Президент России Владимир Путин отметил высокую динамику роста Приморского края в Национальном рейтинге качества жизни. Показатели ежегодного рейтинга затрагивают такие ключевые направления, как поддержка семей, образование, здравоохранение, экологическое благополучие и создание комфортной среды в регионах.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе правительства Приморья, об этом президент заявил на заседании набсовета Агентства стратегических инициатив. По итогам 2023 года Приморье заняло 50 место по России и третье место по Дальнему Востоку. В 2022 году регион занимал 69 место по стране и шестое место в ДФО.
Президент отметил Приморский край как субъект, демонстрирующий высокие темпы роста.
«В этих регионах есть чем заниматься. И если они показывают хороший темп, то это вселяет уверенность в том, что дальше развитие пойдет по нужному пути и будет достигать тех целей, которые мы перед собой ставим», – сказал Владимир Путин.
Председатель правительства Приморья Вера Щербина подчеркнула, что таких результатов удалось достичь благодаря комплексу принимаемых в регионе мер. Также она отметила, что в регионе выросла заработная плата – в среднем на 14%.
Рейтинг оценки усилий региональных органов исполнительной власти создан для того, чтобы определить общую удовлетворенность населения социальной сферой и местом проживания.
На заседании проектного офиса по улучшению инвестиционного и делового климата представители бизнес-сообщества Хабаровского края ознакомились с детальными показателями национального инвестиционного рейтинга, составляемого Агентством стратегических инициатив. Они узнали, например, что по параметру «регуляторная среда» регион находится на 50-м месте, по «поддержке МСП» на 34-м, по направлению «работа институтов для бизнеса» на 29-й позиции, и в разделе «инфраструктура и ресурсы» — на восьмой. Ключевым тезисом мероприятия стала информация о том, что хотя регион и улучшает постепенно свои показатели, соседи-соперники делают это быстрее.
Площадкой проектному офису стал складской комплекс Ozon — очевидный намёк, на то, как успешно могут взаимодействовать региональные власти с инвесторами. В одном из ангаров собрались более 100 представителей бизнеса, власти, силовых структур и ресурсоснабжающих организаций. Присутствовал и врио губернатора Дмитрий Демешин, сразу предупредивший, что больше 40 минут пробыть не сможет.
Собственно, о ситуации с инвестклиматом врио информирован как никто другой — результаты нацрейтинга руководители регионов получили сразу после его оглашения на Петербургском международном экономическом форуме 7 июня 2024 года. Хабаровский край расположился на 11 месте, поднявшись на 3 позиции по сравнению с предыдущим годом.
Лучший из дальневосточных регионов — Сахалинская область — на четвёртом месте по стране, причём регион обошёл Москву и занял первое место по параметру «регуляторная среда». Вторая по ДФО и в седьмая по РФ — Магаданская область (плюс две позиции по отношению к 2023-му году). Приморье и Приамурье в группе регионов, разделивших 12 место, Республика Саха (Якутия) на 14-ой позиции, Бурятия и Камчатка – пятнадцатые. Это то, что в тот день узнали все, а вот детали получили только руководители регионов.
Справка
Национальный рейтинг рассчитывается по 70 показателям в 4 направлениях:
· Регуляторная среда = качество предоставления государственных услуг — показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, выдача разрешений на строительство, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).
· Институты для бизнеса = эффективность институтов для бизнеса — наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды. Показатели работы и динамики развития институтов и механизмов для бизнеса (например, наличие и качество законодательства, защищающего права инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности, оценка уровня коррупции и развития механизмов ГЧП).
· Инфраструктура и ресурсы = наличие и качество инфраструктуры — показатели работы и уровня развития инфраструктуры, а также доступности ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности (например, оценка мер государственной поддержки и наличие финансирования, наличие физической инфраструктуры и ресурсов — таких, как автомобильные дороги, телекоммуникационная инфраструктура, наличие объектов инвестиционной инфраструктуры (технопарков, промышленных парков и инкубаторов), наличие, квалификация и достаточность необходимых трудовых ресурсов).
· Поддержка малого и среднего предпринимательства = уровень развития малого и среднего предпринимательства (например, количество субъектов МСП в расчете на 1 тысячу человек населения региона) и эффективность различных видов поддержки предпринимательства (например, оценка процедур получения государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка необходимой для ведения бизнеса недвижимости, оценка доступности кредитных ресурсов и т.д.).
— 10 лет прошло, а мы вот все об одном и том же — о регуляторной среде, — подчеркнула руководитель Дальневосточного филиала АСИ Ольга Курилова, представившая результаты рейтинга. — Да, есть у Хабаровского края позитивные изменения, регион сильно изменился, вопрос только в одном: другие регионы уже убежали вперед. Регионы лидеры по регуляторной среде, например Сахалин, начинали в ручном режиме, а теперь они отстроили работу на системном уровне с помощью цифровых платформ, И задача Хабаровскому краю на ближайшее время — цифровизировать строительную отрасль, подключения к инженерным сетям, разрешительные процедуры — там точно можно обойтись без участия человека. И если такая система и платформа будет, это позволит избежать многих проблем, повысит прозрачность всех процедур, и предпринимательская удовлетворенность будет совершенно иная.
О давно назревшей необходимости создать единую информационную систему в строительстве рассказал собравшимся Александр Волков, гендиректор «СиСофт Дальний Восток».
— У нас сейчас ситуация такая: каждая организация сетедержателей имеет свои собственные —либо бумажные, либо электронные архивы своих инженерных сетей. Причем сети друг друга они видят очень мало или плохо. Например, в Хабаровске из 72 организаций только 10 организаций подключены в общую систему. И, собственно, хотел бы сделать два предложения очень простых.
Первое. Создать при правительстве Хабаровского края центр цифровой трансформации, который занялся как раз с тем, чтобы все инженерные сети были сведены в одну единую общую электронную цифровую карту и в том числе, чтобы все муниципальные образования на этой общей единой цифровой карте ввели все свои работы, связанные с присвоением адреса, выделением земельных участков и прочих вещей.
Второе: создание такого центра должно сопровождаться ещё одним документом, который принимается в некоторых уже регионах России — это постановление губернатора о том, чтобы все ресурсоснабжающие организации региона вносили в эту общую базу, тот объем информации, который не секретен и не подвержен какой-то дополнительной защите.
Как оказалось, инициатива уже в работе. Врио губернатора сообщил: задача поставлена, находится на контроле.
— Опубличить этот вопрос можно только частично, потому что там ряд данных по пролеганию сетей носит секретный характер, — отметил Дмитрий Демешин и адресовал вопрос своему заместителю — Дарий Викторович, ответьте, мы сможем это сделать? В какие сроки, если говорить о ваших сетях?
