Поделиться
Чистая планета - инвестиция в будущее
Поделиться

-

Василий Богословский, вице-президент Фонда «Чистые моря», почетный полярник России:

– Государство должно не строить заборы и придумывать новые законы, а помогать налаживать мосты между бизнесом и экологией, чтобы убедить бизнес в том, что чистая планета – это тоже выгодная инвестиция в будущее.

Сегодня в Приморье принят закон о запрете открытых угольных терминалов. То есть все новые портовые мощности, занятые углем, должны быть крытыми. Я не критикую это постановление с точки зрения его правильности. Оно, может быть, и правильно. Но даст ли это постановление экономический эффект? Никто не будет строить крытые терминалы для угля на 20 млн тонн в ближайшие 10-15 лет. Это я вам говорю ответственно.

Специалисты фонда «Чистые моря» имеют большой опыт в проведении мониторинговых и аудиторских исследований экологической ситуации в действующих портах на территории РФ и не понаслышке знакомы с экологическими проблемами, сопровождающими перевалку грузов, и в особенности пылящих грузов; имеют большой опыт устранения негативных экологических факторов, сопровождающих данный вид хозяйственной деятельности. Наши специалисты, и я сам, были практически во всех портах, где переваливается уголь. Начнем с юга: Туапсе - самый мощный, далее – Таганрог, Ейск, Усть-Луга – мощный порт на Балтике, далее – Архангельск, Мурманск, порт Восточный, Владивосток, Находка. Закрытых угольных терминалов практически нет, кроме Вентспилса в Европе. Но Вентспилс – это ограниченно связанный практически нахождением порта в городской черте. А остальные порты, как Антверпен и Роттердам, где переваливается огромное количество угля, - открытого типа.

Известно, что потенциальный вред наносится на технологических этапах погрузки и хранения сыпучих грузов. Угольная пыль образуется в процессе погрузочных операций вагон-склад и склад-судно. Однако такой вред возможно минимизировать, используя достаточно простые технологии. Эти технологии уже используются, демонстрируя свою экологическую эффективность. В проектируемых и вновь построенных угольных портах весь процесс погрузки проходит по закрытой технологической цепочке. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и на участках погрузки таких сыпучих грузов, как апатитовый концентрат и зерно.

Открытый способ применяется только на технологической стадии временного хранения угля на складе. При этом степень разноса угольной пыли ветром сводится к минимуму посредством использования современных систем пылеподавления.

На мой взгляд, идея крытых портов хороша только в условиях низких объемов перевалки и хранения. Построить склад для хранения угля для порта, переваливающего хотя бы 20 млн тонн груза в год – крайне проблематично. Инженеры меня поймут. Гигантские помещения легкой конструкции (для хранения угля) становятся источниками повышенной опасности. У таких строений большая парусность, а, значит, повышается риск обрушения при воздействии ураганных ветров и других природных явлений. Увеличивается вероятность возникновения пожаров. Кроме того, концентрация угольной пыли в закрытых помещениях взрывоопасна. Что уж говорить о финансовых издержках на подобное колоссальное строительство.

Не лучше ли сконцентрироваться на возведении современных полностью закрытых перегрузочных линиях? А дополнительные средства потратить на реальные природоохранные мероприятия? Тем более, что предприятия и без того обязаны сегодня выполнять обязательства по осуществлению текущего контроля за состоянием окружающей среды. А именно: помимо атмосферы, следить за состоянием акваторий водных объектов, за состоянием почв, животного мира, растительности, водных биологических ресурсов. Они выпускают молодь рыб, осуществляют посадку растений, оказывают финансовую помощь организациям, занимающимся сохранением исчезающих видов животных. И это существенный реальный вклад в экологию. С конкретным результатом, который мы можем увидеть и оценить уже сегодня.  

Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов