В Республике Бурятия презентовали два новых туристических маршрута, вошедших в федеральный проект «Тропы Дальнего Востока». Объекты осмотрел статс-секретарь – заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский в ходе рабочей поездки в регион.
Как сообщили в Минвостокразвития, оба маршрута уже получили государственное финансирование. Всего в 2025 году на создание 124 км новых троп на Дальнем Востоке по Единой Президентской субсидии выделено 1,7 млрд рублей.
Антон Басанский отметил, что развитие туристической инфраструктуры улучшает качество жизни местных жителей, повышает привлекательность территорий для туристов и способствует притоку инвестиций. Он подчеркнул, что рядом с тропами появляются объекты размещения, кафе, зоны отдыха, а предприниматели разрабатывают цифровые приложения для построения маршрутов. Особую оценку, по его словам, заслуживает команда бурятских специалистов, работающих над строительством троп.
Одним из представленных объектов стала тропа «Ставка Чингисхана» в Иволгинском районе. Ее протяженность составит 4,5 км, завершить маршрут планируется в 2026 году. Вдоль маршрута установят 12 бронзовых скульптур известного художника Даши Намдакова, олицетворяющих символы Восточного календаря. Тропа проходит через плато Тапхар, которое, по преданию, связано с военной историей Чингисхана и считается сакральным местом с живописным видом на Иволгинскую долину.
Второй маршрут — «Тропа здоровья» — создается в черте Улан-Удэ, в районе Верхней Березовки. Её протяженность составит 20,9 км, что делает её самой длинной экотропой на Дальнем Востоке. Открытие планируется до конца текущего года.
Маршрут условно поделен на пять участков: от лыжной базы «Снежинка» по «Чайному пути», к видовым местам по «Тропе к местам силы», по настилу для маломобильных групп от Этнографического музея, к «Источнику молодости» от Центра восточной медицины и к «Горе Орлиная» от одноименного горнолыжного комплекса. Все участки объединены в кольцевую систему с инфраструктурой для отдыха, навигации и интерактивного взаимодействия с туристами.
Инициативы по развитию экотроп в Дальневосточном федеральном округе были поддержаны в 2024 году на заседании Президиума Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития ДФО под председательством Юрия Трутнева. Тогда на рассмотрение было подано около 60 предложений от регионов.
К 2030 году дефицит природного газа для потребителей Дальнего Востока может составить 11 млрд куб. м. От обеспечения спроса на энергоноситель зависит ход реализации многих инвестпроектов в макрорегионе. В частности, непростая ситуация складывается в Хабаровском крае, 20 лет назад подписавшим соглашение о поставках газа, добываемого в рамках проекта «Сахалин-1». Много неясного и в снабжении газом Благовещенской ТЭЦ в Амурской области.
Сделка о продаже природного газа в Хабаровский край была заключена в 2005 году с оператором шельфового проекта «Сахалин-1» Exxon Neftegas. Срок действия соглашения был рассчитан на 20 лет. После того, как Exxon Neftegas вышел из проекта в 2022 году, контрагентом региона по данному контракту выступила «Роснефть». В свою очередь глава государства дал поручение проработать вопрос об определении поставщика энергоносителя после октября 2025 года, когда завершается срок соглашения по «Сахалину-1».
Наиболее возможным вариантом стала пролонгация контракта. «В августе 2024 года «Роснефть» доложила президенту РФ о возможности поставки газа в объеме 3 млрд куб. м на горизонте 2025-2028 годов. По информации от коллег из «Роснефти» – это предел, в данном случае по их возможностям», – рассказал министр энергетики Хабаровского края Герман Тютюков.
Как сообщил Сергей Иртов, генеральный директор АО «Дальневосточная генерирующая компания» (ДГК является крупнейшим потребителем сахалинского газа: в рамках контракта с «Роснефтью» в 2024 году энергетиками использовано 2,7 млрд куб. м), дополнительное соглашение по «Сахалину-1» заключается на три года. Однако в нем определен сниженный для энергокомпании объем – на уровне 2,16 млрд куб. м.
В «Роснефти» заявляют, что решение продлить газовый контракт повлияет на объем извлечения из шельфа нефтяного сырья.
«В рамках проекта «Сахалин-1» мы добываем попутный нефтяной газ, и этот газ с самого начала предполагалось после 2025 года закачивать в пласт. Это необходимо, чтобы поддерживать пластовое давление. Поскольку по мере разработки месторождения давление падало и для того, чтобы добывать нефть, нужно закачивать этот газ», – пояснил директор департамента планирования, управления эффективностью и развития газового бизнеса НК «Роснефть» Олег Иванов.
Из-за того, что газ приходится направлять не в пласт, а в трубу, компания будет нести потери из-за снижения добычи нефти относительно того, что планировалось раньше. Но тем не менее выбора не было, поскольку приоритет – это российские потребители, объясняет Олег Иванов.
Помимо «Роснефти», Хабаровский край ведет консультации по ресурсной базе с «Газпромом». Эта компания добывает газ на Киринском месторождении (входит в проект «Сахалин-3»), который поступает в газотранспортную систему Сахалин – Хабаровск – Владивосток. Впрочем, какого-либо подтверждения по перспективным объемам продаж от компании не получено, уточнил глава краевого министерства энергетики. Неизвестно и кто после 2028 года выступит для региона гарантирующим поставщиком газа.
Между тем Хабаровский край нуждается в увеличении поставок энергоносителя. К сведению, по итогам 2025 года потребление газа в регионе может составить не менее 3,6 млрд куб. м, проинформировал Герман Тютюков.
Во-первых, продолжается процесс газификации объектов ДГК. В этом году на Хабаровской ТЭЦ-2 будет установлено газовое оборудование на резервный котел (в следующем намечен ввод его в эксплуатацию). Завершается газификация пятого по счету котла Николаевской ТЭЦ и планируется закончить реконструкцию и перевод на газ энергоблока №2 Хабаровской ТЭЦ-3 (при этом ресурс, на котором он заработает, еще не определен, скорее всего, выработка энергии будет происходить больше в угольном режиме). На смену Хабаровской ТЭЦ-1 строится ТЭЦ-4, рассчитанная только на использование газового топлива. Станции потребуется 1,2 млрд куб. м газа ежегодно, проинформировал Сергей Иртов.