— У нас у ряда ресурсно-снабжающих организаций свои базы есть, — отвечал Дарий Тюрин, заместитель председателя правительства Хабаровского края по природным ресурсам и сельскому хозяйству. — Надо смотреть возможность интеграции в эту общую систему, чтобы можно было действительно ей оперативно и эффективно пользоваться. Я думаю, что на это можно взять, 10 дней, скажем так. Если готовы коллеги предоставить, мы можем с муниципалитетами отработать этот вопрос в течение 10 дней.
Впрочем, одна только цифровизация все проблемы не решит. Обмен мнениями внезапно перерос в дискуссию, когда глава хабаровского отделения «Опоры России» Сергей Мазунин высказал своё недовольство ситуацией в подключении к газоснабжению.
— Вот я хотел вопрос поднять о подключении к газовым сетям. Есть поручение президента 2020 года связаное с этим. Я не знаю, как оно исполняется, в том числе на региональном уровне. Много вопросов связано с внутренними регламентами: доступ на рынок, подключение к технологическим сетям. «Газпром газораспределение» у нас вообще на письма не отвечает.
Я предлагаю заняться этим на федеральном уровне — проанализировать все эти избыточные требования, например. Лимитов по газу мы не понимаем, есть ли они или нет. Как мы можем развивать регион, производство, когда у нас газификация региона 25% — я имею в виду ДФО (при этом большая часть газифицированных объектов относятся к энергетической инфраструктуре – прим. ред).
Итогом обострившегося диалога стало предложение Марии Авиловой, первого заместителя председателя правительства Хабаровского края (врио к тому моменту отбыл), направить в головной офис Газпрома единое обращение от общественных объединений предпринимателей, отдельных бизнес-структур Хабаровского края, в котором были бы изложены все вопросы, требующие решения.
И уже под занавес встречи Александр Волков (предлагавший создать единый центр цифровой трансформации строительной отрасли) напомнил о вышедшем месяц назад постановлении правительства Российской Федерации, которое обязывает все технологические присоединения с 1 марта 2025 года выполнять через портал Госуслуги — как для граждан, так и для организаций.
— Сейчас порядка 350 ресурсоснабжающих организаций на территории Хабаровского края. Либо каждая должна будет исполнить законодательство и подключиться к порталу Госуслуги, либо это нужно сделать централизованно для того, чтобы вся информация по всем заявкам на техприсоединения для бизнеса и для граждан шли через портал Госуслуги и были видны для краевого правительства, — подчеркнул спикер.
Что ж, если цифровизация всей строительной отрасли Хабаровского края будет развиваться также бодро, как она обсуждается, и реализоваться в том же темпе, что и в части поручений, то, возможно, 50-ая позиция региона по «регуляторной среде» по итогам следующего рейтинга станет «страницей тёмного прошлого».
— Александр Александрович, для чего в принципе регионам необходимо развивать ESG-проекты?
— ESG — это прямой запрос населения. Посмотрите по экологической ответственности: люди точно не хотят свалок, люди хотят чистый воздух. Вторая тема — социальная история. Это, по сути, вторая часть S, которая отвечает за социальное направление. Идем дальше. Про бизнес. Бизнесу интересно развиваться в регионах, где созданы правильные ESG-условия. Посмотрим на национальные проекты. Их 14, и десять из них тоже про ESG. Еще важно понимать, что ESG – это про деньги. С 2018 года в зеленые социальные проекты было привлечено порядка 525 млрд руб. Из них 115 млрд руб. были направлены на зеленые города, на инфраструктуру, на ЖКХ и т.д. В «Сбере» мы тоже активно этим занимаемся. За прошлый год мы сделали 75 проектов на сумму 65 млрд руб. Это такие востребованные направления, как ЖКХ, образование, инвестиции в инфраструктуру. Еще одна большая тема — это внутренний туризм. Как показывает практика, туристы едут в те регионы, которые хорошо развивают ESG, потому что там всегда приятно провести время. Хотите развивать внутренний туризм — тоже добро пожаловать в ESG.
— Как сейчас обстоят дела с ESG в регионах?
— Сейчас регионы разделились на три блока: первый — это те, которые активно продвигают ESG-повестку. И у них есть четкая корреляция с их успешностью. К ним хотят ехать люди, к ним двигается бизнес, у них уровень доверия власти достаточно высокий. Другая часть — другая крайность, у них соответствующие достаточно низкие показатели. И есть самая большая группа сомневающихся. И мы искренне надеемся, что эта группа сомневающихся перейдет в группу прогрессивных регионов, которые будут развивать свой регион на основании принципов ESG.
— Как «Сбер» может помочь регионам в этой связи?
— Мы сделали ESG-рейтинг всех регионов в России и понимаем, чего не хватает каждому конкретному региону, чтобы продвинуться вперед. Это конкретные действия и конкретные задачи, которые надо решать и которые напрямую коррелируют с теми задачами, которые ставит администрация президента, правительство, которые описаны в национальных стратегиях. Регион, когда реализует то, что мы предлагаем, продвигается и в тех рейтингах, на которые обращает внимание внешняя среда.
Напомним, по итогам 2022 года на Дальнем Востоке портфель кредитов Сбера, имеющих в своей структуре ESG-условие, составил более 1,5 млрд рублей. Сбер выступает драйвером ESG-повестки и одним из пионеров направления ответственного финансирования ДФО.
Заседание Дальневосточного бассейнового научно-промыслового совета с участием главы Росрыболовства Ильи Шестакова состоялось во Владивостоке 28 ноября. Участники обсудили проблемы путины 2024 года, которая стала самой неудачной за последние 20 лет.
Беспокоит экспертов и ситуация с добычей трески – эффективность промысла в Беринговоморской зоне снижается вместе с биомассой. На этом фоне научное сообщество предложило радикальные меры по ограничению объёмов вылова.
Итоги путины в 2024 году оказались значительно ниже прогнозных ожиданий, подчеркнул Илья Шестаков, предваряя заседание. Так, вылов тихоокеанских лососей составил около 235 тысяч тонн и это на 27% ниже прогнозной оценки. Росрыболовство поручило разобраться в причинах несоответствия.
Прогноз по лососёвым был на уровне 320 тысяч тонн, сообщил в своём докладе директор государственного научного центра ВНИРО Кирилл Колончин.
Отраслевая наука сформировала региональные стратегии промысла лосося, которые были всесторонне рассмотрены в дальневосточных регионах. Учёные исследовали около 2 млн километров акватории в рамках научного сопровождения путины. Съёмки выполнялись силами 43 специалистов с научных бортов.
Однако расчёты не подтвердились. Прогнозы по кете не оправдались ни в одном из промысловых районов Камчатского края, где выловлено 130,76 тыс. тонн лососевых. А в Сахалинской области добыча стала наименьшей с 2001 года. Всего сахалинские рыбаки выловили 53,58 тыс. тонн.
В Хабаровском крае объём добычи тихоокеанских лососей превысил показатели предыдущих пяти лет и составил 39,99 тыс. тонн. Тем не менее, ни по одному из объектов промысла региональный вылов не достиг прогнозных величин.
В Магаданской области в 2024 году добыли около 9 тысяч тонн лососевых. Это исторический максимум для региона. Но на общую статистику он повлиял мало.
Второй год подряд не оправдались прогнозы вылова в Чукотском автономном округе, где выловлено 0,308 тонн лососевых. Из них 60 тонн кеты и 5 тонн горбуши.
Одной из причин провальной пути докладчик назвал потепление климата.
«Среднемесячная и среднегодовая температуры достигают рекордных значений. Ожидается, что 2024 год станет самым теплым за весь период. Прирост температуры в Арктике составил 2,3 градуса, что повлияло на снижение площади морского льда на 42 процента. Изменение гидрологического режима нерестовых рек спровоцировало специфические факторы, снижающие выживаемость поколений лососей – дождевой паводок и раннее и мощное весеннее половодье, с которым связан миграция молоди», — сообщил Кирилл Колончин.
К примеру, на выживаемость чукотских лососей, вернувшихся на нерест в 2024 году, негативное влияние оказали дождевые паводки в период нереста родительского стада.
По словам докладчика, региональная перестройка климата – это главная причина деградации кеты и горбуши в Чукотском автономном округе.
Из-за изменений гидрологического режима рек снизились уловы тихоокеанских лососей в арктических промысловых районах Аляски. В 2024 году здесь суммарно добыли 9 тонн кеты и 3 тонны горбуши – 1 и 4 процента от прогнозных ожиданий.
Потепления климата привело к тому, что перегрев поверхности океана охватил более половины нагульных акваторий камчатской горбуши и практически всю нагульную акваторию сахалинской и прочих стад горбуши. При этом вопреки ожиданиям современное потепление происходит не за счет расширения перегретых вод в восточной части Северной Пацифики, а наоборот, вследствие их притока из юго-западной части Тихого океана.
«В целом, лососевая путина этого года подтвердила тренд на снижение запасов тихоокеанских лососей, а также показала необходимость усиления региональных стратегий и работы для предупреждения негативных изменений в сроках и динамике миграции лосося», — заключил докладчик.
В то же время у регионов возникают вопросы к регулированию промысла.
«В Сахалинской области общий вылов составил 63 процента от прогнозного, при этом в период путины возникали определенные сложности регулирования промысла, связанные с поступлением рекомендаций по добыче без научных обоснований, — рассказал заместитель министра по рыболовству Сахалинской области Тимофей Чайкин. — Из-за этого приходилось тратить больше времени на решение спорных моментов, что повлияло на оперативность промысла и в последующем стало основанием для предъявления исков рыбопромышленников к органам власти».
Тимофей Чайкин попросил Илью Шестакова дать поручение проанализировать итоги комиссии по регулированию анадромных видов рыб, чтобы в 2025 году таких недопониманий не возникало.
Ассоциация рыбопромышленников Чукотского автономного округа заявила о проблеме браконьерства и нехватке инспекторов Рыбоохраны на территории региона.
«Часто это люди, не знающие местности, не имеющие оружия, чтобы защитить себя. Мы полагаем, что есть смысл создать специальный центр компетенций для подготовки таких инспекторов, которые едут в другой регион», — обратился к Илье Шестакову представитель ассоциации.
На это глава ведомства отметил, что решить проблему будет сложно.
«Если необходимо оружие, надо будет рассмотреть этот вопрос. Что касается количества инспекторов Рыбоохраны, хочу проинформировать, что в следующем году ожидается снижение численности (…) еще на 10 процентов, поэтому количество инспекторов по любому сократится. Мы и так отрываем их от центральных регионов, чтобы отправить на путину», —прокомментировал Илья Шестаков.
Заседание продолжило обсуждение охотоморской минтаевой путины. В целом, отраслевое сообщество позитивно оценивает ситуацию. Хотя численность минтая в Охотском море снижается, это не должно вызвать критических последствий, так как появилось поколение 2021 года, которое в 2026-0227 году вступит в промзапас и поддержит выбывающее поколение старшей возрастной группы.
Единственное, что беспокоит ученых, это увеличение доли перелова. Если в прошлом году средневзвешенный перелов минтая составил 16%, то в 2024 году достиг 20%. Тем не менее, к нарушениям правил рыболовства это отношения не имеет.
Хуже обстоит ситуация с выловом тихоокеанской трески. Первичная оценка биомассы этого объекта промысла в 2024 году составила 111-113 тыс. тонн. Показатель низкий для последних десятилетий.
В 2023-2024 гг. в восточной части Берингова моря биомасса трески уменьшилась с 620 до 501 тыс. тонн. Снизились запасы и в западной части.
«Ожидать, что в ближайшее время мы получим запасы, которые позволят обеспечить вылов более 100 тысяч тонн, не приходится. Но говорить об удержании величины запаса на каком-то стабильном уровне можно вполне», — отметил руководитель Тихоокеанского филиала ВНИРО (ТИНРО) Алексей Байталюк.
Снижение численности тихоокеанской трески связано с изменчивостью акватории холодных лаврентийских водных масс, которые ограничивают распространение скоплений биоресурсов из восточной части Берингова моря. Также влияет на промысел неустойчивость запаса локальных группировок в западной части.
Чтобы сохранить биоресурсы, научное сообщество выдвинуло радикальные предложения. Это установление в 2025 году полного запрета на добычу трески донным тралом, снюрреводом и донным ярусом в январе-марте — в период формирования преднерестовых и нерестовых скоплений.
«Главная наша цель — сохранить нерестилища, чтобы никоим образом не нарушалась жизнедеятельность личинок», — акцентировал докладчик.
Ещё одно предложение — установить в 2025 году запрет на рыболовство всеми орудиями с 1 января по 15 апреля в локальных районах Берингова моря, а именно на нерестилищах. При этом Алексей Байталюк отметил, что соблюсти ограничения по локальным участкам крайне сложно из-за проблем с их администрированием. Соответственно, самыми эффективными могут стать максимально жёсткие меры — никакого вылова, спецвылова и прилова.
Инициатива вызвала широкий резонанс среди рыбопромышленников. Директор рыболовецкого колхоза «Восток-1» Александр Сайфулин озвучил свою позицию по данному вопросу.
«Наше предприятие специализируется на глубоководном промысле макруруса, в частности, в Беринговом море. Считаю, что полное ограничение ярусного лова — это избыточная мера, потому что макрурус никак не пересекается с треской. Эти виды обитают на разных глубинах и сосредоточены в разных районах промысла. Наше предложение — ограничить ярусный промысел именно в отношении трески», — обозначил он.
Многие коллеги поддержали Александра Сайфулина. Не стоит запрещать ярусный промысел объектов, которые никак не относятся к нерестилищам трески, считают отраслевики. Это, к примеру, может ударить по добыче камбалы и минтая в Камчатском крае, которые так же обитают на глубине до 100 метров.
«Касательно трески — услышал позицию. Она имеет место быть. Посмотрим, возможно ли сделать это через приказ — проконтролировать вылов на локальных участках», — прокомментировал Илья Шестаков.
Ввести ограничения так же предлагают в отношении сельди. Ученые выступили за то, чтобы с 1 июня по 30 сентября 2025 года запретить промышленное рыболовство сельди тихоокеанской всеми орудиями и способами в Западно-Беринговоморской зоне. Все предложения рассмотрят на следующем заседании совета.
При этом в общероссийских масштабах объём добычи по итогам 2024 года прогнозируется на уровне 5 млн тонн. По словам Ильи Шестакова, за последние 6 лет это среднегодовой показатель. Даже неудачная лососевая путина не повлияла на него кардинально. Выловленных объёмов хватит и для внутреннего, и для внешнего рынка.
На сокращение уловов в Дальневосточном бассейне в текущем году влияют результаты лососевой путины, существенно отстающей от плановых показателей. Тем не менее регионы продолжают экспортировать рыбопродукцию – в страны Азии, Европы и Африки. При этом для увеличения поставок не внутренний рынок и предотвращения роста цен предлагается рассмотреть дополнительные меры поддержки и способы перевозки, в частности, Северный морской путь.
К 8 октября текущего года уловы российских рыбаков оказались на 10% выше прошлогоднего показателя за аналогичный период, достигнув 3,9 млн тонн. Дальневосточный бассейн традиционно обеспечивает большую часть добычи в России – 3 млн тонн. В том числе на Дальнем Востоке добыто 1,7 млн тонн минтая (рост на 5,3 тыс. тонн относительно аналогичного периода 2023 г.), более 332 тыс. тонн тихоокеанской сельди (рост на 48,1 тыс. тонн к уровню аналогичного периода прошлого года), 304 тыс. тонн сардины иваси (рост на 62,6 тыс. тонн), а также 93,2 тыс. тонн трески, 56,1 тыс. тонн камбалы. К 30 сентября рыбные холодильники в Приморском крае были загружены на 50%, в терминалах находилось 57,5 тыс. тонн свежемороженой рыбной продукции.
Основным фактором, повлиявшим на снижение общего объема добычи рыбной продукции в текущем году, стали результаты лососевой путины. По состоянию на начало октября на Дальнем Востоке добыто 229,6 тыс. тонн лососей при плановом прогнозе в 320 тыс. тонн. Фактические уловы отстают от плановых на 28,3%. К середине октября (когда сезон вылова завершается) уловы достигли 231,9 тыс. тонн (отставание от прогноза на 27,5%).
К началу октября наибольшее отклонение от прогноза среди основных видов промысловых лососей на Дальнем Востоке продемонстрировала кета – добыто 48,8 тыс. тонн, что на 44,5% меньше прогноза. Уловы горбуши составили 136,2 тыс. тонн (на 29,4% меньше прогноза). Прирост по сравнению с прогнозом зафиксирован по добыче нерки – добыто 35,9 тыс. тонн (прирост на 30,2%), в основном за счет Камчатско-Курильской зоны. На Камчатский край приходится основная доля улова лососевых – 130,7 тыс. тонн (57% от общего улова, при этом в регионе добыто только 71% от прогнозируемого вылова на год). На Сахалине к началу октября добыто 48,1 тыс. тонн (21% от общего улова), в Хабаровском крае – 39,6 тыс. тонн (17,2% от общего улова). На Камчатке основу вылова составила горбуша (74,7 тыс. тонн), нерки добыто 34,1 тыс. тонн, кеты – 14,5 тыс. тонн, кижуча – 6,9 тыс. тонн, чавычи – 321 тонна, симы – 10 тонн.
Низкие уловы повлияли на оптовую стоимость лососевых – по состоянию на 16 сентября оптовая цена горбуши (самый распространенный вид лососевых) составляла 285 рублей за кг против 155 рублей в сентябре прошлого года (в октябре текущего года цена горбуши достигла 300 рублей за кг), кета в сентябре подорожала до 420 рублей в сравнении с 375 рублями за кг в сентябре 2023 г. (в октябре цена выросла до 460 рублей), стоимость нерки достигла 700 рублей за кг вместо 540 рублей в сентябре прошлого года. Оптовые цены на красную икру в августе достигли 4,8 тыс. рублей за кг, увеличившись на 50% относительно аналогичного периода прошлого года. По итогам текущего года ожидается снижение общего объема производства красной икры до 11-13 тыс. тонн (с 24 тыс. тонн в 2023 г.)[1].
При этом по прогнозу Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) небольшие подходы лососевых ожидаются еще в течение ближайших 5-7 лет. В Ассоциации обеспокоены тем, что одна из наиболее неудачных путин последних десятилетий прошла перед масштабной кампанией по перезаключению договоров на рыболовные участки, на которых компании добывают лососей.
Напомним, что по предложенному Минсельхозом механизму платы за пользование рыболовными участками, предоставляется возможность продолжать добычу водных биоресурсов на протяжении еще 20 лет, без проведения аукционов. Пролонгация договоров на последующие 20 лет будет возможна только после внесения платы за пользование водными биологическими ресурсами на 40 лет вперед. Сумма разбивается на три платежа, выплатить которые рыбаки должны в течение двух лет[2]. Стоимость перезаключения договора рассчитывается из средних уловов за предыдущие четыре года (которые были рекордными), также введен повышенный коэффициент для добычи анадромных рыб (в том числе тихоокеанских лососей) – плата на такие участки увеличена в два раза.
В связи с этим депутаты парламента Камчатского края в сентябре направили в правительство РФ обращение, указывающее, что новый порядок взимания платы за рыболовные участки (введен в августе) грозит банкротством большого числа рыболовецких предприятий региона. По подсчетам камчатских депутатов, совокупный планируемый размер платежа рыбопользователей составляет 130 млрд рублей (что соответствует размеру годовой прибыли за шесть лет), для его выплаты предпринимателям придется привлекать кредиты. Депутаты предложили пересмотреть принятое решение, введя плату в размере 100% ставки сбора за водные биоресурсы за 20 лет либо предоставление длительной (от 10 лет) рассрочки платежа для добросовестных пользователей лососевых участков.
