Российский танкер «Остров Сахалин», приписанный к порту Находка, по пути с Камчатки в Приморье застрял в дрейфующих льдах в Охотском море. Об этом сообщает японское информационное агентство Kyodo.
ЧП произошло в 24 километрах от острова Хоккайдо. Капитан танкера сообщил о случившемся властям Японии, после чего на помощь вышел ледокол береговой охраны. Однако до наступления темноты освободить судно не получилось.
Сегодня работы будут продолжены. На борту танкера находятся 19 членов экипажа.
19 декабря 2024 самолет Ан-2 вылетел из камчатского сел Мильково в поселок Оссора. Связь с ним пропала и в установленное время в пункте назначения борт не приземлился. Двоих членов экипажа и пассажира искали трое суток. Нашли
72 часа в минус 20 они выживали посреди снегов.
Всех троих: командира воздушного судна Андрея Гордеева, второго пилота Николая Щёголева, и сопровождавшего груз Андрея Митасова доставили на большую землю.
О том как удалось спастись, и как проходили эти долгие часы и минуты в ожидании помощи EastRussia рассказал Андрей Митасов.
— Андрей, вы сейчас где? Как вы?
— В Мильково, в больнице. У меня ушиб грудной клетки, у капитана ссадины, у второго пилота – открытая черепно-мозговая. Врачи свое дело делают, на ноги на ставят, спасибо им, заботятся постоянно.
Нам и самим пришлось докторами побыть — как упали, из кабины выбрались — гляжу, у Николая голова рассечена, сантиметров семь… не знаю, как сказать: не трещина, а… в общем, вы понимаете. Достал аптечку, ватную повязку наложил, бинтами зафиксировал, стяжку поставил, чтобы более-менее стянуть кожу и кровь остановить. Нимесил ему дал, чтоб обезболить. Осмотрелись, дух перевели, стали осматриваться.
– Момент падения, помните? Как все произошло?
– К земле выходили ровно, а перевернулись… банально просто глубокий снег, зацепили стойкой шасси. Ничего катастрофического. Как упали... Слышу матюги, все сумбурно было, свет погас, но погас из-за того, что груз у меня упал. Я просто как бы чувствовал, что живой. Двигаться не могу, дышать не могу, ничего не могу. Ору: — Парни, вы как? Все живы? Они ответили. Ну, а потом выбрались потихонечку, я из-под груза выкарабкался. Мы запчасти перевозили, инструменты, вот такое. Придавило.
– Что потом?
— В первые минуты, как услышал, что все живы, обрадовался, конечно. Спустя сутки, я скажу так, больше равнодушия относительно ситуации. Выжили — это главное. Ну, и, конечно – вера. Вера, надежда на то, что нас найдут и спасут.
Выкопали яму в снегу. Первые сутки у нас была тепловая пушка, которая от аккумулятора работала и на дизеле. Было более-менее комфортно. Мы сделали такой кокон, щели заткнули и туда пускали тепло с пушки. В принципе, первая ночь была достаточно комфортной, если сравнивать с другими. Спали и в яме, и в самолёте. Потом брали ведро, туда наливали масло, поджигали его, а потом топливо. У нас была зажигалка.
Нам вот повезло: дикие звери не встречались, мы их не слышали, ничего такого.
— Еда какая-то была с собой?
– У нас был запас продуктов: пакетик с колбаской нарезанной, с сыром, отдельно пакетик с хлебушком. Брали по кусочку и все. И у нас было полтора литра воды, когда она закончились, мы топили снег.
– Андрей, многие увидев ваше фото после спасения отметили вашу яркую улыбку. Вы по жизни такой позитивный или это радость, что спасли?
— Сложный вопрос. Я, скорее, по жизни реалист. Но когда ты видишь спасение, ты становишься, счастливчиком. Пока ждали помощь, были мысли и позитивные, и негативные… и вот с последними приходилось справляться. Если плохая мысль пыталась как-то закрасться в мою голову, то я ее сразу же прогонял и переключался. Допустим, на какие-нибудь любимые книги, фильмы, сериалы, и прокручивал у себя это в голове. Ну, самый главный фильм, который я прокрутил, это «Один плюс один». Отличный фильм, который настраивает как раз-таки на позитив, и который говорит о том, что не важно, какие обстоятельства, жизнь продолжается!
– Друг с другом про что говорили?
— Про всякое разное. Тишину отпугивали. Как станет вдруг тихо, сразу начинаем о чём-нибудь отдаленном разговаривать. Было такое, что и пели. Две песни. Командир у нас пел «Врагу не сдается наш гордый Варяг», а мне сразу в голову пришла Лолита: «Нет, не надо слов, не надо паники». Вообще мы с пилотами знакомы чуть больше месяца. Я сам из Орла и приехал на Камчатку работать полгода назад. Так что было что друг другу рассказать.
– На кадрах спасения слышна фраза: «Армия помогла» — это ваша фраза?
— Моя. Я в прошлом военный летчик-истребитель. У нас были уроки выживания, нам рассказывали, как выживать, как включать аварийные радиомаяки, как проводить обогрев и так далее. Многое из этого пригодилось.
– Вы понимали, что вас ищут, слышали что-нибудь вокруг, по рации может?
— Конечно, мы слышали. Мы слышали, что они рядом, но видимость нулевая была, у ребят не было шансов нас увидеть, и мы просто физически не смогли добраться до них, потому что глубина снега очень большая. Мы ничего не смогли сделать.
Не было видно из-за тумана — он реально как молоко был. Даже гору Тундровую не видели, а потом она открылась буквально на 40 минут, нас нашли и эвакуировали. Да-да-да, это действительно новогоднее чудо, что природа и Господь Бог, вот они вместе согласовали, открыли «окошечко» 30−40 минут, чтобы ребята просто нас увидели и забрали. Потому что, когда мы начали взлетать, уже всё начало снова заметать.
– Что Вы сделали уже, когда в цивилизации оказались?
— Позвонил всем родным, сказал, что в порядке.
— А потом, были мысли, мол, зачем это все, почему? Какое-то переосмысление было?
— Конечно. Я понял, что что меня ничего не остановит, как работал, работаю и буду работать дальше.
Приморье восстанавливается после сильных тропических ливней, ударивших по краю 19 августа. А между тем 22 августа синоптики обещают новый циклон. Изменения климата — «это надолго», отмечают эксперты, поэтому работу по борьбе с паводками и наводнениями необходимо переводить в системное русло. Что для этого уже сделано, что необходимо сделать, и как использовать климатический фактор с пользой для экономики Дальнего Востока, выясняло EastRussia.
Тропический «характер»
В Приморье до сих пор устраняют последствия сильных ливней, накрывших регион 19 августа. Максимальное количество осадков выпало в селе Анучино (128 мм), Владивостоке (113 мм при месячной норме 176 мм) и Спасском районе (72 мм).
По словам экспертов, ливни «тропического характера» стали обычным явлением в Приморском крае несмотря на то, что он находится в зоне умеренного климата.
Фактически сейчас климатическая система Земли изменяется, поясняет заместитель председателя президиума Дальневосточного отделения Российской академии наук Павел Крестов. Тайфуны, депрессии приносят в регион тропические воздушные массы больших объёмов. В результате реки выходят из берегов, а города «выходят из строя», как это произошло с Владивостоком, где 19 августа выпало 113 мм осадков. По состоянию на 21 августа в некоторых районах города сохранялась сложная ситуация — подтопленные подвалы домов, заваленные грунтом дороги, энергоаварии.
