В одной из школ Благовещенска работники после ремонта санузла решили избавиться от старой сантехники и выбросили унитаз в окно со второго этажа. В результате пострадал ребенок.
Как сообщает следком по Амурской области, в это время на урок физкультуры шли ученики этой школы, 11-летняя девочка получила травмы, ей была оказана медицинская помощь. Работники школы грубо нарушили правила и не убедились в безопасности своих действий.
По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 118 УК РФ - причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности. Сообщается, что жизни и здоровью ребенка ничего не угрожает.
В Благовещенске проживает более 500 человек с ментальными отклонениями в возрасте от 18 до 30 лет. Большинство из них совершенно неприспособленны к самостоятельной жизни – у них отсутствуют социально-бытовые навыки, они не могут оставаться дома одни, не способны занять себя. Всему этому их надо долго и упорно учить.
Когда в октябре 2019 года власти Амурской области выделили в распоряжение Благовещенского комплексного центра обслуживания населения «Доброта» квартиру площадью в 220 кв. м, многим это новшество показалось странным. Центр адаптации инвалидов – в обычной квартире в жилом доме? Однако проект стал успешным: в квартире сделали ремонт, обеспечили доступную среду для людей с ограниченными возможностями и открыли «школу самостоятельности» , в которой молодым инвалидам помогают жить более независимо, учат самообслуживанию, обустройству быта, организации досуга, а главное – учат налаживать общение с окружающими. Теперь это не просто квартира, а отделение социально-трудовой адаптации инвалидов центра «Доброта».
За два года квартира стала школой жизни для 28 юношей и девушек с ментальными отклонениями. Теперь некоторые из них живут полностью самостоятельно, а трое подопечных стали волонтёрами и помогают другим, хотя ещё недавно сами были абсолютно беспомощны, неприспособленны к бытовой жизни, боялись плиты и утюга, не могли самостоятельно помыться и воспользоваться туалетом, а некоторые даже ложку держали с трудом.
28-летнюю Наталью в центр «Доброта» привело… желание выйти замуж. Девушка нашла себе парня, пара уже строила планы на свадьбу, но из-за ментальных нарушений и отсутствия опыта самостоятельной жизни Наталья была совершенно не готова к жизни семейной. С рождения её опекала мама, девушка умела ни приготовить обед, ни убраться в квартире. Найти работу также не получалось – не брали даже разносчицей листовок. После шестимесячного адаптационного курса Наталья стала полностью самостоятельной, научилась отлично готовить, вышла замуж и теперь балует супруга блинчиками и борщом.
День бракосочетания Натальи
архив Благовещенского комплексного центра обслуживания населения «Доброта»
С работой тоже сложилось – Наталья устроилась в местный конноспортивный клуб, где ухаживает за животными. Причём если поначалу девушке доверяли лишь кроликов в контактном зоопарке, то спустя несколько недель, убедившись в её ответственности и профессионализме, перевели на работу с лошадьми, о которой она мечтала. Так, благодаря любви и «доброй квартире» Наталья стала семейной женщиной с любящим супругом и любимой работой.
архив Благовещенского комплексного центра обслуживания населения «Доброта»
В «доброй квартире» инвалидов не просто учат стирать, гладить и готовить. Здесь применяется научный подход – технология «Смогу жить самостоятельно», разработанная специалистами благовещенского центра «Доброта». Программа включает в себя множество практических знаний – от социально-бытовой адаптации до духовно-нравственного развития. Практика показывает, что большинство прошедших «курсы самостоятельности» преодолевают барьер социальной изоляции и начинают жить более полной и независимой жизнью. Недавно технологию представили на популярной интернет-платформе обмена опытом «Смартека» и начали внедрять в других центрах социального обслуживания населения, в том числе за пределами Амурской области. Так, при координационном содействии благовещенской «Доброты» программу уже начинают применять в Тымовском психоневрологическом интернате на Сахалине.
Руководит «доброй квартирой» Ольга Головко, заведующая отделением социально-трудовой адаптации инвалидов центра «Доброта». Её путь в сфере социального обслуживания населения начался в 2014 году. В послужном списке – работа психологом в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Сейчас Ольга получает дополнительную квалификацию по специальности «социальный координатор». Эта сравнительно новая для России профессия, овладеть ей можно пока лишь в одном ВУЗе – Свято-Филаретовском институте в Москве, который реализует программу подготовки соцкоординаторов совместно с благотворительным фондом «Жить вместе». Люди этой профессии призваны сделать отрасль соцработы более современной и эффективной. Социальный координатор – это многопрофильный специалист, который обеспечивает нуждающимся людям комплексную, адресную, профессиональную и «умную» помощь, исходя из конкретных запросов подопечного. Новый формат социальной поддержки применяется и в учебно-тренировочной квартире в Благовещенске.
архив Благовещенского комплексного центра обслуживания населения «Доброта»
– Каждый человек – уникален, поэтому для каждого нашего подопечного мы разрабатываем индивидуальную программу адаптации. Одному нужны услуги инструктора по лечебной физкультуре, другому – логопед, третьему – дефектолог, четвёртому – сурдопедагог, пятому – зоотерапия. Исходя из запросов, мы составляем комплексную программу. Развивая творческие навыки, мы смотрим, у кого к чему лежит душа – одним нравится рисование, другим – пирография, третьим – флористика, четвёртым – швейное дело. Иногда наши подопечные добиваются значительных успехов в творчестве! Так, прошедшая наш курс адаптации девочка Света стала мастером по алмазной мозаике. Её работы продаются на ярмарках и пользуются спросом, – рассказывает заведующая Ольга Головко.
Адаптационный курс рассчитан на молодых людей от 18 лет и старше, имеющих ментальные отклонения. Программа длится 6 месяцев с возможностью продления или, наоборот, сокращения, в зависимости от каждого конкретного случая. Площадь квартиры позволяет одновременно обучать 6-8 подопечных. У каждого – индивидуальное сопровождение. Они находятся в учебно-тренировочной квартире по будням в рабочие часы, остальное время – дома с родителями. Режим дня составлен специалистами и расписан по минутам. Все постоянно чем-то заняты, у каждого есть как обязанности в рабочее время, так и хобби в свободные часы. Курс адаптации предполагает занятия не только в квартире: ребята выезжают на экскурсии, выставки или просто в хорошую погоду выходят на прогулки. В прошлом году центр организовал 34 выезда, а всего мероприятий, включая квартирные, – было более 100, в них приняло участие в общей сложности 600 человек. Центру помогает множество волонтёров, в частности, сотрудники и студенты Благовещенского государственного педагогического института, а также работники и читатели библиотеки имени Чехова. Они регулярно приезжают в «добрую квартиру» или приглашают подопечных к себе, где показывают фильмы, проводят мастер-классы или просто играют в развивающие игры.
Оля Мясоедова дарит свои картины на день пожилого человека
архив Благовещенского комплексного центра обслуживания населения «Доброта»
Обязательные разделы обучения – личная гигиена, основы медицинской помощи, безопасное обращение с электроприборами, навыки передвижения на общественном транспорте, приготовление еды и обращение с финансами. Остальное – подбирается индивидуально для каждого. Каждый день студенты получают домашнее задание, позволяющее закрепить полученные навыки. Задания индивидуальные – одним задают испечь оладьи, другим – нарисовать портрет мамы, третьим – просто вынести мусор. Общее требование: работа должна быть выполнена самостоятельно. Родителям запрещено помогать своим чадам.
– Гиперопека – серьёзная проблема. Многие родители детей с ментальными отклонениями стараются всё делать за них. В итоге родители, сами того не осознавая, причиняют детям серьёзный вред, так как человек никогда не адаптируется к самостоятельной жизни, если за него всё будут делать мама и папа, – уверена Ольга Головко.
В процессе обучения преподаватели следят за прогрессом подопечных. Пройдя курс адаптации, выпускники сдают экзамены – всё как в настоящей школе. В конце шестимесячного обучения – выпускной. Все вместе месят тесто, пекут торт, заваривают чай и отмечают выпуск очередного студента в новую, самостоятельную жизнь.
Содержание квартиры и оплату работы специалистов взяли на себя местные власти. Обустройство и покупку оборудования обеспечивают гранты. Сейчас работники центра «Доброта» надеются выиграть президентский грант. Эти средства помогут приспособить квартиру для молодёжи с двигательными нарушениями, купить больше наборов для творчества, а также перейти на круглосуточный режим работы и позволить подопечным оставаться на ночь в их втором доме, чего они давно ждут.
В «доброй квартире» отмечают День Матери
архив Благовещенского комплексного центра обслуживания населения «Доброта»
Курс адаптации в благовещенском центре – платный, но недорогой. Питание стоит 3000 рублей в месяц, услуги многочисленных специалистов рассчитываются индивидуально, составляя в среднем 7 тысяч рублей в месяц. Семьи, признанные малообеспеченными, имеют право на бесплатный курс адаптации, оплачивая только питание. Подать заявку в центр «Доброта» может каждый инвалид с ментальными нарушениями либо его законный представитель.
Благие вести с Черной реки - название китайского города Хэйхэ в переводе «черная река» - пришли 10 июня: по трансграничному автомобильному мостовому переходу Благовещенск-Хэйхэ открылось движение. Правда, пока только грузовое - доступен переход сейчас только для российских автомобилей, если точнее – то исключительно для фур с контейнерами. Да и те могут ездить там со множеством ограничений. Мост работает в тестовом режиме, и пока для многих участников ВЭД процесс перевозки не вполне ясен. Заполняли пробелы на встрече предпринимательского сообщества с представителями организаций, отвечающих за функционирования перехода. Она прошла в рамках работы Экспортного совета Амурской области.
