Безальтернативный и нужный
03.07.2017 01:13
Зачем и как проходит северный завоз в Якутии
В связи с природно-климатическими и географическими особенностями Якутии большая её часть не имеет постоянного автомобильного сообщения. Огромные пространства на севере республики, испещренные озерами и речками, не позволяют построить даже грунтовые дороги. Именно поэтому жизненно необходимые грузы, предназначенные для жителей арктических улусов, регион завозит с помощью чрезвычайно сложной системы, которая называется «Северный завоз».
-
Последние пять лет в информационном пространстве страны можно часто заметить заголовки, содержащие беспокойство по поводу возможного срыва северного завоза в улусы Якутии. Власти республики, в первую очередь, связывают эти сложности с переменой климата – обмеление рек стало настоящим бедствием для транспортников. Бывало, что сухогрузы по нескольку месяцев простаивали на одном месте, ожидая подъема уровня воды. При этом свою роль играет изношенность техники: вместо более чем 30 дноуглубительных судов, которые во времена СССР базировались в Якутии, сейчас в строю остается только двенадцать.
После обмеления и срыва навигации в 2013 году более половины объема грузов стали завозить автомобильным транспортом. В 2017 году на наземные перевозки приходится порядка 60% обязательных поставок, или более 7 тысяч тонн. Примерно третью часть – около 4 тысяч тонн – доставят речные суда, и только 219-220 тонн – грузовые самолеты.
В зимнее время для доставки грузов активно используются автозимники. Фуры ездят по руслам замерзших рек, дороги пробиваются в снегу между поселками. Протяженность подобных трасс бывает разная – от нескольких десятков до почти полутора тысяч километров. В сезон 2016-2017 аномальные снегопады и теплая погода не позволили вовремя открыть автозимники в колымской группе улусов, и до некоторых сёл грузы дошли только в апреле.
Именно поэтому сейчас актуальной задачей для республики является пересмотр схемы северного завоза во избежание масштабных осложнений в будущем. Так, уже прозвучало предложение об участии региона в обкатке новой системы завоза, которая должна появиться в северных субъектах страны к концу 2018 года. Основанная на автоматизации и отслеживании грузов, она поможет эффективней планировать грузоперевозки в арктические территории.
«Это поможет упорядочить сбор заявок того, что есть. Соответственно, под эту более реалистическую и понятную картинку того, что надо завезти, можно будет эффективнее планировать финансирование завоза», – объяснил положительные стороны подобной инициативы старший вице-президент — заместитель председателя совета директоров компании «Норникель» Андрей Бугров.
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ЯКУТИЯ?
Вместе с тем, у республики имеются и более конкретные предложения по улучшению северного завоза. Глава Якутии Егор Борисов в мае заявил о необходимости перемен в составлении графика поставки грузов в Якутии — перенести навигацию на как можно более ранние сроки. Однако это чревато другими последствиями — чем раньше происходит покупка товаров, тем больше тратится средств на их хранение. Именно поэтому раньше завоз подводился к осени, чтобы сэкономить на 2-3 месяцах хранения. Однако от подобной практики республика будет отходить.
Кроме того, глава региона обозначил, что объёмы запасов топлива и продуктов на северных территориях республики будут увеличены так, чтобы их хватало на месяц дольше.
«Мы обычно завозили с запасом на первое января, но сегодня опыт показывает, что этого не хватает, особенно для коммунальных хозяйств, поэтому дано поручение увеличить запасы по всем районам на один месяц. Это будет требовать миллиарды рублей дополнительных средств, но мы вынуждены будем на это идти», — пояснил Егор Борисов.
Кроме того, в правительстве республики сейчас обсуждается перенос места накопления грузов из Усть-Кута в Нижний Бестях, на среднее течение реки Лены. В этом случае можно будет избежать задержек в связи с обмелением верховьев реки. Подобные случаи в последние регистрируются всё чаще и, считается, что связано это с вырубкой лесов в Иркутской области.
Народные депутаты Якутии в свою очередь предлагают разработать комплекс мер по развитию местного производства продуктов. Главным образом они обозначили необходимость борьбы с такими минусами, как низкое качество продуктов, завозимых в населённые пункты, нарушение их сроков годности, большую степень износа складов для их хранения. Ситуация усугубляется тем, что для хранения скоропортящихся и боящихся мороза продуктов условий нет, невозможно их сохранить и во время доставки существующей схемой завоза.
Для решения накопившихся проблем республике придётся добиваться выделения средств на северный завоз из федерального бюджета, строить складские помещения, подходящие для хранения картофеля и овощей. Кроме того, в улусах нужны будут пункты переработки местной промысловой продукции, чтобы сохранять её до навигационного периода, либо эффективные схемы её вывозы с отдалённых территорий. Обсуждается возможность введения в качестве адресной помощи жителям северных и арктических районов продовольственных карт.
ИНИЦИАТИВЫ «ЯКУТОПТТОРГА»
В 2016 году объем завоза грузов в республику составил порядка 2 миллионов тонн, из них 1,2 миллиона – для нужд жизнеобеспечения. Большая часть, 505 тысяч тонн, доставлена через Усть-Кут, 66 тысяч тонн – через Нижний Бестях, 78 тысяч тонн – через Северный морской путь, 579 тысяч тонн – перевозки внутри республики.
Если топливо в улусы доставляет одна из подведомственных организаций Госкомжизнеобеспечения – «Саханефтегазсбыт», то доставкой продовольственных товаров занимается акционерное общество «Якутоптторг».
По заявкам операторов – хлебопекарей, предпринимателей и местных администраций – «Якутоптторг» завозит социально значимые продукты питания в 242 поселения более 30 районов республики. В обязательный перечень входят мука, макаронные изделия, сахар, крупы пяти видов, горох, растительное масло, жиры, соль, чай, мясные и рыбные консервы, сухое и сгущенное молоко, переработанные фрукты и овощи – всего 12 наименований. В этом году их нужно завезти свыше 11 тысяч тонн.
Составляются заявки на основании данных Якутстата – количества людей в каждом поселении и норм ежедневного потребления. Кроме основных продуктов поставляется расширенный ассортимент, в который нормативными документами правительства РФ включены колбасные и кондитерские изделия, молочные и кисломолочные продукты, детское питание, свежие овощи, фрукты, яйцо. На 2017 год это 349 тонн. Причем 221 тонна скоропортящихся товаров должна поставляться воздушным транспортом, 88 тонн – грузовыми машинами, 40 тонн – по воде.
После обновления руководства акционерного общества в прошлом году цены на основные продукты в северных и арктических поселках на порядок меньше, нежели могли быть, если бы в них закладывались все провозные расходы. Финансовая нагрузка на население снижается благодаря поддержке правительства Якутии, субсидиям на закуп продовольствия и возмещению затрат по межулусным и внутриулусным перевозкам, транспортным расходам, доставке товаров расширенного ассортимента и муки.
Специалисты «Якутоптторга» пришли к выводу, что завоз социально значимых продуктов питания по воде удешевит транспортную составляющую, только если он пойдет от пункта отправления до пункта назначения без перевалки на мелкосидящие суда грузоподъемными кранами. Но на Яне и Индигирке без этого не обойтись. Поэтому дешевле выходит доставка по зимникам большегрузными машинами.
Для сокращения бюджетных затрат реализация муки, сахара, крупы, соли населению центральной, вилюйской, заречной групп улусов и Оймяконского района с сентября 2017 года будет осуществляться мелкооптовыми партиями.
Сведут к минимуму и дорогостоящие авиационные перевозки расширенного ассортимента социально значимых товаров, теперь их будут доставлять в рефрижераторных контейнерах автомобильным и водным путями. Экономия может достигнуть более 35 миллионов рублей. При этом объем поставок возрастет в 1,8 раза. Кроме того, планируется вводить меры поощрения для добросовестных операторов и, соответственно, для населения в виде снижения отпускных цен за счет уменьшения торговой надбавки.
Все перечисленные меры и планы выдвигаются потому что альтернативы для северного завоза на данный момент нет и механизмов, которые могли бы существенно ускорить процесс в ближайшее время тоже не предвидится. Это отмечает и сам глава республики. Однако, руководство Якутии занимается поиском вариантов более надёжного обеспечения отдалённых территорий всем необходимым.
Айал Яковлев
Теги: