Поделиться
11 сентября: неочевидные причины обрушения башен-близнецов
Поделиться

Теракт 11 сентября 2001 года, в результате которого погибло около 3 000 человек, является одним из наиболее разрушительных актов насилия в современной истории США. Даже спустя 22 года вокруг него существует множество домыслов, теорий и расследований, стремящихся прояснить картину трагедии.

К примеру, остается открытым вопрос — почему два небоскреба, прошедшие все мыслимые и немыслимые проверки на безопасность, сложились как два карточных домика? Вы скажете, что Всемирный торговый центр не был рассчитан на прямое попадание двух Boeing-767, и будете правы. Однако...

фото: piqsels.com

Структура безопасности

Однако все многоэтажные здания рассчитаны на экстремальные перегрузки, которые должны обеспечить достаточное время для эвакуации людей. Обе башни-близнеца были построены по единому проекту — в качестве основы стен выступало множество высокопрочных стальных колонн, которые образовывали каркас здания. Они хорошо противостояли боковым и ветровым нагрузкам, а также распределяли гравитационную нагрузку с основных колонн. Благодаря этим архитектурным решениям удалось построить огромные, визуально почти невесомые здания — Северная башня возвышалась надо Нью-Йорком на 417 метров, а Южная —  на 415 метров. Для того, чтобы эффективно перемещать людей внутри небоскребов, были организованы т.н. «небесные лобби». Они располагались на 44-м и 78-м этажах небоскребов, до них шли скоростные лифты. Поднявшись до лобби, гости ВТЦ делали пересадку на обычный лифт и добирались до своего этажа. В случае экстренной ситуации быстро спуститься из 110-этажного здания попросту невозможно — потому существует норма, что любое здание выше 52 этажей должно выдерживать минимум 4 часа в случае пожара, частичного обрушения и т.д.

Тем не менее, Северная башня обрушилась через 104 минуты после атаки, а Южная продержалась всего 47 минут. Причем, немедленного обрушения в результате удара Boeing-767 и последовавшего взрыва топлива не произошло. Стальные балки и сама структура зданий компенсировали разрушительный удар, сохранив целостность основной структуры. Согласно официальной версии, причиной катастрофически быстрого обрушения небоскребов стал последовавший за взрывом пожар. Температура горения авиационного керосина составляет около 1100°С, что нарушило целостность структуры стального каркаса... У людей просто не было времени выбраться из небоскреба. Согласно статье экспертной группы инженеров, строителей и ученых «Катастрофа всемирного торгового центра: Был ли тип распыления для противопожарной защиты фактором обвала башен-близнецов?», основной причиной обрушения башен-близнецов стала недостаточная эффективность изоляционных материалов («The World Trade Center Catastrophe: Was the Type of Spray Fire Proofing a Factor in the Collapse of the Twin Towers?»), статья Indoor Built Environment 2001; 10: 350-360.).

А если бы...

«Если бы мы не убрали невероятно мощный огнестойкий асбест и не заменили бы его на мусор, который не выполняет свои функции, Всемирный торговый центр никогда бы не сгорел», — написал в одной социальной сети в 2012 году Дональд Трамп. Что же это за чудесный материал, который должен был спасти ВТЦ? Асбест — это природный минерал, который обладает исключительными огнестойкими качествами. Хризотиловый асбест выдерживает нагрев до 1500°С, имеет низкую теплопроводность и абсолютную негорючесть. Для сравнения, он не горит в доменной печи, где плавят сталь. Даже после превышения максимально допустимого уровня температуры, хризотил не загорается — он просто становится хрупким. Его использовали при строительстве Северной башни (до 32 этажа), но затем от него отказались под давлением местных властей.

Основным аргументом противников асбеста стал якобы вред здоровью, который он наносит в процессе эксплуатации. Портовые власти Нью-Джерси в ультимативном порядке запретили применять асбест при строительстве ВТЦ в 1970-е, и никакие заявления о безопасности конструкции не помогли — в качестве защитного материала были выбраны синтетические аналоги, которые, как показала практика, реальной проверки «боем» не выдержали. Почему же американские власти так ополчились на асбест? Дело в том, что за океаном, в Европе в то время разгоралась антиасбестовая кампания. Она как раз и запустила риторику о вреде минерала, правда, предпочитая не акцентировать внимание на одном важном факте. Существует два вида асбеста, кардинально различающихся по характеру воздействия на здоровье человека. Есть амфиболовый асбест, он представляет собой сложный гидросиликат с молекулой железа в формуле, которая обеспечивает ему стойкость к кислотам. Он не выводится из организма человека годами и может привести к тяжелым заболеваниям. Его активно применяли в Европе, а также экспортировали в США — отсюда и множество случаев заболеваний среди людей. Впрочем, существует второй вид асбеста, хризотиловый. Он представляет собой гидросиликат магния, к кислотам устойчивостью не обладающий. Попадая в респираторную систему человека, хризотил растворяется клетками-уборщиками легких, альвеолярными макрофагами, за короткий промежуток времени и выводится без остатка. Впрочем, это не очень волновало власти Нью-Йорка, ведь антиасбестовое движение, подогретое производителями синтетических аналогов асбеста, стремилось захватить рынок, выдавив всех конкурентов за счет административного ресурса и волны народного возмущения.