Справка:
Общая площадь мостового перехода на территории России и Китая составляет более 160 гектаров, общая протяженность с подъездными дорогами – 20 км, длина основной конструкции – моста через русло Амура – 1 080 метров (ровно по 540 метров с российской и китайской сторон). Мост двухполосный, как и подъездные пути, которые не имеют съездов. Расчетная нагрузка на наиболее загруженную ось грузового авто на подъезде к мосту не должна превышать 11,5 тонн. Допустимые габариты транспортных средств составляют до четырех метров в высоту, 2,5 метров в ширину и 20 метров в длину. Дорога оснащена автоматизированной системой информирования водителей, а также камерами фото- и видеофиксации скоростного режима.
Ежегодная пропускная способность мостового перехода – два млн пассажиров, 315 тыс. транспортных средств, допустимый товарооборот – четыре млн тонн грузов. Временная схема пункта пропуска «Кани-курган» в настоящее время допускает обработку максимум 190 фур в сутки (пока не создадут постоянный пункт пропуска). Сейчас он работает с 8 утра до 24 часов без выходных и праздников. Впоследствии перейдет на круглосуточный режим работы.
Фото: пресс-служба правительства Амурской области
Как рассказал заместитель директора филиала компании по развитию и строительству моста «Амур (Хэйлунцзян)» Роман Ушаков, общий объем инвестиций в строительство мостового перехода составил 20 млрд рублей, он построен по механизму концессии, поэтому плата за проезд предусмотрена в течение всего срока концессии – 19 лет.
«В течение первых двух месяцев мост будет функционировать в тестовом режиме, который подразумевает комплексную проверку функционирования всех систем. Взимания платы за проезд в этот период не будет. Оплата в дальнейшем на пунктах на российской стороне будет проводится в рублях, на китайской – в юанях. Ее размер зависит от категории машины исходя из высоты и количества осей. Максимальная стоимость проезда с российской стороны составит 9 450 рублей, с китайской для аналогичного авто – 830 юаней. Оплату принимают как наличными средствами, так и банковскими картами», – добавил Роман Ушаков, пояснив, что платить перевозчикам придется за одну машину дважды – на российской стороне и на китайской.
Для предотвращения заторов при прохождении контроля вводится система электронной очереди через сайт amurbooking.com. Сервис заработает ориентировочно в первую неделю июля. Водитель должен будет заранее прибыть в буферную зону ожидания, после чего транспортное средство проследует в пункт взимания платы, откуда выезжает непосредственно в пункт пропуска. Подробную информацию можно найти на сайте компании «Амур (Хэйлунцзян)», а получить оперативную консультацию по телефону 8 (4162) 77-26-17.
Федеральная таможенная служба разработала меры, позволяющие уйти от таможенного транзита при перемещении грузов от пункта пропуска до территории «ТЛТ Каникурган», что должно помочь сократить время совершения операций. Также прорабатывается внедрение концепции «иного места прибытия». Она заключается в прохождении всех таможенных процедур не в пункте пропуска, а на территории ТЛТ.
Ведущий специалист отдела эпиднадзора регионального Роспотребнадзора Светлана Гашинская рассказала о требованиях, предъявляемых ко всем водителям, выезжающим по мосту в Китай, которые будут жестко контролироваться. Так, водитель должен самостоятельно проводить дезинфекцию кабины машины как до выезда из РФ, так и по возвращению, иметь при себе не менее десяти пар перчаток, маски, антисептики, запас бутилированной воды, продовольствие (за исключением скоропортящихся товаров), пакет для отходов. Выходить из кабины авто на территории КНР водителям не разрешается, нельзя даже открывать окна.
«Перевозчикам также необходимо иметь сертификат о вакцинации от коронавируса. При любом проявлении симптомов инфекционного заболевания, водитель будет помещен в изолятор на территории пункта пропуска, где ему смогут оказать помощь, а транспортное средство – на санитарную стоянку. Будет дежурить скорая», – добавила она.
О других ограничениях рассказала начальник отдела международных связей и внешних связей регионального Минэкономразвития Ольга Коровкина. ПЦР-тестирование и термометрия не проводятся, но китайские власти требуют предъявлять «код здоровья» через приложение в WeChat.
«Важно, что на первом этапе работы мостового перехода транспортные средства обязаны возвращаться день в день, без ночевки. Если не успел загрузить контейнер – то в любом случае нужно возвращаться. Международные перевозки осуществляются 20-ти или 40-футовыми контейнерами. Тягачи и прицепы должны быть заблаговременно зарегистрированы в Главном таможенном управлении КНР. Информацию китайской стороне подает агентирующая компания. Оформление водителей осуществляется бесконтактно», – сказала Коровкина.
