Аэрофлот с 28 марта возобновляет полеты по маршруту Владивосток – Пекин. Обслуживать маршрут будет дальневосточный авиаперевозчик «Аврора».
Стоимость билета туда-обратно без багажа составит около 20 тысяч рублей, за багаж придется доплатить около девяти тысяч рублей. Время в пути – около трех часов, частота полетов – два раза в неделю.
Напомним, в начале марта Росавиация одобрила шесть маршрутов из Владивостока в Китай. В карту полетов добавляются Яньцзи, Чанчунь, Шэньян, Ордос, Хух-Хото и Маньчжурию. Также с 26 марта также будут выполняться рейсы по маршруту Владивосток – Харбин.
Санкционное давление не помешает развитию сотрудничества Китая и Дальнего Востока России. К такому выводу пришли участники пленарного заседания Российско-Китайского Делового совета «Перспективы укрепления всестороннего российско-китайского сотрудничества». Глобальные игроки китайского рынка и представители российского бизнеса собрались во Владивостоке, чтобы обсудить совместные планы.
Исторический рекорд
С 27 июля по 5 августа в Приморском крае проходит деловой визит китайской делегации. Представители 15 крупных компаний из КНР посетили регион для участия в диалоге с местным бизнес-сообществом и органами власти. Среди них такие гиганты, как «КитайСтрой», China Railway Construction Company, «Хуасюнь Групп Ру», НЗС, «Джили Моторс», «Гэчжоуба Русс» и другие.
Бизнес-миссия организована на основе договоренностей председателя «Российско-Китайского Делового Совета» Геннадия Тимченко и губернатора Приморского края Олегом Кожемяко при поддержке Чрезвычайного и Полномочного Посла Китайской Народной Республики в Российской Федерации Чжан Ханьхуэя, администрации президента РФ, Торгово-промышленной палаты РФ и Фонда Росконгресс.
В Приморье делегация встретилась с региональным руководством, представителями институтов развития, посетила ведущие предприятия края и провела переговоры с потенциальными партнёрами.
Самым масштабным мероприятием в рамках визита стало пленарное заседание «Перспективы укрепления всестороннего российско-китайского сотрудничества», объединившее сотни российских и китайских предпринимателей, в том числе по видеоконференцсвязи. Российско-Китайский Деловой Совет представлял исполнительный директор РКДС Евгений Маркин. Модератором диалога выступил директор Агентства международного сотрудничества Приморья Алексей Старичков.
Как отметила в своём приветственном слове генеральный консул Китая во Владивостоке Пяо Янфань, российско-китайские отношения «наращивают обороты», качество делового сотрудничества улучшается по всем направлениям. За прошлый год товарооборот двух стран преодолел отметку 140 млрд долларов, побив исторический рекорд. В первом полугодии текущего года объёмы двусторонней торговли достигли 80 млрд 675 млн долларов, прирост составил 27,2%.
Товарооборот Дальневосточного федерального округа и Китая в прошлом году вышел на уровень 13 млрд 891 млн долларов, увеличившись на 28%. При этом 40% объёма денежных потоков приходится на Приморский край.
Небывалый энтузиазм
Г-жа Пяо Янфань подчеркнула, что китайская экономика «выделяется своей стойкостью, потенциалом и большим полем маневрирования». В 2021 году ВВП Китая превысил 114 трн юаней, что приблизительно составляет 18 триллионов долларов. Несмотря на вспышки коронавируса и непростую международную обстановку, вызвавшие рост инфляции, в текущем году Китай увеличил ВВП на 2,5%.
«В условиях сложной международной ситуации значимость Дальнего Востока для всей России усиливается, - отметила Пяо Янфань. – Планируется совершенствование пограничной инфраструктуры, рассматриваются возможности создания трансграничной территории опережающего развития, формируется более благоприятная бизнес-среда. Все это вливает новую струю жизненных сил в китайско-российское сотрудничество. Отрадно, что обе стороны проявляют небывалый энтузиазм и усиливают взаимодействие на центральном и региональном уровне, как между ведомствами, так и отдельными предприятиями. Стороны полны решимости, выявляя взаимодополняющие преимущества и устраняя узкие места, наращивать сотрудничество в областях торговли, инвестиций, производства, логистики, инфраструктуры, инноваций, туризма и других отраслях».
Генконсул также сообщила о возможности возобновить авиасообщение между Владивостоком и Китаем в скором будущем. Приморские власти подали ходатайство об открытии рейса Владивосток-Пекин. «Мы уже видим свет в конце туннеля», - отметила г-жа Пяо Янфань, добавив, что на сегодняшний день выполняются 8 коммерческих рейсов из Москвы в китайские города.
Первый вице-губернатор Приморского края Вера Щербина обозначила стратегическую важность российско-китайского партнёрства в условиях санкций. Доля Китая во внешней торговле Приморского края ежегодно составляет около 50%. В прошлом году торговый оборот Приморья и КНР превысил 5 млрд долларов. Китайский капитал участвует в 43 проектах, реализуемых на территории края, с объемом инвестиций 7 млрд рублей или 46% от всех иностранных инвестиций. Более 20 лет региональное руководство ведет совместную работу с китайскими коллегами в области развития торговли, инвестиций, туризма, сельского хозяйства, рыбной отрасли, образования, научно-исследовательской деятельности.
«Ситуация, которая сложилась в текущем году, в очередной раз демонстрирует конструктивный и устойчивый характер российско-китайских отношений. Из-за санкционного давления западных стран на Россию наблюдается перестроение транспортно-логистических цепочек на Восток. Приморский край активно участвует в формировании транзитных грузопотоков, в том числе по актуальному сейчас направлению перевозок из Китая в западную часть России и Республику Беларусь», - сообщила Вера Щербина.
Новое направление грузоперевозок представляет транспортная группа FESCO. В июне текущего года компания запустила регулярный контейнерный поезд FESCO Minsk Shuttle по маршруту Владивосток – Минск. Основу грузопотока сервиса составляют товары народного потребления, химические грузы, продукты питания и другое. В обратном направлении грузы будут отправляться как в Россию, так и в страны Азии. Также в июле FESCO отправила первый публичный контейнерный поезд из Шанхая в Москву.
Что касается экспорта, Щербина отметила огромный потенциал в части расширения торгово-экономического сотрудничества с Китаем: «Мы можем предложить нашим китайским партнерам на экспорт экологически чистую продукцию сельского хозяйства, свинину, сою, мед, морепродукты, а также продукцию лесопереработки, включая шпон и щепу. Готовы поставлять в Китай грузовые и пассажирские вертолеты Ка-62 от завода «Прогресс»».
