Поделиться
«Русавиапром» рассчитывает на поддержку государства в производстве модернизированного Ан-2
Поделиться

В компании «Русавиапром», занимающейся производством модернизированной версии самолета Ан-2 — ТВС-2МС, рассчитывают на включение проекта в Комплексную программу развития авиаотрасли (КПГА).

В интервью «Коммерсанту» генеральный директор предприятия Алексей Крюков рассказал, что вопрос включения в КПГА обсуждался еще осенью 2024 года на совещаниях с вице-премьером и полпредом президента в ДФО Юрием Трутневым. Тогда был представлен ряд докладов, после чего правительство взяло паузу. С тех пор прошел значительный срок, и отрасль начала проявлять активность после недавних заявлений Трутнева.

Руководитель «Русавиапрома» подчеркнул, что участие в программе позволит заводу масштабировать выпуск. По его расчетам, при наличии стабильного заказа на 10–15 самолетов в год сроком до пяти лет предприятие могло бы инвестировать собственные средства в НИОКР, включая разработку отечественного турбовинтового двигателя и воздушного винта. Сейчас стоимость ТВС-2МС составляет около 200 млн рублей, что делает его доступным в основном через механизм лизинга.

В рамках плана по импортозамещению «Русавиапром» намерен заменить используемый американский двигатель на отечественный. На реализацию проекта, по уточнённым оценкам, потребуется порядка 4 млрд рублей. Крюков отметил, что высокая цена самолета обусловлена логистическими трудностями, зависимостью от валютных расходов и особенностями параллельного импорта.

При этом глава предприятия заявил, что спрос на ТВС-2МС есть, несмотря на его стоимость. За последние два года заказчикам было передано шесть самолетов, а всего с 2012 года собрано 28 машин. Покупателями выступают как частные, так и государственные авиакомпании, среди которых — «СибАэроКрафт» (Томск) и «Авиасфера» (Уфа).

Среди ближайших планов — запуск производства новых фюзеляжей Ан-2. На подготовку серийного выпуска потребуется около 2 млрд рублей. Себестоимость нового фюзеляжа оценивается в 40–50 млн рублей, а стоимость полностью модернизированного борта может достигать 225–235 млн рублей.

Крюков заявил, что модернизированный Ан-2 сохраняет конкурентоспособность, особенно по показателям эксплуатационной гибкости и стоимости летного часа. По его мнению, самолет еще как минимум 15 лет будет востребован благодаря высокой ремонтопригодности и отсутствию жестких ограничений по сроку службы.

Сейчас в распоряжении компании — 12 собственных фюзеляжей и доступ к запасам партнеров. По оценке Крюкова, в России эксплуатируется около 350 самолетов Ан-2 из примерно 800 оставшихся в наличии. В перспективе «Русавиапром» планирует ежегодно модернизировать по 10–12 бортов.

Отдельное внимание в интервью было уделено теме сертификации. Руководство компании считает, что действующее нормативное регулирование не требует сертификации Ан-2, поскольку самолет был введён в эксплуатацию в 1947 году решением Совета министров СССР, что в советский период было эквивалентом сертификата типа. При этом Крюков признал, что при модернизации конструкции и в процессе получения дополнительного сертификата могут быть учтены требования по центровке и хвостовому оперению.

Также он опроверг заявления о технической несостоятельности проекта после катастрофы в Нарьян-Маре в 2017 году, подчеркнув, что причины инцидента заключались не в конструктивных недостатках, а в грубых нарушениях при подготовке и выполнении рейса. Он отметил, что с тех пор инцидентов с ТВС-2МС не происходило, а эксплуатация продолжается в штатном режиме.

Что касается возможных разногласий с СибНИА, разработчиком Ан-2, то Крюков заявил, что причины конфликта остаются неясными. При этом, по его словам, «Русавиапром» продолжает выплачивать роялти и проходит ежегодный авторский надзор.

В заключение Крюков подчеркнул, что в условиях геополитической нестабильности необходимо опираться на собственные разработки. Он выразил уверенность, что модернизированный «кукурузник» способен эффективно заменить западные аналоги на региональных маршрутах России.

Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор ТЭК ДФО — лето 2025

На Дальнем Востоке наблюдается рост добычи каменного угля в регионах, где также развиваются логистические проекты, направленные на вывоз угля в экспортном направлении. При этом в сфере добычи углеводородного сырья, в отсутствие видимого роста показателей добычи, планируется расширение сырьевой базы в Якутии. Кроме того, в макрорегионе планируется реализовать ряд проектов в сфере производства СПГ, в том числе при участии китайского капитала.

Читать полностью
Поделиться
Дорога за льготами

Доля транспортно-логистических услуг в структуре ВРП Дальнего Востока в настоящее время занимает более 10%, уступая позиции только добыче полезных ископаемых. При этом отрасль остается инвестиционно привлекательной. За последние годы в ДФО осуществлено около 200 проектов в сфере транспорта и логистики, часть из которых реализуется в рамках преференциальных режимов. В то же время резиденты указывают на возникающие избыточные требования со стороны госорганов и необходимость нормативного регулирования вопросов, тормозящих развитие.

Читать полностью
Поделиться
Где люди? Как роботы становятся новой рабочей силой

Нехватка рабочих рук стала нормальной ситуацией для дальневосточных предприятий. Сотрудники переезжают жить в западные регионы, подписывают контракт с Министерством обороны или отправляются на заработки вахтовым методом. В то же время промышленное производство ключевых субъектов ДФО только растет. Логичный вопрос – как это работает? Ответ – все держится на тех, кто остается. Ненормированный график, увеличенная нагрузка и работа по выходным стали уже обыденной практикой на дальневосточных предприятиях. Одним из реальных решений проблемы нехватки рабочих рук является роботизация производственных процессов. О том, как роботы уже заменяют персонал дальневосточных заводов, рассказал руководитель компании «Сертприм Роботикс» и эксперт EastRussia Андрей Безносенко.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор сельхоз-проектов ДФО — лето 2025

В начале года сельхозпроизводство на Дальнем Востоке в целом пошло на спад, но ключевые регионы — Приморье и Приамурье — показали рост. При этом в Приморье усиливается давление со стороны импорта, а один из главных семеноводческих центров оказался под угрозой закрытия. На фоне этих вызовов власти делают ставку на развитие тепличных проектов. Подробности - в Бюллетене EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
«Мы входим в стадию замедления»: что происходит с рынком жилья на Дальнем Востоке

Почему снижается распроданность жилья на стадии строительства, и стоит ли ждать всплеска строительства арендного жилья в регионах с крупными инвестпроектами? Будет ли жилье дешеветь? Почему рынок Дальнего Востока уже не такой «дорогой и уникальный», как принято считать, и как трансформируются подходы застройщиков? Об этом — в интервью агентству EastRussia рассказала директор по исследовательским проектам и экспертным разработкам ФАНУ «Востокгосплан» Елена Агешина.

Читать полностью
Поделиться
Асбестовые истории: камни, которые прядут, как шерсть

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор строительной отрасли ДФО — лето 2025

Строительная отрасль на Дальнем Востоке демонстрирует лучшие результаты по сравнению с большинством макрорегионов страны. На сохранение темпов роста влияют дополнительные меры поддержки, в первую очередь в жилищном строительстве, а также работы по возведению промышленных и инфраструктурных объектов. Тем не менее в отрасли существуют проблемы – развитие новых проектов в сфере жилищного строительства замедляется в связи с высокой ставкой ЦБ, при этом продолжается рост стоимости строительных материалов.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор авиастроения ДФО — весна 2025

На дальневосточных предприятиях отрасли планируется проведение работ по модернизации и расширению мощностей для выпуска самолетов гражданской авиации – МС-21 и SJ-100. Серийный выпуск самолетов с российскими комплектующими ранее был отложен на более поздний срок, но в компаниях заявляют об успешном прохождении летных испытаний, позволяющих начать поставки в установленные на текущий момент сроки. Тем не менее проблемным проектом остается легкий самолет «Байкал», который планируется широко использовать в малой авиации. Разработчики воздушного судна сообщают о продолжающихся работах в рамках проекта на фоне информации о его возможном закрытии.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор судостроения ДФО — весна 2025

В судостроительной отрасли Дальнего Востока сохраняются проблемы, связанные с закредитованностью предприятий, дефицитом кадров, преобладанием крупноузловой сборки и проблемами с поставками оборудования. С учетом значительности приписанного к дальневосточным портам рыбопромыслового флота наблюдается потребность в развитии судоремонтных мощностей в макрорегионе, в том числе на базе уже существующих предприятий.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор леспрома ДФО — весна 2025

В минувшем году выросли доходы федерального бюджета от использования лесов. При этом часть дальневосточных регионов продемонстрировала высокие значения данного показателя, заняв лидирующие позиции в стране. Кроме того, ряд субъектов ДФО демонстрирует улучшение ситуации в сфере лесовосстановления. При этом возникают проблемы, связанные с эффективным ведением лесного хозяйства. В частности, в настоящее время наблюдается необходимость пересмотра распределения полномочий по лесоустройству.

Читать полностью
Больше материалов