На северо-западном побережье Сахалина уловы наваги выросли почти в восемь раз по сравнению с прошлогодним показателем. В этом году во время активного промысла рыбаки добыли более 1 143 тонн рыбы.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе правительства Сахалинской области, активный промысел в заливе Терпения у юго-восточного берега Сахалина завершен с результатом более пяти тыс. тонн – 97% от общедопустимого улова. Рыбодобывающие суда продолжают промысел наваги в Северо-Курильской зоне, а также у южной группы Курильских островов. На сегодня объем вылова на островах составил более 900 тонн.
Часть всех добытых на Сахалине уловов наваги пойдет для обеспечения рынков и магазинов области. Часть улова сортируется, глазируется и в брикетах отправляется на материк.
В среднем россияне едят гораздо меньше морепродуктов, чем рекомендованные Минздравом 28 кг. Если потребление мяса в последние годы обновляет рекорды, то рыбная категория в лучшем случае остается примерно на одном уровне – 20-22 кг на человека ежегодно. Популяризация дальневосточной рыбы с целью насыщения внутреннего рынка стала одной из тем Дня сельского хозяйства на выставке «Россия», проходящей в Москве на ВДНХ. Лейтмотив – участникам всей цепи поставок рыбной продукции нужно консолидировать усилия по продвижению морепродуктов, а государству поддержать отрасль, которую не обошли стороной финансовые проблемы.
У молодежи рыба не в почете
По оперативным данным Росстата, за 2023 год производство рыбной продукции достигло 4,4 млн т, что на 6% больше результата за предыдущий год.
Между тем, рассказала заместитель руководителя Роскачества Ольга Шанаева, по отдельным социально-возрастным группам фиксируется снижение частоты покупок рыбы. Сегодня едят рыбопродукцию один раз в неделю и чаще 42% россиян. Это в 1,6 раза меньше, чем пять лет назад (в 2018 году – 68%). Потребление рыбы один раз в месяц и реже характерно почти для трети населения.
Чаще других включают рыбопродукцию в свой рацион люди старше 45 лет. В то же время уровень еженедельного потребления рыбы среди молодежи не только ниже, но и быстрее снижается. За пять лет этот показатель сократился 2,5 раза: в 2018 году он составлял 55%, в 2023-м – 31%.
«Здесь как мы видим прежде всего нужно ориентироваться на молодое поколение, именно оно является драйвером потребления как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной. Складывающееся отношение молодежи к рыбе (более частый отказ от потребления, отсутствие культуры приготовления, осведомленности о разнообразии рыбы) создает риски для отрасли», – заявила Ольга Шанаева.
Вместе с тем молодое поколение не столь далеко от морепродуктов: считается, что люди в возрасте от 18 до 24 лет являются главными любителями суши. Сегодня молодежь не хочет заниматься чисткой, разделкой рыбы, сложным ее приготовлением, соглашается руководитель отдела продаж Рыбное производство сети «Гипер-Глобус» Олег Рябов, и этот факт следует учитывать производителям и ритейлу.
«У той же курицы продаются отдельно ноги, крылья, филе. По рыбе это тоже есть, но в меньших объемах. Мы заметили, что чем больше даем покупателю готового продукта, тем он интереснее воспринимается», – уточнил он.
Распробовать минтай на вкус
В среднем россияне потребляют пять видов рыбы, сообщают в Роскачестве. В топ-5 входит скумбрия (46%), сельдь (46%), горбуша (44%), минтай (40%), форель (37%).
Стоит сказать, что в 2022 году на Дальнем Востоке добыто 1,9 млн тонн минтая, при этом на внутренний рынок поставлено всего лишь 183 тыс. тонн (по предварительным итогам 2023 года – 200 тыс. тонн). Сейчас годовое потребление этой рыбы в России составляет без малого 1,3 кг на человека.
«Это немало, но мы видим, что есть куда расти», – признает президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак.
Согласно опросу, из тех, кто говорил о недостатках минтаевой продукции, в 30% ответах указали на то, что им предпочтителен вид другой рыбы. Еще 19% отметили, что не нравится вкус минтая, а 15% – запах.
Исследование барьеров потребления показало, свидетельствуют в АДМ, что основные из них обусловлены эмоциональными факторами, связанными с восприятием минтая потребителем, например, как рыбы для кошек.
«Возможно влияет негативное воспоминание из детства: в детских садах готовили не вкусно, – не исключил Олег Рябов. – В школах это тоже не особо популяризировалось».
Изменить потребительскую картину в лучшую сторону – одна из ключевых целей программы «Дальневосточный минтай», пояснил Алексей Буглак. Речь, в частности, идет об информировании потребителей о современных технологиях промысла и переработки, в том числе особенностях морской заморозки рыбы, благодаря которой сохраняются полезные свойства и вкусовые качества. Например, с участием известного шеф-повара на Камчатке был снят документальный сериал о промысле и переработке минтая. Его посмотрели около двух млн человек. Кроме того, реализованы коллаборации с блогерами различного уровня.
Как проинформировал Алексей Буглак, в этом году особое внимание планируется уделить событийному маркетингу и совместным проектам с участниками цепочки поставок, в том числе переработчиками и ритейлом.
«Мы видим потенциал расширения воронки спроса, что может дать ощутимый прирост потребления минтая. Во-первых, за счет увеличения доли регулярных потребителей рыбы. Во-вторых, за счет увеличения в этой доли потребителей минтая. В-третьих, за счет частоты покупки», – обозначил направления президент АДМ.
Морепродуктам пропишут дорожную карту
Зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Сахарова сообщила, что в настоящий момент ведется разработка дорожной карты по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года.
«Сейчас требуется предусмотреть мероприятия по увеличению доступности рыбной продукции для конечного потребителя в различных регионах страны», – подчеркнула она, добавив, что важно выработать эффективный механизм, обеспечивающий бесперебойное поступление улова из отдаленных районов промысла на перерабатывающие предприятия и в торговую сеть.
Основной объем перевозки морепродуктов с Дальнего Востока, где добывается 2/3 рыбы, в центральные регионы страны осуществляется железнодорожным транспортом. В то же время, отметила сенатор, в пик сезона, связанного с путиной, повышается цена услуги предоставления вагона под доставку морепродуктов. Это сказывается на конечной стоимости рыбы.
«Нужно проанализировать, как можно повлиять на ситуацию, и достаточно ли специализированного подвижного состава для снижения пиковых нагрузок», – подчеркнула Татьяна Сахарова.
Хотя тариф РЖД фиксированный, он индексируется на основе распоряжения правительства, стоимость услуги предоставления оператором вагона под перевозку груза формируется на рыночных условиях. Что касается подвижного состава, то все больше рыбы на станциях ДВЖД грузится в специализированные контейнеры, в то время как погрузка морепродуктов в рефрижераторных секциях и вагонах-термосах сокращается вследствие старения парка.
В 2000-м на сети железных дорог насчитывалось порядка десяти тыс. исправных рефвагонов, к 2022 году их осталось примерно три тыс. единиц. Хотя рефсекции для определенных грузоотправителей выгоднее – они вмещают больше рыбы, чем 20-футовый контейнер – их выпуск не осуществлялся более 30 лет.
В настоящее время есть несколько новых разработок вагонов для перевозок скоропортящихся грузов, требующих защиты (охлаждения, отопления) от воздействия высоких или низких температур наружного воздуха. Но какое место они займут на рынке, сказать сложно, да и сами производители пока не знают, насколько готов российский рынок к приобретению такого подвижного состава, рассказал представитель одной из вагоностроительных компаний.
