Фото: ООО «Транснефть – Порт Козьмино»
Нефтепорт Козьмино был запущен в работу в декабре 2009 года, одновременно с первой очередью магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ТС ВСТО). Реализация стратегического проекта ПАО «Транснефть» обеспечила возможность диверсификации экспортных поставок нефти.
По случаю годовщины коллектив порта Козьмино был удостоен Благодарности Президента РФ Владимира Путина за вклад в развитие топливно-энергетического комплекса. Отмечены высокие производственные результаты, достигнутые за полтора десятилетия работы нефтеналивного терминала.
С первого дня работы нефтепорт стал главными восточными воротами для российской нефти, выходом на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Мощность на первом этапе реализации проекта ВСТО составляла 15 млн тонн нефти в год. Сегодня объемы отгрузки черного золота через порт Козьмино увеличились почти втрое. За все время работы специалисты предприятия обработали порядка 4,5 тыс. судов.
Для эффективной работы и высокой производительности в инфраструктуре терминала сосредоточен масштабный комплекс технологических сооружений и оборудования. Здесь внедрены передовые технические решения, которые обеспечивают промышленную, пожарную и экологическую безопасность.
Предприятие вносит важный вклад в обеспечение экономического развития Приморского края, реализует социальные, благотворительные и волонтерские проекты. Нефтепорт Козьмино является крупнейшим налогоплательщиком Приморья: за все время работы в бюджеты края порт перечислил порядка 14 млрд рублей.
По случаю 15-летия в ООО «Транснефть – Порт Козьмино» состоялось торжественное мероприятие с участием вице-президента ПАО «Транснефть» Сергея Андронова, а также представителей правительства Приморского края, администраций Находкинского городского и Партизанского муниципального округов. В ходе мероприятия портовики, внесшие значительный вклад в развитие нефтепроводной отрасли, были отмечены региональными и корпоративными наградами.
Фото: ООО «Транснефть – Порт Козьмино»
Порт продолжает модернизацию и расширение производственных объектов, главная цель которых – обеспечение стабильной и бесперебойной работы всей нефтепроводной системы Дальнего Востока России.
Сегодня вторая очередь трубопроводного транспортного коридора «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-2) в составе ВСТО в полной мере обеспечивает энергетическую безопасность как Дальнего Востока, так и Российской Федерации в целом. Бесперебойные поставки по нему ведет коллектив компании «Транснефть – Дальний Восток», которой накануне исполнилось 15-лет с начала производственной деятельности.
Главные цифры
За 15 лет по ВСТО-2 прокачано более 400 миллионов тонн нефти. Построенный для транспортировки сырья на нефтеперерабатывающие заводы дальневосточного региона, а также для создания более короткого экспортного маршрута в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, трубопровод дал мощный импульс развитию нефтедобычи Восточной Сибири. А еще – стал драйвером экономик регионов, про которым проходит – Амурской области, ЕАО, Хабаровского и Приморского краев.
Предприятие организовало около четырех тысяч рабочих мест, построило десятки домов для работников, стало ведущим налогоплательщиком территорий присутствия. Так, только за прошлый год в бюджет Хабаровского края, в который вместе с «Транснефтью – Дальний Восток» пришла и, собственно, нефтетранспортная отрасль, оно перечислило более 2,5 миллиардов рублей налогов. А на благотворительные цели за 15 лет направило почти полтора миллиарда рублей.
Общая протяженность нефтепроводов, которые обслуживает «Транснефть – Дальний Восток», составляет более двух тысяч километров. 15 современных нефтеперекачивающих станций (НПС) снабжены автоматизированными системами управления процессами транспортировки нефти и энергоэффективным оборудованием. И ВСТО-2, и нефтепровод-отвод от него на Комсомольский НПЗ созданы с учетом передовых достижений в проектировании, строительстве и эксплуатации нефтепроводов, обладают высоким уровнем надежности и безопасности.
Отдавая частичку себя…
По случаю 15-летия ООО «Транснефть – Дальний Восток» состоялось торжественное собрание. На нем региональными и корпоративными наградами были отмечены работники, внесшие значительный вклад в развитие отрасли. Многие из них трудятся на предприятии с момента его создания – со стройплощадок. Реализация проекта прокладки ВСТО-2 стала временем внедрения уникальных технических решений. До начала строительства его участники даже не представляли, что смогут возвести такую грандиозную инженерную систему. Тем более в рекордные сроки.
– Сегодня вспоминал, как мы были молодыми, строили ВСТО-2, запускали станции, запускали наш нефтепровод, отдавая ему частичку себя, – вспоминает заместитель генерального директора ООО «Транснефть – Дальний Восток» по эксплуатации Антон Шендеров. - Каждый принимал участие, вкладывал душу, чтобы этот организм заработал.
Нефтепровод ВСТО все чаще сравнивают с БАМом. И по значимости для страны, и по самоотверженности строителей. Как отметил в ходе церемонии награждения, первый вице-президент ПАО «Транснефть» Максим Гришанин, «наша роль как инфраструктурной компании – объединять страну этим стальным хребтом, которым мы являемся. Ничего б мы так эффективно не построили, никогда б мы так эффективно не работали, если бы все вы и ваши коллеги каждый день приходя на работу просто, честно не выполняли свой долг и свои обязанности».
До недавнего времени система ВСТО была лишь одним из альтернативных маршрутов экспорта российской нефти. Основными путями были приморский (из балтийского порта Приморск в Ленинградской области – прим. ред.), новороссийский (из Новороссийского морского торгового порта на Черном море) и знаменитый нефтепровод «Дружба», по которому шли поставки в Восточную Европу. В 2022 году все поменялось. И сейчас трубопроводная система ВСТО – это значительная часть экспорта российской нефти.
– Мы продолжаем развивать нашу инфраструктуру. Строим резервуарные парки, в 2023 году ввели в эксплуатацию два новых нефтяных резервуара в Хабаровском крае, сейчас идет возведение аналогичных емкостей в Приморье. Для обеспечения дополнительной надежности ведем строительство резервных ниток подводных переходов ВСТО-2 через дальневосточные реки, меняем роторы магистральных насосных агрегатов на НПС, – сообщил генеральный директор ООО «Транснефть – Дальний Восток» Виталий Степанов. – Весь этот комплекс мероприятий позволит нам еще более эффективно выполнять поставленные задачи.
Приветствие президента компании «Транснефть» коллективу ООО «Транснефть – Дальний Восток»
Уважаемые коллеги!
Поздравляю вас с пятнадцатилетней годовщиной в отрасли. Дальний Восток всегда был и остается территорией инноваций, территорией смелого научного и инженерного поиска, проверяющей на подлинность и прочность человеческий характер, эффективность технических и технологических решений.
В системе «Транснефть» ваша организация отвечает за одно из ключевых направлений - поставки нефти на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. С учетом текущей геополитической ситуации это самый масштабный и самый ответственный фронт работы. Обеспечение стабильной бесперебойной работы одного из самых мощных и самых важных нефтетранспортных маршрутов предъявляет особые требования к предприятию и его коллективу, возлагает особую ответственность на сотрудников и руководителей. Крепкая профессиональная команда «Транснефти - Дальний Восток» вносит достойный вклад в развитие восточного вектора поставок энергоресурсов и укреплении энергетической безопасности страны.
От всего сердца поздравляю вас и желаю вам дальнейшей успешной плодотворной работы на Благо России. С праздником!
Николай Токарев
Они уже живут в будущем. Предлагают применять в сфере транспорта нефти RFID-метки, нейросеть и технологии дополненной реальности. Придумали, как оптимизировать ремонт оборудования, как лучше снять с трубопровода полимерную изоляцию и по-новому утилизировать железобетонный лом. Участники финального этапа IV Международной научно-технической конференции молодежи (МНТКМ) ПАО «Транснефть» и организаций-членов Международной ассоциации транспортировщиков нефти презентовали в Хабаровске идеи решения конкретных производственных задач.
Как это было
Мероприятие, которое традиционно дает молодым шанс напрямую представить свои идеи по развитию научно-технического потенциала компании, проводится один раз в два года. В Дальневосточном федеральном округе МНТКМ прошла впервые. Как отметил председатель конкурсной комиссии, вице-президент ПАО «Транснефть» Павел Ревель-Муроз, Хабаровск стал самой восточной точкой России, где состоялся финал корпоративной конференции.
— В этом году площадкой проведения финального этапа выбрано наше общество. Для нас это очень почетно и символично, — подчеркнул генеральный директор ООО «Транснефть — Дальний Восток» Виталий Степанов. — Наше предприятие, которому в этом году исполняется 15 лет — одно из самых молодых в системе «Транснефть». И сейчас здесь молодые пытливые умы защищают свои работы, которые и без того современную отрасль дополнительно шаг за шагом будут продвигать вперед.
В состав конкурсной комиссии МНТКМ-2024 вошли руководители подразделений ПАО «Транснефть», представители научного сообщества и учебных заведений
К финальному этапу МНТКМ-2024 разработки конкурсантов прошли непростой путь промежуточных, локальных и региональных туров. Выдержали въедливые вопросы наставников, скрупулезный подсчет экономической целесообразности, а самое главное — проверку на практике. В первый рабочий день конференции прозвучали 18 докладов 26 молодых специалистов: часть работ написана в соавторстве. Поэтому выступления шли как в индивидуальном, так и в командном формате.
Молодые специалисты из компании «Транснефть» представили свои ноу-хау очно, со сцены, а презентации зарубежных разработок - из Сербии и Казахстана — велись онлайн. На доклад и демонстрацию макетов и стендов участникам полагалось только десять минут, еще десять выделялось на защиту. В таком же режиме во второй день работала студенческая секция конференции. Там выступили 18 студентов из опорных вузов нефтетранспортной отрасли. Сразу стало понятно: чем больше вопросов задавали члены комиссии, тем сильнее их привлекал проект.
Проигравших нет
В жюри признались, определить, кто взойдет на пьедестал почета, было очень сложно, все инновационные идеи хорошо проработаны, везде дано экономическое обоснование внедрения. И добавили, что независимо от того, занял ли участник призовое место или нет, он все равно в числе победителей. Проигравших в этом состязании нет. Ряд разработок отличали оригинальные авторские решения, и это в значительной мере обеспечило им призовые места.
Темы докладов на форуме отличало разнообразие, в их числе:
модернизация автоматизированных систем управления технологическими процессами
совершенствование методов обслуживания механотехнологического оборудования нефтеперекачивающих станций
использование инновационных технологий дополненной реальности при подготовке к работе на промышленных объектах нефтетранспортной отрасли
цифровизация бизнес-процессов инвентаризации и паспортизации оборудования на базе технологии RFID меток
Так, конкурсанты из «Транснефти — Дружба» (к слову, команда этого предприятия завоевала сразу второе и два третьих места в секции «Молодежь») Денис Пронищев и Валерий Шубин продемонстрировали устройство для снятия заводской изоляции с трубы диаметром 1024 мм. А 28-летний инженер-энергетик «Транснефти — Восток» Николай Морозов представил стенд собственного изобретения для автоматизированной диагностики частотно-регулируемого привода (ЧРП) насосного агрегата магистрального насоса нефтеперекачивающей станции.
— Мы с моим товарищем Александром Битко на основе широкополосного импульсного модулятора разработали прибор, позволяющий производить диагностику числовых ячеек ЧРП, — рассказывает Николай. — Он полностью импортозамещающий, и актуален не только для нашего предприятия «Транснефть — Восток», но, и для коллег из «Транснефть — Дальний Восток», потому что нефтеперекачивающие станции магистрального трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» оснащены именно этими частотно-регулируемыми приводами.
Проект принес Николаю первое место и переходящий кубок МНТКМ. Авторами лучшей инновационной идеи стали молодые специалисты Константин Михайленко («Транснефть — Урал») и Рустам Аскаров («Черномортранснефть»). Они разработали методику контроля мутности и цветности светлых нефтепродуктов на потоке с помощью светодиодных световых импульсов. Илья Козенко из «Транснефти — Дальний Восток», получил «серебро» за техническое решение контроля и управления баком-дозатором системы пожаротушения.
Горох, горчица и мониторинг закупок
В студенческой секции лучшим был признан доклад 22-летней студентки Дальневосточного госуниверситета путей сообщения (ДВГУПС, г. Хабаровск) Надежды Малиновской. Четверокурсница представила экологический проект по фиторемедиации почвы после влияния нефтепродуктов. Научным руководителем Надежды стала ее мама, завкафедрой нефтегазового дела ДВГУПС. В «Транснефти», где трудятся десятки рабочих и инженерных династий, такой семейный подход считают правильным.
— Суть моей работы заключается в использовании однолетних растений в составе смеси многолетних трав в условиях Дальнего Востока. Нужно было прорастить семена в чистой воде, и в воде, с добавлением нефтепродуктов, это заняло 15 дней, — говорит Надежда Малиновская. — На следующем этапе прорастила их в почве, на это ушел месяц, затем сравнила результаты с применением нормативных документов. Многолетней основой, по ГОСТу, стал мятлик, а из однолетников подобрали типичные для региона сидераты — районированные горчицу и горох.
Идея дала полноценный результат. Особенно стойкой оказалась горчица. На следующем этапе работы Надежда планирует перенести эксперимент в реальные натурные условия. А выступление Данилы Сидякова, магистранта Международного института энергетической политики и управления инновациями Одинцовского филиала МГИМО, позволило ему занять третьем место в студенческой секции и сильно впечатлило опытных работников отрасли.
Данила придумал, как усовершенствовать механизмы контроля результатов мониторинга отпускных цен на материально-технические ресурсы, используемые при строительстве на объектах компаний в сфере ТЭК. Таких активистов и изобретателей «Транснефть» отмечает еще на студенческой скамье. Ведь, придя в компанию, молодым специалистам предстоит решать непростые задачи, а может быть, и встать у руля предприятий трубопроводной отрасли нашей страны.
Главная цель молодежной научно-технической конференции компании – поддержка и развитие инициатив молодых специалистов.
Дословно
Виталий Степанов, генеральный директор ООО «Транснефть — Дальний Восток»:
— Разработки конкурсантов актуальны и вызывают у профессионалов нефтетранспортной отрасли большой интерес. Они жизнеспособны и имеют право на реализацию уже в ближайшее время. Нужно над какими-то еще чуть поработать, а какие-то, как говорится, сегодня взял и запустил в производство. Ребята молодцы, подготовились отлично.
