Разработки месторождений сапропеля начнутся в Амурском районе Хабаровского края. Их будет вести торгово-промышленная компания «Хризантема-ДВ».
Участок для разработки «Гурское месторождения сапропеля» находится в 2,5 км по направлению на север от озера «Золотое» Амурского района. Сейчас компания ведет совместную работу с администрацией по оформлению прав на землю. Об этом EastRussia рассказали в администрации Амурского муниципального района.
«Хризантема-ДВ» (генеральный директор Александр Шаповалов) – лидер по торфодобыче в Хабаровском крае. Компания ведет основную деятельность в сфере добычи минерального сырья для химической промышленности и производства минеральных удобрений.
От выбора стратегии развития локальной энергетики зависит ход дальнейшего освоения минерально-ресурсной базы ДФО. Разработка месторождений в удаленных районах Дальнего Востока требует надежного и экономичного источника электроэнергии. Отсюда может быть продуктивен путь развития локальной генерации и инфраструктуры на основе новых энергетических технологий.
На грани рентабельности
Децентрализованное энергоснабжение присутствует в 17 регионах ДФО и Арктической зоны. Оно, в частности, питает 527 населенных пунктов с населением более 300 тыс. человек. При этом средний износ электростанций и котельных суммарной электрической мощностью порядка 800 МВт и тепловой свыше 2 тыс. Гкал/час превышает 60%, сообщил заместитель гендиректора Российского энергетического агентства Минэнерго РФ Сергей Романов.
«Модернизация более 80% тех объектов, которые находятся в этих населенных пунктах, является инвестиционно непривлекательной, во всяком случае без государственной поддержки. И на сегодняшний день нет каких-либо отработанных механизмов господдержки, как и привлечения частных инвестиций в этот сектор», – утверждает эксперт.
Ситуацию усугубляет высокая стоимость производства энергии, в первую очередь из-за малых объемов потребления, а также необходимость субсидировать ее поставки для населения. При этом требуемый размер дотаций постоянно растет.
Не лучше обстоит дело и с точки зрения энергоснабжения промышленных производств. По скромным подсчетам, в этой группе потребителей насчитывается свыше 50 предприятий горнодобывающей промышленности. Совокупная мощность дизельной генерации в данном сегменте рынка превышает 500 МВт.
Здесь основная проблематика связана с высоким экономически обоснованным тарифом на электроэнергию, что ставит производство на грани рентабельности. Капитальные затраты при создании локальных энергоцентров зачастую сопоставимы с вложениями в основной бизнес-проект. К тому же в последний год заявила о себе проблема доступа к современному оборудованию из-за внешних санкций: его поставки в рамках параллельного импорта заметно выросли в цене. Все это приводит к тому, что недропользователи начинают рассматривать генерацию электричества и тепла как непрофильный актив, обременяющий основной вид деятельности.
Ситуация может затруднить реализацию будущих проектов по освоению минерально-сырьевой базы. Как считает зампред совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктиды при Совфеде Анатолий Широков, разработка многих месторождений становится оправданной при наличии доступной электроэнергии. При этом особенности структуры энергетики северных территорий не всегда позволяют обеспечить это за счет развития крупных электростанций и электрических сетей, уточнил сенатор.
Между тем в Минэнерго РФ не склонны сгущать краски. Как заверил директор департамента развития электроэнергетики министерства Андрей Максимов, за последние годы утверждено несколько нормативных актов по стимулированию инвестиций в развитие локальной энергетики, и эти механизмы работают. В первую очередь это относится к заключению энергосервисных договоров, подразумевающих внедрение новых технологий и оборудования, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии. За счет этого территория экономит на топливе по сравнению с традиционной схемой северного завоза, а инвестор окупает вложения. В рамках подобных соглашений в 2020-2023 годах модернизировано объектов суммарной мощностью более 107 МВт, уточнил представитель Минэнерго.
Кроме того, реализуются проекты на основе концессионных соглашений и в рамках госзаказа от регионов, который размещается на конкурсной основе. Министерством так же подготовлены изменения в законодательство, позволяющие заключать в отдаленных регионах долгосрочные договоры поставки электроэнергии по принципу «бери или плати» (take or pay). Такая схема будет обкатана при освоении Баимской рудной зоны на Чукотке, где построят мини-АЭС.
«С одной стороны «Росатом» и консорциум потребителей с другой договорились о цене на долгосрочный период. Но, безусловно, такая стоимость возможна, только если будут зафиксированы обязательства по потреблению, и потребитель, что называется, не выйдет из контракта», - пояснил Андрей Максимов.
В поисках срока окупаемости
Несмотря на новации на законодательном уровне, проблему привлечения частных инвестиций в энергетическую инфраструктуру на труднодоступных территориях они полностью не снимают. Хотя на эти цели при условии государственных мер поддержки возможно привлечь свыше 300 млрд руб., сообщил Анатолий Широков.
Активное участие независимых компаний в развитии локальной энергетики пока не столь заметно, многие проекты в удаленных районах реализуются под эгидой ПАО «РусГидро». В частности, программой развития в ДФО предусмотрена модернизация 270 объектов неэффективной дизельной генерации общей мощностью 477 МВт. При этом на первом этапе будет обновлено 80 объектов в Якутии и на Камчатке суммарной мощностью почти 170 МВт.
Необходим более адресный подход к стимулированию частных игроков, включая небольшие компании. «Программа развития поддержки локальной энергетики в удаленных изолированных районах кроме как в виде субсидий на техприсоединение сегодня не предусмотрена. Да и получить ее могут только крупные инвестиционные проекты, где технологическое присоединение к энергосистеме технически осуществимо и экономически целесообразно», - свидетельствует сенатор Андрей Шохин.
Период окупаемости проектов у «РусГидро» составляет 15 лет. Если для крупного энергохолдинга это более-менее приемлемый срок, то для независимого бизнеса -достаточно большой, под который сложно привлечь кредитные ресурсы.
Как рассказал Андрей Максимов, в качестве одного из решений для потенциального инвестора возможна дополнительная поддержка по линии Фонда развития ЖКХ (как правило, дизельная станция в северном поселке является не только поставщиком электричества, но и тепла). Тем самым период окупаемости может быть снижен до 8-10 лет.
Отличие инвестпроектов локальной энергетики заключается в необходимости нахождения баланса экономических интересов между потребителем и производителем электроэнергии, а также оптимальной юридической конструкции, которая обеспечивает гарантии для обеих сторон, отмечает управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока Андрей Шарафутдинов.
Важно создавать оптимальные тарифные условия для инвестиционной привлекательности объектов генерации в труднодоступных районах, расширения возможностей данного бизнеса, говорит замначальника управления регулирования электроэнергетики ФАС Сергей Дудкин. Сейчас на выходе находится правительственное постановление о регуляторных отношениях в электроэнергетике, в котором одно из изменений позволит производителю электроэнергии по своему заявлению снижать размер экономии топлива, учитываемой в тарифах. Эту разницу он сможет направить, к примеру, на развитие электросетевого комплекса.
Данная потребность возникает при создании горнорудного кластера в Усть-Янском и Верхоянском районах Якутии. Энергоснабжение будет обеспечивать атомная станция малой мощности в поселке Усть-Куйга. Предусмотрена поставка энергии в соседние поселки, для чего придется строить электросетевое хозяйство.
Еще один законопроект внесен Минэнерго в Госдуму. «Он предполагает распространение уже существующего опыта заключения двусторонних долгосрочных договоров в технологически изолированных крупных энергетических системах на локальные энергосистемы и отмену регулирования тарифов в виде предельных уровней. Это нужно для того, чтобы стороны по договору могли на долгосрочной основе зафиксировать ценовые параметры и под эти контракты привлекать финансирование в кредитных учреждениях, таким образом обеспечивая возможность реализации данных проектов», - рассказал Сергей Дудкин, добавив, что данный подход вполне применим и для небольших проектов.
Энергия малых
Вопрос рентабельности проектов, связанных с локальными энергосистемами, обращает внимание потенциальных инвесторов к новым технологиям. Сейчас получает распространение идея создания атомных и гидроэлектростанций малой мощности.
Дело в том, что стоимость завоза энергоносителей (даже с применением энергии ветра и солнца гибридные установки потребляют дизтопливо) может нивелировать преимущества в капитальных затратах и существенно ухудшить экономику комплексного инвестпроекта. В этой связи, говорит гендиректор ООО «Генерация» Александр Курчатов, малые ГЭС при обеспечении заданного напора воды имеют наименьшую себестоимость производства электроэнергии и стабильные выходные параметры.
Несмотря на низкие температуры в Арктике, в качестве альтернативы дизельному топливу можно использовать гидропотенциал рек и рассматривать комбинированные варианты круглогодичных локальных энергоцентров, рассуждает генеральный директор ООО «Глобал Гидро Рус» Николай Сафронов.
«Когда говорят, что у нас реки замерзают, вечная мерзлота и вообще такой страх, я привожу в пример Канаду. Там самая низкая температура - минус 68 градусов, средняя температура января – минус 34. Тем не менее она располагает 15 МВт на малых гидроэлектростанциях. Возьмите Исландию, которая поднялась на мини-ГЭС, Гренландию или Норвегию», - подчеркнул Николай Сафронов.
В принципе у каждого северного поселка, а они на изолированных территориях, как правило, находятся на реках, можно построить мини-ГЭС на 1-2 МВт, считает он. В итоге от 80 до 100 дней реально получать электроснабжение только от этого источника, существенно сэкономив на дизтопливе.
Если говорить о промышленном применении данной технологии, то на Чукотке готовится своего рода пилотный проект. Для энергоснабжения производства по добыче россыпного золота в Иультинском районе будет возведена гидроэлектростанция мощностью 1 МВт с перспективой расширения до 15 МВт.
«Мы взяли самый пессимистичный вариант, завышенное по цене оборудование в три-четыре раза, сделали расчеты, получив окупаемость вложений в 6 лет с привлечением денег под 13% годовых», - сообщил гендиректор «Глобал Гидро Рус», правда, он уточнил, что участники проекта рассчитывают на прочие льготы (золотодобытчик является резидентом Арктической зоны).
К созданию мини-ГЭС присматривается «Росатом», но, конечно, госкорпорация предлагает решения по своему основному профилю. Это использование атомной станции малой мощности (АСММ) на базе реакторной установки «Ритм-200Н» мощностью 110 МВт, которая будет применена в рамках вышеупомянутого проекта в Усть-Куйге. Сегодня там начинается строительство.
Расчеты показывают, что новый источник энергоснабжения достаточно конкурентоспособный, проинформировал вице-президент по проектам малой мощности, контрактации и комплектным поставкам оборудования АО «Русатом Оверсиз» Олег Сиразетдинов.
«В Усть-Куйге, которая в советское время являлась транспортным узлом, в том числе по углеводородному топливу, тариф вдвое ниже, чем экономически обоснованный, утвержденный государством. А в поселке Депутатский, где будет возрождаться Депутатское месторождение олова, тариф ниже более чем в три раза, даже с учетом сооружения сетей для снабжения добывающей компании», – сказал менеджер.
Еще один проект – АСММ на базе реакторной установки «Шельф-М». Тепловая мощность реактора составляет 35 МВт, что позволит обеспечить генерацию до 10 МВт электрической энергии. Такую станцию планируется возвести для освоения золоторудного месторождения Совиное на Чукотке. Также к внедрению новой технологии рассматривается порядка десяти площадок в Якутии и пять в Красноярском крае.
«Мы к инвестору с деньгами не идем, но требуем take or pay для потребления энергии в нужном размере по обговоренному тарифу на перспективу. Очень важно, что тариф здесь практически не зависит от рыночных биржевых товаров, может быть, за исключением урана. Но доля урана в тарифе – до 4%. Главное, тариф прогнозируем, что важно для инвесторов», – заверил вице-президент «Русатом Оверсиз».
В Магаданской области в январе-сентябре 2022 г. объем добычи золота составил 40,16 тонн, что лишь на 1% превысило результат за аналогичный период 2021 г. В то же время в регионе резко выросло производство серебра - на 25%, до 565,8 тонн. Добычу драгметаллов осуществляли дочерние предприятия «Полиметалла» - «Омолонская золоторудная компания» и АО «Серебро Магадана», ООО «ЗРК «Павлик» (ИК «Арлан»), АО «Полюс Магадан» (ПАО «Полюс»), АО «Сусуманзолото» (УГМК) и ООО «Агат» (концерн «Арбат»). Основной объем серебра производят дочерние предприятия «Полиметалла» - «Серебро Магадана» и «Омолонская золоторудная компания».
Тем временем «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК) после приобретения «Сусуманзолота» купила еще и доли по 24% в двух магаданских компаниях, специализирующихся на производстве ювелирных изделий – ООО «Золотой самородок» и ООО «Самородки Колымы», принадлежащих магаданскому предпринимателю А.Басанскому (владелец золотодобывающего концерна «Арбат», входит в двадцатку наиболее крупных золотодобытчиков страны). Впрочем, эти компании не являются крупными игроками на рынке. По итогам 2021 г. чистая прибыль «Самородков Колымы» составила 48,07 млн рублей, а «Золотого самородка» - 10,46 млн рублей. Следует отметить, что А.Басанскому в Магаданской области также принадлежит ювелирная сеть «Русское золото – Самородок». Производство в подконтрольных бизнесмену компаниях осуществляется из драгметалла, добываемого концерном «Арбат».
При этом следует отметить, что после приобретения «Сусуманзолота» УГМК в компании возникли проблемы с выплатами старательским организациям, работающим на подряде. Они сообщали о том, что средства были выплачены частично за август, но не за сентябрь-октябрь[1].Руководители подрядных организаций отмечали, что сложившаяся ситуация затрудняет выплату налогов, расчет за технику по лизингу и выплату зарплат работникам. Всего на подряде у «Сусуманзолота» работает 28 артелей.
Новый руководитель «Сусуманзолота» О.Косолапов (бывший министр природных ресурсов Магаданской области[2]), назначенный после приобретения актива УГМК, связал задержки выплат с ситуацией на мировом рынке золота. По словам О.Косолапова, золото приходилось реализовывать ниже себестоимости, что сокращает оплату подрядчиков. В сезон 2022 г. подрядные организации «Сусуманзолота» добыли 866 кг драгметалла.
О.Косолапов отмечал, что договоры с подрядными организациями были составлены в 2021 г. прежним руководством «Сусуманзолота», но в текущих условиях они являются невыгодными, в связи с чем будут подлежать пересмотру. В 2023 г. руководство компании намерено продлевать договоры не со всеми подрядными организациями, кроме того, планируется изменить условия.
ЗРК «Павлик» (ИК «Арлан») между тем завершает на Колыме строительство второй очереди золотоизвлекательной фабрики и объектов инфраструктуры ГОКа в Тенькинском районе. Пусконаладочные работы второй очереди комбината должны начаться в первом квартале 2023 г. После ввода в эксплуатацию его производственная мощность должна составить 10 млн тонн руды в год, а ежегодное производство золота увеличится до 14 тонн. В настоящее время мощность комбината составляет 5 млн тонн руды в год (по итогам 2021 г. было выпущено 7 тонн золота).
В Якутии золотодобыча по итогам января-сентября текущего года достигла 34,1 тонны, на 3,1% превысив объем добычи за аналогичный период 2021 г. В республике осуществляли деятельность компании «Нерюнгри-Металлик» (Nordgold), «Полюс Алдан» (ПАО «Полюс»), ООО «Рябиновое» и АО «Золото Селигдара» (оба – «Селигдар»), «Тарынская золоторудная компания» (ПАО «Высочайший») и «Поиск Золото». В регионе также зафиксирован рост добычи серебра – на 27,9%, до 60,4 тонн.
Рост добычи серебра обеспечили АО «Прогноз» (дочерняя компания канадской Silver Bear Resources) и ООО «ГеоПроМайнинг Верхне-Менкече» Р.Троценко. Напомним, что «Прогноз» разрабатывает месторождение Вертикальное (Кобяйский район) с запасами 882 тонны серебра. «ГеоПроМайнинг Верхне-Менкече» ведет добычу на полиметаллическом месторождении Верхне-Менкече (Томпонский район) с запасами серебра более 1,43 тыс. тонн.
В Иркутской области недропользователи по итогам января-октября 2022 г. произвели 21 604 кг золота, что на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Добыча рудного золота в регионе выросла на 4%, до 12 610 кг, рост добычи россыпного драгметалла составил 2% - до 8 995 кг.
