Атомный контейнеровоз «Севморпуть» ФГУП «Атомфлот» отправился в первый в этом году субсидируемый каботажный рейс по маршруту Санкт-Петербург - Находка – Петропавловск-Камчатский – Мурманск.
Как рассказали EastRussia в Минвостокразвития России, на Дальний Восток «Севморпуть» доставит свыше ста контейнеров, металлоконструкции, пиломатериалы, краны и автотехнику. За счет того, что фрахт атомохода оплачивает государство, то грузоотправители платят лишь за доставку груза – получается дешевле и быстрее. Загрузка судна составляет 90%, маршрут от Санкт-Петербурга до Находки составит 22 дня.
На борту «Севморпути» во время следования будет работать группа ученых центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова, они проведут наблюдения за морскими млекопитающими и птицами, непрерывные измерения солености и температуры воды по всему маршруту.
В текущем году запланировано еще два подобных рейса. Один из них выполнит осенью атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», второй – зафрахтованное судно.
Регулярные коммерческие грузовые перевозки по Севморпути – часть большой программы по освоению Арктики и Севморпути.
В Санкт-Петербурге состоялся финал масштабного арктического технологического конкурса АРКТЕК ДАТА – это составная часть проводившегося впервые конкурса ИТ-разработок для АЗРФ – АРКТЕК. Еще две его части – АРКТЕК Инжиниринг и АРКТЕК Научный питч – находятся на стадии полуфинала.
Команды трудились над сервисами по урбанизации Арктики: арсенал развития климатически сложной территории площадью около пяти млн кв. километров пополнился инструментами по улучшению экологии, туристической привлекательности, медицинского обеспечения – всего, что включает понятие комфорт проживания.
АРКТЕК – платформа для проведения технологических конкурсов, объединяющая науку и бизнес для развития Арктики. Цель конкурса – трансформация научных и технологических разработок в цифровые и инженерные решения для развития Арктики и обеспечения успешной работы компаний в регионе.
Как отметил директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов, важной составляющей конкурса для разработчиков стала возможность заявить о себе крупнейшим компаниям.
«Сегодня наши индустриальные партнеры знакомятся с командами, обсуждают их решения. Ребята смогли за месяц с небольшим создать полноценные минипродукты, с которыми можно дальше работать и развивать. Главный приз для них – это будущие заказы. Изобретение – это то, что реально меняет жизнь людей и компаний к лучшему, и сегодня мы видим, что ученые, предприниматели и новаторы зажглись Арктикой. Арктика – это кладовая и, чтоб ее бережно приоткрыть, нужно многое сделать».
14 июня команда экспертов опубликовала список из 110 коллективов, допущенных к участию в конкурсе. До финала дошли 20 команд. Всего над проектами цифровых решений для развития Арктики работали молодые специалисты из 51 региона РФ.
В структуре конкурса АРКТЕК ДАТА три направления: «Арктическая урбанизация», «Арктический туризм» и «Экология Арктики». Каждой команде-победителю вручили оригинальную статуэтку в виде прозрачной арктической льдинки и денежный приз. За первое место – 500 тыс., за второе – 350 тыс., за третье – 150 тыс. рублей.
«Арктическая урбанизация»
В направлении «Арктическая урбанизация» победила команда «Департамент» с разработкой геосервиса «Арктида», разработанный для региональных властей. На основе рейтинга из 18 критериев разработка позволяет выявлять населенные пункты с ограниченной доступностью здравоохранения и получать рекомендации по улучшению ситуации. Таким образом, в Арктике можно снизить показатели первичной заболеваемости, что, в свою очередь, уменьшит потери ВРП от 270 млн до 28 млрд рублей ежегодно.
На втором месте оказалась команда ГЕОВШЭ с разработкой автоматизированной системы обработки медицинской статистики и геоданных. Это позволит руководителям регионов принимать решения о развитии системы медицинской помощи – в режиме реального времени оценивать количество врачей или пунктов первичной медпомощи на количество населения, выбирать наиболее нуждающихся в посещении врача.
