В первом квартале Русская Рыбопромышленная Компания увеличила выпуск продукции глубокой переработки из минтая на 50% по сравнению с тем же прошлогодним периодом. С января по март объем филе, фарша и сурими превысил 17 тыс. тонн.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе РРПК, выпуск сурими компания начала в прошлом году благодаря вводу в строй первого супертраулера «Владимир Лиманов». В ближайшие месяцы компания получит два новых супертраулера и продолжит наращивать объемы морской глубокой переработки.
Как отметила генеральный директор РРПК Ольга Наумова, перерабатывающие мощности судов нового поколения позволяют обеспечить на борту глубокую переработку до 100% уловов.
«Ставка на развитие производства продукции глубокой переработки позволяет компании диверсифицировать продуктовый портфель, повышать выручку от продажи продукции, гарантировать для потребителя ее высокое качество. Мы видим также новые возможности для развития на внутреннем рынке. В частности, появилась перспектива замещения импорта филе пангасиуса и тилапии, сурими из тропических рыб. Дикий океанический минтай, отличающийся высоким качеством и доступной ценой, станет более чем достойной альтернативой», – сообщила она.
Представители рыбной отрасли и приморские регионы направляют в Минсельхоз РФ отзывы и предложения по проекту правительственного постановления, который станет подзаконной базой для второго этапа механизма распределения инвестквот на вылов водных биоресурсов. Один из дискуссионных вопросов связан с перечнем активов, которые должны ввести победители аукционов. Федеральные власти предлагают включить в список объектов инвестиций комплексные проекты, объединяющие береговую переработку рыбы и специализированный флот. Однако у некоторых отраслевых ассоциаций это предложение вызвало протест.
В рамках второго этапа программы инвестиционных квот на аукционах планируется распределить 20% от общего допустимого улова минтая и сельди на Дальнем Востоке, а также остальные 50% квот на добычу краба. В Росрыболовстве ожидают, что флот должен пополниться 25-30 рыбопромысловыми судами, не считая примерно 30 краболовов, которые придут на смену устаревшей технике. Кроме того, в дополнение к 25 рыбоперерабатывающим заводам, возведенных в рамках первого этапа, будет построено еще 12.
Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев считает, что в плане переработки минтая и сельди нужно предусмотреть 5-7 крупных береговых объектов, каждый с объемом производства 60-80 тыс. т ежегодно. По его словам, новации, предшествовавшие первому этапу инвестквот, преследовали, в том числе, цель –обеспечить конкуренцию с китайской рыбопереработкой.
«Эффективно конкурировать [с КНР], могут именно крупные, большие рыбоперерабатывающие комплексы. Вместо этого был использован китайский опыт 1950-х годов – создание домны в каждом дворе», – говорит президент ВАРПЭ.
На втором этапе следует избежать ошибок прошлого, предусмотрев несколько крупных комплексов по переработке рыбы, которые в совокупности могут составить конкуренцию Китаю, добавил он. ВАРПЭ уже направила в Минсельхоз свои экономические расчеты, привязанные к регионам Дальнего Востока.
Рыбоперерабатывающий завод в ТОР «Надеждинская фото» (Приморский край), фото Иван Дякин, правительство Приморского края
В свою очередь профильное министерство при подготовке проекта правительственного постановления, которое будет регулировать второй этап, добавило два новых инвестиционных объекта. Это рыбоперерабатывающий комплекс, включающий в себя береговой завод и два среднетоннажных промысловых судна (т.н. объект инвестиций типа КМ), и транспортный рефрижератор для доставки рыбной продукции с участков промысла в порт – в пояснительной записке к документу приводится прогноз выбытия более трети таких судов к 2025 году, что актуализирует вопрос обновления данного вида флота.
Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев напомнил, что в рамках первого этапа инвестквот было построено семь крупных заводов по переработке минтая. «Эти комплексы представляли из себя только фабрику, без обеспечения сырьем. В новом проекте постановления предложен иной подход: завод в комплексе с двумя судами, которые будут поставлять сырье. Это очень важный подход», – считает глава АСРФ.
Инвестору виднее
Президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак, наоборот, выразил сомнение относительно новых инвестиционных объектов. С включением в данный перечень транспортного рефрижератора возникает опасение, что это не стыкуется с положениями закона «О рыболовстве». Не ясно и как будет рассчитан объем инвестиционных квот под постройку судна, предназначенного для доставки улова.
«Транспортный рефрижератор сам по себе не способен ни добывать, ни перерабатывать. Здесь отсутствует важная увязка между инвестиционной квотой и объектами инвестиций. Транспортный рефрижератор может быть построен, квота на него будет получена, но как она будет осваиваться, неизвестно. Может быть, передаваться третьим лицам либо использовать рефрижератор по другому назначению…На наш взгляд это, конечно, ставит инвесторов в неравные положения», – сказал Алексей Буглак.
Замечания возникли и по объекту инвестиций типа КМ. «Вспомним первый этап. Береговые комплексы – это то, что сработало почти на 100%. Сработало, потому что они не были увязаны с судами. На наш взгляд эта увязка (завод и два среднетоннажных промысловых судна – прим. ред.), которая предлагается, будет тормозить реализацию этих проектов, создавая дополнительные риски», – считает руководитель Ассоциации добытчиков минтая.
Против нового объекта инвестиций выступает Ассоциация предприятий рыбной отрасли Хабаровского края. Там также напомнили о непростой ситуации со строительством рыболовных судов, которые были заказаны в рамках первого этапа инвестквот и срок сдачи которых по многим единицам флота не раз сдвигался.
«Завод построить – проблем нет. Построить судно, даже малотоннажное – это проблема. Зачем еще усложнять положение инвесторам», – подчеркнул президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко.
В Минсельхозе РФ заявили о готовности изучить замечания регионов и заверили, что по новым инвестиционным объектам не предполагается обязательного исполнения. «Если инвесторы посчитают, что это неэффективный вид инвестиций, они на него не пойдут. Если посчитают, что эффективный, почему мы должны ограничивать и не давать такую возможность», – рассуждает директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) Министерства сельского хозяйства РФ Евгений Кац.
В то же время, предостерегает Алексей Буглак, есть риск, что проекты типа КМ отнимут инвестквоты у обычных перерабатывающих производств, которые могут быть успешно реализованы: под создание объектов КМ их доля предусмотрена выше, тогда как на береговые заводы она ограничена 10%. «По нашему мнению инвестор должен сам решить, как и на чем ему ловить, как эти уловы доставлять для переработки на берег, сколько судов ему нужно, одно или два, какого класса. Уверяю, эти суда построят и без господдержки, потому что завод сам по себе не сможет работать», – убежден он.
Чтобы от баллов не заштормило
Между тем у потенциальных заказчиков промыслового флота возникают вопросы с точки зрения импортозамещения. В свое время правительство России утвердило балльную оценку локализации в судостроении. Это определено постановлением №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ». Его действие распространяется, в том числе, на постройку малых рыбопромысловых судов, заказчики которых могут рассчитывать на госсубсидию, и краболовов по инвестквотам.
Каждая категория компонентов судна и технологических операций оценивается в определенное количество баллов пропорционально стоимости и сложности оборудования. Согласно требованиям по локализации, в настоящее время необходимо набрать 1750-2500 баллов в зависимости от типа корабля. Затем этот порог будет повышен. С 1 июля 2023 года балльная оценка для флота будет варьироваться от 2000 до 3200 баллов (для краболовов – 2900).
В отраслевых сообществах считают важным синхронизировать требования к локализации и программы освоения машиностроителями выпуска необходимой продукции. Президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков высказал обеспокоенность, что после 1 июля строить краболовы окажется невозможно.
«Мы посмотрели еще раз, каким образом по постановлению №719 набираются баллы по судам и видим, что только по технологическими операциями можно набрать уже 1250 баллов. Кроме того, недостающие баллы легко набираются общесудовым оборудованием. В нашем понимании это требование является выполнимым, – заверила замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Ирина Ориничева. – При этом мы отмечаем, что во второй половине года будут вноситься изменения в 719-е постановление, и по согласованию с Минсельхозом и Ассоциациями мы готовы рассмотреть и отредактировать эти баллы в сторону уменьшения».
В свою очередь в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота предлагают скорректировать предложение Министерства промышленности и торговли об обязательном применении на новых судах двигателей, движителей и энергосистем отечественного производства. По словам Алексея Осинцева, на стадии проектной документации целесообразно обеспечить приоритет применения отечественного оборудования, но только в том случае, если оно имеется на рынке.
Больше неясностей с другой, можно сказать, революционной инициативой. В прошлом году Минсельхоз предложил направлять средства, привлеченные в рамках инвестквот на добычу водных биоресурсов, на развитие сельских территорий, которые находятся в составе прибрежных регионов. Предложение, в частности, поддержали на Камчатке. Как рассказала зампред краевого правительства Юлия Морозова, регион предлагает включить в список объектов инвестиций проекты социальной инфраструктуры на селе стоимостью не менее 1 млрд руб.
Идея стимулировать рыбаков вкладываться в «социалку» пока декларативна. И конкретных предложений, что это должны быть за объекты, в настоящий момент нет, уточнил Евгений Кац. Как ожидается, они будут озвучены Минвостокразвития.
«Пока у нас все объекты направлены на развитие рыбохозяйственного комплекса. Это логистические комплексы, которые в принципе будут интересны и сельским территориям, так как позволят наладить логистику по рыбной продукции и повлияют на развитие [прибрежных районов]», – прокомментировал представитель Минсельхоза.
«Я знаю, что многие инвесторы не против построить такие социальные объекты, непроизводственного характера. Тогда они должны быть на балансе у производственников, инвесторов, но они же будут непрофильные, они будут требовать тарификации, лицензирования, всего, чего угодно», - отметил Алексей Осинцев.
Постепенное закрытие рынков западных стран для российских нефтяников повысило ставки на генеральных покупателей - Индию и Китай. Однако, если на сырую нефть из России там существует широкий спрос, то с нефтепродуктами не все так очевидно. Особенно, отмечают эксперты, будет сложно заместить объем дизтоплива, активно экспортировавшегося в Европу. И этим проблемные тренды «нефтянки» не исчерпываются.
Азиатский маневр
Отказ западных государств покупать российскую нефть и нефтепродукты, наряду с инициативой G7 об установке потолка цен в $60 за баррель для сырья из России, заставил нефтяные компании форсировать план переориентации экспорта на другие страны. В частности, отечественные нефтяники на фоне сокращения поставок в Европу вернулись на рынки, с которых ушли несколько лет назад (партии Urals, к примеру, поставлялись в Египет, ОАЭ, Кубу, Шри-Ланку), плюс продолжалось наращивание экспорта в Индию и Китай.
Например, НК «Роснефть» за 9 месяцев увеличила продажи сырья в Азию к прошлогоднему уровню примерно на треть, до 52,4 млн т. В третьем квартале доля азиатского направления в структуре реализации нефти в странах дальнего зарубежья у нее достигла рекордных 77%. В компании заявляют, что полностью смогли компенсировать снижение экспорта в адрес европейских покупателей.
Если говорить об отрасли в целом, то всем экспортерам перенаправить поставки сырья сложно. Как прогнозирует аналитик «Финама» Сергей Кауфман, по итогам года добыча нефти в России сократится на 5-10% (в 2021 году было добыто 524 млн т). По мнению эксперта, вероятно, будет наблюдаться частичный обмен рынками сбыта со странами Персидского залива: РФ продолжит увеличивать экспорт в Азию, а арабские страны - в Европу.
Переработка же нефти в годовом выражении может уменьшиться почти на 4%. Как сообщил на состоявшемся 21 декабря XIV Международном энергетическом форуме генеральный директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Александр Иванов, по итогам 2022 года в России будет переработано примерно 270 млн т сырья против 280,7 млн т в 2021-м.