Кроме того, власти Приморья предлагают китайской стороне рассмотреть возможность реализации инвестпроектов в рамках особых налоговых режимов – ТОРов и свободного порта Владивосток. Это могут быть новые предприятия по производству спецтехники, комплектующих, электроники и бытовой техники, современных автомобилей.
«Отношения между Россией и Китаем вступили в самый лучший период в нашей истории», - заключила Вера Щербина.
Глобальные проекты
Следующая часть пленарного заседания была посвящена презентациям китайских компаний. Так, участники смогли ближе познакомиться с возможностями ООО «КитайСтрой» - российской дочки CSCEC, одного из глобальных игроков в области коммерческого и промышленного строительства Китая с оборотами в триллионы юаней. На российском рынке «КитайСтрой» занимается строительством зданий и сооружений, ремонтно-отделочными работами, реконструкцией исторических памятников.
В Приморье компания рассматривает проекты инфраструктурного строительства (скоростные развязки, объездные дороги, мосты), а также коммерческой и жилой недвижимости. В ходе бизнес-миссии «Китайстрой» провел переговоры о возможном участии в строительстве рекреационной зоны на Мысе Черепахи в бухте Муравьиная Приморского края. Кроме того, ожидается, что дочка CSCEC примет участие в реализации проекта ООО «СЗ «Зелёный бульвар» по строительству микрорайона «Зелёный угол» во Владивостоке.
Новые перспективы сотрудничества открываются и в области автопрома. Эксклюзивный дистрибьютор бренда Geely в России ООО «Джили Моторс» расширяет дилерскую сеть и приглашает к сотрудничеству партнеров. «Джили Моторс» - дочка Geely International Corporation, которая представляет на международном рынке одного из десяти крупнейших автопроизводителей Китая Geely Holding Group. В структуру холдинга входят Geely Auto, Volvo Car Corporation, Drivetrain Systems International (DSI) - один из крупнейших мировых производителей трансмиссий. На Дальнем Востоке компания планирует открыть дилерские центры в Благовещенске и Южно-Сахалинске.
Сегодня российский рынок практически свободен от конкуренции для китайского автопроизводителя. Европейское направление закрыто в связи с санкциями. Власти США запретили экспорт автомобилей и мотоциклов в Россию. Япония ввела эмбарго на экспорт дорогих стоимостью от 6 млн иен, и спрос на китайский автопром растет рекордными темпами. По некоторой информации, рассматривается возможность открытия дилерских центров Geely во Владивостоке и Хабаровске.
После пленарного заседания состоялись встречи делегации с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко и главой Владивостока Владимиром Шестаковым. Обсуждались перспективы расширения сотрудничества и необходимость увеличения грузопотока. «Мы рассчитываем на помощь и содействие Российско-Китайского Делового Совета во взаимодействии с китайскими коллегами, направленном на увеличение товарооборота и развитие приграничных связей. Надеюсь, что данный визит послужил площадкой для установления крепких партнёрских связей», – заявил глава Приморья.
Следующая масштабная встреча российской и китайской сторон состоится на Седьмом Восточном экономическом форуме, который пройдёт во Владивостоке с 5 по 8 сентября.
Как и все в Поднебесной, история местного винокурения и культура пития насчитывают много тысячелетий. Главным принципом культуры употребления спиртного в Китае является не отказ от крепкого алкоголя, а умение пить, сохраняя контроль над языком и конечностями, не падая лицом в салат или в лужу с грязью. Человека из грязи вытащить можно, но нельзя вытащить грязь из человека — говорят жители Поднебесной.
Например, знаменитые «Семь мудрецов из бамбуковой рощи», ученые-эстеты, жившие в III веке н.э., пили помногу, но это не мешало им вести беседы и музицировать, сочинять стихи и призывать к уходу от мирской суеты. В период Троецарствия в царстве Вэй, где и жили мудрецы, за власть боролись два могущественных клана; по сути, это была гражданская война. Идеи мудрецов противоречили взглядам, господствовавшим тогда в обществе. Приходилось демонстрировать свою аполитичность, изображать из себя чудаков и пьяниц, чтобы избежать жесткого контроля со стороны властей, философствовать, создавать произведения искусства, не имеющие отношения ни к политике, ни к творящемуся хаосу вокруг. Это тот случай, когда пьянство спасало жизнь. На то они и мудрецы.
Как и у многих других народов, с вином и водкой у китайцев связано много обычаев, поверий, забавных случаев, анекдотов. Но не стоит полагать, что китайская культура поощряла пьянство. На официальном уровне оно строго осуждалось. А на государственных приемах, торжествах и даже во время простых застолий действовали строгая субординация и правила поведения.Хабаровский край – Клондайк неиспользованных возможностей. Но одно дело это понимать, другое – приступить к реализации этих возможностей. Что нужно сделать в первую очередь? Об этом EastRussia рассказал председатель регионального общественного движения «Верю в Хабаровский край», сопредседатель межрегионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Дмитрий Ноженко
- В представлении обывателей «Деловая Россия» - это некая тусовка обеспеченных людей, предпринимателей, которые непонятно чем занимаются, выступают с речами, призывают зарабатывать и жить лучше… такое образование из разряда «поболтали – разошлись». Это так, или есть польза для кого-то от этих встреч? Для кого?
- Да, со стороны вполне так и может показаться – вот есть структура без определенных функций, обязанностей, без полномочий. Но этим-то и интересна деятельность таких обществ, если это здоровые, живые структуры! Есть и созданные «для галочки» образования на подобие чиновничьих, единственная задача которых – присутствие в поле власти и изображение деятельности. Применительно к «Деловой России» это не так. Особенно после перезагрузки, которую организовали Денис Грось (соучредитель группы компаний «ДА! Девелопмент» - Прим. ред.), Сергей Степанов (группа компаний «Лунный свет» - Прим. ред.), Роман Безматерных (основатель группы компаний «Центр кровли» - Прим. ред.) и я. Произошло то, что принято называть «влилась молодая кровь», начались новые вещи с энергией, направленной на то, чтобы экспертно сформулировать, подтвердить и донести властям позицию по острым вопросам. Первым делом, когда только начинались ковидные ограничения, мы объясняли чиновникам, что отдельным отраслям надо больше свободы, подсказывали, какие именно регулирования в кризисный период имеют смысл, какие только навредят. Когда миновал локдаун, мы подготовили пул проектов, нужных региону, который мы называем «распаковка» Хабаровского края. Здесь мы предлагаем четыре направления.
