Власти Якутии рассчитывают до конца года получить разрешение на строительство автомобильного моста через Лену, после чего сразу же готовы перейти к практической реализации проекта.
Как пишет «Интерфакс», об этом заявил глава республики Айсен Николаев. Также он рассказал, что сейчас идут работы по проектированию третьего этапа проекта - строительства подходов к мосту со стороны Якутска на левом берегу реки.
Напомним, мост через Лену подразумевает три этапа, самый затратный из которых – непосредственно сам мостовой переход, его возведение оценивается в 122 млрд рублей. Предполагается, что мост будут строить по концессионному соглашению на 25 лет. Также Сбер выделит 10-летнюю кредитную линию на 25 млрд рублей.Перспективы реализации международного проекта и заинтересованность в нем Китая специально для Ленского клуба и Eastrussia оценил лектор Президентского университета (Индонезия) Роман Файншмидт.
В условиях новых геополитических реалий и поворота на Восток Россия активизирует свои экономические связи со странами Азии, прежде всего, с Китаем, нашим ближайшим соседом и одним из локомотивов мировой экономики. Всего 5 лет назад, в 2018 году, товарооборот России и Китая впервые достиг отметки в 100 миллиардов долларов, а уже в этом году этот показатель, скорее всего, превысит отметку в 200 миллиардов долларов.
Такая стремительная активизация экономических связей требует значительно более развитой сети транспортно-логистической инфраструктуры: 2022 год продемонстрировал, что железнодорожная сеть на Дальнем Востоке оказалась недостаточно готова к значительно выросшему объёму грузов. В этой связи в 2023 году идёт интенсивная модернизация, включающая широкомасштабную реконструкцию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей (БАМ).
Также нужно выделить и развитие т.н. «малого БАМа» - железнодорожного направления Нерюнгри-Тында-Штурм-Сковородино, который может быть продлён за счёт законсервированного направления Сковородино-Рейново (Джалинда) и запланированного международного железнодорожного моста через Амур Джалинда (Россия)-Мохэ (Китай).
Строительство мостов через Лену и Амур, которые дальновидно продвигает глава Якутии Айсен Николаев, вместе с развитием всего транспортного коридора малого БАМа имеет особое значение для Дальнего Востока и Республики Саха. Этот проект создаёт отдельную ветвь, связывающую крупнейший регион Дальнего Востока (с возможностью продления до Магадана) напрямую с Китаем с возможностью разгрузки основных мощностей БАМа и Транссиба за счёт своего перпендикулярного расположения.
Китайская сторона также заинтересована в развитии транспортного коридора, поскольку это упростит доступ к минеральным ресурсам, поставляемым со стороны России и, прежде всего, регионов Дальнего Востока, а также может стать дополнительным стимулом для экономического роста северо-восточной провинции Хэйлунцзян.
Учитывая те выгоды, которые может получить Китай и Россия, особый интерес со стороны региональных властей субъектов Дальнего Востока, необходимость срочной разгрузки основных направлений БАМа и Транссиба, а также личное упоминание транспортного коридора со стороны президента России В.В. Путина в рамках III Международного форума «Один пояс – один путь», можно сделать вывод, что проект коридора с мостом отличается особым приоритетом и его реализация – вопрос обозримой перспективы.
Как уже было отмечено, в случае успешной реализации железнодорожного сообщения по международному мосту Джалинда-Мохэ, появится прямая возможность транспортировки ресурсов отдельных видов товаров, а именно: угля с южных месторождений региона (особый интерес представляет коксующийся уголь), древесина и продукция деревообработки, продукты нефте- и газохимии, а также товары сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Для Китая данный маршрут станет ещё одним направлением растущих поставок импорта в Россию: электроники и бытовой техники, автозапчастей и автомобилей, промышленных товаров и т.д. Ожидается, что только Республика Саха сможет экспортировать от 20 до 40 миллионов тонн грузов в Китай (прежде всего, угля), однако на первых порах эта цифра может быть ниже ввиду проблем с пропускной способностью отдельных участков, например, Сковородино-Рейново (Джалинда). Тем не менее, запуск данного участка должен способствовать значительному увеличению товарооборота Республики Якутия с Китаем.
Транспортный коридор из Арктики через Ленский мост, малый БАМ и переход «Джалинда-Мохэ» является примером растущей инфраструктурной взаимосвязанности в Евразийском регионе наряду с развитием т.н. Северного морского пути, который также включает Якутию в качестве значимого транспортно-логистического звена. Китай, будучи заинтересованным в бесперебойных поставках своей продукции в Европу, а также в другие регионы мира, готов активно содействовать развитию инфраструктуры Северного морского коридора, частью чего и является реконструкция Жатайской судоверфи.
Готовность Китая обеспечить техническое оснащение и робототехнику для судоверфи можно рассматривать как позитивный сигнал: Китай является крупнейшим кораблестроителем в мире, охватывая широкий перечень производимых типов судов, а также их компонентов (например, производство высокооборотных двигателей, оптического оборудования для кораблей и т.д.). Следует обратить внимание на наработанные компетенции в данной индустрии, а также достижения в роботизации судостроения и судоремонта и даже в применении искусственного интеллекта.
Отдельным преимуществом является специфика собственности: компании, как правило, связаны с государственными отраслевыми структурами, что упрощает внедрение инноваций в отрасли. При этом можно также отметить, что Китай за счёт сотрудничества с западными компаниями смог приобрести технологии, обеспечивающие конкурентоспособность продукции на мировом рынке, однако эти технологии в ряде случаев могут быть защищены лицензионными соглашениями, запрещающими поставки в Россию в рамках санкционного режима. С другой стороны, связь судостроителей с государством и использованием отдельных схем может значительно снизить риск противодействия со стороны лицензиаров из стран Запада.
Несмотря на санкционное давление, которое терпит Россия, на федеральном уровне внимание к нему только усиливается. В прошлом году Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала идею Айсена Николаева о паритетном финансировании работ. Накануне глава Якутии обсудил завершение проектирования с зампредом Правительства Маратом Хуснуллиным. В комментарии Ленскому клубу экономист, директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов рассказал, чем значим Ленский мост и как он может повлиять на развитие Республики Саха и Дальнего Востока.