За отчетный период на 4% увеличила производственный показатель компания «Полюс Вернинское» - до 7 788 кг. ПАО «Высочайший» сократило добычу на 24%, до 1 769 кг. В то же время его дочерняя ГРК «Угахан» добилась увеличения производственного результата на 30% - до 2 077 кг. Что касается добычи на россыпях, то наиболее крупная в регионе компания в данной сфере – ЗДК «Лензолото» на лицензионных участках получила 2 439 кг. Артель старателей «Витим» произвела за отчетный период 2 338 кг драгметалла.
Недропользователи Амурской области за три квартала текущего года сохранили объем добычи золота на уровне аналогичного периода прошлого года – 16 177 кг. При этом добыча рудного золота снизилась на 5%, составив 9 770,8 кг. Рост добычи был зафиксирован на россыпях - на 6%, до 6 406,2 кг.
Среди предприятий, входящих в ГК «Петропавловск», «Покровский рудник» произвел 3 396 кг, «Маломырский рудник» за отчетный период обеспечил 3 081 кг золота, компания «Тэми» выпустила 1 411 кг. Результат «Прииска Соловьевский» за отчетный период составил 2 729 кг, а входящего в Nordgold АО «Березитовый рудник» - 1 055,8 кг.
На Камчатке рост золотодобычи по итогам трех кварталов текущего года составил 7,5% по отношению к аналогичному периоду 2021 г., до 4 338,5 кг золота. Добычу рудного золота в регионе вели АО «ТСГ Асача», АО «Камчатское золото», АО «Аметистовое» (входят в Stanmix Holding Ltd В.Свиблова), а также АО «СиГМА». Так, «ТСГ Асача» произвела 940,5 кг драгметалла, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2021 г. АО «Аметистовое» увеличило производственный результат на 8,3%, до 1 681 кг. «Камчатское золото» выпустило 856 кг, обеспечив рост на 7%. «СиГМА» сохранила результат на уровне января-сентября 2021 г. – 861 кг.
Добыча на россыпях в регионе в текущем году в крае не велась. В 2021 г. Минприроды РФ ввело мораторий на освоение участков россыпного золота в южной и центральной частях полуострова[3]. На участки в границах данных территорий не выдаются новые лицензии.
Объем добычи серебра на Камчатке за январь-сентябрь 2022 г. вырос на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года – до 12 100,2 кг. В том числе на 48% увеличило добычу «Аметистовое» - до 9 085 кг. Однако ТСГ «Асача» произвела 2 239,2 кг, что на 13% ниже показателя за аналогичный период 2021 г. Результат «Камчатского золота» составил 493 кг серебра (рост на 5%). На Озерновском ГМК «Сибирский горно-металлургический альянс» произвел 283 кг серебра (рост на 47%).
Тем временем в Камчатском крае компания ООО «Кампоиск» рассчитывает найти инвесторов для реализации золотосеребряного проекта «Хайоклан», который включает лицензии на участки Игнимбритовый и Зеркальный в Пенжинском районе (на границе с Магаданской областью)[4]. В компании рассчитывают, что дальнейшее изучение объекта позволит открыть как минимум два золотосеребряных месторождения с запасами от 20 до 200 тонн драгметалла (при среднем содержании драгметалла 10 грамм на тонну). Лицензионные объекты расположены в 200 км от золотоизвлекательной фабрики «Кубака» «Полиметалла» (Омолонский хаб, Северо-Эвенский район Магаданской области).
Существенное сокращение добычи золота наблюдается в Чукотском АО - по итогам января-августа 2022 г. оно составило 13% по отношению к аналогичному периоду 2021 г., до 14,3 тонн. Добыча серебра за отчетный период в округе снизилась на 10%, составив 43 тонн.
Предприятия Highland Gold Mining по-прежнему обеспечивают основной объем производства драгметалла на Чукотке. Так, АО «Чукотская горно-геологическая компания» на месторождении Купол получило 5 620 кг золота. ООО «Северное золото» на месторождении Двойное не вело добычу в отчетном периоде, но компания перерабатывала ранее добытую и складированную руду – было произведено 1 357,4 кг золота, 897,4 кг серебра. Результат ООО «Рудник Валунистый» составил 535,8 кг золота и 6,2 тонны серебра.
Между тем «Базовые металлы», запустившие в 2021 г. месторождение Кекура, за первое полугодие обеспечили 1 370,2 кг (по другим данным - 1 347 кг) золота. «Рудник Каральвеем» (УК «Золотые проекты») получил 1 137,8 кг золота и 118 кг серебра. Производство ООО ЗК «Майское» («Полиметалл») составило 2 762,4 кг золота. На россыпях в регионе за восемь месяцев было получено 1 552 кг золота.
В Забайкалье компания «Мангазея Майнинг» увеличила ресурсы (по кодексу JORC[5]) Итакинского золоторудного месторождения (Могочинский район) до 148 тонн золота (в 1,9 раза больше предыдущей оценки). В том числе 134 тонны приходится на упорные руды. Месторождение Итакинское представлено двумя перспективными участками – Малеевским и Сурьмяная Горка.
По состоянию на 2018 г. запасы месторождения были учтены в размере 62,55 тонн рудного золота (С1+С2). «Мангазея Майнинг» приступила к разработке технико-экономического обоснования кондиций, в 2023 г. она рассчитывает представить запасы на государственную экспертизу. В разработку Итакинского месторождения предполагается вложить порядка 250 млн долларов США, его запуск намечен на 2026-27 гг.
Под вопросом остается строительство Тихоокеанского гидрометаллургического комбината в Советской Гавани Хабаровского края. На предприятии планируется осуществлять переработку упорных концентратов (мощность переработки – 250-300 тыс. тонн стороннего золотого концентрата в год). Весной текущего года директор «Полиметалла» В.Несис сообщал, что проект отложен на неопределенный срок в связи со сложностями при поставке оборудования. В том числе он не исключил возможность переноса проекта в Казахстан. Тем не менее недавно управление Росимущества по Хабаровскому краю и Еврейской АО передало в собственность на безвозмездной основе Хабаровскому краю участок в 248,5 га под строительство Тихоокеанского ГМК. Объем инвестиций в данный проект оценивался в 730 млн долларов США.
Таким образом, на Дальнем Востоке в настоящее время главным образом продолжается развитие ряда уже действующих проектов, что направлено на увеличение их производительности. Новые крупные проекты в текущих условиях остаются в зоне неопределенности – это влияет на их сроки, предполагаемое финансирование и площадки для реализации.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] К настоящему времени «Сусуманзолото» погасило перед подрядными организациями долг за август.
[2] Занимал эту должность с 2018 г., ранее работал в Оренбургнедрах, управлении Росприроднадзора по Хакасии, компаниях «Газпром нефть Оренбург», «Преображенскнефть», «Русской медной компании».
[3] В защитную зону попали русла и террасы долин водотоков в бассейнах рек Озерная, Кошегочек, Опала, Большая, Утка, Кихчик (Усть-Большерецкий район), Пымта, Коль, Брюмка, Воровская, Колпакова, Крутогорова, Облуковина, Ича (Соболевский район), Сопочная, Хайрюзова, Тигиль, Палана (Тигильский район), Авача, Паратунка, бухта Авачинская губа, Жупанова (Елизовский район), Камчатка, Озерная (Усть-Камчатский район), Ука-Начика, Хайлюля, Ивашка, Дранка, Макаровка, Карага, Оссора, Тымлат, Кичига-Белая, Валоваям (Карагинский район), Вывенка, Пахача, Апука (Олюторский район). Также добыча золота запрещена в границах планируемого туристического кластера «Три вулкана».
[4] Срок действия лицензий – до ноября 2028 г. Площадь участков составляет 95 кв. км и 100 кв. км соответственно.
[5] Кодекс Объединенного комитета по рудным запасам (Joint Ore Reserves Committee) устанавливает минимальные стандарты и принципы применения публичной отчетности о результатах разведки, минеральных ресурсах и запасах руды в Австралии и Азии.
Чтобы преодолеть негативных социальные и демографические тенденции на Дальнем Востоке предпринимается расширение и продление действующих мер поддержки. В округе существуют масштабные планы по развитию системы образования, в том числе высшего и среднего специального, тем не менее, реализация части проектов сталкивается с увеличением сроков и проблемой выбора концессионера.
Во втором квартале 2024 г. только два дальневосточных региона по динамике реальных денежных доходов населения продемонстрировали показатели, опережающие средние по стране (+7,7%) – Чукотский АО (рост на 12,4%) и Амурская область (рост на 9,4%). На третьем месте по динамике реальных денежных доходов в отчетном периоде оказалась Еврейская АО (+7,1%). Наименьший прирост был зафиксирован в Магаданской области (+1,3%) и Камчатском крае (+1,8%).
Таблица 1. Динамика реальных денежных доходов населения, второй квартал 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
107,7 |
Сибирский федеральный округ |
104,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
104,5 |
Чукотский авт. округ |
112,4 |
Амурская область |
109,4 |
Еврейская авт. область |
107,1 |
Республика Саха (Якутия) |
105,9 |
Забайкальский край |
105,7 |
Приморский край |
103,8 |
Республика Бурятия |
103,7 |
Сахалинская область |
103,6 |
Хабаровский край |
103,4 |
Камчатский край |
101,8 |
Магаданская область |
101,3 |
Однако рост потребительских цен на товары и услуги в большинстве дальневосточных субъектов в августе был ниже среднероссийского (+5,3%), а более существенный рост отмечается только в Камчатском крае (на 6,1%), Бурятии (+5,5%) и Якутии (на 5,5%).
Таблица 2. Потребительские цены на товары и услуги, август 2024 г., в % к декабрю 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
105,3 |
Сибирский федеральный округ |
105,0 |
Дальневосточный федеральный округ |
104,8 |
Камчатский край |
106,1 |
Республика Бурятия |
105,5 |
Республика Саха (Якутия) |
105,5 |
Приморский край |
105,2 |
Забайкальский край |
105,1 |
Еврейская авт. область |
104,6 |
Амурская область |
104,5 |
Магаданская область |
104,4 |
Хабаровский край |
103,8 |
Сахалинская область |
103,4 |
Чукотский авт. округ |
102,0 |
Лидерами в макрорегионе по динамике среднемесячной зарплаты работников организаций (Таблица 3) в июле стали Забайкальский край (+22,3%), Еврейская АО (+21,7%) и Бурятия (+20,7%) - при среднем росте по стране на 18%. Менее всего зарплаты выросли в отчетном месяце в Сахалинской области (+10,6%) и Камчатском крае (+10,9%). На Камчатке, как видно, более высокий рост цен особенно явно сочетался со слабым ростом доходов населения.
Таблица 3. Среднемесячная заработная плата работников организаций, июль 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
118,0 |
Сибирский федеральный округ |
115,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
115,5 |
Забайкальский край |
122,3 |
Еврейская авт. область |
121,7 |
Республика Бурятия |
120,1 |
Хабаровский край |
117,0 |
Республика Саха (Якутия) |
116,0 |
Амурская область |
115,5 |
Чукотский авт. округ |
115,0 |
Приморский край |
114,4 |
Магаданская область |
113,4 |
Камчатский край |
110,9 |
Сахалинская область |
110,6 |
Наиболее высокие показатели безработицы в ДФО (таблица 4) по-прежнему свойственны Якутии (4,7% в июне-августе), Забайкальскому краю (4,6%) и Бурятии (3,7%). Более высокий, чем в среднем в РФ, уровень безработицы также демонстрирует Магаданская область (3%). При этом самый низкий уровень безработицы наблюдается в Амурской области (1,1%) и Чукотском АО (1,1%).
Таблица 4. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, июнь-август 2024 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,4 |
76 204,1 |
Сибирский федеральный округ |
2,7 |
8 334,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
2,6 |
4 176,0 |
Республика Саха (Якутия) |
4,7 |
528,0 |
Забайкальский край |
4,6 |
473,7 |
Республика Бурятия |
3,7 |
423,7 |
Магаданская область |
3,0 |
75,0 |
Еврейская авт. область |
2,4 |
74,9 |
Сахалинская область |
2,4 |
270,2 |
Камчатский край |
2,1 |
165,3 |
Приморский край |
1,9 |
1 001,0 |
Хабаровский край |
1,5 |
725,0 |
Чукотский авт. округ |
1,4 |
30,9 |
Амурская область |
1,1 |
408,3 |
Проблему дефицита квалифицированных кадров на Дальнем Востоке предполагается решать, развивая научно-образовательные центры. В ходе ВЭФ в сентябре текущего года президент РФ В.Путин поручил создать новые университетские кампусы в Улан-Удэ, Чите, Петропавловске-Камчатском. В настоящее время реализуются проекты по созданию кампусов в Хабаровске и Южно-Сахалинске. На территории кампусов в том числе планируется разместить площадки для развития молодежного предпринимательства и инженерные школы. Для проекта Инновационного научного-технического центра (ИНТЦ), создаваемого на базе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский во Владивостоке, В.Путин поручил задействовать механизмы дальневосточной концессии (объем инвестиций по механизму концессии составит 24 млрд рублей), а также проработать меры по привлечению ученых к работе в центре. Профилем ИНТЦ будет проведение научных исследований и разработка практических решений в сферах морской инженерии, биотехнологии и биомедицины. ИНТЦ в том числе является частью второй очереди кампуса ДВФУ. Первую площадку ИНТЦ планируется запустить в 2025 г.
Вторую очередь кампуса ДВФУ планируется построить на полуострове Саперный – между нынешней территорией вуза и бухтой Новик (общая территория второй очереди – 176 тыс. кв. м ). На ней должны быть размещены 12 общежитий гостиничного типа и создано более 23 тыс. кв. м социально-общественных пространств. Таким образом, предполагается, что к 2027-28 гг. жильем будут обеспечены 7 тыс. сотрудников и студентов вуза. Проект оценивается в сумму порядка 29 млрд рублей.
В Петропавловске-Камчатском кампус предполагается разместить на территории старого комплекса зданий краевой больницы (для больницы уже давно строится новый комплекс зданий). Власти Якутии подготовили архитектурную и научно-образовательную концепции кампуса, прорабатывается финансовая модель.
При этом в Хабаровском крае договор с концессионером строительства межвузовского кампуса на базе Тихоокеанского госуниверситета (ООО «Кампус-2025», входит в «Восточно-Арктическую нефтегазовую корпорацию») предполагается расторгнуть, поскольку прокуратура подала в краевой Арбитражный суд соответствующий иск, а краевое Минимущества направило к компании иск о расторжении договора аренды земельного участка (около 190 тыс. кв. м) . Губернатор Хабаровского края Д.Демешин в сентябре называл объект проблемным и не уточнял сроки завершения строительства, в то же время сообщая о поисках нового концессионера.
В судебном порядке вопрос все еще не решен – 29 августа суд отказал краевому Минимущества в расторжении концессии и возврате земельных участков, поскольку ответчик погасил долг по арендной плате (5,8 млн рублей), а отсутствие на объекте хозяйственной деятельности суд не счел существенным нарушением договора. Напомним, что аффилированные с ВАНК организации получили концессии на строительство четырех детских садов и трех школ в Забайкальском крае, двух школ и дворца боевых искусств в Приморье, а также трех школ и межвузовского кампуса в Хабаровске. Из всех проектов на момент ареста гендиректора компании был реализован только один – построена школа в микрорайоне Каштак в Чите.
Демографический отток из дальневосточных регионов остается высоким. В частности, миграционная убыль населения в январе-июле 2024 г. была зарегистрирована в Магаданской области, Еврейской АО, Сахалинской области. По данным Приморскстата, отток населения сохранялся в Приморском крае в январе-мае. В части регионов, тем не менее, наблюдается прирост, в том числе обусловленный миграцией, связанной с наличием рабочих мест в рамках реализующихся экономических проектов.
Таблица 5. Миграция населения, январь-июль 2024 г.
Регион |
Прибывшие |
Выбывшие |
Миграционный прирост/убыль |
Хабаровский край |
26348 |
26167 |
181 |
Магаданская область |
3357 |
3508 |
-151 |
Чукотский АО |
2610 |
2531 |
79 |
Еврейская АО |
1541 |
1776 |
-235 |
Сахалинская область |
9975 |
10546 |
-571 |
Республика Саха (Якутия) |
31532 |
27881 |
3651 |
Приморский край (данные за январь-май) |
20573 |
22133 |
-1560 |
Амурская область |
8907 |
9861 |
-954 |
Также в большинстве дальневосточных регионов в текущем году (январь-август) регистрируется естественная убыль населения, наиболее существенная – в Приморском и Хабаровском краях, которые при этом отличаются в настоящее время наиболее высокой численностью населения в макрорегионе. Убыль населения более 1 тыс. человек в январе-июле текущего года зафиксирована в Амурской и Сахалинской областях. Регионами с естественным приростом являются только Якутия и Чукотский АО (но в последнем прирост незначителен).
