Эффективное обезболивающее средство, не содержащее наркотических анальгетиков, разработали исследователи из Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН совместно с учеными из передовой инженерной школы ДВФУ. Ученым удалось выделить особый пептид из яда морской анемоны (актинии).
Ученые рассказали телеканалу «ТВ-Центр», что анальгетический эффект достигается за счет блокирования токов. Такое обезболивающее натуральное, негормональное, не вызывает привыкания. Оно блокирует боль наравне с опиоидными и нестероидными медикаментами. Ученые также отмечают, что препарат не вызывает привыкания и может применяться для лечения кожных заболеваний.
Важно и то, что команда ученых смогла не просто выделить вещество из яда, но и получила конструкцию его генома. Таким образом, для создания медикамента не придется добывать морских обитателей.
Доклинические испытания будущего лекарственного средства продолжаются.
В республике Бурятия Новый год по давней традиции отмечают дважды. После встречи традиционного праздника 31 декабря люди с нетерпением ждут Сагаалган, что в переводе с бурятского означает Белый месяц. Конкретной даты у этого праздника нет, он привязан к лунному календарю и первому в году новолунию: как правило, это период с начала января до окончания марта. В этом году бурятский Новый год выпал на 10 февраля, его празднование в республике продлится целый месяц. Предваряет череду праздничных дней ритуал очищения «Дугжууба». Корреспондент EastRussia посетила обряд в улан-удэнском дацане «Ринпоче Багша».
Накануне Сагаалгана принято подготовиться к празднику: привести в порядок буддийский алтарь, сделать генеральную уборку, выкинуть ненужные вещи и мусор. Нужно купить необходимые продукты для приготовления национальных блюд, а также подарки для близких и родственников. Обязательна на столе в эти дни — любая белая пища как олицетворение чистоты, благополучия и добра.
Но не менее важна в эти дни чистота души и помыслов. Поэтому накануне встречи Белого месяца в Бурятии ежегодно проводится обряд очищения «Дугжууба». В этом году его организовали в 14 дацанах города Улан-Удэ — столицы Бурятии. Накануне посещения самого популярного буддийского обряда у жителей республики принято обтереть все тело влажными салфетками или кусочком теста, «прокатывая» его по всему телу. Некоторые верующие после этого делают из комка теста табалан (фигурку человечка), представляя, как отдают этому существу все свои беды, болезни и страдания уходящего года.
Эти фигурки и свертки приносят в дацан и в течение дня складывают внутрь сооружения, которое вскоре станет ритуальным костром. Специально для Дугжуубы ламы готовят так называемый «Соор» — увенчанную черепом высокую пирамиду, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы вечером в него «вкладывают» подношение буддийскому божеству Чойжал сахюусану, а когда разгорается огонь, принято считать, что в нем сгорают все беды и страдания, заложенные туда верующими. При этом во время ритуала важно, чтобы люди мысленно или вслух просили забрать огонь все плохое, представлять, как сгорают все дурные мысли и жизненные препятствия.
Цырен-лама считает, что обряд может помочь даже людям неверующим и не осуждает, что в Сагаалган в дацан идут не только буддисты, но и православные, мусульмане и люди других религий.
— Самый главный смысл обряда — избавить человека от негатива этого года, чтобы он в новый год входил с подъемом сил. Что касается неверующих или приверженцев других религий, то пусть приходят. Уж лучше пусть так, чем совсем пустота. Мы существа земные, без разницы, кто какой национальности и веры. Каждый старается решать свои проблемы по-своему, — говорит Цырен-лама.
В дацане «Ринпоче Багша», основанном в 2000 году буддийским ламой из Тибета Еше Лодой Ринпоче с благословения Далай-ламы XIV, в предновогодние дни особенно многолюдно. Первые прихожане пришли ранним утром 8 февраля. Возле большой пирамиды из веток то и дело скапливается очередь. Люди достают из карманов и сумок свертки (тесто или салфетки, обкатанные по телу накануне) и вкладывают их внутрь будущего ритуального костра. Несмотря на достаточно холодную погоду попрощаться со своими грехами в дацан пришли сотни людей, многие пришли большими семьями, взяв с собой даже малышей.
Студентки Мэдэгма, Ирина и Арина рассказали, что каждый год совершают этот обряд и верят в то, что он помогает провести следующий год без бед и болезней.