«Обсуждение этого проекта на таком высоком уровне говорит о том, что он нужен и важен. Есть доводы, чтобы запустить его как можно оперативнее. Во-первых, была подведена железная дорога до станции Нижний Бестях, которая расположена в непосредственной близости к Якутску. Это дает дополнительный импульс, чтобы связать два берега Лены в этом районе. Кроме того, в столице республики наблюдается прирост населения, что не характерно для дальневосточных городов и районов – там, наоборот, динамика отрицательная. Демографические вопросы также дают здесь дополнительные обоснования.
Ко всему прочему, в Якутской агломерации появились проекты, связанные с новой волной индустриализации, которые также добавляют аргументов к повышению экономической эффективности строительства моста: это развитие индустриального парка Кангалассы, расширение территории опережающего развития в разных районах, в том числе и на правобережье. Наконец вызовы новой реальности 2022 года с вектором развития страны на Восток. Это дает стимулы не только для модернизации восточного полигона Транссиба и БАМа, но и осуществления других масштабных проектов в Якутии. Без моста, связывающего два берега Лены, они будут реализовываться с меньшими эффектами, чем могли бы.
Конечно, этот проект невозможно осуществить самой Республикой Саха, привлечь какие-то бизнес-структуры, которые могли бы быть заинтересованы в самостоятельном строительстве моста, тоже не удастся. Он будет гораздо затратнее, чем, например, Высокогорский мост через Енисей, который короче и возведен в менее сложных условиях. Очевидно, что федеральное участие должно быть существенным. В этой связи Ленский мост правильно сравнивают с Русским во Владивостоке, как достаточно дорогостоящее сооружение. Поэтому верная финансовая оценка – необходимое условие для старта этих работ. Иначе они превратятся в долгострой, который будет вызывать головную боль у нескольких поколений.
В разные годы строительство мостов определяло завершенность освоения территорий. Например, завершение моста в Хабаровске в 1916 году замкнуло окончательно Транссиб. Строительство моста через Амур в Благовещенске или открытие моста через Енисей в Красноярске, – события, которые не могли быть не замеченными с точки зрения активизации экономической деятельности в тех районах, где возникала такая дополнительная связность пространств. Эффект от реализации проекта Ленского моста даже не просчитывается сейчас полностью. Не исключено, что с его возведением могут пойти автомобильные трассы в западную Якутию или неожиданно получить развитие правобережье Лены, так как туда проходит железная дорога. Смоделировать развитие можно, но все позитивные факторы учесть затруднительно».
Федеральные и региональные власти предпринимают меры, направленные на улучшение демографической ситуации на Дальнем Востоке, рост социально-экономических показателей и повышение уровня жизни. Создание новых рабочих мест, программы льготного жилищного кредитования помогли частично преодолеть негативные тенденции в демографии некоторых дальневосточных регионов, тем не менее эффект может носить временный характер. Кроме того, в большинстве регионов округа сохраняется отток населения. Региональные власти для улучшения транспортной доступности внутри ДФО предлагают увеличить субсидирование межрегиональных перелетов. Вводятся новые меры по организации и контролю над осуществлением северного завоза на отдаленные северные территории.
Социальные показатели регионов Дальнего Востока все еще уступают средним по стране, а в демографических показателях не преодолены негативные тенденции, присущие макрорегиону. Только в семи дальневосточных регионах в первом квартале 2024 г. выросли реальные денежные доходы населения (Таблица 1), при том, что динамика роста уступала среднероссийской (105,9%). Лучшие показатели в ДФО отмечались в Якутии (+4,7%), Чукотском АО (+4,4%) и Сахалинской области (+3%). Сокращение уровня доходов продемонстрировали Камчатский край (93,8%), Еврейская АО (95,7%), Иркутская область (96,8%), Магаданская область (97,6%) и Бурятия (97,7%).
При этом потребительские цены на товары и услуги (Таблица 2) продолжают расти. В апреле текущего года они более всего выросли относительно декабря 2023 г. в Камчатском крае (+3,2%), Бурятии (+2,9%) и Якутии (+2,6%). Рост в этих регионах несколько превысил средний по РФ (+2,5%). Рост менее чем на 1% отмечался лишь в Магаданской области (+0,7%).
Что касается среднемесячной заработной платы в ДФО, то в марте текущего года (Таблица 3, к марту 2023 г.) рост был зафиксирован во всех субъектах. При среднем показателе роста в стране в 21,6% более чем на 21% увеличилась заработная плата в Иркутской области (+23,5%), Чукотском АО (+21,7%) и Забайкальском крае (+21,3%). Наиболее низкими темпами роста в отчетном месяце отличались Магаданская область (+11,6%) и Камчатский край (+13,6%).
Самым высоким уровнем безработицы в ДФО (Таблица 4) по-прежнему отличаются Забайкальский край (5,7%), Якутия (5,2%) и Бурятия (4,9%). Еще в трех регионах уровень безработицы превышает средний по стране (2,7%) – в Еврейской АО (3,3%), Магаданской области (3,2%) и Сахалинской области (2,9%). Наиболее низкая безработица отмечается в Амурской области (1,3%) и Хабаровском крае (1,6%).
В первом квартале текущего года в ряде дальневосточных регионов было зафиксировано положительное сальдо миграции (Таблица 5) – в их числе Хабаровский край, Якутия, а также Магаданская область и Чукотский АО. Отрицательное сальдо сохранялось в Сахалинской области и Еврейской АО. Тем не менее сокращение численности населения остается серьезной проблемой дальневосточных территорий. По данным Росстата, численность населения Дальневосточного ФО в 2023 г. сократилась на 30 800 человек, до 7,8 млн человек. Миграционный отток населения за год составил 14 200 человек. Коэффициент естественной убыли населения оценен в 2,9%.
В том числе в Приморском крае население за минувший год уменьшилось на 12,5 тыс. человек – до 1,807 млн. В Забайкальском крае снижение составило 8 тыс. человек – до 984,3 тыс. человек. В Хабаровском крае жителей стало меньше на 4,8 тыс. человек – до 1,281 млн. Население Амурской области уменьшилось на 4,6 тыс. человек – до 751,5 тыс. человек, Бурятии – на 1,3 тыс. человек (до 971,8 тыс. человек), Сахалинской области – на 1,2 тыс. человек (до 458 тыс.), Еврейской АО – на 1,6 человек (до 146,6 тыс. чел.). На 996 человек стало меньше жителей Магаданской области (до 133,3 тыс.).
Демографический рост в 2023 г. был зафиксирован в трех дальневосточных регионах – Якутии, Камчатском крае и Чукотском АО. Население Якутии увеличилось за год на 6,4 тыс. человек – до 1,004 млн. На Камчатке прирост составил 421 человек (до 289,1 тыс.). Население Чукотки увеличилось на 176 человек – до 48,19 тыс. человек.
В Минвостокразвития все же отмечают, что за последние 11 лет отток населения в ДФО хотя бы сократился – по данным ведомства, в 2013-16 гг. миграционный отток из ДФО составлял 138 тыс. человек, в 2017-20 гг. – 92 тыс. человек, а в 2021-24 гг. – 45 тыс. человек.
При этом прогнозируется сохранение риска оттока населения из дальневосточных регионов. Согласно прогнозу ФАНУ «Востокгосплан», численность населения на Дальнем Востоке к 2030 г. может снизиться с 7,866 млн до 7,65 млн человек (на 216 тыс. человек). При этом в «Востокгосплане» подчеркивают, что предотвратить такое сокращение можно только с помощью миграции, поскольку снижение смертности и рост рождаемости смогут сократить отток из макрорегиона только на 84 тыс. человек.
Тем не менее из всех дальневосточных регионов только Магаданская область получит в текущем году дополнительное финансирование на реализацию мер поддержки рождаемости. Об этом сообщил министр труда и социальной защиты РФ А.Котяков. Наиболее низкий коэффициент рождаемости в ДФО в 2022 г. был зафиксирован в Магаданской области и Приморском крае – 1,43. При этом в Приморье рождаемость снижается пять лет подряд – с 2016 г. по 2023 г. она снизилась на 4 тыс. новорожденных (за пять лет). В 2023 г. в крае родилось 16 тыс. детей, что стало самым низким показателем с 1990 г.
Кроме того, в Минздраве РФ отмечают более низкий, чем в среднем по стране, показатель ожидаемой продолжительности жизни на Дальнем Востоке – 69,8 лет против 73,4 года. Из всех дальневосточных регионов более высоким показателем ожидаемой продолжительности жизни, чем в среднем в РФ, отличается только Якутия (73,55 лет). Наиболее низкая ожидаемая продолжительность жизни – в Чукотском АО (66,56 лет) и Забайкальском крае (67,17 лет).
Жилищная поддержка и поддержка рождаемости
На этом фоне региональные власти вводят дополнительные меры поддержки рождаемости. Программа «Миллион на третьего ребенка», инициированная Минвостокразвития и КРДВ, была расширена на восемь субъектов ДФО. Напомним, что пилотный проект стартовал с 1 января 2023 г. в Приморском крае. Он предполагает выплату 1 млн рублей многодетным семьям (три и более ребенка) на погашение ипотечного кредита на приобретенное в регионе жилье.
В соответствии с поручением президента РФ о предоставлении многодетным семьям прав на погашение ипотечного кредитования[1] с 1 июля текущего года такая мера поддержки начнет действовать в Чукотском АО, Амурской области, Камчатском и Хабаровском краях, Магаданской и Сахалинской областях, Еврейской АО.
Сумму целевой выплаты составляют средства регионального и федерального бюджетов - 550 тыс. рублей и 450 тыс. рублей соответственно. Выплату смогут получить семьи, в которых третий ребенок или последующие дети родились с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2026 г. Между тем в Якутии с 1 сентября текущего года многодетные семьи получат право на льготу при оплате жилья и коммунальных услуг в размере не ниже 30% от установленного размера оплаты.
Расширение программы дальневосточной ипотеки, не превышающей 2% годовых, рассчитанное на упрощение приобретения жилья в макрорегионе, также направлено на снижение оттока населения. Напомним, что в последнее время мера была расширена – на льготное кредитование могут претендовать работники оборонно-промышленных предприятий, военнослужащие-участники СВО, также максимальный размер кредита увеличен с 6 млн до 9 млн рублей. По данным Минвостокразвития на июнь 2024 г., с начала действия программы в декабре 2019 г. кредит получили 112 тыс. семей.
За первый квартал текущего года количество участников программы дальневосточной ипотеки увеличилось на 7,3 тыс. человек (количество оформленных кредитов выросло на 24%, их сумма составила 37 млрд рублей) относительно аналогичного периода прошлого года. Общая сумма выданных кредитов с начала действия программы к концу первого квартала текущего года превысила 470 млрд рублей. Лидерами по количеству выданных ипотечных кредитов являются Приморский край, Якутия и Хабаровский край. По данным на начало апреля 2024 г., в Приморье было оформлено 27,4 тыс. кредитов на 127 млрд рублей. В Якутии за данный период было выдано 22,3 тыс. кредитов на 110 млрд рублей, а в Хабаровском крае – 13,7 тыс. кредитов на 62 млрд рублей. Для индивидуального жилищного строительства в рамках программы выдано 16 тыс. займов на общую сумму 85 млрд рублей. Лидером по количеству кредитов на ИЖС является Якутия (свыше 7 тыс. кредитов).
Стоит отметить, что весной в Минфине РФ обсуждали возможность повышения ставки дальневосточной ипотеки. Заместитель министра финансов И.Чебесков заявил, что 2% является очень низкой минимальной ставкой, и отметил, что основные задачи по стимулированию строительства жилья на Дальнем Востоке программа выполнила. Минфин предлагает поднимать ставку поэтапно – на 1% в год, начиная с 2025 г. (до 8% в 2030 г.). Тем не менее вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев исключил такую возможность, заявив о необходимости сохранения ставки в 2%. С 1 июля в РФ запланировано изменение условий ипотечных программ, но по дальневосточной ипотеке пока не принято конкретных решений.
Также на Дальнем Востоке началось строительство арендного жилья для предоставления в льготную долгосрочную аренду в рамках федеральной программы (стоимость аренды составит порядка четверти от среднерыночного уровня[2]). Арендная плата будет софинансироваться из федерального и регионального бюджетов. Доля средств федерального бюджета в субсидировании ставки аренды в первые пять лет составит 33%. Столько же составит доля средств из регионального бюджета. На строительство в регионах ДФО 6,5 тыс. арендных квартир из федерального бюджета направлено около 44 млрд рублей. В целом в рамках программы предполагается построить 10 тыс. арендных квартир (на 87 млрд рублей).