Таблица 6. Естественное движение населения в 2024 г.
Регион |
Родившиеся |
Умершие |
Естественный прирост/убыль |
Хабаровский край (данные за январь-август) |
7631 |
11937 |
-4306 |
Магаданская область (данные за январь-июль) |
574 |
974 |
-400 |
Чукотский АО (данные за январь-август) |
334 |
332 |
2 |
Еврейская АО (данные за январь-август) |
752 |
1433 |
-681 |
Сахалинская область (данные за январь-июль) |
2665 |
3817 |
-1152 |
Республика Саха (Якутия) (данные за январь-август) |
7193 |
5413 |
1780 |
Приморский край (данные за январь-август) |
10258 |
17226 |
-6968 |
Амурская область (данные за январь-июль) |
4464 |
7106 |
-2642 |
Внедренная в Приморском крае в пилотном режиме мера по поддержке рождаемости на Дальнем Востоке в августе была распространена правительством также на Хабаровский и Камчатский края, Амурскую, Магаданскую и Сахалинскую области, Чукотский АО и Еврейскую АО. Данные регионы выбраны по принципу показателя суммарного коэффициента рождаемости третьего и последующих детей – в 2023 г. в них он был ниже среднего значения по федеральному округу.
Мера предполагает увеличение выплат семьям на погашение ипотечных кредитов с 450 тыс. рублей до 1 млн рублей. Она распространяется на семьи, в которых с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2026 г. родился (или еще родится) третий ребенок или последующие дети. На данные цели в федеральном бюджете на ближайшие три года предусмотрено около 3 млрд рублей. Средства выделяются на условиях софинансирования из регионального бюджета. На данные цели из федерального бюджета в 2024 г. будет направлено 470 млн рублей. В частности, Приморскому краю предназначено 173,7 млн рублей, Хабаровскому краю – 137,04 млн рублей, Амурской области – 67,5 млн рублей, Камчатскому краю – 30,04 млн рублей, Еврейской АО – 20,6 млн рублей, Сахалинской области – 15,9 млн рублей, Магаданской области – 12,6 млн рублей, а Чукотскому АО – 9,5 млн рублей.
В рамках программы дальневосточной ипотеки власти сообщали о намерениях сохранить ставку на уровне 2%. Об этом, в частности, заявлял президент РФ В.Путин на полях ВЭФ-2024, назвав программу стимулом для развития в макрорегионе строительной отрасли. В Счетной палате РФ, тем не менее, выявили территориальные перекосы в реализации ипотечной программы. Так, аудитор Н.Трунова в сентябре отметила, что лидерами по количеству ипотечных кредитов в рамках программы являются регионы с более развитой экономикой и более существенным предложением рабочих мест – Якутия и Приморский край. По мнению СП, перекосы следует постепенно выравнивать, развивая потенциал и привлекательность других регионов. В СП также выражали обеспокоенность превалирующим строительством однокомнатных квартир. В частности, в Приморском крае доля таких квартир, приобретаемых в рамках программы, составляет 66%, в Якутии – 62%.
В целом по итогам января-августа 2024 г. по объемам ввода жилья в многоквартирных и частных домах (Таблица 7) первое место в ДФО занимает Приморский край, где за отчетный период введено 845,5 тыс. кв. м жилья (рост на 13,1% относительно показателя аналогичного периода 2023 г.), далее следуют Якутия (529,9 тыс. кв. м, рост на 35,8%) и Бурятия (466,7 тыс. кв. м, рост на 32,3%). При этом лидерами по темпам прироста в сфере жилищного строительства в январе-августе текущего года стали Магаданская область (+47,6%), Еврейская АО (+45,4%) и Чукотский АО (+39,4%). Доля нового жилищного строительства в данных регионах традиционно самая низкая на Дальнем Востоке, но в рамках реализации программы льготной ипотеки началась реализация проектов новых ЖК, что и обеспечило рост. Отрицательную динамику в возведении жилых домов продемонстрировали Хабаровский край (снижение индекса до 89,5%) и Сахалинская область (92,7%).
Приложение 7. Строительство жилых домов, январь-август 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
101,6 |
Сибирский федеральный округ |
102,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
115,2 |
Магаданская область |
147,6 |
Еврейская авт. область |
145,4 |
Чукотский авт. округ |
139,4 |
Республика Саха (Якутия) |
135,8 |
Республика Бурятия |
132,3 |
Забайкальский край |
129,7 |
Приморский край |
113,1 |
Амурская область |
106,4 |
Камчатский край |
102,1 |
Сахалинская область |
92,7 |
Хабаровский край |
89,5 |
С начала действия ипотечной дальневосточной программы в 2019 г. ею воспользовались свыше 188 тыс. жителей ДФО. Сумма выданных кредитов превысила 580 млрд рублей. При этом более половины выданных кредитов приходится на Приморский край (32 тыс. получателей), Якутию (26 тыс. получателей) и Хабаровский край (16 тыс. получателей). На данные регионы приходится 60% всех выдаваемых в ДФО льготных ипотечных кредитов.
Стоит отметить, что за первое полугодие 2024 г. на Дальнем Востоке был зафиксирован и наиболее значительный в России рост стоимости ипотечных квартир – на 18,4% (по стране – на 16%). Якутия входит в число регионов РФ с самой высокой средней стоимостью ипотечного жилья[1] (7 млн рублей).
При этом в июле-августе доля рынка первичного жилья в общем количестве ипотечных выдач на Дальнем Востоке выросла с 35,5% до 30,7%. Так, по программе «Дальневосточная ипотека» на рынке новостроек в июле-августе было заключено уже 81,6% сделок (за первые шесть месяцев года значение составляло 41,1%). Лидерами в макрорегионе по доле первичного рынка в выдаче ипотек стали Якутия (46,8%), Бурятия (41,2%) и Приморский край (37,6%).
Напротив, в сегменте ИЖС доля ипотечного жилья на Дальнем Востоке в январе-июне 2024 г. снизилась до 11% (с 21,4%). Более высокая доля в данном сегменте наблюдалась в Якутии (18,2%), Сахалинской области (17%) и Камчатском крае (13,7%). На вторичном рынке жилья больше всего кредитов в первом полугодии брали в Магаданской области (85,6%), Амурской области (69,2%) и Камчатском крае (62,4%).
Что касается запущенной в 2019 г. программы «Дальневосточный гектар» то, по итогам января-июля 2024 г., заключено 8,5 тыс. договоров о предоставлении участков, что на 35% больше, чем за аналогичный период 2023 г. При этом для программы планируется выбрать новые участки. Минвостокразвития анонсировало проведение аудита земель. В текущем году в программу включены 2 тыс. га земель в Камчатском крае. В целом же за время действия программы землю в ДФО получили 133 тыс. человек (и 140 тыс. человек – с учетом Арктики).
При этом программа является наиболее востребованной именно для индивидуального жилищного строительства – в этих целях гектар задействуют 52% получателей. К августу текущего года объем кредитных средств, которые получили участники программы на строительство собственного дома с льготным займом, приближается к 5 млрд рублей. Для участников программы льготный кредит в сумме до 9 млн рублей выдается без ограничений по возрасту и семейному положению.
В Минвостокразвития зафиксировали в текущем году рост спроса на получение гектаров в Бурятии (рост на 96% с начала года к концу сентября), Сахалинской области (рост на 80%), Якутии (рост на 54%), Еврейской АО (рост на 41%) и Приморском крае (рост на 31%).
В свою очередь В.Путин на ВЭФ объявил о намерении продлить до 2030 г. программы «Земский доктор» и «Земский учитель» для врачей и педагогов, направляющихся на работу в сельскую местность Дальнего Востока. Они предполагают разовые единовременные выплаты до 2 млн рублей. С 1 января 2025 г. должна начаться реализация в ДФО программы «Земский работник культуры» для сотрудников сельских библиотек, домов культуры, музеев, музыкальных школ. По поручению президента для них предполагается предусмотреть возможность участия в дальневосточной ипотеке.
