Власти Читы отозвали разрешение на ввод объекта в эксплуатацию у концессионера, который строит инновационную «Школу будущего» в пригородном поселке Каштак. Примечательно, что в конце прошлого года школу открыли министр просвещения Сергей Кравцов и губернатора Забайкальского края Александр Осипов.
Как пишет Чита.ру, «Школа будущего» была построена с нарушениями антимонопольного законодательства и в рекордно сжаты сроки – всего за восемь месяцев. Несмотря на явно незаконченные строительные работы, школу по видеосвязи принял министр просвещения Сергей Кравцов. После того, как реальную ситуацию обнародовал ряд СМИ, чиновники отозвали акт ввода. Это случилось через три дня после торжественного открытия школы.
Напомним, школа в Каштаке – не единственная в Забайкалье, которую строят по концессионному соглашению. Всего в регионе до 2024 года планируют создать 6,5 тысяч мест для школьников.
За стеклом иллюминатора мелькают крохотные крыши домов в пригороде Читы, сверкает в рассветной зыбкой дымке изгибающаяся река Ингода, а через несколько секунд появляются многоэтажки, за которыми будет аэропорт. Спустя всего несколько минут московские организаторы встретятся с коллегами, которые делают Забайкальский международный фестиваль здесь, в крае, помогая ему из яркой идеи стать реальностью для тысяч жителей региона.
Встреча
Вторым и следующими рейсами в Читу вот уже одиннадцатый раз — первый ЗМКФ прошел осенью 2011 года — всегда гости. В этом году в течение четырех дней здесь приземлялись по несколько бортов с теми, кого знают и любят зрители. Прилетело больше 60 артистов: Александр Балуев, Александр Яцко, Игорь Ливанов, Владимир Стеклов, Александр Михайлов, Андрей Чернышов, Ирина Медведева, Ольга Кабо, Нина Шацкая и многие другие.
«Ого, как нас встречают!» — заулыбался один из пассажиров, услышав, как артисты Забайкальского краевого училища искусств прямо в зале прилета звонко запели.
Встречали не только песнями, караваями, но и букетами цветов, с которыми в аэропорт приехали кураторы. Практика с ними — уникальная особенность именно этого кинофестиваля. Дело в том, что курируют гостей, на несколько дней полностью выключаясь из работы, самые известные представители забайкальского бизнеса. Это успешные предприниматели, каждый из которых отвечает за одного гостя настолько, что не только занимается планированием его времени, помогает заселиться в гостиницу, но и возит по городу на своей машине, находясь с «подопечным» практически полные сутки.
Командир кураторов
Командует кураторами (а как без руководителя даже в таком деле?) вот уже много лет Ираида Пугачева, которая прилетает из Москвы с первым организаторским рейсом, а улетает из Читы всегда в числе последних. Кураторы то ли в шутку, то ли всерьез называют ее матерью: может быть, за строгий, но отходчивый и добрый нрав, а, может быть, за огромную моральную поддержку, которую она оказывает.
На вопрос, как ей удается при строгом подходе к делу быть любимой теми, с кем она работает — а забайкальских представителей бизнеса сентиментальными и поддающимися чувствам назвать можно вряд ли, отмахивается:
— Наверное, так получается потому, что я очень люблю людей.
Любить людей — главное, для чего, наверное, придумывался этот кинофестиваль. Каждый год меняется его тематика, и фильмы, начиная с третьего кинофестиваля, строятся вокруг той или канвы, накручиваясь, подсвечивая с разных сторон какую-то область человеческой жизни. В этом году главной стала тема семьи. И про неё были не только фильмы.
Детский дом
По-настоящему летние дня в Забайкалье в начале июня — это ярчайшее солнце, под лучами которого, кажется, моментально можно загореть до мулата. В небольшом дворике суетятся воспитатели, постелен старенький, но красивый ковер — для гостей, которых здесь очень ждут. В два ряда стоят дети — в центре помощи детям села Маккавеево Читинского района, а, считай в детском доме, живут те, кому исполнилось 5 лет и больше.
Старшеклассники уже уехали на лето в детский лагерь, остались маленькие. Четверо девчонок постарше нарядились клоунами-мимами, вышли за ограду, чтобы шарами и взмахами рук показать гостям, что сворачивать нужно именно к этим воротам.
Только выйдя из машин и сделав первые шаги к детям, известные на всю Россию артисты начинают надевать очки. Наверное, из-за солнца. И да, невозможно пройти по устроенному мальчишками и девчонками «живому коридору», чтобы не начать их обнимать.
Ребятня стесняется, но обнимает в ответ. Артисты проходят в небольшой зал, где в этот день им предстоит очень серьезная работа: выступать на сцене с воспитанниками этого центра — очень серьезная конкуренция, особенно когда малыши, вышедшие на стену, мастерски играют на ложках.
Народная артистка России Ольга Тумайкина поет песню про рыжего кота, Илья Глинников из «Интернов» читает стихотворение «Некрасивая девочка», актёр Дмитрий Павленко поет под гитару...
Взрослые слушают, взрываясь в конце каждого выступления аплодисментами, дети смотрят, хихикая там, где смешно и затаив дыхание в моментах, где задумчиво.
Одна маленькая девочка во втором ряду в такие моменты незаметно обнимает ровесницу-подругу или гладит ее по волосам: не расстраивайся, мол, скоро снова про рыжего кота, наверное, споют, посмеемся.
Конкурс и много кино
Конечно, на кинофестивале все внимание зрителей приковано к программе: основному конкурсу, конкурсу «Новый взгляд», конкурсам короткометражных фильмов и сценариев к ним, к детской программе. На несколько фестивальных дней Чита превращается в город очень хорошего кино, которое в нескольких кинотеатрах, а ещё под открытым небом на «Ночи короткого метра» показывают почти круглосуточно.
Свой приз фильмам конкурсной программы вручают и зрители, голосуя за понравившийся фильм отрывными талонами на выходе из кинозала.
И совершенно особенный блок забайкальского праздника кино — образовательная программа, во время которой молодых актеров, сценаристов, режиссеров учат делать проекты федерального масштаба.
«Нам удалось привезти очень хорошие фильмы и показать сложную тему семьи и взаимоотношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми. А ещё во время фестиваля прошла мировая премьера — «9 секунд». Это очень важно для нас», — рассказал перед церемонией награждения председатель Забайкальского международного кинофестиваля Виктор Шкулёв.
В этом году жюри, которое возглавил режиссёр фильма «Географ глобус пропил» Александр Велединский, лучшим фильмом назвало картину «Ахиллес».
«В создании фильма участвовали три страны: Иран, Франция и Германия. Режиссером этого фильма стал Фархад Деларам, иранский режиссер, который родился в Тегеране и работает там. Его первая короткометражка получила приз на Берлинском кинофестивале. Картина «Ахиллес» рассказывает о беженцах и посвящена внутричеловеческим, внутрисемейным отношениям», — рассказала о ленте программный директор кинофестиваля Мария Безенкова.
И уже через несколько недель после того, как 2 июня прозвучала финальная хлопушка 11-го Забайкальского международного кинофестиваля и прозвучало: «Стоп, снято!», именно Безенкова начнёт думать, искать, подбирать, как паззлы в огромную картину, фильмы к кинофестивалю будущего года. И так каждый год. Не останавливаясь, не уставая, вдохновляясь тем, какие горизонты открывает кино и та особая атмосфера ЗМКФ с его особыми, прекрасными людьми, которые вот уже много лет делают намного больше, чем просто кинофестиваль.
В ноябре сити-менеджер Читы Александр Сапожников сначала ушёл в отпуск, а в последний его день на странице «Вконтакте» написал, что решил участвовать в спецоперации в качестве добровольца. Сразу после этого губернатор Александр Осипов предложил на пост и.о. руководителя администрации города главу Читинского района Виктора Машукова, гордума оперативно одобрила его кандидатуру, но в январе, так и не приступив к обязанностям, Машуков отказался претендовать на пост сити-менеджера. Корреспондент EastRussia взялся выяснить, почему областной центр до сих пор формально обезглавлен? Кто претендует на пост сити-менеджера? Когда закончится неопределённость?
Сапожников. Что было до призыва?
Руководитель администрации Читы Александр Сапожников пришёл на этот пост с должности руководителя кинотеатра «Удокан» осенью 2019 года. Его кандидатуру вносил избранный в то же время губернатором Забайкальского края Александр Осипов. В последние годы город стал активно участвовать в федеральных программах, к исполнению которых у контролирующих органов возникали замечания.
Александр Сапожников, экс сити-менеджер Читы
фото: Юлия Скорнякова
Информация о том, что Сапожников может решить участвовать в спецоперации появилась в конце октября. Возможный уход сити-менеджера связывали с востребованностью его военного опыта, но вероятность такого исхода знатоки местной политической жизни оценивали как невысокую.
— Прогнозировать отставку в большинстве случаев всегда непросто. Александр Сапожников занимался текущей работой, за три с лишним года выработал свой стиль, опирался на своих заместителей и досрочное прекращение его полномочий не предполагалось, по крайней мере в публичном пространстве обсуждений не было, - говорит политолог Роман Амплеев. - Правда, два его предшественника - Владимир Забелин и Виктор Кузнецов - также отработали неполный срок и каждый из них меньшее время, чем Александр Сапожников. Но это не стоит считать каким-то правилом, просто так сложились обстоятельства. А они играют роль в политике весьма существенную.
Роман Амплеев
фото: из личного архива Р. Амплеева
Роман Амплеев считает, что решение Сапожникова участвовать в спецоперации никак не сказалось на жизни Читы.
— Город живёт, работает и в этом тоже есть вклад Александра Сапожникова, кто бы что не говорил. Возможно, при новом руководителе администрации города мы увидим, изменится ли что-то в структуре администрации, заместителях или других чиновниках. Но глобальных изменений не будет. Есть Устав Читы, федеральные законы и законы края. Все вопросы местного значения и полномочия руководителя администрации перечислены, и их перечень чётко ограничен.
Машуков. Затянувшееся назначение и уголовное дело
Почти сразу после заявления Сапожникова – буквально на следующий день – губернатор Забайкальского края Александр Осипов внёс в гордуму Читы предложение назначить исполняющим обязанности руководителя администрации города главу Читинского района Виктора Машукова.
Управленческий стаж в Читинском районе у него не такой большой - главой района стал летом 2021 года, но уже успел поработать в наводнение лета 2022-го. Быть может, поэтому выбор пал на него.
— У Виктора Машукова хорошая биография, можно сказать, классическая, - считает Роман Амплеев. - Он и на железной дороге достаточно много отработал, и на руководящих должностях. Прошёл в своё время через выборы и отработал полный срок на должности главы крупного и непростого Борзинского района. По моему впечатлению он был крепким главой района. И характера у него хватает для решения самых разных задач. Особых минусов я за ним не наблюдаю.
Спешка в попытке передать полномочия Сапожникова ни к чему не привела. Его проводили сначала в военную часть на обучение, потом к местам боевых действий - всё это время в городе ничего не менялось. И если в первую неделю после его отставки показалось удивительным, что еженедельную планёрку по понедельникам ведёт не Машуков, а замещавший Сапожникова до его отставки Андрей Гренишин, то во второй, третий и последующие понедельники ажиотаж стих. Машукова как будто уже не ждали.
На время до назначения нового и.о. исполняющим обязанности руководителя администрации города и стал Андрей Гренишин.
Андрей Гренишин, и.о. руководителя администрации Читы
фото: пресс-служба администрации Читы
В декабре Следственное управление Следственного комитета России сообщило, что в отношении главы администрации Читинского района Виктора Машукова возбуждено уголовное дело по статье «Халатность». Его обвиняют в бездействии с проблемой бездомных собак - его район гремел с нею давно, но особенно резонансным вопрос стал в январе 2022 года, когда собаки в селе Домна Читинского района разорвали семилетнюю дочку лётчика и учительницы, которая возвращалась из музыкальной школы. Правда, после выяснилось, что псы были не бездомными, а домашними. Виновной после гибели ребёнка признали пенсионерку-хозяйку животных.
Сразу после возбуждения уголовного дела Виктор Машуков заявил, что о его деталях не знает, что же касается ЧП с погибшей девочкой, то есть решение суда, есть и виновный. После выдержанной в пару недель паузы он снял свою кандидатуру, отказавшись претендовать на пост сити-менеджера Читы и оставшись руководить Читинским районом. Объяснил это тем, что в районе есть незавершённые дела, бросать которые он не хочет.
– Да, пока не назначен конкурс, но на системе управления городом это никак не сказалось, – комментируя возникшую в смене руководителей краевого центра брешь, заявил Амплеев. – Если бы СМИ не сообщили, что Александр Сапожников ушёл добровольцем на СВО, то большинство горожан об этом и не знали бы. Поэтому и переживать не стоит. Будет и конкурс, и претенденты и, в конце концов, город получат нового руководителя администрации. И за рамки своих полномочий он не выйдет. Пока нет ни одного человека, кто бы прямо сказал: «Я буду участвовать в конкурсе, я лучший претендент». Появилась Валентина Дымченко, но и она, как говорится, ходит вокруг да около. Хотя, она сейчас своими выступлениями обращает внимание на отсутствие руководителя администрации. Но так как назначают сити-менеджера – хотя нет такой должности в уставе – депутаты городской думы, то читинцев не сильно волнует, кто займёт эту должность. Они ведь этого человека не выбирают и он от мнения горожан тоже не зависит.
Глава города - председатель гордумы Читы Евгений Ярилов на вопрос о том, насколько повлияла отставка руководителя администрации Читы Александра Сапожникова на систему управления в городе, ответил пространно:
– В самом вопросе находится часть ответа. Система, как нам расшифровывает словарь, – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Руководитель администрации – это значимая, но все же только часть системы. Если система выстроена и эффективно работает, то временное отсутствие руководителя системы не влияет на эффективность работы всей системы.
Евгений Ярилов, глава города - председатель Думы городского округа «Город Чита»
фото: пресс-служба Думы городского округа «Город Чита»
Он отметил, что муниципальная система управления Читы выстраивалась более 30 лет, и, не смотря на отдельные недостатки, продолжает выполнять все возложенные на нее горожанами задачи.
С тактическими задачами в соответствии с оперативными и среднесрочными планами справляются руководители функциональных и территориальных органов администрации города. Но это не говорит о том, что система может и должна долго работать без руководителя. Ведь на него возлагается основная задача – стратегическое управление системой.
Евгений Ярилов подчеркнул также, что в городе и Забайкальском крае в целом «резерв для замещения руководящих кадров» есть, однако имена конкретных претендентов называть не стал.
– Нужно понимать, что в соответствии с законом при условии соблюдения соответствующих требований участвовать в конкурсе может любой гражданин РФ, не только кандидаты из списка резерва. Победит в конкурсе сильнейший кандидат.
По словам Ярилова, лучшим руководителем администрации города станет человек, знающий правила муниципального управления и уже имеющий в этом какие-то результаты и победы.
– А еще, это добавляю от себя лично, это должен быть человек, знающий и любящий наш город, искренне желающий сделать его лучше; не боящийся жить открыто и на виду у всех, когда даже личная жизнь является достоянием гласности в режиме 24/7; готовый не замыкаться в себе от постоянной критики в свой адрес, даже если она не заслуженная; относится с пониманием к проблемам граждан как к своим личным, – заявил Евгений Ярилов.
Кто после Сапожникова?
После провалившейся попытки назначить сити-менеджером города Виктора Машукова неизвестный создал в Сети петицию, призывающую к тому, чтобы этот пост заняла общественница Валентина Дымченко, известная проектом благоустройства города времён губернатора Константина Ильковского.
На одном из комитетов гордумы решили, что в качестве претендента предложат кандидатуру исполняющего обязанности руководителя администрации Читы и бывшего первого заместителя Сапожникова Андрея Гренишина. Его и утвердили в должности и.о.
С момента отставки сити-менеджера пошёл третий месяц. Пресс-служба гордумы Читы сообщила, что «сроки нормативно-правовыми актами не установлены», при этом уточнив: конкурс проведут в первой половине 2023 года, и необходимые для этого документы уже начали готовить.
С начала года на проведение текущих ремонтов в хабаровских школах городской бюджет выделил более 200 млн рублей. В основном фокусе работ – ремонты кровель, систем отопления, благоустройство прилегающих территорий, а также приведение в соответствие санитарным нормам, нормам пожарной и антитеррористической безопасности.
