C 13 июня 2024 года Банк России устанавливает официальные курсы доллара США и евро к российскому рублю на основе данных отчетности кредитных организаций по результатам проведенных ими межбанковских конверсионных операций на внебиржевом валютном рынке. Резервные подходы к расчету официальных курсов валют предусмотрены Указанием, принятом в 2022 году.
По информации пресс-службы Центробанка России, анализ показал незначительные отличия между курсами доллара США и евро, рассчитанными на основе внебиржевых данных, от официальных курсов. Среднее отклонение с января 2023 года по июнь 2024 года для доллара США составило 0,01%, для евро - 0,03%. Эти показатели свидетельствуют о том, что данные внебиржевого рынка являются достаточно точными для определения текущего обменного курса указанных валют на внутреннем рынке.
Официальный курс доллара США к рублю, установленный Банком России с 14 июня, равен 88,2 рубля. Таким образом, стоимость рубля по отношению к доллару увеличилась на 0,92% по сравнению с предыдущим днем.
Официальный курс евро к рублю, объявленный ЦБ РФ с 14 июня, равен 94,8 рубля. Следовательно, стоимость рубля в евро выросла на 0,96% по сравнению с предыдущим днем.
В 2024 году Амурская область вошла в топ-13 российских регионов – лидеров по развитию промышленного туризма, а 32% россиян заявили о своем желании посетить территорию. Это стало возможным, благодаря, в том числе, экскурсиям на космодром Восточный. В EastRussia решили выяснить: за сколько можно попасть на стартовую площадку и что там получится увидеть.
Экскурсионную программу на Восточном начали готовить еще в 2019 году: сотрудники космодрома прошли oбyчeниe, пoсле чего сформировали «пopтфeль» для экcкypcoвoдoв. Об этом рассказала глaвный cпeциaлиcт гpyппы пo paзвитию тypизмa oтдeлa AO ЦЭHKИ Kocмичecкoгo цeнтpa Bocтoчный Cвeтлaнa Kиxaй, выступая на недавней cтpaтeгичecкoй ceccии пo пpoмышлeннoмy тypизмy в Aмypcкoй oблacти.
Сегодня Восточный смело называют локомотивом промтуризма всего региона: шутка ли — только за девять месяцев нынешнего года на космодроме было организовано 250 экскурсий, которые посетили семь тысяч человек из разных российских регионов. Хотя больше, конечно, пока все же дальневосточников.
Руководитель турфирмы «Тайга Икс-тур» Роман Шабанов из Благовещенска организует туры на Восточный вот уже три года. По его словам, дальневосточный космодром — самая посещаемая промышленная локация в России. К примеру, за предстоящим 5 ноября пуском корабля «Союз» будут следить 1,2 тыс. туристов. Их распределят по трем специально построенным наблюдательным пунктам. Правда, пока до сих пор до конца неясно — что именно увидят зрители, которые будут находиться примерно в трех километрах от стартовой площадки.
— В основном туристов распределяют на наблюдательный пункт, который построили перед стартом ракетно-носителя «Ангара» в апреле. Никто еще, ни один человек на земле не видел, как это будет для «Союза». Но для «Ангары» это просто невероятное зрелище, конечно, — рассказал Роман Шабанов.
Чтобы попасть на Восточный в так называемый «межпусковой» период, то есть, когда не проводятся запуски ракет, документы необходимо подавать за 21 день до намеченной даты поездки. Если вы хотите посмотреть на пуск, то этот срок увеличивается до 45 дней. При наплыве туристов, как это наблюдается сейчас, срок проверки еще больше — 60 дней. Для иностранцев срок в любом случае составляет два месяца.
Их понадобится не так много: паспорт (копия), данные о месте работы и занимаемой должности, если с вами едет ребенок, то его свидетельство о рождении. Про место работы у вас спросят неспроста: если вы трудитесь в компании, учредителем которой являются представители так называемых «недружественных стран», то в посещении космодрома вам откажут. Если у вас есть второе гражданство опять же страны, относящейся к «недружественным» — вам откажут. Остальным — добро пожаловать!
Она разная. Собственно, как и сам процесс запуска ракеты, который условно делится на три этапа: вывоз ракеты — когда ее доставляют на стартовую площадку, вертикализация — когда ракету ставят «носом в небо», и непосредственно сам запуск. Все три процесса, объединенные в одну экскурсию обойдутся примерно в 45 тыс. рублей на человека с выездом из Благовещенска. Если хотите «брать» этапы по отдельности, то готовьте по 25 тыс. рублей на каждый. Получается, оптом — дешевле.
За эти деньги вас посадят в Благовещенске в автобус и пока вы едете, напоят водой, расскажут о космодроме и включат фильм про космос — это называется «дорожная экскурсия». Дорога до Циолковского длиной около 200 километров займет примерно три часа. Важная деталь: выезжать придется, скорее всего, глубокой ночью, чтобы к пяти утра быть на космодроме — пуск (и остальные процессы) проводятся, как правило, в семь утра.
На космодроме вас ждет проверка, завтрак, сам процесс, на который вы приехали посмотреть, обед, а также экскурсия по космодрому, в том числе, экскурсия в музей Циолковского.
— На вывоз и вертикализацию людей меньше, конечно, заявляется, но это очень интересные и красивые процессы, я лично даже их в чем-то больше, чем пуск люблю, — делится Роман Шабанов.
Иногородним туристам, помимо наблюдения за пуско-наладочными процессами, предлагают остаться в Циолковском на три дня, чтобы «погрузиться во внутреннюю историю».
— Человек получает комплексное представление, он начинает насыщаться этими железяками, он пропитывается историей промотуризма, а еще у него появляется ощущения краткого отпуска, — рассказывает Роман Шабанов.
Кстати, иногороднему туристу вовсе необязательно ехать в Благовещенск (столица Амурской области располагается южнее Транссиба и федеральной автомобильной трассы «Амур» — EastRussia), можно добраться до Циолковского (по автомобильной дороге) или до станции Ледяная (по железной дороге). Правда, если необходимо будет ждать, когда вас заберет экскурсионный автобус, то делать это придется хоть и в новом, но небольшом здании железнодорожного вокзала — обещанной гостиницы здесь так и не построили.
Евгений Шевченко с супругой и дочерью посещал Восточный весной 2022 года, в межпусковой период. Группа из 20 человек состояла полностью из хабаровчан, поэтому на станции Ледяная не они ждали автобус, а он их. Уже в 10 утра были на экскурсии.
— Проверку прошли на въезде в ЗАТО Циолковский. Затем проверки через металлоискатель на каждой из локаций, — рассказывает Евгений Шевченко. — В экскурсионную программу входило посещение музея Циолковского, «звездного» городка, а также ряда локаций непосредственно на самом космодроме, среди которых комплекс, где собираются ракеты – их два, но в один не пускают вообще, посещение смотровой площадки над цехом, где видно, как и где лежит ракета, посещение башни, где на подвесах располагается ракета.
По времени экскурсия заняла около шести часов, включая обед на территории космодрома в столовой для работников.
— Космического меню не было, но еду в тюбиках можно было купить в сувенирной лавке, чем-то напомнило музей космонавтики на ВДНХ, — поделился Евгений Шевченко.
Этим же вечером группа села в поезд обратно до Хабаровска, посещение космодрома на семью (два взрослых, один ребенок), включая билеты в плацкартный вагон «туда-обратно» обошлась в 35 тысяч рублей, при этом через пять дней Евгений получил 20% туристического кэшбека.
— Хорошая поездка получилась, и нам, и дочери понравилось. И не беда, что не посмотрели непосредственно сам пуск и подготовку к нему, — резюмировал Евгений.
Два года спустя цена несколько возросла: к примеру, на пуск 5 ноября группа из 15 хабаровчан едет по цене 20 тысяч с человека — это без учета стоимости проезда до Благовещенска, откуда начнется экскурсия, и обратно.
— Космодром набирает популярность, туры проводим регулярно — два раза в месяц выезжаем, — отмечает директор ООО ««Дальгео Турс» Татьяна Яковенко.
Кстати, если вы едете на пуск, то не факт, что сможете его увидеть: старт могут перенести по техническим или иным причинам, и к этому необходимо быть готовым. Такое уже было.
— Однажды пуск только с третьего раза произошел, это был невероятный триллер, — вспоминает Роман Шабанов. — Мы тогда в минус ушли, но выполнили свои обязательства: людей возвращали в лагерь «Радуга» под Свободным, люди ночевали, мы их обратно привозили. И так три раза, но туристы были готовы к этому, ведь сюда приезжают люди, вовлеченные и понимающие, что они имеют дело с техникой.
На вопрос «Что бы вы изменили или добавили в организации и проведении экскурсий на космодроме?» Роман, практически не задумываясь, отвечает: «Туалеты добавил. А еще нормальные лавочки на наблюдательных пунктах. И огромные экраны, чтобы все-все было видно. И ведущего, который бы все комментировал по ходу процесса. В идеале, чтобы это был космонавт».
Камчатский край привлекателен своей дикой природой, интригующими пейзажами, «домашними» вулканами, летним лыжным сезоном, морскими деликатесами и прочими, непривычными для большинства жителей России, «изюминками». В 2023 году здесь побывали более 360 тыс. туристов: кто-то в составе тургрупп с готовыми пакетными турами, кто-то – самостоятельно. Одни путешественники заранее готовятся, просматривают видео, напитываются информацией, другие приезжают «девственно чистыми». Оба пути имеют свои плюсы, но, чтобы полностью погрузиться в «камчатское состояние души», стоит позвать гида.
Сегодня мы беседуем с камчадалкой Екатериной Беловой. Она преподаёт технический морской английский в Камчатском государственном техническом университете (КамчатГТУ), знает японский, активно занимается горными лыжами и в свои 43 решила стать экскурсоводом. Окончила курсы профессиональной переподготовки, получив специальность экскурсовод (гид). Прошла аттестацию и имеет право вести экскурсоводческую деятельность в течение пяти лет – до следующей аттестации. Воспитывает двоих дочерей, которые активно занимаются спортом и вместе с мамой с удовольствием познают родной край в путешествиях.
– Екатерина, вы продолжаете преподавать в университете, теперь взяли дополнительную нагрузку в виде туристов. Как вы к этому пришли, как на всё хватает энергии?
