фото: Правительство Сахалинской области
Реконструкцию набережной реки Рогатки завершили в столице Сахалинской области. Средства были выделены из федерального бюджета, так как проект победил во Всероссийском конкурсе по формированию комфортной городской среды для муниципальных образований ДФО.
В эксплуатацию сдали северное побережье. Теперь там появился амфитеатр с видом на воду, лестничный спуск к воде. Также рабочие произвели реконструкцию моста. В частности, отремонтирована шиберная задвижка, которая позволила вернуть гладь воды. Об этом сообщает пресс-служба правительства Сахалинской области.
Кроме того, на объекте смонтировали камеры видеонаблюдения, чтобы защитить его от вандалов. Сделали освещение, бордюры и уложили тротуарную плитку. Ожидается, что к новому году будет закончена архитектурная подсветка.
Напомним, аллею медуз и лопухов предложили создать на Сахалине. Идея прозвучала на питчинге в рамках форума креативных индустрий «Сделано на Дальнем Востоке».
Отсутствие современной, технически развитой базы для ремонта судов может стать фактором, сдерживающим перевозки, в том числе по Северному морскому пути. И если сегодня государство оказывает серьезную поддержку судостроению, то для судоремонтного комплекса она пока не играет столь значимой роли. Причем здесь не всегда обязательны меры финансового характера, для стимулирования развития судоремонта нужно снимать административные барьеры и совершенствовать нормативную базу.
Как считает председатель совета директоров АО «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов, судовладельцы сегодня не располагают деньгами и возможностями активно инвестировать в техническое обслуживание и поддержание флота. Особенно это видно по планово-предупредительным и поддерживающим ремонтам, доля которых как по Дальневосточному, так и по другим морским бассейнам России крайне мала. При этом не только высокие цены на услуги сдерживают рынок судоремонта. Сказывается также дефицит мощностей, нехватка кадров, сложности с запчастями и т.п.
В то же время без современной судоремонтной базы развивать перевозки крайне проблематично, подчеркивает Н. Шабликов. «Одна из главных артерий – Северный морской путь – на сегодняшний день недостаточно востребована как раз потому, что технического обслуживания [флота] нет. И судовладельцы, проходя этот маршрут, достаточно сильно рискуют. Те организации, которые готовы поддерживать какие-то вопросы, связанные с ремонтом, сервисом, – это по сути дела единичные организации», – говорит он.
Вместе с тем, отмечает зампред правительства Приморского края Николая Стецко, если сегодня загрузка судостроительных заводов на северо-западе страны близка к 100%, поскольку многие российские судовладельцы из-за санкций перестали обслуживаться за рубежом, то у предприятий на Дальнем Востоке свободные мощности оцениваются в пределах 30-40%. По-прежнему немало дальневосточного флота продолжает ремонтироваться в азиатских странах, главным образом в Китае.
«После пандемии, когда у нас недолго была очередь, теперь мы берем только суда, которые или физически не могут дойти до азиатских центров ремонта, или ФГУПы, которым нельзя ремонтироваться за рубежом, или аварийщики, – пояснил гендиректор Находкинского судоремонтного завода (НСРЗ) Сергей Старовойтов. – Очень редко к нам заходят суда из патриотических соображений, владельцы которых настаивают на ремонте в РФ».
Большую роль здесь играет вопрос приобретения импортных запчастей. Заказывая обслуживание за рубежом, судовладелец получает в стоимости услуги все необходимые комплектующие, тогда как при ремонте в России приходится решать вопросы по их растаможиванию и оплате, уточнил руководитель НСРЗ.
Между тем на Камчатке за последнее время произошли большие перемены, утверждает зампред правительства Камчатского края Юлия Морозова. Еще пять лет назад в порту Петропавловска-Камчатского ремонтировалось лишь 5-7% местных судов, остальные предпочитали уходить Китай, Южную Корею и Приморский край. Сегодня судовладельцы активно проходят ремонт дома.
За два года судоремонтный комплекс стал второй по величине обрабатывающей отраслью в структуре экономики Камчатки, уточнила Юлия Морозова. К реализации заявляются инвестиционные проекты. В частности, свои мощности на полуострове строит судоремонтная компания «Рем-Нова ДВ» (входит в состав группы компаний «Норебо»). Предварительный размер инвестиций в проект – не менее 13 млрд руб.
Тем не менее господдержка судоремонтной отрасли сегодня недостаточна, признает Ю. Морозова: «Во всяком случае до Дальнего Востока она доходит в минимальных объемах. Сегодня более или менее серьезную поддержку, и то не целевую, а общую, могут получить только крупные игроки, и они ее получают. «Малышам», малым и средним предприятиям, тяжелее».
