Погрузка угля за семь месяцев этого года увеличилась на 11,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В целом на железной дороге в республике с января по июль погрузка выросла почти на 13%.
По данным пресс-службы ДВЖД, было погружено 5,6 млн тонн грузов. Из этого количества – 5,2 млн тонн каменного угля. Преимущественно, уголь поступает на железную дорогу с Эльгинского месторождения – крупнейшего в РФ и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля, его запасы составляют около 2,2 млрд тонн.
Погрузка угля с Эльгинского месторождения в 2023 году выросла на 4,7% по сравнению с 2022 годом, превысив 18 млн тонн. Погрузка якутского угля с Эльгинского месторождения на сети РЖД выросла на 18,3% по итогам 2022 года, достигнув 17,3 млн тонн.
На европейском рынке угля цены отскочили вверх выше 96 долл./т. после достижения годового минимума. Поддержку котировкам оказали такие факторы, как укрепление газовых котировок на фоне обострения геополитической напряженности из-за отказа Европы на мирное урегулирование конфликта.
Газовые котировки на хабе TTF немного укрепились до 455.04 долл./1000 м3 (+5.92 долл./1000 м3 к 26.02.2025 г.) после выступлений лидеров ЕС против мирных переговоров. Кроме того, запасы газа в хранилищах Европы опустились до 37% впервые за три года, а темпы изъятия почти вдвое превысили показатели прошлого года.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал до 87-88 долл./т., достигнув 19-месячного минимума, из-за выжидательной позиции основных стран-покупателей, включая Индию, которая сократила импорт угля на 33% до 4.11 млн т. по итогам января.
Правительство ЮАР планирует понизить налог на выбросы СО2 для Eskom, Sasol и других потребителей угля, что позволит ослабить финансовую нагрузку, а также сохранить доминирование угольной генерации в стране.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 3 долл./т., опустившись до 97 долл./т., что обусловлено высоким предложением и складскими запасами в портах, которые достигли исторического максимума. Несмотря на это Китайская комиссия по развитию и реформам (NDRC) призвала компании нарастить добычу, что стало неожиданностью для участников рынка.
Китайская национальная ассоциация производителей угля (CNCA) и Ассоциация транспортировки и дистрибуции угля (CCTD) сделали совместное заявление, призвав добывающие компании скорректировать добычу в соответствии со спросом, а потребителей угля – сократить импорт низкокалорийного материала. CNCA вновь призвала правительство вводить ограничение импорта в случаях падения цен из-за избыточного предложения. Однако данное заявление не оказало ценам поддержку, поскольку рыночные настроения не изменились.
Запасы в 9 крупнейших портах увеличились до исторического максимума – 31.40 млн т. (+1.74 млн т. к 26.02.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.14 млн т. (-0.49 млн т.), потребление увеличилось до 817 тыс. т. против 788 тыс. т. неделей ранее.
Индонезийские котировки двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 84.5 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR незначительно укрепилась до 48.6 долл./т.
Давление на высококалорийный уголь оказывала выжидательная позиция покупателей в связи с новым требованием властей по использованию индонезийских индексов. Поддержку котировкам низкокалорийного материала обеспечил спрос в Китае.
Ассоциация индонезийских производителей угля призвала правительство ослабить требование, обязующее добывающие компании 1 марта 2025 г. заключать экспортные контракты с использованием внутреннего бенчмарка HBA, и предоставить отсрочку на 6 месяцев. Угольные компании опасаются возможных штрафов и отказа иностранных покупателей от сделок.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 97 долл./т. на фоне негативного тренда и ограниченного спроса в связи с межсезоньем и высокими запасами на складах. Дополнительное давление оказывает увеличение экспортных отгрузок за неделю на 6.8% со стороны Колумбии и на 64.8% - со стороны США.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил падение ниже 185 долл./т. из-за избыточного предложения и ограниченного спроса, который характеризуется потребностью в небольших партиях. Объявленные Китаем цели по росту ВВП в 2025 г. на уровне 5% и увеличение дефицита бюджета не добавили оптимизма рынку. Кроме того, китайский материал оказывается дешевле импортного Premium Low Vol. Также, в КНР ожидается новый раунд понижения цен на кокс.
Убытки российских угольных компаний по итогам 2024 г. составили 112.6 млрд руб. против прибыли 374.7 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 53.3% против 31.5% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-426 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 2024 г. упала до 198.6 млн т. (-15.2 млн т. или -7.1% к 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля сократился до 195.0 млн т. (-17.1 млн т. или -8.1% к 2023 г.).
На европейском рынке угля продолжился нисходящий тренд ниже 92 долл./т. Давление на котировки оказали такие факторы, как резкое падение цен на газ, увеличение запасов на складах, а также ослабление геополитической напряженности.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 449.12 долл./1000 м3 (-55.51 долл./1000 м3 к 19.02.2025 г.) на фоне переговоров США и России об урегулировании конфликта на Украине, а также призыва немецких генерирующих компаний ослабить требования по обязательным запасам газа в хранилищах с текущих 90% до 80%. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 3.75 млн т. (+0.18 млн т. или +5% к 19.02.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 продолжил снижение до 88-89 долл./т., достигнув 12-месячного минимума из-за выжидательной позиции основных стран-покупателей, включая Индию, где внутренние поставки находятся на высоком уровне.
Южноафриканская компания Sasol приостановит экспорт угля с мая 2025 г. (на два года ранее запланированных сроков) с целью улучшения качества своей продукции на зaводе Secunda, где производится синтетическое топливо. Sasol экспортировала 2.1 млн т. в прошлом году. Все 5 разрезов/шахт компании мощностью 30.0 млн т. в год будут переориентированы на внутренние поставки.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao понизились до 100 долл./т. по причине высокого предложения и ограниченной промышленной активности. Из-за больших запасов многие производители угля опасаются дальнейшего снижения цен, прогнозируя, что предложение будет превышать спрос до июня включительно, поскольку стабильные темпы добычи ожидаются до лета. В связи с этим поставщики, включая Shenhua, увеличили дисконты на свой материал. Спотовые цены в КНР оказались ниже контрактных, что вызывает опасения у добывающих компаний в краткосрочной перспективе. Некоторые участники рынка не вносят корректировки в контракты, в связи с чем они, вероятно, могут быть не исполнены.
Несколько генерирующих компаний приостановили импортные поставки в пользу внутренних. CHN Energy остановила импорт для своих электростанций, чтобы сфокусироваться на закупках с собственных месторождений в Китае. Компания Huaneng Group поступила аналогичным образом. По некоторым оценкам, данные действия приведут к сокращению спроса на импортный уголь на 3 млн т./месяц.
Запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 29.66 млн т. (+0.45 млн т. к 19.02.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.63 млн т. (-0.13 млн т.), потребление увеличилось до 788 тыс. т против 771 тыс. т. неделей ранее. Рост потребления может быть ограничен из-за прогноза потепления в ближайшее время (на востоке КНР ожидается увеличение температуры более, чем на 10°C).
Котировки индонезийского угля двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR упал до 85 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR осталась на уровне 48.5 долл./т. Давление на высококалорийный уголь оказывала конкуренция со стороны ЮАР. Поддержку котировкам низкокалорийного материала обеспечил спрос в Китае.
Министерство энергетики и минеральных ресурсов Индонезии постановило, что с 1 марта 2025 г. все экспортные продажи должны вестись по внутренним ценовым индексам страны (HBA). Чтоб между мировыми и внутренними ценами Индонезии не было значительного отставания индексы будут публиковаться чаще. Поставщики опасаются, что покупатели будут отказываться переходить на новые индексы из-за непрозрачности и возможной недостоверности. При этом власти ожидают, что новый закон позволит увеличить налоговые поступления и не отразится на объеме экспорта угля.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 100 долл./т., следуя за общим негативным трендом, на фоне ограниченного спроса в связи с межсезоньем и высокими запасами на складах.
Индекс австралийского металлургического угля HCC опустился до 187 долл./т. из-за превышения предложения над спросом. Кроме того, спрос в Индии характеризуется потребностью в небольших партиях и неспособностью нивелировать падение спроса в Японии, Южной Корее и Юго-Восточной Азии. При этом американские и канадские поставщики также активно предлагают свои материал индийским потребителям.
Давление на котировки также оказывают сообщения о возможном сокращении производства стали в Китае, где наблюдается избыток предложения собственного коксующегося угля.
Министерство энергетики РФ рассматривает возможность выделения угледобывающим предприятиям Кузбасса квоты объемом до 20 млн т. угля для вывоза в западном направлении. Данная мера направлена на увеличение угольного экспорта через порты Северо-Запада России и Азово-Черноморского бассейна (АЧБ). В рамках инициативы планируется применение пониженных тарифов на транспортировку угля ОАО РЖД.
В настоящее время экспорт угля по указанным направлениям осуществляется без квотирования. Предложение о выделении квоты было озвучено в ходе визита вице-премьера Российской Федерации Александра Новака в Кемеровскую область. Вопросы реализации данной инициативы находятся на стадии рассмотрения в Минэнерго России.
Данный проект вызвал вопросы у участников рынка. Несмотря на снижение экспортной ж/д отгрузки в 2024 г., общие объемы поставок из Кузбасса в адрес портов западного направления составили 46.6 млн т. угля (-13.0 млн т. или -21.8% к 2023 г.), из них:
• 4.5 млн т. (-4.4 млн т или -11.3% к 2023 г.) поставлено на терминалы Северо-Запада;
• 12.1 млн т. (-8.6 млн т. или -41.5% к 2023 г.) отправлено в порты АЧБ.
Таким образом, с вводом квоты на отгрузку 20 млн т. из Кузбасса, порядка 27 млн т. высококачественного российского угля будут потеряны для экспортного рынка.
При этом заявленная проектная мощность только одного терминала ОТЭКО в Тамани позволяет переваливать порядка 60 млн т. угля в год.
РЖД и Кемеровская область заключили соглашение о вывозе угля на экспорт в восточном направлении на 2025 г. в объеме 54.1 млн т. угля, что соответствует параметрам 2024 году.
В 2024 г. экспортные ж/д отгрузки в Восточном направлении составили 50.2 млн т. (+0.1 млн т. или +0.2% к 2023 г.).
В 2024 г. добыча угля в Кузбассе упала до 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.), при этом экспорт из региона снизился до 102.0 млн т. (-11.8 млн т. или -10.4% к 2023 г.).
Губернатор Кузбасса в свою очередь заявлял, что угледобывающие компании региона готовы экспортировать в 2025 г. 202.5 млн т.: в восточном направлении 99.2 млн т., Северо-Западном - 66.7 млн т., Южном - 36.6 млн т.
