Реализация новой программы модернизации коммунальной инфраструктуры начинается в Хабаровском крае. Также программа стартовала в Алтайском крае и Курской области. Кабмин выделяет финансирование этим трем регионам в размере 30 млрд рублей в 2023 году.
По данным пресс-службы кабмина, в трех регионах в 2023–2024 годах будет обновлено более 215 км инженерных сетей. Качественные коммунальные услуги получат 206,5 тыс. человек. Будут обновлены сети тепло-, водоснабжения и водоотведения. Также в селе Бычиха Хабаровского края отремонтируют насосную станцию.
Оператором программ модернизации коммунальной инфраструктуры в регионах страны выступает ППК «Фонд развития территорий». В настоящее время разрабатывается комплексная программа модернизации до 2030 года, которая объединит все действующие механизмы обновления ЖКХ. В течение десяти лет в эту сферу планируется инвестировать не менее 4,5 трлн рублей.
В регионах Дальнего Востока в сентябре текущего года продолжали расти потребительские цены на товары и услуги (к декабрю 2022 г., Таблица 1). В шести регионах показатель превысил средний по РФ (104,6%) – речь идет о Приморском, Камчатском и Забайкальском краях, Бурятии, Амурской и Сахалинской областях. Среди регионов ДФО меньшие темпы роста цен были зафиксированы в Магаданской области, Хабаровском крае и на Чукотке.
В августе 2023 г. во всех дальневосточных регионах, а также в Иркутской области росла среднемесячная заработная плата (к августу 2022 г., Таблица 2). В Камчатском крае рост превысил средний показатель по стране, составив 28,1% (в России – 15,1%). Тем не менее в большинстве регионов округа рост не превышал 14,5%. Меньше чем на 10% выросла зарплата в Сахалинской области (+4,6%) и Чукотском АО (+7,2%).
Что касается уровня безработицы (Таблица 3), то в июле-сентябре 2023 г. он оказался наиболее высоким в Забайкалье (7,2%), Якутии (5,4%) и Бурятии (4,5%). Следует отметить рост доли безработных в Якутии, которая по данному показателю является второй в ДФО после Забайкальского края. Доля безработных в республике за отчетный период оказалась выше, чем в Бурятии. В части регионов наблюдается более низкий, чем в среднем в РФ (3%) уровень безработицы – в Приморском, Хабаровском и Камчатском краях, Амурской и Сахалинской областях, Чукотском АО.
Программа «Дальневосточная ипотека» остается широко применяемым механизмом повышения доступности приобретения собственного жилья жителями Дальнего Востока. Ее планируется расширять, включая новые категории участников и увеличивая размер кредитов. По данным Минвостокразвития и КРДВ, лидерами по выдаче кредитов в рамках программы дальневосточной ипотеки являются Приморский, Хабаровский края и Якутия. В Приморье к настоящему времени выдано 24 тыс. кредитов на 109,5 млрд рублей. В Якутии число выданных кредитов составляет 19,5 тыс. на сумму в 93,8 млрд рублей. В Хабаровском крае выдано 11,9 тыс. кредитов на 53 млрд рублей. Всего на сегодняшний день в ДФО оформлено свыше 88 тыс. ипотечных кредитов, общая сумма которых превысила 392,2 млрд рублей.
Из общего количества кредитов на строительство индивидуального жилья банки выдали 13,2 тыс. кредитов на общую сумму 69 млрд рублей. Средняя сумма кредита на ИЖС по ДФО составляет 5,2 млн рублей. Наибольшее количество таких ипотечных кредитов выдано в Якутии – более 6 тыс.
Также банк «ДОМ.РФ» в январе-сентябре текущего года выдал в рамках программы дальневосточной ипотеки около 1 тыс. кредитов на сумму около 5 млрд рублей, что в два раза превысило показатель за аналогичный период прошлого года. Наибольший объем кредитов выдан жителям Владивостока (3,5 млрд рублей), Хабаровска (около 600 млн рублей), Якутска (300 млн рублей), Улан-Удэ (150 млн рублей) и Благовещенска (более 100 млн рублей).
По поручению президента РФ В.Путина программу дальневосточной ипотеки планируется расширить, распространив на работников оборонно-промышленного комплекса. При выдаче кредита занятым на предприятиях ОПК предлагается не учитывать возраст и состав семьи. Ранее такие правила в рамках программы были распространены на работающих на Дальнем Востоке врачей и учителей. В текущем году на реализацию программы «Дальневосточная ипотека» из резервного фонда правительства дополнительно будет выделено 8 млрд рублей. Ранее на реализацию программы «Дальневосточная ипотека» было выделено порядка 70 млрд рублей на 2023-25 гг.
В рамках федеральной поддержки образовательных учреждений в техникумах и колледжах арктических районов Якутии в 2024 г. должны открыться 12 мастерских для подготовки рабочих кадров. Создание мастерских ведется с помощью президентской дальневосточной субсидии. Они начнут работу в Арктическом колледже народов Севера в Черском, в отделениях Центра подготовки рабочих кадров «Арктика» в Батагае, Жиганске, Тикси. В настоящее время в мастерские поставляется оборудование. В том числе в Батагае разместятся мастерские по обучению компьютерным технологиям. В Жиганске планируется осуществлять подготовку фотографов, дизайнеров одежды, в Тикси должны открыться мастерские по эксплуатации беспилотных авиационных систем, ремонту и обслуживанию легкового транспорта. В целом власти Якутии рассчитывают до конца 2025 г. открыть в республике 46 таких мастерских.
