Внедрение цифровых решений ускорит прохождение грузов через границу, считает председатель совета директоров ООО «Удоканская медь», генеральный директор USM Еркожа Акылбек. На сессии ВЭФ «Логистические мосты Дальнего Востока: бесшовные технологии в действии» он поделился своим видением организации грузоперевозок с Удоканского месторождения.
Несмотря на выгодное географическое положение и изначальную ориентацию на азиатский рынок - в первую очередь на Китай - топ-менеджмент «Удоканской меди» уже сейчас отмечает сложности с доставкой грузов на объекты проекта, хотя ещё идет строительство и производство не начиналось. При этом объем грузоперевозок после ввода комбината в эксплуатацию вырастет кратно и составит 600 тысяч тонн в год. После запуска второй очереди – 1,2 млн тонн.
- В 2022 году в связи с переориентацией экспорта российских компаний на азиатские рынки, существенно возросла нагрузка на транспортную инфраструктуру, - заявил Еркожа Акылбек, выступая на сессии ВЭФ. - По данным Минвостокразвития, дефицит провозных мощностей на Востоке России, уже сегодня превышает 70 млн тонн, а через три года достигнет 150 млн тонн. Эта проблема требует комплексного решения.
Перегружена не только железнодорожная сеть, но и погранпереходы. Свою продукцию «Удоканская медь» может вывозить или через порты Дальнего Востока, или по железной дороге через пункт пропуска «Забайкальск», который сегодня работает на пределе своих возможностей. Он обеспечивает более половины всего грузопотока между РФ и КНР - 17 млн тонн грузов из 28 млн тонн.
Отмечая абсолютную необходимость незамедлительного расширения сети Восточного полигона, Еркожа Акылбек отметил наличие потенциала повышения эффективности провозных возможностей за счет внедрения современных цифровых решений. В качестве примера он привёл опыт соседнего Китая, где на одной из платформ электронной коммерции была запущена новая система «цифровых КПП» (digital ports), ориентированная на международные интермодальные перевозки. Система позволяет участникам ж/д и других сообщений обмениваться данными через Интернет, быстро декларировать грузы, а также в ускоренном режиме проходить таможенные процедуры. В итоге на ряде направлений время от подачи декларации до пропуска поезда сократилось с 12 часов до получаса.
- Мы считаем необходимым развивать цифровые транспортные системы в России, - подчеркнул Еркожа Акылбек. - Так, мы поддерживаем Минтранс РФ в реализации Стратегии цифровой трансформации до 2030 года, которая предполагает развитие бесшовной грузовой логистики. По данным ведомства, оформление грузоперевозок в цифровом виде и технологическая бесшовность процедур на границах позволят увеличить объем транзита через страны ЕАЭС в 10 раз. При этом количество часов на прохождение контрольных мероприятий железнодорожными и автоперевозчиками на погранпереходах снизится более чем на 90%.
Комментируя выступление председателя совета директоров ООО «Удоканская медь», заместитель генерального ОАО «Российские железные дороги» Алексей Шило заверил, что все необходимые «Удоканской меди» объемы перевозок будут обеспечены.
- Мы планомерно прирастаем пропускной способностью – по 12-16 млн тонн грузов в год, - сказал Алексей Шило. - Если говорить про те объемы, которые сегодня коллеги из «Удоканской меди» заявляют, я хочу сказать, что в отличие от других объёмов – угольных, например – их объемы мы мы во всех наших производственных программах учли. Могу сказать, что мы рассчитываем на этот объём и мы его абсолютно точно повезём. Заделы делаются большие, обсуждается привлечение и частных инвестиций, поэтому мы считаем, что в ближайшей перспективе новые инфраструктурные возможности на железной дороге точно появятся.