После проезда по мосту автомобили и контейнеры проходят двухэтапную дезинфекцию, после чего проезжает в зону разгрузки. Привезенные в КНР российские контейнеры будут проходить семидневный карантин. Загрузка импортных товаров происходит в другом, отдельном терминале. Информацию о регистрационном номере машины, основной номенклатуре грузов, а также фотографии водителя, его визы и основной страницы паспорта необходимо за сутки отправлять китайской стороне через агентирующую компанию. В день въезда дополнительно подаются данные о температуре водителя и номер «кода здоровья».
Фото: пресс-служба правительства Амурской области
Относительно номенклатуры ввозимых в КНР грузов, сообщается, что пока под запретом мясо, морепродукты, зерно, соя, фрукты, семена растений, необработанная древесина и животные. Китайские ведомства решают вопрос с расширением номенклатуры разрешенных видов продукции. В региональном Россельхознадзоре пояснили, что сейчас внедряются нормы закона о системе прослеживания зерна и продуктов его переработки –– с 1 июля этого года добровольно можно вносить информацию о партиях зерна при вывозе и ввозе на территорию РФ, с 1 сентября это будет обязательная процедура. Ограничения по вывозу зерновых культур и сои действуют до 30 июня.
«Что касается производителей продуктов питания, желающих поставлять свои изделия на рынок КНР, то в таком случае их предприятия должны быть аттестованы в реестре экспортеров информационной системы “Цербер”. Эти данные в дальнейшем передаются в Главное таможенное управление КНР для аттестации, срок действия такой лицензии составляет пять лет», – рассказала замглавы регионального Управления Россельхознадзора Татьяна Хромченко.
Ространснадзор будет проверять у водителей права, свидетельство о профессиональной компетенции международного автоперевозчика, карту для тахографа, соблюдение режима труда и отдыха, наличие предрейсового медосмотра. Требования к транспортному средству – должен быть в реестре автомобильных перевозчиков, наличие путевого листа, свидетельство о регистрации, полис ОСАГО, документы на груз, инструкция по эксплуатации тахографа и наличие самого тахографа, предрейсовый контроль технического состояния, соблюдение весогабаритных параметров.
В правительстве Приамурья отметили, что в течение всего тестового периода работы мостового трансграничного перехода принимают все жалобы, замечания и предложения от предпринимателей, чтобы максимально гладко интегрировать новый инфраструктурный объект в жизнь и работу его эксплуатантов. Для тех, кто не готов пока воспользоваться новым автомобильным пунктом пропуска «Кани-Курган», в Амурской области с 11 июня возобновился пропуск грузовых судов через смешанные пункты пропуска Благовещенск — Хэйхэ и Поярково — Cюнькэ.
– Татьяна Борисовна уже совсем скоро начинается пора ЕГЭ и ОГЭ. Насколько по Вашим наблюдениям к этому готовы школьники, учителя и школы Хабаровска?
– Готовность на все 100%! Учитывая, что все-таки мы уже 21 год работаем в режиме сдачи единого госэкзамена, накопленный опыт позволяет с уверенностью сказать – мы готовы.
Конечно, каждый год случаются ситуации, когда вносятся какие-то изменения в процессы, в организацию или технологии меняются, и, конечно, наша задача вовремя на все эти процессы отреагировать.
Мы успешно провели на днях последнюю – федеральную – генеральную репетицию ЕГЭ: были задействованы все 23 пункта сдачи экзамена в наших школах. Кстати в этом году есть существенные изменения в технологии проведения. Раньше мы получали материалы из регионального центра оценки качества, затем мы их развозили по школам, там выдавали по аудиториям, организаторы раздавали школьникам. Теперь все КИМы (контрольные измерительные материалы – прим. ред.) приходят по сети Интернет. Приходят на компьютерный терминал прямо в аудитории, где сдаётся экзамен. Они распечатываются тут же – при детях, раздаются, а потом, когда экзамен заканчивается, бланки здесь же, в аудитории, сканируются и также по Интернету отправляются на проверку.
Для готовности учеников сделан максимум возможного – это и подготовка в части повторения материалов, и тренировки ЕГЭ. Некоторые родители начинают говорить нам: «Вот зачем эти тренировки?! Вы детей накачиваете, тренируете, а они от этого волнуются!», якобы мы тем самым создаём дополнительные стрессовые ситуации. На это мы отвечаем так - репетиции и тренировки нужны для того, чтобы ребёнок на экзамене сел спокойно, и у него движения были отработаны до автоматизма, чтобы он на формальные действия по заполнению бланков не терял время, а занимался непосредственно содержанием тех вопросов, на которые ему нужно отвечать.
От таких простых моментов как корректное заполнение бланка зависит результат экзаменов. Если вдруг какие-то цифры не указаны, поставлены не там, то результат всего экзамена может быть не засчитан.
– Тренировки, это хорошо, конечно, а что показывают срезы знаний? В прошлые годы было много опасений из-за дистанционного обучения, что из-за него могло пострадать качество подготовки.
– К счастью весь этот год мы вообще учимся без использования тех самых технологий дистанционных. Мы учимся в очном режиме весь учебный год и это оптимальный режим. В прошлом учебном году нам приходилось отдельные классы переводить на «дистант», но и он у нас был урожайным на высокобалльные работы. Мы получили 31 «100-балльный» результат. Такого не было никогда в истории города Хабаровска! Было 80 работ получивших оценку 95 баллов. Очень верим, что в это этот год тоже не станет исключением.
Да, вы верно заметили, что тренировки работают не столько на проверку знаний, сколько на отработку технических моментов. Для того, чтобы увидеть, как дети готовы, проводятся различного рода текущие промежуточные аттестации, контрольные работы, тесты, пишутся сочинения, изложения. Учитель видит при этом динамику, видит пробелы. В ситуации, когда, например, большинство детей в классе не справились с конкретным заданием в контрольной работе, а у нас практически каждая тема так или иначе входит в задание по ЕГЭ, учитель делает вывод, что нужно вернуться, отработать этот вопрос с ребятами повторно и идти дальше.
Про срезы этого года могу сказать, что они показывают нормальный стабильный уровень наших детей. Тот, кто учится стабильно постоянно, тот и показывает знания и хороший результат.
– Сколько всего выпускников сдаёт ЕГЭ? Как выглядят их предпочтения? Какие предметы из необязательных более популярны, какие менее?
– У нас 3 с лишним тысячи сдающих ЕГЭ – это главным образом выпускники этого года, школьники и выпускники средних учебных заведений прошлых лет, кто по каким-то причинам не сдавал раньше, либо хочет передать.
Традиционно русский язык сдают все – это обязательный предмет. Из тех, что можно выбирать, на первом месте обществознание. Это связано с тем, что большинство вузов принимают этот экзамен в качестве одного из основных.
Радует нас то, что больше детей выбрали в этом году информационные технологии – 836 человек, против 500-600 годами ранее. Мы видим, что в целом растёт интерес к изучению информационных технологий. Хабаровский край нацелен на подготовку кадров инженерной направленности, в IT-сфере и школа идёт, что называется «в ногу», в нужном направлении.
Мы работаем над тем, чтобы инженерное образование в школах Хабаровска стало востребованным. В этом году открываем в двух школах классы судостроительной направленности – это школа МЧС и 7-ая гимназия. Это будет наш первый опыт, мы уже заключили сетевые договоры с Тихоокеанским государственным университетом, с Хабаровским колледжем водного транспорта и с Хабаровским судостроительным заводом.
В этом году пусть немного, но выросло количество детей, сдающих профильную математику – таких у нас 1400. Это тоже говорит о том, что математические знания сегодня в топе, их востребованность повышается, ребятам они нужны и для жизни, и для поступления, поэтому они их выбирают.
Остальные предметы традиционно узкой и специфичной направленности: понятно, что химию биологию выбирают те, кто собирается поступать в медицинский, право, историю – те, кто идёт на социально-гуманитарные дисциплины.
– В месяцы перед ЕГЭ традиционно возрастает спрос на репетиторов. Это происходит не только в Хабаровске, но и по всей стране. Как Вы думаете – почему это происходит, может ли это быть связано с тем, что не хватает подготовки к экзамену в школе? Насколько востребованы платные услуги в школах?
– Да, мы видим, что наши дети пользуются услугами репетиторов, пользуются в течение всего учебного года, иногда, начиная с первого класса. Больше здесь, конечно, вопросы к родителям, у которых есть определённая тревожность, что ребёнок знает меньше, чем, допустим, его сосед по парте. Здесь нужно оценивать свои возможности и ожидания ребёнка. Как быть, если ты ожидаешь от ребёнка, что он будет у тебя отличником по всем предметам, а он гуманитарий и ему математика не даётся? Он прекрасно ориентируется в гуманитарных науках, он прекрасно пишет сочинения, он рассуждает, он лидер в организации мероприятий, но математика это не его? И даже если родители нанимают репетитора, мы же понимаем, что 100 баллов по математике ребёнок не получит. То есть тут нужно понимать, чего ожидают родители и ребёнок от репетитор. Если это желание подтянуть до определённой планки, это одно. Кто-то пользуется услугами ВУЗовских преподавателей, чтобы справиться с заданиями повышенной сложности – из части «С», там уровень олимпиадных задач. А если мы говорим о том, что ну просто это дань моде, то ну, наверное, это не совсем правильно.
Мы очень много с родителями разговариваем на эту тему, мы провели очень много встреч в части подготовки к ЕГЭ. Приглашали психологов, которые разъясняли родителям, что они в первую очередь должны сами определиться, чего хотят, и чётко понимать, чего ожидают от ребёнка. Лишь тогда принимать решение – нужен репетитор и для чего.
Что касается платных услуг в школе, то сегодня это очень широкий спектр образовательных услуг, это не только репетиторство, это скорее меньшая часть. Очень много выбирают ребята творческих услуг платных, спортивные какие-то секции, гимнастика, хореография. Репетиторство в школе есть, но оно не в топе, оно не так востребовано, потому что есть определённые часы во внеурочной деятельности, где ребёнок может бесплатно получить помощь от учителя.
– Кстати про учителей. Что можно сказать о педагогическом составе хабаровских школ? Изменился ли он за последние год-два? Если «да», то как?
– Конечно, всегда хочется, чтобы соблюдался баланс молодости и опыта. Это практически 90% успеха, когда есть и молодые педагоги, к которым тянутся дети, которые зажигают своим позитивом, какими-то современными технологиями, и когда есть категория учителей, которые могут передать накопленный колоссальный опыт. У нас нет у нас пока ещё идеального баланса, есть перекос в сторону возрастного состава, соотношение примерно 55% на 45, может 60 на 40, но мы стремимся к тому, чтобы опыт и молодость гармонично сочетались в наших педагогических коллективах.
Мы заключили в этом году больше целевых договор с нашим университетом на подготовку учителей - уже сейчас заключили 60 договоров. В прошлом году было вот на это время где-то порядка 40, но все ещё продолжается, пока приёмная компания не закончится. Напомню, что целевое обучение, это можно сказать, бесплатное обучение. Кроме того мы на уровне муниципалитета своим студентам, которые сдают сессию хорошо по итогам сессии платим стипендию в 3 000 ₽. Пусть это небольшая прибавка, но это тоже стимул.
Материальное благополучие учителя всегда в фокусе нашего внимания. Это и зарплатные вопросы, и жилищные. Что касается зарплат, то это в большей степени, конечно, вопросы не муниципального уровня, есть повышающие коэффициенты учителям на уровне федерации и края. А вот что касается квартир, конечно, Хабаровск, наверное, это флагман в этой части. Больше 230 квартир за последние 10 лет вручены нашим учителям, и они остаются в приоритете. В этом году мэр города принял решение не 10 квартир, как было традиционно, а сразу 15 выделить школьным педагогам. Этим мы можем удержать особенно молодого учителя. У нас сегодня большое количество молодых специалистов, которые только два года отработали в школе, а уже имеют своё собственное жильё.
– А сколько всего учителей в Хабаровске?
– У нас всего в отрасли 10 100 человек. Из них 6 с лишним тысяч это педагоги, это воспитатели, учителя, организаторы, педагоги дополнительного образования, узкие специалисты, логопеды, дефектологи, психологи. Именно школьных учителей, «предметников» – порядка 4 500.
– И, конечно же, хочется знать как пройдут «Последние звонки» и выпускные вечера?
– «Последний звонок» пройдёт у нас 23 мая. Очень многие родители задают вопрос: «Почему? Раньше традиционно 25 мая его проводили?». Мы отвечаем, что раньше мы сдавали обычные экзамены, начинались они с 1 июня и 25 мая был традиционным днём «Последнего звонка». Сейчас его проведение привязано к графику Единого государственного экзамена. Надо подготовить школы, надо детям подготовиться, и поэтому в канун ЕГЭ мы не можем проводить «Последние звонки». В этом году у нас первый ЕГЭ 26 мая, и для «Последнего звонка» выбрано 23 мая.
Выпускной вечер, вы знаете, наверное, мы много лет традиционно проводили в общегородском формате в «Платинум Арене». Это было всегда торжественно, трогательно, традиционно с какими-то сюрпризами, новинками каждый год. Но пандемия внесла свои коррективы в нашу жизнь, три года мы от этого праздника отказывались, но в этом году мэр Хабаровска Сергей Анатольевич Кравчук принял решение, что выпускному в «Платинум арене» снова быть! Он будет наполнен такими же сюрпризами, как был наполнен раньше, рассказывать про них, думается не уместно – они на то и сюрпризы. Но я думаю, что ни один выпускник не пожалеет, что в его жизни был такой праздник и что он именно так он сможет попрощаться со школой – получить аттестат в её стенах и побывать на общегородском празднике, где встретиться с такими же ребятами, со своими друзьями из других школ.
– Все школы должны быть там в обязательном порядке?
