До 2030 года будут продлены программы материнского капитала, льготной семейной ипотеки. Кроме, того в России стартует новый национальный проект «Семья».
В своём послании федеральному собранию Президент России Владимир Путин особое внимание уделил проблемам финансовой обеспеченности россиян в целом и многодетных семей в особенности.
— Мы будем принимать дополнительные решения в системе воспитания и образования, регионального и экономического развития по поддержке и повышению качества жизни семей, — подчеркнул он. — В 2000 году за чертой бедности в России находилось более 42 млн человек, с тех пор ситуация действительно изменилась, изменилась кардинально: по итогам прошлого года количество людей за чертой бедности снизилось до 13 млн 500 тыс. человек, это, конечно тоже много, но мы держим решение этой проблемы в зоне постоянного внимания.
Ряд мер принят относительно недавно: так с 1 января 2023 года введено ежемесячно пособие для семей с невысокими доходами, причем от беременности женщины до достижения ребёнком 17 лет. В прошлом году это пособие получили 11 млн человек.
Путин отметил остроту проблемы бедности, которая сейчас прямо затрагивает более 9% населения страны, а среди многодетных семей, по оценкам специалистов, эта цифра достигает 30%. В этой связи Президент поставил задачу добиться к 2030 году того, чтобы уровень бедности стал ниже 7%, а среди многодетных семей снизился более чем в два раза – до 12%.
— Понимаю, что в целом борьба с бедностью эта задача непростая. Она носит абсолютно системный характер многовекторный, поэтому повторю ещё раз важно, чтобы все меры, которые мы принимаем в этой сфере, все инструменты, которые используем, были эффективными и действенными, давали ощутимый реальный результат для людей, для Семей наших, — подчернул Владимир Путин.
Объединить существующие и предложить новые меры поддержки призван новый национальный проект «Семья», о старте которого объявил Президент.
– Предлагаю дополнительно помочь регионам, где уровень рождаемости ниже среднероссийской, — сказал Владимир Путин. — Это особенно важно для центральной России и Северо-Запада. В 2022 году в 39 регионах суммарный коэффициент рождаемости был ниже среднероссийского. До конца 2030 года направим таким регионам не менее 75 миллиардов рублей, чтобы они могли нарастить свои программы семей. Средства начнут поступать с начала будущего года.
В прошлом году в России было построено свыше 110 млн квадратных метров жилья. За последние шесть лет миллионы российских семей улучшили жилищные условия, в том числе более 900 тыс. с помощью семейной ипотеки. Эта программа началась в 2018 году, и мы постоянно повышали её доступность: сначала ей могли воспользоваться семьи с двумя и более детей, потом с одним ребёнком. Программа льготной ипотеки действует до июля текущего года. Предлагаю продлить её до 2030 года, сохранив базовые параметры.
В период с 2018-го по 2022 год число многодетных семей в России выросло на 26,8%. Это хороший показатель […] В семьях, где растёт много семей много и забот, у родителей должно оставаться больше средств на решение текущих проблем. Предлагаю в два раза – до 2 800 рублей в месяц увеличить налоговый вычет на второго ребёнка и до 6 000 тысяч в месяц на третьего и каждого последующего ребенка.
На сегодня почти 40% из 35 тыс. км внутренних водных путей на Дальнем Востоке и в Арктике не имеют гарантированные габариты судовых ходов. Это приводит к существенному снижению провозной способности флота и ограничению скорости прохождения отдельных речных участков. На состоявшемся в начале апреля заседании совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде предложено разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей с акцентом в финансировании на ДФО. В то же время не менее важная задача сегодня связана с обновлением каботажного флота.
В русле системных решений
Для отдаленных территорий речной транспорт часто является единственным способом доставки массовых грузов, он же играет и важную роль в выстраивании новых логистических коридоров, говорит первый зампред комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совфеда Галина Карелова. «Инфраструктура водного транспорта нуждается в качественных изменениях. Полагаем, что нужно разработать отдельный федеральный проект по развитию внутренних водных путей», – подчеркнула она.
Как уточнили в Минтрансе РФ, сейчас формируется нацпроект «Транспорт», который включает в себя программы «Развитие инфраструктуры опорной сети морских портов» (им до 2030 года предусмотрено 12 мероприятий по ДФО) и «Развитие опорной сети внутренних водных путей». Ожидается, что федеральное финансирование по нацпроекту начнется со следующего года.
Тем не менее, обращает внимание сенатор, следует предусмотреть средства из бюджета РФ конкретно на расширение возможностей судоходства по рекам Дальнего Востока. «Сейчас же это, прежде всего, забота самих регионов», – считает Галина Карелова (стоит сказать, региональные администрации бассейнов водных путей, на которых возложено содержание инфраструктуры и обеспечение безопасности движения на судоходных участках – это федеральные бюджетные учреждения).
«Я считаю, мы в целом не дорабатываем по рекам, поскольку все понимают, что проблема большая, связана с необходимость работать с руслами, дном, привлекать специальные земснаряды, – подчеркнул глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. – Россия построена на реках, и без речной логистики, сколько не будем расшивать Восточный полигон, особенно на северах не достигнем успеха».
C проблемами судоходства почти ежегодно сталкивается Якутия. В прошлом году навигация проходила в сложных гидрологических условиях, связанных с продолжительным периодом маловодья на реке Яна. В связи с длительным отсутствием судоходных глубин как на баровом участке, так и на самой реке, наблюдалось длительное скопление судов. Низкие уровни воды также фиксировались на Вилюе.
В качестве факторов, которые осложняют работу флота, в Ленском речном пароходстве называют непроведение дноуглубительных работ, отсутствие аварийно-спасательных формирований в арктических районах, а также устаревание нормативных сроков арктической навигации, установленных еще почти полвека назад.
По аналогии с планом развития Северного морского пути необходимо утвердить план развития транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, говорит спикер Ил Тумэн Алексей Еремеев. Причем к 2029 году содержание опорных инфраструктурных объектов должно достигнуть 100% от норматива финансовых затрат.
Сложности с развитием судоходства есть и в других арктических регионах. В частности, в связи с разработкой нефтегазовых провинций Ямало-Ненецкого автономного округа у грузоотправителей повышается востребованность в услугах речного порта Лабытнанги, ближайшего к освоению месторождений. Но чтобы осваивать дальше грузопоток, необходимо расширять подходы. «Там есть целый ряд системных ограничений, которые накопились за последние десятилетия, с ними необходимо совместно разбираться. Это и вопросы дноуглубления, и вопросы содержания речного русла», – рассказал первый заместитель губернатора ЯНАО Александр Калинин.
В предыдущие годы в стране был сделан акцент на развитии Волго-Каспийского судоходного канала, продиктованном перспективами перевозок в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг». Здесь организовали беспрецедентные по масштабам дноуглубительные работы. Чтобы обеспечить на всем протяжении канала проходную осадку не менее 4,5 м, одновременно работало до 40 судов дноуглубительного, вспомогательного флота.
В то же время значительно увеличить программу по дноуглублению на водных путях в других регионах страны не позволяла нехватка техники. По словам сенатора Андрея Шевченко, долгие годы обновление технического флота происходило недостаточными темпами. Это привело к тому, что сейчас имеется дефицит таких судов. К тому же осложняет ситуацию износ специализированного транспорта, отсутствие запчастей.