«Всё, что сегодня происходит с Владивостоком и дальневосточными городами в похожих обстоятельствах — это признак бездействия коммунальных служб. Вода должна быть отведена, даже если пришёл супертайфун, а супертайфунов у нас последнее время было не так уж и много. Если бы система ливневой канализации работала должным образом и обеспечивала нормальный отток воды, мы бы пережили эти осадки как нормальный летний дождь», — комментирует эксперт.
Три главных вопроса
По его словам, сегодня нужно решать три основных вопроса, которые остро стоят не только в Приморье, но и всём Дальнем Востоке. Прежде всего, необходимо замедлить сток воды со склонов гор. Во-вторых — ускорить вывод воды с равнин — то, чем сегодня активно занимаются краевые власти. И третье — нужно строить дамбы, чтобы защитить населенные пункты и сельхозугодья.
«Вообще Дальний Восток — регион горный, где население фактически живет в долинах крупных рек. По определению такие долины — результат очень мощных наводнений минувших лет. Там мы построили свои города, и чтобы обезопасить их, нужно отгородиться защитными дамбами. В последнее время дамбы строятся, но, как показала практика, часто с отступлением от технологических требований, поэтому они не выдерживают напора воды», — поясняет Павел Крестов.
Краевые власти планируют, что в решении данных вопросов примет участие Дальневосточный климатический центр на базе Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН). О том, что в крае будет создана такая структура, объявил губернатор Олег Кожемяко, но вопрос ещё не перешёл в практическую плоскость.
«Сегодня всё мировое сообщество изучает изменения климата. Поток информации огромен — неподготовленный человек воспринять её в принципе не сможет. А система подготовки специалистов в области климатологии полностью развалена: ни у одного высшего учебного заведения на Дальнем Востоке нет специальных программ, которые готовили бы такие кадры», — подчёркивает эксперт.
Основные специалисты по климату разрознены и работают в разных научных и специализированных учреждениях. В частности, институтах ДВО РАН. Поэтому так важно собрать их на одной площадке, где они общими усилиями искали бы ответы на вопросы, что происходит с климатом, доносили эту информацию до органов власти и участвовали в разработке стратегии адаптации регионов к изменениям климата.
«Этой стратегии на сегодняшний день нет. Все делается буквально «с колес». Если губернатор толковый, он начинает что-то менять. В частности, в Приморском крае в 2023 году началась большая работа по расчистке русел рек. Усилиями Олега Кожемяко сама процедура была значительно упрощена, что принесло большой положительный эффект. Это очень правильно. С этого надо начинать. Но предстоит провести ещё много работ, чтобы снизить риски от больших объемов воды», — говорит Павел Крестов.
Помимо наводнений и паводков климатические изменения могут вызывать пожары, засухи и другие опасные природные явления. Всё это необходимо исследовать и мониторить.
В то же время необходимо также понимание, что глобальное потепление несет региону огромные возможности, связанные с развитием сельского хозяйства, курортного дела, солнечной энергетики, транспортной логистики. Мы не сможем воспользоваться всем этим, если уже сейчас не начнем программирование нашего развития в этих направлениях.
Агроклиматический фактор
Директор ФГБНУ «ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока имени А.К. Чайки» Алексей Емельянов отмечает, что оценки изменений климата очень неоднозначные. Тем не менее, есть конкретные факты, на которые сегодня можно опираться. Например, в посёлке Тимирязевском Уссурийского городского округа много лет работает агрометеостанция. В начале XX века среднегодовая температура (суммарно летняя и зимняя) в этой точке не превышала плюс 2,5 градусов. Сегодня показатель — выше 4 градусов.
«Каким образом это произошло? Во-первых, более длинная тёплая осень. Если раньше в начале ноября земля замерзала так, что пахать её было нельзя, то сегодня даже в нашем учреждении механизаторы работают, пашут до 15-16 ноября. Сроки сместились на неделю. И второе — сократился период январских, так называемых крещенских морозов, либо он сменяется оттепелями», — комментирует эксперт.
В этих изменениях, по его словам, есть и минусы, и плюсы. В частности, плюс для сельского хозяйства — возможность возделывания позднеспелых культур, у которых больший период вегетации, соответственно, и потенциальная урожайность выше.
«Поэтому, например, площади посевов кукурузы в Приморье расширяют не только в силу экономических, но и агроклиматических факторов. Кукуруза — теплолюбивая культура. Поздняя яровая соя тоже любит тепло», — поясняет Алексей Емельянов.
Другой «стороной медали» стали сложности во время посевной.
«В Приморье посеяли только 51% сои от установленного плана из-за переувлажнения почв. Некоторые хозяйства начали посевную на месяц-полтора позже рекомендованных сроков. И ещё вопрос, какая будет урожайность сои, посеянной 19 июля», — комментирует он.
Чтобы защитить урожай, необходимо обратить внимание на систему мелиорации, акцентирует Алексей Емельянов. В советское время под мелиорацию в Приморье отвели более 200 тысяч гектаров земли. Причём строили и мелиоративные системы двойного регулирования, многие из которых находились на кормовых угодьях.
«Двойного — это когда можно лишнюю влагу сбросить, а в случае необходимости организовать полив, так как засушливые периоды у нас тоже случаются. Например, в июне засуха, и овощи поливают, а в августе защищают от переувлажнения. Считаю, что к этой практике мы должны вернуться», — обозначил собеседник.
Минимизировать убытки
Сегодня в крае продолжаются работы по ликвидации последствий стихии. В некоторых районах 21 августа ситуация оставалась сложной: переливы ограничили транспортное сообщение в Анучинском и Ханкайском округах. Из-за выхода воды на проезжую часть в изоляции оказалось село Муравейка.
Сильно досталось дальневосточной столице, где продолжают расчищать русла рек. В пригороде затопило земельные участки. Из-за непогоды до 18.00 24 августа действует режим повышенной готовности.
Точная сумма ущерба неизвестна, но минимизировать убытки помогают меры, принятые для защиты от наводнений и паводков. После того, как в 2023 году Госдума внесла изменения в Водный кодекс РФ, регион получил полномочия по расчистке русел рек. За это время в Приморье расчищено более 70 км водных объектов, проведены работы по берегоукреплению, обсуждается строительство новых защитных дамб.
«На реках задействована техника ГОЧС. Для защиты от наводнений создано Агентство по гидротехническим сооружениям, мелиорации и гидрологии Приморского края. В его распоряжении также парк техники, которая будет заниматься расчисткой, дноуглублением и спрямлением русел рек. Работы ведутся в Спасске-Дальнем, Лесозаводске, Артеме, Владивостоке, Партизанске, Ольгинском и Чугуевском округах. Принятые меры уже дали определённый эффект — затопления не были такими разрушительными, как в прошлые годы», — сообщили в правительстве края.
Приморье под ударом
Работу по защите от наводнений и паводков необходимо перевести в системное русло, отмечает депутат краевого парламента Алексей Козицкий. Очевидно, что климат в регионе меняется, и эти изменения «надолго».
«Залповые дожди, когда за очень короткий промежуток времени выпадает большое количество осадков, стали для Приморья обычным явлением. Такой дождь выпал во Владивостоке 19 августа, и системы водоотведения к этому были совершенно не готовы. Из положительного — очень серьёзную роль сыграла та большая работа по расчистке русел рек, которая ведётся правительством края и администрациями муниципалитетов. В этом году паводков и переливов значительно меньше», — комментирует депутат.
