Локомотивы потребления
По итогам 2025 года потребление электроэнергии в ДФО может вырасти на 3 млрд кВт/ч или 4,5% относительно предыдущего результата и достигнуть 76,1 млрд кВт/ч, а потребление мощности – примерно на 500 МВт, до 11,3 ГВт. На итог может повлиять климатический фактор — нынешняя зима будет отличаться от прошлой, более теплой относительно среднестатистических показателей. Вместе с тем растут запросы самих потребителей, включая новые предприятия.
Сегодня положительная динамика потребления электроэнергии наблюдается практически по всем субъектам федерального округа. Основной вклад в ее увеличение вносит энергосистема Хабаровского края, где 16-процентный рост за 8 месяцев в сравнении с аналогичным периодом 2024 года во многом обязан Малмыжскому горно-обогатительному комбинату, который набирает темпы производства.
Ключевой элемент схемы электроснабжения Малмыжского ГОКа – переключательный пункт 500 кВ «Нерген». Фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
Добывающая промышленность стала лидером по росту потребления электроэнергии в ДФО среди предприятий различных видов экономической деятельности (+22,5% к январю-августу 2024 года), информирует первый зампред правления АО «Системный оператор Единой энергетической системы» (СО ЕЭС) Сергей Павлушко. Вместе с тем свое влияние оказывает развитие транспортной инфраструктуры. В первую очередь это касается железнодорожного транспорта. Согласно прогнозу СО ЕЭС, в ДФО к 2031 году из суммарно оцениваемого в 3,1 ГВт прироста энергопотребления до 40% будет приходиться на Восточный полигон (кстати, сейчас продолжается электрификация линии ДВЖД Волочаевка-2 – Комсомольск – Совгавань, при этом предполагается, что участок Волочаевка – Комсомольск перейдет на электротягу уже в следующем году). Еще 32% придется на т.н. мелкомоторную нагрузку и население, 24% – на добывающую отрасль, 4% – на металлургию.
Не дать иссякнуть энергии
Специфика энергосистемы Дальневосточного федерального округа в том, что она фрагментирована: пять регионов (Амурская область, ЕАО, Хабаровский край, Якутия, Приморье) входят в объединенную энергосистему Востока, два (Забайкалье, Бурятия) – в ОЭС Сибири, а еще четыре (Камчатка, Чукотка, Сахалин и Магаданская область) работают в изолированном режиме. И во всех сегментах сказываются накопленные годами проблемы, как, например, небольшие резервы мощностей.
«У нас достаточная аварийность на генерирующем оборудовании, которое недофинансировано годами ранее и, как следствие, имеющее не сильную надежность в своей работе», – рассказал Сергей Павлушко, заверив, что энергетиками проводятся различные мероприятия, минимизирующие риски.
Так, для обеспечения устойчивого прохождения осенне-зимнего периода и поддержания надежности энергоснабжения Приморья завершается строительство подстанции 500 кВ Варяг и ЛЭП 500 кВ Приморская ГРЭС – Варяг. Ввод этих объектов обеспечит надежный переток мощности в приморскую энергосистему, хотя остаются риски по другим контрольным сечениям, говорит представитель СО ЕЭС.
ТЭЦ-1 Хабаровск. фото: EastRussia
В то же время в объединенной энергетической системе Востока вследствие ее замкнутости нарастает нехватка электроэнергии. «Первый дефицит появляется в 2026 году – это 1,5 ГВт. Сейчас активно работаем с Минэнерго РФ по вопросам, которые помогут это нивелировать», – проинформировал директор департамента инвестиционного развития Дальнего Востока и Арктики Минвостокразвития Илья Чернов.
Ситуацию может усугубить достижение Зейским водохранилищем уровня мертвого объема (УМО), ниже которого нельзя поддерживать надежную работу гидротехнических сооружений. По счастью в этом году был большой приток воды, отметил Сергей Павлушко, благодаря чему удалось восстановить водные ресурсы, что позволит увеличить выработку Зейской ГЭС в предстоящий сезон и за счет этого покрыть потребность в электроэнергии в ОЭС Востока. По его словам, дефицита электроэнергии вплоть до начала 2027 года не ожидается. А в 2027-м уже должны появиться новые источники энергии – солнечные электростанции, к 2028-му – ветрогенерация (о перспективах развития энергетики на основе ВИЭ см. материал EastRussia «Приамурье запитают солнца»). В федеральном округе запланировано к реализации 520 МВт ветровых и 1,7 ГВт солнечных электростанций.
Одну из крупнейших СЭС построят в Еврейской автономной области. «В октябре началось строительство солнечной электростанции в районе села Камышовка. Коллеги защитили по экономии этот проект, и сегодня они занимаются непосредственно подготовкой, уже на земле. На строительство у них всего два года. То, что они делают, [обеспечит] стабильное энергоснабжение, потому что для Еврейской автономной области это проблема. Проблема приглашать инвесторов и запускать проекты, когда не хватает мощностей», – пояснила губернатор ЕАО Мария Костюк.
Инвесторы оценивают риски
Действительно, на ситуацию со стабильным обеспечением теплом и электроэнергией должна повлиять реализация инвестиционных планов. Обновленная редакция Схемы и программы развития электроэнергетических систем России в 2025-2030 годы (СиПР) находится сейчас на рассмотрении в Минэнерго РФ. Так, с учетом прогнозируемого среднегодового темпа прироста потребления электроэнергии в ДФО на уровне 4,6% документ предусматривает строительство более 3,7 ГВт новой тепловой генерации в регионе: 1,3 ГВт на угольном топливе и почти 2,4 ГВт – на газе. В настоящее время строятся на замену выбывающих мощностей ТЭЦ в Артеме и Хабаровске, плюс два энергоблока будут введены на Партизанской ГРЭС. Срок запуска объектов – 2027 год.
Строящаяся в Хабаровске ТЭЦ-4 должна заменить устаревшую ТЭЦ-1. Фото: пресс-служба ДГК
Вместе с тем остается нерешенным вопрос с проектами по строительству генерации суммарной мощностью около 900 МВт (без учета сегмента ОЭС Сибири). На участие в конкурентных отборах мощности, предусматривавших строительство станций в Хабаровском крае и Приморье на 500 МВт, не было подано ни одной заявки, что создает угрозу серьезных ограничений для промышленных потребителей, подчеркнул сенатор от Хабаровского края Виктор Калашников.
Потенциальных инвесторов не устроили экономические параметры проектов, уточнил Сергей Павлушко. «Нужно отметить специфику самой территории, вопросы с топливообеспечением, с высокой кредитной ставкой. Главная генерирующая компания, которая работает на Дальнем Востоке, – это «РусГидро». У нее высокая закредитованность в силу того, что она уже реализует на Дальнем Востоке много инвестиционных проектов, и в нынешних условиях ей сложно кредитоваться», – пояснила замдиректора департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Ольга Арутюнова.
При этом в министерстве рассчитывают, что в конце года состоится конкурсный отбор на строительство 1050 МВт генерации в Забайкалье и Бурятии. «Там тоже возникает дефицит. Забайкалье и Бурятия – это территория технологически необходимой генерации, там утверждены экономические и технические параметры [проектов]…Предполагается, что уже есть потенциальные инвесторы, поэтому рассчитываем на то, что этот конкурс, в отличие от конкурса, который проводился в Приморском и Хабаровском крае, все-таки с высокой вероятностью состоится», – отметила представитель Минэнерго.
По ситуации в Приморье и Хабаровском крае представляются два решения, продолжает Сергей Павлушко. Можно пойти по пути назначения инвестора (это может быть «РусГидро» или «Сибирская генерирующая компания», которой принадлежит Приморская ГРЭС) либо, что более реалистично, увеличить срок службы планируемых к выводу Хабаровской ТЭЦ-1 и Артемовской ТЭЦ. «И этот период продления старых машин – не позднее, чем в соответствии с генсхемой появится в Приморье атомная электростанция. Как только появится АЭС, мы сможем старые турбины выводить», – рассуждает первый зампред правления СО ЕЭС.
Атомная станция в Приморье будет иметь два энергоблока по 1000 МВт, первый планируется ввести в 2033 году, второй – в 2035-м, сообщила директор департамента энергетической политики ГК «Росатом» Марина Киселева. Еще одна двухблочная АЭС запланирована в Хабаровском крае. При этом госкорпорация готова пойти на предложение краевых властей и приступить к стройке раньше, перенеся срок ввода станции с 2041-2042 годов на 2037-2039-й. Также по инициативе региона «Росатом» намерен увеличить мощность каждого энергоблока АЭС в Хабаровском крае с 600 до 1000 МВт.
Топливный элемент атомного реактора. Автор/источник фото: Parilov/Shutterstock
Для компании самое главное сейчас – найти финансирование. Госкорпорация при реализации подобных проектов привлекает собственные средства от продажи электроэнергии и мощности от атомных блоков, построенных по программе договоров о предоставлении мощности (ДПМ) в 2009-2020 годах. Однако в связи с масштабной программой развития атомной генерации у «Росатома» будут кассовые разрывы, возврат по ДПМ вложенных средств составляет 25 лет, а срок сооружения АЭС большой мощности – почти десять, рассказала Марина Киселева. «Мы вынуждены будем обратиться к банковскому финансированию, но видим ограниченность банковского сектора», – предупредила менеджер.
В качестве других инструментов финансирования «Росатом» обсуждает возможности доступа к средствам Фонда национального благосостояния и госсубсидирования процентных ставок. Еще один способ получить нужные средства – возобновить действие механизма инвестиционной надбавки к тарифу. «Мы им пользовались в 2011-2012 годах. Сейчас совместно с Минэкономразвития просчитываем, на какой объем мы можем вернуть этот механизм… Мы имеем право его использовать, нужно только продлить срок», – пояснила Марина Киселева.
Относительно новых объектов энергетики основная сложность связана со стоимостью привлекаемых денег, соглашается директор по развитию энергорынков ООО «Сибирская генерирующая компания» (СГК) Антон Данилов. Сейчас соотношение долга и EBITDA у энергохолдинга высокое, и сложно объяснить банкам, почему они должны открыть кредитование под новое строительство, отметил он.
Включи или плати
СГК в настоящее время модернизирует Приморскую ГРЭС и думает построить на тепловой электростанции дополнительно один или два энергоблока по 250 МВт. Между тем возникает проблема со схемой выдачи мощности. «Риски высокие, потому что «Россети» в этом проекте имеют желание модернизировать свои подстанции, на которые мы выдаем. А это десятки миллиардов рублей», – объяснил представитель СГК.
Другой аспект касается поставок угля. Приморская ГРЭС раньше потребляла 5 млн т угля в год. За счет текущей модернизации этот объем возрастет примерно до 11 млн т, а если будет дополнительный блок, – до 12,5 млн т. Соответственно угольные предприятия, которые питают ГРЭС, должны увеличить добычу более чем вдвое. Это тоже обернется серьезными инвестициями, и угольщики должны иметь гарантии, что их вложения не окажутся напрасными, тогда как риски невостребованной генерации существуют, не исключил Антон Данилов.
Расчетный показатель прироста энергопотребления в ДФО до 2031 года в 3,1 ГВт, судя по всему, не окончательный. По словам Сергея Павлушко, эта цифра не учитывает потенциальных потребителей с совокупной мощностью около 7,5 ГВт, заявляемых региональными органами исполнительной власти. «Необходимо согласовать этот перечень со всеми заинтересованными сторонами и принять решения о строительстве дополнительной генерации, чтобы избежать с одной стороны избыточных вложений в развитие энергетики, с другой – возможного риска нехватки энергомощностей», – предлагает он.
«Если потребитель не реализует свой инвестпроект, а мощность будет введена в эксплуатацию, то это значит, что ее оплата ляжет дополнительным бременем для всех остальных потребителей. Этот негативный эффект хотелось бы свести к минимуму», – сказала Ольга Арутюнова.
Она сообщила о проработке вопроса о расширении механизма бери или плати (take or pay) для крупных энергопотребителей, что должно гарантировать в будущем использование мощности. Такой принцип предусмотрен на Чукотке в рамках проекта Баимского ГОКа, который будет запитан от плавучей атомной станции (энергоблоки ПАЭС планируется ввести с 2028 по 2031 год).
Ключевой элемент схемы take or pay – наличие якорного потребителя, который гарантирует объем потребления. Это дает возможность возводить даже дорогостоящие генерирующие объекты, резюмируют в Минэнерго.