— Еще моя бабушка учила меня, как нужно правильно прокатывать по телу тесто, как молиться. Она за всю жизнь ни разу не пропустила этот обряд и нас научила, что Дугжууба — это серьезно. Несколько раз после этого обряда у нее уходили разные болезни. Я в этом году загадаю на костре, чтобы близкие не болели, чтобы все у нас в семье было благополучно, чтобы моя учеба продвигалась нормально, и я построила хорошую карьеру, — призналась Арина.
— В детстве нам запрещали смотреть на огонь, а теперь вроде бы говорят, можно. Мы дождемся темноты, когда начнут зажигать огромный костер. Это всегда выглядит потрясающе и сразу кажется, что в этот момент все твои молитвы слышны Там, — говорит Ирина.
Цырен-лама подтверждает — случаи исцеления после обряда Дугжууба в его практике бывали не раз.
— В дацанах горит особенный костер. Бывают случаи исцеления. Я слышал, что у одного оператора, журналиста один глаз не видел. После обряда, он прозрел. Это мне рассказывали ваши коллеги-журналисты, — уверяет буддийский священник.
Как считают буддийские ламы, «огонь Дугжуубы исцеляет и дает надежду». Есть свидетельства, когда нежелание жить, апатия и хронические депрессии уходили после обряда, словно сгорев в огне.
Здесь же на территории дацана «Ринпоче Багша» находится буддистский колокол Четырех Печатей. Его вес — 700 килограммов, что делает его самым большим буддистским колоколом в России.
Еще один пункт во время прохождения молитвенного круга — это зажжение лампад для освещения своего жизненного пути.
— Чем больше света, тем чище твоя дорога, — пояснил этот обычай Цырен-лама.
В дни Сагаалгана также традиционно совершают еще один обряд — вывешивают в дацане Хий Морин или «коня ветров». Такие флажки приобретаются и освещаются в дацанах и символизируют физическую и психическую энергию человека. Считается, что конь ветров подарит удачу и всплеск свежих сил в следующем году тому, кто его вывесит.
На территории дацана есть специальное место для вывешивания таких коней удачи. Здесь мы встретили трех женщин, которые вывешивали свои флажки разных цветов. Три сестры Лариса, Ольга и Светлана признались, что уже несколько лет живут за пределами Бурятии, однако на обряд Дугжууба они не могли не приехать.
— Мы местные жители, уроженцы Бурятии. Сейчас живем в Москве, Санкт-Петербурге. Приехали сюда на встречу выпускников ну и, конечно, чтобы помолиться здесь. Тесто мы уже скинули в костер, сюда пришли, чтобы вывесить Хий морины. Хоть мы и православные, но ходим в дацан все равно. Даже если праздника нет, часто посещаем. Мы родились на бурятской земле, а значит здешние духи или боги нам всегда помогали, и там, в другом городе они нам тоже помогают, а мы их сегодня благодарим, — рассказала одна из сестер Светлана.
Тем временем, внутри дацана, где расположена одна из самых больших статуй Будды в нашей стране, идут молитвы. Ламы читают молебны, бьют в барабаны. Многие выложили на столы свои подношения – пищу, которая после молебна будет считаться освещенной и целебной. Другие пишут записки, заказывая ламам прочитать для них тот или иной молебен.
После шести вечера наступает заключительная часть молитв: ламы в красных одеяниях направляются к кострам.
В окружении толпы они снова еще громче читают молитвы и освящают ритуальный огонь. Еще минута и мужчины с факелами поджигают ритуальные костры.
В заключительной части обряда прихожане обходят горящий костер по часовой стрелке, они молятся и мысленно представляют, как в огне сгорает все плохое.
— Я загадала, чтобы в следующем году у нас родился ребенок. Пока что никак не получается, но я верю, что вымолю нам сына или дочь. Сегодня мы с мужем вместе об этом молились. Заказали молебен. Я почувствовала, что все теперь точно будет хорошо, я в это верю, — улыбаясь, сказала нам на прощание улан-удэнка Ольга Осипова.
Мы опросили несколько владельцев машин Nissan Leaf из Хабаровска и Еврейской автономной области, их мнение по отдельным вопросам приведено в тексте.
Электричество – наше все!
Скажи мне кто-нибудь 20 лет назад, когда у меня была первая машина с говорящим названием Nissan Pulsar AD, что телефоном можно будет управлять, касаясь сенсорного экрана, сигареты - электронными, а автомобиль заряжать от розетки, я бы воскликнул: «Нет, сынок, это фантастика!». Но близость Японии с ее передовыми технологиями, особенно в области автомобилестроения, сделала свое дело – «электрички» на улицах дальневосточных городов давно уже стали привычным явлением.
Собственно, купить электрокар хотел уже давно: живу в частном доме, так что проблем с зарядкой нет, да и тариф подходящий, особенно, ночью – с 23 до 7 утра.
Виктория, Хабаровск. Владеет Nissan Leaf два года: «Сложно только зимой, далеко не уедешь. Машину для зимы ничем не оборудовала, гаража нет. Радует экономия на топливе, живу в частном доме, еще и ночной тариф, так что и заряжаю за копейки. Пробег за день 40-60 километров, летом заряда хватает на 120-130 километров, так что заряжаю раз в три дня, в остальные времена года приходится каждый день».
Мысль завести «электричку» укреплялась каждый раз, когда заправлял «Форика» (Subaru Forester) – второй автомобиль в семье – при расходе в 15 литров на сотню выходит круглая сумма. А если еще учесть немалую стоимость моторного масла Motul, трансмиссионного масла, декстрона, свечей, приводов – всех расходников, которые рано или поздно необходимо менять в «Форике», то аргументов в пользу «электрички» только добавлялось.
Короче, когда подвернулась возможность взять «Лифа», хоть и «беганного» по Хабаровску, но все же недавно ввезенного в Россию, раздумывать долго не стал. Батарея показывала семь делений, что, в принципе, считается «более-менее». Летом так вообще не сильно заморачиваешься по этому поводу, к тому же дневной пробег не слишком большой.
Nissan Leaf 2011 года в кузове ZE0 в Хабаровске продается от 300 до 500 тысяч рублей, в зависимости от состояния «батарейки». Если сравнивать с похожей по классу машиной – Nissan Tiida – того же года выпуска, то это примерно в 1,5 раза дешевле. Правда, если на «Лифе» кончится батарейка, то, считай, минус половина стоимости машины - силовая установка на Leaf продается от 100 тысяч.
Поехали!
На вопрос «Сколько проезжает без подзарядки?» однозначно ответить сложно. Все зависит от манеры езды: можно и за 5-10 километров «высадить» батарею, оставляя всех на светофоре, а можно включить ECO-режим, который «душит» тяговый аккумулятор – не дает развивать полную мощность – и спокойно передвигаться по городу на скорости около 55 км/час. К такому режиму я пришел через пару недель активной езды на «Лифе». В среде «лифоводов» есть даже такой термин – «лифтошнотство», когда человек едет со скоростью около 40 км/час, не разгоняясь и избегая крутых подъемов, чтобы «дотянуть» до дома или ЭАЗС.
Табло Nissan Leaf
Михаил, Хабаровск. Владеет Nissan Leaf в максимальной комплектации почти три года: «За это время установил подогрев батареи и «Эбельшпехер» для обогрева салона на керосине, еще дополнительную батарея на 10 кВ. Пробег сейчас, если до «черепахи» (когда машина уходит в самый экстремальный эконом-режим - ER) 126 километров. Из трудностей: катаюсь с середины марта по конец ноября».
А еще «батарейка» невольно приучает водителя к продумыванию логистики – куда ехать, каким маршрутом, и чтобы, в случае чего, зарядные станции были поблизости. С этим тоже справился через пару недель – пришло понимание, куда могу поехать за «один раз», стал выстраивать дела в соответствии с частями города, дабы не «мотаться» из Южного в Северный, а потом снова Южный (противоположные «спальные» районы Хабаровска). При этом перестал каждую минуту смотреть на цифры, условно обозначающие запас хода.
Сергей, Хабаровск. Владеет Nissan Leaf два года: «У меня две машины, на второй летом практически не езжу. Когда в холода пересел на второе авто, заехал на заправку, подъехал к колонке, подошел к кассиру для оплаты, а она мне говорит: – Заправлять вас не буду, вы неправильно подъехали к колонке, нужно по схеме, которая указана на щите. Вы, наверное, давно не заправлялись на наших АЗС? – Ну да, давно».
Зима. Холода.
