в сумму около 40 млрд рублей. Соответствующее соглашение о взаимодействии при реализации инвестиционной программы «Аммиак-Восток» на минувшей неделе КРДВ подписала с АО «Нитро-механика» (Санкт-Петербург) и ООО НПО «Северо-восточный альянс» (Якутск)[3]. Малотоннажные химические производства мощностью от 30 тыс. до 100 тыс. тонн в год предполагается разместить в Якутии, Амурской области, Приморском, Забайкальском и Хабаровском краях в рамках ТОР. Пилотный проект планируется реализовать в Якутии, с выпуском первой продукции в 2027-28 гг.
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, январь-сентябрь 2023 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
101,3 |
Сибирский федеральный округ |
87,3 |
Иркутская область |
98,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
96,1 |
Магаданская область |
106,6 |
Чукотский авт. округ |
104,6 |
Республика Бурятия |
102,7 |
Республика Саха (Якутия) |
102,4 |
Приморский край |
102,4 |
Камчатский край |
100,4 |
Еврейская авт. область |
99,0 |
Забайкальский край |
97,6 |
Сахалинская область |
97,2 |
Хабаровский край |
89,6 |
Амурская область |
86,3 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Учредители – хабаровские предприниматели А.Гундырин, Д.Цесаренко, В.Пахомов.
[2] С применением технологий, позволяющих осуществлять кормление, доение, уборку и управление микроклиматом в автоматическом режиме.
[3] Владельцы – И.Климентьев и ООО «Механизированная колонна №120» (Якутск). В мае 2021 г. компания подписала соглашение с КРДВ в области производства безуглеродных энергоносителей в виде аммиака в Якутии.
В число регионов-лидеров по динамике производства сельскохозяйственной продукции (Таблица 1) на Дальнем Востоке в первом полугодии 2023 г. вошли Чукотский АО (рост на 12,3%), Приморский край (+11,2%) и Бурятия (+7,2%). Во всех трех регионах темп роста производства агропродукции в январе-июне был выше, чем в целом по стране (+2,9%).
Приморский край становится дальневосточным лидером по объемам и динамике развития животноводства. Наибольший рост отмечается в производстве свинины (в 2022 г. объемы производства выросли почти в 2,5 раза). Положительную динамику обеспечивают свиноводческие комплексы в ТОР «Михайловский» компании «Русагро-Приморье» (ей принадлежат шесть свинокомплексов в ТОР), а также входящих в агрохолдинг «Мерси Агро Приморье» компаний «Мерси трейд» и «Приморский бекон».
Приморье также лидирует по объему экспорта продукции агропромышленного комплекса среди всех российских регионов по итогам прошлого года. Всего в 2022 г. из региона было экспортировано сельскохозяйственной продукции на 2 млрд долларов. Тем не менее стоит отметить, что в данном объеме учитывается экспорт рыбы и морепродуктов, которые составляют существенную часть экспортной продукции.
Также в крае отмечается рост экспорта зерна и сои. В частности, к началу сентября приморские аграрии отчитались об экспорте около 1,16 млн тонн зерна, что почти в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период годом ранее. В том числе в КНР было экспортировано за отчетный период около 46,5 тыс. тонн кукурузы, гороха, пшеницы, муки, сои и ячменя. В Южную Корею было поставлено около 25 тыс. тонн продукции. Кроме того, экспортные поставки осуществлялись в Индию, Вьетнам и Австралию. Что касается сои, то в январе-июне текущего года Приморье экспортировало сою и соевое масло на 110 млн долларов.
По итогам 2023 г. ожидается, что Приморье экспортирует сельхозпродукции на сумму в 1,9 млрд долларов. Сокращение в сравнении с 2022 годом связано в том числе с неблагоприятными погодными условиями в регионе в текущем году. Стоит также отметить, что в Приморском крае китайский инвестор – компания «Бэйдахуан Групп», намерена построить зерновой терминал в бухте Суходол в целях увеличения экспорта. Тем не менее подробности данного проекта сторонами пока не приводятся.
При этом перед Минсельхозом Приморского края стоит задача по возмещению 1,6 млрд рублей убытков, понесенным сельским хозяйством края в результате тайфунов и наводнения. В сумму ущерба включены прямые потери урожая, кормов, гибель животных, птицы, повреждение техники и оборудования. В целом во время сильных дождей и тайфунов в Приморье пострадали около 40 тыс. га сельских угодий. Ожидается, что 50% суммы ущерба будет возмещено из федерального бюджета.
В Бурятии в первом полугодии поголовье птицы выросло на 10,7%, поголовье свиней – на 24,4%. В целом на 1 октября прирост производства мяса в республике составил 30% к уровню соответствующего периода прошлого года. Напомним, что в республике в начале текущего года было завершено строительство второй очереди инвестиционного проекта в рамках ТОР «Бурятия» – АО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» (холдинг «Сибагро», Заиграевский район). Вторая очередь рассчитана на 78 тыс. голов. Производственные мощности первой очереди составляют 86,3 тыс. голов свиней и 22,3 тыс. тонн мяса в год. Продукция в том числе экспортируется в Монголию.