Такие квартиры строятся в Амурской, Магаданской и Сахалинской областях, Забайкальском, Камчатском, Хабаровском краях, Якутии, Бурятии и в Чукотском АО. Их общая площадь должна составить 277 тыс. кв. м. В частности, власти Хабаровского края заключили 11 соглашений с застройщиками на приобретение 1 648 квартир (в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре). Первое жилье должно быть предоставлено арендаторам во втором квартале 2025 г. Проект реализуется совместно с АО «ДОМ.РФ». В целом в девяти регионах «ДОМ.РФ» подписал договоры на строительство 5 884 квартир.
Стоит напомнить, что в Приморском крае, Якутии и Чукотском АО первые арендные квартиры переданы гражданам. В Приморском крае построены 42 квартиры в ЖК «Айвазовский»[3] во Владивостоке, в Чукотском АО – 40 квартир в ЖК «Ягодный»[4] в Анадыре, в Якутии – 24 квартиры в ЖК «Микрорайон Марха»[5] в Якутске.
При этом в части регионов увеличен лимит на строительство арендных квартир по программе. Так, в Сахалинской области он вырос на 169 квартир, и всего в рамках программы должна быть построена 1321 квартира. В Амурской области увеличение составило 168 арендных квартир – всего в рамках программы будет построено 2 240 квартир. В Бурятии лимит вырос на 168 квартир – до 468 квартир.
Напомним, что в Приморском крае с 2019 г. действует собственная региональная программа «Арендное жилье», в рамках которой снять квартиры по льготным ставкам смогли более 2 тыс. человек, возведено около 130 тыс. кв. м арендного жилья во Владивостоке, Находке, Большом Камне, Уссурийске, а также в селах Камень-Рыболов и Хороль. Краевая программа предусматривает возможность приобретения арендных квартир в ипотеку. При этом Ю.Трутнев в апреле также поручил Минвостокразвития и АО «ДОМ.РФ» проработать возможность выкупа льготного арендного жилья, воспользовавшись программой дальневосточной ипотеки.
Тем временем власти Хабаровского края совместно с «ДОМ.РФ» и ВТБ запустили в апреле региональную льготную ипотечную программу, направленную на индивидуальное жилищное строительство. Заемщики могут получить средства в сумме до 6 млн рублей с дисконтом 4 процентных пункта к ставке за счет субсидии из регионального бюджета. Итоговая ставка составит 1-4% годовых на весь срок кредита. В приоритетном порядке для участия в программе рассматриваются военнослужащие и сотрудники оборонных предприятий, молодые специалисты, работники краевых и муниципальных учреждений в сфере образования, социального обслуживания, здравоохранения, культуры и спорта. Мера поддержки доступна гражданам, постоянно зарегистрированным на территории Хабаровского края и ранее не оформлявшим льготный ипотечный кредит.
Что касается процесса расселения ветхого и аварийного жилья на Дальнем Востоке, то для Приморского и Хабаровского краев, Бурятии и Амурской области увеличен лимит финансирования на переселение граждан из аварийного жилья. В частности, в Амурской области лимит распоряжением правительства увеличен на 1,1 млрд рублей, в Бурятии – на 505,6 млн рублей, в Приморском крае – на 317,9 млн рублей, в Хабаровском крае – на 193,9 млн рублей. Средства должны быть израсходованы до конца текущего года.
Так, в Приамурье продолжится расселение из аварийного жилья в зоне БАМа (запланировано переселение 1 400 человек в текущем году). Новые дома для граждан, расселяемых из поселков в зоне БАМа, возводятся в Благовещенске, Свободном и Сковородино. В Бурятии должна продолжиться ликвидация ветхого и аварийного жилья в Улан-Удэ и в зоне БАМа. В Приморском крае в текущем году планируется завершить мероприятия по расселению аварийного фонда во Владивостокском и Уссурийском городских округах, а в Хабаровском крае предполагается расселить 907 человек – в Хабаровске, Бикине, селах Селихино и Пивань Комсомольского района и поселке Токи Ванинского района.
В сфере газификации регионов совместную с «Газпромом» программу газификации на Сахалине планируется продлить на два-три года, завершив ее в 2027-28 гг. На сегодняшний день уровень газификации региона составляет более 61% (газифицировано 37 населенных пунктов). Ранее завершение газификации было намечено на 2025 г. Общий объем инвестиций в программу превышает 100 млрд рублей. На текущий год запланирована газификация 25 населенных пунктов, порядка 3,2 тыс. домовладений и 18 котельных. Газификация региона осуществляется за счет магистрального газопровода «Сахалин-2». Для удаленных районов предусмотрена автономная газификация с помощью СПГ. На текущий год в регионе намечено строительство свыше 30 газовых котельных – в Корсаковском, Долинском, Анивском, Макаровском, Тымовском, Александровск-Сахалинском районах, Поронайском городском округе.
Тем временем в Минэнерго опасаются дефицита газа для газификации Хабаровского края после 2025 г. и призвали ПАО «Газпром» определить возможность поставки газа, учитывая ожидаемый рост потребления в регионе (с текущих 3 млрд куб. м до 8,2 млрд куб. м в 2029 г.). В частности, Минэнерго указывает на необходимость ускорить строительство газопровода, соединяющего магистральный газопровод «Сила Сибири» и газотранспортную систему «Сахалин – Хабаровск – Владивосток». «Газпром» приступил к соединению газопроводов в конце марта.
На сегодняшний день газ поставляется в Хабаровский край по газопроводу «Сахалин-1». Газ Киринского месторождения в рамках проекта «Сахалин-3» пока поставляется только потребителям в Приморском крае. Южно-Киринское месторождение пока не введено в эксплуатацию, начало разработки планируется в 2026 г., однако из-за санкционных ограничений на поставки оборудования сроки могут сдвинуться.
Власти дальневосточных регионов рассчитывают на дополнительную поддержку авиаперелетов между субъектами федерального округа. Так, власти Хабаровского края в апреле обратились к федеральному правительству с предложением дополнить перечень субсидируемых маршрутов для Дальнего Востока перелетами из Хабаровска в крупные города ДФО, включая Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Магадан. Цены для перелетов между дальневосточными городами для льготных категорий предлагается установить в пределах от 1 тыс. до 4 тыс. рублей в одну сторону. Из Хабаровска в Петропавловск-Камчатский предложено установить тариф в 2,5 тыс. рублей, в Магадан – 4 тыс. рублей, во Владивосток – 1,8 тыс. рублей, в Южно-Сахалинск – 1 тыс. рублей. С аналогичным предложением в июне выступил губернатор Камчатского края В.Солодов. Он предложил распространить механизм субсидируемых тарифов на авиарейсы, связывающие Петропавловск-Камчатский с Хабаровском и Владивостоком.