Прямая речь
Николай Морозов, ООО «Транснефть — Восток», 1 место в секции «Молодежь»:
— Победы вообще не ожидал, она для меня - большой аванс, и я даже не знаю, как сказать. Я больше практик, мне привычно носить рабочий костюм, а не деловой, поэтому для меня каждое такое масштабное мероприятие —это небольшой стресс. Очень много классных работ у ребят было, и вот получилось так, что я занял первое место. А практическую значимость наш прибор уже показал, и мы надеемся на поддержку компании в его тиражировании и расширении функциональных возможностей.
Прямая речь
Илья Козенко, ООО «Транснефть — Дальний Восток», 2 место в секции «Молодежь»:
— В моей работе очень мало теории — только практика, чтобы сразу внедрять. Но может быть, это и понравилось комиссии. А еще встретил здесь очень много знакомых ребят, и по работе, и по университету. С одним из них, Рустамом Аскаровым, мы в студенческие годы вместе участвовали в МНТКМ, заняли призовые места. Потом все разъехались, конечно, и тут вижу его в составе участников — от «Черномортранснефти». Он, кстати, тоже среди победителей.
Прямая речь
Данила Сидяков, МГИМО МИД России, 3 место в секции «Студенты»:
— Дальний Восток — это область моих научных интересов, и у меня всегда была большая мечта как-то попасть за Урал. И вот она сбылась. Я думал, здесь везде успею побывать, но увидел пока, конечно же, самые интересные места. Музеи хорошие посетили, набережную очень красивую. Очень понравилось все, конечно, но мало по сравнению с тем, что хотелось. Вот поэтому надеюсь до отъезда еще прогуляться по чудесному Хабаровску.
Павел Ревель-Муроз, вице-президент ПАО «Транснефть»:
— Каковы тенденции проектов, представленных на МНТКМ-2024? В данный момент мы видим в работах участников большой упор на цифровизацию, обработку большого массива данных. Есть разработки, связанные с тем, чтобы новые технологии, которые сейчас появляются на рынке, были применимы для наших объектов.
Есть и работы, которые имеют исключительно прикладной характер, касаются совершенствования технологий ремонта трубопроводов или оборудования, диагностики.
Конференция является одним из элементов адаптации молодых специалистов в коллективе. Ребята, чтобы попасть на такое мероприятие, готовятся и работают непосредственно на местах, с наставниками. Они выясняют, какие есть проблемы в системе, глубже погружаются в процесс ее работы. Приезжая сюда, общаются между собой и с руководством компании, которую представляет здесь комиссия. На мой взгляд, это позволяет нашим молодым специалистам более плавно войти в работу, активно проявлять свои знания, навыки, опыт и пополнять свой профессиональный багаж.
На нефтеперекачивающей станции №34 второй очереди нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-2) появились два новых резервуара под порядковыми номерами 5 и 6. Это не просто емкости для нефти объемом 50 тысяч кубометров каждая, а высокотехнологичные сооружения с плавающими крышами и интересной инженерной «начинкой»: автоматизированными системами контроля, управления, пожарной безопасности, устройством размыва донных отложений с говорящим названием «Диоген». На ввод «пятидесятитысячников» в эксплуатацию нефтетранспортники пригласили журналистов хабаровских СМИ.
Курс на восток
Важное для предприятия событие прошло в рабочем порядке. В операторной, которую тут принято называть «мозгом» нефтеперекачивающей станции, оператор НПС-34 Дмитрий Малахов под прицелами телекамер спокойно доложил руководству: «Работы по строительству, техническому подключению и гидравлическим испытаниям новых резервуаров 5; 6 окончены». Невозмутимо принял приказ о запуске в работу, несколько раз щелкнул «мышью» и оценил, как меняется картинка на мониторе.
«РВСПК (резервуар вертикальный стальной с плавающей крышей) №5 поставлен на сдачу, РВСПК №6 поставлен на прием», – не повышая голоса, отчитался оператор. За скупой производственной терминологией – задача государственной важности, обеспечение надежности транспортировки нефти в стратегически важном сегодня восточном направлении. По ВСТО-2 «Транснефть – Дальний Восток» перекачивается сырье на Комсомольский (КНПЗ) и Хабаровский (ХНПЗ) нефтеперерабатывающие заводы и в порт «Козьмино», откуда углеводороды идут на экспорт.
Модернизация на собственной базе
Для расширения резервуарного парка на НПС-34 было дополнительно отведено 2,5 гектара (общая территория станции выросла до 37,6 Га). Строительство новых емкостей высотой почти 19 и диаметром 60 метров велось изолированно от функционирующих производственных площадок. Оно шло с весны 2022 года. И, хотя местность вокруг НПС очень болотистая, реализация проекта, по словам нефтетранспортников, сложностей не составила – помог опыт.
Резервуары, которые уже подключены к единой системе управления ВСТО-2, по конструкции такие же, как и те, что работают здесь с момента сооружения станции – РВСПК. Плавающая крыша, которая поднимается и опускается в зависимости от заполнения емкости нефтью, доказала свою практичность. Эта технология позволяет минимизировать испарение нефти, а также предотвратить выброс паров в атмосферу, что делает эксплуатацию оборудования и транспортировку нефти наиболее экологичными. При этом новые емкости отличает важная особенность.