Сдерживающим фактором может оказаться высокая цена такого парка. Так, ориентировочная стоимость автономного рефрижераторного вагона модели 16-2155 называлась в районе 16 млн рублей. На себестоимость производства особенно влияет наличие импортного комплектующего, в частности холодильно-обогревательной установки.
В качестве меры господдержки сейчас продолжается субсидирование железнодорожных перевозок рыбной продукции с Дальнего Востока, отметил замглавы Росрыболовства Василий Соколов. Пока дотации действуют при отправках минтая, в то же время рассматривается вопрос расширения субсидий на доставку других видов рыб (сельди, лососевых, сардин иваси), проинформировал он.
Чтобы улов не прошел мимо сетей
Согласно расчетам аналитического центра Рыбного союза, логистика от Дальнего Востока до Москвы занимает 6-14% в стоимости рыбы на магазинной полке. На ее доставку до распределительного центра приходится еще 3-4%. Фасовка рыбопродукции – это 11-17% конечной цены, наценка же торговых сетей варьируется от 15 до 26%. Собственно, выручка рыбака – это 45-55% стоимости в рознице.
При этом рыба в магазинах стоит недешево, отмечает Татьяна Сахарова. В декабре в столичном регионе кета продавалась в среднем по 609 рублей за один кг, а неразделанная горбуша – по 339 рублей. По мнению сенатора, необходимо разложить состав цены на составляющие и понять, где нужно регулирование, но не административно-командными, а экономически мотивационными методами.
Несмотря на существенную торговую наценку, работать с рыбой непросто, утверждают представители ритейла. Морепродукты – это та категория товаров, с которыми связаны наибольшие затраты, свидетельствует директор по категорийному менеджменту «Свежая продукция и Ультра фреш» ОАО «Агроторг» (сеть «Пятерочка»; входит в Х5 Group) Наталья Богданова.
«Мы понимаем, что рыбная промышленность на сегодняшний день – отрасль, где инвестиции быстро не отбиваются. Понимаем себестоимость продукции, что в стоимости заложены высокие расходы при производстве товаров», – рассказала Наталья Богданова.
Еще до выхода торговой сети в ДФО ритейлер приобретал рыбу у одной из дальневосточных компаний, которая затем разорилась, добавила она. К финансовым проблемам приводит ряд факторов, в том числе негативно сказывается удорожание заемных средств. Рыбная отрасль сильно отличается от своих конкурентов по белковой корзине, обращает внимание председатель Рыбного союза Александр Панин, в том числе отсутствием доступа к целому комплексу мер господдержки, которыми как минимум 15 лет пользуются производители мяса и птицы.
«Все-таки мясо, курица, индейка, кролик, во-первых, производятся в местах массового потребления или близко к этим местам. Это не как в случае с Дальним Востоком, [где ведется промысел], а в центре проживает основное население. И даже Мурманск – не самое близкое место. И второе, это структура продаж. Все же мясное производство в первую очередь направлено на внутренний рынок, и превентивные меры [господдержки] были приняты в отношении импорта, как раз в этой части они сработали, в то время как рыбная продукция, которая добывается в отдаленных районах…это предмет международного спроса», – сказал Александр Панин.
По словам Натальи Богдановой, на днях на Дальнем Востоке открылся сотый магазин «Пятерочки». Однако приобрести рыбу в регионе для сети до сих пор затруднительно, хотя компания намерена выстраивать отношения с рыбаками.
«Мы готовы не просто заключать договоры на поставку, а брать на себя обязательства с точки зрения долгосрочного планирования и объемов, ваших производств, вместе развивать и культуру потребления, и категорию», – заявила менеджер.
Рыба – сложный для продвижения продукт, требующий вовлечения всех сторон: и того, кто добывает, и кто перевозит, и кто продает, рассуждает Василий Соколов. В качестве примера он привел прошлогоднюю лососевую путину. Одной из столичных компаний через месяц после завершения промыслового сезона нужно было срочно приобрести небольшую партию кижуча.
«Но на Дальнем Востоке мы уже его не найдем, вся рыба разошлась. Два месяца промысел, и дальше нужно искать ее в холодильниках. Это сложный вопрос», – объяснил замглавы Росрыболовства.
С другой стороны, приближается мойвенная путина. Выделяется существенный объем квот – порядка 80 тыс. тонн против 25 тыс. в прошлом году.
«До сих пор мойву не смогли продать с прошлого года, а сейчас ее будет больше в три раза. От активности торговых сетей очень многое зависит», – резюмировал Василий Соколов.
Говоря об увеличении потребления рыбной продукции, Ольга Шанаева выделила несколько действий. Это повышение осведомленности россиян о пользе морепродуктов, критериях качества и потребительских свойствах; долгосрочные совместные маркетинговые и коммуникационные кампании; популяризация недооцененных видов рыбы, продвижение тех видов биоресурсов, которые имеет перспективы увеличения вылова.
При этом разумно, чтобы все это осуществлялось на фоне наличия в торговых сетях продукта, соответствующего покупательной способности населения, убеждена замруководителя Роскачества. Рыбакам и ритейлу надо сотрудничать в данном направлении, здесь обоюдный интерес.
На базе исследования морских млекопитающих (БИММ) научно-образовательного комплекса «Приморский океанариум» проводятся гидроакустические исследования, цель которых – выражаясь научным языком – разработка способа отведения морских млекопитающих от рыболовецких сетей. Иначе говоря, ученые с помощью специального оборудования фиксируют звуки, издаваемые белухами в опасной ситуации, чтобы транслировать их во время ведения лова. Это нужно и для того, чтобы морские млекопитающие не получали ранения от тралов, и не мешали рыбакам.
Уже достигнуты некоторые результаты: записан ряд эхосигналов ̶ и работа в этом направлении продолжается.
БИММ – это огороженная часть бухты Парис, где в полувольных условиях содержатся морские млекопитающие: белухи (Delphinapterus leucas) и ларги (Phoca largha). С ними, так же, как и c их собратьями в дельфинарии Приморского океанариума, работают тренеры, проводятся научные исследования, в частности по гидроакустике.
Многие морские млекопитающие проявляют интерес к сетям и тралам, особенно, когда они полны рыбы. Но пир «на дармовщину» чреват как порчей орудий лова, так опасностью самих белух. Губительность орудий лова зависит от вида этих приспособлений. В некоторых из них белуха может запутаться и пораниться.
«Как известно, во время лова рыбаки пытаются отбиваться от морских млекопитающих, охотящихся за рыбой в местах промысла. Иногда животные попадают в орудия лова и погибают. К сожалению, статистики по морским млекопитающим, погибшим таким образом, нет: её никто не ведёт. И мы можем это наблюдать по всему Дальнему Востоку. Разработать методики отведения морских млекопитающих от мест промысла с использованием техники можно только на базе, так как это не полевая работа», – рассказал главный специалист БИММ Игорь Катин.
Здесь – на БИММ – учёные проводят комплексные исследования. Они слушают белух и пытаются понять, что их сигналы означают: одновременно с «аудированием» идёт видеонаблюдение. Оно необходимо, чтобы увидеть, как поведут себя белухи, услышав тот или другой набор звуков, издаваемый сородичами. Собственно, термин «звук» употреблять в этом случае не совсем корректно. Ученые говорят о «гидроакустических сигналах». Из всего спектра таких сигналов выделяются те, которые можно будет использовать для того, чтобы отвадить морских млекопитающих от рыболовецких судов.
«Исследованиями в сфере гидроакустики и изучением языка морских млекопитающих занимаются давно и в различных институтах. У нас такая возможность появилась после постройки Приморского океанариума – здесь достаточно большая коллекция морских млекопитающих. В первую очередь, мы занимаемся фундаментальной наукой, поэтому прикладные работы проводим совместно с коллегами из других институтов, в частности, из Дальрыбвтуза, ДВФУ и ТИНРО», – рассказал директор Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского Дальневосточного отделения Российской академии наук (ННЦМБ ДВО РАН) Игорь Долматов.
Для отвода морских млекопитающих от орудий лова необходимо попробовать установить с ними обратную связь, т.е. оказывать на них акустическое воздействие, которое не причиняло бы вреда животным, но позволяло бы их перенаправлять. Тонкость заключается в том, чтобы заставить морских млекопитающих уходить, а рыбу, наоборот ̶ приходить. Этот метод, по мнению специалиста, экономически эффективен поскольку в случае его применения рыбаки поймают больше рыбы.
Перед началом гидроакустических исследований белухи должны понимать определённые команды тренера и реагировать на них. Специалисты проводят эксперименты с каждой из находящихся в вольере белух, т.к. каждое животное имеет свой характер и по-разному реагирует на звуки. Для отпугивания специалисты используют звуки, издаваемые охотящимся хищником, или сигналы опасности, издаваемые самими белухами. Исследования проводятся для того, чтобы понять, от чего будет больший эффект.
«Нами предложена схема имитации звуков самого серьёзного для морских млекопитающих хищника – косатки. Мы изучили частоту сигналов, ударов хвоста и ряд других характерных сигналов и работаем над тем, чтобы осуществить имитацию определенных звуков для отведения животных от рыболовецких судов», - рассказал заведующий лабораторией промысловой гидроакустики, технологий лова и технических средств аквакультуры Тихоокеанского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии ТИНРО «ВНИРО» Михаил Кузнецов.
Гидроакустическое оборудование находится под водой и представляет собой комплекс, в который входят гидрофоны, излучатели, преобразователи и анализаторы. Сложность проводимых исследований заключается в том, что звук на воздухе и под водой издаётся по-разному, поэтому сейчас специалисты работают над преобразованием и улучшением прибора.
Доцент кафедры приборостроения инженерной школы Дальневосточного федерального университета Сергей Горовой рассказал, что с помощью прибора сигналы регистрируются, потом анализируются, и на основе этих результатов специалисты стараются осуществить имитацию сигнала. Аппаратура, на которой проводят исследования, в основном собрана самими специалистами.
«Более пяти лет мы занимаемся гидроакустическими исследованиями. Поначалу думали, что всё просто, но это оказалось не так. Изучением морских млекопитающих занимаются очень давно, и всё, что легко, уже давно изучено. Сейчас нам необходимо выяснить детали, которые очень сложны, но нужны для практической реализации», - сообщил Сергей Горовой.
Как рассказал Игорь Катин, коллеги из ТИНРО уже работают в непосредственно в местах промысла. Они занимаются двумя направлениями: снижением уровня конфликта между морскими млекопитающими и рыбаками, и привлечением рыбы с помощью звука.
«Рыбопромышленники должны увидеть эффект от оборудования, чтобы разница между его стоимостью и их прибылью была большой и заинтересовала их. Если мы докажем результативность прибора, то они сами будут его закупать и использовать. О принятии каких-то законов об обязательном использовании такого оборудования говорить пока рано», - отметил Игорь Катин.
Представители рыбной отрасли и приморские регионы направляют в Минсельхоз РФ отзывы и предложения по проекту правительственного постановления, который станет подзаконной базой для второго этапа механизма распределения инвестквот на вылов водных биоресурсов. Один из дискуссионных вопросов связан с перечнем активов, которые должны ввести победители аукционов. Федеральные власти предлагают включить в список объектов инвестиций комплексные проекты, объединяющие береговую переработку рыбы и специализированный флот. Однако у некоторых отраслевых ассоциаций это предложение вызвало протест.
В рамках второго этапа программы инвестиционных квот на аукционах планируется распределить 20% от общего допустимого улова минтая и сельди на Дальнем Востоке, а также остальные 50% квот на добычу краба. В Росрыболовстве ожидают, что флот должен пополниться 25-30 рыбопромысловыми судами, не считая примерно 30 краболовов, которые придут на смену устаревшей технике. Кроме того, в дополнение к 25 рыбоперерабатывающим заводам, возведенных в рамках первого этапа, будет построено еще 12.
Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев считает, что в плане переработки минтая и сельди нужно предусмотреть 5-7 крупных береговых объектов, каждый с объемом производства 60-80 тыс. т ежегодно. По его словам, новации, предшествовавшие первому этапу инвестквот, преследовали, в том числе, цель –обеспечить конкуренцию с китайской рыбопереработкой.
«Эффективно конкурировать [с КНР], могут именно крупные, большие рыбоперерабатывающие комплексы. Вместо этого был использован китайский опыт 1950-х годов – создание домны в каждом дворе», – говорит президент ВАРПЭ.
На втором этапе следует избежать ошибок прошлого, предусмотрев несколько крупных комплексов по переработке рыбы, которые в совокупности могут составить конкуренцию Китаю, добавил он. ВАРПЭ уже направила в Минсельхоз свои экономические расчеты, привязанные к регионам Дальнего Востока.
Рыбоперерабатывающий завод в ТОР «Надеждинская фото» (Приморский край), фото Иван Дякин, правительство Приморского края
В свою очередь профильное министерство при подготовке проекта правительственного постановления, которое будет регулировать второй этап, добавило два новых инвестиционных объекта. Это рыбоперерабатывающий комплекс, включающий в себя береговой завод и два среднетоннажных промысловых судна (т.н. объект инвестиций типа КМ), и транспортный рефрижератор для доставки рыбной продукции с участков промысла в порт – в пояснительной записке к документу приводится прогноз выбытия более трети таких судов к 2025 году, что актуализирует вопрос обновления данного вида флота.
Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев напомнил, что в рамках первого этапа инвестквот было построено семь крупных заводов по переработке минтая. «Эти комплексы представляли из себя только фабрику, без обеспечения сырьем. В новом проекте постановления предложен иной подход: завод в комплексе с двумя судами, которые будут поставлять сырье. Это очень важный подход», – считает глава АСРФ.
Инвестору виднее
Президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак, наоборот, выразил сомнение относительно новых инвестиционных объектов. С включением в данный перечень транспортного рефрижератора возникает опасение, что это не стыкуется с положениями закона «О рыболовстве». Не ясно и как будет рассчитан объем инвестиционных квот под постройку судна, предназначенного для доставки улова.
«Транспортный рефрижератор сам по себе не способен ни добывать, ни перерабатывать. Здесь отсутствует важная увязка между инвестиционной квотой и объектами инвестиций. Транспортный рефрижератор может быть построен, квота на него будет получена, но как она будет осваиваться, неизвестно. Может быть, передаваться третьим лицам либо использовать рефрижератор по другому назначению…На наш взгляд это, конечно, ставит инвесторов в неравные положения», – сказал Алексей Буглак.