Бизнес необходимо стимулировать, чтобы он развивал судоремонт на Севере, в Арктике, вторит Николай Шабликов. Потенциально существуют возможности для широкого привлечения к этому виду деятельности представителей малого/среднего бизнеса. Преференциальные режимы, предусматривающие налоговые послабления и другие меры поддержки, должны способствовать развитию этого направления, убежден глава «Нордик Инжиниринг».
В самом деле, в сегодняшней ситуации немаловажно, насколько действенна оказываемая государством помощь. В прошлом году был подписан закон об обнулении ставки налога на добавленную стоимость для судоремонтных компаний. Для получения этой преференции предприятия должны заключить до конца 2024 года соответствующее инвестиционное соглашение, в том числе гарантировав, что в собственные мощности они инвестируют не менее 20% от выручки.
Как ожидалось, новация окажется существенной мерой поддержки. Однако из примерно 1,4 тыс. предприятий отрасли в России к настоящему времени ей решили воспользоваться только четыре.
Преференция по обнулению НДС не востребована по причине жестких обязывающих условий в инвестсоглашении и высоких налоговых рисков, связанных с документооборотом, рассказал директор ассоциации «Судостроительный кластер Архангельской области» Сергей Смирнов. Если же рассматривать конкретно Приморье, то эта мера не получила интереса, поскольку цены, предлагаемые конкурирующими китайскими заводами, где часто ремонтируются дальневосточники, вдвое ниже, уточнил Сергей Старовойтов. В этой связи какого-то ощутимого результата преференция с НДС не даст. Гендиректор НСРЗ объяснил более высокие расценки большими издержками, которые несут приморцы, в том числе вследствие жёстких климатических условий.
Чтобы мера по обнулению НДС имела эффект, представители отрасли предлагают её скорректировать. В частности, из-за длительного срока окупаемости инвестиций необходимо увеличить срок договора с семи до 15 лет, а нормативную долю направляемых на модернизацию средств уменьшить с 20% до 10-15%.
Семь лет – это слишком короткий срок для отраслевых предприятий, соглашается Юлия Морозова. Также целесообразно инвестировать оборотные средства в подготовку кадров, закупку программного обеспечения и другие важные для участников отрасли мероприятия, что следует прописать в нормативном акте.
Судостроительные заводы испытывают ряд проблем, решение которых зависит от воли государства. Это, например, сложности в получении земли под тот или иной проект (многие арендуют участки в действующих портах, неся дополнительные затраты).
«К нам заходят компании, которые готовы создавать судоремонтные предприятия, но мы не можем предложить им территорию. Та территория, которая сегодня самая удобная, самая эффективная для проведения судоремонтных работ в порту Петропавловск-Камчатский, третья часть – это федеральные земли, земли Минобороны. Она стоит, она пустая, на ней нет ничего, никаких воинских частей. Её бы взять, задействовать, но препоны чрезвычайные: годы [на согласование] уйдут и непонятно, чем завершатся позитивным», – сетует Ю. Морозова.
Об аналогичных проблемах говорит Михаил Касьянов, владелец Приморской судоремонтной компании, работающей с маломерным вспомогательным флотом. Предприятие арендует под производственную базу землю, получить свой участок оно не может три года. Компания вышла на вице-премьера РФ Юрия Трутнева с просьбой выделения территории. Последний дал поручение на уровень Минвостокразвития, Минобороны, КРДВ, но в итоге процесс застопорился.
«Вопрос в том, что негде строить, нет свободных участков. Все побережье Приморского края занято землями Минобороны. А чего боится Минобороны? Что мы возьмём их участок, приведем его в порядок, сделаем инфраструктуру и на время боевых действий, вопреки Морской доктрине, их не пустим? Это же абсурд», – недоумевает предприниматель.
По его словам, есть постановление правительства РФ №629, по которому компании, занимающиеся импортозамещением, имеют право получать участок для производства без торгов. Но после обращения в инстанции пришел отказ. Основание – нужно размежевать участок земли, провести определенные работы, но на кого это должно быть возложено, в постановлении не указано, и навстречу предпринимателю никто не идет.
Тем временем судоремонтная компания ежегодно платит по 300-400 тыс. руб. за аренду территории в 1 тыс. кв. м, что отражается на себестоимости услуг, и рассчитывать на обнуление НДС она не может, поскольку работает на арендованной площади.