– Мы говорим, конечно, что это общегородской праздник, и нам хочется, чтобы все школы были там. Но «хочется» это один вопрос, а второй, и, может быть, даже более важный вопрос – это обеспечение безопасности в этот день. Ведь все службы завязаны на то, чтобы обеспечить безопасность детей в этот день – мы работаем со всеми службами с МВД, прокуратурой, Росгвардией, ГИБДД. Если родители отказываются от участия в этот день, то тогда вопрос: «Кто обеспечит безопасность ваших детей в выбранную вами дату?». Думаю, все хотят в этот день радоваться, зная, что за вопросы безопасности отвечают профессионалы, чтобы праздник ничто не омрачило, чтобы от прощания со школой и первого шага во взрослую жизнь остались только светлые и тёплые воспоминания.
Пока в московском метро «засыпают» на ветках вагоны, в Петербурге один за другим разводят мосты, школьники из Уэлена уже идут на третий урок. Про это село на Чукотском полуострове часто говорят в превосходной степени: самое восточное из обжитых в России и Евразии, жители которого первыми встречают солнце. Дальше – только погранзастава на острове Ратманова, затем – Америка: штат Аляска всего в 86 км от Уэлена, за Беринговым проливом, по которому проходит морская граница с Россией, и он в сто раз ближе, чем Москва.
НА КРАЙНЕМ ВОСТОКЕ
Уэлен ютится на галечной косе шириной в полкилометра. По левую руку от него – лагуна Уэлен, по правую - Чукотское море и Северный Ледовитый океан. Мелодичное название поселок получил благодаря черным буграм, украшающим склоны сопки – по чукотски «увэлен» - «чёрная земля». В прошлом по ним путники находили сюда дорогу.
Обойти село можно пешком минут за 15, но частенько для такого начинания требуются специальные «приспособы» или напарники: дует не только знаменитый чукотский «южак» с порывами до 70 м/с, но и «северяк», а также их северо-восточный собрат. Как принято в краю вечной мерзлоты, все дома здесь на сваях, и самый высокий из них – трехэтажный - это уэленская школа-интернат.
«Все почему-то думают, что если мы далеко живем, то у нас медведи по улице ходят, а мы учимся в ярангах, - говорит директор «Школы-интерната среднего общего образования села Уэлен» Марина Титаренко. - Нет, у нас современная благоустроенная школа, тепло, светло, прекрасная столовая, где детей кормят бесплатно с первого по 11 класс, у нас централизованное отопление, современные туалеты, тренажеры, всё как в любой городской школе! У нас действительно были случаи, когда белый медведь появлялся, но не в самом Уэлене, а где-то далеко от поселка. Зима бывает разная, всё зависит от ветров. Минус пять градусов могут ощущаться как минус 35. Люди приспособились, кто-то с палками для скандинавской ходьбы ходит, или все идут вместе, дружно, за руку, никто никого не бросает. Всё очень мобильно у нас, потому что поселок небольшой, население 600 человек, и когда прогноз погоды ухудшается, мы сразу обзваниваем родителей, предупреждаем, что нужно идти за детьми, и родители их встречают, забирают.
Марина Титаренко, директор «Школы-интерната среднего общего образования села Уэлен»
К разнице с Москвой нам привыкать не приходится, – продолжает Марина Борисовна. Отдел образования находится в селе Лаврентия, департамент – в Анадыре, современные средства связи позволяют участвовать в видеоконференциях. Со стороны администрации к нам большое внимание, видя такую поддержку, хочется работать и работать! А если я как руководитель, как учитель или как человек заинтересована в каких-то западных вебинарах или мероприятиях, тогда да, я встаю и участвую. Из-за того, что мы оторваны в часовых поясах и расстояниях, некоторые приходят на работу, например, к семи утра, а что делать?»
Школа поселка Уэелен
Пространство и время в этом краю соленых ветров, и правда, субстанция эфемерная, по этой причине каждый уэленец умеет сохранять дзен в любой ситуации, и никогда не скандалит в очереди. Важны только погода и безопасность, будь то пеший или лодочный маршрут летом, снегоход или вездеход зимой, и вертолет в любой сезон. Дорога 140 км от Уэлена до райцентра – села Лаврентия - на буране может занимать и два часа, и восемь, и «не-не-не, пургуем до конца недели».
НА ТРЁХ КИТАХ
Для 120 уэленских детей школа это второй дом, а для 82 ребят из соседних сел, начиная с пятого класса – это и постоянное место жительства. В Инчоуне и Нешкане остались лишь начальные школы, в суровых северных условиях родителям приходится отдавать чад в интернат, и забирать их домой только на каникулах. Большинство детей в уэленской школе-интернате – чукчи.
Дважды в неделю здесь проходят уроки родного языка, кроме того, работают кружки «Говорим и пишем по-чукотски» и «Краеведение». Школьники из приморского села – победители и призеры районных и окружных олимпиад и состязаний, в которых часто заметен местный колорит. Как было, например, на конкурсе рисунков «Мы против коррупции».
По версии уэленских детей, в борьбе с мздоимцами могут помочь гарпун, бубен и сотрудничество с белыми медведями.