Ключевым я считаю, превращение территории в трансграничный регион, чтобы Хабаровский край стал глобальным «сухим портом», чтобы Хабаровский край получил пункт пропуска с грузо-пассажирским статусом на Большом Уссурийском острове. Это даст рывок в развитии экономики, это заработок на логистике, на транспортировке, и, конечно, туризме. В пиковые периоды четыре миллиона человек приезжает на китайскую сторону рядом с нами, если мы два миллиона заберем и каждый оставит здесь по 100 тыс. рублей – это плюс два нынешних бюджета Хабаровского края. Плюс 200 млрд рублей. И это – работающие гостиницы, рестораны, магазины – особенно полюбившиеся туристам из Китая ювелирные, а также большие торговые центры. Это поднимет средний бизнес, который деньги не отправляет в Москву, а оставляет здесь.
Второе направление – это горнолыжный комплекс Хехцир. Начать с бывшей базы «Спартак», потом перейти на основной Хехцир. Да, это не Альпы, но мы работали с экспертами и перепады высот, как нам сказали, такие же как и в Сочи. А в качестве плюсов – граница вот она, рядом, плюс зимний период долгий.
Третий проект – питомник Лукашова (заброшенная территория в центре Хабаровска, на которой ранее располагался питомник плодовых деревьев соратника Мичурина – дальневосточного селекционера А.М Лукашова – Прим.ред.). Здесь предполагается сделать природную рекреационную зону, которая бы сама себя окупала. Это очень благородный проект, который ставит целью превратить заброшенную, неухоженную часть города во что-то стоящее, красивое, экологичное. Это ведь 163 гектара, которые сейчас официально закрыты, но там постоянно кто-то собирается, мусорит…
И четвертый проект – технопарк «Амур». Его главная цель – создать такую бизнес-среду, резиденты которой будут генерировать современные инновационные решения по нескольким направлениям – аудиовизуальный и анимационный контент, информационные технологии и разработка программного обеспечения. В глобальном смысле технопарке будет ориентироваться на экспорт - выход на внешнюю торговлю для малого и среднего бизнеса затруднен, тут требуются специальные знания и дополнительные затраты. И в этой ситуации технопарк может реально помочь хабаровским предпринимателям.
В итоге «распаковка» Хабаровского края сделает так, чтобы все, кто здесь живет или просто приехал, ощущали себя в центре Востока, а не на окраине страны.
- А что, без «Деловой России» эти проекты никак бы не двигались?
- Я так скажу – вот возьмем стандартного локального бизнесмена-предпринимателя. Он может сесть за компьютер, составить письмо, распечатать его на принтере, поставить подпись, занести в органы власти и ждать. Ждать. Ждать. Ждать! А в нашей ситуации, с учетом того, что механизм обратной связи был на федеральном уровне запущен как обязательный – были созданы рейтинги инвестпривлекательности, региональные власти обязали следить за ними – такой инструмент как наше общество, как «Деловая Россия», позволяет выходить на непосредственную коммуникацию без отосланной бумаги. Ведь мнение отдельного представителя сообщества консолидируется - к нему приращиваются мнения других – и оно становится экспертным. К нему тогда уже прислушиваются первые лица региона, министры, которые являются исполнителями по тем или иным направлениям, чиновники других рангов встраиваются в предложенную логику, и ситуация начинает меняться.
- А это не называется ли лоббизмом? Ведь каждый член «Деловой России» - это бизнесмен в первую очередь. У Дмитрия Ноженко свой интерес, у Дениса Грося – свой, у каждого из вас есть какие-то контакты, точки входа и соприкосновения с властными структурами, и вы в какой-то момент понимаете, что вам – для реализации своих интересов – выгодно этими «рычагами» поделиться и/или объединить их. Так?
- В моем понимании лоббизм, это, условно говорят, вот когда война не нужна, но глобальные некие структуры ее запускают. Вот что-то такое. А здесь все по-другому. «Деловая Россия» не лоббирует, она борется за стабилизацию условий ведения бизнеса и предпринимательства. Хотя, конечно, те инициативы, которые мы – подразделение по Хабаровскому краю и ЕАО – предлагаем, их можно расценить как лоббизм именно Хабаровского края. Особенно на фоне истории с Владивостоком – на него обратила внимание федерация, и закачанное это внимание вылилось в финансовые потоки, стройки, развитие инфраструктуры, проекты.
- И вам стало обидно за «малую родину»?
- Можно и так сказать. Я считаю, что нам надо выровнять наши позиции – нашу и Приморья – и все ресурсы для этого есть, и запуск Большого Уссурийского – это один из таких ресурсов. «Деловая Россия» поддержала эту концепцию, сформулировала мнение, и эта история зашла в логику правительства Хабаровского края. Сформулировано все это было, конечно, раньше – еще в 2017 году, в рамках движения «Я верю в Хабаровск», я все это донес до коллег, коллеги поддержали, увидели, что в этом есть разумное зерно и стратегический смысл и вся история пошла.
Сейчас приходится признать, что деловая активность выше там – в Приморье, конечно этому во многом способствуют преференциальные режимы – «Свободный порт Владивосток» (СВП), например. Он лучше формирует климат предпринимательской активности, чем ТОСЭР «Хабаровск» и ТОСЭР «Комсомольск» - это все же локальные истории. Но сдвиги в глобальной региональной экономике должны уровнять шансы и возможности Хабаровского края и Приморского. Речь о том, что следующим шагом после того, как «распакуется» граница, должен стать запуск режима СВП в Хабаровске – применительно ко всему городу, или к части его районов. Убытка и ущерба для текущей экономики это нести не будет – хотя звучали вопросы, что мол если мы входим в СПБ и, соответственно, замораживаются налоги. Нет. Те, кто, работал, продолжают работать, а те, кто новые – начинают работать и платить налоги через пять лет.
- Если честно, то сложно представить, что у успешных предпринимателей, ведь такие составляют костяк «Деловой России? У которых их бизнес по идее «съедает» все время, ну или почти все, и вот они просто так, испытывая некий творческий зуд, начинают генерировать проекты по «распаковке» Хабаровского края. Или в эти проекты по умолчанию включены собственные интересы на этой «распаковке» заработать?
