Обладатель лучшей проектной заявки на питчинге мультипликационных фильмов получит миллион рублей на реализацию своей идеи. Конкурс пройдёт в рамках Международного фестиваля анимационного кино «Анимур» в Хабаровске.
Приём заявок на конкурс продлится до 21 сентября 2023 года. К участию приглашены авторы анимационных лент из регионов Дальнего Востока и Арктической зоны РФ: из всех территорий ДФО, а также из Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого АО, Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Питчинг разделен на две части: сначала эксперты проведут предварительный отбор, затем, во время финальной очной части будет определен победитель. Финал пройдет в Хабаровске в период с 28 сентября по 1 октября 2023 года и станет одним из ключевых мероприятий II Международного фестиваля анимационного кино «Анимур».
Партнёр питчинга - конкурс креативных проектов «Арктическая стартап-экспедиция: Дальний Восток и Арктика» — программа, направленная на развитие человеческого капитала регионов ДФО и АЗРФ. Помимо денежного приза, победителя питчинга ждёт приглашение на итоговое мероприятие «Арктической стартап-экспедиции: Дальний Восток. Арктика. Россия» - оно пройдёт в Якутске 24 ноября 2023 года.
Подробнее о том как подать заявку – на сайте фестиваля «Анимур».
Край зеркальной сцены теряется на фоне неба, создавая полную иллюзию того, что танцоры парят в воздухе, ступая по лучам заходящего солнца. Музыка переплетается с шумом воды, трелями птиц и мягким светом, погружая зрителей в неведомое ранее измерение гармонии. Начинается постановка «Красавица Ангара» – первый номер гала-концерта «Балет на Байкале».
Ещё пять минут назад тут царила всеобщая расслабленность, тут и там раздавался смех, завязывались знакомства, встречались друзья по прежним фестивалям. В особой юрте артисты накладывали грим, делали растяжки, поправляли костюмы.
«Для них это событие страшнее экзаменов, – шутит продюсер Бурятского театра оперы и балета и организатор фестиваля Павел Окунев. – Наши выпускники прилетают с разных уголков России, многие выходят заранее из отпусков, чтобы вернуться в форму и достойно выступить».
Придумали фестиваль выпускники Бурятского республиканского хореографического колледжа шесть лет назад, в 2017-м. Местом проведения стала особая экономическая зона «Пески», недалеко от села Турка. В будущем здесь планируют создать арт-объекты, дацан, домики отдыха. Проект будет реализован вместе со скульптором и художником Даши Намдаковым, который недавно открыл ленд-парк «Тужи» в Забайкалье. Сейчас же около Турки заросли кипрея и сосен, а ещё – очень много воздуха и пространства.
Тем, кто не из Улан-Удэ, стоит заранее продумать маршрут на фестиваль. Из Читы, к примеру, можно добраться на поезде или автобусе, а остановиться лучше в гостинице в центре города. Это удобно – вокруг достопримечательности и кафе с национальной кухней.
Из Улан-Удэ доехать до места фестиваля по зелёным сопкам можно либо на личном транспорте, либо воспользоваться услугой трансфера, организованного Бурятским театром оперы и балета. Приехать можно с утра – на Байкале всегда есть чем заняться, но обязательно накануне стоит посмотреть прогноз погоды. Нынче повезло – тёплое августовское солнце и лёгкий ветер с озера, но так бывает не всегда.
«Вы здесь в прошлом году не были, мы страшно замёрзли. Я предлагал программу сократить, но все артисты отказались, выступить хотели», – вспоминает директор Бурятского театра оперы и балета Дмитрий Дылыков.
Утолить голод можно на фуд-корте: стейки, овощи на гриле, чаи с таёжными травами и ягодные морсы восстановят силы после прогулок. Весь антураж, столы и лавочки из массива грубо обработанного дерева подчёркивают лесную атмосферу.
«Место хотели сделать таким, чтобы люди приезжали отдыхать и наслаждаться искусством. В следующем году надеемся продлить, чтобы провести здесь несколько дней», – поделился планами Павел Окунев.
Для взрослых днём устроили мастер-класс по бачате и сальсе. Пары формировались разные. Смеясь и подшучивая, поближе к сцене встали две подруги.
«Сейчас натанцуемся, а потом домой приедем, мужьям мастер-класс покажем. Они у нас на рыбалку отправились, пока мы балет смотрим», – поделилась одна из них.