Раньше часть дноуглубительных работ выполнялась зарубежными подрядчиками, но в связи с внешнеполитической повесткой с российского рынка ушли такие европейские компании, специализирующиеся на дноуглублении, как Van Oord, Boscalis, Jan de Nul, Deme. Иностранцы помогали закрывать потребность в таких судах. На 2022 год емкость трюмов дноуглубительного флота России составляла около 40 тыс. куб. м, тогда как у одной Deme – 240 тыс. куб. м.
Для реки и для моря
Отдельная проблематика связана с обновлением торгового флота, прежде всего, в речных бассейнах, имеющих выход к арктическим морям.
На Севморпути уже работают три новых атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт «Арктика», «Сибирь» и «Урал» (всего в период прошлогодней навигации в акватории СМП работали семь атомных и три дизельных ледокола). Кроме того, продолжается строительство атомоходов «Якутия» и «Чукотка» (срок завершения первого – конец 2024 года, второго – 2026-й). Заключены госконтракты на выпуск еще двух судов этого проекта, с окончанием строительства в 2028 и 2030 году. Одновременно на верфи «Звезда» ведутся работы по созданию крупнейшего в мире ледокола «Лидер» (проект 10510) мощностью 120 МВт. Планируемый срок его сдачи – 2027 год.
Как отметил заместитель гендиректора – руководитель дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслава Рукша, в условиях наращивания ледокольной группировки, большую значимость приобретают суда класса река-море. С точки зрения объемных показателей они обеспечивают меньшую перевозку, чем арктические танкеры для транспортировки углеводородов, но этот флот развозит практически все грузы по побережью ледового океана.
При этом важно снижать темпы старения транспорта. В частности, у Ленского объединенного речного пароходства средний возраст судна составляет 31 год. Чтобы довести этот показатель хотя бы до 20 лет, нужно серьезное обновление, указывает Вячеслав Рукша.
Отчасти проблему должно разрешить появление Жатайской судоверфи в Якутии. Ее создание ведется на базе действующего предприятия, построенного в 1940-х и специализирующегося на судоремонте. Работы должны были завершиться еще в 2020 году, но сроки не раз переносились. Основной причиной стало удорожание стоимости проекта.
В этом году власти Якутии планируют завершить создание судостроительного комплекса. Мощности верфи будут рассчитаны на строительство до 10 судов класса река-море ежегодно, немаловажно, что помимо заказов на постройку флоту, предприятие продолжит оказывать услуги по судоремонту, отметил замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных.
Верфи покажут ледовый класс
Внимание к водному транспорту, обеспечивающему каботажные перевозки, на данный момент повышено и в свете законодательных новелл. С 1 апреля вступил в силу федеральный закон о северном завозе, хотя до сих пор, посетовала Галина Карелова, не определен его единый оператор, располагающий флотом. «Надеемся на скорейшее решение правительством этого вопроса. Важно, чтобы система северного завоза могла полноценно заработать в ближайшем будущем. Конечно, этого ждут наши северные регионы», – сказала сенатор.
Подзаконный акт относительно создания единого оператора пока не принят, он находится на согласовании в правительстве РФ, сообщил Алексей Чекунков. «Детально высчитываем вместе с Росатомом и со всеми субъектами, которые участвуют в северном завозе (это 25 таких регионов), для того чтобы не навредить. Здесь у нас принцип как в клятве Гиппократа – нельзя нарушать то, что уже работает. Создавая новое, нужно решать задачи стратегического развития, но не нарушая те цепочки, которые работают сейчас», – пояснил министр.
Основной смысл появления единого оператора для северного завоза как раз в создании соответствующего флота. И такие суда, по словам Алексея Чекнукова, должны появиться «через определенный, разумный срок».
Какой-то транспорт, выпускаемый сегодня серийно, может быть адаптирован к Дальнему Востоку. К примеру, для более южных сообщений возможна поставка сухогрузов проекта RSD59 (эти суда должны стать основой современного грузового флота класса река-море в России). Сложнее дело с проектами ледового класса для каботажных перевозок.
Если говорить об Арктике, сегодня судостроительная отрасль в первую очередь занята производством крупнотоннажных судов, которые будут обслуживать экспортный поток. «Жаль, что вторую верфь, как «Звезда», нигде не построили. Сейчас она загружена газовозами и танкерами», – свидетельствует Вячеслав Рукша.
Глава Минвостокразвития согласен, что для каботажных сообщений это серьезный вызов. «Уже прекратил работу атомный лихтеровоз «Севморпуть» (находившийся в составе арктического флота с 1988 года он исчерпал свой ресурс – прим. ред.) – уникальное судно, которое ходило по субсидируемым рейсам. Таких судов больше не производится, они не экономичны, а флот ледового класса для внутренних перевозок пока отсутствует как сущность», – признал он.
Впрочем, уточнил Вячеслав Рукша, два последних рейса лихтеровоза «Севморпуть» почти не потребовали субсидий, при этом загрузка была под 80-90%. Долгосрочные планы по развитию внутренних перевозок с государственным участием будут способствовать притоку частных инвестиций в эту логистику. «Не сомневаюсь, что СМП в ближайшие десятилетия будет также играть большую роль в динамике развития связанности территорий востока и запада», – убежден представитель Росатома.
Несмотря на непростые условия и последствия демографической ямы 90-х годов, Дальний Восток имеет все шансы обратить отток населения в приток. Этому способствуют вложения в экономику макрорегиона, создание новых рабочих мест, а также меры поддержки семей, включающие прямую финансовую помощь и льготные ипотечные программы.
— Давайте начнём с общей картины — как по вашим данным выглядит актуальная демографическая ситуация на Дальнем Востоке — сколько жителей по регионам ДФО? Возрастной и гендерный состав? Становится их больше или меньше?
— Мы регулярно делаем подробный демографический анализ, потому что одна из двух ключевых стратегических задач — это превратить отток населения в приток. Эта задача не теряет актуальности, но сейчас обретает особую весомость, потому что 10% всех российских инвестиций приходится на Дальний Восток. И инвестпортфель будет только расти, но как его реализовывать без людей?
Нужны люди. По данным на 1 января 2024 года численность населения ДФО — 7 851 300 человек. Из чего и как складывается эта цифра? Тут наслаиваются несколько процессов. Во-первых, сейчас мы находимся в большой демографической яме, и это, увы, общероссийский тренд, мы никак особо не отличаемся, разве что на Дальнем Востоке население помоложе и, соответственно, коэффициент рождаемости у нас повыше, чем в среднем России. То есть это некоторый запас прочности для Дальнего Востока.
Таблица 1. Численность постоянного населения, тыс. человек
За первое полугодие 2024 численность населения сократилась на 0,2% — и в России, и в ДФО вектор примерно один и тот же. Но у нас есть два счастливых региона, где мы видим прирост населения: традиционно это Республика Саха (Якутия) на 0,3% и Чукотский автономный округ на 0,1%.
В Якутии это результат долгосрочной, качественной, продуманной политики руководства региона по поддержке рождаемости. Имеет значение и высокий уровень рождаемости в сельских территориях: в условиях демографического перехода в городе люди заводят детей не так активно. Сельские семьи — традиционный источник прироста населения.
Нужно отметить, что в целом у нас женщин больше — их доля в населении округа 52,8%, и она немного увеличилась, что удивительно: вроде как регион для суровых мужчин, работающих в горнодобыче, тайге, вахтой и так далее, но вот в структуре постоянного населения у нас такое соотношение.
По возрастам в ДФО более сбалансированная группа, чем в России: доля населения моложе трудоспособного у нас выше на 1,8%, старше трудоспособного ниже на 3,4%, что вполне объяснимо — люди отработали здесь и уехали в Краснодарский край на пенсию. Нам помогает специфика региона в этом смысле, то есть Дальний Восток условно — это регион молодых, он всегда был таким, и этот шлейф ещё остаётся.
Доля лиц младшего и старшего трудоспособного населения, имеют близкие значения — на начало 2024 года количество лиц, которые вступили в трудоспособный возраст, на 12,6% превысило число вышедших на пенсию. Это значит, что у нас будет прибывать рабочая сила. Это нам очень выгодно, потому что потребность во всех категориях трудовых ресурсов растёт.
На одной из сессий недавно прошедшего Восточного экономического форума мы обсуждали складывающуюся ситуацию — экономика за 10 лет может вырасти в полтора раза в нынешних ценах, и при этом, например, обрабатывающая промышленность вырастет в два раза. И только её потребность в рабочих руках увеличится на 70 тысяч человек. Умножаем на коэффициент семейственности, получаем 150−200 тысяч человек плюсом к населению. Это тот самый источник притока, когда есть работа, когда есть спрос на неё, и люди будут приезжать. Просто так люди на Дальний Восток для жизни не поедут, они поедут под интересную, хорошо оплачиваемую работу.
Кроме того, сейчас повышение пенсионного возраста работает на то, что у нас количество трудоспособного населения выросло и будет в ближайшее время еще расти. Однако через 15 лет у нас количество вступивших в пенсионный возраст может стать в полтора раза больше, чем вступивших в трудоспособный возраст.
— Каков коэффициент рождаемости по регионам и в среднем по ДФО? Насколько он отличается от среднероссийского показателя?
— К большому сожалению, общий тренд на снижение. По коэффициенту рождаемости на тысячу человек снижение на 11%. Национальные республики всегда с более высоким коэффициентом. В Сахалинской области тоже хорошие показатели, очень хорошо работает мера поддержки при рождении третьего ребенка, а они раньше всех начали ее применять. Плюс у них много программ поддержки молодых семей.
В среднем по ДФО коэффициент рождаемости 9,7 на тысячу человек, а было 12,1. Мы провели анализ, и выяснили: людям нужна уверенность в будущем, перспектива по работе, рост реального дохода. Если человек видит, что завтра будет лучше, чем вчера, он более склонен к тому, чтобы обзаводиться детьми. Но сейчас мы видим дефицит жилья, есть некоторая неопределенность с ипотекой из-за роста цен на квартиры.
Из общедемографических факторов хотелось бы отметить ещё то, что — у нас наблюдается уменьшение числа женщин репродуктивного возраста. Это последствия кризиса 90-х. Из всех факторов на 70% текущую ситуацию определяет именно этот — малое количество рождений в 90-х. Плюс за последние 20 лет женщины стали позже рожать в среднем, и в моменте это приводит к таким статистическим перекосам.
К тому же молодые люди теперь предпочитают сначала зарабатывать первоначальный капитал, а потом планировать детей. Это приводит к тому, что молодые пары рождают первого ребенка ближе к 30 годам.
— Что показывают последние доступные данные по миграции — сколько человек, какого гражданства, из каких регионов РФ приезжают на ДВ? Сколько человек уехало – их возраст-пол? Каков баланс между приезжающими-уезжающими?
— По миграции у нас был позитив в 2022-м году — количество прибывших было больше, чем уехавших, сейчас вектор поменялся: количество выбывших превышает количество прибывших. Миграционная убыль составила 14,2 тысяч человек. При этом мы видим замедление оттока и ожидаем через несколько лет нулевой отток, и затем разворот в сторону притока за счет как раз новых инвестпроектов.
— Через сколько лет? Три, пять, семь?
— Сложно сказать. Если мы стабилизируемся и с 2030-го года начнем расти, я считаю, это будет хороший результат.
Самая большая наша боль — всплеск миграционной активности в группе 18−23 года: это образовательная миграция, когда молодые люди выбирают вузы в центре страны, стремясь получить престижное образование, и ни в коем случае нельзя их за это винить. Вот у главы Якутии Айсена Сергеевича Николаева политика такая, например —пусть уедет, отучится и приедет обратно, человечный такой подход. Но студенты уезжают и часто потом не возвращаются, и так у нас вымывает 50−60% молодёжи.
Но нельзя сказать, что у нас только отток в группе 18-23, нет. И на Дальний Восток приезжают студенты, но хотелось бы, чтобы их приток был больше.
Если в целом по структуре посмотреть, в 2023-м в ДФО прибыло 61,6 тысяч человек, причём половина — из Сибирского и Центрального федеральных округов: 26% и 22% соответственно, чуть меньше из Уральского.
Из других стран мира за прошедший год в ДФО прибыло 48,9 тысяч человек (на 33% больше, чем в 2018 г.), из них 38% – из Киргизии, 17% – из Таджикистана, 13% – из Китая, 11% – из Узбекистана, 9% – из Армении. В этом же году выбыло из ДФО за рубеж 49,4 тыс. чел. (в 1,5 раза больше, чем в 2018 г.), в том числе 40% – в Киргизию, по 14% – в Таджикистан и Узбекистан, 10% – в Армению, 7% – в Китай. Перечисленные пять стран дают 88% международного миграционного притока в ДФО и 85% миграционного оттока. Активизация международной миграции может объясняться снятием запретов и открытием границ после окончания пандемии COVID-19, повышением миграционной привлекательности Дальнего Востока для трудоустройства жителей ближнего зарубежья, а также уникальными внешнеполитическими факторами. В большинстве своём это временная рабочая сила.
— И мы приходим к вопросу, сколько нам не хватает рабочих рук...
— Да, дефицит трудовых ресурсов есть, и он будет нарастать. Безработица в 2% на самом деле это уже ненормальная безработица. У экономистов есть понятие фрикционной безработицы: то есть уволились, не устроились… Это такой уровень безработицы — до 3%, когда экономика может нанять людей, они просто меняют работу.
Если этот уровень ниже, это значит, что уже перегрев серьёзный в экономике присутствует: заняты все рабочие руки, возникает дефицит, и мы растем ниже потенциала.
— Если в цифрах, сколько нам не хватает?
—У нас сейчас количество вакансий относительно размещённых резюме выше 3 раза, в среднем по России в 2 раза. У нас дефицит где-то 199 тысяч рабочих мест, и это почти 20% от общего дефицита по стране.
Максимальная необеспеченность у нас по техническим кадрам. Ожидается сильный рост в обрабатывающей промышленности и там дефицит в более чем 70 тысяч человек до тридцатого года прогнозируется, очень серьезная необеспеченность в строительстве: разница в 38 раз. Потребность огромная: сейчас начнётся масштабная реализация мастер-планов, и это уже будет уже перегретый спрос, я бы сказал. Организации друг у друга переманивают людей, инфляция зарплат происходит постоянно. Кроме того, нужны люди в электроэнергетике, леспроме, деревообрабатывающей отрасли — здесь самые большие перекосы между потребностью и наличием резюме.
— Если посмотреть с такого ракурса: рожают и ухаживают за детьми женщины, но многие из них вынуждены работать, и это влияет на количество рождений. Почему бы государству — раз уж мы хотим поднять рождаемость — не признать труд женщины, связанный с рождением, воспитанием ребенка до совершеннолетия общественно полезным трудом, оплачиваемым, засчитываемым в стаж, обеспечиваемым пенсией?
— Смотрите в двадцатом веке в принципе рост мировой экономики во многом объяснялся выходом женщин на работу. Началось это в первую мировую войну, когда мужчины ушли воевать, а женщины заместили их.