Замечания возникли и по объекту инвестиций типа КМ. «Вспомним первый этап. Береговые комплексы – это то, что сработало почти на 100%. Сработало, потому что они не были увязаны с судами. На наш взгляд эта увязка (завод и два среднетоннажных промысловых судна – прим. ред.), которая предлагается, будет тормозить реализацию этих проектов, создавая дополнительные риски», – считает руководитель Ассоциации добытчиков минтая.
Против нового объекта инвестиций выступает Ассоциация предприятий рыбной отрасли Хабаровского края. Там также напомнили о непростой ситуации со строительством рыболовных судов, которые были заказаны в рамках первого этапа инвестквот и срок сдачи которых по многим единицам флота не раз сдвигался.
«Завод построить – проблем нет. Построить судно, даже малотоннажное – это проблема. Зачем еще усложнять положение инвесторам», – подчеркнул президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко.
В Минсельхозе РФ заявили о готовности изучить замечания регионов и заверили, что по новым инвестиционным объектам не предполагается обязательного исполнения. «Если инвесторы посчитают, что это неэффективный вид инвестиций, они на него не пойдут. Если посчитают, что эффективный, почему мы должны ограничивать и не давать такую возможность», – рассуждает директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) Министерства сельского хозяйства РФ Евгений Кац.
В то же время, предостерегает Алексей Буглак, есть риск, что проекты типа КМ отнимут инвестквоты у обычных перерабатывающих производств, которые могут быть успешно реализованы: под создание объектов КМ их доля предусмотрена выше, тогда как на береговые заводы она ограничена 10%. «По нашему мнению инвестор должен сам решить, как и на чем ему ловить, как эти уловы доставлять для переработки на берег, сколько судов ему нужно, одно или два, какого класса. Уверяю, эти суда построят и без господдержки, потому что завод сам по себе не сможет работать», – убежден он.
Чтобы от баллов не заштормило
Между тем у потенциальных заказчиков промыслового флота возникают вопросы с точки зрения импортозамещения. В свое время правительство России утвердило балльную оценку локализации в судостроении. Это определено постановлением №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ». Его действие распространяется, в том числе, на постройку малых рыбопромысловых судов, заказчики которых могут рассчитывать на госсубсидию, и краболовов по инвестквотам.
Каждая категория компонентов судна и технологических операций оценивается в определенное количество баллов пропорционально стоимости и сложности оборудования. Согласно требованиям по локализации, в настоящее время необходимо набрать 1750-2500 баллов в зависимости от типа корабля. Затем этот порог будет повышен. С 1 июля 2023 года балльная оценка для флота будет варьироваться от 2000 до 3200 баллов (для краболовов – 2900).
В отраслевых сообществах считают важным синхронизировать требования к локализации и программы освоения машиностроителями выпуска необходимой продукции. Президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков высказал обеспокоенность, что после 1 июля строить краболовы окажется невозможно.
«Мы посмотрели еще раз, каким образом по постановлению №719 набираются баллы по судам и видим, что только по технологическими операциями можно набрать уже 1250 баллов. Кроме того, недостающие баллы легко набираются общесудовым оборудованием. В нашем понимании это требование является выполнимым, – заверила замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Ирина Ориничева. – При этом мы отмечаем, что во второй половине года будут вноситься изменения в 719-е постановление, и по согласованию с Минсельхозом и Ассоциациями мы готовы рассмотреть и отредактировать эти баллы в сторону уменьшения».
В свою очередь в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота предлагают скорректировать предложение Министерства промышленности и торговли об обязательном применении на новых судах двигателей, движителей и энергосистем отечественного производства. По словам Алексея Осинцева, на стадии проектной документации целесообразно обеспечить приоритет применения отечественного оборудования, но только в том случае, если оно имеется на рынке.
Больше неясностей с другой, можно сказать, революционной инициативой. В прошлом году Минсельхоз предложил направлять средства, привлеченные в рамках инвестквот на добычу водных биоресурсов, на развитие сельских территорий, которые находятся в составе прибрежных регионов. Предложение, в частности, поддержали на Камчатке. Как рассказала зампред краевого правительства Юлия Морозова, регион предлагает включить в список объектов инвестиций проекты социальной инфраструктуры на селе стоимостью не менее 1 млрд руб.
Идея стимулировать рыбаков вкладываться в «социалку» пока декларативна. И конкретных предложений, что это должны быть за объекты, в настоящий момент нет, уточнил Евгений Кац. Как ожидается, они будут озвучены Минвостокразвития.
«Пока у нас все объекты направлены на развитие рыбохозяйственного комплекса. Это логистические комплексы, которые в принципе будут интересны и сельским территориям, так как позволят наладить логистику по рыбной продукции и повлияют на развитие [прибрежных районов]», – прокомментировал представитель Минсельхоза.
«Я знаю, что многие инвесторы не против построить такие социальные объекты, непроизводственного характера. Тогда они должны быть на балансе у производственников, инвесторов, но они же будут непрофильные, они будут требовать тарификации, лицензирования, всего, чего угодно», - отметил Алексей Осинцев.
Для поддержки отрасли предполагается стимулировать строительство судов на дальневосточных верфях в рамках программы инвестиционных квот, которая пока оказывает слабое влияние на судостроительную отрасль макрорегиона. Также предполагается расширить строительство специализированных судов для навигации по Северному морскому пути, что, тем не менее, также связано с рядом ограничений, касающихся поставок оборудования.
Рыболовный флот
Одним из основных для развития отрасли и загрузки предприятий судостроения является механизм инвестиционных квот. Однако данный механизм пока в силу ряда причин оказывал слабое влияние на отрасль на Дальнем Востоке.
Во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) сохраняют обеспокоенность из-за возможности существенных задержек по строительству рыболовных судов в рамках программы инвестиционных квот. В ассоциации указывают на то, что строительство рыбопромысловых судов завершится в 2030-31 гг., а строительство краболовных судов – в 2026-27 гг. Готовность судов на текущий момент составляет от 18 до 61%. Ситуация усугубляется на фоне санкций и невозможности импортировать ряд элементов, таких как поршневая группа, топливная аппаратура и коленчатые валы. В связи с этим может возникнуть необходимость полного перепроектирования строящихся судов.
Опасения ВАРПЭ не разделяют в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ). Там отмечают, что крайние сроки сдачи рыбопромысловых судов приходятся на 2025-28 гг., а сдачи краболовных судов – на 2025 г. В ассоциации подчеркивают, что задержки в связи со сбоями в поставках оборудования и необходимостью перепроектирования уже учтены – из-за этого нормативный срок на постройку рыбопромысловых судов продлен с пяти до семи лет.
Тем временем Минпромторгом, Росрыболовством и «Объединенной судостроительной корпорацией» (ОСК) разработан график сдачи рыбопромысловых судов и судов-краболовов в 2023 г. Из него следует, что в текущем году планируется сдать 19 судов – это превышает количество, построенное за весь период с 2009 г. Цифра может оказаться завышенной, поскольку всего с начала реализации механизма инвестквот в 2019-22 гг. было построено десять судов, а за десять лет до этого – только пять судов.
До середины февраля текущего года было закончено строительство трех новых крупных судов. Однако они построены не на Дальнем Востоке. Так, на предприятиях ОСК завершено строительство большого морозильного траулера «Механик Маслак» для «Русской рыбопромышленной компании» («Адмиралтейские верфи», Санкт-Петербург), морозильного траулера «Дмитрий Кожарский» для «Группы компаний ФОР» и траулера «Белое море» для «Архангельского тралового флота» (Выборгский судостроительный завод, Ленинградская область).