Наиболее проблемные объекты, по которым были обращения от педсостава и родителей учащихся, постоянно находились в фокусе внимания городских властей
Так, в школе «Открытие» 1949 года постройки требовался ремонт кровли – из-за изношенности материалов она сильно протекала. За лето её полностью поменяли – из городского бюджета Хабаровска на эти работы выделено восемь млн рублей. Проверили новую кровлю не только эксперты – испытал её на прочность и прошедший накануне ливень: подтеков не обнаружено. В следующем году в этой школе планируют отремонтировать фасад – тоже за счет средств муниципального бюджета. В «Открытии» уже установлена система охраны: камеры видеонаблюдения по периметру и дверь с электронным замком.
В школе №1, которая была построена на улице Юности в 1965 году, также готова система безопасности, а все классы приведены в порядок. Также ведутся работы по ремонту дворовой дороги от ул. Королева к этой школе. Благоустройство тротуара, по которому дети идут в школу, уже завершено. По просьбе учителей школы №1 и расположенной неподалеку частной школы, которую они адресовали мэру Хабаровска, обустроена стоянка для автомобилей.
«Всегда готов идти навстречу педагогам. Но только теперь нужно облагородить эту парковку. Например, высадить вокруг живую изгородь из кустарников. Это украсит территорию», – сказал мэр Хабаровска Сергей Кравчук, добавив, что его заместитель Александр Прохорец займется этим вопросом.
Лицей «Ритм» был построен в 1967 году. Тут обучается больше тысячи школьников. В текущем году здесь установили современную систему комплексной безопасности. Внутри помещения появилась 31 видеокамера, снаружи – 18. Здание лицея оборудовано «тревожной кнопкой» для вызова групп быстрого реагирования. На безопасность учебного заведения было потрачено три млн рублей, из которых 1,2 млн выделили из муниципального бюджета. Также приведен в порядок подъездной путь к лицею.
В школе №47 Роспотребнадзор выявил нарушения санитарных требований к помещению пищеблока. За 8,5 млн рублей городского бюджета был проведен капитальный ремонт помещений, где хранятся продукты и готовится еда. Также приобретено новое оборудование, на которое был потрачен один млн рублей по распоряжению мэра Хабаровска. В первом корпусе муниципального учреждения идет монтаж модульных спортивных залов.
Как отметил Сергей Кравчук, на сегодня все 70 школ Хабаровска получили паспорта готовности к началу учебного года.
«Мы побывали во всех образовательных учреждениях, на которые поступали жалобы в период, когда дети находились в пришкольных лагерях. В некоторых учебных заведениях завершаются ремонты. Мной поставлена задача, чтобы до начала нового учебного года их закончили», – сказал глава Хабаровска.
До начала учебного года завершится установка домофонов, видеонаблюдения и сигнализации на пяти объектах. Идут работы по капремонту системы отопления в школе № 1 поселка Березовка, полному ремонту кровель в трех учреждениях. В течении учебного года в случае необходимости ремонтные мероприятия в школах продолжатся с учетом соблюдения норм безопасности.
Продолжается в Хабаровске и работа по обеспечению образовательных учреждений лицензированной охраной. В 30 учреждениях безопасность обеспечивают частные охранные предприятия. До конца года обеспечены лицензированной охраной будут еще 19 образовательных учреждений.
Для безопасного передвижения детей к местам учебы около образовательных учреждений будут обновлены разметки пешеходных переходов, спилены ветки, закрывающие обзор знаков пешеходного перехода.
Во всех общеобразовательных учреждениях города организовано горячее питание. В 16 школах учеников кормят самостоятельно, в 54 школах прибегают к услугам предприятий общепита на аутсорсинге. Все меню обновлены с учетом возраста и физиологических потребностей школьников. Согласно указу главы государства, все учащиеся начальных классов получают питание бесплатно.
Внимание к новым педагогическим кадрам – отдельный аспект подготовки к учебному году. Городские власти прилагают максимум усилий, чтобы в сентябре в хабаровских школах приступили к работе молодые учителя. Ежегодно в образовательные учреждения приходят более 100 молодых специалистов, всего сегодня там работают около 300 начинающих педагогов. В Хабаровске существует практика – давать молодым учителям служебное жильё, которое после десяти лет работы в общеобразовательном учреждении квартира достаётся педагогу. Ежегодно администрация города передаёт ключи от служебных квартир 10 молодым учителям.
Торжественные линейки ко Дню знаний пройдут 1 сентября во всех школах города. В новом учебном году за парты сядут около восьми тысяч первоклассников. Все они получат в подарок азбуку «Хабаровск от А до Я» – в ее разработке принимали участие и сами школьники: вместе со взрослыми они делали иллюстрации, писали стихи и тексты.
– Татьяна Борисовна уже совсем скоро начинается пора ЕГЭ и ОГЭ. Насколько по Вашим наблюдениям к этому готовы школьники, учителя и школы Хабаровска?
– Готовность на все 100%! Учитывая, что все-таки мы уже 21 год работаем в режиме сдачи единого госэкзамена, накопленный опыт позволяет с уверенностью сказать – мы готовы.
Конечно, каждый год случаются ситуации, когда вносятся какие-то изменения в процессы, в организацию или технологии меняются, и, конечно, наша задача вовремя на все эти процессы отреагировать.
Мы успешно провели на днях последнюю – федеральную – генеральную репетицию ЕГЭ: были задействованы все 23 пункта сдачи экзамена в наших школах. Кстати в этом году есть существенные изменения в технологии проведения. Раньше мы получали материалы из регионального центра оценки качества, затем мы их развозили по школам, там выдавали по аудиториям, организаторы раздавали школьникам. Теперь все КИМы (контрольные измерительные материалы – прим. ред.) приходят по сети Интернет. Приходят на компьютерный терминал прямо в аудитории, где сдаётся экзамен. Они распечатываются тут же – при детях, раздаются, а потом, когда экзамен заканчивается, бланки здесь же, в аудитории, сканируются и также по Интернету отправляются на проверку.
Для готовности учеников сделан максимум возможного – это и подготовка в части повторения материалов, и тренировки ЕГЭ. Некоторые родители начинают говорить нам: «Вот зачем эти тренировки?! Вы детей накачиваете, тренируете, а они от этого волнуются!», якобы мы тем самым создаём дополнительные стрессовые ситуации. На это мы отвечаем так - репетиции и тренировки нужны для того, чтобы ребёнок на экзамене сел спокойно, и у него движения были отработаны до автоматизма, чтобы он на формальные действия по заполнению бланков не терял время, а занимался непосредственно содержанием тех вопросов, на которые ему нужно отвечать.
От таких простых моментов как корректное заполнение бланка зависит результат экзаменов. Если вдруг какие-то цифры не указаны, поставлены не там, то результат всего экзамена может быть не засчитан.
– Тренировки, это хорошо, конечно, а что показывают срезы знаний? В прошлые годы было много опасений из-за дистанционного обучения, что из-за него могло пострадать качество подготовки.
– К счастью весь этот год мы вообще учимся без использования тех самых технологий дистанционных. Мы учимся в очном режиме весь учебный год и это оптимальный режим. В прошлом учебном году нам приходилось отдельные классы переводить на «дистант», но и он у нас был урожайным на высокобалльные работы. Мы получили 31 «100-балльный» результат. Такого не было никогда в истории города Хабаровска! Было 80 работ получивших оценку 95 баллов. Очень верим, что в это этот год тоже не станет исключением.
Да, вы верно заметили, что тренировки работают не столько на проверку знаний, сколько на отработку технических моментов. Для того, чтобы увидеть, как дети готовы, проводятся различного рода текущие промежуточные аттестации, контрольные работы, тесты, пишутся сочинения, изложения. Учитель видит при этом динамику, видит пробелы. В ситуации, когда, например, большинство детей в классе не справились с конкретным заданием в контрольной работе, а у нас практически каждая тема так или иначе входит в задание по ЕГЭ, учитель делает вывод, что нужно вернуться, отработать этот вопрос с ребятами повторно и идти дальше.
Про срезы этого года могу сказать, что они показывают нормальный стабильный уровень наших детей. Тот, кто учится стабильно постоянно, тот и показывает знания и хороший результат.
– Сколько всего выпускников сдаёт ЕГЭ? Как выглядят их предпочтения? Какие предметы из необязательных более популярны, какие менее?
– У нас 3 с лишним тысячи сдающих ЕГЭ – это главным образом выпускники этого года, школьники и выпускники средних учебных заведений прошлых лет, кто по каким-то причинам не сдавал раньше, либо хочет передать.
Традиционно русский язык сдают все – это обязательный предмет. Из тех, что можно выбирать, на первом месте обществознание. Это связано с тем, что большинство вузов принимают этот экзамен в качестве одного из основных.
Радует нас то, что больше детей выбрали в этом году информационные технологии – 836 человек, против 500-600 годами ранее. Мы видим, что в целом растёт интерес к изучению информационных технологий. Хабаровский край нацелен на подготовку кадров инженерной направленности, в IT-сфере и школа идёт, что называется «в ногу», в нужном направлении.
Мы работаем над тем, чтобы инженерное образование в школах Хабаровска стало востребованным. В этом году открываем в двух школах классы судостроительной направленности – это школа МЧС и 7-ая гимназия. Это будет наш первый опыт, мы уже заключили сетевые договоры с Тихоокеанским государственным университетом, с Хабаровским колледжем водного транспорта и с Хабаровским судостроительным заводом.
В этом году пусть немного, но выросло количество детей, сдающих профильную математику – таких у нас 1400. Это тоже говорит о том, что математические знания сегодня в топе, их востребованность повышается, ребятам они нужны и для жизни, и для поступления, поэтому они их выбирают.
Остальные предметы традиционно узкой и специфичной направленности: понятно, что химию биологию выбирают те, кто собирается поступать в медицинский, право, историю – те, кто идёт на социально-гуманитарные дисциплины.
– В месяцы перед ЕГЭ традиционно возрастает спрос на репетиторов. Это происходит не только в Хабаровске, но и по всей стране. Как Вы думаете – почему это происходит, может ли это быть связано с тем, что не хватает подготовки к экзамену в школе? Насколько востребованы платные услуги в школах?
– Да, мы видим, что наши дети пользуются услугами репетиторов, пользуются в течение всего учебного года, иногда, начиная с первого класса. Больше здесь, конечно, вопросы к родителям, у которых есть определённая тревожность, что ребёнок знает меньше, чем, допустим, его сосед по парте. Здесь нужно оценивать свои возможности и ожидания ребёнка. Как быть, если ты ожидаешь от ребёнка, что он будет у тебя отличником по всем предметам, а он гуманитарий и ему математика не даётся? Он прекрасно ориентируется в гуманитарных науках, он прекрасно пишет сочинения, он рассуждает, он лидер в организации мероприятий, но математика это не его? И даже если родители нанимают репетитора, мы же понимаем, что 100 баллов по математике ребёнок не получит. То есть тут нужно понимать, чего ожидают родители и ребёнок от репетитор. Если это желание подтянуть до определённой планки, это одно. Кто-то пользуется услугами ВУЗовских преподавателей, чтобы справиться с заданиями повышенной сложности – из части «С», там уровень олимпиадных задач. А если мы говорим о том, что ну просто это дань моде, то ну, наверное, это не совсем правильно.