Они начали трудиться у станка, заняли другие посты, и потом это стало привычной данностью, переход произошёл, то есть рост экономики был как раз основан на вовлечении женщины в продуктивный труд, помимо воспитания семьи.
За это приходится платить снижением рождаемости, потому что нельзя же быть и передовиком на работе, и дома у тебя шестеро. Конечно, есть и такие примеры, но это исключения, я удивляюсь и восхищаюсь такими женщинами. Но сложно себе представить, что все работающие женщины займутся исключительно семейными делами, если будет введена оплата «репродуктивного труда» — по рождению, воспитанию детей до совершеннолетия. Кстати, если это вдруг случилось бы, то усилится и без того острый дефицит рабочих рук.
Не будем забывать и о желании женщин самореализоваться профессионально, вне семьи. К тому же вряд ли «репродуктивный труд» будет оплачиваться так же, как труд в учреждении, на производстве, в коммерческой организации. Поэтому я сомневаюсь, в реальности такой ситуации, когда за поддержание семейного очага будет выплачиваться зарплата.
Но стоило бы подумать насчёт того, чтобы учитывать эту работу, этот труд на благо семьи в пенсионном стаже, или связать пенсию женщины с количеством детей, привязать к отчислениям в пенсионный фонд, создать отложенную преференцию. Но это необходимо всё тщательно просчитать, смоделировать, учесть все факторы.
— Раз уж на Дальнем Востоке ситуация особенно проблематичная, может, стоит кратно умножить финансовую поддержку семей, проживающих здесь? Какие бы другие шаги, более решительные, чем существующие меры, нужно предпринять по Вашему мнению?
— Действительно, демографическая ситуация на Дальнем Востоке требует активной государственной политики, т.к. условия жизни и трудовой деятельности населения характеризуются более суровыми условиями, чем в целом по стране. Реализуемые меры, включенные в состав дальневосточного пакета, уже показали свою эффективность. При этом их главная задача не столько обеспечить рост, сколько минимизировать ожидаемые демографические провалы из-за последствий кризиса 1990-х годов.
Повторюсь — уровень рождаемости на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по стране. Проблема снижения рождаемости носит не региональный, а общенациональный и мировой характер. Например, в Республике Корея суммарный коэффициент рождаемости достиг – 0,8 (самый низкий в мире). При этом государство предпринимает беспрецедентные меры по повышению рождаемости.
Кратное увеличение поддержки, как и любые масштабные вливания денег, чревато разгоном инфляции. Одним из направлений, которые уже реализованы в других странах, и могут быть применены в России, на Дальнем Востоке — это существенные налоговые льготы для семей, в которых рождаются дети. Я считаю, над этим стоит поработать.
При этом надо постоянно помнить, что преодоление тенденций, получивших название в научной литературе «демографический переход», невозможно за короткое время. Это длительный процесс, который может занять от 10 до 15 лет. Поэтому и решения должны быть тщательно продуманы, это не «латание дыр», это долговременное планирование.
Резюмируя, хотелось бы отметить, что ситуация с демографией на Дальнем Востоке реалистично оптимистичная: миграционный отток замедляется, от эффекта «ямы» 90-х, мы никуда не денемся, но контрциклические меры применяются: например, миллион рублей за третьего ребёнка — эта мера поддержки распространена на весь Дальний Восток, она действительно работает, как мы видим, есть меры по поддержке молодых семей, есть ипотека под 2%, о продлении которой до 2030 года заявил Президент, выступая на пленарном заседании ВЭФа, всё это работает, есть эффект. Надо просто спокойно ждать и в ближайшие годы, я уверен, что мы увидим самое главное —изменение тренда.
– Ирина Гаврииловна, наверное, все уже, знают, но все же напомните, как оформить материнский капитал. Что для этого требуется?
– От родителей ничего не требуется. Сертификат на материнский капитал Социальный фонд оформляет семьям в инициативном порядке, по факту регистрации в органах ЗАГС рождения ребенка. На это требуется 5 рабочих дней со дня поступления сведений в Социальный фонд. Затем сертификат направляется в личный кабинет мамы на портал «Госуслуги».
– На что чаще всего жители нашего края расходуют материнский капитал?
– Самое популярное направление – улучшение жилищных условий. Как с привлечением кредита или займа, так и распоряжение им напрямую на покупку жилья.
Второе по популярности - это образование детей.
Сразу после рождения ребенка и получения сертификата средства можно использовать на оплату содержания, присмотра или ухода за детьми в детских садах и яслях.
С прошлого года материнским капиталом можно оплачивать такие услуги у индивидуальных предпринимателей, если у них есть лицензия на осуществление образовательной деятельности. Родители также могут распорядиться средствами на обучение детей у частных преподавателей, работающих как ИП.
После достижения ребенком, на которого получен сертификат, трехлетнего возраста, можно оплатить материнским капиталом обучение в частной школе, вузе или колледже. На момент начала обучения ребенок должен быть младше 25 лет.
Направить материнский капитал можно и на оплату проживания ребёнка в общежитии на период обучения.
Третье популярное направление – ежемесячная выплата из материнского капитала. С этого года еще больше родителей могут ей воспользоваться. Раньше семьи могли направить материнский капитал на эти цели только при появлении второго ребенка. Теперь она предоставляется на каждого ребенка до 3 лет, включая первенца.
За время действия программы Отделение одобрило заявления о распоряжении материнским капиталом 118 тыс. жителей региона. На их нужды Отделение направило более 34 миллиардов рублей.
– Как эксперт, посоветуйте владельцам, самые простые и быстрые способы распорядиться материнским капиталом. Например, семья решила оформить ипотеку. Как направить средства на её погашение без лишних хлопот?
– При оформлении ипотечного кредита владельцу сертификата на материнский капитал достаточно подать соответствующее заявление в банке. В некоторых банках это можно сделать даже в мобильном приложении.
Если кредит оформлен до приобретения права на материнский капитал, родители также могут обратиться в свой банк или же подать заявление о распоряжении маткапиталом на портале госуслуг.
После одобрения Социальный фонд перечисляет средства в течение 5 рабочих дней.
– Некоторые люди предпочитают брать займы в кредитно-потребительских кооперативах, в том числе и на приобретение жилья. Будет ли возможна в этом случае оплата маткапиталом?
– Да, семья может погасить материнским капиталом жилищный кредит, взятый в кредитно-потребительском кооперативе или сельскохозяйственном потребительском кооперативе. Но с 1 апреля 2023 года эти кооперативы должны быть включены в специальный перечень Центрального Банка Российской Федерации. Это новый механизм, который защищает средства владельцев материнского капитала от мошеннических схем.
– Да, периодически в СМИ появляется информация о мошенниках, которые преступным путем завладели материнским капиталом, причем не без участия самих владельцев. О чем необходимо знать родителям, чтобы не попасть на уловки мошенников?
– В преступные мошеннические схемы могут быть вовлечены владельцы материнского капитала. Например, когда им предлагают обналичить средства. На первый взгляд - надежные способы получить средства на руки, но это незаконный путь. И такие манипуляции всегда выявляют правоохранительные органы.
Связавшись с мошенниками, владельцы материнского капитала, могут не только лишиться этих средств, но и сами могут стать фигурантами уголовного дела. Поэтому настоятельно рекомендую избегать советов, которые идут вразрез с законодательством.