– На «пятерке» и «шестерке» использовано отечественное оборудование. Реализован ряд технических новшеств. Одними из первых мы используем модернизированные устройства размыва донных отложений «Диоген», которые изготавливает завод «Транснефти» – ТОМЗЭЛ в Томске, – рассказывает корреспондентам начальник филиала ООО «Транснефть – Дальний Восток» Михаил Литевский.
ВСТО значит гарантия
Новые резервуары прошли комплексную проверку: гидроиспытания, дефектоскопию. Эксперты подтвердили – все в норме. Пожаробезопасность также на высоте. Ее традиционно обеспечивает автоматика. Емкости оснащены современной системой подслойного пожаротушения и подсоединены к соответствующей системе станции. К слову, на ее территории работает отдельное пожарное депо со специализированной техникой. Заполнение РВСПК нефтью состоялось в конце ноября, также в штатном режиме.
По ВСТО-2 транспортируется уникальная по свойствам легкая нефть одноименного с магистралью сорта ВСТО (ESPO). Контроль качества нефти проводится в химико-аналитической лаборатории (ХАЛ) здесь же, на НПС-34: и при транспортировке до порта Козьмино, и перед сдачей на Хабаровский нефтеперерабатывающий завод. Журналистам показали, как определяется содержание серы в нефти.
– Этот показатель является базовой характеристикой любого сорта нефти. В зависимости от ресурсной базы грузопотока, массовая доля серы варьируется в широком диапазоне от 0,1 до 3,3 процента. Экспортная нефть ВСТО характеризуется невысоким содержанием серы. Сейчас я устанавливаю образец, – поясняет свои действия журналистам инженер-химик ХАЛ НПС-34 Ксения Патрушева. – Он сканируется рентгеновским излучением и результат выводится на дисплей. Проведение испытания вместе с выдачей результата занимает 100 секунд. Видите? Результат – 0,58%. Все отлично!
Чистая работа
Чтобы узнать, насколько хорошо работают природоохранные технологии и на резервуарах, и на станции, и вообще на всех производственных объектах компании, нефтетранспортники задействуют собственные эколаборатории. Одна из них базируется также на НПС-34, и журналисты увидели, как проводится один из самых зрелищных анализов – проверка воды на массовую концентрацию хлорид-ионов. Проба после добавления прозрачного индикатора быстро окрасилась в насыщенный фиолетовый цвет.
– Такой анализ позволяет узнать, не превышено ли содержание хлоридов в природной воде, – говорит сотрудник эколого-аналитической лаборатории Яна Надточина. – Но превышений у нас не было ни разу, у нас хорошие очистные, и мы их тщательно контролируем. А вообще мы ведем постоянный мониторинг объектов окружающей среды, связанных с производственной деятельностью нашего предприятия.
В лаборатории проверяют питьевую (в том числе и из артезианских скважин) и сточную воду, атмосферный воздух, почву, донные отложения. Она аккредитована и оснащена современным исследовательским оборудованием. Лаборанты и инженеры-экологи имеют здесь высокую квалификацию и охотно осваивают новинки. В минувшем году, например, научились выполнять новый вид исследований – измерение загрязняющих веществ в промышленных выбросах на отечественном многокомпонентном газоанализаторе «Полар».
Большие возможности
Теперь НПС-34 стала станцией с самым большим резервуарным парком в «Транснефти – Дальний Восток». На этом развитие ВСТО-2 не завершено.
Модернизация, как и транспортировка нефти, процесс непрерывный. На НПС-41 в Приморском крае идёт возведение еще двух новых резервуаров. Проект планируется реализовать в будущем году. Ведутся работы и на линейной части ВСТО-2. Завершается строительство резервной нитки подводного перехода через реку Хор. Набирает обороты стройка на р. Большая Уссурка, далее в планах резервная нитка через реку Уссури. Все эти проекты призваны повысить эксплуатационную надежность нефтетрансопртной магистрали. С 2019 года вторая очередь трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» работает на максимальной проектной мощности.
Девять миллионов литров воды и давление, на четверть превышающее расчетное рабочее. В Хабаровском крае успешно завершены гидравлические испытания строящейся резервной нитки подводного перехода (ППМН) второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» через Хор. В течение суток объект проверяли на прочность и еще 12 часов - на герметичность. Испытания подтвердили: переход надежен.
Дальневосточная восьмерка
Резервные подводные переходы прокладываются только на «сложных» реках - чтобы повысить эксплуатационную надежность нефтяной магистрали. Это емкое понятие подразумевает не только безаварийную и бесперебойную транспортировку углеводородного сырья, но и удобство контроля и обслуживания трубопровода, а также экологическую безопасность производства.
ВСТО-2, трасса которого проходит по Амурской области, ЕАО, Хабаровскому и Приморскому краям, пересекает множество ручьев и проток, озер и стариц, малых и больших рек. На 51 из них сооружены подводные переходы общей протяженностью 200 километров. Это практически десятая часть всей длины нефтепровода. Резервными нитками пока оснащены два – через Амур неподалеку от Хабаровска и через Биру в Еврейской автономии.