Гран-при третьей степени получила команда «Ворота Севера». Их разработка – рекомендательный сервис размещения объектов городской инфраструктуры для улучшения жизни населения на территории Арктики.
«Экология Арктики»
Победителем природосберегающего трека стала команда «ЭСЭР Дата» за систему «Арктик-ДАТА», которая выявляет и проводит мониторинг экологических проблем и рисков при помощи снимков дистанционного зондирования Земли. Решение позволит рассчитать риск пожара на основе анализа информации о количестве осадков по годам, визуализировать нефтяные пятна и разливы, а также отслеживать процесс загрязнения водных территорий. Модификация системы добавит расчёт размер штрафа для компании-виновника загрязнения и ее репутационные риски.
Второе место получила команда «ДАТА-Ритмикс» с разработкой сервиса, который с помощью спутниковых снимков проводит мониторинг мест добычи и транспортировки углеводородов, аккумулирует точечные данные о месторождениях нефти, газа и газового конденсата. Снимки помогут понять, как реально выглядят месторождения, оценить риски разлива нефти в водоемы.
На третьем месте – команда «Бореал Байтс» с сервисом для расчета уязвимости морских акваторий, позволяющим делать анализ биохимических показателей морской воды, определять положение судов в акватории. На его основе можно создать карту экологической уязвимости, выделить объекты повышенной экологической опасности и зоны обитания краснокнижных видов. Сервис будет полезен добывающим, логистическим, геологоразведывательным компаниям, научно-исследовательским организациям, экологическим общественным организациям и ООПТ.
«Арктический туризм»
Первое место туристического направления Арктека завоевала команда «Ладно». Ее участники создали цифровой сервис для оценки туристического спроса в Архангельской области. Платформа поможет туристу найти интересный маршрут, а предпринимателям – разместить рекламу, а также получить рекомендации о возможности открыть бизнес в том или ином районе.
Гран-при второй степени получила команда «Арктический технический колхоз» за разработку мобильного приложение для взаимодействия с туристами «Гоу туда!». Можно настроить фильтры на карте и получать подробную информацию о любом объекте. В экосистему входит также продукт «Арк-инфа» – административный веб-сервис для застройщиков, которые получат статистику о турпотоке и рекомендации по застройке в заданном радиусе.
На третьем месте оказалась команда «Дайр-лаб». Коллектив разработал информационную платформу для анализа текущего состояния туристических объектов по отзывам посетителей. Платформа называется «Тревел коннект».
Замглавы министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков отметил, что укрепление технологического суверенитета – одна из острейших задач развития России.
«Арктика – территория самых сложных и нетривиальных вызовов, но одновременно и территория огромных возможностей. На этом пути уже есть успехи таких крупнейших компаний как НОВАТЭК и Росатом. Добывающие компании также планируют применять новые технологии при освоении Арктики. Конкурс привлек большое количество разработчиков – 348 команд из 51 региона нашей страны. Мы получаем цифровые продукты и высокотехнологичные инженерные решения, которые будут востребованы компаниями, и которые помогут нам бережно развивать такой суровый регион как Арктика».
Общий призовой фонд конкурса АРКТЕК составляет 18 млн рублей. Для команд, которые представили проекты в рамках конкурса «АРКТЕК Научный питч» (научные исследования) и «АРКТЕК Инжиниринг» (технологии для реального сектора), борьба за призовые места развернется этой осенью.
АРКТЕК проводится в Десятилетие науки и технологий в РФ при участии «Востокгосплана», Минвостокразвития, Фонда «Росконгресс», МИД РФ.
Среднестатистический россиянин уверен, что Арктика – это всегда серо и холодно, работать там толком негде, отдыхать – тем более и добраться туда практически нереально. Да, есть белые медведи и северное сияние… но в целом овчинка выделки не стоит. Впрочем, мифы и стереотипы о пятой части территории Российской Федерации постепенно отступают стараниями органов власти, туроператоров и энтузиастов региона. Медленно, но верно образ российской Арктики начинает обретать новые черты в сознании россиян. Приключение, дух первопроходцев-открывателей, преодоления себя и сурового пространства и экзотика – таков стремительно развивающийся бренд Арктики, которая становится доступнее по мере активного развития главного морского транспортного коридора Арктики – Северного морского пути.