В Амурской области рост производства сельхозпродукции в первом полугодии составил только 1,9%. Осенью хозяйства Амурской области завершили уборку ранних зерновых, собрав 450,3 тыс. тонн. Результат почти на 46% превысил итог уборочной кампании прошлого года. Ранние зерновые в Приамурье занимали площадь в 159,9 тыс. га – на долю пшеницы приходилось 94,5 тыс. га, ячменя – 45,9 тыс. га, овса – 19,11 тыс. га. Валовой сбор увеличился в сравнении с 2022 г. на 141,2 тыс. тонн, составив 458,8 тыс. тонн, урожайность составила 28,2 центнера с гектара, что 32,4% превышает прошлогодний уровень. Кукуруза в регионе занимает площадь 25,9 тыс. га. Валовой сбор к настоящему времени составил 4,3 тыс. тонн. Валовой сбор гречихи составил около 4,2 тыс. тонн. Урожай сои к настоящему времени в регионе собран на 579,2 тыс. га (65% от плана), получено 964,1 тыс. тонн данной сельхозкультуры. Валовой сбор овощей в Амурской области к концу октября составил почти 6,5 тыс. тонн, средняя урожайность – 243,3 центнера с гектара. Приамурье за восемь месяцев года экспортировало 328 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции на сумму 112 млн долларов.
В Иркутской области по итогам первого полугодия производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 2,3% по отношению к аналогичному периоду 2022 г. По состоянию на середину сентября в регионе было собрано более 217,5 тыс. тонн зерновых на 97 тыс. га. В том числе убрано 29,7 тыс. га пшеницы, 0,5 тыс. га ржи, 50,8 тыс. га ячменя, 7,6 тыс. га гороха, 8,4 тыс. га овса. Урожайность зерновых и зернобобовых культур составляет 22,4 центнера с гектара.
Кроме того, по итогам восьми месяцев текущего года в Приангарье зафиксирован рост экспорта зерновых культур. В целом за январь-август на экспорт направлено 58 480 тонн зерна, что в 4,2 раза больше, чем за аналогичный период 2022 г. Основную долю экспорта составляет овес (23 451 тонна), далее следуют рапс (19 730 тонн), ячмень (9101 тонна), лён для промышленной переработки (6 197 тонн). Большая часть зерна экспортировалась в Китай (57 506,6 тонн), незначительный объем направлен в Монголию (973,5 тонн). Также регион поставлял рапсовый жмых, шрот, соевую муку в КНР, Монголию, Казахстан, Беларусь.
Стоит отметить, что в конце августа правительство РФ продлило запрет на экспорт рапса с 1 сентября 2023 г. до 29 февраля 2024 г. Ранее запрет действовал до 31 августа 2023 г. Исключением, как и прежде, является пограничный пункт пропуска Забайкальск в Забайкальском крае. Напомним, что впервые ограничения на экспорт рапса в стране были введены с 1 апреля 2022 г. по 31 августа 2022 г.
Сокращение производства сельскохозяйственной продукции тем временем зафиксировано в Сахалинской области (показатель индекса – 99,6%), Еврейской АО (97%), Забайкальском крае (94,8%) и Хабаровском крае (82,2%).
Тем не менее в Еврейской АО за десять месяцев текущего года в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился экспорт сои в КНР. В Китай из региона было отправлено 117,3 тыс. тонн сои (за январь-октябрь 2022 г. – только 64,1 тыс. тонн). В регионе рост связывают с постепенным возобновлением работы пограничных пунктов пропуска.
В Забайкалье, где в первом полугодии 2023 г. выпущено сельхозпродукции на 6,4 млрд рублей, более 75% выпускаемой сельхозпродукции обеспечивают личные подсобные хозяйства. Что касается уборочной кампании текущего года, то к середине октября в крае было собрано 150,7 тыс. тонн зерна на 93,2 тыс. га. Средняя урожайность составляет 16,4 центнера с гектара (в 2022 г. – 15,4 центнера с гектара). Хозяйства региона получили 77 тыс. тонн пшеницы, 60 тыс. тонн овса, 8,7 тыс. тонн гречихи и 3,7 тыс. тонн ячменя.
Между тем Минвостокразвития возместит часть прямых понесенных затрат на строительство двух сельскохозяйственных объектов в Хабаровском крае и Сахалинской области. В частности, 20% будет возмещено по проекту строительства тепличного комплекса на Сахалине (Южно-Сахалинск) компании «Совхоз «Тепличный». Площадь тепличного комплекса составляет 2,9 га, ежегодно выращивается около 2 тыс. тонн огурцов. В Хабаровском крае 50% прямых понесенных затрат компенсируют по проекту возведения селекционно-семеноводческого центра компании «Спорос»[1] в Бикине. Мощность центра составляет 30 тыс. тонн семян в год (более десяти сортов культур – сои и зерновых).
Резонанс в отрасли тем временем вызвала информация о дефиците топлива для аграриев в ходе уборочной кампании. Глава федерального Минсельхоза Д.Патрушев выразил опасения, что нехватка ГСМ грозит остановкой полевых работ. В ведомстве заявляли о потребности в 500 тыс. тонн топлива. В конце октября Минсельхоз отчитался о решении проблемы и закрытии дефицита топлива для завершения полевых работ в текущем году. В 2023 г. ослабление рубля и рост мировых цен на нефть и нефтепродукты повысили привлекательность экспорта топлива по сравнению с поставками на внутренний рынок. Такая ситуация привела к росту котировок бензина и дизельного топлива внутри страны. Для решения проблемы с конца сентября был введен запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. Потом запрет на экспорт дизельного топлива был частично снят правительством РФ 6 октября (при условии, что производители поставят на внутренний рынок более 50% производства).
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, первое полугодие 2023 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
102,9 |
Сибирский федеральный округ |
98,6 |
Иркутская область |
102,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
101,8 |
Чукотский авт. округ |
112,3 |
Приморский край |
111,2 |
Республика Бурятия |
107,2 |
Камчатский край |
102,7 |
Магаданская область |
102,5 |
Амурская область |
101,9 |
Республика Саха (Якутия) |
101,1 |
Сахалинская область |
99,6 |
Еврейская авт. область |
97,0 |
Забайкальский край |
94,8 |
Хабаровский край |
82,2 |
[1] Учредители – хабаровские предприниматели А.Гундырин, Д.Цесаренко, В.Пахомов.