- Зуда, думаю, никакого нет. Конечно, каждый живет и работает в своем ритме – у меня, например, очень плохо со временем, потому что много рботы. У кого-то это время есть, и он находит точку приложения свою в участии в «Деловой России», в ее конкретных проектах, у кого-то есть какие-то интересы – что тут такого? Предприниматель потому и предприниматель, что умеет заработать, умеет придумать «КАК» заработать, а тут совпадают интересы и предпринимательского сообщества, и Хабаровского края, как территории, как субъекта нашей страны, и, думаю, «распаковка» в интересах всех жителей нашего региона. Это такая очень большая история, хотя не скрою – если все сработает и в переход на Большом Уссурийском начнут вкладывать деньги, придут инвесторы, начнется глобальное строительство инфраструктуры, то и моему адвокатскому кабинету весьма вероятно найдется работа, заказы – мы на этом специализируемся – на юридическом сопровождении таких крупных проектов.
- А это была первичная мысль – про заказы для своего адвокатского кабинета, или вторичная?
- Это даже третичная мысль, потому что неясно когда, что будет. Может к тому моменту, когда все начнется, я уже настолько устану от всего, что буду просто со стороны, сидя на даче, радоваться тому, что дело пошло, что Большой Уссурийский развивается.
- Меняем тему, такой вопрос – что надо сделать, чтобы на Дальний Восток поехали бизнесмены, предприниматели среднего уровня. Многое из того, что делается по части льгот в ДФО, рассчитано на большие структуры, корпорации итд. Но если у нас так много ресурсов, много всего, почему ж не едут здесь бизнесы открывать «середняки»?
- Да, сейчас ситуация выглядит так, что есть большие инфраструктурные проекты, есть крупные организации, которые поглощают заказы, но им нужны подрядчики, субподрядчики, ему нужные инертные материалы, ему нужен металл, нужен транспорт, нужен обслуживающий персонал, ему нужно разворачивать поселки, ему нужно жилье – и вот, пожалуйста, распаковка среднего бизнеса, а дальше – малого бизнеса. Пример свежий – газохимическй завод в Амурской области. Идут деньги, строится инфраструктура, туда едут работники, едут эксперты…
- Но это все персонал…
- Да, но в центре Благовещенска появилась четырехзвездочная гостиница французской сети, которая изучает рынок и не ставит объекты, где попало. Они ставят там, где они могут заработать.
- Хорошо, но большие проекты – это пусть и мощные, но точечные истории. И когда завершается строительство инфраструктуры для них, когда они - заводы, верфи, газопроводы – вводятся в эксплуатацию, то происходит схлопывание вливаний, и людей там становится меньше, значит и всем, кто был на «орбите» этого проекта тоже становится нечего делать.
- Да, некий откат назад, с точки зрения объемов инвестиций происходит, уходят строители, но производство остается, возведенный объект остается, он работает. Применительно же к Хабаровску это будет постоянный прирост. «Распакованная» граница, появившиеся проекты, статус «сухого порта» - а ведь через нас траффик получается на тысячу километров короче, чем через Приморье – плюс входящий туристический поток - вот оно постоянство. И предприниматели поедут сюда, когда будет распакована граница. Начнет зарабатывать гостиничный бизнес, зарабатывает ресторанный бизнес, зарабатывает бизнес по продаже ювелирки, товаров народного потребления, таксисты… У людей становится больше денег. И появляется, кому покупать и за что покупать.
Справка
Дмитрий Ноженко – адвокат, глава адвокатского кабинета
- председатель Совета директоров АО «Дальневосточная консалтинговая группа «Аврора»
-председатель регионального общественного движения «Верю в Хабаровский край»
-сопредседатель межрегионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
Специализация – юридическое сопровождение и консалтинг инвестпроектов
В регионах ДФО и на Байкале ожидают роста туристического потока на особо охраняемых природных территориях, где должна быть создана инфраструктура, в том числе дополнительные средства размещения, и предусмотрены меры регулирования антропогенного воздействия. Одной из основных точек притяжения туристов остается озеро Байкал, проекты связанные с которым развивают два региона – Иркутская область и Бурятия.
В Бурятии предполагается развивать расположенный на байкальском побережье курорт «Горячинск» в Прибайкальском районе (Туркинское сельское поселение) – построить новый корпус, спа-комплекс с бассейнами, ресторан, зал для мероприятий, домики шале, юрты, благоустроить территорию. Объем вложений в проект оценивается в более чем 1,6 млрд рублей. Резидент ТОР «Бурятия» – компания «Курорты Бурятии»[1], намерен расширить экопарк «Южный Байкал», создав новую локацию – «Мыс Капитанов» в поселке Выдрино Кабанского района (инвестиции – 189 млн рублей). Крупная федеральная круизная компания ООО «Водоходъ»[2] рассчитывает продолжать развитие круизного судоходства в акватории Байкала. В текущем году компания запланировала проведение 26 круизов «Байкальская экспедиция» на судне на воздушной подушке «Бирюса».
Кроме того, на текущее лето (после 20 июля) запланирован первый научно-туристический круиз «Ожерелье Байкала»[3] по Байкалу на научно-исследовательском судне Росгидромета «Профессор Вознесенский». Туристы за десять дней смогут посетить шесть особо охраняемых природных территорий (ООПТ), расположенных на озере Байкал – Прибайкальский и Забайкальский национальный парки, Байкало-Ленский, Баргузинский и Байкальский заповедники, Кабанский заказник. Программа маршрута включает посещение острова Ольхон, Байкальского музея, Кругобайкальской железной дороги (КБЖД), солнечной обсерватории, мысов Кадильный и Покойный, бухты Песчаная[4].
С 1 июня предполагается увеличить количество регулярных рейсов из Бурятии на остров Ольхон до двух раз в день. Авиарейс «Улан-Удэ – Хужир» обслуживается авиакомпаниями «Аврора» и «СиЛА» (на самолете L-410). Пока рейсы на Ольхон выполняются один раз в день. В минувшем году из-за популярности направления у туристов в летний сезон билеты были раскуплены на месяц вперед. При этом рейс входит в список социально-значимых маршрутов Дальневосточного ФО и субсидируется из федерального бюджета (цена билета составляет 1 035 рублей).
Стоит напомнить, что в сфере туризма на природных территориях проблемами остаются соблюдение необходимых мер безопасности на маршрутах и борьба с теневыми туристическими услугами. В частности, Дальневосточная транспортная прокуратура весной текущего года установила, что индивидуальный предприниматель, чей вертолет Robinson-44 с туристами на борту разбился в феврале на Сахалине вблизи пика Чехова (находится в 15 км к северо-востоку от Южно-Сахалинска)[5], не имел сертификата на выполнение коммерческих воздушных перевозок, но предлагал платные прогулочные маршруты на вертолетах в регионе. Напомним, что прежде на федеральном уровне предполагалось ввести требования по обязательной квалификации предоставляющих услуги гидов, организующих маршруты на отдаленных природных территориях. Пока дополнительных законодательных мер, тем не менее, в данной сфере не принято. Наличие рынка нелегальных туристических услуг, в том числе в сфере авиационных перевозок связано также с ограниченным в настоящее время предложением, а кроме того, с высокой стоимостью услуг официальных операторов по сравнению с нелегальным бизнесом, часто предлагающим турпродукты по заниженным ценам.