Справка:
Возможности России сегодня позволяют перерабатывать 310 млн т нефти в год. В стране насчитывается 34 НПЗ ежегодной мощностью более 1 млн т, в том числе 27 в составе нефтяных компаний и 7 – независимых, а также 42 мини-НПЗ. На Дальнем Востоке два главных нефтеперерабатывающих завода – Комсомольский и Хабаровский. В 2021 году, по данным РЖД, отправки продукции с этих предприятий превысили 10 млн т.
Согласно данным за первый-третий квартал, переработка нефти в стране составила 201,2 млн т, со снижением к прошлому году на 3,4%. При этом увеличен выпуск на 5,8% автомобильного бензина (произведено 31,8 млн т) и на 5,9% - дизельного топлива (62,8 млн т). В то же время на 7,5% сократилось производство топочного мазута (до 30 млн т). Снижение выпуска мазутов наблюдается не первый год и связывается с общим повышением глубины переработки нефти (сегодня она составляет 83-84%, тогда как пять лет назад – 81,3%), с ужесточением требований к судовому топливу и переходом флота на продукт с низким содержанием серы.
В целом нефтеперерабатывающая отрасль достаточно неплохо пережила этот год, считает Александр Иванов, однако в следующем ситуация может оказаться намного тяжелее. «Переработка на сегодня держится в своих объемах. Хотя все многочисленные санкционные пакеты в следующем году вряд ли нам позволят привычно реализовывать нефтепродукты», - сказал он.
Как известно, в Евросоюзе с февраля вводится эмбарго на ввоз российских нефтепродуктов. Наибольшая проблема может возникнуть со сбытом дизтоплива, поскольку ежегодно в Европу его поставлялось до 40 млн т. «Если по нефти сырье покупают Китай, Индия и другие страны взамен отказавшихся, то с продажей нефтепродуктов ситуация будет гораздо сложнее», - полагает глава Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков.
Заграница не поможет
Другой вызов, с которыми столкнулись многие отрасли экономики, и нефтяная отрасль не стала исключением, - серьезная зависимость от импорта. Предприятия нефтепереработки активно вкладывались в модернизацию мощностей, которая осуществлялась и за счет партнерства с зарубежными поставщиками. Согласно планам до 2027 года, обновление оборудования затронет 16 нефтеперерабатывающих заводов (кстати, в их числе Комсомольский НПЗ, где строится комплекс гидрокрекинга с интегрированной гидроочисткой дизтоплива).
«Это хорошо, что вкладывали деньги в модернизацию. С другой стороны, очень часто использовали западные технологии, вместе с этим получали западное оборудование. И сейчас у нас есть сложные моменты - железо есть железо, периодически выходит из строя – с заменой отдельных комплектующих или целых блоков. Даже проблема не в том, что это больших денег стоит, а то что их теперь невозможно купить у компаний, у которых покупали раньше из года в год», - рассказал Александр Иванов.
Речь идет не только о технологическом оборудовании, но и о продуктах нефтехимии, которые используются при производстве конечного товара. Это, например, присадки к топливам и маслам, которые улучшают процессы сгорания, способствуют сохранению начальных свойств при хранении, транспортировке, облегчают применение при низких температурах и т.д. До недавнего их закупали преимущественно в западных странах.
«Российские компании быстро ориентируются на Восток, но при всем уважении к нашим коллегам из Китая качество у них не всегда стабильно. Поэтому серьезная задача – развивать средне- и малотоннажную химию», - подчеркнул гендиректор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков.
О проблемах свидетельствуют представители нефтесервисного бизнеса. Как рассказал Давид Гаджимирзаев, президент компании «Технологии ОФС» (она, в частности, участвует в нефтегазовых проектах в Западной Сибири и на Сахалине), наиболее остро проявила себя зависимость от зарубежных поставщиков ряда марок немагнитной нержавеющей стали. «Также имеется проблема с цифровыми станками, которые используются для строительства корпусных изделий. На данный момент станки с ЧПУ (с числовым программным управлением – прим. ред.) почти невозможно завезти на территорию РФ, потому что в основном они изготовлены в Европе, США», - посетовал менеджер.
Вместе с тем, добавил он, Россия по локализации комплектующих идет «семимильными шагами». Совместно с Минпромторгом разработаны меры по снижению зависимости от импорта для предприятий ТЭК, подтвердил директор департамента нефтегазового комплекса Минэнерго Антон Рубцов.
К примеру, по большинству каталитических процессов достаточно перейти на катализаторы, которые уже производятся в РФ, рассказывает глава Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков. Существуют примеры перехода на российское оборудование без серьезных реконструкций. Сложнее с запчастями для импортного оборудования, но и здесь есть варианты изготовления отдельных деталей, узлов на предприятиях отечественного машиностроения. По словам Александра Иванова, отрасли все же нужна четкая программа, при этом целесообразно разделить задачи между всеми участниками процесса. «Безусловно, «Роснефть», «Газпромнефть» с гигантским количеством квалифицированных сотрудников завтра-послезавтра все решат. Но это будет долго, а если распределим усилия, кто-то будет заниматься одной темой, кто-то – другой, сделаем это в три-четыре раза быстрее», - заключил он.
Геология и экология
Масштаб задач перед нефтяниками не исчерпывается решением проблем, которые принес уходящий год, часть из них имеет глубокие причины. Стране нужна новая парадигма развития нефтяной промышленности, убежден президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. РФ серьезно отстала в современных технологиях добычи нефти, а из-за снижения геологических работ в будущем она может столкнуться с истощением сырьевой базы.
«Мы в прошлом году отметили 300 лет российской нефти. Из них 270 лет геология была одним из самых перспективных направлений в деятельности всего нашего хозяйства, а последние 30 лет мы занимались тем, что гробили. И угробили нашу российскую геологию», - заявил Геннадий Шмаль.