За прошлый год лидерами по темпам роста производства сельскохозяйственной продукции (Таблица 1) в ДФО оказались Амурская область (+24,5%), Приморский край (+19,7%) и Еврейская АО (+16,5%). Отрицательную динамику за прошлый год продемонстрировали Бурятия (показатель индекса – 98,9%), Забайкальский край (95%) и в наибольшей степени - Хабаровский край (90,9%).
По итогам первого квартала текущего года в части регионов ДФО отчитались о росте экспортных поставок сельхозпродукции. Так, в Хабаровском крае объем экспорта сои вырос в три раза по отношению к первому кварталу 2022 г. – до 10,6 тыс. тонн. Основная доля была экспортирована в КНР, а еще 335 тонн направлено в Казахстан. Еврейская АО в первом квартале текущего года экспортировала 36,4 тыс. тонн сои, что более чем в два раза превысило объем экспорта за аналогичный период годом ранее. Рост экспорта произошел главным образом благодаря снятию инфраструктурных ограничений – возобновлению работы пограничных пунктов пропуска.
Тем временем Амурская область увеличила экспорт зерновых, сои и продуктов их переработки в первом квартале года в 2,5 раза – до более чем 130 тыс. тонн. В том числе в КНР было направлено за отчетный период свыше 78 тыс. тонн сои, более 34 тыс. тонн кукурузы, порядка 1,7 тыс. тонн пшеницы и 788 тонн ячменя. В Казахстан экспортировано свыше 2 тыс. тонн сои, в КНДР – более 2,8 тыс. тонн кукурузы, а в Монголию – 68 тонн кукурузы. КНР также преобладает в структуре экспорта продукции переработки из региона – в первом квартале туда было отгружено свыше 11 тыс. тонн соевого масла, 300 тонн соевой клетчатки и более 340 тонн соевого лецитина. Следует отметить, что в Приамурье к 2026 г. планируется создать крупнейший в регионе завод по глубокой переработке соевых бобов компании «Дальневосточный агротерминал» (Белогорск) производительностью 510 тыс. тонн сырья в год. Объем инвестиций в создание этого предприятия оценивается в более 14 млрд рублей.
В текущем году в ряде регионов сельхозпроизводители рассчитывают увеличить урожай зерновых и масличных культур. В Приморском крае предполагаемый объем сбора зерна и сои составляет 1,3 млн тонн, что на 200 тыс. тонн больше, чем в 2022 г. Аграрии Иркутской области в 2023 г. намерены произвести 920 тыс. тонн зерна, около 140 тыс. тонн масличных культур. Посевная площадь под зерновые и зернобобовые культуры увеличена в этом регионе до 415,5 тыс. га (рост на 2,4% по отношению к 2022 г.).
При этом в Приморье в апреле заявили о наличии проблем с проведением посевной из-за дефицита минеральных удобрений, поскольку они не были вовремя доставлены по железной дороге. О ситуации глава краевого Минсельхоза А.Бронц информировал федеральные Минсельхоз и Минтранс. Хотя каких-либо дополнительных мер к настоящему времени принято не было, вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в мае вновь призвал проанализировать потребность в различных грузах в восточном направлении.
Следует отметить, что в текущем году правительство направит регионам средства на финансовое обеспечение части затрат аграриев на производство и реализацию зерновых культур. В соответствии с распоряжением, наибольший транш получат Приморский край (более 83,4 млн рублей) и Иркутская область (порядка 55,8 млн рублей). Амурской области будет направлено свыше 38,7 млн рублей, а еще совсем немного Бурятии – более 9,5 млн рублей, Забайкальскому краю – более 3,4 млн рублей, Еврейской АО – 574 тыс. рублей. Аграрии смогут компенсировать до 50% затрат на производство и реализацию пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы.
Кроме того, в апреле глава правительства М.Мишустин поручил Минсельхозу рассмотреть возможность принятия специальной программы для развития агропромышленного комплекса ДФО, включающей установление максимально льготной ставки по кредитам для аграриев, снижение тарифов на электроэнергию и компенсацию затрат на строительство объектов агропромышленного комплекса. На сегодняшний день, несмотря на реализацию новых проектов, удельный вес Дальнего Востока в общем объеме агропромышленной продукции РФ составляет только 3% – в том числе поголовье коров насчитывает 482,3 тыс. (в РФ – 7,7 млн), свиней – 761,5 тыс. (в РФ – 27,7 млн), скота и птицы на убой – 383,1 тыс. (в РФ – 16,2 млн), выпуск молока – 968 тыс. тонн (в РФ – 32,98 млн тонн).
В текущем году правительство профинансирует создание агропромышленных предприятий в Приморском крае и Сахалинской области. Для Приморья размер межбюджетного трансферта составит 246,4 млн рублей, а для Сахалина – 245 млн рублей. В приморской ТОР «Надеждинская» на данные средства предполагается реализовать амбициозный проект компании «Арника» по глубокой переработке зерна с производством кормовых добавок для крупного рогатого скота, свиней и птицы, а также ветеринарных антибиотиков. В Сахалинской области выделенные средства предполагается направить на модернизацию рыбокомбината на Кунашире (поселок Южно-Курильск, Курильские острова) ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» (мощность переработки 500 тонн сырья в сутки).