Внимание предполагается уделять реконструкции санаторных комплексов, а также созданию новых для удовлетворения спроса на оздоровительный туризм на природных территориях. Госкорпорация «Туризм.РФ» намерена реализовать проекты по созданию санаториев в Иркутской области и на Сахалине. В Иркутской области таким проектом может стать анонсированный в феврале текущего года туристический кластер «Иркутск-Тальцы» (Иркутский район), где к 2026 г. предполагается построить гостиничный комплекс на 3,5 тыс. номеров, кемпинги, глэмпинги, эко-тропы, ферму разведения аквакультур, яхтенную марину с сервисным обслуживанием маломерных судов и объекты развлекательной инфраструктуры. Разработка мастер-плана комплекса должна завершиться в сентябре текущего года.
Стоит отметить, что реализация проектов крупных туристических комплексов связана с определенными рисками – низкая рентабельность из-за невозможности обеспечить полную круглогодичную загрузку, логистические сложности с поставками строительных материалов. Более целесообразным эксперты отрасли полагают строительство небольших отелей на 150-200 номеров. При этом вблизи Байкала такие проекты обойдутся в среднем в 2 млрд рублей, тогда как на Сахалине их стоимость возрастет до 3,5-4 млрд рублей из-за технических и логистических сложностей.
Тем временем в ТОР «Забайкалье» санаторный комплекс «Кука» (ООО «Здравницы Забайкалья»[6]) на водах Кукинского минерального месторождения (Читинский район) по итогам аттестации в мае подтвердил уровень «3 звезды» после проведения реконструкции, обновления оборудования и разработки базовых и лечебно-реабилитационных программ. Санаторий, рассчитанный на 200 постояльцев, включает три новых жилых корпуса на 88 номеров, три коттеджа, ресторан и конференц-залы, залы для реабилитации, поликлинику, ванный комплекс и спа-комплекс. Инвестор также планирует построить бассейны открытого и закрытого типа и досуговый центр.
В сфере спортивного туризма в первую очередь наиболее популярным является горнолыжное направление. На Дальнем Востоке одним из его центров предполагается сделать Сахалин. В конце апреля рабочая группа АО «Корпорация Туризм.РФ» представила мастер-план комплексного развития круглогодичного горнолыжного комплекса «Горный воздух» в Южно-Сахалинске. Он предусматривает строительство к 2026 г. отелей класса 3-4 звезды на 980 номеров, а к 2029 г. – еще 950 номеров. Зимой на курорте будут работать 65 км горнолыжных трасс, в летнее время – комплекс для активного отдыха, банный и спортивно-развлекательный комплекс, концертная площадка, байк-парк, летний открытый бассейн и оборудованный променад вдоль реки Марковка.
Общая площадь комплекса составит 101 га. Объем инвестиций предварительно оценивается в 20 млрд рублей – из них 15 млрд рублей предполагается направить на развитие туристической инфраструктуры, 5 млрд рублей – на строительство обеспечивающей инфраструктуры. Полностью завершить работу над мастер-планом курорта планируется к сентябрю текущего года.
В настоящее время комплекс «Горный воздух» включает 15 горнолыжных трасс общей протяженностью порядка 35 км на горах Большевик и Красная. Также в комплексе действуют учебный склон, сноуборд-парк и трасса для ски-кросса. Однако недостаток средств размещения туристов остается проблемой, поскольку большинство гостиничных проектов пока не завершены или только планируются. На территории комплекса был полностью сдан и работает только хостел «Берлога», а проект создания альпийской деревни находится в стадии реализации.
В частности, ВТБ предоставил компании ООО «Сахалин Шале» кредит на сумму 700 млн рублей для второй и третьей очередей апарт-отеля в ТОР «Горный воздух». Инвестор построит 4-звездочный гостиничный комплекс в стиле горной альпийской деревни с 14 коттеджами общей площадью более 14,5 тыс. кв. м. Первая очередь отеля была введена в эксплуатацию в январе 2022 г., вторая очередь – в мае текущего года. К настоящему времени отель насчитывает 37 номеров. Полностью завершить проект предполагается к концу 2024 г. Номерной фонд достигнет 83 номеров, будет построен ресторан на 100 мест и комната отдыха. К настоящему времени в проект инвестировано свыше 1,2 млрд рублей.
Между тем строительство горнолыжного курорта «Арсеньев» в Приморском крае оценивается в сумму порядка 10 млрд рублей. Объект планируется ввести до 1 января 2025 г. В том числе 7,5 млрд рублей будет выделено региону в виде субсидии из федерального бюджета, 2,5 млрд рублей – направлено из краевого бюджета. В рамках проекта предполагается проложить 12 км горнолыжных трасс, построить две канатные дороги протяженностью по 1,5 км, создать зоны отдыха и зоны проживания на 225 мест.
К другим развиваемым направлениям спортивного туризма относится создание объектов мотоспорта и автоспорта. Осенью прошлого года на Камчатке (Петропавловск-Камчатский) в рамках СПВ был запущен спортивно-туристический комплекс «Мото парк Камчатка». Объем инвестиций в проект превысил 353 млн рублей. В текущем году на территории комплекса запланировано проведение девяти соревнований по мотокроссу и девяти автогонок. Комплекс занимает 15,5 га в пригороде Петропавловска-Камчатского, включает мототрассы протяженностью 1,6 тыс. м с перепадами высот до 23 м, трассу для автоспорта длиной более 1 тыс. м с перепадами высот до 30 м. Посещаемость комплекса в месяц составляет порядка 150 человек.
Тем не менее для дальнейшего развития проекта необходимо дополнительное финансирование. В мае текущего года инвесторы обратились к вице-премьеру, полпреду президента в ДФО Ю.Трутневу с просьбой рассмотреть вопрос о капитальном ремонте автодороги, ведущей к мотопарку, с помощью федерального финансирования. В конце прошлого года дорога была передана Минобороны РФ в собственность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. В муниципальном бюджете предусмотрены средства на содержание и грейдирование дороги, но с учетом глинистых грунтов требуется проведение капитального ремонта дорожного полотна. Ю.Трутнев поручил Минвостокразвития и КРДВ рассмотреть возможность включения мероприятия по ремонту автодороги в план социального развития центров экономического роста Камчатского края.