– Преподаю я с сентября по май, а в летний сезон занимаюсь с туристами. Я всегда искала что-то близкое к преподаванию, думала, чем бы еще заняться. Энергии действительно много – я регулярно путешествую по Камчатке, очень люблю единение с природой. Появилось желание сделать свое хобби дополнительным заработком. Начала я недавно –отработала только первый сезон. Прокачала скилл, получила кучу позитива, отклик от гостей хороший.
– Как организованы курсы профпереподготовки экскурсоводов?
– Курсы длятся два с половиной месяца, занятия проходят три-четыре раза в неделю. С нами работают действующие экскурсоводы, охотоведы, биологи, вулканологи – рассказывают об истории освоения Камчатки, о происхождении вулканов и прочее. Невероятное количество информации. Что интересно, спрос на эти курсы очень высок: они проходят дважды в год и от желающих нет отбоя. Экскурсоводов на Камчатке хватает. В будущем хочу выучиться на инструктора-проводника. Тут уже курсы длятся около полугода и нужна полевая подготовка – надо уметь ориентироваться в лесу, в горах, оказать первую медпомощь, суметь защититься от медведя.
– Пока не берем туры, которые обеспечивают проводники, продолжим с гидами: какие самые популярные локации в Петропавловске-Камчатском и за его пределами?
– Самое популярное туристическое место в городе – центр: набережная Авачинской бухты, Култучное озеро, Никольская сопка – все благоустроено (и продолжается реконструкция в рамках мастер-плана). Безусловно, в топе Мишенная сопка. С нее открывается великолепный обзор на 360 градусов – виден и центр города, и бухта как на ладони, и вулканы со всех сторон. Среди культурных достопримечательностей столицы Камчатки – музей «Вулканариум» и Краеведческий музей. В непогоду там ажиотаж. В хорошую погоду все покоряют вулканы.
Что касается окрестностей Петропавловска, мы обеспечиваем однодневные туры на самые интересные локации – Вилючинский перевал: с него открывается вид на 10 вулканов, 6 из которых действующие, вулкан Горелый и лавовые пещеры Горелого, подножье Мутновского вулкана, каньон Опасный, Дачные термальные источники («малая Долина Гейзеров»), Авачинский перевал: вулканы Корякский, Авачинский и экструзия Верблюд, горный массив Вачкажец – это все близко от города и можно посетить за один день. Однако это активные маршруты, которые требуют определенной подготовки. Самый бюджетный вариант – экскурсия на вахтовке группой до 30 человек (около 9 тыс. рублей с человека, вместе с питанием). Более комфортный и, соответственно, более дорогой вариант - так называемый джип-тур: внедорожник или микроавтобус повышенной проходимости. Можно, конечно, выбрать и вертолет: идти никуда не надо, а виды открываются самые невероянтые, но этот вариант самый затратный. Все эти экскурсии проводятся в летне-осенний сезон, зимой есть сложности с логистикой и погодными условиями. Зимой туристы развлекаются лыжами, сноубордами, хели-ски турами и иже с ними, но работы для экскурсоводов зимой практически нет.
– Кто чаще берет экскурсии – туристы из России или из-за рубежа?
– Иностранцев мало. Приезжают, конечно, гости из азиатских стран, но больше российских туристов – и «дикарей», и организованных. Местные пользуются услугами гидов очень редко, они самостоятельно ездят. Отмечу, что поток внутренних туристов к нам не иссякает. Те, кто побывал у нас, уезжают довольные и почти каждый, кто приехал на Камчатку – это те, кто послушал рекомендации друзей, которые уже тут побывали.
– Что из того, о чём вы рассказываете своим туристам, когда-то удивило и вас?
– Давайте о Мишенной сопке. Сопка Мишенная является лучшей смотровой площадкой города. Высота – более 380 метров над уровнем моря. Богата эндемиками. Свое название получила не от того, что мишки там водятся, а от слова межа – раньше сопка называлась Ме́женная, со временем ударение сместилось и произношение немного поменялось – получилось Мишенная. Мишенка, как мы ее называем, имела все шансы стать полноценным действующим вулканом, но сил у вулкана не хватило – магматический очаг ослаб, не успев вырваться наружу, – образовалась сопка, а у ее подножья раскинулся город-порт, город воинской славы Петропавловск-Камчатский.
Есть еще потрясающая история про Авачинский вулкан. На заре Советского Союза появились энтузиасты с ценной идеей организовать мусоропровод по канатной дороге из города прямо в жерло Авачинского вулкана. Была готова даже проектная документация, и чуть было не началось строительство, но кто-то, разбирающийся в сейсмологии, убедил руководство, что Авача – действующий вулкан и рвануть может в любой момент, а тогда весь мусор, который не успел сгореть, полетит обратно в город. Картинка рисуется очень живописная.
Вот еще мое любимое: Мутновская геотермальная станция. Она не единственная – две подобные есть на Курилах, еще две на Камчатке (Паужетская и Верхнемутновская). Уникальна она по мощности – обеспечивает электроэнергией три крупнейших населенных пункта полуострова: Петропавловск-Камчатский, Елизово и Вилючинск. Месторождение было обнаружено в 60-е годы, проект станции был готов в 80-е. При наступлении перестройки проект откладывается, потом наступает развал СССР – в 90-е мы сидим без электричества и тепла в ожидании танкеров, а проект все откладывают… И вот в 1999 году наконец-то началось строительство «Мутновки».
Запуск случился в 2003 году – примерно тогда же запустили и Толмачевскую ГЭС – и мы освободились от мазутной зависимости. Это всё история, но вы посмотрите, где она находится – у подножия действующего вулкана, который постоянно показывает свою кипучую деятельность. Маленькая станция посреди вулканической тундры, кусочек цивилизации в дикой природе, симбиоз человека и природы. Мы, люди, пришли сюда и спросили у гамулов – духов вулканов, хранителей Камчатки: можно мы немножечко возьмем тепла земли? И природа позволила. Но если в районе Мутновского вулкана произойдет какой-либо природный катаклизм, катастрофическое землетрясение или извержение – ее не станет, она уйдет под землю, провалится в тот самый резервуар подземных перегретых вод, которым она питается.
– Будем надеяться, что гамулы будут и дальше благосклонны к жителям Камчатки и непосредственно к работникам Мутновской ГеоЭС. Екатерина, какое ваше любимое место на Камчатке и где экскурсовод проводит свой отдых?
– Это очень сложно… Невозможно выбрать, они все прекрасны: и Горелый, и перевал Вилючинский, и Вачкажец, и Авача – каждый прекрасен по-своему. Сплавы вот только не люблю – мало активности. «Экскурсовод Катя» проводит свой отдых, повышая квалификацию – иду туда, где еще не была. А зимой катаюсь на горных лыжах на склонах Камчатских сопок.
Проплыть по прозрачной глади Байкала, забраться на вулкан, увидеть огромных китов на расстоянии вытянутой руки или пройти по зарослям суровой, но такой красивой тайги – для одних мечта, а для других цель. Для таких искателей впечатлений проводится всероссийский конкурс на лучшее путешествие по ДФО «Дальний Восток — земля приключений».
Проведение конкурса инициировал вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Старт первого сезона был дан в сентябре 2022 года на площадке Восточного экономического форума во Владивостоке. За 13 месяцев оргкомитет принял 201 видеопутешествие по Дальнему Востоку от участников из 41 региона страны, при этом 55% работ были от участников, проживающих в ДФО. Больше всего фильмов было о путешествиях на Камчатку (69), Сахалин и Курилы (55), Приморский край (17) и Бурятию (12).
«Мы предлагаем не только посетить дальневосточные регионы, а испытать свои силы, проверить свою выносливость, умение преодолеть выбранный маршрут, увидеть себя с другой стороны. Это не всегда просто, но очень увлекательно. Я считаю, что отдых должен быть активным. Благодаря конкурсу мы все большее число людей привлекаем к активному отдыху. А самые интересные путешествия будут удостоены призов. Мы хотим поддержать тех активных людей, который путешествуют сами, любят нашу землю, которым нравится наш Дальний Восток, и они готовы об этом рассказать, чтобы люди из других регионов прониклись историями и решили увидеть Дальний Восток своими глазами», — рассказал Юрий Трутнев.
Главный приз – 3 млн рублей – получил Антон Конобиевский, совершивший 17-дневный поход на каяке по Приморью. Он в одиночку прошел от бухты Дубовой до Владивостока, преодолев 500 км и похудев на 10 кг.
«Северные огромные скалы и мысы, невероятных форм кекуры, многочисленные безлюдные песчаные бухты с прозрачной водой. Я находился в нетронутой человеком природе, и это было незабываемо», — поделился Антон Конобиевский.
Победителями и призерами в номинациях стали авторы фильмов о путешествиях по Камчатке, Бурятии, Якутии, Магадану, Сахалину, Чукотке и Хабаровскому краю.
Конкурс оказался интересным и популярным, поэтому с 1 мая 2024 года на сайте путешественникДВ.рф начался прием заявок на участие во втором сезоне. Авторы могут представить работы в нескольких номинациях: пешее, водное, зимнее путешествие. В этом году добавили номинации «Веломаршрут по дикой природе», «Подводное путешествие, серфинг», а также «Зимний веломаршрут, сноубординг». Прием заявок завершится 30 декабря, до 1 февраля 2025 года профессиональное жюри определит победителей и призеров, награждение состоится до 1 марта.
«В прошлом году на конкурс пришло более 200 заявок, и все они меня абсолютно поразили фактом, что люди, казалось бы, далекие от кино и телевидения, могут так круто снимать свои путешествия по Дальнему Востоку», — подчеркнул член академии Российского телевидения, член Русского географического общества, председатель жюри конкурса Николай Табашников.
По условиям конкурса путешествие должно быть совершено в период с 1 сентября 2022 года по 30 декабря 2024 на территории одного или нескольких регионов Дальнего Востока. Участие могут принять жители Российской Федерации и Республики Беларусь, в возрасте от 10 лет. При этом активная часть путешествия должна проходить без использования моторной техники. Отправляться можно как по ранее пройденным «тропам», так и по еще неизведанным маршрутам. По результатам второго сезона все материалы о маршрутах победителей и финалистов конкурса будут размещены на интерактивной карте туристических маршрутов Дальнего Востока. Каждый желающий сможет повторить путь конкурсантов.