Есть и другие потребители. В крае, рассказал министр энергетики, заключено порядка 15 тыс. договоров догазификации, из которых пока что реализовано не более 2 тыс. Ежемесячно поступает до 100 и больше заявок от населения на подключение к газу.
«Я считаю, что ситуация уже достаточно кризисная, учитывая, что практически все электростанции Хабаровского края работают на газе либо полностью, либо частично», –подчеркнул руководитель регионального министерства.
Перейти на уголь по станциям, которые ранее переведены на газ, добавил он, не представляется возможным, поскольку где-то ликвидированы золоотвалы, произведена рекультивация территории и т.д.
«Доля газа в топливно-энергетическом балансе Хабаровского края всегда была выше. Ее изменение в меньшую сторону создаст более серьезный коллапс по отношению к другим станциям», – предупреждает гендиректор ДГК.
К тому же развивать угольную генерацию на Дальнем Востоке сегодня затрудняют провозные способности железнодорожной инфраструктуры. «С точки зрения дальнепривозных углей…все наслышаны, и достаточно сложная ситуация с загрузкой Восточного полигона РЖД. Идут серьезные поставки грузов, не только угольной продукции, но и всех остальных», – констатирует Герман Тютюков.
Ситуация ведет к тому, что создаются серьезные препятствия в экономическом развитии края. По мнению министра, усилия, которые прикладывают краевые власти в деле привлечения инвесторов, по сути, нивелируются тем, что нет ясности с дополнительным ресурсом газа.
«Группа «Газпром» из-за запертых (вследствие неясности с дополнительным ресурсом – Прим. ред.) практически всех в регионе ГРС [газораспределительных станций] не выдает даже технические условия на проектирование перспективным потребителям. То есть по законодательству они действуют правильно, но консенсус о выдаче ТУ на сегодняшний день не найден», – посетовал он.
О том, что возникнет проблема с Хабаровским краем по продажам газа от «Сахалина-1», было известно давно, говорит Олег Иванов. По его словам, «Газпрому» были выделены необходимые ресурсы, чтобы ее решать. «Тем не менее мы пришли к 2025 году с ситуацией, когда газа не было. Мы приняли для себя сложное решение вместо закачки газа в пласт продолжить эту поставку», – сказал менеджер «Роснефти».
Как заверил начальник управления ПАО «Газпром» Андрей Чебаненко, компания планирует в IV квартале 2025 года обеспечить поставку газа в объемах, недостающих для газоснабжения коммунального хозяйства и населения, в том числе некоторых крупных предприятий. «Также у нас есть согласованные объемы в 2026 и 2027 годах для газоснабжения тех же самых категорий потребителей (население и комбыт у нас в приоритете) в объемах, которые остаются неудовлетворенными при объеме поставок «Роснефти» в указанные 3 млрд куб. м», – сообщил представитель госкомпании.
В целом, добавил Андрей Чебаненко, потребность края в энергоносителе сформирована на период по 2035 год, в том числе с учетом доли поставок газа «Роснефтью». Конкретных объемов он не привел, уточнив, что вопрос заключения долгосрочных договоров в проработке.
С вводом в строй Хабаровской ТЭЦ-4 ежегодные потребности края по всем потребителям суммарно возрастут до 4,7 млрд куб. м, оценивают в ДГК.
В 2025-2026 годах регион не должен испытывать дефицит газа, в свою очередь заявил глава департамента развития газовой отрасли Минэнерго РФ Артем Верхов, но его нехватка может возникнуть в 2027-м. Скорее всего, она будет временной, поскольку в том же году должны достроить газопровод-перемычку, соединяющую газотранспортные системы «Силы Сибири» и «Сахалин – Хабаровск – Владивосток».
Для обеспечения недостающих объемов, в том числе в свете появления новых потребителей газа, как, например, Хабаровская ТЭЦ-4, рассматривается возможность доставки краю голубого топлива с проекта «Сахалин-2», доля которого отходит государству по роялти (этот объем на сегодня составляет 1,2 млрд куб. м в год). Правда, данный вопрос необходимо согласовать с Минфином России, оговорился Артем Верхов.
В любом случае, обратил он внимание, Министерство энергетики РФ намерено адресно подходить к потребителям газа в Хабаровском крае, определяя приоритет в обеспечении топливом по ряду критериев.
В свете грядущей газификации с неопределенностью столкнулась соседняя Амурская область. EastRussia писала о том, что в регионе снижается добыча местного бурого угля – основного источника энергии для Благовещенской ТЭЦ. Несмотря на прирост производства на Ерковецком разрезе, истощается ресурс на Северо-Восточном. Дефицит топлива вынужденно покрывается за счет поставок угольной продукции из Красноярского края, которая по своим характеристикам не подходит для ТЭЦ. Этот уголь обладает абразивностью и высокой теплоотдачей, что ускоряет износ оборудования и ставит под угрозу прохождение отопительного сезона, обеспокоен губернатор Амурской области Василий Орлов.
Как решение – перевод ТЭЦ на газ от трубопровода «Сила Сибири». Максимальное потребление станции оценивается в 990 млн куб. м в год. Как подсчитали в Минэнерго РФ, это потребует строительства 63 км лупингов (участков газопровода) от «Силы Сибири» стоимостью более 24 млрд руб. Еще 12,9 млрд руб. необходимо на реконструкцию котлоагрегатов Благовещенской ТЭЦ.
В министерстве считают наиболее дешевым вариантом дальнейшее наращивание добычи на Ерковецком разрезе угля. На эти цели понадобится 14,3 млрд руб. С Минэнерго солидарны в «Газпроме», где отмечают, что дополнительного газового ресурса для областной ТЭЦ нет. Программа газификации Амурской области разработана в 2020 году и актуализирована в 2022-м. Тогда регион заявлял иные потребности, новые объемы для Благовещенской ТЭЦ в газопроводе не учтены, заявляют в монополии.
«Если «Газпром» отказал в доступе, мы можем повторно, конечно, рассмотреть, но есть определенные требования к компонентному составу газа, и в том числе у нас есть ограничения инфраструктурные. То есть магистральный трубопровод «Сила Сибири» рассчитывался под транспортировку объемов газа, которые заявлялись в определенный момент», – обратил внимание замначальника департамента ПАО «Газпром» Олег Мелехин.
Заявление оппонентов власти Приамурья считают неконструктивным. По словам Василия Орлова, через «Силу Сибири» уже в сутки прокачиваются 100 млн куб. м газа, тогда как регион предлагает газифицировать Благовещенскую ТЭЦ частично (уголь с Ерковецкого разреза станция продолжит использовать). Речь идет о гораздо меньшем объеме – 400 млн куб. м в год.
Ситуация с газификацией Дальнего Востока парадоксальная, считает сенатор от Хабаровского края Виктор Калашников. С одной стороны запасов природного газа много, с другой, чтобы закрыть потенциальный спрос в регионах, его нет.
О том, что инвесторы испытывают трудности с подключением к сетям газоснабжения и выдачей технических условий, подтверждает управляющий директор по развитию проектов нефти и газа Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Анастасия Набатчикова.
Суммарная потребность в энергоносителе резидентов преференциальных режимов в ДФО и арктической зоне (это ориентировочно 218 объектов) – 10,2 млрд куб. м к 2030 году. В целом по Дальнему Востоку потребление газа через пять лет может возрасти с нынешних 26 млрд куб. до 60 млрд куб. м. К этому времени, по оценке КРДВ, в макрорегионе прогнозируется значительный дефицит энергоносителя в объеме 11 млрд куб. м.
Уровень газификации Дальнего Востока в настоящее время составляет 28%, тогда как среднероссийский показатель – 75%. Во многих районах отсутствует развитая газовая инфраструктура, что затрудняет транспортировку и распределение газа до конечных потребителей, ограничивает доступ к ресурсу предприятиям, констатирует Анастасия Набатчикова.
В КРДВ предлагают совместно с «Газпромом», Минэнерго РФ, Минвостокразвития сформировать единый план действий. «Понимая, что ПАО «Газпром» все-таки мыслит пятилетиями и закладывает в свою программу и инвестиции, и газ на будущее, чтобы не упустить это время, нужно посмотреть на перспективу [топливно-энергетический] баланс до 2035 года для коммерческих целей будущих резидентов префрежимов и соответственно для инвестиционных проектов», – резюмирует представитель корпорации.
Изношенная дизельная и угольная генерация, высокие тарифы, нередкие перебои с поставками топлива – в таких реалиях существует энергетика с изолированной инфраструктурой на отдаленных территориях Дальнего Востока. Впрочем, за последние годы зарекомендовало себя такое решение по модернизации объектов энергоснабжения, как энергосервисные контракты. Однако сегодня они нуждаются в донастройке, в том числе с учетом жесткой денежно-кредитной политики государства.
Изолированные энергозоны присутствуют в 17 регионах Дальнего Востока и Арктики, где электроснабжение в основном осуществляется локальными дизельными электростанциями совокупной мощностью примерно 900 МВт. Износ их оборудования в среднем превышает 60%, что влечет высокие энергопотери, низкую надежность работы.
Несмотря на имеющийся опыт отдельных территорий, где уже происходит замещение устаревшей дизельной, мазутной и угольной генерации на основе современных решений в виде автономных гибридных энергетических комплексов (АГЭК) с использованием возобновляемых источников энергии, в целом по Крайнему Северу обновление энергетической инфраструктуры идет крайне медленными темпами, что связано с административными, технологическими и финансовыми трудностями, подчеркнул зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков (сенатор от Магаданской области).
Наиболее сложная ситуация складывается в населенных пунктах, где отсутствуют опорные промышленные потребители, отметил заместитель гендиректора Российского энергетического агентства Сергей Романов. В контексте распределения затрат на модернизацию объектов генерации эти факторы существенно затрудняют экономическое развитие, создают дополнительную нагрузку на местные бюджеты и население.
Техническое перевооружение объектов энергетики в труднодоступных районах невозможно производить за счет тарифных решений, говорит первый заместитель гендиректора ПАО «Русгидро» Роман Бердников. В настоящее время средневзвешенный экономически обоснованный тариф для данных зон и так составляет внушительную сумму – 65 руб. за 1 кВт/ч.
Инвестпрограмма холдинга (на компанию возложена модернизация неэффективных дизельных электростанций в изолированных районах Дальнего Востока) ограничена, поэтому жизнеспособным сценарием стало обновление инфраструктуры в рамках энергосервисных контрактов. С частной компанией заключается договор, по которому она обязуется внедрить мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности на объекте заказчика («Русгидро»). Последний же оплачивает эти услуги, оптимизируя топливные затраты.
Иными словами, инвестор строит дизельную электростанцию, блок ВИЭ, накопитель энергии, а после запуска объекта ему возвращаются деньги за счет сохранения в тарифе экономии расходов на топливо. Как правило, срок действия подобного договора рассчитан на 10-15 лет.
Начиная с 2021 года по энергосервисным контрактам обновлены электростанции в 12 населенных пунктах (всего по I этапу программы «Русгидро» планируется охватить 80 поселков в Якутии и Камчатке). К настоящему моменту сэкономлено 3,6 тыс. т дизтоплива на 260 млн руб., сообщил Роман Бердников. За счет современного оборудования и технологий возможно экономить до 50% топливных ресурсов, заявил он. «Только для одной Якутии мы закупаем дизельного топлива сейчас на 6 млрд руб. в год», – уточнил менеджер.
Стоит сказать, в республике запланировано создание завода по производству оборудования для АГЭК. «Рынок сбыта обеспечит «Русгидро», а мы на территории Якутска начнем производить такого типа комплексы. Таких комплексов планируем выпускать 10-15 в год, но это исключительно, основываясь на тех объемах, которые сейчас видим, по которым мы заключили [контракт] с «Русгидро», – уточнил генеральный директор ООО «Группа ЭНЭЛТ» Алексей Кремер.
В рамках энергосервисных контрактов предлагается также запустить модернизацию объектов теплоснабжения.
«Наверное, в идеале было бы хорошо, когда мы смогли найти единый источник электрики и тепла. Скажем, мини-ТЭЦ. Но пока технических решений ни у нас, ни в мире не знаем. Есть опытные образцы, которые к эффективности не имеют отношения», – рассказал Роман Бердников.