Берег, где поставили зеркальную сцену, словно природный амфитеатр: крутой склон с высокими соснами обрывается в воду, а небольшой пляж повторяет классический римский Колизей.
«Мы в прошлом году грезили, что проект станет масштабным, что приедет много людей. Балет – это то искусство, которое должно быть на лоне природы, соприкасаться с ней. Поэтому мы устраиваем фестиваль на берегу Байкала», – рассказал Дмитрий Дылыков.
После «Красавицы Ангары» на фоне Байкала пируэтами мелькнули «Русский танец» из «Лебединого озера», болеро из «Дон Кихота», современный балет «Форма ноль» и другие спектакли.
«У нас сформировалась своя школа балета. Наш колледж выпускает кадры для всей страны, – с гордостью рассказала министр культуры Республики Бурятия Соелма Дагаева. – «Балет на Байкале» стал брендом нашего региона. Мы будем его поддерживать и развивать, чтобы ещё больше туристов приезжало к нам со всей России».
Солнце окончательно ушло за противоположный берег во время болеро из балета «Дон Кихот». Пляж осветился золотисто-красным светом. Никакие прожекторы или сценическое освещение не смогли бы добиться такого эффекта. Сама природа напомнила, кто здесь художник-постановщик, сценограф и главный герой.
По данным Box Office Mojo — веб-сайта, постоянно отслеживающего кассовые сборы от кинопроката, в ТОП-5 по сборам в мире в 2021 году – три китайские ленты. В рейтинге крупнейшего российского киносервиса три фильма из КНР занимают «пьедестал», а всего в первой десятке – пять картин из Поднебесной.
Лидером мирового кинопроката в неожиданно короткий срок стала китайская военная кинодрама «Битва при Чосинском водохранилище», вышедшая в прокат в конце сентября текущего года. К удивлению многих и вопреки всяческим ожиданиям картина заняла верхние строчки хитобзоров. При бюджете в $200 млн. военно-исторический эпик заработал в мировом прокате более $860 млн. и продолжает лидировать в национальных и зарубежных списках кинохитов. Разумеется, львиную долю от этой суммы фильм собрал на внутрикитайском прокатном рынке, Который является самым большим в мире с его пятидесятью тысячами кинозалов и более миллиарда кинозрителей. Так, к середине октября, совокупный объем сборов в Китае превысил 5,04 млрд юаней (около $786,65 млн). Потрясающий успех идеологически насыщенной киноленты заставил зарубежных прокатчиков обратить самое пристальное внимание на современное китайское кино.
Постер к фильму битва у Чонсинского водохранилища источник фото - официальный микроблог фильма
Составляющие коммерческого успеха этой кинодрамы многочисленны и многообразны. Создатели картины пошли нестандартным путем: у киноленты – три режиссера, и каждый из них – с мировым именем. Первый из них – китайский киноклассик Чэнь Кайгэ, мастер авторского кино, режиссер знаменитых исторических эпических костюмированных лент «Прощай, моя наложница», «Император и убийца», остросоциальной драмы о китайских крестьянах «Желтая земля», трагической киноленты «В сетях паутины» о растущей зависимости людей от интернета и социальных сетей. Второй – Данте Лэм, непревзойденный гонконгский мастер многочисленных криминальных и полицейских кинобоевиков, сюжеты которых нередко заимствовали голливудские производители фильмов в жанре экшн. Третий – Цуй Харк, еще один знаменитый кинопостановщик, снимавший кинофэнтези и фильмы о китайских боевых искусствах.
Еще одним важным компонентом успеха упомянутой в начале военной кинодрамы стал выбор темы об участии китайских добровольцев в Корейской войне. По иронии судьбы выход фильма совпал с нарастанием военно-политического давления на Китай со стороны США и стран НАТО.
Среди персонажей этой киноистории мы увидим «Великого кормчего» китайского народа – Мао Цзэдуна и его единственного сына Мао Аньнина, который служил в советской армии, участвовал в Великой Отечественной войне, закончил ее в Берлине и получил от И.В. Сталина наградной пистолет. Потом Сын Мао Цзэдуна ушел добровольцем воевать с американцами в Корее, где и погиб. Еще мы увидим соратников Мао Цзэдуна, например, знаменитого маршала Пэн Дэхуая, а также его противника, американского генерала Дугласа Макартура.
Фильм рассказывает о событиях, о которых в период сближения между Китаем и США китайцы не любили вспоминать. Речь идет, как уже упоминалось, об участии китайских добровольцев в Корейской войне 1950-1953 гг. Лента повествует о начальном периоде китайско-американской схватки на Корейском полуострове. В фильме много символических пробросов и откровенных намеков, связывающих события 70-летней давности с современностью. Эти реминисценции вызывают высокие чувства и горделивые эмоции у китайских кинозрителей, и количество зрителей продолжает расти.
Первыми перешли китайско-корейскую границу и вступили в схватку с американцами бойцы 9-го добровольческого корпуса. Напутствуя плохо одетых солдат в канун наступления лютой зимы 1950 года, маршал Пэн Дэхуай сказал: «Перед нами общий враг – американцы! У них лучшее в мире снаряжение и снабжение. Но мы должны им показать, что такое крепко сжатый кулак настоящего китайца!»
Этот «кулак» действительно разбил сотни тысяч американских носов, и не пропустил к китайской границе армию Макартура, пообещавшего закончить корейскую кампанию за неделю. Несмотря на ковровые бомбометания американской авиации и плохое снабжение китайских солдат, американцы были остановлены у Чосинского водохранилища и не решились идти дальше на север, где уже разворачивалась армия китайских добровольцев – «кулак» стал весьма и весьма увесистым.
Лента на протяжении двух часов демонстрирует почти непрерывное сражение, наполненное боевыми спецэффектами, подвигами и жертвенностью простых китайских крестьян, решивших стать солдатами-добровольцами.
Показательно, что выход фильма по времени совпал с развертыванием в Китае кампании патриотического воспитания молодежи и борьбы с гедонизмом и аполитичностью в молодежной среде. В ходе кампании власти потребовали убрать с экранов женоподобных телеведущих мужского пола. Молодые китайские эпикурейцы нередко утверждают, что «лучше грустно ехать в BMW, чем, весело смеясь, – на велосипеде».
Героическое военное кино призвано напомнить молодым о патриотизме и великих деяниях их дедов и прадедов.
За последние два-три года китайские кинематографисты выпустили более трех десятков военных фильмов, к производству которых приложили руку самые известные китайские режиссеры. Так, в начале октября 2021 года московские кинозрители смогли посмотреть киноленту мэтра китайского кинематографа Чжан Имоу «Идущий по краю», в которой рассказывается история китайской разведывательно-диверсионной группы, прошедшей обучение в СССР и заброшенной зимой 1945 года в тыл японских оккупантов.
Сегодняшнее китайское военное кино отличается жанровым многообразием и оригинальными сюжетами. Например, лента «Основание армии» – исторический эпос о создании Народно-освободительной армии Китая и «Война боевых волков» – о героических деяниях китайского спецназа в Китае и на севере Африки. Стоит обратить внимание на еще одного лидера кассовых сборов – кинокартину «Операция в Красном море», которая в 2018 году заработала почти $ 100 млн., и в которой китайская армия показана способной вести высокотехнологичные боевые действия и применять современную стратегию ведения сетецентрической войны.
Изображение: кадр из фильма «Операция в Красном море»
Но вернемся к фильму «Битва при Чосинском водохранилище». Один из героев картины спрашивает командира: «Зачем мы воюем?» Командир отвечает: «Чтобы не воевали наши дети». Солдат удовлетворенно кивнул.
Возникает вопрос: устраивает ли такой ответ молодых китайских гедонистов, которые привыкли черпать знания из социальных сетей, а материальные блага получать от родителей и из интернет-магазинов?
За несколько дней до дня «Д»...
«Четыре колонны из десятков гостей фестиваля выстроятся и с четырех углов площади двинутся друг другу навстречу, чтобы слиться посередине», – режиссер Александр Малханов из Улан–Удэ раскладывает на столе наброски. На его пассы руками можно смотреть долго – это красиво настолько, что кажется, он не объясняет план праздника, а колдует над листами бумаги, чтобы там появились и ожили картинки.
«Идти будут медленно, – продолжает Малханов, – понесут флаги и изображения родов. Каждый шаг – в аккорд песни «Гимн Чите», которую в этот момент на сцене будет исполнять Дмитрий Ревякин, лидер группы «Калинов мост»...
Даурия – это земля, родившая Чингисхана, с шумящими ковылём степями, качающими макушками в перелесках берёзами и тенистыми сосново-пихтовыми лесами. Это суровая земля, дети которой славились храбростью, решимостью и умением жить в мире с природой и ее законами. В ее честь и был назван фестиваль-конкурс культурного наследия, который в этом году проводится впервые.