Лето, как всегда, пролетело быстро, управление «Лифом» в кайф – удобная посадка, отличная динамика и главное – напрочь забыл про АЗС. Наступление зимы внесло свои коррективы: запас хода уменьшался пропорционально снижению температуры воздуха. Вспомните свой смартфон зимой – если долго держать его даже в руках на морозе, то батарея быстро садится.
Сергей, Хабаровск. Владеет Nissan Leaf два года: «Могу сказать одно, ТС замечательное, но только для теплого времени года. Летом дневной пробег максимум 80 километров, зимой – 40 на одной зарядке. Заряжаю в гараже, ночью».
Предыдущий хозяин, который отъездил на моём «Лифе» одну зиму, предусмотрительно установил подогрев батареи – приклеил снизу обычный согревающий кабель, который необходимо включать, когда температура опускается ниже -15 градусов, а также установил автономный дизельный котел Webasto для обогрева салона, так как штатная система или дополнительный «фен» в условиях дальневосточных морозов не справляются. В этой связи было пару забавных моментов на «обычных» заправках, куда приходилось заезжать раз в неделю, чтобы залить шесть литров «солярки»: бачок обогревателя находится под капотом и многие с недоумением смотрели, мол, зачем это электричка» на АЗС заезжает? А один гражданин и вовсе подошел с вопросом «а у тебя бак под капотом, да?».
Автономный обогреватель салона Webasto
Антон, Хабаровск. Владеет Nissan Leaf два года: «Причина выбора, конечно же, экономия, ну, и любопытство. Дневной пробег порядка 30-40 километров – до работы и обратно. Заряжаюсь в гараже. За два года только жидкости и аккумулятор поменял по приходу из Японии. Из «допов» установил подогрев батареи и «фен», который мне не понравился, лучше бы не ставил его, денег бы кучу сэкономил».
Не все «лифоводы» ставят себе дополнительные независимые системы обогрева и зимой у них альтернатива – или ехать и мерзнуть, или ехать совсем мало.
パベルさん (ник в сообществе «лифоводов»), п. Приамурский, ЕАО. Nissan Leaf ZEO, 2011 года выпуска: «Все, как у всех. Езжу по 30-40 километров в день. Зимой «карачун», прям вообще. Заряжаюсь дома, очень редко на станциях».
Невзирая на дополнительные системы обогрева, все равно мороз ополовинивает батарейку «Лифа», и пробег без подзарядки сокращается до 40 километров. Правда, когда в Хабаровске этой зимой ударили морозы за 40 и «Форик» не завелся, я испытал удовольствие от того, что «Лиф» спокойно включился (термин «завелся» к «электричке» не совсем подходит) и поехал.
Расходы
Их мало. Практически нет. Купил литье с летней резиной (29 тысяч), сделал развал-схождение (одна тысяча). На AliExpress заказал сканер OBDII. Все. Да, за свет счет увеличился. По моим прикидкам, тысячи на три в зимний месяц. Но я и подзаряжаюсь днем, не жду «ночного» тарифа. За все время раз пять заряжался на платных ЕАЗС, чтобы не возвращаться домой. В Хабаровске несколько известных мне станций зарядки: РусГидро – их пять, РосТок – около 10, EV-Time. Чек одной такой зарядки у меня выходил от 40 до 70 рублей. Ни в какое сравнение с бензином и тем более дизельным топливом не идет.
Сергей, Хабаровск. Владеет Nissan Leaf два года: «Очень устраивает минимальные расходы на обслуживание авто, только оплата за электроэнергию. За время владения пока ничего не менял, все родное стоит».
Но есть две проблемы: ЕАЗС катастрофически не хватает, в идеале, конечно же, хотелось бы, чтобы ими оснастили основные трассы – до Биробиджана, Комсомольска-на-Амуре и Владивостока. Но… «Нет, сынок, это фантастика!».
Одна из ЭАЗС в Хабаровске
Антон, Хабаровск. Владеет Nissan Leaf три года: «Очень не хватает станций на трассах Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре, не все работают на трассе Хабаровск - Владивосток, нужны станции на трассе «Амур» Хабаровск – Чита. Радует экономия на топливе, заряжаюсь дома».
Вторая проблема – парковочные места возле таких заправок постоянно занимают «обычные» машины, несмотря на установленные соответствующие знаки. Хотя у нас и инвалидов-то не особо жалуют, что тут говорить про «электрички».
Антон, Хабаровск. Владеет Nissan Leaf два года: «Из проблем - вечно занятые «бензинками» места возле зарядных станций на парковках».