В целом же, продолжает М. Касьянов, предприятия, обслуживающие суда обеспечения, не должны остаться без внимания. «Без маломерного вспомогательного флота крупного флота не будет вообще. Если говорим про Камчатку, за четыре года построили 15 судов проекта КЖ. Это буксиры, без них невозможен рыбный промысел», – подчеркнул владелец Приморской судоремонтной компании.
Отрасли также нужна поддержка в части строительства или закупки плавучих доков и слипов, отмечает Николай Стецко. Причем это актуально не только для Приморского края. Как отметил председатель рыболовецкого колхоза им. Ленина Сергей Тарусов, отсутствие дока на Камчатке – главная проблема: флот большой, а доковых мощностей практически нет.
Стоит сказать, что данный вопрос прорабатывался экспертами ФАНУ «Востокгосплан». Учитывая планы строительства гражданских судов, Дальнему Востоку потребуется 4-5 доков размерами до 350 м и стоимостью 7-10 млрд руб., а также 15-20 доков до 150-200 м стоимостью от 1 до 3 млрд руб.
Инвестиции, согласно прогнозным данным «Востокгосплана», окупаемы. Если потенциальный спрос на судоремонт в ДФО в прошлом году оценивался в 23 млрд руб., то к 2030 году он может возрасти до 140 млрд руб., а после 2030-го – до 168 млрд.
Появление дополнительных мощностей повысит конкурентоспособность судоремонта на Дальнем Востоке. Особое значение, информировали в ведомстве, должны получить мощности Жатайской судоверфи, строящейся сейчас в Якутии (предназначена как для постройки, так и ремонта судов), создаваемого сегодня рыбопромыслового кластера на Камчатке, а также предприятий Приморья. В частности, в Приморском крае должны появиться плавучие и сухие доки на базе Ливадийского, Находкинского, Славянского и других судоремонтных заводов.
Звучат голоса и в пользу Хабаровского края. Мощный центр судостроения необходимо возрождать в Советской Гавани, где когда-то действовали Северный судоремонтный завод и завод «Янтарь», прекратившие работу в начале 2000-х, считает один из участников отрасли.
В начале 2024 года ряд субъектов РФ отчитался об увеличении финансирования программ капитального ремонта. Так, в Санкт-Петербурге городские власти планируют отремонтировать 2202 дома, вложив около 37,1 млрд рублей. «КоммерсантЪ» со ссылкой на пресс-службу Смольного указывает на существенное увеличение вложений в реализацию программы за последние годы. Для сравнения, в 2021 году на программу капремонта было направлено 16,2 млрд рублей, в 2022 году — 18,4 млрд, а 2023-й год достиг показателя в 28 млрд рублей. По словам представителей администрации Санкт-Петербурга, достичь этого удалось за счет успешного пополнения фондов за счет взносов граждан. Не отстает от северной столицы и Урал — в Свердловской области в нынешнем году планируется отремонтировать на 11% больше домов, чем за прошлый аналогичный период. «При капитальном ремонте в домах полностью обновляют инженерные коммуникации, ремонтируют крышу — монтируют новое покрытие и утепляют чердак, проводят ремонт фасада и подвальных помещений, а также меняют лифтовое оборудование», — отметил в пресс-релизе гендиректор свердловского Фонда содействия капитальному ремонту Станислав Суханов.
Итак, работы по ремонту старого жилого фонда в России идут полным ходом. Между тем, увеличение финансирования программ капитального ремонта в современной реальности является не только позитивным следствием повышения наполняемости фондов, но и объективной необходимостью. С течением времени все больше жилья должно быть включено в программу, инфраструктура и коммунальные сети также требуют ухода. Отдельно необходимо поговорить и о рынке строительных материалов. За последние два года он пережил непростые времена, сформировавшие принципиально новую реальность. В ней дорогие синтетические строительные материалы, к примеру, используемые для кровельных работ, теплоизоляции или внешней отделке зданий либо пропали вовсе, либо существенно прибавили в стоимости. После прошлогодних «американских горок» на рынке строительных материалов, по данным Росстата, ситуация стабилизировалась, не проваливаясь в неудержимый рост цен. Тем не менее, девелоперы указывают на рост себестоимости строительства в 2023 году на 18-19% — капремонт также подорожал.
Впрочем, дороговизна капремонта – вопрос дискуссионный. Новая экономическая и производственная реальность требуют переориентации закупок на внутренний рынок и импортозамещение всей отрасли. Хорошим примером является хризотиловая промышленность. Она производит более 300 видов продукции на основе хризотилового волокна, в том числе шифер, напорные и безнапорные трубы, фасадные плиты, сайдинг и многое другое. При этом вся технологическая цепочка от добычи волокна до производства готовой продукции находится на территории России и полностью импортозамещена. Более того, наша страна является мировым лидером по экспорту готового волокна. Строительные материалы на основе хризотила не горят, не гниют, не плавятся и не проводят электричество. Их срок службы составляет около 30 лет, а при ответственном использовании может быть увеличен втрое. К примеру, в российских деревнях легко можно встретить избу 1950-х годов постройки с неизменной шиферной крышей — многоквартирные дома в этом смысле от частного дома не отличаются ничем.
Еще в 2012 году Высшая школа Экономики провела исследование, в рамках которого были проведены подсчеты о перспективах экономии при использовании хризотиловой продукции. «Проведенные расчеты свидетельствуют, что если долю асбестоцементных шифера и труб в имеющемся объеме производства аналогичной по назначению продукции довести хотя бы до 10%, только прямая экономия на закупках составит 3,7 млрд. руб. по шиферу и 2,7 млрд. руб. по трубам в год», — отметили исследователи. Отметим, что эти расчеты были проведены 12 лет назад — сегодня потенциальная выгода от применения хризотилцементных шифера и труб может быть кратно выше.
В современной реальности единственный способ увеличить эффективность реализации средств, направленных в строительство — это снижение себестоимости за счет широкого внедрения эффективных отечественных продуктов, зарекомендовавших себя за последние десятилетия. Так собираются делать на Кубани, где местные производители сообщили о готовности закрыть все потребности по капремонту за счет собственной продукции. Данный подход, масштабированный в рамках других регионов, позволит существенно сократить затраты на закупку стройматериалов и высвободить средства на дальнейшее расширение программы капитального ремонта.
«Росатом» представил инновационный подход к ремонтно-восстановительным работам на судах в тяжелых климатических и логистических условиях Крайнего Севера. Презентация прошла в рамках научно- практического форума «АркТек: наука и технологии для развития Арктики», состоявшегося в Архангельске. Решением проблемы видится использование комплексов 3D-печати, подразумевающих аддитивную технологию создания трехмерных объектов путем послойного добавления материалов – пластика и металла.
Традиционный ремонт на судах, нефтяных платформах, при разработке месторождений основывается на сложных логистических связях, проблемы с которыми обострились в период санкционного давления на Россию, отметил в своём выступлении представитель ГК «Росатом» по развитию аддитивных технологий Игорь Попов.В связи с этим компании теряют и время, и деньги, что, в свою очередь, сказывается на общем экономическом процессе. Чтобы нивелировать негативные последствия и перевести вопросы ремонта на Крайнем Севере, в Арктике на качественно новый уровень, Росатом разработал концептуальный подход.
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
«Существует целая линейка разработанных нами технических решений по применению ремонтных аддитивных комплексов. Установка такого комплекса в местах базирования техники позволит сэкономить силы, средства, время. Обычный морской контейнер, на котором собран под определенные арктические задачи участок аддитивного производства, позволяет из цельной литой системы получать готовый образец путем послойного напыления, – рассказывает Игорь Попов, – первый мобильный аддитивный комплекс уже проходит адаптацию, и с ноября прошлого года по текущее время на нем изготовлено уже порядка четырех тыс. резинотехнических деталей для автомобильной техники. Установка таких центров на базах, расположенных на Северном морском пути, позволит обеспечить незамедлительный ремонт оборудования добывающих компаний и обрабатывающих производств. Это скажется мультипликативным эффектом на исполнении национальных программ развития Арктического региона и позволит существенно снизить издержки от простоя локальных производств».
Игорь Попов, представитель ГК „Росатом» по развитию специальных проектов
фото: оргкомитет форума «АркТек»
При этом аддитивная технология не является панацеей, это – нишевое решение и оно не заменит традиционную металлообработку. Однако она позволяет оперативно создавать широкую номенклатуру изделий. Подготовка специалистов для работы на аддитивных комплексах занимает не более месяца. Еще одним плюсом работы таких комплексов является экологичность и малоотходность.
По словам Попова, для компании задача по восстановлению и ремонту техники в условиях Крайнего Севера является вызовом. Арктический регион накладывает свой суровый отпечаток на возможности применения 3D-печати.
«Несмотря на разработку Росатомом огромного количества ГОСТов по аддитивной тематике, на сегодня мы сталкиваемся с серьезными технологическими барьерами внедрения аддитивных технологий. Морской влажный воздух, который порождает высокую коррозию любого материала, воздействует на изделие при его производстве и последующей эксплуатации. Как будет происходить это воздействие – непонятно. Мы предлагаем, чтобы участники конкурса “АркТек“ рассмотрели возможность и попробовали свои силы в адаптации технологического процесса промышленной 3D-печати в условиях Крайнего Севера при ремонте техники, которая представлена в арктическом регионе. Будет ли работать технология аддитивной 3D-печати в условиях
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
Крайнего Севера и как она будет себя вести – это вопрос. Но эти исследования имеют большой потенциал для практического внедрения. Это новое слово для России, за рубежом такой опыт есть», – добавил Игорь Попов.
Модератор форума директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов отметил, что продвижение аддитивной технологии в условиях Крайнего Севера может быть весьма прибыльным для всех участников процесса.
«В этой истории все могут заработать: если Росатом адаптирует свою технологию благодаря участникам форума, найдет новые спектры ее применения, новые рынки – он заработает на продаже этих комплексов, а те исследователи, которые возьмут для себя эту задачу и проведут соответствующие испытания, увидят, что они работоспособны и откроют рынок, а также те, кто глубже погрузится в технологию, может стать производителем деталей, ремонтных баз и так далее», – уточнил он.
Михаил Кузнецов, директор ФАНУ «Востокгосплан»
фото: оргкомитет форума «АркТек»
Советник генерального директора «Совкомфлота» Александр Андреев отметил актуальность проблематики. Он рассказал, что на судах компании уже стоят 3D-принтеры и на них печатается мелкогабаритная продукция типа резиновых прокладок. По его словам, ремонтные комплексы будут очень востребованы.
«Задача, поставленная Росатомом, особенно актуальна на пороге открытия круглогодичной навигации перевозок СПГ – на высокотехнологичных современных дорогостоящих судах, где очень много механизмов. У нас большой флот работает в Арктике, а доставить какие-то запчасти зачастую просто невозможно ипоэтому актуальность этой проблемы налицо. Если бы можно было поставить такой комплекс в Сабетте, то судна будут заходить туда практически каждый месяц. А может быть, в будущем такие комплексы появятся и на бортах», – сказал Андреев.
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
В прошлом году архангельские ученые совместно с коллегами из Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, центра судоремонта «Звездочка», Курчатовского института и САФУ создали на 3D-принтере первые образцы деталей, для работающих в Арктике судов, которые ранее приобретали за рубежом. В рамках импортозамещения были изготовлены и установлены на суда лопатки турбин для энергетических установок. Начались испытания опытных образцов судовых винтов.
EastRussia напоминает - Начался сбор заявок на участие в Арктическом технологическом конкурсе АркТек. До 8 июня 2023 года можно подать заявку на сайте события АРКТЕК - Платформа для техноконкурсов. Первый конкурс АркТек открылся в рамках научно-практического форума «АркТек: наука и технологии для развития Арктики».
АркТек – платформа для проведения технологических конкурсов, объединяющая науку и бизнес для развития Арктики. Цель конкурса – трансформация научных и технологических разработок в цифровые и инженерные решения для развития комфортных условий жизни людей в Арктике и обеспечения успешной работы компаний в регионе. Отобранные к участию в конкурсе команды будут объявлены 14 июня 2023 года.
Малоизвестную битву красноармейцев с японскими войсками воспроизвели на берегу Амура дальневосточные реконструкторы. Одним из ключевых эпизодов «Фуюаньского десанта» стал подвиг военного матроса Амурской флотилии Николая Голубкова, который подавил огневую точку врага ценой собственной жизни.
О том, что всё будет совсем не «понарошку» зрителей, собравшихся на набережной Хабаровска вечером 28 августа 2024, предупреждали не раз и не два. Строгое «по газону не ходить» обрело совсем другой смысл — под зелёным покровом скрыты пиротехнические заряды, детонация которых может нанести самое настоящее ранение.
Особый инструктаж прошли и все участники реконструкции, и тем не менее без реального кровопролития не обошлось. Но об этом позднее.
Чтобы оживить страницу истории в Хабаровск приехали участники военно-исторических клубов Хабаровского и Приморского краев, Республики Саха (Якутия). Все они заранее изучили события, развернувшиеся в 60 километрах от Хабаровска 9 августа 1945 года. В этот день началась Сунгарийская операция — спустя всего несколько часов после того, как Советский Союз объявил войну милитаристской Японии, оккупировавшей китайские земли.
Катера Амурской флотилии должны были высадить 200 пехотинцев на подступах к Фуюаню. Однако первую волну десанта японцы практически выкосили из врытых в землю дзотов.
И тогда на помощь пришли добровольцы-матросы. На одном из основных направлений атаки 25-летний Николай Голубков закидал гранатами пулеметную точку противника, которую было очень сложно подавить, а потом закрыл собой амбразуру.
Николай получил смертельное ранение и через несколько часов скончался на борту своей плавказармы (кстати, ее части до сих пор стоят в порту Николаевска-на-Амуре). Благодаря этому подвигу войска Рабоче-крестьянской Красной армии продвинулись вперёд и разгромили японских милитаристов в первом боестолкновении.
Позднее Николая прозвали «Дальневосточным Матросовым». Однако, подвиг его малоизвестен. Впрочем, как и сам «фуюаньский десант». Он как бы остался в тени больших сражений Великой Отечественной войны, произошедших на западных фронтах. Реконструкцию провели как раз для того, чтобы молодое поколение знало и гордилось подвигом дальневосточников.
— Николай Голубков похоронен в Хабаровске на улице Руднева, — рассказывает председатель Дальневосточной молодёжной военно-исторической организации «Амурский рубеж» Никита Кобзев. — Такие мероприятия мы для того и проводим, чтобы молодежь и взрослые, которые не знают о подвиге и о захоронениях, смогли выделить время и 3 сентября прийти, и возложить цветы, почтить память павших.
Роль Николая Голубкова исполнил участник военно-исторического клуба, студент третьего курса колледжа отраслевых технологий и сферы обслуживания 18-летний Семён Сапожников. По словам молодого человека, он смог прочувствовать на себе как сложно было будущему Герою Советского Союза.
— В те годы люди были довольно самоотверженные, и когда я читал его биографию… если честно, я очень сильно сомневаюсь, что у меня хватило бы смелости повторить в реальности такой подвиг, — признался Семён.
В реконструкции безусловно очень важны исторические детали, но и погружение в образ добавляет реализма. «Воины Ямато» раньше не знавшие ни слова по-японски, выучили несколько выражений, не ограничиваясь всем известным кличем «Банзай!», а один из реконструкторов так вжился в роль, что до крови поранил руку, когда перезаряжал пулемет. Так и пролилась кровь на нынешнем сражении.
Военно-историческая реконструкция «Подвиг в Фуюане» посвящена 79-ой годовщине окончания Второй мировой войны, и приурочили её к Окружному патриотическому форуму, который проходит в эти дни в Хабаровске. На него съехались представители 27 регионов с Урала, Сибири и Дальнего Востока. Педагоги смотрели реконструкцию, чтобы позже рассказывать своим ученикам.
— Я думаю, что такие реконструкции надо проводить чаще. Есть такое выражение, что мы никогда не забудем то, что прочувствовали. Можно прочитать учебник и все забудется, а после такой реконструкции ты как будто сам все прожил! Очень впечатляет! — поделилась участница форума София Рождественская.
Сохранит надолго впечатления от увиденного и детвора: многие юные зрители унесли с собой сувенир — остро пахнущую порохом патронную гильзу. На память.
Форум общественников в Находке собрал сотни активистов с юга Приморья. Находкинский городской округ, Партизанский городской округ, Лазовский муниципальный округ, ГО Большой Камень, ЗАТО Фокино — одни участники поделились уже осуществленными проектами, другие наметили планы и убедились в необходимости и важности их реализации.
Открыл форум губернатор региона Олег Кожемяко. По его словам, именно благодаря неравнодушию жителей, их гражданской позиции в Приморье преображаются целые населенные пункты. Как дом начинается с порога, так и города становятся комфортнее и приятнее с придомовых пространств и общественных территорий. Один из самых эффективных инструментов позитивных изменений — территориальное общественное самоуправление (ТОС).
«Это малые быстрые победы, которые делаются руками самих жителей. Мы предоставили возможности в виде финансовых средств, а сами граждане участвуют в разработке проектов, контроле за ходом строительства. Сегодняшнее собрание общественников — еще один шаг вперед по повышению благоустройства на юге Приморья», — отметил руководитель региона.
Инициативные граждане сообща устанавливают детские и спортивные площадки, асфальтируют собственные дворы, проводят в них освещение и разбирают хаотичные свалки.
Популярность программы развития территориального самоуправления в Приморье c каждым годом растет. Как и популярность грантового конкурса ТОСов, в котором приморцы получают краевое финансирование на реализацию своих инициатив по благоустройству. Если за последние три года организаторы зарегистрировали 162 заявки, то на последний конкурс, состоявшийся в июне, пришла 341. Финансирование получили более 300 проектов ТОС.
Олег Кожемяко на форуме отметил, что бюджет краевого конкурса грантов для ТОС и инициативных групп граждан увеличили в два раза — со 140 до 280 млн рублей.
На юге Приморья темп задает Находка — всего с территории в этом году было подано 46 заявок, из них 16 — именно из Находки.
Здесь же, кстати, активно работает старейший и крупнейший в регионе ТОС — «Приисковый», объединивший не просто многоквартирный дом, а целый поселок из 300 человек. Уже более 15 лет его возглавляет Тимур Ибрагимов.
«Когда мы только начали работать, в 2007 году, общей платформы, на которой стояло бы и общественное самоуправление, и органы государственной власти, не было. Сейчас благодаря программе развития территориального самоуправления и проектам благоустройства в Приморье не только повышается качество жизни, но и формируется новый язык общения власти и общества — мы совместно решаем значимые вопросы. Например, в 2022 году, когда мы вошли в краевую программу, первым вопросом стало возрождение поселкового клуба. Здание, построенное в 1959 году, в 2009 году уже пустовало. Обратились в администрацию города, и нас активно поддержали, пошли навстречу. Еще одна большая гордость — установка современной системы освещения на солнечных батареях. До этого поселок тонул во тьме. Сейчас участвуем еще в двух программах, а планов еще больше», — рассказал председатель Совета ТОС Тимур Ибрагимов.
Мария Герфанова, «на счету» которой создание уже пяти ТОСов, отмечает: самое сложное — убедить людей довериться. Дальше, когда есть видимый результат, становится проще.
«Первый ТОС мы создавали 1,5 года. Были проблемы и с тем, чтобы убедить людей, что именно в наших руках благоустройство территории, и с заполнением документов «пробуксовки», но мы справились. Дальше заходили в программу более умело. Проекты, которые мы сейчас реализовываем абсолютно разной направленности: благоустройство памятника героям Великой Отечественной войны, установка остановочного павильона, создание тренажерной площадки, благоустройство мусорки», — прокомментировала активистка.
Сегодня, чтобы реализовать свою идею было легче, создана телефонная горячая линия Приморского центра гражданских инициатив. Он стал «единым окном» по вопросам благоустройства и всем программам, которые реализуются в крае. Его востребованность доказывают огромное количество звонков от приморцев. Специалисты ведут и очный прием во Владивостоке по адресу — улица Фонтанная 47.
Форумы общественников объединили представителей ТОС и активистов со всего Приморского края. Встречи «Живем в Приморье. Решаем вместе» при участии губернатора уже прошли 23 мая и 7 июля во Владивостоке, 12 июля состоялся межрайонный форум в Уссурийске, а 3 августа — в Дальнереченске.
Комментируя активность властей Приморского края по работе с активными гражданами городов и поселений, Сергей Кузнецов, заместитель директора Университета ТОС, Руководитель общероссийского проекта «Добрые соседи» отметил:
«На примере Приморского края мы видим, что залогом успешного развития ТОСов в регионах является правильно настроенная командная работа актива и менеджерский подход без эмоций. Это позволяет достигать не только результата в определенном проекте или задаче, но и решать много ежедневных задач, сопровождающих ТОСовские будни. Сегодня в России уже почти 40 тысяч ТОСов. Их количество растёт с каждым годом, и практика показывает, что территориальное общественное самоуправление – реальный инструмент развития территорий. Для этого у органов ТОС есть все возможности, включая финансовые».
Гражданское общество и добрососедство, самореализация и взаимодействие – все, чем наполнен смысл аббревиатуры ТОС. Эволюция сознания, цивилизованный переход от установки, что «власть обязана нас обеспечить» к пониманию собственной ответственности за то, что происходит вокруг. От абстрактных утверждений переходим к реальности крупнейшего по количеству населения города Дальнего Востока – Хабаровска: здесь живут самые активные и неравнодушные к качеству городской среды жители региона. В краевой столице в территориальные общественные самоуправления объединились уже более 53 тыс. человек. Сейчас тут происходит настоящий бум ТОСов – из здесь 277. При этом, первые три ТОСа в Хабаровске появились лишь в начале 2020 года. А к 2025 году таких объединений здесь будет не меньше 500.
ТОС – это про объединение людей, живущих по соседству, для решения общей проблемы во дворе или на детской площадке. Общее дело сближает людей, а результат совместных действий идет на благо и жителям, и городу в целом. А список таких дел огромен: можно обновить брусчатку, установить камеры видеонаблюдения, новые фонари, скамейки и беседки, обустроить детские и спортивные площадки, высадить цветы и так далее и так далее, всего не перечесть. ТОС помогает решить проблемы в тех случаях, когда не справляются в одиночку управляющие компании, недостаточно сил и средств самих жителей или городских властей.
«Замечательно, что решения об улучшении своего двора, придомовой территории принимают неравнодушные хабаровчане. Они точно знают, что им надо сделать в первую очередь и в каком направлении идти дальше. И для реализации их идей сегодня есть много возможностей, в том числе программа по развитию территориального общественного самоуправления. Неоценимую поддержку в поддержке движения ТОС нам оказывает правительство Хабаровского края и губернатор региона. Работа общественных объединений – одно из условий успешного развития Хабаровска», – отмечает глава Хабаровска Сергей Кравчук.
Ранее схема создания территориальных общественных объединений имела некоторые шероховатости и более растянутые, чем сейчас, сроки. Сейчас все существенно упростилось. Зарегистрировать ТОС можно на портале госуслуг. Пошаговая инструкция, информация о возможностях объединения, методические рекомендации, схема границ осуществления ТОС и все детали собраны на сайте администрации Хабаровска в разделе «Проекты»/«ТОС».
Как рассказал заместитель мэра Хабаровска по связям с общественностью и СМИ Денис Митрофанов, сейчас в краевом центре действует муниципальная программа «Развитие гражданского общества в Хабаровске на 2021-2025 годы», разработано положение о городском конкурсе социально значимых инициатив и проектов среди ТОС.
«Недостаточно принять даже самый хороший закон, всегда нужна сопутствующая нормативная инфраструктура, различные подзаконные акты, которые создадут и заставят механизм нового закона реально работать. Нужно получить опыт, нужны политическая воля и управленческие навыки и, конечно же, заинтересованность людей, которые выстраивают в новых условиях по-настоящему добрососедские отношения. Когда находятся неравнодушные люди, которые не опускают руки и готовы что-то менять, –многое получается», – добавляет он.
И примеры этому, несомненно, есть. Первопроходцем хабаровского движения ТОС является «Максимум Света» (переулок Краснордарский,19а). Это первое объединение соседей-единомышленников, которое создало в рамках нового тогда механизма спортивную площадку во дворе, получив грант в 750 тыс. рублей. Проект «Спортивная площадка» реализован в ноябре 2020 года. Причем, несмотря на то, что по закону за содержание этой спортивной площадки отвечают собственники, ее открыли для всех желающих.
В 2021 году ТОС «Муравейник» (переулок Специалистов) выиграл грант на городском конкурсе на сумму 88 тыс. рублей. На эти средства соседи смогли высадить 800 кустов цветущих растений, установить во дворах видеокамеры и обеспечить каждый дом светодиодными лампами на солнечных батареях.
ТОС «Сигнальная 2Б» – представитель победителей краевого конкурса грантов. На реализацию проекта было затрачено 1,7 млн рублей. На эти деньги было заменено дорожное полотно вдоль домов. А в прошлом году благодаря городскому гранту были обновлены элементы детской площадки.В городском смотре-конкурсе «Лучшее территориальное общественное самоуправление» в этом году лучших определили в каждом районе Хабаровска – 15 ТОС. В августе объединения, занявшие в каждой номинации 1, 2 и 3 места, получат свои награды – памятные знаки-таблички и денежные премии. За первое место – 40 тыс. рублей, за второе – 30 тыс. рублей, за третье – 20 тыс. рублей.
Сергей Кравчук отметил, что хабаровчане хорошо справляются с формированием эффективного инструмента самоуправления.
«Я желаю вам и в дальнейшем развиваться. Для этого есть много проектов по благоустройству. В том числе, краевой конкурс ТОС. По инициативе губернатора Хабаровского края в этом году на него выделено 250 млн рублей. Также есть муниципальная программа по благоустройству. Проект “1000 дворов на Дальнем Востоке” очень хорошо зарекомендовал себя. Его инициировал полпред президента в ДФО Юрий Трутнев и поддержал глава региона Михаил Дегтярев», – добавил он.
Сергей Кравчук ранее принял решение о выделении бюджетных ассигнований, начиная с 2021 года в размере 10 млн рублей ежегодно на проведение городского конкурса социально значимых инициатив среди ТОС.
Напомним, в Хабаровске работает «Цифровая карта ТОС» – полезный инструмент, который дает наглядное представление о том, что и где уже сделано и какого рода задачи предстоит решить. «Цифровая карта ТОС» размещена на официальном сайте администрации города Хабаровска в специальном разделе «Проекты».