Из-за системных проблем с перевозками по сети РЖД, высоких транспортных расходов, а также международных санкций и низких мировых цен, падение экспорта российского угля усилилось в 2024 г., что привело к снижению объемов поставок на международный рынок до 195.0 млн т. (-17.1 млн т. или -8.1% к 2023 г.).
Большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста ж/д тарифов, себестоимости производства, укрепления валютного курса рубля и падения мировых индексов.
Кемеровская область является ключевым угольным регионом России, обеспечивая более 50% объема добычи угля в стране. В отрасли заняты свыше 96 тыс. человек, а на территории региона функционируют более 150 угольных предприятий. Угольная промышленность играет важнейшую роль в экономике области, являясь градообразующей для большинства населенных пунктов региона и формируя значительную часть доходов регионального бюджета. В 2024 г. в регионе прекратили деятельность две шахты и шесть разрезов. Доля убыточных компаний превысила 50%.
На восьми угледобывающих предприятиях Кузбасса была приостановлена производственная деятельность. Добычу угля перестали осуществлять 6 разрезов и 2 шахты, включая разрезы Задубровский Новый и Евтинский Новый, шахты Ольжерасская-Новая и Инская, близкая к банкротству. В этих организациях работает около 600 человек и большинство уже несколько месяцев не получают зарплату.
Причиной приостановки предприятий стала сложная ситуация на угольном рынке из-за санкций, падения цен и невозможности доставить требуемые объемы через Восточный полигон в страны АТР.
В результате кризисной ситуации компании вынуждены сокращать объемы добычи, инвестиции, а в некоторых случаях приостанавливать добычу. Высокие ж/д тарифы и повышенная ключевая ставка также оказались серьезным вызовом для угольной отрасли.
В 2024 г. добыча угля в Кузбассе упала до 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.). В январе 2025 г. предприятия добыли 17.0 млн т. (-0.1 млн т. или -0.6% к январю 2024 г.).
В части дальневосточных регионов растет объем добычи угля. При этом на экспортных рынках для российского угля складывается неблагоприятная конъюнктура, в связи с чем производители сталкиваются с трудностями в вопросах логистики и сбыта. В меньшей степени проблемы коснулись Якутии, где один из крупнейших производителей коксующегося угля создает собственную транспортную инфраструктуру для поставки продукции на экспорт. Поставки природного газа в КНР из Якутского и Иркутского центров газодобычи достигли планового показателя. Тем временем сохраняется спад производства в рамках шельфовых проектов на Сахалине.
В сфере добычи угля на Дальнем Востоке значительный рост наблюдается в Якутии. В республике добыча угля в прошлом году выросла на 28% относительно 2023 г., составив рекордные для региона[1] 49,4 млн тонн. В частности, в 2024 г. Эльгинский угольный комплекс («Эльгауголь») на Эльгинском каменноугольном месторождении (Нерюнгринский район) выпустил 28,6 млн тонн угля, что на 33,6% больше, чем в 2023 г. К концу 2025 г. ожидается достичь общей производственной мощности Эльгинского обогатительного комплекса в 38,5 млн тонн в год (рост на 34,6% к текущей).
Также лидерами добычи угля в республике являются компании «Колмар», «Якутуголь», «АнтрацитИнвестПроект», «Долгучан», «СТС-Уголь» и «Телен». «Колмар» в минувшем году произвел 13,1 млн тонн угля на Денисовском и Инаглинском ГОКах, что на 14% больше, чем в 2023 г. По итогам года Якутия впервые заняла второе место в стране по объемам угледобычи (после Кемеровской области), а на Дальнем Востоке республике по данному показателю принадлежит первое место. На экспорт из Якутии в прошлом году направлено 26,4 млн тонн угля.
В Чукотском АО добыча каменного угля в 2024 г. выросла на 7% относительно 2023 г., составив 1,713 млн тонн. Она ведется на месторождении Фандюшкинское поле в Анадырском районе (ООО «Берингпромуголь»[2]), где реализуется проект по увеличению объемов добычи на лицензионном участке Беринговского каменноугольного бассейна до 2 млн тонн угля в год.
ОАО «Шахта Угольная» на Анадырском буроугольном месторождении произвело за год только 77,7 тыс. тонн угля, увеличив результат на 3% по отношению к 2023 г. Весь объем твердого топлива недропользователь поставляет на внутренний рынок – предприятиям АО «Чукотэнерго» (Анадырской ТЭЦ и Эгвекинотской ГРЭС).
В Хабаровском крае АО «Ургалуголь» (АО «СУЭК») за 2024 г. произвело более 10,34 млн тонн угля, что на 10% больше, чем в 2023 г. Уголь предприятие добывает на разрезах «Буреинский», «Правобережный», шахте «Северная». К 2029 г. недропользователь рассчитывает увеличить мощность разреза «Правобережный» с 6 млн до 12 млн тонн угля в год.
Напротив, в Амурской области по итогам 2024 г. зафиксировано небольшое снижение объемов угледобычи – на 0,48% относительно 2023 г., до 4 млн 440,3 тыс. тонн угля. При этом в добыче каменного угля отмечается рост – «Огоджинская угольная компания» («Эльгауголь») произвела на Сугодинско-Огоджинском месторождении (Селемджинский район) 1 млн 525,3 тыс. тонн каменного угля, увеличив результат на 9,3% относительно 2023 г.