Также планируется сдача еще 16 среднетоннажных и крупнотоннажных судов (шесть рыбопромысловых судов и десять краболовов) – большинство заказов также не относится к дальневосточным предприятиям. Во втором квартале года должны быть сданы два средних рыболовных траулера («Пелла», Отрадное, Ленинградская область) для АО «Эридан» и АО «Стрелец» (входят в АО «Северная флотилия», принадлежащее УК «Норебо»), краболовное судно-живовоз (Онежский ССЗ, принадлежащий ФГУП «Росморпорт», Петрозаводск) для ГК «Русский краб» и два средних краболова (Хабаровский ССЗ в Хабаровске (ОСК) и «Верфь братьев Нобель» (концерн «Калашников») в Рыбинске Ярославской области) для магаданской «Маг-Си Интернешнл» и для ООО «Аква-Инвест» (Находка).
Краболов «Омолон», построенный Хабаровским судостроительным заводом для магаданской компании «Маг-Си Интернешнл», на ходовых испытаниях
фото: ТГ-канал Хабаровского судостроительного завода
Пик сдачи судов приходится на третий квартал года, когда должно быть сдано девять судов, в том числе четыре рыбопромысловых и пять краболовных судов. Краболовные суда строят Хабаровский ССЗ (для «Маг-Си Интернешнл») и «Восточная верфь» (Владивосток, для хабаровской компании «Дальневосточное побережье»).
Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота А.Осинцев утверждает, что график был выверен заказчиками и верфями. Сроки сдачи находятся на контроле руководства ОСК. В ОСК в свою очередь допускают уточнение сроков сдачи отдельных судов в связи с проблемами поставок судового комплектующего оборудования и необходимостью поиска альтернативных предложений.
Тем временем первое построенное на Хабаровском судостроительном заводе (ХСЗ) краболовное судно 1 декабря прошлого года приступило к ходовым испытаниям в Приморье (оно принадлежит магаданской «Маг-Си Интернешнл»). Краболов был построен в мае 2022 г. Второй краболов для магаданского заказчика был завершен на ХСЗ в августе.
В связи с проблемой незначительного участия дальневосточных предприятий в программе инвестиционных квот в правительстве намерены вводить дополнительные меры стимулирования. По данным Минвостокразвития объем инвестиций в Дальний Восток в рамках программы инвестиционных квот составил только 15% от общего объема инвестиций в рамках первого этапа инвестиционных квот.
Глава Минвостокразвития А.Чекунков в феврале предложил в нормативных правовых актах правительства (речь идет об уже действующих постановлениях правительства №648 «О закреплении и предоставлении доли квоты» и №633 «О требованиях к объектам инвестиций») в рамках второго этапа распределения инвестиционных квот закрепить требование о строительстве судов в регионах промысла. В таком случае рыбопромысловые суда для работы в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне будут строиться на судостроительных предприятиях ДФО.
Минсельхоз, Минвостокразвития и Минпромторг по поручению вице-премьера Ю.Трутнева должны проанализировать потребности отрасли в обновлении рыбопромыслового флота и совместно с дальневосточными судостроительными предприятиями представить предложения по строительству средне- и малотоннажных судов. При этом Минпромторг предлагает увеличить субсидирование затрат на строительство судов-краболовов на судостроительных предприятиях Дальнего Востока до 28% стоимости заказа (но не более 520 млн рублей). В ведомстве рассчитывают, что мера позволит нивелировать увеличившиеся расходы на строительство судов, вызванные ростом стоимости материалов и оборудования. Проект соответствующего постановления правительства, подготовленный Минпромторгом, проходит согласование в федеральных министерствах.
Кроме того, Минпромторг разработал проект постановления правительства по предоставлению субсидий дальневосточным судостроительным организациям на возмещение части затрат, связанных со строительством гражданских судов. Предполагается, что мера будет стимулировать строительство судов на дальневосточных верфях за счет выравнивания условий. Росрыболовству Минпромторг направил предложения по изменению постановления правительства «О требованиях к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, а также о порядке расчета обеспечения реализации указанных инвестиционных проектов» и уменьшению длины малотоннажного рыбопромыслового судна для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна с 25 м до 23 м. Незначительное изменение длины судов направлено на расширение количества участвующих в инвестиционных проектах предприятий. Также в Минсельхоз направлено предложение Минпромторга реализовать инвестиционный лизинговый проект для финансирования строительства судов за счет привлечения средств Фонда национального благосостояния под 1,5% годовых.
Крупнотоннажное судостроение: ледоколы и танкеры
Поддержка строительства судов для Северного морского пути (СМП) рассматривается в качестве еще одного способа развития отрасли. В марте в правительство был внесен план по строительству гражданских судов для СМП до 2035 г. Актуальная потребность оценена в 44 судна. Так, вице-премьер А.Новак сообщил о рассматриваемом вопросе строительства до 2030 г. шести дополнительных ледоколов для СМП за счет средств инвесторов – данные ледоколы планируется использовать для работы вблизи портов и терминалов западной части СМП (в устье реки Енисей и в Обской губе). Тем не менее проблема в данном случае также заключается в ограниченных возможностях по поставкам необходимого оборудования и необходимости искать альтернативных поставщиков, что влияет на предполагаемые сроки строительства.
Танкер типа «Афрамакс» «Океанский проспект»
фото: ССК «Звезда»
В частности, крупная судоверфь «Звезда» (ССК «Звезда», консорциум «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка) перенесла сдачу первого танкера Arc7 для проекта «НОВАТЭКа» «Арктик СПГ-2» на 2024 г., в то время как ранее срок сдачи первого судна был намечен на март 2023 г. Соответственно, могут быть перенесены сроки ввода еще четырех танкеров для первой линии СПГ-завода – они должны были быть сданы в конце сентября, октября, ноября и декабря 2023 г. соответственно. Сроки поставки еще десяти танкеров прежде не назывались. При этом сдача первого судна должна быть синхронизирована с запуском линий сжижения «Арктик СПГ-2» (по 6,6 млн тонн каждая). Первую линию планируется запустить в конце 2023 г., вторую - в 2024 г., третью – в 2026 г. Перенос сроков означает, что первый танкер будет сдан уже после запуска первой линии сжижения (в случае, если она состоится в намеченный срок).
Пилотное судно предполагается поставить «Совкомфлоту», а остальные – компании «Смарт СПГ» (СП «НОВАТЭКа» и «Совкомфлота»). Задержки в строительстве судов на верфи в том числе связаны со сложностями при закупках судового оборудования в условиях санкций. В первую очередь, проблема касается монтажа и поставки винторулевых колонок. В 2016 г. «Роснефть» и американская компания General Electric создали в Приморском крае СП – завод винторулевых колонок «Сапфир», в котором 50% принадлежит сингапурской структуре General Electric, 45% и 5% – структурам «Роснефти» и «Интер РАО» соответственно. General Electric получила право накладывать вето на поставщиков некоторого оборудования для «Звезды»[1].
В целом «НОВАТЭК» планировал построить для СПГ-проекта флот из 21 танкера ледового класса Arc7. Из них 15 планировалось построить на «Звезде» в партнерстве с южнокорейской Samsung Heavy Industries, а шесть – на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Впоследствии DSME расторгла контракт на строительство трех СПГ-танкеров Arc7 для «НОВАТЭКа» в связи с просрочкой платежа со стороны «Совкомфлота» (заказчик должен был получить три судна с верфи).
Кроме того, в правительстве обсуждается пересмотр стоимости и сроков сдачи атомного ледокола «Россия» (проект «Лидер», мощность 120 МВт)[2], что обусловлено срывом поставок комплектующих (паротурбинные установки, крупные отливки). О проблемах с поставками комплектующих для ледокола «Звезда» уведомила президента РФ в феврале текущего года. ССК пытается искать альтернативу, но это серьезно влияет на сроки и стоимость. По предварительным данным, паротурбинные установки были заказаны у компании «Силовые машины» А.Мордашова, но поставщик запросил у верфи увеличение сроков поставки на год-полтора и потребовал нарастить цену контракта на 67%. Также входящее в «Атомэнергомаш» «Росатома» ОКБМ «Африкантов» проинформировало об удорожании ядерной энергоустановки и ее составных частей на 12%.
Изменения комплектующих требуют пересмотра конструкции ледокола. Принадлежащее «Роснефти» ЦКБ «Айсберг» ведет перепроектирование «Лидера» в связи с заменой импортного радиолокационного и навигационного оборудования. Производство бортовых кронштейнов наружных валов, кронштейнов пера руля и ледовых зубьев было решено перенести с «Энергомашспецстали» (г. Краматорск Донецкой области) на «ИЗ-КАРТЭКС им. Коробкова» (Санкт-Петербург), но сроки поставок в данном случае увеличиваются на 27-32 месяца.
В Минпромторге сообщили, что до конца апреля текущего года «Звезда» должна сформировать комплект документов для проведения экспертизы расчета стоимости строительства ледокола. После этого государственный «Центр технологии судостроения и судоремонта» (принадлежит Росимуществу) должен выдать заключение технико-экономической экспертизы по стоимости и срокам сдачи ледокола. По предварительным данным, стоимость проекта может превысить 165,7 млрд рублей (в 2020 г. постановлением правительства была установлена стоимость в 127,6 млрд рублей). Начало строительства еще двух серийных ледоколов «Лидер» запланировано на 2023 г. и 2025 г. (сдача в эксплуатацию – в 2030 г. и 2032 г.). Однако их финансирование до сих пор не утверждено.
В конце прошлого года ССК «Звезда» передал заказчику танкер типа «Афрамакс», который стал третьим из построенных на верфи в Большом Камне судов из серии крупнотоннажных танкеров. Его строительство велось с июня 2020 г. Стоит отметить, что сдача в 2022 г. двух танкеров «Афрамакс» для «Совкомфлота» и «Роснефтефлота» тоннажем 136,7 тыс. тонн каждый сделало «Звезду» ведущим предприятием в рейтинге российских верфей по совокупному тоннажу сданных судов. По стоимости она все же заняла второе место после «Объединенной судостроительной корпорации» со значительным отставанием (24 млрд рублей против 161,6 млрд рублей). Специализация на строительстве крупнотоннажных судов одновременно становится и проблемой «Звезды», так как высока степень зависимости от южнокорейских верфей, остановивших поставки оборудования с июля 2022 г. Кроме того, предприятие сталкивается с дефицитом кадров.
В январе текущего года на «Звезде» был открыт трубообрабатывающий цех площадью свыше 7 тыс. кв. м. В нем предполагается производить до 13 тыс. тонн металлопродукции в год – труб из нержавеющей стали, а также медно-никелевых сплавов, требующихся для танкеров ледового класса.
При этом в правительстве рассчитывают поддержать сферу судоремонта, рассматривая проект закона об обнулении НДС для судоремонтных предприятий. Он может вступить в силу во втором полугодии 2023 г. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Госдуме (был принят в первом чтении в феврале). Поправки в Налоговый кодекс РФ предусматривают установление ставки НДС в размере 0%. При этом введение нулевого НДС рассматривается только на условиях заключения судоремонтным предприятием инвестиционного соглашения с Минфином и Минпромторгом по развитию и модернизации собственных мощностей сроком на семь лет. Предприятие должно в течение срока его действия каждый год инвестировать сумму, равную не менее 20% от выручки. Если соглашение расторгается, НДС за прошлые периоды все же будет начислен.
В настоящее время нулевой НДС действует для ремонта в РФ морских судов, судов река-море и судов внутреннего плавания, но он распространяется только на техобслуживание и незначительные работы по ремонту судов, не выводимых из эксплуатации в целях ремонта. Для ремонта в доках и на судоверфях, а также в отношении судов, не выведенных из эксплуатации и стоящих у причалов верфей, а не портов, применяется ставка НДС в 20%.
В Ассоциации владельцев рыбопромыслового флота, поддерживая инициативу, также предлагают включить судоремонт в перечень отраслей, по которым разрешен беспошлинный ввоз оборудования, и ввести льготное кредитование для инвесторов в судоремонтную сферу.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Еще в 2019 г. General Electric запретила «Звезде» закупать гребные винты, движительно-рулевые колонки и подруливающие устройства у входящего в «Объединенную судостроительную корпорацию» Центра судоремонта «Звездочка», находящегося под санкциями США.
[2] Заказчик – ГК «Росатом».
Рыбные консервы продолжают дорожать в России. За что платит конечный потребитель, и почему инвестиционные процессы в отрасли никак не способствуют развитию консервированного производства рыбной продукции, выясняло EastRussia.
По 300 рублей за банку
В общероссийских масштабах производство консервов демонстрирует восстановительный рост — в 1 квартале 2024 года выпущено рыбных консервов почти 145 млн условных банок (+7,5%), а пресервов — 78 млн условных банок (+24,4%). Такими данными делится некоммерческая организация «Рыбный союз».
Однако не все регионы ДФО вписались в общероссийскую статистику. Так, за 1 квартал 2024 года в Приморском крае произвели 26,3 млн банок консервов и пресервов (89,9% к аналогичному периоду прошлого года). В 2023-м году этот показатель был на уровне 28,5 млн банок, а в 2022-м — 35,9 млн.
Глава ГК «Доброфлот» Александр Ефремов связывает восстановительный рост на рынке консервов с уходом западных поставщиков. «Рост рынка рыбных консервов обусловлен прежде всего сокращением на полках магазинов иностранных продуктов питания. Западная пищевая промышленность, более продвинутая в использовании современных технологий консервирования, не использует упаковку в жестяную консервную банку, а больше используется пищевая химия — различные пищевые консерванты. Использование пищевых консервантов намного дешевле для производителя, и продукция «не спрятана» в дорогостоящую жестяную банку, поэтому для неискушенного потребителя рыбные пресервы более привлекательны. Происходит это из-за того, что потребитель в массе своей не читает этикетку, на которой написан состав пищевой химии, которая используется при производстве того или иного продукта. После того, как сократился импортный ассортимент продуктов, российский потребитель вернулся к традиционным российским рыбным консервам, которые производятся по очень старой технологии без пищевой химии где свежая рыбы сохраняется только за счет вакуума и нагрева в жестяной банке.
При этом цены на консервы в России с октября 2023 года по март 2024 года в среднем выросли на 13 процентов. Как ранее подсчитал аналитический центр компании «Русский рыбный мир», тихоокеанская сардина иваси прибавила в стоимости 23-25%, сельдь — 12-15%, скумбрия — 8-10%, горбуша — 6-7%. А по статистике аналитического портала «Продажи.рф», с мая 2023-го по май 2024-го года средняя цена за банку выросла на 30 процентов и составила 258,9 рубля.
