Придорожные кафе и другие объекты сервиса для автотуристов появятся в Приморье этим летом. Предпринимателям будут компенсировать затраты на их создание или модернизацию.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе правительства Приморского края, проект по развитию автотуризма и улучшению обслуживания путешественников в дороге затронет в первую очередь Владивосток и Партизанск, а также Кировский район. На обустройство объектов каждому муниципалитету выделено по пять млн рублей.
Во Владивостоке первую точку обустроят уже в июне на острове Русском возле остановки «Форт №11». Она рассчитана на туристов, которые направляются в сторону мысов Тобизина и Вятлина. В Кировском районе обустроят площадку рядом с источником нарзана. В Партизанском – на трассе рядом с кафе «Ущелье Дарданеллы».
Объекты придорожного сервиса могут представлять собой обустроенную парковку, санитарно-гигиенические места, площадку для отдыха, навигацию и многое другое.
В мае прошлого года президент РФ Владимир Путин поручил разработать концепцию развития автомобильного туризма в стране. Концепция должна включать реализацию пилотного маршрута Санкт-Петербург – Владивосток.
В начале мая этого года отмечалось, что одним из наиболее привлекательных для россиян видом туризма становится автомобильный. Самыми популярными направлениями в этом году стали озеро Байкал (43%), Черноморское побережье Краснодарского края (33%), Крым (32%).
На этой волне и возникло сообщество страждущих до приключений и «покатушек» родителей, которые со своими детьми катаются в радиусе 500 км от Хабаровска в поисках интересного и неизведанного. Проект свой они назвали «Колесим по краю», списываются в мессенджерах и каждые две недели стараются выезжать в какое-либо место. Очередной точкой на карте Хабаровского края стали отдаленные села Хабаровского района, который вообще-то считается «пригородным» для краевой столицы. Но чтобы добраться до сел Улика-Национальное, Новокуровка и Победа, надо дождаться, когда встанет «зимник» - укатанная спецтехникой трасса по мари и болотам с преодолением по ледовым переправам двух рек – Тунгуска и Кур.
Дорога в камыши
Начинается «зимник» довольно забавно – с указателя, который установлен на федеральной трассе «Амур» Хабаровск – Чита. И если зимой он не вызывает вопросов, то летом смотрится весьма нелепо: через 10 метров после съезда с «федералки» дорога до Победы упирается в густые заросли камыша – не всякий джип их одолеет.
Зимой же здесь проедет любая «пузотерка», а на дорогу уйдет каких-то пару-тройку часов. Да, расстояние хоть и небольшое – 65 километров, но из-за того, что «зимник» проходит по болотистой местности, дорога изобилует «волнами» и кочками, так что не всегда удается развить большую скорость.
Ледовая переправа через Тунгуску
Еще один немаловажный фактор, который влияет на скорость движения, да и в целом на перемещение – погода: если задует пурга, то проехать и вовсе не получится, метровые переметы тут образуются махом. Хотя с последствиями циклонов дорожники справляются довольно быстро, для этого у переправы через Тунгуску дежурит грейдер.
Дежурный грейдер
«Брошенки» и «турундыки»
Первое село, которое попадается на пути, если двигаться от «федералки» - Улика-Национальное. Находится оно не только в стороне от «зимника», но еще и на другом берегу реки, поэтому мы, «не зная броду» соваться не стали, а решили погрузиться в атмосферу оторванных от «большой земли» сел в Новокуровке – это примерно половина от всего пути.
Если говорить кратко об этом селе, то запомнились две вещи: брошенные дома и машины с огромными колесами. Как потом выяснилось, местные между собой называют их «турундыки». Этимологию слова нам выяснить не удалось.
«Турундыков» действительно много. Причем, делают их из чего приходится: в качестве кузова может быть и «Прадик» (Toyota Land Cruiser Prado), и «Леоне» (Subaru Leone, универсал). Без них не получится поохотиться или добраться до «деляны», а огромные колеса низкого давления, так называемые «болотоходы» абы куда просто так не воткнешь. Понятное дело, что все эти самоделки ни на каком учете в ГИБДД или Ростехнадзоре не стоят, впрочем, как и большая часть автопарка в таких селах (кроме тех, что выезжают в город). Как правило это машины, под чьи документы в эпоху «конструкторов» из Японии привозили авто посвежее («конструктор», это когда, к примеру, под документы Subaru Leone 1985 года выпуска, который стоит на учете в ГИБДД, привозится Subaru Forester 2005 года выпуска – он и катается по дорогам общего пользования, а «донор» отправляется в тайгу или отдаленные деревни, где и доживает свой век).
Перекус на капоте - обязательная часть программы
А еще в Новокуровке и особенно Победе очень много «шишиг» (ГАЗ-66), ГАЗ-51 и ГАЗ-52. Также здесь мы встретили легендарные лесовозы «Komatsu», они узнаются по характерному желтому цвету кабины.
Это первые лесовозы, которые в 70-80-х годах прошлого века поставлялись Японией дальневосточным леспромхозам в обмен на деловую древесину. В европейские регионы страны (а позже и на БАМ) на государственные стройки и в артели из Чехословакии поставлялись «Татры» (обычно красного цвета), а на ДВ это были «Komatsu».
Лес был, щепки отлетели
Все эти грузовики - списанная и выкупленная за копейки техника леспромхоза, который в свое время был градообразующим предприятием для Победы, Пасеки, Новокуровки и других поселков. Впрочем, и поселки эти появились в середине прошлого века для нужд леспромхоза. Лес рубили по всей округе, затем по Куру и Тунгуске сплавляли плотами до поселка Николаевка (сейчас это территория ЕАО, поселок находится на Транссибе), а там уже грузили на суда типа река-море, которые по Амуру выходили в море и шли прямиком в Японию.
В 90-е – «нулевые» лес закончился, леспромхоз закрылся, а на его базе появилось несколько небольших фирм, одна из которых до сих пор пилит лес в округе, но вывозит его уже через Санболи (поселок в Амурском районе Хабаровского края, севернее Победы), причем, до него также нет дороги, но есть технический проезд вдоль газопровода, которым и пользуются лесники).
То, что поселки остались без градообразующего предприятия, видно невооруженным глазом: по нашим прикидкам, примерно треть жилого фонда что в Новокуровке, что в Победе, что в Пасеке (по сути, это отдаленный на два километра микрорайон Победы, назван так, потому что когда-то здесь были богатые пасеки) – это брошенные деревянные дома.
Кстати, мы первым делом удивились, почему местные их не разбирают, ведь все отапливаются дровами, которые нужно покупать? Глава Победы Елена Коротченко, которая выступила у нас в роли экскурсовода, объяснила: чтобы разбирать дома, нужен инструмент – к примеру, цепи на пилы, которые стоят денег, а денег, соответственно, у населения мало. Вот и берут, что можно отодрать, по сути, голыми руками, а остальное так и стоит, заваленное на бок.
Администрация сносить эти дома не имеет права - у них есть владельцы, да и денег на это нет. Тут еле-еле на пешеходный мост, который ведет из Победы в Пасеку, наскребли. Правда, чтобы получился добротный, на века, нужен был миллион, но потратить разрешили лишь 250 тысяч. Результат налицо: мост отремонтировали недавно, а он уже покосился.
А еще в Победе нет врача. Он был, даже с медсестрой, но у супружеской пары медработников ребенок вышел из дошкольного возраста, и они уехали в город, тянуться к знаниям. В Победе врачу готовы предоставить жилье, но пока не знают, где бы найти специалиста. Ездили даже в Хабаровск в медицинское училище, зазывали. Пока безрезультатно.
Впрочем, Елена больше любит рассказывать про успехи: вот площадку детскую сделали по программе ТОС, уличное освещение провели. Летом, говорит, повеселее: все в зелени, рыбаков и туристов много приезжает (в села, расположенные на Тунгуске и Куре, можно попасть на теплоходе, он ходит три раза в неделю, билет в одну сторону 1,3 тыс. рублей). Но самое главное — это, конечно же, люди. Они здесь уникальные, добрые и фанаты своего дела.
Золото - люди
Знакомимся с первым из них: Татьяна Ивановна Львова, она в Пасеке заведует библиотекой, живет здесь всю свою жизнь. И много времени проводит в библиотеке, где часть стеллажей выделила под музей, с помощью которого пытается рассказать детям (а они основные посетители библиотеки) немного об истории: села, страны.
А еще показать детям предметы своего детства и детства своих родителей и бабушек с дедушками: тут и ручная стиральная доска, и прялки, и проводное радио, что у всех нас в обязательном порядке висело на стене. Экспонаты собирала по всем деревням в округе, да и люди часто приносят то, что отыскали на чердаках и в подсобках, отсюда и книги позапрошлого века, и другие интересные вещи.