– Лето и отпуска всегда заканчивается незаметно. И скоро у многих появятся заботы, связанные с поступлением старших детей в вузы и оформлением младших – в детские сады. Что у Социального фонда предусмотрено для удобства родителей при оплате обучения материнским капиталом?
– Раньше семьям, которые решили направить материнский капитал на обучение ребенка, необходимо было представить в фонд копию договора об оказании платных образовательных услуг из учебного заведения. Теперь, родителям достаточно подать только заявление о распоряжении. Информацию о договоре на обучение Отделение запросит у учебной организации самостоятельно. Отделение заключило соглашение с почти 500 образовательными организациями, в их числе – вузы, средние специальные, дошкольные учебные организации.
– Сколько жителей Хабаровского края получают выплату из материнского капитала, и какую сумму она составляет?
– Почти 21,5 тыс. семей получают ежемесячную выплату из материнского капитала. Её размер равен региональному прожиточному минимуму для детей и составляет 21 120 руб.
– Все ли владельцы маткапитала могут рассчитывать на такую выплату или есть определенные критерии?
– Не все. Критерии, конечно, есть. Выплата назначается семьям со среднедушевым доходом менее двух прожиточных минимумов на человека (19 170*2=38 340), но без учета имущественной обеспеченности и занятости родителей.
Поскольку выплата производится из средств материнского капитала, один из критериев – это наличие средств. Если семья полностью распорядилась средствами или остаток средств недостаточен для назначения выплаты, тогда получать выплату семья не сможет.
Препятствием для получения выплаты из материнского капитала является пособие на ребенка от 0 до 3х лет, которое было назначено ещё до 1 января 2023 года, т.е. до введения единого пособия. Одновременное получение этих выплат законодательством не предусмотрено.
– Какие рекомендации, советы можно дать тем, кто имеет право на получение? Например, как оформить выплату по новым правилам, если в семье несколько детей до 3 лет?
– Если в семье есть несколько детей до 3 лет, и семья уже получает выплату на второго ребенка, но при этом доходы семьи не превысили двух прожиточных минимумов, родители могут оформить выплату и на других детей. Заявление при этом надо подать на каждого ребенка по отдельности.
– Может ли мама оформить одновременно и выплату из маткапитала и единое пособие?
– Да, одновременное получение этих выплат на одних и тех же детей возможно. При этом сначала нужно оформить единое пособие. Если при этом доход семьи не превысит двух прожиточных минимумов, тогда можно подать заявление на выплату из материнского капитала.
Напомню, что для оформления выплаты семье нужно подать заявление в Социальный фонд на портале «Госуслуги», в клиентской службе, а также МФЦ.
– Если у мамы возникнут сложности с заполнением электронного заявления на ежемесячную выплату из материнского капитала, можно ли ей где-то получить подсказку?
– Специально для тех, кто затрудняется самостоятельно заполнить электронное заявление, мы разработали памятку, где пошагово сопровождается заполнение всех разделов заявления. Памятка-инструкция размещена на сайте Социального фонда – на региональной странице Отделения в разделе «Информация для жителей» – «Гражданам» М «Владельцам материнского капитала».
– Есть ли особенности в получении выплаты из маткапитала?
– В правилах выплаты произошли изменения. Теперь выплата доставляется всем семьям в один день – 5-го числа каждого месяца. Средства выплачиваются в текущем месяце за предыдущий месяц. Исключение – для первой выплаты. После принятия решения о назначении, она выплачивается не позднее 5 рабочих дней, т.е. месяц в месяц.
Отсутствие современной, технически развитой базы для ремонта судов может стать фактором, сдерживающим перевозки, в том числе по Северному морскому пути. И если сегодня государство оказывает серьезную поддержку судостроению, то для судоремонтного комплекса она пока не играет столь значимой роли. Причем здесь не всегда обязательны меры финансового характера, для стимулирования развития судоремонта нужно снимать административные барьеры и совершенствовать нормативную базу.
Как считает председатель совета директоров АО «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов, судовладельцы сегодня не располагают деньгами и возможностями активно инвестировать в техническое обслуживание и поддержание флота. Особенно это видно по планово-предупредительным и поддерживающим ремонтам, доля которых как по Дальневосточному, так и по другим морским бассейнам России крайне мала. При этом не только высокие цены на услуги сдерживают рынок судоремонта. Сказывается также дефицит мощностей, нехватка кадров, сложности с запчастями и т.п.
В то же время без современной судоремонтной базы развивать перевозки крайне проблематично, подчеркивает Н. Шабликов. «Одна из главных артерий – Северный морской путь – на сегодняшний день недостаточно востребована как раз потому, что технического обслуживания [флота] нет. И судовладельцы, проходя этот маршрут, достаточно сильно рискуют. Те организации, которые готовы поддерживать какие-то вопросы, связанные с ремонтом, сервисом, – это по сути дела единичные организации», – говорит он.
Вместе с тем, отмечает зампред правительства Приморского края Николая Стецко, если сегодня загрузка судостроительных заводов на северо-западе страны близка к 100%, поскольку многие российские судовладельцы из-за санкций перестали обслуживаться за рубежом, то у предприятий на Дальнем Востоке свободные мощности оцениваются в пределах 30-40%. По-прежнему немало дальневосточного флота продолжает ремонтироваться в азиатских странах, главным образом в Китае.
«После пандемии, когда у нас недолго была очередь, теперь мы берем только суда, которые или физически не могут дойти до азиатских центров ремонта, или ФГУПы, которым нельзя ремонтироваться за рубежом, или аварийщики, – пояснил гендиректор Находкинского судоремонтного завода (НСРЗ) Сергей Старовойтов. – Очень редко к нам заходят суда из патриотических соображений, владельцы которых настаивают на ремонте в РФ».
Большую роль здесь играет вопрос приобретения импортных запчастей. Заказывая обслуживание за рубежом, судовладелец получает в стоимости услуги все необходимые комплектующие, тогда как при ремонте в России приходится решать вопросы по их растаможиванию и оплате, уточнил руководитель НСРЗ.
Между тем на Камчатке за последнее время произошли большие перемены, утверждает зампред правительства Камчатского края Юлия Морозова. Еще пять лет назад в порту Петропавловска-Камчатского ремонтировалось лишь 5-7% местных судов, остальные предпочитали уходить Китай, Южную Корею и Приморский край. Сегодня судовладельцы активно проходят ремонт дома.
За два года судоремонтный комплекс стал второй по величине обрабатывающей отраслью в структуре экономики Камчатки, уточнила Юлия Морозова. К реализации заявляются инвестиционные проекты. В частности, свои мощности на полуострове строит судоремонтная компания «Рем-Нова ДВ» (входит в состав группы компаний «Норебо»). Предварительный размер инвестиций в проект – не менее 13 млрд руб.
Тем не менее господдержка судоремонтной отрасли сегодня недостаточна, признает Ю. Морозова: «Во всяком случае до Дальнего Востока она доходит в минимальных объемах. Сегодня более или менее серьезную поддержку, и то не целевую, а общую, могут получить только крупные игроки, и они ее получают. «Малышам», малым и средним предприятиям, тяжелее».
Бизнес необходимо стимулировать, чтобы он развивал судоремонт на Севере, в Арктике, вторит Николай Шабликов. Потенциально существуют возможности для широкого привлечения к этому виду деятельности представителей малого/среднего бизнеса. Преференциальные режимы, предусматривающие налоговые послабления и другие меры поддержки, должны способствовать развитию этого направления, убежден глава «Нордик Инжиниринг».
