В Московском государственном университете геодезии и картографии (МИИГАиК) состоялось открытие мобильной интерактивной экспозиции, посвященной регионам Дальнего Востока. В зоне «Работа на Дальнем» студентам предоставили возможность ознакомиться с актуальными вакансиями на предприятиях региона.
Помимо вакансий студенты получили подробную информацию о поддержке при переезде и трудоустройстве. Для тех, кто желает начать свое знакомство с макрорегионом как турист, были представлены промо-ролики о красивейших местах Дальнего Востока.
И.о. проректора МИИГАиК, Сергей Шестаков, отметил: «Мы исследуем потенциал, который предоставляет Дальний Восток. Данный макрорегион, как отметил Президент Владимир Путин на Восточном экономическом форуме, является стратегическим приоритетом России в XXI веке. Уже сегодня Дальневосточный федеральный округ привлекает талантливых инноваторов. Это предоставляет нашим студентам возможность сформировать свою карьерную траекторию на Дальнем Востоке».
Сергей Шестаков также подчеркнул символизм того, что первая из серии выставок о Дальнем Востоке началась именно в МИИГАиК. По его словам, так же как первые исследователи начали освоение региона через картографию, первая выставка о Дальнем Востоке была открыта в университете геодезии и картографии. Специалисты, которых готовит МИИГАиК, особенно востребованы при создании инфраструктурных проектов на территориях, где идет интенсивный рост и развитие.
Помимо информационного голода, посетители экспозиции могли утолить и голод вполне реальный – на дегустации продуктов от резидентов территорий опережающего развития. Студенты смогли попробовать зеленый, черный чаи, а также травяной чай, изготовленный из дикоросов Дальнего Востока, вприкуску с шоколадными конфетами и медовыми пряниками.
Подробная программа мероприятий «Дней регионов Дальнего Востока в Москве – 2023», инициированных Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, доступна на официальном сайте. Организатор мероприятий – НКО «Фонд развития социальных инициатив».
Решить реальную проблему бизнеса, получить при этом опыт, новые связи, работу и заработок — такой посыл транслирует хабаровский нетворкинг «Куб» студентам из IT-сферы. Полуфинал третьей итерации этого конкурса собрал 18 команд, которые в конкуренции друг с другом создавали решения для задач, поставленных «кейсодателями»: представителями хабаровских предприятий различного профиля и масштаба.
Их замечаешь сразу: озираются, настороженные, но не испуганные. Недоумённый взгляд, дескать: «Что я здесь делаю?». Скованные угловатые движения, ходят по двое-по трое. Многие в очках: сказываются годы, проведенные перед монитором. В основном юноши. Белый верх, темный низ, иные даже в пиджаках. Некоторые — не близко, но знакомы — видимо с предыдущего конкурса. Переговариваются:
— Чей кейс работаете?
— «Невады».
— А что там у них?
— Техподдержку для своих с ИИ замутить. А вы?
— VR-тема: макеты виртуальных вывесок для «Бот Сада».
Несколько десятков таких персонажей, очень похожих на компьютерных фриков, шушукаются, рассевшись по диванчикам, в ожидании начала мероприятия. И почти каждый из них может уже по большому счету не волноваться за своё трудоустройство. Они — полуфиналисты действа под названием «Куб 3.0» — конкурса инноваторов, как его определяют организаторы. Это значит, что они прошли предварительный отсев, их идеи показались достаточно здравыми и продуманными, чтобы оказаться в «лонглисте», и их взяли «на мушку» потенциальные работодатели — представители малого и среднего бизнеса Хабаровска.
— Мы разослали запросы в реальный сектор экономики, действующему бизнесу — рассказывает Дмитрий Симон, один из организаторов конкурса, замдиректора по развитию инноваций «Агентства привлечения инвестиций развития инноваций Хабаровского края». — Бизнес представил нам кейсы, то есть свои потребности, свои проблемы, которые у них существуют в их производстве, в их организации. Компании самые разные: рекламно-производственная фирма, производитель электротехнической продукции, Хабаровский судостроительный завод, сеть кофеен, предприятие, которое занимается металлообработкой, крупная локальная торговая сеть…
Хабаровский судостроительный завод, например, хочет оптимизировать у себя управление складом. То есть им нужно информационное решение, которое позволит в цехах и на складах правильно проводить инвентаризацию. И вести учет складского оборудования в том числе, оборудование, которое находится на складе. Запросы самые разные.
В прошлом году победителем стала команда, решившая проблему хабаровской рекламно-производственной компании, связанную с оповещением о перегоревших элементах в световых конструкциях — вывесках, табло, витринах. Пример: заказал клиент большую крышную конструкцию с названием своей фирмы, её установили не на том здании, где находится организация, а в другой локации. Любая техника имеет свойство ломаться, и, наверное, каждый видел странные или комичные вывески, у которых погасла одна буква и смысл слова поменялся. Теперь нужно представить, что таких вывесок сотни, если не тысячи. Случайный прохожий усмехнётся и вряд ли будет искать контакт организации, у которой из-за «выпавшей» буквы поменялось название, звонить, сообщать о поломке. И пока информация дойдёт до производителя может пройти много времени.
