По чьей вине Приморье оказалось в ледяной ловушке?
Полторы недели прошло после того, как в Приморье выпал ледяной дождь, парализовавший жизнь региона. До сих пор в некоторых районах, в том числе во Владивостоке, наблюдаются перебои с электроснабжением и связью, с большим трудом выдерживается режим подачи тепла. За бездействие уже уволен один чиновник, представление от прокуратуры получил и глава Владивостока.
ВПЕРВЫЕ ЗА 30 ЛЕТ
За первые сутки прихода циклона в отдельных муниципалитетах Приморского края выпало от 2,5 до трех месячных норм осадков. Метеорологи зафиксировали чрезвычайно высокую толщину обледенения проводов и деревьев — до 12 мм. По словам начальника Примгидромета Бориса Кубая, подобного в регионе не наблюдали последние 30 лет.
Вечером 19 ноября слои атмосферы в регионе перемешались. В то время как у земли скопился холодный воздух с севера, сверху лил теплый дождь из циклона, пришедшего по обыкновению с юга. За ночь все поверхности покрыла прочная ледяная корка толщиной до двух см. Выглядело это одновременно красиво и угрожающе. Утром ударил мороз, который скрепил лед. На северо-восточном побережье Приморья, в диком и холодном Тернейском районе, подобные природные явления, хотя и нечасто, случаются. Люди, живущие во Владивостоке по 50 лет, утверждают — такого не было никогда.
В регионе оборвало линии электропередачи, жутко пострадали деревья, дороги стали непригодны для проезда, а многие автомобили помяты. За время прохождения циклона в городе зафиксировали 235 повреждений на проводах, не подлежат восстановлению 93 сломанные металлические опоры наружного освещения.
Сегодня Владивосток напоминает город, переживший бомбардировку: ледяные глыбы разного размера, падая сверху, разрушали все подряд, в том числе плафоны фонарей уличного освещения. Очень сильно пострадал и город-спутник столицы Приморья – Артем, где электричества не было пять суток. В обоих городах ввели режим ЧС. Затем такой режим распространили на весь регион.
К решению проблем подключили МЧС, военных, Тихоокеанский флот. Положение действительно напоминало военное: во Владивостоке работали полевые кухни, был организован подвоз питьевой и технической воды, открылись пункты временного размещения, где гражданам организовали обогрев, воду, питание и даже помощь психологов.
ПРОБЛЕМЫ С РУССКИМ
До сих пор в некоторых районах нет электричества. Остров Русский, где расположен кампус Дальневосточного федерального университета, находится фактически в изоляции. Дело в том, что ванты моста, ведущего на остров с материка, обледенели, а расположены они над самим мостом. Транспортное сообщение пришлось перекрыть, чтобы никто не пострадал от летящих льдин.
Мост на остров Русский промышленные альпинисты очищают вручную. По словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, по-другому сейчас действовать не получится — такой высокий вантовый мост еще никогда в мире не обледеневал, поэтому опыт Владивостока по борьбе со льдом на переходе — первый.
Из-за того, что транспортное сообщение с Русском приостановлено, на острове возникли – проблемы с продовольствием, а электроснабжение там полностью восстановили только 30 ноября. Студентов худо-бедно снабжают, а вот аборигенам приходится нелегко.
Хуже всего дела с восстановлением электричества обстояли в Первомайском районе Владивостока. Там несколько дней не было света и связи из-за того, что рухнули изношенные опоры ЛЭП, расположенные на Морском кладбище.
КТО ВИНОВАТ?
Сейчас мнения о том, кто виноват, разделились, однако наказания уже последовали. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко отстранил от должности руководителя административно-территориального управления острова Русский из-за безответственного отношения к своим обязанностям во время ЧС. По словам главы региона, чиновница не проводила никакой работы по организации помощи населению, на протяжении недели ее не видели и не слышали.
О бездействии властей Владивостока заявили в прокуратуре. Главе города уже внесли представление.
«Ненадлежащее содержание администрацией города объектов инженерной инфраструктуры, неактуализация перечня резервных и автономных источников электроснабжения на случай ЧС привели к несогласованным действиям оперативного штаба Владивостока и затягиванию процесса подключения объектов к коммунальным ресурсам», — заявили в краевой прокуратуре.
Там также сообщили, что муниципалитет оставил без должного внимания вопросы организации бесперебойного электроснабжения жителей острова Попова. При этом длительное время не решается вопрос строительства на островной территории объектов электроснабжения.
Руководитель Приморского отделения КПРФ и депутат Заксобрания Анатолий Долгачев сам живет в наиболее пострадавшем Первомайском районе Владивостока. Без света, воды и тепла оставался шесть суток, и считает, что в произошедшем больше всего виноваты городские чиновники и электрики, которые оказались не готовы к таким последствиям стихии.
«Кто-то сравнил ситуацию с 90-ми, но тогда отключали, а потом давали свет – хотя бы на несколько часов в сутки, а не обесточивали на неделю. В других странах к решению проблем подключили бы Национальную гвардию и всех, кого только можно, у нас справлялась почему-то только МЧС. Что касается городской администрации, я бы посоветовал (если бы это было возможно) сложить свои зарплаты и заплатить солнышку, которое на какое-то время немного растопило лед. Как работала мэрия, я ощутил не особо. Те же полевые кухни вряд ли могли сильно помочь. Губернатор проявлял больше активности и разбирался с проблемами Владивостока точечно, хотя это не его прямая задача. Энергетики же оказались просто не готовы к подобной ситуации, хотя приморский климат подразумевает, что такие катаклизмы возможны. Все-таки, Владивосток — не Сочи. И сегодня (не говорю про такую роскошь, как интернет), по-прежнему в некоторых домах Первомайского района нет электроэнергии».
Депутат краевого Заксобрания Андрей Ищенко, напротив, уверен, что благодаря совместным усилиям коммунальщиков, энергетиков, краевой и городской исполнительной и представительной ветвей власти удалось добиться результата.
«Работы на поврежденной ЛЭП вели ударными темпами. Постепенно была возобновлена подача холодной, горячей воды, отопления, на ликвидацию последствий ЧС оперативно выделили деньги. Сегодня город со светом, проблемы остались только на Русском острове. Надеюсь, все мы сделали правильные выводы и подобная ситуация больше не повторится», — отметил депутат.
ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ
На то, что ситуация патовая указывает и то, что за ней пристально следят на федеральном уровне. Премьер-министр Михаил Мишустин отправил работать на место ЧС нового главу Минвостокразвития Алексея Чекункова.
«Выводы пока делать рано, но на первый взгляд проблема в несоответствии инфраструктурного обеспечения острова Русский и тех организаций, которые ею занимаются, да и всего Владивостока. Сейчас решим кризисную проблему, потом надо системно усилить защиту инфраструктурного обеспечения Владивостока», — заявил Чекунков.
По словам министра, после возвращения в Москву он обратится к главе Минэнерго Николаю Шульгинову для улучшения качества энергоснабжения Владивостока и Приморья.
Как считает генеральный директор ЗАО «Морская инженерная компания» Юрий Рыбалкин, проблемы с энергоснабжением связаны с теми, что оно находится в частных руках, и нынешние собственники не вкладывают необходимых средств в капитальный ремонт и содержание сетей.
«Столбы, что упали, стояли без году сто лет, никто не прикасался. Металл имеет свойство ржаветь, коррозировать, конструкции истончаются», — отметил Рыбалкин.
Глава Чкаловского сельского поселения Всеволод Ию считает, что проблема заключается в отходе от советских стандартов.
«В течение десятилетия я занимался тем, что выпиливал деревья рядом с линиями электропередачи, как это и положено. Потому мое поселение пережило ЧС без проблем», — рассказал Всеволод Ию.
Член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, член Союза архитекторов России, почетный житель Приморского края Валентин Аникеев указывает, что произошел форс-мажор, поэтому искать виновных нет особого смысла.
«Такая ситуация не предусмотрена, нестандартная. Природа учит, что мы недостаточно учитываем некоторые вещи. Строительные нормы написаны кровью пострадавших», — отмечает эксперт.
По его мнению, перебоев с энергией было не избежать, за исключением объектов, которые отнесены к первой категории устойчивости — электростанций, насосных станций. В больницах обязательно должны быть дизель-генераторы, но как показала нынешняя ситуация — не везде есть такая необходимая роскошь. В итоге генераторы в Приморье везли из Москвы и соседних регионов.
Как отмечает Валентин Аникеев, при проектировании строительства объектов учитываются нормы, которые подразумевают вероятность ЧС, к примеру, затопления. Однако на практике такие нормативы учитывают, к сожалению, далеко не всегда. По мнению градостроителя, проектировщики мостов на остров Русский и через Золотой Рог заложили вероятность произошедшего во Владивостоке катаклизма – «чему показатель, что ни одна ванта не оборвалась».
Ущерб от ледяного дождя в Приморье уже превысил 290 млн рублей. Наибольший урон нанесен объектам энергетики — свыше 250 млн рублей. Сейчас сумма затрат продолжает расти. Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил, что для восстановления после циклона региону необходимо 640 млн рублей. Деньги нужны для восстановления ЛЭП, кабелей и поддерживание работы дизель-генераторов. В Кремле ущерб из-за непогоды в Приморье назвали колоссальным.
Ситуация еще раз напомнила, что сани нужно готовить летом. После ледяного дождя власти Приморья заложили в проекте бюджета на 2021 и 2022 годы дополнительное финансирование для ликвидации возможных последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Сумма составит по 100 млн рублей в год. Другие регионы ДФО, смотря на соседа, начали инвентаризацию оборудования на случай ЧС.
Константин Михайлов