Температурный рекорд осени побит во Владивостоке: 15 октября воздух прогрелся до 19,7 градусов. Предыдущий рекорд, установленный в 2004 году, составлял +19,6 градуса.
Об этом сообщает Примгидромет. Однако в ночь на 16 октября во многих районах Приморского края столбики термометров резко пошли вниз. Во Владивостоке похолодало на 12 градусов по сравнению с предыдущей ночью. Сегодня во Владивостоке воздух не прогреется выше +12°C.
В четверг, 17 октября, во Владивостоке и Уссурийске ожидается небольшая облачность, без осадков. Температура воздуха днем поднимется до +18°С. В Находке – до 19°C днем.
Между тем, в ряде дальневосточных регионов ожидается снегопад. Осадки пройдут в Магаданской области, Хабаровском крае, Забайкалье и Амурской области.
Удивить дальневосточников морозами сложно, но все же можно. Особенно, если они начинаются чуть ли не в первый день календарной зимы, да еще и сопровождаются пронизывающим ветром. Декабрь запомнится жителям сразу нескольких дальневосточных регионов жутким холодом, коммунальными авариями и томительным ожиданием потепления.
Стою в очереди на кассу в одном из строительных супермаркетов Хабаровска, разглядываю покупки соседей: «скорлупа» для труб, согревающий кабель, тепловая пушка, конвектор – у каждого второго покупка, связанная с обогревом. Вернее, с борьбой с холодами и его последствиями. Да я и сам здесь по этой же причине: морозы с ветром выстудили трубу, ведущую от скважины в дом.
20 пишем, 35 в уме
Знаете, что такое «по ощущениям»? Это когда термометр показывает -20 (и это, на самом деле, немного, тепло даже для дальневосточной зимы), а прогноз погоды в смартфоне вам на это пишет, как вы себя будете ощущать на улице с учетом ветра и влажности. Я вам скажу, как: будто на улице все 35 мороза. Такое явление особенно характерно для дальневосточных «неморских» территорий: Приамурья, Забайкалья, той части Хабаровского края, что в долине Амура. Якутию в счет не берем – там такие морозы «ни о чём».
В числе первых от морозов пострадала Бурятия: в школах Улан-Удэ отменили занятия. Сначала для учеников начальных классов, затем планку «подняли» до 6 класса, а потом и вовсе всех перевели на «дистанционку». Оказывается, есть определенная температурная шкала, согласно которой принимается решение – отменять уроки или нет. Вот она:
-33...-34°С – уроки отменяются в 1-4 классах
-35°С – уроки отменяются в 1-5 классах
-36 °С – уроки отменяются в 1-6 классах
-37 °С - уроки отменяются в 1-8 классах
-38 °С – никто не идет в школу
Вслед за школами стали закрываться детские сады: в Чите, Улан-Удэ.
В Бурятии зарегистрированы первые кражи портативных гаражей – автомобильных тентов, которые защищают автомобили от морозов. Они были похищены в Улан-Удэ с припаркованных на ночь во дворах многоэтажных домов машин. Ущерб по каждому эпизоду составил девять тысяч рублей.
Три холодные буквы
В соседнем Забайкалье мороз ударил по самому больному – ЖКХ. В городе Борзя «давануло» под 45, в результате чего сразу около 40 многоквартирных домов превратились в «ледяную избушку»: от перепада температур стали лопаться батареи, люди попросту начали замерзать в своих квартирах.
Следком во время проверки выяснил, что виной всему не только и не столько морозы, а халатность ответственных лиц: в октябре, когда запускали городскую систему отопления, «прозевали», как она «завоздушилась». Чиновники признались: котельные работают в штатном режиме, просто тепло не доходит до квартир.
В той же Бурятии чиновники свою вину признавать не хотели, и когда в Улан-Удэ произошла массовая энергоавария, в результате которой 1,8 тыс. жителей, в том числе, частного сектора, где отапливаются электричеством, остались без света, энергетики во всем обвинили… самих жителей: мол, жители в условиях аномальных морозов стали массово включать электроотопительные приборы, что привело к перегрузке сети и аварии.
Не электричеством единым
Впрочем, частные дома, как правило, отапливают электричеством лишь в больших городах. В тех, что поменьше, и в поселках испокон веков используют дрова и уголь. Когда ударили морозы, в ряде населенных пунктов Забайкалья возник дефицит дров и угля, жители не могли купить топливо по несколько дней и даже недель.
Морозы «экзаменовапи» и качество угля, которое, как оказалось, «не очень». Так, в забайкальском поселке Вершино-Дарасунский из строя вышел котел, как поговаривают, из-за низкого качества угля. Затем «горячих» (вернее, холодных) точек на карте Забайкалья стало больше: добавились Дарасун и краевая столица, где от мороза замерз… газ в газопроводе, которым отапливаются дома.
А еще крайне низкие температуры сказались на работе такси. Читинцы стали массово жаловаться, что не могут воспользоваться этими услугами: стоимость поездки возросла, а водителей на линии стало меньше. При этом таксисты отказываются брать заказы за пределами центра города.
Разворот на Восток
Практически сразу после Бурятии и Забакайлья волна холода докатилась до восточных регионов – Амурской области, ЕАО и Хабаровского края. Пока на Камчатке и Сахалине шли дожди, люди в долине Амура мерзли. Сильно. По словам синоптиков, температура в этих районах на 7-10 градусов ниже климатической нормы.
В Амурской области замерзают жители Зеи, Буреи, Архары, Новорайчихинска, Сковородино и некоторых районах Благовещенска – температура в квартирах опускается до 12 градусов, из-за холодов закрыли детский сад, ситуацией заинтересовались в прокуратуре. Здесь, кстати, опять виноват некачественный уголь.
МЧС предупредило об аномальных морозах в Хабаровском крае, продлятся они до конца текущей недели. Готовятся к холодам и в Приморье, где всегда было теплее – по прогнозам в регион придут морозы до минус 43 градусов.
«На этой неделе под воздействием гребня антициклона в Приморье устанавливается период аномально холодной погоды, действует штормовое предупреждение. Минимальные температуры будут в пределах -24... -30°C, на северо-востоке до -43°C», – рассказали в Примгидромете.
В Дальневосточном управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды корреспонденту EastRussia объяснили, что виной всему – высотная холодная ложбина, которая принесла на юг Дальнего Востока холодные массы из Арктики.
«Ложбина эта настолько глубокая, что больше всего досталось южным районам Хабаровского края и Приморью, где традиционно теплее. Холод буквально свалился с севера», – рассказала начальник отдела долгосрочных прогнозов Дальневосточного УГМС Галина Брынцева.
Похолодание на юге Дальнего Востока началось 17 декабря: сначала среднесуточные температуры были на 3-4 градуса ниже нормы, а с понедельника – на все 7. Дальше – больше: похолодание с каждым днем будет усиливаться и достигнет отклонения от нормы в 10 градусов. Ночью при этом в Хабаровске будет до -35, днем -26.
«Самые холодные дни в Хабаровске будут 22-23 декабря. Затем в выходные наступит перелом и начнется постепенное потепление», – «успокоила» Галина Брынцева.
Мороз заморозил
Между тем, от мороза умирают люди. В одной только Бурятии уже 12 погибших, еще семеро получили холодовые травмы и находятся в больнице, им грозит ампутация конечностей.
Кто-то уснул на улице в состоянии алкогольного опьянения, кто-то оказался вне населенных пунктов и не смог вовремя добраться до тепла, другие замерзли в городе, но не сразу поняли, что происходит.
А ведь на исходе только первый «белый конь» – декабрь…
Международная Владивостокская регата в 2024 году сменила геолокацию с бухты Новик на острове Русский, где она проходила предыдущие два года, на центр приморской столицы. Она станет большим спортивным праздником, который состоится 5 сентября в районе Юбилейной набережной. Соревнования гребцов традиционно проходят в дни проведения Восточного экономического форума (ВЭФ). В этом году они состоятся в третий раз.
Впервые в программу состязаний включена дисциплина прибрежной гребли с дистанцией 1 000 метров. Она считается более экстремальной и зрелищной, нежели классическая академическая гребля, поскольку выступление команд, соревнующихся вдоль побережья, происходит при любых погодных условиях. Кроме того, в этой дисциплине используются специальные лодки с высокими мореходными и скоростными характеристиками. В течение гонки экипажи должны не только показать лучшее время, но также справиться со стихией: волнами и ветром.
«Уверен, что новый формат регаты станет успешным: во-первых, он позволит спортсменам показать еще более яркую борьбу за победу, а, во-вторых, привлечет большое количество зрителей и поклонников гребли, ведь наблюдать за соревнованиями можно будет прямо с набережной в центре города», – отметил президент Федерации гребного спорта России Алексей Свирин.
В 2024 году в регате примут участие сборные команды из дружественных стран и, конечно, российские спортсмены. На старт выйдут около 100 атлетов. В 2022 году в состязаниях гребцов участвовали гребцы из России, Китая, Беларуси и Узбекистана. В 2023 году количество стран-участниц регаты увеличилось вдвое – к делегациям позапрошлого года добавились гребцы из Казахстана, Кубы, Сербии и Ирана.
«География стран-участниц соревнований расширяется. Это является яркой демонстрацией популярности гребного спорта, растущего спортивного сотрудничества между Россией и дружественными странами, которые проявляют большой интерес к таким событиям в нашей стране. Участие в Международной Владивостокской регате становится престижным, меняется ее статус», – рассказал Алексей Свирин, добавив, что большее количество участников добавляет состязаниям гребцов масштаба, зрелищности и азарта, поэтому зрителям и болельщикам будет на что посмотреть.
Наряду с прибрежной гонкой, в программу регаты включены соревнования по гребле-индор, а также в рамках состязаний, по традиции, разыграют Гран-при регаты в индивидуальных заездах по гребле-индор на 2 000 метров.
Международная Владивостоксая регата – это не просто соревнования гребцов, а большой спортивный праздник. Организаторы подготовили для жителей и гостей Приморья насыщенную культурно-развлекательную программу. Она будет включать фестивали, мастер-классы, соревнования по гребле-индор для всех желающих, гастромероприятия и вечернюю концертную программу.
Напомним, организаторами Международной Владивостокской регаты выступают Министерство спорта Российской Федерации, Федеральная дирекция спортивных мероприятий, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Федерация гребного спорта России. Титульный спонсор – ПАО «ГМК «Норильский никель», платиновый партнёр – ПАО «Полюс». Региональные партнеры – группа компаний «Востокцемент» и группа компаний «Славда». Мероприятие проводится при поддержке Правительства Приморского края и Фонда «Росконгресс».
Дальний Восток – регион с уникальной природой, культурой, историей. Уникальна и его туристическая отрасль. Местные турфирмы работают в условиях, когда гостей нужно привлекать в регион с суровым климатом, скромной туристической инфраструктурой, да и турист, который путешествует по Дальнему Востоку, как правило имеет особенные запросы. Тем не менее, регион становится все популярнее, туристический поток растет. О том, почему Дальний Восток все же «разглядели», как отрасль работает в современных реалиях и каким будет предстоящий летний сезон, East Russia рассказала руководитель Дальневосточной региональной ассоциации туризма Ирина Кушнарева.
По данным исследования социологического агентства «Вебер», проведенного накануне летнего туристического сезона, активно путешествуют 63% россиян. При этом каждый третий опрошенный планирует посетить Дальний Восток. Об этом говорит и рост групповых поездок в регион, количество которых за прошедший год выросло на 40%.
– Регион стали более активно продвигать в разных направлениях – это и бизнес, и туризм, и промышленность, – говорит Ирина Кушнарева. – Дальний Восток в целом позиционируют и как перспективное направление для инвесторов. Поэтому его популярность растет, в том числе и в качестве туристического направления.
По словам Ирины Кушнаревой, одна из особенностей предстоящего сезона – 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Поток туристов в связи с этим событием должен увеличиться.
– Едут российские туристы, которые понимают значение БАМа для страны, понимают особенности еще одного важнейшего направления – Транссибирской магистрали, – продолжает она. – Это категория подготовленных туристов, которые разбираются в том, почему Хабаровск важен для обеих магистралей.
По данным министерства туризма Хабаровского края, только на майские праздники туристический поток в регион составил 26,5 тыс. человек. Это почти на 30% больше, чем в тот же период в прошлом году. Хабаровск интересен жителям глубинки, а также соседних регионов: Приморья, Еврейской автономной области, Амурской области и Сахалина.
При этом Хабаровск уступает Владивостоку по количеству иностранных туристов, а точнее гостей из Китая. В Приморье на майские праздники приехали около 11 тыс. гостей из зарубежья и большая часть из Поднебесной. Туристы прибывали в составе групп без виз в рамах действующего межправительственного соглашения.
– Если сравнивать Владивосток и Хабаровск как два направления для китайских туристов, то Владивосток, однозначно, более раскручен, – говорит Ирина Кушнарева. – В Китае разработаны льготные туры в Приморье, авиасообщение с Владивостоком более доступно. Например, билет из Харбина во Владивосток обходится вдвое дешевле, чем билет из Харбина в Хабаровск. Да и в целом полетные программы аэропортов Владивостока и Хабаровска не стоит сравнивать. В Приморье налажено сотрудничество с разными авиаперевозчиками, поэтому есть конкуренция, которая отражается и на ценовой политике. А в Хабаровске на популярных туристических направлениях – один перевозчик. Об этой ситуации представители турфирм неоднократно говорили и в правительстве края, и руководству хабаровского аэропорта. Мы надеемся, в следующем году ситуация изменится с заходом к нам нового перевозчика.
Но и с традиционным потоком из Китая в предстоящий летний сезон, по мнению, Ирины Кушнаревой не все однозначно. От китайских туристов, туристических компаний в адрес дальневосточных турфирм поступало много заявок.
– Но на этапе заявок многие и останавливаются, – отмечает она. – Надо, однако, понимать специфику туристов из КНР. Они могут долго думать и решать, сегодня они молчат, а уже завтра группа выезжает в Россию. Дальневосточные турфирмы готовы их встречать, главное, чтобы с наплывом справлялись отели и транспортные компании. Потому что нехватка транспорта для обслуживания туристов, у нас ощущается.
Вопрос дефицита туристического транспорта, к слову, актуален не только для Дальнего Востока, но и для всей страны. На днях в ходе совещания с правительством президент Владимир Путин поручил проработать вопрос о включении туристических автобусов в программу льготного лизинга, через которую в России закупается автотехника с поддержкой государства. Поручение было дано первому вице-премьеру Денису Мантурову.
Он отметил, что несколько российских производителей работают над развитием модельного ряда туристических автобусов. В их числе группы «Волгабас» и «ГАЗ», а также группа «Соллерс», которая в III квартале 2024 года должна запустить производство автобусов вместимостью 53-55 человек на бывшей площадке Mazda на Дальнем Востоке.
– Транспорта не хватает. Но и здесь все непросто, – продолжает Ирина Кушнарева. – У нас очень короткий летний туристический сезон. Транспортные компании попросту боятся приобретать технику в собственность. Транспорт необходимо содержать и обслуживать, оплачивать стоянку, страховку и многое другое. Для этого необходим постоянный наплыв туристов. Пока такой гарантии нет. До пандемии были частники, у которых было по 5 - 6 туристических автобусов. Сейчас таких единицы. Большинство оставили по одному, максимум два автобуса. При этом у них и сейчас нестабильная нагрузка.
В случае с инфраструктурой, а в частности с придорожной, также работает принцип – спрос рождает предложение. В качестве яркого примера, Ирина Кушнарева привела автодорогу в Хабаровском крае – Лидога – Ванино. О трассе, ее особенностях, уникальных видах знают по большей части местные жители. Дорогой пользуются в основном дальнобойщики и тех немного, а о каком-то туристическом потоке и говорить не приходится.
– Если трасса не раскручена, и не загружена, никто не будет там ничего строить, потому что это нерентабельно, – говорит эксперт. – Каждый предприниматель считает свои деньги. Внимание на такие объекты должно обращать все-таки государство.
Вопрос инфраструктуры первоочередной и в глобальных проектах, таких как развитие Большого Уссурийского острова, которым будут заниматься совместно Россия и Китай. Об этом стороны договорились во время официального визита президента РФ Владимира Путина в КНР. Предполагается создание нового пункта пропуска, развитие транспортно-логистической инфраструктуры, туризма и рекреации.
– Нам не хватает погранперехода на Большом Уссурийском, чтобы сделать туристический поток с Китаем круглогодичным. Но для того, чтобы принять этот поток, нам нужна инфраструктура, – подчеркивает Ирина Кушнарева. – Вот и замкнутый круг.
Тренд на Дальний Восток набирает обороты. И дальневосточный туристический бизнес настроен на то, чтобы обороты не сбавлялись – находит новые ниши, разрабатывает новые предложения, старается угодить самому требовательному туристу, превращает недостатки региона в его уникальные особенности.
И главное чего сегодня не хватает туристическому бизнесу, по мнению руководителя Дальневосточной региональной ассоциации туризма, – это средства на обустройство объектов.
– Если у предпринимателей будут средства, то они смогут обустроить необходимую инфраструктуру и тем самым привлечь больше туристов. Для того, чтобы круг разомкнуть, необходимы большие деньги, - подчеркнула Ирина Кушнарева.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
Первый резидент реализуемого проекта города-спутника Владивостока — группа компаний «DNS Девелопмент» — начал строительство домов поселения, о котором появляется все больше подробностей. Как сегодня эксперты оценивают идею развития «большого Владивостока», выясняло EastRussia.
«Еще в 1973 году, когда мы составляли очередной генеральный план Владивостока, было понятно, что город, расположенный на окончании полуострова Муравьева-Амурского, эффективно развиваться не сможет, — вспоминает бывший главный архитектор дальневосточной столицы Валентин Аникеев. — И для развития Владивостока было предложено присоединить к нему бывший сельский район, который сегодня называется Надеждинским, а также территории города Артема, чтобы он вышел за пределы полуострова на земли, прилегающие к Амурскому и Уссурийскому заливам. С тех пор эта идея оставалась в повестке».
Как и многие города, ограниченные территориально, Владивосток задыхается от дорожных заторов и уплотнительной застройки. Административные функции, портовые мощности, деловая и общественная инфраструктура сосредоточены на полуострове Муравьева-Амурского, где, по словам Валентина Аникеева, можно разместить немногим больше 600 тыс. жителей. И даже остров Русский в составе Владивостокской агломерации не решает этой проблемы.
«Еще в 70-е были произведены расчеты на 660 тыс., на 820 тыс. и даже на 1,2 млн населения Владивостока. Сегодня мы вернулись к этой идее, но планируется не расширять город, а создать его спутник на 80 тыс. человек. Потом эти территории можно объединить в единую Владивостокскую агломерацию, присоединив к ней Артем, а в дальнейшем и Большой Камень», — комментирует архитектор.
На VI Восточном экономическом форуме в 2021 году министерство России по развитию Дальнего Востока и Арктики, «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ), корпорация развития «ВЭБ.РФ» и правительство Приморского края подписали соглашение о создании города-спутника в Надеждинском районе. Проект реализуется в границах ТОР «Приморье» (бывшая ТОР «Надеждинская»), где сегодня насчитывается 117 предприятий-резидентов, создающих почти 18 тыс. рабочих мест, и этим людям надо где-то жить. Для сравнения: в 2022 году в ТОР «Приморье» числились 87 резидентов, фактически за два года рост превысил 20%.
По предварительным данным, проект города-спутника рассчитан на 80 тыс. человек — это порядка 13% жителей Владивостока. И чтобы сделать его жизнеспособным, нужны рабочие места, благоприятная городская среда и доступное по цене жилье.
Как сообщил генеральный директор КРДВ Николай Запрягаев, в рамках проекта планируется построить более двух млн квадратных метров жилой и коммерческой недвижимости.
На 2024 запланировано проектирование пилотных объектов, в частности, парковой зоны в районе бухты Де-Фриз с местами отдыха для горожан, инфраструктуры будущей набережной вдоль Амурского залива. Первым стартует строительство набережной со смотровой площадкой Де-Фриз, также предусмотрены объекты общегородской инфраструктуры с зонами притяжения, в том числе коммерческие объекты и гостиницы, спортивные объекты.
Вести проект создания города-спутника Владивостока будет Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) совместно с консорциумом инвесторов под управлением Минвостокразвития России. Состав консорциума в настоящий момент определяется.
К масштабным градостроительным планам уже примкнул первый инвестор — ООО СЗ «ДНС СИТИ» (входит в ГК «DNS Девелопмент»). Компания реализует с поддержкой государства проекты в Надеждинском районе Приморья: и в области логистики в режиме свободного порта Владивосток (индустриально-логистический комплекс Авиаполис «Янковский»), и комплексного жилищного строительства на площадях ТОР «Приморье» (жилой комплекс «Формат», коттеджный поселок «Новый Де-Фриз», а сейчас уже строят «DNS Сити»), и производства — Домостроительный комбинат «Приморье».
Сооснователь ДНС Дмитрий Алексеев известен как меценат, построивший один из самых больших современных парков во Владивостоке — «Нагорный» (ДНС вложила в проект более 300 млн рублей). Идеей «большого Владивостока» он грезил всегда и в своих интервью приводил примеры Ванкувера, который построили «среди леса» по принципу «сначала люди – потом экономика».
На этот раз Дмитрий Алексеев отказался от комментариев нашему агентству, отметив, что пока не может в контексте спутника говорить о строительстве, которое уже началось в рамках первой очереди. Впрочем уже известно, что «DNS Сити» задействует 125 гектаров, где построит 650 тыс. квадратных метров жилья, а также объекты торговой, развлекательной, деловой и социальной инфраструктуры, включая школы почти и детские сады. Работы продвигаются в темпе «этаж одной секции — около 10 квартир — в неделю». А первый дом планируют сдать уже в 2024 году.
Член Союза Архитекторов России и градостроительного совета Владивостока Кирилл Солгалов рассказывает, что «DNS Сити» является составной частью города-спутника. При этом, как следует из комментария эксперта, проект не предусматривает реализации «кавалерийским наскоком» и будет развиваться поэтапно.
«Ожидается, что интенсивное строительство начнется после 2030 года», — сообщил Кирилл Солгалов.
Ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев соглашается, что сама тенденция движения населения с полуострова на север, в Надеждинский район, очевидна. При этом остро стоит вопрос, где должен размещаться центр управления территорией. Вынести административные и деловые функции из исторической части города – это правильное решение для развития Владивостокской агломерации, уверен эксперт. Как в перспективе – и перенос портовых мощностей. А исторический центр следует оставить туристам.
И здесь мы подходим к вопросу о сценарии развития города спутника, который еще предстоит написать, включая экономическую и социальную модели.
Эксперты обращают внимание, что города-спутники популярны в Юго-Восточной Азии, где они представляют большой интерес для мигрантов. Рассуждая с практической точки зрения, глава агентства недвижимости «Метры» Владимир Закурко полагает, что спутник Владивостока может заинтересовать переселенцев из постсоветского пространства при доступной цене «квадрата». Возможность выгодно купить жилье большой площади, которое для многих недоступно в большом городе — важное преимущество городов-спутников по всему миру.
В то же время федеральный эксперт, архитектор по развитию городов и агломераций, архитектор и градостроитель Илья Заливухин считает, что здесь нужна имиджевая история с архитектурными доминантами, возможно, сопоставимыми даже со знаменитым «Лахта Центром», башней «Газпрома» в Санкт-Петербурге. Такие имиджевые объекты становятся дополнительными центрами городской агломерации.
«А что касается стоимости и качества жилья, это не должна быть застройка для бедных или богатых. И если жилье стоит ниже рынка, его потребительские характеристики не должны страдать», — говорит он.
Реализовать проект планируется частично на условиях концессии, с привлечением частных инвестиций и средств федерального бюджета. Всего, по последним данным, под проект предполагается привлечь 1,24 трлн рублей инвестиций.
На форуме «Живем в Приморье. Решаем вместе», где собрались активисты из муниципалитетов края, глава региона Олег Кожемяко рассказал об открытии Центра гражданских инициатив, который займется координацией работы организаций территориального общественного самоуправления (ТОС).
– Много обращений жителей, о том, что нужно сделать, отремонтировать, благоустроить. В крае действуют соответствующие программы. И в дополнение к ним мы решили сделать так, чтобы каждый человек смог поучаствовать в благоустройстве. Это территориальные общественные самоуправления – ТОСы – хороший инструмент, позволяющий видеть быстрые победы. Где поставить лавочку, установить видеонаблюдение, заасфальтировать дорожки – все это решают жители, – пояснил губернатор Приморья.
Активное развитие направления началось в прошлом году. Планируется, что в этом году число ТОСов в Приморье увеличится почти в два раза – до 147. В краевом бюджете на эти цели выделено 140 миллионов рублей, в будущем году объем финансирования вырастет.
– Последние годы Дальневосточный округ динамично развивается как с точки зрения количественного роста, так и финансовой поддержки деятельности ТОС, при этом Приморский край входит в тройку лидеров по ТОСовскому движению вместе с Бурятией и Сахалином, – отмечает Александр Лукичев, директор Университета территориального общественного самоуправления, член общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ. – Что касается именно наращивания финансовой поддержки то цифры по Приморскому краю впечатляют. По данным доклада Общенациональной Ассоциации ТОС за 2022 год (опубликованы в первом номере журнала «Муниципальная Россия» за 2023год) сумма средств поддержки по краю составляла чуть более 16 млн рублей. Такому росту по этому году, да и с перспективой удвоения в следующем году можно только аплодировать. На моей памяти за 35 лет моего участия в ТОСовском движении, а я провел 20 лет на посту председателя ТОС, руководил областной ассоциации ТОС – такого не было.
Я думаю, что это очень правильное решение. Доказано практикой что каждый рубль, вложенный в ТОСы, возвращается в бюджет пятью рублями. Так что я назвал бы решение краевых властей мудрым и дальновидным.
Кстати, у нашего Университета хорошие рабочие отношения с регионами округа – с Сахалином, где мы приняли участие в прошлом году в Форуме ТОС, с Бурятией, Камчаткой, Якутией, Приамурьем и Еврейской автономией. Надеюсь и с Приморским краем получиться реализовать проекты, тем более что у нас их много, и мы открыты к сотрудничеству.
Образовательные проекты будут весьма кстати. Сведущих в области ТОС специалистов – дефицит. А задача созданного Центра гражданских инициатив – консультировать людей, которые занимаются созданием ТОСов, помогать выбирать проекты благоустройства, оформлять заявки на получение грантов.
По словам руководителя Центра Елены Порубовой, в начале июня заработала «горячая линия», и на нее уже поступило почти 100 звонков. Активисты спрашивают, создавать ТОС с образованием юридического лица или без, какие документы нужны для участия в конкурсе грантов, стартовавшем 5 июня.
Претендующие на финансирование из краевого бюджета проекты должны быть направлены на решение вопросов местного значения: это благоустройство придомовой территории, установка детских и спортивных площадок, организация автомобильных парковок, остановок, скверов и тому подобное.
Размер грантов – от 500 тысяч до 1,5 миллиона рублей в зависимости от того, где будет реализован проект: в городском или сельском поселении или в крупном городе.
Как замечают специалисты, многие ТОСы, поучаствовав в конкурсе грантов однажды, теперь делают это ежегодно. Так, ТОС «Зеленый Экипаж на Русском», организованный в 2019 году, победил уже в трех конкурсах и обустроил спортивную зону, сценическую площадку и экологическую тропу.
ТОС «Зеленый Экипаж на Русском» – один из 18, объединившихся во Владивостоке в Ассоциацию «Команда ТОС». Есть желающие присоединиться из недавно созданных ТОС, говорит председатель правления Ассоциации Анна Колемагина.
– Несколько лет назад при администрации города был создан Общественный совет по развитию территориального общественного самоуправления, и в этом была, в том числе, и заслуга нашей Ассоциации. Также там действует управление, курирующее работу с ТОСами. Мы обращаемся в эти структуры сообща, с вопросами, волнующими многих. Одно дело, когда приходит один человек, и совсем другое, когда обращается группа. Чаще всего наши вопросы касаются благоустройства, – рассказывает она.
ТОС «Военное шоссе», которым руководит Колемагина, тоже может делиться опытом. В прошлом году при поддержке Фонда «Энергия участия» он вошел список победителей краевого конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) с проектом «Соседский клуб «Леопольд». Для жителей микрорайона было создано общественное пространство для общения, решения насущных вопросов.
– В этом году Ассоциация, как юридическое лицо, будет снова участвовать в СО НКО. В прошлом году мы выиграли два гранта по миллиону каждый. Один проект выиграл ТОС «Военное шоссе». На полученные средства мы привели в порядок остановку, заменили старые заборы на новые ограждения, высадили кустарник, поставили скамейки и вазоны. По другому проекту на территории ТОС «Поспелово» подрядчики сделали лестницу от остановки в поселок, – отмечает она.
Показателен пример еще одного владивостокского ТОСа – «Спутник Владивостока», который находится в частном секторе. Там горожане объединились и создали добровольную народную дружину.
– Кроме того, они единственные из нас, кто участвовал в конкурсе президентских грантов, и выиграли уже два раза. Первый проект назывался «Утиная заводь». Деньги пошли на благоустройство участка рядом с поймой реки Богатая, где обитают занесенные в Красную книгу утки-мандаринки. Территорию благоустраивают, укрепляют склоны, высаживают клумбы. В планах – организовать там полноценную прогулочную набережную. Также они выиграли грант с проектом «Парк нашей мечты». Деньги пойдут организацию основы для него, – добавляет председатель правления Ассоциации.
К слову, тем, кто сейчас организовывает ТОСы, Анна Колемагина советует регистрировать ТОС с образованием юрлица. Это дает возможность участвовать в грантовых конкурсах не только краевого или городского уровня, но и всероссийских, которые проводятся для общественных некоммерческих социально ориентированных организаций.
Александр Юртаев, соучредитель Ассоциации «Команда ТОС», стоял у истоков создания первого ТОС во Владивостоке еще в 1999 году. Общественники проводили культмассовые мероприятия, возродили дворовый футбол, а также собрали пожелания жителей по благоустройству, часть из которых была выполнена властью.
– Территориальное общественное самоуправление – самый простой способ улучшения жизни жителей на той или на территории. Сегодня существует программа поддержки, и люди могут подать заявку и быстро получить деньги. Самое трудоемкое – это оформление и подача документов. Раньше это было очень сложно, но сейчас юристы Центра общественных инициатив с этим помогут, и это очень важно, – считает он.
По опыту Александра Юртаева, лучше, когда в ТОС объединяются 2-5-6 домов, расположенных в относительной близости. В этом случае жителям проще прийти к соглашению, что именно им нужно.
Не ТОСом единым
В Приморье благоустраивают территории не только с помощью ТОС. В крае действует несколько программ, позволяющих создавать комфортную среду в городах и поселках. Это губернаторская программа «1000 дворов», инициированная Олегом Кожемяко, федеральные программы «1000 дворов Дальнего Востока», разработанная Минвостокразвития России, и «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды и краевой конкурс «Твой проект». За последние пять лет по всем программам было благоустроено около 4000 дворов и общественных территорий.
Только в прошлом году по обеим программам «1000 дворов» и программе «Формирование комфортной городской среды» в Приморье были благоустроены почти 300 дворовых и больше 70 общественных территорий.
Это парки, скверы и дворы в самых разных муниципалитетах. Так, реконструирован парк у Дома химиков в Дальнегорске, сквер в микрорайоне ЛДК в Дальнереченске, сквер «Лозовый» и городской парк в Партизанске, скверы по улицам Краснознаменная, Уссурийская, Пушкина в Уссурийске, общественное пространство в поселке Ярославском Хорольского округа.
Благоустройство продолжается: в этом году работы уже идут более чем на 100 объектах.