Вот такую проблему и решили победители «Куба 2.0». Они за полтора месяца собрали полноценный программно-аппаратный комплекс с подключением к интернету: написали софт, что-то спаяли, что-то использовали готовое, создали работающий прототип, функционал которого полностью удовлетворил заказчика: когда перегорает или выходит из строя какой-то элемент световой конструкции на телеграм-бот приходит сообщение. Кстати, сотрудничество команды и рекламщиков продолжается, создатели устройства работают над получением патента — оказалось, что продукт крайне востребован и имеет хорошие перспективы для реализации по всей стране.
— Это и есть главная ценность конкурса для студентов: они здесь знакомятся с кейсодателями, возможно, с будущими работодателями, или как эта вот команда с вывесками — они создали свой стартап, — рассказывает со-организатор конкурса Ярослав Радинский, руководитель диджитал агентства RASA. — Наша личная цель это все-таки привлечение молодых талантливых инженеров и айтишников к этому конкурсу. Ну и, конечно же, дальнейшее трудоустройство их у нас в компании.
Мы в целом топим за то, чтобы молодые таланты видели, что через такие конкурсы и обществу, и государству не все равно на них, чтобы они не уезжали. Наша глобальная цель, конечно, сделать так, чтобы они не уезжали, потому что это огромная боль.
Организация конкурса стала попыткой создания собственного HR-бренда, продолжает Ярослав Радинский. В «Куб» уже выстроилась очередь из представителей малого и среднего бизнеса, которым нужны и конкретные решения проблем, и специалисты. У МСП не так много возможностей искать, находить, привлекать узких специалистов разного профиля.
— Вот Сбербанк или Яндекс, или Альфа-банк приходят в ВУЗы, говорят свои названия и сразу к ним выстраиваются в очередь, потому что их знают, — делится Ярослав. — И они, на самом деле, весь рынок IT пылесосят в России. Со 2−3 курса талантливые ребята, как правило, уже либо где-то работают, либо имеют какой-то предконтракт с большими компаниями.
Нам очень тяжело с ними конкурировать, поэтому нам приходится делать в 2−3 раза больше активности для привлечения внимания именнов к HR бренду нашей компании. Поэтому нам важно участвовать в таких конкурсах.
— Да, действительно, это глобальная проблема, поиска и набора в команду новых специалистов, — подтверждает Дарья Митюшкина, заместитель директора РПК «Ботанический сад». — Квалифицированных спецов на местах не хватает. И это проблема не только Дальнего Востока, но и всей страны. И мы очень плотно работаем и с техникумами, и с колледжами, и с ВУЗами, чтобы найти и принять на работу таких специалистов.
Один из таких специалистов — Михаил Карпухин, капитан команды «Кинза», двадцатилетний студент третьего курса Дальневосточного государственного университета путей сообщения. В различных конкурсах и хакатонах участвовал не единожды, в «Кубе» уже второй раз. Выделяет это состязание, дескать, решаешь не абстрактную задачу, а вполне себе реальную, взятую из жизни. К тому же есть прямой контакт с заказчиком с потенциалом дальнейшего сотрудничества. Правда, есть и некоторый скепсис.
— Мне кажется, что кейсодатели приходят как бы в надежде получить супердешёвый, чуть ли не бесплатный софт, за который они не готовы платить реальные деньги, — говорит Михаил. — Они получают решение своей проблемы, но они для себя уже определились, что они полную стоимость платить не готовы.
— Зачем тогда вы здесь?
— Во-первых, закрыть гештальт. Первый раз мы не победили, нужно пройти дальше и победить, — Во-вторых, было бы вообще бы замечательно продать свой продукт. Ведь у нас всё с первой строки, с названия файлов, полностью наше приложения: их два, фронт-энд и бэк-энд, но естественно в основе используются всемирно известные фреймворки.
Опасения Михаила насчёт скаредности опровергает в заочной дискуссии — в разговоре с корреспондентом EastRussia — Галина Журавлёва, IT-директор группы «Невада» (имеет сеть из 19 000 торговых точек по всему Дальнему Востоку, включая продовольственные магазины у дома и гипермаркеты — прим. ред.).
— Свою задачу мы одновременно дали Сберу и на «Куб». И хотим посмотреть, какое даст решение корпорация с многовековой историей, и молодые люди, которые вот только-только закончили учебу, которые ещё не зашорены всякими корпоративными ценностями и вот этим всем. Ценник Сберу мы выставили тот же самый, что и ребятам, но интереснее, безусловно, развивать молодых местных специалистов, а не Сбербанк. Сбербанк пусть за счет других развивается.
