С января следующего года в стране приступят к реализации новых национальных проектов. Об этом сообщил премьер Михаил Мишустин.
За счет федерального бюджета на нацпроекты до конца 2030 года планируют выделить более 40 трлн рублей, и еще 13 трлн рублей привлечь дополнительно. Мишустин подчеркнул, что здесь важно учесть взаимодействие федерального центра и всех субъектов Федерации.
Среди нацпроектов, которые получат продолжение, названы такие, как «Семья», «Экологическое благополучие», «Молодежь и дети», «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», «Кадры», «БПЛА», «Новые технологии сбережения здоровья» и другие. Мишустин заключил, что все национальные проекты подготовлены к утверждению президентом.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял, что реализовывать национальные проекты невозможно только силами органов власти, необходима мобилизация ресурсов бизнеса, НКО, волонтеров, общественных палат, общественных советов при органах, ОНФ, партий, профсоюзов, активных граждан, студентов, т.е. всех институтов гражданского общества.
И таким ресурсом для новых национальных проектов может стать курс «Обучение служением», который с 1 сентября этого года начнет преподаваться во всех вузах страны. Его главная цель – воспитание гражданственности, которая понимается как готовность и способность личности участвовать в делах общества и государства. Следовательно, участие студентов в реализации нацпроектов работает на эту цель. Но надо, чтобы каждый вуз с учетом своих основных образовательных программ определил, в каком именно национальном проекте и в какой форме его студенты могут участвовать.
Приведу пример как это можно сделать. Первая национальная цель гласит – сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи, Один из показателей ее достижения - снижение к 2030 году суммарной продолжительности временной нетрудоспособности граждан в трудоспособном возрасте на основе формирования здорового образа жизни, создания условий для своевременной профилактики заболеваний и привлечения граждан к систематическим занятиям спортом». Для вузов со специальностью «Физическая культура» здесь непочатый край работы. Проекты студентов с корпоративными программами укрепления здоровья, которые они могут разработать в курсе «Обучение служением», будут востребованы и властью, и особенно бизнесом, который возьмет на себя обязательство следовать Стандарту общественного капитала бизнеса.
Этот Стандарт тоже будет принят в ближайшее время, а те организации, которые добровольно будут ему следовать, получат преимущество в господдержке. Одним из направлений Стандарта является «Забота о сотрудниках и членах их семей», а показателем его достижения «Поддержка здорового и сбалансированного досуга». /Другое направление - «Укрепление своей страны» с показателем «Вклад в достижение национальных целей развития России».
Итак, новый курс «Обучение служением» – это ресурс для власти, для бизнеса и для молодежи. Только надо суметь им воспользоваться.
На IX Восточном экономическом форуме состоялась сессия «ВЭБ. РФ: как инвестировать в условиях дорогих денег?». Эксперты обсудили, каким образом при высокой ключевой ставке Центробанка эффективно поддерживать инвесторов, чтобы темпы реализации масштабных проектов развития Дальнего Востока оставались высокими.
Мастер-планы дорогого стоят
Разработанные по поручению президента России мастер-планы 25 дальневосточных городов – это уникальный шанс для выхода экономики и качества жизни в ДФО на новый уровень. При этом, как отметил модератор дискуссии, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка, Александр Ведяхин, очевидно, что их реализация требует большого объема средств – более 4 трлн рублей, причем 2,2 трлн должны поступить из внебюджетных источников, а значит, необходимо активно привлекать инвесторов. Как это сделать с учетом того, что ключевая ставка уже составляет 18 % и, возможно, вырастет еще?
Отвечая на этот вопрос, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков подчеркнул: «Очень важно, что мастер-планы — это не какой-то градостроительный документ, это настоящий гибрид плана развития города и бизнес-плана, плана трансформации экономики, создания новых отраслей экономики, новых предприятий, диверсификация экономики и создание рабочих мест с высокой зарплатой».
Поэтому, понимая причины денежно-кредитной политики Центробанка, Минвостокразвития в этих условиях стремится не только не останавливаться, но и не сбавлять темп. В частности, ко второму дню ВЭФ-2024 уже подписано несколько соглашений об инвестициях общей суммой 3,7 трлн рублей. По итогам первого года действия программы реализации мастер-планов обеспечено финансирование 27 % мероприятий. Кроме того, Алексей Чекунков обратил внимание на то, что необходимо умное управление государственным долгом на Дальнем Востоке в разных форматах, к примеру, государственно-частное партнерство, выпуск специальных ценных бумаг. Без этого реализация мастер-планов невозможна, а она того стоит.