Выводы мы оставим делать читателю, добавив, что современные небоскребы на Западе также используют синтетические виды огнезащитных покрытий — печальный опыт катастрофы 11 сентября до сих пор остается не осмысленным в практической плоскости, отвергнутый ради продолжения конкурентного давления на хризотиловую отрасль по всему миру.

Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
В зоне правительственного внимания

Михаил Мишустин посетил Хабаровский край с рабочим визитом. Компанию ему составили министр здравоохранения Михаил Мурашко, министр транспорта Роман Старовойт, министр строительства Ирек Файзуллин и министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Что интересовало государственных менеджеров топ-уровня, каким предстал перед ними Хабаровский край и какие обещания сделали министры во главе с премьером — в обзоре EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор строительной отрасли ДФО – весна 2024

На Дальнем Востоке предполагается развивать жилищное строительство с привлечением крупных федеральных компаний-застройщиков. Комплексная застройка предполагает также возведение социальной инфраструктуры. В рамках преференциальных экономических режимов в регионах создаются новые производства строительных материалов, рассчитанных на удовлетворение спроса на внутреннем рынке.

Читать полностью
Поделиться
Капитальный ремонт 2024: больше площади, больше расходы?

Читать полностью
Поделиться
Когда на Дальнем Востоке девелоперы расстроятся

С декабря 2023 года российский рынок ипотечного кредитования сильно изменился: увеличение первоначального взноса, ограничения программ с господдержкой, а теперь ещё и комиссии для застройщиков, которые должны будут софинансировать ипотеку под сниженный процент, стали серьёзным испытанием для отрасли. Всё это происходит на фоне рекордного строительства жилья на Дальнем Востоке. Может ли лопнуть «застроечный» пузырь, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор стройиндустрии ДФО

Читать полностью
Поделиться
Стройки Хабаровского края – на пути к миллиону «квадратов»

Строительная отрасль – одна из немногих, где результаты видны обывателю невооруженным глазом: строительные краны либо есть, либо нет, дома или строятся или нет. Даже, если судить по этим признакам, то строительство в Хабаровском крае на подъеме – по крайней мере, в городах.

О том, чего удалось добиться и с какими проблемами приходится сталкиваться, на «правительственном часе» в Законодательной Думе Хабаровского края рассказал исполняющий обязанности министра строительства Хабаровского края Алексей Дубов.

Читать полностью
Поделиться
Всё своё: сахалинский застройщик возводит завод ЖБИ в Хабаровском крае

О том, что в Хабаровском крае нужно и должно возводить по миллиону квадратных метров жилья в год, губернатор Михаил Дегтярёв заявил еще в 2020 году. Сейчас сдают порядка 400 тысяч. Увеличению темпов жилой застройки поспособствуют зашедшие в регион федеральные застройщики: «Пик», «Талан» и новые игроки из соседних регионов. Для каждого из них встаёт вопрос обеспечения стройматериалами. Компания «Сахалин-Инжиниринг» решила организовать в крае собственное производство, воспользовавшись преференциями территории опережающего развития (ТОР). Станут ли от этого квадратные метры доступней для населения?

Читать полностью
Поделиться
Градоустройство на марше

В рамках VIII Восточного экономического форума, который прошел во Владивостоке с 10 по 13 сентября, участники и приглашенные эксперты обсудили новый формат презентаций инвестиционного потенциала дальневосточных городов — с помощью детальных мастер-планов. На платформе «Росконгресс Урбан Хаб» состоялась дискуссия, в рамках которой разобрали уже разработанные карты развития трех административных центров — Читы, Якутска и Южно-Сахалинска. На какие тренды и запросы предстоит ориентироваться региональным властям в разработке мастер-планов, и при чем тут диалог с инвесторами, разбиралась редакция EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
11 сентября: неочевидные причины обрушения башен-близнецов

К примеру, остается открытым вопрос — почему два небоскреба, прошедшие все мыслимые и немыслимые проверки на безопасность, сложились как два карточных домика? Вы скажете, что Всемирный торговый центр не был рассчитан на прямое попадание двух Boeing-767, и будете правы. Однако...

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: обзор стройиндустрии ДФО – лето 2023

Читать полностью
Больше материалов