Между тем в Минпросвещения РФ отмечают дефицит образовательных объектов – школ и детских садов, при строительстве новых жилых кварталов в дальневосточных городах. Наиболее высокая потребность наблюдается во Владивостоке, Чите, Хабаровске, Улан-Удэ, Якутске. Глава департамента развития инфраструктуры Минпросвещения И.Шварцман отмечала, что с учетом стоимости возведения дальневосточных кварталов требуется дополнительная финансовая поддержка застройщиков для строительства социальной инфраструктуры.
Также требуются дополнительные средства для строительства новых медицинских учреждений. В частности, на завершение строительства межрайонного онкологического диспансера в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края требуется более 400 млн рублей. Онкодиспансер в Комсомольске-на-Амуре планировалось возвести к 2021 г., затем срок был сдвинут до 2024 г. Единственным исполнителем является ППК «Военно-строительная компания» (ВСК), относящаяся к Минобороны РФ. К настоящему времени подрядчик завершил перепроектирование, оно находится на рассмотрении Главгосэкспертизы. Работы по данному объекту начались еще в 2018 г.[1], но в июне 2019 г. они были приостановлены.
Между тем из-за возросшей нагрузки в онкодиспансере в Хабаровске вышло из строя оборудование. На его замену требуется 402 млн рублей. Глава Минвостокразвития А.Чекунков в октябре сообщал, что средства будут выделены по государственной программе развития Дальнего Востока.
Регионы ДФО в текущем году получат средства на создание и модернизацию эндокринологических центров и школ здоровья для пациентов с сахарным диабетом (в рамках федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом»). В число регионов-получателей средств вошли Бурятия, Якутия, Хабаровский край, Магаданская область, Сахалинская область и Чукотский АО. Сахалинская область получит 76,2 млн рублей, Бурятия – 61,8 млн рублей, Чукотский АО – 60 млн рублей, Якутия – 56,4 млн рублей, Хабаровский край – около 56 млн рублей.
Финансирование также будет предоставлено всем дальневосточным регионам на приобретение диагностического эндокринологического оборудования для районных больниц. Для Сахалинской области на данные цели предназначено 19,3 млн рублей, для Бурятии – 18,9 млн рублей, для Приморского края – 18,8 млн рублей, для Якутии – 15,6 млн рублей, для Камчатского края – 15,3 млн рублей, для Забайкальского края – 14,6 млн рублей, для Иркутской области – 12,5 млн рублей, для Амурской области – 11,5 млн рублей, для Еврейской АО – 10,3 млн рублей, для Хабаровского края – 10,1 млн рублей. Чукотский АО получит 3,5 млн рублей, а Магаданская область – 1,2 млн рублей.
Тем временем депутаты парламента Магаданской области направили в федеральное правительство обращение с вопросом о снятии ограничений по значению коэффициента доступности медицинской помощи в регионах, так как они не учитывают региональные особенности и не позволяют получать финансирование в необходимом объеме. Коэффициент применяется при расчете субвенций, выделяемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) региональным фондам.
Депутаты отмечают, что при текущем объеме финансирования системы ОМС невозможно решить проблему дефицита кадров в Магаданской области, не покрываются текущие расходы на зарплату врачей и медсестер, на обновление инфраструктуры здравоохранения, закупку нового оборудования, лекарств, расходных материалов. В связи с недостатком финансирования наблюдается рост кредиторской задолженности магаданских больниц. Так, к 1 января 2021 г. ее размер достиг 690,7 млн рублей, к началу 2022 г. он вырос до 1,3 млрд рублей. В июле 2023 г. сумма задолженности составила 1,8 млрд рублей. Сумма финансовых потерь Колымы от установления коэффициента доступности медпомощи оценивается в 2 млрд рублей.
В рамках планов по газификации регионов «Газпрому» и приморскому правительству по поручению президента предстоит разработать «дорожную карту» по газификации Приморского края на 2026-30 гг. При составлении «дорожной карты» должны быть учтены результаты реализации инвестиционного проекта по строительству системы магистральных газопроводов.
Также «Газпром» и «Роснефть» должны определиться с гарантирующим поставщиком газа в Хабаровском крае (до 1 июля 2024 г.). «Газпрому» предстоит разработать графики по газификации Белогорска в Амурской области до 2032 г., подключению Биробиджана к проектируемому газопроводу до 2032 г. и рассмотреть возможность строительства газораспределительной станции №3 в Комсомольске-на-Амуре. До 1 июля 2024 г. федеральное правительство совместно с правительством Якутии, «Газпромом» и «РусГидро» должны утвердить план-график по переводу на природный газ энергоблоков Нерюнгринской ГРЭС. Его предполагается осуществить до 2028 г.
В Сахалинской области в 2024 г. планируется ввести в эксплуатацию 15 новых газовых котельных – пять из них должны начать работу в Поронайском районе, по четыре – в Макаровском и Тымовском районах, по одной котельной – в Корсаковском и Александровск-Сахалинском городских округах. В настоящее время уровень газификации Сахалинской области составляет 57%.
При этом с наступлением зимнего периода в отдаленных регионах, где в качестве топлива широко используется мазут, вновь усугубилась проблема роста цен на топливо для сферы ЖКХ. В октябре президент поручил правительству предоставить за счет бюджетных ассигнований дополнительную финансовую помощь в размере 5 млрд рублей Камчатскому краю на поддержку теплоснабжающих организаций, использующих в качестве топлива мазут. Средства должны позволить реализовать мероприятия по подготовке к отопительному сезону 2023-24 гг. и его проведению.
На этом фоне вице-премьер А.Новак заявил, что в правительстве прорабатывается возможность субсидирования стоимости мазута, поставляемого в регионы с высокой долей его использования в энергетике. Глава Минфина А.Силуанов предложил ввести обязательство поставки определенного объема мазута на внутренний рынок по фиксированным ценам.
При этом в Генпрокуратуре отмечают проблемы с подготовкой к отопительному периоду системы ЖКХ на Дальнем Востоке. Прокурорская проверка выявила слабую работу региональных властей по координации и контролю за выполнением инвестиционных и производственных программ, заменой и ремонтом аварийных сетей и оборудования. Заместитель генпрокурора РФ Д.Демешин также отметил высокий уровень изношенности коммунальной инфраструктуры ДФО (40%), значительный размер просроченной задолженности за коммунальные услуги (39 млрд рублей) и большое количество бесхозных коммунальных объектов. Больше всего таких объектов наблюдается в Якутии (2,5 тыс.) и Чукотском АО (1 тыс.). При этом с начала отопительного сезона текущего года в дальневосточных регионах произошло более 900 аварий и технологических сбоев.
В Генпрокуратуре предлагают усилить контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на региональные программы по модернизации коммунальных сетей, ввести льготный режим по налогу на имущество для предприятий ЖКХ в целях привлечения частных средств. Концессионный механизм по передаче объектов ЖКХ инвесторам не получил ожидаемого развития в части регионов ДФО. Пока в Приморском, Хабаровском, Забайкальском краях число таких объектов не превышает 17%. Средний показатель по округу составляет 55%. Общий размер финансовых вложений концессионеров в объекты ЖКХ на Дальнем Востоке достигает на сегодняшний день 132 млрд рублей.
Следует отметить, что в октябре был сформирован перечень опорных населенных пунктов Арктики. К ним относятся города, государственная поддержка которых будет осуществляться на системной основе. Из дальневосточных городов к ним отнесены поселок Тикси (центр Булунского района) с прилегающими территориями в Якутии и города Анадырь и Певек[2] Чукотского АО. Для каждого опорного пункта предполагается разработать комплексный план социально-экономического развития до 2035 г. и определить источники финансирования.
В регионах, пострадавших в текущем году от стихийных бедствий, предстоит завершить компенсационные выплаты и профинансировать восстановительные работы. Приморский край получит из резервного фонда правительства РФ средства в размере 760 млн рублей на возмещение расходов, понесенных регионом при выплате гражданам компенсации ущерба, который причинил прошедший в сентябре тайфун. Общая сумма нанесенного тайфуном ущерба составляет около 10 млрд рублей. Также дополнительно региону будет направлено 414 млн рублей из федерального бюджета на приобретение тяжелой техники для аварийно-спасательных работ, дноуглубительных работ и расчистки русел рек после наводнений.
Камчатскому краю в 2024 г. будет направлено порядка 200 млн рублей из федерального бюджета на восстановление дорог в Усть-Камчатском районе – они пострадали при извержении вулкана Шивелуч в апреле. Средства будут направлены на восстановление уличной дорожной сети в поселках Ключи и Козыревск.
Якутия, Хабаровский край, Амурская и Магаданская области получат федеральные средства на компенсацию затрат на тушение лесных пожаров в 2023 г. В ходе тушения возгораний весной и летом текущего года расходы данных регионов превысили ранее выделенное финансирование на борьбу с лесными пожарами. Магаданская область получит на данные цели 387 млн рублей, Якутия – около 296 млн рублей, Хабаровский край – более 201 млн рублей, а Амурская область – 140,5 млн рублей.