В регионах также ведется работа над реализацией крупных проектов в сфере животноводства, направленных на обеспечение внутреннего рынка. В Хабаровском крае (Хабаровский район) в начале мая завершено строительство крупного свиноводческого комплекса холдинга «Скифагро-ДВ»[1] (резидент ТОР «Хабаровск») стоимостью свыше 2 млрд рублей (строительство велось с 2016 г.). Площадь предприятия превышает 48 тыс. кв. м, оно рассчитано на содержание до 70 тыс. свиней в год. Пока обеспеченность Хабаровского края свининой собственного производства не превышает 6,3% (9,7 тыс. тонн, по итогам 2022 г.). Ожидается, что новый комплекс позволит увеличить объемы производства мяса в крае в 1,7 раза – его мощность составляет 5,9 тыс. тонн мяса в год.
В ТОР «Бурятия» компания «Бурятмясторг» инвестирует 1,9 млрд рублей в создание животноводческого комплекса по производству и переработке говядины (село Елань Бичурского района). Объем реализации готовой продукции должен составить 2,2 тыс. тонн охлажденного и замороженного мяса, до 97 тонн субпродуктов, до 1,6 тыс. тонн кормов в год. Строительство комплекса предполагается начать в текущем году, выпуск первой продукции намечен на 2024 г.
Тем временем в сфере птицеводства в апреле возобновила работу птицефабрика в Комсомольске-на-Амуре («Комсомольская»), закрытая осенью прошлого года из-за вспышки птичьего гриппа. После проведения дезинфекции и обеззараживания помещений, утилизации поголовья (около 519 тыс. голов), в марте-апреле птицефабрика закупила у АО «Племптицезавод «Хабаровский» порядка 137 тыс. цыплят. Выход фабрики на полную мощность (135 млн штук яиц в год)[2] ожидается к концу года. Птицефабрики «Комсомольская» и «Хабаровская» (село Некрасовка, в 2019 г. вошла в состав Комсомольской птицефабрики) в текущем году получат финансовую поддержку от краевого Минсельхоза в размере 70 млн рублей. Средства предполагается направить на компенсацию затрат по приобретению кормов, ветеринарные и зоотехнические услуги.
Для реализации и хранения продукции региональных производителей предполагается создавать новые агропарки. В Южно-Сахалинске (ТОР «Южная») продолжается строительство первой очереди агропромышленного парка «Сахпарк», возводимого ООО «Региональная строительная компания»[3] (Москва) и направленного на увеличение переработки местной продукции. К настоящему времени завершен монтаж металлоконструкций оптово-распределительного центра по хранению продукции, производственного корпуса и овощехранилища. Стоимость первой очереди проекта составляет порядка 5,2 млрд рублей. Резидентами агропарка, по предварительным данным, на текущем этапе намерены стать 22 сахалинские сельскохозяйственные компании.
На Сахалине предполагается создать единый комплекс переработки, хранения и реализации продукции, выращенной местными сельхозпроизводителями. Мощность оптово-распределительного комплекса площадью более 10 тыс. кв. м будет рассчитана на единовременное хранение 15 тыс. тонн продовольствия и грузооборот до 140 тонн в сутки. Проект также включает овощехранилище вместительностью 1 тыс. тонн и корпус для переработки сельхозпродукции из 19 изолированных секций. Ввод в эксплуатацию намечен на первый квартал 2024 г. Вторая очередь агропарка предполагает создание торгово-выставочного комплекса с зоной торговли, фудкортом, а также площадкой для гастрономических фестивалей, выставок и ярмарок.
Наконец, в Приморье в рамках ТОР «Надеждинская» в мае была запущена первая очередь оптово-распределительного центра ООО «ОРЦ «Приморье» мощностью свыше 30 тыс. тонн единовременного хранения продовольственной продукции. В рамках проекта также были организованы рынок «Приморский привоз» и ярмарка для местных фермеров. Объем инвестиций превысил 1,3 млрд рублей.
Таблица 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства, январь-декабрь 2022 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
110,2 |
Сибирский федеральный округ |
103,1 |
Иркутская область |
103,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
111,3 |
Амурская область |
124,5 |
Приморский край |
119,7 |
Еврейская авт. область |
116,5 |
Чукотский авт. округ |
110,8 |
Магаданская область |
107,1 |
Сахалинская область |
101,8 |
Республика Саха (Якутия) |
101,2 |
Камчатский край |
100,9 |
Республика Бурятия |
98,9 |
Забайкальский край |
95,0 |
Хабаровский край |
90,9 |
[1] Учредитель – Е.Предыбайло.
[2] Производственная мощность до вспышки заболевания составляла 120 млн штук яиц в год при среднегодовом поголовье 350 тыс. кур-несушек.
[3] Учредители – Б.Сакун, В.Хусаинов и ООО «Филин».
Сегодня нехватка пропускных мощностей железной дороги – общая проблема грузоотправителей от рыбопромышленников до аграриев, однако, как выяснилось, даже в РЖД считают, что перераспределение угля в пользу спецтерминалов будет способствовать ее решению. Как развивается борьба за Восточный полигон, выясняло EastRussia.
Энергоносители – основа грузопотока
В 2024 году вопрос конкуренции за железную дорогу встал особенно остро в портовой отрасли. Доля дальневосточных портов в общем объеме перевалки грузов в 2023 году составила 26,4%, следует из данных ВМТП (Владивостокский морской торговый порт). Только в первом полугодии в дальневосточном бассейне переработано 119,1 млн тонн – на 7,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Основу дальневосточного морского грузопотока традиционно составляет экспортное направление. В первом полугодии 2023 года его доля оценивалась в 85 %. При этом основная часть грузооборота формируется за счет перевалки энергоносителей: угля, нефти, сжиженного газа, которые в 2023 году обеспечивали 79,7% общего объема перевалки по всем направлениям.