Открылся конкурс 19 мая плановыми прослушиваниями. Только на очный его этап заявились больше тысячи человек – это они четырьмя колоннами пошли навстречу друг другу по площади Ленина. Всего же к вечеру 18 мая на очный и заочный этапы поступило больше 4 тысяч заявок из Белоруссии, Китая, Монголии, Республики Хакассия, Бурятии, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Барнаула, Белгорода, Красноярска и других городов – всего за гран-при в 100 тысяч рублей боролись представители 25 регионов России и зарубежья.
Рано утром передали снег. Жители Забайкальского края повздыхали: «Где весна–то», но с погодой не поспоришь. Других вариантов резко–континентальный климат не оставляет.
Над троллейбусами, маршрутками и легковыми автомобилями в пасмурном небе, то и дело сыпавшем холодными каплями, пролетел самолёт из Москвы, откуда до Читы – 6 часов лету.
В аэропорту выстроились артисты, готовые с песней пуститься в пляс, встречая гостей фестиваля – уроженца Забайкалья певца Дмитрия Ревякина и артистов известного в России этно-музыкального проекта Zventa Sventana Тину Кузнецову и Юрия Усачева.
Самолет сделал круг над городом – толпа в аэропорту колыхнулась к дверям в зал прилета – и улетел прочь. В Чите из–за погодных условий запретили посадку и самолет ушел на запасной аэродром в город Улан–Удэ в Бурятию. Онлайн–карта погоды показывала огромное бурое пятно непогоды, которое начиналось где–то между Красноярском и Иркутском.
«Погода нам устраивает такие же конкурсные испытания, что сейчас на двух площадках – в драматическом театре и в центре «Родина» – проходят наши артисты. Мы готовы ко всему. Творческие люди, люди культуры в любую погоду готовы делиться эмоциями и творчеством», – днём 19 мая одна из организаторов «Даурии» Олеся Петунина улыбалась в камеру, но только запись закончилась – стала серьезной, сосредоточенной и расстроенной.
К тому моменту возвращение самолета с артистами в Читу переносили трижды, стартовую пресс–конференцию с ними пришлось отменить, а на сцену петь «Гимн Чите» ансамбль «Забайкальские узоры» вышел без Дмитрия Ревякина, который в этот момент был на расстоянии полутора часов лёта от столицы Забайкалья.
Добраться до Читы артистам-гостям фестиваля удалось в середине ночи 20 мая.
Жара. Самая настоящая, почти летняя, прогревающая до самых косточек замерзших вчера забайкальцев, которые уже к полудню разомлели на солнце, забыв вчерашние осенние пуховики и нарядившись в легкие платья и футболки.
На площади Ленина развернулась шумная торговля предметами народного промысла: кто-то наливал тягучий, пахнущий знойной пасекой мёд, кто-то предлагал попробовать масло абрикосовой косточки холодного отжима, кто-то показывал покупателям технику плетения огромного подвесного кресла – рядом с уже готовым образцом.
Зоя Николаевна Кузьмина с мужем выставили стол, и полки, на которых расставили бессчетные лукошки, вазы и плошки, сплетённые из лозы.
«Вышли на пенсию, и надо было чем–то новым заниматься, себя увлечь. Особенно муж загорелся: посмотрел уроки, выучил технику заготовки лозы. Она лучше всего в междуречье, у дорог. Правда, в прошлом году во время ремонтов много в наших местах срезали – когда восстановится? А речная нет, плохая, ломкая сильно», – объясняет она.
Покупатели разбирают корзинки, думая, что вот–вот, всего–то через полтора–два месяца начнётся сезон грибов и ягод, и вот тогда–то пригодятся эти плетеные солнечно–легкие короба.
Сюда же на площадь Ленина, взрыкивая моторами, въезжают сотни байкеров – это участники мотоклубов из Могочи, Улан-Удэ, Монголии.
Мотосезон открыт, но почти все байкеры остаются на площади - начинается этно-подиум «Даурские сезоны» – единственный в Сибири и на Дальнем Востоке показ народной моды.
«Модели народных костюмов для выступлений ансамбли часто скачивают из интернета, а там практически одни и те же модели. Именно поэтому совершенно разные коллективы оказываются так похожи друг на друга. А хочется, чтобы люди показали, что есть новые идеи и новые решения, чтобы вместо старых похожих костюмов появились особенные, – рассказывал на одной из первых встреч по организации «Даурии» режиссер Александр Малханов.
Вторым пунктом его плана по «Даурским сезонам» было желание показать, что одежду с народными элементами можно носить в повседневной жизни и что это будет не менее модно и красиво.Постепенно во весь центр площади выстраиваются два огромных хоровода – это и участники выступления, и обычные читинцы, поддержавшие акцию «НАрядись в НАродное». Как только на сцену под первые такты «Под горою мак» выходит Тина Кузнецова хороводы начинают кружиться, постепенно рассыпаяс ручейками по аллеям площади.
Где–то на последних аккордах рядом с площадью снова зарычали мотоциклы. Колонной подъезжают к сцене, и с первого спрыгивает министр культуры Ирина Левкович в чёрной кожаной куртке. Поднявшись на сцену она берёт в руки огромного деревянного орла: так начинается церемония закрытия фестиваля и объявление его победителей.
Орла в номинации «Учитель и ученик» вручили Наталье Рюмкиной и Василисе Немеровой из Читы.
Читинский детский ансамбль танца «Росинки» получил специальный приз от лидера группы «Калинов мост» Дмитрия Ревякина. Певец вручил представителю творческого коллектива огромную USB–колонку.
«Росинок» знаю с первой «Даурии», сразу стали любимцами», – признался Дмитрий Ревякин.
Полиэтничный коллектив в середине 80–х годов создал заслуженный деятель искусств России Виктор Китов. Артисты «Сувенира» дали более 500 концертов за рубежом, выступив в Швеции Австрии, Англии Франции, Турции, Венгрии, Германии, Канаде, Италии. Были они в Малайзии, США, Монголии, Польше и Румынии.
В конце 1990–х «Сибирский сувенир» по «нетворческим причинам», как говорится на сайте ансамбля, распался. Возродить его удалось только осенью 2016 года. Руководит коллективом его бывший артист, а сейчас известный композитор, аранжировщик, музыкант и педагог Олег Шаренда.
Сразу после награждения в краевой филармонии концерт дал коллектив Zventa Sventana. На следующий день, 21 мая, настал черёд сольника Дмитрия Ревякина.
«Мы пели, танцевали, смотрели и даже катались на байках, наряжались в народное, омывались святым дождем, загорали под палящим солнцем, подпевали Тине и группе «Калинов мост», учились у лучших и спорили с жюри. В общем, мы фестивалили. И это было здорового! «Даурия–2024» будет еще круче!» – написал Александр Малханов у себя на странице во «ВКонтакте» после завершения фестиваля.
Январь и февраль — особенные месяцы для всех жителей Сахалинской области, которые имеют хоть какое-то отношение к рыбалке. Именно на этот период в островном регионе приходится наважья путина. За бюджетной рыбой охотятся не только рыбопромышленники, но и любители, которые каждый день выезжают на замерзшие водоемы, чтобы пробурить заветную лунку и выудить хотя бы десяток хвостов. А финалом путины и частной ловли становится ежегодный фестиваль «Сахалинский лед», где уже команды островитян соревнуются в объемах и размерах улова. Редакция EastRussia узнала о том, как на Сахалине обстоят дела с добычей наваги в начале 2023 года.
Навага в Сахалинской области столь же любима и обожаема, как и корюшка. Традиционную для островной зимы рыбу жарят, тушат, сушат и коптят, маринуют по-корейски со специями и варят. Для любителей зимней ловли сам процесс добычи хвостов куда важнее, чем результат на обеденном столе. Сахалинцы, которые еще недавно выходили на лед ради «зубаря» (корюшки зубатки - наиболее крупного представителя корюшковых, отдельные особи могут достигать длины 40-36 см, массы 500-430 г – прим.ред.), теперь каждое утро бурят лунки на замерзшем припае, чтобы удить навагу. Именно для таких поклонников зимней рыбалки в островном регионе уже несколько лет кряду проходит фестиваль «Сахалинский лед», ставший туристическим брендом региона. На льду реки Найба в Долинском районе собираются сотни рыбаков, которые соревнуются в командах и сольно, добывая как можно больше наваги. Так выглядит «Рыбацкий биатлон» — истинно сахалинская спортивная дисциплина, где от удачного расположения лунки, правильной наживки и скорости зависит победа.
