Темп прироста цен на продовольственные товары в Приморском крае снизился с 10,4% в марте до 10,2% в апреле. К снижению цен привело увеличение предложений по некоторым видам товаров.
Как сообщает пресс-служба Дальневосточного ГУ Банка России, снизились цены на рыбу. Это произошло из-за увеличения вылова и снижения экспорта в Китай. Также замедлился рост цен на мясо, так как рост поголовья на приморских птицефабриках позволил увеличить предложение на местном рынке. В апреле благодаря тому, что было больше поставок, в Приморье медленнее росли и цены на бананы.
Непродовольственные товары подорожали из-за высокого спроса и роста зарплат, приводя к ускорению темпов инфляции. В Приморском крае произошло повышение тарифов на авиаперелеты и услуги мобильной связи из-за увеличения спроса. Годовая инфляция в России в целом достигла 7,84% в апреле, и страна продолжает бороться с высоким спросом, ограничивая проинфляционные последствия жесткими денежно-кредитными мерами. Предполагается, что благодаря денежно-кредитной политике годовая инфляция снизится до 4,3–4,8% к 2024 году и останется на уровне около 4% в долгосрочной перспективе.
Российские банки резко повысили размер первоначального взноса по ипотеке, при этом льготная ипотека на новостройки отменена. Все это сказалось на строительном рынке, в том числе на Дальнем Востоке. О том, что ждет отрасль в новых экономических реалиях, как будут вести себя застройщики и что будет с ценами на жилье, рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.
– Сейчас девелоперы проходят период адаптации к новым экономическим условиям. Я говорю об отмене льготной ипотеки на новостройки, повышении размера первоначального взноса по всем действующим программам, в целом более высоким требованиям банков к заемщикам. Это приводит к снижению емкости рынка, к которой мы привыкли за последние годы, делает потенциального покупателя более щепетильным при выборе жилого комплекса для покупки квартиры. Процесс принятия решения и выхода на сделку стал дольше.
В целом, все девелоперы сейчас фиксируют некоторое замедление темпов продаж. В будущем это приведет к тому, что застройщики будут вынуждены очень внимательно оценить портфель проектов, планируемых к запуску, чтобы сбалансировать прогнозируемые темпы продаж и скорость строительства.
Относиться к этому можно по-разному. Многолетний опыт доказывает, что такие кризисные ситуации позволяют бизнесу мобилизоваться, избавиться от ненужного и выйти на новый уровень – эволюционировать. Я считаю, в девелопменте эта эволюция приведет к тому, что на рынке появится больше привлекательного продукта, подходящего под актуальные потребности самых разных клиентов. Все мы понимаем, что многое сейчас в строительной сфере зависит от покупательской способности.
Обязательно нужно учитывать, как разогналась отрасль за последние годы. Прямо сейчас в Приморье ведется строительство более трех млн кв. метров жилья. Это рекордные для региона показатели, которые говорят о том, что на рынке развернется серьезная и бескомпромиссная борьба за каждого клиента. Причем, потенциальному покупателю уже недостаточно просто добротно построенного ЖК в удобной локации – такой выбор у приморцев сейчас действительно есть. Новый запрос заключается в том, что клиент хочет видеть разнообразную, сбалансированную, эстетичную городскую среду за порогом своего подъезда, причем в масштабе целого района. Поэтому наиболее привлекательными станут проекты, где, помимо жилья, создают новую инфраструктуру со школами, садами, магазинами, местами для прогулок и отдыха, занятий спортом и т.д. Рынок на этот запрос начинает реагировать. Если некоторое время назад мы были чуть ли не единственным девелопером, который в своих проектах – поселок «Новый Де-Фриз», ЖК «Формат», а теперь и в DNS Сити – сразу предусматривал создание всей этой инфраструктуры, то сейчас принципы комплексного подхода к развитию территории действительно становится трендом в нашем регионе. Уже анонсирована подготовка к запуску таких комплексных проектов во Владивостоке, и все участники отрасли будут следить за их реализацией. По нашему опыту «первопроходцев» могу сказать, что это не простой, но, на мой взгляд, самый верный путь развития жилищного строительства.
Если говорить о параметрах девелоперского продукта, то следующий год будет посвящен поиску баланса. Все это время мы наблюдали настоящую «гонку вооружений» с точки зрения наполнения различными опциями жилых комплексов. Девелоперы стремились перещеголять конкурентов: зарядки для телефона в лавочках на улице, сады на кровле, фонтаны во дворе и многое другое. Интересно, что на Дальнем Востоке этот тренд начался несколько позднее по сравнению с центральной Россией. Повлияло то, что в регион зашли федеральные девелоперы, которые привнесли свои стандарты качества и новые форматы. Одновременно с этим произошел запуск интересных проектов региональных застройщиков. В комплексе все это положительно сказалось на качестве и параметрах ЖК, которые сейчас представлены на рынке: если еще три-четыре года назад клиента можно было удивить закрытыми дворами без машин и современными детскими и спортивными площадками, то теперь это база.
Однако в новых экономических условиях разнообразные «фишки» все же придется пересмотреть. С одной стороны необычные атрибуты делают ЖК ярким и привлекательным, но с другой – более дорогим. Подобные продуктовые решения девелоперы будут пропускать через сито реальных потребностей и ценностей покупателя. Останется и даже улучшится то, что по-настоящему важно, а от избыточных элементов будут избавляться.
Если рассуждать о том, что ждет отрасль в целом, то, очевидно, что девелоперам придется научиться зарабатывать не только по привычной относительно простой схеме «построил – продал», а искать другие способы взаимодействия с потребителями: предлагать клиентам рассрочку, лизинг, аренду. Другими словами, необходимо будет «включать голову», креативить еще больше и еще качественнее.
Если говорить про Дальневосточный федеральный округ, то здесь строительная отрасль находится в более выгодных условиях благодаря «дальневосточной ипотеке», за счет чего сильных изменений или потрясений удается избежать. Для понимания значимости этого инструмента для местного рынка приведу статистику: в наших проектах ЖК «Формат» и DNS Сити – 60% сделок проходят по программе ДВ-ипотеки.
В будущем на Дальнем Востоке и в Приморском крае, в частности, будут выигрывать в конкуренции девелоперы с ликвидными продуктами, подходящими под условия льготной ипотеки, но предлагающие достойный продуманный продукт. При этом одним из ключевых факторов успеха на рынке станет наличие разнообразной квартирографии, удовлетворяющей потребностям всех категорий покупателей. К примеру, в своих проектах – «Формат» и «DNS Сити» – мы обеспечили широкий ассортимент квартир – от 23 до 104 кв. метров, и все варианты отделки: черновую, предчистовую, квартиры с готовым ремонтом. Плюс в «DNS Сити» вывели на рынок двухуровневые квартиры с потолками пять метров и большими витражными окнами.
Если говорить о стоимости жилья, то серьезных скачков, думаю, не будет. Да, отдельные застройщики будут предлагать скидки, но долго это не продлится, поскольку работать себе в убыток никто не будет. Соответственно рынок вернется к борьбе за клиента на поле качества продукта.
На Дальнем Востоке сохраняется рост потребительских цен на товары и услуги (Таблица 1). В мае текущего года рост превысил 3% в Чукотском АО и Якутии (при среднероссийском показателе роста 2,4%). Более высоким, чем в среднем по стране оказался рост цен в Камчатском крае, Забайкальском крае и Амурской области. Менее всего цены в отчетном месяце выросли в Хабаровском крае и Сахалинской области (на 0,6% и 1,4% соответственно).
Следует отметить, что для северных регионов проблема высоких цен на продукты питания остается одной из актуальных, так как ситуация осложняется транспортными расходами. В Камчатском крае губернатор В.Солодов поручил региональному Минэкономразвития включить все районы региона в программу субсидирования транспортных расходов на доставку продуктов. Эксперимент по организации доставки продуктов питания в отдаленные районы полуострова в рамках северного завоза начался в 2022 г. В нем приняли участие Олюторский, Усть-Большерецкий, Карагинский, Пенжинский районы и городской округ «Поселок Палана». Доставка на данные территории субсидируется из краевого бюджета[1].
Во всех дальневосточных регионах и в Иркутской области в апреле росла заработная плата работников организаций (в сравнении с апрелем прошлого года, (Таблица 2). Наиболее существенный рост был отмечен в Забайкальском крае (на 15,5%), далее следует Бурятия (на 13,8%). При этом данные же регионы традиционно отличаются в ДФО наиболее существенным уровнем безработицы (Таблица 3). Низкие показатели роста зарплат фиксируются в Магаданской области (рост только на 2,9%). Помимо Бурятии и Забайкалья высокий уровень безработицы сохраняется в Якутии.
Следует отметить, что в части дальневосточных регионов в январе-апреле текущего года был отмечен миграционный прирост населения (Таблица 4). Тем не менее в большинстве случаев прирост являлся небольшим, исключение составляет Хабаровский край, где реализуется значительное количество проектов, предлагающих рабочие места. Так, сальдо миграции в данном регионе в январе-апреле составило 868 человек (13 739 человек прибывших, 12 871 – покинувших регион). Положительным за отчетный период было сальдо миграции в некоторых северных регионах – в Магаданской области (сальдо миграции – 41 человек[2]), Камчатском крае (177 человек), а также на Сахалине (188 человек).
Развитие рынка доступного жилья и социальной инфраструктуры остается одной из основных мер по борьбе с оттоком населения, в первую очередь молодого и трудоспособного. Помимо Приморья, строительство арендного жилья предполагается развивать на Сахалине, с финансовым участием института развития в жилищной сфере ДОМ.РФ в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО» (ДОМ.РФ – оператор).
Соответствующее соглашение было подписано в рамках Петербургского международного экономического форума. Предполагается, что ДОМ.РФ профинансирует строительство шести корпусов 17-этажных домов в жилом комплексе «Уюн-парк» в Южно-Сахалинске. Заселение должно начаться не позднее третьего квартала 2025 г. Аренду квартир предполагается субсидировать из федерального и регионального бюджетов для снижения ежемесячных платежей.
Напомним также, что ДОМ.РФ предоставляет Сахалину инфраструктурные облигации на обустройство инженерных коммуникаций данного микрорайона – 1,5 млрд рублей для строительства теплотрасс и насосных станций, 2,5 млрд рублей и 6,8 млрд рублей – для строительства сетей электроснабжения и дорожной инфраструктуры соответственно.
В целом программа «Доступное арендное жилье» предполагает строительство 13 тыс. арендных квартир в дальневосточных регионах. В этом году ДОМ.РФ как оператор программы планирует заключить договоры долевого участия на строительство 3 тыс. квартир. В Приморье тем временем ожидается, что в конце года будут сданы в аренду в рамках программы первые 42 квартиры в ЖК «Айвазовский» (Владивосток).
Что касается льготной дальневосточной ипотеки, то, по данным КРДВ, этой мерой воспользовались для приобретения и строительства собственного жилья более 71 100 семей. Общая сумма выданных кредитов превысила 300 млрд рублей. Лидерами по количеству выданных кредитов являются Приморский край (19,9 тыс. кредитов на 89,4 млрд рублей), Якутия (15,1 тыс. кредитов на 70,3 млрд рублей), Хабаровский край (9,5 тыс. кредитов, 41,6 млрд рублей).
При этом на строительство индивидуального жилья было выдано 8,96 тыс. кредитов на общую сумму свыше 45 млрд рублей. Средняя сумма кредита на ИЖС по регионам ДФО составляет 5 млн рублей. В данном сегменте программы среди регионов лидирует Якутия, где на строительство собственного дома выдано 4,16 тыс. кредитов.
Следует отметить, что крупные девелоперские компании также планируется привлекать к реализации социальных проектов. В июне ВЭБ.РФ и ПИК заключили соглашение о стратегическом партнерстве по созданию проектов социальной инфраструктуры в дальневосточных городах. Соглашение предполагает строительство объектов образования по концессии в Южно-Сахалинске, Благовещенске, Хабаровске и Улан-Удэ. С помощью проекта предполагается создать более 7 тыс. мест в школах и детских садах параллельно с вводом нового жилья. Стоимость объектов, включая строительство и оснащение, оценивается в сумму около 15 млрд рублей. Концессионером выступит компания «ПроШкола» (группа компаний ВЭБ.РФ).
Тем временем заместитель генерального прокурора РФ Д.Демешин вновь поднял вопрос о необходимости усиления контроля за решением проблемы обманутых участников долевого строительства на Дальнем Востоке. В макрорегионе на сегодняшний день недостроенными остаются 28 таких домов. В числе требуемых мер Д.Демешин назвал предбанкротный мониторинг застройщиков и анализ их финансовой устойчивости, а также личное инспектирование главами регионов объектов долевого строительства для изучения ситуации.
Заместитель генпрокурора указал на необходимость усилить контроль за работой профильных министерств и ведомств относительно исполнения дорожных карт по достройке домов. Так, в Приморском крае завершение строительства многоквартирного дома в Уссурийске за последний год переносилось дважды. В Хабаровском крае все еще остается нерешенным вопрос в отношении восьми проблемных домов для 599 человек, требующих дополнительного финансирования в 2,3 млрд рублей.
Объекты незавершенного строительства находятся в пяти регионах ДФО. В том числе в Хабаровском крае их насчитывается 14, в Приморском крае – 6, Бурятии – 4, по два – в Якутии и в Амурской области. По десяти из них способы восстановления прав дольщиков пока не выбраны. Из 20 застройщиков, возводящих объекты, в отношении 15 открыты конкурсные производства.
Кроме того, Д.Демешин подверг критике власти Бурятии, Приморского и Хабаровского краев – за неиспользование возможности достройки проблемных объектов за счет привлечения средств «Фонда развития территорий». Критике при этом была подвергнута также работа Фонда, поскольку им все еще не были рассмотрены ходатайства правительства Хабаровского края, направленные в ноябре 2021 г. и июле 2022 г., о привлечении средств Фонда для восстановления прав участников долевого строительства незавершенных объектов местных компаний «Лидер», «Аметист» и «Томари-ОРО».
На региональном уровне власти принимают дополнительные меры, направленные на поддержку рождаемости и закрепление молодых семей в регионах. Власти Иркутской области с января 2024 г. намерены предоставлять региональный материнский капитал на второго ребенка. Соответствующие изменения были внесены в областное законодательство. Согласно изменениям, получить сертификат на региональный маткапитал смогут женщины в случае рождения, усыновления или удочерения второго ребенка начиная с 1 января 2024 г. С апреля текущего года размер регионального маткапитала составляет 130 тыс. 438,24 рубля. Он ежегодно индексируется.
Следует отметить, что иркутский губернатор И.Кобзев поручил областному правительству не позднее ноября текущего года разработать Социальный кодекс региона, включающий все действующие льготы, выплаты и меры поддержки, предоставляемые за счет областного бюджета, исключив дублирующие и утратившие актуальность меры поддержки.
В свою очередь в Якутии дополнительную поддержку предполагается направлять молодым семьям. Так, жители республики, впервые вступившие в брак до 25 лет, с 1 января 2024 г. смогут получать единовременную денежную выплату. Соответствующий проект закона должен быть внесен в четвертом квартале 2023 г. на рассмотрение Госсобрания республики. По оценкам республиканских властей, на реализацию новой меры поддержки в следующем году потребуется 76,5 млн рублей. Однако точный размер выплаты на семью не уточняется.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, май 2023 г., в % к декабрю 2022 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
102,4 |
Сибирский федеральный округ |
102,0 |
Иркутская область |
101,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
102,0 |
Чукотский авт. Округ |
103,3 |
Республика Саха (Якутия) |
103,3 |
Камчатский край |
103,0 |
Забайкальский край |
102,8 |
Амурская область |
102,5 |
Республика Бурятия |
102,1 |
Еврейская авт. область |
102,0 |
Приморский край |
101,8 |
Магаданская область |
101,7 |
Сахалинская область |
101,4 |
Хабаровский край |
100,6 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, апрель 2023 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
113,0 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,0 |
|
Иркутская область |
109,2 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
109,5 |
|
Забайкальский край |
115,5 |
|
Республика Бурятия |
113,8 |
|
Еврейская авт. область |
111,0 |
|
Сахалинская область |
110,3 |
|
Камчатский край |
110,2 |
|
Республика Саха (Якутия) |
110,0 |
|
Хабаровский край |
109,8 |
|
Чукотский авт. округ |
108,5 |
|
Приморский край |
106,9 |
|
Амурская область |
106,1 |
|
Магаданская область |
102,9 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, март-май 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,3 |
75 640,3 |
Сибирский федеральный округ |
3,5 |
8 232,7 |
Иркутская область |
3,6 |
1 135,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,8 |
4 118,8 |
Республика Бурятия |
6,7 |
415,2 |
Забайкальский край |
6,7 |
481,1 |
Республика Саха (Якутия) |
5,7 |
515,3 |
Еврейская авт. область |
3,8 |
73,3 |
Магаданская область |
3,5 |
81,1 |
Сахалинская область |
2,9 |
271,8 |
Амурская область |
2,8 |
405,9 |
Приморский край |
2,5 |
974,7 |
Чукотский авт. округ |
2,2 |
30,1 |
Камчатский край |
2,0 |
166,2 |
Хабаровский край |
1,9 |
704,0 |
Таблица 4. Миграционный приток населения, январь-апрель 2023 г. (на основе доступной информации).