Эффективные практики поддержки
Илья Торосов, первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, рассказал о том, что на сегодняшний день есть пять больших блоков мер поддержки, которые позволяют привлекать относительно дешевое финансирование в инвестиционные проекты. Первый блок – это Фабрика проектного финансирования, в рамках которой государство страхует процентные риски. Это значит, что разницу между ключевой ставкой и установленной величиной, которая зависит от проекта и составляет 7–10 %, государство берет на себя. Больше половины проектов на Дальнем Востоке реализуются при поддержке Фабрики. Второй инструмент – это Фонд национального благосостояния: финансирование осуществляется в зависимости от проекта по определенным ставкам (3–5 %), в результате чего сокращается общая стоимость проекта с точки зрения привлечения денежных средств. Третий, четвертый и пятый блоки – это ГЧП-концессии (ГЧП – государственно-частное партнерство – прим. ред.), таксономия техсуверенитета и отраслевые меры поддержки. Причем, как пояснил заместитель председателя ВЭБ.РФ Артем Довлатов, меры поддержки можно комбинировать, как произошло, например, при финансировании на Дальнем Востоке проекта строительства нового аэропорта в Магадане.
Председатель правления АО «Банк ДОМ.РФ» Артем Федорко рассказал еще об одном инструменте, а именно о практике применения механизма инфраструктурных облигаций на Дальнем Востоке.
Взгляд с другой стороны
Как перечисленные меры работают для представителей бизнеса? На этот важный вопрос ответил генеральный директор ООО «Управляющая компания Баимская»: «Мы используем целый набор мер. В нашем случае, это, безусловно, меры, которые предоставляются для всех инвесторов, работающих на территории Дальнего Востока. Это режим Арктической зоны Российской Федерации и режим Территории опережающего развития… Наш проект предполагает создание ряда объектов внешней инфраструктуры: это 400 км автодороги, это 400 км линий электропередачи и строительство нового порта. Когда мы проект собирали, мы смотрели все возможные механизмы поддержки, механизм концессии нам показался наиболее эффективным… Палитра мер государственной поддержки позволяет нам реализовывать такие сложные тяжелые капиталоемкие проекты».
«Дальнегорский ГОК» – один из крупнейших в мире производителей боросодержащей продукции. Перейдя в собственность государства, предприятие сумело стать прибыльным и градообразующим. О поддержке промышленности на Дальнем Востоке и проблемах отрасли рассказал управляющий директор ООО «Дальнегорский ГОК» Андрей Бормашенко.
Бизнес тоже получил пакет интереснейших предложений, только вкладывай, развивай, инвестируй в родные земли. Привлекательны как для новых, так и для существующих предпринимателей режимы ТОР и СПВ. Пару лет назад ТОР «Находка» распространили на Дальнегорск – это, возможно, станет новым витком развития нашего моногорода.
Немаловажно и внимание со стороны всех уровней власти к промышленности Дальнего Востока. Несколько лет благодаря губернатору Приморского края «Дальнегорский ГОК» получал субсидии на оплату электроэнергии в обмен на инвестиции. За этот период удалось существенно модернизировать производство, приобрести новую технику. В 2020 году благодаря совместной работе с департаментом химикотехнологического комплекса Минпромторга России и Торгово-промышленной палаты Приморского края ООО «Дальнегорский ГОК» получил субсидию на компенсацию части затрат на транспортировку экспортоориентированной продукции. Безусловно, такая адресная помощь помогает гигантам промышленности расти, развиваться и соответствовать времени.
Несмотря на это, необходимо отметить, что горнодобывающая отрасль напрямую зависит от экспортных пошлин, регулярно вводимых санкций и страдает зависимостью от доллара, поскольку расчёты за многие компоненты для производственного процесса ведутся в иностранной валюте. Всё это делает бизнес рискованным и, порой, убыточным. И в этих вопросах хотелось бы рядом иметь надежного, понимающего и поддерживающего партнера в лице государства.
Говоря о проводимой миграционной политике на Дальнем Востоке, мы видим её недостаточность – в разрезе Дальнегорска кадровая проблема стоит достаточно остро, и фиксируется не одно пятилетие. Молодые выпускники стабильно уезжают в столицу края и дальше, по просторам необъятной родины, оставляя горнодобывающую отрасль без так сейчас необходимой «молодой волны». Например, в ООО «Дальнегорский ГОК» средний возраст сотрудника – 48,9 лет, процент людей пенсионного возраста – 39,3%. То есть уже сейчас предприятие активно нуждается новых кадрах, а особенно – в выпускниках средних и высших учебных заведений.
На местном уровне есть позитивная динамика – единственный в Дальнегорске КГА ПОУ «Дальнегорский индустриально-технологический колледж» в рамках краевой субсидии переоборудован, исходя из потребностей горнодобывающих предприятий района. Здесь снова начали выпускать горных техников и маркшейдеров. Школьники активно потянулись за знаниями и гарантированным трудоустройством. Но пока этого недостаточно – до сих пор бытует мнение, что вахтовый метод работы принесёт больше заработка (в моменте), поэтому многие сразу отправляются в дальние уголки нашей страны за «золотым рублём». Пока тенденция не переломлена, но уже сейчас мы фиксируем начавшуюся волну возвращения «вахтовиков» домой – заработная плата в совокупности с пакетом льгот и гарантий от предприятия становится конкурентоспособной с «заездами».