Именно черное золото стало камнем преткновения для дальневосточных стивидоров. Так или иначе, уголь переваливают во всех приморских портах – это доминирующая грузовая база стивидорных компаний Дальнего Востока. Однако после 2022 года нагрузка на железную дорогу значительно выросла, и из-за инфраструктурных ограничений грузы не всегда доходят по адресу вовремя. В результате возникают заторы, а компании несут серьезные издержки.
В конце 2023 года совладелец порта «Восточный» Андрей Бокарев обратился к президенту с инициативой – отдать приоритет в перевозках угля специализированным портам над универсальными при распределении пропускной способности Восточного полигона железных дорог.
Он указывал, что сегодня через морские гавани ДФО проходит в два раза больше угля, чем в 2012 году, однако «Восточный» загружен менее, чем на 50 %, несмотря на миллиардные инвестиции в инфраструктуру и высокую пропускную способность. Бокарев подчеркивал, что меньше 50% угля в Дальневосточном бассейне приходится на спецтерминалы, которые, по его оценке, могут быстрее, технологичнее и безопаснее для экологии переваливать этот груз. Следовательно, утверждал совладелец «Восточного», будет справедливо отдать приоритет в перевозках профильным стивидорам, то есть тем, которые специализируются на перевалке угля.
Инициативу поддержал вице-премьер РФ Андрей Белоусов, в декабре 2023 года обратившийся с ней к президенту.
И здесь универсальные порты встали на защиту своих интересов. В том числе вопрос был поднят в Законодательном Собрании Приморского края. Участники рынка, которые не являются интересантами предложения Бокарева, выдвинули свое предложение – вернуть инициативу АО «Восточный порт» на детальную проработку с участием всех, и профильных и непрофильных стивидоров Дальнего Востока и просят депутатов и губернатора Приморского края поддержать их позицию.
«Мы выступаем против дискриминации на железной дороге, тем более, что не один только Восточный порт инвестирует в инфраструктуру и безопасную перевалку. Учитывая, что уголь – доминирующая грузовая база на Дальнем Востоке, речь идет о рабочих местах и налоговых поступлениях в бюджет Приморского края. Нельзя ломать устоявшийся порядок», – комментирует источник в ВМТП.
Не потерять в грузообороте
Заместитель генерального директора АО «ДНИИМФ», кандидат технических наук, доцент Евгений Новосельцев отмечает, что на стивидорном рынке ДФО конкурируют такие игроки, как Восточная стивидорная компания, Владивостокский морской рыбный порт, Пасифик Лоджистик, Владивостокский морской порт Первомайский. При этом, например, «Восточный порт», «Торговый порт Посьет», «Вера», «Суходол» — специализированные угольные терминалы. ВМТП, рыбный порт — универсальные, но и для них уголь представляет большую важность.
Так, общий грузооборот «Владивостокского рыбного порта» в 2022 году составил 5 038 тыс. тонн грузов, на 200 тыс. тонн больше, чем в 2021 году. Из них 259 тыс. тонн — это рыбопродукция, 104 тыс тонны — металлолом, 3 330 тыс. – контейнеры и 1 063 тыс. тонн — уголь навалом. Такие данные содержатся в последнем годовом отчете компании. Там же говорится о вложениях в инфраструктуру, должную обеспечить защиту от угольной пыли, учитывая, что предприятие расположено в черте города: ветропылезащитный экран, установки пылеподавления и другое оборудование. Естественно, что «Владивостокский рыбный порт» не хочет терять в грузообороте.
«И вместе с тем самые масштабные проекты в Приморье — это специализированные порты, такие как морской порт "Суходол" в Шкотовском районе, созданный с целью облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. Перевалка в специализированных портах, как правило, обходится дешевле на тонну. Порт с собственной железнодорожной инфраструктурой, вагоноопрокидывателями может осуществлять ее оперативнее и технологичнее, чем универсальный», – говорит Евгений Новосельцев.
Экономист Александр Латкин поднимает вопрос экологии. По мнению эксперта, перевалка угля должна происходить только закрытым способом и желательно за чертой города.
Из неочевидного
Со своей стороны, так называемые непрофильные стивидоры выдвигают встречные аргументы.
«Высокая скорость выгрузки угля в специализированных портах традиционно компенсируется в универсальных портах наличием большого парка грейферных кранов и кранов-манипуляторов. Так, по устоявшейся практике пять-шесть мобильных кранов-манипуляторов по производительности сопоставимы с одним вагоноопрокидывателем», — следует из обращения отраслевиков к губернатору Приморского края (есть в распоряжении агентства).
Кроме того, в обращении говорится, что «в настоящее время АО «Восточный порт» при перерабатывающей способности в 1 459 вагонов в сутки обеспечивает объем выгрузки в размере 949 вагонов в сутки. При этом отгрузка угля в адрес АО «Восточный порт» на сегодня составляет 974 вагона в сутки. Количество на Дальневосточной железной дороге вагонов с углем в адрес АО «Восточный порт» достигла 6 556 вагонов, что уже негативно сказывается на продвижении других составов в границах железной дороги. Только на станциях Дальневосточной железной дороги отставлены от движения 27 груженых поездов в адрес АО «Восточный порт»».
Авторы обращения считают, что если отдать приоритет профильному стивидору, то поездопоток еще больше сгустится в точечном направлении, и от этого не выиграет никто.
Вместо приоритизации стивидорные компании полагают целесообразным ОАО «РЖД» уделить внимание развитию тяги, припортовых станций и реконструкции «узких мест» на железнодорожной инфраструктуре общего пользования. Это, по их оценке, позволит обеспечить бесперебойную доставку грузов до морских портов в рамках договоренностей между морскими портами и ОАО «РЖД».