Что касается экспорта, то к 2 октября из Приморского края и Сахалинской области на экспорт было оформлено 15,7 тыс. партий рыбы и морепродуктов общим весом 1,03 млн тонн. В том числе по данным Приморского межрегионального управления Россельхознадзора с Камчатки к 1 ноября было экспортировано 2 122 партии рыбы общим весом свыше 84 тыс. тонн[3].
Наибольший объем экспорта рыбопродукции из ДФО приходится на Китай (713,9 тыс. тонн), Республику Корея (281,6 тыс. тонн), Японию (13,8 тыс. тонн), Нигерию (9,4 тыс. тонн) и Таиланд (4 тыс. тонн). Кроме того, в 2024 г. в число импортеров рыбной продукции с Дальнего Востока входят Германия (3 тыс. тонн), Израиль, Польша, Дания, Кот-д’Ивуар, Того. Известно, что в Израиль экспортированы партии кальмара, кеты, сельди и филе минтая, в Польшу – кеты, в Данию – трески. Наиболее востребованными у импортеров видами продукции являются минтай, треска и живой краб.
Стоит отметить, что рабочая группа Росрыболовства в сентябре одобрила исключение ряда видов переработанной рыбной продукции из-под действия экспортной таможенной пошлины на рыбопродукцию (4-7% в зависимости от курса рубля, установленного Центробанком[4]). К такой продукции относятся фарш сурими и филе минтая, а также дальневосточная сардина-иваси. Минтай и иваси входят в число наиболее массовых по объемам добычи видов рыб в РФ.
Добыча крабов (камчатского, синего, равношипого и крабов-стригунов бэрди и опилио) по состоянию на 15 сентября в Камчатском крае и Чукотском АО достигла 15,9 тыс. тонн. Из них 15 тыс. тонн добыто в рамках инвестиционных квот. Общий объем вылова снизился на 2,2 тыс. тонн (на 12,2%) относительно аналогичного периода 2023 г. (тогда вылов составил 18 тыс. тонн).
При этом Минсельхоз предлагает ограничить добычу краба в Западно-Камчатской подзоне в 2025 г. Соответствующий проект приказа ведомства проходит процедуру антикоррупционной экспертизы. Предполагается с 1 января по 15 сентября 2025 г. допускать добычу краба в данной подзоне только в научно-исследовательских и контрольных целях. Аналогичные ограничения на вылов вводились в подзоне в 2023 г. – с 1 января по 15 сентября. В Западно-Камчатской подзоне добывается пятая часть всего улова камчатского краба (3,6 тыс. тонн в текущем году). Ограничения могут быть связаны с сокращением популяции краба.
По итогам января-августа текущего года через Приморский край в Китай было экспортировано 1 019 партий дальневосточного краба общим весом 21,526 тыс. тонн, что на 13,3% больше, чем за аналогичный период годом ранее. В структуре экспорта крабов в Китай преобладают стригун-опилио (9,622 тыс. тонн), синий краб (5,266 тыс. тонн), камчатский краб (3,910 тыс. тонн) и стригун-бэрди (1,925 тыс. тонн). В Южную Корею по итогам первого полугодия 2024 г. поставлено 9,4 тыс. тонн различных видов краба на общую сумму 177 млн долларов.
Тем временем в августе Росрыболовство реализовало на аукционе квоты добычи краба волосатого четырехугольного в подзоне Приморье – доли размерами 8,560% и 29,425%. Победителями стали хабаровские ООО «Комсомольскрыбпром»[5] (меньшая квота за 95,8 млн рублей) и ООО «Восточно-промысловая компания»[6] (квота за 495,1 млн рублей).
В связи с ростом цен на дальневосточную рыбу на фоне низких уловов Минвостокразвития прорабатывает альтернативные пути ее поставок в другие регионы России. В том числе рассматривается организация поставок по Северному морскому пути (СМП) в Архангельск, Мурманск, Санкт-Петербург и далее в Москву. На сегодняшний день отсутствуют специальные меры перевозки рыбы по СМП, с 2022 г. субсидируются только каботажные перевозки в целом (на данные цели из федерального бюджета ежегодно выделяется 560 млн рублей). Меры предназначены для компенсации перевозчикам недополученных доходов из-за льготных тарифов. Ежегодный объем транспортировки рыбной продукции по СМП не превышает 20-30 тыс. тонн, так как в зимний период стоимость доставки увеличивается из-за ледокольного сопровождения. Кроме того, для перевозки рыбы по СМП требуются дорогостоящие морозильные контейнеры, которыми располагает ограниченный круг перевозчиков. Такие условия ограничивают рентабельность развития поставок рыбы по Севморпути. В Минвостокразвития предлагают выбрать механизм субсидирования перевозок рыбы из расчета на 1 кг перевезенной по СМП продукции (в пользу единого логистического оператора или же всех участников рынка, занимающихся транспортировкой).
Стоимость доставки рыбы из Владивостока в Москву по состоянию на октябрь составляла 23-25 рублей за кг, за год данный показатель практически не изменился. Сенатор от Приморского края Л.Талабаева отметила, что основными проблемами для транспортировки рыбы по СМП являются отсутствие единого оператора и субсидий. На сегодняшний день поставки рыбы в стране осуществляются преимущественно по железной дороге. За январь-сентябрь текущего года было перевезено 521,8 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, что даже на 2,1% меньше, чем за аналогичный период годом ранее.
Между тем в правительстве Приморского края обеспокоены введением маркировки на рыбные консервы, полагая, что меру лучше отложить до 1 декабря 2025 г. Ранее представители отрасли обращались с соответствующей просьбой в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов региона (министр – К.Степанов). Они отмечали необходимость до введения требования по маркировке консервов оценить результаты маркировки икры, включая влияние на формирование рыночной стоимости икры и ее доступности на внутреннем рынке. Краевое ведомство обратилось с соответствующим запросом в Минприроды РФ. На сегодняшний день маркировку консервной продукции планируется ввести с 1 декабря 2024 г.
В федеральном Минприроды не видят серьезных препятствий и затруднений для введения маркировки. Рыбопромышленный холдинг «Доброфлот» А.Ефремова уже внедрил маркировку, но при этом руководство предприятия оценивает меру как сложную для реализации организационно и финансово. А.Ефремов оценивает рост отпускной стоимости продукции после введения этой меры приблизительно в 3-4%. Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Г.Мартынов отметил, что с учетом возникающих сложностей продление срока для обязательного введения маркировки является целесообразным.
Ранее в РФ была введена обязательная маркировка красной и черной икры – с 1 мая 2024 г. Для реализации товара на российском рынке требуется нанести на упаковку QR-код, зарегистрированный в системе «Честный знак», а также внести информацию о продукте в систему мониторинга. При этом регистрация продукта не обязательна, если добытчик-производитель отправляет товар на экспорт без посредников, аналогичное правило будет действовать и при маркировке консервов.
Тем временем действующий в Камчатском крае эксперимент по ограничению вывоза красной икры в багаже (действует с 1 ноября 2022 г.) планируется распространить на Хабаровский край и Чукотский АО. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму в октябре текущего года. Также предполагается продлить его сроки – завершить эксперимент 1 августа 2027 г. (вместо 1 августа 2025 г.). С начала проведения эксперимента до 1 октября текущего года на Камчатке проконтролированы перевозки 395,2 тонн икры без маркировки в багаже и ручной клади авиапассажиров. До эксперимента из региона ежегодно вывозилось более 500 тонн красной икры. Напомним, что целью ввода ограничений являлась борьба с вывозом продукции браконьерами под видом продукции для личного употребления. Авиапассажирам разрешено перевозить с Камчатки не более 10 кг красной икры без сопроводительных документов и маркировок.
Компании по-прежнему строят инфраструктуру и промысловые суда в рамках программы инвестиционных квот. В частности, «Дальневосточная краболовная компания» (ДВКК) намерена создать логистический комплекс в Приморском крае, в городе Большой Камень[7], на территории в 20,57 тыс. кв. м. В октябре прошлого года «ДВКК» приобрела на аукционах по продаже квот на добычу краба квоты на 15,2 млрд рублей (на 15 лет) – компания получила два лота по 11,11% в Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах. На аукционе компания подавала заявки на 21 лот (Росрыболовство выставило на аукцион 27 лотов), но выиграла только два по 11,11% в Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах. ДВКК обязалась построить два крупных логистических комплекса в местах вылова.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В 2022 г. произведено 9,6 тыс. тонн красной икры.
[2] 40% при заключении договора, 30% в течение одного года после заключения договора, 30% в течение двух лет после заключения договора.
[3] 67 482,7 тонн – в КНР, 8 871,8 тонн – в Японию, 6,9 тыс. тонн – в Республику Корея.
[4] При 80 рублях за доллар США и ниже она будет нулевой.
[5] Учредители – А.Ро, А.Гутников, А.Милованов.
[6] Учредитель – Д.Фукалова.
[7] Поскольку компания является резидентом СПВ, данная территория будет исключена из границ ТОР «Большой Камень».
В рыбопромышленных регионах Дальневосточного ФО фиксируется рост добычи водных биоресурсов. По итогам лососевой путины 2023 г. объем вылова к концу октября на Дальнем Востоке составил 608 тыс. тонн, что в 2,2 раза превысило показатель прошлого года и на 13% больше, чем в нечетном 2021 г. В том числе Камчатский край обеспечил 491 тыс. тонн лососевых (около 84% дальневосточного вылова), в Сахалинской области вылов превысил 69 тыс. тонн, в Хабаровском крае было добыто свыше 28 тыс. тонн лососевых (рекордный показатель за последние 20 лет), в Магаданской области – около 15 тыс. тонн, в Приморском крае – более 1,7 тыс. тонн.
Следует также отметить, что дальневосточные филиалы ФГБУ «Главрыбвод» в январе-сентябре на 13% перевыполнили план по выпуску лососевых – за отчетный период для воспроизведения в водоемы было выпущено свыше 201,7 млн экземпляров лососевых видов рыб (план – 177,97 млн). Больше всего лососевых выпущено в Сахалинской области – свыше 110 млн штук. Сотрудники Амурского филиала выпустили более 46,4 млн мальков (на 23% больше плана). Приморский филиал завершил выпуски лососевых в объеме 8 млн экземпляров. Сотрудники Охотского филиала (Магаданская область) перевыполнили план на 27%, направив в водные объекты более 12,6 млн мальков лососевых. Значительный объем в общем выпуске составляет кета и горбуша.
В дальневосточных регионах растет объем вылова пелагических видов рыб. По данным на начало ноября, вылов сардины иваси превысил показатель аналогичного периода 2022 г. на 92%, составив 354 тыс. тонн. При этом в связи с активным промыслом в Южно-Курильской зоне был скорректирован рекомендованный объем иваси – на 400 тыс. тонн (до 884 тыс. тонн). Вылов скумбрии в Дальневосточном бассейне составил 8,7 тыс. тонн.
В текущем году о росте экспорта рыбной продукции отчитались Хабаровский край, Еврейская АО и Магаданская область. В январе-октябре данные регионы направили на экспорт 6,7 тыс. тонн рыбной продукции, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе в КНР было направлено 3,5 тыс. тонн, в Республику Корея – 1,7 тыс. тонн, в Японию – 1,4 тыс. тонн. За январь-август экспорт рыбы и рыбопродукции Камчатского края и Чукотского АО вырос на 12% по сравнению с показателем за аналогичный период 2022 г., на экспорт было оформлено 2 104 партии рыбы и морепродуктов общим весом 84 270,1 тонн.
Стартовал второй этап распределения инвестиционных квот. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) в октябре продало права на добычу краба на 214,27 млрд рублей на аукционах, прошедших в рамках второго этапа распределения инвестиционных квот (16-18 октября). На участие в аукционах было подано 160 заявок, реализовано 27 лотов, победителями стали 13 компаний. Ни одна из компаний после получения новых квот не превысила установленный антимонопольным законодательством порог доминирования в 35%. Доля квоты закрепляется за компаниями на 15 лет. В зависимости от лота победители должны построить в РФ краболовные суда длиной более 50 м или логистические комплексы.
Самым крупным добытчиком краба на Дальнем Востоке остается ГК «Русский краб» (в аукционах участвовала дочерняя компания «Владкраб»), ей с учетом новых квот будет принадлежать 24,1% (18,3 тыс. тонн) от общей квоты на добычу краба в Дальневосточном бассейне. Прежде доля группы в общем объеме крабовых квот составляла 15,6% (11,8 тыс. тонн). Компания приобрела семь лотов стоимостью 57,1 млрд рублей. Годовой объем добычи крабов по данным лотам может превысить 6,3 тыс. тонн.
ООО «Островной краб» (подконтрольно УК «ДВ Рыбак» (Владивосток), в числе акционеров – А.Байгужин, А.Галкин, О.Симчук, ООО «Сбербанк инвестиции») приобрело четыре лота стоимостью 33,55 млрд рублей с объемом добычи в 3,66 тыс. тонн крабов в год. Также в число победителей аукционов вошли ООО «Восток» (принадлежит Н.Кожемяко, сыну губернатора Приморского края О.Кожемяко), структуры ГК «Антей» И.Михнова, ООО «Север» (Хабаровский край, подконтрольно М.Петрушину – владельцу «Сигма Марин Технолоджи»), «Феникс» (Камчатский край, подконтролен владельцам «Океанрыбфлота» В.Пономарёву и И.Евтушку), «Тихрыбком» М.Котова (Магадан), «Амуррыбпром» (подконтролен хабаровскому предпринимателю А.Ро).