В регионах рассчитывают, что некоторые исторические объекты, имеющие потенциал для привлечения туристов, возможно будет реконструировать, однако в отдельных случаях для этого предварительно необходимо решить вопросы собственности. Так, власти Сахалина намерены получить в региональную собственность и реконструировать столетний маяк Анива (высотой 31 м, построен в 1939 г. на одноименном мысе), являющийся одной из известных туристических достопримечательностей острова. С соответствующей просьбой губернатор В.Лимаренко в марте обращался к президенту РФ В.Путину в ходе совещания по вопросам реализации программы развития дальневосточных городов (в настоящее время маяк находится в собственности Минобороны). В мае президент, поддержав предложение губернатора, поручил Минобороны до 1 июля построить на мысе Анива новый маяк, а старый передать в собственность региональных властей. Старый маяк предполагается реконструировать, создать причал для высадки туристов, обустроить визит-зону и оборудовать музей.
Стоит отметить, что в текущем году из регионального бюджета Сахалинской области выделено 322 млн рублей на ремонт автодорог к туристическим объектам. В том числе на данные средства планируется обновление 5 км автодороги «Лиственничное – Охотское», обеспечивающей проезд из Южно-Сахалинска к побережью Охотского моря.
Губернатор Приморского края О.Кожемяко в марте поручил начать работы по отнесению Владивостокской крепости (филиал музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева) к особо ценным объектам культурного наследия с целью повышения эффективности управления и популяризации дальневосточного памятника. Музей-заповедник «Владивостокская крепость» был создан в 2019 г. и объединил более 60 оборонительных объектов[7] (постройки 1899-1914 гг.) на сопках и побережье полуострова Муравьёва-Амурского и острова Русский. Тем не менее часть бетонных сооружений была разрушена в последние несколько десятилетий в отсутствие мероприятий по охране и восстановлению. В частности, крепость разрушалась от времени, погодных условий и действий вандалов, а также строительных работ на автотрассе «Седанка – Патрокл» (проводились в 2012 г.).
К концу текущего года для 30 объектов крепости планируется утвердить охранные зоны. С помощью охранных зон предполагается сохранить рекреационные зоны и регулировать туристический поток на наиболее популярных объектах – в форте Суворова, форте Поспелова, на Новосильцевской батарее. В частности, заасфальтирована дорога к форту Поспелова, построены парковочные площадки.
Часть туристических проектов реализуется на отдаленных территориях в северных регионах. Их развитие затруднено сложной логистикой и климатическими условиями. Тем не менее в ближайшее время они ожидают первых посетителей. В Магаданской области к концу 2024 г. планируется создать туристическую инфраструктуру на острове Завьялова. Строительство туристско-рекреационного комплекса на острове ведет компания «Экспедиция-тур»[8]. Проект будет включать гостиничный комплекс, зоны отдыха, трассы для треккинговых и эколого-туристических маршрутов. Для строительства на остров завезены строительные материалы, техника и топливо, подготовлены площадки, проведены берегоукрепляющие мероприятия.
Остров Завьялова (площадь – 40 тыс. га) находится в 50 км от побережья, в настоящее время он необитаем[9], в 2018 г. на него были переселены две партии овцебыков из Якутии (порядка 50 особей). Также с 2020 г. на острове проводится работа по восстановлению популяции снежных баранов (исчезли на острове в 1970-х гг.). Первые туристы смогут посетить базу на острове летом текущего года. За сезон планируется принимать до 1 тыс. человек, которых на остров будет доставлять катер.
В апреле текущего года в Магадане началось проектирование морского туристического центра в бухте Нагаева (часть мастер-плана города). Его планируется подготовить до конца года. Предполагается, что в бухте будет создана защищенная акватория с безопасной стоянкой для судов, предлагающей также их обслуживание и заправку. На территории также планируется создать автомобильную парковку, пешеходные дорожки, детские площадки и места для отдыха.
Между тем вблизи Якутска в рамках ТОР «Якутия» создается туристический комплекс компании ООО «СахаТур», стилизованный под ямщицкую стоянку на Иркутск-Якутском ямщицком тракте (служил для перевозки грузов и почты). Объем вложений в проект превышает 28 млн рублей. Проект планируется разместить на площади 2,3 га в селе Старая Табага – он будет включать 10 гостевых домиков, баню и ресторан. Запуск намечен на осень 2023 г.
Что касается дополнительной федеральной поддержки, то в феврале было подписано распоряжение правительства о выделении регионам средств на поддержку общественных инициатив в сфере развития туристической инфраструктуры. Бурятии предназначено на данные цели больше всех в ДФО - 149 185,6 тыс. рублей, Амурской области – 16 831,2 тыс. рублей, Сахалинской области – 10 516,1 тыс. рублей.
Отдельными распоряжениями были также распределены средства на проектирование туристского кода центров Улан-Удэ (213 072,3 тыс. рублей), Владивостока (213 072,3 тыс. рублей), Иркутска (200 374,9 тыс. рублей) и на поддержку событийного туризма – 40 776,8 тыс. рублей для Бурятии, 37 047,7 тыс. рублей для Иркутской области, 29 265,7 тыс. рублей для Хабаровского края, 25 947,9 тыс. рублей для Приморского края.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Учредители – ООО «Дорстройсервис» (владелец – Б.Цынгуев), ООО «Профкурорты Бурятии» (владелец – Б.Батуев), ООО «Инвестстрой» (владелец – М.Гармаева) и ООО «Байкал-Консалт» (владелец – Н.Дабаева).
[2] Владельцы – крупные федеральные бизнесмены Р.Багаутдинов и В.Олерский.
[3] Разработан дирекциями расположенных вокруг Байкала ООПТ по поручению Минприроды РФ.
[4] Маршрут является кольцевым – начинается и заканчивается в поселке Листвянка.
[5] В результате авиационного происшествия 17 февраля погибли пилот и один из пассажиров, второй пассажир получил травмы, но выжил.
[6] Подконтрольна бывшему главе Минздрава региона С.Давыдову.
[7] При этом часть объектов крепости (всего их 96) находится в ведении Минобороны и городской администрации.
[8] Учредитель – вице-спикер Магаданской областной думы И.Донцов («Единая Россия»).
[9] До 1990-х гг. на острове располагались маяк, метеостанция и рыбозавод.