Нам интересно с ребятами. Задача, которую мы дали, она очень маленькая. Потому что давать большую на подобный конкурс смысла нет. Две недели, ну, даже месяц, это ни о чем, нормального решения не сделать. Поэтому мы дали маленькие точечные задачи, посмотреть, как ребята справляются, что у них они мысли в правильном направлении, чтобы дальше уже вместе с ними развивать продукт в штате или за штатом — здесь не важно, как им удобнее, но вместе с ними развивать их разработку.
Хотите знать, чем завершится битва идей и команд? Следите за материалами EastRussia. Финал «Куба 3.0» состоится 31 мая 2024 года.
EastRussia проанализировала свежий справочник рынка труда и актуальных профессий, который ежегодно готовит КРДВ.
Привлекательность рынка труда была и остается драйвером сохранения и притока населения на Дальний Восток. Региону есть, что предложить и совсем молодым специалистам, и более зрелым, готовым потратить время на получение востребованной специальности – во имя надежного будущего на перспективной территории.
Средняя зарплата на Дальнем Востоке выше, чем на остальной территории России на 16%, и растет каждый год. В настоящее время средний ежемесячный заработок по региону составляет 66,4 тыс. рублей в месяц. Однако это, как водится, «средняя температура по больнице». Максимальную зарплату среди дальневосточных регионов предлагают на Чукотке – 130 тыс. рублей в месяц в среднем. Там в настоящее время открыты вакансии для 119 человек. Самые скромные средние зарплаты – в Республике Бурятия (45,6 тыс. рублей). Зато востребованность специалистов высокая – более 2,6 тыс. человек. На сегодня в Приморье открыто максимальное на Дальнем Востоке количество вакансий – 8 262, средняя зарплата составляет более 55 тыс. рублей. На втором месте по этому показателю оказался Хабаровский край – там требуются почти 6,5 тыс. специалистов. В среднем они будут получать 58,8 тыс. рублей. В Амурской области работу могут найти 3 128 человек, средняя зарплата – 59 тыс. рублей.
изображение: Корпорация развития Дальнего Востока
ДФО развивается активно — тут реализуется 2,2 тыс. инвестиционных проектов, на которых будет открыто и создано 114,5 тыс. новых рабочих мест. Бизнес сейчас нуждается в 12,9 тыс. работниках в ведущих отраслях экономики. К 2026 году дополнительная кадровая потребность превысит 102 тыс. человек.
Ключевые отрасли экономики Дальнего Востока сгруппированы по 11 отраслям:
1. Добыча угля, металлических руд и алмазов
2. Добыча и переработка нефти и газа
3. Лесная промышленность
4. Машиностроение
5. Рыболовство и аквакультура
6. Электроэнергетика
7. Сельское хозяйство и пищевая промышленность
8. Строительство и производство стройматериалов
9. Транспорт и логистика
10. Туризм и сервис
11. Металлургия
Самые перспективные сферы
Из 11 важнейших специалисты выделяют четыре сферы, где к 2026 году прогнозируют значительный рост занятости:
– сфера добычи угля, металлических руд и алмазов (более 120 тыс. человек),
– сельское хозяйство и пищевая промышленность (около 60 тыс. человек),
– рыболовство и аквакультура (более 50 тыс. человек),
–металлургия (более 10 тыс. человек).
1. Добыча угля, металлических руд и алмазов
ТОП-3 самых востребованных профессий этой сферы – подземный горнорабочий (средняя зарплата 73 тыс. рублей, востребованы в Якутии и Забайкалье), машинист бульдозера (127 тыс. рублей, востребованы в Забайкалье и на Колыме), проходчик (152 тыс. рублей, востребованы в Якутии).
Примеры ключевых проектов отрасли: В Якутии ключевым проектом в этом виде деятельности является строительство горно-обогатительного комплекса по добыче коксующегося угля АО «ГОК «Инаглинский». К 2027 году количество вакансий там превысит 4,8 тыс. человек. В Приморье на модернизации шахты и строительстве новый шахты ООО «Сучан-Уголь» к 2026 году потребуются 1,9 тыс. специалистов. В Забайкалье идет строительство разреза по добыче каменного угля ООО «Разрезуголь». К 2030 там нужны будут более 1,8 тыс. рабочих.
2. Добыча и переработка нефти и газа
ТОП-3 самых востребованных профессий этой сферы: слесарь ремонтник ( средняя зарплата почти 65 тыс. рублей, востребованы в Приморье и Хабаровском крае), слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике (69,2 тыс. рублей, востребованы в Приморье и Якутии), инженер по автоматизации и механизации производственных процессов (98,5 тыс. рублей, востребованы в Якутии).
Примеры ключевых проектов отрасли: в Приморье строительство нефтехимического комплекса АО «ВНХК». К 2029 году потребность в кадрах там превысит четыре тыс. человек. На строительстве газоперерабатывающего завода ООО «Газпром переработка Благовещенск» в Приамурье потребуется 2,6 тыс. рабочих к 2025 году. В Хабаровском крае на строительстве завода по производству сжиженного природного газа ООО «Криогентех» уже в этом году требуются 58 специалистов.
3. Лесная промышленность
ТОП-3 самых востребованных профессий этой сферы: подсобный рабочий на лесозаготовках (средняя зарплата свыше 53 тыс. рублей, востребованы в Приамурье), лесоруб (100 тыс. рублей, востребованы в Приамурье), станочник деревообрабатывающих станков (35 тыс. рублей, востребованы в Приамурье и Приморье).
фото: RFP Group
Примеры ключевых проектов отрасли: создание деревоперерабатывающего производства АО «Нью Форест Про» в Хабаровском крае. В 2023 году открыты 999 вакансий. В Приморском крае идет создание производства пиломатериалов и топливных гранул ООО «Кей АР Дабл Ю». Рабочие места в текущем году готовы предоставить 380 специалистам. На строительстве комплекса по глубокой переработке древесины ООО «Тачин» в Амурской области требуются в этом году 50 человек.
4. Машиностроение
ТОП-3 самых востребованных профессий этой сферы: слесарь-судоремонтник (средняя зарплата более 83 тыс. рублей, востребованы в Приморском крае), инженер-технолог (почти 68 тыс. рублей, востребованы в Приморье и Бурятии), сборщик корпусов металлических судов (108 тыс. рублей, востребованы в Приморье).
Ключевые проекты: создание верфи крупнотоннажного судостроения ООО «ССК «Звезда» в Приморском крае. В 2024 году там будет 7,4 тыс. вакансий. В Якутии на модернизации и развитии мощностей по созданию речного флота для внутренних водных путей АО «ЖСВ» в 2024 году потребуется более 660 рабочих.
фото: ССК «Звезда»
Высшее образование по востребованным на Дальнем Востоке специальностям можно получить в Дальневосточном федеральном университете (Приморский край), Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (Якутия), Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (Приморье), Тихоокеанском государственном университете (Хабаровский край), Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема (ЕАО), а также в других образовательных учреждениях ДФО.
Среднее профессиональное образование, по данным рейтинга конкурса «Молодые профессионалы Worldskills Russia», можно получить в пяти лучших колледжах и техникумах ДФО: Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж, Приморский политехнический колледж, Сахалинский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Хабаровский технологический колледж, Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий.
С актуальной версией «Навигатора актуальных профессий» можно ознакомиться на портале Корпорации развития Дальнего Востока.
Продажи, строительство, производство и логистика — в этих сферах дальневосточные работодатели размещают больше всего вакансий на платформе Авито Работа. О востребованных специалистах и трендах рынка труда 2023 года изданию «EastRussia» рассказал директор по развитию платформы Авито Работа Дмитрий Пучков.
Рынок труда и внешние изменения
Рынок труда — это сфера, которая чувствительнее других реагирует на любые изменения в экономике и при этом быстро адаптируется к новым условиям. Мы отмечаем, что в течение 2022 года работодатели по всей стране не приостанавливали наём персонала, а осенью практически вышли на обычные показатели. В сентябре уровень безработицы, по официальным данным, был на минимальных значениях.
Высокая активность работодателей наблюдается и на платформе Авито Работа. В сравнении год к году в Дальневосточном округе стало на 43% вакансий больше, а медианная[1] зарплата выросла на 22% — с 37 000 до 45 000 рублей. Соискатели могут выбирать работу из большого числа вариантов в разных сферах: им предлагают свыше 100 000 вакансий в регионах ДФО и порядка 4 млн по всей России.
Сферы с наиболее высоким спросом на персонал
Сфера продаж лидирует по числу вакансий в ДФО, на неё приходится 15% от числа всех объявлений о найме. Традиционно высокие темпы и большие объёмы найма в отрасли дополнительно стимулируют активное развитие онлайн-торговли и выход на рынок новых брендов из России и юго-восточных стран. Наибольшим спросом пользуются продавцы-консультанты и кассиры. Чтобы закрыть вакансии, компании охотно берут на работу людей без опыта и обучают их. Для привлечения персонала работодатели будут и дальше предлагать гибкие графики занятости, расширять льготные корпоративные программы.
В топе по количеству вакансий на Дальнем Востоке строительство с 10% объявлений о найме, а также группы профессий «Производство, сырьё, сельское хозяйство» и «Транспорт, логистика», на каждую из которых приходится по 9% предложений трудоустройства.
Рабочие и инженерно-технические кадры для производства не один год остаются в числе особо востребованных. Помимо демографических причин и снижения престижа технических профессий на ситуацию влияют наращивание объёмов выпуска продукции, внедрение программ импортозамещения, перенастройка ряда производственных процессов. Останется актуальной нехватка кадров для добывающей отрасли, топливно-энергетического комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности. Квалифицированные кадры будут востребованы как на крупных предприятиях с роботизированными линиями, так в небольшом бизнесе, включая компании, которые являются резидентами ТОР.
В 2022 году Дальний Восток лидировал по темпам жилищного строительства, благодаря господдержке, программе «Дальневосточный гектар», льготной ипотеке для жителей округа, так что приток специалистов понадобится отрасли и в этом году. Особенно высок спрос на машинистов, сварщиков, монтажников, отделочников. Кроме того, регионы ДФО привлекают долгосрочных инвесторов в связи с расширением экономических связей с азиатскими странами. Поэтому будет расти востребованность в специалистах внутренней и международной логистики, особенно со знанием восточных языков.