С учетом новоприобретенных квот лидерами крабового рынка, помимо ГК «Русский краб», являются «Сигма Марин Технолоджи» (11,8%, 8,9 тыс. тонн) и «Антей» (10,8%, 8,2 тыс. тонн). Итоговая цена продажи квот в рамках второго этапа крабовых аукционов превысила доходы от аукционов первого этапа распределения инвестиционных квот в полтора раза – в 2019 г. объем поступлений в бюджет от реализации квот составил свыше 142 млрд рублей.
Тем временем Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) и Сбербанк предлагают Минсельхозу увеличить срок действия инвестиционных квот на вылов, в связи с тем, что более 80% запланированных к строительству судов, законтрактованных на первом этапе инвестиционной программы, пока остаются на стадии реализации и могут не завершиться в отведенный 8-летний срок (максимальные временные рамки) в связи с необходимостью пересмотра стоимости контрактов, перепроектированием и заменой судового комплектующего оборудования и дефицитом финансовых средств для достройки. Сбербанк и ВАРПЭ выступают за разработку механизма увеличения срока пользования инвестиционными квотами для инвесторов, готовых к значительному пересмотру условий судостроительных контрактов в части стоимости.
Стоит отметить, что Минпромторг доработал проект изменений Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, включив в него продукцию судостроения. В него вошли более 360 наименований продукции (оборудование разной степени сложности, в том числе энергетические установки, судовые системы, широкий спектр оборудования для обработки рыбной продукции). Это позволяет доработать постановление №719 (о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, где установлены баллы локализации для различного оборудования, в том числе необходимые для участия в госзакупках или получения субсидий) в части установки комплектующих российского производства в состав нового судна или объекта морской техники.
Важным требованием к судам является их соответствие уровню локализации строительства, но прежде оно распространялось только на суда-краболовы. Инвесторы при этом сталкиваются со сложностями при прохождении процедуры подтверждения российского происхождения построенного судна и оборудования. Новые коды ОКПД позволят учитывать больше позиций, операций и сырья для расчета уровня локализации. Доработка постановления №719 также предполагает отсрочку повышения минимального требуемого уровня локализации строительства судов рыбопромыслового флота. В частности, в действующей версии до 30 июня 2023 г. требовалось не менее 2300 баллов локализации, с 1 июля 2023 г. – не менее 2900 баллов, с 1 июля 2025 г. – не менее 3400 баллов.
Проект изменений в постановление предполагает возможность сдвинуть вышеназванные пороги на два года. Сходное смещение предусмотрено и для рефрижераторных судов – требование к достижению 3200 и 3750 баллов предлагается сдвинуть с 1 июля 2023 г. и 1 июля 2025 г. соответственно на два года, сохранив действующий норматив в 2500 баллов. Данные изменения направлены на избежание риска расторжения договоров на инвестквоты в связи с неисполнением требования по локализации.
Рыбопромышленники обеспокоены ростом экспортных пошлин. ВАРПЭ в октябре попросила Минсельхоз инициировать изменения в законодательство для освобождения судового топлива от применения повышающих коэффициентов при расчете вывозных пошлин. Изменения предлагается внести в постановление правительства № 1637 от 5 октября, которым был скорректирован подход к определению ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды нефтепродуктов. На вывоз судового топлива из РФ должен применяться повышающий коэффициент – 50 тыс. рублей за тонну.
Рыбопромышленники опасаются, что введение пошлины приведет к удорожанию промысла и увеличению себестоимости производства российской рыбной продукции. Причина заключается в том, что при ведении промысла в удаленных от морских портов районах (в Охотском, Беринговом, Баренцевом морях и др.) суда обычно не возвращаются в порт до окончания рейса, который может длиться до полугода. Так происходит в период Охотоморской минтаевой путины в январе-апреле, когда добывается около 1 млн тонн водных биоресурсов. Судовые запасы доставляются в районы промысла, и в море же производится заправка судов топливом. Воды исключительной экономической зоны РФ не относятся к таможенной территории страны. Прежде вывоз судового топлива с массовой долей содержания серы не более 1% не облагался таможенной пошлиной, а постановление распространило на данную категорию действие экспортной пошлины.
В связи с этим в ВАРПЭ ожидают повышения стоимости бункеровки российскими танкерами на 50 тыс. рублей за тонну. При этом на долю судового топлива приходится до 30% себестоимости рыбной продукции. Сильнее всего увеличение затрат угрожает промыслу социально значимых и доступных видов рыбы (минтай, сельдь, сардина иваси, путассу, мойва). С позицией ВАРПЭ согласны в Ассоциации добытчиков минтая (АДМ, президент – А.Буглак), где полагают, что рост стоимости топлива отразится на финансовом состоянии предприятий.
До введения пошлины стоимость топлива у российских бункеровщиков составляла 565-600 долларов США за тонну. Бункеровку рыбопромысловых судов на Дальнем Востоке также осуществляют южнокорейские, японские и китайские компании. Ранее цена на такую бункеровку была более высокой – 622-685 долларов за тонну. После введения пошлины с 5 октября цена на российское судовое топливо выросла не менее чем на 515 долларов, и российская бункеровка стала дороже на 65% по сравнению с южнокорейской, японской и китайской.
Кроме того, вступление в силу Международной конвенции по предотвращению загрязнения от судоходства (MARPOL) предполагает запрет на использование судового топлива, массовая доля серы в котором превышает 0,5%. В случае отсутствия решения о продлении отсрочки данного требования, с 1 января 2024 г. рыболовные судна на Дальнем Востоке должны будут переходить на низкосернистое топливо, стоимость которого выше на 15-20%.
Между тем в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (президент – А.Осинцев, нередко лоббирует интересы «Русской рыбопромышленной компании») не разделяют опасений по поводу негативных последствий от введения пошлины. В Ассоциации указывают, что большинство судов бункеруются в режиме открытой границы[1]. На этом фоне в Росрыболовстве признают наличие рисков дополнительной финансовой нагрузки на промысловые компании из-за пошлины, предлагая более детально изучить возможности нивелировать возможное негативное влияние.
Что касается развития инфраструктуры для рыбной торговли, то в Приморском крае приморская рыбодобывающая компания «Тройка»[2] запустила цифровую платформу для оптовой продажи рыбы Fishplace. На платформе зарегистрировались 150 предприятий – рыбные компании и холодильные склады Приморского, Камчатского, Хабаровского краев, Сахалинской области. Платформа позволяет работать со складами, вести учет продукции и размещать рыбу на продажу.