Музей в библиотеке села Пасека
После библиотеки перемещаемся в поселковый Дом культуры. Глава села переживает, что его могут закрыть: мол, слишком «жирно» два ДК на два небольших села, стоящих рядом друг с другом. Пока коллеги поедают с любовью испеченный местными умелицами нежнейший пирог, рассматриваю фотографии в стенгазете: вот женщины поют, облачившись в национальные костюмы народов Амура, вот в казачьих одеждах поют. Короче – лейся песня над Куром! Да, нельзя такое закрывать, нельзя.
В Пасеке нас встречали пирогами
С культурой и так, мягко говоря, «не очень»: секций нет, из кружков только резьба по дереву. Организовал его начальник пожарной части Победы Сергей Ржецкий. Сейчас у него занимаются пять-шесть мальчишек, которые постигают разную технику.
Сергей рассказывает, что резьбе по дереву его научил дед, который был большим любителем этого ремесла. Теперь он пытается передать свои умения подрастающему поколению. Мальчишек особо в выборе темы не ограничивает: тут и звери, что водятся в округе, и маски, божки. Свои поделки иногда продают на ярмарке, что устраивают в Победе. А еще часто приезжают бывшие ученики Сергея, которые перебрались в город и теперь приезжают в родные места на рыбалку и охоту – вот они и «делают кассу». Однажды на вырученные средства организовали себе вместе с детьми поездку в село Сикачи-Алян (расположено в 75 километрах севернее Хабаровска по трассе на Комсомольск-на-Амуре), чтобы познакомиться со знаменитыми петроглифами. Ведь помимо резьбы по дереву, Сергей с мальчишками постигают азы археологии, исследуя берега Кура, где было много различных стойбищ.
Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!
Памятник Ленину есть, наверное, в каждой деревне. В Победе он, естественно, находится в центре села перед импровизированной площадью. Вроде бы, ничем не примечательный, но все же есть в нем что-то такое, что его уже несколько раз пытались выкупить – то лесники, то просто люди с достатком. Но селяне решили, что оставят его на своем месте: все-таки это часть истории Победы.
Комары, как точка притяжения
Все дорогу туда и в особенности обратно рассуждали, что может стать точкой притяжения для туристов, в том числе, иностранных? Природа не сказать, что выдающаяся, памятников природных или рукотворных нет. Разве что рыбалка? Но для нее есть места поинтереснее.
Спросили у главы Победы и директора ДК в Пасеке, так они не задумываясь выпалили: КОМАРЫ! Летом их здесь так много, что привыкнуть к ним не могут даже местные.
А что? Идея! Любители экстрима и своего рода экзотики всегда найдутся.
Отвезти детей в школу, потом на кружки и секции, а еще не забыть помочь с уроками. У многих родителей просто физически не хватает времени на такие заботы, — и тогда на помощь приходит няня. Как выбрать надежного специалиста по уходу за детьми и на что обратить внимание при поиске — рассказали эксперты платформы Авито Услуги.
➔ Зачем нужна няня
Прежде всего важно определить, что вы хотите видеть в потенциальных кандидатах и для каких задач планируете приглашать няню. Кто-то ищет няню, которая поможет присмотреть дома за ребенком несколько часов в день, пока родители находятся на работе. Для кого-то важно, чтобы помощница помогала отвозить детей на дополнительные кружки и секции, а затем обратно домой. А кому-то нужно, чтобы няня выполняла еще и роль репетитора: помогала с домашними заданиями или проводила уроки английского. Если вы заранее определите круг ответственности и задач, для которых вы ищете няню — это поможет вам разобраться среди множества предложений и выбрать действительно подходящее.
➔ Спрос на нянь на Дальнем Востоке
Многие родители все чаще для поиска квалифицированного и надежного специалиста обращаются к онлайн-платформам, и одной из наиболее популярных площадок для поиска специалистов является Авито Услуги
Так, с сентября по октябрь этого года по сравнению аналогичным периодом прошлого года спрос на услуги нянь на Авито по всему Дальневосточному федеральному округу вырос на 24%. Объявлений от специалистов за это же время стало больше на 7%. Также положительная динамика роста спроса была отмечена на услуги автонянь — +41% по ДВ. Автоняня отличается от «обычной» няни тем, что она не проводит весь день с ребенком, а лишь отвозит его, например, в школу или детский сад, на занятия по танцам или спортивные секции и обратно домой. Зачастую автоняня в течение недели возит 5-10 детей. Количество предложений от нянь с опытом вождения и личным транспортом на Авито в сентябре-октябре увеличилось на 35%. Что касается ситуации в городах ДФО — наиболее активный рост спроса был отмечен на услуги автонянь во Владивостоке (+100%) и Хабаровске (+76%).