Также мы полагаем, что в числе особо востребованных специалистов будут медицинские работники, а в трудовую деятельность будут активнее вовлекаться представители разных социальных групп — молодёжь, женщины, старшее поколение.
Соискательские тренды
Популярностью среди соискателей по-прежнему будет пользоваться частичная занятость. В ходе опроса, проведённого платформой Авито Работа в декабре, мы выяснили, что 35% россиян планируют в 2023 году найти подработку. Дополнительный доход даёт людям возможность чувствовать себя более комфортно в финансовом смысле.
Также будет сохраняться спрос на дистанционную занятость, вошедшую в нашу жизнь вместе с коронавирусными ограничениями. Удалённый или гибридный график, когда часть рабочего времени человек проводит в офисе, а часть — трудится из дома, оценили многие работодатели и работники. Это позволяет соблюдать здоровый баланс между работой и жизнью вне рабочего места, экономить время и деньги на проезд и обеды. 15% респондентов, опрошенных нами в декабре, заявили, что намерены перейти в 2023 году на удалённый график.
Мы также ожидаем, что соискатели будут активно интересоваться трудоустройством в государственных учреждениях и компаниях с государственным участием, чтобы иметь дополнительную стабильность и уверенность. Ещё одна тенденция, набирающая популярность — быстрое трудоустройство, когда пройти необходимые согласования и получить джоб-оффер можно за пару недель, а на массовые линейные позиции — даже за один день. В этом соискателям и работодателям помогают удобные инструменты цифровизации, которые предлагают крупные онлайн-платформы уровня Авито Работы.
Читайте наши новости первыми в Telegram-канале: https://t.me/AvitoLive
Об Авито Работе
Авито Работа — сервис №1 для подбора массовых профессий в России для половины работодателей в России. Компания предоставляет возможности для поиска работы и сотрудников в сегменте «синих» и «серых» воротничков. Ежемесячно более 20,5 млн человек ищут работу на Авито, и это люди самых разных профессий: от курьеров и продавцов до бухгалтеров и строителей. Инструменты Авито облегчают работу с большим количеством вакансий и откликов кандидатов.
● Количество активных объявлений на платформе достигает 5 млн: 2 млн резюме и 3 млн вакансий.
● На платформе зарегистрировано свыше 1,7 млн работодателей, включая представителей среднего и малого бизнеса.
[1] Медианная зарплата – сумма, больше и меньше которой получают по 50% работников.
Решить реальную проблему бизнеса, получить при этом опыт, новые связи, работу и заработок — такой посыл транслирует хабаровский нетворкинг «Куб» студентам из IT-сферы. Полуфинал третьей итерации этого конкурса собрал 18 команд, которые в конкуренции друг с другом создавали решения для задач, поставленных «кейсодателями»: представителями хабаровских предприятий различного профиля и масштаба.
Их замечаешь сразу: озираются, настороженные, но не испуганные. Недоумённый взгляд, дескать: «Что я здесь делаю?». Скованные угловатые движения, ходят по двое-по трое. Многие в очках: сказываются годы, проведенные перед монитором. В основном юноши. Белый верх, темный низ, иные даже в пиджаках. Некоторые — не близко, но знакомы — видимо с предыдущего конкурса. Переговариваются:
— Чей кейс работаете?
— «Невады».
— А что там у них?
— Техподдержку для своих с ИИ замутить. А вы?
— VR-тема: макеты виртуальных вывесок для «Бот Сада».
Несколько десятков таких персонажей, очень похожих на компьютерных фриков, шушукаются, рассевшись по диванчикам, в ожидании начала мероприятия. И почти каждый из них может уже по большому счету не волноваться за своё трудоустройство. Они — полуфиналисты действа под названием «Куб 3.0» — конкурса инноваторов, как его определяют организаторы. Это значит, что они прошли предварительный отсев, их идеи показались достаточно здравыми и продуманными, чтобы оказаться в «лонглисте», и их взяли «на мушку» потенциальные работодатели — представители малого и среднего бизнеса Хабаровска.
— Мы разослали запросы в реальный сектор экономики, действующему бизнесу — рассказывает Дмитрий Симон, один из организаторов конкурса, замдиректора по развитию инноваций «Агентства привлечения инвестиций развития инноваций Хабаровского края». — Бизнес представил нам кейсы, то есть свои потребности, свои проблемы, которые у них существуют в их производстве, в их организации. Компании самые разные: рекламно-производственная фирма, производитель электротехнической продукции, Хабаровский судостроительный завод, сеть кофеен, предприятие, которое занимается металлообработкой, крупная локальная торговая сеть…
Хабаровский судостроительный завод, например, хочет оптимизировать у себя управление складом. То есть им нужно информационное решение, которое позволит в цехах и на складах правильно проводить инвентаризацию. И вести учет складского оборудования в том числе, оборудование, которое находится на складе. Запросы самые разные.