Президент Ассоциации малой энергетики Максим Загорнов соглашается, что для изолированных районов важна не только качественная электроэнергия, но и тепло. Причем тепловой энергии требуется, как правило, в три-четыре раза больше, чем электричества. Технологии применения ВИЭ сами по себе не дают тепла, отмечает эксперт, поэтому придется опираться на полезные ископаемые, для чего по возможности следует максимально задействовать местное сырье, дополняя их энергией солнца и ветра.
Использование объектов для комплексного производства электрической и тепловой энергии, как минимум, эффективнее на 30-35%, оценивает руководитель Центра интеллектуальных электроэнергетических систем Института энергетических исследований РАН Павел Илюшин. При этом, утверждает он, в стране есть немало технических решений по комбинированной выработке электричества и тепла, которые вполне применимы для труднодоступных территорий.
Чтобы понять плюсы-минусы, группа «ЭНЭЛТ» запускает пилотный проект в Томской области, отчасти основываясь на решениях, которые были применены в Якутии.
«Средняя экономия по этому объекту получается 40%, что примерно на 10-12% выше стандартных решений, которые мы используем с «Русгидро», – проинформировал Алексей Кремер.
Планы техперевооружения локальной энергетики, обратил внимание Павел Илюшин, нужно сверять с регионами, которые обратились к программе повышения класса энергоэффективности зданий.
«Мы сейчас будем проектировать энергетические комплексы на существующее потребление тепло-, электроэнергии. При этом параллельно реализуются проекты повышения энергоэффективности зданий, сооружений. Потребление электрической, тепловой энергии уменьшится, а мы построим избыточный энергокомплекс, который будет незагруженный. Соответственно инвестиции будут окупаться в гораздо длительной перспективе», – подчеркнул он.
Безусловно, от возврата вложений зависит, как будут развиваться темпы перевооружения объектов локальной энергетики. Небольшие электростанции в ряде случаев убыточны, не всегда их можно окупить даже по энергосервисным контрактам.
«Самые маленькие станции стоят 120 млн руб., а возвращают 90 млн за 15 лет. Они планово-убыточные. Есть донорская большая станция, которая генерит доходность и есть две, которые дают убыток», – рассказал гендиректор ООО «Арктик Пауэр Кэпитал» Владимир Тощенко.
Нынешние механизмы отдачи инвестиций несовершенны, полагают другие участники рынка. К примеру, строительство гибридного энергокомплекса на острове Парамушир предварительно обойдется в 700 млн руб., подсчитал гендиректор ООО «Альтрэн» Дмитрий Степанов. Экономия на топливе за 20 лет работы АГЭК оценивается порядка 4 млрд руб. На первый взгляд получается хорошая сумма, но инвестор заходит на местный рынок лишь на 10 лет, и та нормативная база, которая существует, не позволяет вернуть инвестиции с какой-либо заметной прибылью, отмечает предприниматель.
При модернизации необходимо искать дополнительные меры поддержки, например, федеральные субсидии на компенсацию процентной ставки. Однако бюджетной помощи в рамках программы «Русгидро» по модернизации неэффективных дизельных электростанций на сегодня нет, признает Роман Бердников, хотя ключевая ставка в 20% годовых является существенным барьером для привлечения инвесторов.
По словам Владимира Тощенко, компании удалось получить льготный кредит под 2% годовых по постановлению правительства РФ № 2186 от 2020 года (регулирует предоставление субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным резидентам арктической зоны). Но данная программа работает не в полной мере.
«Те меры поддержки, которые есть, помогают улучшить экономику бизнеса на 1-2% IRR (внутренняя норма доходности). Этого недостаточно», – подчеркнул гендиректор «Арктик Пауэр Кэпитал».
Представители отраслевого сообщества предлагают создать отдельный фонд развития распределенной генерации по аналогии с Фондом развития промышленности, который помогает предоставлять льготные займы в районе 1-5%. Сам ФРП к подобным проектам интереса не проявлял, говорит руководитель направления по энергетике и ЖКХ Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Максим Губанов.
«Тем не менее есть другие фонды – в частности, Фонд развития территорий, Дом.РФ, ВЭБ.РФ, другие институты развития, для которых эти объекты наиболее подходят. Собственно наша задача вместе с регионами обосновать [проекты] и привлечь дальнейшее финансирование», – резюмировал представитель КРДВ.
Дальний Восток хоть и максимально отдален от центральной части России, но с точки зрения логистики является важным транспортным узлом. И дело не только в соседстве со странами Азии. Именно здесь встречаются морские, воздушные, железнодорожные и автомобильные потоки, в том числе внутрироссийские и импортно-экспортные. Поэтому модернизация транспортной инфраструктуры в регионе отражается на всей отрасли. О том, какие изменения происходят на Дальнем Востоке сейчас рассказал Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии».
Говоря про логистику в целом, и про портовую инфраструктуру в частности, хотелось бы отметить снижение цены фрахта в порту Владивостока, что привело к увеличению импорта в страну через Дальневосточный федеральный округ. Ранее иногда дешевле было отправить груз через Санкт-Петербург, оплатить доставку, а потом везти по автодорогам через всю страну. Что касается автоматизации, то оборудование и часть работ в портах региона активно модернизируют, например, процесс пропуска на территорию порта.
Кроме того, развивается и пограничная инфраструктура. Так, в 2025 году на российской части острова Большой Уссурийский (его площадь 254 кв. км, делится между Китаем и Россией) началось строительство подъездной дороги к будущему пункту пропуска.
Китайская часть частично освоена, почти достроен пункт досмотра, парк, экспозиции и зоопарк. Согласно открытым источникам на острове планируется строительство грузопассажирского пункта пропуска, подъездной дороги, конгрессно-выставочного центра, туристско-рекреационной инфраструктуры и международного парка Дружбы народов. Первоочередной задачей является создание погранперехода, проектирование которого должно начаться в этом году, а завершение строительства планируется на 2026 год.
Расчетная пропускная способность будущего российского погранперехода — порядка 1,5 млн человек, 90 тыс. грузовиков (порядка 250 в сутки), 36 тыс. легковых автомобилей и 18 тыс. других транспортных средств в год. Ежегодный грузооборот пункта пропуска оценивается в 1,3 млн тонн. После открытия погранперехода остров станет точкой притяжения бизнеса. Это сделает его интересным и для логистических компаний.
Несмотря на то, что на Дальнем Востоке логистика развивается, есть «островные», с точки зрения отрасли территории с большим потенциалом. Например, это Чукотка, Магаданская область, некоторые районы Камчатского края, кроме того, Еврейская автономия и Советская гавань. В то же время, огромный потенциал макрорегиона связан не только с территориальной близостью Китая – самого крупного производителя товаров, но и с развитием российских дальневосточных регионов. Например, Магаданская область – один из центров отечественной золотодобычи. В целом Дальний Восток, где проживает около 8 млн человек, сам по себе является крупным регионом потребления.
Мы видим, что в структуре спроса перевозок на Дальний Восток лидируют строительные материалы, мебель, оборудование российского производства, продукты и ТНП, произведенные в России. Чаще всего наши клиенты – это предприятия строительной, горнодобывающей, промысловой отраслей и снабжающие компании: металлообработка, энергетический комплекс, медтехника.
Что касается развития логистических смех внутри компании в регионе, за последний год мы оптимизировали несколько маршрутов. Теперь доставляем грузы в отдаленные подразделения: Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Магадан. В два раза расширены складские площади в Комсомольске-на-Амуре, освоен маршрут Хабаровск – Николаевск-на-Амуре, увеличено количество круговых рейсов Хабаровск – Владивосток. Оптимизирована отправка Хабаровск – Москва через Новосибирск.
Развитие логистической инфраструктуры на Дальнем Востоке, безусловно, продолжится. Большие перспективы связаны с расширением мощностей Восточного полигона РЖД, модернизацией существующей дорожной сети и строительством новых магистралей, а также увеличением присутствия крупных логистических компаний.
19–20 мая 2025 в Хабаровске прошел первый Российско-Китайский форум. Представители бизнеса и власти обсудили перспективы совместного освоения Большого Уссурийского острова и развитие трансграничного сотрудничества.
Справка
Общая площадь Большого Уссурийского острова составляет 254 км2, из которой на долю России приходится 174 км2. Официальное название китайской части — Хэйсяцзы дао (остров Черного медведя). Остров простирается с запада на восток на 38 км, при максимальной ширине- 10 км. В 2004 году РФ и КНР договорились о принципе «Один остров – две страны». В мае 2024 года президент России Владимир Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин подписали Единую концепцию освоения территории.
Старт работ
С конца марта 2025 года на российской части острова Большой Уссурийский началось строительство подъездной дороги к будущему пункту пропуска. Протяженность трассы — 4,15 км. Одновременно ведутся работы по устройству насыпи под будущую пограничную инфраструктуру. Общая площадь — 30 га, высота — от 1 до 6,5 м. Это необходимо для защиты от подтопления.
Приоритет пункту пропуска
Проект строительства автомобильного грузо-пассажирского пункта пропуска включен в список приоритетных. До конца мая 2025 года планируется заключить контракт полного жизненного цикла с подрядчиком. Схемы генплана пункта пропуска уже согласованы с госорганами. Это позволит ускорить реализацию на 6 месяцев.
Расчетная пропускная способность перехода — порядка 1,5 млн человек, 90 тыс. грузовиков (порядка 250 в сутки), 36 тыс. легковых автомобилей и 18 тыс. других транспортных средств в год. Ежегодный грузооборот пункта пропуска оценивается в 1,3 млн тонн
Рекреация, бизнес, туризм
Пилотные проекты на острове будут включать рекреационные зоны, туристическую инфраструктуру и деловые кластеры. Упор — на привлечение частных инвесторов. Планируется создание парка дружбы народов, строительство клубного отеля и яхт-клуба.
На острове появится технопарк площадью 4,2 га. В нем разместятся лаборатории, офисы, коворкинги и производственные площадки. Для запуска проекта будет реконструирован военный городок.
Экологический приоритет
Развитие острова ориентировано на «зеленую повестку». Планируется строительство солнечных и ветряных электростанций, а также резервной линии питания с материка.
Что делается на китайской стороне
На китайской части острова (о. Хэйсяцзыдао) строительные работы для пункта пропуска начались еще в октябре 2024 года. Бюджет КНР превышает российский проект на 2 млрд руб. Ранее на острове соседи уже построили пагоду высотой 81 метр, там создан парк водно-болотистых угодий, который уже принял тысячи посетителей, есть зоопарк с медведями и экспозиция на базе остатков советской пограничной инфраструктуры.
Участие в форуме приняли более трех тысяч человек. Среди них – представители власти, бизнеса, общественных и молодежных организаций. В том числе более 600 участников из Китая. В программу форума вошло более 30 тематических площадок, культурных и спортивных мероприятий.
Подписано 34 соглашения, из них 25 – с представителями иностранных компаний. Общая сумма - более 100 млрд рублей. Среди них как соглашения по развитию острова Большого Уссурийского, так и проекты на материковой части Хабаровского края.
Организатор мероприяти — Правительство Хабаровского края при поддержке Министерства иностранных дел РФ, Министерства экономического развития России, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», ВЭБ.РФ. Оператор – Фонд Росконгресс.
Отмечаемое потепление в Арктике и на Дальнем Востоке приводит к деградации вечной мерзлоты. В свою очередь потеря несущих способностей многолетнемерзлых грунтов – серьезный риск, оказывающий влияние на безопасность объектов и экономику компаний, работающих в непростых северных условиях. В условиях климатических изменений крайне важно быть готовыми к негативным последствиям, зачастую действуя на опережение.
Как не терять почву под ногами
Вследствие глобальных изменений климата на 70% территории арктической зоны РФ несущая способность грунтов к 2050 году может снизиться на 15% и более. Активное таяние вечной мерзлоты чревато серьезными последствиями: потенциальный ущерб от деформации зданий и сооружений к этому времени оценивается порядка 10 трлн руб. (подробно об этих вызовах в материале EastRussia «Узаконивая мерзлоту»).
Под угрозой находятся объекты транспортной инфраструктуры, а также топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, новые объекты, возводимые в том числе в рамках национальных проектов, требуют дополнительных мер по сохранности вечномерзлых грунтов. Например, на Ямале происходили случаи, когда построенный многоквартирный дом уже через несколько лет давал трещины и признавался аварийным.