Чукотка как яркий самобытный представитель российской Арктики может предложить туристу необыкновенное природное великолепие, но в части индустрии гостеприимства регион находится в процессе становления. Есть уже и гостиницы и глэмпинги, рестораны, строятся горнолыжные курорты, однако их пока недостаточно для массового туриста. Причем не стоит забывать, что гости, приезжающие на Чукотку – не новички-путешественники. Дальний Восток и Арктика получает туристов, которые побывали во многих странах мира и регионах России, и которым есть, с чем сравнивать. Провести свой первый отпуск на Крайнем Севере решаются не многие.
Врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов отмечает, что такой туризм сопряжен с логистическими и инфраструктурными сложностями, однако свою весомую лепту вносит и суровый климат, и непредсказуемая погода.
«Едущий сюда человек имеет определенную авантюрную жилку – иначе он поехал бы в более комфортную территорию. Сюда человек едет за приключениями. И природа ему их предоставляет. Люди едут и для того, чтобы прикоснуться к другому образу жизни, к другой ментальности. Нам важно, чтобы впечатления от великолепной природы не испортили инфраструктурные моменты. Чукотка отличается от других регионов и именно такие отличия люди хотят видеть, а наша задача – это показывать», – считает глава округа.
Владислав Кузнецов также предложил создать региональный бренд на основе переменчивой погоды – разработать альтернативные маршруты для туристов, которые из-за нелетной погоды или шторма не смогли попасть в те локации, которые планировали. Компенсировать неудобства от непогоды, предлагая не менее интересные направления.
В Якутии, например, туристов привлекают турами по наблюдению за северным сиянием, рыбалкой и охотой, активными экстрим-турами, программами по местам кочевья коренных народов, круизами на теплоходе до самого северного порта России – поселка Тикси и не только.
В Мурманской области туристы тоже могут понаблюдать за северным сиянием, за китами, заняться фридайвинг, или посетить различные событийные мероприятия, гастротуры с локальным колоритом и многое другое.
Замначальника комитета по туризму Мурманской области Марина Кошелева отметила, что из существующих 121 проекта, развивающегося в Арктике, 74 проекта приходятся на Мурманскую область, причем 90% – в сфере туризма.
«Арктика – сейчас это экзотика, она везде звучит. Люди хотят ехать, растут инвестиции. Каждый имеет право на отдых. И наша задача реализовать право граждан отдыхать на Севере!», – добавила она.
Все арктические территории по-своему уникальны, но, безусловно, имеют ряд различий. Объединяют их идентичные проблемы – главной точкой преткновения является инфраструктура, вернее сложности в ее возведении. Непростая логистика удорожает стройматериалы, к тому же и строительный сезон очень короткий – 2-3 месяца.
Замглавы Минвостокразвития Павел Волков напомнил, что вся территория АЗРФ является преференциальным режимом.
«Арктика требует особого подхода к регулированию, особенно это важно для эффективного привлечения инвесторов и компаний, которые смогли бы создать условия для продвижения туристической отрасли. В Арктике сегодня действуют преференции, которые позволяют реализовать свой проект с наименьшими рисками. Программа "Арктический гектар" также используется в целях туризма. Турист должен быть готов к форс-мажору, и принимающая сторона должна быть готова чем-то его занять. То, что мы видим, нужно пропагандировать и показывать. Вместе с этим необходимо работать над качеством предоставления туристических услуг», – добавил он.
Участники мероприятия пришли к выводу, что необходимо активнее обмениваться практиками регионов, отдельно отметив возможности круизного туризма и активного использования малой авиации. Общее мнение: у туризма в Арктике – большое будущее.
