Данные по добыче золота на Дальнем Востоке за первое полугодие, планы по освоению месторождений и информация по продаже активов в отрасли – в актуальном бюллетене EastRussia
В ряде регионов ДФО зафиксировано сокращение добычи драгметаллов. Неопределенность в отрасли усиливается после введения эмбарго на российское золото рядом стран.
За январь-май 2022 г. недропользователи Магаданской области выпустили 13,76 тонн золота, что на 3% меньше, чем за аналогичный период 2021 г. Объем добычи рудного драгметалла на Колыме составил 12,38 тонн, на россыпях было добыто 1,37 тонн. При этом добыча серебра за отчетный период выросла на 14%, составив 283 тонны.
Кроме того, за пять месяцев года в Магаданской области на 9% сократилось производство цветного металла - до 3 387,5 тонн. В том числе выпуск свинца за отчетный период составил 1 679,5 тонн, цинка – 1 595 тонн, меди – 113 тонн. Производство цветных металлов осуществляется АО «Серебро Магадана» (входит в АО «Полиметалл») на месторождениях Дукат и Перевальное в Омсукчанском городском округе.
В Чукотском АО в январе-мае 2022 г. производство золота сократилось на 9% по отношению к аналогичному периоду 2021 г., составив 8 129,9 кг. АО «Чукотская горно-геологическая компания» (Highland Gold Mining) на месторождении Купол снизило добычу на 25%, до 3 396,8 кг золота. ООО «Северное золото» (также Highland Gold Mining) на месторождении Двойное произвело 537,2 кг золота, что в два раза меньше, чем за аналогичный период 2021 г. На этом месторождении ведется остаточная переработка ранее добытой руды.
Кроме того, почти в два раза снизил производственный показатель «Рудник Валунистый» (ООО «Золотые проекты») – до 353,8 кг золота. Сокращение производства «ЗК Майское» составило 3%, до 1 893,6 кг, а «Рудник Каральвеем» напротив, на 3% увеличил производство - до 689,3 кг. Тем временем АО «Базовые металлы» обеспечило на новом месторождении Кекура 1 239,1 кг (в январе-мае прошлого года объем добычи составил 556,6 кг). На россыпях на Чукотке за пять месяцев года было добыто 20,1 кг драгметалла.
Также на Чукотке за пять месяцев на 9% снизилось производство серебра – до 39,840 тонн. «Чукотская горно-геологическая компания» произвела 34,794 тонны (снижение на 9%). В 1,7 раз сократило производство «Северное золото» - до 897,5 кг. Рост продемонстрировал «Рудник Валунистый» - на 18%, до 3,898 тонн. «Рудник Каральвеем» отчитался о выпуске 72,9 кг, а «Базовые металлы» - 177,8 кг.
В Амурской области в январе-мае 2022 г. было произведено 5 861,8 кг золота, что соответствует результату за аналогичный период 2021 г. В том числе за пять месяцев в регионе было выпущено 5 245,1 кг рудного драгметалла. Так, ООО «Маломырский рудник» произвело 1 455 кг, АО «Покровский рудник» - 1 904 кг, ООО «ТЭМИ» - 900 кг (все предприятия входят в ГК «Петропавловск»). Результат ООО «Березитовый рудник» составил 612,2 кг, тогда как АО «Прииск Соловьевский» - 374 кг драгметалла. Объем добычи на россыпях в Приамурье составил 616,7 кг, основная доля (407 кг) была добыта компанией «Прииск Соловьевский».
Рост добычи золота в первом полугодии зафиксирован в Приангарье. В регионе было добыто 10 179,5 кг золота - на 7% больше, чем за аналогичный период 2021 г. В частности, на 9%, до 7 714,3 кг, выросло производство рудного золота, в то время как на россыпях добыча сократилась на 1%, до 2 465,3 кг. Производственный результат АО «Полюс Вернинское» составил 4 801 кг, ПАО «Высочайший» - 1 093,3 кг, а его дочернего ООО ГРК «Угахан» - 1 232,1 кг.
Тем временем в Якутии совместное предприятие ПАО «Селигдар» и госкорпорации «Ростех» - ООО «Белое золото», приступило к проведению геологоразведки на новом месторождении Кючус в Якутии (Усть-Янский и Верхоянский районы). Выполнять работы и осуществлять геологическое сопровождение проекта будет «Хабаровское геологоразведочное предприятие», входящее в АО «ОГК Групп». На месторождении было пробурено 46 скважин общим объемом более 14,5 тыс. погонных метров. Запасы золота Кючуса оцениваются в 70,919 тонн (категория С1) и в 38,416 тонн (С2) для открытой разработки, в 65,927 тонн для подземной добычи (по С2), забалансовые запасы (С2) – в 2,647 тонн.
Тем временем ООО «НГК Ресурс» в прошлом месяце завершило расширение мощностей ГОКа на месторождении Полянка в Хабаровском крае (Николаевский район) - до 3 млн тонн руды в год. Производительность обогатительной фабрики при этом выросла до 1,7 тонн золота. В рамках проведенных работ был расширен карьер и модернизирован дробильно-сортировочный комплекс, увеличена протяженность конвейера для транспортировки руды. По итогам пяти месяцев текущего года предприятие выпустило 192,6 кг золота, что на 24,2% меньше, чем за аналогичный период 2021 г. Балансовые запасы месторождения составляют 40,651 тонны золота и 76,1 тонны серебра.
В отрасли продолжается продажа активов, ранее принадлежавших иностранным инвесторам. В июне канадская компания Kinross Gold продала все свои активы в Чукотском АО (месторождения Купол и Двойное) и в Хабаровском крае (месторождение Чульбаткан) компании Highland Gold Mining (HGM) В.Свиблова за 340 млн долларов США. При этом 40 млн долларов поступят в качестве отложенного платежа, который должен быть направлен продавцу через год после закрытия сделки. Первоначальная стоимость сделки составляла 680 млн долларов, включая 100 млн долларов в виде единовременного платежа, оставшиеся 580 млн долларов предполагалось получать в качестве ежегодных выплат в течение 2023-27 гг.
Тем не менее, после рассмотрения сделки подкомиссией правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ ее стоимость была снижена в два раза. Условием продажи стало то, что стоимость сделки не превысит 340 млн долларов.
После заключения сделки компания HGM продала ПАО «Полюс»[1] 100% доли в месторождении Чульбаткан в Хабаровском крае (район им. Полины Осипенко), стоимость этой сделки не уточнялась. Запасы данного месторождения оцениваются в 2 964 тыс. унций золота (56,4 млн тонн руды) при содержании 1,6 г/т. Добычу драгметалла на Чульбаткане планируется осуществлять открытым способом с применением метода кучного выщелачивания.
Согласно предварительному ТЭО, ожидаемый объем производства на месторождении в течение семи лет отработки объекта составит порядка 2 млн унций золота. Kinross Gold владел лицензией с 2019 г.[2] В HGM продажу объясняли необходимостью привлечения значительных ресурсов в проект. Так, в феврале 2021 г. в Kinross Gold оценивали объем инвестиций в его запуск в 500 млн долларов.
Также в июне компания из Армении ООО «Фар Ист Голд» стала собственником двух компаний, работающих на Дальнем Востоке, - ООО «Желтугинская ГРК» (Забайкальский край) и ООО «Курилгео» (Сахалинская область), которые ранее принадлежали международной группе Solway[3]. «Желтугинская ГРК» является оператором проекта по добыче золота в отвалах Ключевского месторождения (Могочинский район). «Курилгео» ведет добычу серебра на Курильских островах (месторождение Айнское на острове Уруп).
При этом компания «Фар Ист Голд» была зарегистрирована недавно - в апреле 2022 г. В Solway А.Бронштейна[4] заявили о закрытии проектов в РФ в марте. По неподтвержденным данным, конечными бенефициарами новой, зарегистрированной в Армении, компании могут также являться структуры, связанные с А.Бронштейном.
В последние месяцы усилилось влияние санкционных ограничений на отрасль. В начале июня в санкционный список Минфина США были внесены А.Мордашов, члены его семьи и принадлежащие им активы, включая золотодобывающую компанию Nordgold SE (контрольная доля - у супруги олигарха М.Мордашовой). Сделки с Nordgold должны были быть закрыты до 1 июля текущего года. Санкции влекут осложнения при осуществлении международных торговых операций компании. При продаже золота вне биржи компания может столкнуться с необходимостью предоставлять скидки покупателям.