Резидент СПВ, компания «Дельта-сервис» (принадлежит совладельцу «Океанрыбфлота» И.Евтушку), в приморском Артёме построила склад-холодильник для хранения пищевой продукции мощностью 95 тыс. тонн продукции в год. Объем инвестиций составил 1,1 млрд рублей. Тем временем в камчатском поселке Авача (в составе Петропавловска-Камчатского) после капитальной реконструкции в конце октября были введены в эксплуатацию два причала на побережье бухты Моховая (ФГУП «Нацрыбресурс») в рамках развития портовой рыбохозяйственной инфраструктуры в порту Петропавловск-Камчатский. Объем капитальных вложений составил около 1 млрд рублей. Глубина причалов позволяет принимать все типы рыбопромысловых судов. В целом перевалка рыбной продукции в порту Петропавловск-Камчатский по итогам трех кварталов текущего года выросла на 3,5% по отношению к уровню аналогичного периода прошлого года, составив порядка 91 тыс. тонн.
Наконец, сахалинская ТОР «Южная» в октябре была расширена в целях реализации в Корсакове проекта строительства рыбоперерабатывающего комплекса крупной сахалинской компании «Гидрострой» мощностью до 500 тонн в сутки с жиромучной установкой, оборудованием для выпуска филе и холодильником на 5 тыс. тонн продукции. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на 2024 г. Объем инвестиций оценивается в более чем 5,4 млрд рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Постановлением правительства России от 5 сентября 2007 г. № 560 утвержден порядок получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы РФ российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе РФ. Разрешение на неоднократное пересечение государственной границы российскими рыбопромысловыми судами выдается пограничным органом в порту, где зарегистрировано судно. Для его получения владельцу судна необходимо представить в пограничный орган письменное заявление о выдаче разрешения с приложением пакета необходимых документов.
[2] Учредители – П.Маркин, Ю.Беликова, В.Каханова.
«Рыбный стол» страны
10 тысяч тонн не хватило камчатским рыбакам, чтобы побить собственный же абсолютный рекорд пятилетней давности, когда удалось поймать 500 тысяч тонн. Это второй по значимости результат за всю историю наблюдений. Вообще, последняя пятилетка вся «рекордная»: в 2021 году в невода попало тоже под полмиллиона тонн.
Кстати, в следующем году специалисты ожидают рекордные подходы горбуши, об этом в интервью телеканалу «Губерния» заявил президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко. По его словам, если прогнозы оправдаются, то не исключено, что для переработки придется привлекать флот и перерабатывающие мощности из соседних регионов.
«Наверное, нам нужно готовить мощности доя переработки. Когда большие объемы, то, как правило, не готовы перерабатывающие мощности. В особенности по Сахалинскому заливу, по Охотскому району дополнительные силы придется привлекать для переработки», – заявил в интервью Сергей Рябченко.
Рыба в море
На Камчатке, где в этом сезоне добыли больше 80% лососевых от всего улова в дальневосточном бассейне, основу промысла традиционно составила горбуша, всего ее поймали 478 тыс. тонн.
«По предварительным данным этого вида камчатского лосося добыто на треть больше от прогнозируемых показателей. Хорошие показатели путины и по другим видам красной рыбы — нерке, кижучу, кете. Можно с уверенностью сказать, что Камчатка подтвердила звание самого рыбацкого региона — более девяноста процентов дальневосточного улова приходится именно на наш полуостров», — рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
О рекордных уловах говорит и тот факт, что с начала октября больше, чем в два раза вырос объем перевозимой в багаже авиапассажиров икры: только за неделю с Камчатки самолетами вывезли почти пять тонн икры без документов и 5,2 тонны икры промышленного производства.
Довольны рыбалкой и в Сахалинской области.
«В целом результаты вылова тихоокеанских лососей в Сахалинской области за 2023 год демонстрируют рост почти в два раза по сравнению с предыдущим нечетным 2021 годом», - с удовлетворением отметили в областном министерстве по рыболовству.
Справка: из 596 тыс. тонн добытых в дальневосточном бассейне лососей 478 тыс. тонн составила горбуша, 67 тыс. тонн – кета, 37 тыс. тонн – нерка, 13 тыс. тонн – кижуч.
Рыба на столе
Рекордные выловы повлияли и на цену рыбы: сегодня во Владивостоке горбуша оптом продается по 150 рублей за килограмм, летом на той же Камчатке в рамках проекта «Доступная рыба» охлажденная горбуша и вовсе торговалась в магазинах по 50 рублей за кило.
Кстати, несмотря на хороший улов, рыба по-прежнему редко появляется на столах россиян, в том числе, и дальневосточников: по данным ВЦИОМ лишь половина молодых людей едят рыбу хотя бы один раз в месяц, за последние пять лет этот показатель сократился в 2,5 раза. В этой связи минувшим летом губернатор Камчатского края Владимир Солодов предложил вернуть практику «рыбных четвергов».
В преддверии нынешней путины глава Росрыболовства Илья Шестаков, выступая в Совете Федерации, заявил, что в России сложились все предпосылки для того, чтобы увеличить добычу рыбы на один млн тонн. И произойти это может как раз за счет рыбаков Дальнего Востока, на долю которых приходится до 70% общероссийского улова.
«Мы приблизились к объему вылова в пять млн тонн водных биоресурсов, российские рыбаки перешагнули этот порог спустя четверть века и уверено держат планку», – сказал Илья Шестаков.
Рыба в цифрах
Примечательно, что рекордной «красная путина» стала не для всех дальневосточных территорий. Так, на Чукотке поймали лишь 21,4% от плана. Руководитель регионального руководителя департамента сельского хозяйства и продовольствия Сергей Давидюк попытался объяснить это тем, что «вода была холодная».
«Объемы добычи горбуши составил объем, значительно меньший даже для «негорбушового года», а объемы добычи кеты промышленными предприятиями составили всего лишь 1/3 от прогнозируемого объёма. Специалисты ТИНРО предварительными причинами указывают массу холодной воды, спустившейся с Чукотского моря в Берингово море, перегородившее в период подхода горбуши вход в Анадырский залив», – рассказал Сергей Давидюк.
В этой связи новоиспеченный губернатор Владислав Кузнецов дал поручение разработать план прохождения путины в следующем году, чтобы не «проседать» на фоне соседей.
Кстати, эксперты вполне уверенно говорят о том, что следующая «рыбалка» будет такой же перспективной. Точные прогнозы и объемы, разрешенный к вылову, еще предстоит определить ученым.