Регион |
Прибывшие |
Выбывшие |
Сальдо миграции |
Хабаровский край |
13 739 |
12 871 |
868 |
Магаданская область[3] |
1 438 |
1 397 |
41 |
Чукотский АО |
1 464 |
1 509 |
-45 |
Сахалинская область |
5 974 |
5 786 |
188 |
Камчатский край |
3 705 |
3 528 |
177 |
[1] Всего перечень субсидируемых продуктов питания включает восемь наименований – свинина, мясо куриное, масло подсолнечное, сахар-песок, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая, мука пшеничная.
[2] Данные за январь-март текущего года.
[3] Данные за январь-март 2023 г.
Дальневосточные рыбопромышленники увеличивают объемы вылова минтая и сардины-иваси, тогда как добыча лососевых и крабов имеет тенденцию к снижению. Обеспокоенность представителей отрасли вызывают аукционы в рамках второго этапа программы распределения инвестиционных квот, экспортные пошлины и необходимость продления договоров на рыболовные участки.
По данным Росрыболовства на конец ноября 2024 г. в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, на который приходится значительная часть общероссийского улова, добыто более 3,4 млн тонн, что более чем на 8% меньше, чем за аналогичный период 2023 г. Это третий показатель по темпам сокращения уловов в стране. Среди других рыбохозяйственных бассейнов России более сильное чем в ДФО сокращение уловов зафиксировано в Азово-Черноморском бассейне и Волжско-Каспийском бассейне. Стоит отметить, что в РФ в целом к концу ноября рыбодобывающие компании сократили объем вылова почти на 9% относительно аналогичного периода 2023 г., до 4,5 млн тонн.
Основной причиной падения рыбодобычи на Дальнем Востоке стала неудачная лососевая путина. Объем добычи лососевых в текущем году составил 235,4 тыс. тонн, что на 26,4% меньше планового показателя. Относительно 2022 г. добыча снизилась на 15%. Сокращение по сравнению с 2023 г. составляет 62%.
Объем добычи горбуши в текущем году составил 136,2 тыс. тонн (на 29,4% ниже прогнозных), кеты выловлено в размере 54,6 тыс. тонн, нерки – 35,9 тыс. тонн, кижуча – 8,3 тыс. тонн, чавычи – 321 тонны, симы – 41 тонна. Плановый показатель добычи превышен только по нерке – ее вылов на 30,2% больше плана.
Камчатский край по-прежнему является лидером РФ по добыче лососевых. В текущем году в регионе было добыто 130,7 тыс. тонн (71% от прогнозируемого объема). В Сахалинской области уловы составили 53,6 тыс. тонн (на 56,8% ниже плана). Результаты путины в Хабаровском крае составили 39,9 тыс. тонн лососевых. В Магаданской области уловы достигли 9 тыс. тонн, в Приморском крае превысили 1,9 тыс. тонн, результат Чукотского АО – 302,4 тонны.
Во Всероссийском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) прогнозируют сохранение низких объемов добычи анадромных рыб на Дальнем Востоке в ближайшие годы. На снижение запасов рыбы, по мнению ученых, влияет потепление климата, вызывающее изменения гидрологического режима нерестовых рек.
Сокращение объемов вылова лососевых провоцирует рост оптовых цен на рыбу. На Дальнем Востоке при этом цены на лосося превышают среднероссийские. К концу ноября текущего года цена на наиболее распространенную горбушу в ДФО достигла 330 рублей за 1 кг, на кету – 475 рублей за 1 кг, а на нерку – 720 рублей за 1 кг.
При этом губернатор Камчатского края В.Солодов в декабре заявил, что проект «Камчатская рыба» находится в стадии перезагрузки в целях того, чтобы рыба по социальной цене не приобреталась перекупщиками, продающими ее затем дороже или перерабатывающими. Предполагается, что рыба будет продаваться в местной торговой сети по двум видам цен: «социальная» (92 рубля за 1 кг горбуши) и «доступная» (118 рублей за 1 кг кеты). Приобрести такую рыбу смогут льготные категории жителей края по специально выпущенным для них картам, которые можно получить в местных офисах МФЦ. При этом каждый льготник сможет в месяц купить не более 5 кг по «социальной» цене. Схожие программы, направленные на обеспечение низких цен на рыбу, действуют также в Сахалинской области (социальная цена составляет 160 рублей), в Хабаровском крае (180 рублей).
Напротив, добыча минтая на Дальнем Востоке растет. В январе-ноябре 2024 г. объем уловов минтая достиг 1,8 млн тонн, увеличившись на 6% относительно аналогичного периода 2023 г. Более проблемной для данного вида ресурса является Западно-Беринговоморская зона, где к концу текущего года объем вылова минтая может составить около 480 тыс. тонн, при общем допустимом улове (ОДУ) на 2024 г. в 700 тыс. тонн. Снижение уловов вызвано изменениями в миграционных процессах рыбы. В Ассоциации добытчиков минтая (АДМ, президент – А.Буглак) полагают необходимым снизить ОДУ в данной зоне из-за риска недоосвоения квот.
Еще одним видом морского биоресурса, добыча которого растет в Дальневосточном бассейне, является сардина иваси. В 2024 г. обновлен рекордный показатель улова прошлого года – добыча превысила 563,5 тыс. тонн. Стоит отметить, что в 2023 г. было добыто 544 тыс. тонн, что на 90% больше, чем в 2022 г.
Обеспокоенность рыбопромышленников вызывает возобновление рассмотрения в Госдуме в декабре во втором чтении законопроекта, внедряющего новые принципы регулирования перегрузов с судна на судно в морских водах РФ (изначально внесен в 2021 г.). Законопроект предполагает, что осуществлять перегрузку скоропортящихся грузов следует только в специальных районах. Запрет на перегрузку продукции в районе промысла и необходимость направлять суда в морской порт или специальный район для выгрузки товара может привести к сокращению промыслового времени и недоосвоению морских биоресурсов. Во Всероссийской ассоциации рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ, президент – Г.Зверев) намерены продолжать настаивать на необходимости прописать в законопроекте исключения для судов рыбопромыслового флота.
Также крупнейшие рыбопромысловые организации осенью выступали против продления экспортной пошлины на рыбу и крабов. Ассоциация владельцев рыбопромыслового флота (АСРФ), ВАРПЭ, Ассоциация добытчиков минтая и Ассоциация добытчиков краба в ноябре 2024 г. обратились в Минсельхоз, Минфин, Минэкономразвития, аппарат правительства, Госдуму и Совет Федерации с соответствующей просьбой. Пошлины действуют с 1 октября 2023 г., составляют от 4% до 7% в зависимости от курса доллара, установленного Центробанком. В октябре 2024 г. размер пошлины составлял 5,5%, но в ноябре достиг 7%.
Курсовые пошлины действуют до 31 декабря 2024 г. Дополнительная нагрузка для рыбной отрасли от экспортных пошлин оценивается в 30-45 млрд рублей, что при текущей ставке ЦБ, закредитованности отрасли и необходимости выполнения инвестиционных обязательств может рассматривается промышленниками как серьезное препятствие для развития. Тем не менее рабочая группа Росрыболовства в сентябре 2024 г. одобрила исключение из-под действия экспортной таможенной пошлины филе минтая, сардины иваси и фарша сурими как наиболее массовой рыбной продукции.
