На Дальнем Востоке рыбопромышленники набирают темпы по вылову тихоокеанских лососей. С начала года объем добычи составил почти 156 тыс. тонн.
Регионом-лидером по вылову по-прежнему остается Камчатский край. По состоянию на 8 августа там было добыто 67% всего вылова – 103,8 тыс. тонн. Об этом сообщили в пресс-службе Росрыболовства.
Следом идут Хабаровский край, где добыто 14,8% или 23 тыс. тонн, а также Сахалинская область, где выловлено 12,6% от всего показателя на Дальнем Востоке. Это 19,6 тыс. тонн.
Основу уловов по всем регионам формирует горбуша, и кета.
Меж тем, на Чукотке фактически рыбалка уже завершилась. В Магаданской области закончился промысел горбуши. Постепенно путина завершится и в других регионах ДФО, тогда будут подведены окончательные итоги.
Специалисты ВНИРО скорректировали прогноз по объему добычи тихоокеанских лососей в сторону увеличения. Прибавка, по данным ученых, может составить 8%. В основном за счет добычи нерки Камчатско-Курильской подзоны.
Три года назад, сплавляясь на «резинке» от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре, мы оказались в Богородском, в краеведческом музее Ульчского района. Помню, как с удивлением рассматривали экспонаты – рыбные консервы, которые выпускались в «низовке» в советские времена и даже в 90-е. Теперь это уже история.
А ведь почти до конца ХХ века по берегам Амура вниз от Хабаровска было несколько рыбоконсервных заводов (РКЗ), которые работали исключительно на амурской рыбе. Один из самых ближних к Хабаровску таких заводов-колхозов располагался в селе Елабуга и назывался «Красный Маяк». Его история во многом похожа на историю множества других рыбколхозов по всему Амуру: в Тыре, Сусанино, Богородском…
Рыба вместо хлеба
На въезде в «старую» Елабугу до сих пор стоит стела «Рыболовецкий колхоз «Красный Маяк» 1930 – 2003»: получается, в XXI век шагнул колхоз. И возник он, кстати, не в 30-м, а несколько раньше – уже в начале 20-х годов появился рыбкооп, в который вошли жители девяти близлежащих сел. Селяне объединились в рыболовецкие бригады, ловили рыбу и сдавали ее на завод, который был открыт в Елабуге. То есть рыбаки не были работниками этого самого завода, но работали с ним в тесной связке.
Примечательно, что бригады эти были, можно сказать, интернациональными. Дело в том, что Елабугу, Вятское и соседние села основали переселенцы из западных регионов Российской империи. Собственно, это и по названиям сел видно. Приехав на новое место, люди занялись тем, к чему привыкли – начали сеять пшеницу. Через несколько лет стало ясно: дело это хлопотное, бесперспективное. Что делать? Конечно же, ловить рыбу в Амуре!
Премудростям рыбной ловли на Амуре переселенцев учили нанайцы. Как бы сейчас сказали – устраивали мастер-классы: как связать сеть из конопли, как специальные венички из багульника сделать. Вскоре новоприбывшие азы рыболовства освоили, а основой их меню стали кета и картошка. Кету также выменивали в городе на товары первой необходимости. Потом и вовсе на промышленный лов перешли.
В 1930 году создается рыболовецкий колхоз «Красный Маяк». С названием долго не думали – в те годы все было «красное», к примеру, сельскохозяйственная коммуна в Елабуге называлась «Красный Октябрь». Ну, а то, что «маяк» - тоже объяснимо: Елабуга, впрочем, как и многие другие села ниже Хабаровска, стоят на правом – высоком – берегу Амура и в ночи действительно светятся, как маяки. Недалеко от Елабуги, кстати, есть село под названием Маяк.
Рыбное дело пошло: ассортимент и улов богатые. Рыбы было так много, что ее хватало не только, чтобы закрыть перерабатывающие потребности завода, поставляли и на рынки Хабаровска.
Довольно быстро завод перерос в многопрофильное хозяйство, которое не только рыбой занималось, но и лесозаготовками. У «Красного Маяка» была своя пилорама, молочно-товарная ферма, пасеки, свиноферма.
Но основным профилем, была, конечно же, рыба. К середине 60-х годов рыбколхоз стал миллионером, а заодно и градообразующим предприятием. Началось масштабное строительство: дома, школа, детский сад, больница, протянули даже водопровод - о нем теперь напоминает заброшенное и полуразрушенное здание водозабора на берегу Амура.
Вкладывались и в производство. В 70-х годах у «Красного Маяка» было два сейнера, которые ловили рыбу в море. Кстати, именно этим отчасти и объясняется успешная экономическая модель советских рыбколхозов.
«Советская система рыбколхозов была экстерриториальной: то есть колхозы, расположенные в Елабуге, Тыре, Тахте, ловили не только у себя, но имели и межколхозные участки на нижнем Амуре, в Николаевском районе. И все добытое там, распределялось между колхозами, исходя из той социальной нагрузки, которую они несли. К примеру, колхоз памяти им. Ленина в Тыре имел морской флот и ловил в Охотском море», - рассказывает председатель Ассоциации участников развития Хабаровского края Максим Бергеля.
В Елабуге построили холодильник, склад, коптильный цех. Судя по фотографии, коптили лососевых: кету, сига.
Ловили рыбу круглый год. Летом и осенью традиционно «шла» кета. Главная рыбалка – осенняя путина – кормила весь год: засолка икры и рыбы давали план и прибыль. Это сегодня кета еле-еле поднимается до Хабаровска, раньше уверенно шла и дальше.
Впрочем, одними лососевыми не ограничивались. А зачем, когда в реке около 140 видов рыбы? Между путиной, и в особенности зимой, ловили частиковых: сазан, карась, Амур, красноперка, желтощек – и это не весь список.