Одним из звеньев «прокачки» и внедрения инноваций и продуктов высоких технологий в АЗРФ становится арктический технологический конкурс («АркТеК») — первая платформа для проведения технологических конкурсов, объединяющих бизнес и науку для развития Арктики. АркТек становится точкой входа для тех, кто хочет и может внести свой вклад в экономическое развитие стратегически важного региона России, участвовать в создании комфортной и безопасной среды для жизни и работы в российской части 1/6 поверхности Земли.
«АркТеК» стартовал в рамках председательства России в международном Арктическом совете. В 2023 году на платформе проходят три конкурса: для продуктовых и IT-команд («АркТеК Дата»), для научных команд («АркТеК Научный Питч»), для инженерных команд («АркТеК Инжиниринг»). Все три конкурса направлены на решение актуальных задач Арктического региона России и его дальнейшее развитие, и проводятся независимо друг от друга. Дошедшие до финала команды будут бороться за призовой фонд в 10 млн рублей.
В рамках конкурса «АркТеК Инжиниринг» от крупного игрока на рынке негосударственных медицинских услуг АО «Группа компаний «МЕДСИ» поступило два заказа на выполнение технологических задач:
1) разработка аппаратно-программного телемедицинского комплекса (АПТК) для работы ФАП с целью повышения доступности и качества оказания медицинской помощи жителям отдаленных населенных пунктов;
2) разработка системы организации пересмотра исследований лучевой диагностики в федеральном центре.
Ранее свои задачи участникам поставили компании Совкомфлот, Новатэк, Росатом.
Руководитель направления «Цифровая трансформация и пространственное развитие» ФАНУ «Востокгосплан», руководитель «АркТеКа» Мария Никишова отмечает, что в свете санкций сейчас компании сталкиваются с различными технологическими вызовами, и, если раньше была возможность иметь партнеров и закупать определенные технологии по всему миру, то сейчас спектр таких возможностей сузился.
«Хочется, чтобы самые интересные задачи и возможности, содержащие в себе вызов, наконец-то перешли в руки нашим талантливым командам, творческим коллективам, которых у нас в стране очень много. Это время новых возможностей и новых игроков на рынке. Как часто бывает, инженеры, разработчики, научные коллективы находятся в одном месте, а заказчики и инвесторы – в другом, и фактически сегодняшняя наша ключевая задача состоит в объединении их между собой, чтобы создать синергию и партнерство. В итоге получится совместный продукт, который будет приносить всем пользу, результаты, деньги и славу», – отмечает она.
Директор по развитию инновационных проектов группы компаний «Медси» Елена Андресюк отмечает, что до сих пор проблема охвата медицинским обслуживанием людей, живущих не только в Арктике, но и в других отдаленных и труднодоступных местностях не теряет актуальности. Она рассказала, что ГК «Медси» имеет более 130 клиник, семь из которых являются большими клинико-диагностическими центрами. Компания активно развивается в сфере цифрового здравоохранения и телемедицинских технологий. На них и предлагается сделать ставку участникам конкурса.
«Единственное решение, которое мы видим достаточно оптимальным и быстрым для проблемы оказания медпомощи в труднодоступных местностях, это – оказание медицинской помощи с помощью телемедицинских технологий и мобильных переносимых устройств для фельдшеров и медицинского персонала. Глобально наша цель – получить прототип некоего чемодана, в котором будет как можно больше технологий, синхронизированных между собой: он обязательно должен включать модуль телемедицинских консультаций, аппарат УЗИ и стандартный набор девайсов – стетоскоп, тонометр, термометр и всего остального. Мы бы очень хотели увидеть лабораторную часть, связанную с анализаторами мочи, экспресс-тестами крови, которые тоже будут автоматизировано передаваться в телемедицинскую систему и систему поддержки принятия врачебных решений. В каком виде это будет представлено, тут мы оставляем вопрос открытым для фантазии участников», – сказала она, добавив, что при этом чемодан должен быть доступным дня переноски одним человеком. Кроме этого, в мобильном пункте должна быть возможность подключаться и к беспроводному интернету и иметь возможность работать через сим-карты.
Вторая задача: разработка системы маршрутизации маммографии на основе искусственного интеллекта. Расшифровка одной рентгенограммы занимает много времени у врача, и внедрение систем с поддержкой ИИ помогает снизить рабочую нагрузку и повысить KPI специалиста. Елена Андресюк добавила, что также существует и проблема дефицита врачей-рентгенологов.