В рамках поддержки северных территорий с 1 апреля вступил в силу закон о северном завозе, определяющий механизмы завоза в отдаленные северные районы медикаментов, топлива, продуктов и товаров первой необходимости. Закон в том числе предполагает создание системы мониторинга ФГИС «Северный завоз», направленной на своевременное выявление рисков возникновения сбоев в поставках.
Координатором северного завоза на федеральном уровне выступит Минвостокразвития. При этом пилотным проектом для начала работы единого морского оператора, которым должен стать «Росатом», выбран Чукотский АО. Проект предполагается реализовать в регионе в 2025 г. Единый оператор будет осуществлять регулярные перевозки грузов северного завоза между морскими портами по льготным тарифам через Северный Ледовитый и Тихий океаны, возьмет на себя функции управления и координации транспортных потоков, разработку маршрутов и графиков движения судов в навигационный период с учетом различных типов грузов. Маршрут рейсов будет утверждаться Минвостокразвития на основании предложений оператора.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Динамика реальных денежных доходов, первый квартал 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
105,9 |
Сибирский федеральный округ |
106,1 |
Иркутская область |
96,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
101,3 |
Республика Саха (Якутия) |
104,7 |
Чукотский авт. округ |
104,4 |
Сахалинская область |
103,0 |
Приморский край |
102,6 |
Амурская область |
102,4 |
Забайкальский край |
101,8 |
Хабаровский край |
100,6 |
Республика Бурятия |
97,7 |
Магаданская область |
97,6 |
Еврейская авт. область |
95,7 |
Камчатский край |
93,8 |
Таблица 2. Потребительские цены на товары и услуги, апрель 2024 г., в % к декабрю 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
102,5 |
Сибирский федеральный округ |
102,4 |
Иркутская область |
102,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
102,1 |
Камчатский край |
103,2 |
Республика Бурятия |
102,9 |
Республика Саха (Якутия) |
102,6 |
Еврейская авт. область |
102,5 |
Приморский край |
102,1 |
Хабаровский край |
101,9 |
Забайкальский край |
101,8 |
Амурская область |
101,7 |
Сахалинская область |
101,6 |
Чукотский авт. округ |
101,5 |
Магаданская область |
100,7 |
Таблица 3. Среднемесячная заработная плата работников организаций, март 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
121,6 |
|
Сибирский федеральный округ |
120,7 |
|
Иркутская область |
123,5 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
117,4 |
|
Чукотский авт. округ |
121,7 |
|
Забайкальский край |
121,3 |
|
Приморский край |
120,5 |
|
Сахалинская область |
119,1 |
|
Республика Бурятия |
117,5 |
|
Амурская область |
117,4 |
|
Хабаровский край |
116,7 |
|
Еврейская авт. область |
115,7 |
|
Республика Саха (Якутия) |
114,6 |
|
Камчатский край |
113,6 |
|
Магаданская область |
111,6 |
|
Таблица 4. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, февраль-апрель 2024 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,7 |
75 573,5 |
Сибирский федеральный округ |
2,9 |
8 218,3 |
Иркутская область |
3,3 |
1 142,0 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,1 |
4 122,6 |
Забайкальский край |
5,7 |
463,6 |
Республика Саха (Якутия) |
5,2 |
515,6 |
Республика Бурятия |
4,9 |
430,0 |
Еврейская авт. область |
3,3 |
75,7 |
Магаданская область |
3,2 |
80,4 |
Сахалинская область |
2,9 |
268,4 |
Камчатский край |
2,2 |
165,5 |
Чукотский авт. округ |
1,9 |
29,8 |
Приморский край |
1,9 |
982,7 |
Хабаровский край |
1,6 |
704,4 |
Амурская область |
1,3 |
406,6 |
Таблица 5. Миграционный отток населения, январь-март 2024 г.
Регион |
Прибывшие |
Выбывшие |
Сальдо миграции |
Хабаровский край |
10 034 |
9 115 |
919 |
Магаданская область |
1 630 |
1 431 |
199 |
Чукотский АО |
1 082 |
1 029 |
53 |
Еврейская АО |
501 |
734 |
-233 |
Сахалинская область |
3 973 |
4 824 |
-222 |
Республика Саха (Якутия) |
12 727 |
11 207 |
1 520 |
[1] 12 июня текущего года был подписан федеральный закон, продлевающий программу помощи многодетным семьям в погашении ипотеки до 2030 г. Закон продлевает до 31 декабря 2030 г. предоставление многодетным семьям выплаты в размере 450 000 рублей на погашение ипотечных кредитов. Мера была подготовлена в целях реализации перечня поручений президента в послании Федеральному собранию в феврале 2024 г.
[2] Предполагается, что первые пять лет аренды арендаторы будут платить только треть от стоимости найма, с последующим постепенным увеличением суммы к десятому году проживания. На аренду по льготной ставке могут претендовать студенты, молодые специалисты, профессионалы востребованных специальностей и участники СВО.
[3] Застройщик – краснодарская ГК «Девелопмент-Юг» С.Иванова (ее дочернее ООО СЗ «Патрокл Один»).
[4] Застройщик – чукотское ООО ПКП «ТЕМП», учредитель – В.Корецкий.
[5] Застройщик – якутское ООО «Нордсервисстрой», учредитель – А.Саакян.
В Якутии проанализировали объемы демографических выплат за 5 лет. В период с 2019 года они увеличились в 7 раз, с 3,5 до 26,5 миллиардов рублей. Большую их часть обеспечил президентский национальный проект «Демография». Однако со следующего года указом главы Якутии Айсена Николаева в республике вводят новые меры, направленные на стимулирование демографического роста населения. В два раза увеличится размер республиканского материнского капитала «Семья» при рождении третьего и последующего ребенка. 50 тысяч рублей получат молодые семьи до 25 лет, вступающие в брак впервые. Кроме того, готовится учреждение гранта в 10 млн руб. для муниципалитета, добившегося лучших результатов в демографической и семейной политике. Ранее, встречаясь с руководителем региона, Президент страны Владимир Путин особо отметил показатели Якутии по росту постоянного населения и его естественному приросту и попросил не сокращать меры поддержки. Республика на первом месте в ДФО по положительной динамике демографических процессов, а в этом году в ней родился миллионный житель. Новые механизмы мотивации, а также текущее состояние рождаемости для Ленского клуба и EastRussia проанализировала доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических и энергетических проблем Севера «Коми научный центр УрО РАН» Лариса Попова.