В то же время добыча бурого угля в Приамурье в минувшем году снизилась на 4,9% относительно 2023 г., составив 2 млн 915 тыс. тонн. АО «Амурский уголь» (холдинг «Русский уголь») по итогам прошлого года добыло 2,9 млн тонн бурого угля, сохранив объем на уровне 2023 г. – в том числе 2,3 млн тонн произведено на Ерковецком разрезе одноименного буроугольного месторождения (Октябрьский район), что на 10% больше, чем в 2023 г. Недропользователь планирует увеличить мощность этого разреза до 3,6 млн тонн в год. На Северо-Восточном разрезе Райчихинского месторождения в минувшем году произведено 550 тыс. тонн угля. Добыча на данном активе постепенно сокращается, что и повлияло на общий результат Амурской области. К 2028 г. «Амурский уголь» намерен завершить добычу на Северо-Восточном разрезе в связи с истощением запасов. Добываемый уголь поставляется в полном объеме на внутренний рынок - предприятиям АО «Дальневосточная генерирующая компания» (Благовещенской ТЭЦ, Райчихинской ГРЭС). Еще 60 тыс. тонн бурого угля за минувший год в регионе обеспечили ООО «Альянс» (Архаринский район) и ООО «Дальвостуголь» (Райчихинск, Прогресс).
При этом вопрос приоритетного вывоза угля из регионов на экспорт в направлении восточных портов по железной дороге в текущем году вызвал противоречия в связи с тем, что на 2025 г. квота была выделена только Кузбассу (не менее 54,1 млн тонн угля). Из других регионов уголь будет вывозиться на условиях правил недискриминационного доступа (без отдельных приоритетов). Напомним, что в 2024 г. в рамках приоритетной третьей очереди было вывезено 99,3 млн тонн экспортного угля из шести регионов, включая Иркутскую область, Бурятию и Якутию. В 2025 г. уголь будет вывозиться в предпоследней категории очередности, что ослабит позиции угля из Иркутской области и Бурятии на Восточном полигоне относительно других грузов. Для вывоза угля из Якутии «Эльга» построила частную Тихоокеанскую железную дорогу, но она предназначена только для продукции Эльгинского месторождения.
В рамках поддержки угольной отрасли в целом правительство в ноябре 2024 г. приняло постановление, отменившее с 1 декабря 2024 г. экспортную пошлину на коксующийся уголь[3] (курсовые экспортные пошлины действовали с октября 2023 г.) и продлившее до конца 2024 г. мораторий на действие экспортных пошлин в отношении антрацита и энергетического угля. С 1 января 2025 г. пошлины на антрацит, коксующийся и энергетический уголь перестали действовать.
В Минэнерго РФ решения по отмене пошлин связали с финансовыми проблемами отрасли. В январе-сентябре 2024 г. убытки российских угольных компаний были оценены в 202,5 млрд рублей, что в 4,1 раза больше, чем за аналогичный период 2023 г. Прибыль угледобытчиков за январь-сентябрь составила 111,2 млрд рублей, сократившись на 73,7% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Доля прибыльных компаний отрасли за девять месяцев прошлого года составила 48% против 64,9% годом ранее, тогда как доля убыточных предприятий отрасли достигла 52% (ранее – 35,1%). Трудности предприятий отрасли обусловлены санкционными ограничениями (в SDN-лист США включены в том числе предприятия «Колмар», «СУЭК», «Мечел», «Эльга»), ограниченной пропускной способностью железных дорог и снижением мировых цен на уголь[4], а также сокращением поставок угля в Китай[5], являющийся значимым направлением экспорта.
Среди проектов угледобычи, направленных на внутреннее потребление, статус резидента ТОР «Бурятия» в январе получила компания ООО «Угольный разрез» («Интер РАО»[6]). Предприятие планирует увеличить до 3,5 млн тонн в год объемы добычи на Окино-Ключевском буроугольном месторождении (Бичурский район) и объемы отгрузки бурого угля для снабжения Гусиноозёрской ГРЭС[7] (группа «Интер РАО»[8], Гусиноозёрск, Селенгинский район, установленная электрическая мощность 1 224 МВт, тепловая мощность – 224,5 Гкал/ч). Реализация проекта запланирована до 2028 г. Также инвестор намерен построить железнодорожные пути общей протяженностью 80 км от месторождения до действующей железной дороги. Объем инвестиционных вложений в проект оценивается в 13,7 млрд рублей.
В конце минувшего года был достигнут проектный показатель поставок газа в Китай по магистральному газопроводу «Сила Сибири» - 38 млрд куб. м в год. Напомним, что поставки начались в 2020 г. В первый год работы по газопроводу было поставлено 4,1 млрд куб. м газа, в 2021 г. поставки увеличились до 10,39 млрд куб. м. За 2022 г. поставлено 15,4 млрд куб. м газа, а в 2023 г. объем поставок достиг 22,73 млрд куб. м. Ресурсной базой газопровода являются Чаяндинское (Якутия) и Ковыктинское (Иркутская область) месторождения.