В прошлом году победителем стала команда, решившая проблему хабаровской рекламно-производственной компании, связанную с оповещением о перегоревших элементах в световых конструкциях — вывесках, табло, витринах. Пример: заказал клиент большую крышную конструкцию с названием своей фирмы, её установили не на том здании, где находится организация, а в другой локации. Любая техника имеет свойство ломаться, и, наверное, каждый видел странные или комичные вывески, у которых погасла одна буква и смысл слова поменялся. Теперь нужно представить, что таких вывесок сотни, если не тысячи. Случайный прохожий усмехнётся и вряд ли будет искать контакт организации, у которой из-за «выпавшей» буквы поменялось название, звонить, сообщать о поломке. И пока информация дойдёт до производителя может пройти много времени.
Вот такую проблему и решили победители «Куба 2.0». Они за полтора месяца собрали полноценный программно-аппаратный комплекс с подключением к интернету: написали софт, что-то спаяли, что-то использовали готовое, создали работающий прототип, функционал которого полностью удовлетворил заказчика: когда перегорает или выходит из строя какой-то элемент световой конструкции на телеграм-бот приходит сообщение. Кстати, сотрудничество команды и рекламщиков продолжается, создатели устройства работают над получением патента — оказалось, что продукт крайне востребован и имеет хорошие перспективы для реализации по всей стране.
— Это и есть главная ценность конкурса для студентов: они здесь знакомятся с кейсодателями, возможно, с будущими работодателями, или как эта вот команда с вывесками — они создали свой стартап, — рассказывает со-организатор конкурса Ярослав Радинский, руководитель диджитал агентства RASA. — Наша личная цель это все-таки привлечение молодых талантливых инженеров и айтишников к этому конкурсу. Ну и, конечно же, дальнейшее трудоустройство их у нас в компании.
Мы в целом топим за то, чтобы молодые таланты видели, что через такие конкурсы и обществу, и государству не все равно на них, чтобы они не уезжали. Наша глобальная цель, конечно, сделать так, чтобы они не уезжали, потому что это огромная боль.
Организация конкурса стала попыткой создания собственного HR-бренда, продолжает Ярослав Радинский. В «Куб» уже выстроилась очередь из представителей малого и среднего бизнеса, которым нужны и конкретные решения проблем, и специалисты. У МСП не так много возможностей искать, находить, привлекать узких специалистов разного профиля.
— Вот Сбербанк или Яндекс, или Альфа-банк приходят в ВУЗы, говорят свои названия и сразу к ним выстраиваются в очередь, потому что их знают, — делится Ярослав. — И они, на самом деле, весь рынок IT пылесосят в России. Со 2−3 курса талантливые ребята, как правило, уже либо где-то работают, либо имеют какой-то предконтракт с большими компаниями.
Нам очень тяжело с ними конкурировать, поэтому нам приходится делать в 2−3 раза больше активности для привлечения внимания именнов к HR бренду нашей компании. Поэтому нам важно участвовать в таких конкурсах.
— Да, действительно, это глобальная проблема, поиска и набора в команду новых специалистов, — подтверждает Дарья Митюшкина, заместитель директора РПК «Ботанический сад». — Квалифицированных спецов на местах не хватает. И это проблема не только Дальнего Востока, но и всей страны. И мы очень плотно работаем и с техникумами, и с колледжами, и с ВУЗами, чтобы найти и принять на работу таких специалистов.
Один из таких специалистов — Михаил Карпухин, капитан команды «Кинза», двадцатилетний студент третьего курса Дальневосточного государственного университета путей сообщения. В различных конкурсах и хакатонах участвовал не единожды, в «Кубе» уже второй раз. Выделяет это состязание, дескать, решаешь не абстрактную задачу, а вполне себе реальную, взятую из жизни. К тому же есть прямой контакт с заказчиком с потенциалом дальнейшего сотрудничества. Правда, есть и некоторый скепсис.
— Мне кажется, что кейсодатели приходят как бы в надежде получить супердешёвый, чуть ли не бесплатный софт, за который они не готовы платить реальные деньги, — говорит Михаил. — Они получают решение своей проблемы, но они для себя уже определились, что они полную стоимость платить не готовы.
— Зачем тогда вы здесь?
— Во-первых, закрыть гештальт. Первый раз мы не победили, нужно пройти дальше и победить, — Во-вторых, было бы вообще бы замечательно продать свой продукт. Ведь у нас всё с первой строки, с названия файлов, полностью наше приложения: их два, фронт-энд и бэк-энд, но естественно в основе используются всемирно известные фреймворки.
Опасения Михаила насчёт скаредности опровергает в заочной дискуссии — в разговоре с корреспондентом EastRussia — Галина Журавлёва, IT-директор группы «Невада» (имеет сеть из 19 000 торговых точек по всему Дальнему Востоку, включая продовольственные магазины у дома и гипермаркеты — прим. ред.).
— Свою задачу мы одновременно дали Сберу и на «Куб». И хотим посмотреть, какое даст решение корпорация с многовековой историей, и молодые люди, которые вот только-только закончили учебу, которые ещё не зашорены всякими корпоративными ценностями и вот этим всем. Ценник Сберу мы выставили тот же самый, что и ребятам, но интереснее, безусловно, развивать молодых местных специалистов, а не Сбербанк. Сбербанк пусть за счет других развивается.
Нам интересно с ребятами. Задача, которую мы дали, она очень маленькая. Потому что давать большую на подобный конкурс смысла нет. Две недели, ну, даже месяц, это ни о чем, нормального решения не сделать. Поэтому мы дали маленькие точечные задачи, посмотреть, как ребята справляются, что у них они мысли в правильном направлении, чтобы дальше уже вместе с ними развивать продукт в штате или за штатом — здесь не важно, как им удобнее, но вместе с ними развивать их разработку.
Хотите знать, чем завершится битва идей и команд? Следите за материалами EastRussia. Финал «Куба 3.0» состоится 31 мая 2024 года.
— Как вам в Якутске? Почему решили переехать именно сюда?
— В первые дни было тяжело в плане адаптации — здесь очень холодно. К климату привыкаю до сих пор, хотя сейчас, конечно, уже гораздо проще переносить такие контрастные смены температур.
До Якутска я жила в Челябинске. Там как раз был выпускной год обучения на бакалавриате, и к нам приехала делегация из Якутска. Они пригласили переехать в республику, чтобы поступить сюда на магистратуру. Я согласилась, приехала с мужем. Сейчас он здесь работает системным администратором.
— И в чём же состоит ваша работа здесь в Якутске?
— Мой основной род деятельности – это педагогическое образование. Я работаю на кафедре «Фольклор и культура» ассистентом и преподаю методику преподавания, музыкальное народное искусство, организацию мероприятия народного художественного творчества и культурно-массовых мероприятий, также веду творческий факультатив по классу гитары.
— Что в городе вам показалось необычным и удивило больше всего?
— Меня, наверное, удивил менталитет людей. Здесь все очень дружелюбны. Если надо, то указывают путь, помогают. Также, как упомянула ранее, климат тут достаточно суровый. Помню, однажды даже потерялась в городе зимой, на улице тогда стоял густой туман. В итоге ко мне приехал муж и забрал.
Но вообще, нам в Якутске хорошо, все устраивает. Планируем еще остаться тут на продолжительное время.
— Чем для вас является Якутск?
— Для меня Якутск — это, прежде всего, чистый воздух, природа, красота местного населения.
В профессиональном плане тоже чувствую себя комфортно и хорошо. Мы с коллегами отлично понимаем друг друга – это самое главное. Я русскоязычная, поэтому со мной разговаривают на русском языке. Однако существует барьер. Я стараюсь учить якутский, хотя и есть некоторые сложности с изучением языка, ведь он достаточно сложен. В ходе общения с якутами на интуитивном уровне порой понимаю, о чем идет речь.
— Были на Ысыахе? Каковы ваши впечатления?
— Да, была в Оймяконе. Там было много комаров, днем жарко, ночью холодно, но в общем остались положительные впечатления. Тогда на празднике я почувствовала себя счастливым человеком, который насладился природой и бытом местных жителей.
Всего на конкурс, цель которого — привлечение молодых специалистов в Камчатский край и популяризация Камчатки как региона, комфортного для жизни и работы, зарегистрировались 102 человека из 19 городов страны.
Участники конкурса — студенты, обучающиеся в вузах по специальностям «Гостиничное дело», «Ресторанный бизнес» и «Туризм» высших и средних учебных заведений России Первым них стало профильное тестирование — 15 вопросов на знание профессии. Прошедшие этот фильтр решали задания от специалистов туристической отрасли
«Те 36 студентов, кто набрал проходной балл, получили по две индивидуальные кейс-задачи. Например, первая, стандартная для их направления задача: пришел пьяный турист в автобус — что делать? Сработала система пожарной безопасности в отеле — что делать? Слетели брони — что делать? Вторая кейс-задача — уже с региональным флером: участники должны были ответить на вопросы – началось цунами, землетрясение, турист отбился от группы — что делать? Были и практические задания: приготовить блюдо из предоставленных продуктов», — рассказала Анастасия Король, директор проектов по туризму коммуникационного агентства PressPass, секретарь экспертной комиссии конкурса.
И только каждый десятый из стартовавших получил возможность блеснуть своими знаниями и эрудицией перед жюри на стенде Камчатского края в рамках Международной выставки-форума «Россия» 24 января. В «судейскую коллегию» вошли представители АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», Ассоциации рестораторов и отельеров «Федерация Рестораторов и Отельеров», ведущих туристических операторов России, а также доктора и кандидаты наук, доценты, преподаватели высших учебных заведений страны. Долго ждать стажировки счастливчикам не придётся — она начнётся уже 11 февраля. Бонусом к практике в красивейшем регионе Дальнего Востока для них станет участие в Форуме устойчивого развития туризма в Петропавловске-Камчатском.
«Я никогда не летал на самолете, так уж получилось, — рассказывает Борис Волколовский, студент РГУТИС. — Это будет мой первый полет. Конкурс дал мне возможность не только повысить свой уровень профессионализма, но и исполнить мечту детства. Мой дедушка служил на Камчатке и очень много рассказывал про ее красоту и невероятную природу. Совсем скоро я увижу вулканы и океан, а самое главное смогу понаблюдать за сивучами»
«Камчатка – такая далекая, совсем скоро станет для меня близкой. Еще немного и я смогу изучить ее гастрономические специалитеты и возможно создать рецепт своего собственного камчатского блюда», — делится ожиданиями от грядущей стажировки Роман Ефимов, Колледж кулинарного искусства из Санкт-Петербурга.
Сидеть сложа руки победители вряд ли будут — по предварительным оценкам поток туристов в Камчатский край по итогам 2023 года вырос примерно на четверть по сравнению с прошлым 2022-м и составил ориентировочно 350 000 человек. В целом по Дальнему Востоку рост ещё выше: министр экономического развития РФ Максим Решетников на совещании Президента России с членами правительства рассказал, что турпоток на Дальний Восток и Арктику по итогам прошлого года вырос на 40%. За 11 месяцев 2023 года в гостиницах остановились на 1,8 млн человек больше, чем в предыдущий год. Максим Орешкин уточнил также, что доля туристических поездок в эти регионы в общем числе путешествий по России составила 8,6% (в 2022 году — 7,4%).
В ДФО повсеместно идет реализация новых проектов и развитие инфраструктуры, в том числе гостиничной, а также расширение предложения туристических маршрутов. По оценкам Росстата, туристический поток за 2022 год на Дальнем Востоке достиг 4,83 млн человек, что на 25% больше, чем в 2021 году. Лидерами по объему турпотока стали Приморский край, Бурятия, Камчатка и Хабаровский край.
Туризм на Дальнем Востоке развивается активно, но кадров в индустрии пока не хватает. Такие конкурсы, подразумевающие профориентацию на ранних стадиях обучения, вносят весомый вклад в уничтожение кадрового голода в сфере туризма.
Об этом говорит и руководитель программы дивизиона «Городская экономика» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Анна Степанина: «Такие конкурсы — это прекрасный шанс для тех специалистов, которые выбрали делом своей жизни туризм, ресторанный и гостиничный бизнес, получить хороший старт. Студенты, которые только начинают получать первые практические знания, имеют возможность благодаря конкурсу побывать на Камчатке и узнать нечто новое о своей родине, и реализовать себя».
Дополнительный стимул переехать на Камчатку — меры федеральной и региональной поддержки, среди которых северная надбавка и районный коэффициент, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготные программы «Дальневосточный гектар», «Дальневосточная ипотека», программа повышения трудовой мобильности, в рамках которой предоставляется жилье, оплачивается переезд, обустройство на новом месте и многое другое.
Анна Степанина также рассказала о пока не очень развитом, но потенциально интересном направлении на Камчатке — промышленном туризме, который с 2021 года АСИ активно продвигает совместно с Минпромтогром РФ. В настоящее время по России в этой программе участвуют более 70 регионов, а в начале проекта их было около 30.
«Сейчас на Камчатке пять предприятий запускают туристов на свое производство. Бывают такие ситуации, когда такой тур необходим — например, если погода помешала вылететь на какой-то туробъект — что бывает часто — тогда мы предлагаем альтернативные виды туристических нестандартных программ. Например, есть стеклодувная мастерская, где сотрудник может выдуть любую форму из стекла, показывает, как это сделать, и дает попробовать самому. Есть завод по производству минеральной воды ЗАО “Малкинское”, где покажут весь технологический процесс — от добывания воды до упаковки в бутылку. «Мильковский» мармелад ЮНЕТ демонстрирует производственный процесс, как и сыроварня “Аристель”… В планах — подключить к этой программе Русгидро и рыбоперерабатывающую промышленность Камчатки», — рассказала руководитель программы дивизиона «Городская экономика» АНО АСИ Анна Степанина.
Десять финалистов из городов Москва, Санкт-Петербург, Новочеркасск, Красноярск и Иркутск:
1. Анна Карпова – SPA-отель «Лагуна»
2. Роман Ефимов – SPA-отель «Лагуна»
3. Артем Докин – SPA-отель «Лагуна»
4. Надежда Курочкина SPA-отель «Лагуна»
5. Полина Логинова – SPA-отель «Лагуна»
6. Виктория Гордеева – гостиница «Авача»
7. Артем Смирнов – гостиница «Авача»
8. Алевтина Яковлева – гостиница «Авача»
9. Борис Волколовский – АНО «Камчатский выставочно-инвестиционный центр»
10. Анастасия Харизоминова – АНО «Камчатский выставочно-инвестиционный центр»