«Стабильный естественный прирост населения Якутии обеспечивается как повышенным общим коэффициентом рождаемости, так и пониженным общим коэффициентом смертности. В основе этого – более молодой возраст населения республики, а также высокие темпы роста и уровень ожидаемой продолжительности жизни в регионе, превысивший среднероссийский. Последнее обстоятельство, а также незначительное отличие продолжительности жизни сельского населения от уровня городского показателя хочется отметить особо. Это результат социально-демографической политики, которая проводится в Якутии.
В России с 2007 года ведется демографическая политика, направленная на рост рождаемости. Тогда в стране был введен федеральный материнский капитал на второго ребенка, усиленный с 2011 г. ориентированным на третьи рождения региональным материнским капиталом и дополненный в дальнейшем мерами социальной поддержки нуждающихся семей с детьми и молодых семей с первенцами. Если оценивать результаты этой политики, то на текущую демографическую ситуацию она повлияла положительно. Особенно в регионах со значительным размером регионального материнского капитала, как в Якутии. А в национальных республиках, например Якутии и Коми, – по всей вероятности, способствовала также и усилению/возрождению этнических особенностей репродуктивного поведения коренных народов.
Однако в перспективе рождаемость в стране все-таки будет падать. Во-первых, по причине досрочного исчерпания итоговой плодовитости относительно многочисленных старших когорт, то есть поколений 1980-х годов рождения, ставших основными адресатами крупномасштабных мер демографической политики. Во-вторых, из-за низкой репродуктивной активности малочисленных молодых когорт: поколений 1990-х и 2000-х годов рождения, до которых стимулирующий эффект крупномасштабных мер демографической политики не дошел, или, в лучшем случае, пока не дошел.
По этой причине следует приветствовать любые меры, направленные на рост рождаемости. Начав проводить демографическую политику, ни в коем случае нельзя отменять ее мероприятия. В идеале надо сделать их постоянно действующими, то есть бессрочными. Решение главы Якутии об удвоении регионального маткапитала считаю своевременным, поскольку сейчас третьи рождения охватывает уже малочисленные когорты 1990-х годов рождения, а их репродуктивную активность следует поддержать.
Помощь молодым семьям также актуальна: без первых рождений нет вторых. Но еще больше следует приветствовать акцент в демографической политике на вторых рождениях. Например, к удвоенному региональному материнскому капиталу применить реализуемую в последние годы механику выплат федерального капитала: бóльшую часть суммы назначать при рождении второго ребенка, остальную – при рождении третьего. Возможно, применять такую механику выплат можно начать как раз за счет грантов лучшему району/поселку».
Согласно сведениям РИА «Рейтинг» и Росстат об объемах введения жилья в регионах РФ по итогам 2022 года Сахалинская область постепенно «уступила» свой рекорд 2020 и 2021 года — максимальное число введенных квадратных метров на человека — сразу шести субъектам страны. Островной регион сегодня занимает в федеральном рейтинге 7 место. Если в 2020 году 0,89 кв.м. жилья на человека, введенного в островном регионе, составляли почти на 220% больше, чем в среднем по стране, то к концу 2022 – началу 2023 года Сахалин, отчитавшись об 1,09 кв.м., превысил федеральную планку «лишь» на 60%. К слову, в 2021 году на островах сдавали 1,03 кв.м. жилья на человека.
Безусловным лидером по объему введенного в эксплуатацию жилья по итогам 2022 года стала Ленинградская область — там сдали 1,96 кв.м. общей площади жилья на человека. На втором месте Московская область (1,64 кв.м.), на третьем — Тюменская область (1,36 кв.м.).
Кроме этого, в топ-10 (по порядку убывания) вошли Чеченская республика, Краснодарский край, Калининградская область, Сахалинская область, Севастополь, Республика Адыгея и Владимирская область. Островной регион стал единственным представителем Дальнего Востока в группе субъектов-лидеров — ближайшим преследователем Росстат обозначил Республику Саха, которая заняла 39 место с 0,585 кв.м. сданного жилья на человека. Однако, оставаясь лидером ДФО по вводу в эксплуатацию жилой недвижимости на человека, Сахалин, тем не менее, уступил существенно менее развитой с экономической точки зрения Чечне и почти пропустил вперед Севастополь: город федерального значения по итогам 2022 года выдал планку в 0,998 кв.м. жилья на человека.
Данные Росстата, на основе которых составлялся федеральный рейтинг, говорят еще и о том, что в Сахалинской области за отчетный год практически не нарастили темпы сдачи жилья. Согласно официальной статистике, на островах в 2022 году сдали в эксплуатацию 504 тысячи кв.м. жилой недвижимости — это лишь на 0,2 процента больше, чем в пандемийном 2021-м, и самый минимальный прирост в России. Здесь Сахалин обогнал лишь те регионы, которые в ушедшем 2022-м по тем или иным причинам начали строить меньше жилья, а таковых всего 16. Лидерами же стали Мурманская область, где аналитики отметили прорыв: по итогам 2022-го там сдали на 255,2 % больше жилья, чем в 2021-м. Правда фактический результат северного региона составляет лишь 0,27 кв.м. на человека и 180 тысяч кв.м. за год. На втором месте Ненецкий АО, удвоивший темпы сдачи жилья, а третья в этом списке — Чеченская Республика, которая и по показателям темпов строительства обошла Сахалин: прирост сданного жилья составил 96,8 процента. В лидерах оказалась даже Амурская область — увеличения темпов сдачи построенных жилплощадей на 67,3 процента ей хватило, чтобы обогнать Сахалинскую область. Да и по итоговой обеспеченности населения жилой площадью островной регион — далеко не лидер: 31,6 кв.м. на человека и 24 место в РФ. По мнению генерального директора ассоциации «Сахалинское саморегулируемое объединение строителей «Сахалинстрой» Валерия Мозолевского, гнаться за рекордами островному региону не нужно: важнее сохранять стабильность.