Интересно, что по данному поводу уже обозначила свою позицию антимонопольная служба. ФАС сообщила, что поддерживает приоритизацию профильных специализированных портов. Вместе с тем, законодательно само понятие «специализированный порт» не закреплено.
«Считаем целесообразным проработать вопрос закрепления понятия "специализированный порт" в нормативно правовых актах для возможности учета данного фактора», — уведомил антимонопольный орган.
Общая проблема
Так или иначе, проблема пропускной способности железной дороги сегодня коснулась всех грузоотправителей, от рыбопромышленников до аграриев. Грузы простаивают в тупиках, поскольку пропускных мощностей РЖД на них не хватает.
По мнению главы НО «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья» Георгия Мартынова (организация представляет ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», Диомидовский рыбный порт, АО «Далькомхолод»), решению проблемы будут способствовать дотации перевозок рыбной продукции автомобильным транспортом. Сегодня это обходится слишком дорого, что мешает сделать автотранспорт полноценной альтернативой ЖД-перевозкам.
«Развитие портовой отрасли — это перспективное направление в ДФО. Но, к сожалению, строительством новых портов не решить проблемы вывоза или завоза груза. Здесь требуется инфраструктура, в первую очередь, железнодорожная, способная принять грузопоток, который, прежде всего, идет из Центральной России, средней полосы. Мы видим, что правительство предпринимает определенные шаги в этом направлении, но на наш взгляд, они недостаточны», — говорит Георгий Мартынов.
Второй этап строительства Восточного полигона должен быть завершен в 2024 году. Реализация третьего этапа предполагает увеличение провозной способности до 210 млн тонн к 2030 году, а полноценный III этап – это не менее 255 млн тонн к 2032 году.
«Но здесь, на местах, мы пока не видим, чтобы железнодорожная инфраструктура расширялась. Взять рыбные порты – когда-то в послевоенные годы был построен "Владивостокский морской рыбный порт", к которому подвели железнодорожную магистраль. И как была, так и остается на мысе Чуркин одна единственная колея для вывоза рыбопродукции в центральные районы России, хотя грузооборот увеличился в десятки раз. Соответственно, на наш взгляд, самое главное в развитии портов — это строительство железнодорожной инфраструктуры и развитие автоперевозок», — комментирует Георгий Мартынов.
Особенно в пиковое летнее время очень сложно вовремя отгрузить и доставить рыбопродукцию в центральные регионы, акцентирует он. Следовательно, было бы правильно дотировать автоперевозки, когда железная дорога особенно сильно перегружена.
Также, говоря об объемах перевалки, собеседник отмечает проблему несколько устаревших холодильных мощностей в рыбных портах. Сейчас предприятия, которые приобрели квоты по вылову краба с обязательствами построить несколько холодильников на Дальнем Востоке, как раз ищут подходящие локации для реализации своих планов.
Многие участники рынка сходятся на том, что стоит крайне аккуратно подходить к вопросу приоритетов и больше внимания уделять другим номенклатурам грузов. Например, Александр Латкин уверен, что приоритета угля на железной дороге не должно быть в принципе.
Отметим, «Российские железные дороги» к концу 2022 года обеспечили провозную способность на Восточном полигоне на уровне 173 млн тонн. Это максимальный объем груза, который новая инфраструктура может пропустить в идеальных условиях с учетом существующих ограничений, сообщил в интервью «Коммерсанту» заместитель главы РЖД Алексей Шило.
Среди мер для полноценного нивелирования сдерживающих факторов в перевозках Шило предлагает «поддержать предложения некоторых участников рынка по приоритизации перевозок в специализированные терминалы».
«По нашей оценке, только по углю приоритетная отгрузка в специализированные терминалы позволит увеличить объемы вывоза на Восток до двух млн тонн», – цитирует агентство замглавы РЖД.
Географическое положение Забайкальского края и необходимая инфраструктура позволят перераспределить нагрузку с дальневосточной части Восточного полигона и оптимизировать схему сухопутной доставки грузов в Китай, заявил губернатор Александр Осипов в ходе презентации транзитного потенциала региона на Транспортной неделе – 2023. Проект инфраструктурного развития погранпереходов в Забайкалье планируется реализовать с использованием механизма концессии.
Если из Читы, не сворачивая на юг Забайкалья, ехать по федеральной трассе или Транссибу в сторону дальневосточных портов, придется преодолеть расстояние в 3 тыс. км, говорит Александр Осипов. Затем груз нужно перегружать на морской транспорт и идти более 1 тыс. км вдоль китайского побережья. «После этого снова вторая перевалка, и придется ехать фактически в обратную сторону: в направлении центральных районов КНР или развозя груз по южным провинциям Китая. В этом плане у Забайкалья принципиально иная возможность», – подчеркнул губернатор.
В регионе насчитывается 8 железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска (ЖДПП и АПП), расположенных на границе с КНР и Монголией.
Сейчас огромное количество востребованного импорта перемещается через сухопутные границы, а не морем, утверждает первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. И наоборот, миллионы тонн экспортных грузов, перераспределенных на восток с западных границ России, также покидают страну по суше. В этом отношении Забайкальский край – крупнейшая точка входа/выхода внешнеторгового трафика, считает менеджер.
Основным каналом внешнеторговых перевозок рассматривается переход Забайкальск – Маньчжурия, на который и сегодня приходится весомая доля сухопутных перевозок между Россией и КНР. За счет развития его пунктов пропуска и расширения терминальной инфраструктуры технические возможности этого транспортного коридора с нынешних 17,9 млн т в год (расчетная мощность железнодорожного пункта – 17 млн т, автомобильного – 0,9 млн т) в будущем могут возрасти до 46 млн т.