– Сейчас в финальную стадию вошла прокладка резервного перехода через Хор, – рассказывает Александр Минаков начальник управления капитального строительства ООО «Транснефть – Дальний Восток». – Завершается и строительство резервной нитки подводного перехода через Тунгуску в ЕАО. В 2024-м начнутся работы на Большой Уссурке и Уссури в Приморском крае, а в 2025-м – в Приамурье: на реках Зея и Бурея.
Прокладка ППМН – одна из самых трудных задач при сооружении объектов нефтетранспортной сферы.
Егор Ищенко, начальник отдела эксплуатации нефтепроводов ООО «Транснефть – Дальний Восток»:
– Для обеспечения контроля и безопасности подводных переходов в круглосуточном режиме проводится мониторинг с помощью автоматизированных систем управления магистрального нефтепровода. За каждой нефтеперекачивающей станцией закреплены зоны обслуживания магистрального нефтепровода и подводные переходы. На четырех наиболее крупных и сложных переходах есть специальные базы, так называемые «дома обходчиков», где также круглосуточное дежурство осуществляют сотрудники, ведущие непосредственный мониторинг ситуации на ППМН.
Приручая «чёрта»
– Когда строили основную нитку через Бурею, согласовывали работы с энергетиками: там расположена ГЭС, которая производит сброс воды и может замыть траншею, – вспоминает Марат Искандаров, заместитель начальника отдела капитального строительства ООО «Транснефть – Дальний Восток». - Сейчас на этой реке уже две ГЭС, и меры предосторожности возрастают. Зея – судоходная река, здесь необходимы согласования с местным речным пароходством. Уссури и Уссурка очень зависимы от паводков.
На Тунгуске при строительстве подводного перехода было обнаружено cелище, относящееся к культуре амурских чжурчжэней VIII-XII веков.
Пока археологи вели раскопки на обнаруженном селище чжурчжэней, работы были перенесены на другие участки. Хор – один из крупнейших притоков Уссури. Его название в переводе с языка местного аборигенного народа – удэгейского – означает «черт, злой дух». Помимо основного русла, которое он может менять, Хор имеет десятки проток.
Специалисты тщательно отслеживают русловые процессы на этой реке. И не зря: свежий пример – в прошлом году русло Хора сдвинулось в сторону так, что пришлось укреплять берега и ликвидировать размывы в створе подводного перехода на основной нитке. Поэтому проект резервной нитки ППМН разработали с учетом характера реки. Было решено разработать единую траншею и проложить основной дюкер не только через главное русло, но и через восемь проток.
Таким образом длина основного дюкера (часть трубопровода, которая находится под водой), состоящего из 11 плетей (несколько труб, сваренных «в нитку»), составила 2160 метров. К слову, ширина собственно русла Хора в месте перехода всего 135 метров. Кроме того, в проект вошла прокладка еще одного дюкера - через реку Кия (310 метров), обустройство камер пуска и приема средств очистки и диагностики трубопровода, а также двух узлов запорной арматуры.
Проверено и испытано
После каждого этапа – экспертный контроль качества работ, его ведут специалисты АО «Транснефть – Подводсервис». Качество сварки плетей также проверяют не раз, каждый шов. Потом для каждой плети проводят гидроиспытания.
– Затем каждая плеть диагностируется инспекционным прибором методом сухой протяжки специалистами «Транснефть – Диаскан». – продолжает Марат Искандаров. – Это необходимо для проверки качества сварных соединений. Также исследуется качество каждого сварного шва, которым плети дюкера соединяются при протяжке. Она начинается только после того, как проведена съемка, сняты отметки и подтверждены проектным институтом. Параллельно ведутся работы по инженерной защите берегов.
Для укладки дюкера в траншею к первой его плети приваривают оголовок, к которому прикреплен трос. Протаскивание идет с помощью лебедки. После того, как конструкция займет положенное место, оголовок отсоединяют. Чтобы дюкер во время эксплуатации не всплыл, его пригружают полукольцами из чугуна. Снова сверка проектных отметок, частичная присыпка – и второй этап гидроиспытаний. Затем дюкер засыпают.
На весь период строительства на площадках на берегах Хора организован производственный экологический контроль – чтобы минимизировать воздействие производственных объектов на окружающую природную среду. Дважды в год, с начала мая до конца июня и с сентября до конца октября работы выполняются с поправкой на нерест – люди и техника перемещаются из воды и охранной зоны рек на площадочные объекты.
Привести планету в порядок
Решение о строительстве резервных ниток на подводных переходах второй очереди магистрального трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» компания «Транснефть» приняла в 2016 году. Тогда уже шло расширение пропускной способности магистрали. Первой ласточкой проекта, который реализуется в рамках программы технического перевооружения и капитального ремонта, стал резервный переход через Амур. Он был введен в строй в 2019 году, как раз к выходу нефтепровода на проектную мощность.
Проект резервной нитки через Хор разработал институт «Тюменьгипротрубопровод». Его заказчиком выступила «Транснефть – Дальний Восток», предприятие-эксплуатант ВСТО-2. Строительные работы начались летом 2021 года. Общая протяженность нового перехода с включением пойменных участков составила 11,3 километра. Помимо этого, построены две перемычки, соединяющие основную и резервную нитки ППМН.
– После завершения строительства резервной нитки подводного перехода и соединения всех ее участков будет выполнена внутритрубная диагностика с очисткой полости трубопровода, пропуском профилемеров и диагностических приборов, – подводит итог Александр Минаков. – После вытеснения воды трубопровод подключат к основной нитке, заполнят нефтью и приступят к комплексному опробованию.
Сейчас объект готовится к вводу в эксплуатацию. Среди заключительных дел – рекультивация. Сначала техническая – на место вернут плодородный слой почвы, который был снят перед началом строительства, вывезут мусор, укрепят откосы. Потом биологическая – посев трав, подходящих к местным почвенно-климатическим условиям. Завершить строительство резервной нитки планируется к концу текущего года.
Российские банки резко повысили размер первоначального взноса по ипотеке, при этом льготная ипотека на новостройки отменена. Все это сказалось на строительном рынке, в том числе на Дальнем Востоке. О том, что ждет отрасль в новых экономических реалиях, как будут вести себя застройщики и что будет с ценами на жилье, рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.
– Сейчас девелоперы проходят период адаптации к новым экономическим условиям. Я говорю об отмене льготной ипотеки на новостройки, повышении размера первоначального взноса по всем действующим программам, в целом более высоким требованиям банков к заемщикам. Это приводит к снижению емкости рынка, к которой мы привыкли за последние годы, делает потенциального покупателя более щепетильным при выборе жилого комплекса для покупки квартиры. Процесс принятия решения и выхода на сделку стал дольше.
В целом, все девелоперы сейчас фиксируют некоторое замедление темпов продаж. В будущем это приведет к тому, что застройщики будут вынуждены очень внимательно оценить портфель проектов, планируемых к запуску, чтобы сбалансировать прогнозируемые темпы продаж и скорость строительства.
Относиться к этому можно по-разному. Многолетний опыт доказывает, что такие кризисные ситуации позволяют бизнесу мобилизоваться, избавиться от ненужного и выйти на новый уровень – эволюционировать. Я считаю, в девелопменте эта эволюция приведет к тому, что на рынке появится больше привлекательного продукта, подходящего под актуальные потребности самых разных клиентов. Все мы понимаем, что многое сейчас в строительной сфере зависит от покупательской способности.
Обязательно нужно учитывать, как разогналась отрасль за последние годы. Прямо сейчас в Приморье ведется строительство более трех млн кв. метров жилья. Это рекордные для региона показатели, которые говорят о том, что на рынке развернется серьезная и бескомпромиссная борьба за каждого клиента. Причем, потенциальному покупателю уже недостаточно просто добротно построенного ЖК в удобной локации – такой выбор у приморцев сейчас действительно есть. Новый запрос заключается в том, что клиент хочет видеть разнообразную, сбалансированную, эстетичную городскую среду за порогом своего подъезда, причем в масштабе целого района. Поэтому наиболее привлекательными станут проекты, где, помимо жилья, создают новую инфраструктуру со школами, садами, магазинами, местами для прогулок и отдыха, занятий спортом и т.д. Рынок на этот запрос начинает реагировать. Если некоторое время назад мы были чуть ли не единственным девелопером, который в своих проектах – поселок «Новый Де-Фриз», ЖК «Формат», а теперь и в DNS Сити – сразу предусматривал создание всей этой инфраструктуры, то сейчас принципы комплексного подхода к развитию территории действительно становится трендом в нашем регионе. Уже анонсирована подготовка к запуску таких комплексных проектов во Владивостоке, и все участники отрасли будут следить за их реализацией. По нашему опыту «первопроходцев» могу сказать, что это не простой, но, на мой взгляд, самый верный путь развития жилищного строительства.
Если говорить о параметрах девелоперского продукта, то следующий год будет посвящен поиску баланса. Все это время мы наблюдали настоящую «гонку вооружений» с точки зрения наполнения различными опциями жилых комплексов. Девелоперы стремились перещеголять конкурентов: зарядки для телефона в лавочках на улице, сады на кровле, фонтаны во дворе и многое другое. Интересно, что на Дальнем Востоке этот тренд начался несколько позднее по сравнению с центральной Россией. Повлияло то, что в регион зашли федеральные девелоперы, которые привнесли свои стандарты качества и новые форматы. Одновременно с этим произошел запуск интересных проектов региональных застройщиков. В комплексе все это положительно сказалось на качестве и параметрах ЖК, которые сейчас представлены на рынке: если еще три-четыре года назад клиента можно было удивить закрытыми дворами без машин и современными детскими и спортивными площадками, то теперь это база.
Однако в новых экономических условиях разнообразные «фишки» все же придется пересмотреть. С одной стороны необычные атрибуты делают ЖК ярким и привлекательным, но с другой – более дорогим. Подобные продуктовые решения девелоперы будут пропускать через сито реальных потребностей и ценностей покупателя. Останется и даже улучшится то, что по-настоящему важно, а от избыточных элементов будут избавляться.
Если рассуждать о том, что ждет отрасль в целом, то, очевидно, что девелоперам придется научиться зарабатывать не только по привычной относительно простой схеме «построил – продал», а искать другие способы взаимодействия с потребителями: предлагать клиентам рассрочку, лизинг, аренду. Другими словами, необходимо будет «включать голову», креативить еще больше и еще качественнее.
Если говорить про Дальневосточный федеральный округ, то здесь строительная отрасль находится в более выгодных условиях благодаря «дальневосточной ипотеке», за счет чего сильных изменений или потрясений удается избежать. Для понимания значимости этого инструмента для местного рынка приведу статистику: в наших проектах ЖК «Формат» и DNS Сити – 60% сделок проходят по программе ДВ-ипотеки.
В будущем на Дальнем Востоке и в Приморском крае, в частности, будут выигрывать в конкуренции девелоперы с ликвидными продуктами, подходящими под условия льготной ипотеки, но предлагающие достойный продуманный продукт. При этом одним из ключевых факторов успеха на рынке станет наличие разнообразной квартирографии, удовлетворяющей потребностям всех категорий покупателей. К примеру, в своих проектах – «Формат» и «DNS Сити» – мы обеспечили широкий ассортимент квартир – от 23 до 104 кв. метров, и все варианты отделки: черновую, предчистовую, квартиры с готовым ремонтом. Плюс в «DNS Сити» вывели на рынок двухуровневые квартиры с потолками пять метров и большими витражными окнами.
Если говорить о стоимости жилья, то серьезных скачков, думаю, не будет. Да, отдельные застройщики будут предлагать скидки, но долго это не продлится, поскольку работать себе в убыток никто не будет. Соответственно рынок вернется к борьбе за клиента на поле качества продукта.
Приморские пчеловоды до сих пор оправляются от последствий прошлогодних проблем — массового заболевания и падежа пчел. При этом с оптимизмом смотрят в будущее — рассчитывают на хороший медосбор от липы. Об ожиданиях от нового сезона, проблемных вопросах отрасли и способах их решения рассуждает председатель союза пчеловодов Приморского края Рамиль Еникеев.
Уже с конца прошлого года Союз пчеловодов Приморского края вместе с нашей наукой начал работу по выяснению причин произошедшего. Вместе с Приморским аграрным университетом и НИИ Роспотребнадзора им. Сомова провели и проводим исследования на выявление вирусных заболеваний. Мне пришлось слетать в Москву, включиться в работу ветеринарной секции РАН. Организовали учёбу для наших ветеринарных специалистов с помощью лучших российских учёных.
Ситуацию взял на контроль заместитель председателя правительства Приморского края Николай Стецко и министр сельского хозяйства региона Андрей Бронц. Учитывая, что пчеловодство является одной из важных отраслей в регионе, губернатором Олегом Кожемяко было принято решение о создании АНО "Агентство по развитию пчеловодства Приморского края". На данный момент проходит его регистрация в органах юстиции. Эта организация и будет работать над тем, чтобы устранить причины произошедшего коллапса.
В этом году прогнозируется неплохой медосбор с липы, при условии что погода "не подкачает". Но главная задача – это восстановление поголовья пчёл. Некоторые пчеловоды, потерявшие полностью пасеки, решили оставить это занятие. Увы, но у нас до сих пор нет ни одного племенного хозяйства по Дальневосточной породе пчелы, и приходится искать различные варианты восстановления пасек. Но, наши депутаты сейчас разрабатывают меры поддержки для пчеловодов, которые смогут помочь пережить этот период.
Мы категорически против завоза в регион пчёл других пород, тем более, что выжившие пчёлы – это наиболее сильный материал в плане иммунитета и жизнестойкости. Скажу также, что такие кризисные ситуации случаются в пчеловодстве с определённой цикличностью — примерно раз в 25-30 лет.
Между тем, к сожалению, не спадает накал напряжения и в вопросе сохранения главного нашего медоноса – липы. Погода устоялась, пчеловоды выезжают "на разведку" в тайгу и видят печальную картину: пеньки на месте лип, которые росли и были кормовой базой для их пчёл на протяжении нескольких лет. Уже поступает информация из нескольких районов, будем работать с ней. Единственное правильное решение, по мнению жителей таёжных поселков, пчеловодов, учёных – ограничение заготовки древесины липы, по примеру нашего кедра (сосны Корейской).
Прогнозируем, что цены на мёд в новом сезоне останутся на уровне прошлого года. Всё зависит от липового медосбора. Надеемся ,что он будет неплохим. Два года подряд без липового нектара – мы такое не заслужили.