«Сахалинская область уже не первый год сдает по 500 тысяч «квадратов» жилья, мы в числе лидеров по Дальнему Востоку. И, на мой взгляд, для нас главное — не бежать за рекордами, а работать стабильно. Помимо непосредственно жилого фонда, строительные компании Сахалина обязаны обеспечить еще и сопутствующую инфраструктуру — инженерные сети, энергетику, связь, дороги, социальные объекты. Все это должно быть сбалансировано. Не должно быть такого, что мы сдаем микрорайон с квартирами на 3 тысячи семей, а потом полгорода стоит в пробках, потому что эти семьи своих детей везут в школы и детские сады за несколько километров. И сейчас Сахалинская область выстраивает эту сбалансированную работу. На территории островного региона работают и местные, и федеральные застройщики, и у всех одна задача: строишь жилье — строй и инфраструктуру. Это важно. А с учетом того, что Сахалин, как один из самых отдаленных регионов Дальнего Востока, удаленный от федерального центра, ограниченный в транспортном сообщении, довольно долго вынужден был нагонять отставание в строительной сфере, особенно важным для нас становится именно сохранение стабильности. Мы вышли на планку 500 тысяч квадратных метров в год. Это и коммерческое жилье, и квартиры для переселенцев из аварийного и ветхого фонда, и социальное жилье. Я считаю, важнее удерживать и развивать то, что есть», — прокомментировал Валерий Мозолевский.
В министерстве строительства Сахалинской области также не считают текущие показатели островного региона отрицательными в сравнении с предыдущими годами. В ведомстве отметили, что строительство жилья идет во всех муниципалитетах, а годовой объем вводимых в эксплуатацию площадей остается практически неизменным уже два года — от 500 тысяч кв.м., и в 2023 году эту планку планируют сохранить, несмотря на то что федеральное правительство поручило островному региону сдать в эксплуатацию 380 тысяч кв.м. жилья до начала 2024 года. Кроме того, по данным регионального минстроя, к 2023 году Сахалин готов предоставить застройщикам 136 перспективных площадок на возведение 6 млн квадратных метров жилья.
«По итогам 2022 года ведено в эксплуатацию 504,1 тысячи кв. м жилья, 503,2 тыс. кв.м – показатель ввода жилья 2021 года. Мы два года подряд держали планку по объему ввода — не менее 500 тысяч квадратных метров и больше 1 квадратного метра на человека, проживающего в области. В текущем году также запланировано ввести не менее 500 тысяч квадратных метров. Во всех районах развернуто строительство, причем мы идем с темпами, превышающими показатели прошлого года — возводятся многоквартирные дома и индивидуальное жилье», - прокомментировал министр строительства Сахалинской области Алексей Колеватых.
Свой анализ по вводу в эксплуатацию жилых помещений на территории ДФО представили и эксперты ФАНУ «Востокгосплан». Их данные тоже свидетельствуют о том, что Сахалинская область сбавляет темпы сдачи жилья, несмотря на общий по федеральному округу прирост. В 2022 году субъекты Дальнего Востока сдали суммарно на 14,5 процента жилых квадратных метров больше, чем в 2021-м. Но эту положительную тенденцию обеспечили только Амурская область (+67,3%), Забайкальский край (+38,5%), Приморье (+17,9%) и Чукотский АО (16,5%). В Камчатском и Хабаровском краях ускорение темпов сдачи жилья колеблется в пределах 11-12 процентов, в Магадане оно составило 7,8%, в Бурятии – 4,4%, в Якутии – 1 процент ровно, а на Сахалине, как уже говорилось выше, лишь 0,2 процента. ЕАО демонстрирует спад — в 2022 году там сдали лишь 84,4% от объемов жилья, сданного годом ранее. Что касается общего объема сданных в эксплуатацию жилых площадей, по данным «Востокгосплана», безусловный рекордсмен здесь — Приморский край с 1,04 млн квадратных метров, на втором месте Якутия (584 тысячи квадратных метров). Сахалин — третий среди регионов Дальнего Востока с показателем в 504 тысячи квадратных метров.
Эксперты отметили и еще одну тенденцию: регионы ДФО, где по итогам 2022 года наблюдается положительный скачок, добились этого во многом за счет регистрации так называемого частного жилья — индивидуальных домов, которые местные жители строили за собственные средства.
«Преимущественный вклад в динамику показателя большинства регионов внес рост строительства и ввода домов, построенных населением. В 8 регионах прирост ввода жилых помещений в таких домах был выше 20%, наиболее высокие темпы роста отмечены в Чукотском автономном округе (в 2 раза), Забайкальском крае (+53%) и Амурской области (+43,3%). Снижение показателя отмечено в Еврейской автономной области. Рост ввода жилых домов, построенных населением, объясняется в том числе регистрацией ранее построенных объектов (вступившие в силу с 01.07.2022 поправки к закону о дачной амнистии позволили в упрощенном порядке оформлять право собственности на дом и на землях под ИЖС, и для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта). Положительная динамика ввода жилых помещений в многоквартирных домах сложилась в 3 регионах ДФО. Заметно более высокие темпы роста наблюдаются в Амурской области (+92,5%), также вырос показатель в Забайкальском и Приморском краях (+5,7% и +4,2% соответственно). В остальных регионах ДФО объем ввода жилых помещений в многоквартирных домах снизился, в том числе почти в 2 раза в Республике Бурятия и Магаданской области», — отмечается в пояснительной записке к аналитическому отчету «Динамика основных показателей строительной отрасли ДФО» за 2022 год, который «Востокгосплан» представил в Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики.
ИЖС как вид жилищного строительства постепенно набирает обороты и в Сахалинской области. По мнению некрупных игроков рынка, возведение частных домов в ближайшее время останется единственным направлением, которое поможет выжить большинству представителей малого бизнеса, занятых в этой сфере. Несмотря на то, что такой формат строительства не приносит большой прибыли, для многих компаний это чуть ли не единственный вид стабильного заработка.
«Мы работаем в сфере строительства ИЖС уже два года. Есть свои нюансы, конечно: очень часто у людей денег просто впритык, экономят на всем — на отделке, на фасаде, на нормальном фундаменте и сетях. Очень тяжело найти землю под строительство, да и участки, мягко говоря, не очень качественные: пока их выровняешь, пока отсыплешь. Но все равно, работа стабильная. Можем напрямую заключать договор с заказчиком, для этого не нужно выходить на электронную площадку. Можем сами делать проект. Где-то своими средствами можем перекрыть текущие расходы, потому что по договору оплата строительства полностью «белая», а многие субподрядчики и поставщики материалов на Сахалине работают через «черный» расчет, чтобы сэкономить на НДС и банковской комиссии. В общем, жить можно — ИЖС сейчас востребовано. И согласований готового объекта гораздо меньше, в год строить можно несколько домов. Небольшая прибыль, зато стабильно», — поделился руководитель ООО «Новая линия +» Вячеслав Козлов.
Что касается строительства многоквартирных домов в Сахалинской области, то для некрупных застройщиков в этом сегменте настали сложные времена — об этом EastRussia рассказали на условиях анонимности представители двух таких компаний.
«Мелких застройщиков, которые строили небольшие объемы, но стабильно, постепенно выдавливают с рынка. Все организовано под федералов, которые заходят сюда с заявкой на большие объемы и застройку целых районов. Для них есть все: и господдержка, и строительство инженерных сетей, и поэтапная сдача готового жилья. Сдают его зачастую в виде «коробок», чтобы отчитаться, а уже потом начинают доделывать ремонт, подключать электричество и так далее, потому что в «коробке» жить невозможно. Для них же есть и бюджетные кредиты, потому что это крупные игроки — там и ставка будет выгодной, и сроки, и обеспечение. Нам же, малому бизнесу, если и дают кредит на строительство, то под 15-18 процентов годовых. А наша маржа, по средним цифрам Росстата – 5-6 процентов, это обычная картина при строительстве жилья. То есть мы по умолчанию работаем в убыток, откуда тут взяться росту жилплощадей? Малый бизнес не будет так работать», — поделился представитель сахалинского ООО, занятого на строительном рынке.
По мнению другого специалиста отрасли, мелкие застройщики постепенно уходят с рынка еще и потому, что условия работы по заключённым ранее государственным контрактам не отвечают актуальной ситуации. В особенности это касается долгосрочных договоров — порой добиться пересмотра сметы в связи с подорожанием строительных материалов удается только через суд, потому что заказчик крайне неохотно идет на это.
«В 2020 году заключили договор на строительство многоквартирного дома. Начали строить. В 2021 году из-за пандемии поползли вверх цены, но можно было как-то ужаться, перекрыться: ведь нам обещали, что стоимость контрактов пересмотрят. В 2022 году, после всем известных событий, цены на стройматериалы просто взлетели в небеса. Мы полгода обивали пороги органов власти, пытались добиться пересмотра сметы — и ничего. Пришлось идти в суд и нам, и нашим коллегам. В судах Сахалинской области сейчас сотни таких дел рассматриваются, где-то мы выходим уже на апелляцию, на кассацию. Но пока идет разбирательство, строить мы не можем. А в итоге контракт расторгается и отдается другому застройщику, а мы возвращаем аванс заказчику. В итоге рынок постепенно монополизируется под крупных игроков, которые заявляют объем жилья сразу на несколько лет и поэтапно его сдают, ровненько — все условия у них для работы есть. А нам остается только уходить с рынка или переходить на ИЖС, которое на статистику не особенно влияет», — сообщил руководитель строительного ООО.
Некрупные представители строительного рынка Сахалинской области вряд ли когда-либо гнались за рекордами, но их вклад в общие показатели островного региона неоспорим. В то время как федеральные девелоперы ПИК и «Самолет» отдают предпочтение работе в Южно-Сахалинске и Корсакове, местные застройщики всегда активно работали в муниципалитетах, в том числе отдаленных — на севере Сахалина и на Курилах, куда завозить стройматериалы, технику и рабочую силу еще сложнее. Их крайне занимает вопрос: как долго островной регион будет интересен большим строительным компаниям, и кто из некрупных застройщиков останется к тому моменту, когда закончится квартальная застройка.
Несмотря на санкционное давление, которое терпит Россия, на федеральном уровне внимание к нему только усиливается. В прошлом году Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала идею Айсена Николаева о паритетном финансировании работ. Накануне глава Якутии обсудил завершение проектирования с зампредом Правительства Маратом Хуснуллиным. В комментарии Ленскому клубу экономист, директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов рассказал, чем значим Ленский мост и как он может повлиять на развитие Республики Саха и Дальнего Востока.
«Обсуждение этого проекта на таком высоком уровне говорит о том, что он нужен и важен. Есть доводы, чтобы запустить его как можно оперативнее. Во-первых, была подведена железная дорога до станции Нижний Бестях, которая расположена в непосредственной близости к Якутску. Это дает дополнительный импульс, чтобы связать два берега Лены в этом районе. Кроме того, в столице республики наблюдается прирост населения, что не характерно для дальневосточных городов и районов – там, наоборот, динамика отрицательная. Демографические вопросы также дают здесь дополнительные обоснования.
Ко всему прочему, в Якутской агломерации появились проекты, связанные с новой волной индустриализации, которые также добавляют аргументов к повышению экономической эффективности строительства моста: это развитие индустриального парка Кангалассы, расширение территории опережающего развития в разных районах, в том числе и на правобережье. Наконец вызовы новой реальности 2022 года с вектором развития страны на Восток. Это дает стимулы не только для модернизации восточного полигона Транссиба и БАМа, но и осуществления других масштабных проектов в Якутии. Без моста, связывающего два берега Лены, они будут реализовываться с меньшими эффектами, чем могли бы.
Конечно, этот проект невозможно осуществить самой Республикой Саха, привлечь какие-то бизнес-структуры, которые могли бы быть заинтересованы в самостоятельном строительстве моста, тоже не удастся. Он будет гораздо затратнее, чем, например, Высокогорский мост через Енисей, который короче и возведен в менее сложных условиях. Очевидно, что федеральное участие должно быть существенным. В этой связи Ленский мост правильно сравнивают с Русским во Владивостоке, как достаточно дорогостоящее сооружение. Поэтому верная финансовая оценка – необходимое условие для старта этих работ. Иначе они превратятся в долгострой, который будет вызывать головную боль у нескольких поколений.
В разные годы строительство мостов определяло завершенность освоения территорий. Например, завершение моста в Хабаровске в 1916 году замкнуло окончательно Транссиб. Строительство моста через Амур в Благовещенске или открытие моста через Енисей в Красноярске, – события, которые не могли быть не замеченными с точки зрения активизации экономической деятельности в тех районах, где возникала такая дополнительная связность пространств. Эффект от реализации проекта Ленского моста даже не просчитывается сейчас полностью. Не исключено, что с его возведением могут пойти автомобильные трассы в западную Якутию или неожиданно получить развитие правобережье Лены, так как туда проходит железная дорога. Смоделировать развитие можно, но все позитивные факторы учесть затруднительно».