По его словам, раньше открывались крупнейшие месторождения углеводородов. «Отсюда и вопрос, где же новые запасы. Говорить сегодня о новом Самотлорском, Федоровском, Холмогорском [нефтяных месторождениях] не приходится. На сегодня среднее открываемое месторождение в Западной Сибири – около 2 млн т извлекаемых запасов, а в остальных районах – меньше 1 млн», - сообщил президент Союза нефтегазопромышленников.
В советский период объем разведочного бурения только в РСФСР был 7,5 млн м, в последнее время в России больше 1 млн в год не бурится, пояснил он. Все это влияет на позиции страны в мире. По нефти РФ некогда занимала 13-15% мировых запасов, теперь - 6%, уточнил эксперт.
Впрочем, есть технологии, позволяющие обеспечить прорыв в данном направлении, проинформировал профессор Института проблем нефти и газа РАН Николай Еремин. Это авиационная геологоразведка, когда воздушное судно оснащается радиоимпульсными пушками, способными просвечивать земную кору до глубины 15-20 км. «Мы можем обеспечить прирост запасов, показать конкретные точки бурения для нефтегазовых компаний. И в этом случае у нас будет быстрое подключение открытых объектов к добыче», - рассказал ученый.
Есть ноу-хау и по отслеживанию работы объектов инфраструктуры. Одна из компаний разработала робота для мониторинга трубопроводных систем под водой. Как сообщил Николай Еремин, на настоящий момент проверены подводные участки общей протяженностью 2 тыс. км, в том числе успешно завершено обследование состояния нефтепровода «Роснефти» в проливе Невельского между Сахалином и Хабаровским краем, где сложные условия эксплуатации.
Вместе с тем внедрение прогрессивных разработок требует вложений, однако инвестиционная активность пошла на убыль. Инвестиции только в нефтеперерабатывающий комплекс, согласно планам на 2022 год, оцениваются в 122 млрд руб. В 2021-м их размер составил 136 млрд руб. Это вызывает тревогу у представителей экологического сообщества.
«Мы понимаем, модернизация очистных сооружений не будет проводиться. В том числе, есть проблемы по фильтрам, электрофильтрам, рукавным фильтрам. Соответственно, будет рост парниковых газов и выбросов», - приходит к выводу эколог Наталья Соколова.
Снижение расходов на данные цели может оказаться тупиковым путем. По словам эколога, несмотря на внешнеполитические события, Россия не отказывается от международной климатической повестки, включая анонсированные обязательства в решении задач по декарбонизации экономики. Кроме того, Евросоюз с 2026-2027 года вводит трансграничное углеродное регулирование (ТУР), которое предполагает введение пошлин на импортируемые в Европу товары, при производстве которых произошла значительная эмиссия углекислого газа и других соединений углерода. Считается, что в наибольшей степени новый порядок затронет сектора, производящие продукты нефтепереработки и кокс, а также горнодобывающую промышленность.
Как отметила Наталья Соколова, сейчас можно услышать, что ТУР Россию не коснется, поскольку Евросоюз ограничил выход отечественных экспортеров на европейский рынок. В то же время Европарламент принял решение отслеживать не только прямой импорт в ЕС из санкционных стран, но и то, что продает те же Китай и Индия, в том числе, изготовленное из российского сырья. «Сквозное отслеживание товаров через интернет вещей происходит элементарно», - пояснила эколог.
Свою идею Александр Пешалов представил в рамках проекта «Бери ресурс» - интерактивной общественой площадки по поддержке социально значимых проектов. Презентация инициатив, которым нужна поддержка, прошла во время очной встречи с экспертами на полях Гражданского форума «Хабаровск. Бери и действуй».
Я твердо убеждён - существующие в стране алгоритмы и решения по обращению с бытовыми отходами не продуманы, не имеют научного обоснования, затратны и чреваты серьёзными экологическими проблемами. Предлагаемая мной система основана на глубоком экономическом анализе, исследованиях нашего общества и всего того, что происходит и происходило в нашей стране с коммунальными, бытовыми отходами.
Очевидно, что попытки убедить людей сортировать мусор и сдавать его просто так – задаром – эффекта не принесли. Мы живем в условиях рыночной экономики и самое очевидное решение, чтобы заинтересовать людей – покупать у них вторсырьё. Хотелось бы, чтобы это слово - «вторсырьё» - вытеснило слова «мусор», «отходы». Мы говорим о вторсырье, потому что до 80-90% отходов можно заново пустить в переработку. Это колоссальный ресурс сырья, который вольётся в экономику страны, вместо того, чтобы нагружать её, требуя денег и усилий на складирование и сжигание «бесполезного» мусора.
Александр Пешалов: Большая часть отходов - бумага и пластик, но переработать можно до 90% всего, что выбрасывается
фото: EastRussia
Основной посыл новой системы заключается в том, что человек продаёт уже рассортированное вторсырье в Санитарно-экологическом центре (СЭЦ). Сеть таких учреждений планируется построить во всех микрорайонах на местах, где сейчас стоят мусоросборные контейнеры. Работать эти центры должны круглосуточно. Там сырьё дорабатывают – измельчают, прессуют, накапливают и продают дальше – производителям, которые в нём нуждаются. Разница в цене обеспечивает содержание этого центра. Есть независимые экспертизы, подтверждающие, что экономика процесса рабочая, и на этом можно зарабатывать. Период выхода на самоокупаемость – четыре года. Если и понадобятся госдотации – они будут в разы меньше тех расходов, которые сейчас необходимы для содержания и обслуживания мусорных полигонов, мусоросжигательных заводов. Отходы, не подлежащие переработке – органика итп - обрабатываются специальными реагентами, для быстрейшего разложения и герметично упаковывается. Бытовая техника частично разбирается и её составные части также сортируются.
Такая модель – с покупкой мусора у населения – даёт сразу несколько положительных эффектов. Наши сограждане из социально незащищённых слоёв получат возможность заработать лишний рубль-другой, молодёжь – школьники, студенты – тоже. Но ещё и молодые люди, и подростки, и взрослые будут приучаться к сознательному отношению к отходам как вторсырью. Ведь сейчас повсюду слышны призывы сортировать, но никаких толком условий для этого не создаётся. А в нашем случае – заработок сплетается с идеологией разделения вторсырья.
Если подробнее, то система учитывает целый комплекс факторов, начиная с того, что санитарно-экологические центры будут располагаться в привычных населению местах. Площадь им нужна небольшая – та же самая площадка, где стоят контейнеры и часть прилегающей территории, которая по санитарным нормам сейчас не используется. Один центр по предварительным расчётам будет обслуживать от 2 000 до 2 500 жителей. Людям не придется куда-то ехать, везти своё рассортированное вторсырьё, как это было раньше – бутылки везли через полгорода в одно место, макулатуру в другое. Человек идёт привычным маршрутом, но не выбрасывает мусор, а получает за него деньги в СЭЦ. При этом можно будет продавать и несортированные отходы, но за выручить в таком случае получится меньше.
В тех жилмассивах, где стоят многоэтажные дома с мусоропроводами, предполагается опрос жителей, чтобы они выбрали наиболее удобный для них вариант размещения СЭЦ. Это обычное строение с окном приема, с окошком кассы. При этом не будет зловония, которое источают контейнеры, выставленные перед подъездами, засоров мусоропровода тоже не будет. Вся органика будет герметично упаковываться в центре. Коммунальные бытовые отходы будут защищены от воздействия дождя, снега, ветра, солнца. Будет закрыт доступ птицам, грызунам, домашним животным.
Целесообразным видится работа центров именно как единой сети. Ведь один санитарно-экологический центр в сутки будет аккумулировать 10 кг железа, условно говоря, а 20 центров – уже 200. Такой объем будет уже интереснее потенциальному покупателю или даже покупателям – при наличии больших объемов речь может уже идти о бирже вторсырья – это помогло бы сделать продажи ещё более эффективными. Но это уже дело дальней перспективы. На первых порах этим центрам надо найти постоянных долгосрочных партнёров, которые бы в рамках заключенных пяти - десятилетних договоров брали бы на себя обязательства по выкупу вторсырья.
Помимо договоренностей с производственниками, нужен будет договор и с региональным оператором. Так или иначе, часть отходов – те же пищевые, или остатки – «хвосты» - от переработки пластика, бытовой техники – всё это за деньги надо будет вывозить на полигон. По нашим расчётам это будет максимум 20% от общего объема приобретенного вторсырья. Тут очевидны глобальные плюсы – скорость заполнения полигона уменьшится, они перестанут занимать огромные площади, потребуется меньше машин для перевозки отходов на полигоны.
Организационная форма может быть разной, но видится разумным, чтобы сеть центров и сами центры принадлежали государству или муниципалитету и сдавались в аренду малому и среднему бизнесу. Это может быть в таком случае семейный бизнес с привлечением небольшого числа наемных рабочих. В модели, которую мы просчитывали, в каждом центре трудились восемь человек – руководитель, бухгалтер и шесть приёмщиков-сортировщиков, которые бы работали посменно. Зарабатывать центр может, продавая сопутствующие товары – начиная от мешков для мусора, заканчивая чистящими средствами и перчатками.
Что надо, чтобы система заработала? Государственная поддержка. Охрана окружающей среды, защита населения от распространения и антисанитарии, ликвидация несанкционированных свалок — задача государственной важности. Я с единомышленниками занимаюсь продвижением идеи приобретения вторсырья у жителей многоквартирных домов с 2012 года. Несмотря на все плюсы - уменьшение экологической нагрузки, возможность дополнительного заработка для населения, воспитание ответственного отношения к вторсырью, возвращение в экономику страны сейчас бессмысленно захороняемого или сжигаемого сырья, наши обращения в администрацию Хабаровска успехом не увенчались. Проводились круглые столы в Законодательной думе Хабаровска, был даже инвестор, но когда речь заходила до практического внедрения, начинались бюрократические отписки и дело так и не сдвинулось.
Однако надежда есть – популяризация идеи, её обсуждение на разных уровнях продолжается. Как житель Хабаровска, его патриот, я надеюсь, что внедрение новой системы обращения с вторсырьём начнётся именно здесь и это сделает Хабаровск народной столицей Дальнего Востока.
Для справки:
Какой бы ни была идея, если она направлена на то, чтобы сделать жизнь лучше - она достойна того, чтобы попасть на проект «Бери ресурс». Это то место, где человеку помогут сделать так, чтобы его задумка стала реальностью. Эксперты из разных отраслей - от финансистов и юристов до режиссёров и реламщиков подскажут какие конкретные шаги надо сделать, чтобы добиться результата. И сделают это абсолютно бесплатно. Чтобы это стало возможным, своё плечо подставил Фонд президентских грантов. «Бери ресурс» - проект некоммерческий и помогает учёбой, советом, рекомендацией. В зависимости от ситуации это могут быть разовые консультации, серия занятий, совместная работа. Надо просто захотеть сделать окружающую действительность лучше.
В апреле завершилась охотоморская минтаевая путина. Объем вылова главного промыслового биоресурса России увеличился к прошлогоднему уровню на 1,5%. Более значительная динамика роста достигнута по производству продукции глубокой переработки. На Дальнем Востоке стали больше выпускать филе, фарша, сурими и меньше - мороженного минтая без головы, хотя последний остается основной позицией в номенклатуре выпускаемой продукции. Однако прогресса требует ситуация с качественной доставкой морепродуктов на внутренний рынок.
Минтаю добавили стоимости
Вылов минтая по трем подзонам Охотского моря (Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской) за сезон «А» составил 788,7 тыс. т, а с учетом Восточно-Сахалинской подзоны, где промысел ведется круглогодично, – около 880 тыс. т. ОДУ (общий допустимый улов) освоено на 82%, тогда как в прошлогоднюю путину – на 73%. По словам руководителя агентства по рыболовству Приморского края Валерия Корко, остаток квот будет полностью освоен в осенне-зимний период.
В этом сезоне рыбопромышленники сфокусировались на выпуске продукции с высокой добавочной стоимостью. По данным Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), производство филе минтая по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличилось на 50%, фарша – на 92%, а сурими – в 18 раз.
Рост объема переработки произошел благодаря увеличению специализированного флота. В частности, в нынешний сезон работало 39 судов, оборудованных линиями по производству филе, против 30 в 2021-м. Всего на путине было задействовано 125 единиц флота.
Фото: пресс-служба правительства Приморского края
«Продолжает расти доля сырца, направляемого на производство филе. В этом сезоне она достигла 36% в то время как в 2021 году была на уровне 24%, в 2020-м – 17%», - отметил президент АДМ Алексей Буглак. При этом суммарный выпуск минтая б/г по бассейну снизился на 17% до 280 тыс. т, неразделанного минтая – на 4% до 38,2 тыс. т.
В 2022 году общий объем производства продукции с высокой добавочной стоимостью в море, согласно прогнозам, может возрасти до 170–190 тыс. т (в 2021-м произведено 123 тыс. т). Дальнейший рост должны обеспечить дополнительные перерабатывающие мощности на берегу, которые планируется строить в рамках второго этапа программы инвестквот. В прошлом году на береговых предприятиях Дальнего Востока произведено более 26 тыс. т минтаевой продукции глубокой переработки.
Рыбное замещение
Увеличение выпуска продукции с высокой добавочной стоимостью расширит возможности для рыбаков на внутреннем рынке, говорит Алексей Буглак. «Одна из них – это импортозамещение продукции, которая по своим потребительским свойствам и цене близка с российской продукции. В качестве наиболее перспективного направления можно выделить сегмент мороженого рыбного филе и мороженой белой рыбы», – рассказал президент АДМ.
Он напомнил, что экономический кризис и продовольственное эмбарго 2014 года на продукцию стран Запада привело к снижению импорта рыбы в Россию почти в половину. Так, в 2015 году на российские прилавки было поставлено 472 тыс. т импортной рыбопродукции стоимостью $1,36 млрд - на 53% ниже по цене и на 47% меньше по объему, нежели в 2013-м. Тогда же произошли качественные изменения структуры импорта – замещение продукции премиум-класса более доступной рыбой.
Фото: Marco Verch Professional Photographer
Сегодня на российский рынок преимущественно импортируется сравнительно недорогая рыбопродукция. В частности, в 2021 году в Россию ввезено из-за границы 26,2 тыс. т мороженого филе белой рыбы (пангасиус, тилапия, мерлуза) и 34,5 тыс. т филе из других видов рыбы. По мнению президента АДМ, конкуренцию этим позициям мог бы составить отечественный продукт.
«Мы видим так же новые возможности для развития на внутреннем рынке. В частности, появилась перспектива замещения импорта филе пангасиуса и телапии, сурими из тропических рыб», – в свою очередь сообщила генеральный директор Русской рыбопромышленной компании (РРПК) Ольга Наумова. В I квартале 2022 года РРПК увеличила выпуск филе, фарша и сурими из минтая в 1,5 раза к прошлогоднему уровню.
Перевозка и здоровое питание
По оценкам АДМ, при среднегодовой емкости российского рынка в 125–130 тыс. т минтаевой продукции в 2021 году поставки на внутренний рынок достигли рекордного уровня – 250 тыс. т. В пересчете на сырец потребление минтая в России выросло до 3,4 кг на человека. Конечно, на динамику роста повлияла ситуация, когда порты Китая ограничили прием российской рыбы. В то же время есть предпосылки для дальнейшего роста, и в I квартале железнодорожная перевозка тихоокеанских морепродуктов (различных видов рыб) из Приморья на запад страны увеличилась на четверть к прошлогоднему объему – до 169 тыс. т. Кроме того, активизировались автомобильные отправки рыбы.
Однако отраслевые экспорты свидетельствуют о проблемах, мешающих доставке качественного товара конечному потребителю. По мнению президента Ассоциации организаций продуктового сектора Михаила Синева, в стране отсутствует непрерывная холодильная цепь как особый вид цепи поставки продукции. Контроль за соблюдением температурного режима осуществляется лишь некоторыми розничными сетями. Как правило, это касается только прямых поставок продукции от производителя или от ближайшего транспортно-логистического центра (ТЛЦ) до розничного магазина.
Во-вторых, сказывается несовершенство нормативной базы. Так, различные виды транспорта, морозильные склады и ТЛЦ не имеют единых требований к соблюдению температурно-влажностных параметров.
Обеспечение оптимальных температурных условий затруднено из-за нехватки специализированной инфраструктуры и транспортных средств. Например, старый парк вагонов никогда не был освидетельствован по техническим параметрам с учетом старения. В итоге на пути следования через всю Россию рыба преодолевает множество температурных режимов, которые отрицательно влияют на ее сохранность, подчеркнул Михаил Синев.
Фото: ОАО «РЖД»
Действительно важно, чтобы подвижной состав соответствовал современным производственным стандартам и экологическим требованиям, соглашается глава Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. В России есть предприятия, которые готовы выпускать рефрижераторные вагоны и контейнеры. Но существуют трудности на рынке, которые пока не позволяют внедрит их массовое производство. Это ограниченность инвестиций и проблемы, связанные с формированием единой тарифной политикой. Пока грузоотправителям выгоднее пользоваться универсальным подвижным составом для транспортировки скоропорта, нельзя говорить о доставке качественной продукции на столы россиян, говорит эксперт.
Точки над i должен расставить готовящийся закон «О непрерывной холодильной цепи оборота пищевой продукции в Российской Федерации». Однако его реализация (сейчас над законопроектом работает экспертная группа) потребует серьезных финансовых вливаний.
«Чтобы обосновать эти расходы, необходимо показать за что мы боремся. Позже мы покажем миллионы тонн не еды, которая попадает на стол гражданина. Законопроект отвечает на долгосрочные национальные цели экономического развития РФ, которые просто и ясно гласят: необходимо обеспечить, сохранить здоровье нации. И как это сделать? Мы предлагаем реализовать наш закон. Я не говорю, что он все проблемы решит. Но 80% проблем, которые имеем, в том числе в сфере питания, мы будем закрывать», - убежден партнер GRT Consulting Алексей Барыкин.
С нового года в России вступает в действие полный запрет на экспорт за границу леса-кругляка. Практически одновременно в этим в одном из самых лесных регионов страны – Хабаровском крае – власти запускают проект массового строительства индивидуальных домов из дерева «Дом дальневосточника». Станет ли он реальной альтернативой внешним рынкам для лесозаготовителей, что получит потребитель, об этом наш корреспондент спросил у представителей науки, бизнеса и краевых властей.
Проект политический
Идея сделать деревянное строительство в Хабаровском крае массовым и доступным по цене «убивает двух зайцев». С одной стороны, это поддержка внутреннего спроса на продукцию дальневосточных лесозаготовителей. С января они фактически лишаются внешнего рынка. В России вступает в полную силу мораторий на вывоз заграницу круглого и в малой степени обработанного леса. Радикальность реформы поставила многие крупные предприятия региона в тяжелое положение. Летом этого года полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев предлагал создать госмонополию, которой бы вопреки запрету еще какое-то время можно было отправлять кругляк на экспорт. Однако другие члены российского кабинета министров встали грудью – если уж велено лесу «закругляться», то запрет на вывоз необработанной древесины из страны должен был един для всех.
С другой стороны, деревянное домостроение в массовом типовом исполнении, по задумке авторов, должно сдержать цены на квадратные метры в Хабаровском крае, стать альтернативой дорожающим квартирам в высотках. Эдакая одноэтажная России, по аналогии с тем, что уже прошли и проходят другие страны.
- В былые времена до 60% производимой на Дальнем Востоке лесопродукции потреблялось внутри региона. Основным потребителем было строительство. Сегодня необходимо вернуться к этому опыту, но не в прежнем виде, когда потреблялись столярные изделия (половая доска, дверные и оконные блоки, встроенная мебель и др.), а на новом качественном уровне, - говорит предложивший правительству Хабаровского края «Дом дальневосточника» в качестве нового флагманского проекта доктор экономических наук, профессор Вадим Заусаев. – Основой внутреннего лесного рынка должно стать индустриальное деревянное домостроение. Мировой опыт показывает правомерность движения в этом направлении. Ни одна страна в мире, обладающая лесными запасами, не строит так мало домов из дерева как Россия. В последние года доля деревянного домостроения в Северной Америке (США, Канада) составила от 83 до 95% от всего объема строительства, в Европе (Финляндии, Швеция, Нидерланды, Австрия) – 78-81 %, в России только 24%.
Однако, как полагает экономист, массовым деревянное домостроение само по себе не станет. От государства он ждет колоссальных усилий в этом направлении.
- «Дом дальневосточника» - великолепная идея. Но это программа не экономическая, а в большей степени социально-политическая. Дом эксплуатировать сложнее, чем трехкомнатную квартиру. Он должен стать доступным. Человека нужно заинтересовать построить дом на своей земле. Нет смысла предлагать людям площадки «у черта на куличках». Строить нужно в селитебных центрах, обеспечивать инфраструктурой. Но и вопрос цены, возможности построить по льготной ипотеке имеет колоссальное значение. В конечном смысле, деревянное домостроение – это закрепление населения на Дальнем Востоке, - считает профессор Заусаев.
Каким «Дом дальневосточника» видит бизнес
В Хабаровском крае уже работают примерно с десяток компаний на рынке деревянного домостроения. Компания Ивана Оболонского «Теплый дом Прометей» индивидуальным жилищным строительством занимается с 2014 года. Изначально ставку сделали на газобетон. Сейчас все больше по технологии из Северной Европы возводят дома деревянные. Даже с учетом дорожающей древесины при каркасном методе стройки потребуется на 80% пиломатериала меньше, чем при возведении дома из обычного бруса. А прослужит такой дом также долго – 50 лет и дольше.
- Первый каркасный дом мы построили в 2017 году. На входе это все выглядело более чем просто. У вас есть молоток, ножовка, все – вы каркасный строитель. Но на самом деле там есть очень много нюансов, начиная от выбора материала для сооружения дома. Но нормативная база в малоэтажном строительстве в России практически не работает. Поэтому очень тяжело создать ожидаемое, предсказуемое качество. Нет никакого надзорного органа, которая бы могла гарантировать, что застройщик применит те материалы, которые минимально необходимы по действующему законодательству. При этом в строительстве МКД действуют очень жесткие нормативы, - говорит руководитель семейной компании «Теплый дом Прометей» Иван Оболонский. - Мы взяли на себя такие риски. Используем в ответственных узлах только сухую строганую доску. Это, конечно, сказывается на себестоимости. Наши дома дороже. Но и люди понимают. Помимо вложений в качество, мы вкладываемся и в разъяснительную работу.
В зависимости от пожеланий заказчика средняя цена дома-конструктора из деревокомплектов обходится сейчас в Хабаровске в 20 – 80 тысяч рублей за квадратный метр. При этом средняя стоимость квартиры в многоэтажке в краевой столице сейчас превышает 100 тысяч рублей за квадрат.
- Мы уже запускаем пилотную площадку для проекта «Дом дальневосточника». Эта территория в поселке Горького в краевой столице. Правительство региона готово обеспечить выделение на строительство первой дороги к пилотному кварталу типовых деревянных индивидуальных домов 50 миллионов рублей из краевого бюджета. Администрация Хабаровска уже подготовила проект, он уже направлен на экспертизу. Также решается вопрос с подключением к электрическим сетям, - говорит главный архитектор Хабаровского края Александр Селеменев. – Пока предполагается выполнить дорогу в грунтовом исполнении. Так, чтобы была возможность делать отсыпку на период строительства индивидуальных домов. После завершения стройки, она будет выполнена в асфальтовом исполнении.
Предложения властей
Власти Хабаровского края намерены запустить «Дом дальневосточника» в полную силу в рамках создающегося в регионе строительного кластера летом следующего года. Сейчас на стратегических сессиях и встречах они аккумулируют предложения науки, бизнеса, самих потенциальных потребителей.
Олег Сутурин, и.о. министра строительства Хабаровского края
- Уже есть компании, которые готовы производить домокомплекты для массовой типовой застройки деревянными домами. Но у них пока нет понимания, какой будет загрузка, какие нужно сейчас предусмотреть инвестиционные вложения. Сейчас прорабатываем вопрос, чтобы потребителям за счет краевого бюджета компенсировалась часть процентной ставки по ипотеке при строительстве типовых деревянных домов. Также просчитываем, как субсидировать производителя домокомплектов из дерева, затраты застройщиков на инженерные сети. Задача стоит сделать деревянное домостроение в Хабаровском крае реально привлекательным, - отметил и.о. министра строительства Хабаровского края Олег Сутурин.
Компания ведет сейчас работу по разработке технико-экономического обоснования второго этапа расширения производства, который предусматривает увеличение переработки до 24 млн тонн руды в год.
Nordgold формирует в Якутии один из крупнейших золотодобывающих кластеров в России. В него входят действующие рудники Гросс и Таборный, а также перспективный проект развития Токко. Введенный в эксплуатацию в 2018 году с проектной мощностью в 12 млн тонн в год, рудник Гросс быстро стал крупнейшим рудником Nordgold и одним из самых крупных золотодобывающих предприятий в Республике Саха.
Общий объем капитальных вложений в первый этап расширения производственной мощности рудника Гросс составил около $50 млн.
Первый этап проекта расширения включал три основные стадии:
1. установка дополнительного технологического оборудования для переработки руды, в том числе нового 22-метрового стакера, трех абсорбционных колонн, пяти новых насосов и соответствующей инфраструктуры и оснащения;
2. увеличение парка горной техники: десять новых самосвалов, один экскаватор и две буровых установки, а также ряд вспомогательных транспортных средств, включая автобусы, топливные заправщики, мобильные ремонтные мастерские, автомобильный кран и фронтальный погрузчик;
3. расширение вспомогательной инфраструктуры: строительство новых объектов в рабочем поселке и закупка лабораторного оборудования.
Работа над технико-экономическим обоснованием второго этапа проекта расширения рудника Гросс, который предполагает увеличение производственной мощности до 26 млн тонн в год, идет по графику и, как ожидается, будет завершена к концу 2021 года. Реализация проекта расширения Гросса позволит увеличить объем производства золота на около 130 тысяч унций в год после завершения второго этапа в 2024 году, тем самым увеличив годовой объем добычи на руднике примерно до 350 тысяч унций в год.
Кроме того, Nordgold продолжает реализацию нового проекта Токко, расположенного в кластере Гросс. Ожидается, что технико-экономическое обоснование проекта будет завершено к концу 2021 года, а строительство начнется в 2022 году.
В результате к 2025 году на кластер Гросс будет приходиться более 50% общего объема добычи Nordgold. В рамках реализуемого амбициозного плана роста, Nordgold в течение следующих пяти лет нацелен на увеличение добычи примерно на 20% и достижение конкурентного преимущества по совокупным затратам, в основном за счет развития кластера Гросс и снижения затрат на своих африканских рудниках.
Генеральный директор компании Nordgold Николай Зеленский сказал:
«Я рад сообщить о завершении первого этапа нашего амбициозного проекта расширения рудника Гросс. Я поздравляю с этим достижением команду проекта, весь коллектив Гросса и подрядчиков. Благодаря вовлеченной работе сотен людей, нам удалось реализовать проект в запланированный срок и ниже выделенного бюджета. Успех первого этапа расширения и растущий объем запасов рудника Гросс дают нам все основания для успешной реализации второго этапа, который позволит достичь дальнейшего роста производства этого горнодобывающего актива мирового класса. После завершения строительства нового рудника Токко, золотодобывающий кластер Гросс будет производить более 600 тысяч унций в год и обеспечивать работой более 2800 сотрудников. Он станет одним из крупнейших золотодобывающих кластеров в России».
Справка:
Горнодобывающий кластер Гросс – это высокоперспективный кластер мирового класса на юго-западе Республики Саха (Якутия), который включает действующие рудники Nordgold Гросс и Таборный, а также проект развития Токко.
Введенный в эксплуатацию в 2018 году, Гросс является третьим рудником, спроектированным и построенным с нуля Nordgold с 2013 года, что подтверждает уникальный опыт компании в области строительства эталонных для индустрии рудников. Гросс был построен в срок и в рамках бюджета. Его строительство длилось 24 месяца.
Рудник Таборный разрабатывает одноименное золоторудное месторождение открытым способом с 2002 года.
В 2020 году кластер Гросс произвел 11 тонн золота, что составило около 34% от общего объема добычи Nordgold в 32,5 тонны.
Кластер обеспечивает более 2000 рабочих мест.
Nordgold намерен реализовать два проекта развития в кластере Гросс в ближайшие несколько лет: увеличение производственной мощности рудника Гросс и строительство нового рудника Токко. Компания также продолжит инвестировать средства в геологоразведочные работы в регионе с целью открытия новых перспективных месторождений.
О компании Nordgold
Nordgold – международная золотодобывающая компания с объемом добычи более 1 млн унций (32,5 тонны) и 7 800 сотрудниками, управляющая девятью предприятиями (в России, Казахстане, Буркина-Фасо и Гвинее) и рядом перспективных проектов в Евразии, Западной Африке, Северной и Южной Америках. С момента своего основания в 2007 году, компания закрепила за собой статус мирового лидера в области строительства эталонных для индустрии крупных золотодобывающих активов, а также доказала свою приверженность принципам устойчивого развития, взаимодействию с местными сообществами и ответственному отношению к охране окружающей среды.