➔ Изучите профиль специалиста и обращайте внимание на отзывы
При выборе няни обязательно изучайте отзывы на работу специалиста от других клиентов. Надежные исполнители тщательно заботятся о своей репутации, поэтому стараются просить своих клиентов оставлять обратную связь в профиле на онлайн-платформах. Проверить и изучить отзывы от других родителей, которые ранее работали с той или иной няней, можно на Авито — каждый отзыв в сервисе проверяется системой модерации, что позволяет избежать накруток и появления ложных откликов. Отзывы помогут вам составить первое впечатление о специалисте и понять, подходит ли он под ваши задачи.
При выборе няни, также внимательно просматривайте информацию в профиле у специалиста в зависимости от вашего запроса: какой опыт работы с детьми? какое образование? Если вы ищите няню для школьника, которая будет помогать с уроками и подтягивать знания по определенным предметам — обращайте внимание на информацию о профильном образовании. Если же вы вам нужно, чтобы няня водила и забирала малыша в детский сад, гуляла и кормила карапуза — в таком случае опыт общения и умение создавать безопасную и комфортную атмосферу будут приоритетными.
➔ Проведите пробную встречу
После того, как вы отобрали для себя нескольких кандидатов — договоритесь с ними о встрече у вас на дому. Посмотрите, как няня будет взаимодействовать с ребенком, и как сам ребенок отреагирует на нового человека. Попросите рассказать о своем опыте работе, расскажите сами о распорядке дня ребенка и какую помощь вы ожидаете от няни, а также задайте все интересующие вопросы.
Важно, чтобы и сама няня проявляла заинтересованность и задавала вопросы о своих будущих подопечных. Если она спокойно реагирует на ваши вопросы и не стесняется задавать свои — это хороший знак, что вы на правильном пути.
Если няня будет возить ребенка на личном транспорте, учитывайте наличие безаварийного стажа вождения (не менее 5 лет). На этой же первой встрече попросите няню провести пробную поездку для ребенка, чтобы иметь возможность понаблюдать за стилем вождения и тем, как исполнитель взаимодействует с ребенком. Если малыша нужно будет забирать из детского сада, не забудьте заранее познакомить няню с воспитателями.
Чтобы вам было проще и комфортнее на первых порах, вы можете попробовать для начала какое-то время побыть вместе с няней и ребенком и убедиться, что все впорядке. Не стесняйтесь звонить и спрашивать, как дела дома. Чуткая и хорошая няня не станет из-за этого раздражаться, а напротив, постарается максимально подробно ответить на все вопросы.
➔ Подробно расскажите няне о своих ожиданиях и требованиях
Чтобы точно удостовериться, что вы с няней друг друга поняли — лучше еще раз вместе пройтись по списку ваших ожиданий от работы специалиста, по расписанию ребенка и по вашим пожеланиям. Например, если у ребенка на что-то аллергия — лучше несколько раз сделать на этом акцент. Что ребенок будет есть на обед, какие сладости ему «можно» или «нельзя» — не стесняйтесь и дополнительно проговорите все нюансы. Эксперты рекомендуют спрашивать, как поведет себя няня в нестандартных ситуациях (например, если малышу станет плохо, или он начнет капризничать). Так у вас будет возможность при необходимости подкорректировать ее ход действий и заранее дать полезные советы.
➔ Во сколько обойдется няня?
Обращаем внимание, что чем больше функций выполняет няня — тем дороже будут стоить ее услуги. Например, средняя цена по Дальневосточному федеральному округу за час работы няни составила 350 рублей. Если она возит ребенка на своем транспорте, дожидается и отвозит его обратно домой — стоимость одного часа работы увеличится до 700 рублей. Если родителям важно, чтобы няня также выполняла роль репетитора и помогала ребенку с уроками — стоимость в среднем возрастет на 300 рублей.
Приморские пчеловоды до сих пор оправляются от последствий прошлогодних проблем — массового заболевания и падежа пчел. При этом с оптимизмом смотрят в будущее — рассчитывают на хороший медосбор от липы. Об ожиданиях от нового сезона, проблемных вопросах отрасли и способах их решения рассуждает председатель союза пчеловодов Приморского края Рамиль Еникеев.