Вряд ли у кого-то при упоминании минтая происходит столь же активное слюновыделение, как, например, при словах «кижуч», «семга», «палтус». Рыбка с простоватым вкусом, довольно жестким мясом и ограниченными вариантами приготовления – так большинство россиян представляет себе эту дикую белую рыбу. Тем интереснее было выяснить и лично попробовать, как сумеют обыграть «рыбу для кошек» шеф-повара ведущих ресторанов Владивостока в своих авторских блюдах в формате Первого в России гастрономического фестиваля минтая «О!Мега Вкус».
Фестиваль начался еще 14 мая в ресторанах города, его уличная часть открылась в четверг, 25 мая и завершилась 28 мая, ресторанная продлится до 4 июня.
«Минтайный променад» разместился под открытым небом на самой популярной прогулочной зоне города – Спортивной набережной. Здесь выстроили целый городок с павильонами для ресторанов и столиками для посетителей. Вход в зону фестиваля бесплатный. Организаторы серьезно подошли к безопасности и порядку: перед тем, как начать пробовать блюда, необходимо каждому пройти металлоискатель и секьюрити.
Ароматы рыбных блюд ощущаются сразу на входе под праздничной аркой: смесь терияки, традиционной русской ухи, кляра, пряностей, томатного соуса, дымка от дровяных печей и сладостей. Любопытство уже на этом этапе захлестывает воображение так, что невольно ускоряешь шаг, чтобы скорее оценить старания поваров. В этом году в фестивале участвуют больше 20 ресторанов, кафе и даже точек быстрого питания.
Дегустацию решено было начать с классики жанра. Рыбацкая уха из двух видов рыбы – минтая и лососем и суп по-дальневосточному с минтаем, кижучем, гребешком, кальмаром от «Ностальгии» оправдали ожидание: горячий наваристый бульон, знакомый вкус, душистый аромат.
Из традиционного обязательно нужно было попробовать скоблянку дальневосточную из морепродуктов и рыбы. Ее предлагала сеть ресторанов «Пицца хаус». Готовили скоблянку здесь же, на дровяной печи в открытом чане. И, надо сказать, вкусовые рецепторы ликовали: блюдо получилось фантастически объемным по вкусу и очень нежным.
У шефа удалось выведать и другие хитрости приготовления скоблянки. Для нужного вкуса в блюдо необходимо добавить кориандр, а также унаги или устричный соус, а вот рыбу лучше предварительно замариновать, потом обвалить в крахмале и обжарить кусочками на сковородке. Когда соусная масса будет готова, добавить к ней минтай. Но самый главный секрет: долгое, или, как выразился Владимир, «вечное» тушение именно на дровяной печи – дымок дает ни с чем не сравнимый результат.
Классический на Дальнем Востоке плов с морепродуктами готовят повсеместно, но сеть японских ресторанов TOKYO сопроводила рис, креветки, мидии, кальмар и минтай соусом терияки с яблочным маринадом и японским сэндвичем кацу-сандо с минтаем. Божественно вкусно.
Нужно сказать, что фестивальные порции небольшие, поэтому можно попробовать сразу много позиций от разных рестораторов, но, конечно, все за один раз не осилить. Подача – традиционная уличная, в одноразовой посуде. Цены – от 200 до 500 рублей за порцию, будь то вариант перекуса или полноценное горячее блюдо.
После классики мы перешли к креативной кухне, поскольку вкусовые сосочки языка к тому времени были максимально готовы к самым смелым экспериментам.
Интересными, но вполне ожидаемым показался у «Сестёр Ким» жареный минтай в пряно-соевом соусе, а вот лепешки с минтаем и блины из острой маринованной кимчи от них же – настоящая экзотика.
«Виноваты звёзды» представили не только экспериментальный минтай фри в сопровождении соуса «сладкий чили», но и расширили морскую тематику папоротником с гребешком, ухой из форели и ламинарии, скоблянкой, яичной лапшой с крабом.
ZUMA отличилась «миндальным минтаем» и «нежным минтаем» в тонком кляре с хворостом из морской капусты – оригинально.
В уже упомянутой «Ностальгии» превосходными показались биточки из минтая и кальмара, которые сопровождались птитимом в шафрановом соусе.
Популярная сеть автокафе Coffee Machine порадовала завертоном с минтаем горячего копчения, завертоном с минтаем и соусом из черемши, завертоном с дальневосточным кальмаром, а также минтаем в кляре с водорослями и соусом «две икры».
И если сочетания в духе азиатской кухни с отголосками традиций из СССР были вполне объяснимыми и закономерными, то десерты с минтаем – это точно вызывает восторг хотя бы беспрецедентной смелостью сочетаний продуктов.
HOUSE BAKERY предложила неожиданные варианты легкой закуски: песочный мини-пирог с минтаем и заварные пышки с печенью минтая.
Кроме ресторанов, свежемороженую продукцию из минтая представила «Русская рыбопромышленная компания» - это филе по 340 рублей за килограмм, фарш за 180 рублей, кусковая рыба (140 руб.) и тушка (120 руб.).
Заслужила свое достойное внимание на выставке вкусов Морская ферма Гребенниковых, предлагавших к продаже парной гребешок, который выращивается в бухте Витязь Хасанского района – культового туристического места Приморья с лазурным морем и могильными соснами.
«Мы продаем парной гребешок, нам его привозят день в день прямо с морского огорода, он слегка подморожен в ледяной воде, для того, чтобы он находился в анабиозе для сохранения всех вкусовых и питательных качеств», – поделилась тонкостями представитель фермы Анастасия Короткова.
Кстати, только на фестивале удалось выяснить, что минтай довольно часто называют «серебряным лососем» за богатейшее сочетание полезных веществ, необходимого количества легкоусвояемого белка, одновременно это – диетический продукт. Узнать об этом, а также о том, как выбрать минтай и о тонкостях его приготовления смог любой желающий на мастер-классах, которые все четыре дня вели профильные эксперты.
Чтобы пообщаться с владельцем усадьбы «Манома» Павлом Писановым, за ним нужно буквально «охотиться». «Окно» для разговора нашлось лишь в начале рабочей недели, в перерыве между наплывами туристов. Пандемия и санкции сделали так, что туристический поток в отдельно взятой усадьбе вырос процентов на 30, работы невпроворот.
187 километров по федеральной трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре и еще шесть по «гравийке»: 2,5 часа и вот нас у калитки встречает Павел с супругой Анной, а также работник усадьбы в русском национальном костюме с подносом, на котором разносолы и напиток собственного производства на березовом соке и меду – отдых начинается сразу!