«Невероятный драйв и веселье — вот то, за чем стоит приезжать на этот фестиваль. Нигде я не встречал такой атмосферы, такого азарта в погоне за навагой, как тут, на Сахалине. Уже три года сюда приезжаю, чтобы бурить эти лунки, удить рыбу, поддерживать друзей, которые рядом со мной так же рыбачат. Участвую не ради приза, а ради этих эмоций», — поделился с EastRussia житель Владивостока Александр И.
«Сахалинский лед» — это традиция, которая дает участникам возможность сплотиться в любимом хобби, которое объединяет и нас, и наших ближайших соседей, и людей по всей стране. Я, конечно, говорю о рыбалке. Организаторам всегда радостно знакомиться с новыми командами, которые приезжают из других уголков нашей большой страны. Но не менее радостно видеть и постоянных участников нашего веселья на Найбе. Не так важно, опытный вы рыбак или же впервые берете в руки бур и удочку. Главная цель фестиваля — подарить людям радость, удовольствие и веселье. И я надеюсь, что решить эту задачу нам вновь удалось», — рассказала организатор фестиваля «Сахалинский лед» Любовь Стримжа.
Непременной частью фестиваля «Сахалинский лед» всегда становится конкурс на самую яркую команду.
фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
Общий наградной фонд в этом году составил полмиллиона рублей, а главным трофеем стал снегоболотоход — его по итогам индивидуальной рыбалки получил житель Южно-Сахалинска Михаил Хан. Его команда «Удача» в этот раз получила медаль за первую пойманную рыбу, а сам островитянин уже становился победителем фестиваля в 2013 году.
фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
На фоне триумфов любительского лова рыбопромышленникам региона тоже есть чем похвастать — ежегодная наважья путина показывает хорошие результаты. Залив Терпения в северо-западной части острова Сахалин — основная зона добычи этой рыбы. Предприятия, которые участвуют в путине, сгружают выловленные дары моря в порту Поронайска. Там происходит перевалка хвостов с сейнеров на открытые ледовые площадки. В январе и феврале в этой части островного региона довольно морозно — до -30 градусов, поэтому навага замораживается естественным способом за считанные мгновения. А для того, чтобы тушки промерзли равномерно, сгруженный улов перемешивают особыми граблями — из-за этого сахалинцы называют зимнюю навагу «ворошенкой».
Ворошенка - навага замороженная естественным путем
фото: Анастасия Красова / Sakh.online
После заморозки рыбу пакуют в мешки и развозят в районы, где она поступает в розничные магазины — от Охи до Южно-Сахалинска. Свежемороженая навага продается по социальной цене от 55 до 70 рублей за килограмм. Низкую стоимость удается сохранять благодаря региональному проекту «Доступная рыба». Помимо продажи, навагу отправляют и на акции бесплатной раздачи — ее безвозмездно привозят пожилым людям в том числе ветеранам, и малообеспеченным семьям.
«Благодаря поддержке правительства Сахалинской области рыбодобывающие предприятия могут отгружать рыбу по максимально доступным ценам, с минимальной надбавкой, для поставки населению. Проект “доступная рыба“ работает круглый год — в зависимости от сезона, граждане могут приобрести навагу и корюшку, мойву, селедку, лососевых, треску, камбалу. Наша задача — обеспечить людей дешевой свежей рыбой», — отметил министр по рыболовству Сахалинской области Иван Радченко.
В 2023 году наважья путина на северо-западе Сахалинской области продлилась с 9 января по 7 февраля, чуть меньше календарного месяца. За это время местные рыбколхозы сумели добыть в заливе Терпения почти 4,4 тысячи тонн наваги — 98% от намеченного плана. Но ловля наваги не заканчивается: основное направление работы местных промышленников сместилось южнее. В 2023 году, по данным ученых, на Сахалине и Курилах прогнозный вылов этого вида рыбы должен составить около 16,9 тысячи тонн.
Фестиваль собрал любителей исторических реконструкций из многих дальневосточных регионов, а благодаря участникам из Казахстана он вправе именоваться международным. Организаторы устроили гостям путешествие в широком диапазоне времён – от Средневековья до Афганской войны. Корреспондент EastRussia погрузился в историю вместе с семьёй.
Военные оркестры – это заразно, это затягивает. Корреспондент EastRussia дал себя увлечь бурному потоку оркестровой музыки виртуозно исполненной людьми в форме.
В 70-е Хабаровск славился джазовым фестивалем. В 90-е и двухтысячные «гремел» дальневосточный фестиваль рок и альтернативной музыки, для краткости именуемый «Вязанкин фест» - по фамилии его идейного вдохновителя и бессменного организатора Юрия Вязанкина.
А потом наступило затишье, пока в 2012 году генерал-лейтенант Валерий Халилов, погибший в авиакатастрофе в 2016-м, не предложил провести в Хабаровске военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны». Вообще-то, идея не нова – у нас в стране есть «Спасская башня», который проходит на Красной площади в Москве, но для Дальнего Востока «Амурские волны» быстро стали событием: май, отличная погода, сочная первая зелень, день рождения Хабаровска – что еще нужно?
Концерт на пл. Славы
За 10 лет в Хабаровске побывали разные коллективы: из Шотландии, КНДР, Беларуси, Монголии, Казахстана, Китая и других стран, не говоря уже о российских коллективах. В этом году фестиваль сохранил приставку "международный" за счёт оркестра из Беларуси и танцоров из Китая. В течение недели образцово-показательный оркестр Вооруженных Сил Республики Беларусь и еще 11 коллективов (более 650 музыкантов!) выступали на различных площадках Хабаровска: Краевой музыкальный театр, ОДОРА, дворец «Русь» (к слову, южная окраина города), «Ерофей» и «Платинум» арены, парк «Динамо», Комсомольская и площадь Славы. В принципе, любой желающий мог насладиться музыкой. Причем, бесплатно. В этом еще одна «фишка» «Амурских волн» - зритель может успеть познакомиться с коллективами, полюбить их и уже смотреть/слушать своих «любимчиков» во время парада-дефиле по главной улице Хабаровска – Муравьева-Амурского в завершающий день фестиваля.
Выступление в парке "Динамо"
Лично я отправился знакомиться с участниками «Амурских волн» в «Ерофей»-арену. Открывало концерт трио, состоящее из девушки-скрипачки, парня с гитарой и басиста популярной хабаровской группы «The Starkillers».
Рейдерский захват вальса
Открывали концертный день фестиваля исполнением вальса «Амурские волны». Про него, кстати, интересно написал известный приморский автор Василий Авченко в своей книге «Кристалл в прозрачной оправе»:
…на юге Дальнего Востока когда-то было принято все нарекать «амурским» или «уссурийским». Сильнее всего от этого пострадал окрещенный столь опрометчиво Амурский залив. Когда капельмейстер 11-го Восточно-Сибирского полка Макс Кюсс во Владивостоке, тоскуя от несчастной любви к чужой жене Вере Кириленко, написал свой знаменитый вальс, он назвал его «Залива Амурского волны». Потом, когда Кюсса уже убили в Одессе фашисты, вальс переименовали в «Амурские волны», и появились слова, окончательно разорвавшие связь вальса и Владивостока: «Плавно Амур свои волны несет…». Так произошел рейдерский захват вальса хабаровчанами.
Еще песней на местную тематику порадовал оркестр Восточного военного округа, не просто исполнивший «На границе тучи ходят хмуро», а еще и спевший ее! Эту песню, помнится, я учил в армии, чтобы потом исполнять ее по дороге в столовую. А так как часть была маленькая и до столовой идти было неприлично близко, то пели мы максимум 1,5 куплета.
Под исполнение оркестра штаба ВВО танцевали студенты местных «культурных» учебных заведений, в том числе и китайцы.
«Танцующий» дирижер
Дебютантами юбилейного фестиваля стал военный оркестр Тюменского высшего военно-инженерного командного училища им. маршала А. И. Прошлякова с «танцующим» дирижером. Парни исполнили чистый джаз и сорвали овации. Именно они и стали моими «любимчиками» в этот раз.
"Танцующий дирижер" из Тюмени
Большим составом, около 50 человек, прилетели в Хабаровск музыканты, представляющий Петропавловск-Камчатский – оркестр штаба войск и сил на Северо-Востоке РФ. Неискушенные в морской тематике «речные» хабаровчане не сразу признают в них морских офицеров из-за парадной формы черного цвета.
Камчатцы оказались по-северному сдержанными и отыграли вполне традиционную программу.
Музыканты из Читы приехали с поддержкой в лице роты почетного караула. Последние пустились в пляс, причем были и народные танцы, которые исполнял тандем в расшитых огненно-красных рубахах.