Добыча газа в ДФО в рамках сахалинских шельфовых проектов в 2024 г. снизилась по сравнению с 2023 г. Проект «Сахалин-1» за прошлый год сократил добычу на 7,9% относительно 2023 г., до 8,97 млрд куб. м. В рамках проекта «Сахалин-2» добыча газа снизилась на 3%, до 16,23 млрд куб. м. Производство СПГ на Дальнем Востоке в 2024 г. составило 10,212 млн тонн, что на 2% меньше, чем в 2023 г. Почти весь объем обеспечен за счет проекта «Сахалин-2».
В декабре 2024 г. в соответствии с распоряжением правительства РФ квота поставок на Дальний Восток газа с проекта «Сахалин-2» (Пильтун-Астохское и Лунское месторождения, оператор – «Сахалинская энергия» «Газпрома») была увеличена на 140 млн куб. м (на 14%) в 2024 г. и на 200 млн куб. м (на 20%) в 2025 г. Ранее квота на поставку газа с проекта была утверждена на уровне 1 млрд куб. м за период 2024-30 гг. Соответственно, благодаря изменениям в 2024 г. поставки составили 1,14 млрд куб. м, а в 2025 г. квота будет составлять 1,2 млрд куб. м.
Увеличение квоты направлено на рост производительности завода СПГ в рамках проекта «Сахалин-2», для дальнейших поставок в Камчатский край. В 2023 г. «Сахалин-2» выпустил более 10 млн тонн СПГ (160 партий СПГ). Более половины данного объема было направлено в Японию и около 25% - в КНР[9]. Известно, что в апреле 2024 г. по объемам приобретения СПГ проекта «Сахалин-2» Китай опередил Японию. Стоит отметить, что добычные лицензии на Лунский и Пильтун-Астохский участки в Охотском море были продлены с 19 мая 2026 г. по 19 мая 2031 г.
Тем временем в Петропавловске-Камчатском в декабре началось строительство регазификационного комплекса СПГ на территории бухты Раковая. Строительство наземной части полностью финансируется за счет средств федерального бюджета[10]. Работы планируется завершить к концу 2026 г. К этому времени также должно быть завершено строительство плавучей составляющей проекта – самой регазификационной установки и морских судов-газовозов компании ПАО «НОВАТЭК» (30-40 млрд рублей).
Ожидается, что строительство комплекса обеспечит поставки СПГ для нужд энергетики Камчатского края в объеме до 446 тыс. тонн (620 млн куб. м природного газа) в год в рамках программы газификации региона, предполагающей сокращение количества угольных и мазутных котельных. Построив морскую часть комплекса, «НОВАТЭК» должен передать ее «Газпрому» для дальнейшей эксплуатации по договору лизинга либо договору купли-продажи.
Между тем, сроки продажи доли американской компании ExxonMobil в проекте «Сахалин-1»[11] (месторождения Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги, Лебединское) в декабре 2024 г. были продлены до 1 января 2026 г. (в соответствии с указом президента РФ). ExxonMobil принадлежало 30% нефтегазового шельфового проекта, в октябре 2022 г. компания вышла из него. Помимо ExxonMobil, в проекте участвовали «Роснефть» через свои организации «РН-Астра» (8,5%) и «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5%), японский консорциум Sodeco (30%) и индийская государственная нефтяная компания ONGC Videsh (20%). Ранее предполагалось, что доля ExxonMobil перейдет российскому юрлицу в течение четырех месяцев после выхода иностранной компании из проекта, но затем срок был продлен до октября 2023 г., еще позднее – до 1 января 2025 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] За время добычи в РФ и в СССР.
[2] Весной прошлого года активы, ранее принадлежавшие австралийской Tigers Realm Coal, были приобретены компанией «АПМ-Инвест» М.Бузука (бывший топ-менеджер УК «Металлоинвест» и «СУАЛ-Холдинг», был гендиректором швейцарской Investment Partner AG, реализующей проекты совместно с группой «Ренова»). В настоящее время М.Бузуку также принадлежит компания «Булатовский базальт» (добыча базальта в Архангельской области).
[3] С 1 мая 2024 г. правительство отменило пошлины на энергетический уголь и антрацит, но пошлины на коксующийся уголь были тогда сохранены.
[4] К середине января 2025 г. цены на российские энергетические и коксующиеся угли с отправкой во всех портах снизились до 60–87 долларов за тонну для энергетического угля, до 118–121 долларов за тонну для коксующихся углей.
[5] В 2024 г. поставки российского угля в Китай сократились на 7% относительно 2023 г., до 93,86 млн тонн.
[6] Учредитель – ООО «Интер РАО Стройинвест».
[7] Гусиноозерская ГРЭС обеспечивает до 85% электропотребления Бурятии. Электростанция также снабжает потребителей соседних регионов – Иркутской области и Забайкальского края. В Бурятии ГРЭС полностью закрывает потребности в тепловой энергии города Гусиноозёрск (административный центр Селенгинского района).
[8] Принадлежит «Интер РАО – Электрогенерация».
[9] 80% газа, направляемого на экспорт с проекта законтрактовано, на спотовый рынок с проекта поступает только 20% газа.
[10] Правительство РФ согласовало выделение в 2023-25 гг. Камчатскому краю субсидии в размере 12 млрд рублей на строительство регазификационного терминала.
[11] Оператором проекта является ООО «Сахалин-1». Управляющим нового оператора является дочернее предприятие «Роснефти» «Сахалинморнефтегаз-шельф».
На европейском рынке угля цены опустились ниже 98 долл./т. В течение недели котировки обновили 12-месячный минимум на фоне начала переговоров об урегулировании конфликта между Россией и Украиной, которые могут завершиться отменой санкций против российской экономики, включая экспортеров энергоносителей. Давление на котировки также оказали такие факторы, как падение цен на газ.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 504.63 долл./1000 м3 (-69.28 долл./1000 м3 к 12.02.2025 г.) после встречи представителей США и России в Саудовской Аравии. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 3.57 млн т. (-0.46 млн т. или -11% к 12.02.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 продолжил падение ниже 94 долл./т., достигнув 11-месячного минимума, что обусловлено достаточным предложением и ограниченным спросом в странах потребления, включая Индию, где внутренние поставки находятся на высоком уровне и местная валюта ослабла против доллара США. Отгрузки угля в Европу (терминалы ARA) на прошедшей неделе составили 330 тыс. т., превысив поставки в Индию (300 тыс. т.), где некоторые потребители ожидают дальнейшего снижения цен на уголь 6000 ккал/кг из ЮАР до 90.00 долл./т. FOB.
Дополнительное давление на цены в ЮАР оказало увеличение запасов на складах RBCT на 0.4 млн т. до 3.58 млн т., что связано с ростом недельного объема ж/д перевозок угля в адрес терминала на 18%.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao уменьшились до 103 долл./т. В связи с продолжающимся увеличением складских запасов в портах поставщики понижали цены, увеличив дисконт по сравнению с прошлой неделей.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 29.21 млн т. (+1.53 млн т. к 12.02.2025 г.).
У нескольких производителей электроэнергии возникли споры с компанией Jinneng, которая является одним из крупнейших поставщиков угля в КНР. По некоторым сообщением, в результате разногласий потребители, включая South China, China Huaneng, China Energy и Guangdong Energy, с 10 февраля отказались принимать материал по долгосрочным контрактам в пользу импорта, поскольку контрактная цена на низкокалорийный материал и уголь 5500 ккал/кг оказалась на 30 RMB/т. (4.18 долл./т.) выше спотовой.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упал до 86 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR подросла до 48.5 долл./т. Котировки двигались разнонаправлено, так как со стороны китайских генерирующих компаний отмечается увеличение спроса на низкокалорийный материал, в отличие от относительно невысокого интереса к средне- и высококалорийному материалу.
С 1 марта текущего года власти Индонезии будут удерживать всю выручку экспортеров угля на протяжении 12 месяцев в рамках нового распоряжения, что может привести к сокращению добычи в стране. Некоторые участники рынка полагают, что данная инициатива также негативно отразится на доступе к финансированию в горнодобывающем секторе.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 укрепился до 103 долл./т. после продолжительного падения. Однако общие фундаментальные факторы остаются негативными.
Японская Tohoku Electric до 28 февраля в два раза сократила загрузку электростанций Noshiro Nо2 и Nо3 в префектуре Акита из-за пожара и неблагоприятных погодных условий.
Индекс австралийского металлургического угля HCC скорректировался ниже
190 долл./т. из-за достаточного предложения. При этом неблагоприятные погодные условия в порту Abbot Point продолжились дольше, чем ожидалось, а со стороны потребителей Юго-Восточной Азии и в Индии отмечается рост спроса. Кроме того, отгрузки металлургического угля из США замедляются в связи с затоплением некоторых регионов 15-16 февраля. Однако данные факторы не оказали рынку существенной поддержки.
По данным Министерства угольной промышленности Кузбасса, в январе 2025 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 17.0 млн т. (-0.1 млн т. или -0.6% к январю 2024 г.). К предыдущему месяцу показатель добычи снизился на 1 млн т. или 5.6%.
В 2024 г. добыча угля в Кузбассе упала до 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.).
Экспортные поставки из Кузбасса в январе 2025 г. составили 9.8 млн т. (+1.1 млн т. или +12.6% к январю 2024 г.), что тем не менее на 2% меньше, чем в декабре 2024 г.
В 2024 г. экспорт из Кузбасса снизился до 102.0 млн т. (-11.8 млн т. или -10.4% к 2023 г.).
Санкции и продолжающаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с растущими затратами и логистическими ограничениями, продолжат оказывать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2025 гг.
Из-за снижения экспорта цена угля на внутреннем рынке в 2024 году уже выросла на 10% и ограничение экспортных поставок еще больше подтолкнет цены вверх.
Увеличение себестоимости и логистических расходов на фоне падения мировых цен привело к росту убытков. Доля убыточных компаний составляет более 50%.
По данным Министерства, в 2024 г. в регионе прекратили деятельность две шахты и шесть разрезов.
Компания Мечел подвела итоги 2024 г., согласно которым чистый убыток составил 37 млрд против прибыли в 2023 г. в размере 22.3 млрд рублей. Выручка сократилась до 387.5 млрд рублей (-18.4 млрд или -5% к 2023 г.), показатель EBITDA – до 55.9 млрд рублей (-35% к 2023 г.). При этом чистый долг компании увеличился до 259.4 млрд (+4% к 2023 г.).
Негативная динамика обусловлена ростом себестоимости, увеличением логистических издержек, дефицитом провозной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне, а также санкциями и нисходящим трендом на угольном рынке. Большинство негативных факторов сохраняются и в 2025 г.
Мечел переориентировал поставки на внутренний рынок, что позволило нарастить объемы добычи. Добыча угля в 2024 г. составила 10.9 млн т. (+0.5 млн т. или +4.7% к 2023 г.). При этом реализация PCI сократилась до 0.9 млн т. (-33% к 2023 г.).
На европейском рынке угля цены упали ниже уровня 100 долл./т. Давление на котировки на прошедшей неделе оказали такие факторы, как слабый спрос и увеличение потребления газа, несмотря на рост маржинальности угольной генерации. Складские запасы на терминалах ARA снизились, однако с учетом сокращения мощностей угольной генерации они находятся на комфортном уровне.
Газовые котировки на хабе TTF подскочили до 600.91 долл./1000 м3 (+27.36 долл./1000 м3 к 05.02.2025 г.) на фоне активного потребления и сокращения запасов газа в подземных хранилищах ЕС до 47%. Еврокомиссия рассматривает ограничение цен на природный газ, достигших двухлетнего максимума, поскольку отбор в феврале оказался рекордным для этого месяца за последние четыре года. Запасы угля на терминалах ARA уменьшились до 4.03 млн. т. (-0.27 млн. т. или -6% к 05.02.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустились до 95 долл./т., не сумев пробить вверх уровень 100 долл./т. Спрос со стороны Индии и стран АТР остается ограниченным. При этом цены на среднекалорийный материал немного отскочили вверх.
В результате давления со стороны президента ЮАР компания Transnet допустила частных операторов до всей ж/д сети, включая Северный коридор (North Corridor). Таким образом, Transnet получит инвестиции, которые должны позволить компании улучшить ситуацию с безопасностью и эффективностью ж/д перевозок.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao оставались на уровне 105-106 долл./т. Росту котировок препятствует понижение цен компанией Shenhua и увеличение складских запасов. При этом некоторые участники рынка ожидают дальнейшего падения цен в связи с прогнозируемым увеличением добычи в ближайшие дни и восстановлением промышленной активности только к концу февраля.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 27.68 млн. т. (+2.10 млн. т. к 05.02.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упала до 86.5 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR незначительно скорректировалась ниже 48 долл./т. в связи с ограниченным спросом на спотовом рынке. Давление на котировки продолжают оказывать высокие запасы на складах потребителей. В спросе со стороны КНР отмечается смещение в пользу низкокалорийного материала ввиду падения стоимости электроэнергии и ужесточения конкуренции в результате увеличения генерации ВИЭ.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 103 долл./т. поскольку покупатели занимают выжидательную позицию на фоне общего нисходящего тренда.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 190 долл./т. Коксующийся материал подорожал по причине ожидаемого спроса со стороны Европы из-за пожара на шахтах Szczyglowice (JSW) в Польше и Leer South в США. При этом на рынке увеличивается неопределенность в результате введения в США импортных пошлин на всю сталь в размере 25%.
В результате переговоров между австралийской компаний Foxleigh, а также японской Nippon Steel и корейской Posco был установлен бенчмарк на Low Vol PCI на 4-й квартал 2024 г. на уровне 156.75 долл./т. FOB. (-0.75 долл./т. к 4 кварталу 2023 г.). Переговоры в отношении бенчмарка на 1 квартал 2025 г. должны начаться в ближайшее время.
По предварительным данным, экспорт российского угля в Турцию в 2024 г. упал до 24.4 млн. т. (-4.0 млн. т. или -14.1% к 2023 г.). При этом общий импорт угля Турцией, включая энергетический уголь, коксующийся уголь и антрацит, в 2024 г. составил 39.7 млн. т. (+0.7 млн. т. или +1.8% к 2023 г.).
Доля России в угольном импорте Турции в 2024 г. уменьшилась на 11.3% до 61.5% (72.8% в 2023 г.).
Из-за системных проблем с перевозками по сети РЖД, высоких транспортных расходов, а также международных санкций и низких мировых цен, падение экспорта российского угля усилилось в 2024 г., что привело к снижению объемов поставок на международный рынок до 195.0 млн. т. (-17.1 млн. т. или -8.1% к 2023 г.).
Большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста ж/д тарифов.
Данная ситуация чревата риском потери ключевых оставшихся рынков для российских поставщиков угля, включая рынок Турции, на котором российский уголь с 2022 г. смог успешно заместить основного поставщика – Колумбию.
С учетом срыва отгрузок и невозможности российскими экспортерами выполнить своевременно внешнеторговые обязательства по поставкам угля, в 2024 г. наблюдался обратный тренд: за счет сокращения поставок российского материала, экспорт колумбийского угля в Турцию подскочил почти в два раза до 8.1 млн. т. (+3.2 млн. т. или +65.3% к 2023 г.).
На прошедшей неделе котировки энергетического угля в Европе упали ниже 105 долл./т. Давление на котировки оказали такие факторы, как слабый спрос и увеличение возобновляемой генерации. Электростанция Datteln 4 в Германии возобновила работу 5 февраля, однако значительного увеличения закупок угля не ожидается, поскольку планируется использовать текущие запасы. При этом в ближайшее время в Европе ожидается похолодание и снижение ветрогенерации.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 573.55 долл./1000 м3 (+21.16 долл./1000 м3 к 29.01.2025 г.) на фоне активного потребления и сокращения запасов газа в подземных хранилищах ЕС до 52%. Запасы угля на терминалах ARA остались на уровне 4.30 млн т. (без изменений к
29.01.2025 г.), но в ближайшие дни ожидается увеличения поставок в связи с прибытием новых партий из США и Колумбии.