Уже с конца прошлого года Союз пчеловодов Приморского края вместе с нашей наукой начал работу по выяснению причин произошедшего. Вместе с Приморским аграрным университетом и НИИ Роспотребнадзора им. Сомова провели и проводим исследования на выявление вирусных заболеваний. Мне пришлось слетать в Москву, включиться в работу ветеринарной секции РАН. Организовали учёбу для наших ветеринарных специалистов с помощью лучших российских учёных.
Ситуацию взял на контроль заместитель председателя правительства Приморского края Николай Стецко и министр сельского хозяйства региона Андрей Бронц. Учитывая, что пчеловодство является одной из важных отраслей в регионе, губернатором Олегом Кожемяко было принято решение о создании АНО "Агентство по развитию пчеловодства Приморского края". На данный момент проходит его регистрация в органах юстиции. Эта организация и будет работать над тем, чтобы устранить причины произошедшего коллапса.
В этом году прогнозируется неплохой медосбор с липы, при условии что погода "не подкачает". Но главная задача – это восстановление поголовья пчёл. Некоторые пчеловоды, потерявшие полностью пасеки, решили оставить это занятие. Увы, но у нас до сих пор нет ни одного племенного хозяйства по Дальневосточной породе пчелы, и приходится искать различные варианты восстановления пасек. Но, наши депутаты сейчас разрабатывают меры поддержки для пчеловодов, которые смогут помочь пережить этот период.
Мы категорически против завоза в регион пчёл других пород, тем более, что выжившие пчёлы – это наиболее сильный материал в плане иммунитета и жизнестойкости. Скажу также, что такие кризисные ситуации случаются в пчеловодстве с определённой цикличностью — примерно раз в 25-30 лет.
Между тем, к сожалению, не спадает накал напряжения и в вопросе сохранения главного нашего медоноса – липы. Погода устоялась, пчеловоды выезжают "на разведку" в тайгу и видят печальную картину: пеньки на месте лип, которые росли и были кормовой базой для их пчёл на протяжении нескольких лет. Уже поступает информация из нескольких районов, будем работать с ней. Единственное правильное решение, по мнению жителей таёжных поселков, пчеловодов, учёных – ограничение заготовки древесины липы, по примеру нашего кедра (сосны Корейской).
Прогнозируем, что цены на мёд в новом сезоне останутся на уровне прошлого года. Всё зависит от липового медосбора. Надеемся ,что он будет неплохим. Два года подряд без липового нектара – мы такое не заслужили.
Он стоит на известном всему СССР проспекте Владивостока, воспетом Аллой Пугачевой еще в 1970-ых. Лицо развернуто к бухте Золотой рог, откуда уходят и куда возвращаются все, кто живет здесь морем. Куртка нараспашку, брюки клеш по моде тех лет, характерная морская осанка. Его судно только что пришвартовалось в родном порту, а он сам сошел на причал, вышел в город и ловит такси. В его фигуре что-то очень хорошо знакомое…
Горожане его приняли, что называется, «как своего». Ему дали имя Эдик. С ним здороваются и трут на удачу его большой палец, поднятый вверх в жесте «голосования» такси. С наступлением холодов морячка приодевают в шапочку и шарф, а к Новому году наряжают в мишуру. Эдик – «свой в доску», понятный и близкий многим из недавнего прошлого Владивостока.
Владивосток 70-ых – это особая страна в стране, закрытая и доступная немногим. В то время едва ли не каждая вторая организация в городе была тесно связана с морем. Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), исследовательский флот (ДВНИГМИ), вспомогательный флот ТОФ и, разумеется, рыбаки и китобои. Моряки и научники ходили в порты всего Тихого океана и не только, у рыбаков были экспедиции в зонах Канады, США, Перу и Новой Зеландии. А главным и вожделенным портом захода, так уж сложилось, был Сингапур. Те годы и тогда, и сейчас вспоминаются коренными жителями как расцвет Владивостока: строились новые жилые районы, важные крупные городские объекты, модернизировался исторический центр, а сами владивостокцы чувствовали себя счастливыми и благополучными.