«Предложенная задача и решение, которое мы ожидаем, должно быть нацелено на нивелирование дефицита врачей-рентгенологов, нехватка которых характерна не только для Арктики, но и для центральной части страны. Общая численность населения в Арктической зоне составляет примерно восемь млн человек, около 2-3 млн из которых – женщины в возрасте от 40 и старше, которым просто положено проходить скрининг на рак молочной железы. Несложно посчитать, что в год должно делаться примерно два млн маммографий, которые должны были обрабатываться врачами-рентгенологами. По статистике, 15% пациенток отправляют на повторное исследование, что влечет дополнительную нагрузку и на врача, и на всю систему, а также с потерей времени мы можем потерять самую раннюю стадию, уже встретиться на более поздней и, соответственно, помимо рисков пациента, мы еще получаем удорожание лечения. Для нас это очень актуальная и необходимая задача – повысить процент исключения пропуска патологий. Необходимо внедрить сервис на основе искусственного интеллекта, который будет осуществлять второй пересмотр маммограммы и предоставлять заключение по исследованию, то есть назовем это сервисом второго мнения», – рассказала Андресюк.
Она добавила, что компания заявляет о необходимости наличия собственной разработки по интерпретации маммографии с помощью технологии искусственного интеллекта.
«Тут все-таки хочется видеть именно зрелое решение, которое не будет требовать большой существенной доработки в части распознавания патологии. Точность, которую мы ожидаем от данной модели – выше 82%», – добавила она.
Если по итогам выполнения задания решение заказчика устроит, то сотрудничество будет продолжено уже в структуре «Медси», внутри контура компании – на правах сотрудника.
Заявки на конкурс можно подать до 8 июня удаленно из любого города России и стран СНГ. Очное участие обязательно на этапе финальной защиты проектов в ноябре 2023 года.
В рамках «АркТеК Инжиниринг» развитие технологических проектов происходит в тесном сотрудничестве с индустриальными партнерами и технологическими экспертами. Победители получат гранты на развитие и масштабирование решений. Как обещают организаторы, через четыре месяца участия в конкурсе эксперты помогут доработать проект и составить дорожную карту.
Организаторами конкурса выступают министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, ФАНУ «Востокгосплан», МИД РФ, Фонд «Росконгресс».
«Росатом» представил инновационный подход к ремонтно-восстановительным работам на судах в тяжелых климатических и логистических условиях Крайнего Севера. Презентация прошла в рамках научно- практического форума «АркТек: наука и технологии для развития Арктики», состоявшегося в Архангельске. Решением проблемы видится использование комплексов 3D-печати, подразумевающих аддитивную технологию создания трехмерных объектов путем послойного добавления материалов – пластика и металла.
Традиционный ремонт на судах, нефтяных платформах, при разработке месторождений основывается на сложных логистических связях, проблемы с которыми обострились в период санкционного давления на Россию, отметил в своём выступлении представитель ГК «Росатом» по развитию аддитивных технологий Игорь Попов.В связи с этим компании теряют и время, и деньги, что, в свою очередь, сказывается на общем экономическом процессе. Чтобы нивелировать негативные последствия и перевести вопросы ремонта на Крайнем Севере, в Арктике на качественно новый уровень, Росатом разработал концептуальный подход.
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
«Существует целая линейка разработанных нами технических решений по применению ремонтных аддитивных комплексов. Установка такого комплекса в местах базирования техники позволит сэкономить силы, средства, время. Обычный морской контейнер, на котором собран под определенные арктические задачи участок аддитивного производства, позволяет из цельной литой системы получать готовый образец путем послойного напыления, – рассказывает Игорь Попов, – первый мобильный аддитивный комплекс уже проходит адаптацию, и с ноября прошлого года по текущее время на нем изготовлено уже порядка четырех тыс. резинотехнических деталей для автомобильной техники. Установка таких центров на базах, расположенных на Северном морском пути, позволит обеспечить незамедлительный ремонт оборудования добывающих компаний и обрабатывающих производств. Это скажется мультипликативным эффектом на исполнении национальных программ развития Арктического региона и позволит существенно снизить издержки от простоя локальных производств».