Тем временем в Иркутской области средства в размере 6 млн рублей были выделены из резервного фонда региона для денежных выплат пострадавшим от летнего паводка жителям подтопленных населенных пунктов Казачинско-Ленского района. Единовременная материальная помощь предназначена для жителей поселка Улькан, деревень Юхта, Седанкина, Карнаухова и Нижнемартыново, сел Новоселово, Казачинское, Кутима и Ермак. 77 человек, зарегистрированных на территории подтопленных населенных пунктов, получат единовременную материальную помощь по 10 тысяч рублей. Также финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости по 50 тысяч рублей предназначена 67 пострадавшим.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, сентябрь 2023 г., в % к декабрю 2022 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
104,6 |
Сибирский федеральный округ |
104,9 |
Иркутская область |
104,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
105,2 |
Приморский край |
106,7 |
Республика Бурятия |
105,8 |
Забайкальский край |
105,8 |
Амурская область |
105,2 |
Камчатский край |
105,2 |
Сахалинская область |
105,1 |
Еврейская авт. область |
104,6 |
Республика Саха (Якутия) |
104,1 |
Чукотский авт. округ |
103,6 |
Хабаровский край |
103,5 |
Магаданская область |
103,3 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, август 2023 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
115,1 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,2 |
|
Иркутская область |
115,3 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
113,2 |
|
Камчатский край |
128,1 |
|
Хабаровский край |
114,6 |
|
Забайкальский край |
114,3 |
|
Приморский край |
114,2 |
|
Республика Бурятия |
114,0 |
|
Республика Саха (Якутия) |
113,0 |
|
Еврейская авт. область |
112,5 |
|
Амурская область |
111,2 |
|
Магаданская область |
110,4 |
|
Чукотский авт. округ |
107,2 |
|
Сахалинская область |
104,6 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, июль-сентябрь 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,0 |
76 258,4 |
Сибирский федеральный округ |
3,2 |
8 299,2 |
Иркутская область |
3,6 |
1 160,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,5 |
4 181,1 |
Забайкальский край |
7,2 |
471,1 |
Республика Саха (Якутия) |
5,4 |
518,2 |
Республика Бурятия |
4,5 |
440,9 |
Магаданская область |
3,4 |
80,8 |
Еврейская авт. область |
3,0 |
73,9 |
Приморский край |
2,6 |
970,5 |
Хабаровский край |
2,3 |
701,1 |
Амурская область |
2,2 |
403,3 |
Сахалинская область |
2,1 |
265,0 |
Чукотский авт. округ |
1,7 |
29,3 |
Камчатский край |
1,5 |
166,9 |
[1] Контракт был заключен с московским ООО «Тутта» (на 1,2 млрд рублей), он был расторгнут в октябре 2020 г. (проблемами объекта стали ошибки в проектной документации, постоянная смена субподрядных организаций).
[2] Чаунский район.
По прогнозу МТС почти половина – 46,3% – из 6,6 млн реализуемых в России электросчетчиков в 2023 году будет работать с использованием технологий интернета вещей. К 2024 году это значение достигнет 75,8%, а к концу 2025 года – 95,8%. К этому времени интеллектуальными счетчиками коммунальных ресурсов будет оснащена каждая вторая квартира в стране. Свой вклад в достижение этих показателей вносит владивостокское подразделение компании «Миртек».
До 2016 года в России производство было лишь в Таганроге, но интересы роста подтолкнули к открытию производства во Владивостоке. Тогда на Дальнем Востоке уже реализовывалась практика территорий опережающего развития, сулившая компаниям серьёзные налоговые льготы. В 2018 году «Миртек» стал резидентом свободного порта Владивосток.
– Компания пользуется господдержкой: это нулевой налог на прибыль в течение пяти лет, нулевой налог на имущество – также на пять дет, 7,6% страховых взносов вместо 30% базовых на протяжении 10 лет, - говорит директор «КРДВ Приморье» Алексей Дунаев.
Вскоре после запуска клиентами «Миртека» стали крупные компании, включая «РусГидро», а спустя короткое время востребованная продукция разошлась по всему Дальнему Востоку. Предприятие во Владивостоке выпускает умные счётчики серий Миртек-212-РУ и Миртек-232-РУ на основе полного производственного цикла, который включает в себя сборку, программирование, поверку и упаковку..
Преференции, которые дает режим резидента СПВ, облегчает аккумуляцию и привлечение средств на развитие производства. Этой возможностью и воспользовались в «Миртеке», закупив дополнительное оборудование.
– До модернизации завода мы могли выпускать до 10 тысяч приборов учета в месяц, после – уже до 15 тысяч, – рассказывает генеральный директор компании «Миртек» Никита Шебалков.
Продукция «Миртека» разрабатывается в собственном конструкторском бюро. Платы и часть комплектующих тоже выпускают сами. После ввода санкций компании пришлось провести большую работу по смене поставщиков микроконтроллеров. Сейчас нужные элементы закупаются у трех разных партнёров, причём для внедрения новых комплектующих понадобилась серьёзная работа по их адаптации к существующим решениям и требованиям на соответствие утвержденному типу.
Нынешний прирост производительности – промежуточный шаг в стратегии кратного увеличения выпуска умных счетчиков. В планах построить в 2026 году ещё одно предприятие полного цикла. В КРДВ в свою очередь готовы представить необходимый земельный участок, инфраструктуру, а также оказать содействие по созданию свободной таможенной зоны для ввоза комплектующих из-за границы.
Сомнений в том, что продукция нового завода будет востребована, в компании нет. Умные счётчики не только ведут учёт потребленным киловаттам и автоматически передают данные в энергокомпанию. Они стоят на страже интересов потребителя, собирая для него всю необходимую информацию, к примеру, насколько качественную электроэнергию вам продают и подают.
– К примеру, был скачок напряжения и у вас сгорел телевизор или холодильник, - рассказывает Никита Шебалков. – Наш счетчик все зафиксировал, и у вас есть документально подтвержденные данные о произошедшем, на основании которых вы можете выставить претензию.
По закону ни одна новостройка не принимается в эксплуатацию, если она не оснащена умными счетчиками. А вот заменять уже установленные старые устройства на умные должен поставщик ресурсов за свой счёт. Причём в 1 января 2022 года разрешена установка только интеллектуальных приборов учета электроэнергии. Когда такое устройство появится в конкретной квартире, зависит от срока истечения действующей поверки счетчика.
Трансформация жизнеобеспечивающих предприятий Хабаровска, как и всех остальных городов России, продиктована необходимостью соблюдения требований закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», принятого в 2019 году. Целью реорганизации МУПов является повышение экономической эффективности предприятий, что неизбежно выльется в повышение комфорта и безопасности жизни горожан.