Моряков, на несколько месяцев отправлявшихся в другие страны, окружала особая аура людей, которым доступно недоступное. Из своих поездок они обязательно возвращались с ворохом подарков для всех близких: автоматическими зонтиками, женскими шейными платками, двухкассетными магнитофонами, виниловыми пластинками и другими заморскими диковинами. Быть замужем за моряком, иметь такого человека в родственниках или дружить с ним было в большом почёте.
Во всяком случае, из 2000-ых та пора именно так и ощущалась. 9 сентября 2004 года тогдашний главный редактор радио «Европа плюс Владивосток» Руслан Вакулик записал в популярном на тот момент Живом Журнале идею о памятнике культовой профессии, которая бы связывала сразу несколько поколений владивостокчан.
«У меня просто появилась мысль о некоем собирательном образе владивостокца. Это виделось, как памятник социальной группе жителей, которая была в числе градообразующих для Владивостока тогда. Такая достопримечательность без пафоса, которая была бы близка каждому», - рассказывает идеолог и вдохновитель проекта.
Идея была озвучена, но окончательно оформилась и была реализована позже только спустя несколько лет, в 2009-2011 годах. Главный художник города Павел Шугуров, работавший в то время над культурным пространством Владивостока, подключился к проекту, активно представлял его на всех инстанциях. Городская администрация и мэр Игорь Пушкарев поддержали идею. Автором проекта стал скульптор и в прошлом сам моряк загранплавания Георгий Широглазов.
«Главный посыл этого арт-объекта – в памяти о недавнем времени. Рядом с памятником фотографируются моряки того поколения, они считают его памятником своей юности. К нему приносят цветы семьи иногда, как память о моряках, которых уже нет – отца, брата. Он стал самобытным объектом для туристов. Люди его любят, каждый по своей причине. Он человечный, отражает историю города. Моряк держит под мышкой винил – альбом Led Zeppelin – «The Song Remains The Same» – «Песня остаётся той же». Это к тому, что, хоть поколение моряков загранплавания, которые определяли во-многом облик Владивостока в 1970-80-х, уходит, морской характер города всё тот же, морская романтическая природа города и его жителей остается неизменной», – говорит Руслан Вакулик.
«Когда я смотрю на этот памятник, вижу себя. Точно также выглядел и я в конце 70-х-начале 80-х - расклешенные джинсы, футболка, куртка. Мы любили модно одеваться, посидеть в ресторане (особенно сразу после прихода в порт), женщин и хорошую музыку. И моряков было много – город-то морской!
Из своего первого рейса привез себе джинсы, купленные на Малай-базаре в Сингапуре, футболку «ливайс» и альбомы тех же любимых Led Zeppelin, Uriah Heep, Supertramp и Judas Priest. В то время, особенно летом, город был более ярок, по сравнению с тем же Хабаровском – именно за счет того, что моряки привозили всякие модные шмотки, сами одевались, родных-знакомых обували-одевали. Ну и торговали, конечно, не без этого», - вспоминает очевидец тех лет, бывший моряк загранплавания Игорь Бессараб.
фото: Игорь Бессараб
«Мне не нужно было ничего придумывать – я делал себя. Работа над скульптурой шла легко и свободно. Общий образ в голове возник сразу, а детали – пластинки под мышкой, портфель у ног – обсуждали совместно. Первоначально на руке висел зонтик, уже потом рука трансформировалась в жест голосования. Не совсем доволен окончательным вариантом, это уже больше коллективный труд. Например, таких длинных волос у моряков не было, и жест «большой палец вверх» появился ближе к концу 80-х, когда появились видеокассеты с зарубежными фильмами», – рассказал скульптор Георгий Шароглазов.
Новая городская скульптура в итоге стала представлять собой обобщенный образ моряков заграничных рейсов, а потому получила название «Воспоминание о моряке загранплавания». Она была установлена 15 января 2013 года на пересечении Океанского проспекта и улицы Фокина. Ее отлили в бронзе в литейной мастерской Екатеринбурга. С доставкой трехсоткилограммового арт-объекта возникла сложность – грузы такого веса из бывшего Свердловска не отправлялись. Пришлось через Москву. Ценный вес шел около недели… После этой истории можно с уверенностью сказать, что Эдик – точно прибыл из дальних путешествий.
Редкий моряк пройдёт мимо «себя в юности»
Сегодня этот объект культуры можно встретить в любом гиде-справочнике по Владивостоку. Если будете во Владивостоке, просто подойдите к Эдику, поздоровайтесь, поднимите палец вверх в знак солидарности с ним и станьте причастным к славному прошлому Владивостока!