Рост цен и снижение объёмов производства эксперты объясняют совокупностью факторов. Часть из них связаны с состоянием запасов промысловых видов рыб. Например, высокие цены на горбушу спровоцировал «неурожайный год», рассказывает глава компании «Торговый дом «Камчатский меридиан» Евгений Карпов.
«Сегодня оптовые цены на прошлогоднюю горбушу установились в районе 200 рублей за килограмм. В этом году подход обещает быть слабым — у рыбаков «неурожай», поэтому и горбуша такая дорогая», — комментирует он.
С 24 июня во Владивостоке начинаются отгрузки небольшими партиями первой горбуши (НР – неразделанной) и нерки. «По этим позициям в Москве ситуация по сбыту тяжелая: неразделанная рыба 2023 года практически не продается по цене от 180 руб/кг и выше, а на ВЛДВ (порт Владивосток) свежая горбуша неразделанная предлагается по цене 270 руб/кг, в Москве свежая горбуша предлагается по аналогичной цене. Похожая ситуация с неркой», — сообщает «Русский рыбный мир».
Высокую стоимость консервов из иваси ранее эксперты объясняли возросшим экспортом в Китай. Однако в этом году улов обещает побить все рекорды, что должно отразиться на ценах. «Русский рыбный мир» делится последними данными промысловой обстановки и объёмов подхода рыбы в порт Владивосток (ВЛДВ/КМЧ) — больше 11,1 тысяч тонн на судах, 12,2 тысячи тонн на перегрузке.
Кредитов на триллион
Но есть и системные проблемы, которые закладываются в себестоимость продукции. Общую ситуацию в рыбохозяйственном комплексе во многом определяет инвестиционная политика, отмечает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. Отрасль вступила на инвестиционный путь развития. В обмен на квоты инвесторы обязуются построить новые краболовы, перерабатывающие комплексы, холодильные мощности и транспортно-рефрижераторный флот. При этом, кроме краба, в инвестиционной программе участвуют и другие объекты промысла — в основном минтай и сельдь, так что растущие издержки производителей закладываются в конечную стоимость продукции.
Для того, чтобы выполнить свои инвестиционные обязательства, участники программы используют банковские кредиты. По данным правительства Приморского края, уровень просроченной кредиторской задолженности предприятий рыбохозяйственного комплекса растёт рекордными темпами — на 1 марта 2024 года показатель в Приморье составил 178,3 млн рублей, а дебиторской задолженности — 192,6 млн. Тогда как в 2022-м году цифры были намного ниже — 13,5 и 87,6 млн рублей.
«В целом, по нашим оценкам, закредитованность рыбной отрасли приближается к 1 трлн рублей. Это не может не отразиться на себестоимости продукции и её стоимости для потребителя. Мы всегда говорили, что инвестиционные процессы приведут к тому, что за всё заплатит конечный покупатель», — поясняет Георгий Мартынов.
Минтай вместо трески, сельдь вместо сайры
Учитывая себестоимость сырья, на рынке остаётся высокой доля фальсификата. Как выяснило Роскачество, более половины категории консервов, заявленных как тресковые, на самом деле произведены из минтая, который стоит в два с половиной раза дешевле трески. Похожая ситуация отмечается с популярными консервами из сайры.
«Качественные консервы из сайры достаточно дорогие. На этом фоне существует масса разных подделок, где пишется «сайра по-приморски» или просто «сайра», хотя на самом деле это либо сельдь, либо дальневосточная сардина иваси. Такая продукция не представляет угрозы здоровью, но вводит в заблуждение покупателя. Конечно, легальные рыбаки этим не занимаются. Наоборот, мы боремся с фальсификатом и стараемся выявлять недобросовестные компании, потому что обманывать потребителя недопустимо, и фальсифицированные товары подрывают конкурентоспособность легальной качественной продукции», — комментирует Георгий Мартынов.
Высокую стоимость консервов из сайры производители объясняют ситуацией в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. К российским берегам подошла дальневосточная сардина иваси — её биомасса с каждым годом увеличивается. В связи с нехваткой кормовой базы сайру вытесняет в открытый океан, где она образует разреженные скопления. В открытом океане промысел этого ценного объекта ведут Китай, Южная Корея, Япония, Тайвань и ещё ряд стран. Объёмы вылова сосредоточены за пределами российской экономической зоны, а у российской стороны отсутствует флот для добычи сайры в таких условиях, поэтому производители консервов вынуждены закупать сырьё в сопредельных странах.
Консервы из сайры могут подорожать
«Что касается промысла сайры, то здесь тоже неутешительные новости. Китайским рыбакам пока не дали разрешение на промысел рыбы на период сентябрь–декабрь 2024 года. Пока разрешен вылов только летней рыбы. Но такое сырье паразитологически опасное. В связи с чем ввоз сайры в РФ с датами вылова июнь–июль запрещен», — сообщает «Русский рыбный мир».
К слову, консервы из иваси дешевле, чем из сайры. Например, в дальневосточной розничной торговой сети «Самбери» консервированная сайра продаётся в районе 270-290 рублей за банку, а иваси — в районе 100 рублей. Насытить российский рынок ещё более доступной продукцией из иваси мешает дисбаланс экспорта и внутреннего потребления, считают производители. Большая часть рыбы перерабатывается в муку и жир и отправляется за рубеж, что в том числе связано с особенностями промысла.
«Думаю, надо популяризировать консервы и пресервы из дальневосточной сардины иваси, но здесь, опять-таки, есть определённые сложности. Сегодня иваси добывают в основном траловым промыслом. Рыба достаточно жирная, мягкая, нежная — в трале она давится, и только 10-14 процентов улова можно использовать в пищевом производстве. Всё остальное идёт на муку и жир», — рассказывает Георгий Мартынов.
Для производства качественной консервированной продукции необходимо развивать промысел кошельковыми неводами, подчёркивает он: «На Дальнем Востоке этим успешно занимается группа компаний «Доброфлот», но, чтобы расширить рынок, стратегия развития отрасли должна предвидеть такие моменты, потому что, как мы считаем, самое главное — насытить консервами внутренний рынок, а уже потом смотреть на реализацию за пределами нашей страны».
Инвестквоты мимо банок
Так же на цены и объёмы производства влияет логистика. Самые вкусные консервы изготовлены непосредственно в море. Если обратиться к Морской доктрине Российской Федерации, подписанной президентом несколько лет назад, в разделах, касающихся рыбохозяйственного комплекса, прямо указано, что необходимо строить флот для работы за пределами исключительной экономической зоны, в мировом океане, с возможностью переработки на месте промысла.
Однако, несмотря на наличие этих положений в доктрине, на практике они пока не находят должного применения. В России и на Дальнем Востоке считанные единицы таких плавзаводов. Крупнейшая плавучая рыбоконсервная база «Всеволод Сибирцев» группы компаний «Доброфлот» остаётся единственной в стране, способной перерабатывать около 650 тонн сырой рыбы в сутки.
В то же время, по оценкам рыбопромышленников, инвестиционные процессы, которые происходят сегодня в отрасли, никак не сказываются на стратегии развития консервированного производства рыбной продукции. Даже на заводах, построенных в рамках инвестиционных квот, консервирование программой не предусмотрено.