Примечательно, что в предпринимательских объединениях (на 21 августа) не отмечали большого количества обращений от пострадавших коллег. «Пока ни одного обращения не поступало, хотя в прошлом году их было очень много», — сообщили редакции в краевом отделении «Опоры России».
Сейчас власти региона продолжают мониторить гидрологическую обстановку. Очередной циклон вступает в свои права 22 августа. На большинстве рек ожидается подъем воды до одного метра. Возможно формирование паводков общей высотой подъема уровня воды от 1 до 3,5 метра. Ожидаются подтопления пониженных территорий ливневым, склоновым и речным стоком.
Добавим, что в августе 2023 года Приморье столкнулось с куда более мощным ударом стихии. Количество выпавших осадков в 1,5 раза превысило исторический максимум. В регионе ввели режим ЧС регионального, а затем и федерального характера.
Из-за сильных паводков были эвакуированы жители в Уссурийском городском округе, Михайловском и Надеждинском районах, Октябрьском и Хасанском округах. Работали более 60 пунктов временного размещения.
Именно тогда руководство Приморья выступило перед федеральными коллегами с инициативой передать право на расчистку русел рек на уровень субъектов.
Только за прошедшие сутки в Приморье зарегистрировано четыре пожара общей площадью 421 га. На утро 11 марта, по данным регионального правительства, все возгорания в крае ликвидированы. Пожары произошли в Чугуевском и Тернейском округах. Но большая часть затронутых последними возгораниями территорий находится в Хасанском муниципальном округе. Пожар площадью 400 га был ликвидирован в районе села Гвоздево.
Палы начали фиксировать в Хасанском округе с первых чисел марта. Главу окружной администрации Ивана Степанова всю прошлую неделю невозможно было застать на рабочем месте, но в личном ТГ-канале можно было отследить его маршруты. То он сообщал о том, что от огня отбивали Гвоздево, вот спасают Зарубино, Сухановку... Пал шел и в направлении Андреевки. В поселениях в общей сложности проживает более 3,5 тыс. человек.
«Сегодня на межведомственном совещании сотрудники пожарных служб сказали о том, что ситуация контролируется. Группировка привлеченных из соседних районов сил и средств рассредоточена по местам постоянной дислокации, — уточнила помощник главы Хасанского муниципального округа Ольга Куличенко. — Несмотря на стабилизацию ситуации, глава округа еще раз обратил внимание отдела надзорной деятельности, полиции о необходимости проводить рейды, штрафовать граждан, которые своевременно не привели свои земельные участки в соответствие с требованиями пожарной безопасности».
Как рассказала Ольга Куличенко, один из местных жителей был замечен главой округа за сжиганием мусора, несмотря на то, что объявлен пожароопасный период. Иван Степанов передал информацию в полицию, на нарушителя составлен протокол.
Ситуацию на личном контроле держит и губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Он побывал в очагах палов в районе этих населенных пунктов.
«Благодаря усилиям пожарных подразделений и спасателей жилые дома не пострадали. Есть несколько сгоревших построек и один нежилой дом. На местах работает тяжелая техника, делаются минерализованные полосы. Группировка спасателей будет находиться на местах до тех пор, пока не убедимся, что все пожары потушены и жители находятся в безопасности», — сказал губернатор, находясь в Хасанском районе 4 марта.
В эти дни Хасанском муниципальном округе впервые было зафиксировано уникальное для Приморья явление — огненный смерч. Его засняли местные жители на дороге между населенными пунктами Краскино и Хасаном.
«Это редкое природное явление. Оно возникает в местах природных пожаров, когда сочетаются несколько факторов: огонь, пожар, ветер, — сказала ведущий специалист по связям с общественностью ФГБУ "Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Варвара Коридзе. — Однако в тот день в районе поселка Барабаш, где очевидцы снимали видео, ветер был несильный. Метеостанции зафиксировали западный, юго-западный ветер 0,5 метра в секунду с порывами 2-3 метра в секунду, при температуре воздуха 3-4 градуса мороза, осадков не было».
С 6 марта в 22 муниципалитетах Приморского края объявлен противопожарный режим. Особые требования действуют в южных и восточных муниципалитетах края.
Типичная для Приморья ситуация с пожарами в этом году отличается более ранними сроками появления палов, а также возникновением необычных для региона природных явлений.
«Противопожарный режим в южных территориях края начал действовать раньше из-за малоснежной зимы и раннего схода снежного покрова в южных и восточных районах края, — отмечает заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы, начальник отдела административной практики и дознания ГУ МЧС России по Приморскому краю Максим Саполович. — Основной причиной природных пожаров остается неосторожное обращение с огнем. А в этом году распространению огня способствуют малое количество осадков зимой и частые ветра».
Во время действия особого противопожарного режима на территориях вводится ряд рекомендаций. В их числе запрет на пребывание граждан в лесах, запрет на разведение открытого огня и сжигание мусора, запрет на проведение опасных работ на землях лесного фонда и землях других категорий.
«В населенных пунктах необходимо вовремя убирать сухостой, мусор. Все, что можно отнести к горючим материалам, — продолжает Максим Саполович. — Создавать у жилых строений сопредельных с лесными массивами запас воды для тушения пожара и восстанавливать противопожарные минерализованные полосы».
За нарушение этих требований предполагается административная ответственность. Для граждан — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, для должностных лиц — от 30 тыс. до 60 тыс. рублей, для предпринимателей без образования юридического лица от 60 тыс. до 80 тыс. рублей, для юридических лиц от 400 тыс. до 800 тыс. рублей.
Помимо населенных пунктов, в опасности находились и особо охраняемые природные территории. На территории Хасанского округа расположены национальный парк «Земля леопарда» и Дальневосточный морской заповедник.
«5 марта у границ участка "Гамовский" нацпарка "Земля леопарда" на неохраняемой территории в районе села Аднреевка был ликвидирован крупный пал площадью 1 380 га. Эта территория не имеет отношения к заповедным, — уточнил ситуацию начальник отдела по связям с общественностью ФГБУ "Земля леопард" Иван Раков. — Сейчас нет природных пожаров, затрагивающих особо охраняемые природные территории федерального значения под управлением дирекции заповедников "Земля леопарда". Угрозы диким животным нет».
Иван Раков также добавил, что пожары происходят ежегодно и, как правило, в одних и тех же местах. «Земля леопарда» остается единственным нетронутым огнем зеленым «островом» в этом районе. Для профилактики участки земли там также делятся противопожарными минполосами. В этом году проложено 220 км таких разрывов.
В том, что лесные массивы, подобные «Земле леопарда», в долгосрочной перспективе могут способствовать решению проблемы весенних и осенних палов уверена кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории лесных экосистем ДВО РАН Ольга Ухваткина.
«В тех районах, где сейчас возникают пожары, раньше было больше леса. Сейчас это остепненные участки и ветру там есть где разгуляться, — отмечает ученый. — В этом случае снизить горимость хорошо помогает лес. И лучший вариант — это ненарушенный лес — уссурийская тайга. Она не горит. Даже если в таком лесу в дерево попадет молния, пожар не распространится, потому что там большие запасы влажного питательного субстракта и мало горимого вещества».
Как объяснила Ольга Ухваткина, небольшие лесные островки или лесопосадки вдоль дорог не дают ветру разгуляться. Большие лесные массивы работают как биотический насос – леса притягивают влажность, сохраняют ее, формируют облака за счет испарения воды с листовой поверхности, не дают пересыхать рекам.
Леса растут долго, погода тоже, как говорят синоптики, в ближайшее время на ситуацию не повлияет. Снег, выпавший в выходные, территорию наиболее пострадавшего от пожаров Хасанского округа, не затронул.
«На юге края зима была практически бесснежной. И в феврале осадков было мало. Человеческий фактор стал причиной возгораний, а вот отсутствие снежного покрова способствовало распространению пожаров, — отметила Варвара Коридзе. — Погода — подвижный механизм. Более точную информацию мы можем сказать на ближайшую неделю. Снег, выпавший, 8 марта на ситуацию не повлияет. Если брать более широкие временные рамки, то тут нельзя сказать однозначно, потому что все может остаться по-прежнему, а может зародиться циклон и затронуть территорию Приморского края».
Жителям Приморья остается надеяться на силы пожарных и спасателей, которые сейчас работают в усиленном режиме и следовать их советам.
«Сейчас наступает пора, когда дачники, жители частного сектора начнут готовить свои участки к посадкам. Многие будут сжигать сухую растительность. Порекомендовал бы жителям Приморья обойтись без сжигания мусора до снятия особого противопожарного режима, тем самым избежать возникновения пожаров и штрафных санкций», — подчеркнул Максим Саполович.
В ряде дальневосточных регионов отмечается рост уловов в ходе лососевой путины текущего года. В то же время среди представителей отрасли резонанс вызвал закон о взимании платы за перезакрепление рыболовных участков. Основное нарекание связано с размером платы и установленными сроками ее внесения. В регионах планируется усилить работу в направлении развития марикультуры. Конфискованные активы крупных рыбопромышленников остаются невостребованными.
Дальневосточный бассейн лидирует по объемам уловов в стране. К 31 июля в макрорегионе добыто 2,2 млн тонн морских биоресурсов, тогда как общие уловы в РФ составили 2,97 млн тонн.
В частности, на фоне продолжающейся лососевой путины вылов тихоокеанских лососей 6 августа превысил 140 тыс. тонн, лидером традиционно является Камчатский край, где было добыто 95,3 тыс. тонн лососевых (68% от общего вылова). Объем вылова лососевых в Хабаровском крае составил 21,3 тыс. тонн (рост на 6,1% относительно аналогичного периода 2022 г.), в Сахалинской области – около 7,2 тыс. тонн (рост на 40,3%). В Магаданской области добыто 6,4 тыс. тонн лососевых, в Приморском крае – 1,8 тыс. тонн. В Чукотском АО уровень добычи в ходе путины составил 258 тонн.
В структуре вылова по видам лососевых первое место занимает горбуша – 97 тыс. тонн (69% от общей добычи). Далее следует нерка – 29,6 тыс. тонн (21,5%), кета – 13,7 тыс. тонн (8,5%), чавыча – 312 тонн (0,3%). Кижуча выловлено 57 тонн, симы – 39 тонн.
Следует отметить, что в текущем году рыбаки Хабаровского края, Приморского края и Магаданской области в связи с хорошими подходами и высоким уровнем заполнения нерестилищ получили в июле разрешение Росрыболовства[1] на увеличение в рамках лососевой путины текущего года объемов вылова горбуши, кроме того, был продлен срок вылова.
При этом во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) обеспокоены возможностью закрытия части предприятий по добыче рыбы и резкого роста отпускных цен на лососевые и икру в стране из-за введения платы за перезаключение договоров пользования участками промысла на новый срок без проведения торгов. Принятое в июле постановление правительства устанавливает правила расчета и взимание платы за перезакрепление рыболовных участков за действующими пользователями.
При перезакреплении участков для промышленной добычи анадромных видов рыб (включая тихоокеанских лососей) плата будет рассчитываться по особой формуле – как произведение расчетной суммы сбора за добываемые на участке виды рыбы, количества лет, на которое планируется заключить договор, и корректирующего удваивающего коэффициента. Платеж должен быть внесен не более, чем за два года[2]. При этом 40% платы подлежит внесению при заключении договора, 30% - не позднее года со дня заключения и 30% - не позднее двух лет со дня заключения. Закон о перезаключении договоров на участки и постановление о порядке взимания платы должны вступить в силу с 1 сентября текущего года.
По расчетам ассоциации, рыбодобытчикам придется заплатить суммарно в федеральный бюджет около 200 млрд рублей за 20 лет. При этом в Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (президент – М.Козлов) отмечают, что многим предприятиям для перезаключения договора придется брать кредит, что повысит долговую нагрузку на отраслевой бизнес.
В связи с этим группа парламентариев (депутаты А.Гордеев, И.Яровая, В.Кашин, Н.Васильев, сенаторы А.Яцкин, А.Артамонов, А.Двойных, С.Митин, Б.Невзоров, В.Пономарев, А.Широков и Н.Федоров), среди которых есть два бывших министра сельского хозяйства РФ, в конце июля направила на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий рассрочку при внесении платы за перезаключение без торгов договоров на рыболовные участки. Предлагается 10% платы вносить при заключении договора пользования участком, 30% - не позже года с даты заключения договора, 30% - не позже двух лет и еще 30% - не позже трех лет с момента заключения.
В Минсельхозе прибыль в бюджет от реализации законопроекта оценивают в 91 млрд рублей. Ожидается, что внедряемые выплаты затронут более 8 тыс. рыбодобытчиков. Наибольшая часть договоров подлежит перезаключению в 2028 г. (66%).
Кроме того, в отраслевом сообществе недовольны тем, что сумма сбора за участки будет рассчитываться, исходя из среднегодового объема добычи водных биологических ресурсов на рыболовном участке за четыре года, предшествующих году заключения договора[3]. При этом за четыре последних года на Дальнем Востоке наблюдались высокие уловы лососевых, тогда как в настоящее время они идут на спад. Из-за этого будущие возможности предприятий по долгосрочным выплатам могут оказаться существенно ниже текущих. В Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (президент – Г.Мартынов) предлагают платить 25% платы в течение года, а остальные 75% разбить на 20 лет действия договора о закреплении участка. Координационный совет общественных рыбохозяйственных организаций Дальнего Востока[4] направил в адрес президента РФ В.Путина письмо с просьбой внести коррективы в процесс взимания выплаты.
Следует отметить, что пользователи участков для добычи анадромных рыб также будут нести обязательства по участию в социально-экономическом развитии территорий, заключая соответствующие соглашения с региональными властями. Размер обязательств при перезаключении договора без торгов составит не менее 10% и не более 20% платы за заключение договора. Перечень обязательств добытчиков перед регионом закреплен правительством – он, в частности, включает обязательства по благоустройству общественных пространств, развитию социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, по реализации рыбопродукции в рамках региональных программ повышения доступности рыбных товаров, по участию в других программах социально-экономического развития региона, а также по переработке уловов на береговом заводе или в береговом цеху.
Что касается экспорта, то отмечается рост поставок в Китай. По итогам января-июля Приморское территориальное управление Росрыболовства оформило на экспорт в КНР 372,738 тыс. тонн дальневосточной рыбопродукции, в том числе более 18 тыс. тонн поставлено в июле (рост на 29,5% относительно июля 2023 г.). За семь месяцев года в Китай преимущественно экспортировался минтай (281,098 тыс. тонн), сельдь (62,738 тыс. тонн), крабы (19,029 тыс. тонн). При этом экспорт крабов в КНР имеют тенденцию увеличиваться – по итогам первого полугодия он вырос на 8,2% (764 партии на 16,3 тыс. тонн). Наиболее популярными экспортными категориями стали стригун-опилио (6,5 тыс. тонн), синий краб (4,6 тыс. тонн), камчатский краб (2,7 тыс. тонн), стригун-бэрди (1,9 тыс. тонн).
На Дальнем Востоке поставлен рекорд по выпуску филе сельди, к началу августа выпущено около 40 тыс. тонн. С начала года вылов сельди вырос на 18% относительно аналогичного периода прошлого года, до 292 тыс. тонн. На фоне сокращения вылова и импорта атлантической сельди отмечается рост внутреннего спроса на тихоокеанскую сельдь, стоимость которой в опте ниже, чем атлантической (на 15-20%). В настоящее время стоимость филе дальневосточной сельди в опте достигает 180-190 рублей за килограмм, но ожидается ее снижение из-за роста уловов. Также отмечается существенный рост вылова сардины иваси. По итогам первого полугодия 2024 г. в Дальневосточном бассейне добыто более 105 тыс. тонн, что более чем в два раза (218%) превысило показатель за аналогичный период 2023 г.
Тем временем в Камчатском крае в 2025 г. планируется запустить новый рыбомучной завод по производству кормовой рыбной муки и технического жира. Инвестором является камчатская компания ООО «Скит» (село Устьевое, Соболевский район)[5]. В 2023 г. компания уже построила икорный цех мощностью производства 600 тонн в год.
Между тем в Приморском крае планируется разработать проект по развитию аквакультуры, проанализировав деятельность пользователей марикультурных участков. Разработкой проекта займется краевое министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов. Он должен предусмотреть ряд мер, направленных на эффективное использование морской акватории Приморья для аквакультуры, а также развитие пастбищного рыбоводства.
На сегодняшний день в Приморье выращивается более 16% российской аквакультуры (второе место в стране[6]) и 95% аквакультуры на Дальнем Востоке (основные сегменты – лососевые, карповые, ценные морепродукты – устрицы, мидии, гребешки, иглокожие). В регионе сформировано порядка 350 рыбоводных участков общей площадью более 80 тыс. га для выращивания морской и пресной аквакультуры, они закреплены за 114 предприятиями. В то же время препятствием для инвестиций в данную сферу является высокая стоимость подготовки документации и прохождения государственной экологической экспертизы. В ДФО средняя величина затрат на данные цели превышает 5 млн рублей за участок.
Выпуск товарной аквакультуры в первом полугодии текущего года увеличила Иркутская область – в два раза относительно аналогичного периода прошлого года, до 76 тонн. Большую часть продукции составляет форель (73 тонны), три тонны - осетр. В регионе действует 28 рыбоводных хозяйств, выращивающих товарную рыбу и производящих рыбопосадочный материал (мальков).
Росрыболовство намерено продать изъятые у рыбопромышленника Д.Дремлюги квоты на вылов краба в Дальневосточном бассейне – квоты на вылов краба-стригуна опилио в Западно-Сахалинской подзоне, краба волосатого четырехугольного в Западно-Сахалинской подзоне, краба колючего в подзоне Приморье и Восточно-Сахалинской подзоне, краба равношипого в Южно-Курильской зоне и краба синего в Восточно-Сахалинской подзоне. Для аукциона, назначенного на 7 августа, начальная цена лота была снижена на 10%, с 2,44 млрд до 2,2 млрд рублей, но о результатах торгов не сообщалось. На июльском аукционе распределить доли не удалось, поскольку на него не заявилось участников.
По условиям аукциона, победитель торгов должен построить на российской верфи среднетоннажное судно, предназначенное для добычи краба, длиной свыше 50 м. Договор заключается на 15 лет.
В то же время плавбаза «Владивосток 2000», конфискованная у Д.Дремлюги по иску Генпрокуратуры, была все же продана на аукционе в июле за 274,5 млн рублей, что в семь раз меньше изначально предложенной на майском аукционе цены. Стартовая цена для июльского аукциона составила 211 млн рублей (в мае для актива была установлена цена в 2,1 млрд рублей). Покупателем стало ООО «Активбизнесконсалт» (коллекторская организация группы «Сбер»). Напомним, что на аукционы 15 мая, 31 мая и 19 июня не было подано ни одной заявки. На четвертом аукционе, организованном Росимуществом, цена была снижена в десять раз относительно первоначальной.
В Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья отметили, что для эксплуатации плавбазы требуется наличие среднетоннажного рыбодобывающего флота, поставляющего добычу для переработки. В текущих условиях судно может быть переделано, в том числе для перевозки грузов, оно также может быть передано для работы в другой стране. Тем не менее пока новый владелец не сообщал о планах относительно актива.
Тем временем в июле во Фрунзенском районном суде Владивостока началось рассмотрение по существу второго уголовного дела в отношении рыбопромышленника О.Кана (покинул РФ в 2018 г. и находится в международном розыске), обвиняемого в организации преступного сообщества, контрабанде стратегически важных ресурсов (более 3 тыс. тонн живого краба) в Японию, Китай и Республику Корея на сумму в 2,6 млрд рублей и уклонении от уплаты таможенных платежей на сумму свыше 3,6 млрд рублей.
По версии следствия, О.Кан с сообщниками в 2014-19 гг. поставляли стратегически важные морские биоресурсы за рубеж, при вывозе краб декларировался к поставке подконтрольным О.Кану офшорным компаниям, а затем отгружался по цене, значительно превышающей заявленную. Доходы О.Кан, как полагает следствие, направлял на финансирование деятельности принадлежащих ему компаний и созданного им преступного сообщества. Также обвинение полагает, что рыбопромышленник, используя схему разделения единого крупного бизнеса на формально автономные организации и незаконно применяя систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, уходил от уплаты налога на прибыль и НДС.
Защита О.Кана продолжает настаивать на его невиновности. В марте текущего года Арбитражный суд Приморского края признал ничтожными договоры о закреплении долей квот добычи водных биологических ресурсов и постановил солидарно взыскать в пользу РФ с О.Кана, а также группы аффилированных с ним физических и юридических лиц ущерб водным биоресурсам на сумму 358,7 млрд рублей[7].
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В лице подконтрольных территориальным управлениям Росрыболовства комиссий по регулированию добычи анадромных видов рыб (в Приморском крае, Хабаровском крае и Магаданской области).
[2] Для участков, используемых для промышленного вылова водных биоресурсов, за исключением анадромных видов рыб, а также участков для организации любительского рыболовства корректирующий коэффициент использоваться не будет.
[3] Если на участке предыдущие четыре года добыча не осуществлялась, будет использоваться средний объем вылова на двух граничащих участках, а если таковых нет, то на двух наиболее близких участках.
[4] В сформированный в 2020 г. Совет входят руководители рыбохозяйственных ассоциаций рыбодобывающих регионов Дальнего Востока. В состав с момента основания входят президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Г.Мартынов, президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области М.Козлов, президент Ассоциации добытчиков краба А.Дупляков, президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края С.Рябченко, председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки В.Галицын.
[5] Учредитель – Н.Шутов.
[6] По итогам 2023 г. в регионе было выращено 65,6 тыс. тонн аквакультуры. Первое место занимает Мурманская область, третье – Карелия.
[7] В ходе разбирательств по иску Генпрокуратуры в Пятом арбитражном апелляционном суде и ранее в Арбитражном суде Приморья представители рыбопромышленника утверждали, что О.Кан умер в 2023 г. в Великобритании, прокуратура и суд сочли информацию ложной.
Капитан «Антареса» Николай Зайцев рассказал EastRussia, как проходила экспедиция, что увидели и испытали путешественники, а также почему люди — лишний элемент на острове Ионы.
«Антарес» держал курс в открытое море. Шел четвертый день перехода из Николаевска-на-Амуре. Все эти дни экипаж российского парусного катамарана находился один на один с суровым Охотским морем.
К северу от Сахалина, ветер стих, сменившись туманом. Видимость резко упала, исчезло ощущение открытого моря. А над водой — стали появляться стайки птиц. Их становилось больше, и это — явный признак того, что суша близко.
В глухом тумане члены команды услышали шум прибоя и рев сивучей. Сам же остров увидели, только когда подошли к нему практически вплотную. Выглянули громады скал, вздымаясь вверх, насколько туман позволял рассмотреть. Неприступная стена камня -посреди моря. «Антарес» достиг своей цели — острова Ионы. Самой труднодоступной, малоизученной, таинственной точки Охотского моря. Места, где за всю историю мореходства побывало меньше людей, чем на Эвересте или в космосе…
Рождение путеводной звезды
Захватывающая история приключений «Антареса» будет неполной, если мы не расскажем, откуда взялся сам катамаран и его экипаж. Это как видеть свет звезды и воспринимать его просто как точку на небосклоне. Но ведь у каждой из них есть имя, история и судьба!
«Антарес» — задумка команды единомышленников из Хабаровска, и заключается она в том, чтобы открыть Дальний Восток по-новому, для всех — через объективы видеокамер. Какие красоты, богатства и тайны скрыты на бескрайних и мало обжитых просторах страны? Что там — за горизонтом? А там — водопады и скалы, суровые шторма и тихие бухты, царство зверей и птиц, большинство из которых впервые видят человека!
Команда приступила к строительству судна, способного ходить по морю, при этом обладающего небольшой осадкой, чтобы заходить в малые реки. Идеей создания заинтересовалась одна из строительных компаний Хабаровска.
«Мы даже не рассчитывали на такой быстрый и живой отклик, — рассказывает путешественник Николай Зайцев, капитан катамарана «Антарес». — Думаю, дело здесь в патриотизме, любви к родному краю — это у нас общее! Компания занимается строительством домов, и дает им имена русских землепроходцев, тех, кто внес вклад в развитие Дальнего Востока — «Корф», «Невельской». И когда мы предложили снимать фильмы о Тихоокеанском побережье — к нашему удивлению, никто не покрутил у виска».
Был создан проект разборного катамарана с надувными корпусами из ПВХ. Такая конструкция уменьшила вес судна и дала ему возможность причаливать в неприспособленных местах, а парусное вооружение увеличило автономность хода. Строили судно сами, и в 2020 году Антарес был спущен на воду.
— Николай, а почему «Антарес»? По-моему, это имя звезды в созвездии Скорпиона?
— Антарес, если смотреть невооруженным глазом, выглядит как одна светящаяся точка, на самом деле — это двойная звезда. Так и наш катамаран — на двух корпусах, но судно одно!
Тогда путешественники не могли и предположить, что имя звезды станет путеводным, и проложит маршруты туда, где бывали лишь единицы, подарит виды и атмосферу мест, о которых почти никто не слышал.
Два года испытаний на реке и на море, поход из Хабаровска во Владивосток и обратно — «Антарес» и его экипаж были готовы отправиться в свою первую экспедицию. Задачей ее было — добраться и непременно высадиться на самом загадочном острове Хабаровского края.
Не просто точка на карте
Итак, остров Ионы — или остров святого Ионы. Известно о нем немного, а то, что известно — только добавляет загадочности. С 1994 года — это памятник природы краевого значения. На скалистой площадке сохранились обломки метеостанции, которая сыграла немалую роль в истории Охотского моря.
В ту пору многие страны вели добычу ресурсов в его акватории, варварски опустошая ее. И это не было запрещено, поскольку Россия не единственная имела выход к Охотоморью. Кусочек суши, именуемый сегодня островом Ионы, на одних картах значился скалой, на других островом. И вот чтобы статус острова закрепить, на нем соорудили постройку — метеостанцию. По инициативе Хабаровского филиала РГО статус острова был зафиксирован официально, что закрепило за Россией 200-мильную исключительную экономическую зону вокруг него. Это положило начало работе, результатом которой стало присвоение Охотскому морю статуса внутреннего моря России. Вот вам и точка на карте!
«Сам по себе остров и его судьба необычны, — рассказывает Николай Зайцев. —Главным аргументом для нас был, пожалуй, тот факт, что никто еще полноценных фильмов о нем не снимал. Даже высадиться там за всю историю исследований смогли единицы. Представьте: посреди цивилизации — кусок земли, на котором никто не бывает! Ну а дальше, наверно, азарт! Тот самый, что был у первооткрывателей, пока на картах еще оставались белые пятна. Нужно было успеть, пока никто не сделал этого раньше нас».
К этой необитаемой скалистой вершине горы, миллионы лет назад погрузившейся на дно океана — аккурат посреди нынешнего Охотского моря — и держали курс путешественники. Но так ли остров необитаем?
Живое Сердце Охотского моря
«Первое ощущение было — восторг! – рассказывает Николай. — Это самый красивый остров, который я видел. Атмосфера невероятная! Кайры, сивучи, крики птиц — жизнь пульсирует, бьет ключом. Птичьи гнезда — на каждом шагу. Яйца, птенцы, их родители — наивные, они не видели и не боятся людей. Невероятное место! Кому-то очертания этого острова напоминают сноп сена, а как по мне, он похож на сердце. Сердце Охотского моря».
Сотни километров ледяных вод и отвесные скалы охраняют этот оазис дикой природы от незваных гостей. Известно о многих экспедициях знаменитых путешественников, которым так и не удалось высадиться здесь. Но нашим землякам улыбнулась удача: волнение было умеренным, а местные сивучи благородно уступили двуногим часть единственного на острове галечного пляжа.
Галька в Охотском море — не в пример популярным пляжам. Окатанные зимними штормами камни величиной с приличный арбуз! Но здесь, в накатывающих волнах, сивучи как дома. Это их вечный курорт. А летом остров становится гостеприимным домом для пернатых: они прилетают сюда, чтобы вывести птенцов, и для этого здешние неприступные скалы — просто райское место.
Ну а сам остров будто почувствовал, что в помыслах людей нет зла. Незадолго до отхода экспедиции, густой туман на вершине рассеялся. Сердце моря предстало во всей красе.
«С каким чувством я покидал остров? — говорит Николай и ненадолго замолкает, собираясь с мыслями. — Да чуть не плакал! Это сложное чувство. Там прекрасно настолько, что хочется возвращаться туда. А с другой стороны, с первых шагов по острову чувствуешь, что ты там не нужен. Здесь хорошо, пока нет людей. Повсеместно там гнезда птиц, и, как бы мы ни старались ступать аккуратно, — понимали, что их тревожим. Птичьи базары, сивучи. Пока мы были на острове, к берегу подошли три касатки — так вот тюлени не ушли на берег, а спокойно плавали среди них. И я дал слово себе, что, если и вернусь на остров Ионы — то только в составе какой-нибудь научной экспедиции — если позовут. Это настоящий оазис, мир природы, и не нужно тревожить его из праздного любопытства».