– Мы всех наших клиентов называем «гости». Вы же к нам в усадьбу приезжаете, не просто на базу отдыха, мы здесь живем и даем возможность пожить нашей жизнью пару дней, ощутить окружающую природу, - рассказывает Павел.
Усадьба «Манома» находится в Анюйском национальном парке, в месте слияния трех горных рек: Манома, Ховалген и Анюй.
Река Манома
Первый колышек Павел забил здесь 20 лет назад, оставив в Хабаровске квартиру и бизнес (у Павла был свой автосервис). Привела его сюда непреодолимая тяга к рыбалке, у Павла она с самого детства.
– Я в детстве жил в Новосибирске. И однажды, когда мне было лет пять, ушел на речку Иня, там какой-то мужик ловил на «закидушку» мелкую рыбешку и складывал ее в трехлитровую банку. Так вот, я несколько часов наблюдал за этими рыбами в банке, удивляясь, что там, под водой, настоящая жизнь! А еще я тогда впервые увидел милицейский ГАЗик с синей полосой и мигалкой – это родители меня искали, – вспоминает Павел.
С тех пор Павел все свободное время проводил или на рыбалке, или в мечтах о рыбалке. Учиться пошел в мореходку во Владивостоке, поближе к морю, а, значит, и к рыбе. Закончил «учебку», получил визу и «открытое плавание», но преподаватели дали совет: «Паша, ты так любишь рыбалку, зачем тебе море? Езжай на Амур, это богатейшая, красивая река. Если захочешь в море потом, то в любой момент обратишься к своим однокурсникам, они через 5-10 лет станут капитанами судов и с радостью возьмут тебя. Но любовь к рыбалке ты сможешь реализовать только на реке».
Так Павел Писанов очутился на берегах Амура, где, впрочем, река и море для него «соединились» – Павел служил на проводке подводных лодок из Комсомольска-на-Амуре, где их строили, в сахалинский морской порт Москальво. Потом был бизнес в Хабаровске, но все время – страсть к рыбалке.
Оставить все и окончательно переехать в Нижнюю Маному Павла убедил… директор американской страховой компании AIG, который открывал в Хабаровске филиал (AIG – крупнейшая в мире страховая компания, специализируется на страховании жизни богатых людей, клиенты AIG – 90 млн человек по всему миру, в том числе почти 90% участников списка Forbes – примечание EastRussia).
– У них так принято, что на открытие нового филиала всегда приезжает «генеральный». Офисы они открывают в городах-миллионниках, либо в городах с динамично растущим населением. В Хабаровске как раз тогда было все динамично, – вспоминает Павел.
Через два дня после Хабаровска директор AIG должен был лететь в Японию. Местные власти, тогда губернатором региона был Вячеслав Шпорт, его, конечно же, стали приглашать в поездки и на всевозможные объекты.
– Принимающая сторона – сотрудники компании AIG в России – понимали, что его будут «раскручивать» как возможного инвестора, и это поставит его в неловкую ситуацию. Тогда босса решили «спрятать» на пару дней у меня в Маноме, – продолжает Павел.
Павел рассказывает, что все было как в детективе: директор AIG с двумя помощниками, оставив портфели и телефоны на столике в ресторане «Саппоро» в самом центре Хабаровска, вышли через черный ход и сели в расхлябанный грязный «Галлопер» (корейский аналог японского внедорожника Mitsubishi Pajero – прим. EastRussia), на котором и прикатили в Маному.
– Я еще удивился тогда, что такой человек и на «Галлопере», – продолжает Павел. – Правда, когда через два дня он уезжал, то «реабилитировался»: за ним приехали черные «Мерседесы», возле которых, положив руку на крышку багажника, стояли сопровождающие. Был конец октября, шел первый осенний снег, «Мерсы» и парни, пока мы прощались, медленно покрывались снегом, было красиво. А еще сопровождающие все, как один, были похожи на Игоря Верника.
Того американского гостя Павел вывозил в зимовье в тайге, где они заночевали. Иностранец часами смотрел, как идет на нерест лосось, как кормится хариус, как в поисках добычи над рекой кружит орлан, а после дал совет, который окончательно определил дальнейший вектор жизни Павла.
– Павел, бросай все в городе. Твое – это природа и рыбалка, – сказал американец. – Я много, где был и думал, что меня уже ничем не удивить, но ты показал мне дикую природу. Продолжай, у тебя хорошо получается.
После того визита Павел окончательно перебрался в Маному и полностью посвятил себя усадьбе. Теперь за год его гостями становятся около двух тысяч человек, среди которых немало состоятельных и именитых. В их числе был и известный боксер Николай Валуев, с ним связан один забавный случай.
В Казани открывали большой завод и по этому поводу устроили банкет. За столом сидел один из крупных банкиров – инвестор завода и хвалился, как хорошо отдохнул прошедшим летом на Дальнем Востоке в одной приветливой семье в глухой тайге. Проходивший мимо Валуев поинтересовался: не про Маному ли идет речь? Пауза и недоумение в глазах присутствующих.
Впрочем, считает Павел, популярность усадьбы вполне объяснима: для гостей из западных регионов это, считай, край света. Кругом тайга, полная зверей, реки, в которых большое разнообразие рыбы, причем, практически круглый год. И, конечно же, радушие и гостеприимство хозяев.
Ценник? Для одних «кусачий», для других – терпимый: номер от пяти тысяч, выезд на рыбалку – две тысячи с человека, но с гарантией улова – со своими «мухами» (приманка для рыбы – EastRussia) или «хозяйскими», снасти можно свои, а можно и в аренду взять, баня – три тысячи, чан – пять, запеченная ауха – три, час аренды снегохода – три тысячи… в итоге тысяч по 15-20 с «носа» в день может набежать.
По словам Павла и его супруги Анны, за эти 20 лет турист сильно поменялся, стал внимательнее относиться к природе, старается сохранить ее и показать детям. Многие семьями приезжают в «Маному» второй и третий раз. Особенно любят отцы привозить своих сыновей, чтобы те ощутили вкус рыбалки – в Анюе или Маноме рыбу поймает каждый, а если повезет, то и тайменя - тигра горных рек – можно вытащить.
Люди хотят быть ближе к природе, даже просят забор убрать вокруг базы, чтобы можно было из окна любоваться горной рекой. С учетом этого в «Маноме» сейчас строят гостевые домики с панорамными окнами, обращенными на реку.
А еще Павел с Анной начали строить базу отдыха вблизи Ванино, на берегу Татарского пролива. Все-таки море Павла, судя по всему, до конца не опускает…