«Мы видим повышенный интерес к Дальнему Востоку со стороны любителей активного отдыха. Каждый фильм, который поступает на конкурс, открывает регион с новой стороны. Я призываю всех посмотреть все фильмы, которые были направлены нам на оценку. Каждый фильм — достойное произведение искусства», — заявил член жюри конкурса, российский полярный путешественник, общественный деятель Матвей Шпаро.
В новом сезоне будет более 10 победителей и призеров, призовой фонд составит 7,2 млн рублей. Как и в первом сезоне обладатель гран-при получит 3 млн рублей, а победители в номинациях – по 1 млн рублей. Участники, занявшие вторые места, получат по 300 тыс. рублей, третьего – по 100 тыс. рублей. Также будут определены призеры в дополнительных номинациях, их наградят сертификатами на комплексное путешествие внутри дальневосточных регионов. А автора лучшего фильма о путешествии по Чукотке наградят спецпризом, учрежденным губернатором региона – 1 млн рублей.
«Степень доверия высока, когда из первых уст туриста звучит: «На Чукотке очень красиво и тут можно жить». В этом плане конкурс «Дальний Восток — Земля приключений» — один из способов донести эту важную для нас информацию. Мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше людей познакомились с Чукоткой. Мы уникальны, и мы гостеприимны. Чукотка – близко», — отметил губернатор Чукотского АО Владислав Кузнецов.
К участию во втором сезоне конкурса допустили уже больше 80 фильмов. Чаще всего участники снимают видео о путешествиях по Хабаровскому краю, Сахалинской области и Приморскому краю.
За стеклом иллюминатора мелькают крохотные крыши домов в пригороде Читы, сверкает в рассветной зыбкой дымке изгибающаяся река Ингода, а через несколько секунд появляются многоэтажки, за которыми будет аэропорт. Спустя всего несколько минут московские организаторы встретятся с коллегами, которые делают Забайкальский международный фестиваль здесь, в крае, помогая ему из яркой идеи стать реальностью для тысяч жителей региона.
Встреча
Вторым и следующими рейсами в Читу вот уже одиннадцатый раз — первый ЗМКФ прошел осенью 2011 года — всегда гости. В этом году в течение четырех дней здесь приземлялись по несколько бортов с теми, кого знают и любят зрители. Прилетело больше 60 артистов: Александр Балуев, Александр Яцко, Игорь Ливанов, Владимир Стеклов, Александр Михайлов, Андрей Чернышов, Ирина Медведева, Ольга Кабо, Нина Шацкая и многие другие.
«Ого, как нас встречают!» — заулыбался один из пассажиров, услышав, как артисты Забайкальского краевого училища искусств прямо в зале прилета звонко запели.
Встречали не только песнями, караваями, но и букетами цветов, с которыми в аэропорт приехали кураторы. Практика с ними — уникальная особенность именно этого кинофестиваля. Дело в том, что курируют гостей, на несколько дней полностью выключаясь из работы, самые известные представители забайкальского бизнеса. Это успешные предприниматели, каждый из которых отвечает за одного гостя настолько, что не только занимается планированием его времени, помогает заселиться в гостиницу, но и возит по городу на своей машине, находясь с «подопечным» практически полные сутки.
Командир кураторов
Командует кураторами (а как без руководителя даже в таком деле?) вот уже много лет Ираида Пугачева, которая прилетает из Москвы с первым организаторским рейсом, а улетает из Читы всегда в числе последних. Кураторы то ли в шутку, то ли всерьез называют ее матерью: может быть, за строгий, но отходчивый и добрый нрав, а, может быть, за огромную моральную поддержку, которую она оказывает.
На вопрос, как ей удается при строгом подходе к делу быть любимой теми, с кем она работает — а забайкальских представителей бизнеса сентиментальными и поддающимися чувствам назвать можно вряд ли, отмахивается:
— Наверное, так получается потому, что я очень люблю людей.
Любить людей — главное, для чего, наверное, придумывался этот кинофестиваль. Каждый год меняется его тематика, и фильмы, начиная с третьего кинофестиваля, строятся вокруг той или канвы, накручиваясь, подсвечивая с разных сторон какую-то область человеческой жизни. В этом году главной стала тема семьи. И про неё были не только фильмы.
Детский дом
По-настоящему летние дня в Забайкалье в начале июня — это ярчайшее солнце, под лучами которого, кажется, моментально можно загореть до мулата. В небольшом дворике суетятся воспитатели, постелен старенький, но красивый ковер — для гостей, которых здесь очень ждут. В два ряда стоят дети — в центре помощи детям села Маккавеево Читинского района, а, считай в детском доме, живут те, кому исполнилось 5 лет и больше.
Старшеклассники уже уехали на лето в детский лагерь, остались маленькие. Четверо девчонок постарше нарядились клоунами-мимами, вышли за ограду, чтобы шарами и взмахами рук показать гостям, что сворачивать нужно именно к этим воротам.
Только выйдя из машин и сделав первые шаги к детям, известные на всю Россию артисты начинают надевать очки. Наверное, из-за солнца. И да, невозможно пройти по устроенному мальчишками и девчонками «живому коридору», чтобы не начать их обнимать.
Ребятня стесняется, но обнимает в ответ. Артисты проходят в небольшой зал, где в этот день им предстоит очень серьезная работа: выступать на сцене с воспитанниками этого центра — очень серьезная конкуренция, особенно когда малыши, вышедшие на стену, мастерски играют на ложках.
Народная артистка России Ольга Тумайкина поет песню про рыжего кота, Илья Глинников из «Интернов» читает стихотворение «Некрасивая девочка», актёр Дмитрий Павленко поет под гитару...
Взрослые слушают, взрываясь в конце каждого выступления аплодисментами, дети смотрят, хихикая там, где смешно и затаив дыхание в моментах, где задумчиво.
Одна маленькая девочка во втором ряду в такие моменты незаметно обнимает ровесницу-подругу или гладит ее по волосам: не расстраивайся, мол, скоро снова про рыжего кота, наверное, споют, посмеемся.
Конкурс и много кино
Конечно, на кинофестивале все внимание зрителей приковано к программе: основному конкурсу, конкурсу «Новый взгляд», конкурсам короткометражных фильмов и сценариев к ним, к детской программе. На несколько фестивальных дней Чита превращается в город очень хорошего кино, которое в нескольких кинотеатрах, а ещё под открытым небом на «Ночи короткого метра» показывают почти круглосуточно.
Свой приз фильмам конкурсной программы вручают и зрители, голосуя за понравившийся фильм отрывными талонами на выходе из кинозала.
И совершенно особенный блок забайкальского праздника кино — образовательная программа, во время которой молодых актеров, сценаристов, режиссеров учат делать проекты федерального масштаба.
«Нам удалось привезти очень хорошие фильмы и показать сложную тему семьи и взаимоотношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми. А ещё во время фестиваля прошла мировая премьера — «9 секунд». Это очень важно для нас», — рассказал перед церемонией награждения председатель Забайкальского международного кинофестиваля Виктор Шкулёв.
В этом году жюри, которое возглавил режиссёр фильма «Географ глобус пропил» Александр Велединский, лучшим фильмом назвало картину «Ахиллес».
«В создании фильма участвовали три страны: Иран, Франция и Германия. Режиссером этого фильма стал Фархад Деларам, иранский режиссер, который родился в Тегеране и работает там. Его первая короткометражка получила приз на Берлинском кинофестивале. Картина «Ахиллес» рассказывает о беженцах и посвящена внутричеловеческим, внутрисемейным отношениям», — рассказала о ленте программный директор кинофестиваля Мария Безенкова.
И уже через несколько недель после того, как 2 июня прозвучала финальная хлопушка 11-го Забайкальского международного кинофестиваля и прозвучало: «Стоп, снято!», именно Безенкова начнёт думать, искать, подбирать, как паззлы в огромную картину, фильмы к кинофестивалю будущего года. И так каждый год. Не останавливаясь, не уставая, вдохновляясь тем, какие горизонты открывает кино и та особая атмосфера ЗМКФ с его особыми, прекрасными людьми, которые вот уже много лет делают намного больше, чем просто кинофестиваль.
Какао бобы из африканского Кот-д’Ивуа́ра проделывают долгий путь, чтобы превратиться в нежный и натуральный хабаровский шоколад. Супруги Дмитрий и Ольга Меховщиковы сначала готовили лакомство для себя, потом решили – продукт пользуется спросом у друзей и знакомых – надо наладить массовое производство. Сегодня сладкий «Амурский бульвар» знают и в Москве – хабаровский шоколад недавно представили на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ.
— Процесс изготовления такого шоколада не быстрый, — говорит Дмитрий Меховщиков. — На одну партию уходит до 2-х суток. Сначала какао-бобы тщательно перемалывают в течение 10 часов, через 4 часа уже начинает формироваться суспензия. Потом масса коншируется еще 11 часов – перемешивается в специальном аппарате. К особой рецептуре, без химикатов и улучшителей вкуса, мы шли несколько лет. Субстанция, которая получается в итоге, напоминает по плотности свинец. Именно поэтому натуральный шоколад не выпускают большими партиями – мы его льём в формы вручную, ведь без эмульгаторов и заменителей какао-масла, которые обычно используются в массовом производстве, масса быстро кристаллизуется и забивает все патрубки машины, которые потом просто невозможно очистить. Кстати, у нас вы не встретите так называемого «горького» шоколада. Ведь его горький вкус у компаний-фабрикантов обусловлен тем, что какао-бобы довольно быстро портятся – из 10 тонн примерно треть плесневеет. Если их сортировать и выбрасывать – представляете, какой тогда будет цена за плитку? Поэтому большие производители просто пережигают бобы чуть ли не до состояния золы – вот вам и фирменная горечь.
Для хабаровского шоколада, который выпускают под брендом «Амурский бульвар», производители используют только натуральные ингредиенты: российские сливки, тростниковый сахар, настоящее какао-масло и ваниль. Многие компании используют в составе лецитины, полученные из сои или семян подсолнечника с помощью ацетона, для придания шоколаду текучести. Но Меховщиковы принципиально против химии.
— Эти добавки являются сильными аллергенами, а мы хотим, чтобы наш шоколад был не только вкусным, но и полезным, — добавляет Дмитрий. — Делаем его по классической технологии 19-го века, с применением современных технических новинок. Искренне хотим, чтобы хабаровчане гордились тем, что у нас в городе делают такой продукт, хотим продвигать свой бренд, и думаем, что конкурс «Знай наших» поможет нам в продвижении. Сейчас мы загружены примерно на треть, а можем делать порядка тонны шоколада каждый месяц.
Увеличить объемы производства с помощью конкурса отечественных брендов планирует и другой местный производитель. ООО «Цех» выпускает сыровяленые деликатесы под маркой «Амурро». Предприятие довольно молодое, но о его продукции знают уже по всему Дальнему Востоку. Началось все с того, что компания поставляла сторонние деликатесы для ресторанов, но со временем заметили, что качество продуктов стало падать, а в пандемию еще и неприлично выросла цена. Тогда возникла идея – запустить собственный цех по изготовлению сыровяленых колбас.
— Мы открылись в 2021 году, — говорит Иван Сушков, коммерческий директор компании «Цех». — Основное сырье - это свинина, закупаем ее в «РусАгро». К сожалению, у местных фермеров нет ни объемов, которые нам нужны, ни способов заготовки, ни возможности правильно разделывать мясо. В производство идет отвисевшееся 5-7 дней. Хорошее качество у бренда «Мираторг» - иногда покупаем свинину у них. Делаем немного, чуть ли не штучно, но наши холодильники стоят практически по всему Дальнему Востоку, и есть один в Москве. Производим 5 наименований колбас: классические итальянские, испанские варианты, адаптированные под Хабаровск, 5 цельномускулов – это продукция, которая вялится цельным куском: утка, брезаола, говядина, вырезка, шея сыровяленая свиная - коппа, окорок целый, который вялится от 6 месяцев до 1,5 лет - кулателло называется в Италии, и сейчас мы еще делаем панчетту - это бекон сыровяленый, который проводит в камере 3 месяца.
От идеи до реализации прошло почти 5 лет. Иван вместе с единомышленниками пересмотрел массу видео в интернете. Ориентировались на небольшие итальянские производства, где делают прошутто и хамон. В Италии, Испании и Польше заказали такое же оборудование, консультировались с российскими специалистами, которые делают сыровяленые деликатесы для себя. В России подобного днем с огнем не найти, признается Иван. Поэтому прежде чем запускать массовое производство, долго экспериментировали: в качестве тестовой камеры созревания приобрели обычный торговый холодильник, в котором отстраивали температуру, влажность, скорость обдува.
— Мы выкинули несколько килограммов мяса, прежде чем получили хороший результат, — признается Иван Сушков. — Оно просто начинало портиться, и так раз за разом. На эксперименты ушло примерно полгода. Потом, когда получилось, как нужно, мы построили на основании этого холодильника промышленную камеру созревания, ее тоже отстраивали больше года. К сожалению, в России пока нет нужных по качеству специй, стартовых культур, поэтому их покупаем за рубежом. Как и испанское красное сухое вино темпранильо, которое добавляется в колбасу. Но вот с вином проще, в дальнейшем мы можем попробовать перейти на российские аналоги. Для защиты колбасы и придания ей специфического вкуса мы используем благородную белую плесень, окунаем в нее продукцию и потом она в камере вызревает, как на сыре.
Производитель намерен расширяться до 4-5 тонн в месяц – этому может поспособствовать победа в конкурсе брендов. В ближайшее время планируют построить еще один цех – поставки колбас и других деликатесов «Амурро» расписаны на 3 месяца вперед.
К сыровяленому мясу хорошо подходит продукцию другого местного производителя. Компания «Густо фэмели» делает около 2-х десятков джемов и варенья. Лимонник на березовом соке, мармелад из пива ИПА, грушевые дольки с розмарином или лавандой – это лишь малая доля изысканных вкусов. Для предпринимателя Дарьи Лимановой джемы и варенье – это радость родом из детства.
— У нас был большой сад, и мы всегда варили варенье, — вспоминает Дарья. — У всех в семье были свои рецепты, даже у папы. Особенно нравилось мне так называемое королевское варенье – из малины, крыжовника и смородины. Но джемы и конфитюры – это же не только сладость к чаю. Они прекрасно дополняют сыры и мясную тарелку. А если к оригинальным вкусам добавить еще и крафтовую упаковку – получится интересный и полезный бренд, который не стыдно и друзьям в подарок в другой город отвезти.
Конкурс отечественных брендов «Знай наших» проходит в рамках форума «Сильные идеи для нового времени», организованного по поручению Владимира Путина. Он призван поддержать местных производителей, которые могут не только заменить, но и превзойти по качеству и ассортименту импортную продукцию. Для компаний-производителей в каждом регионе разрабатывают свои меры поддержки. В Хабаровском крае готовится целая программа, куда войдет продвижение компаний на маркетплейсы, проведение обучающих лекций, семинаров и бизнес-тренингов. Предприятиям также помогут принимать участие в выставках, как на территории края, так и за его пределами. Для узнавания местных производителей все товары будут маркировать единым товарным знаком в виде тигра, в правительстве края как раз завершается его регистрация.
1000 идей со всей России отберут на федеральном уровне. 100 лучших презентуют на форуме «Сильные идеи для нового времени», который пройдет 19-20 февраля в Москве. 10 лучших позиций представят в рамках пленарного заседания президенту страны Владимиру Путину.
Конкурс «Знай наших» проводится в рамках форума «Сильные идеи для нашего времени». Его основные цели — найти и «подсветить» отечественные бренды, помочь российским компаниям занять освободившиеся рыночные ниши, помочь масштабировать производство востребованных отечественных продуктов. Корреспондент EastRussia посетил два хабаровских предприятия, чтобы познакомиться с выпускаемой продукцией и оценить шансы на победу в конкурсе.
От мультфильмов до моющих средств
«В прошлом году компаний-участников от Хабаровского края было меньше», — не без гордости рассказывает начальник управления развития предпринимательской и инновационной деятельности регионального минэкономразвития Александр Климкин.
По его словам, предприниматели увидели в конкурсе возможность рассказать о себе широкой публике. Для того, чтобы принять участие, достаточно лишь заполнить анкету. Критериев, которые предъявляются к номинантам, не так уж и много: это должен быть субъект МСП, производство локализовано на территории региона, ещё одно условие — рост выручки.
От Хабаровского края заявились по всем номинациям: от продуктов питания, до креативных индустрий. Среди участников производители одежды, предметов интерьера, сувенирной продукции, а также известная далеко за пределами Хабаровского края мультипликационная студия «Мечталет».
Ловись, рыбка!
Среди конкурсантов известная в регионе компания «ДВ ареал», которая уже четверть века производит рыбную продукцию. Это пресервы, салаты, филе – всего около 300 наименований. Помимо традиционных для Дальнего Востока кеты, горбуши и сельди работают и с малознакомой рыбой для дальневосточников, постоянно придумывают что-то новое — в год до 30 позиций.
«В год мы выпускаем до 500 тонн готовой продукции, сырье используем исключительно местное — с нижнего Амура и из Приморья. Продукцию отправляем по всему региону», — рассказывает коммерческий директор ООО «ДВ-Ареал» Оксана Боглевская.
Продукцию «ДВ-Ареал» на Дальнем Востоке действительно знают и любят. А вот закрепиться в западных регионах России пока не получается — открыли пять торговых точек в Москве, но столкнулись с тем, что возить готовую продукцию в столицу очень дорого. Сейчас разрабатывают альтернативные варианты «рыбного десанта» в первопрестольной. Не исключено, что откроют производство — везти замороженное сырьё не так накладно.
Для расширения рынков сбыта «ДВ-Ареал», собственно, и заявляется на конкурс. В прошлом году, кстати, тоже принимали участие — даже прошли в финал, но победить не удалось. В этот раз надеются, что получится. И это в дальнейшем поможет выйти на рынки Китая — ведь под «боком» такой огромный рынок сбыта.
Хотят поставлять свою продукцию в Китай и в научно производственной компании «Нимфа». Это предприятие с 2010 года разрабатывает и производит различную бытовую химию и товары народного потребления: всего свыше 100 наименований чистящих и моющих средств, а также ведут работу по разработке собственной линейки средств по уходу за телом и косметики — гелей, кондиционеров, шампуней.
«Фишка» «Нимфы» в том, что для косметики здесь используют различные травы и ягоду, в том числе дальневосточные эндемики – лимонник, аралию, липу, бруснику. Сырьё берут только у проверенных поставщиков, тех же, кто снабжает местный завод по производству лекарственных средств и травяных сборов. К работе привлекли учёных — чтобы максимально использовать полезные свойства местных дикоросов. После сертификации продукцию хабаровского предприятия планируют использовать в санаториях и здравницах России.
Порка же «Нимфа» отгружает свои моющие средства — а это и жидкое мыло для рук, и жидкое хозяйственное мыло, и средства для мытья посуды, по всему Дальнем Востоку — крупным клиентам в Якутии, к примеру, отправляют сразу бочками. Там его местные предприниматели расфасовывают и реализуют в рознице.
«Мы готовы выпускать свою продукцию под торговой маркой любого предпринимателя, который хочет «встать» на полки магазинов или маркетплейсов», — рассказывает директор НПО «Нимфа» Ольга Луценко.
Пока что мощность предприятия задействована лишь на треть — в месяц здесь выпускают до 30 тонн продукции. Чтобы повысить свою узнаваемость и расширить клиентскую базу, в «Нимфе» также решили поучаствовать в конкурсе «Знай наших». Свободных средств на рекламную компанию в НПО нет, а подстегнуть спрос необходимо. Для этого нужно зайти в торговые сети, выйти на маркетплейсы и поставлять продукцию по всей стране и в Китай.
«В Китае большой спрос на подобную продукцию, так как она экологически чистая», — говорит Ольга Луценко.
Выход на маркетплейсы — одна из предлагаемых мер поддержки для местных производителей — участников конкурса. Также призеров ожидают обучающие программы и бесплатное участие в профильных мероприятиях.
В Хабаровском крае после прошлогоднего «Знай наших» решили разнообразить и расширить программу поддержку местных производителей: сейчас формируется краевая программа поддержки брендов. Она будет включать обучающие мероприятия, участие в выставках в крае и за его пределами.
«Полное сопровождение бренда — от идеи до продвижения. В этом году запустим», — делится Александр Климкин.
Также в Хабаровском крае решили сделать реестр брендов и разработать единый для всех местных производителей. Когда-то им был истребитель, производимый в Комсомольске-на-Амуре, ему на смену после народного голосования пришёл тигр. В ближайшее время — после того, как завершатся все необходимые процедуры в Роспатенте, «хабаровский знак качества» начнет появляться на товарах, сделанных в регионе.