Одна из целей реформы муниципального хозяйства – снижение расходов местных бюджетов на содержание убыточных предприятий. Вместо них появятся и частные предприятия, что будет развивать конкуренцию, от чего всегда выигрывает потребитель. Кроме того, передача муниципального унитарного предприятия в частную собственность может принести большую прибыль, так как имущественные комплексы, оборудование и земельные участки МУПов не всегда используются в полной мере.
В Хабаровске работают 12 унитарных предприятий. Всего же обеспечением жителей города необходимым ассортиментом услуг для комфортной жизни занимаются 19 муниципальных организаций разных форм собственности. Они отвечают за жилищно-коммунальные услуги (тепло- и водоснабжение, водоотведение), социальное жильё, транспортные услуги, благоустройство, занимаются реконструкцией и развитием дорожной сети. На этих предприятиях работают более четырех тыс. человек.
По словам главы Хабаровска Сергея Кравчука, за пять лет объем работ муниципальных предприятий составил 49 млрд рублей, в том числе в прошлом году – около 11 млрд рублей, рост – почти на 6%. За этот же период производительность труда выросла на 32%.
«Хабаровск является одним из городов, где удалось сохранить муниципальные предприятия после рыночных преобразований в стране в конце 90-х годов. Однако реорганизация муниципальных унитарных предприятий в муниципальные бюджетные учреждения показала свою эффективность. Контроль за финансовыми потоками учреждений Север и Восток, (реорганизованы в 2020 году и 2022 году соответственно), позволяет принимать оперативные решения и вносить корректировки по выполнению муниципального задания, связанного с благоустройством города. За время работы в новой организационно-правовой форме учреждения увеличили объемы работ на 12% –более 20 млн рублей», – рассказал Сергей Кравчук.
Начальник управления экономического развития администрации Хабаровска Олег Ожегов подтвердил эффективность муниципальных производственных организаций: «С 2018 по 2022 годы объем работ, направленных на удовлетворение основных потребностей населения в жизнеобеспечивающих услугах, составил практически 50 млрд рублей, за этот же период производительность труда выросла с 1 млн 797 тыс. рублей на человека в год до 2 млн 367 тыс. рублей или на 32%. Получено 639 млн рублей чистой прибыли».
Олег Ожегов добавил, что при смене предприятием организационно-правовой формы, виды деятельности остаются прежними, при этом 100% акций будут принадлежать городу, а администрация города через органы управления обществ (наблюдательный совет, совет директоров) напрямую будет влиять на процессы принятия решений, касающиеся крупных сделок, инвестиций, оплаты труда и прочее.
Согласно закону, унитарные предприятия должны быть реорганизованы или ликвидированы до 1 января 2025 года. Если это требование не будет выполнено вовремя, Федеральная антимонопольная служба по решению суда ликвидирует предприятия. Исключения для реорганизации составляют предприятия сферы городского пассажирского транспорта, а также отраслей, относящихся к естественным монополиям.
Таким образом, МУПами в Хабаровске останутся: «Водоканал», «Тепловые сети» и «Городской электрический транспорт». Остальные будут реорганизованы.
МУП – это коммерческая организация, которая вправе получать прибыль за счет имущества, переданного в управление. Управление такими предприятиями осуществляется посредством планирования финансово-хозяйственной деятельности и установки контрольных заданий по объемам, издержкам, производительности труда, в сочетании с принципами успешного хозяйствования – поиском дополнительных доходов, в ом числе от оказания услуг сторонним организациям; модернизацией основных фондов.
Муниципальное унитарное предприятие – это коммерческая организация, ее главная цель – получение прибыли, бюджетное учреждение (МБП) относится к некоммерческим и открывается для осуществления социальных функций. Деятельность муниципального бюджетного учреждения финансируется за счет субсидии на выполнение муниципального задания из бюджета города. Имущество как унитарного предприятия, так и бюджетного учреждения находится в муниципальной собственности и передается на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Сергей Кравчук отметил, что с момента принятия федерального закона в администрации внимательно рассмотрели все возможные перспективы каждого отдельного предприятия. Для обсуждения приглашались профильные специалисты, включая аппарат управления каждого предприятия. Рассмотрены все проблемные вопросы, решение которых позволяет сбалансировать интересы бюджета города с интересами трудовых коллективов.
«В результате проведенной работы мы определили организационно-правовые формы реорганизации муниципальных предприятий. Дорремстрой станет акционерным обществом (АО), НПЦОДД, Горсвет, Южное станут муниципальными бюджетными учреждениями (МБУ), УО МКД, РКЦ, Банно-прачечное хозяйство, Стрела и Спецкомбинат приобретут форму общества с ограниченной ответственностью (ООО). Имущество, коллектив, производственная база и виды деятельности предприятий будут полностью сохранены», – рассказал мэр Хабаровска.
К моменту выхода этого материала стало известно, что в Госдуму внесли законопроект, предлагающий продлить реорганизацию или ликвидацию ФГУПов и МУПов до 1 января 2030 года. По мнению авторов законопроекта, норма о ликвидации ФГУП и МУП не учитывает негативные последствия ухода унитарных предприятий с социально значимых рынков, на которых практически отсутствуют частные предприятия. В администрации Хабаровска отметили, что в любом случает процесс реорганизации МУПов в городе завершится в 2024 году.