Мы очень много с родителями разговариваем на эту тему, мы провели очень много встреч в части подготовки к ЕГЭ. Приглашали психологов, которые разъясняли родителям, что они в первую очередь должны сами определиться, чего хотят, и чётко понимать, чего ожидают от ребёнка. Лишь тогда принимать решение – нужен репетитор и для чего.
Что касается платных услуг в школе, то сегодня это очень широкий спектр образовательных услуг, это не только репетиторство, это скорее меньшая часть. Очень много выбирают ребята творческих услуг платных, спортивные какие-то секции, гимнастика, хореография. Репетиторство в школе есть, но оно не в топе, оно не так востребовано, потому что есть определённые часы во внеурочной деятельности, где ребёнок может бесплатно получить помощь от учителя.
– Кстати про учителей. Что можно сказать о педагогическом составе хабаровских школ? Изменился ли он за последние год-два? Если «да», то как?
– Конечно, всегда хочется, чтобы соблюдался баланс молодости и опыта. Это практически 90% успеха, когда есть и молодые педагоги, к которым тянутся дети, которые зажигают своим позитивом, какими-то современными технологиями, и когда есть категория учителей, которые могут передать накопленный колоссальный опыт. У нас нет у нас пока ещё идеального баланса, есть перекос в сторону возрастного состава, соотношение примерно 55% на 45, может 60 на 40, но мы стремимся к тому, чтобы опыт и молодость гармонично сочетались в наших педагогических коллективах.
Мы заключили в этом году больше целевых договор с нашим университетом на подготовку учителей - уже сейчас заключили 60 договоров. В прошлом году было вот на это время где-то порядка 40, но все ещё продолжается, пока приёмная компания не закончится. Напомню, что целевое обучение, это можно сказать, бесплатное обучение. Кроме того мы на уровне муниципалитета своим студентам, которые сдают сессию хорошо по итогам сессии платим стипендию в 3 000 ₽. Пусть это небольшая прибавка, но это тоже стимул.
Материальное благополучие учителя всегда в фокусе нашего внимания. Это и зарплатные вопросы, и жилищные. Что касается зарплат, то это в большей степени, конечно, вопросы не муниципального уровня, есть повышающие коэффициенты учителям на уровне федерации и края. А вот что касается квартир, конечно, Хабаровск, наверное, это флагман в этой части. Больше 230 квартир за последние 10 лет вручены нашим учителям, и они остаются в приоритете. В этом году мэр города принял решение не 10 квартир, как было традиционно, а сразу 15 выделить школьным педагогам. Этим мы можем удержать особенно молодого учителя. У нас сегодня большое количество молодых специалистов, которые только два года отработали в школе, а уже имеют своё собственное жильё.
– А сколько всего учителей в Хабаровске?
– У нас всего в отрасли 10 100 человек. Из них 6 с лишним тысяч это педагоги, это воспитатели, учителя, организаторы, педагоги дополнительного образования, узкие специалисты, логопеды, дефектологи, психологи. Именно школьных учителей, «предметников» – порядка 4 500.
– И, конечно же, хочется знать как пройдут «Последние звонки» и выпускные вечера?
– «Последний звонок» пройдёт у нас 23 мая. Очень многие родители задают вопрос: «Почему? Раньше традиционно 25 мая его проводили?». Мы отвечаем, что раньше мы сдавали обычные экзамены, начинались они с 1 июня и 25 мая был традиционным днём «Последнего звонка». Сейчас его проведение привязано к графику Единого государственного экзамена. Надо подготовить школы, надо детям подготовиться, и поэтому в канун ЕГЭ мы не можем проводить «Последние звонки». В этом году у нас первый ЕГЭ 26 мая, и для «Последнего звонка» выбрано 23 мая.
Выпускной вечер, вы знаете, наверное, мы много лет традиционно проводили в общегородском формате в «Платинум Арене». Это было всегда торжественно, трогательно, традиционно с какими-то сюрпризами, новинками каждый год. Но пандемия внесла свои коррективы в нашу жизнь, три года мы от этого праздника отказывались, но в этом году мэр Хабаровска Сергей Анатольевич Кравчук принял решение, что выпускному в «Платинум арене» снова быть! Он будет наполнен такими же сюрпризами, как был наполнен раньше, рассказывать про них, думается не уместно – они на то и сюрпризы. Но я думаю, что ни один выпускник не пожалеет, что в его жизни был такой праздник и что он именно так он сможет попрощаться со школой – получить аттестат в её стенах и побывать на общегородском празднике, где встретиться с такими же ребятами, со своими друзьями из других школ.
– Все школы должны быть там в обязательном порядке?
– Мы говорим, конечно, что это общегородской праздник, и нам хочется, чтобы все школы были там. Но «хочется» это один вопрос, а второй, и, может быть, даже более важный вопрос – это обеспечение безопасности в этот день. Ведь все службы завязаны на то, чтобы обеспечить безопасность детей в этот день – мы работаем со всеми службами с МВД, прокуратурой, Росгвардией, ГИБДД. Если родители отказываются от участия в этот день, то тогда вопрос: «Кто обеспечит безопасность ваших детей в выбранную вами дату?». Думаю, все хотят в этот день радоваться, зная, что за вопросы безопасности отвечают профессионалы, чтобы праздник ничто не омрачило, чтобы от прощания со школой и первого шага во взрослую жизнь остались только светлые и тёплые воспоминания.