Примерно в 180 км восточнее расположен второй по значимости транспортный коридор –Приаргунск – Хэйшаньтоу. Пока что там функционирует автомобильный пункт. Как уточнил губернатор, принято решение о его модернизации, которая к 2026 году должна быть закончена. Пропускная способность здесь увеличится более чем в 5 раз.
Вместе с тем комплексным проектом предусмотрено создание железнодорожной пограничной линии протяженностью 25 км, двух перегрузочных терминалов. Сейчас, говорит Александр Осипов, совместно с Минтрансом и китайской стороной рассматриваются вопросы строительства ЖДПП. На территории КНР для соединения с сетью железных дорог необходимо построить участок Хэйшаньтоу – Хайлар.
«Китайская сторона не одно десятилетие об этом просила. Еще в 1950-х тянули эту ветку, но осложнившиеся потом межправительственные отношения не позволили это сделать. Сейчас все играет на руку, чтобы создать еще один серьезный железнодорожный переход, понимая, как сложно наращивать крайне загруженный ЖДПП Забайкальск», – сказал глава Забайкальского края.
В планах – организовать между Приаргунском и Хэйшаньтоу беспилотное движение грузов на магнитной тяге протяженностью 5 км. Для организации подобного сообщения нужен будет отдельный регламент таможенного оформления грузов.
Развитие может получить и транспортный коридор с Монголией, проходящий через ЖДПП Соловьевск, что в 80 км от города Борзя. Перевозки через него могут составить 10 млн т ежегодно. Сейчас меняется режим работы пункта пропуска с двухстороннего на многосторонний, тем самым появится возможность перевозки не только грузов в/из Монголии, но и Китая.
От Соловьевска железнодорожное сообщение действует до станции Чойбалсан. Между тем в 2022 году в Монголии начато строительство линии Чойбалсан – Хуут – Бичигт, которое позволит выйти на сеть Китайских железных дорог. Данный коридор сможет обеспечить короткий путь с Транссиба к Пекину и Желтому морю, отмечается в презентации Забайкалья.
По финансированию данных проектов вопрос является открытым. В то же время до конца 2025 года Росгранстрой постарается завершить в крае реконструкцию трех АПП (Олочи, Соловьевск, Верхний Ульхун), сообщил директор департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через госграницу Минтранса РФ Михаил Кокаев.
В целом, согласно расчетам краевого правительства, провозную способность погранпереходов Забайкалья нужно довести до 85 млн т ежегодно, то есть они смогут принять дополнительно не менее 67 млн т. В частности, мощность ЖДПП Забайкальск должна составить 36 млн т, ЖДПП Приаргунск – 29 млн, ЖДПП Соловьевск – 3 млн, АПП Забайкальск – 10 млн, АПП Староцурухайтуйский – 1 млн, АПП Олочи – 1 млн, АПП Покровка – 1 млн, АПП Соловьевск – 3 млн, АПП Верхний Ульхун – 0,5 млн т.
По словам Александра Осипова, вложения в развитие переходов края оцениваются менее 50 млрд руб. «Это, конечно, иная альтернатива по сравнению с инвестированием, до конца не подсчитанным, несколько триллионов рублей в развитие Восточного полигона (III этап программы модернизации БАМа и Транссиба – прим. ред.) Все большая часть [финансирования реконструкции] Восточного полигона укладывается восточнее Забайкальского края. То есть мы подсчитывали, минимум в 60 раз дешевле инвестировать в развитие трансграничной инфраструктуры в Забайкалье, чтобы перевозить соответствующие грузы», – заявил он.
Вместе с тем, сделал оговорку губернатор, отправка грузов в порты – это более широкие транспортно-логистические возможности. «Безусловно, это (модернизация походов к портам прим. ред.) надо делать, но в нынешних условиях, рассматривая быстрые решения, нужно смотреть на Забайкалье», – уточнил глава региона.
Научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин уверен, что конкуренция за логистические ресурсы регионам ДФО не грозит. «Там все нужно [развивать] заново. Контейнеры с производственной комплектацией, товарами народного потребления из всего АТР, это не один Китай, это Малайзия, Индонезия и т.д., приходили к нам кругосветным образом, через Индийский океан, Красное море, Суэцкий канал. И уже из Антверпена или Амстердама они приходили в Белый Раст, под Москвой. Здесь глупости не было, поскольку логистика была выгодная. Но по независящим от нас обстоятельствам переполюсовка сейчас неизбежна», – говорит Михаил Блинкин.
Косвенно на это указывает и намерения FESCO, у которой в распоряжении не только портовые активы, но и терминалы в Хабаровске, Новосибирске, Томске. К концу 2025 года транспортная группа планирует построить в Забайкальске железнодорожный хаб по переработке на первом этапе до 150 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте) ежегодно. Затраты оцениваются в 4-4,5 млрд руб., проинформировал вице-президент FESCO по взаимодействию с органами государственной власти и внешним связям Сергей Сидоров.
«Потенциал терминала в Забайкальске огромный. Он позволит на 40% увеличить нам количество завозимых контейнеров из Китая в РФ. В денежном выражении по импорту – это порядка $5 млрд по году», – пояснил он.
Важный инструмент для раскрытия транзитного потенциала Забайкалья – появление транспортно-логистических центров (ТЛЦ) в Чите, Забайкальске, Борзе. Помимо прочего, они будут работать на нужды будущей международной территории опережающего развития, которую предполагается запустить в регионе.