В самом деле, в сегодняшней ситуации немаловажно, насколько действенна оказываемая государством помощь. В прошлом году был подписан закон об обнулении ставки налога на добавленную стоимость для судоремонтных компаний. Для получения этой преференции предприятия должны заключить до конца 2024 года соответствующее инвестиционное соглашение, в том числе гарантировав, что в собственные мощности они инвестируют не менее 20% от выручки.
Как ожидалось, новация окажется существенной мерой поддержки. Однако из примерно 1,4 тыс. предприятий отрасли в России к настоящему времени ей решили воспользоваться только четыре.
Преференция по обнулению НДС не востребована по причине жестких обязывающих условий в инвестсоглашении и высоких налоговых рисков, связанных с документооборотом, рассказал директор ассоциации «Судостроительный кластер Архангельской области» Сергей Смирнов. Если же рассматривать конкретно Приморье, то эта мера не получила интереса, поскольку цены, предлагаемые конкурирующими китайскими заводами, где часто ремонтируются дальневосточники, вдвое ниже, уточнил Сергей Старовойтов. В этой связи какого-то ощутимого результата преференция с НДС не даст. Гендиректор НСРЗ объяснил более высокие расценки большими издержками, которые несут приморцы, в том числе вследствие жёстких климатических условий.
Чтобы мера по обнулению НДС имела эффект, представители отрасли предлагают её скорректировать. В частности, из-за длительного срока окупаемости инвестиций необходимо увеличить срок договора с семи до 15 лет, а нормативную долю направляемых на модернизацию средств уменьшить с 20% до 10-15%.
Семь лет – это слишком короткий срок для отраслевых предприятий, соглашается Юлия Морозова. Также целесообразно инвестировать оборотные средства в подготовку кадров, закупку программного обеспечения и другие важные для участников отрасли мероприятия, что следует прописать в нормативном акте.
Судостроительные заводы испытывают ряд проблем, решение которых зависит от воли государства. Это, например, сложности в получении земли под тот или иной проект (многие арендуют участки в действующих портах, неся дополнительные затраты).
«К нам заходят компании, которые готовы создавать судоремонтные предприятия, но мы не можем предложить им территорию. Та территория, которая сегодня самая удобная, самая эффективная для проведения судоремонтных работ в порту Петропавловск-Камчатский, третья часть – это федеральные земли, земли Минобороны. Она стоит, она пустая, на ней нет ничего, никаких воинских частей. Её бы взять, задействовать, но препоны чрезвычайные: годы [на согласование] уйдут и непонятно, чем завершатся позитивным», – сетует Ю. Морозова.
Об аналогичных проблемах говорит Михаил Касьянов, владелец Приморской судоремонтной компании, работающей с маломерным вспомогательным флотом. Предприятие арендует под производственную базу землю, получить свой участок оно не может три года. Компания вышла на вице-премьера РФ Юрия Трутнева с просьбой выделения территории. Последний дал поручение на уровень Минвостокразвития, Минобороны, КРДВ, но в итоге процесс застопорился.
«Вопрос в том, что негде строить, нет свободных участков. Все побережье Приморского края занято землями Минобороны. А чего боится Минобороны? Что мы возьмём их участок, приведем его в порядок, сделаем инфраструктуру и на время боевых действий, вопреки Морской доктрине, их не пустим? Это же абсурд», – недоумевает предприниматель.
По его словам, есть постановление правительства РФ №629, по которому компании, занимающиеся импортозамещением, имеют право получать участок для производства без торгов. Но после обращения в инстанции пришел отказ. Основание – нужно размежевать участок земли, провести определенные работы, но на кого это должно быть возложено, в постановлении не указано, и навстречу предпринимателю никто не идет.
Тем временем судоремонтная компания ежегодно платит по 300-400 тыс. руб. за аренду территории в 1 тыс. кв. м, что отражается на себестоимости услуг, и рассчитывать на обнуление НДС она не может, поскольку работает на арендованной площади.
В целом же, продолжает М. Касьянов, предприятия, обслуживающие суда обеспечения, не должны остаться без внимания. «Без маломерного вспомогательного флота крупного флота не будет вообще. Если говорим про Камчатку, за четыре года построили 15 судов проекта КЖ. Это буксиры, без них невозможен рыбный промысел», – подчеркнул владелец Приморской судоремонтной компании.
Отрасли также нужна поддержка в части строительства или закупки плавучих доков и слипов, отмечает Николай Стецко. Причем это актуально не только для Приморского края. Как отметил председатель рыболовецкого колхоза им. Ленина Сергей Тарусов, отсутствие дока на Камчатке – главная проблема: флот большой, а доковых мощностей практически нет.
Стоит сказать, что данный вопрос прорабатывался экспертами ФАНУ «Востокгосплан». Учитывая планы строительства гражданских судов, Дальнему Востоку потребуется 4-5 доков размерами до 350 м и стоимостью 7-10 млрд руб., а также 15-20 доков до 150-200 м стоимостью от 1 до 3 млрд руб.
Инвестиции, согласно прогнозным данным «Востокгосплана», окупаемы. Если потенциальный спрос на судоремонт в ДФО в прошлом году оценивался в 23 млрд руб., то к 2030 году он может возрасти до 140 млрд руб., а после 2030-го – до 168 млрд.
Появление дополнительных мощностей повысит конкурентоспособность судоремонта на Дальнем Востоке. Особое значение, информировали в ведомстве, должны получить мощности Жатайской судоверфи, строящейся сейчас в Якутии (предназначена как для постройки, так и ремонта судов), создаваемого сегодня рыбопромыслового кластера на Камчатке, а также предприятий Приморья. В частности, в Приморском крае должны появиться плавучие и сухие доки на базе Ливадийского, Находкинского, Славянского и других судоремонтных заводов.
Звучат голоса и в пользу Хабаровского края. Мощный центр судостроения необходимо возрождать в Советской Гавани, где когда-то действовали Северный судоремонтный завод и завод «Янтарь», прекратившие работу в начале 2000-х, считает один из участников отрасли.
На IX Восточном экономическом форуме состоялась сессия «ВЭБ. РФ: как инвестировать в условиях дорогих денег?». Эксперты обсудили, каким образом при высокой ключевой ставке Центробанка эффективно поддерживать инвесторов, чтобы темпы реализации масштабных проектов развития Дальнего Востока оставались высокими.
Мастер-планы дорогого стоят
Разработанные по поручению президента России мастер-планы 25 дальневосточных городов – это уникальный шанс для выхода экономики и качества жизни в ДФО на новый уровень. При этом, как отметил модератор дискуссии, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка, Александр Ведяхин, очевидно, что их реализация требует большого объема средств – более 4 трлн рублей, причем 2,2 трлн должны поступить из внебюджетных источников, а значит, необходимо активно привлекать инвесторов. Как это сделать с учетом того, что ключевая ставка уже составляет 18 % и, возможно, вырастет еще?
Отвечая на этот вопрос, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков подчеркнул: «Очень важно, что мастер-планы — это не какой-то градостроительный документ, это настоящий гибрид плана развития города и бизнес-плана, плана трансформации экономики, создания новых отраслей экономики, новых предприятий, диверсификация экономики и создание рабочих мест с высокой зарплатой».
Поэтому, понимая причины денежно-кредитной политики Центробанка, Минвостокразвития в этих условиях стремится не только не останавливаться, но и не сбавлять темп. В частности, ко второму дню ВЭФ-2024 уже подписано несколько соглашений об инвестициях общей суммой 3,7 трлн рублей. По итогам первого года действия программы реализации мастер-планов обеспечено финансирование 27 % мероприятий. Кроме того, Алексей Чекунков обратил внимание на то, что необходимо умное управление государственным долгом на Дальнем Востоке в разных форматах, к примеру, государственно-частное партнерство, выпуск специальных ценных бумаг. Без этого реализация мастер-планов невозможна, а она того стоит.
Эффективные практики поддержки
Илья Торосов, первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, рассказал о том, что на сегодняшний день есть пять больших блоков мер поддержки, которые позволяют привлекать относительно дешевое финансирование в инвестиционные проекты. Первый блок – это Фабрика проектного финансирования, в рамках которой государство страхует процентные риски. Это значит, что разницу между ключевой ставкой и установленной величиной, которая зависит от проекта и составляет 7–10 %, государство берет на себя. Больше половины проектов на Дальнем Востоке реализуются при поддержке Фабрики. Второй инструмент – это Фонд национального благосостояния: финансирование осуществляется в зависимости от проекта по определенным ставкам (3–5 %), в результате чего сокращается общая стоимость проекта с точки зрения привлечения денежных средств. Третий, четвертый и пятый блоки – это ГЧП-концессии (ГЧП – государственно-частное партнерство – прим. ред.), таксономия техсуверенитета и отраслевые меры поддержки. Причем, как пояснил заместитель председателя ВЭБ.РФ Артем Довлатов, меры поддержки можно комбинировать, как произошло, например, при финансировании на Дальнем Востоке проекта строительства нового аэропорта в Магадане.
Председатель правления АО «Банк ДОМ.РФ» Артем Федорко рассказал еще об одном инструменте, а именно о практике применения механизма инфраструктурных облигаций на Дальнем Востоке.
Взгляд с другой стороны
Как перечисленные меры работают для представителей бизнеса? На этот важный вопрос ответил генеральный директор ООО «Управляющая компания Баимская»: «Мы используем целый набор мер. В нашем случае, это, безусловно, меры, которые предоставляются для всех инвесторов, работающих на территории Дальнего Востока. Это режим Арктической зоны Российской Федерации и режим Территории опережающего развития… Наш проект предполагает создание ряда объектов внешней инфраструктуры: это 400 км автодороги, это 400 км линий электропередачи и строительство нового порта. Когда мы проект собирали, мы смотрели все возможные механизмы поддержки, механизм концессии нам показался наиболее эффективным… Палитра мер государственной поддержки позволяет нам реализовывать такие сложные тяжелые капиталоемкие проекты».
Действующие в дальневосточном макрорегионе программы социальной поддержки, направленные на снижение оттока населения и рост занятости, подвергаются корректировкам, в том числе распространяются на новых участников, также предполагается упрощать прохождение бюрократических процедур. Регионы вводят дополнительные меры поддержки семей с детьми. Увеличиваются сроки газификации субъектов.
Занятость и зарплаты
Уровень безработицы в дальневосточных регионах (таблица 3) по-прежнему выше среднероссийского (2,9% против 2,6% в апреле-июне 2024 г.). Наиболее высоким он сохраняется в Бурятии (5,2%), Якутии (4,9%) и Забайкальском крае (4,6%). Выше, чем в среднем по стране безработица в Иркутской (3,2%) и Сахалинской областях (2,7%). Самый низкий уровень безработицы – в Хабаровском крае (1,4%), Чукотском АО (1,4%) и Амурской области (1,6%).
Таблица «Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, апрель-июнь 2024 г.»
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,6 |
75 986,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
2,9 |
4 143,3 |
Республика Бурятия |
5,2 |
437,9 |
Республика Саха (Якутия) |
4,9 |
523,9 |
Забайкальский край |
4,6 |
462,3 |
Сахалинская область |
2,7 |
267,9 |
Еврейская авт. область |
2,6 |
76,5 |
Магаданская область |
2,5 |
78,2 |
Камчатский край |
2,3 |
168,8 |
Приморский край |
2,1 |
977,0 |
Амурская область |
1,6 |
405,0 |
Чукотский авт. округ |
1,4 |
30,5 |
Хабаровский край |
1,4 |
715,2 |
При этом во всех регионах продолжается рост среднемесячной зарплаты работников организаций (таблица 2) – в семи регионах он превышает среднероссийский (+17,1% в мае) – в Забайкальском крае (+23,4%), Камчатском крае (+21,4%), Бурятии (+19,7%), Амурской области (+18,6%), Иркутской области (+18,7%), Еврейской АО (+18,4%), Приморском крае (+18%). Наименьший рост зарплат фиксируется в Хабаровском крае (+11,6%) и Магаданской области (+12,5%).
Таблица «Среднемесячная заработная плата работников организаций, май 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.»
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
117,8 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
116,6 |
|
Забайкальский край |
123,4 |
|
Камчатский край |
121,4 |
|
Республика Бурятия |
119,7 |
|
Амурская область |
118,6 |
|
Еврейская авт. область |
118,4 |
|
Приморский край |
118,0 |
|
Сахалинская область |
117,8 |
|
Чукотский авт. округ |
117,1 |
|
Республика Саха (Якутия) |
113,5 |
|
Магаданская область |
112,5 |
|
Хабаровский край |
111,6 |
|
Впрочем, во всех субъектах позитивная динамика зарплаты сопровождается также и ростом потребительских цен. Рост не является существенно превышающим характерные для страны в целом показатели (в июне 2024 г., таблица 1), но в Бурятии и Камчатском крае он выше среднего по РФ уровня.
Таблица «Потребительские цены на товары и услуги, июнь 2024 г., в % к декабрю 2023 г.»
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
103,2 |
Камчатский край |
104,2 |
Республика Бурятия |
104,0 |
Республика Саха (Якутия) |
103,9 |
Магаданская область |
103,5 |
Еврейская авт. область |
103,2 |
Приморский край |
103,2 |
Забайкальский край |
102,8 |
Хабаровский край |
102,7 |
Амурская область |
102,6 |
Сахалинская область |
102,4 |
Чукотский авт. округ |
101,4 |
Текущие меры поддержки в рамках борьбы с оттоком населения требуют дополнительных изменений, в том числе направленных на упрощение процедур и повышение их эффективности. Действующая программа «Дальневосточный гектар» подверглась критике со стороны генпрокурора РФ И.Краснова, который заявлял, что ей присущи такие проблемы, как большая удаленность предоставляемых участков от существующей инфраструктуры, в том числе транспортной. На текущий момент программа корректируется на законодательном уровне, в том числе в части устранения правовых неопределенностей.
В начале августа Совет Федерации одобрил закон о порядке подачи заявлений на получение гектара. Речь идет о случаях, когда заявитель, подав заявление, запросил позднее другой участок. Заявление на гектар будет возвращено, если подавший его гражданин ранее уже подавал заявление о предоставлении другой территории и в отношении него не был дан отказ. Ранее отсутствие в законе четко регламентированных процедур для данных случаев замедляло работу с заявлениями и приносило дополнительные временные затраты.
Документ также устанавливает обязанность уполномоченного органа приостановить рассмотрение о предоставлении земельного участка, если в отношении него уже подано заявление другим лицом, и закрепляет порядок действий Росреестра в случае необходимости изменения сведений о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда на принадлежность к иной категории земель. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 г.
По состоянию на май текущего года возможностью получить земельный участок в безвозмездное пользование на Дальнем Востоке воспользовались около 140 тыс. граждан, в большинстве своем они используются участниками программы для сельскохозяйственных целей и индивидуального жилищного строительства. В Приморском крае, Якутии и Камчатском крае также востребованы гектары для организации отдыха и создания объектов рекреации. Следует отметить, что в последние годы количество выданных гектаров росло незначительными темпами, при этом увеличение было стабильным. Так, по итогам 2020 г. правом на получение гектара воспользовались 85 тыс. человек, в 2021 г. число пользователей составило 97 тыс. человек, в 2022 г. – 110 тыс. человек, а в 2023 г. – 122 тыс. человек.
Тем временем в июле принято решение правительства о выделении дополнительных лимитов для дальневосточных регионов в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО». В том числе 400 квартир дополнительно выделено Сахалинской области (всего в регионе, таким образом, будет построена 1 721 такая квартира), 262 квартиры выделено Забайкальскому краю (всего – 1 089). Лимиты распределены с учетом наличия в данных регионах проектов жилищного строительства, в рамках которых разрешения на строительство должны быть получены до 1 сентября 2024 г., для ускорения сроков заселения в готовые квартиры.
Напомним, что на Дальнем Востоке в рамках программы при участии ДОМ.РФ предполагается построить не менее 10 тыс. арендных квартир. На данные цели из федерального бюджета выделено 87 млрд рублей. Арендная плата будет обеспечиваться на доступном уровне (около одной четвертой от среднерыночной цены) за счет субсидирования ставок из федерального и регионального бюджетов. На сегодняшний день «ДОМ.РФ» подписаны договоры на строительство 7,5 тыс. квартир общей площадью около 350 тыс. кв. м (полностью освоены лимиты в Сахалинской области и Хабаровском крае). Первые арендные квартиры (с отделкой и мебелью) сданы в Приморском крае (42 квартиры в ЖК «Айвазовский» во Владивостоке), Чукотском АО (40 квартир в ЖК «Ягодный» в Анадыре) и Якутии (24 квартиры в микрорайоне «Марха» в Якутске).
К концу июля объем выделенных кредитов по «Дальневосточной ипотеке» превысил 540 млрд рублей, всего выдано 111,7 тыс. кредитов. Лидерами по количеству выданных ипотечных кредитов являются Приморский край (30,1 тыс. кредитов), Якутия (24,5 тыс. кредитов), Хабаровский край (15,1 тыс. кредитов). На данные регионы приходится 60% всех выданных в ДФО ипотечных займов. В мае текущего года на фоне пересмотра всех ипотечных программ в Минфине сообщали о возможном поэтапном повышении ставки по «Дальневосточной ипотеке» (текущая ставка не превышает 2%). В ведомстве предлагают повышать ставку на 1% каждый год, начиная с 2025 г. Против повышения ставки выступил вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев, заявивший, что рассчитывает на неизменность программы. Каких-либо конкретных решений по данному вопросу еще не было принято.
Стоит отметить, что регионом ДФО, в котором наиболее остро сохраняется проблема обманутых участников долевого строительства, является Хабаровский край. По состоянию на 2023 г. в данном регионе насчитывалось 14 проблемных объектов незавершенного долевого строительства (самый высокий показатель в ДФО и один из самых больших в РФ). Такие объекты также сохраняются в Бурятии (семь в 2023 г.), Приморском крае (пять объектов), Якутии (три объекта) и Амурской области (два объекта).
Газификация
Что касается газификации регионов, то уровень газификации Дальнего Востока на сегодняшний день существенно отстает от среднероссийского показателя (24% против 75% в РФ на конец 2023 г.). При этом если в нескольких дальневосточных регионах газификация превысила 50% или приближается к данному показателю, например в Хабаровском крае (63%), Сахалинской области (55%), Якутии (43%), то в ряде субъектов макрорегиона уровень остается критически низким – в Еврейской АО не превышает 2%, в Забайкальском крае находится на уровне 1%, на нулевом уровне – в Бурятии и Магаданской области. Уровень подключения потребителей к природному газу в Камчатском крае не превышает 33%, в Чукотском АО – 22%.
Основными проектами для увеличения уровня газификации ДФО являются строительство регазификационного комплекса в Камчатском крае, строительство газопровода, соединяющего газопроводы «Сила Сибири» и «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» к 2032 г., подведение газотранспортной инфраструктуры на территорию Бурятии и Забайкальского края до 2032 г. При этом сроки проекта по обеспечению СПГ Камчатского края сдвигаются на более позднее время.
В июле правительство РФ актуализировало дорожную карту газификации Камчатки с помощью СПГ с проекта «Сахалин-2», в соответствии с которой ключевые ее мероприятия перенесены на год. В частности, ввод в эксплуатацию объектов береговой инфраструктуры (причал, объекты приема регазифицированного природного газа и выдачи его в сеть газораспределения, объекты налива СПГ в цистерны, газопровод) отложен на конец 2025 г. вместо начала 2025 г., тогда как их передача «Газпрому» по концессионному соглашению с камчатским правительством должна состояться в начале 2026 г. (а не до конца 2025 г.). При этом для данных объектов еще предстоит определить застройщика и вести строительство, которое потребует дополнительных 4 млрд рублей ассигнований из федерального бюджета в 2025 г., в дополнение к ранее уже выделенным на данные цели 12 млрд рублей.
Одним из основных проблемных вопросов проекта является строительство плавучей регазификационной установки (ПРГУ) и танкеров-челноков, которое было осложнено санкциями. Так, строительство регазификационного терминала должно завершиться в третьем квартале 2025 г. Сроки строительства судов и их передача «Газпрому» перемещены на третий квартал 2026 г. (для первого судна) и на четвертый квартал 2026 г. (для второго танкера), тогда как ранее их планировалось сдать одновременно с терминалом. В апреле сообщалось, что газовозы уже заказаны, подробности не уточнялись. Вариант использования уже построенных газовозов осложнен санкциями, а также тем, что большинство подобных судов активно эксплуатируются.
Поддержка семьи
В сфере поддержки рождаемости на Дальнем Востоке региональные меры поддержки связаны главным образом с финансовыми выплатами многодетным семьям. В июне гордума Владивостока приняла решение об увеличении размера выплат, выдаваемых многодетным семьям города в качестве альтернативы предусмотренным для них земельным участкам. Размер выплаты увеличен с 382 тыс. рублей до 602 тыс. рублей. Данная выплата будет софинансироваться на 50% из краевого бюджета. Повышение компенсационных выплат в том числе связано с дефицитом свободной земли для распределения в материковой части города (нераспределенные участки остались только на островных территориях и в отдаленном поселке Береговое).
Продолжается принятие субъектами региональных законопроектов в соответствии с данным ранее поручением президента о выплате многодетным семьям средств на погашение ипотечного кредита. В июле депутаты Магаданской областной думы приняли законопроект о выплате до 1 млн рублей многодетным семьям на закрытие ипотеки. 450 тыс. рублей из данной выплаты будет обеспечивать федеральный бюджет, 550 тыс. рублей – региональный. Закон распространяется на семьи, у которых с января 2024 г. по 31 декабря 2030 г. родится третий и последующие дети. При этом ипотечный кредит для погашения должен быть взят на приобретение или возведение жилой недвижимости только в Магаданской области. Семьи смогут частично или полностью погасить задолженность только по одному ипотечному кредиту.
Депутаты Заксобрания Камчатского края в июле продлили программу выдачи краевого материнского капитала до конца 2030 г. Программа действует в регионе с 2011 г. Региональный маткапитал предоставляется проживающим в регионе не менее трех лет до момента обращения за выплатой. В 2024 г. его размер составляет до 439 тыс. рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.