О результатах ВЭФ для Дальневосточного федерального университета, о сотрудничестве с международными партнёрами, о амбициозных планах и вызовах рассказал в интервью EastRussia проректор по международным отношениям ДВФУ Евгений Власов
— Как человек, который участвует в организации и как непосредственный спикер и участник ВЭФа почти с самого начала — с 2016-го года, могу сказать, что ВЭФ-2024 с точки зрения политического контекста оказался максимально интересным и продуктивным. Весьма интересные позиции высказал на пленарном заседании и наш Президент, и премьер-министр Малайзии Инвар Ибрагим, и, безусловно, глава китайской делегации заместитель Председателя КНР Хань Чжэн. При этом я бы хотел особо отметить и других спикеров, которые на очень высоком уровне объясняли и транслировали информацию, разъясняющую государственную политику своих стран в области международного сотрудничества.
В первую очередь я говорю про наших китайских коллег. Мы вместе с с Китайским народным университетом (Чжунго Жэньминь Дасюэ – прим ред.), который имеет негласный статус «второй высшей политической школы страны», организовывали большую сессию касательно взглядов на будущее миропорядка. И экспертиза, которую дали коллеги, безусловно крайне интересна и для нас, для наших экспертов с российской стороны, и она очень интересна для китайских пользователей. Более того, я считаю, что и эта сессия, и ряд сессий, где выступали другие медийные китайские политологи из Фуданьского университета, например, — это тоже очень такая понятная позиция, которая транслировалась не только для нашей аудитории, но и для наших соседей.
Несмотря на то, что многие абсолютно справедливо называют Россию и Китай стратегическими партнерами, я сознательно использую формулировку «соседи», потому что так или иначе мы ими являемся. Как говорит Президент: «Стратегических партнеров можно выбрать, а соседей не выбирают».
Возвращаясь к информации, озвученной на сессиях, хочу подчеркнуть, что она очень важна с точки зрения обогащения идеями друг друга, понимания позиций друг друга, и крайне важна с точки зрения трансляции этой экспертизы в первую очередь в истеблишмент, потому что эти люди общаются на уровне элит, в дальнейшем это всё транслируется СМИ простым обывателям, которые не являются законодателями в области международных отношений или не задумываются в обыденной жизни о судьбах мира, оставляя это представителям аналитических центров. Именно такие коллеги, как мне кажется, блистали в наших экспертных сессиях, которые были проведены в рамках ВЭФ.
— Спасибо за Вашу оценку. Если перейти в практическую плоскость — что принёс ВЭФ-2024 ДВФУ в части новых международных связей?
— Здесь я бы хотел отметить подписанное соглашение с Ляонинским университетом. Оно очень важно в плане двухстороннего взаимодействия России и Китая: в прошлом году лидеры наших стран поставили довольно высокую планку в увеличении товарооборота между нашими странами, но по итогам года мы её перевыполнили. При этом основной поток коммуникаций, в том числе неформальных, шёл по линии Приморского края и северо-востока Китая.
Мы — ДВФУ, понимая запрос на кадры, на действующих чиновников, которые уже занимаются этой деятельностью, на действующих руководителей, топ-менеджмент предприятий и организаций, которые участвуют во внешнеэкономической деятельности с Китаем, мы договорились с Ляонинским университетом собрать вместе наши сильные стороны.
Со стороны Китая — это их опыт управления экономикой, опыт новой индустриализации, их прорывные технологии в управлении и в развитии своего производства. Мы здесь во Владивостоке обладаем мощным академическим сообществом, которое понимает, как работать с Китаем, понимает, как выстраивать коммуникацию, как анализировать и делать правильные выводы. То есть замысел такой — совместить академическое присутствие интеллектуальной России с практическим опытом управления экономикой Китая. В итоге родилось соглашение с Ляонинским университетом по реализации магистерской программы управления экономикой.
— Была ещё новость про организацию совместного института…
— Точно. Это тоже очень интересный кейс, но сначала хотел бы сделать небольшое отступление: исторически Владивосток крайне близок провинциям Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, индустриальным и промышленным центрам этих территорий. Наши выпускники туда выезжали, и так сложилось, что российский Дальний Восток и исторически, и уже на новом этапе, по-прежнему остался в коммуникациях именно с этими территориями.
Но торгово-экономический рост, бурное развитие инноваций и технологий появление новых компаний, предприятий — всё это произошло за последние 20−30 лет в южных провинциях Китая. Если говорить в более широком контексте, у Китая есть такой проект — «Большой залив». Это провинции Гуандун, Макао и Гонконг, крупнейшие научно-технологические игроки, с высокой концентрацией передовых компаний, ровно потому, что там есть академическое сообщество, это сосредоточение интеллектуальной элиты и, скажем так, людей с предпринимательским духом.
Нам очень интересно выйти на этот новый рынок, и для этого мы заручились поддержкой нашего друга — частного университета Синьхуа в городе Гуанчжоу, который специализируется на биомедицинских исследованиях и на исследованиях в области фармакологии и на подготовке специалистов в этой области. Мы вместе с нашим индустриальным партнером, российской компанией ГЕРОФАРМ — крупным игроком на этом рынке, договорились о создании совместного проекта. Он подразумевает с одной стороны подготовку кадров — российских и китайских для этих отраслей, а с другой — сможет уходить в релевантные адресные исследования с учетом базы, которая есть у нашего университета и у китайских партнеров.
— Как это работает на практике? Это будет сотрудничество исследователей высокого ранга, или это будет обмен студентами? Они поедут к нам, мы поедем к ним?
— Вопрос абсолютно правильный, но я здесь сразу отмечу, что произойдёт это не завтра, это работа очень длительная, но мы шаг за шагом к ней идем. Мы балансируем образовательные программы, потому что нам нужно, чтобы образовательные стандарты совпадали, чтобы мы признавали все квалификации и академические результаты друг друга. Это очень важно. Студенты будут учиться и в Китае, и в России, то есть они получат опыт двух сторон. Это первый момент.
Второй момент. Здесь нет ничего сложного, потому что это будет формат совместных образовательных программ, когда мы используем и инфраструктуру Дальневосточного федерального университета, и инфраструктуру вуза-партнера. При этом кадры и потенциал, мы тоже задействуем с двух сторон. Мы берем преподавателей и российских, и китайских, и здесь мы, конечно, рассчитываем на поддержку наших индустриальных партнеров: с российской стороны это корпорация ГЕРОФАРМ, с китайской стороны тоже есть поддержка со стороны крупного местного производителя, и мы хотели бы, чтобы преподаватели, во-первых, делились опытом, а во-вторых, чтобы эти корпорации давали конкретные кейсы. То есть, чтобы студенты могли бы решать задачи прикладного характера, будучи в процессе обучения, но при этом уже давая пользу, например, для своего будущего работодателя. В такой работе работодателю проще отследить динамику студента, его квалификацию, и, возможно, уже во время обучения принять его на работу.
— Может я наивный вопрос задам, но на каком языке будут общаться эти исследователи, преподаватели, студенты? Конечно, образованные специалисты и в России, и в Китае говорят на английском, но когда речь идёт о таких сложных материях, как биомедицина, то и прямой перевод непрост, а когда используется «язык-посредник»… не осложняет ли это профессиональное общение?
— Это, конечно же, уместный вопрос, и весьма серьёзный. Коммуникация — основа взаимодействия, а язык — это средство коммуникации. Мы для себя ставим основную задачу интегрировать в образовательные программы дополнительное изучение русского языка в Китае, а у нас есть такая амбиция — мы её аккуратно так приземляем... Вот прямо сейчас в ДВФУ китайский язык изучают 1 200 студентов, а когда-то — 125 лет назад китайский язык изучали в Восточном институте на всех отделениях. И это наша амбиция к 2030 году!
— В завершении беседы хотелось бы услышать, какие вызовы, Вы — как проректор по международным отношениям ДВФУ, видите по своему профилю для университета?
— Доступность качественного образования для всех, как мне кажется, это тот вызов, перед которым мы сейчас стоим, потому что запрос огромный сейчас на образование. Как проектор по международной деятельности могу сказать: ежегодно только в одном Китае, в местных центрах подготовки, в наших совместных институтах десять тысяч китайских школьников хотят поступить в ДВФУ. При том, что у нас общее количество студентов — 20 тысяч. Конечно, мы не можем всех взять. И это только один Китай, а у нас обучаются студенты из 80 стран, поэтому приходится ограничивать, проводить жёсткий отбор.
Сейчас у нас 3500 иностранных студентов, в основном это представители стран BRICS, «глобального Юга», и когда мы говорим про академическое сообщество, про университет, то это не только про качественное образование, но и про тот образ жизни, который студенты себе присваивают.
Каждый студент, когда поступает в какой-то университет, он видит перед собой определенную ролевую модель и целевой образ, которому он бы хотел соответствовать, какому сообществу он бы хотел принадлежать. И мы в этом плане показываем очень успешную, я считаю, модель людей, которые развивают огромный большой регион вместе друг с другом и при этом стараются быть лидерами в области научно-технического сотрудничества.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял, что реализовывать национальные проекты невозможно только силами органов власти, необходима мобилизация ресурсов бизнеса, НКО, волонтеров, общественных палат, общественных советов при органах, ОНФ, партий, профсоюзов, активных граждан, студентов, т.е. всех институтов гражданского общества.
И таким ресурсом для новых национальных проектов может стать курс «Обучение служением», который с 1 сентября этого года начнет преподаваться во всех вузах страны. Его главная цель – воспитание гражданственности, которая понимается как готовность и способность личности участвовать в делах общества и государства. Следовательно, участие студентов в реализации нацпроектов работает на эту цель. Но надо, чтобы каждый вуз с учетом своих основных образовательных программ определил, в каком именно национальном проекте и в какой форме его студенты могут участвовать.
Приведу пример как это можно сделать. Первая национальная цель гласит – сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи, Один из показателей ее достижения - снижение к 2030 году суммарной продолжительности временной нетрудоспособности граждан в трудоспособном возрасте на основе формирования здорового образа жизни, создания условий для своевременной профилактики заболеваний и привлечения граждан к систематическим занятиям спортом». Для вузов со специальностью «Физическая культура» здесь непочатый край работы. Проекты студентов с корпоративными программами укрепления здоровья, которые они могут разработать в курсе «Обучение служением», будут востребованы и властью, и особенно бизнесом, который возьмет на себя обязательство следовать Стандарту общественного капитала бизнеса.
Этот Стандарт тоже будет принят в ближайшее время, а те организации, которые добровольно будут ему следовать, получат преимущество в господдержке. Одним из направлений Стандарта является «Забота о сотрудниках и членах их семей», а показателем его достижения «Поддержка здорового и сбалансированного досуга». /Другое направление - «Укрепление своей страны» с показателем «Вклад в достижение национальных целей развития России».
Итак, новый курс «Обучение служением» – это ресурс для власти, для бизнеса и для молодежи. Только надо суметь им воспользоваться.