Основными объектами ТЛЦ станут терминалы по обработке импорта, в том числе для обслуживания мультимодальных перевозок, склады временного хранения в бондовой зоне. Использование последней позволит снизить издержки резидентам на единовременную выплату таможенных пошлин и сборов, а также снизить сроки доставки груза до покупателя. Бондовые склады в первую очередь будут ориентированы на сетевых ритейлеров, приобретающих оптовые партии товаров и реализующих их в рознице, в том числе через маркетплейсы.
Другая часть объектов предназначена для экспортных навалочных грузов: минеральных удобрений, руд, металлургического и энергетического угля. В России есть опыт экспорта угля в контейнерах открытого типа, такую технологию возможно тиражировать, но проблема в том, что соответствующего контейнерного парка в РФ мало. Поэтому увеличить объемы экспортных поставок планируется за счет дополнительного вовлечения в обработку грузов терминалов на китайской стороне.
Проект создания хабов планируется реализовать с использованием механизма концессии.
«Как концессионер, мы предполагаем построить внутреннюю и внешнюю железнодорожную, автомобильную инфраструктуру к этим центрам, железнодорожные терминалы и сопутствующую инженерную инфраструктуру», – рассказал Алексей Чичканов. В роли концедента предлагается выступить администрации Забайкальского края.
Предметом концессионных соглашений должна стать и базовая инфраструктура, считает президент ГК «Евросиб» Дмитрий Никитин. Мер по модернизации Восточного полигона, которые утверждены РЖД, явно не хватает, чтобы обеспечить все заявленные объемы грузоотправителей, свидетельствует он. По словам менеджера, сейчас развивается участок Карымская – Борзя для обеспечения пропуска 60 пар поездов в сутки или провоза примерно 60 млн т грузов в год. «Это не 85 млн т. Можно сделать сколько угодно логистических центров, инфраструктура будет сдерживать», – рассуждает Дмитрий Никитин.
О применение механизмов ГЧП на железнодорожном транспорте говорится много, но примеров мало. Сдерживающим фактором является узкий круг финансовых организаций, готовых содействовать подобным проектам. В настоящий момент два банка остались в концессии на транспорте, остальные ушли, обратил внимание помощник президента РФ Игорь Левитин. «К сожалению, у нас сегодня нет институтов развития для транспорта, тогда как для промышленности есть», – резюмировал он.
Еще один фактор – неотлаженная нормативная база, хотя здесь обещаны перемены. «В работе целый ряд законодательных инициатив по развитию ГЧП. Упомяну одну: у нас до сих пор не разрешено включать в соглашения о государственно-частном партнерстве, будь то модернизация или расширение, объекты, находящиеся в частной собственности, – рассказал зампред комитета Совфеда по экономической политике Константин Долгов. – Это лакуну надо устранить, мы это обязательно сделаем с Минэкономразвития. Потому что это максимально расширит наши возможности».
Форум «Экспортный потенциал Приморья» представил лучших экспортеров региона. Мероприятие организовал Центр поддержки экспорта, который входит в краевой центр «Мой бизнес» при поддержке Министерства экономического развития Приморского края. Директор управления продаж малому бизнесу Дальневосточного Сбербанка Инна Войскович рассказала EastRussia о главных итогах участия в форуме.
«Более половины всех участников внешнеэкономической деятельности на Дальнем Востоке работают в Приморском крае. Географическая близость и логистическая доступность к странам АТР позволяет выходить на совокупный рынок с численностью населения более 3 млрд человек, и объемом ВВП, превышающим треть мирового», — отметила Инна Войскович.
Россия и Китай переживают активную фазу укрепления сотрудничества: растет объем двусторонней торговли, доля расчетов в национальных валютах достигла более 90%. В 2025 году на границе стран откроется первая «умная таможня» — начнет работу закрытый на реконструкцию 5 лет назад погранпереход Хулинь-Марково.
Помимо географических преимуществ, для предпринимателей Дальнего Востока сегодня действует целый ряд мер поддержки, которые влияют на рост объемов экспорта и импорта. По итогам 2023 года внешнеторговый оборот в Приморском крае превысил 13 млрд долларов.
Значительный рост объемов перевозки контейнеров на Дальневосточной железной дороге свидетельствует о позитивной динамике в сфере грузоперевозок и увеличении спроса на импортные товары.
Ключевым элементом системы поддержки в Приморье сегодня является Центр поддержки экспорта (подразделение краевого центра «Мой бизнес»). Структура в том числе предлагает помощь в размещении на международных электронных торговых площадках, прохождении процедуры стандартизации и сертификации, продвижении и защите интеллектуальной собственности за рубежом. Правительство Приморского края ежегодно выделяет на субсидирование затрат экспортеров, максимальная сумма субсидии на одну компанию составляет 1 миллион рублей.
Как отмечает Инна Войскович, Сбер помогает в поиске партнеров как за рубежом, так и внутри страны, облегчает процесс установления новых деловых связей и расширения бизнеса:
«Это особенно актуально в условиях глобальной экономики, где наличие надежных партнеров играет ключевую роль. Мы поддерживаем наших клиентов на трёх языках: русском, английском и китайском в режиме 24/7. Можем предоставить гибкий курс конверсии и возможность индивидуально подбирать варианты расчетов с партнерами, что может значительно уменьшить расходы на обмен валют и международные транзакции. Такая гибкость важна, поскольку каждая компания имеет свои особенности и потребности, связанные с финансовыми операциями».
Строить прогнозы относительно перспектив внешнеэкономической деятельности непросто. Тем не менее ситуация на рынке мотивирует многие страны расширять способы проведения платежей, снимать инфраструктурные ограничения.