Игорь Попов, представитель ГК „Росатом» по развитию специальных проектов
фото: оргкомитет форума «АркТек»
При этом аддитивная технология не является панацеей, это – нишевое решение и оно не заменит традиционную металлообработку. Однако она позволяет оперативно создавать широкую номенклатуру изделий. Подготовка специалистов для работы на аддитивных комплексах занимает не более месяца. Еще одним плюсом работы таких комплексов является экологичность и малоотходность.
По словам Попова, для компании задача по восстановлению и ремонту техники в условиях Крайнего Севера является вызовом. Арктический регион накладывает свой суровый отпечаток на возможности применения 3D-печати.
«Несмотря на разработку Росатомом огромного количества ГОСТов по аддитивной тематике, на сегодня мы сталкиваемся с серьезными технологическими барьерами внедрения аддитивных технологий. Морской влажный воздух, который порождает высокую коррозию любого материала, воздействует на изделие при его производстве и последующей эксплуатации. Как будет происходить это воздействие – непонятно. Мы предлагаем, чтобы участники конкурса “АркТек“ рассмотрели возможность и попробовали свои силы в адаптации технологического процесса промышленной 3D-печати в условиях Крайнего Севера при ремонте техники, которая представлена в арктическом регионе. Будет ли работать технология аддитивной 3D-печати в условиях
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
Крайнего Севера и как она будет себя вести – это вопрос. Но эти исследования имеют большой потенциал для практического внедрения. Это новое слово для России, за рубежом такой опыт есть», – добавил Игорь Попов.
Модератор форума директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов отметил, что продвижение аддитивной технологии в условиях Крайнего Севера может быть весьма прибыльным для всех участников процесса.
«В этой истории все могут заработать: если Росатом адаптирует свою технологию благодаря участникам форума, найдет новые спектры ее применения, новые рынки – он заработает на продаже этих комплексов, а те исследователи, которые возьмут для себя эту задачу и проведут соответствующие испытания, увидят, что они работоспособны и откроют рынок, а также те, кто глубже погрузится в технологию, может стать производителем деталей, ремонтных баз и так далее», – уточнил он.
Михаил Кузнецов, директор ФАНУ «Востокгосплан»
фото: оргкомитет форума «АркТек»
Советник генерального директора «Совкомфлота» Александр Андреев отметил актуальность проблематики. Он рассказал, что на судах компании уже стоят 3D-принтеры и на них печатается мелкогабаритная продукция типа резиновых прокладок. По его словам, ремонтные комплексы будут очень востребованы.
«Задача, поставленная Росатомом, особенно актуальна на пороге открытия круглогодичной навигации перевозок СПГ – на высокотехнологичных современных дорогостоящих судах, где очень много механизмов. У нас большой флот работает в Арктике, а доставить какие-то запчасти зачастую просто невозможно ипоэтому актуальность этой проблемы налицо. Если бы можно было поставить такой комплекс в Сабетте, то судна будут заходить туда практически каждый месяц. А может быть, в будущем такие комплексы появятся и на бортах», – сказал Андреев.
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
В прошлом году архангельские ученые совместно с коллегами из Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, центра судоремонта «Звездочка», Курчатовского института и САФУ создали на 3D-принтере первые образцы деталей, для работающих в Арктике судов, которые ранее приобретали за рубежом. В рамках импортозамещения были изготовлены и установлены на суда лопатки турбин для энергетических установок. Начались испытания опытных образцов судовых винтов.
EastRussia напоминает - Начался сбор заявок на участие в Арктическом технологическом конкурсе АркТек. До 8 июня 2023 года можно подать заявку на сайте события АРКТЕК - Платформа для техноконкурсов. Первый конкурс АркТек открылся в рамках научно-практического форума «АркТек: наука и технологии для развития Арктики».