Мир крупным планом
Это была удивительная экспедиция с самого начала, и удивить документалистам из Хабаровского края удалось весь мир. Фильм о затерянном острове взял гран-при московского международного фестиваля «Вертикаль», первое место и гран-при фестиваля «Золотой компас». Участники экспедиции, того не подозревая, поставили два рекорда: рекорд России присвоен за первое пересечение Охотского моря на надувном катамаране, и мировой рекорд самого длинного водного путешествия в пределах одного государства.
Сейчас документалисты работают над фильмом о путешествии на Чукотку, за время которого «Антарес» прошел по таинственным ледяным водам почти семь тысяч миль. Параллельно идет подготовка к новым путешествиям, и несмотря на сложность и во всех смыслах экстрим такой документалистики, идей еще немало.
«Ведь как обычно снимаются документальные фильмы? Выезжает режиссер, подбирает локации, время суток, свет, и только когда все продумано до мелочей — группа выезжает работать. У нас ВСЁ не так, — смеется Николай. — К намеченной точке мы прорываемся сквозь шторма, которые длятся по несколько суток, и мы не знаем, что ждет нас там. Что позволит море, что позволит Север — то и снимаем! А потом из этого в муках рождается фильм. Хочется показать больше, но многими красивыми планами приходится жертвовать в пользу смысла, и это тоже большая работа».
— Русский Север — он какой?
—Мудрый. — Николай отвечает, не задумываясь. — Сильный.
— Справедливый?
— Море всегда справедливое. Людей меньше, жизнь суровее. И люди лучше! Вот у стариков на Татарском проливе как? Лодка причалила — помогут вытянуть, предложат чаю, обогреют. На воде расходимся — помашут. Мудрость Севера — это его энергетика. И, может, это сентиментально, ведь мы планировали снимать фильмы о природе — но хочется снимать про людей. На Севере в них уживается загадка, мистика — при этом простота. Старинные ремесла и современные проблемы. Народные промыслы, простой быт без излишеств в гармонии с этой удивительной природой. И мы понимаем, как ни прекрасна она сама — эти люди от нее неотделимы!
Морское побережье России — огромно. Там живут смелые, сильные люди с настоящим дальневосточным «стержнем», сами того не предполагая, взяли на себя очень важную для их современников миссию. Показать, что горизонты можно отодвигать едва ли не бесконечно, а «белые пятна» — пусть их и нет на современных картах — все еще есть в умах и душах людей. Что мы знаем о России? Какой он — русский Север? Что там — за горизонтом? Они обязательно отправятся туда, чтобы показать это тем, кто остался дома. Чтобы каждый, пропустив через себя эти кадры, с гордостью говорил, что живет в прекраснейшей стране мира, гордился быть русским, быть дальневосточником.
Круглогодичная навигация по СМП – одна из тех старых идей, которые столетиями «витает» вокруг судоходства по Северному Ледовитому океану. Таких удивительно устойчивых идей несколько, и при этом ни одна из них не адекватна реалиям, если брать эту идею в абсолютном варианте, без оговорок и допущений. И прежде чем перейти к идее собственно круглогодичного судоходства, рассмотрим два крайних варианта: «возможно все» и «невозможно ничего».
Первая вековая идея, мечта - миф о замещении Северным морским путем южного пути через Суэцкий канал. Еще в 19 в. о ней мечтали буквально в стихах: «И побежден Суэцкий путь, и Альбиону не уснуть…». С тех пор Альбион относительно СМП спит достаточно спокойно: нужно понимать, что путь через Север нужно мерить не в километрах, а в днях пути с поправкой на ледовую обстановку: обычная скорость движения судна - 15 узлов, а следующее за ледоколом судно идет со скоростью 10, иногда 5 и менее узлов в зависимости от ситуации. Легко увидеть, что все преимущества в километраже в суровых ледовых условиях разбиваются о понижение скорости – и это, не считая повышенных затрат на оплату ледокольной проводки и сопутствующие сервисы. Сегодня весь рекордный транзит по СМП в лучший год примерно сопоставим с дневным объемом транзита через Суэц. Образно представить ситуацию можно так: вы предпочтете проехать 100 км по ровной асфальтированной дороге или 50 км по картофельному полю? Вот примерно так и с Северным морским путем.
Тут уместно вспомнить прямо противоположную точку зрения – о том, что невозможно ничего. Эта идея была выражена в резолюции, наложенной генерал-адъютантом Н.В. Зиновьевым на записку сибиряка, купца Михаила Сидорова «О средствах вырвать Север России из его бедственного положения». Текст резолюции широко цитируется в контексте советских успехов освоения Арктики: «Там, на Севере, постоянные льды и хлебопашество невозможно и никакие другие промысла немыслимы. По моему мнению и мнению моих приятелей, необходимо народ удалить с Севера во внутрь страны, государства, а вы хлопочете напротив, объясняете о каком-то Гольфштреме, которого на Севере быть не может. Такие идеи могут проводить только помешанные»[1]. Именно эту резолюцию цитировал и знаменитый полярник И.Д. Папанин в своем докладе на XVIII съезде ВКП (б) в 1939 году, говоря о том, что «тупоголовые царские чиновники не видели всей жизненной необходимости освоить Северный морской путь».
На фоне Зиновьева было особенно выгодно показать, что только советские полярники – разумеется, под руководством мудрого тов. Сталина, – сумели запустить по Северному морскому пути регулярное судоходство. И уже в 1930-е грезилось стабильная навигация по Севморпути: «Армия полярников обещает товарищу Сталину, обещает партии и Советскому Правительству к концу третьей пятилетки сделать Северный морской путь нормально действующей магистралью, обеспечивающей планомерную связь с Дальним Востоком». Впрочем, только годом раньше в Главном управлении Севморпути были расстреляны многие руководители за то, что вмерзло в лёд несколько судов, не успев пройти рейс по чистой воде. Любопытно, что похожая ситуация повторилась в 2021 году –когда в ноябре вмерзли в лед и были спасены более 20 судов (Певекский кризис). Тогда упраздненное Главное управление Севморпути было воссоздано под эгидой Росатома.
Однако послушаем товарища Папанина дальше – со всей большевистской прямотой, объяснившего смысл Северного морского пути как «нормально действующей магистрали» - актуальный и сегодня:
«Северный морской путь имеет огромное оборонное значение. Этот кратчайший путь лежит по нашим внутренним морям, на которых мы сами хозяева и ни от кого не зависим. В случае нужды, если враг посмеет напасть на нас с Запада или с Востока, мы беспрепятственно и в кратчайший срок сумеем перевести боевые корабли с одной морской границы нашего великого Советского Союза на другую. … В русско-японскую империалистическую войну царская Россия жестоко расплачивалась за свою отсталость и консерватизм, за отсутствие хорошо оборудованных баз и военных путей на Север. После Цусимского боя знаменитый русский ученый Менделеев писал: “Если бы хотя бы десятая доля того, что потеряно при Цусиме, было затрачено на достижение полюса, эскадра наша, вероятно, прошла бы во Владивосток, минуя и Немецкое море, и Цусиму”. Времена Цусимы никогда не повторятся. И если потребуется, наши военные эскадры пройдут Северным морским путем, пройдут, чтобы уничтожить врага на его территории, на его землях и в его водах».