В летний сезон вновь усложнилась ситуация с транспортной доступностью дальневосточных регионов. В «Общероссийском объединении пассажиров» (ООП, председатель – И.Зотов) в конце августа заявляли о намерении обратиться в Росавиацию по вопросу организации дополнительных рейсов из-за высокой стоимости перелетов на Дальний Восток и перелетов внутри ДФО. В частности, в конце августа в продаже отсутствовали билеты эконом-класса (стоимостью 15-17 тыс. рублей) на перелет из Москвы во Владивосток, тогда как стоимость билетов комфорт-класса составляла от 50 тыс. рублей в одну сторону. На повышение цены повлияло в том числе проведение Восточного экономического форума в начале сентября (3-6 сентября).
В авиакомпании «Аэрофлот» отметили, что пиковый спрос в период отпусков возникает ежегодно (для дальневосточных направлений характерно раннее бронирование на летний период) и не связан со снижением провозного емкостного предложения. В компании подчеркнули, что с 2015 г. по 2023 г. совокупное предложение «Аэрофлота» в Дальневосточном ФО увеличилось с 1,5 млн до 3,1 млн кресел, а на 2024 г. дополнительно предложено 300 тыс. кресел. Также по данным перевозчика при росте потребительских цен в стране на 80%, с 2015 г. перелет во Владивосток «Аэрофлотом» подорожал на 35-50%.
Хотя в Росавиации признают отсутствие возможности вмешиваться в формирование цен на билеты, в ведомстве вместе с тем рекомендуют авиаперевозчикам использовать более вместительные самолеты или увеличивать по крайней мере на один рейс количество перелетов на Дальний Восток в сезоны с высоким спросом. В октябре губернатор Магаданской области С.Носов заявил о дефиците авиабилетов по доступным ценам на перелеты между Москвой и Магаданом, а также Магаданом и городами ДФО. В конце октября в Приморском крае вновь сообщили о невозможности приобрести авиабилеты на прямые рейсы между Владивостоком и Москвой.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] После Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области.
Этим летом по улицам Хабаровска начали курсировать новые автобусы, работающие на газомоторном топливе. Они пошли по муниципальному маршруту № 1, который связывает два вокзала: железнодорожный и речной. Кстати, именно «единичка» стала одним из первых регулярных маршрутов общественного транспорта в Хабаровске. Случилось это ровно 100 лет назад. При этом лишь недавно из автобусов, трамваев и троллейбусов краевого центра исчезли кондукторы, взимавшие плату за проезд. Им на смену пришли современные технологии, позволяющие экономить не только перевозчикам, но и пассажирам.
В далеком уже 1923 году комсомольцы Москвы передали Хабаровску автобус. Пока его перевезли на Дальний Восток, пока обучили шофера с кондуктором – на линию он вышел в 1924 году и стал курсировать между железнодорожным вокзалом, который был главными воротами дальневосточной столицы, и речной пристанью, откуда пассажиры отправлялись дальше по Амуру.
Вскоре появился и второй автобус. И если первый был 18-местным, второй вмещал 12 пассажиров, при этом оба - с вместительными багажными отсеками, так как пассажиры преимущественно были с чемоданами, кофрами, дорожными сундуками. Впрочем, на Карла Маркса было оборудовано несколько промежуточных остановок и автобусами стали пользоваться не только транзитные пассажиры, но и горожане, хотя основным средством передвижения по Хабаровску по-прежнему оставались гужевые повозки.
Попытка наладить регулярные пассажирские перевозки в Хабаровске была предпринята ещё летом 1912 года. Тогда частный предприниматель Георгий Андреевич Шошин выписал из Германии шестиместный автомобиль, который решил пустить между центром города и базой Амурской речной флотилии, которая находилась в Осиповском затоне (ныне Краснофлотский район Хабаровска) и де-юре частью города не считалась: её присоединили к Хабаровску лишь в 1945 году, то есть, по сути, это была первая пригородная линия. Кстати, Шошин также содержал ещё 30 конных экипажей.
В 1925 году в Хабаровске открыли первые автомобильные курсы и, как говорится, «пошло-поехало»: к весне 1930 года в городе уже официально было зарегистрировано 102 легковых и грузовых автомобиля, а также восемь мотоциклов. Пришлось даже создавать целое отдельное дорожно-транспортное управление, которое стало прародителем нынешней ГИБДД.
Еще через восемь лет лошади были практически полностью вытеснены автомобилями с улиц Хабаровска — пришлось даже переименовывать автогужевую контору в автомобильный трест. К 1940 году по городу «бегало» уже 65 автобусов, которые обслуживали пять маршрутов. Развитие общественного транспорта затормозилось в годы Великой Отечественной войны. Но вот с ее завершением, особенно в начале 50-х годов в Хабаровске случается транспортный бум.
В начале 50-х годов ХХ века власти принимают решение об интенсивном развитии электротранспорта в новых микрорайонах, как их тогда называли — в новых кварталах. Вдоль Краснореченского шоссе (оно вело в пригородное село Красная Речка, где в свое время находились лагеря для военнопленных и содержался под стражей последний император китайской династии Цин Пу И) появлялись районы: институт культуры, МЖК, Сурикова, Стройка. Принцип был такой: предприятие и рядом жилмассив для его работников. Исторически сложилось, что вдоль Краснореченской расположилось больше десятка заводов и фабрик, поэтому и решили пустить вдоль трассы трамвайную линию.
Возводили трамвайные пути методом «народной стройки»: на добровольных началах, во время субботников и в качестве шефской помощи. Все это позволило к ноябрьским праздникам 1956 года запустить маршрут №1, ходил он от железнодорожного вокзала до трамвайного парка (который до сих пор там и находится). Тогда же был объявлен набор слушателей по новой специальности – водитель трамвая. Обучение первой группы, кстати, проводилось во Владивостоке.
Позже маршрут «единички» продлили до южной оконечности города, в итоге он стал самым протяженным на всем Дальнем Востоке, да и вообще Хабаровск сейчас – самый восточный город Евразии, где есть трамваи.
С конца 50-х электрифицированные вагоны побежали в северную часть города, в 1973 году в Хабаровске появляется трамвайное депо № 2, а ещё через два года был запущен троллейбусный маршрут: тоже «единичка», который соединил аэропорт Хабаровска с центром города. Кстати, Хабаровск – один из немногих российских городов, где в аэропорт и из него можно добраться на троллейбусе, и да – самый восточный город в стране, где есть троллейбусы.
Еще один виток развития троллейбусной сети случился в Хабаровске в начале «нулевых», когда было открыто сразу несколько новых маршрутов, в том числе, по проспекту 60-летия Октября с заездом в Первый микрорайон. Правда, сегодня он законсервирован, но зато год назад власти города связали воедино три вокзала: железнодорожный, автобусный и воздушный: для этого были закуплены троллейбусы, которые могут ездить без проводов – за счет аккумуляторов повышенной емкости.
Конечно же, наряду с электротранспортом, в Хабаровске развивалось и автобусное сообщение: первые автобусы появились еще в феврале 1912 года – их привезли для рабочих, занятых на строительстве Восточной части Амурской железной дороги. Так что это были, скорее «вахтовки», но никак не общественный транспорт. Примечательно, что из 10 автобусов фирмы «Бенц» вместимостью 11 пассажиров каждый, один автобус был приспособлен для езды по рельсам. После Великой Отечественной войны, по улицам Хабаровска, кстати, бегали несколько трофейных «Бенцов».
Затем появились отечественные ЗиСы, позже ЛиАЗы, венгерские «Икарусы», в том числе и с «гармошкой». Кстати, в автопарке «Южный», где базировалось большинство «Икарусов» (так как они обслуживали маршрут № 25), вплоть до середины «нулевых» работал шорник, задача которого была – зашивать порванные «гармошки» автобусов. Профессия исчезла вместе с «Икарусами».
Первая массовая смена автопарка случилась в конце 90-х, когда из Южной Кореи в Хабаровск доставили крупную партию автобусов DAEWOO – 100 штук. Они хоть и были б\у, но сильно отличались от подуставших ЛиАЗов с «бутылочным» звуком двигателя. Бело-красно-оранжевой расцветки их до сих пор можно встретить на некоторых маршрутах (в основном, пригородных).
Затем обновление автопарка происходило постоянно: на линии выходили южнокорейские, белорусские, китайские и российские автобусы, были даже японские – с правым рулем, где пассажирам приходилось выходить через левый борт, то есть буквально на проезжую часть, потом это исправили — вырезали дверные проёмы с «правильной» стороны. Дошла очередь и до электробусов. Всего в Хабаровске около полусотни маршрутов, а общественный транспорт перевозит до 120 млн пассажиров в год – цифра внушительная, учитывая, что в городе немногим более 600 тыс. жителей!
Знаете, о чем говорит правило в общественном транспорте «Вход – через заднюю, выход – через переднюю»? О том, что автобус/трамвай/троллейбус работает без кондуктора. Хабаровчане, оказавшись в другом городе, всегда недоумевали: как так? И немного терялись – кому передавать плату за проезд? Дело в том, что Хабаровск долгое время оставался одним из немногих крупных городов, где в общественном транспорте сохранялся институт кондукторов. Лишь в последние годы эти функции стали передавать водителям, что, согласитесь, тоже не очень удобно: шофер не должен отвлекаться от управления даже во время остановок.
Именно поэтому внедрение безналичной и даже бесконтактной оплаты проезда в общественном транспорте Хабаровска — вопрос приоритетный. Пассажирам уже доступна «Единая Транспортная Карта», но, чтобы стимулировать более активное её использование, в Хабаровске и крае с 1 сентября ввели кешбэк: при пополнении ЕТК через Систему быстрых платежей (СБП), пользователю возвращается обратно на счет 20% от суммы. Предложение ограничено по времени – до 31 декабря, и по сумме – на счет вернется не более тысячи рублей в месяц. При этом пополнение «Единой Транспортной Карты» возможно через мобильное приложение «Транспортная карта» или сайт, где достаточно ввести данные своей транспортной карты и указать сумму для пополнения. Главное условие — выбрать способ пополнения через СБП. Для получения кешбэка необходимо предварительно зарегистрироваться в программе лояльности на сайте. Запустить акцию именно осенью решили неспроста: заканчивается отпускной сезон, дальневосточники возвращаются домой, дети ездят в школу.
«Как правило, после отпускного сезона и с начала сентября люди начинают чаще пользоваться общественным транспортом. Благодаря акции у жителей Хабаровского края есть возможность пополнять транспортные карты в несколько кликов и с выгодой для своего кошелька. Выполнение операции займет буквально пару минут, а 20% от суммы пополнения вернется на ваш банковский счет. По нашему опыту, такие технологичные решения пользуются спросом у россиян», — рассказала директор по развитию продуктов, цифровых и технологических сервисов НСПК Мария Точилова.
А по мнению оператора автоматизированной системы учета и оплаты проезда «Электронный проездной - Хабаровск», Дмитрия Ламаша, кешбэк в размере 20% при пополнении «Единой Транспортной Карты» для пассажиров может быть привлекательным стимулом для использования общественного транспорта. Благодаря акции пассажиры могут значительно снизить свои расходы. Это должно стать привлекательным предложением для людей, особенно для тех, кто ежедневно пользуется общественным транспортом и тратит значительные суммы на проезд.
Реклама. АО «НСПК», ИНН 7706812159
erid: LjN8K2fmz
Несмотря на общую границу протяженностью 3 тыс. км, долгую историю взаимоотношений, торговые связи между Монголией и РФ сегодня развиваются непросто. Хотя торговля за последние несколько лет заметно выросла (в 2019 году товарооборот составлял $1,7 млрд, сегодня – порядка $2,7 млрд), это достаточно скромный объём. Как ожидается, определенные перемены могут произойти после подписания временного соглашения о свободной торговли между Монголией и Евразийским экономическим союзом, одним участников которого выступает Россия. Перспективы и потенциальные точки роста в этом направлении обсудили эксперты во время VI Китайско-российского форума по всестороннему стратегическому сотрудничеству, который прошёл в Дальневосточном федеральном университете.
Как достичь баланса с соседом
На сегодня свыше 90% товарооборота между соседними государствами приходится на российский экспорт. Проблему дисбаланса монгольская сторона видит в больших препятствиях для доступа своей продукции на рынок России, в том числе из-за высоких пошлин и жестких ветеринарных требований к животноводческой продукции (в стране 40% населения живет в степи, занимается пастбищным скотоводством). Экспорт мяса на российский рынок практически остановился после 1990-х. Сегодня из всего объема производимой мясной продукции в Монголии, в РФ экспортируется только 1%.
Основные проблемы в развитии торговых отношений между соседями, говорит представитель министерства экономики и развития Монголии Эрдэнэбаатар Бужинлхам – на таможенном уровне. Например, ввозная пошлина на отдельные виды сельхозтоваров, которые страна хотела бы экспортировать в РФ, составляет от 15 до 50%.
Россию так же волнует вопрос торгового дисбаланса. Если решить вопрос с поставками животноводческой продукции, то в самой короткой перспективе россияне могли бы увеличить ввоз монгольского мяса на 50 тыс. т, тем более речь идет в первую очередь о баранине и конине, по которым в РФ ощущается дефицит.
Помимо прочего, могли бы активнее осваивать российский рынок предприятия легпрома Монголии. «В настоящее время известный маркетплейс является эффективной площадкой для размещения и реализации продукции легкой промышленности, произведенной в Монголии: платья, леггинсы, носки, обувь и другие. Вместе с тем не все крупные монгольские предприятия используют данную возможность, ввиду чего рекомендуем рассмотреть данную площадку в качестве электронной платформы по сбыту изготовляемой продукции», – дает совет замдиректора департамента легкой промышленности министерства промышленности и торговли РФ Ксения Бобылева.
Навстречу свободной торговле
Что касается преференций для продвижения монгольских товаров на рынке России, то этот вопрос требовал согласования с другими участниками Евразийского экономического союза. После консультаций планируется подписать временное соглашение о свободной торговле между Монголией и ЕАЭС. Как ожидается, заключение такого договора произойдет до конца 2024 года, информирует Э. Бужинлхам.
«Пока это примерно такой же формат как с Ираном. Как известно, временное соглашение между ЕАЭС и Ираном уже ратифицировано, стороны подписали документ о создании полноценной зоны свободной торговли (ЗСТ), и вероятно в течение двух-трех лет мы получим двустороннюю ЗСТ. С Монголией пока только начались переговоры, поэтому это займет по различным оценкам не меньше двух лет для выхода на финальную стадию: согласование текста [соглашения] и последующее подписание. Стандартно, еще полгода обычно на ратификацию берет каждая страна-член ЕАЭС и потенциальный участник союза», – отметил замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета ВШЭ Александр Королев.
Тем не менее известно, что на начальной стадии процесса предполагается установить нулевую таможенную пошлину на все виды продовольственных товаров.
«Сферу сотрудничества в агропромышленном комплексе мы видим сегодня, во-первых, в поставке мяса из Монголии в Россию. Для поставки этого мяса предъявляются требования Россельхознадзором, достаточно сложные, но исполнимые. Сегодня уже есть производитель из Монголии, который этому соответствует. Поставки идут, и мы видим перспективы расширения, особенно в свете подписания специального соглашения с ЕАЭС по беспошлинному ввозу», – уточнил глава Бурятии Алексей Цыденов.
Кроме того, республика готова принимать для своих перерабатывающих производств мытую полутонкорунную овечью шерсть, добавил он.
По мнению А. Королева, в виду того, что монгольский рынок недостаточно ёмкий, каких-то глобальных выгод для ЕАЭС не прослеживается, хотя по отдельным направлениям, особенно в свете приграничной торговли, они есть. Это, прежде всего, экспорт в Монголию российской стали, удобрений, некоторых видов энергоносителей. Но здесь еще важно, насколько сам Улан-Батор будет готов к широкому открытию своего рынка. «Протекционистские настроения там очень высокие в силу малого размера национальной экономики», – указывает эксперт.
Еще одна из декларируемых целей государств-соседей – оживить совместную инвестиционную деятельность. В свое время монгольской стороной было инициировано порядка 30 совместных с РФ проектов. Но лишь по трети из них достигнут определенный прогресс. К тому же российские инвесторы сталкиваются с новыми вызовами.
Например, холдинг «Сибагро» вынашивает планы по созданию в Монголии крупного свинокомплекса – до 50 тыс. голов. Работа над инвестпроектом шла два года, недавно от властей республики получено разрешение на его реализацию. Однако прежде сторонам необходимо договориться в вопросе финансирования. В самом начале разработки инвестпроекта ключевая ставка Центробанка РФ составляла 7,5% годовых, сегодня она поднялась до 21%. Это, подчеркнул представитель компании Виктор Павлов, делает практически невозможным использование инвестиционных кредитов в России.
«Мы очень плотно работаем с министерством экономики и развития, министерством продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности по вопросу льготного кредитования в рамках программы президента Монголии «Продовольственная революция». Мы призываем монгольскую сторону рассматривать этот проект как высокоэффективные бюджетные инвестиции, поскольку налоговые поступления от этого проекта через пять лет уже полностью перекроют субсидии из бюджета», – пояснил В. Павлов.
Локомотив отношений
Серьезным стимулом для развития внешнеэкономических связей может стать расширение международных транспортных коридоров (МТК) через Россию и Монголию с последующей их интеграцией с инфраструктурой Китая. Соответствующая программа действий была подписана еще в 2016 году, напомнила завкафедрой Тихоокеанской Азии Восточного института ДВФУ Диана Владимирова.
Впрочем, это соглашение не является международным договором, строго закрепляющим обязанности сторон. «Здесь широкое поле деятельности, а может быть, вообще этого поля нет, поскольку никаких обязательств в общем-то и не существует», – не исключила Д. Владимирова.
Относительно железнодорожного транспорта МТК затрагивает интересы Транссиба, Улан-Баторской железной дороги, China Railway, а также инфраструктуры Казахстана, который, кстати, тоже является участником ЕАЭС.
Железнодорожники Монголии в настоящий момент уже обеспечивают транзит между РФ и Китаем, правда, пока на это направление приходится лишь 9% грузооборота. «Монголия выступает географическим мостиком между странами. И поскольку будет расти спрос на грузовые перевозки, предполагается, что железная дорога будет модернизироваться. Во всяком случае сейчас активно ведутся переговоры по расширению железнодорожной сети для повышения ее эффективности и пропускной способности», – говорит Д. Владимирова.
Однако нынешние финансовые проблемы России, а с другой стороны, замедление экономического роста Китая, пока ограничивают размах проекта и скорость развития МТК, отметила спикер.
Тем не менее РФ и Монголия в состоянии, как минимум, устранить имеющиеся инфраструктурные препятствия на уровне приграничной торговли, что в свою очередь послужит основой для дальнейшего создания экономического коридора между странами, резюмирует доцент кафедры Тихоокеанской Азии Алексей Дышин.
К участию в Хабаровском турнире по вэйци, учрежденном Генеральным консульством Китайской Народной Республики, зарегистрировались 120 игроков. И если в прошлом году это были дальневосточники и сибиряки, то на этот раз за игровыми столами сидели и гости из Москвы и Подмосковья, причём из числа гроссмейстеров.
Справка
Традиционная китайская настольная игра 围棋 вэйци в России более известна как го. Однако в КНР ревностно относятся к своему названию, не уставая напоминать, что игра зародилась именно в Китае. Вэйци относится к стратегическим, территориальным играм. Пространство, на котором ведется игра представляет собой деревянную или бумажную доску, расчерченную девятнадцатью поперечными и девятнадцатью продольными линиями. Соперники сражаются при помощи 360 белых и черных камней, а основная задача игроков сводится к захвату большей части территории доски.
— У нас есть амбициозная цель сделать этот турнир самым престижным на Дальнем Востоке России, — отметил в своём приветственном обращении Генеральный консул КНР в Хабаровске господин Цзян Сяоян. — Это логично, потому что Хабаровск — самый важный город на Дальнем Востоке России, в том числе и по физкультуре и спорту он всегда занимает лидирующие позиции. Вэйци — это спорт и культура. И этот турнир можно считать важным событием годов российско-китайской культуры, которые сейчас проходят в наших странах.
Среди тех, кто внимал словам Генконсула, в основном подростки: хотя вэйци имеет в России и Советском Союзе достаточно давнюю историю, широкий интерес к этой игре возник сравнительно недавно, и она стала «делом молодых». Примечательно, что самому юному воспитаннику Хабаровской краевой федерации пять лет и он собирался принять участие в нынешнем кубке, но… заболел. А девятилетний воспитанник краевой федерации Святослав Мельников уже имеет в арсенале два серебра всероссийского значения. Одно из них он завоевал на Кубке Посла Китая в Москве в зачете до 9 лет.
— Да и у нас в Хабаровске, и в целом по Дальнему Востоку в вэйци играют, главным образом очень молодые люди, дети, подростки, — рассказала EastRussia Директор Кубка Ольга Гончарова. — И сама Хабаровская федерация молодая – нам 10 лет. Кстати, ещё один интересный факт, на который обратил внимание главный судья турнира: в списке зарегистрированных много одинаковых фамилий. Это потому, что у нас играют семьями!
Что касается взрослых, то во всероссийском рейтинге по состоянию на конец октября лучший игрок представляющий Хабаровск — недавний студент Шэнь Шици: он на 38-ой позиции, на 107-ой строчке господин Генконсул КНР в Хабаровске Цзян Сяоян: правила Российской федерации допускают возможность игрокам выбрать город, за который они выступают. Самый успешный игрок с постоянной пропиской в Хабаровском крае — Сергей Ходжер — 236-ой.
Впрочем, рейтинг и успехи — дело наживное. По словам президента Российской Федерации Го Максима Волкова Хабаровску есть куда расти и все условия для этого сейчас созданы.
— Мы осваиваем очень плотно онлайн-школы, и теперь в общем-то преподавание можно вести, не теряя в качестве, как в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Челябинске, Владивостоке, в том числе и в Хабаровске, — рассказал он в беседе с корреспондентом EastRussia.
Конечно же и сам турнир стал ценным уроком для всех его участников, тем более что в этом году в нём приняли участие топовые игроки. Такие, например, как Тимур Санкин — 39-летний обладатель 6-го дана, занимающий 9-ую строчку в общероссийском рейтинге, двукратный чемпион России, президент Московской федерации, организатор Кубка Посла Китая.
Тимур обучался премудростям вэйци в самом Китае, у местных гроссмейстеров. На первом Кубке Генконсульства КНР в Хабаровске Тимур был главным судьей, но в этот раз решил вступить в интеллектуальную схватку.
— Да, в этом году я за столом. И конкуренты здесь есть, — поделился Тимур перед стартом соревнования. — Приехали серьезные ребята: Деменьшин Рахмат из Подмосковья — у него пятый дан, приехал Шэнь Шици — четвёртый дан, Савва Мезин — пятый дан, это мой ученик из Москвы, он уже не раз меня обыгрывал, в том числе год назад меня обыграл на пол-очка на Кубке Генконсула Иркутска… так что конкуренты есть.
Как раз между фаворитами турнира и разыгралась борьба за призовые места, и результат удивил организаторов: неожиданную игру показал Шэнь Шици. Он одержал верх над Тимуром Санкиным! А затем победил и его ученика Савву Мезина! И если был не проигрыш Рахмату Деменьшину, то… Но сослагательное наклонение уже неуместно. Первое место занял 19-летний Рахмат Деменьшин из Сергиева Посада, серебро у Шень Шици, а Тимур Санкин опередил таки своего ученика, заняв третье место. Савва Мезин стал четвёртым.
— Такие ситуации становятся украшением любого турнира, — комментирует Ольга Гончарова. — Обычно расстановку победителей с высокой долей вероятности можно предсказать заранее, но у нас получилась настоящая интрига. Да, Шень Шици говорил в интервью накануне начала Кубка о том, что надеется победить Тимура Санкина, но сам же и оговаривался, что это маловероятно, и тут такое…
К слову — в мировом ТОП-10 первые семь строчек занимают китайские игроки, ещё трое — выходцы из Южной Кореи. Однако, как подметил господин Цзян Сяоян, всё может измениться.
— В России уже есть очень сильные игроки, и я думаю, что в ближайшее время их мастерство очень быстро повысится. Русский народ очень умный, сколько выдающихся игроков в шахматы имеют российские корни! Поэтому, я думаю, что и в такой интеллектуальной игре как вэйци они покажут всё, на что способны и добьются высочайших результатов, — поделился Генеральный консул КНР в Хабаровске.