Кстати, если присмотреться к фотографии, то видно, что у проруби, рассматривая улов, стоит майор. Скорее всего, это представитель командования военной части, которая располагалась в соседнем селе Вятское (сейчас там располагается учебный центр инженерных войск) или Сарапульском (там находится полигон некогда существовавшей Краснознаменной Амурской флотилии).
В бригаде служил капитан Красной Армии Ким Ир Сен, здесь же родился Ким Чен Ир. Правда, официальная историография в КНДР гласит, что родился он на священной горе Пэктусан, а в это время на небе появилась двойная радуга и яркая звезда.
На въезде в Вятское, прямо посреди тайги, предприимчивые китайцы построили огромный мемориальный комплекс в память о погибших бойцах 88-й бригады. Правда, его из политических соображений тоже решили пока закрыть, спрятав монументы под «рисовкой».
А вот еще одно интересное фото – улов миноги (кстати, это вовсе и не рыба, а отдельный вид животных – минога). Сегодня она вновь стала появляться на рынках, но долгое время была забыта, как кулинарное блюдо. В советские же годы ловили ее в промышленных масштабах.
А еще был амурский деликатес – ауха (китайский окунь). Ее, кстати, только недавно вывели из Красной книги и разрешили ловить.
Вообще, конечно, жизнь на Амуре в 60-80-е годы «кипела». Было даже такое явление, как агитпароходы, которые подходили к селам или судам, находящимся на промысле, и где можно было отовариться, подстричься, а заодно прослушать лекцию. Я, кстати, застал такой пароход в конце 80-х, когда моя бабушка, работавшая в Амурском речном пароходстве на РТ-403 (речной толкач), брала меня на пол-лета с собой. Правда, назывался он не «агитпароход», а что-то вроде «передвижной магазин», а вместо лекций о политической обстановке в мире мы смотрели «видик» («Том и Джерри», «Полицейский из Беверли-Хиллз» и фильм для взрослых на нижней палубе).
Величие и благополучие закончились в конце 90-х: перестройка, дефолт, экономический спад. Сократились квоты на вылов, уменьшились запасы рыбы в Амуре. К тому же, банально не все предприятия смогли перестроиться.
«Когда советская система развалилась, все эти колхозы стали самостоятельными юридическими лицами, им "нарезали" рыбопромысловые участки и если там была рыба, то колхоз мог выживать. Если нет, то нет. Объемы частиковых рыб оказались в одних руках, а места их промысла – в других. Вполне стандартная ситуация на Амуре, когда есть предприятия, у которого есть разрешенные к вылову объемы, но нет участков, где эти объемы можно осваивать. И наоборот. Таким образом, была подорвана необходимая производственная цепочка «ловим-перерабатываем-продаем», – объясняет Максим Бергеля.
Первыми это почувствовали аборигены и создали в 1999 году территориально-соседскую общину коренных малочисленных народов Севера «Мангбо», что в переводе означает «Амур». Все так же ловили рыбу, но уже для себя, как это и было в 20-х годах прошлого века. Правда, получилось недолго – пресловутый закон о получении рыбопромысловых участков через аукцион оставил нанайцев без участка и долгое время они могли ловить только частиковые породы рыб.
«Отсутствие ресурсной базы, необходимы финансовых и управленческих ресурсов привело к тому, что многие колхозы на Амуре прекратили свое существование», – подытожил Максим Бергеля.
В 2003 году закончилась и история рыбколхоза «Красный Маяк». Теперь так называется большая база отдыха, куда, кстати, любят приезжать рыбаки – места-то здесь сазаньи!
Угольные котировки на европейском рынке укрепились до 114-115 долл./т. Поддержку ценам продолжает оказывать сокращение складских запасов, ожидаемое существенное похолодание, рост котировок газа на фоне эскалации конфликта между Израилем и Ливаном, а также между Россией и Украиной. Частичное давление оказало общее увеличение поставок из Колумбии в Европу и другие страны на 40%.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 431.76 долл./1000 м3 (+23.33 долл./1000 м3 к 18.09.2024 г.), несмотря на высокие запасы, что связано со снижением поставок норвежского газа из-за незапланированной остановки одного из предприятий. Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 25.09.2024 г. упали до 3.6 млн т. (-0.2 млн т. или -4.7% за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 вырос выше 107 долл./т. Котировки южноафриканского высококалорийного материала отскочили от 5-месячных минимумов благодаря улучшению спроса со стороны Индии ввиду привлекательности текущих цен и окончания сезона муссонов. Кроме того, в Индии за прошедшую неделю наблюдалось снижение возобновляемой генерации на 16% и рост угольной на 15%. Однако спрос со стороны производителей окатышей (DRI) или губчатого железа оказался ниже нормы, что связано с достаточными складскими запасами и возможным сокращением производства из-за низких цен на сталь.
Логистическая компания Grindrod планирует выкупить обратно у Vitol 35% долю в мозамбикском терминале Matola Coal Terminal за 77 млн долл. (Vitol приобрела эту долю в 2012 г. за 67.7 млн долл.). Grindrod намерен инвестировать 50-60 млн долл. с целью увеличения мощности терминала по перевалке угля и магнетита с текущих 7.5 млн т. в год до 12 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao продолжили расти, прибавив 3 долл./т. до 124 долл./т. Поддержку оказали такие факторы, как спрос в связи с пополнением запасов в преддверии национальных праздников 1-7 октября, снижение добычи из-за дождей, а также спрос в промышленном секторе.
Кроме того, центральный банк Китая объявил о новых мерах стимулирования, призванных ускорить развитие экономики и побороть кризис на рынке недвижимости. Меры направлены на достижение целевых 5% роста ВВП с помощью понижения процентных ставок, ослабления требований к банкам по обязательному резервированию, предоставления ликвидности для финансовых рынков и сектора недвижимости. Примечательно, что впервые за десятилетие столь серьезные меры были приняты в один день.
При этом некоторые участники рынка ожидают, что снижение потребления угля на электростанциях в краткосрочной перспективе продолжится в связи с замедлением спроса на электроэнергию в межсезонье.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 92.00 долл./т. (без изменений к 18.09.2024 г.). Цена низкокалорийного материала 4200 GAR укрепилась до 52 долл./т. (+1 долл./т. к 18.09.2024 г.) благодаря стабильному спросу на средне- и высококалорийный уголь со стороны Филиппин и Вьетнама, где отмечается высокое потребление электроэнергии. Производители также ожидают, что спрос на уголь будет улучшаться в Индии на фоне укрепления цен на губчатое железо. Предложение сохраняется на высоком уровне благодаря благоприятным погодным условиям, хотя погрузка на баржи оказалась затруднена в реках Mahakkam и Barito из-за низкого уровня воды.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил до 140 долл./т. в связи с оживлением спроса в странах АТР и смягчением монетарной политики в Китае.
Индекс австралийского металлургического угля HCC, после падения неделей ранее, резко поднялся почти до 190 долл./т. после объявления стимулирующих мер в КНР. Кроме того, китайские производители кокса провели второй раунд повышения цен на свою продукцию. Увеличение спроса на коксующийся уголь отмечалось не только в Китае, Индонезии и Индии, но и в странах Северо-Восточной Азии.
Однако некоторые участники рынка считают, что резкий рост бумажных контрактов на бирже Dalian Commodity Exchange, после объявления мер стимулирования, оказался чрезмерным и не отражает реальную ситуацию на физическом рынке.
Продолжающееся падение экспорта угля через терминал в Тамани, принадлежащий ОТЭКО, усилилось в августе 2024 г. Объем перевалки в августе 2024 г. упал до 0.97 млн т. в сравнении с 1.7 млн т. в июле этого года. При этом в январе-августе 2024 г. экспортные поставки OTЭКO через терминал обвалились до 7.7 млн т. (-9.6 млн т. или -55.4% к аналогичному периоду 2023 г.).
В августе РЖД согласовало заявки на доставку в порт по железной дороге 1.45 млн т. угля. Фактические поставки составили 0.97 млн т. На сентябрь РЖД согласовало перевозку в адрес терминала 1.36 млн т. угля (-6.2% к августу 2024 г.), фактические отгрузки предварительно оцениваются в 0.95 млн т. (в сравнении со среднемесячным объемом отгрузок в 2.5 млн т. в 2023 г.).
Падение объемов поставок в порты Юга России обусловлено интенсивным сезонным пассажирским потоком на маршруте, нехваткой поездов, а также активными строительными работами по развитию подходов к южным терминалам. Поставки угля в южные порты, включая порт Тамань, резко сокращаются. Из-за ж/д ограничений на терминалы попадет менее половины запланированных объемов, в связи с чем наличие угля в южных портах ограничено. В свою очередь, дефицит пропускной способности отражается в росте ставок перевалки.
Экспортные отгрузки из Тамани начала снижаться в конце 2023 г., когда ряд угледобывающих компаний, прекратил поставки в адрес терминала ОТЭКО из-за завышенных ставок перевалки на уровне около 40 долл./т. В мае тарифы под давлением Федеральной антимонопольной служба (ФАС) и экспортеров снизились, хотя и недостаточно, но перевалка стала постепенно восстанавливаться, однако тарифы вновь повысились. В августе этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело в отношении ОТЭКО, поскольку тарифы в Тамани были признаны экономически необоснованными. ФАС установила, что действия компании нарушили антимонопольное законодательство и ущемляют интересы потребителей, в связи с чем ОТЭКО грозит штраф. Размер штрафа за установление монопольной высокой цены может достигнуть 15% от выручки. Претензии регулятора обусловлены недостаточным обоснованием повышения тарифов. Учитывая, что угольные котировки на международном рынке упали до уровня 2015-2016 гг., ставка перевалки и железнодорожные тарифы должны соответствовать уровню тех лет, однако ставка ОТЭКО существенно превышает его и продолжает увеличиваться, в результате чего некоторые угольные компании снова приостанавливают отгрузки, увеличивая тем самым дефицит угля на мировом рынке.
Падение экспортных поставок связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада остаются убыточными, поэтому мощности инфраструктуры угольного терминала ОТЭКО, вероятнее всего, будут оставаться недозагруженными.
В январе-августе 2024 г. объемы перевалки российского и казахского угля в угольных портах России упали до 124.8 млн т. (-16.3 млн т. или -11.5% к январю-августу 2023 г.).
Убытки российских угольных компаний по итогам января-июля 2024 г. подскочили в 3.2 раза до 107.2 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 104.1 млрд рублей (-69.8% к январю-июлю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 3.1 млрд руб. против прибыли 316.1 млрд руб. в январе-июле 2023 г. Доля убыточных компаний увеличилась до 52% против 37% за аналогичный период прошлого года.
Последний раз совокупный убыток отрасли наблюдался только по итогам 2020 г. В размере 37.6 млрд руб. В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Несмотря на то, что Минэнерго предложило продлить отмену экспортной пошлины на энергетический уголь до декабря 2024 г., с сентября экспортеры вынуждены вновь ее оплачивать ввиду отсутствия подтверждающего документа. Кроме того, пошлина на коксующийся уголь продолжает действовать.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-августа 2024 г. упала до 132.3 млн т. (-10.1 млн т. или -7.1% к январю-августу 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 133.4 млн т. (-12.9 млн т. или -8.8% к январю-августу 2023 г.).
Угольные котировки на европейском рынке укрепились выше 113 долл./т. Поддержку ценам оказывало сокращение складских запасов и увеличение волатильности котировок нефти и газа, обусловленное эскалацией геополитической обстановки на Ближнем Востоке.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 408.43 долл./1000 м3 (-2.25 долл./1000 м3 к 11.09.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 18.09.2024 г. упали до 3.83 млн т. (-0.32 млн т. или -7% за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 104 долл./т. Котировки остаются под давлением, поскольку падение предложения (вызванное проблемами с вывозом угля) нивелируется невысоким спросом со стороны потребителей в Индии и странах Юго-Восточной Азии. Участники рынка ожидают, что цены на высококалорийный материал протестируют ключевой уровень поддержки в 100 долл./т. FOB в течение недели, при этом представители отрасли полагают, что это минимальное значение в связи с высокой себестоимостью добычи в ЮАР и логистическими издержками.
Южноафриканская компания Seriti Resources планирует сократить более 1000 рабочих на шахтах Middelburg Mine Services и Klipspruit South-East, поскольку поставки угля на внутренний и внешний рынки стали нерентабельными. В настоящий момент Seriti Resources консультируется с правительством по поводу дальнейших шагов в связи с данной ситуацией.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 121 долл./т. При этом торговая активность была снижена, поскольку 15-17 сентября были нерабочими днями в КНР в связи с Праздником середины осени. Поддержку ценам оказали: снижение добычи из-за дождей, усиление проверок безопасности на шахтах, рост спроса со стороны потребителей в преддверии национальных праздников 1-7 октября, а также техническое обслуживание ряда ж/д путей, по которым идет транспортировка угля в провинции Shanxi.
Некоторые участники рынка ожидают дальнейшего роста цен FOB в среднесрочной перспективе в связи с сокращением складских запасов. Однако другие игроки полагают, что давление будет увеличиваться из-за снижения температуры в центральных и северных регионах в результате усиления ветра и тайфуна Пуласан, что приведет к замедлению спроса на электроэнергию.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 22.92 млн т. (-0.06 млн т. к 11.09.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подрос до 92 долл./т. Рынок индонезийского материала на прошедшей неделе получил поддержку на фоне роста числа тендерных закупок со стороны китайских потребителей, ожидающих увеличения потребления угля. Со стороны Индии также прогнозируется рост спроса в ближайшие несколько недель в связи с усилением промышленной активности в преддверии сезона праздников в сентябре-октябре. Также спрос со стороны Вьетнама восстанавливается благодаря возобновлению эксплуатации угольных электростанций, остановленных из-за прошедшего тайфуна Яги.
Кроме того, предложение со стороны Индонезии было ограничено в связи с праздниками, при этом движение по реке Lalan возобновилось, что может привести к росту предложения низкокалорийного материала из Южной Суматры.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 137 долл./т. Сезонное пополнение запасов оказало частичную поддержку австралийским котировкам, однако значительное предложение оказало давление на высококалорийный материал.
Индекс австралийского металлургического угля HCC после резкого снижения неделей ранее стабилизировались на уровне 180-181 долл./т. по причине улучшения спроса со стороны КНР. Однако предложение по-прежнему превышает спрос и на рынке стали превалируют негативные прогнозы. Индийские потребители отмечают, что готовы вернуться к закупкам в случае роста цен на сталь. Котировки австралийского угля PCI после существенного падения неделей ранее остались без изменений на уровне 140 долл./т.
Участники рынка отмечают, что в текущей ситуации дальнейшее движение котировок зависит от развития событий в КНР, при этом многие ожидают продолжения нисходящего тренда.
РЖД планирует резко увеличить индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 2025 г. Данную инициативу участники отрасли восприняли негативно, поскольку угольную отрасль уже оказалась под ударом из-за высокой фискальной нагрузки, свыше 50% производителей стали убыточными и цены на экспортном рынке продолжают снижаться.
Повышение возможно в два этапа: с 1 ноября 2024 г. на 3.6% и 1 января 2025 г. на 13% (суммарно на 17.2%), или с 1 января 2025 г. сразу на 22.7%.
Общий рост тарифов РЖД по итогам 2022-2023 гг. составил рекордные 44.6%, более 50% экспорта угля оказалось под санкциями, а себестоимость добычи подскочила. При этом производители коксующегося угля продолжают платить экспортную пошлину.
Многие предприятия закладывали в свои бюджеты на 2025 г. рост тарифов РЖД на уровне 7–10%, однако резкое увеличение на 17–22% заставляют их пересмотреть свои планы. Результаты 1 полугодия 2024 г. показали, что угольные компании уже отказываются от новых проектов и сокращают инвестиции.
Дополнительное давление на экономику экспорта угля оказала отмена понижающих коэффициентов для энергетического угля с 1 июня 2022 г. В настоящее время отмена действует до конца 2024 г. Отмена коэффициента 0.895 на энергетический уголь привела к росту тарифов в среднем на 11%, а отмена коэффициента 0.4 за дальность – на 25–27%.
Восточное направление, где ж/д инфраструктура оказалась перегруженной из-за разворота поставок материала в страны АТР, может стать убыточным, тогда как экспорт в южном и западном направлении уже нерентабелен. На фоне совокупности негативных факторов новая индексация тарифов приведет к дальнейшему падению добычи в Кузбассе и других угледобывающих регионах, а также к сокращению экспортных поставок.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августу 2023 г.).
В январе-августе 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 133.3 млн т. (-9.4 млн т. или -6.6% к январю-августу 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
В августе 2024 г. добыча упала до 15.1 млн т. (-2.0 млн т. или -11.7% к августу 2023 г.).
Добыча коксующегося материала за 8 месяцев 2024 г. составила 42.5 млн т. (-1.8 млн т. или -4.1%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 90.8 млн т. (-7.6 млн т. или -7.7%).
Открытым способом угольные компании добыли 90.1 млн т. (-5.9 млн т. или -6.1% к январю-августу 2023 г.), производство подземным способом составило 43.2 млн т. (-3.5 млн т. или -7.5% к аналогичному периоду прошлого года).
По состоянию на 1 сентября 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе составили 18.6 млн т. (-2.0 млн т. или -9.7% к 1 сентября 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с логистическими ограничениями, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.
Угольные котировки на европейском рынке опустились ниже 113 долл./т. Давление на цены оказывал рост производства электроэнергии из ВИЭ в Европе. Так, в Германии на этой неделе доля возобновляемых источников энергии в общем объеме производства электроэнергии выросла до 70% по сравнению с 61% неделей ранее. Доля каменного угля в производстве электроэнергии составила менее 6%, по сравнению с 8% ранее. Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 11.09.2024 г. упали до 4.15 млн т. (-0.60 млн т. за неделю).
Газовые котировки в течение недели демонстрировали волатильность на опасениях того, что ураган Франсин (Francine), зародившийся в Мексиканском заливе, нанесет ущерб мощностям по производству СПГ в Луизиане (США), где расположены несколько заводов. Однако, ураган обошел ключевые объекты, включая крупнейший в США экспортный терминал Sabine Pass компании Cheniere Energy Inc.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 107 долл./т. Котировки с середины августа находятся под давлением из-за сокращения спроса со стороны индийских производителей губчатого железа, которое в свою очередь вызвано сезоном муссонов, ростом дешевого импорта стали из Вьетнама, а также достаточным объемом предложения угля на рынке. Ряд индийских потребителей заявляет, что при ценах выше 100 долл./т. FOB South Africa производство становится нерентабельным, и в случае отсутствия роста спроса на сталь и цемент в ближайшее время они ожидают дальнейшего снижения угольных котировок.
На внутреннем рынке Китая на прошедшей неделе наблюдалось слабое укрепление котировок. Поддержку ценам оказали: снижение добычи из-за дождей, усиление проверок безопасности на шахтах, рост спроса со стороны потребителей в преддверии национальных праздников 1-7 октября, а также техническое обслуживание ряда ж/д путей, по которым идет транспортировка угля в провинции Shanxi.
По итогам недели цены на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1.24 долл./т. до 118.96-120.37 долл./т. Запасы в 9 крупнейших портах составили 22.98 млн т. (-0.47 млн т. к 04.09.2024 г.).
Котировки высококалорийного индонезийского материала удерживаются в диапазоне 91-92 долл./т. Рынок низкокалорийного индонезийского материала на прошедшей неделе получил поддержку на фоне роста числа тендерных закупок со стороны китайских потребителей, которые старались заключить сделки в преддверии национальных праздников 1-7 октября.
Кроме того, участники рынка пытались оценить последствия тайфуна Яги (Yagi), который обрушился на южные провинции Китая 6 сентября (ряд портов на южном побережье были закрыты, что повлияло на прием судов), а затем устремился в сторону Вьетнама.
Из-за тайфуна Вьетнам 7 сентября был вынужден временно прекратить или остановить работу 10 угольных электростанций на севере страны, поскольку удар стихии пришелся на провинцию Куангнинь (Quang Ninh), где сосредоточены ТЭС. В результате около 74% населения страны остались без электроэнергии.
Цены на высококалорийный австралийский уголь 6000 упали ниже 140 долл./т. на фоне роста предложения.
Индекс австралийского металлургического угля HCC после резкого снижения неделей ранее стабилизировались в районе
181-182 долл./т. на фоне роста спроса со стороны китайских покупателей. Участники рынка заявили, что текущие уровни цен стали более конкурентными по сравнению с материалом внутреннего производства. Однако фундаментальные факторы в виде избытка предложения и снижения цен на сталь остаются в силе. Индийские потребители по-прежнему занимают выжидательную позицию.
Котировки австралийского угля PCI резко снизились под давлением более дешевого угля внутреннего производства провинции Shanxi, а также снижения спроса со стороны европейских производителей стали.
Инвестиции российских угольных компаний в 1 полугодии 2024 г. упали на 4.4% до 111.1 млрд руб. (-6 млрд руб. к 1 полугодию 2023 г.), что является первым полугодовым снижением с 2020 г. и приведет к дальнейшему снижению добычи угля.
При этом в добывающей промышленности России только угольная отрасль показала негативную динамику, что обусловлено снижением мировых цен, высокими издержками, санкциями и ограниченной провозной способностью ж/д инфраструктуры.
Многие российские производители пересматривают свои планы и уже отказались от реализации новых проектов в 2024 г., сократив закупки оборудования и объемы добычи.
Цены на энергетический уголь, на который приходится более 80% экспортных поставок, в начале апреля упали до минимумов с 2021 г. При этом понижательный тренд сохраняется.
Удорожание себестоимости и логистики на фоне падения котировок привело к отрицательной рентабельности поставок и увеличению убытков, которые подскочили за 1 полугодие в 3.4 раза, в результате чего совокупный убыток компаний составил 7.1 млрд руб. против прибыли 282.5 млрд руб. в 1 полугодии 2023 г. Рентабельность экспорта в КНР ухудшилась с 1 января из-за импортных пошлин, вновь введенных китайским правительством.
Дополнительное давление на инвестиционную активность экспортеров оказывает высокая ключевая ставка, которую ЦБ России продолжает повышать. Таким образом, совокупность негативных факторов приводит к недофинансированию отрасли и отразится на объемах производства.
По итогам 2024 г. ожидается падение объема инвестиций в угольную отрасль на 33.3% до 188.2 млрд руб., или $2.2 млрд (-94 млрд руб., или -1.1 млрд долл., к 2023 г.).
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-августа 2024 г. упала до 132.3 млн т. (-10.1 млн т. или -7.1% к январю-июлю 2023 г.).
Фактический дефицит пропускной способности Восточного полигона для угля достиг 54.4 млн т. в 2023 г., что обусловлено переориентацией поставок материала в восточном направлении в результате западных санкций и вынужденными отгрузками в страны АТР через северо-западные и южные порты (см. Таблицу 1).
По оценке Министерства энергетики дефицит пропускной способности Восточного полигона для угля составляет около 85-95 млн т., что включает в себя потенциальное увеличение объема экспорта с учетом спроса со стороны АТР. Это также обусловлено тем, что данный маршрут более целесообразен с экономической точки зрения по сравнению с другими направлениями, где рентабельность все чаще оказывается отрицательной.
Российские угольщики стремятся адаптироваться к новым условиям на фоне высоких транспортных издержек и падения цен на международном рынке. Однако негативные факторы делают экспорт убыточным, что подтверждается результатами 1 полугодия 2024г., согласно которым количество убыточных компаний увеличилось до 51% против 36% за аналогичный период прошлого года. Кроме того, уже 50% российского экспорта находится под санкциями, что осложняет добычу и отгрузки. В текущих условиях особую актуальность приобретает модернизация Восточного полигона и увеличение его провозной способности.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августе 2023 г.).
Таблица 1. Экспорт российского угля на рынок АТР в 2023 г. (объемы, перевезенные по основной сети РЖД)
Экспортные отгрузки в страны АТР |
Объем, млн. т. |
Дальневосточные порты + п/п с Китаем |
107.1 |
Северо-западные и южные порты |
54.4 |
Итого |
161.5 |
Общий рост тарифов РЖД по итогам 2022-2023 гг. составил рекордные 44.6%. Такое резкое увеличение стало результатом того, что в 2022 г. тарифы повышались дважды: на 6.8% в январе и на 11% – в июне. В 2023 году также было два повышения: на 10.09% в январе и в декабре – на 10.75%.
При этом в период с 2010 по 2021 гг. тарифы РЖД индексировались один раз в начале каждого года.
Кроме того, дополнительное давление на экономику экспорта угля оказала отмена понижающих коэффициентов для энергетического угля с 1 июня 2022 г. В настоящее время отмена действует до конца 2024 г.
Отмена коэффициента 0.895 на энергетический уголь привела к росту тарифов в среднем на 11%, а отмена коэффициента 0.4 за дальность – на 25–27%.
При этом РЖД регулярно продлевает отмену понижающих коэффициентов, несмотря на то, что уголь является самым главным по объему экспортным грузом, а по итогам 1 полугодия 2024 г. более 50% угольных компаний оказались нерентабельными и их убытки подскочили в 3.4 раза.
Таким образом, из-за высоких транспортных издержек на фоне нисходящего тренда в ценах на мировом угольном рынке, западных санкций и ограниченной провозных способной ж/д инфраструктуры поставки российского материала продолжат сокращаться.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августу 2023 г.).
На прошедшей неделе угольные котировки на европейском рынке упали до 114 долл./т. Только 4 сентября европейский индекс потерял более 6.5 долл./т., что стало самой значительной однодневной коррекцией с января 2024 г.
Участники рынка разошлись во мнениях о причинах столь резкого падения. Указывались, как более агрессивные цены предложения (объем в 50 тыс. т. с поставкой в октябре предлагался чуть выше 114 долл./т., тогда как накануне предложения с аналогичными условиями были в диапазоне 119-128 долл./т.), снижение цен на форвардном рынке, а также рынке газа (за неделю контракт с поставкой «на день вперед» на хабе TTF потерял за неделю 30 долл./1000 м3), так и опасения по поводу замедления темпов роста экономики США и отсутствие подъема в экономике Китая (резкое падение спроса и цен на нефть). Запасы угля на терминалах ARA на 02.09.2024 г. составили 4.75 млн т. (+0.20 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 снизился до 110 долл./т., но его падение было чуть менее резким. Запасы угля на терминале Richards Bay (RBCT) увеличились на 5% за прошедшую неделю до 3.37 млн т. Росту запасов способствовал слабый спрос со стороны индийских потребителей (которые обычно забирают до половины экспортного объема), а также рост поставок материала по ж/д после окончания планового техобслуживания.
Индийские потребители снизили закупки южноафриканского материала из-за достаточного объема угля на складах в портах. Поток сравнительно дешевой стали из Вьетнама и Китая оказывает давление на цены металлургической продукции на внутреннем рынке страны, тем самым ограничивая ее производство и, как следствие, спрос на уголь. Индийские производители губчатого железа высказывают пожелания о снижении цен высококалорийного южноафриканского материала на 10-15 долл./т.
Чтобы компенсировать снижение спроса со стороны Индии ЮАР вынуждена искать альтернативные рынки. За последние три недели суда типа Panamax были отправлены в Шри-Ланку, Бангладеш, Японию и Кению.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались практический без изменений и составили 118.4 долл./т. На внутреннем рынке Китая сохраняется неопределенность. В регионах добычи наблюдается разнонаправленное движение цен: часть производителей повышают цены, ожидая улучшения спроса со стороны промышленности до наступления национальных праздников (1-7 октября), другие – снижают на 10-20 RMB/т. для ускорения продаж, не ожидая улучшения спроса до наступления похолодания. Сделки на спотовом рынке затруднены из-за большого разрыва между ценами предложения и спроса.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 23.45 млн т. (+0.79 млн т. к 29.08.2024 г.).
Китайские потребители продолжают закупки низкокалорийного индонезийского материала, цены на который на прошлой неделе достигли 40-месячного минимума. Укрепление китайского юаня по отношению к доллару США также способствовало совершению сделок.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR удерживаются в районе 92 долл./т. Цены на низкокалорийный индонезийский уголь остаются стабильными, находясь на 40-месячных минимумах.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подешевел до 144 долл./т. Торговая активность в контрактах на австралийский материал (поставки в октябре — ноябре) снизилась в преддверии конференции Coaltrans Asia 2024, которая пройдет в Индонезии с 8 по 10 сентября.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 185 долл./т. Цены на австралийский металлургический материал продолжают падать ввиду слабого спроса со стороны Китая и Индии. В Индии продолжается сезон дождей, китайские потребители занимают выжидательную позицию на фоне продолжающегося снижения форвардных контрактов на металлургический уголь на биржах Dalian Commodity Exchange и Singapore Exchange, что обусловлено сохранением неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали.
Угольные компании РФ получили убыток более 7 млрд руб. в 1 полугодии 2024 г.
Убытки российских угольных компаний по итогам января-июня 2024 г. подскочили в 3.4 раза до 93.7 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 86.6 млрд рублей (-71.9% к январю-июню 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 7.1 млрд руб. против прибыли 282.5 млрд руб. в январе-июне 2023 г. Доля убыточных компаний увеличилась до 51% против 36% за аналогичный период прошлого года.
Последний раз совокупный убыток отрасли наблюдался только по итогам 2020 г. в размере 37.6 млрд руб. В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают около 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-июля 2024 г. упала до 117.9 млн т. (-7.4 млн т. или -5.7% к январю-июлю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 116.6 млн т. (-11.6 млн т. или -9.0% к январю-июлю 2023 г.).
En+ столкнулась с трудностями в оплате по проекту Зашуланского месторождения
Генеральный директор En+ Владимир Колмогоров заявил о задержках платежей со стороны китайского партнера China Energy.
На Восточном экономическом форуме Владимир Колмогоров сообщил, что компания испытывает сложности с платежами в юанях и рублях в рамках крупного российско-китайского угольного проекта по развитию Зашуланского месторождения, реализуемого совместно с China Energy.
Проект по освоению месторождения стартовал в 2023 году. En+ Group и китайская China Energy Investment Corporation совместно реализуют проект по освоению Зашуланского угольного месторождения в Забайкальском крае с выходом на добычу 5 млн т. энергетического угля в год к концу 2027 года.
Объем инвестиций в развитие Зашуланского месторождения до 2027 года составит около 50 млрд рублей. Средства пойдут на строительство угольного разреза, создание необходимой инфраструктуры, автодороги и железнодорожной станции, а также на закупку техники и оборудования. В апреле сообщалось, что проектные работы идут в соответствии с графиком.
Отмену правил недискриминационного доступа к ж/д продлили до конца 2024 г.
Правительство продлило срок приостановления действия правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре до конца 2024 г. В результате данной инициативы правила вступят в силу с начала 2025 года, вместо 1 сентября.
2024 г. Таким образом, негативная динамика в отгрузках угля сохранится, поскольку ПНД давали углю приоритет для транспортировки перед другими грузами.
Действовавшие ранее ПНД (до 6 марта 2022 г.) были временно приостановлены в связи с разворотом логистических потоков и необходимостью вывоза в восточном направлении экспортных грузов, от которых в результате западных санкций отказались европейские страны.
В каком объеме сохранятся в рамках новой редакции ПНД перевозки третьей категории, куда входит уголь, пока неизвестно. При этом об отмене угольной квоты пока речь не идет.
При этом в связи с резким расширением перечня грузов в третьей категории существует опасение, что даже грузы этой категории не будут вывезены в полном объеме, что приведет к невыполнению поручений президента.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августе 2023 г.).
На прошедшей неделе цены в Европе укрепились выше 122 долл./т. Поддержку котировкам оказал рост на газовом рынке в результате эскалации конфликта на Ближнем Востоке и неопределенность с транзитом российского газа в ЕС через Украину.
Несмотря на высокие запасы в хранилищах ЕС, газовые котировки на хабе TTF подросли до 439.13 долл./1000 м3 (+11.58 долл./1000 м3 к 21.08.2024 г.), что связано с техническим обслуживанием норвежской инфраструктуры и угрозой прекращения транзита российского газа. Кроме того, предполагается, что доступного количества газа может оказаться недостаточно, например, в случае резкого похолодания. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 4.7 млн т. (-0.1 млн т. к 21.08.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 находился в диапазоне 112-114 долл./т. на фоне роста цен в Европе и сокращения складских запасов в Индии, где проливные дожди негативно отразились на ж/д погрузках индийского угля.
Участники рынка отмечают улучшение провозной способности ж/д в ЮАР благодаря постепенному решению проблем с локомотивами, нуждающимся в ремонте и обслуживании. Оператор Transnet в сотрудничестве с компаниями и комитетом NLCC (National Logistics Crisis Committee) закупает необходимые запасные части у сторонних производителей напрямую, поскольку кризис в отношениях с китайской CRRC (China Railway Rolling Stock Corporation) по-прежнему не преодолен. Кроме того, правительство может предоставить доступ к ж/д инфраструктуре частным операторам в течение 6 месяцев.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 0.5 долл./т. до 118.5 долл./т. после продолжительного снижения. Поддержку ценам оказало сокращение предложения на спотовом рынке и увеличение потребления на 2.2% на крупнейших ТЭС по сравнению с прошедшей неделей. Дополнительным благоприятным фактором является увеличение температуры до 35С° градусов в центральном и южном регионах и ожидание роста до 35-42С° градусов. Некоторые трейдеры воздерживаются от продаж в ожидании дальнейшего укрепления цен материала 5500 NAR до 119.5 долл./т. Очередь из судов в основных портах увеличилась за неделю с 79 до 101, что может говорить об улучшении спроса. Кроме того, Китайская ассоциация транспортировки и дистрибуции угля (CTDA) заявила, что в июле Китай потребил 420 млн т. угля (+3.1% к июлю 2023 г.), нарастив объем впервые с февраля-июня 2024 г.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 24.24 млн т. (+0.15 млн т. к 21.08.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировались до 92.2 долл./т. (-0.30 долл./т. к 21.08.2024 г.) ввиду невысокого спроса в Китае и Индии, где наблюдаются высокие запасы.
Тем не менее, крупные компании надеются на пересмотр квот по добыче в сторону увеличения. Однако некоторые поставщики низкокалорийного угля в Суматре дожидаются разрешения властей на пересмотр целевых показателей в сторону снижения, поскольку сталкиваются с трудностями выполнения планов из-за сокращения маржи в результате падения рыночных котировок и высокой себестоимости добычи.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 147 долл./т. из-за ограниченного спроса в странах-импортерах. Кроме того, экспортные отгрузки из терминалов Австралии за прошедшую неделю увеличились на 11% с 6.9 млн т. до 7.7 млн т.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 200 долл./т. Падение цен на австралийский металлургический материал премиального качества продолжилось, что обусловлено сохранением неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали. Индийские металлургические предприятия отмечают, что будут готовы вернуться к покупкам после восстановления цен на свою продукцию.
США продолжают усиливать санкции против российской угольной отрасли
Минфин США продолжает расширять блокирующие санкции против российских угольных компаний. В SDN-List в августе 2024 г. добавлены:
• структуры Евраза, включая Южкузбассуголь, а также компанию Распадская, чьи акции торгуются на Московской бирже. С 2022 г. Евраз находится под санкциями Великобритании;
• Мечел-Майнинг и аффилированные с ним угольные компании Южный Кузбасс и Якутуголь. Другие структуры Мечела уже находятся под санкциями США с февраля 2024 г.;
• группа компаний СДС-Уголь и аффилированные с ней структуры;
• группа Стройсервис и аффилированные с ней структуры;
Ранее в санкционный список попали: СУЭК, Мечел (за исключением Мечел-Майнинг), Сибантрацит, Эльга, Коулстар и Угольная компания Разрез Майрыхский.
Блокирующие санкции также включают связанные с компаниями добывающие, обогатительные, транспортные и портовые активы.
Усиление санкций приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г. Новые ограничения охватывают 10% российского угольного экспорта, а с учетом ранее введенных санкций под ними теперь находится около 50% экспортного объема. Из-за опасений попасть под вторичные санкции, а также из-за сложностей с платежами российские поставщики уменьшат поставки угля в страны АТР, в особенности в Южную Корею и Тайвань.
Блокирующие санкции против российских угольных компаний ведут к дисбалансу мирового спроса и предложения на высококачественный уголь как энергетический, так и металлургический, включая PCI и антрацит. Выпавшие объемы высококачественного российского угля и металлургического материала будет невозможно заменить на рынке, так как продукция из Индонезии, Южной Африки и Колумбии несопоставима по качеству, а возможности наращивания производства в Австралии ограничены, что может подстегнуть вверх ключевые индексы, рассчитываемые на основе материала 6000 ккал/кг, а также цены на коксующийся уголь, PCI и антрацит.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали препятствует наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, где логистика наиболее благоприятна для поставок на рынок АТР из-за низкого фрахта. Сочетание низких текущих цен с высокими расходами на железнодорожную перевозку и ставками перевалки в портах, делают экспортные поставки нерентабельными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
В 2023 г. экспорт российского угля снизился до 212.2 млн т. (-2.5 млн т. или -1.2% к 2022 г.). В январе-июле 2024 г. объемы экспортных поставок упали до 116.6 млн т. (-11.6 млн т. или -9% к январю-июлю 2023 г.).
Остановка 9 шахт в Кузбассе усилит дефицит российского угля
За прошедшую неделю Ростехнадзор и суд приостановили деятельность на 9 шахтах Кузбасса, где были зафиксированы различные нарушения, включая превышение допустимой концентрации метана и эксплуатацию оборудования с нарушением требований промышленной безопасности.
Нарушения были выявлены на следующих шахтах: им. А.Д. Рубана и им. С.М. Кирова (СУЭК), Распадская (Распадская), Березовская и Первомайская (Северный Кузбасс), Южная (СДС), Чертинская-Коксовая (ММК-Уголь), Юбилейная (ТопПром), Ленина (Южный Кузбасс).
Среди избранных мер пресечения шахтам было предписано приостановить деятельность на 3 месяца, что с учетом их мощностей за этот период может привести к сокращению добычи на 4-6 млн т. угля (2.4% годового объема добычи в Кузбассе). Ввиду ограниченных провозных способностей ж/д инфраструктуры, особенно в восточном направлении, данные объемы будут потеряны для экспортного рынка, что усугубит дефицит российского материала на международном рынке.
В 2024 г. продолжаются активные проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная в
2022 г., которые приводят к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе и снижению добычи.
Экспортные пошлины на российский уголь отложили до декабря 2024 года
Правительство РФ продлило отмену экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит с 1 сентября по 1 декабря 2024 г. с целью поддержки российских угольных компаний и объемов экспорта. При этом по коксующемуся углю, цены на который продолжают снижаться, решения пока не принято.
Однако на фоне растущих логистических издержек, ограниченных провозных мощностей, и падения котировок на международных рынках данная мера представляется недостаточной, поскольку угольные компании продолжают отчитываться об убытках. Дополнительным негативным фактором остается ужесточение санкций.
При этом правительство стремится компенсировать выпадающие доходы от отмены экспортной пошлины, заложив с января 2025 г. надбавку к ставке НДПИ на энергетический и коксующийся уголь в размере 10% от превышения пороговых значений. Увеличение налоговой нагрузки на угольную отрасль окажет дополнительное давление и негативно отразится на инвестициях, добыче и экспорте, которые сокращаются с начала года.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-июля 2024 г. упала до 117.9 млн т. (-7.4 млн т. или -5.7% к январю-июлю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 116.6 млн т. (-11.6 млн т. или -9.0% к январю-июлю 2023 г.).