АркТек – платформа для проведения технологических конкурсов, объединяющая науку и бизнес для развития Арктики. Цель конкурса – трансформация научных и технологических разработок в цифровые и инженерные решения для развития комфортных условий жизни людей в Арктике и обеспечения успешной работы компаний в регионе. Отобранные к участию в конкурсе команды будут объявлены 14 июня 2023 года.
В технопарке «Якутия» привыкли, что к ним с проектами и идеями приходят, как правило, IT-специалисты, ученые, изобретатели, а тут на пороге появился настоящий полярник. Представился Николаем Находкиным, сказал, что представляет ООО «Безопасная Арктика», до этого долгое время возглавлял Службу спасения республики Саха (Якутия). В новой для себя роли решил воплотить в жизнь все то, что не успел, будучи главным спасателем Якутии. Название компании говорило само за себя – Находкин с коллегами предлагали технологии, позволяющие спасать жизни людей в бескрайней Арктике.
Представьте себе такую картину: человек поехал за грибами, увлекся процессом и заблудился. Быстро стемнело. Похолодало. Страшно. На второй день «потеряшка», сбившись с курса, сильно далеко ушел в противоположную сторону от своей машины. Отчаяние. Безысходность. И тут – автомобильный гудок! Через пять минут еще один, затем третий, теперь уже совсем ясно, куда идти, а, вернее, бежать. Гудки работают автономно, круглосуточно и в любую погоду.
Придя на звук, человек обнаруживает на дереве пластиковую трубу, а в ней записку примерно такого содержания: «Иван Иванович, мы вас ищем, оставайтесь на месте, за вами придут». И действительно - через три часа максимум на месте появлялся спасатель.
Маяк "Находка" с запиской
Описанное действо не что иное, как работа ноу-хау якутских спасателей под названием «Находка» (естественно, по фамилии руководителя Находкина). Выглядит конструкция сердито и дешево: ПВХ-труба с вмонтированным в нее гудком от «КАМАЗа», да в придачу светодиодная лента, мигающая в сумерках - от прожектора отказались, т.к. в Якутии светлые ночи. Все это работает автономно: издает громкие звуки, светит – одним словом, привлекает к себе внимание. Ими, через 3-4 км окружается местность, где потерялся человек. «Потеряшка» больше всех хочет выйти к людям и обязательно выйдет гудок.
Придумать «Находку» заставила жизнь и сложность поисков: люди в Якутии терялись (и теряются) с завидным постоянством, территории – огромные, а спасателей не так много. Вот и пришлось выдумывать.
- Сначала мы думали, что сможем все вопросы с помощью беспилотников закрыть – сверху-то все-все видно. Ещё в 2011 году создали эскадрилью беспилотников, но вскоре поняли, что это не панацея: то туман, то облачность. Тогда-то и пришлось разработать и дополнительно к ним внедрить поисково-спасательный маяк «Находка», - рассказывает Николай Находкин.
Николай Находкин
Разработка, как говорится, «зашла»: с помощью «Находки» уже во время тестовых испытаний нашли шестерых «потеряшек». Причем, изделие усовершенствовали – если изначально спасатели каждые три часа объезжали маяки, то потом в них установили кнопку обратной связи, нажав которую, человек мог связаться со спасателями. А еще стали оставлять возле маяков немного провизии и бутылки с водой.
Когда якутские инноваторы отправились в западные регионы России на всевозможные конкурсы со своей «Находкой», то поняли, что не только «попали в тренд», но и обошли своих конкурентов-коллег, у которых на разработки были многомиллионные бюджеты, а тут северяне со своей трубой…
Маяки помогают расширить зону охвата поиска, но при этом снизить число задействованных в поисках людей, которых и так сильно не хватает, если человек потерялся в каком-нибудь отдаленном улусе или населенном пункте, а таких в Якутии больше трехсот (!).