По задумке российских властей остров Большой Уссурийский должен стать одним из ключевых центров экономического взаимодействия России и Китая. Для запуска амбициозного проекта на российской стороне острова намерены построить грузопассажирский пункт пропуск, о котором говорят уже несколько лет. О том, почему для развития острова необходимо взаимодействие власти, общественности и бизнеса, рассказал член правления, председатель Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Мазунин.
– Создана единая концепция развития острова Большой Уссурийский, есть определенные направления работы: туристическое, рекреационное, сервисное. Индустриального развития там не подразумевается, и это всем понятно. Даже обработка грузов, мультимодальные проекты будут осуществляться на материковой части. Сейчас больше стоит вопрос не направлений развития острова, а самой реализации концепции. Мы уже писали в Минвостокразвития о том, что нужна точная программа по развитию острова, которая будет содержать конкретные мероприятия со сроками, ответственными лицами, источниками финансирования.
Сегодня на региональном уровне очень мало обсуждений подобных вещей с экспертным и деловым сообществом, зачастую процессы закрыты. Не было обсуждения того же мастер-плана Хабаровска, который делается для людей, для создания благоприятной среды в Хабаровске и на Большом Уссурийском тоже. А ведь это можно назвать Хабаровской агломерацией по аналогии с Владивостокской. В перспективе Хабаровск может стать миллионником, тем более что на правительственном уровне стоит задача – создать миллионники в регионах, в том числе на Дальнем Востоке.
Конечно, открытие грузопассажирского пункта пропуска станет катализатором всех процессов, в том числе развития туризма, привлечения бизнеса, инвесторов из других территорий России и иностранных капиталов. Но здесь опять же нужно понимать, как это можно реализовать, какие потенциальные инвестпроекты уже есть, какие вошли в мастер-план Хабаровска. Мастер-план по развитию Большого Уссурийского острова Корпорация развития Дальнего Востока должна подготовить к июлю следующего года. Если это будут делать только сами московские специалисты, если они будут рассказывать, как и где нам жить, то это, наверное, будет неправильно. Нужно приблизить работу сюда. Президент давно говорит, что федеральные министерства и ведомства должны переехать на восток страны. Я считаю, что хотя бы для обсуждений они должны чаще приезжать на Дальний Восток, проводить форсайт-сессии, стратегические сессии, просто рабочие группы.
Я вошел в специальную рабочую группу по развитию Большого Уссурийского острова, как раз, там можно было бы участвовать, предлагать инициативы. Потому что пока непонятно, какую часть острова планируется защитить береговыми укрепительными сооружениями. А ведь именно там будет определена территория под застройку будущих объектов. Я понимаю, что это дорогостоящие мероприятия, инфраструктурные затраты, тем более в условиях сегодняшнего времени, но можно, рассмотреть и государственно-частное партнерство.
Полпред президента Юрий Трутнев сказал, что своих капиталов достаточно, и мы сможем самостоятельно все сделать. И действительно, российский капитал сегодня имеет возможности развивать на своей территории инфраструктуру, создавать инвестпроекты и делать это без привлечения иностранных вложений. Но нужно разработать финансовые модели для развития транспортной, инженерной и другой инфраструктуры. Тогда бизнесу будут понятны правила игры.
Также нужно просчитывать вложения в создание инфраструктуры, которые вернутся в виде будущих налогов. Ведь, с одной стороны, государство вкладывает деньги в создание инженерной, дорожной инфраструктуры, а с другой – создает инвестиционную привлекательность для проектов, в которые вкладывается частный инвестор. Он же создает налоговую базу и рабочие места.
Конечно, здесь нужно подключать, в том числе, и науку, чтобы ученые просчитали все цифры – не только затраты, но и будущие доходы. Когда строили БАМ, многие говорили, что это дорога в никуда, слишком затратная стройка. А сегодня, мы понимаем, что БАМа даже после реконструкции не хватает. Жизнь развернула все на восток. Такие моменты нужно обсуждать и просчитывать. Не надо бояться больших расходов, надо бояться малых доходов. Сначала государство и другие институты развития инвестируют, создают условия, вкладывают деньги в инфраструктуру и снижают риски для бизнеса, тем самым привлекая частые инвестиции, а потом эти деньги возвращаются в казну в виде налогов. Пускай не в среднесрочной перспективе, но возвращаются.
Мы десять лет ждали развития Большого Уссурийского острова. Мост построили в 2013 году, было поручение президента о создании туристической рекреационной зоны, но ничего до сих пор не создано, хотя за это время можно было пассажирский пункт пропуска открыть. Туристический обмен бы уже пошел, в дальнейшем проект было бы проще развивать. Но разные финансовые группы в этом не заинтересованы. Я знаю, что предпринимаются различные меры, чтобы проект как можно позже заработал, потому что он повлияет на транспортные и туристические потоки.
Важна концентрация экспертного сообщества, органов власти, бизнеса, нужно понимать, кто возьмет на себя инфраструктурные затраты. Ведь если говорить об увеличении турпотока в Хабаровский край из Китая, то нам нужно понимать, что потребуется в 100 раз больше номеров в гостиницах, мест в ресторанах и заведениях общепита. А это инвестиционный цикл, который занимает несколько лет. Уже сегодня с открытием этих новых мест мы опаздываем.