Конечно, важно упреждать риски, поэтому не обойтись без эмпирической базы. Напомним, летом 2024 года постановлением правительства РФ запущен государственный мониторинг состояния многолетней мерзлоты. Документом предусмотрено проведение долгосрочных наблюдений за процессами, происходящими в грунтах, а также анализа, оценки и прогнозирования их состояния.
В основе системы – фоновый мониторинг в районах многолетней мерзлоты, организация которого возложена на Росгидромет. На сегодняшний момент под эгидой ведомства действуют 78 пунктов наблюдения в 12 российских регионах. «В данном случае измеряем два параметра: глубину промерзания и температуру как таковую», – рассказала и.о. начальника управления в области метеорологии и климатических изменений Минприроды РФ Наталья Соловьева.
В декабре 2024 года в опытную эксплуатацию введена информационная система, которая занимается хранением и обработкой данных о состоянии вечной мерзлоты. Со следующего года, после окончательной ее настройки, она будет открыта для всех пользователей.
Между тем одних возможностей Росгидромета мало. Во-первых, фоновый мониторинг осуществляется в тех местах, где нет явной антропогенной нагрузки. Кроме того, сегодня сказывается дефицит бюджетных средств. По словам Натальи Соловьевой, в этом году предполагалось почти вдвое увеличить число пунктов наблюдения, но пока не определен источник финансирования.
Плотность исследовательской базы недостаточна, вторят эксперты. Фактически вся Аляска в термометрических скважинах, тогда как в России они встречаются эпизодически, обращает внимание руководитель проектов по разработке цифровых продуктов направления «Цифровая трансформация и устойчивое развитие» ФАНУ «Востокгосплан» Сергей Долгачев.
Для максимально объективной картины в регионах предлагают распространять результаты геотехнического мониторинга, который проводят компании, работающие в районах Севера. Соответствующую инициативу, в частности, выдвигал парламент Якутии. Как поясняли в Госсобрании республики (Ил Тумэн), предложение обусловлено тем, что для получения полной информации о вечномерзлых грунтах необходимо учитывать их состояние при эксплуатации различных инженерных сооружений.
За счет получаемых от разных источников сведений возможно разрабатывать адаптивные модели, которые на основе математических алгоритмов и больших данных помогут прогнозировать дальнейшие изменения мерзлоты. Все это позволит обеспечить надежность действующих сооружений и заложить нужные решения в будущем.
Что касается самих объектов эксплуатации, то они должны делиться на несколько категорий, считает Сергей Долгачев: тем, которым, вероятно, уже помочь нельзя, которые находятся в пограничном состоянии и для них следует искать методы термостабилизации, и которые еще не требует мер реагирования, но нуждаются в мониторинге.
Сами эксплуатационники с вызовами вечной мерзлоты сталкиваются не одно десятилетие, и имеют определенный опыт как в области наблюдений, так и практического решения проблем. Например, на БАМе вызванные криогенными изменениями деформации земляного полотна негативно влияют на скорость поездов, пропускную и провозную способность, создают помехи для безопасности движения. Приходится быть во всеоружии, чтобы не допустить нештатных случаев. Силами дистанций пути осуществляется визуальный осмотр рельсовой колеи, организованы поездки путеизмерительных вагонов, собственные исследования проводит Тындинская мерзлотная станция РЖД.
В рамках программы модернизации Восточного полигона еще на этапе проектирования закладываются дополнительные мероприятия. Так, при укладке железнодорожного пути на откосах возводится из фракционного камня т.н. охлаждающая наброска, которая должна способствовать сохранению вечной мерзлоты в основании насыпи, предотвращать оттаивание грунта и тем самым стабилизировать земполотно под рельсами.
Сохранение неизменной температуры пород – одно из основных условий для обеспечения устойчивости грунтов, надежности и долговечности воздвигнутых на них сооружений, соглашаются в «Газпром нефти». В настоящее время используются системы термостабилизации, теплозащитные конструкции для скважин и другие методы.
В 2024 году компания открыла центр обустройства и эксплуатации месторождений в криолитозоне (верхняя часть земной коры с отрицательными среднегодовыми температурами), который систематизирует современные подходы к проектированию, строительству и содержанию промышленных объектов на Крайнем Севере. За грунтами под строениями и установками, инженерными системами и скважинами ведется регулярное наблюдение. Этот контроль начинается на этапе строительства и продолжается при эксплуатации инфраструктуры, ранее отмечал генеральный директор «Газпромнефть-Развития» Владимир Крупеников.
О консолидации данных фонового мониторинга с геотехническим говорится часто, но как это можно интегрировать, вопрос дискуссионный. «Каждое здание обеспечить геотехническим мониторингом не реально и экономически не целесообразно. С другой стороны, нам нужны объективные данные по территориям, – говорит замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Сергей Музыченко. – Как это сделать, просто взять данные коммерческих компаний, которые есть, а кто будет отвечать за верификацию этих данных? Мы должны понимать, что те сведения, которые передает любая, будь то государственная либо коммерческая структура, верифицированы. Чтобы, заложив в прогноз, который на многие годы ляжет в картографирование для строителей, муниципалитетов, развивающих свою территорию, это были объективные данные».
При этом алгоритмов сбора сведений от разных участников наблюдений за мерзлотой на сегодня нет, констатирует замглавы Минстроя, хотя в Минприроды заявляют о готовности разработать порядок информационного взаимодействия. «Росгидромет готов рассмотреть вопрос интеграции дополнительных данных о температуре, глубине промерзания грунтов, собираемых в районах геотехнического мониторинга, в информационную систему фонового мониторинга. Но должно быть единство параметров измерений», – подчеркнула Наталья Соловьева.
Еще один чувствительный момент – в каком объеме компании готовы предоставлять данные для единой системы информирования. Как рассказала Мария Атамас, замдиректора департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО (автономный округ на сегодняшний день является достаточно продвинутым российским регионом, где осуществляется подобного рода взаимодействие местной администрации с бизнесом), представители ТЭК не стремятся широко обнародовать результаты своих наблюдений.
«Потому что они расположены по большей части в антропогенно нарушенной среде, и для нашей системы это имеет мало ценности, а плюс они еще находятся в другой системе координат с целью соблюдения промышленной безопасности объектов. И ключевой вопрос – [все данные] не могут быть выложены в публичную плоскость, поэтому компании очень осторожно относятся к такому сотрудничеству», – объяснила чиновник.
Тем не менее экспертное сообщество выступает за появление единой системы геотехнического мониторинга вечномерзлых грунтов. Наличие у компаний собственных данных о мерзлоте – своего рода конкурентное преимущество бизнеса, работающего в сложных климатических условиях, отмечает Сергей Долгачев. Это следует понимать, мотивируя их на подобное сотрудничество.
В этом плане возможно наладить работу на основе государственно-частного партнерства с госкомпаниями, чьи объекты расположены в зоне вечной мерзлоты, говорит председатель правления фонда «Ресурсный центр Арктики» Олег Волков. Кроме того, есть IT-разработчики, которые обещают создать соответствующее платформенное решение. С потенциальными участниками проекта, в том числе с РЖД и «Газпромом», прорабатываются вопросы безопасности относительно предоставления данных.
«Секретность информации, которую имеют госкорпорации, очень преувеличена. Пусть они держат информацию, какую хотят, мы на нее не претендуем. Наши системы геотехнического мониторинга должны принимать данные, являющиеся критически важными для инфраструктуры. Если создаем ядро, то правила игры должны быть понятны всем и госкомпаниям тоже», – убежден директор учебно-консультационного центра ГО и ЧС «Базис» Олег Волков.
Характер взаимоотношений по обмену данными мониторинга предполагается отразить в новом федеральном законе «О многолетней (вечной) мерзлоте». Пока что прорабатывается его концепция, с которой начинают знакомиться профильные ведомства.
По словам Сергея Долгачева, работа над законопроектом идет не столь быстро. Прежде казалось, что можно взять за основу соответствующие законы таких регионов, как Якутия и ЯНАО, но анализ показал, что работают они не очень хорошо. Кроме того, существует немалое число СНиПов и ГОСТов, определяющих условия для строительства и эксплуатации зданий, что требует логической увязки. «Здесь, наверное, нужно более системную работу дальше проводить», – резюмировал представитель ФАНУ «Востокгосплан».
Сегодня необходимо определить федеральный орган исполнительной власти, который возьмет на себя активную роль по разработке закона о мерзлоте и единой системы геотехнического мониторинга, полагает председатель правления фонда «Ресурсный центр Арктики». «Мы получили письма от Минстроя, Минприроды и Минвостокразвития, что все готовы участвовать в создании, но никто из данных ФОИВов на себя ведущую функцию не готов взять. Все говорят, это не наше, но мы готовы участвовать», – заявил Олег Волков.
После более чем десяти лет переговоров Россия и КНДР приступили к строительству автомобильного моста через реку Туманная. Безусловно, проект несёт как экономические, так и политические выгоды для обеих сторон. Однако не станет ли он каплей дегтя в отношениях с Китаем, который уже более полтора века стремиться получить выход в Японское море по той самой реке Туманной?
30 апреля 2025 года главы правительств России и КНДР объявили о старте строительства первого в истории двусторонних отношений автомобильного моста через реку Туманная. В настоящее время между странами существует лишь железнодорожное сообщение, которое осуществляется через единственный российско-северокорейский пункт пропуска Хасан–Туманган.
Предыдущие попытки создать трансграничную автомобильную переправу завершались, хоть и вполне конструктивными, но лишь обсуждениями. Разговоры о необходимости организации автомобильного движения шли ещё со времен СССР. Однако на всеобщее обсуждение данный проект был вынесен лишь летом 2014 года, после встречи занимавшего на тот момент пост губернатора Приморского края Владимира Миклушевского с министром внешней торговли Северной Кореи Ли Рён Намом.
В 2019 году главы РФ и КНДР договорились о создании автомобильного моста через реку Туманную, после чего Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики начало проработку проекта. Казалось, что начало строительства не заставит себя долго ждать: стороны согласовали параметры и технические регламенты моста, распределили обязательства. Однако работы так и не начались — отчасти из-за пандемии, отчасти из-за санкций, отчасти из-за отвлечения внимания Москвы и Пхеньяна на более срочные задачи. Сейчас, в мае 2025 года, когда стороны все же приступили к работам, важно взглянуть на будущий мост не просто как на конструкцию из железа и бетона, а как на важный объект, влияющий на геополитику всей Северо-Восточной Азии.
До сих пор торговля между Россией и КНДР опиралась на железнодорожный «мост Дружбы», введенный в эксплуатацию ещё в 1959 году. Однако, как показывает мировая практика, железные дороги ориентированы скорее на транзитные и крупнотоннажные грузы — уголь, руду, зерно. Например, в допандемийном 2019 году 88% российского экспорта в КНДР составили минеральные продукты и сельскохозяйственной сырье. Подобная торговля и логистика связывает по большей части не приграничные регионы, а отдаленные промышленные центры.
Появление же автомобильного моста может во многом изменить парадигму российско-северокорейского экономического взаимодействия. Согласно исследованию Всемирного банка, объекты автомобильной инфраструктуры позволяют на 15-25% увеличить объемы торговли между странами за счет вовлечения приграничных регионов в межгосударственный товарооборот. Подобный эффект обусловлен гибкостью автоперевозок — местные предприниматели могут оперативно доставлять небольшие партии товаров, от фермерской продукции до стройматериалов, одежды и обуви.
В нынешних реалиях российско-северокорейского экономического взаимодействия, в отличие от второй половины 2010-х годов, строительство трансграничного моста становится все более экономически обусловленным шагом. Если в 2015-2022 гг. товарооборот между странами упал с $84,3 млн до $3,78 млн, то уже к 2023 году данный показатель вырос в девять раз, достигнув $34 млн. Более того, в 2024 году Северную Корею посетило 1,5 тыс. россиян. Хоть цифра эта совсем небольшая, а российские путешественники направляются в КНДР преимущественно самолётами, растущий интерес россиян к романтике «чучхе» налицо. Более того, при должном маркетинговом продвижении северокорейского турпродукта на российском рынке, перспективы прироста пассажиропотока из РФ в КНДР выглядят вполне реалистичными.
В результате автомобильный мост — это не просто альтернатива железной дороге или авиасообщению, а инструмент формирования новой экономической реальности. Он создает условия для «точечного» сотрудничества, где даже небольшие города Приморья смогут найти свою нишу в торговле с Северной Кореей.
Пока Россия и КНДР более десяти лет обсуждали проект моста через реку Туманную, Китай активно развивал инфраструктуру на границе с Северной Кореей. В 2018 году в пункте пропуска Цюаньхэ – Вонджонг, расположенном полусотне километров от проектируемого российско-северокорейского объекта, Пекин построил новый мост длиной 549 метров и шириной 23 метра.
В том же году Китай построил схожий мост длиной 497 метров в пункте пропуска Тумэнь-Намьян. В обоих случая мостовые переходы соединили китайский и северокорейский берега реки Туманной и по большому счету были ориентированы на ведение приграничной торговли между прилегающими районами КНР и КНДР.
Найти точные цифры о том, как данные объекты повлияли на приграничную торговлю китайских регионов с Северной Кореей довольно сложно. Все-таки с сентября 2017 года Совбез ООН ввел в отношении КНДР жесткие санкции и северокорейская торговля во многом ушла «в тень». Однако данные южнокорейского агентства содействия инвестициям и торговле (KOTRA) говорят о том, что в 2019 году общий объем китайско-северокорейской товарооборота вырос на 14% в сравнении с 2018 годом, составив $3,1 млрд. Не исключено, что весомую роль в данном росте сыграли как раз запущенные в 2018 году мосты Цюаньхэ–Вонджонг и Тумэнь-Намьян.
Строительство моста через Туманную — это не просто инфраструктурный проект, а важный политический шаг, подчеркивающий эволюцию отношений России и Северной Кореи. За последние несколько лет сотрудничество двух стран вышло на качественно новый уровень. Знаковым событием здесь стал Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, подписанный в июне 2024 года в Пхеньяне. По этому соглашению стороны обязаны оказывать друг другу «военную и иную помощь всеми имеющимися … средствами». Несмотря на воинствующий характер данной нормы, эксперты-международники сходятся во мнении, что подобные договоренности оказывают, в первую очередь, стабилизирующее влияние на регион Северо-Восточной Азии.
На фоне взлета российско-северокорейского сотрудничества мало кто вспоминает, что наш давний стратегический партнер Китай тоже имеет свои интересы на реке Туманной. Не слишком значимый по своим размерами водный объект является кратчайшим водным путем, соединяющим огромный Китай со столь важным для Пекина Японским морем. Прямой выход в море по реке Туманной дает Поднебесной удобный транспортный доступ к портам Южной Кореи и Японии, а также возможность беспрепятственных грузоперевозок между юго-восточными и северо-восточными регионами КНР. При этом 17 километров нижнего течения реки, которые как раз и отделяют северо-восток КНР от морской акватории, никоим образом Китаю не принадлежат и являются пограничным участком между РФ и КНДР. Именно на этом участке реки сегодня стоит российско-северокорейский железнодорожный «Мост Дружбы», и именно здесь Москва и Пхеньян возводят новый автомобильный мост.
Для Китая вопрос судоходства по реке Туманной является проблемой болезненной и давней. Существует она еще с 1860 года, когда Российская Империя и империя Цин подписали Пекинский договор, установивший близкую к современной линию границы между странами. Уже в 1886 году китайские дипломаты в ходе встречи с российскими коллегами поднимали вопрос «о беспрепятственном плавании судов Срединного Государства … до устья Тумень-улы … на водном пространстве реки и моря, составляющем границу с Кореей», однако их предложение было отклонено.
Впоследствии Пекин не раз инициировал данный вопрос в диалоге с Москвой, достигнув значительных подвижек лишь в 1991 году. Тогда Китаю все-таки удалось включить в соглашение о границе с СССР положение о том, что «китайские суда могут осуществлять плавание по реке Туманная … с выходом в море и обратно». В результате сегодня фактическое судоходство по реке не осуществляется лишь ввиду необходимости согласования технических вопросов.
В мае 2024 года Москва и Пекин в подписанном главами государств заявлении договорились, что стороны «совместно с Корейской Народно-Демократической Республикой продолжат конструктивный обмен мнениями по теме плавания китайских судов в нижнем течении реки Туманная». Такая формулировка вкупе с соглашением от 1991 года безусловно дает Пекину надежду получить прямой доступ к Японскому морю. Однако проблемным вопросом оставался ныне существующий железнодорожный «Мост Дружбы». В открытых источниках нет точной информации о его высоте над уровнем воды. Однако по имеющимся в сети фотографиям можно оценить примерное расстояние от полотна моста до поверхности воды в пропорции к проходящим тепловозам и железнодорожным вагонам. При таком подсчете можно сделать вывод, что высота моста составляет около 8-9 метров. Таким образом, в своем нынешнем виде он попросту блокирует возможность прохода судов значимой грузоподъемности.
Однако этот мост был возведен еще в 1959 году — задолго до подписания соглашения от 1991 года и совместного заявления от 2024 года. Более того, «Мост дружбы» является однопутным, и при значительном росте российско-северокорейской торговли мог быть заменен более современную железнодорожную переправу. Подобная ситуация демонстрировала готовность Москвы к дальнейшему диалогу по вопросу судоходства по реке Туманной. Пекин, в свою очередь, сохранял надежды, что нынешний «Мост Дружбы» может быть демонтирован с целью создания, например, разводной железнодорожной переправы.
Новый автомобильный мост, судя по опубликованным фотографиям, будет примерно той же высоты, что и нынешний железнодорожный. Чисто технически и по состоянию на сейчас это никак не изменит возможности для прохода грузовых судов. Однако строительство нового объекта на той же высоте, что и ныне «блокирующий» судоходство «Мост Дружбы» говорит о неготовности России и КНДР продолжать тот самый «конструктивный обмен мнениями по теме плавания китайских судов в нижнем течении реки Туманная».
Экономические и политические выгоды проекта неоспоримы: возводя мост Россия и КНДР не только увеличивают двусторонний товарооборот, но и создают важный символ взаимной дружбы и доверия. Однако новый мост демонстрирует неготовность РФ и КНДР взаимодействовать с Пекином по вопросу судоходства по реке Туманной. Сегодня в китайской блогосфере уже появились первые статьи, оценивающие автомобильный мост как очередной «барьер» на пути Китая к Японскому морю. Не исключено, что у официального Пекина складывается ровно такое же мнение.