Также в рамках нового пакета санкций США был запрещен импорт российского золота, за исключением золота, до 28 июня уже находившегося за пределами РФ. Эмбарго на золото поддержали Великобритания, Канада и Япония. Ввести ограничения на импорт также намерены Австралия и Евросоюз. Экспорт российского золота был существенно ограничен еще в марте, тогда Лондонская ассоциация рынков драгметаллов лишила российских производителей статуса надежных поставщиков. Под санкции также ранее попали операции с драгметаллом при участии Центробанка РФ.
Эмбарго ужесточает условия деятельности крупных дальневосточных предприятий, специализирующихся на золотодобыче. Следует отметить, что стоимость золота на Нью-Йоркской товарной бирже 5 июля снизилась на 2,1%, до 1763,90 долларов США за тройскую унцию, что стало рекордно низким показателем за первую половину 2022 г.
При этом добытчики золота в расчете на внутренний рынок ожидают, что государство начнет закупать металл по мировым рыночным ценам (в настоящее время Центробанк устанавливает дисконт в 15%). По данным ФТС, в 2021 г. экспорт золота в РФ превысил 300 тонн на 17,5 млрд долларов США, большая часть оборота пришлась на Великобританию (266 тонн за 15,5 млрд долларов США).
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В настоящее время 46,35% - у Фонда поддержки исламских организаций, 29,99% - у группы «Акрополь» А.Паланкоева.
[2] До 2019 г. принадлежало компании N-Mining, бенефициаром которой считается бывший генеральный директор «Полюса» Е.Иванов.
[3] Solway Investment Group Limited – международная компания, специализирующаяся на горнодобыче и металлургии, базируется в Швейцарии. Основатель и председатель совета директоров – А.Бронштейн. Активы компании расположены в Северной Македонии, Украине, Индонезии и Гватемале.
[4] В прошлом (2003-07 гг.) – член совета директоров компании «СУАЛ-Холдинг».
В рыбной отрасли сохраняются разногласия по поводу необходимости реализации второго этапа программы инвестиционных квот в текущих экономических условиях. Существуют опасения, что его реализация нанесет существенный урон небольшим участникам рынка. Рыбопромышленники предлагают снимать административные барьеры на фоне сокращения экспорта. Несмотря на неблагоприятные прогнозы, в ряде регионов пока наблюдаются высокие уловы в рамках стартовавшей в июне путины.
В рыбопромышленной отрасли выражают недовольство существующими административными ограничениями, которые могут нанести урон деятельности предприятий. В Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья (АРПП, глава – А.Мартынов) в мае выразили обеспокоенность требованиями к рыбопромышленникам по экологической экспертизе, начавшими действовать с прошлого года для специализирующихся на добыче лосося предприятий. АРПП видит в них наличие рисков срыва промысла лосося. Требования экологической экспертизы предполагают, что рыбаки должны предъявлять документы, подтверждающие, что вылов и производственная деятельность не оказывают негативного воздействия на акваторию добычи. Главным показателем является объем добычи. При этом для лососевых рыб законодательно объем добычи ограничен только в рекомендательном (и он часто корректируется), а не в обязательном порядке.
А.Мартынов указывает на то, что для добытчиков лосося проведение требуемой экспертизы технически невозможно. В частности, в силу корректируемого рекомендательного объема вылова реально выловленный объем может быть отличным от зафиксированного в документах, что сделает заключение недействительным. Для рыболовства также отсутствует перечень документов для проведения экспертизы.
В АРПП заявили о намерении просить Генпрокуратуру отказаться от штрафов для рыбопромышленных предприятий до внесения изменений в законодательство. Минприроды и Минсельхоз уже подготовили поправки, исключающие определенные сегменты рыболовства из экологической госэкспертизы. В Минприроды готовы исключить из требования госэкспертизы документы для вылова рыбы разных видов, по которым не установлен общий допустимый объем. Опасения участников отрасли связаны и с тем, что регуляторные ограничения, в том числе по экологической госэкспертизе, могут привести к концентрации добычи лосося в распоряжении крупных компаний, уходу с рынка небольших предприятий.
Помимо того, беспокойство рыбопромышленников вызывает ожидание в текущем году низкой путины. В сезоне 2022 г. планируется добыть 322 тыс. тонн лососевых (в 2021 г. – 539 тыс. тонн, в 2020 г. – 299,2 тыс. тонн). Хотя на внутреннем рынке присутствует переработанная и замороженная рыба, добытая в путину 2021 г., цена на продукцию в текущем году может вырасти в связи с увеличением производственных и логистических затрат, снижением предложения.
Глава Росрыболовства И.Шестаков не исключил возможность введения экспортных ограничений в отношении красной икры для обеспечения внутреннего рынка. В 2021 г. в стране было произведено 22,6 тыс. тонн красной икры (в два раза больше, чем в 2020 г.). При этом в целях борьбы с незаконным оборотом икры в июле Госдумой был принят в третьем чтении законопроект, в порядке эксперимента ограничивающий вывоз из Камчатского края красной икры непромышленного изготовления в авиабагаже и ручной клади – не более десяти килограммов на человека.
Следует отметить, что снижение объемов добычи лососевых ожидается не во всех регионах. Так в Сахалинской области прогнозируется подход 121 тыс. тонн лососей всех видов (в 2021 г. было добыто свыше 57 тыс. тонн лососевых). Напротив, на Камчатке ожидают небольшие подходы лосося – 150 тыс. тонн (наиболее низкий уровень за последние пять лет), что, впрочем, рассматривается как норма для четного года (в 2021 г. было добыто 440 тыс. тонн, что стало рекордным результатом за историю наблюдений). В Хабаровском крае ожидается добыча 40 тыс. тонн лососевых, в Магаданской области – 4,46 тыс. тонн, в Чукотском АО – 3,6 тыс. тонн, в Приморском крае – 2,1 тыс. тонн.
Тем не менее, в Росрыболовстве отмечают успешный старт лососевой путины в текущем году – к 21 июня вылов превысил 8,26 тыс. тонн, что в три раза больше выловленного за данный период объема в прошлом году. В частности, повышение объема по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет было зафиксировано в регионах с небольшими показателями: в Хабаровском крае – 7,5 тонн (в 2021 г. – 2,67 тонн, в 2020 г. – 1,17 тонн), в Чукотском АО – 3,6 тонн (в 2021 г. – нулевой показатель, в 2020 г. – 0,5 тонн).
К 1 июля темпы вылова лосося на Дальнем Востоке более чем в два раза опережают результат за аналогичный период 2020 г. (до 11,7 тыс. тонн). При этом в основном регионе вылова - на Камчатке с начала путины 1 июня к началу июля было добыто 10,4 тыс. тонн (в 2,6 раз выше уровня аналогичного периода 2020 г.).
В ВАРПЭ также считают избыточными требования по экологической экспертизе в отношении марикультуры. Ассоциация полагает необходимой отмену требования для рыбодобывающих предприятий проводить государственную экологическую экспертизу документации, обосновывающей хозяйственную деятельность в сфере пастбищной аквакультуры. Для марикультурных предприятий высокозатратным является проведение экологической экспертизы для каждого рыбоводного участка. В зависимости от количества привлеченных экспертов к подготовке заключения экологической экспертизы стоимость услуги составляет 250-450 тыс. рублей за один рыбоводный участок. С учетом затрат на подготовку необходимой документации стоимость возрастает до 1,5-2 млн рублей на один участок. В частности, в Приморском крае в настоящее время на 300 рыбоводных участков работает порядка 100 предприятий марикультуры.
Тем временем в июне в Госдуме во втором и третьем чтениях поддержали законопроект, предусматривающий введение электронных промысловых журналов и электронных разрешений на промысел водных биоресурсов, что, как предполагается, должно способствовать снятию административных барьеров в отрасли. Электронный промысловый журнал является механизмом, с помощью которого рыбодобывающие предприятия могут в электронной форме предоставлять данные о добыче, приемке, перегрузке, транспортировке и хранении уловов, производстве рыбной продукции.
Закон должен вступить в силу в марте 2023 г. При этом законопроектом вводится переходный период до 1 декабря 2023 г., в течение которого допускается выдача разрешений и ведение промыслового журнала в бумажном виде. В настоящее время выдачу разрешений на промысел осуществляют пять территориальных управлений Росрыболовства, располагающиеся на расстоянии до 3 тыс. морских миль от районов промысла (для их доставки приходится прибегать к дорогостоящим услугам по перевозке), в то время как наличие на борту судна оригиналов данных документов в бумажном виде является обязательным условием для ведения промысла.
Крупные рыбопромышленники рассчитывают получить дополнительную господдержку для строительства рыбопромысловых судов. Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) в мае обратилась в Минсельхоз с просьбой распространить льготное кредитование для аграриев на инвесторов в строительство рыбопромысловых судов. Такая мера потребует 66 млрд рублей из федерального бюджета (на возмещение кредитным организациям недополученных доходов в размере 100% ключевой ставки ЦБ). Льготный кредит предлагается предоставлять не более чем на десять лет.
АСРФ предлагает Минпромторгу проработать возможности перераспределения предусмотренных средств для реализации механизма льготного кредитования. В АСРФ такую необходимость объясняют тем, что санкции и запреты на поставку импортного оборудования ведут к существенным задержкам в постройке судов. При этом в ассоциации подчеркивают, что рыболовные суда и оборудование для них уже были обозначены правительством в числе приоритетных направлений, для которых предусмотрены льготы по кредитованию.
В данных целях будет необходимо внести изменения в постановление правительства №1528 от 2016 г., предусматривающее субсидирование кредитов для сельхозпроизводителей, и вписать в него инвестиционные кредиты под приобретение или строительство судов рыбопромыслового флота (включая покупку оборудования, оплату работ и услуг). В настоящее время при строительстве промыслового флота доля заемных средств составляет 85% (средний уровень ставки – порядка 5% годовых), общая потребность в кредитах для завершения строительства оценивается в 150 млрд рублей. На льготное кредитование сельхозпроизводителей в текущем году уже было дополнительно направлено 25 млрд рублей.
В то же время инициативу АСРФ не поддерживают во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), где считают, что таким образом с инвесторов будут сняты все риски. В аграрной отрасли механизм льготного кредитования является способом компенсации части затрат, но в рыбопромышленной отрасли в качестве льготы рассматриваются предоставляемые инвестиционные квоты.
Между тем в ВАРПЭ обеспокоены ситуацией в сфере добычи крабов. Ассоциация в очередной раз заявляет о необходимости перенести сроки реализации второго этапа программы инвестиционных квот, в рамках которого предполагается распределить еще 50% от общего объема добычи краба, на фоне сужения экспортных рынков для водных биоресурсов в текущей ситуации. В ВАРПЭ оценивают потери рыбной отрасли в 4,3 млрд долларов в год.
Так, компания «Маг-Си Интернешнл» М.Котова (ведет добычу в Дальневосточном бассейне) сообщила о проблемах со сбытом замороженного краба в США, допустив временное прекращение промысла в августе. В Ассоциации добытчиков краба (президент – А.Дупляков) заявили об отсутствии - на фоне необходимости осваивать квоты - определенности по вопросу сбыта продукции. Поставки в США и страны ЕС (до 48% всего крабового экспорта) осложнились в марте (срок вступления в силу ограничений на поставку данной продукции наступил 23 июня), в том числе и по ранее заключенным контрактам, на что повлияло разрушение существующих логистических цепочек. С января по конец мая текущего года в РФ было добыто 31,5 тыс. тонн краба (результат за весь 2021 г. – 96 тыс. тонн).
Для крабодобытчиков Дальнего Востока сохраняется возможность поставлять живого краба на азиатские рынки (для Северного бассейна такой вариант не рассматривается из-за удаленности рынков сбыта). Тем не менее, в «Маг-Си Интернешнл» отмечают, что суда дальневосточных компаний предназначены для выпуска замороженной продукции в рассоле, и их потребуется переоснащать для переработки крабов, востребованных на азиатских рынках, для чего потребуется импортное оборудование, а его ввоз в текущих условиях затруднителен.
Перенаправление объема, предназначенного для США и ЕС, на внутренний рынок также проблематично, из-за существующих в российском законодательстве ограничений на содержание природного мышьяка в продукции, тогда как законодательство ЕС и США отделяет природный мышьяк от химического (у ракообразных мышьяк является частью жизнедеятельности). Кроме того, внутренний рынок для данного вида продукции не столь емкий. В настоящее время добытчики отправляют значительную часть улова на склады, мощности которых ограничены, учитывая, что дополнительные холодильные мощности из-за проблем с логистикой требуются также для минтая и для лососевых.
Против проведения второго этапа программы инвестиционных квот для крабов, моллюсков и прочих беспозвоночных также выступили в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), его президент А.Шохин направил соответствующее обращение в администрацию президента. Он отметил, что проведение второго этапа может лишить производственного ресурса 115 предприятий Дальнего Востока, из которых 99 являются субъектами малого и среднего предпринимательства. На текущий момент право добычи закреплено за предприятиями до 2033 г., что дает им возможность добывать свыше 62 тыс. тонн ежегодно. В свою очередь, в Росрыболовстве продолжают настаивать на необходимости скорейшего принятия законопроекта о втором этапе программы, глава ведомства И.Шестаков заявляет, что мера позволит обеспечить обновление флота до 80% по мощности, если отбор заявок удастся произвести уже в 2023 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
В ДФО наблюдается снижение доходов населения, и сохраняется высокий уровень безработицы. На федеральном уровне предлагаются такие меры поддержки, как увеличение финансирования создания и модернизации социальных объектов, поддержка строительства жилья, в том числе с помощью программ «Дальневосточная ипотека» и «Дальневосточный квартал». Дополнительная финансовая помощь потребуется регионам для поддержки граждан, пострадавших от стихийных бедствий.
В дальневосточных регионах в первом квартале текущего года наблюдалось снижение доходов граждан, что характерно и для страны в целом. Так, только три региона ДФО – Якутия, Амурская область и Чукотский АО, а также Иркутская область, продемонстрировали положительную динамику реальных денежных доходов населения в первом квартале 2022 г. (Таблица 1). В регионах, где был все же зафиксирован прирост, он обычно являлся незначительным – только в Якутии составил 4,2%, а в остальных субъектах не превысил 2%. В то же время в наибольшей степени реальные доходы снизились в Еврейской АО (показатель – 95,3%) и Камчатском крае (96,6%).
При этом во всех дальневосточных регионах и в Иркутской области в апреле (к декабрю 2021 г.) наблюдался рост потребительских цен на товары и услуги (Таблица 2). В Бурятии и Иркутской области рост превысил среднероссийский показатель (112,7% и 112,5% соответственно, в РФ - 111,7%). В северных Чукотском АО и Магаданской области зафиксированы наиболее низкие темпы роста цен.
Зато в марте все дальневосточные регионы и Иркутская область демонстрировали положительную динамику среднемесячной заработной платы работников организаций (Таблица 3), лидерами роста являлись Иркутская область (+25,5%), Забайкальский край (+22,4%), Якутия (+18,4%) и Бурятия (+17,7%).
Наиболее высокий уровень безработицы на Дальнем Востоке сохраняется в Забайкальском крае и в Бурятии (9,6% и 7,8% к численности рабочей силы соответственно, данные за февраль-апрель 2022 г., Таблица 4). Также высокий уровень безработицы, существенно превышающий среднероссийский показатель (4,1%), наблюдается в Якутии (7,1%), Еврейской АО (6,1%), Иркутской области (5,6%). Уровень безработицы превысил 4% в Сахалинской (4,9%), Магаданской (4,8%) и Амурской областях (4,3%). Наиболее низкий уровень характерен для Чукотского АО (1,8%), при наименьшей численности рабочей силы в целом (29,5 тыс. человек).
В настоящее время часть регионов вновь несет дополнительные социальные издержки, связанные с чрезвычайными ситуациями природного характера. По этой причине в весенне-летний сезон дополнительная поддержка требуется регионам для ликвидации последствий стихийных бедствий. Так, в Якутии предварительный ущерб от весеннего паводка на реке Лена оценивают в 178,6 млн рублей. В результате паводка пострадали 19 населенных пунктов в шести районах республики (Намский, Кобяйский, Горный, Олекминский, Мегино-Кангаласский, Усть-Алданский районы) и в городском округе Якутск. В том числе было затоплено свыше 200 жилых домов и четыре объекта ЖКХ. На проведение неотложно-восстановительных работ потребуется свыше 130 млн рублей, на ремонт дорог – более 38 млн рублей, а на оказание единовременной материальной помощи – порядка 8 млн рублей.
Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в июне поручил главе Якутии А.Николаеву оказать помощь жителям, пострадавшим в ходе паводка, взяв ситуацию под личный контроль. В целом в зону затопления в Якутске попали более 138 дворовых территорий, 98 домов, где проживает 772 человека. Также регионам, пострадавшим от природных пожаров, в первую очередь, Иркутской области, предстоит оценить ущерб инфраструктуре и подсобным хозяйствам до 1 октября текущего года, а до 1 июля предоставить единовременную материальную помощь в связи с утратой имущества и выплатить компенсации пострадавшим.
Регионы получают дополнительные средства из федерального бюджета и на строительство социальных объектов. Иркутской области в 2022-23 гг. будет выделена субсидия в размере порядка 3,5 млрд рублей на создание новых мест в общеобразовательных организациях. В том числе более 600 млн рублей предполагается направить на строительство зданий для трех школ в Иркутске (№53 на 500 мест, №57 на 500 мест и №75 на 200 мест) и 2,8 млрд рублей на строительство трех школ общей наполняемостью свыше 4 тыс. учащихся в Иркутске, Иркутском районе и в Братске.
Также в 2024-25 гг. Иркутская область получит дополнительный лимит инфраструктурного бюджетного кредита в размере 989 млн рублей на строительство школы на 1 275 мест в Тайшете в рамках нового жилого микрорайона «Миниполис» (78,7 тыс. кв. м жилья). Общая стоимость строительства школы составляет 2,34 млрд рублей, работы предполагается начать в 2022 г., а завершение намечено на 2024 г.
Следует отметить, что в Иркутской области льготу по налогу на имущество будут предоставлять организациям, реализующим проекты по созданию инновационной образовательной среды – университетских кампусов. Ставка налога для таких организаций будет снижена до 50%. Данный региональный закон вступает в силу с января 2023 г. Для создания университетского кампуса правительство Иркутской области готовит заявку совместно с Иркутским техническим университетом (ИРНИТУ) и Иркутским государственным университетом (ИГУ). В Иркутске в настоящее время насчитывается 70 тыс. студентов, из них 12,3 тыс. студентов проживают в общежитиях, а еще 7,9 тыс. нуждаются в жилье.
Ряд регионов получит средства на строительство детских садов с яслями в 2022 и 2023 гг. Наибольший объем средств предусмотрен для Якутии – по 36,6 млн рублей в 2022 г. и в 2023 г. Также лидерами по объему выделенных средств являются Бурятия, которой будет направлено на данные цели 46,4 млн рублей в 2022 г., и Приморский край (по 12 млн рублей в 2022 г. и в 2023 г.). Забайкальский край получит 5 млн рублей в 2022 г. и 10,1 млн рублей в 2023 г., Хабаровский край – по 3,5 млн рублей в 2022 и 2023 гг., а Амурская область – 7,8 млн рублей в 2022 г.
Между тем Газпромбанк и правительство Сахалинской области договорились о сотрудничестве по проекту строительства объектов здравоохранения с применением механизма концессии. Запланированные объекты включают детскую поликлинику в Южно-Сахалинске, поликлинику для взрослых и детей в селе Хомутово, амбулаторно-поликлинический комплекс в Холмске и поликлинический корпус в Углегорске. Общая площадь инфраструктурных сооружений может составить порядка 40 тыс. кв. м. Объем капитальных затрат оценивается в 5 млрд рублей.
Что касается программы «Дальневосточной ипотеки», то отмечается высокий спрос на кредиты с целью строительства индивидуальных домов. По состоянию на июнь, на индивидуальное жилищное строительство в ДФО было выдано 4 084 кредита на сумму 19,3 млрд рублей. При этом доля кредитов на ИЖС составляет 9,4% от общего количества выданных по программе средств. Лидерами по количеству поданных заявок и выданных кредитов на строительство индивидуального жилья выступают Якутия (1 979 кредитов), Приморский край (564 кредита), Забайкальский край (406 кредитов). Средняя сумма кредита на строительство дома составляет 4,73 млн рублей.
Отдельные регионы вводят дополнительные меры поддержки для ИЖС. На фоне роста стоимости строительных материалов власти Чукотского АО увеличили размер поддержки индивидуального жилищного строительства. Жители региона могут получить возмещение затрат после доставки домокомплекта в округ и по завершении строительства. Следует отметить, что в начале текущего года лидерами по динамике строительства жилых домов (с учетом ИЖС) в ДФО стали Магаданская область, Приамурье и Забайкалье (данные за январь-апрель, Таблица 5).
При этом «ДОМ.РФ Девелопмент» рассматривает возможность строительства социального жилья в регионах. «ДОМ.РФ» предлагает без конкурсных процедур передавать регионам построенное жилье по нормативной цене, установленной Минстроем РФ, для дальнейшего использования для расселения аварийного жилья, передачи детям-сиротам, для решения проблем очередников, создания арендных домов. Тем не менее, в этих целях необходимо внести изменения в федеральное законодательство. Во Владивостоке «ДОМ.РФ Девелопмент» намерен реализовать проект на участках в бухте Патрокл общей площадью 30,3 га с градостроительным потенциалом 407 тыс. кв. м жилья.
На увеличение объемов жилищного строительства, в том числе на рост предложения квартир на рынке новостроек для участия в программе «Дальневосточной ипотеки», рассчитана программа «Дальневосточный квартал», которую предполагается реализовывать с применением механизма ТОР. Так, в целях запуска программы расширены границы сахалинской ТОР «Южная», где общий объем инвестиций оценивается не менее чем в 55,4 млрд рублей. Проект предполагается реализовать в 2022-29 гг.
Также для реализации проектов жилищной застройки предусмотрено расширение границ ТОР «Приамурская» в Амурской области и ТОР «Камчатка» в Камчатском крае. Площадь жилого комплекса в Благовещенске должна составить 96 га, инвестиции - 48,4 млрд рублей, а в Петропавловске-Камчатском «дальневосточный квартал» планируется возвести на участке площадью 16 га с объемом вложений порядка 9,5 млрд рублей. В Бурятии в состав ТОР предполагается включить участок площадью 38 га в Улан-Удэ. Технико-экономические параметры проектов предполагается определить после проведения конкурсов среди застройщиков.
Таблица 1. Динамика реальных денежных доходов населения, первый квартал 2022 г., в % к соответствующему периоду 2021 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
99,0 |
Сибирский федеральный округ |
100,2 |
Иркутская область |
101,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
99,2 |
Республика Саха (Якутия) |
104,2 |
Амурская область |
100,6 |
Чукотский авт. округ |
100,5 |
Приморский край |
99,8 |
Сахалинская область |
99,2 |
Магаданская область |
98,8 |
Забайкальский край |
97,4 |
Хабаровский край |
97,2 |
Республика Бурятия |
97,0 |
Камчатский край |
96,6 |
Еврейская авт. область |
95,3 |
Таблица 2. Индекс потребительских цен на товары и услуги, апрель 2022 г., в % к декабрю 2021 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
111,7 |
Сибирский федеральный округ |
112,5 |
Иркутская область |
112,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
109,9 |
Республика Бурятия |
112,7 |
Забайкальский край |
111,7 |
Еврейская авт. область |
111,1 |
Хабаровский край |
110,3 |
Приморский край |
110,3 |
Сахалинская область |
109,7 |
Камчатский край |
108,5 |
Амурская область |
108,4 |
Республика Саха (Якутия) |
108,0 |
Магаданская область |
106,8 |
Чукотский авт. округ |
105,4 |
Таблица 3. Среднемесячная заработная плата работников организаций, март 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
120,9 |
Сибирский федеральный округ |
123,0 |
Иркутская область |
125,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
113,4 |
Забайкальский край |
122,4 |
Республика Саха (Якутия) |
118,4 |
Республика Бурятия |
117,7 |
Магаданская область |
113,6 |
Амурская область |
113,2 |
Приморский край |
112,9 |
Чукотский авт. округ |
109,7 |
Еврейская авт. область |
109,4 |
Сахалинская область |
109,4 |
Камчатский край |
107,3 |
Хабаровский край |
106,3 |
Таблица 4. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, февраль-апрель 2022 года.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
4,1 |
74 612,8 |
Сибирский федеральный округ |
4,6 |
8 341,1 |
Иркутская область |
5,6 |
1 137,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
5,1 |
4 147,4 |
Забайкальский край |
9,6 |
509,1 |
Республика Бурятия |
7,8 |
416,6 |
Республика Саха (Якутия) |
7,1 |
500,9 |
Еврейская авт. область |
6,1 |
77,0 |
Сахалинская область |
4,9 |
271,9 |
Магаданская область |
4,8 |
83,9 |
Амурская область |
4,3 |
403,9 |
Приморский край |
3,5 |
981,7 |
Камчатский край |
3,5 |
180,5 |
Хабаровский край |
2,2 |
692,4 |
Чукотский авт. округ |
1,8 |
29,5 |
Таблица 5. Строительство жилых домов, с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства, январь-апрель 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
158,0 |
Сибирский федеральный округ |
160,0 |
Иркутская область |
115,0 |
Дальневосточный федеральный округ |
140,5 |
Магаданская область |
1070,4 |
Амурская область |
603,9 |
Забайкальский край |
291,5 |
Чукотский авт. округ |
195,8 |
Республика Саха (Якутия) |
183,0 |
Сахалинская область |
162,9 |
Камчатский край |
129,2 |
Приморский край |
116,8 |
Республика Бурятия |
100,1 |
Еврейская авт. область |
94,4 |
Хабаровский край |
77,9 |
В рамках дополнительной государственной поддержки отрасли президент В.Путин в июне поручил до 30 сентября 2022 г. увеличить предельный кэшбэк для туристических поездок в дальневосточные регионы в два раза – до 40 тыс. рублей. Ранее с инициативой об увеличении кэшбэка выступало правительство Якутии, где в том числе заявляли, что такая мера позволит легализовать туристические предприятия, работающие без патента или лицензии. В настоящее время в рамках программы можно вернуть 20% стоимости тура, но не более 20 тыс. рублей.
В целях увеличения турпотока и поддержки отрасли Ростуризм в текущем году запустил чартерные программы (туроператор Fun&Sun, на самолетах авиакомпаний iFly и «Аэрофлот») в Сахалинскую область, Камчатский край, Бурятию, Приморский край. В частности, туры на Камчатку из Москвы были запущены с 10 июня, с 2 июля будут запущены чартеры в Улан-Удэ, с 20 июля – во Владивосток, с 22 июля – в Южно-Сахалинск. В связи с этим вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев поручил Ростуризму внести изменения в постановление правительства о субсидировании чартерных авиаперевозок в части возмещения затрат после каждого выполненного рейса.
Тем временем в регионах реализуются проекты по созданию туристической инфраструктуры. Новый резидент ТОР «Горный воздух» в Сахалинской области, компания «СахСпецТорг» рассчитывает реализовать к 2023 г. проект по строительству на горнолыжном курорте в Южно-Сахалинске визит-центра и учебного склона. В визит-центре туристам будут предоставляться услуги проката инвентаря и снаряжения, предлагаться экскурсии по региону и консультации по организации отдыха на острове.
В зимний период предполагается организовать детскую горнолыжную школу. Визит-центр будет размещен у подножья горы Большевик на земельном участке площадью 600 кв. м. Он должен стать вторым основным входом в спортивно-туристический комплекс «Горный воздух». Для организации учебного склона потребуется 8,3 тыс. кв. м. Запуск комплекса намечен на лето 2023 г. Объем инвестиций в проект оценивается в 82,57 млн рублей.
В Приморье с мая началась установка оборудованных сервисом приема оплаты и сетью Wi-Fi туристических информационных киосков с данными на пяти языках (русском, английском, китайском, корейском и японском) о музеях региона, его истории, этнографии, культурных мероприятиях, гостиницах, ресторанах и кафе, общественном транспорте. Их установка осуществляется вблизи основных достопримечательностей. В частности, во Владивостоке предполагается установить 17 киосков, в Находке – шесть, в Уссурийске – пять, в Артеме – три. В 2023-24 гг. Приморский край должен получить средства на инженерную и транспортную туристическую инфраструктуру - свыше 11,5 млн рублей в 2023 г. и более 9 млн рублей в 2024 г.
Однако темпы реализации новых проектов вызывают вопросы. В Генпрокуратуре РФ выступили с критикой темпов развития туристической зоны в Иркутской области. В июне заместитель генерального прокурора РФ Д.Демешин объявил предостережение министру экономического развития и промышленности Иркутской области Н.Гершун в связи с недостаточной реализацией проектов в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала». В частности, не были достигнуты запланированные показатели деятельности по числу привлеченных резидентов, объемам произведенных инвестиций и выручки, количеству созданных рабочих мест.
Тем не менее, ОЭЗ «Ворота Байкала» все же пополняется новыми резидентами – в июне в нее были включены три компании. Так, ООО «Талисман Байкал» планирует возвести на берегу озера Байкал в Слюдянском районе пятизвездочную гостиницу на 177 номеров с рестораном, СПА-комплексом и медицинским центром. Компания «Спектр БК» рассчитывает построить в Байкальске гостиницу и коттеджи, а ООО «Планета И» намерено открыть гостиничный комплекс на 30 номеров с рестораном, конференц-залом, спорткомплексом и СПА-центром. Пока в иркутской ОЭЗ зарегистрировано 15 резидентов с общим объемом планируемых инвестиций порядка 13 млрд рублей. Кроме того, компания ООО «Под небом Байкала» (дочернее предприятие ООО «Родной туризм») рассчитывает построить глэмпинг-отель на берегу озера (в Байкальске), инвестировав 118 млн рублей.
В 2023-24 гг. Иркутская область должна получить средства на создание инженерной и транспортной инфраструктуры для туристических кластеров. В том числе предусмотрено более 84,5 млн рублей в 2023 г. и более 753 млн рублей в 2024 г. Средства субсидии будут направлены на мероприятия по строительству подъездных автомобильных дорог, причального сооружения на реке Ангара. Тем временем корпорация «Туризм.РФ» разрабатывает мастер-планы развития туризма в двух районах Иркутской области – Ольхонском и Иркутском. Речь идет о таких туристических территориях, как «Байкал-Выдрино», «Остров Ольхон», «Тальцы».
В рамках туристской территории «Тальцы» (историко-этнографический музей) в Иркутском районе в мае была завершена реконструкция объекта историко-культурного наследия – дома Шукловой, являющегося памятником деревянного зодчества конца XVIII-начала XIX вв. Из областного бюджета на реставрационные работы было направлено 4,6 млн рублей. В дальнейшем дом предполагается использовать в качестве выставочного зала музея.
В Камчатском крае предполагается реализовать ряд туристско-рекреационных проектов в рамках ТОР. При этом для развития проектов, связанных с природными достопримечательностями, требуется увеличение инвестиций в инфраструктуру. К 2027 г. в регионе планируется создать новый туристско-рекреационный центр в соответствии с принципами зеленых технологий «Обитаемая земля» (ООО «Обитаемая земля») на территории Паратунской курортно-лечебной местности с термальными источниками (Елизовский район). Для реализации проекта выбрана площадка бывшего пионерского лагеря «Золотой гектар» в селе Паратунка – в 55 км от Петропавловска-Камчатского и в 35 км от международного аэропорта.
Центр является частью проекта образовательно-научного центра зеленых технологий «Ойкумена», он будет включать базу отдыха с гостевыми домами, бассейном, глэмпингом, визит-центром, эко-фермой, кафе, а также эко-парк, пешеходные дорожки и центр переработки отходов, где туристы смогут ознакомиться с применением зеленых технологий. Объем инвестиций в проект должен составить 187,75 млн рублей. Под строительство комплекса в рамках ТОР «Камчатка» выделен земельный участок площадью около 284 тыс. кв. м.
В качестве гранта от Ростуризма Камчатский край получил более 186 млн рублей в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Средства должны быть направлены на создание новых туристических маршрутов и модульных средств размещения. В том числе 63 млн рублей будет вложено в реализацию общественных инициатив по развитию туристической инфраструктуры, 67 млн рублей – в создание кемпингов и автокемпингов, 55 млн рублей – в создание инфраструктуры. Также Камчатка получит финансирование из федерального бюджета в 2022-24 гг. на создание инженерной и транспортной инфраструктуры для туристических кластеров - в текущем году объем финансирования составит свыше 2,7 млрд рублей, в 2023 г. – 672,8 млн рублей и в 2024 г. – свыше 2,1 млрд рублей.
Следует отметить, что камчатские власти вводят плату за посещение природных парков («Быстринский», «Ключевской», «Налычево», «Южно-Камчатский») для приезжающих в регион туристов. Полученные средства предполагается направлять на развитие инфраструктуры в границах особо охраняемых природных территорий.
При этом в регионе не удалось реализовать проект по созданию еще одного туристического авиаперевозчика. В мае прекратила деятельность «Авиакомпания «Камчатка» (подконтрольна С.Бачину[1]) в связи с отказом поставить самолеты Cessna Grand Caravan EX модели 208B[2] их производителем – американской компанией Cessna Aircraft Company, в результате санкций. Договоры на поставку самолетов в лизинг на срок в 12 лет были заключены в конце 2021 г., лизингодателем являлось подконтрольное Минтрансу АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). При этом изначально стороны намеревались оформить опцион еще на девять таких воздушных судов с поставкой в 2023-27 гг.
Летом прошлого года «Камчатка» получила сертификат эксплуатанта, который давал ей право выполнять коммерческие перевозки. Парк авиакомпании насчитывал только один самолет Grand Caravan EX 208. Таким образом, лидирующие позиции на рынке туристических перевозок в крае сохраняются за местной компанией «Витязь-Аэро», возобновившей полеты весной текущего года. Авиапарк компании насчитывает более 20 вертолетов Ми-8 и Ми-2.
В регионе предполагается развивать круизный туризм. В мае Ю.Трутнев поручил Минвостокразвития подготовить предложения по изменению законодательства в целях ускоренного развития данного направления совместно с операторами круизных судов, а Минтрансу совместно с Росморречфлотом и камчатским правительством было поручено проработать вопрос создания портовой инфраструктуры для приема и обслуживания круизных судов на территории края.
Тем временем в Магаданской области группа компаний «Морской волк» реализует проект по созданию центра обслуживания маломерных судов и марины вместимостью до 90 судов в бухте Нагаева в Магадане. Площадь защищенной акватории должна составить 1,8 га. В то время как инвестор намерен обеспечить создание крытых общественных пространств (в том числе детской развлекательной зоны) и площадки для рыбаков-любителей, правительство региона займется обустройством гидротехнических сооружений, инфраструктуры, вопросами энергетического комплекса.
В Забайкальском крае дополнительную господдержку может получить туристический проект по созданию лэнд-арт парка «Тужи» в Хилокском районе (около села Укурик). Региону из федерального бюджета будет предоставлено 149,6 млн рублей на данные цели – на создание необходимой инфраструктуры и благоустройство, в том числе энергоснабжение. По поручению Ю.Трутнева содействие в развитии проекта должны оказать ПАО «РусГидро» и Минвостокразвития. Парк был открыт для посещения в августе 2021 г.[3], в текущем году начато возведение гостевых корпусов, спортивных сооружений, дома традиционной восточной медицины, а также новых арт-объектов в парке активностей «Луу» и центра креативных индустрий.
Также в рамках ТОР «Забайкалье» ООО «Здравницы Забайкалья» работает над модернизацией бальнеологического санаторно-курортного комплекса в селе Кука (в 60 км от Читы), расположенного вблизи одноименного минерального источника (в долине ручья Кислый Ключ). Вместимость обновленного комплекса должна составить 174 человека, он будет включать четыре жилых корпуса и четыре коттеджа, ресторан, реабилитационные залы, ванный комплекс, SPA-комплекс. Объем инвестиций в проект оценивается в сумму порядка 900 млн рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Партнер В.Потанина, является генеральным директором компании «Васта Дискавери», руководителем девелоперских проектов компании «Интеррос».
[2] Легкий одномоторный самолет на девять пассажирских мест.
[3] В 2020 г. в рамках «Дальневосточной субсидии» было выделено 18 млн рублей.
Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».
Забегая вперёд – своей историей, самобытностью, потенциалом и уникальностью гордится каждая дальневосточная территория и делает это по праву. Любой посетитель регионального павильона – будь то инвестор, путешественник или просто любознательный гость узнает массу интересного о истории области или края, самобытности этой земли, её промышленном, туристическом потенциале и уникальной природе. В нашем репортаже мы постарались собрать «изюм» экспозиции этого года.
Дальше пойдёшь – сломаешь шаблон. Но не сразу – потому как «добропожалование» павильона Республики Саха(Якутия) традиционное – с национальным колоритом и радушием. Да и тот, кто ждёт рассказов про алмазы тоже не ошибётся. Но главным своим козырем регион считает цифровизацию.
Чукотка тоже озадачивает комбинацией традиций и футуристичности.
Добро пожаловать в филиал Еврейской автономной области. Предмет гордости самого маленького региона ДФО – площадь ЕАО чуть больше 36 тысяч квадратных километров – железнодорожный мост в Китай.
«Это единственный межгосударственный мостовой переход через Амур. Здесь планируется построить перевалочный комплекс нефте-газохимических продуктов, который даст мощный импульс развитию области», – объясняет Светлана Шевченко начальник отдела инвестиционной политики департамента экономики правительства ЕАО.
Сахалин зовёт в будущее: самый большой стенд показывает, как столица региона Южно-Сахалинск трансформируется, стремясь стать максимально комфортным для своих жителей. Это и те объекты, что уже воплощены в камень и металл, и те, которым ещё только предстоит появиться.
Из юрты на подходе к павильону Забайкалья выглядывает девушка-лебедь. Да, она существует, и это кукла. Её создатель – заслуженный художник России, народный художник Бурятии из большой творческой семьи, которая живет в Забайкалье, в селе Укурик.
«Наше село – деревня мастеров, – рассказывает Олеся Гилязова. – Нас там несколько семей, которые занимаются промыслами и рукоделием. Мы делаем кукол, шьём унты, утварь разную, юрты производим. Конечно куклы – это особенная наша гордость. Это музейные экспонаты, они выставляются на выставках, путешествуют по миру. Вот «Девушка-лебедь» побывала в 43 странах!
Мы работаем с натуральной кожей, деревом, металлом. Всю выделку, обработку материалов делаем сами, всё по традиционным технологиями. Единственная уступка современности – это полимерная кость – специальный пластик, из которого делаются головы кукол».
«Забайкалье – признанный центр добычи полезных ископаемых. Поэтому много места в экспозиции этого года мы уделили горному делу – это и стенд Быстринского ГОКа, который обогащает руду Быстринского месторождения золота, меди и железа. И, конечно, стенд «Удоканской меди». Кроме того, в павильоне собрана информация и по другим проектам – от зернового терминала, до мастер-планов Читы и Краснокаменска», - рассказал начальник отдела инвестиционной деятельности Корпорации развития Забайкальского края Денис Стрыгин.
Кому мало рассказов о металлах в подземных кладовых, может здесь же поработать с дамасской сталью. Мастер-класс по заточке ножей из проводит здесь Академия бурятского искусства Жигжита Баясхаланова, которая входит в Международную ассоциацию бурятских оружейников. «Почему опять Бурятия, если павильон Забайкалья?», – спросит пытливый читатель. Всё просто – школа Академии находится в Агинске. Это административный центр Агинского Бурятского округа, административно-территориальной единицы с особым статусом в Забайкальском крае.
По соседству с представительством Забайкалья – павильон Амурской области. В этом году он получил необычное обрамление – конструкции из труб, которые отсылают к реализуемым в регионе крупным проектам, связанным с переработкой газа - Амурскому газоперерабатывающему заводу в районе города Свободного — одно из крупнейших предприятий в мире по переработке природного газа, и Амурскому газохимическому комплексу: его запуск запланирован на 2024 год, комплекс будет производить полиэтилен и полипропилен различных товарных марок из этана, пропана и бутана, которые будут поступать с соседнего Амурского газоперерабатывающего завода. Предполагается, что предприятие станет самым мощным по производительности в России и одним из самых больших в мире предприятий по производству базовых полимеров.
Пальму логистического первенства у Приамурья оспаривает сосед по павильону, но не по географии – Приморский край. Контейнерная тематика встречает здесь гостей ещё снаружи, внутри же предлагают углубиться в обилие проектов, так или иначе связанных с грузоперевозкой, перевалкой, доставкой и прочими нюансами логистики.
«Это и серия проектов, связанных с развитием портовой инфраструктуры, это и целая сеть мультимодальных транспортно-логистических центров в городе Артёме, - рассказывает Ксения Некрасова, сотрудник Инвестиционного Агентства Приморского края – Ещё в нашем павильоне можно узнать о том, как проходит цифровая трансформация Приморского края. Наглядный пример – система, в которой аккумулируется информация обо всех происшествиях. Она призвана помочь органам власти оперативно реагировать на всё, что угрожает или только может угрожать нормальной жизни приморцев, работе самых разных структур и организаций. Все службы – полиция, скорая, МЧС, Гидромет, ЖКХ передают сюда информацию, при этом сама система оценивает насколько широко и какие именно госструктуры необходимо оповещать».
Павильон Хабаровского края в этом году самый большой из всех. Представительство «родины китов и самолётов» получило к VIII ВЭФу пристройку, целиком и полностью, посвященную изобразительному искусству.
Зал с высоким потолком и обилием цвета полностью отдан под экспозицию Дальневосточного художественного музея. На стенах работы европейских мастеров, включая Тициана, российских и советских художников. Конечно, это репродукции, но особенные.
«Это 12 репринтных полотен, повторяющих произведения, хранящиеся в Дальневосточном художественном музее. Это полотна, специально созданные для проекта «Близкое искусство». Он существует с 2008 года и его задача просветительская: мы создаём высококачественные копии, которые помогают жителям самых удалённых уголков нашего края показать те произведения, котоыре нельзя вывезти. Вот, например, известная работа Тициана из нашего собрания – «Ревека у колодца». Чтобы переместить оригинал нужны колоссальные усилия, средства, сложная организация. Но этот проект даёт жителям наших окраин прикоснуться к большому искусству».
Один из главных брендов республики – Байкал. И не найдётся человека, который бы устоял перед презентациями его красот. Но будто этого мало, очарованному гостю павильона предлагают путешествие в мир рукоделия бурятских мастеров.
«Мы хотим, чтобы каждый гость форума смог увезти с собой частичку Бурятии, – рассказывает Олеся Кондкова, сотрудница центра «Мой бизнес». – Среди наших мастеров, мало продажников, это творческие люди, и мы помогаем им с реализацией. Всё, что вы здесь видите сделано из материалов, которые встречаются только в Бурятии. Особенно нефрит – 90% всего нефрита в России добывают в Бурятии, а белый нефрит – только у нас».
Венчает променад – вполне ожидаемо – Камчатка. В этом году здесь решили сдвинуть акценты и стереть стереотип, мол, «Камчатка – это только про туризм». Сделавший шаг за порог камчатского павильона узнает, что это место для жизни, работы и отдыха.
«Мы решили отойти от концепции «На Камчатку людей привлекает только туризм», - говорит Ирина Еременко, заместитель директора Камчатского выставочно-туристического центра – Мы показываем Камчатку через людей, которым здесь комфортно жить, мы рассказываем о мастер-плане Петропавловска-Камчатского, который, кстати, одним из первых был утверждён нашим Президентом. В эту историю можно погрузиться, посмотрев видео или презентацию. А если хочется прикоснуться к работе на Камчатке – добро пожаловать в интерактивную игру «Охотоморская путина» - в ней можно почувствовать себя капитаном траулера!»
Туризм и отдых, конечно, не забыты. Специально для тех, кто думает, что стоимость пролёта на Камчатку примерно равна цене билета на Луну, здесь установили экран с возможностью проверки авиатарифа от разных перевозчиков. И да – их можно сразу купить. А если у вас есть тёплая компания от слова «корпорация», то MICE агентство полного цикла, которое для лёгкости запоминания называется PROSTOmice, сделает вам предложение, от которого очень сложно отказаться.
Добивает своих гостей камчатский павильон бубном. В буквальном смысле. Посетителям предлагается пройти квест, балансирующий на стыке традиций и шаманизма компьютерных технологий. Вместо джойстика – настоящий бубен, который становится проводником в прошлое и настоящее Камчатки.
И ошибается тот, кто думает, что на этом прогулка по улице Дальнего Востока заканчивается. Ведь здесь и Дом сокола, и павильоны КРДВ, корпорации Туризм.РФ, Минспорта, хоккейного клуба «Адмирал», Дом коренных народов Севера с выставкой «Душа России. Север». Ах, да – и фудкорт здесь тоже есть.
Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие?
Автопутешественник в цифрах
По статистике, озвученной на сессии, 33% россиян хотя бы раз в жизни совершали поездку по стране на автомобиле, 9% опрошенных при этом катались по дорогам Дальнего Востока, 87% из них остались довольны. В целом, около трети респондентов регулярно катаются на машине в формате автотуризма, больше половины едут с семьей или компанией друзей. Комфортным автопутешественники называют поездку продолжительностью до 10 дней, остальные готовы ехать не больше тысячи километров. К преодолению больше пяти тысяч километров готовы лишь 6% опрошенных.
И тут возникает вопрос: а кого считать автопутешественниками? К примеру, если я из Хабаровска в августе поехал на побережье Японского моря, чтобы поставить там палатку или арендовать фанерный домик, намотав на счетчик более 800 км, как это летом делают тысячи дальневосточников, я попадаю в эту категорию? А если поехал за 700 км на машине в Благовещенск по делам?
Эксперты пока не готовы однозначно ответить на этот вопрос. Один из возможных критериев портрета автотуриста – это человек, едущий на машине из точки А в точку Б, который по пути или по прибытию посетил какую-либо достопримечательность: музей, выставку, природный объект.
В идеале, конечно, автотурист это тот, кто путешествует в автодоме. Об этом, кстати, мечтает 77% опрошенных – они готовы купить или арендовать автодом, при условии, что цена будет приемлемой. Но пока этот ниша для избранных – надо или сильно раскошелиться или вложить много времени и сил, и опять же денег, занимаясь постройкой автодома лично.
Открываем «Дром» - популярную площадку по продаже автомобилей и техники на Дальнем Востоке. Смотрим на цены и понимаем, что автодом – это пока далеко не для всех. Как и их аренда. Хотя эта услуга на Дальнем Востоке не представлена – самодельные жилые прицепы не в счет.
Воздушные автодома
Между тем спикер сессии, депутата Госдумы Натальи Костенко, которая в профильном комитете занимается развитием автотуризма, как раз продвигает идею аренды жилых автомобилей по прилету на восток. К примеру, семья из Москвы прилетает в Улан-Удэ, берет автодом и едет до Владивостока, исследуя макрорегион. Или приезжают в Хабаровск, откуда можно поехать и на юг, и на север, и на запад, и на Сахалин.
Помните статистику про «удобоваримый» километраж? Далеко не все согласятся ехать из центральной России на Дальний Восток на машине – пока доедешь, уже и отпуск закончится.
«От Москвы до Хабаровска семь тысяч километров – это много. А вот от Улан-Удэ до Хабаровска проехать две тысячи – это многим под силу. «Комбо» самолет-машина вполне себе вариант», – иллюстрирует свою мысль Наталья Костенко.
В словах Наталья Костенко, которая, как оказалось, даже не водит машину, меня смутили цифры: семь и две тысячи километров! Это же она считает по воздуху! По дороге на 1-1,5 тысячи больше…
В ходе обсуждения появилась интересная идея: обычный «проезжающий мимо» автомобилист может легко превратиться в автотуриста: если он зайдёт на расположенный на территории зоны отдыха туристско-информационный центр региона и узнает, о достопримечательностях по пути или в непосредственной близости от его маршрута. По такому принципу уже пошли в ряде европейских регионов, стараясь перехватить часть трафика.
Нечто подобное есть и у нас на Дальнем Востоке – на Сахалине. Там вдоль всей трассы с юга на север острова установили информационные баннеры «GoSakhalin!», на которых указаны достопримечательности, расположенные вдоль трассы с указанием километража и сложности маршрута. Нам очень помогло в поездке!
Таким маршрутом, к примеру, могла бы стать «кругосветка» из Хабаровска в Хабаровска по кольцевому маршруту: Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – автодублер БАМа – Тында – «федералка» (трасса Чита – Хабаровск) – Хабаровск. Но, состояние автодублера и отсутствие мостов через реки ставит крест на этом направлении. Как на возможности максимально близко подъехать к широко рекламируемым в последнее время Шантарским островам: из Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре до Селихино путь лежит по асфальтированной трассе, но пусть от Селихино до Николаевска-на-Амуре и поселка Многовершинный осилит уже не каждое авто, не говоря уже об автодомах или жилых модулях-прицепах. В скорое изменение ситуации не верится, тем более, что министр транспорта РФ, когда приходил с отчетом в Госдуму посетовал: денег нет на то, чтобы решить вопрос с извечными пробками на юге России, что уж тут говорить про ДВ?
Еще одно направление, о котором говорили московские гости – автотуризм в Китай. Мол, он под боком и открывает широкие перспективы. Не открывает. Не пускает КНР россиян на автомобилях к себе (приграничный город Маньчжурия – не в счет). А вот китайцы, у которых высоко развита культура автотуризма, с интересом бы проехались дальневосточными дорогами! По словам Натальи Костенко, они же готовы помочь нам в решении проблемы отсутствия арендных автодомов – продать кемперы китайского производства, ждать, что на Дальнем Востоке появятся отечественные автодома пока не приходится.
Причем, готовиться к потоку автотуристов в ДФО необходимо уже сейчас: далеко не везде есть сотовая связь. К примеру, на одной из красивейших трасс Дальнего Востока Лидога – Ванино пару сотен километров вы, возможно, будете ехать с надписью на дисплее «Мобильная сеть недоступна» - вышки сотовых операторов там работают на солнечных батареях и если погода пасмурная, то связи не будет или лишь местами.
Необходимо не только расширить точки туристического притяжения на Дальнем Востоке, но и донести их до пользователя, чтобы он знал, куда ехать и что можно увидеть, куда звонить, если случится непредвиденное. Как один из вариантов здесь – формировать турмаршруты, например, указывая актуальные данные об инфраструктуре и достопримечательностях на Яндекс.Картах, разговор с Яндексом об этом уже идет.
Перспективы есть!
Хоть и туманные, но они есть. По словам Марии Бадмацыреновой, в КРДВ сейчас сопровождают около трех тысяч различных проектов по всему Дальнем Востоку, и 60% из них направлены на развитие придорожного сервиса. В ближайшее время корпорация сформирует кейс лучших практик по автотуризму и сопутствующим направлениям, которые затем можно будет масштабировать.
О растущем интересе автомобилистов к Дальнему Востоку говорят и метаданные. Так, в МТС Travel отмечают, что Дальний Восток стал самым быстрорастущим направлением в этом году, показав динамику увеличения в два раза.
Оптимизма добавляет и то, что в Госдуме есть целая рабочая группа, которая занимается созданием концепции развития автотуризма в стране. А еще есть пилотный проект по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток.
Когда и как это заработает – увидим. Пока же основу автотуризма на Дальнем Востоке составляют сами дальневосточники, когда летом едут на пляжи Приморья – «на море», да «перегонщики», которые из-за санкций и падения рубля стали вновь, как «в нулевых» проявлять небывалый интерес к японским и корейским машинам, перегоняя их из дальневосточных портов «на запад».
По итогам прошлого года туристический поток на Дальний Восток вырос на 25% по отношению к 2021 г., составив 2,7 млн человек. Напомним, что в 2021 г. регион посетили 2,5 млн человек (на 33% больше, чем в 2020 г.). В Минэкономразвития долю регионов ДФО в туристическом потоке в РФ оценивают в 4,5%.
На сегодняшний день на территории ДФО в рамках ТОР и СПВ в сфере туризма реализуются 310 инвестпроектов. Лидируют по количеству таких проектов Приморский край (более 200), Камчатский край (около 70) и Сахалинская область (свыше 30). В числе основных препятствий для более масштабного развития туризма на Дальнем Востоке называют стоимость авиабилетов, удаленность, высокую стоимость путевок, транспортную доступность (включая качество автодорог).
Значительной популярностью пользуются природные территории, в частности, Байкальская природная территория. Следует отметить, что в 2022 г. заповедники, заказники и национальные парки вблизи озера Байкал посетили свыше 360 тыс. человек, что на 40% больше, чем годом ранее. Иркутская область при этом получает дополнительные средства на развитие туристического направления. Так в 2023-24 гг. региону из федерального бюджета будет направлено дополнительно порядка 1,6 млрд рублей на создание инженерной и транспортной инфраструктуры туристических кластеров. Ранее (в 2022 г.) уже было принято решение о выделении на данные цели 2,3 млрд рублей на 2023-24 гг. Дополнительные средства пойдут на создание централизованных сетей водоотведения по Байкальскому тракту (автодорога регионального значения «Иркутск – Листвянка», являющаяся наиболее коротким путем до озера) и строительство еще двух ведущих к Байкалу автодорог районного значения в этом же районе (Иркутский район).
Также до конца 2024 г. 1,7 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов будет направлено на строительство сетей электроснабжения, водопровода, канализации и улично-дорожной сети на территории ОЭЗ «Ворота Байкала» (основная площадка – Байкальск). На начало 2023 г. общий объем бюджетных инвестиций в эту ОЭЗ составил 1,5 млрд рублей, из них 871,8 млн рублей были направлены из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
В рамках госпрограммы «Развитие туризма» Иркутская область также получит из федерального бюджета свыше 37 млн рублей на реализацию проекта «Ледовый город. Счастье чистой воды» в Иркутске. Проект предусматривает создание в центре Иркутска к концу текущего года ледяной инфраструктуры, размещение на протяжении туристического маршрута «Зеленая линия» информационных стендов, арт-объектов, памятников и развлекательных элементов изо льда, а также иллюминации.
Следует отметить, что в 2023 г. в долине реки Снежная планируется открыть два новых модульных отеля в эко-парке «Озера на Снежной» (Слюдянский район). Так, отель «Изумрудное» на берегу одноименного озера состоит из 12 отдельно стоящих модулей, рассчитанных на один номер каждый. Отель «Папоротник» состоит из 10 модулей, рассчитанных на двухместное размещение каждый. Помимо того, предусмотрено обустройство пирса вдоль берега, спортивной и детской игровых площадок, пункта проката катамаранов. Эко-парк объединяет озера Сказка, Изумрудное, Теплое и Щучье.
При этом сохраняется риск роста антропогенной нагрузки на байкальскую экосистему. В начале марта Госдумой был принят во втором чтении законопроект о ведении предпринимательской деятельности на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Законопроект предусматривает установление правил обеспечения безопасности туризма и расторжение контрактов с инвесторами в случае несоблюдения заложенных принципов. В частности, запрещается менять границы и расположение ООПТ, вводится двойной контроль за ведением инвестиционной деятельности (как со стороны федерального органа исполнительной власти, так и главы региона). На охраняемых территориях разрешается возведение объектов некапитального строительства и инфраструктуры, таких как временные объекты бытового обслуживания и питания.
Что касается новых отелей, то под строительство гостиничного комплекса (4 звезды) были расширены границы ТОР «Якутия». Отель на 150 номеров в центре Якутска должно построить на площади 0,7 га ООО «Северная девелоперская компания «Центр». Затем его получит в управление гостиничный оператор Cosmos Hotel Group (АФК «Система»). Пока у данной компании нет отелей на Дальнем Востоке. Объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд рублей. Предполагается, что «Туризм.РФ» будет владеть не более 33% СДК «Центр», Cosmos Hotel Group – не более 15%, а доля УК «Центр» составит не менее 52%. В настоящее время УК «Центр» – единственный владелец СДК «Центр» (им владеет ГК «РИК» - «Республиканская инвестиционная компания», подконтрольная правительству Якутии).
Сохраняющейся проблемой дальневосточного туризма является дефицит специализированного технического оснащения (в том числе транспортных средств), что несет дополнительные риски для туристов. Так, очередное происшествие с туристами произошло в феврале на Сахалине, где разбился частный вертолет Robinson 44, перевозивший супружескую пару из Хабаровска (они приобрели индивидуальную экскурсию). Вертолет потерпел крушение северо-восточнее входящей в горнолыжный комплекс «Горный воздух» горы Красная (недалеко от Южно-Сахалинска). Он осуществлял вылет с посадочной площадки Оленья Горка в черте Южно-Сахалинского городского округа и следовал по направлению к горе Пик Чехова. При крушении погибли два человека (капитан и пассажирка), второй турист (супруг погибшей) выжил, но получил травмы. Основными версиями происшествия являются ошибка пилотирования и техническая неисправность воздушного судна, на фоне сложных метеоусловий (снегопад и плохая видимость при сложном рельефе). По факту крушения вертолета было возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
Тем временем на Камчатке компания «Витязь-Аэро», которой ранее временно запрещалось перевозить туристов после крупной авиакатастрофы в 2021 г. с падением вертолета Ми-8 в Курильское озеро, сообщила о планах обновления парка воздушных судов для туристических целей. Компания остается наиболее крупным игроком на рынке туристических перевозок в регионе, несмотря на устаревшую технику. Единственной альтернативой являются небольшие частные авиационные суда, которые не вполне отвечают требованиям безопасности, а также часто не обладают необходимыми лицензиями.
В январе текущего года стало известно, что «Витязь-Аэро» намерена закупить три легких многоцелевых самолета ЛМС-901 «Байкал» для туристических перевозок в регионе. Предварительный договор был заключен с АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Поставки техники запланированы на 2026-28 гг. Предполагается, что сверх штатной комплектации самолеты для Камчатки будут снабжены противообледенительной системой, метеорологическим локатором, автопилотом и дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием.
Кроме того, обновления требует инфраструктура для осуществления круизной деятельности. В 2024 г. планируется начать работы по переоборудованию научно-исследовательских судов (НИС) «Росгеологии» для туристической деятельности на Дальнем Востоке. Источники финансирования для данных работ пока не определены. Всего переоборудовать для круизов предполагается четыре научно-исследовательских судна. Кроме того, известно, что, первыми переоборудованными под туризм судами должны стать НИС «Профессор Хромов» и «Академик Шокальский», находящиеся на балансе Росгидромета. Стоимость их переоборудования предварительно оценивается в 0,5 млрд рублей. Предположительно, подрядчиком станет ПАО «Славянский судоремонтный завод» в Приморском крае.
Тем временем Сахалинская область вошла в число 18 пилотных регионов, где реализуется федеральная программа развития бесплатного школьного туризма. Ожидается, что в ней примут участие свыше 1,3 тыс. сахалинских школьников. Из федерального бюджета на данные цели региону было направлено свыше 11 млн рублей. В настоящее время для детей предлагают двухдневные туры с посещением зоопарка, аквапарка, музея истории Сахалинской железной дороги в Южно-Сахалинске, завода СПГ «Сахалин-2» в селе Пригородное Корсаковского района.
Для реализации туристических проектов в регионах используются в том числе и «дальневосточные гектары». Так, в Амурской области участники программы объединили 20 земельных участков в Свободненском районе (вблизи села Голубое) в агломерацию, где строится туристическая база «Лесная деревенька». Территория оборудована электросетями, системами видеонаблюдения, были построены гостевые домики.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.