«В настоящее время мы обращаемся к правительству Российской Федерации с предложением внести соответствующие изменения в проекты постановлений, которые предусматривали бы в том числе выпуск полуфабрикатов, пресервов и консервированной продукции на заводах, построенных в рамках инвестиционной программы. Будет правильно использовать инвестиционные квоты не только для производства филе минтая и фарша сурими, но и консервов. Тем более, что консервы можно делать не только из сайры и дальневосточной сардины иваси, но также из минтая, сельди и камбалы в разных заливках. Например, раньше большой популярностью пользовались консервированные тефтели из рыб частиковых пород рыб. Это и другие направления имеют большие перспективы, но сначала необходимо поправить некоторые нормативно-правовые акты, предусмотренные правительством РФ», — комментирует Георгий Мартынов.
В следующем году вступают в силу новации по расчету и взиманию платы за перезакрепление мест промысла на новый срок без торгов. В центре внимания вопрос, быть ли рассрочке по внесению платежа, а также, как должен распределиться сбор между уровнями бюджетной системы. Власти Камчатки уже заявили об угрозе массового банкротства дальневосточных предприятий при переоформлении рыболовных участков, если плата будет взиматься единовременно. В федеральных министерствах не возражают против рассрочки, но готовы ее предоставить не на столь длительный срок, как того хотели бы рыбаки.
У лососей свои нюансы
В июле 2023 года были приняты изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», которые, в том числе, касались новых правил подготовки и заключения договора пользования рыболовным участком без торгов на долгосрочный период. Однако механизм взимания платы за закрепление места промысла, предложенный Минсельхозом РФ, получил широкий резонанс. Инициатива ведомства о единовременной 100-процентной оплате за перезаключение договора на 20 лет вызвала немало вопросов в отрасли, которая на сегодняшний день характеризуется высокой закредитованностью.
Рыбаки заявили, что введение одномоментного платежа будет крайне обременительным, причем наиболее сильно это может отразиться на тех, кто занимается промышленным ловом лососевых.
«Краткосрочность лососевой путины в дополнении с очень высокой долей рутинного ручного труда на ставных неводах всегда означает наличие избыточного запаса рабочей силы, чего нет на других видах промысла. С учетом дефицита трудовых ресурсов это очень высокий уровень условно-постоянных издержек, которые невозможно уменьшить в условиях небольшого промысла…Это означает, что в себестоимости есть величина, которую невозможно уменьшить», – пояснил президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев.
При этом структура лососевого промысла серьезно отличается от минтаевого, трескового или крабового, где порядка 80-85% вылова приходится на 20 крупных компаний. Тогда как в добыче красной рыбы такие игроки занимают не более 40%. Основными участниками лососевой путины выступают небольшие предприятия, для которых цена и доступность кредитных ресурсов совершенно иная, обратил внимание Герман Зверев.
Кроме того, этот сегмент отрасли более высокорискованный из-за существенных колебаний объема добычи лососей. Во время лососевой путины 2020 года было добыто 299,7 тыс. т, 2021-го – 538,7 тыс. т, 2022-го – 272,1 тыс. т, 2023-го – 608,3 тыс. т. К примеру, коэффициент изменчивости вылова горбуши в пять раз выше аналогичного показателя для минтая.
Вместе с тем само введение платежей отраслевым сообществом даже не обсуждается, заверил президент ВАРПЭ: «Плата за пользование рыболовными участками, как фискальный платеж, необходима. Здесь нет никаких разногласий с Росрыболовством, Минсельхозом, Минфином».
Стоит сказать, бюджетный эффект от нововведения в 2025-2045 годах оценивается в 341,7 млрд руб., подсчитал Центр отраслевой экономики Научно-исследовательского института (НИФИ) Минфина.
Размер имеет значение
Согласно подготовленной методике, суммарный платеж при заключении договоров пользования рыболовными участками для добычи лососей может составить 92 млрд руб. При этом ориентировочный размер сбора по 97 базовым предприятиям на Камчатке (на долю этого региона приходятся основной объем вылова красной рыбы) – 66,2 млрд руб. или в среднем 683 млн руб. на одно юрлицо.
Расчеты показывают, что единовременный платеж приведет к совокупному убытку только для рыбаков Камчатского края в размере 70,6 млрд руб. Создаются серьезные риски банкротства для 59 предприятий в период с 2025 по 2027 год. «Эти законодательные изменения, в таком виде, в каком есть сейчас, полностью разрушат рыбную отрасль в Камчатском крае», – подчеркнула зампред регионального правительства Юлия Морозова.
По ее словам, при 100-процентном внесении платы две трети предприятий закрываются сразу в течение трех лет.
Соответственно, выходом видится возможность разбивки сбора на две части: первая вносится сразу, вторая – в течение определенного периода. Рассматривается несколько подходов: плата частями (25% в 2025 году, остальные 75% пропорционально объему вылова на протяжении 20 лет), равными платежами на протяжении 20 лет и плата пропорционально выловленному объему рыбы.
Немаловажный вопрос – как должен распределиться сбор между региональным и федеральным бюджетами. В частности, власти Камчатки предлагают направлять 25% платежа, который будет вноситься разово, в казну РФ. 75% платы должно пойти региону, и эту сумму можно будет внести с рассрочкой на все 20 лет действия договора.
С таким подходом согласны в Минвостокразвития, сообщил директор департамента инвестиционного развития и международного сотрудничества ведомства Олег Вахтин. «Камчатский край – это большинство вылова, большинство переработки, поэтому с учетом опыта региона и тех предприятий, которые есть на его территории, наверное, за флагманскую позицию надо брать эту позицию», – считает он.
Согласно анализу, если единовременно выплачивать 25% платежа, а остальные с определенным временным лагом, размер убытка рыбаков сокращается с 70,6 млрд руб. до 20,9 млрд руб., проинформировал Герман Зверев. При этом все предприятия из зоны риска банкротства выходят.
Платеж на двоих
В Министерстве сельского хозяйства РФ не возражают против рассрочки по взиманию платы. На данный счет проводились консультации с Минфином, показавшие, что это возможно, уточнил директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза Евгений Кац. Такая инициатива должна быть законодательно закреплена, как и по вопросу распределения поступлений платы между регионами и федеральным бюджетом, добавил он.
Парламентарии подготовили концепции соответствующих законопроектов. Правда, потребуется еще их оформление и обоснование.
Что касается пропорции деления платы между федеральным и региональным бюджетами, то по инициативе распределения большей части сбора на уровень региона вряд ли будет достигнуто согласие, выразил сомнение первый зампред комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. «Порядка 70 млрд руб. выпадение из федерального бюджета, кто нам согласует это? Напряжение бюджета достаточно серьезное, думаю, это вызовет сложности», – сказал сенатор.
Он предложил разбивку платежа: 70% – в федеральный бюджет, 30% – в региональный. «Это цифра как-то обоснована, потому что существует комплексная программа развития сельских территорий, по которой, как доложило Министерство сельского хозяйства, определенные деньги на муниципальные районы, приближенные к океанам и морям, даются. Более того они не всегда осваиваются», – обратил внимание Сергей Митин.
Относительно периода рассрочки предлагается ограничиться тремя годами. «Будь моя воля, я бы сказал 20 лет. Но как это сделать, не представляю, как чиновник. Потому что есть бюджетный цикл, бюджетный процесс… просто нашим коллегам из других министерств будет хороший повод нам отказать», – пояснил парламентарий.
В свою очередь сенатор от Камчатского края Борис Невзоров утверждает, что рассрочка на три года по большому счету не даст рыбакам ничего. Поэтому дальнейшая проработка вопроса с регионами и федеральными органами исполнительной власти, по всей видимости, будет продолжена.