Запомнилось выступление «почетников» еще и тем, что с одного из военных в середине выступления слетела фуражка и зал гадал: улучит момент и поднимает или не придаст значения? Музыкант проявил выдержку и не дрогнул.
Военную тематику разбавили гости из Якутии - дебютанты фестиваля духовой оркестр «Lena river brass» государственной филармонии Республики Саха (Якутия) имени Галины Кривошапко. В этом году в республике широко отмечают 100-летие со дня образования ЯАССР, поэтому якутяне всячески старались показать себя во всей красе: тут вам и национальные костюмы у всех участников фестиваля, и национальные танцы, но публику покорил один человек – мастер игры на хомусе в костюме шамана.
«Lena river brass»
После военная тематика была продолжена и на сцене появился сводный оркестр ВДВ, состоящий из музыкантов из Улан-Удэ, Уссурийска и Хабаровска. Обрамлением их музыкального запала стало шоу с битьем кирпичей, рукопашным боем, стрельбой и песнями под гитару из серии «Никто, кроме нас».
Преемственность – еще одна особенность «Амурских волн», поэтому среди участников всегда есть детские коллективы. Сводный хор из 150-ти юных музыкантов из Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре исполнил песню «Пусть всегда будет солнце», которая несколько выбивалась из военного репертуара.
Кстати, в первый день проведения фестиваля на Комсомольской площади прошел большой концерт с участием детских коллективов, где из 12 ансамблей четыре впервые принимали участие в «Амурских волнах».
Люди в белом
Их зрители практически всегда узнают безошибочно, говоря с неким придыханием: морячки! Это оркестр штаба Тихоокеанского флота из соседнего Владивостока – постоянные участники фестиваля. Обычно они выстраиваются в букву V, которая символизирует их город, и исполняют, в том числе, песни из репертуара группы «Мумий Тролль».
В этот раз тихоокеанцы больше играли мировые шлягеры, а зрители играли в эдакую «Угадай мелодию», помогая себе программой Shazam.
Моряки-тихоокеанцы
После гостей свою программу представили «местные» - оркестр национальной гвардии Восточного округа. Им помогал ансамбль барабанщиц и группа «Гранд триумф» из Дальневосточного юридического института (его по старой памяти по-прежнему называют «школа милиции»).
Белорусы отличались визуально, уж больно на гусаров похожи. Запомнились еще и тем, что, исполняя мелодию из «бондианы», надели солнцезащитные очки. Но покорили всех песней про Хабаровск, судя по всему, написанной специально для участия в фестивале (по крайней мере, раньше я ее не слышал).
Завершил программу оркестр центральный военный оркестр МО РФ, постоянный участник фестиваля «Спасская башня» - эдакий эталон военного оркестра.
Что касается других площадок, то, пожалуй, самым душевным стали выступления в парке «Динамо». Только представьте: солнце, зелень, выходные, летняя сцена и никаких заборов, отгораживающих публику от музыкантов, как это происходит на площади Славы.
Конечно, в парке выступали не все коллективы и в усеченном составе, но это только придавало камерности. Первые ряды скамеек заблаговременно заняли бабушки, может быть, оттого и репертуар был более советским. Зато благодарный зритель старательно хлопал и подпевал.
В ожидании оркестров, люди заняли остановки
Кульминацией же фестиваля стал парад-дефиле по центральной улице Хабаровска - Муравьева-Амурского в воскресенье, когда город отмечал свой день рождения. Для этого улицу на полдня сделали пешеходной, предусмотрительно перегородив «пересекающие» улицы техникой коммунальных служб.
Участники «Амурских волн» больше часа шли от площади им. Ленина до Комсомольской площади, исполняя свой репертуар. При этом каждые два квартала они останавливались, чтобы порадовать публику небольшим музыкальным аттракционом – перестроениями, трюками и песнями. При этом коллективы расставили так, чтобы они не мешали друг другу, а зрители могли или идти вслед за своими «любимчиками», или ждать, когда к их перекрестку подойдет следующий оркестр.
Завершился парад-дефиле, да и сам фестиваль там же, где и начинался - большим концертом на Комсомольской площади.
Кстати, практически со всех площадок велась он-лайн трансляция, которую, как было озвучено, посмотрели 50 тысяч человек, но тут все же важен эффект присутствия. Что же касается в целом фестиваля «Амурские волны», то это именно то, что и нужно региону для развития событийного туризма, которого так не хватает. Да и просто для хорошего весеннего настроения.