Помимо того, рыбопромышленники просят правительство продлить срок действия преференций по налогам и взносам для резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ). Преференции предполагают сниженный налог на прибыль до 5% и нулевой налог на имущество в течение первых пяти лет, социальные страховые взносы в фонд оплаты труда в 7,6% в течение десяти лет. ВАРПЭ, АСРФ, ассоциации добытчиков минтая и краба предлагают увеличить льготный период по налогам на прибыль и имущество на 15 лет, а по социальным страховым взносам – на 10 лет. Такая необходимость объясняется отраслевыми организациями увеличением сроков окупаемости проектов по строительству промысловых судов с 10 до примерно 20 лет, а также сокращением прибыли предприятий. Резидентами СПВ на сегодняшний день являются 66 отраслевых проектов – в том числе 61 проект в Приморском крае, по два в Сахалинской области и Камчатском крае, один в Хабаровском крае.
Что касается добычи крабов, то в данной сфере показатели улова в ДФО снижаются. К середине сентября 2024 г. объем добычи крабов (камчатского, синего, равношипого и крабов-стригунов бэрди и опилио) в Камчатском крае и Чукотском АО достиг 15,9 тыс. тонн, что на 12,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Кроме того, на Камчатке в 2025 г. Минсельхоз планирует ограничить промысел краба в Западно-Камчатской подзоне в связи с сокращением его популяции. С 1 января по 15 сентября 2025 г. добычу краба в данной подзоне предполагается допускать исключительно в научно-исследовательских и контрольных целях. Ограничения на вылов крабов вводились в данной подзоне также в 2023 г. (с 1 января по 15 сентября). В текущем году объем вылова крабов в Западно-Камчатской подзоне составил 3,6 тыс. тонн.
На фоне снижения добычи отмечается рост экспортных поставок камчатского краба в Китай. В январе-августе 2024 г. через Приморский край в КНР было направлено 1 019 партий дальневосточного краба общим весом 21,53 тыс. тонн, что на 13,3% больше, чем за аналогичный период 2023 г. В Китай экспортируются стригун-опилио (9,622 тыс. тонн), синий краб (5,266 тыс. тонн), камчатский краб (3,910 тыс. тонн) и стригун-бэрди (1,925 тыс. тонн). В Республику Корея за восемь месяцев 2024 г. поставлено 9,4 тыс. тонн крабов на общую сумму 177 млн долларов. В Японию в январе-октябре 2024 г. было отгружено 13,9 тыс. тонн на 35,8 млрд иен. При этом рост поставок краба в Японию в сентябре стал самым крупным с начала года и составил 48,7% по сравнению с августом текущего года, до 1,93 тыс. тонн на сумму в 5,3 млрд иен.
В настоящее время наиболее проблемными для добычи стали глубоководные виды крабов-стригунов (красный и ангулятус), квоты на которые не востребованы на рынке. Данные квоты в рамках второго этапа программы инвестиционных квот[1] предполагалось продать на аукционах в текущем году, но пока Росрыболовству это не удается.
Осенью Росрыболовство было вынуждено укрупнить доли квот на глубоководных крабов[2] в Западно-Сахалинской, Восточно-Сахалинской, Северо-Охотоморской подзонах и подзоне Приморье. Были сформированы два лота по 50%. Начальная цена каждого лота составила 1,6 млрд рублей. Покупатель каждой из долей квот обязан построить среднетоннажное судно-краболов длиной более 50 м. Росрыболовство изначально намеревалось продать данную квоту на глубоководных крабов, разделив ее на более мелкие доли в 16,6% (каждый из лотов торговался по цене 456,4 млн рублей). На оба конкурса не было заявлено участников, они были признаны несостоявшимися.
При этом продажа квот на глубоководных крабов в рамках первого этапа программы инвестквот также вызывала трудности и привела к падению добычи данного ресурса. Так, на аукционах в 2020-21 гг. было продано шесть лотов, впоследствии Росрыболовство расторгло договоры с тремя компаниями-покупателями в связи с неисполнением ими инвестиционных обязательств[3]. Вылов глубоководных крабов в 2022 г. составил порядка 6 тыс. тонн, тогда как до проведения аукционов ежегодный объем добычи оценивался в 13,5 тыс. тонн.
На необходимости исключения глубоководных крабов из перечня ресурсов, реализуемых через аукционы с инвестиционными обязательствами, настаивает ВАРПЭ. В декабре в Росрыболовстве сообщили о рассмотрении такой возможности.
Также Минсельхозу и Росрыболовству предлагается отменить распределение на аукционах долей инвестиционных квот на вылов камчатского, синего и волосатого краба в подзоне Приморье. С соответствующим обращением выступило хабаровское ООО «Восточно-промысловая компания»[4]. Аукционы намечены на 2027 г., доли квот должны быть реализованы с обязательствами по строительству краболовного судна стоимостью до 3 млрд рублей. В компании указывают, что в настоящее время в данной подзоне осуществляется промысел только волосатого краба, а промышленный вылов камчатского и синего краба запрещен из-за низкого уровня запасов.
Тем временем Росрыболовство в начале декабря разыграло на торгах квоты на добычу водных биологических ресурсов, которые прежде принадлежали компаниям, связанным с предпринимателем О.Каном (объявлен в международный розыск). Данные квоты предполагают добычу моллюска трубача в Северо-Охотоморской подзоне, вылов креветок в Западно-Сахалинской подзоне и в подзоне Приморье. Квоты закрепляются за победителем аукциона до 31 декабря 2033 г.
Доля квоты в 41,48% на добычу деликатесного моллюска трубача (стартовая стоимость лота составила 349,3 млн рублей) ранее принадлежала сахалинской компании ООО «Севрыбфлот», владельцами которой до апреля текущего года были Е.Юн (племянница О.Кана) и Е.Се (бывший гендиректор компании). Квоты на вылов креветки в размере 7,88% (Сахалин) и 9,26% (Приморье) прежде принадлежали ООО «Аквамарин» (бывший владелец компании – Е.Юн).
Начальная стоимость данных лотов составила 17,5 млн рублей и 43,2 млн рублей соответственно. В итоге квоты на вылов трубача выкупила структура ГК «Русский краб» - ООО «Беринг Краб» (за 366,8 млн рублей). Две квоты на вылов креветок вновь приобрело сахалинское ООО «Аквамарин»[5] (на сегодняшний день предприятие национализировано). В настоящее время национализированными активами управляет специально созданное для данных целей АО «Дальневосточная рыбопромышленная управляющая компания». Предполагается, что средства, вырученные от проведения аукционов (более 1,3 млрд рублей), поступят в федеральный бюджет.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В 2023-27 гг. на аукционах должно быть продано 48% квот на крабов. 2% квот сохраняются за малыми и средними предприятиями.
[2] Промысел осуществляется на глубинах до 2 500 м.
[3] Квоты приобрели ЗАО «Тефида» (Владивосток), ООО «Амуррыбпром» (Хабаровск) и ООО «Корвет» (Калининград).
[4] Владелец – Д.Фукалова.
[5] За квоты предприятие заплатило 299,3 млн рублей и 660,7 млн рублей.
В приморских субъектах ДФО призывают пересмотреть объемы финансирования по программе «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ). На расположенные к местам рыбного промысла районы до 2027 года запланировано лишь 3,2% средств, адресуемых на поддержку социальной инфраструктуры, и это крайне недостаточно. Вместе с тем на фоне ухудшающегося финансового положения нуждаются в помощи рыболовецкие предприятия, которые остаются основой экономики многих прибрежных поселений.
В феврале текущего года в послании Федеральному собранию глава государства акцентировал внимание на необходимость социального развития муниципалитетов, которые являются базой рыболовной отрасли, напомнил зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков (в Палате регионов представляет Магаданскую область). В частности, правительству РФ было поручено часть средств из собранных по результатам распределения квот на вылов крабов адресовать на поддержку сельских и рыбацких поселений.
По итогам состоявшихся в рамках II этапа крабовых аукционов федеральный бюджет получил 221,2 млрд руб., а на развитие инфраструктуры прибрежных районов в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» в 2024 году предусмотрено бюджетное ассигнование в 2,3 млрд руб. К тому же весомую часть этой помощи съедает логистика при завозе необходимых товаров и прочих грузов в труднодоступные районы.
Судя по дальнейшим планам, темпы финансирования особых изменений не претерпят. В целом на поддержку территорий по линии Минсельхоза России и Росрыболовства на 2024-2026 годы предусмотрено 108,1 млрд руб. или почти половина средств, вырученных от аукционов, но на прибрежку на этот период отводится всего лишь 3,5 млрд руб., проинформировал сенатор.
«На наш взгляд этот уровень представляется несопоставимо низким», – подчеркнул Анатолий Широков. По его словам, в Совфеде высказываются за необходимость приоритизации финансирования прибрежных территорий в рамках госпрограммы КРСТ.