Индекс южноафриканского угля 6000 отскочил вверх и тестирует снизу отметку 100 долл./т. Поддержку котировкам оказало объявление Индией об увеличении бюджетных расходов на 10% с целью оказать поддержку производителям стали, цемента и сектору недвижимости, что говорит о вероятном восстановлении спроса на уголь из ЮАР.
Ж/д оператор Transnet ожидает, что благодаря частным инвесторам погрузка угля в адрес Richards Bay Coal Terminal (RBCT) вырастет до 77 млн т. в течение трех лет. И чтобы нарастить объемы поставок до проектной мощности в 81 млн т. потребуется 5 лет и 700 млн долл.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao составили 106 долл./т. (без изменений к прошлой неделе). Торги возобновились 5 февраля, однако активность на спотовом рынке остается невысокой, поскольку Новогодние праздники продолжаются до 16 февраля. При этом некоторые участники рынка ожидают укрепления цен в связи с прогнозируемым похолоданием через 10 дней и постепенным восстановлением промышленной активности.
Запасы в 9 крупнейших портах снизились до 25.58 млн т. (-0.38 млн т. к 29.01.2025 г.).
Власти КНР объявили о введении дополнительных 15% пошлин на уголь и СПГ из США, которые вступают в силу с 10 февраля. Таким образом, импортные пошлины на энергетический уголь из США увеличатся с 6% до 21%.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 87.5 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR также просела ниже 48 долл./т. в связи с ограниченным спросом на спотовом рынке, что обусловлено праздниками в Китае и снижением потребления. Давление на котировки также оказывают высокие запасы на складах потребителей.
Министерство энергетики может привязать экспортные продажи угля к внутреннему ценовому бенчмарку (HBA) с целью увеличения бюджетных поступлений, хотя представители компаний опасаются, что данная инициатива навредит отрасли. При этом в случае отказа экспортеров придерживаться нового правила их лицензии могут быть отозваны. В провинции Джамби на острове Суматра произошло столкновение баржи с мостом, в результате чего власти призвали к перекрытию местных водных транспортных путей, однако данное событие не оказало существенного влияния на рынок.
Ввиду инициативы Трампа по выходу из Парижского соглашения власти Индонезии планируют пересмотреть целесообразность зеленого курса и отказа от угольной генерации.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 110 долл./т. на фоне общего нисходящего тренда. Во многих азиатских странах продолжаются праздники, что оказывает дополнительное давление на спотовый рынок.
Индекс австралийского металлургического угля HCC не изменился и составил 185-186 долл./т. ввиду ограниченной торговой активности. При этом на рынке сохраняется избыточное предложение, что в ближайшие недели может привести к падению цен ниже 180 долл./т. Неблагоприятная конъюнктура подтверждается тем, что конечные потребители перепродают свой материал (не менее 3-4 партий Panamax предлагаются на спотовом рынке).
Тем не менее повышение тарифов в КНР может поддержать спрос на австралийский материал, поскольку китайские импортные пошлины на коксующийся уголь из США увеличатся 10 февраля с текущих 3% до 18% (примерно на 14-21 долл./т.). При этом американский уголь будет составлять конкуренцию австралийскому в других странах АТР (Япония, Малайзия, Южная Корея, Индия), куда он может быть перенаправлен из-за повышения пошлин в Китае.
По предварительным данным, экспорт российского угля в Индию в 2024 г. незначительно увеличился до 27.0 млн т. (+0.4 млн т. или +1.5% к 2023 г.). При этом общий импорт угля Индией в 2024 г. составил 250.0 млн т. (+1.5 млн т. или +0.6% к 2023 г.).
Доля России в угольном импорте Индии в 2024 г. осталась практически на уровне прошлого года и составила 10.8% (10.7% в 2023 г.).
Ожидаемому наращиванию экспорта российского угля в Индию препятствуют серьезные логистические проблемы, а также международные санкции, низкие мировые цены и высокие транспортные расходы, вследствие чего большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста ж/д тарифов.
Уголь является основным источником электроэнергии в Индии, обеспечивая около 75% генерации в стране. По состоянию на 2024 г. на стадии строительства в Индии находились угольные ТЭС общей мощностью около 30 ГВт. Это второй показатель в мире после Китая, где строится порядка 175 ГВт угольных электростанций.
Правительство РФ отложило реализацию проекта расширения угольного терминала ВаниноТрансУголь (ВТУ) в порту Ванино с 2025 г. на 2030 г. из-за ограниченной пропускной способности Восточного полигона. Кроме того, в отличие от прошлого года РЖД отказалось подписывать соглашение о вывозе угля с регионами, за исключением Кузбасса.
Данный проект предполагает увеличение мощности ВТУ с 12 млн т. до 24 млн т. в год. Терминал, принадлежащий компании Колмар и расположенный в бухте Мучке Хабаровского края, был введен в эксплуатацию в сентябре 2020 г.
В 2024 году перевалка терминала упала до 8.0 млн т. угля (-3.6 млн т. или -31% к 2023 г.). ВТУ обеспечивает экспорт материала, поставляемого с угольных предприятий, расположенных в Якутии, включая Колмар, Стройсервис и Эльгауголь.