Уму непостижимо
В 2006 году я был в Монголии, где, конечно же, обратил внимание на машины, на которых ездят местные жители. Тогда это были в основной своей массе «сотые Короллы» (Toyota Corolla в кузове серии 100 примерно 1998-2003 года выпуска - ER). Спустя 16 лет, вновь оказавшись в Монголии, заметил, что «народным автомобилем» стала Toyota Prius (гибридный автомобиль - ER). Как оказалось, дело не только в маленьком расходе бензина – около пяти литров, но и в стимулирующих ввозных пошлинах: на «эко»-машины они сильно меньше. В Россию же ввезти экологически чистый автомобиль стоит столько же, сколько бензиновый или дизельный. Про транспортный налог я уже молчу.
А на днях пришла грустная новость: утилизационный сбор, который необходимо оплачивать за каждый ввезенный из-за рубежа в РФ автомобиль, на «электрички» увеличивается с 5,2 тысяч рублей до 122 тысяч. Понятное дело, что это ляжет в конечную стоимость для потребителя. Такая вот арифметика.
Корень жизни – одна из дальневосточных скреп. Женьшень почитаем в культурах всех стран и народов в этой части планеты, начиная от аборигенных этносов. Его чудодейственные свойства ценят во Вьетнаме и Китае, в обеих Кореях, а также в Европе и Соединенных Штатах, где существует собственная дикорастущая популяция. А вот в Старом свете женьшень в природе остался только на российском Дальнем Востоке, в Приморском крае и немного в южных районах Хабаровского.
Действительно ли дикое растение по своим качествам практически не превосходит культивируемое? По карману ли покупка женьшеня среднестатистическому гражданину? Есть ли женьшеневые плантации в регионах ДФО? На эти и другие вопросы нашему корреспонденту отвечает Александр Гетманов, директор музейно-выставочного комплекса «Достояние», в составе которого недавно открылся музей «Женьшень».
– Александр Анатольевич, расскажите, как все-таки сегодня обстоит дело с женьшенем (и культурным, и дикорастущим) у нас на Дальнем Востоке. Интернет дает противоречивую информацию, при этом материалы зачастую дублируются, а эксперты, тщательно выбирая выражения, говорят, что «все там несколько турбулентно».
– Без истории тут не обойтись. Интерес к искусственному выращиванию женьшеня возник в СССР в 1950-х годах. Тогда достаточно большое количество его использовалось для создания лекарственных препаратов, но корень не растили централизовано. Были сборщики, были те, кто выращивал женьшень сам, какое-то количество закупали в Китае и в Корее. Но серия исследований Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН, во главе которых стоял Израиль Ицхаевич Брехман, определила, что женьшени-дикоросы и женьшени с грядок не так сильно отличаются по качеству.
В Приморском крае в Анучинском районе в 1962 году открылся крупнейший в Союзе совхоз «Женьшень». Первый урожай там сняли только спустя 14 лет. Правда, сразу 150 килограммов. Совхоз себя окупал и снабжал женьшенем большую часть СССР. Кстати, женьшень пробовали выращивать во многих регионах, в Тебердинском заповеднике на Кавказе, в Сибири. Но часто корни не приживались. В 1990-х централизованное выращивание женьшеня на уровне государства прекратилось, остались только частники и сборщики корня - с лицензией и в ограниченных количествах.
– Однако женьшеня в тайге становилось все меньше, и с начала 2000-х любая форма его сбора в нашей стране была запрещена. Чем компенсировался запрет?
– Преимущественно окультуренным выращиванием. В нашей стране это небольшие плантации частников, в том числе и у нас при музее есть такая. Она обеспечивает экспозиции, снабжает музейную лавку сухой настойкой и часть женьшеня возвращает обратно в лес. С нами по этому проекту сотрудничает «Центр женьшеневого и таежного туризма». В прошлом году уже высадили 650 корней. Мы делаем посадку совместно с лесоохраной, в этом году, например, на территории, прилегающей к Лазовскому заповеднику. Серьезной эксплуатацией женьшеня для создания, например, лекарственных препаратов, мы не занимаемся. И не планируем.