В дальневосточных регионах, где исторически сложились центры рыбопромышленного хозяйства, потребности в развитие социальной инфраструктуры с учетом сложившейся за последние десятилетия отсталости поселков достаточно высокие. Так, для прибрежных рыбацких населенных пунктов Камчатки в приоритетном порядке требуется создание объектов на сумму 12 млрд руб. Речь идет о строительстве 6 школ, 4 детсадов, 3 спортивных сооружений, одной больницы, 17 многоквартирных домов, участков дорог и т.п.
«Такого финансирования от рыбохозяйственных компаний прибрежная инфраструктура давно не получает. И конечно, сегодня там социальная инфраструктура изношена. Безусловно, есть наши партнеры, есть компании, которые осуществляют вклад в социальное развитие, занимаются благоустройством, строят школы и садики, но, конечно, этого не хватает. Мы катастрофически не успеваем за ветшающим износом всей социальной инфраструктуры», – сетует зампред правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Определенные меры поддержки предлагаются федеральным центром, однако существует региональная специфика, что не позволяет учесть все нюансы при распределении госфинансирования. По той же КРСТ, уточнила представитель Камчатки, для того, чтобы получить финансовую помощь, происходит своего рода конкурс, отбор между т.н. опорными пунктами.
Само понятие опорный пункт закреплено законом, а вот понятие рыбацкий, прибрежный поселок – нет. Из 20 рыбацких поселений на полуострове под критерии опорников попадают шесть населенных пунктов.
«Если говорить о том, в какую конкуренцию мы вступаем потом по всей РФ, мы ее никогда не выдержим. У нас априори большая часть прибрежная часть поселков в принципе никогда не будет соответствовать требованиям опорников. Так исторически сложилось, что там не проживает больше 3 тыс. человек. Это маленькие поселки и одно градообразующее предприятие», – обращает внимание Юлия Морозова.
Власти региона направляли в ФОИВы просьбу изменить критерии для рыболовецких поселков или выделить под их развитие отдельный лимит, но ответа пока не получено, сказала чиновник.
В числе прочих мер – для поселкообразующих организаций важно сохранение льготы по уплате сбора за пользование водными биоресурсами, отмечает председатель Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза Ольга Булкова, причем на постоянной основе. В 2027 году завершается ее применение, тогда как возможность платить по льготной ставке дает рыбакам возможность поддерживать прибрежку.
Судьба ряда рыбацких поселений во многом зависит от сохранения и поддержки малых форм хозяйствования. Количество подобных предприятий в отдельных регионах сократилось до минимального значения. При этом их роль уменьшилась до такой степени, что добыча и переработка рыбы в них перестают быть основным видом хозяйственной деятельности, а местные жители имеют возможность вылова ВБР только в рамках любительского рыболовства, заявил Анатолий Широков.
«Сокращение числа малых рыбохозяйственных предприятий вызвано в том числе, отсутствием у них возможности осуществления рыболовства всего перечня видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляются промышленное рыболовство или прибрежное рыболовство, в результате чего осталось незначительное число предприятий, занятых в лососевом промысле три месяца в году», – свидетельствует сенатор.
Сегодня малые хозяйства, продолжает он, в большинстве своем не имеют возможности осуществления прибрежного вылова объектов, в отношении которых установлен общий допустимый улов (минтай, сельдь, камбала, палтус), по причине закрепления долей квот добычи на них за представителями крупного бизнеса и невозможности конкуренции с ними в аукционах.
В федеральных ведомствах указывают на определенные подвижки в отрасли за последние годы. К примеру, в рамках I этапа инвестквот построено 25 рыбоперерабатывающих заводов в Дальневосточном и Северном бассейнах, из которых десять – непосредственно в сельской местности, вблизи от мест добычи ВБР, сообщил директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза РФ Евгений Кац. По II этапу запланировано строительство 11 фабрик по переработке рыбе, в том числе семь – в небольших городах или поселках. Это должно обеспечивать развитие прибрежных территорий.
Между тем вопрос, связанный с привлечением малого бизнеса к объемам рыб, на которые распространяется общий допустимый улов, достаточно сложный, признает Евгений Кац. «У нас долевые принципы наделения ресурсами по видам, на которые ежегодно определяется ОДУ, распределены между всеми пользователями. Поэтому предоставление прав сверх ОДУ не допускается. Вопрос движения этих долей может быть связан, к примеру, с проведением этих аукционов по изъятым долям, – говорит представитель Минсельхоза. – Но мы настаиваем, и Росрыболовства активно занимается этим направлением, на том, чтобы все-таки информационно, экономически вовлекать эти [малые] компании в добычу т.н. неОДУемых видов, которые, может быть, не такие ликвидные, как виды, по которым ОДУ устанавливается, но там нет таких ограничений».
Для малых и средних предприятий, в свою очередь уточнил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов, в рыбном промысле действует повышающий коэффициент к исторической квоте – 1,2. Ежегодно рассматривается перечень таких компаний. В то же время при изменении законодательства произошли недоработки нормативной базы. Пока такая мера поддержки для малых хозяйств не играет особого значения, но как только будут реализованы инвестпроекты по II этапу, это будет ощутимая добавка, заверил Василий Соколов.
Однако в Дальневосточном бассейне практически не осталось по-настоящему независимых игроков в этом сегменте, не аффилированных с крупным бизнесом, утверждает замглавы Росрыболовства. «Когда говорят, что для малых и средних предприятий нужно выделить какие-то объемы, к сожалению, многие из них входят в группы компаний, куплены крупными предприятиями… Мы внимательно рассматривали предложения Магаданской области, там было большое количество МСП примерно 15 лет назад. И еще до инвестквот произошло очень серьезное укрупнение, почти все МСП оказались куплены крупным бизнесом, некоторые существовали как независимые, но входили в группы компаний, были полностью подконтрольны», – рассказал Василий Соколов.
Еще один волнующий представителей отрасли и прибрежных регионов вопрос связан с нововведением, которое вступило в силу 1 сентября 2024 года, по перезаключению договоров пользования рыболовными участками по анадромным видам рыб.
Компаниям дается возможность получить район промысла без торгов на 20 лет, но при этом нужно внести плату в бюджет. В этой связи предусмотрена небольшая рассрочка: 40% размера платежа подлежит внесению при заключении договора, остальные 60% необходимо внести равными долями в течение последующих двух лет.
Региональные чиновники и отраслевые ассоциации не раз обращали внимание на то, что установленный порядок взимания платы за право пользования участком может стать тяжелым финансовым бременем для рыбохозяйственных предприятий и привести к их закрытию, что как следствие негативно отразится на социально-экономическом положении прибрежных районов ДФО. О том, чем может обернуться для рыбаков новый порядок, EastRussia писала в июне этого года.
В частности, по Камчатке общий платеж оценивается в 127 млрд руб. Большая часть средств должна поступить в федеральный бюджет, при этом в казну региона – 25 млрд руб.
При существующем подходе без привлечения кредитных ресурсов никто из промысловиков не сможет обеспечить плату, говорит Юлия Морозова. Но если будет кредитная нагрузка, срок выхода компаний на прибыль растянется и в среднем составит 14 лет. «И за эти 14 лет наш бюджет потеряет около 50 млрд руб. Что же это за выигрыш такой: мы потеряем 50 млрд, а 25 млрд в теории выиграем. Очевидно, что за счет [нехватки бюджетных] средств мы не сможем развивать наши рыбацкие поселки», – рассуждает зампред правительства Камчатского края.
Чтобы избежать негативного сценария, нужна большая рассрочка при внесении платы. Кроме того, в Хабаровском крае предлагают для предприятий малого и среднего бизнеса ввести понижающий коэффициент при определении размера платы за пользование рыболовным участком. «У нас тоже тяжелые условия осуществления деятельности в отдаленных районах. И та концепция, которая формируется сейчас по внедрению мер последующей поддержки, может привести к тому, что и поддерживать будет некого, потому как предприятие не сможет обеспечить финансовую возможность внесения платы и потеряет возможность осуществления промысла», – подчеркнул и.о. председателя комитета рыбного хозяйства Хабаровского края Денис Чуришка.
У бизнеса действительно есть запрос на определенные послабления при оплате платежей, отметил Евгений Кац, поэтому в нормативную базу могут внести коррективы. «Исходим из того, чтобы учесть все возможные варианты, чтобы более эффективно и более реально было для рыбохозяйственных предприятий», – заверил он, уточнив, что в этом процессе заняты другие ведомства и не исключены разногласия по данному вопросу.
Безусловно, предлагается принимать во внимание состояние рыбопромышленного комплекса. Отрасль с точки зрения финансовой ситуации переживает не легкие времена. Кредиторская задолженность рыбопромышленного комплекса превысила 1 трлн руб. Усугубляют картину проблемы со сбытом морепродуктов на внешних рынках.
Например, значительную долю в экспортных поставках занимает продукция из минтая (это, прежде всего, мороженая рыба, филе, сурими, икра), вместе с тем динамика отправок по видам товаров в уходящем году была неоднородной. В частности, произошло торможение экспорта филе минтая. Это связано с тем, что основным экспортным рынком для данного вида продукта являются страны Европы, где наблюдается стагнация и действуют ввозные пошлины на российскую продукцию.
По мороженому минтаю основным рынком является КНР. Конъюнктура по экспорту здесь так же не очень благоприятна. «Китай постепенно утрачивает ту роль главного перерабатывающего цеха в мировом рыбном хозяйстве, которую он занял четверть века назад после вступления в ВТО. Издержки производственные в Китае растут, привлекательность процессинга снижается, поэтому видим в последние десять лет, что объем экспортируемого минтаевого филе из КНР в денежном выражении уменьшился на треть», – проинформировал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Как следствие, переговорные позиции китайских импортеров сырья в итоге становятся жестче, что влияет на цену российской рыбы, которая опустилась на минимум за последние 20 лет. Это повиляло на то, что экспорт из РФ сократился на 11% – с $2,2 млрд до $1,9 млрд.
Непросто обстоят дела в других сегментах промысла. Так, объем добычи краба в России стабилен, но экономическая ситуация становится хуже. «Ряд игроков рынка и регуляторы слишком оптимистично оценивали доходность крабового сегмента. В текущем году цена на краба на экспортных рынках снижается, поэтому доходность этого сегмента оказалась существенно меньше», – рассказал Герман Зверев.
Если на краб сохранится экспортная пошлина в следующем году, а такая вероятность существует, то состояние краболовов будет особенно тяжелым, потому что они самые закредитованные промысловики, уточнил он. В качестве позитивного момента можно отметить увеличение продаж крабовой продукции внутри России: на внутренний рынок прибавилось не менее 1,5 тыс. т краба.
«Это хороший рост. Но на экономику предприятий это кардинального влияния не оказывает», – уточнил президент ВАРПЭ.
На Камчатке существует портал, с помощью которого можно переместиться как в прошлое рыбацкой жизни полуострова, так и в будущее промышленного рыболовства. И находится этот портал в музее истории АО «Океанрыбфлот». Мы побеседовали с его руководителем Михаилом Рудько и узнали, какой посыл вкладывает одна из крупнейших и старейших рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний России в создание корпоративного музея.
– Михаил, о чём ваш музей?
– Идея создания музея в 2017 году пришла генеральному директору «Океанрыбфлота» Евгению Новоселову. Непосредственная работа над ним началась летом 2020 года, а открытие музея состоялось в апреле 2022 года. Собрали команду быстро, всё как-то легко складывалось. От старта работы над проектом до открытия прошли всего 1 год и 9 месяцев. Основной идеей была передача знаний о традициях нашей компании, которая успешно работает уже 56 лет, чтобы сохранить память о тех людях, которые своими руками строили и развивали рыбную промышленность на Дальнем Востоке. А также показать труд тех, кто по сей день выходит в море в составе промысловых экспедиций.
– Хотелось бы подробностей о ваших экспозициях...
– Мы стремились включить в концепцию музея образы, значимые для Камчатки и её жителей: суровую природу, флот, богатые морские ресурсы и людей, чья жизнь тесно связана с океаном. Мы хотели показать, как жизнь и работа на краю континента, в суровых условиях океана, формируют уникальные навыки и характер у целых поколений людей.
Используя современные технологии, мы стараемся передать этот опыт максимально ярко и доступно. И интерьер, и экстерьер музея мы выполнили в едином ключе. Цвета, выбранные для оформления музея, отсылают к природной среде нашего края: белый – цвет снега и морской пены, черный – вулканическая лава и песок океанических пляжей, синий – цвет неба и океана.
Перед входом в музей устроена аванплощадь с мощением гранитной брусчаткой и встроенной подсветкой, символизирующей Млечный путь, издавна служивший верным ориентиром морякам. Полукруглый козырек волной укрывает входную нишу. Между внутренним и внешним слоями фасадов устроена декоративная динамическая подсветка – от белого до темно-синего, создающая эффект накатывающей волны.
Площадь музея составляет чуть более 300 метров, это три связанных между собой зала. У нас есть 20 контактных экспонатов, 19 мультимедийных проекторов, три интерактивных сенсорных стола, четыре интерактивные инсталляции с использованием лазерного сенсора и четыре зоны с информационными стендами. Есть у нас и предметы быта и обихода моряков-рыбаков – компас, секстант, судовой хронометр, иллюминатор, кухтыли и другое.
Мы хотели сделать музей таким местом, где традиции и инновации встречаются, создавая уникальное пространство для знакомства с историей и культурой рыбной промышленности Камчатки. Надеюсь, у нас получилось достичь этой цели.
– Какой самый интересный экспонат, на ваш взгляд?
– Наверное, это самый древний из наших контактных экспонатов – адмиралтейский якорь с судна времен эпохи Просвещения. Найден в Авачинской бухте.
Наши краеведы выделяют две версии его появления здесь: якорь остался после боя с англо-французской эскадрой в 1854 году, и вторая – его утратили британские, японские или американские браконьеры, промышлявшие тут в то же время. Возраст это фактурного якоря составляет 150-170 лет, длиной два метра, весом около 260 кг.
Из интерактивных экспонатов могу отметить виртуальную экскурсию на новый супертраулер компании – «Георгий Мещеряков», который в марте 2023 года был признан мировым лидером в номинации «Лучшее судно-завод» по версии Baird Maritime – одного из ведущих мировых издательств в области судостроения, флота и рыбной промышленности. Стоя перед большим панорамным экраном, можно «пройти» по всем палубам и помещениям и посмотреть, в каких условиях трудятся люди. Разворачивая камеру на 360 градусов, есть возможность получить полный эффект присутствия.
Также, один из самых впечатляющих экспонатов лично для меня — это интерактивная карта морей и океанов, где флот нашей компании когда-либо вел промысел. Эта инсталляция наглядно демонстрирует, какой масштаб охватывала работа «Океанрыбфлота»: от Антарктиды до обеих Америк, Гавайских остров, Канады, Аляски, Антарктиды, Индийского океана и других уголков Земли. Когда видишь, насколько широки и разнообразны были маршруты и задачи наших судов, то понимаешь какой огромный путь был пройден и какой вклад в развитие океанического рыболовства внесли наши люди.
– Как организована работа музея – нужно заранее записаться на экскурсию или можно зайти просто так, с улицы?
– Чтобы оптимизировать потоки, мы просим людей предварительно записаться. Экскурсия длится около 50 минут. В зависимости от сезонности количество временных слотов для организованных экскурсий с сопровождением гида варьируется от трех до семи в день. В оставшееся время мы предлагаем гостям самостоятельное изучение экспозиции. Ажиотаж бывает летом, в высокий сезон в дождливую погоду. Все те, кто планировал полететь или поплыть куда-то, но не смог из-за погоды, приходят в музеи. Первый наш турсезон стал серьезным вызовом, и именно поэтому мы пришли к формуле: группа из 15 человек и предварительная запись. С июля по сентябрь у нас, в основном, туристы, а в межсезонье приходят местные жители семьями, парами, в одиночку – с аудиогидом. Всего с момента открытия мы приняли около 25 тысяч гостей, в том числе: туристы, местные, школьники, студенты, сотрудники и ветераны компании, соискатели, деловые партнёры, пенсионеры и многие другие.
Руководство уделяет большое внимание работе с подрастающим поколением – поэтому организованные группы школьников и студентов ходят к нам каждую неделю бесплатно. Недавно запустили большую профориентационную программу, которая рассчитана на месяц для одной группы школьников, в составе которой входят ученики 8-х – 11-х классов. Они приходят в музей для встречи с нашими спикерами: сотрудниками и ветеранами компании, представителями вузов и приглашенными гостями. Ребята участвуют в командных играх, анкетировании, беседах, мы вывозим их на наши производственные объекты, проводим экскурсии на корабли. Так мы стараемся создать связку с теми, кто заинтересован в работе в отрасли и в «Океанрыбфлоте» в частности – мы хотим помочь им делать первые шаги в большую рыбалку, начиная со школы.
