Утрата близкого человека — тяжелое испытание для каждой семьи. В этот период родные и друзья стремятся достойно проводить усопшего в последний путь, отдавая дань памяти и уважения. Одним из важнейших элементов этого процесса становится выбор памятника на могилу. Эта задача требует внимательного подхода, учета множества факторов и глубокого понимания культурных традиций.
Материал памятника: прочность и эстетика
При выборе материала для надгробия ключевую роль играют два фактора: долговечность и внешний вид. Гранит, благодаря своей твердости и устойчивости к атмосферным воздействиям, стал самым популярным выбором. Темные сорта гранита, такие как габбро-диабаз из Карелии, высоко ценятся за глубокий черный цвет и зеркальную полировку. Этот камень способен сохранять свой вид десятилетиями, что важно для тех, кто хочет создать вечный мемориал.
Мрамор, несмотря на меньшую прочность, привлекает своей благородной текстурой и светлыми оттенками. Он часто используется для детских памятников или надгробий молодых людей, символизируя чистоту и невинность. Но в российском климате мрамор может быстро терять первоначальный вид из-за кислотных дождей и перепадов температур. Поэтому его чаще применяют для элементов декора или в комбинации с гранитом.
В мире современных технологий выбор памятника стал проще. На сайте https://msk.danila-master.ru/articles/granitnye-pamyatniki-na-mogilu.html представлен широкий ассортимент гранитных надгробий, а также советы по их индивидуализации.
Индивидуальность в камне: форма и надписи
Форма памятника — это не просто дань традиции, но и способ рассказать о личности усопшего. Классические прямоугольные стелы популярны своей универсальностью. Они подходят для любого возраста и статуса, позволяя сосредоточиться на качестве материала и надписях. Но современные мастерские предлагают и нестандартные решения. Например, памятники в виде раскрытой книги часто выбирают для педагогов или писателей, а стелы с резным силуэтом дерева — для тех, кто был близок к природе.
Надписи и портреты на памятниках — особая тема. Сегодня лазерная гравировка позволяет создавать детализированные изображения с фотографической точностью. Это дает возможность сохранить не только имя и даты, но и облик человека. Важно выбрать фотографию, которая отражает лучшие черты усопшего. Некоторые семьи предпочитают добавлять краткие эпитафии, цитаты или символы, отражающие профессию или увлечения. Например, для врача — изображение чаши со змеей, для музыканта — ноты любимого произведения.
Реклама. ООО «ШОКУНИН»
ИНН 7604315493
2Vfnxw43kLg
В республике Бурятия Новый год по давней традиции отмечают дважды. После встречи традиционного праздника 31 декабря люди с нетерпением ждут Сагаалган, что в переводе с бурятского означает Белый месяц. Конкретной даты у этого праздника нет, он привязан к лунному календарю и первому в году новолунию: как правило, это период с начала января до окончания марта. В этом году бурятский Новый год выпал на 10 февраля, его празднование в республике продлится целый месяц. Предваряет череду праздничных дней ритуал очищения «Дугжууба». Корреспондент EastRussia посетила обряд в улан-удэнском дацане «Ринпоче Багша».
Накануне Сагаалгана принято подготовиться к празднику: привести в порядок буддийский алтарь, сделать генеральную уборку, выкинуть ненужные вещи и мусор. Нужно купить необходимые продукты для приготовления национальных блюд, а также подарки для близких и родственников. Обязательна на столе в эти дни — любая белая пища как олицетворение чистоты, благополучия и добра.
Но не менее важна в эти дни чистота души и помыслов. Поэтому накануне встречи Белого месяца в Бурятии ежегодно проводится обряд очищения «Дугжууба». В этом году его организовали в 14 дацанах города Улан-Удэ — столицы Бурятии. Накануне посещения самого популярного буддийского обряда у жителей республики принято обтереть все тело влажными салфетками или кусочком теста, «прокатывая» его по всему телу. Некоторые верующие после этого делают из комка теста табалан (фигурку человечка), представляя, как отдают этому существу все свои беды, болезни и страдания уходящего года.
Эти фигурки и свертки приносят в дацан и в течение дня складывают внутрь сооружения, которое вскоре станет ритуальным костром. Специально для Дугжуубы ламы готовят так называемый «Соор» — увенчанную черепом высокую пирамиду, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы вечером в него «вкладывают» подношение буддийскому божеству Чойжал сахюусану, а когда разгорается огонь, принято считать, что в нем сгорают все беды и страдания, заложенные туда верующими. При этом во время ритуала важно, чтобы люди мысленно или вслух просили забрать огонь все плохое, представлять, как сгорают все дурные мысли и жизненные препятствия.
Цырен-лама считает, что обряд может помочь даже людям неверующим и не осуждает, что в Сагаалган в дацан идут не только буддисты, но и православные, мусульмане и люди других религий.
— Самый главный смысл обряда — избавить человека от негатива этого года, чтобы он в новый год входил с подъемом сил. Что касается неверующих или приверженцев других религий, то пусть приходят. Уж лучше пусть так, чем совсем пустота. Мы существа земные, без разницы, кто какой национальности и веры. Каждый старается решать свои проблемы по-своему, — говорит Цырен-лама.
В дацане «Ринпоче Багша», основанном в 2000 году буддийским ламой из Тибета Еше Лодой Ринпоче с благословения Далай-ламы XIV, в предновогодние дни особенно многолюдно. Первые прихожане пришли ранним утром 8 февраля. Возле большой пирамиды из веток то и дело скапливается очередь. Люди достают из карманов и сумок свертки (тесто или салфетки, обкатанные по телу накануне) и вкладывают их внутрь будущего ритуального костра. Несмотря на достаточно холодную погоду попрощаться со своими грехами в дацан пришли сотни людей, многие пришли большими семьями, взяв с собой даже малышей.
Студентки Мэдэгма, Ирина и Арина рассказали, что каждый год совершают этот обряд и верят в то, что он помогает провести следующий год без бед и болезней.
— Еще моя бабушка учила меня, как нужно правильно прокатывать по телу тесто, как молиться. Она за всю жизнь ни разу не пропустила этот обряд и нас научила, что Дугжууба — это серьезно. Несколько раз после этого обряда у нее уходили разные болезни. Я в этом году загадаю на костре, чтобы близкие не болели, чтобы все у нас в семье было благополучно, чтобы моя учеба продвигалась нормально, и я построила хорошую карьеру, — призналась Арина.
— В детстве нам запрещали смотреть на огонь, а теперь вроде бы говорят, можно. Мы дождемся темноты, когда начнут зажигать огромный костер. Это всегда выглядит потрясающе и сразу кажется, что в этот момент все твои молитвы слышны Там, — говорит Ирина.
Цырен-лама подтверждает — случаи исцеления после обряда Дугжууба в его практике бывали не раз.
— В дацанах горит особенный костер. Бывают случаи исцеления. Я слышал, что у одного оператора, журналиста один глаз не видел. После обряда, он прозрел. Это мне рассказывали ваши коллеги-журналисты, — уверяет буддийский священник.
Как считают буддийские ламы, «огонь Дугжуубы исцеляет и дает надежду». Есть свидетельства, когда нежелание жить, апатия и хронические депрессии уходили после обряда, словно сгорев в огне.
Здесь же на территории дацана «Ринпоче Багша» находится буддистский колокол Четырех Печатей. Его вес — 700 килограммов, что делает его самым большим буддистским колоколом в России.
Еще один пункт во время прохождения молитвенного круга — это зажжение лампад для освещения своего жизненного пути.
— Чем больше света, тем чище твоя дорога, — пояснил этот обычай Цырен-лама.
В дни Сагаалгана также традиционно совершают еще один обряд — вывешивают в дацане Хий Морин или «коня ветров». Такие флажки приобретаются и освещаются в дацанах и символизируют физическую и психическую энергию человека. Считается, что конь ветров подарит удачу и всплеск свежих сил в следующем году тому, кто его вывесит.
На территории дацана есть специальное место для вывешивания таких коней удачи. Здесь мы встретили трех женщин, которые вывешивали свои флажки разных цветов. Три сестры Лариса, Ольга и Светлана признались, что уже несколько лет живут за пределами Бурятии, однако на обряд Дугжууба они не могли не приехать.
— Мы местные жители, уроженцы Бурятии. Сейчас живем в Москве, Санкт-Петербурге. Приехали сюда на встречу выпускников ну и, конечно, чтобы помолиться здесь. Тесто мы уже скинули в костер, сюда пришли, чтобы вывесить Хий морины. Хоть мы и православные, но ходим в дацан все равно. Даже если праздника нет, часто посещаем. Мы родились на бурятской земле, а значит здешние духи или боги нам всегда помогали, и там, в другом городе они нам тоже помогают, а мы их сегодня благодарим, — рассказала одна из сестер Светлана.
Тем временем, внутри дацана, где расположена одна из самых больших статуй Будды в нашей стране, идут молитвы. Ламы читают молебны, бьют в барабаны. Многие выложили на столы свои подношения – пищу, которая после молебна будет считаться освещенной и целебной. Другие пишут записки, заказывая ламам прочитать для них тот или иной молебен.
После шести вечера наступает заключительная часть молитв: ламы в красных одеяниях направляются к кострам.
В окружении толпы они снова еще громче читают молитвы и освящают ритуальный огонь. Еще минута и мужчины с факелами поджигают ритуальные костры.
В заключительной части обряда прихожане обходят горящий костер по часовой стрелке, они молятся и мысленно представляют, как в огне сгорает все плохое.
— Я загадала, чтобы в следующем году у нас родился ребенок. Пока что никак не получается, но я верю, что вымолю нам сына или дочь. Сегодня мы с мужем вместе об этом молились. Заказали молебен. Я почувствовала, что все теперь точно будет хорошо, я в это верю, — улыбаясь, сказала нам на прощание улан-удэнка Ольга Осипова.
Журналистка и поэтесса из Хабаровска Дарья Уланова на протяжении шести лет возвращает городу память о его забытых жительницах. Она изучает архивы, открытые источники, книги, находит в них «спрятанную» информацию о заслуженных хабаровчанках, а после – составляет краткую и емкую биографическую справку, с фотографией и публикует в Интернете.
Проект «Памятник землячке» рассказывает жителям Хабаровска о тех женщинах, которые двигали в этом городе медицину и образование, культуру и искусство, науку, предпринимательство и благотворительность. Парадокс, но женщин, которые совершили прорыв, почему-то забывают… И главная задача проекта «Памятник землячке» – отвоевать их имена у забвения.
— Дарья, неужели женщин, которые внесли серьезный вклад в развитие Хабаровска, забывают? В это трудно поверить…
— Мне тоже было сложно, но, к сожалению, это так. Оказывается, первые воспоминания о Хабаровске написала женщина. Первый профессиональный театр создала женщина. И первый кукольный тоже. Первая операция на открытом сердце — женщина, первый микрохирург уха — женщина, первая женская гимназия — ну кто же ещё. Эпидемиолог Лия Верета изобрела противоклещевой иммуноглобулин, который спасает от энцефалита, искусствовед Клавдия Белобородова почти в одиночку возродила искусство коренных малочисленных народов Севера, жена приамурского губернатора Варвара Духовская, оказывается, дважды обогнула Земной шар! Всё это я знаю сейчас, когда перелопатила гору источников. А когда проект «Памятник землячке» только зарождался, я находилась в неведении. Я узнавала о новых и новых персонах и была в шоке от того, какие достойные женщины жили на территории Хабаровского края и какой значимый вклад внесли в его развитие. И не понимала почему об этом так мало говорится.
— А как родился проект?
— Проект родился случайно. Мы с приятельницами как-то придумали сделать фото с женским памятником в городе и поняли… что в Хабаровске его просто нет! Мультяшных персонажей на городских прудах и Февронию на набережной не считаем. Но нам очень нужна была тогда фотография с женским памятником – мы задумали сделать необычный календарь. Из ситуации вышли нестандартно: выпилили силуэт из фанеры и фотографировались.
Эта «фанерная дама» позже и стала символом проекта. После того, как мы закрыли гештальт, и все же сделали фото для календаря с женским памятником, я начала ресёрч. Поскольку я работаю с информацией, мне было интересно найти что-то про наших землячек, которые жили в этом городе и совершали открытия. Так один восторг сменялся другим и меня затянуло. Я увидела в этом миссию – передавать информацию дальше, доносить до широкой общественности, «заражать» интересом к нашей истории. Хочу отметить, что на начальном этапе, да и до сих пор, меня поддерживал муж. Кто знает существовал бы этот проект, если бы не он.
— Что происходит с проектом сейчас, что в него входит?
— Проект просветительский, поэтому в первую очередь это социальные сети. Там публикуется информация, которую мне удалось найти о женщинах. Информацию я собираю сама, но подписчики тоже могут предложить кандидатуру. В паблике во ВКонтакте и телеграм-канале я размещаю краткие биографии, прикрепляю фото, если его удалось найти. За шесть лет я написала биографическую справку о 40 хабаровчанках, которые внесли весомый вклад в развитие города. Постепенно из онлайна я стала переходить в оффлайн. В 2019 году мне пришло в голову, что неплохо бы организовать прогулки, что-то вроде экскурсий.
Для этого мне пришлось даже пройти обучение в школе экскурсоводов. Я очень надеюсь в этом году сделать четвёртый прогулочный маршрут, давно его обещала. У меня есть подписчики, которые были прям на всех мероприятиях, и им нужно что-то новое. Очень мотивирует. Также в рамках проекта проводятся лекционы и онлайн-встречи. Все это я провожу за донаты.
Удивительно, но послушать про выдающихся хабаровчанок интересно не только тем, кто живет в этом городе. Онлайн подключаются из других регионов и даже из-за рубежа. Лекционы слушают во Владивостоке, Уфе, Питере, Москве, Литве, Сербии и, по-моему, один раз подключались из США. И мы продолжаем развиваться, добавляем новые рубрики. Вот буквально на днях попробовали новый формат — историческое чаепитие.
— Когда проект выйдет за рамки просвещения и на смену «фанерной даме» придет настоящий памятник?
— Установка первого женского памятника в Хабаровске – это масштабная цель, которая стоит у проекта. Когда все начиналось, я ради интереса посчитала и выяснилось, что в столице Хабаровского края больше 20 мужских памятников, а женских – 0. Учитывая просветительскую работу, которая велась все эти годы, можно с уверенностью сказать, что хабаровчане готовы к появлению в городе нового монумента.
Голосование за первый памятник женщине шло очень активно. В списке было 11 кандидаток. Со внушительным отрывом победила Лия Верета, которая вместе с командой создала иммуноглобулин против клещевого энцефалита. Сейчас мы занимаемся поиском и согласованием места. Стоимость изготовления ростового монумента — около двух миллионов рублей. Это без разработки эскиза, транспортировки и подготовки площадки. Приятно, что многие интересуются и даже предлагают помощь.
— Шесть лет для проекта – это серьезный срок. Что поменялось за это время?
— Просветительский проект «Памятник землячке» работает как круги на воде, которые расходятся от камешка, который мы бросили. Побывал школьник на экскурсии, заинтересовался, рассказал одноклассникам или родителям какой-то факт – это уже победа. Например, что Зинаида Савченко – единственная на Дальнем Востоке женщина, которая работала капитаном речных судов. Есть библиотеки, которые хотят делать встречи и занятия про хабаровских женщин. Совсем недавно, насколько я знаю, проект обсуждали на заседании городского союза женщин.
История каждой женщины вдохновляет и даёт силы, помогает верить в себя! Это в том числе стимул для молодежи не уезжать, потому что они будут понимать: если останутся и сотворят что-то великое здесь, то их тоже будут помнить и называть в их честь улицы, ставить памятники. Важно помнить о наших землячках, потому что это восстановление исторической справедливости.