Набрать нужное для поисков число людей получается далеко не всегда
Один же маяк (к слову, стоимостью сорок тысяч рублей) покрывает территорию поиска в четыре квадратных километра и может использоваться многократно, много лет. Изначально стоимость была сильно и ниже, но увеличилась из-за электронной начинки – теперь маяк передает свои координаты, уровень заряда аккумулятора, передает информацию о срабатывании кнопки SOS, а также ретранслирует радиосигнал от соседнего маяка, поэтому работает даже там, где нет сотовой и спутниковой связи.
Дальше – больше. Команда Находкина разработала технологию, которая позволяет отправлять SMS-сообщения на рации в отсутствие сотовой или спутниковой связи. Как это работает, Николай Находкин проверил на себе:
- Поехали с мужиками на рыбалку за 400 километров от Якутска. Только приехали на озеро, расположились, расслабились, как приходит SMS-сообщение от супруги: «КАМАЗ» нас переехал. А она должна была дочку в аэропорту встречать. Ну, я аж подпрыгнул на месте! Тут, конечно, не до отдыха было. Оказалось, все банально, во дворе мусоровоз, разворачиваясь, поцарапал бампер на ее машине…
Все эти технологии Николай Находкин теперь предлагает внедрить в Арктике, где и расстояния кратно больше, и людей значительно меньше. Поэтому к своим разработкам он хочет добавить автономности: к примеру, маяки оборудовать солнечными батареями, пьезо-элементами, ветрогенераторами и поставить на всех необитаемых островах и по арктическому побережью Якутии. Рано или поздно - пригодятся, уверен Николай. К примеру, когда они шли с острова Беннетта, то получили ориентировку, что по ходу их движения пропала лодка с двумя людьми на борту. К слову, их до сих пор не нашли, а, быть может, они где-то умирают от голода на одном из многочисленных безлюдных островов. В бытность Находкина главным спасателем Якутии были случаи, когда люди в Арктике выживали по два месяца.
Еще одна разработка, которая по мнению Находкина, может помочь выжить в Арктике -спутниковые таксофоны. Их уже также опробовали в Якутии – установили в зимовьях, охотничьих избушках, чтобы в случае крайней необходимости можно было дозвониться на «большую землю». А чтобы люди не баловались и не звонили «просто так», исходящий звонок завязали на службу 112. Правда, с введением санкций спутниковые телефоны перестали работать, а своего пока не придумали.
Применять авиацию при поисково-спасательных работах в Арктике – не всегда эффективно, уверен Николай Находкин. Слишком переменчива погода на побережье и в Северно-Ледовитом океане, да и попросту летчик может не увидеть чего-то на огромной территории. А вот специальные тепловизоры применять – это годное дело. Эту технологию тоже опробовали в континентальной Якутии.
- У нас тепловизоры такие были, что след лося за счет разницы температур на мари в тайге могли засечь. Также и в Арктике, - вспоминает Находкин. – Но я ушел со службы и нашу эскадрилью беспилотников закрыли, многие ребята разъехались, кто-то в концерн Калашникова перешел работать.
Эскадрилья беспилотников
Есть в этом и экономический эффект: если в среднем на организацию масштабных поисков требуется около 600 тысяч рублей (это без учета авиации), то беспилотники могут существенно снизить эти траты.
Давайте договариваться
На прямой вопрос – что нужно сделать для безопасного освоения Арктики, Николай, не раздумывая, ответил: договариваться. В Арктике большое количество всевозможных служб, каждая из которых отвечает сугубо за свой сектор. К примеру, морские спасатели спасают только на море, а если те самые двое на моторной лодке с заглохшим мотором причалили к острову, то, извините, это уже забота другой службы. Пограничников? Но они лишь следят за тем, чтобы соблюдался погранрежим. У минобороны свои задачи. Местные власти? Эти – да, за всех переживают, но, увы, не имеют ни сил, ни средств.
- Нет согласования и общего межведомственного алгоритма проведения поисково-спасательных работ в Арктике на федеральном уровне. Договариваться службам между собой необходимо. По-другому нельзя. Ну, и технологии нужны. Наши, в том числе. Надеюсь, мы в ближайшее время наладим серийное производство и маяков «Находка», и других приспособлений. Сделаем вместе Арктику безопасной, - резюмирует Николай Находкин.