В 2020 году большинство наград уехало в Уэлен, сейчас ученики готовятся к новому конкурсу.
Не утратить связь с корнями и обучиться востребованному в этих краях ремеслу помогает «Школа юного морзверобоя». Проект работает с 2019 года при поддержке районных властей. На Чукотке разрешена некоммерческая охота на китов и моржей, квоты китобойной комиссии разрешают добывать до 140 серых китов в год.
«В течение года ребят обучают теории, учат готовить снасти, ремонтировать их, приводить в порядок инструменты для разделки морского зверя. Старшеклассники летом уже ходили на лодках на кита, учились кидать гарпун (охотничья удача не нашла отражения в меню школьной столовой: всё по Санпину. Зато здесь бывает местная рыба и оленина, - прим.ред.) Занимается с юнгами Альберт Эккем, морзверобой со стажем. Неоспоримо, что традиции будут жить, пока есть люди, которые хотят передать опыт, и есть дети, готовые его перенять. Некоторые из ребят после получения аттестатов зрелости планируют устроиться в местную территориально-соседскую общину», - рассказывает директор школы-интерната.
После охоты мясо идет на переработку, а твердая «валюта» - моржовые кости и клыки - попадают в «Уэленскую косторезную мастерскую», мастера которой создают искусные фигурки людей и животных. Это еще одно место в Уэлене, где школьники могут получить уникальные навыки, здесь тоже работает секция. Работы уэленских косторезов и граверов хранятся во многих российских и заграничных музеях, а при этой мастерской есть свой музей с предметами искусства, быта и охотничьего снаряжения аборигенных народов Арктики.
Не хочешь бросать гарпун и резать по кости – танцуй: детский чукотско-эскимосский ансамбль «Накаяк», в свое время ставший спутником взрослого народного коллектива «Уэлен», это третье русло, в которое могут направить энергию школьники.
В ПЛЕНУ УЭЛЕНА
Выпускники школы села Уэлен поступают в различные российские вузы, отучившись, некоторые из них возвращаются в маленькое село на морской косе. Именно из экс-учеников состоит практически весь педколлектив школы, 36 человек. Здесь сильны династии, например, у учителя начальных классов Елены Скибиной одна из дочерей работает учителем технологии, другая - замдиректора школы по административной части, третья – воспитателем в детском саду. Сестра мужа тоже ведет уроки у младшеклассников. Сама Елена Николаевна попала в уэленскую школу 40 лет назад по распределению после Ленинградского Пединститута.
«Я вообще должна была отработать два года и уехать домой, но тут я познакомилась с парнем, вышла замуж. Сначала мне было непривычно: у нас в Билибинском районе (тоже Чукотка – прим.ред.) были леса, а тут голая тундра. Но мне так понравились пурги, море, льды кругом, потрясающая красота! Летом тундра очень красивая, хотя на первый взгляд кажется, что одни камни кругом, но всё зеленое, всё цветет. Куда я уеду? Я уже тут корни пустила. Да, в Уэлене всё дороговато, булка хлеба 80 рублей, но поселок растет, строятся новые дома, коммерческие магазинчики пооткрывались, грузы завозят регулярно. В нашем райцентре открыли птицефабрику, а скоро появится молочный цех. Признаюсь, недавно я ездила на родину в Билибинский район, но меня хватило буквально на неделю. Там было пекло, а мне это совсем не нравится» - признается Елена Скибина.
На вопрос, о какой нестерпимой жаре идёт речь, учитель ответила: «15 градусов». Даже летом местные жители не прячут куртки в шкаф, средняя температура - около 7 градусов тепла. Вода ледяная и на море, и на лагуне, купаться народ ходит на самые северные термальные источники Азии, горячие ключи, что в 8 км от села по направлению к мысу Дежнёва.
«В Уэлен невозможно не влюбиться, - поддерживает коллегу директор школы Марина Титаренко. Здесь ты остро чувствуешь мощь стихии, понимаешь, насколько хрустальна жизнь, и ценишь её, каждую минуту, каждый миг. И есть люди, живущие в холодном краю с таким горячим сердцем, которые любят свое дело. Это дорогого стоит!»
С ноября дорого стоить, уже не фигурально, будет и электроснабжение поселка: на Уэлен опустится полярная ночь. До конца февраля все социальные объекты, включая школу, перейдут на дневное освещение, а на улицах села фонари будут гореть круглые сутки. В это время природная «иллюминация» - северное сияние, периодически расцвечивающее небо над самым восточным селом России, станет заметным даже днем, а жители потихоньку начнут готовиться к Пэгытти – чукотскому Новому году, который отмечают 21-22 декабря, в дни зимнего солнцестояния. По традиции будут костер, танцы, угощение и добрые пожелания, - если позволит погода. А 31 декабря уэленцы отпразднуют уже российский Новый год. Как обычно, впереди России всей.