– Что рассказывают гостям ваши экскурсоводы?
– Мы рассказываем о развитии океанического рыболовства на Камчатке на примере нашей компании, успешно функционирующей уже более полувека. При этом у нас, в том числе, работают занятые в туристической отрасли гиды-экскурсоводы, обладающие и краеведческими знаниями. В идеале, мы хотели бы, чтобы каждый посетитель увидел существующую здесь глубокую связь между человеком и морем, насколько она сильно влияет на местную жизнь.
Ведь в некотором смысле наш музей показывает не только достижения отечественной рыбопромышленной отрасли, но и сам дух хозяйствования на полуострове. Целые поколения десятилетиями использовали морские ресурсы, приспосабливаясь к сложным условиям, развивали промысел и флот. Это позволяет по-новому взглянуть на рыбную промышленность и понять ее значимость не только с точки зрения экономики Камчатки, но и в качестве важного элемента культурного наследия региона.
– В прошлом году музей высоко отметили в Национальной премии «Корпоративный музей». Это было ожидаемо для вас?
– Мы получили теплый прием от коллег из профессионального сообщества. Но, признаться, на такой успех не рассчитывали – среди конкурентов были такие гиганты как «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», РЖД и многие другие. Наш музей удостоен первого места в номинации «Лучший мультимедийный музейный проект», а также диплома II степени в номинации «Открытие года». Это очень приятно. Кроме того, команда архитекторов, создавшая наш музей, по сей день продолжает получать высокие оценки различных всероссийских и международных архитектурных конкурсов. Так, например, в прошлом году музей вошел в ТОП-100 проектов России, реализованных с 2020 по 2023 годы, которые выбирались из 400 заявок.
– Какие проекты планируете реализовать в рамках музея в ближайшем будущем?
– В первую очередь хотим масштабировать профориентационный проект – хотим сделать наш музей образовательным центром для тех, кто хочет испытать себя в морской профессии. Также нам важно обновление мультимедийного контента нашего музея – если мы хотим поддерживать интерес гостей, то должны делать выставки более увлекательными и информативными. Будем обновлять экспозицию уже в ближайшее время. И третье – хотим стать более открытыми для взаимодействия с местным сообществом, планируем проведение массовых мероприятий на нашей площадке.
На сокращение уловов в Дальневосточном бассейне в текущем году влияют результаты лососевой путины, существенно отстающей от плановых показателей. Тем не менее регионы продолжают экспортировать рыбопродукцию – в страны Азии, Европы и Африки. При этом для увеличения поставок не внутренний рынок и предотвращения роста цен предлагается рассмотреть дополнительные меры поддержки и способы перевозки, в частности, Северный морской путь.
К 8 октября текущего года уловы российских рыбаков оказались на 10% выше прошлогоднего показателя за аналогичный период, достигнув 3,9 млн тонн. Дальневосточный бассейн традиционно обеспечивает большую часть добычи в России – 3 млн тонн. В том числе на Дальнем Востоке добыто 1,7 млн тонн минтая (рост на 5,3 тыс. тонн относительно аналогичного периода 2023 г.), более 332 тыс. тонн тихоокеанской сельди (рост на 48,1 тыс. тонн к уровню аналогичного периода прошлого года), 304 тыс. тонн сардины иваси (рост на 62,6 тыс. тонн), а также 93,2 тыс. тонн трески, 56,1 тыс. тонн камбалы. К 30 сентября рыбные холодильники в Приморском крае были загружены на 50%, в терминалах находилось 57,5 тыс. тонн свежемороженой рыбной продукции.
Основным фактором, повлиявшим на снижение общего объема добычи рыбной продукции в текущем году, стали результаты лососевой путины. По состоянию на начало октября на Дальнем Востоке добыто 229,6 тыс. тонн лососей при плановом прогнозе в 320 тыс. тонн. Фактические уловы отстают от плановых на 28,3%. К середине октября (когда сезон вылова завершается) уловы достигли 231,9 тыс. тонн (отставание от прогноза на 27,5%).
К началу октября наибольшее отклонение от прогноза среди основных видов промысловых лососей на Дальнем Востоке продемонстрировала кета – добыто 48,8 тыс. тонн, что на 44,5% меньше прогноза. Уловы горбуши составили 136,2 тыс. тонн (на 29,4% меньше прогноза). Прирост по сравнению с прогнозом зафиксирован по добыче нерки – добыто 35,9 тыс. тонн (прирост на 30,2%), в основном за счет Камчатско-Курильской зоны. На Камчатский край приходится основная доля улова лососевых – 130,7 тыс. тонн (57% от общего улова, при этом в регионе добыто только 71% от прогнозируемого вылова на год). На Сахалине к началу октября добыто 48,1 тыс. тонн (21% от общего улова), в Хабаровском крае – 39,6 тыс. тонн (17,2% от общего улова). На Камчатке основу вылова составила горбуша (74,7 тыс. тонн), нерки добыто 34,1 тыс. тонн, кеты – 14,5 тыс. тонн, кижуча – 6,9 тыс. тонн, чавычи – 321 тонна, симы – 10 тонн.
Низкие уловы повлияли на оптовую стоимость лососевых – по состоянию на 16 сентября оптовая цена горбуши (самый распространенный вид лососевых) составляла 285 рублей за кг против 155 рублей в сентябре прошлого года (в октябре текущего года цена горбуши достигла 300 рублей за кг), кета в сентябре подорожала до 420 рублей в сравнении с 375 рублями за кг в сентябре 2023 г. (в октябре цена выросла до 460 рублей), стоимость нерки достигла 700 рублей за кг вместо 540 рублей в сентябре прошлого года. Оптовые цены на красную икру в августе достигли 4,8 тыс. рублей за кг, увеличившись на 50% относительно аналогичного периода прошлого года. По итогам текущего года ожидается снижение общего объема производства красной икры до 11-13 тыс. тонн (с 24 тыс. тонн в 2023 г.)[1].
При этом по прогнозу Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) небольшие подходы лососевых ожидаются еще в течение ближайших 5-7 лет. В Ассоциации обеспокоены тем, что одна из наиболее неудачных путин последних десятилетий прошла перед масштабной кампанией по перезаключению договоров на рыболовные участки, на которых компании добывают лососей.
Напомним, что по предложенному Минсельхозом механизму платы за пользование рыболовными участками, предоставляется возможность продолжать добычу водных биоресурсов на протяжении еще 20 лет, без проведения аукционов. Пролонгация договоров на последующие 20 лет будет возможна только после внесения платы за пользование водными биологическими ресурсами на 40 лет вперед. Сумма разбивается на три платежа, выплатить которые рыбаки должны в течение двух лет[2]. Стоимость перезаключения договора рассчитывается из средних уловов за предыдущие четыре года (которые были рекордными), также введен повышенный коэффициент для добычи анадромных рыб (в том числе тихоокеанских лососей) – плата на такие участки увеличена в два раза.
В связи с этим депутаты парламента Камчатского края в сентябре направили в правительство РФ обращение, указывающее, что новый порядок взимания платы за рыболовные участки (введен в августе) грозит банкротством большого числа рыболовецких предприятий региона. По подсчетам камчатских депутатов, совокупный планируемый размер платежа рыбопользователей составляет 130 млрд рублей (что соответствует размеру годовой прибыли за шесть лет), для его выплаты предпринимателям придется привлекать кредиты. Депутаты предложили пересмотреть принятое решение, введя плату в размере 100% ставки сбора за водные биоресурсы за 20 лет либо предоставление длительной (от 10 лет) рассрочки платежа для добросовестных пользователей лососевых участков.
Что касается экспорта, то к 2 октября из Приморского края и Сахалинской области на экспорт было оформлено 15,7 тыс. партий рыбы и морепродуктов общим весом 1,03 млн тонн. В том числе по данным Приморского межрегионального управления Россельхознадзора с Камчатки к 1 ноября было экспортировано 2 122 партии рыбы общим весом свыше 84 тыс. тонн[3].
Наибольший объем экспорта рыбопродукции из ДФО приходится на Китай (713,9 тыс. тонн), Республику Корея (281,6 тыс. тонн), Японию (13,8 тыс. тонн), Нигерию (9,4 тыс. тонн) и Таиланд (4 тыс. тонн). Кроме того, в 2024 г. в число импортеров рыбной продукции с Дальнего Востока входят Германия (3 тыс. тонн), Израиль, Польша, Дания, Кот-д’Ивуар, Того. Известно, что в Израиль экспортированы партии кальмара, кеты, сельди и филе минтая, в Польшу – кеты, в Данию – трески. Наиболее востребованными у импортеров видами продукции являются минтай, треска и живой краб.
Стоит отметить, что рабочая группа Росрыболовства в сентябре одобрила исключение ряда видов переработанной рыбной продукции из-под действия экспортной таможенной пошлины на рыбопродукцию (4-7% в зависимости от курса рубля, установленного Центробанком[4]). К такой продукции относятся фарш сурими и филе минтая, а также дальневосточная сардина-иваси. Минтай и иваси входят в число наиболее массовых по объемам добычи видов рыб в РФ.
Добыча крабов (камчатского, синего, равношипого и крабов-стригунов бэрди и опилио) по состоянию на 15 сентября в Камчатском крае и Чукотском АО достигла 15,9 тыс. тонн. Из них 15 тыс. тонн добыто в рамках инвестиционных квот. Общий объем вылова снизился на 2,2 тыс. тонн (на 12,2%) относительно аналогичного периода 2023 г. (тогда вылов составил 18 тыс. тонн).
При этом Минсельхоз предлагает ограничить добычу краба в Западно-Камчатской подзоне в 2025 г. Соответствующий проект приказа ведомства проходит процедуру антикоррупционной экспертизы. Предполагается с 1 января по 15 сентября 2025 г. допускать добычу краба в данной подзоне только в научно-исследовательских и контрольных целях. Аналогичные ограничения на вылов вводились в подзоне в 2023 г. – с 1 января по 15 сентября. В Западно-Камчатской подзоне добывается пятая часть всего улова камчатского краба (3,6 тыс. тонн в текущем году). Ограничения могут быть связаны с сокращением популяции краба.
По итогам января-августа текущего года через Приморский край в Китай было экспортировано 1 019 партий дальневосточного краба общим весом 21,526 тыс. тонн, что на 13,3% больше, чем за аналогичный период годом ранее. В структуре экспорта крабов в Китай преобладают стригун-опилио (9,622 тыс. тонн), синий краб (5,266 тыс. тонн), камчатский краб (3,910 тыс. тонн) и стригун-бэрди (1,925 тыс. тонн). В Южную Корею по итогам первого полугодия 2024 г. поставлено 9,4 тыс. тонн различных видов краба на общую сумму 177 млн долларов.
Тем временем в августе Росрыболовство реализовало на аукционе квоты добычи краба волосатого четырехугольного в подзоне Приморье – доли размерами 8,560% и 29,425%. Победителями стали хабаровские ООО «Комсомольскрыбпром»[5] (меньшая квота за 95,8 млн рублей) и ООО «Восточно-промысловая компания»[6] (квота за 495,1 млн рублей).
В связи с ростом цен на дальневосточную рыбу на фоне низких уловов Минвостокразвития прорабатывает альтернативные пути ее поставок в другие регионы России. В том числе рассматривается организация поставок по Северному морскому пути (СМП) в Архангельск, Мурманск, Санкт-Петербург и далее в Москву. На сегодняшний день отсутствуют специальные меры перевозки рыбы по СМП, с 2022 г. субсидируются только каботажные перевозки в целом (на данные цели из федерального бюджета ежегодно выделяется 560 млн рублей). Меры предназначены для компенсации перевозчикам недополученных доходов из-за льготных тарифов. Ежегодный объем транспортировки рыбной продукции по СМП не превышает 20-30 тыс. тонн, так как в зимний период стоимость доставки увеличивается из-за ледокольного сопровождения. Кроме того, для перевозки рыбы по СМП требуются дорогостоящие морозильные контейнеры, которыми располагает ограниченный круг перевозчиков. Такие условия ограничивают рентабельность развития поставок рыбы по Севморпути. В Минвостокразвития предлагают выбрать механизм субсидирования перевозок рыбы из расчета на 1 кг перевезенной по СМП продукции (в пользу единого логистического оператора или же всех участников рынка, занимающихся транспортировкой).
Стоимость доставки рыбы из Владивостока в Москву по состоянию на октябрь составляла 23-25 рублей за кг, за год данный показатель практически не изменился. Сенатор от Приморского края Л.Талабаева отметила, что основными проблемами для транспортировки рыбы по СМП являются отсутствие единого оператора и субсидий. На сегодняшний день поставки рыбы в стране осуществляются преимущественно по железной дороге. За январь-сентябрь текущего года было перевезено 521,8 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, что даже на 2,1% меньше, чем за аналогичный период годом ранее.
Между тем в правительстве Приморского края обеспокоены введением маркировки на рыбные консервы, полагая, что меру лучше отложить до 1 декабря 2025 г. Ранее представители отрасли обращались с соответствующей просьбой в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов региона (министр – К.Степанов). Они отмечали необходимость до введения требования по маркировке консервов оценить результаты маркировки икры, включая влияние на формирование рыночной стоимости икры и ее доступности на внутреннем рынке. Краевое ведомство обратилось с соответствующим запросом в Минприроды РФ. На сегодняшний день маркировку консервной продукции планируется ввести с 1 декабря 2024 г.
В федеральном Минприроды не видят серьезных препятствий и затруднений для введения маркировки. Рыбопромышленный холдинг «Доброфлот» А.Ефремова уже внедрил маркировку, но при этом руководство предприятия оценивает меру как сложную для реализации организационно и финансово. А.Ефремов оценивает рост отпускной стоимости продукции после введения этой меры приблизительно в 3-4%. Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Г.Мартынов отметил, что с учетом возникающих сложностей продление срока для обязательного введения маркировки является целесообразным.
Ранее в РФ была введена обязательная маркировка красной и черной икры – с 1 мая 2024 г. Для реализации товара на российском рынке требуется нанести на упаковку QR-код, зарегистрированный в системе «Честный знак», а также внести информацию о продукте в систему мониторинга. При этом регистрация продукта не обязательна, если добытчик-производитель отправляет товар на экспорт без посредников, аналогичное правило будет действовать и при маркировке консервов.
Тем временем действующий в Камчатском крае эксперимент по ограничению вывоза красной икры в багаже (действует с 1 ноября 2022 г.) планируется распространить на Хабаровский край и Чукотский АО. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму в октябре текущего года. Также предполагается продлить его сроки – завершить эксперимент 1 августа 2027 г. (вместо 1 августа 2025 г.). С начала проведения эксперимента до 1 октября текущего года на Камчатке проконтролированы перевозки 395,2 тонн икры без маркировки в багаже и ручной клади авиапассажиров. До эксперимента из региона ежегодно вывозилось более 500 тонн красной икры. Напомним, что целью ввода ограничений являлась борьба с вывозом продукции браконьерами под видом продукции для личного употребления. Авиапассажирам разрешено перевозить с Камчатки не более 10 кг красной икры без сопроводительных документов и маркировок.
Компании по-прежнему строят инфраструктуру и промысловые суда в рамках программы инвестиционных квот. В частности, «Дальневосточная краболовная компания» (ДВКК) намерена создать логистический комплекс в Приморском крае, в городе Большой Камень[7], на территории в 20,57 тыс. кв. м. В октябре прошлого года «ДВКК» приобрела на аукционах по продаже квот на добычу краба квоты на 15,2 млрд рублей (на 15 лет) – компания получила два лота по 11,11% в Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах. На аукционе компания подавала заявки на 21 лот (Росрыболовство выставило на аукцион 27 лотов), но выиграла только два по 11,11% в Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах. ДВКК обязалась построить два крупных логистических комплекса в местах вылова.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В 2022 г. произведено 9,6 тыс. тонн красной икры.
[2] 40% при заключении договора, 30% в течение одного года после заключения договора, 30% в течение двух лет после заключения договора.
[3] 67 482,7 тонн – в КНР, 8 871,8 тонн – в Японию, 6,9 тыс. тонн – в Республику Корея.
[4] При 80 рублях за доллар США и ниже она будет нулевой.
[5] Учредители – А.Ро, А.Гутников, А.Милованов.
[6] Учредитель – Д.Фукалова.
[7] Поскольку компания является резидентом СПВ, данная территория будет исключена из границ ТОР «Большой Камень».