Есть проект пассажирских круизов по Амуру. Это тоже ниша, это туристическое предложение для гостей, прибывших на Большой Уссурийский. В национальном проекте есть планы по увеличению въездного туризма в три раза, доли туризма во внутреннем валовом продукте – до 5%. У нас есть прекрасная возможность перевыполнить эти показатели за счет появления грузопассажирского пункта пропуска на Большом Уссурийском. Но здесь главное – не тянуть одеяло на себя, а разровнять его и действовать вместе: обсудить направления, внести предложения, нащупать проблемные точки и найти точки роста, налаживать диалог между бизнес-сообществом и властью. Этот проект даст хороший толчок для развития города и региона, поэтому мы должны всем миром навалиться, и своими идеями, энергией двигать его вперед и получать от него эффекты.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- Председатель правительства Михаил Мишустин 11 июля 2024 года утвердил обновленную Стратегию развития минерально-сырьевой базы. Срок ее реализации продлен до 2050 года. Развитие минерально-сырьевой базы в регионах Дальнего Востока и Арктики находится под влиянием существующего состояния транспортной инфраструктуры. Транспортная отрасль является наиболее сложным, трудоемким и затратным звеном процесса разработки месторождений полезных ископаемых, доля которой в себестоимости добычи составляет 60-75%.
На территории Дальнего Востока и Арктической зоны РФ, можно выделить сотни значимых действующих, строящихся и планируемых проектов, которые определяют расположение точек генерации грузовой базы, вывоз сырья или продуктов обогащения, который осуществляется практически всеми видами транспорта. Необходима взаимоувязка проектов строительства транспортной инфраструктуры с возможностями природопользования и, в первую очередь, недропользования, поскольку горная промышленность для субъектов Дальнего Востока России и Арктики является одним из основных направлений в экономике.
Минерально-сырьевой потенциал нашей страны способен обеспечить все необходимые задачи национальной экономики и национальной безопасности, исходя из стратегических целей при любых сценариях развития мировой ситуации.
На Дальнем Востоке и Арктической зоне России транспорт и энергетика рассматриваются в качестве основных элементов социально-экономического развития территорий, являясь основой стратегии создания и эксплуатации минерально-сырьевой базы данных макрорегионов.
Стратегия развития Дальнего Востока базируется на формировании транспортно-энергетического каркаса. Регион характеризуется географическими преимуществами и перспективой реализации экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов по внутренним и международным транспортным коридорам. Особая значимость каркаса заключается не только в обеспечении грузопотоков в транспортно-логистических цепочках, но и в наполнении инфраструктурных зон в первую очередь проектами по недропользованию. Устойчивость экономики в последующих этапах развития региона связывается с ее индустриализацией.
Процесс индустриализации экономики региона, включающий как малоформатное производство, так и классические металлургические гиганты, предусматривает три этапа: I этап – создание каркаса, II этап – процесс наращивания каркаса внутренними элементами, III этап – освоение пространственно-сгруппированных месторождений различных по запасам и по специализации (узлы, комплексы, кластеры).
В качестве объединяющего центра может рассматриваться Хабаровский край с умеренно развитой инфраструктурой, но с очень высоким потенциалом ее формирования. В Хабаровском крае в последние годы начинает формироваться транспортно-энергетический каркас, который может служить реальной основой реализации других проектов.
К числу заявленных крупных инфраструктурных проектов относятся: железные дороги Эльга – мыс Манорский и Якутск – Магадан, широтная автодорога Амга – Усть-Мая – Аян, меридиональная автомобильная трасса Комсомольск-на-Амуре – Охотск – Магадан и другие. Они затрагивают интересы республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Амурской и Магаданской областей. Обсуждается также строительство автодорог Комсомольск-на-Амуре – Чегдомын, Селихино – Николаевск-на-Амуре, по левобережью Амура от Комсомольска-на-Амуре до поселка Октябрьский. Принципиально важным является строительство перерабатывающих производств. К их числу относятся гидрометаллургические комплексы по переработке упорных руд золота Покровского на одноименном месторождении, Амурского в городе Амурск, проектирование и строительство Тихоокеанского в Советской Гавани. Также намечены планы по строительству металлургических комплексов по переработке оловянных, медных и железных концентратов в Хабаровском крае.
В правительстве Хабаровского края рассматриваются вопросы строительства крупных энергетических объектов: Тугурской ПЭС с заводом по производству водорода, Ниманской ГЭС, Эворонской АЭС, Чегдомынской ГРЭС с кольцевыми ЛЭП для решения проблем энергетики.
В силу этого существует реальная необходимость формирования новых подходов к развитию региона. С горнодобывающей промышленностью связаны и взаимозависимы металлургия, машиностроение, строительство, энергетика, транспорт, другие отрасли промышленности. Горный комплекс может рассматриваться в качестве инициатора в новой индустриализации региона.
Фермер из Хабаровского края Михаил Утробин получил «дальневосточный гектар» одним из первых в регионе. Сейчас его продукция представлена в сетевых магазинах краевой столицы, а сам Михаил предлагает инициативы для улучшения сельхозсферы, которые могут повлиять и на экономику ДФО в целом. Одна из инициатив уже поддержана на федеральном уровне.
