Развитие стартапа можно разбить на три этапа:
1.Идея и теоретические разработки.
2.Коммерциализация. Воплощение в металле (опытный образец).
3.Доработка до требований рынка. Технологическая подгонка к процессу массового производства и организация продаж.
Первый этап обычно реализуется в тех странах, где сильна фундаментальная наука. В первую очередь это США. Много делается и в европейских странах, а в последнее время к ним присоединился и Израиль.
Как ни странно, осталась еще фундаментальная наука и у нас в России. Есть много интересных разработок, в основном в ВУЗах и НИИ. Так что с этим этапом в России все в порядке.
Второй этап – коммерциализация разработки, создание опытного образца «в металле». Вот здесь у нас ситуация хуже, хотя отдельные разработки доходят даже до стадии мелкосерийного производства. Но это скорее исключение из правил. Справедливости ради надо заметить, что в ЮВА дела с этим этапом также не очень хороши. Скажем, в Силиконовой долине или в технопарке в Хайфе все гораздо лучше. Причины наших неудач – сильная забюрократизированность системы.
Во-первых, система технопарков эффективно отсекает бесперспективные проекты. Процедура приема в члены технопарка довольно сложна. По каждому новому участнику принимается отдельное решение специальной комиссией. И решение принимается на основании результатов дотошной проверки. Но это в традициях «Большого Китая». Так, в Сингапуре каждый контракт с иностранным инвестором тщательно анализируется, прочитывается и только потом по нему принимается решение.
Во-вторых, в технопарках в одном месте сконцентрированы капитал, квалифицированный персонал и близость к науке. Все это дает серьезную фору участникам процесса.
В-третьих, основным принципом работы в технопарках давно стал принцип «одного окна». Все проблемы компании решаются руководством технопарка. Смысл существования администрации именно в том, чтобы максимально облегчить жизнь стартапам и играть роль «доброго ангела» на протяжении всей жизни компании.
Для финансирования стартапов существуют специальные фонды. Так, в технопарке в Синьчжу этим занимается фонд Industrial Technology Investment Corporation (ITIC). Он же скупает новые технологии, и в первую очередь за пределами Тайваня. А для того чтобы вовремя приобрести ключевые технологии, руководство Тайваня отслеживает ситуацию с новыми разработками по всему миру. И этим занимается государственный Центр промышленных и экономических знаний (Industrial and Economic Knowledge Center).
Надо заметить, что в основе работы тайваньского руководства, как, впрочем, и руководства всех азиатских драконов, лежит здоровый прагматизм. Если государственная собственность работает лучше частной, используют госсобственность, если частная собственность более эффективна, используют ее. Все это резко отличается от политики российского правительства «младореформаторов», которые умудрились эффективно разрушить советское наследство, но взамен ничего не предложили.
Книга «Железного Ли» стала учебником по всем экономическим вопросам для стран, желающих повторить путь Сингапура из заштатного, измученного нищетой и коррупцией региона в мир процветания и развития.
Вот как работали люди Ли Кван Ю с привлекаемыми инвесторами: «Когда представители компании «Хьюллет–Паккард» вели переговоры о строительстве фабрики, они решили первоначально взять в аренду два верхних этажа шестиэтажного здания. Лифт для подъема большого технического оборудования нуждался в трансформаторе, которого у нас к моменту визита самого господина Хьюлетта не было. Вместо того чтобы заставить его подниматься на шестой этаж пешком, сотрудники УЭР проложили огромный кабель из соседнего здания, и в день его визита лифт работал. «Хьюллет–Паккард» основал предприятие в Сингапуре».