Между проблемами и перспективами
Ситуация под контролем
Напомним, что и в предыдущие годы в Амурской области тенденции развития были разнонаправленными. Оценивая эффективность работы региональных властей по итогам 2013 года, федеральное правительство поставило Амурскую область на 46-место, что позволяет считать ее «середнячком». Регион тянула назад социальная сфера, а по развитию экономики он занял 26-е место. В сельском хозяйстве, напротив, не достигнута часть намеченных показателей: виной всему стали события 2013 года, когда агрокомплекс сильно пострадал от катастрофического наводнения. В течение 2014 года промышленность в Амурской области показывала рост: только ВРП сельского хозяйства достигло до 28 миллиардов рублей, были посеяны рекордные посевные площади и собран небывалый урожай.
Ликвидация последствий наводнения оставалась одной из главных проблем региона и находилась в центре постоянного внимания его властей. В целом решение этой задачи прошло успешно. Амурская область, в отличие от некоторых других регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО), не вызывала каких-либо нареканий со стороны федеральных властей. Сдача жилья, ремонт социальных объектов, восстановление инфраструктуры осуществлялись без нарушения сроков. Губернатор региона Олег Кожемяко держал ситуацию под контролем, постоянно требовал отчетность от муниципальных руководителей, и его подход к делу оказался вполне эффективным.
Хорошие позиции властей Амурской области на федеральном уровне не смогли удержать регион от роста финансовых проблем. Не будет преувеличением сказать, что в Амурской области сложилась напряженная бюджетная ситуация. Областной бюджет не может похвастаться большими доходами, по объему которых он превосходит только самые низкодоходные регионы – Магаданскую область, Чукотский АО и Еврейскую АО. Области не хватает средств на решение всех ее многочисленных проблем, что ведет к росту бюджетного дефицита и долговой нагрузки. В прошлом году внимание центра к Амурской области, к сожалению, не сопровождалось столь же активным финансированием. Большие средства область получила в 2013 году в связи с наводнением, в 2014 году объемы федеральных трансфертов упали более чем в два раза. Наиболее резкий спад произошел по субсидиям – примерно в три раза, что напрямую связано с финансированием конкретных областных проектов из федерального бюджета. На прежнем уровне остались только субвенции. Уменьшились и дотации региону - почти на 40%. В частности, несмотря на явные бюджетные проблемы, центр сократил Амурской области дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которых стало меньше более чем на 20%. Компенсировать столь крупные потери за счет роста собственных доходов Амурская область, разумеется, была не в состоянии. При этом уровень расходов существенно снизить она также не могла.
Говоря о структуре бюджетных доходов Амурской области, стоит отметить, что она не столь сильно зависит от федеральных трансфертов, что, однако, вряд ли ее радует. Собственные налоговые и неналоговые доходы составили в январе-октябре 2014 года 73,7% бюджетных доходов Амурской области. При этом доля поступлений от налога на прибыль в Амурской области ниже средней по России и ДФО - 20,9%. Больше всего – 38,4% собственных доходов региона формируется за счет НДФЛ. В то же время Амурская область является лидером ДФО по доле поступлений от налога на имущество организаций, играющего существенную роль в наполнении ее бюджета (14,7%). Неплохо работает на региональный бюджет и малый бизнес: налоги на совокупный доход дают 6,5% собственных бюджетных доходов региона. Амурская область отличается и заметными поступлениями в бюджет от налога на добычу полезных ископаемых (4,8%). Таким образом, структура бюджетных доходов отражает и заметную роль горнодобывающей промышленности, и развитие малого бизнеса. Но при этом в регионе налицо нехватка крупных налогоплательщиков, которые были бы способны устойчиво формировать основу его бюджета. Крупными налогоплательщиками в Приамурье являются такие компании, как Транснефть (2,8 млрд руб. уплачивает налогов в бюджет), РЖД (4,6 млрд руб.), ГК Петропаловск (3,5 млрд руб.), Бурейская и Зейская ГЭС – (почти 2 млрд руб.).
Как уже было отмечено, дотационность региона не столь велика, но в случае Амурской области это означает ее заинтересованность в увеличении федеральной помощи, которая стала уменьшаться после недавнего максимума. Стабильно в Амурскую область приходят федеральные субвенции, по доле которых в бюджете она является лидером ДФО (6,2%). Но субсидий стало гораздо меньше (6,8%), не так много и дотаций (8,2%, в т.ч. 5,2% - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности).
Учитывая резкое сокращение федеральной помощи, неудивительно, что Амурская область стала в ДФО лидером по снижению бюджетных доходов (они составили в январе-октябре 2014 года лишь 78% от аналогичного периода 2013 года). Главные надежды пришлось возлагать на рост собственных доходов, но он составил только 4,3%. Более того, по налогу на прибыль отмечалось снижение поступлений на 7%, что свидетельствует опять же о проблемах с крупными налогоплательщиками. На улучшение ситуации работали поступления от налога на имущество организаций (рост более чем на 31%), а также более скромный рост поступлений от подоходного налога и налогов на совокупный доход.
При этом, как показывает анализ расходов регионального бюджета, Амурская область остро нуждается в средствах. По уровню долговой нагрузки за 2013 год (86%) область отставала в ДФО только от Чукотки. Бюджетный дефицит в октябре 2014 года составил 26,3%. Область снизила расходы более чем на 4%, но все равно их объем больше, чем на Камчатке, у которой лучше ситуация с финансами из-за значительной федеральной поддержки.
Социальные акценты
Одновременно власти Амурской области постарались выделить больше средств на экономические статьи и, в частности, на дорожное хозяйство. Так, расходы на дороги выросли на 60%. По доле расходов на дорожное хозяйство (8,9%) Амурская область занимает в ДФО второе место после Сахалина. Стоит также отметить, что в Амурской области всегда уделялось большое внимание государственной поддержке сельского хозяйства. Поэтому по доле расходов на сельское хозяйство и рыболовство (4%) этот регион уступает только Якутии.
Тем не менее, Амурской области явно не хватает средств на финансирование образования и ЖКХ. По доле расходов на ЖКХ (11,1%) в ДФО Амурская область ближе к регионам-аутсайдерам. Но, если учитывать тот факт, что ЖКХ должно в будущем перейти на 100% оплату услуг потребителями и бюджет будет компенсировать расходы только социально незащищенных граждан, Амурская область находится на последних местах, потому как здесь идет оплата по тарифу, уже близкому к экономически обоснованному.
Регион занимал по итогам 2013 года третье место в ДФО по доле ветхого и аварийного жилья (7,8%). Превышала 60% доля убыточных организаций ЖКХ. В этих условиях власти региона, понимая проблему, за решением которой к тому же следят федеральные власти, демонстрируют подчеркнутое внимание программе переселения из ветхого и аварийного жилья. В 2015 году эта работа должна быть продолжена.
Заметной стала экономия региональных властей на СМИ, расходы на которые уменьшились в три раза. Сейчас они составляют незначительную долю в бюджетных расходах (0,21%), превосходя в ДФО только Камчатку. В то же время ситуация с финансированием деятельности органов власти выглядит неоднозначно. В прошлом году расходы на общегосударственные вопросы, несмотря на трудности, переживаемые регионом, выросли, но их доля все-таки ниже, чем в ДФО в целом (6,85%), хотя и по-прежнему выше, чем по России.
Режим бюджетной экономии стал еще более заметным при подготовке бюджета на 2015 год. В частности, власти ввели ограничения на оплату расходов во время командировок чиновников, проведено сокращение штата в органах госвласти области и снижение зарплат госслужащим.
Проекты на перспективу
В условиях несбалансированности регионального бюджета, качественное изменение финансово-экономической ситуации в Амурской области начинает все острее зависеть от инвестиций и новых производственных проектов.
В сложившейся ситуации, похоже, что Амурской области придется больше рассчитывать на инвестиции из федерального бюджета и средств государственных корпораций. До сих пор особые надежды были связаны с добычей золота и железной руды, которой занимается международная компания Petropavlovsk. Но резкое ухудшение финансового положения этой компании ведет к торможению ее проектов и угрожает их остановкой.
Государство намерено вкладывать крупные средства в стратегический проект космодрома «Восточный» и модернизацию железнодорожной сети на Дальнем Востоке. Целый ряд новых проектов связан со строительством электростанций, напоминая, что важнейший потенциал региона, который он начал реализовывать в постсоветский период, связан с производством и экспортом в Китай электроэнергии.
Заметную активность в развитии отношений с соседним государством разворачивали и власти Амурской области. Особое внимание при этом было уделено инвестиционному сотрудничеству в сфере переработке сельхозпродукции, одной из таких является «АмурАгроЦентр», развитию туризма – формирование туристско-рекреационного комплекса «Амур» на намывной территории, создаваемой в рамках проведения берегоукрепления и реконструкции набережной реки Амур в пределах города Благовещенск.
Губернатор Олег Кожемяко проводил переговоры с руководством соседней провинции Хэйлунцзян по вопросам инвестиционного сотрудничества. Кроме того, инвестиции в агрокомплекс Амурской области приходят из Японии. В Ромненском районе действует успешный проект АО «Хоккайдо – российский агробизнес-комплекс», основанный на использовании современных технологий в сельском хозяйстве.
Высокие отношения
Разумеется, Амурская область очень нуждается и в том, чтобы «конвертировать» свои хорошие отношения с центром в новые крупные проекты и помощь. В течение года Кожемяко был среди самых активных губернаторов ДФО с точки зрения контактов с правительственными чиновниками. В частности, состоялась его встреча с Дмитрием Медведевым, проводились переговоры с Алексеем Улюкаевым и руководством Минфина, было подписано соглашение о сотрудничестве с Минпромторгом. Кроме того, в связи с наводнением власти Амурской области контактировали с руководством МЧС: Олег Кожемяко и Владимир Пучков участвовали в работе экспедиции, проводившей проверку состояния русел рек Амур и Зея. Регулярные рабочие визиты зампредов Правительства России Дмитрия Рогозина и Юрия Трутнева в регион также благотворно сказались на взаимоотношениях области с федеральной властью.
Крупнейшим мегапроект в области, который находится в сфере особого внимания федеральной власти, является космодром «Восточный». Его строительство обсуждалось на совещаниях Владимира Путина, ситуацию на месте инспектировал Дмитрий Рогозин. При этом пока нельзя сказать, что этот амбициозный проект, призванный снизить зависимость России от Казахстана, разворачивается гладко. Счетная палата установила, что расходы на проект являются завышенными и средства тратят неэффективно. Меняется и структура управления космической отраслью, поскольку на месте Роскосмоса возникла новая государственная корпорация, которая объединена с недавно созданной Объединенной ракетно-космической корпорацией (ОРКК). С другой стороны, уже началось строительство нового города Циолковский, рядом с ЗАТО Углегорск. Планируется, что новый город заселят специалисты, которые будут обслуживать космическую гавань.
Первые запуски с этого космодрома беспилотного летательного аппарата намечены (по первоначальному плану) на декабрь 2015 года, а пилотируемых кораблей – на 2018 год. Космодром станет наиболее дорогостоящим проектом, реализуемым на территории Амурской области. И это само по себе привлекает постоянное внимание федеральных властей к региону, дает ему дополнительные возможности для контактов с центром и продвижения других своих интересов.
Помощь со стороны федеральной власти может, кроме того, прийти в моногорода Амурской области. В проблемную категорию попали два города – Свободный и Райчихинск. Эти города занимают заметное положение в регионе, и их финансирование, безусловно, давно назрело, особенно если оно, в самом деле, приведет к диверсификации их экономики.
В то же время нет еще полной ясности с проектами, продвижением которых занимается Минвостокразвития. На первые позиции вышел горнодобывающий проект группы Petropavlovsk – добыча золота в Селемджинском районе. Именно он попал в число приоритетных инвестиционных проектов, заявки на которые сразу получили одобрение министерства. При этом Амурская область представила один из самых больших списков проектов. Сразу три из них относились к агропромышленному комплексу, еще один – к газопереработке и один – к производству строительных материалов. При такой массе проектов открытым остается вопрос инвестирования.
Дави на газ
Относительно создания в Амурской области территорий опережающего развития пока остается немало вопросов. В списки приоритетных ни одно из предложений региона не попало. В течение года менялись и сами предложения. В конечном итоге область и в данном случае склонилась к проектам в сфере АПК. Было, в частности, предложено создать ТОР «Екатеринославка» в Октябрьском районе. Проект ТОР в Белогорске, который появился в публичном пространстве первым, заявлялся как аграрный.
Новые перспективы формируются также в электроэнергетическом секторе Амурской области. Растет влияние «РусГидро» и его дочерней компании ОАО «РАО ЭС Востока». Сейчас продолжается строительство Нижне-Бурейской ГЭС, окончание строительства запланировано на декабрь 2015 года, готовится проект противопаводковых ГЭС. Наряду с этим вновь стали обсуждаться возможности разработки крупного Гербикано-Огоджинского угольного месторождения, рядом с которым может быть построена электростанция. Несколько лет назад это месторождение было проектом китайской компании Shenhua и российского «Ростоппрома». Сейчас им заинтересовался «Ростех» и, возможно, в проект также вовлекут иностранных инвесторов.
Проекты газопереработки и электроэнергетики способны изменить экономический профиль Амурской области и создать региону новые перспективы, в т.ч. привести к появлению крупных налогоплательщиков и улучшению финансово-бюджетной ситуации. Еще одним крайне важным для региона экономическим субъектом является ОАО «РЖД». Значительные средства могут прийти в Амурскую область в связи с поддержанными правительством намерениями ОАО «РЖД» модернизировать БАМ и Транссиб, в т.ч. за счет средств ФНБ. Впрочем, в текущей конъюнктуре с ОАО «РЖД» связаны и отрицательные новости, поскольку Амурскую область не обошел процесс отмены пригородных электропоездов: важные маршруты были закрыты на Транссибе в самой удаленной, западной части региона. В настоящее время с резкой критикой Москвы в части сокращения маршрутов, возможно, сообщение электропоездов будет восстановлено. Требование о поиске путей решения вопроса сокращения пригородных поездов было высказано Владимиром Путиным в начале 2015 года.
Перспектив у региона много, но ждать быстрых результатов не приходится, поэтому Амурской области нельзя снижать активность в продвижении своих интересов и укреплении связей и контактов с центром, ключевыми ФПГ и китайскими партнерами.
Текст: Ростислав Туровский, доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