В нашей стране плантационный женьшень, к сожалению, некоммерческая история. Объемы не позволяют вывести культуру на самоокупаемость, ну в лучшем случае частники редко выходят в ноль. В большинстве своем этим занимаются энтузиасты на приусадебных участках. Частные лица, которые в большинстве случаев никак формально не зарегистрированы и не намерены на корне серьезно зарабатывать. А что касается крупных производителей, то информации о чем-либо действующем в этой сфере в Приморском крае нет. Возможно, что-то планируется.
– Получается, что большая часть отечественной фармацевтической либо косметической продукции, изготовленной на женьшене, делается с использованием импортного плантационного корня. Кто наши основные поставщики?
– КНР и Республика Корея – в первую очередь. В Корее очень много выращивают женьшеня. Это популярный товар, зачастую сушеный женьшень носят, к примеру, во внутреннем кармане пиджака. Жуют, когда становится плохо. Это такой своеобразный природный стимулятор. Исторически корейцы первые начали это делать и сейчас у них больше опыта. Но в Южной Корее, можно сказать, слишком сильно налажено производство. Если наш или китайский плантационный женьшень начинает демонстрировать увядание к 20-25 годам, то корейский начинает увядать уже к 12-15.
Вообще к 5-7 годам корень доходит до веса, в котором его уже начинают продавать. Это 30-45 граммов и больше. У корейцев он растет чуть-чуть быстрее и быстрее набирает массу. Но товарным маркером в Стране утренней свежести считается возраст корня. Там на плантациях на каждой грядке все растения - ровесники. ПлАтите фиксированную сумму, забираете любой женьшень, его даже не взвешивают, на грядке они все одинаковые, это достигается за счет методов подкормки и обработки. Можно выбрать себе корень заранее - вырастят именной. Конечно, чем он старше, тем дороже.
– Самыми крупные корни женьшеня получают собственные имена – как бриллианты. – «Император», «Великий отшельник». Так, не раз были отмечены находки 600-граммовых корней, проданных примерно за полмиллиона долларов. А какова цена обычного корня у нас?
– Сложно говорить о средней цене на корень, ну если уж совсем-совсем упрощенно– это примерно 150 рублей за грамм. Выходит от трех, четырех, пяти тысяч рублей за штуку – зависит от веса. У нас это основной показатель, всегда рассматривается в первую очередь. Но сильно сбивают точность этих измерений китайцы. Они очень высоко ценят именно дикорастущий женьшень, готовы за него выплачивать огромные деньги. А еще они готовы доплачивать – в три, четыре, пять, семь раз больше - за корень, который по форме похож на человека. По традиционным представлениям такой ещё ценнее.
Дикорастущий женьшень может жить столетиями. Но, к сожалению, ни у китайцев, ни у корейцев в природе его уже не сохранилось. Большая часть оборота дикого женьшеня либо серая, либо даже в целом черная. На Дальнем Востоке есть проблема, связанная с контрабандой женьшеня, но это тема большого отдельного разговора. Легальный же женьшеневый рынок - препараты, сделанные на плантационном женьшене, косметика или пищевые продукты, изготовленные с его использованием – не очень велик, он не приносит больших денег даже в той же Корее.
– Доказано, что женьшень улучшает работу нервной системы, повышает трудоспособность, снимает усталость и помогает бороться с депрессией, замедляет процессы старения, улучшает память…Однако его не дают детям и не разрешают принимать в жару людям с высоким давлением. Как не ошибиться?
–Традиционные препараты (настойки, вытяжки на спирту, на водке, на меду) делают из расчета десять единиц жидкости на единицу корня. В целом настойки принято употреблять в сильном разведении. Хватает их буквально на десятилетия - небольшой корень весом граммов 45 дает порядка полулитра настойки. Такой объем можно растянуть для одного человека лет на десять. Пример – принято пить два раза в году курсом по 20 дней. В первый день пьют одну каплю, берут пипеткой, растворяют на полстакана теплой воды, на второй день две, на третий – три, и так до десяти. Потом от десяти до и одной.
Потреблять настойку чайными ложками запрещено – передозировка активных веществ опасна. Лекарства же, произведенные фармацевтическими предприятиями – таблетки, пилюли, мази – снабжены инструкциями по применению. В косметических препаратах также вполне безопасная концентрация. Вообще женьшень можно использовать как полезную и вкусную пищевую добавку. В Корее и Китае женьшень готовят и с удовольствием едят, добавляют в разные кушанья, а также пьют с ним чай. У нас в стране тоже переняли эту практику. В нашей музейной лавке, например, бывают женьшеневые пряники.