- Я как простой житель Дальнего Востока ощущаю поддержку, которую оказывает региону государство: есть специальные преференционные режимы, «Дальневосточная ипотека», «Дальневосточный гектар». Я сам являюсь получателем и «дальневосточного гектара», и «дальневосточной ипотеки». Это значит, что я уверен – эти инструменты реально хорошие, рабочие, помогающие выполнять задачи, которые стоят перед Дальним Востоком: сохранение численности населения, разворот на Восток, развитие экономических связей внутри регионов, а также развитие внешнеэкономических связей.
Программы «Дальневосточная ипотека» и «Дальневосточный гектар» – это классные инструменты. Сейчас, конечно, внимание к «гектару» ослабевает, потому что ложка дорога к обеду. Когда нужно было максимально всем рассказать о том, что есть такая программа, было больше внимания со стороны средств массовой информации. Сейчас его намного меньше, но есть и плюсы. Это отдельная программа, которая с 2016 года претерпела кучу изменений: десятки тысяч людей воспользовались правом безвозмездно получить землю, были определенные препоны, но их убирали с помощью внесения корректив в Федеральный закон.
Я фанат «Дальневосточного гектара», всегда искренне «топлю» за эту историю, потому что это реально выгодно. Я предлагал при освоении первого гектара давать второй, третий, десятый гектар. Мы готовы, земли свободные есть. При этом инструмент получения земли реально подразумевает полное отсутствие какой-либо коррупционной составляющей: все делается, сидя за компьютером, никто не сможет какие-то препоны создать. Одна из правок в федеральном законе была принята по моей просьбе – давать дополнительный гектар. Я сам воспользовался этой возможностью и дополнительно к пяти уже имеющимся гектарам, взятым на всю семью, оформил еще два в месте, которое мне очень-очень нравилось. Опять же, не ходя ни к кому на поклоны, ни с кем ничего не обсуждая, а просто в соответствии с законом, который у нас принят. Это здорово.
Конечно, хотелось бы дополнительной поддержки. Мне кажется, было бы неплохо запустить в одном или нескольких регионах ДФО пилотный проект раздачи дальневосточных гектаров не там, где ты выберешь участок, а там, где государственные органы найдут свободную землю, сделают дорожную, электросетевую инфраструктуру, подведут газ и создадут какой-то кластер или современную деревню XXI века со всеми коммуникациями: интернетом, сотовой связью, возможно, единой скважиной и очистными сооружениями. Мне кажется, что в наше время это очень просто: есть модульные решения, готовые, надежные, которые позволяют дать эти коммунальные блага не одному, а сразу многим.
Я построил дом сам, дорожную инфраструктуру, электричество тоже проводил сам, скважину бурил для себя, очистные сооружения делал для своего участка. Просто я понимаю, если бы было 10 рядом компактно расположенных хозяйств, то в пересчете на единицу домовладения это было бы дешевле минимум на 30-50%. Поэтому есть такая задумка о современной деревне, состоящей из «дальневосточных гектаров».
Есть и предложение о предпринимательской деятельности, касающееся разворота на Восток. По моему мнению, стоит распространить условия режимов ТОР и СПВ на всех предпринимателей ДФО. Можно опять же сделать пилотный проект в каком-то дальневосточном регионе, либо предоставить преференции этих режимов для предпринимателей, занятых в приоритетных сферах экономики. Например, можно дать предпринимателям из сельхозсферы такие же налоговые послабления, как для резидентов ТОР и СПВ. Мне кажется, что это предложение позволит проактивно развивать экономику и взвинтить темпы развития Дальнего Востока.
На примере тех же ТОР и СПВ мы видим, что эксперимент начавшийся более десятка лет назад, не сворачивают. Значит государству это выгодно: появляются новые рабочие места, люди закрепляются на территориях. И особенно внимание нужно уделить сельским территориям, потому что село кормит нашу страну. Надо сделать так, чтобы люди перестали бежать в города, потому что в селах сейчас нет должной инфраструктуры, нет «белых» зарплат, люди не могут получить ту же самую «сельскую» или «дальневосточную ипотеку», потому что не устроены. А чтобы закрепить людей, нужно дать им возможность получить возможность жить в новом современном доме.
Решить эту проблему, на мой взгляд, и помогут льготы ТОР и СПВ: работодатели в сельской местности смогут снизить отчисления в различные фонды, благодаря этому будут официально трудоустраивать сельских жителей, платить им «белую» зарплату. А те в свою очередь смогут закрепиться на своей территории.
Главное в сельском хозяйстве, по моему мнению – качество продукта. Последние два года мы идем по пути кооперации с другими фермерами, которые готовы давать высококачественный продукт, чтобы мы поставляли его на прилавки Хабаровска. В 2023 году у нас был рост производства в полтора-два раза относительно предыдущего года. В этом году мы тоже хотим примерно настолько же вырасти, для этого я реконструировал производственные мощности по переработке молока, отладил многие логистические процессы, поменял персонал. Мы готовы к росту, но я против роста в 3-5-10 раз, я так не могу и не хочу. Я за качественный продукт, а не за объемы. Мне приятно, когда я иду по городу, со мной здороваются, говорят, что у нас лучшее молоко в Хабаровске. И пусть у меня будет рост небольшой, зато с сохранением качества, к которому привыкли покупатели. Для меня это принципиально важно. Примерно 95% покупателей нашей продукции – это постоянные клиенты. Я горд этим, а также своей продукцией, и планирую, что дальше будет так же.