Вот примерно такими, сугубо стратегическими соображениями и обосновывается целесообразность развития СМП, и здесь со времен тов. Папанина, по большому счету, мало что изменилось. Строго говоря, Транссиб и следующая параллельно ему автодорога до сих пор служат безальтернативной линией связи между западными и восточными частями страны, и действительно только СМП и морской путь вокруг всей Евразии может рассматриваться как страховочный. Всякого рода дублеры Транссиба вроде Трансполярной магистрали пока не реализованы, и едва ли будут в силу исключительно сложных условий их сооружения; при этом Байкало-Амурская магистраль дублирует Транссиб лишь частично.
Ради стратегических интересов Севморпуть развивался, и, очевидно, планируется к развитию далее. Это основной его смысл, и в этом контексте и нужно рассматривать успехи по продлению навигации. Экономика здесь на втором плане – хотя, конечно, тоже присутствует.
Помимо роли запасного хода на свой же Дальний Восток, СМП выполняет еще одну важную функцию – он служит своего рода форточкой, обеспечивающей выход в большой мир из изолированных пространств внутренней России. Изолированных в различных смыслах – в первую очередь речь должна идти о расстоянии: для внутренних районов страны вывоз продукции через Северный Ледовитый океан при определенных условиях оказывается проще и дешевле, чем через железные дороги и трубопроводы (которые в случае новых месторождений еще нужно построить).
Заметим: при определенных условиях. В 1920-е оказалось проще возить морем сибирский лес, сплавляя его плотами по Енисею до Игарки - места погрузки на морские суда. В 1990-е вариант вывоза леса морем оказался нерентабельным – и лес уже не столько востребованный товар, и вместо экономных плотов требуются современные речные суда. Для некоторых месторождений проще и дешевле оказалось проложить трубопровод до моря, чем на тысячи километров на Запад, в Европу, или на Восток, но только для некоторых. Так, Ванкор привязали к «трубе» на Запад, хотя была идея вывести трубопровод к порту Диксон, на сотни километров севернее.
Изоляция расстоянием – мощнейший экономический фактор, и выход на СМП зачастую оказывается проще, чем через тысячи километров тайги и тундры поперек страны. Это выгодно для конкретных нишевых продуктов, для открытия миру сибирской экономики в обход перегруженной и дорогой логистики европейской части страны и слабой инфраструктуры дальневосточной (речь о низкой пропускной способности восточного полигона РЖД).
Здесь уместно вспомнить легендарного норвежского предпринимателя, Йонаса Лида, пробивавшего проект Севморпути на протяжении многих лет, и перед Николаем II, и перед Лениным, и перед Колчаком. Речь шла о «форточке» коммерческого северного мореплавания для вывода на внешний рынок товаров Сибири, например, масла - одного из наиболее высокомаржинальных сибирских товаров того времени.
«…Наши газеты с восхищением писали о трудовом героизме экипажей, западная пресса – изумлялась фантастической стоимости транспортировки. Старого друга Игарки Йонаса Лида настолько встревожила поистине «золотая» январская перевозка досок через Арктику при помощи трех атомоходов, что он даже предложил советскому правительству проект использования для енисейских рейсов грузовых подводных лодок».
Ростислав Горчаков. «Удивительная Игарка». Стр. 169.
Мораль: ледокольные проводки могут окупиться только для ограниченного количества товаров с высокой стоимостью. 1990-е годы показали коммерческую правоту старого коммерсанта: на Севморпути тогда остался только медно-никелевый концентрат «Норникеля», позже к нему добавились морские перевозки нефти и СПГ. Заметим, выгодные только при высоких ценах на них, иначе стоимость перевозки уронит проект ниже себестоимости. Это, конечно, если мы думаем в экономическом ключе. Но есть еще и ключ политический.
Второй случай изоляции, для которой СМП служит «форточкой» – это изоляция политическая. Не секрет, что много для развития СМП сделало правительство Колчака, и это более чем оправдано: для запертого в глубине Сибири режима выход на Севморпуть был единственным шансом на связь с внешним миром, например, в целях поставок оружия и прочих связей с Антантой. Продолжим метафору с проездом по картофельному полю: для «правителя Сибири» Колчака Северный Ледовитый океан был выходом на волю через задний двор пока неприятель блокировал фасад – в борьбе за жизнь, разумеется, побежишь и по картофельному полю. Колчак сам был полярным мореплавателем и знал, о чем речь.
Современный интерес к СМП отчасти обусловлен ситуацией «новой запертости» - санкционного давления над страной. Речь идет даже об обеспечении проводок судов в конце зимы – начале весны, когда Севмпорпуть обычно закрыт даже для ледоколов: условия в это время самые суровые, а доля покрытого льдами пути максимальна.
Совершенно очевидно, что это будут разовые проходы – поначалу скорее экспериментальные, чем коммерческие. Почему это не массовая история? Высокая стоимость ледокольной проводки, тем более, в экстремальных условиях, высокая стоимость самого флота ледового класса, плюс масса сопутствующих сервисов – только прогноз ледовой обстановки стоит миллионы в месяц. К тому же, не каждый экипаж может пройти по СМП – все это сильно ограничивает возможности круглогодичных коммерческих грузоперевозок.
Здесь уместно вспомнить еще один миф – идет потепление, льды растают, пройти СМП будет проще. Однако именно трудные ледовые условия обеспечивают России права на установку правил судоходства по Севморпути – в противном случае акватория Севморпути за пределами территориальных вод подразумевала бы свободный проход судов разных стран, во всяком случае, по действующим международным нормам.
В Конвенции по морскому праву есть особая статья 234 «Покрытые льдом районы». Она юридические нормы, направленные на недопущение загрязнения морской среды с судов в суровых климатических условиях: «Прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его. В таких законах и правилах должным образом принимаются во внимание судоходство и защита и сохранение морской среды на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных».
Именно это положение международного права обычно используется как нормативная база выделения Северного морского пути. Этим объясняются странные, на первый взгляд, границы СМП – на западе он начинается от Карских ворот и Новой Земли, а вовсе не от Мурманска, откуда фактически начинается путь следования судов, проходящих по Северному морскому пути. Севморпуть – это акватория, судоходство в которой Россия может регулировать именно потому, что она попадает в категорию «покрытые льдом районы». Незамерзающие морские пути Баренцева моря за пределами территориальных вод России потому и не считаются Севморпутем – они не замерзают.
В российских нормативных актах, регулирующих особенности использования Северного морского пути, ссылки на условие «покрытые льдом районы» отсутствуют – но тем не менее даны прямые отсылки к нормам Конвенции по морскому праву: «Правила плавания в акватории Северного морского пути, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов»[2].
Таким образом, Севморпуть «наш» именно потому, что тяжел и ледовит, а судоходство по нему требует особого внимания и огромных затрат на обеспечение.
Резюме идеи о круглогодичном СМП в контексте всей этой истории: да, планируется провести по Севморпути отдельные суда в зимне-весенний период, когда еще никто и никогда по нему не ходил. Экономически это мера, которая может быть оправдана только при отсутствии альтернатив с множеством дополнительных условий: так, арктические нефть и газ имеют выгодно экспортировать только при высоких на них ценах. С точки зрения международного транзита «вместо Суэца» сегодня практически не о чем разговаривать. Технически это практически подвиг. Круглогодичная навигация по СМП – один из сюжетов длительной «драмы» соперничества российской истории и географии.
[1] Здесь и далее цитируется речь тов. Папанина на 18 съезде ВКП(б) 1939 г. по стенограмме: XVIII съезда Всесоюзной коммунистической партии (б) 10—21 марта 1939 г. Стенографический отчет. Государственное изд-во политической литературы, М.: 1939. Стр. 330—332.
[2] Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути».